Формирование художественного мышления учащихся средней общеобразовательной школы на уроках рисования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Джартыбаева, Жамила Джайбуловна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 185
Оглавление диссертации кандидат наук Джартыбаева, Жамила Джайбуловна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I. Теоретический аспект проблемы формирования художественного мышления в изобразительном искусстве...
1.1 Философско-психологические аспекты формирования творческого мышления детей
1.2 Психолого-педагогические основы развития творческого мышления учащихся средней общеобразовательной школы
1.3 Исторический аспект методики обучения рисованию как науки.
1.4 Методы, приемы и условия формирования у учащихся художественного мышления
II. Опытно-экспериментальная проверка эффективности развития художественного мышления учащихся в процессе рисования с натуры
2.1 Формирование творческого мышления учащихся как педагогическая проблема
2.2 Характеристика и уровень развития художественного мышления
2.3 Особенности мыслительной деятельности и развития художественного мышления учащихся 5-6 классов на уроках изобразительного искусства
2.4 Исследование и рекомендации по развитию художественного мышления учащихся в процессе рисования с натуры
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
3-11 12-82
12-38
39-60 61-71
71-82
83-132
83-98 98-106
106-122
122-132 133-137 138-146 147-185
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Педагогическое руководство развитием зрительной памяти у учащихся 1-4 классов в процессе обучения изобразительному искусству1996 год, кандидат педагогических наук Сазонова, Екатерина Ивановна
Инновационные технологии дифференцированного и индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей младших школьников2010 год, доктор педагогических наук Горбунова, Галина Александровна
Формирование художественной культуры школьников в процессе освоения искусства декоративной росписи: На примере народных промыслов России2005 год, доктор педагогических наук Бадаев, Вячеслав Семенович
Формирование художественного образа в академическом рисунке портрета: На примере использования выразительных возможностей мягких графических материалов в системе подготовки художника-педагога2005 год, кандидат педагогических наук Макарова, Ксения Викторовна
Совершенствование изобразительной деятельности младших школьников2002 год, кандидат педагогических наук Гизатуллина, Айгуль Габиденовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование художественного мышления учащихся средней общеобразовательной школы на уроках рисования»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Формирование творческого мышления учащихся является одной из приоритетных задач современного образования. Это обусловлено общественными потребностями в накоплении интеллектуально-творческого потенциала, с помощью которого общество сможет выйти на новые рубежи развития, так как только яркие творческие решения помогут найти выход из сложного переплетения экономических, политических и социальных проблем.
В Послании Президента РК народу Казахстана 18 февраля 2005 год «Страна, не умеющая развивать знания, в XXI веке обречена на провал. Мы должны сформировать кадровый задел для высокотехнологических и наукоемких производств будущего. Задача казахстанских вузов - предоставлять образование на уровне мировых стандартов, а дипломы ведущих из них должны быть признаваемы в мире. ...Но все начинается со школы. Поэтому с 2008 года мы должны перейти на 12-летнее общее среднее образование, повысить профессиональный уровень педагогов, качество учебников и образовательных программ» [97].
В Казахстане за последнее время сделано много в области совершенствования общеобразовательной системы. Утвержден стандарт общего среднего образования, приближенный к мировому уровню и составлены проекты стандартов высшего профессионального образования. В соответствии с требованиями нового стандарта, в образовательной системе представлена область «Искусство». Парламентом Республики Казахстан принят Закон «Об образовании», который определяет в числе приоритетных задач — развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование привычных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности, а также приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры. В разделе организации учебно-воспитательного процесса, предусмотрено, что для
апробации новых технологий обучения, внедрения нового содержания могут разрабатываться образовательные программы, реализуемые в режиме эксперимента в организации образования.
Тем не менее, современная эпоха выдвигает ряд неотложных задач в области духовно-нравственного развития общества, которые требуют безотлагательного решения вопроса творческого роста учащихся в средних общеобразовательных школах.
Перед Республикой Казахстан стоит проблема переосмысления задач, стоящих перед высшей и общеобразовательной школой. Особенно той части общеобразовательной системы, где рассматриваются вопросы духовно-эстетического и творческого развития личности.
Детское творчество как основное свойство духовности является мощным фактором, противостоящим деструктивным общественным явлениям. В условиях интенсивного накопления знаний и ограниченности возможности их переработки индивидом педагогическая наука переориентировалась с идеи всестороннего развития личности на идею развития способностей к самореализации личности, учитывая, что возросла потребность личности в творческой самореализации. Но только часть педагогов видит в учащихся личность, способную самостоятельно принимать неординарные решения, что подтверждают исследования К. ААбульхановой-Славской, В.А.Елисеевой и др. Проблема формирования творческого мышления приобретает особую актуальность, когда ставится цель образования - воспитать поколение, способное преодолеть инерцию социально-экономического развития, создать условия для реализации творческого потенциала граждан. В.П. Беспалько, В.Я.Ляудис, Л.М.Фридман, и др. отмечают, что возросла потребность практики образования как культурного творческого развития саморазвитием. Актуализируется проблема устранения противоречий, между возрастающими потребностями личности в творческой самодетерминации и сложившимися педагогическими условиями, препятствующими творческому росту личности в процессе рисования с натуры на уроках изобразительного искусства, что
обусловило выбор темы исследования «Формирование художественного мышления учащихся средней общеобразовательной школы на уроках рисования».
