Формирование художественно-педагогического мастерства студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях декоративно-прикладным искусством и художественным оформлением школы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Переверзев, Анатолий Георгиевич

  • Переверзев, Анатолий Георгиевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Омск
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 124
Переверзев, Анатолий Георгиевич. Формирование художественно-педагогического мастерства студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях декоративно-прикладным искусством и художественным оформлением школы: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Омск. 2005. 124 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Переверзев, Анатолий Георгиевич

Введение

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА.

1.1. Психолого-педагогические аспекты мастерства.

1.2. Психофизиологические основы деятельности в процессе формирования художественно-педагогического мастерства.

1.3. Социальные и экономические основы формирования художественно-педагогического мастерства.

Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОМУ ИСКУССТВУ И ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ОФОРМЛЕНИЮ В ШКОЛЕ.;.

2.1. Декоративное и художественно-оформительское искусство в формировании профессиональных качеств будущего учителя.

2.2. Дидактические принципы обучения декоративному искусству и художественному оформлению школы.

2.3. Специфика занятий декоративным искусством и художественным оформлением школы.

Выводы.

Глава 3. УСЛОВИЯ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ.

3.1. Объективные и субъективные условия, способствующие формированию художественно-педагогического мастерства.

3.2. Источники становления художественно-педагогического мастерства.

3.3. Методы изложения теоретических основ и создание УМК (учебно-методического комплекса).

3.4. Материально-технические обеспечение и методы работы с различными конструктивными материалами.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование художественно-педагогического мастерства студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях декоративно-прикладным искусством и художественным оформлением школы»

• Проблема исследования и ее актуальность. В современных, быстро развивающихся социально-экономических, информационных, коммуникационных и технологических преобразованиях общества возникает необходимость модернизации образования, его коррекции. Тенденции экономического роста и активного включения России в динамичные глобальные процессы требуют резкого повышения ее конкурентоспособности на мировой арене, роста культуры производства и потребления. Это, в свою очередь, выдвигает задачу подъема качества и эффективности образования на новый уровень, соответствующий масштабу стоящих проблем. От этого зависит интеллектуальное и эмоциональное развитие молодежи, формирование ее ценностных ориентаций, социальных, этических и эстетических идеалов, овладение опы-ф том творческой деятельности и профессионального мастерства.

В решении постановленных задач немаловажную роль играет школьная, вузовская среда, в которой формируются эти качества личности, где эстетическую составляющую во многом определяют художники-педагоги.

Специфика деятельности студентов художественно-графических факультетов заключается в том, что в ней концентрируются два начала: художественно-эстетическое и педагогическое. Желание творить «по законам красоты» формирует возвышенное мировосприятие, при котором все ведет к эстетическому развитию и воспитанию. Наряду с традиционной деятельностью современного педагога, характеризующейся компетентностью, творчеством, высоким профессионализмом, художник-педагог должен быть сори-| ентирован на необходимость приобщения учащихся к культуре, в том числе у и культуре создания и восприятия окружающей среды. Следовательно, содержание и процесс подготовки будущих учителей изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства и народных ремесел должен учитывать ориентацию на глубокое усвоение культуры, что соответствует идеологии современного высшего педагогического образования, направленного на подготовку «человека культурного» взамен «человека образованного». «Культурологический подход, - говорит академик РАО В.А. Сластенин, - предполагает создание условий для самоопределения личности студента в культуре, а «усвоение» ее есть процесс личностного открытия, создания мира культуры в себе».

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. подчеркивается: «Условием повышения качества общего образования является более полное использование нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития эстетических принципов и идеалов в целях духовного развития личности». Возрастающая роль эстетического образования требует повышения уровня профессиональной и специальной подготовки учителя изобразительного искусства, являющегося в школе носителем духовной культуры, проводником идеи приведения школьной предметной среды в соответствие с формирующимся гуманным отношением к личности. Гуманизация образования — эффективное средство воспитания личности, ее духовно-нравственных ценностей, эмоциональной отзывчивости, творческой и социальной активности. Она предполагает ориентацию культуры на человека, обеспечивая самосознание, самопознание, самоусовершенствование его. Это, прежде всего, воспитание человека свободного, инициативного, с чувством долга и достоинства. Решение этих проблем невозможно без совершенствования и развития связей «человек - окружающая среда» во всех проявлениях как единой составляющей учебно-воспитательного процесса.

