Формирование художественно-эстетических умений у студентов педвуза тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Борисова, Екатерина Витальевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 164
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Борисова, Екатерина Витальевна
Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования художественно-эстетических умений у студентов педвуза как педагогическая проблема.
1.1. Историография и современное состояние проблемы формирования художественно-эстетических умений у студентов педвуза.
1.2. Психолого-педагогические особенности процесса формирования художественно-эстетических умений у студентов педвуза.
1.3. Воздействие искусств на формирования художественно-эстетических умений студентов.
1.4. Художественно-эстетическое воспитание как совершенствование умений воспринимать, понимать и оценивать искусства.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию художественно-эстетических умений у студентов педвуза.
2.1. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы.
2.2. Формирование художественно-эстетических умений в самостоятельной работе студентов и подготовке к художественно-эстетической деятельности со школьниками.
2.3. Формирование художественно-эстетических умений у студентов педвуза в процессе педагогической практики.
2.4. Педагогические условия формирования художественно-эстетических умений у студентов педвуза.
2.5. Диагностика сформированности художественно-эстетических умений у студентов педвуза.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование музыкально эстетических представлений и понятий у студентов педвуза1996 год, кандидат педагогических наук Обыскалова, Людмила Романовна
Формирование художественно-эстетических умений у будущих учителей начальных классов в педагогических вузах2000 год, кандидат педагогических наук Максимова, Валентина Николаевна
Формирование художественно-эстетических умений будущего учителя средствами изобразительного искусства2004 год, кандидат педагогических наук Глазунова, Ольга Юрьевна
Формирование профессиональной готовности у студентов педвузов к музыкально-эстетической работе в начальной школе1985 год, кандидат педагогических наук Суслова, Тамара Дмитриевна
Формирование у студентов педвуза профессиональных умений по эстетическому воспитанию младших школьников1984 год, кандидат педагогических наук Фатеева, Надежда Ильинична
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование художественно-эстетических умений у студентов педвуза»
Актуальность проблемы художественно-эстетического воспитания студентов предопределяется современной социокультурной ситуацией России. На данном этапе развития общества актуализируются общечеловеческие нравственные ценности: совесть, добро, справедливость, достоинство, милосердие и т. д., а также ситуация противостояния между классической и массовой культурами. Сегодня государство и социум ставят перед учителями школы сложные проблемы по воспитанию и обучению детей и предъявляют высокие требования к личности самого педагога. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р.) особое внимание уделяется совершенствованию путей и средств повышения качества подготовки студентов педагогических вузов к будущей профессии. Решение данных вопросов предполагает высокий уровень общей, профессионально-педагогической и художественно-эстетической культуры, гуманности, компетентности, педагогического профессионализма у воспитателей и учителей являющихся непосредственными наставниками ребенка. В этой связи, при рассмотрении процесса становления личности студентов педвуза особое место следует уделять музыке как искусству обладающему особой силой эстетического и воспитательного воздействия на человека более высокое место.
На сегодняшний день приобретает особую значимость гуманизация образования учителя как парадигма педагогического процесса, по целевым функциям выступающая фактором обеспечения развития способностей, обогащения и становления потенциальных возможностей. В этой связи, важным для нас является утверждение В.А. Сластенина о существенном и неотъемлемом достоинстве педагога, каким представляется его художественная образованность и эстетическая культура, т. е. область человеческой деятельности, развивающая универсальные творческие способности, средство многостороннего воспитания, побуждающее продуктивное мышление, способность к подлинному общению, обогащению интуиции, развитию сферы чувств [186, с. 19].
В психолого-педагогическом образовании сложились объективные предпосылки теоретического рассмотрения художественно-эстетического воспитания будущих учителей и практического применения методических разработок в вузовском обучении. Весьма значимыми для нашего исследования, явились работы:
- о сущности и структуре творческого процесса (С.Н. Беляева-Экземплярская, Н.А. Ветлугина и др.);
- о психологии искусства и творческого мышления (JLC. Выготский, Ю.Н. Кулюткин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); о развитии творческих потенциальных возможностей учителя (А.А. Вербицкий, В.Н. Дружинин, В.Я. Ляудис, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин, Т.Д. Суслова и др.);
- в области музыкальной педагогики (Б.В. Асафьев, Л.А. Баренбойм,
A.В. Гольденвейзер, Л.А. Мазель, В.В. Медушевский, Я.И. Милыитейн, Е.В. Назайкинский, С.Х. Раппопорт и др.);
- - в области художественно-эстетического, воспитания (Э.Б. Абдуллин, З.В. Видякова, B.C. Кузин, А.Ж. Овчинникова и др.);
- в области музыкальной психологии (В .И. Петрушин, А.Н. Сохор, Б.М. Теплов, В.Г. Ражников и др.).