Анализ психолого-педагогических и философских исследований художественного мышления учащихся показывает, что интерес к этим проблемам не ослабевает на протяжении многих десятилетий.
В связи с вышеизложенным особое значение в нашем исследовании приобретают работы ведущих ученых, раскрывающие общетеоретические и методические аспекты данной проблемы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ посвящены исследования М.Х.Балтабаева, А.А.Калыбековой, К.К.Болатбаева, С.К.Калиева, К.Б.Жарикбаева, С.А.Узакбаевой.
Проблемам развития психической деятельности посвящены фундаментальные теоретические исследования (JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, У. Джеймс, Д. Дьюи, Р. Кершенштейнер А.Р. Лурия,
A.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Л.С. Рубинштейн, В. Штерн, Д.Б. Эльконин, и др.).
Благодаря специальным психологическим исследованиям Е.И. Игнатьева и
B.C. Мухиной были детально раскрыты особенности детской изобразительной деятельности. В результате этих исследований неоспоримо установлены знаковая природа детского творчества и зависимость его развития от обучения. Однако в связи с ориентацией на «производственную» модель деятельности цель обучения была определена как преодоление этой знаковой природы, вытеснение детского рисунка-рассказа рисованием с натуры.
Наибольший интерес представляют труды и работы педагогов, посвященные художественному образованию и эстетическому воспитанию школьников (Ростовцев H.H., Кузин B.C., Шорохов Е.В., Лебедко В.К., Козлов В.И., Ералин К.Е., Козыбаков М.Ж., Амиргазин К.А., Сманов И.С., Кемешев Д.А., Булатов С.С., А.Л.Павловский., К.Амиргазин., Е.Асылханов., Жолдасбекова С.А., Танирбергенов М.Ж., Матаева С.Р., и др.) а также труды таджикских ученых как М.Лутфуллоев, Ф.Шарифзода, И.Х.Каримова,
С.И.Сулейманов, О.А.Исломов, Мирзоев С. о формировании творческой личности, Дадобоев М.Н. о формировании творческих способностей студентов и Джураева М.К. по проблеме формирования творческих способностей учащихся на кружковых занятиях.
Целенаправленные занятия по формированию художественного мышления в изобразительном искусстве, приучают учащихся ориентироваться в окружающем мире. Он учится выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей. Поэтому изучение данной проблемы имеет теоретическое значение.
Способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития ребенка, развития его познавательной деятельности. Познание начинается с отражения мозгом реальной действительности в ощущениях и восприятиях, которые составляют чувственную основу мышления. О художественном мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии с ними.
Так как мышление - высшая форма отражения мозгом окружения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный процесс познания мира, свойственный только человеку, то очень важно развивать и исследовать развития мышления у детей на всем этапе обучения их в школе. В процессе обучения в школе совершенствуется, и способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Суждения школьника развиваются постепенно от простых форм к сложным, по мере овладения знаниями и более сложными грамматическими формами речи.
К подросткам приходит умение правильно рассуждать, обосновывать и доказывать то или иное положение более или менее уверенно и правильно. И особенно интенсивно способность к рассуждению и доказательству, абстрактное мышление начинают развиваться с изучением широкого круга общеобразовательных предметов также в подростковом возрасте, поэтому данная тема представляет особый интерес для нашего исследования.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий на развитие художественного мышления в процессе рисования с натуры как основного фактора развития художественного мышления и творческого роста учащихся 56 классов в средней общеобразовательной школы.
Цель исследования определяет основные направления работы.
изучить философско-психологические аспекты формирования творческого мышления детей.
выявить педагогические условия и принципы в развитии художественного мышления учащихся.
- выявить особенности и диагностику развития художественного мышления учащихся 5-6 классов на уроках рисования с натуры.
Объект исследования — процесс развития художественного мышления школьников на уроках рисования с натуры; художественное обучение и воспитание по изобразительному искусству.
Предмет исследования - совершенствование методики формирование творческого мышления учащихся 5-6 классов средней общеобразовательной школы в процессе рисования с натуры.
Анализ философской и психолого-педагогической литературы, определение цели, объекта и предмета исследования позволили сформулировать следующую гипотезу. Процесс формирования творческого мышления учащихся будет протекать успешно в контексте целостного развития личности, если будет обеспечено:
- внедрение технологий развивающего обучения с использованием творческих задач и стимулирующих творческое развитие учащихся средств;
- компетентность педагогов в воспитании творческой, одаренной личности с учетом ее возрастных индивидуальностей.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования: 1. Определить уровень разработанности данной проблемы педагогической наукой
2. Используя современные методы диагностики, определить уровни развития творческого мышления учащихся 5-6 классов.
