Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Балашова, Юлия Станиславовна

  • Балашова, Юлия Станиславовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 205
Балашова, Юлия Станиславовна. Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Москва. 2013. 205 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Балашова, Юлия Станиславовна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1 глава. Психолого-педагогические основы формирования творчества детей старшего дошкольного возраста

1.1. Формирование творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования

1.2. Возможности народного искусства бисероплетения как традиции и возрождения совместного семейного досуга

1.3. Влияние искусства бисероплетения на интеллектуальное и сенсомоторное развитие детей

2 глава. Опытно-экспериментальная работа по формированию творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения народному искусству бисероплетения

2.1. Исследование у детей уровня развития знаний о народном декоративно-прикладном искусстве, сформированное™ творчества и ручной умелости

2.2. Содержание, этапы и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию творчества детей старшего дошкольного возраста

Заключение

Список литературы

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования»

Введение

Актуальность проблемы и темы исследования. На современном этапе уровень научного интереса к процессу формирования творческой личности возрастает. Творчество - одно из содержательных форм психической активности детей, которую ученые рассматривают как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, и как необходимый резерв для активного взаимоотношения с действительностью. Именно в дошкольный период у ребенка закладываются основы формирования личности, и осуществляется вовлечение его на данном этапе жизни в активную творческо-развивающую деятельность, что способствует развитию основных психологических процессов, сущностью которых является процесс взросления. В многочисленных исследованиях подчеркивается важность художественно-творческой деятельности, способствующей развитию ручной умелости, регуляции движения и микродвижения кистей рук, что является одним из показателей готовности ребенка к школе, а также уровня интеллектуального и сенсорного развития.

Исследования JI.A. Венгера, A.B. Запорожца, В.П. Зинченко, Н.П.

Сакулиной и др. убедительно доказывают, что одними из факторов для

развития высших психических функций у детей являются: усвоение

сенсорных эталонов (системы геометрических форм, шкалы величины,

цветового спектра, пространственной ориентировки и т.д.), а также развитие

мелкой (или ручной) моторики. Исследования Т.С. Комаровой, направленные

на определение содержания ручной умелости применительно к

дошкольникам, выявление возможности и способов ее формирования,

показали, что компонентами этой умелости являются технические навыки и

умения. Точность движений достигается путем упражнения и развития

мелкой моторики рук, формирования зрительно-моторных координаций.

Овладевая компонентами ручной умелости, дети приобретают свободу

з

движений, что положительно сказывается на формировании творчества у детей. Недостаточное сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте может привести к замедленному темпу формирования психических процессов, а в дальнейшем - к затруднениям в освоении учебной деятельности в школе.

Продуктивная деятельность, являясь одним из эффективных средств эстетического воспитания, несет в себе огромный потенциал для формирования художественно-творческих способностей детей, сенсомоторного развития, помогает ребенку познать духовный и материальный мир, что обеспечивает успешную социализацию дошкольника. Современное дошкольное образование должно быть ориентировано на создание благоприятных условий для развития творческой личности, что требует совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Анализ современного состояния теории и практики эстетического

воспитания в дошкольных образовательных учреждениях и в системе

дополнительного образования, в общеобразовательных учебных заведениях

показал, что приоритеты в детской продуктивной деятельности отданы таким

видам, как рисованию, лепке, аппликации и конструированию. Несколько

меньше обращено внимания на декоративно-прикладные виды деятельности:

вышивку, макраме, художественную керамику. И совсем редко используется

один из древних декоративно-прикладных видов народного искусства -

бисероплетение. На Руси им занимались не только взрослые, но и дети. Этот

вид искусства был семейным промыслом и возможностью совместного

времяпровождения (особенно в долгие зимние вечера), но постепенно, к

концу XIX в., этот промысел стал угасать. В последние десятилетия XX и

начало XXI вв. в обществе наблюдается рост интереса к народному

искусству бисероплетения, но, к сожалению, имеющиеся исследования и

практические наработки в этом виде деятельности чаще связывают с детьми

школьного возраста. Ограниченность материалов по психолого-

педагогическому анализу этой художественно-творческой деятельности не

4

позволяет дать развернутого представления о ее значении в формировании личности дошкольника. Между тем бисероплетение выступает как объект умственной, трудовой деятельности детей, развивает сенсорную способность, тонкую моторику рук, способствует формированию понимания красоты творчества и эмоционально-познавательному развитию. Анализ опыта работы дошкольных образовательных учреждений, изучение программ, планов учебно-воспитательной работы, анкетирование педагогов, непосредственно работающих с детьми старшего дошкольного возраста, свидетельствует, что бисероплетение, как часть народной культуры, на занятиях не используется. Вместе с тем родители, воспитатели и дети проявляют интерес к этому виду народного искусства. Педагоги положительно отвечают на вопрос, хотели бы они использовать в своей практике работы искусство бисероплетения и обучить этому детей, но не знают, как это сделать с детьми дошкольного возраста. Обусловлено это отсутствием теоретического обоснования и методического обеспечения процесса ознакомления с искусством бисероплетения и формирования творчества у детей, а также отсутствием развивающей среды (в дошкольных учреждениях недостаточно организованы творческие мастерские, уголки рукотворного мира, музеи истории предметов). Это затрудняет организацию процесса ознакомления детей с бисероплетением и лишает их возможности овладения способами действий по присвоению опыта творчества доступными для них средствами.