Значительная роль в создании среды, повышении уровня культуры, формировании нравственных принципов, эстетических вкусов принадлежит декоративному искусству, которое определяется как «.вид изобразительного искусства, обслуживающий нужды человека и одновременно удовлетворяющий его эстетические потребности, несущий красоту в жизнь» (Эстетика: Учеб. пособие / JI.T. Левчук и др. М.: Высш. шк., 1991, с. 72). Следовательно, преподавание декоративно-оформительского искусства на художественнографических факультетах в рамках курсов художественного оформления школы и декоративно-прикладного искусства приобретает еще большую значимость, а модернизация его содержания в связи с изменившимися социально-экономическими и политическими условиями развития общества весьма актуальна.

В современной науке проблема формирования профессионально-педагогического мастерства не нова, она исследовалась с разных точек зрения в рамках философии, этики, эстетики, психологии педагогики. В нашем исследовании мы опирались на фундаментальные работы ученых в области философии - JI.A. Зеленова, Л.И. Новиковой, К.М. Кантора, В.П. Кузьмина, Э.Г. Юдина; в области этики и эстетики - В.Р. Аронова, О.И. Генисаретско-го, В.Г. Глазычева, Ю.Б. Соловьева, И. А. Спичака, С.О. Хан-Магомедова, JI.M. Холмянского, Е.Д. Щедрина и др.

Психолого-педагогические и социокультурные аспекты формирования художественно-педагогического мастерства рассматривались А.Д. Алехиным, Н.Н. Анисимовым, Е.А. Василенко, JI.E. Выготским, В.П. Зинченко, B.C. Кузиным, Б.Т. Лихачевым, A.M. Леонтьевым, И.Я. Лернером С.Л. Рубинштейном, В.А. Сластениным, Е.В. Шороховым, и их основные выводы и размышления легли в основу нашей работы.

Проблемы использования декоративно-прикладного и художественно-оформительского искусства в подготовке будущих учителей анализировались в работах Т.Е. Астровой, А.А. Белова, П.Г. Демчева, В.И. Коваленко, А.И. Ко-вешникова, В.В. Корешкова, Б.В. Нешумова, А.С. Хворостова, Л.М. Холмянского, Г.В. Черемных, Е.Д. Щедрина, Т.Я. Шпикаловой и др.

Аспект формирования личности, его всестороннего и гармоничного « развития, без чего немыслим художник-педагог, рассматривался в работах В.Г. Афанасьева, Е.А. Ануфриева, Г.М. Гака, М.С. Качана, С.М. Ковалева, В.А. Разумного, А.К. Рычкова, А.Г. Харчева, И.Т. Фролова и др. Анализ и изучение научных исследований позволили сделать вывод о существовании некоторого разделения целостного процесса при формировании художественно-педагогического мастерства студентов ХГФ. Рассмотрение большинства работ дает нам основание считать, что вопросам специальной подготовки учителей изобразительного искусства уделяется больше внимания, нежели их педагогическому мастерству. Устранение этого противоречия в процессе занятий художественно-оформительским искусством делает нашу работу актуальной.

Одновременно анализ деятельности студентов показал нам необходимость активизации формирования их профессионального мастерства, то есть у большинства из них был отмечен низкий уровень сформированности таких профессионально важных качеств личности, как чувство долга и ответственности, самосознание, логическое, образно-пространственное мышление, способность профессионального творческого саморазвития, информационная и коммуникативная культура. Вместе с тем в современных условиях отмечается высокий уровень требований к развитию этих качеств для успешной учебно-воспитательной, учебно-профессиональной деятельности будущих специалистов.

Решение проблемы связанной с формированием художественно-педагогического мастерства, в процессе вышеуказанных занятий, необходимо для организации и осуществления работы с детьми в школе, особенно по оформлению среды.

Обоснование необходимости теоретической разработки методики формирования художественно-педагогического мастерства студентов ХГФ при освоении курса художественного оформления в школе и на занятиях декоративно-прикладным искусством, апробирование и анализ ее определили цель нашего исследования.

Ею является разработка методики формирования художественно-педагогического мастерства на занятиях художественно-оформительским и декоративно-прикладным искусством, базирующаяся на постоянном решении студентами проблемных ситуаций, средством организации которых является одновременная работа по реализации как художественных, так и педагогических задач.