3. Рассмотреть мышление как один из познавательных процессов личности.
4. Определить особенности развития и диагностики мышления у детей 11-12 лет.
5. Теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние уроков рисования с натуры на формирование творческого мышления, творческий рост личности.
6. На основе опытно-экспериментальных исследований выработать рекомендации по формированию творческого мышления учащихся в процессе рисования с натуры
7. Раскрытие психолого-педагогических особенностей обучения и эстетического воспитания школьников в процессе обучения изобразительному искусству на уроках рисования с натуры в Казахстане.
8. Установление возрастных и индивидуальных закономерностей художественно-творческого развития мышления учащихся 5-6 классов в процессе обучения изобразительному искусству в школах ;
9. Разработка и экспериментальная проверка эффективности проведения уроков изобразительного искусства в школе.
Методы исследования — изучение научных источников: общих и специальных психологических, педагогических работ; организационные методы: изучение степени развития художественного мышления учащихся; наблюдение, эксперимент. Метод научного познания - способ добывания, выявление достоверных, убедительных фактов о реальной действительности, знаний между существующих между явлениями связях и зависимостях, о закономерных тенденциях их развития, способ обобщения добытых сведений и их оценки. Теоретическое исследование и его методы - анализ оценка, приведение в систему эмпирического обобщенного материала с позиций определенного мировоззрения.
Ведущая идея: процесс рисования с натуры должна стать одним из ведущих принципов в содержании учебно-воспитательного процесса на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе; формирование творческого мышления учащихся средствами воспитания и обучения изобразительному искусству; активизация процесса художественного мышления, связанного с избирательностью, направленностью познавательного интереса.
Методологической и общетеоретической основой исследования
является диалектическое понимание развития человека в процессе его активного взаимодействия с окружающим миром, представления о творческой сущности личности; дифференцированный и системный подходы, позволяющие изучить динамику интеллектуально-творческого развития личности в процессе рисования с натуры, выявить влияние педагогических условий на формирование творческого мышления и развитие личности как целостной динамически развивающейся системы; технологии развивающего обучения и воспитания на формирование творческого мышления учащегося, творческий рост личности с учетом ее возрастных индивидуальностей. Базой научного исследования явилась экспериментальная площадка средней школы №125 имени С.Кожанова
Источники исследования: труды философов, психологов, художников-педагогов по проблеме исследования, нормативные документы Министерства образования и науки Республики, Закон РК «Об образовании», «Государственные стандарты среднего общего образования Республики Казахстан», программы по «Изобразительному искусству» в общеобразовательных и художественных школах, передовой опыт учителей изобразительного искусства.
Опытно-экспериментальная база исследования: средняя школа №125 имени С.Кожанова Сарыагаческого района, Южно-казахстанской области.
Этапы исследования: исследование проводилось в течение 2008-2012 гг.
Первый этап (2008-2010): связан изучением и состоянием проблемы развития художественного мышления учащихся 5-6 классов, анализ литературы по проблемам художественного обучения и воспитания учащихся, осмысливались теоретические основы исследования, аппарат, формулировалась гипотеза.
Второй этап (2010-2012): разработка методики экспериментальной работы по развитию творческого мышления учащихся, осуществлялась опытно-экспериментальная работа на базе средней школы №125 имени С.Кожанова. Использование методических программ на уроках изобразительного искусства, наблюдение и обработка экспериментальных оценок. Оформление работы и обсуждение кандидатской диссертации.
Научная новизна исследования и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- выявлен комплекс педагогических условий, эффективно влияющий на формирование творческого мышления, общения и управления творческим ростом личности с учетом природы ее уникальности и одаренности, совершенствование технологий развивающего обучения за счет использования творческих задач, средств, поддерживающих мотивацию к творческой деятельности.
- разработана образования, обеспечивающая формирование творческого мышления, включающая в себя новую философскую парадигму, согласно которой задача образования состоит в реализации уникального творческого потенциала личности, изменения в содержании образования, разработку технологии обучения и поддержки творческого роста личности.
- теоретически и обосновано влияние педагогических условий на активизацию творческого мышления учащихся на уроках рисования с натуры. Доказана возможность управления творческим ростом личности с учетом природы ее индивидуальности.
Практическая ценность исследования состоит в том, что разработаны и внедрены в практику методические программы и рекомендации работы с
педагогами и учащимися по формированию творческого мышления в процессе рисования с натуры. Материалы исследования могут быть использованы в процессе совершенствования учебных планов и программ по изобразительному искусству и при подготовке учебных и методических пособий для учащихся средней общеобразовательной школы. Результаты и выводы диссертации могут явиться основанием для дальнейших исследований.
На защиту выносятся следующие положения:
уточнение и сущности понятия «творческие способности», «художественное мышление»;
- особенности мыслительной деятельности детей в подростковый период;
- научно-обоснованные рекомендации учителям общеобразовательных школ по эффективному развитию творческого мышления учащихся средствами изобразительного искусства на уроках рисования с натуры.