В диссертационных разработках последних лет усилился интерес к исследованию творческих процессов (Т.Н. Балабанова, 1999; Р.У. Богданова, 2000; И.В. Галактионов, 1997; И.О. Гилова, 2000; Т.К. Градусова, 2000;
B.В. Зотов, 1997; М.В. Мусийчук, 2000; Е.Е. Пашехонова, 2000; Ю.Ф. Тимофеева, 2000; Н.В. Шаронин, 1998; Б.Л. Яковлева, 1997, Ярошенко B.C., 2007 и др.). Однако работы по исследованию личностных художественно-эстетических умений, как предмета специального рассмотрения почти отсутствуют. На сегодняшний день художественно-эстетическое воспитание студентов педвуза представлено, с одной стороны - существующей ситуацией в отношении к музыке как искусству, предполагающей достаточно высокий уровень владения техникой сочинения, исполнения, слушания и ее восприятия у будущих учителей музыки, с другой — в сфере высшего педагогического образования художественно-эстетическое воспитание находится на низком уровне иерархии гуманитарных предметных знаний в процессе подготовки студентов не специализированных факультетов, в то время как именно искусство несет в себе эстетические ценности и нравственные идеалы, являющиеся одним из важнейших составляющих личности каждого человека. А кто как не учитель призван заниматься формированием внутреннего мира и культуры ребенка, следовательно, он сам должен являться всесторонне развитой личностью и обладать рядом художественно-эстетических умений необходимых для работы со школьниками. В этой связи, в образовательной сфере возникают противоречия, препятствующие формированию художественно-эстетических умений у будущих учителей, основными среди которых являются противоречия:
- между востребованностью в современном обществе разносторонне, творчески развитого учителя и отсутствием ориентации высшего педагогического образования на развитие художественно-эстетических его умений осуществления деятельности с учащимися школы;
- между значительными возможностями музыкального искусства в развитии художественно-эстетических умений учителя и сложившейся в последние годы тенденцией рассматривать художественно-эстетическое образование только в узкопрофессиональном контексте;
- между ориентацией высшей школы на подготовку социально и профессионально зрелого специалиста и недостаточностью внимания к художественно-эстетическому воспитанию студентов педвуза.
Актуальность проблемы и недостаточная разработанность художественно-эстетических умений учителя обусловили выбор темы исследования — «Формирование художественно-эстетических умений у студентов педвуза». Сложившиеся противоречия позволили определить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования художественно-эстетических умений у студентов педвуза?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования выступает художественно-эстетическое образование студентов педвуза.
Предмет исследования: процесс формирования художественно-эстетических умений у студентов педвуза.
Гипотеза исследования: эффективность формирования художественно-эстетических умений у студентов педвуза может быть достигнута если:
- уточнены структура и содержание художественно-эстетических умений у студентов педвуза;
- разработана теоретическая модель процесса формирования художественно-эстетических умений у студентов педвуза;
- определены критерии и уровни сформированности художественно-эстетических умений при профессиональной подготовке студентов в образовательном пространстве педагогического вуза;
- выявлены, охарактеризованы и экспериментально проверены педагогические условия эффективности формирования художественно-эстетических умений у студентов педвуза.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
- уточнить содержание, сущность и специфику формирования художественно-эстетических умений у студентов педвуза;
- разработать модель формирования художественно-эстетических умений у студентов педвуза;
- определить критерии и уровни сформированности художественно-эстетических умений у студентов педвуза; выявить и экспериментально проверить педагогические условия эффективного формирования и развития художественно-эстетических умений у студентов в образовательном процессе вуза.
Теоретико-методологической базой исследования выступают философские концепции культуры (С.Ф. Анисимов, Л.П. Буева, JI.H. Голубева, М.С. Каган и др.); психолого-педагогические исследования проблем общего и профессионального образования (Е.П. Ильин, Н.В. Кузьмина, А.С. Макаренко,
B.Е Медведев, И.Ф. Плетенева, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков и др.); психологические и психофизиологические концепции (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, П.П. Блонский, JI.C. Выготский, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев,
C.JL Рубинштейн); психология музыкальных способностей (Н.А. Гарбузов, A.JL Готсдинер, Н.А. Ветлугина, JLA. Мазель, В.Н. Мясищев, Е.В. Назайкинский, Б.М. Теплов); общие положения теории формирования личности учителя (Э.А. Гришин, В.П. Кузовлев, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин, А.И. Щербаков); теория художественно-эстетического воспитания (Э.Б. Абдуллин, Н.Я. Брюсова, З.В. Видякова, О.Ю. Глазунова, А .Я. Зись, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.Ж. Овчинникова, Т.Д. Суслова, Б.М. Теплов); музыкальной педагогики (Б.В. Асафьев, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Л.А. Баренбойм, Т.Л. Беркман, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, Г.Г. Нейгауз, М.А. Румер, Б.Л. Яворский), работы по художественно-эстетической компетентности (В.Д. Шадриков, В.И. Петрушин, Г.М. Цыпин и др.).
В качестве средств решения задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме формирования художественно-эстетических умений у студентов педвуза; анализ учебно-методической документации; изучение и обобщение педагогического опыта; диагностические методы; обсервационные методы; прогностические методы; праксиметрические методы; экспериментальные методы; математические методы статистической обработки данных эксперимента; ретроспективный и послеоперационный анализ личной педагогической деятельности. Методика исследования строилась на принципах объективности, единства обучения и воспитания, диалектики общего и специфического, взаимодополняемости и взаимоконтролируемости исследовательских методов и приемов, динамичности, конструктивности (С.Г. Вершловский).
Основной опытно-экспериментальной базой исследования был избран Липецкий государственный педагогический университет. При этом использован опыт Лебедянского педагогического колледжа, Мичуринского педагогического института. Исследование осуществлялось в течение четырех лет и включало в себя три этапа.
Первый этап (2003-2004 гг.) связывался с теоретическим осмыслением проблемы. В этот период была построена рабочая модель профессиональной готовности учителя к художественно-эстетической работе в школе, разработана программа ее эмпирической проверки, гипотеза и методы исследования.