Объектом исследования является художественно-педагогическая подготовка студента на занятиях по декоративно-прикладному искусству и художественному оформлению школы.

Предмет исследования - содержание, формы и методы, направленные на эффективное формирование художественно-педагогического мастерства студентов в процессе художественно-оформительской деятельности на занятиях по художественному оформлению школы и декоративно-прикладному искусству.

Анализ теоретических аспектов интересующей нас проблемы, длительная, в течение многих лет поисковая практическая работа со студентами позволили нам выдвинуть следующую гипотезу исследования:уровень сформированное™ художественно-педагогического мастерства студентов ХГФ повышается в процессе занятий декоративно-прикладным искусством и художественным оформлением школы, если:

- личностно ориентированное обучение будет направлено на выявление индивидуальных способностей студентов;

- оно будет строиться на широком использовании знаний полученных на занятиях рисунком, живописью, композицией, практическим цветоведением, декоративно-прикладным искусством и по другим предметам;

- в процессе работы будут использоваться различные материалы, современные технологии;

- обучение будет направлено на решение социально значимых задач;

- будет использоваться богатый опыт наглядно-агитационной и художественно-оформительской работы отечественных мастеров.

Проблема, цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач:

1. Проанализировать научные труды в области художественно-оформительского искусства и организации среды, педагогики и психологии в области профессиональной подготовки учителя, дидактики и методики преподавания декоративно-прикладного и художественно-оформительского искусства, учебные программы, методические пособия, диссертационные исследования, касающиеся нашей тематики.

2. Рассмотреть и проанализировать методы обучения декоративно-прикладному и художественно-оформительскому искусству в современной высшей школе.

3. Изучить современное состояние проблемы формирования художественно-педагогического мастерства у студентов ХГФ, выявить существующие недостатки методики обучения и причины их возникновения.

4. Определить условия и эффективные пути формирования профессиональных умений в процессе освоения художественно-оформительского искусства.

5. Разработать критерии оценки художественно-педагогического мастерства студентов.

6. Теоретически обосновать и разработать методику формирования художественно-педагогического мастерства у будущих учителей изобразительного искусства.

7. Провести экспериментальную проверку эффективности предлагаемой методики формирования художественно-педагогического мастерства студентов художественно-графических факультетов на занятиях по декоративно-прикладному искусству и художественному оформлению школы.

Для решения поставленных задач в работе использовались взаимодополняющие методы исследования, которые можно характеризовать как теоретические и экспериментальные:

1. Теоретический анализ философской, психологической, педагогической, искусствоведческой литературы, а также научных трудов по проблеме исследования.

2. Анализ существующих программ, учебных планов и методических пособий, используемых на различных художественно-графических факультетах.

3. Наблюдение и анализ процесса учебной и творческой деятельности студентов на занятиях и во внеурочное время.

4. Анкетирование и тестирование студентов и педагогов.

5. Педагогический эксперимент. Он проводился на базе художественно-графического факультета Нижневартовского государственного педагогического института в течение 15 лет.

6. Методы социологического исследования, беседы с преподавателями.

7. Проведение эксперимента (констатирующего, поискового, формирующего, контрольного) как основы для нахождения эффективной методики формирования художественно-педагогического мастерства студентов при изучении декоративно-прикладного искусства и курса художественного оформления в школе.

Методологической основой исследования являются научные труды специалистов в области художественного оформления школы, дизайна среды, философии, психологии, педагогики, теории и истории искусства, теории и методики обучения изобразительному искусству.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- обоснована необходимость и возможность формирования художественно-педагогического мастерства у студентов ХГФ при изучении декоративно-прикладного искусства и курса художественного оформления в школе, обеспечивающего активное включение их в общественную жизнь школы и процесс художественно-эстетического воспитания школьников, что способствует осознанию их значимости в будущей профессиональной деятельности;

- выявлены психолого-педагогические основы формирования художественно-педагогического мастерства у студентов ХГФ в процессе освоения декоративно-прикладного искусства и курса художественного оформления в школе;