Достоверность и надежность научных результатов проведенного исследования подтверждаются соответствием цели и задачам исследования, последовательностью сбора и обобщения экспериментальных данных.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ
ИСКУССТВЕ
1.1 Философско-психологические аспекты формирования творческого
мышления детей
Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Понять - это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них.
Рассмотрим познание с философской точки зрения. Исходной проблемой теории познания является вопрос о том, познаваем ли окружающий нас мир. Обыденному здравому смыслу такой вопрос может показаться странным. Ну, в самом деле, разве не очевидно, что мы знаем окружающие вещи, что мы свободно ориентируемся среди них и уж, конечно, не путаем дерево с камнем или кошку с коровой? Сомнение в познаваемости мира кажется абсурдным. Однако философия показала, что оно имеет достаточно серьезные основания.
Еще древние греки сделали то открытие, что окружающие нас предметы непрерывно изменяются: они стареют, теряют одни свойства и приобретают другие. И такого рода изменения происходят с вещами постоянно, каждый миг. Вещи, которые кажутся нам твердыми и неизменными, на самом деле представляют собой нечто изменчивое, текучее. Вот это открытие изменчивости вещей уже заставляет задуматься: так ли уж хорошо знаем мы окружающие предметы? Еще большие сомнения породило открытие философами Нового времени того факта, что некоторые свойства, которые мы приписываем вещам, на самом деле им не принадлежит. Например, мы называем сахар сладким, снег - белым, стол - твердым, диван - мягким, но ведь сладость, белизна, твердость, мягкость и т. п. представляют собой наши собственные восприятия и самим по себе вещам не принадлежат! Для мухи и диван покажется твердым, а снег вовсе не бел, просто он отражает все
падающие на него лучи и это воспринимается нами как определенная окраска. Цвет, запах, вкус - все это наши ощущения, вынесенные за пределы нашего сознания и приписанные вещам в качестве присущих им свойств. Вот так постепенно выясняется, что мир обыденного здравого смысла, состоящий из твердых, неизменных вещей, окрашенных в разные цвета, издающих звуки, обладающих вкусом и запахом, отнюдь не совпадает с реальным миром. Так можно ли узнать, каков он на самом деле?
Некоторые философы отрицательно отвечали на этот вопрос. Великий немецкий философ И. Кант (1724—1804) полагал, что мы никогда не сможем узнать, каков мир на самом деле. Основным источником познания являются наши органы чувств, которые дают нам определенные представления о мире. Но как узнать, похожи ли чувственные образы вещей на сами вещи? Для этого, рассуждал Кант, нужно было бы сравнить чувственный образ с самой вещыо, взглянуть на образ и вещь как бы со стороны — лишь тогда мы смогли бы установить, похож образ на вещь или нет. Но для человека такой взгляд со стороны невозможен, ибо человек не способен вырваться за пределы своей чувственной оболочки. Следовательно, человек никогда не узнает, каков мир на самом деле.
Рассуждения Канта были весьма убедительными для своего времени, и, хотя развитие науки и практики впоследствии показало, что он ошибался, тем не менее после Канта мы навсегда расстались с наивным реализмом - верой в то, что мир таков, каким он нам представляется. Большая же часть философов уверена в том, что мир познаваем, что наши представления и теории изображают вещи приблизительно такими, каковы они есть на самом деле, т. е. содержат истину.
Вопрос о том, что есть истина, является центральной проблемой теории познания. Большинство философов, как древних, так и современных, принимают классическую концепцию истины. Основную идею этой концепции сформулировал еще Платон: «...тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину; тот же, кто говорит о них иначе, - лжет».
Согласно классической концепции, истинна та мысль, которая соответствует своему объекту, т.е. описывает, представляет его таким, каков он есть на самом деле, и ложной считается мысль, дающая искаженное представление о своем объекте.
Истина объективна — она не зависит от воли и желания людей. Соответствует ли некоторая мысль своему предмету или нет, определяется самим предметом, но не нами. Многие сотни лет миллионы людей были убеждены в том, что антиподов не существует, тем не менее это убеждение было ложным, ибо антиподы существовали и даже охотились на кенгуру. Истина также общезначима — она одна для всех: для австралийца и европейца, рабочего и капиталиста, ученого и невежды. Истину вынужден принимать каждый человек, независимо от его национальной принадлежности, общественного положения и интересов, ибо она навязывается нам внешним миром. Именно поэтому наука носит интернациональный характер — ее достижения создаются и принимаются учеными всех стран и народов.
Одним из важнейших вопросов теории истины является вопрос о ее критерии: как, с помощью чего можем мы отличить истину от лжи? Французский философ Р. Декарт (1596-1650) полагал, что критерием истины является ее ясность, отчетливость: если какая-то мысль кажется нам ясной, то она истинна. Но это, конечно, весьма ненадежный критерий, ибо часто и ложная мысль способна выглядеть очень ясной. Создатели марксистской философии К. Маркс и Ф. Энгельс в качестве критерия истины предложили рассматривать материальную практику: когда мы, руководствуясь некоторыми идеями, действуем и добиваемся при этом поставленных целей, то наш успех можно рассматривать как свидетельство истинности имеющихся у нас идей. И напротив, когда нас постигает неудача в практической деятельности, то это говорит о том, что идеи, которыми мы руководствовались, ложны. Увы, ложь также часто приводит к успеху, поэтому критерий практики не позволяет нам с абсолютной уверенностью отличить истину от заблуждения. Тем не менее в конечном итоге только непосредственная деятельность с вещами, только выход
во внешний мир и контакт с ним, т. е. практика, эксперимент, способны помочь нам отличить истину от заблуждения — пусть не сразу, пусть постепенно, но истина выявляется в процессе исторического развития человечества.