Второй этап (2004-2006 гг.) преимущественно посвящался опытно-экспериментальной работе. В качестве экспериментальных были взяты три студенческих академических группы факультета педагогики и психологии Липецкого государственного педагогического университета.
Третий этап (2006-2008 гг.) носил теоретически-обобщающий характер. На данном этапе были произведены: уточнения взаимосвязи, соотношений, взаимозависимостей; классификация и систематизация полученной информации: апробация и внедрение основных результатов исследования, литературное оформление диссертации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Художественно-эстетические умения представляют целостное, интегративное, личностное образование, включают информационный, ориентационно-мобилизационный, конструктивно-организаторский, коммуникативный, интеллектуально-мыслительный, чувственно-эмоциональный, исследовательский, музыкально-образовательный компоненты и служат для расширения общекультурного кругозора, культуроемкости знаний в целях развития творчества и осуществления художественно-эстетической деятельности.
2. Теоретическая модель процесса формирования художественно-эстетических умений — это система закономерных, функционально-связанных элементов, представленных основными структурными, функциональными и психологическими компонентами процесса формирования художественно-эстетических умений (профессионального, научно-теоретического, практического, психофизиологического), результатом сформированности которых является профессиональная готовность студентов к художественно-эстетической деятельности с учащимися в школе.
3. Уровни сформированности художественно-эстетических умений у студентов педвуза (высокий, достаточно высокий, средний, весьма средний, низкий) определяются следующими критериями: музыкальными способностями, направленностью и мотивированностью на художественно-эстетическую деятельность, наличием теоретических знаний и профессионально значимых качеств, сформированностью практических умений, необходимых для осуществления художественно-эстетической деятельности в школе.
4. Педагогические условия оптимального формирования художественно-эстетических умений будущих учителей к работе с учащимися школы:
- направленность процесса обучения на стимулирование развития субъектной позиции студента посредством системного, рефлексивно-деятельностного и индивидуально-творческого подходов в обучении;
- активизация интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой структур личности студента посредством создания проблемных ситуаций в занятиях, содействующих развитию, художественно-эстетических умений, специальных умений, творческости;
- использование на занятиях комплекса методов обучения, диалогического общения, творческого отношения студентов к предметным знаниям и умениям, побуждается анализом, самооценкой собственных действий, направленных на развитие художественно-эстетических умений;
- соответствие требований к художественно-эстетическому развитию студентов их индивидуальным характеристикам, способностям, интересам, уровням эстетического и общекультурного развития, обеспечивается возможностью усвоения художественно-эстетических понятий, положений, специфики знаний.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- теоретически разработана предметная профессиограмма учителя школы (социальная работа с включением художественно-эстетической деятельности); даны профессиональные характеристики формирования готовности студентов к художественно-эстетической деятельности в школе (музыкальные способности, художественно-эстетические знания, умения и навыки, критерии проведения уроков музыки и характеристики профессиональной пригодности студентов к художественно-эстетической работе);
- теоретически обоснована возможность и необходимость в условиях образовательного пространства педвуза осуществлять подготовку студентов к художественно-эстетической деятельности в школе.
Научная новизна заключается в том, что:
- уточнены структурные компоненты процесса формирования художественно-эстетических умений;
- определены критерии и уровни сформированности художественно-эстетических умений у студентов педвуза;
- выявлены педагогические условия эффективности процесса формирования художественно-эстетических умений у студентов педвуза.
Практическая значимость работы выражается:
- в содержании теоретических выводов, научно-методических материалов, готовых к использованию в деятельности педагогических учебных заведений с возможностями осуществления художественно-эстетической подготовки студентов к художественному образованию и эстетическому воспитанию учащихся общеобразовательных школ;
- в экспериментальном внедрении в учебный процесс художественно-эстетической подготовки в составе системообразующих «блоков»: изучения психолого-педагогических и специальных дисциплин; самостоятельной и внеаудиторной деятельности, педагогической практики, художественно-эстетической практической работы;
- в сформированности у студентов художественно-эстетических умений и навыков постижения разновидностей искусств.
Ценность работы заключается в возможности ее непосредственного внедрения в учебный процесс педагогического вуза. Теоретические материалы могут найти применение и в дальнейшем исследовании проблемы совершенствования художественно-эстетической культуры учителя школы. Результаты исследования позволяют разработать научно обоснованные практические рекомендации, направленные на максимальное использование возможностей учителя-общеобразовательной школы, на систематическую и целенаправленную работу по формированию у них чувственно-эмоциональной сферы, положительного отношения к художественно-эстетическим явлениям. Материалы могут быть реализованы в элективных и факультативных курсах для студентов педагогических институтов и училищ, в учебной работе факультета повышения квалификации Института развития образования, самоподготовке и самообразовании учителей.