Таким образом, возникает ряд противоречий, а именно:

в искусство бисероплетения, которое издревле считается доступным не только взрослому, но и ребенку, не используется в практической социально-культурной деятельности с детьми дошкольного возраста;

• несмотря на то, что общеизвестна ценность данного вида искусства, влияющего на формирование личности ребенка и его творчества, оно малодоступно из-за отсутствия научно обоснованной педагогической

технологии для работы с детьми старшего дошкольного возраста;

5

• искусство бисероплетения, являясь семейной народной традицией, которая нацелена на сближение поколений, на сотворчество, на проведение совместной досуговой деятельности не применяется в дошкольных организациях как форма работы по взаимодействию с семьей, как средство организации коллективной творческой деятельности.

Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия овладения детьми искусством бисероплетения. Актуальность проблемы обучения народному искусству бисероплетения, его значимость и влияние на развитие детей определили причину выбора направления нашего исследования и обусловили тему: «Формирование художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования».

Цель исследования - научное обоснование и практическая разработка содержания, форм и методов, способствующих формированию творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения искусству бисероплетения в условиях дополнительного образования и проверка их в ходе экспериментальной работы.

Объект исследования - процесс формирования художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования.

Предмет исследования - обучение искусству бисероплетения как психолого-педагогическое условие формирования художественного творчества и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: формирование художественного творчества и развитие ручной умелости детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения народному искусству бисероплетения в условиях дополнительного образования будет осуществляться более эффективно, если:

• организовано целенаправленное вовлечете детей старшего

дошкольного возраста в художественно-творческую деятельность,

б

основанную на приобщении детей к народному искусству бисероплетения, включающую расширение кругозора, обогащение эмоционально-чувственного опыта, развитие сенсомоторной сферы и позитивного отношения к искусству через многообразные формы и методы, используемые в традиционной педагогике;

• созданы оптимальные психолого-педагогические условия (творческо-развивающая среда; педагогическое сопровождение семьи и организация совместной досуговой деятельности взрослых и детей), учитывающие возрастные и индивидуальные возможности детей 5-7 лет;

• применяется система усложняющихся творческих заданий (в рамках разработанной автором технологии) в учебно-воспитательном процессе с осуществлением контроля уровня развития ручной умелости и художественного творчества;

• организовано образовательное взаимодействие родителей и детей, направленное на возрождение народной традиции организации совместного семейного досуга.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Проанализировать философские и психолого-педагогические основы формирования творческой деятельности и сенсомоторного развития детей.

2. Определить и обосновать психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование художественного творчества и сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения искусству бисероплетения.

3. Выявить социально-педагогические возможности искусства бисероплетения как традиционного проведения совместного семейного досуга.

4. Разработать и опытно-экспериментальным путем проверить образовательно-воспитательную технологию, направленную на формирование художественного творчества и ручной умелости детей в

условиях дополнительного образования.

7

Теоретико-методологической основой исследования являются:

- труды по философии и психологии творчества (JI.C. Выготский, Т.С. Комарова, Я.А. Пономарев, C.JI. Рубинштейн, А.И. Савенков, Б.М. Теплов, А.Т. Шумилин и др.);

- исследования по теории народного искусства и его влияния на формирование личности человека, по методике и практике эстетического воспитания и художественно-творческого развития детей (Н.С. Александрова, Т.И. Бакланова, JI.B. Ершова, Т.С. Комарова, Б.Т. Лихачев, М.А. Некрасова, Н.П. Сакулина, Н.М. Сокольникова, O.A. Соломенникова, А.П. Усова, Е.А. Флерина, В.Н. Шацкая, Т.Я. Шпикалова и др.).

- психолого-педагогические исследования по проблеме сенсомоторного развития (Б.Г. Ананьев, М.М. Безруких, JI.A. Венгер, A.B. Запорожец, В.П. Зинченко, Э.Г. Пилюгина и др.).

- исследования по теории и методике социально-культурной деятельности и дополнительного образования (А.Ф. Воловик, В.А. Воловик, В.П. Голованов, М.Б. Зацепина, З.А. Каргина, O.E. Лебедев, Ю.А. Стрельцов, А.П. Шаповалова и др.).

Методы исследования:

- теоретические - изучение и анализ философской, эстетической, психолого-педагогической, культурологической, научно-методической литературы по проблеме исследования;

- эмпирические - наблюдение, изучение и анализ творческой деятельности детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях;

- обобщение педагогического опыта; социологические - беседы с родителями, педагогами, анкетирование, опрос, наблюдение;

педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный);

- статистические - статистическая обработка результатов исследования.

База исследования. Эксперимент осуществлялся в дошкольном образовательном учреждении № 9 г. Дзержинский Московской области, в ГОУ Детский сад компенсирующего вида № 1504 и ЦРДОУ № 1762 г. Москвы. В исследовании приняли участие 108 детей 5-7 лет и 89 родителей.

Исследование проводилось с 2008 г. по 2012 г. в несколько этапов.

На первом этапе (2008-2009 гг.), проблемно-аналитическом, осуществлялось изучение философской, культурологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ее теоретический анализ и обобщение; отбирался и систематизировался материал по народному искусству бисероплетения, выявлялись исходные методологические положения для постановки и формулирования проблемы исследования, объекта, предмета, цели и задач, а также рабочей гипотезы.