Для восточной философии характерно изучение человека, как субъекта по отношению к внешнему миру - объекту. Центром, управляющим процессом познания, является душа человека, которой присущи различные силы, поддерживающие жизнь в теле человека, и способствующие его общению с внешним миром. По мнению философа Абая, важнейшим в достижении идеала человечности является творческое мышление. Согласно Абаю, мышление дает возможность человеку анализировать, синтезировать, сравнивать не только природные явления, но и человеческую жизнь. В процессе такой деятельности, по его мнению, человек растет духовно, избавляется от пороков и осваивает достойную для человека жизнь. В своем трактате «Жемчужина премудрости», Аль-Фараби показал, что теория познания, мышления есть учение о познаваемости мира, о его формах, сознании и ощущениях. Человек, по мнению Аль-Фараби, должен изучать тайны мироздания и уметь пользоваться наблюдением, созерцанием мира, должен стремиться к познанию истины, сущности, смысла вещей, но при этом нужно учитывать и роль внешних явлений. Переход от внешнего к внутреннему, от явления к сущности, от формы к содержанию - важнейшее требование теории познания Аль-Фараби.
Человек обладает двумя познавательными способностями — чувствами и разумом. Соответственно, различают формы чувственного и рационального познания. В контакт с внешним миром люди вступают только с помощью своих органов чувств — зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Окружающие вещи воздействуют на наши органы чувств, которые перерабатывают эти внешние воздействия в чувственные образы вещей. К формам чувственного познания относятся следующие.
Ощущение представляет собой чувственный образ отдельных свойств, сторон вещей и явлений окружающего мира. Зрение дает нам ощущение цветов и форм предметов; слух сообщает о звуках различной высоты и силы; обоняние
доносит запахи; осязание приносит ощущения твердости, гладкости или шероховатости; наконец, вкус доставляет ощущения сладкого, соленого, кислого и т.п. Восприятие есть целостный образ предмета, полученный с помощью органов чувств. Ощущения редко выступают как нечто самостоятельное, отдельное, обычно они входят в состав целостного образа вещи. Мы видим вокруг себя столы, деревья, здания, отдельными свойствами которых являются цвет, форма, твердость и т.п. Наконец, представление есть чувственный образ предмета, воспроизведенный памятью в то время, когда самого предмета перед нами нет. Представление отличается от восприятия некоторой обобщенностью, усредненностью чувственного образа, поскольку память далеко не все сохраняет из того, что было в восприятии. Вместе с тем в создание представления часто вмешивается воображение, способное наделить представление такими чертами, которые отсутствовали в восприятии. Благодаря деятельности органов чувств создается специфически человеческий мир, полный звуков, красок, форм, - тот мир, в котором мы с вами живем и действуем.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Активизация творческой деятельности младших школьников на занятиях по изобразительному искусству2000 год, кандидат педагогических наук Сухарева, Альбина Павловна
Научно-методическое обоснование обучения школьников младшего и среднего возраста передаче объема изображаемых предметов в сюжетном рисовании2001 год, доктор педагогических наук Лагутина, Ольга Рудольфовна
Индивидуальный подход в обучении младших школьников изобразительному искусству2004 год, доктор педагогических наук Аманжолов, Сейткали Абдикадырович
Развитие художественно-образного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства2005 год, кандидат педагогических наук Терещенко, Наталья Александровна
Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком1996 год, доктор педагогических наук Зинченко, Василий Павлович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Джартыбаева, Жамила Джайбуловна, 2014 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдулин О. А. Педагогика. М.: Просвещение, 1983
2. Ананьев Б.Г., Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антрёопологии. Избр. Психологические труды: в 2-х т., т.2. М., 1980, С.44
3. Антипина К. И. Особенности материальной культуры прикладного искусства южных киргизов, Фрунзе, 1962, С 32.
4. Айдарова 3. Ш, Изобразительное искусство, Алматы, Атамура, 2000, 110с.
5. Аксенов Ю.Г. Дополнительные материалы к учебным занятиям по рисунку и э/сивописи. М., 1961
6. Авсиян O.A. Натура и рисование по представлению. (Учебное пособие для средних художественных учебных заведений). —М., 1985
7. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974, с. 131.
8. Батоев Г.Б. Развитие творческого воображения у учащихся. Улан-Удэ, Бурят. Кн. Изд., 1966
9. Барщ А. О. Рисунок в средней художественной школе. (Методическое руководство для преподавателей). М., «Искусство», 1957
Ю.Бакушинский A.B. Исследования и статьи. М., «Советский художник», 1981, С. 51
П.Бахтин М.М., К философии поступка, //Философия и социология науки и техники, М., Наука, 1986, С.80-160.