Достоверность научных результатов, лично полученных соискателем, обеспечена реализацией комплексной методики, адекватной природе изучаемого явления и задачам исследования, репрезентативностью и статистической значимостью выборок, сочетанием качественного и количественного анализа, подтверждена опытно-экспериментальным путем.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертации нашли отражение в авторских публикациях. Материалы исследования доложены и получили одобрение на итоговых научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Липецкого государственного педагогического университета (2003-2008 гг.); на областных, городских, межрегиональных, международных научно-практических конференциях; в отчетах научного содержания на кафедре теории и истории педагогики ЛГГГУ. Объективные научные результаты исследования систематизированы и обобщены в диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование готовности студентов педвуза к эстетическому воспитанию младших школьников средствами музыки2000 год, кандидат педагогических наук Порошина, Надежда Анатольевна
Формирование готовности студентов педвуза к музыкально-просветительской деятельности в условиях дополнительного образования2008 год, кандидат педагогических наук Милицина, Ольга Викторовна
Подготовка будущих учителей музыки к эстетическому воспитанию школьников в процессе изучения специальных дисциплин2004 год, кандидат педагогических наук Баженова, Евгения Александровна
Музыкально-эстетическое воспитание студентов немузыкальных факультетов педагогического вуза2002 год, кандидат педагогических наук Хамзина, Гульнара Разиевна
Развитие художественно-творческих возможностей будущего учителя в условиях высшего педагогического образования: Музыкально-эстетический аспект2002 год, кандидат педагогических наук Шопина, Людмила Павловна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Борисова, Екатерина Витальевна
этом, следует учесть, что в начале эксперимента были установлены исходные уровни художественно-эстетического развития студентов экспериментальной группы, на основании которого были выведены уровни художественно-эстетического развития. ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
В результате проведенной опытно-экспериментальной работы были решены поставленные задачи, общей целью которых являлась апробация разработанной структурно-функциональной модели формирования художественно-эстетических умений у студентов педвуза и проверка необходимых педагогических условий эффективности формирования исследуемых качеств, что позволило сделать следующие выводы:
1. Результаты констатирующего эксперимента подтверждают, что подготовка студентов педагогического вуза к художественно-эстетическому воспитанию школьников в традиционных условиях образовательного пространства не обеспечивает достаточного уровня сформированности художественно-эстетических умений у будущих педагогов, следовательно, необходима специально организованная деятельность способствующая повышению эффективности процесса формирования данных умений.
2. Формирующий этап эксперимента показал, что повышение уровня готовности к художественно-эстетической деятельности в школе может быть достигнуто путем разработки и внедрения в учебный процесс структурно-функциональной модели формирования художественно-эстетических умений и на основе реализации комплекса педагогических условий.
3. Готовность будущего педагога к художественно-эстетической деятельности как результат сформированности художественно-эстетических умений формируется более эффективно, если обеспечивается развитие профессионально значимых качеств и практических умений, оптимизирован процесс усвоения теоретических знаний, обучение направлено на развитие музыкальных способностей, мотивации и интереса к художественно-эстетической деятельности.
4. Разработанные и экспериментально проверенные нами педагогические условия являются необходимыми- достаточными для эффективного функционирования системы формирования художественно-эстетических умений у студентов педвуза.
5. Формирование художественно-эстетических умений у студентов должно проходить в единстве учебной; самостоятельной и практической деятельности.
6. Формирование художественно-эстетических умений у студентов педвуза осуществлялось посредством внедрения в учебный процесс педагогической технологии с входящими в нее блоками: критически-аналитическим, направленным на изучение и анализ педагогических представлений и категорий художественно-эстетической культуры;
- предметно-конструктивным, предполагающим создание условий для внедрения художественно-эстетических знаний и умений в общекультурологический статус учителя;
- содержательным, включающим усвоение теоретических дисциплин художественно-эстетического характера.
7. Формирование художественно-эстетических умений у студентов педвуза осуществлялось посредством включения будущих учителей в различные виды практической деятельности и внедрения в учебный процесс активных методов обучения и развития личности учителя.
8. Формирующий этап экспериментального исследования подтвердил выдвинутую гипотезу о возможности влияния целенаправленного процесса формирования художественно-эстетических умений у студентов педвуза на их уровень. Студенты экспериментальной группы показали более высокий уровень профессиональной готовности к осуществлению художественно-эстетической деятельности в школе.
9. Проведенная работа позволила назвать конкретные методы, формы, средства развития художественно-эстетических способностей и формирования художественно-эстетических умений.
10. Полученные исследовательские данные показали, что формирование художественно-эстетических умений шло по заданному направлению, о чем свидетельствуют приведенные в работе примеры наиболее типичных характеристик и уровней сформированности профессиональных качеств у некоторых реальных студентов экспериментальной группы (см. прил. № 4).
126
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование проблемы формирования художественно-эстетических умений у будущих учителей необходимых для осуществления художественно-эстетической деятельности в школе связывается с необходимостью повышения уровня массового эстетического воспитания школьников.
Несмотря на значительную работу по совершенствования содержания художественно-эстетического образования, проведенную за последние годы, существующая система профессиональной подготовки будущих учителей к художественно-эстетической работе не вполне соответствует объективным потребностям социальной и педагогической практики, необходимости усиления художественно-эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы средствами искусств в целом. В исследовании рассматриваются вопросы, связанные с формированием профессиональной готовности студентов в образовательном пространстве педагогического вуза к художественно-эстетической деятельности в школе.
В процессе данного исследования была изучена и проанализирована проблема общепрофессиональной подготовки студентов педвуза, неотъемлемой частью которой является художественно-эстетическая составляющая. Установлено, что современному обществу необходим учитель, обладающий высоким уровнем общей, профессионально-педагогической и художественно-эстетической культуры, включающих ряд педагогических, специальных и художественно-эстетических умений. Однако рассмотрению процесса формирования художественно-эстетических умений у студентов педвуза уделено недостаточно.
Художественно-эстетические умения понимаются нами как целостное, интегративное, личностное образование, включающее информационный, ориентационно-мобилизационный, конструктивно-организаторский, коммуникативный, интеллектуально-мыслительный, чувственно-эмоциональный, исследовательский, музыкально-образовательный компоненты и служащее для расширения общекультурного кругозора, культуроемкости знаний в целях развития творчества и осуществления художественно-эстетической деятельности.