- разработана и теоретически обоснована эффективная методика формирования художественно-педагогического мастерства студентов. Полученными результатами экспериментальной методики доказано, что интегративное решение студентами педвуза художественных задач в единстве с задачами педагогическими придает системе обучения активный, профессионально направленный характер.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что решение данной проблемы вносит определенный вклад в теорию и практику преподавания декоративно-прикладного искусства и художественного оформления в школе на ХГФ педвузов. Разработанная методика формирования художественно-педагогического мастерства у студентов способствует становлению будущего учителя изобразительного искусства, который в школе является ведущим специалистом как в области художественно-эстетического воспитания и образования, так и специальной - по организации среды. Результаты данного исследования могут широко использоваться в дальнейших разработках при подготовке специалистов различных педагогических профессий.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная методика и дидактические материалы, направленные на совершенствование художественно-педагогического мастерства, могут быть внедрены в практику повседневных занятий по декоративно-прикладному искусству и художественному оформлению в школе.

Результаты исследования могут в дальнейшем использоваться в разработке новых учебных планов, программ.

Этапы исследования

Исследование проводилось в течение длительного времени (более 15 лет), в несколько этапов. В работе были задействованы студенты художественно-графического факультета Нижневартовского государственного педагогического института. Ранее студенты художественно-графического факультета Казанского государственного педагогического института им. Абая (19701979 гг.), студенты ХГФ Аркалыкского государственного педагогического института (1979-1990 гг.).

На первом этапе (1991-1996 гг.) изучалась литература, официальные документы, планы, программы; определялись границы исследования, разрабатывался научный аппарат, выдвигалась гипотеза, определялись цели, задачи, методы работы, велся анализ данных констатирующего эксперимента.

На втором этапе (1997-2001 гг.) осуществлялся поисковый эксперимент, в процессе которого отрабатывались методы эффективного формирования художественно-педагогического мастерства у студентов на занятиях ДЛИ и художественным оформлением школы.

На третьем этапе (2001-2003 гг.) проводился формирующий и контрольные эксперименты, в процессе которых велась проверка эффективности методики формирования художественно-педагогического мастерства. Проводился анализ и обобщение полученных результатов, а также их статистическая обработка.

На четвертом завершающем этапе (2003-2005 гг.) подводились окончательные результаты проведенной научно-практической работы и на основе их анализа, был написан основной текст диссертации.

Достоверность исследования обеспечивается: исходными методологическим позициями; комплексной методикой исследования; результатами длительного педагогического эксперимента; положительными результатами экспериментального обучения; работой автора в качестве старшего преподавателя, доцента, зав. кафедрой ДЛИ и декана Нижневартовского художественно-графического факультета в течение 15 лет, проведением занятий по декоративно-прикладному искусству и курсу художественного оформления в школе, работой со студентами в базовых школах факультета.

Апробация результатов исследования, разработанных учебныхмате-риалов и методик осуществлялась на занятиях со студентами факультета; во время проведения оформительской практики, в базовых школах факультета № 2, 33, 31 и специальных художественных школах №1,2 Нижневартовска.

Материалы исследования неоднократно сообщались на различных межвузовских и внутривузовских конференциях. Ход исследования и его основные положения постоянно обсуждались на Ученом совете художественно-графического факультета Нижневартовского государственного педагогического института, заседаниях кафедры ДНИ в течение всего периода работы над диссертацией. Основные положения настоящего исследования также отражены в публикациях статей, научных и научно-методических тезисов, докладов в межвузовских сборниках научных трудов:

- Материалы регистрационной научно-практической конференции. Нижневартовск, 1994.

- Сборник материалов и тезисов Всероссийской конференции «Традиции и проблемы российской педагогики в условиях современности». Сургут, 1998.

- Тезисы Первой Всероссийской научно-практической конференции МУВМЦ «Образование - основной фактор развития культуры и духовности человека». Волгодонск, 1999.

- Материалы Международной конференции «Совершенствование общего и профессионального образования молодежи». М., 1999.

- Материалы региональной научно-практической конференции. Третьи Соколовские чтения. Нижневартовск, 2000.

- Сборник научных статей: Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Тверь, 2001.

- Материалы региональной научно-практической конференции «Искусство и культура. Региональный компонент». Нижневартовск, 2002.

- Материалы международной научно-методической конференции «Художественно-педагогическое образование: состояние, тенденции и перспективы». Алматы (Казахстан), 2004.

- Материалы 1-Й региональных научно-практических конференций 2003-2004 гг. Тобольск, 2004.