На втором этапе (2009-2010 гг.), поисковом, осуществлялось моделирование процесса формирования творчества детей старшего дошкольного возраста средствами искусства бисероплетения в условиях дополнительного образования; разрабатывалось содержание образовательно-воспитательной технологии по развитию ручной умелости и формированию художественного творчества детей; определялась концепция исследования, ее опытно-экспериментальная проверка.

На третьем этапе (2010-2012 гг.), проводилась опытно-экспериментальная работа, которая включала в себя проведение педагогического обследования детей (констатирующий этап), формирующего и контрольного этапов эксперимента. Их цель заключалась в апробации и оценке эффективности разработанных педагогических условий, направленных на формирование художественного творчества и развитие ручной умелости детей в процессе обучения народному искусству бисероплетения в условиях дополнительного образования. Проводился анализ и обобщение результатов проведенного исследования. Формулировались общие выводы по итогам экспериментального исследования.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Уточнены и дополнены научные положения о роли художественного творчества и ручной умелости детей старшего дошкольного возраста.

2. Определены основные психолого-педагогические возможности народного декоративно-прикладного искусства бисероплетения в формировании творчества и сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста.

3. Определены и экспериментально подтверждены психолого-педагогические условия (создание творческой развивающей среды; организация педагогического взаимодействия детей и взрослых; наличие в образовательном процессе наглядных обучающих пособий; педагогическое сопровождение семьи направленное на проведение совместной досуговой деятельности взрослых и детей), способствующие активизации и эффективному формированию творчества детей старшего дошкольного возраста.

4. Разработана и экспериментально проверена образовательно-воспитательная технология, направленная на развитие творчества детей средствами искусства бисероплетения в условиях дополнительного образования.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

• внесен вклад в теорию художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, заключающийся в обосновании значения народного искусства бисероплетения как одного из эффективных средств формирования сенсорного и творческого развития детей 5-7 лет в условиях дополнительного образования;

• теоретически обосновано использование народного искусства бисероплетения как целенаправленного процесса развития художественно-творческой деятельности ребенка, выявлено и доказано, что занятия бисероплетением расширяют кругозор, обогащают эмоционально-

чувственный опыт, способствуют развитию сенсомоторной сферы и позитивного отношения к искусству;

• теоретически обоснованы оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию творчества и культуры дошкольника, учитывающие возрастные и индивидуальные возможности детей 5-7 лет.

Практическая значимость исследования:

• разработана и научно обоснована образовательно-воспитательная технология обучения на основе народного искусства бисероплетения, направленная на формирование творчества у детей старшего дошкольного возраста, основ их культуры в условиях дополнительного образования;

• представлены научно-методические рекомендации по организационным формам работы, направленные на возрождение семейных народных традиций проведения совместной досуговой деятельности;

• разработаны показатели уровней сформированное™ творчества и ручной умелости, позволяющие педагогам корректировать педагогическую деятельность, направленную на формирование творчества детей старшего дошкольного возраста.

Материалы исследования могут быть использованы педагогами в работе со старшими дошкольниками на занятиях по развитию художественно-творческих способностей, при организации свободного времени детей, а также могут найти применение в дальнейшей разработке решения проблемы развития творчества у детей в системе дополнительного образования, в учреждениях дошкольного образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Декоративное прикладное искусство бисероплетения обладает

огромным потенциалом в развитии ручной умелости и формировании

художественного творчества детей старшего дошкольного возраста. Это, в

свою очередь, стимулирует развитие психических процессов, обогащает

эмоциональный опыт детей, способствует реализации творческой активности

11

ребенка и тем самым способствует сенсомоторному и интеллектуальному развитию.

2. Организация дополнительного образования детей в дошкольном образовательном учреждении способствует рациональному использованию досугового времени ребенка, содействует непосредственному общению и взаимодействию детей и взрослых, влияет на возрождение народной традиции проведения совместного семейного досуга.

3. Процесс развития ручной умелости детей старшего дошкольного возраста и формирования художественного творчества средствами искусства бисероплетения является результативным при использовании комплекса психолого-педагогических условий (организация развивающей творческой среды; педагогическое взаимодействия между взрослыми и детьми; наличие в образовательном процессе наглядных обучающих пособий; педагогическое сопровождение семьи и организация совместной досуговой деятельности взрослых и детей) и использовании авторской образовательно-воспитательной технологии (применение методов и приемов обучения ребенка в зависимости от его умений, степени его активности, целенаправленное воздействие педагога на развитие взаимодействия взрослого и ребенка) в условиях дополнительного образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологической базой исследования и теоретическим обоснованием проблемы, использованием взаимодополняющих методов исследования, подтверждающих их соответствие поставленным задачам, результатами математической обработки, сочетанием качественного и количественного анализа материала.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования

осуществлялось в ходе экспериментальной работы в дошкольных

учреждениях МДОУ № 9 г. Дзержинский Московской обл., в ГОУ Детский

сад компенсирующего вида № 1504 и ЦР ДОУ № 1762 г. Москвы.