В исследовании разработана структурно-функциональная модель формирования исследуемых качеств. Реализация данной модели в образовательном пространстве педагогического вуза осуществлялась на принципах системного, рефлексивно-деятельностного, дифференцированного, индиви-дуально-творческого подходов к обучению.
Готовность студентов педвуза к осуществлению художественно-эстетической деятельности в школе выступает целью и результатом формирования художественно-эстетических умений и проявляется в единстве профессионального, научно-теоретического, практического и психофизиологического компонентов, наличие и сформированность которых определяет эффективность осуществления художественно-эстетической деятельности с учащимися.
Критериями эффективности внедрения педагогических условий формирования художественно-эстетических умений у студентов педвуза являются: наличие музыкальных способностей; направленность и мотивация на художественно-эстетическую деятельность; наличие теоретических знаний, профессионально значимых качеств, необходимых для осуществления художественно-эстетической деятельности; сформированность практических умений осуществлять художественно-эстетическую деятельность в школе.
Сложные взаимосвязи и взаимозависимости, формирующих разработанную педагогическую технологию «блоков» предопределили характер средств, методов и приемов экспериментального обучения и послужили основанием для теоретического освещения следующих педагогических условий:
- направленность процесса обучения на стимулирование развития субъектной позиции студента посредством системного, рефлексивно-деятельностного и индивидуально-творческого подходов к обучению;
- активизация интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой структур личности студента посредством создания проблемных ситуаций в занятиях, содействующих развитию художественно-эстетических умений, специальных умений, творческости;
- использование на занятиях комплекса методов обучения, диалогического общения, творческого отношения студентов к предметным знаниям и умениям побуждается анализом, самооценкой собственных действий, направленных на развитие художественно-эстетических умений;
- соответствие требований к художественно-эстетическому развитию студентов индивидуальным характеристикам, способностям, интересам, уровням эстетического и общекультурного развития обеспечивается возможностью усвоения художественно-эстетических понятий, положений, специфики знаний и т. д.
Проведенный формирующий эксперимент подтвердил необходимость взаимосвязи внеаудиторной работы с учебной и самостоятельной деятельностью в процессе формирования художественно-эстетических умений у студентов в условиях образовательного пространства педвуза.
На основании качественных критериев и характеристик, нами установлено три уровня готовности к художественно-эстетической деятельности - высокий, достаточно высокий и средний, определяющие сформированность профессиональных знаний и умений. При этом наилучших результатов достигают студенты, имеющие высокий уровень общего развития и хорошую успеваемость. Теоретическое обоснование и выявление структуры художественно-эстетической деятельности учителя представляет дальнейшее- развитие профессиональной подготовки.
В результате проведенного исследования была осуществлена апробация разработанной модели формирования художественно-эстетических умений у студентов и проверка необходимых педагогических условий эффективности их формирования.
В процессе опытно-экспериментального исследования рабочая гипотеза подтвердилась. Было установлено, что студенты экспериментальной группы показали более высокий уровень сформированности художественно-эстетических умений.
Таким образом, выполненное исследование позволило получить ряд объективных данных, характеризующих состояние, тенденции и перспективы формирования профессиональной готовности студентов к деятельности художественно-эстетического характера и внести дополнительные сведения в решение данной проблемы.
Данное диссертационное исследование не исчерпывает всей полноты рассматриваемой темы и может быть продолжено по следующим направлениям: определение путей совершенствования художественно-эстетической подготовки студентов как составляющей общепрофессиональной подготовки; поиск и внедрение новых педагогических условий эффективного формирования' художественно-эстетических умений; определение роли художественно-эстетического воспитания студентов педвуза различных специальностей.
На наш взгляд, исследование может служить основой в дальнейшем творческом поиске средств, методов и путей развития процесса формирования профессиональной подготовки к художественно-эстетической работе будущих учителей.
По результатам проведенного эксперимента мы нашли возможным дать научно-практические рекомендации, основанные на материалах, изложенных в диссертационной работе.
1. На современном этапе художественно-эстетического обучения студентов, в системе высшего педагогического образования, следует исходить из понимания важности задач эстетического воспитания и развития учащихся школы средствами искусства.
2. Учитывая слабо сформированный интерес к художественно-эстетической деятельности, связанной с будущей профессией, следует систематически осуществлять работу со студентами по формированию профессионального интереса, увлеченности к данному виду деятельности в школе.
3. Исходя из специфики музыкально-эстетической и художественно-эстетической работы учителя школы, процесс формирования профессиональной готовности студентов к осуществлению таковой должен быть направлен всеми компонентами учебной, самостоятельной, внеаудиторной, практической деятельности на развитие музыкально-педагогических, специальных и художественно-эстетических знаний, умений, навыков.
4. Рассматривая активную художественно-эстетическую практическую деятельность в качестве одного из основных формирующих «блоков» педагогической системы, как решающего фактора в формировании профессиональной подготовки, считаем возможным начать ее осуществление с I курса в сочетании с регулярными учебными занятиями.
5. В успешном формировании профессиональной готовности будущих учителей ведущую роль играет единство учебной, самостоятельной и внеаудиторной деятельности, позволяющее широко и максимально развивать музыкальные способности, вырабатывать знания' и умения художественно-эстетического характера. Следовательно, самостоятельную и внеаудиторную работу необходимо считать, как составные части управляемого учебно-воспитательного музыкально-педагогического процесса.