- Материалы региональной научно-практической конференции. «Производственная практика: проблемы и перспективы». Нижневартовск 2005.

На защиту выносятся:

1. Научно обоснованная и экспериментально проверенная методика формирования художественно-педагогического мастерства студентов в процессе занятий декоративно-прикладным искусством и художественным оформлением школы.

2. Объем художественно-педагогических умений, навыков, формируемых по предложенной методике:

- педагогических: коммуникативных, организаторских, аналитических.

- художественных: умение выполнять композиции, умение пользоваться различными материалами, используемыми в художественно-оформительских работах, умение методически грамотно в определенной последовательности выполнять художественно-оформительские работы.

3. Разработанная система критериев оценки умений студентов, позволяющая определить уровень их профессиональной подготовки.

4. Вопрос о процессе формирования художественно-педагогического мастерства будущего учителя изобразительного искусства, имеющем управляемый характер при постоянном педагогическом контроле, через критерии, параметры и уровни его развития.

Внедрение результатов исследования осуществлялось с помощью публикаций разработанных автором учебных программ для студентов художественно-графических факультетов по предметам декоративно-прикладного искусства и курса художественного оформления школы с целью формирования художественно-педагогического мастерства студентов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Переверзев, Анатолий Георгиевич

Выводы

- исследование широкого спектра практически всех известных методов обучения и воспитания в процессе декоративной деятельности и на занятиях по художественному оформлению среды, показало, что они способствуют активному развитию и формированию художественно-педагогического мастерства студентов ХГФ;

- формирование мастерства в коллективе совершается успешно, если методика организации декоративной деятельности позволяет студенту активно и творчески участвовать в реализации всех замыслов коллектива, быть соучастником и соавтором всех его общественно полезных и социально значимых начинаний; при таком взаимодействии коллектив формирует личность активную, самостоятельную, убежденную, сознательно определяющую свое поведение;

- основой художественно-профессионального мастерства студентов являются знания, приобретенные не только на занятиях, но и в процессе самообразования и самосовершенствования;

- внедрение в учебный процесс авторских методик, средств и способов проведения занятий по декоративно-прикладному искусству и художественному оформлению среды с учетом материально-технического оснащения мастерских, национально-региональных традиций, социальной значимости выполняемых работ и т. п. является основополагающим наряду в качественным улучшением выполняемых работ, - в развитии художественное мастерство, обогащает и формирует профессионализм будущего учителя;

- являясь эффективным средством комплексного разрешения поставленных задач, художественная обработка различных материалов и декоративное оформление повышает уровень специальных и политических знаний, приобщает к осознанному творческому труду, тем самым, формируя художественно-педагогическое мастерство;

- использование широкого спектра известных форм и методов организации декоративной деятельности в процессе работы с различными материалами позволяет раскрыть богатый внутренний потенциал и творческие возможности студентов;

- наиболее высокий уровень формирования художественно-педагогического мастерства достигается в результате использования лично-стно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию как творческого, новаторского метода педагогики, которая, по словам А.С. Макаренко, «есть самая диалектическая, подвижная, самая сложная и разнообразная наука» (А.С. Макаренко. Соч. Т. 2, с. 117).

Успешное формирование художественно-педагогического мастерства студентов ХГФ происходит в результате развития тех качеств личностей, которые условно можно объединить в следующие три группы:

- когнитивно-познавательные,

- художественно-творческие,

- методолого-педагогические.

К первой группе можно отнести: физические и физиологические качества - умения видеть, слышать, осязать, чувствовать и т. д.; интеллектуальные качества - любознательность, эрудированность, вдумчивость, сообразительность, логичность, способность к анализу и синтезу, поиск проблем, склонность к эксперименту, умение решать различные задачи, делать выводы и обобщения; владение культурными нормами и традициями; умение самоопределяться; умение оценивать и понимать иную точку зрения, вести беседу, диалог, спор; умение выбирать главное среди второстепенного; способность воплощать добываемые знания в духовные и материальные ценности, формируя на их основе свое художественно-педагогическое мастерство.