12.Барчай Е. Анатомия для худоэ/сников.-М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000.-160 с. — (Классическая библиотека художника)
13.Бердяев H.A., «Самопознание», М., 1989, С.25
14.Бердяев H.A., «Философия свободы. Смысл творчества», М., 1989, С.23-31.
15.Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция. - М.: Просвещение, 1969.-239 е., ил.
16.Т.6: Кн.1. Искусство 20 века. Под ред. Б.В. Веймарна.-l965.-478 с.
17.Т.6: Кн.2. Искусство 20 века /Под общ ред. Б.В.Веймарна.-1966.-407с.
18.Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: Учебное пособие. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.-160 с.
19.Болотина JI.P. Развитие мышления учащихся // Начальная школа - 1994 -N211
20.Бродский И.И., Статьи, письма, документы. М.,1956, С.320.
21.Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. - М., 1994
22.Ботвинников А.Д., Ломов Б.Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников.- М.: Педагогика, 1979
23.Бругилинский A.B. Психология мышления и кибернетика. М.: Просвещение, 1970.
24. Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., «Новая Москва», 1924, С. 369.
25.Выготский Л.С. Собр. Соч. М., т.З, С.253.
26.Выготский Л.С. Мышление и речь: собрание сочинений. В 6 т. Т.2. - М., 1982.
27.Возрастная и педагогическая психология. Под ред. В. Давыдова - М., 1979
28.Волков H.H. Художественное восприятие. М., 1997, с. 281.
29.Выгодский Л.С. «Психология искусства» М., 1968, С.328, 98, 322, 70.
30.Валерии Д Об искусстве, М, 1976, С. 321, С. 314.
31.Вопросы истории, теории и методики преподавания худолсественно-графических дисциплин. (Сборник статей. Ред. коллегия: 10.Ю. Козовский (отв.ред.) и др.). Хабаровск, 1970
32.Виноградова Г.Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1980
33.Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., Изобразительное искусство, 1985, С.23-27
34.Гальперин П.Я. Введение в психологию - М., 2000
35.Грановская P.M. Элементы практической психологии. - Л., 1988
36.Галымбаева А. Мастера изобразительного искусства Казахстана. -Алматы.: Онер, 1981.-108 с.
37.Государственные общеобязательные стандарты среднего общего образования республики Казахстан. Мин. обр. и науки PK, Издание официальное. Алматы, 2002, С. 357, 360
38.Голубева Н.Д., Щеглова Т.М. Формирование геометрических представлений у первоклассников //Начальная школа. - 1996. - №3
39.Джардина М.Ж., Вопросы повышения качества школьного образования. Материалы МНПК Среднее образование в XXI веке: состояние и перспективы развития, Астана, 2002, С. 15
40.Дидактика средней школы, Учебной пособие для студентов пед. ин-тов, под ред. Данилова М.А. иМ.Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1973.
41.Дидактика средней школы /Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982.
42.Дмитриева A.A., Художественное слово и детский рисунок, //Искусство и образование, 1998, №5
43.Жабайхан Абдильдин. Философия, логика, диалектика. Мин.обр.и науки PK, Алматы, 2002, С.204, 208, 282-283.
44.Жердев Е.В. Художественное осмысление объектов дизайна. М., Аутопан, 1993, С.4-7.
45.Запорожец A.B., Условия и движущие причины психического развития ребенка. Актуальные проблемы возрастной психологии, М., 1978, С.21
46.3ак А. 3. Занимательные задачи для развития мышления // Начальная школа. 1985. №5
47.Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961, С 21.
48.Ильенков Э.В., Философия и культура, М., Политиздат, 1991, С.376-380
49.Изобразительное искусство КазССР. М., «Сов. художник», 1974.-180 с.
50.Ивашина Г.Г. Восприятие предмета и его изобраэ/сений. (Учебно-методическое пособие). JI., 1974
51. Известия АПН РСФСР, вып. 13, 1948
52.Каган М. С, Эстетика как философская наука, СПб,1997, С544.
53.Кузин B.C., «Психология», М., «Высшая школа», 1982, С. 156
54.Константин Коровин. Жизнь и творчество. Письма. Документы. Воспоминания, М., 1963, С. 147.
55.Коломинский Я. Л. Человек: психология. М.:1986.
56.Курс общей, возрастной и педагогической психологии: 2/под. Ред. М. В. Гамезо. М.: Просвещение, 1982.
57.Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М., 1981
58.Крайг. Психология развития. - Питер, 2000
59.Клюева Н.В. «Особенности воспитания на разных возрастных этапах» - М, 2003 г.
60.Крутетский В.А. Лукин Н.С. Психология подростка. - М., 1965
61.Книга для чтения по истории русского искусства. Сост. Н.Г. Машковцев. М. -Л., 1949, вып.4, С.9
62.Коменский Я.А. Великая дидактика. Избр. Пед. Соч. Цит. Изд., т.1, С. 329.