7. В результате анализа опытной работы следует заметить, что формирование профессиональной готовности студентов к осуществлению художественно-эстетической деятельности в школе следует строить с учетом совокупности педагогических условий, обращая пристальное внимание на постепенное усвоение обучающимися музыкально-педагогических и специальных знаний, умений во всех видах деятельности и формах занятий.
8. В виду того, что профессиональная подготовка учителей современной школы, в том числе ее художественно-эстетическая составляющая, в настоящее время встает как одна из важнейших социально-педагогических проблем, можно утверждать о необходимости ее решения в течение не четверти, а пятилетнего обучения в педагогическом вузе, увеличив при этом количество учебных часов на освоение дисциплин художественно-эстетического характера.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Борисова, Екатерина Витальевна, 2009 год
1. Абдулин, Э.Б., Цыгин, Г.М. Программа, устремленная в будущее Текст. / Э.Б. Абдулин, Г.М. Цыгин. // Сов. музыка. -М., 1978. №10. - С. 45-56.
2. Абдулина, О.А. К проблеме педагогических умений Текст. / О.А. Абдулина. // Вопросы общепедагогической подготовки будущих учителей.-М., 1972. С. 11-18.
3. Абдулина, О.А. О формировании педагогических умений Текст. / О.А. Абдулина. Сов. педагогика. - М., 1972. - №11. - С. 93-104.
4. Абрамова, Т.В. Развитие профессионально-педагогической культуры преподавателя детской музыкальной школы Текст.: автореф. дисс. . канд. пед. наук / Т.В. Абрамова. Белгород, 2000. - 23 с.
5. Ананьев, Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых Текст. / Б.Г. Ананьев. -М.: Знание, 1972. 32 с.
6. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б.Г. Ананьев. СПб.: Питер. 2001.-288 с.
7. Ананьев, Б.Г. Человек и общество Текст. / Б.Г. Ананьев. // Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества: сборник статей под ред. Б.Г. Ананьева. М., 1973. - 184 с.
8. Аничкин, С.А*., Третьякова, З.И. Подготовка учителя к эстетическому воспитанию школьников: методическое пособие Текст. / С.А. Аничкин, З.И. Третьякова. Свердловск: Издательство Свердловского государственного педагогического университета, 1975. — 81' с.
9. Апраксина, О.А. О возможностях и содержании исследовательской работы учителя-музыканта в общеобразовательной школе Текст. / О.А.
10. Апраксина. Сборник: Музыкальное воспитание в школе. Вып. 12 / Сост. О.А. Апраксина. -М.: Музыка, 1977. С. 3-14.
11. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы Текст. / С.И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1980. -368 с.
12. Арчажникова, Л.Г. Профессия учитель музыки: книга для учителя Текст. / Л.Г. Арчажникова. - М.: Просвещение, 1984. — 111 с.
13. Арчажникова, Л.Г. Теоретические основы профессиональной педагогической подготовки учителя музыки Текст.: автореф. дисс. .докт. пед. наук / Л.Г. Арчажникова. М., 1986. - С. 5.
14. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании Текст. / Б.В. Асафьев. -М.-Л.: Музыка, 1965. 151 с.
15. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс Текст. / Б.В. Асафьев. М.: Музыка, 1971.
16. Афанасьев, В.Г. Системность и общество Текст. / В.Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
17. Бабаев, Э.А. Некоторые вопросы музыкальной подготовки учителя начальных классов Текст. / Э.А. Бабаев. // Сборник: Музыкально-педагогическая подготовка учителя. / Под ред. Г.М. Цыпина. №399. - М., 1970. С. 172-185.
18. Бабаев, Э.А. Обучение студента педагогического факультета игре на музыкальном инструменте Текст. / Э.А. Бабаев. // Сборник: Музыкально-педагогическая подготовка учителя. Учен. зап. МГПИ имени Ленина -№406.-М., 1972. С. 62-67.
19. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения Текст. / Ю.К. Бабанский. М.: Педагогика, 1977. - 254 с.
20. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект Текст. / Ю.К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. - 192 с.
21. Баренбойм, Jl.А. Музыкальная педагогика и исполнительство Текст. / Л.А. Баренбойм. Л.: Музыка, 1974. - 336 с.
22. Баренбойм, Л.А. О музыкальном воспитании в СССР. Вместо введения Текст. / Л.А. Баренбойм. // В книге: Музыкальное воспитание в СССР. Вып. I / Под ред. Л.А. Баренбойма. М.: Сов. композитор, 1978. С. 5-57.
23. Баренбойм, Л.А. Путь к музицированию Текст. / Л.А. Баренбойм. Л.: Сов. композитор, 1979. - 359 с.
24. Беликов, В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников Текст.: учебное пособие / В.А. Беликов. — Челябинск: Издательство ЧГПИ «Факел», 1995. — 141 с.
25. Беляева-Экземплярская, С.Н. О психологии восприятия музыки Текст. / С.Н. Беляева-Экземплярская. -М.: Русский книжник, 1923. Вып. 1. — 45 с.
26. Берулава, М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования Текст. / М.Н. Берулова. // Педагогика. 1994. - №5. - С. 21-25.
27. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В.П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
28. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х томах Текст. / П.П. Блонский. // Т.1. / Под ред. А.В. Петровского. -М.: Педагогика, 1979. 304 с.