Ко второй группе качеств необходимо отнести: эмоционально-образные - одухотворенность, вдохновленность, эмоциональный подъем, образность, ассоциативность, созерцательность, воображение, чувство новизны, склонность к творческому поиску; способность к генерации идей как индивидуально, так и в процессе коллективной деятельности; проницательность, умение увидеть новое в обыденном и наоборот; наличие собственного мнения в отличие от общепринятого (с доказательной базой); наличие стремления к реализации собственного творческого потенциала в форме выполнения и защиты творческих работ; желание участвовать в творческих конкурсах, конференциях, художественных выставках, биеннале и т. п.

К третьей группе качеств будут относиться: умение студентом осознать свои индивидуальные особенности, черты характера; умение ставить цели при наличии объективных условий их достижения; наличие плана решения поставленных задач с учетом индивидуальных способностей и возможностей; умения сосредоточиться и самоорганизоваться; владение методами рефлексивного мышления - остановкой, припоминанием художественной деятельности, анализом ее этапов; умения планировать и корректировать художественно-творческую деятельность; способность взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса, коммуникабельность и умение организовать развивающую учебно-воспитательную работу.

Перечисленные группы качеств личности представляют необходимый (минимальный) набор ориентиров, обеспечивающих формирование художественно-педагогического мастерства студентов в процессе занятий декоративно-прикладным искусством и художественным оформлением школы.

Кроме вышеперечисленных качеств личности, в ходе экспериментальной работы (1997-2003 гг.) был определен объем знаний, которыми необходимо овладеть студенту ХГФ за период обучения в педагогическом вузе для успешного использования декоративно-прикладного и художественно-оформительского искусств в своей художественно-педагогической деятельности. Выпускник ХГФ не только должен знать историю и народные традиции декоративно-прикладного искусства, богатейший опыт наглядно-агитационной и художественно-оформительской работы ведущих мастеров, но и методику их преподавания в школе, уметь организовать художественно-оформительскую работу. Выпускник ХГФ должен обладать также знаниями современных технологических процессов по художественной обработки различных материалов, знать общее устройство станков и приспособлений, используемых в работе, владеть инструментом, применяющимся при создании произведений декоративно-прикладного и художественно-оформительских искусств.

Обобщая вышеизложенное, определяя необходимые умения и навыки студентов ХГФ в процессе реализации их художественно-профессионального мастерства, из перечисленного можно выделить:

- умения и навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности в области декоративно-прикладного искусства и художественного оформления в школе;

- навыки художественного проектирования на базе знаний методологии дизайн-проектирования, эргономики, экономики, экологии, эстетики изделий декоративно-прикладного искусства;

- умения, связанные с реализацией спроектированных объектов и изделий в материале;

- умение осуществлять обучение и воспитание школьников средствами декоративно-прикладного и художественно-оформительского искусств в процессе организации среды; умение организовать творческую и исследовательскую работу школьников на занятиях и во внеурочное время по созданию специально значимых объектов и руководить ею; умение изготавливать и использовать необходимые наглядные пособия, технические средства обучения (Т.О.С.) и современные информационные технологии.

Таким образом, при использовании различных форм организации и осуществления учебных занятий по декоративно-прикладному искусству и художественному оформлению в школе формируется познавательный интерес и мотивационная потребность студентов художественно-графического факультета в приобретении художественно-педагогического мастерства.

Заключение

Проведенное исследование и анализ полученных результатов полностью подтвердили положения выдвинутой нами гипотезы о том, что формирование художественно-педагогического мастерства студентов художественно-графических факультетов в процессе занятий декоративно-прикладным искусством и художественным оформлением школы активизируется в результате организации личностно-ориентированного обучения, направленного на выявление индивидуальных особенностей студентов; при широком использовании знаний, полученных на занятиях рисунком, живописью, композицией, практическим цветоведением и на других предметах; в процессе решения практических, социально значимых задач; с учетом богатейшего опыта отечественных мастеров декоративно-прикладного искусства и художественно-оформительских работ с использованием различных материалов и современных технологий.

Теоретическое обоснование формирования художественно-педагогического мастерства в процессе занятий декоративно-прикладным искусством и художественным оформлением школы определяет преобразовательный характер личности, а чередование умственной и физической работы создает благоприятные условия для мыслительной творческой деятельности, развивающей и формирующей личность. Декоративная деятельность включает в активную работу все наружные и внутренние анализаторы, формирует различные качества внимания, развивает все виды памяти, то есть она является универсальным средством совершенствования и развития художественно-педагогического мастерства.