Изложение основных теоретических положений и выводов диссертации

12

содержится в статьях, опубликованных в сборниках статей и изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Балашова, Юлия Станиславовна

Заключение

В исследовании показаны возможности народного искусства бисероплетения в эстетическом воспитании как средства формирования художественного творчества и развития ручной умелости детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы.

1. Проведенный в диссертации теоретический (философский, психолого-педагогический) анализ проблемы показал целесообразность знакомства детей с искусством бисероплетения как традиционного вида семейного досуга, расширяющего знания детей о народном искусстве и способствующему интеллектуально-эстетическому развитию ребенка.

2. Теоретическое исследование и экспериментальная работа позволили определить эффективность выделенных условий, при которых процесс ознакомления с искусством бисероплетения способствует эффективному сенсомоторному развитию и формированию творчества детей в декоративно-прикладной деятельности.

3. В результате исследования получены новые теоретические и научно-методологические знания о возможностях народного искусства бисероплетения, что дополняет научные сведения о взаимосвязи данного вида деятельности с интеллектуальным и сенсомоторным развитием детей, а также является средством, способствующим возрождению семейной традиции организации совместной досуговой деятельности.

4. С позиции системного подхода была разработана образовательно-воспитательная технология формирования творчества и сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста, включающая в себя содержание, методы и приемы, ситуации их использования, творческие задания в комплексе с педагогическими условиями и формами работы, направленными на взаимодействие взрослых и детей.

5. Реализация комплекса педагогических условий повысила эффективность процесса формирования творчества детей и сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, первоначально выдвинутая в нашем исследовании гипотеза подтвердилась, реализована цель, решены поставленные задачи. С помощью разработанной методики получены положительные результаты в формировании художественного творчества и развития ручной умелости, а также имеются основания для внедрения разработанной нами технологии в учебно-воспитательный процесс дошкольного образования. Проведенное исследование позволяет наметить пути дальнейшего изучения проблемы формирования художественного творчества и сенсомоторного развития в процессе обучения искусству бисероплетения, как фактора влияющего на возрождение культурно-досуговой деятельности современного поколения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Балашова, Юлия Станиславовна, 2013 год

Список литературы

1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов

ДОУ с родителями. - М.: ТЦ СФЕРА, 2009. - 128с.

2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Москва: Питер, 2011. - 394 с.

3. Актуальные направления развития внешкольного (дополнительного) образования детей в странах Восточной Европы: Обзор по Белоруссии, Казахстану, России, Украине / Под ред. A.B. Золотаревой. Прага-Ярославль: EAICY-ЯГПУ, 2010. - 140 с.

4. Александрова Н.С. Этнопедагогическая аксиология русских народных игрушек: Монография. М.: - Прометей, 1999. - 203 с.

5. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства. Художественное творчество: вопросы комплексного изучения. JL: Наука, 1983.

6. Антонова Т.В. Фольклор в музыкально-ритмическом воспитании дошкольников: Монография. М.: РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005. - 244 с.

7. Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения. М.: Культура и традиции, 1998. -350 с.

8. Ариарский М.А. Педагогика досуга: Учеб.-метод. материалы отделения педагогики досуга фак. КПР вузов культуры / Ленингр. гос. ин-т культуры им. Н.К. Крупской. - Л.: ЛГИК, 1989. Вып. 1. - 38 с.

9. Аристова У.В. Народное искусство как средство эстетического воспитания школьников: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1999. - 230 с.

10. Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир. СПб.: Детство-пресс, 2004. - 128 с.

11. Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание. - М.: Сов. художник, 1981. - С. 48-55.

12. Бакланова Т.И., Стрельцова Е.Ю. Народная художественная культура. - М.: МГУКИ, 2000г. - Стр. 35-37.

13. Балашова Ю.С. Возможности народной традиции в возрождении совместного семейного досуга // Образование и общество. - 2012. - № 2

(73).-С. 120-123.

14. Балашова Ю.С. Развитие творческих способностей детей в процессе обучения народным промыслам. // Образование и общество. - 2012. - № 3

(74).-С. 115-117.

15. Балашова Ю.С. Формирование художественного творчества и ручной умелости детей средством бисероплетения // Изобретательство. - 2013. - № З.-С. 43-^7.

16. Барышева Т.А., Жигалова Ю.А. Психолого-педагогические основы развития креативности. СПб.: СПГУТД, 2006. - 268 с.

17. Баскова Т.Н. Бисер. Уроки труда в начальной школе. Метод, пособие. -

СПб.: Партитет, 2003. - 185с.

18. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. -444 с.

19. Белов В.И. Очерки о народной эстетике. -М.: Прогресс-Плеяда, 2012. - 407 с.

20. Беляков Н.Д. Кружок «Умелые руки» в школе. -М.: Учпедгиз, 1954. - 264 с.

21. Бердяев H.A. Смысл творчества. - М.: ACT: Хранитель, 2006. - 412 с. (Философия творчества, культуры и искусства).

22. Бисерное рукоделие / Ред.-сост. Жукова О.Г. - М.: Знание, 1998. - 142 с.

23. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М., Искусство,

1971.-511 с.

24. Богомолова М.И. Сенсорное развитие детей в педагогической системе Марии Монтессори. - Ульяновск, Вектор - С, 2008. - 195 с.

25. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 318с.

26. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. - 96 с.

27. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. - Л.: Искусство, 1975. -148 с.