29. Блудова, В. Природа и структура художественного восприятия Текст. / В. Блудова. // Сборник: Эстетические очерки. Вып.4 / Под ред. С.Х. Раппопорт. -М.: Музыка, 1977. С. 114-152.
30. Боброва, В.Г., Кузьмин, Н.Н. Об уровне практической подготовленности выпускников педагогического института к воспитательной работе Текст. / В.Г. Боброва, Н.Н. Кузьмин. Сов. педагогика. - 1979. - №4. - С. 87-92.
31. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания Текст. / Е.В. Бондаревская. // Педагогика. 1995. - №4. - С. 30.
32. Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика Текст.: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. СПб: «Питер»; 2000. - 304 с.
33. Бореев, Ю.В. Введение в эстетику Текст. / Ю.В. Бореев. М.: Советский художник, 1965. - 328 с.
34. Васильев, И.А., Поплужный, B.JL, Тихомиров, O.K. Эмоции и мышление Текст. / И.А. Васильев, B.JL Поплужный, O.K. Тихомиров. М., 1980. -192 с.
35. Васильев, К.И. Проблемы и перспективы современного высшего образования Текст. / К.И. Васильев. Воронеж, 1977. - 123 с.
36. Васильева, З.И. Педагогическая практика — важнейшее звено в системе подготовки учителя Текст. / З.И. Васильева. // Сов. педагогика. 1982. -№7. С. 63-67.
37. Васильева, Э.А. Педагогическая практика важное средство подготовки будущего учителя Текст. / Э.А. Васильева. // Сов. педагогика. - 1978. -№12.-С. 98-101.
38. Верб, М.А. Эстетическое воспитание старшеклассников Текст.: методическое пособие / М.А. Верб. JL: 1970. - 152 с.
39. Вербицкий, А.А., Бакшаева. Н.А. Психология мотивации студентов Текст. / А.А. Вербицкий, Н.А. Бакшаева -М.: Логос, 2006. 184 с.
40. Ветлугина, Н.А. К вопросу о системе эстетического воспитания Текст. / Н.А. Ветлугина // Сборник: Эстетика и человек. / Под ред. В.А. Разумовского. М., 1967. С. 30-36.
41. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка Текст. / Н.А. Ветлугина. -М.: Просвещение, 1968. -415 с.
42. Виллемс, Э. Характеристика, метода первоначального музыкального воспитания (Швейцария) Текст. / Э. Виллемс. -М.: ИСМЕ, 1970.
43. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы биологической мотивации Текст. / В.К. Вилюнас. -М., 1986. С. 78-94.
44. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека Текст. / В.К. Вилюнас. М.: Издательство Московского университета, 1990. - 288 с.
45. Волков, К.Н. Психологи о педагогических проблемах Текст. 7 К.Н. Волков. -М.: Просвещение, 1981. 128 с.
46. Волков, Г.Н. Три лика культуры Текст.* / Г.Н. Волков М.: Молодая гвардия, 1986. - 335 с.
47. Вопросы воспитания: системный подход Текст. // Сборник статей / Под ред. Л.И. Новиковой. — М.: Прогресс, 1981. — 136 с.
48. Вопросы общепедагогической подготовки будущих учителей Текст. / Под ред. А.И. Пискунова. М.: МГПИ им В. И. Ленина, 1972. - 260 с.
49. Вульфов, Б.З. Рефлексия: учить управляя Текст. / Б.З. Вульфов. // Мир образования. 1997. - №1. - С. 63-65.
50. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте Текст.7 Л.С. Выготский. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1967. - 93 с.
51. Выготский, Л.С. Психология искусства Текст. / Л.С. Выготский. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Искусство, 1968. - 576 с.
52. Гальперин, П.Я., Котик, Н.Р. К психологии творческого мышления Текст. / П.Я. Гальперин, Н.Р. Котик. // Вопросы психологии. 1982. - №5. - С. 8084.
53. Гальперин, П.Я. Развитие исследований- по формированию умственных действий Текст. / П.Я. Гальперин. // В книге: Психологическая наука в СССР. Т.1. М.: АПН РСФСР, 1959. С. 441-469.
54. Ганюшкин, А.Д. Исследование состояния психической готовности человека к деятельности в экспериментальных условиях Текст.: автореф. дисс. канд. пед. наук / А.Д. Ганюшкин. Л., 1972. - 19 с.
55. Гарбузов, Н.А. Внутризонный слух и методы его развития Текст. / Н.А. Гарбузов. -М.-Л., 1951. 64 с.
56. Головатый, Н.Ф. Студент: путь к личности Текст. / Н.Ф. Головатый. М.: Молодая гвардия, 1982. - 142 с.
57. Гольденберг, Н. М. Яворский и музыкальное воспитание детей Текст. / Н.М. Гольденберг. // Сборник: Б. Яворский. Статьи, воспоминания, переписка. Т. L / Под ред. Д. Шостаковича. — М.: Сов. композитор, 1972. С. 115-132.
58. Гоноблин, Ф.Н. Книга об учителе Текст. / Ф.Н. Гоноблин. М.: Просвещение, 1965.-260с.
59. Гончаров, Н. К. Педагогическая система К. Д.Ушинского Текст. / Н.К. Гончаров. М.: Педагогика, 1974. - 272 с.
60. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология Текст. / А.Л. Готсдинер. — М.: Издательство МИП «МЗМагистр», 1993. 194 с.
61. Готсдинер, А.Л. О восприятии музыки и музыкальном слухе Текст. / А.Л. Готсдинер. // Сборник: Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. / Сост. А.Л. Готсдинер. Л.: Музыка, 1981. С. 41-57.