В нашей работе сделана попытка определить психофизиологические особенности декоративной деятельности студентов и дать практические рекомендации по повышению уровня формирования личности. Анализ конкретных психологических особенностей, их влияние на ее формирование личности позволили определить наиболее общие черты этого процесса в современных условиях социального развития.

В проведенном исследовании раскрыты психолого-педагогические основы формирования личности и ее художественно-педагогического мастерства. Изучение теоретического материала по истории материальной культуры, и развития взаимоотношений системы «человек - среда» в процессе декоративно-оформительской деятельности позволило наряду с повышением общеобразовательного уровня воздействовать на духовное, нравственное, эстетическое воспитание студентов. Созидательное влияние среды и воспитания становится фактором развития личности лишь через ее активную деятельность. Всякое личностное новообразование и качество есть результат собственных усилий человека, результат его деятельности.

Занятия по основам композиции декоративного искусства и художественного оформления знакомят студентов с различными явлениями, закономерностями и законами природы, способствуют использованию теоретических знаний на практике, совершенствуют мастерство. Научно обоснованное использование цвета, наряду с решением общекомпозиционных задач, создает цветовой комфорт, положительно влияет на психофизиологическое состояние человека. Создание художественно оформленной среды с опорой на научные данные эргономики, антропометрии, физиологии, гигиены позволяет совершенствовать вместе со средой и самого человека.

Теоретический анализ научно-методических работ и результатов экспериментального обучения позволил определить социально-педагогические и экономические условия декоративной деятельности; выявить доступные, на высоком уровне трудности, объекты декоративно-прикладного и оформительского искусства с использованием различных материалов для формирования художественно-педагогического мастерства.

Экспериментальное исследование позволило разработать методическую систему, отвечающую современным психолого-педагогическим требованиям, состоящую из материалов, обеспечивающих обучение по авторским программам, опубликованным статьям, методическим наглядным пособиям, дидактическим материалам и др.; методических рекомендаций по использованию различных конструкционных материалов, позволивших повысить активность, заинтересованность, привлечь большее количество обучаемых к выполнению практических, социально значимых объектов.

Рассмотренные в исследовании уровни сформированности когнитивно-познавательных, художественно-творческих, методолого-педагогических качеств студентов ХГФ при изучении декоративно-прикладного искусства и художественного оформления в школе показывают наличие необходимого художественно-педагогического мастерства, выраженного во владении базовыми знаниями, умениями и навыками, нестандартным мышлением; в способности воплощать полученные знания в продукты декоративно-художественного творчества; в готовности придумывать что-то новое и необычное; в умении поставить цель в заданном виде деятельности; в способности самоорганизации, самооценки и самоанализа; в способности организовать творчество других.

Приведенное исследование может быть продолжено в направлении совершенствования структуры и содержания декоративной деятельности студентов, где имеются большие возможности для создания более эффективной системы работ по декоративно-прикладному искусству и художественному оформлению школы, являющихся важным средством формирования художественно-педагогического мастерства студентов ХГФ.

Исследование адресовано студентам и преподавателям художественно-графических факультетов педвузов.

100

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Переверзев, Анатолий Георгиевич, 2005 год

1. Абдулина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. -М.: Просвещение, 1990 - 168 с.

2. Автономов П.А. Художественно-тематическое оформление школы: Учебно-методическое пособие. Киев: Рад. шк., 1986. - 71с.: ил.

3. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Педагог. Школа: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 160 е.: ил.

4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2т. М.: Педагогика, 1980.

5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие Сокр. пер. с англ. В.П. Самохина. М.: Прогресс, 1974. - 392 е.: ил.

6. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. шк., 1980. - 241 с.

7. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. - 190 с.

8. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. - 208 с.

9. Бакушинский А.В. Избранные искусствоведческие труды. М.: Сов. художник, 1980.-392 с.

10. Батышев С.Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса. -3-е изд. М.: Высш. шк., 1980. - 158 с.

11. Беджанов Ю.К. Народное декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие. Карачаевс.: изд. Карачаево-Черкесского гос. пед. ин-та, 1993. -100 с.

12. Болонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Учпе-дизд. 1961.-265 с.

13. Быков В.В. Материалы и техника художественно-оформительских работ. М.: Плакат, 1985. - 64 е.: ил.14

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.