28. Борев Ю.Б. Эстетика. - М.: Политиздат, 1988. - 496 с.

135

29. Бочарова Н.И., Тихонов О.Г. Организация досуга детей в семье: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2001.-208 с.

30. Братухина М.Н. Устное народное творчество как средство формирования творческой активности детей 5-6 лет: Дис.... канд. пед. наук. - М, 2000. -189 с.

31. Брыкина Е.К. Формирование творчества у детей 5-7 лет в работе с разными материалами: Дис. ... канд. пед. наук. -М., 2004. - 158 с.

32. Буева Л.П. Социальная структура социалистического общества и всестороннее развитие личности. - М.: Наука, 1983. - 231 с.

33. Вагнер Т.К. О соотношении народного и самодеятельного искусства. // Проблемы

народного искусства М.: Изобразительное искусство, 1982. - С.46-55.

34. Вайнпггейн Л. Бисер наших прабабушек // Декоративное искусство СССР. -1989,-№4.-С. 48.

35. Василенко В.М. Народное искусство: Избранные труды о народном творчестве X - XX веков. - М.: Советский художник, 1974. - 294 с.

36. Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. - М.: Просвещение, 1988. - 336 с.

37. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.: Просвещение, 1988. - 240 с.

38. Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный Детский сад. -М.: ПБ Голос труда, 1923.-102 с.

39. Ветрова И.Б. Формирование художественно-образного мышления в процессе композиционной деятельности будущего педагога изобразительного искусства: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2004. - 35 с.

40. Виноградов Г.С. Народная педагогика. - Иркутск: ВСОРГ, 1926. - 66 с.

41. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество / Под ред. Шпикаловой Т.Я., Поровской Г.А. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-212 с.

42. Волкова А.И. Психология общения. - Ростов на Дону: Феникс, 2007. - 447 с.

43. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Под ред. И.Т. Огородникова. - Чебоксары: Чебоксарское книжное изд-во, 1974. - 376 с.

44. Волобуева Л.М. Дошкольник в системе дополнительного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2006. - № 5. - С. 102-108.

45. Воловик А.Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга: Учебник. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. - 240 с.

46. Воронцова А.С. Бисер. От азов - к мастерству. М.: ИКТЦ «Лада», 2007. -128 с.

47. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / Под ред. ГЦурковой Н. Е. - М.: Новая школа, 1998. - 205 с.

48. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.:

Союз, 1997.-97 с.

49. Гадаева Ю.В. Бисероплетение: цепочки и фенечки. - СПб.: КОРОНА принт, 1998.-64 с.

50. Гладилина И.П., Жиркова М.В., Михно О.С. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования: Учеб. пособие. -М.: Коллаж, 2008. - 96 с.

51. Голованова Н.Ф. Воспитательное пространство продленного дня. - СПб.: Детство-пресс, 2002. - 154с.

52. Голованов В.П. Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях. М.: Школьная книга, 2001. - С. 36.

53. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образ. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 239 с.

54. Горский В.А. Содержание деятельности методиста учреждения дополнительного образования детей по организации взаимодействия и

преемственности формального и неформального образования. - Москва; Киров: Изд-во Вятского гос. гуманитарного ун-та, 2012.-121с.

55. Горский В.А. Концепция дополнительного образования детей // Внешкольник. - 1996. - № 1. - С. 6-12.

56. Грибовская A.A. Воспитание творческой активности у детей 4-7 лет средствами народного декоративного искусства: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.-М., 1988.-16 с.

57. Грузенберг С.О. Гений и творчество: основы теории и психологии творчества. M.: URSS, 2009. - 253 с.

58. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. - JL, Наука, 1967. - 319 с.

59. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. - 239 с.

60. Добринская Е.И. Свободное время и развитие личности. - Л.: Ленингр. орг. об-ва «Знание» РСФСР, 1983. - 32 с.

61. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. O.E. Лебедева. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-256 с.

62. Дрезнина М.Г., Куревина O.A. Навстречу друг другу. (Программа совместной художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста). - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 248 с.

63. Дыбина О.В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2002.-437 с.

64. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова H.H. Дополнительное образование детей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - С. 254-257.

65. Ершова Л.В. Становление непрерывной системы этнохудожественного образования в России: теория и практика: Автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. -М., 2006. - 42 с.

66. Жарков А.Д., Жаркова Л.С., Чижикова В.М. Культурно-досуговая

деятельность: теория, практика и методика научных исследований: Учеб.

138

77. Золотарева A.B., Мухамедьярова H.A. Мониторинг результатов деятельности учреждения дополнительного образования детей. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. - 186 с.

78. Золотарева Е. Н. Подарки из бисера. -М.: Айрис-пресс, 2010. - 174 с.

79. Золотников В.Г. Художественное творчество как особый вид эстетической деятельности // Эстетическая деятельность в социалистическом обществе / Ин-т философии АН СССР. - М.: Искусство, 1986. - С. 97-128.

80. Иванченко В.Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы. - Ростов н/Д: Учитель, 2007. - 256 с.

81. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. - М.: Учпедгиз, 1961. - 224 с.

82. Игнатьев Е.И. Воображение и его роль в творческой деятельности человека. -М.: Знание, 1968.- 147 с.

83. Игнатьева A.B. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования на примере изготовления мягкой игрушки: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М., 1999. -16 с.