63.Кондахчан Е.С. Методика преподавания рисунка в средней школе. 2-е изд., М., «Издательство», 1952.
64.Крымов Н. П, Худоэ/сник и педагог. Статьи, воспоминания. М, 1960, С81.
65.Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Учеб. пособие . — 3 изд. Стереотип.-М.: Высшая школа, 2000.-271 е.: ил.
66.Кириенко В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., 1959.
67.Леоньтев А.Н. Проблемы развития психики. Хрестоматия по возрастной и психологической психологии. М., Московский университет, 1981, С.7.
68.Лихачёв Б. Педагогика. Курс лекций. - М., 1998
69.Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., Педагогика, 1971, С54.
70.Лабунская Г.В, Изобразительное творчество детей, автореферат на соискание докторской степени, М, 1967г, 29с.
71.Лабунская Г.В. и др. Уроки рисования в начальной школе. Пособие для учителя. Изд.2-е, испр. и доп. Под общ.ред. Г.В. Лабунской. М., Издательство Акад.пед.наук РСФСР, 1957
72.Лернер И.Я., Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М., Просвещение 1982, С.54.
73.Леонардо да Винчи., Избранные произведения. М.-Л., 1935., т.2, С. 107.
74.Левитан И.И. Письма. Документы. Воспоминания. М., 1956, С.213.
75.Леонтьев А.Н., О формировании способностей, //Вопросы психологии, М., 1960, №1.
76.Лунячек И. Основы изображения с натуры. (Пер. с чешского). Киев, Издательство Акад.пед.наук УССР, 1961.
77.Маслов A.C. Психологические процессы - М., 1994
78.Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972
79.Матюшкин A.M. Психология мышления. - М.? 1965
80.Материалы и техника рисунка. Под общ. ред. В.А. Королева. — 3-е изд., испр.-М.: Изобразительное искусство, 1987
81.Материалы совещания по психологии. (Сборник статей). М., 1957
82.Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 1999
83.Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. М.: Линка-пресс, 1998.
84.Менчинская И. А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1985.
85.Молева Н.М, Выдающиеся русские художники-педагоги, М, «Просвещение», 1991, С. 273, 271, 395.
86.Маркс К, Энгельс Ф., Соч.издание второе, т.23, С.189
87.Мастера искусства об искусстве, М.-Л., 1937-1939, т.2, С. 114, 334, 372, 491, 416, т.З, С.373, 173, т.4, С.439, .
88.Медведев Л.Г. Графический художественный образ и его выражение в академическом рисунке: Учебное пособие.- М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1986.-65 с.
89.Немое Общая психология. В 3 т. - Т.З. - М., 1991
90.Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. М., «Просвещение», 1987, С. 5 7-80.
91.Николай Петрович Выгодский — художник и педагог. Статьи, воспоминания. М., 1960, С. 36
92.Новое педагогическое мышление. М., Педагогика. 1989, С. 106, 130, 90.
93. Оэ!сегов С.И. «Словарь русского языка», М., Русский язык, 1999, 922 с.
94.0 реформе общеобразовательной профессиональной школы.
95.0 планировании учебной работы по рисованию в средней школе. М., Учпедгиз, 1954
96.0дноралов Н.В., Материалы, инструменты и оборудования в изобразительном искусстве. М., Просвещение, 1982
97.Павлов ИИ. Моя жизнь и встречи. М., 1949, С.298
98.Послание Президента РК народу Казахстана. — Алматы : Жетг жаргы, 2005. - 44 стр.
99.Программа Балбобек. Алматы, Республ. Изд. Кабинет КАО им. И. Алтынсарина, 1999, 180 с.
100. Петровский А.В., Психология в России, М., УРАО, 2000, С.230
101. Пиаже Жан. Речь и мышление ребёнка. 1969
102. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996
103. Познавательное прогнозирование и способности в обучении. - М., 1990
104. Психологические средства выявления особенностей личного развития подростков и юношества. - М., 1990
105. Психология рисунка и э/сивописи. (Сборник статей) Отв. ред. к.п.н. Е.И. Игнатьев. М., Издательство Акад.пед.наук РСФСР, 1954
106. Петров Ю.А. Язык. Знак. Культура. М., «Высшая школа», 1978, С. 11-14.
107. Павлов ИИ, Моя жизнь и встречи. М.,1949, С.298
108. Павлов И.П., Полн. Собр. Соч. 2-е изд., М.-Л, 1951, тЗ, кн.2, С.299.
109. Пучков A.C., Триселев A.B. Методика работы над натюрмортом: Учеб.пособие для студентов худож.-граф.пед.ин-тов. М., Просвещение, 1982
110. Радлов Н.Э. Рисование с натуры. 3-е изд.-Л.: Художник РСФСР, 1978.
111. Репин И.Е., Далекое близкое., 7-е изд., М., 1964, С.306
112. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М., 1995, 156 с.
113. Рубинштейн С.Л., Проблема способностей и вопросы психологической теории, //Вопросы психологии, М., 1960, №1.
114. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
115. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. - Т. 1. - М., 1989
116. Рисунок.: Учебное пособие для студентов худ.-граф. фак. пед. Ин-тов/ Под ред. A.M. Серова.- М.: Просвещение, 1975.-271с. ил.
117. Ростовцев H.H., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб.пособие для студентов худолс.-граф.фак.пед.ин-тов.-М.: Просвещение, 1987
118. Ростовцев H.H. Академический рисунок: Учебник для вузов. — З.изд., доп. и перераб. -М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.-239 е.: ил.
119. Ростовцев H.H. Академический рисунок: Учебник для студентов худ.-граф. фак. пед. ин-тов. - 2-е изд., доп. и перераб. — М., Просвещение, 1984.240 с.
120. Ростовцев H.H. История методов обучения рисованию: Зарубеэ/сная школа рисунка. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов,- М., Просвещение, 1981.- 192 е., ил.
121. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для судентов худ.-граф. фак. пед. ин-тов. — 2-е изд., доп. и перераб. -М., Просвещение, 1974.-246 с.
122. Ростовцев H.H. Рисование с натуры. Гос.уч.-пед. Изд-во. Л., 1962
123. Ростовцев H.H. Лекции по курсу методики преподавания изобразительного искусства в школе. М., Просвещение, 1968
124. Ростовцев H.H. Академический рисунок. Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. —М.: Просвещение, 1973
125. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: (Для худож.-граф. фак.) / Сост. H.H. Ростовцев и др. — М.: Просвещение, 1989.-204, (3) е.; 23 см.-(Учебное пособие для пед. ин-тов)
126. Русское искусство: Очерки о жизни и творчестве художников /Под ред. А.И. Леонова.-М.: Искусство, г.ч. Ii-половина 19 века.-1971.-564 с.
127. Русское искусство: Очерки о жизни и творчестве худоэ/сников /Под Сарыбеков М.Н. Модель учителя XXI века, //Образование и наука. Астана, 2003.
128. Советский энциклопедический словарь. Гл.ред. М.Прохоров, 3-изд., М., Сов.энциклопедия, 1985, 1600 с.
129. СЛ. Рубинштейн, Основы общей психологии, Питер, С-Петербург, 1999, С.640-641.
130. Спартак Смаилов, Условия активизации познавательной деятельности студентов технического ВУЗа. Алматы «Рауан», 1997, С.5
131. Сеченов ИМ., Избранные произведения, 2-е изд., М., 1958, т.1, С.255-256.
132. Смирнов К. Ф, Савроматы, М, 1964, С 277.
133. Смирнов Г.Б. Рисование с натуры. Изд. 2-е, доп. Профиздат, 1960
134. Солодовников Ю., «Создание образа мира в себе»: Проблема человека в художественной культуре //Искусство в школе. 1998, №5, С.67-70.
135. «Советы мастеров», изд. «Искусство», 1985, С. 14
136. Симонов П.В. Неосознаваемое психическое подсознание и сверхсознание. Природа, 1983, №3
137. Страхов В.И. Внимание школьников в процессе изобразительной деятельности. Саратов, изд. Саратов.унив-та, 1968
138. Теплое Б.М., Избранные труды в 2 т., М., т.1, С. 16.
139. Теплое Б.М., Способности и одаренность. Проблемы индивидуального развития. М., 1961, С. 33
140. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М., 1984
141. Трофимов А.К. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Пособие для студентов-заочников худ.граф.фак.пед.ин-тов. М., Просвещение, 1969
142. Ткаченко Н.И. О преподавании рисования в начальной школе. М., Учпедгиз, тип. «Красное знамя» - ф-ка дет. книги Детгиза, 1950
143. Философия и методология науки. Под ред. В.И. Купцова, М., Аспект Пресс, 1996, С. 54
144. Фортунатов Г.А., Роль наследственности и приобретенного в развитии ребенка, Г.А. Фортунатов, М.К Соколов, Педология, Учебник, М., 1936
145. Фридман Л. М. Задачи на развитие мышления. М.: Просвещение, 1963.
146. Фридман Л. М. Психологический справочник учителю М.: 1991.
147. Филиппов В. А. Основы техники рисунка. М., Профиздат, 1966
148. Художественная культура и развитие личности. М., 1987, С. 34.
149. Хрестоматия по возрастной психологии - М., 1998
150. Чистяков П.П, Письма. Записные книэ/ски. Воспоминания, М, 1953, С. 320, 436, 340, 432,443,441,437.
151. Шардаков В. С. Мышление школьников. М.: Просвещение, 1963.
152. Щербина В.В. Построение технического рисунка: Учеб. пособие для тех.вузов. - Киев: Высшая школа, 1980
153. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах (Под редакцией Д.И. Фельдштейна), М.-Воронеж, 2001, С. 55.
154. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. — М., 1980. - 196 с.
155. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. — М.: Знание. 1971. - 48
156. Ямасина Сабуро. Философские размышления и о развитии человека. — Японские материалисты. М., 1985, С. 10-13, С. 82
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.