84. Итс Р.Ф. Очерки истории Древнего Востока. - Москва, ГУПИ Министерства просвещения РСФСР, 1956. - 276 с.

85. Кавера В.А. Детское художественное творчество как средство эмоционального развития ребенка: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2005.-20 с.

86. Каган М.С. Эстетическое и художественное воспитание в социалистическом обществе. - JI.: Знание, 1984. - 145 с.

87. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 255 с.

88.Каргин А.С. Народное художественное творчество: Структура, формы, свойства. -М.: Музыка, 1990. - 143 с.

89. Каргина ЗА Организация дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения. Сер. «Дополнительное образование детей: мастерство и творчество». Сб. № 6. - М: СОУО ДОгМ, 2008. -128 с.

90. Каргина З.А. Практическое пособие для педагогов дополнительного образования. М.: Школьная пресса, 2006. - 96 с.

91. Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 320 с.

92. Кизимова С.П. Вечно живое искусство народных умельцев. Белые берега: Белобережье, 2006. - 299 с.

93. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М.: Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 2004. - 539 с.

94. Киселева Т.Г. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995. -136 с.

95. Кислицина Т.Г. Русская семья: праздники и традиции. - М.: Белый город, 2008. - 295 с.

96. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа: Учеб.- метод, пособие. Изд. 2, перераб. и доп. СПб.: Детство-Пресс, 1988. - 300 с.

97. Коваль М.Б. Воспитательная деятельность внешкольных учреждений. - М.: АПН СССР, 1986. - 104с.

98. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и

творчество. -М.: Педагогика, 1990. - 142 с.

99. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 160 с.

100. Комарова Т.С. Дошкольный возраст: проблема развитая художественно-творческих способностей // Дошкольное воспитание. -1998. - № 10. - С. 65-67.

101. Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. Преемственность в формировании художественного творчества в детском саду и начальной школе. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 160 с.

102. Комарова Т.С., Зацепина М. Б. Художественная культура: Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет. - М.: АРКТИ, 2003. - 95 с.

103. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М.: Мнемозина, 1995. - 160 с.

104. Комарова Т.С., Антонова A.B., Зацепина М.Б. Программа эстетического

воспитания детей 2-7 лет «Красота. Радость. Творчество». - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 128 с.

105. Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех главнейших предметов в мире и действия в жизни. Том 3. -Москва, ГУПИ Наркомпросса РСФСР, 1941. - 352 с.

106. Конович A.A. Театрализация в празднично-обрядовой культуре: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Л., 1991. - 40 с.

107. Кудрявцев В.Т., Урмурзина Б.Г. Творческий потенциал дошкольника: природа и структура. - М.: Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева, 2002. - 150 с.

108. Куланина И.Н. Интеграция предметов эстетического цикла как средство развития творческого воображения младших школьников: Монография. -М.: РИЦ МГТУ им. М.А. Шолохова, 2008. - 229 с.

109. Лабунская Г.В. Детские кружки вышивки. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950.-48 с.

110. Лебедева И.Б. Формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами народной культуры в учреждениях дополнительного образования детей: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2006. - 34 с.

111. Лезин Б.А. Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, типография «Мирный труд» , 1911. - 432 с.

112. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика,

1981.-185 с.

113. Лилов А. Природа художественного творчества. - М.: Искусство, 1981-С. 91.

114. Литвинец Э.Н. Забытое искусство (О бисере). - М.: Знание, 1992. - 143с.

115. Литвинец Э.Н. Изготовление украшений из бисера и стекляруса. - М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1984. - 64 с.

116. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. Самара: СИУ, 1997. - 84 с.

117. Лихачев Б.Т. Основные принципы и задачи эстетического воспитания. -М.: Педагогика, 1975. - 218 с.

118. Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. - М.; ТЦ СФЕРА, 2008. - 96 с.

119. Ляукина М.В. Бисер: низание, ткачество, плетение, вышивка, вязание, выкладка по воску. - М.: АСТ-Пресс, 2010. - 279 с.

120. Мазок H.H. Кружок переплетного дела. - М.: Просвещение, 1982. - 96 с.

121. Макаренко A.C. Избранные педагогические произведения: статьи, лекции, выступления. - Москва, Учпедгиз, 1946. - 303с.

122. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. - М.: Просвещение, 1983. - 159 с.

123. Максютин М.Ф. Педагогические ресурсы досуга. - Казань, Медицина, 1996. - 140 с.

124. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. - М.: М111И, 2012. - 50 с.

125. Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: Пособие для учителей спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2009. - 160 с.

126. Моисенко Е., Фалеева В. Бисер и стеклярус в России XVIII - начало XX века. - Л.: Художник РСФСР, 1990. - 256 с.

127. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. - М.: Просвещение, 1983. - 176 с.

128. Монтессори М. Дом ребенка: метод научной педагогики. - Москва:

Астрель: ACT, 2006. - 269 с.

129. Мурзаков О.Г., Маслов А.Б. Что нужно знать педагогу об авторской программе: методический комментарий // Дополнительное образование и воспитание. - 2006. - № 2. - С. 12-16.

130. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Педагогика, 1981. - 240 с.

131. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. - М.:

Педагогическое общество России, 1997. - 208 с.

132. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Вып. 4. / Отв. ред. Б.Н. Путилов, Г. Штробах. - М.: Наука, 1991. С. 5 - 19.

133. Народные мастера. Традиции и школы / Под ред. М.А. Некрасовой. - М.: Academia, 2006. -431с.

134. Негматова A.M. Кружковая деятельность в группах продленного дня как средство всестороннего развития младших школьников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1991. - 18 с.

135. Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре, XX-XXI век. - М.: Коллекция, 2003. - 254 с.

136. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 343 с.

137. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. - М., 1983. - С. 5-6.

138. Немов P.C. Психология. - М.: Просвещение, 1990. - 301с.

139. Николаева Е.И. Психология детского творчества. - СПб.: Речь, 2006. - 220 с.

140. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля. -М; Дрофа, 1997. - 56 с.

141. Обучение и развитие / Под ред. JI.B. Занкова. - М.: Педагогика, 1975. - 256 с.

142. Организационно-педагогические основы развития учреждений дополнительного образования детей / А.Б. Фомина, В.П. Голованов, JI.H. Буйлова и др. М.: 1998. - 86 с.

143. Орлов Г.П. Свободное время и личность. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во,1983. - 175 с.

144. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. H. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-304 с.

145. Павлова Т А. Диагностика готовности ребенка к школе. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 105 с.

146. Панкеев И. А. Обычаи и традиции русского народа. - М. : Олимп, 2008. - 539 с.

147. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в

школу: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Т.С. Комаровой, O.A. Соломенниковой. -М.: Мозаика-синтез, 2011. - 96 с.

148. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. - М.: Просвещение, 1983.-96 с.

149. Пинкевич А.П. Педагогика. Т. 2. М.: Работник просвещения, 1925. - 183 с.

150. Полонский В.П. Сознание и творчество. - JI. : Изд-во писателей, 1934.212с.

151. Полунина В.Н. Искусство и дети. - М.: Просвещение, 1982. - 189 с.

152. Пономарёв Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. - 302 с.

153. Попова Т.С. Перспективная модель организации деятельности современного детского сада и учреждений дополнительного образования. // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2006. -№ 5. - С. 68-77.

154. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. - М.:

Знание, 1984. - 144 с.

155. Психология социальной работы / Под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240с.

156. Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983. - 448 с.

157. Пышьева Н.С. Развитие творческой активности старших дошкольников в процессе ручного труда: Автореф. дис. .. .канд. пед. наук. - М., 2009. - 20 с.

158. Пьянкова Н.В. Особенности воображения младших школьников в творческой деятельности: Автореф. дис. ...канд. псих. наук. -М., 1978.

159. Развитие социально-педагогической функций учреждения дополнительного образования детей / Фомина А.Б., Голованов В.П., Буйлова JI.H. и др. - М.: Ассоциация социальных педагогов и социальных работников РФ, 1998. - 124 с.

160. Разина Т.М. О профессионализме народного искусства: Специфика прикл. искусства. Эстет, природа ремесла. Нар. искусство и худож. промыслы. Самодеят. творчество. -М.: Сов. художник, 1985. - 190 с.

161. Родари Дж. Грамматика фантазии. - М.: Прогресс, 1990. - 212 с.

162. Рубенпггейн C.J1. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999. - 712 с.

163. Рукавишников Е.В., Е.С. Антонов, C.B. Апёнов. Использование психолого-педагогической диагностики для оценки творческого развития детей // Дополнительное образование и воспитание. - 2006. - № 2. - С. 38-42.

164. Рукотворная О. Бисероплетение: Учеб. пособие для заочного обучения по курсу «Бисероплетение». - М.: Рукотворец, 1996. - 57 с.

165. Рындина O.A. Хореография как средство эстетического воспитания детей в условиях дополнительного образования (теоретический аспект): Монография. - М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2007. - 100 с.

166. Рыбникова О.П. Развитие креативности детей дошкольного возраста в студии эстетического воспитания: Дис.... канд. пед. наук. - СПБ, 2004. -185 с.

167. Рюмина ЮЛ Педагогическая технология формирования творческой активности в процессе интеграции различных видов деятельности детей дошкольного возраста: Автореф. дис.... кацд. пед. наук. - Екатеринбург, 2003. - 23 с.

168. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. -М.: Пед. общество России, 1999. - 220 с.

169. Сазонова Т.В. Развитие креативности школьников в системе дополнительного образования средствами народных промыслов: На примере бисерных промыслов: Автореф. дис.... канд. пед наук: Тамбов, 2005. - 21 с.

170. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. - М.: Просвещение, 1982. - 208 с.

171. Сенсомотроное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному

146

искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений /. Сост. Безруких М.М. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с.

172. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль, Академия развития, 1997. - 192 с.

173. Соколова И.Ю. Индивидуализация процесса обучения дошкольников в условиях дополнительного образования // Психология обучения. - 2007. - № 7.-С. 57-63.

174. Соколов Э.В. Свободное время - общественное богатство. - Л.: Об-во «Знание» РСФСР, Ленингр. орг. 1980. - 20 с.

175. Соломенникова O.A. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 167 с.

176. Стрельцов Ю.А. Социальная педагогика досуга. - М.: МГУК, 1996. - С. 48.

177. Струмилин С.Г. К вопросу о классификации труда. // История советской психологии труда 20-30 годы XX века. / ред. В.П. Зинченко, В.М. Мунинов, О.Г. Носкова. - Москва: Издательство Московского университета, 1983. - С. 104-113.

178. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, Рад школа, 1981. - 382 с.

179. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания

// Вопросы художественного воспитания. - 1947. - Вып. 2. - С. -17.

180. Терский В.Н., Кель О.С. Игра. Творчество. Жизнь // Организация досуга школьников. М.: Просвещение, 1966. - С. 74.

181. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба... Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. -СПб.: Детство-пресс, 2000. - 208 с.

182. Трио дин В.Е. Организация и методика работы клубных объединений. -М.: ВППЖ, 1982.-116 с.

183. Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. - М.: Сов. Россия, 1984. -150 с.

184. Триодин В Е. Клуб и свободное время. - М.: Профиздат, 1982. - 135 с.

185. Трубникова Л.А. Декоративно-прикладное искусство в системе средств

147

эстетического воспитания учащихся в воскресной художественной школе: Автореф.дис. ... канд. пед. наук. -Ростов-н/Д, 1996. -24 с.

186. Тульчинский Г.Л. Планирование деятельности культурно-просветительских учреждений. JL: ЛГИК, 1983. - 84 с.

187. Тютюнник В.И. Начальный этап развития субъекта творческого труда: оптимистическая теория личности - Москва: Российское психологическое общество, 2003. - 256 с.

188. Уоллес Г. Стадии решения мыслительной задачи. // Психология мышления: хрестоматия. - Москва, ACT: Астрель, 2008. - 672 с.

189. Усова А.П. Русское народное творчество в детскому саду. - М.: Просвещение, 1972. - 78 с.

190. Ушинский К.Д. Воспитание и характер. Какую роль играет народность в

воспитании? // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 12. - С. 58-61.

191. Ухабина Е.П. Воспитатели и дополнительные специалисты: возможности интеграции // Вести. Ун-та Рос. акад. образования. - 1998. - № 2. - С. 21-26.

192. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА, 1999. - 576 с.

193. Флёрина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Под ред. В.Н. Щацкой. - М.: Изд-во Академии наук РСФСР, 1961. - 333 с.

194. Фребель Ф. Педагогические сочинения. Том 1: Воспитание человека. -М.: Книгоиздательство К.И. Тихомирова, 1913. - 359 с.

195. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. -

М.: Просвещение, 1984. - 112 с.

196. Художественно-эстетическая деятельность как основа всестороннего воспитания ребенка. Монография / Под общ. ред. Комаровой Т.С., Зацепиной М.Б. - М.: РИЦ МГТУ им. М.А. Шолохова, 2011. - 251 с.

197. Червяков А.Ф. Шитье бисером и стеклярусом // Русское декоративное

искусство. - М., 1965. - С. 178-184.

198. Черкасова Н.В. Закономерности развития искусства народных художественных промыслов. - М.: НИИХП, 1991. - 149 с.

199. Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности. -М.: МГИК, 1991. - 142 с.

200. Чичеров В.И. Русское народное творчество. - М.: Издательство Московского университета, 1959. - 528 с.

201. ЧумичеваРМ Управление дошкольным образованием. -М: Академия, 2011. - 394 с.

202. Чумичева P.M. Ребенок в мире культуры. - Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. - 558 с.

203. Шаповалова А.П. Культурно-досуговая деятельность старших дошкольников. - Волгоград: Учитель, 2009. - 202 с.

204. Шацкая В.Н. Эстетическое воспитание детей в семье // Художественное воспитание советского школьника. - М.: Знание, 1954. - 24 с.

205. Щетинская А.Н. Теория и практика современного дополнительного образования детей. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. - 401 с.

206. Шпикалова Т.Я. Волшебный мир народного творчества. - М.: Просвещение, 2012. - 79 с.

207. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. - М.: Просвещение, 1979. - 257 с.

208. Шпикалова Т.Я. Актуальные проблемы разработки системы воспитания и освоения подрастающим поколениям народного искусства и традиционной культуры России. - Шуя, 2004. - 268 с.

209. Шумилин А. Т. Проблемы теории творчества. - М.: Высш. шк., 1989. -141 с.

210. Щуркова Н.Е. За гранью урока (о внеклассной работе со школьниками). -М.:ЦГЛ, 2004.-183 с.

211. Эльконин Д.Б. Детская психология: (развитие ребенка от рождения до семи лет). - М.: Учпедгиз, 1960. - 327 с.

212. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. А.Д. Кошелевой. - М.: Academia, 2003. - 166 с.

213. Энгельмейер П.К. Теория творчества. - СПб.: Образование, 1910. - 208 с.

214. Эстетика: Словарь / Под ред. A.A. Беляева и др. - М.: Политиздат, 1989. - 445 с.

215. Эстетическое воспитание в детском с саду / Под ред. H.A. Ветлугиной. -

М.: Просвещение, 1985. - 207 с.

216. ЮроваЕ.С. Старинные русские изделия из бисера. - М.: Истоки, 1995. - 200 с.

217. ЮроваЕ.С. Эпоха бисера в России. -М.: Интербук-бизнес, 2003. - 167 с.

218. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Самар. ун-т, 1995. - 328 с.

219. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - М.: Искусство, 1964.-86 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.