62. Готсдинер, А.Л. О стадиях формирования музыкального восприятия Текст. / А.Л. Готсдинер. // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. - С. 230-251.
63. Гофман, К. Воспитание творческой активности учащихся при изучении музыки Текст. / К. Гофман. // Книга: Эстетическое воспитание школьной молодежи. / Под ред. Б.Т. Лихачева, Г. Зальмона. М.: Педагогика; 1981. С. 124-131.
64. Греков, А.А., Бондаревская, Е.В. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки студентов Текст. / А.А. Греков, Е.В. Бондаревская. // Сов. Педагогика. 1982. - №8. - С. 83-87.
65. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения Текст. / В.В. Давыдов. — М.гИНТОР, 1996.-240 с.
66. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах Текст.,/ В.И. Даль. М.: Русский язык. Т. 1, А - 3, 1981. - 699 с. Т.2, ИО, 1979. - 779 е., Т. 3. II, 1980. - 555 с.
67. Деркач, Т.С. Формирование профессиональной направленности студентов во внеучебной работе Текст.: автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1972. -24 с.
68. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения Текст. / А. Дистервег. -М.: Учпедгиз, 1956. С. 136-203.
69. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики Текст. / Л.Б. Дмитриев. — М.: Музыка, 1968. 676с.
70. Доббс, Дж. Проблемы, вызванные отношением подростков к музыке, как к школьному предмету (Англия) Текст. / Дж. Доббс. М.: ИСМЕ, 1970.
71. Дьяченко, М.И., Кандыбович, Л.А. Психология высшей школы Текст. / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. — Минск: Издательство БГУ, 1978. -320 с.
72. Елканов, С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя Текст.: учебное пособие для студентов пед. инс-тов / С.Б. Елканов. М.: Просвещение, 1989. - 189 с.
73. Журавлев, В.И. Педагогика в системе наук о человеке Текст. / В.И. Журавлев. М., 1990.
74. Занков, JI.B. Беседы с учителями Текст. / JI.B. Занков. / 2-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 1975. -191 с.
75. Занков, JI.B. Дидактика и жизнь Текст. / JI.B. Занков. М.: Просвещение, 1968.-176 с.
76. Занков, JI.B. Обучение и развитие Текст. / JI.B. Занков. М.: Педагогика, 1975.-440 с.
77. Запорожец, А.В. Роль JI.C. Выготского в разработке проблем восприятия Текст. / А.В. Запорожец. // Вопросы психологии. 1966. - №6. С. 13-24.
78. Зимняя, И.А. Педагогическая психология Текст.: учебное пособие / И.А. Зимняя. Ростов -н/Д, 1997.
79. Зиновьев, С.И. Учебный процесс в советской высшей школе Текст. / С.И. Зиновьев. М.: Высшая школа, 1975. - 316 с.
80. Зись, А.Я. Искусство и эстетика. Традиционные категории и современные проблемы Текст. / А.Я. Зись. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Искусство, 1975.-447 с.
81. Из истории музыкального воспитания Текст.: Хрестоматия / Сост. О.А. Апраксина. -М.: Просвещение, 1990. -207 с.
82. Ильина, Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения Текст. / Т.А. Ильина. Вып. 1. — М.: Знание, 1972. - 72 с.
83. Исаев, И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателей высшей школы Текст. / И.Ф. Исаев. Москва-Белгород: МПГУ, 1993. - С. 128-130.
84. Исаев, И.Ф. Системный анализ профессионально-педагогической культуры: структура, критерии, уровни Текст. / И.Ф. Исаев // Педагогическая наука и образование. — Москва — Белгород, 1998. — С. 2946.
85. Исаев, И.Ф. «Сластенин» Текст. / И.Ф. Исаев. М.: Издательский Дом Магистр - Пресс, 2000. - 488 с.
86. Исследование художественных интересов школьников Текст. / Под ред. Е.В. Квятковского, Ю.У. Фохта-Бабушкина. М.: Педагогика, 1974. - 160 с.
87. Истомина, З.М. Развитие памяти Текст.: учебно-методическое пособие / З.М. Истомина. М., 1978. - С. 62-86.
88. Ительсон, Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения Текст. / Л.Б. Ительсон. Владимир: Владимирский Пединститут им. П.И. Лебедева-Полянского, 1972. - 264 с.
89. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? Текст. / Д.Б. Кабалевский. -М.: Сов. композитор, 1977. 254 с.
90. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке для общеобразовательной школы Текст. / Программа по музыке для общеобразовательной школы (1-3 классы) / Д.Б. Кабалевский. — М.: Просвещение, 1977. С. 3-30.
91. Кабалевский, Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. Эстетическое воспитание. Статьи, доклады, выступления Текст. / Д.Б. Кабалевский. — М.: Педагогика, 1973. 336 с.
92. Кабанова-Меллер, Е.Н. Учебная деятельность и развивающее образование Текст. / Е.Н. Кабанова-Меллер. М., 1981.
93. Кабанова-Меллер, Е.Н. Формирование умственной деятельности и умственное развитие учащихся Текст. / Е.Н. Кабанова-Меллер. — М.: Просвещение, 1968. 288 с.
94. Каган, М.С. Философия культуры Текст. / М.С. Каган. Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1996. - 416с.
95. Кальянов, В.Т. Эстетическая подготовка учителя в школе Текст.: автореф. дисс. . канд. пед. наук / В.Т. Кальянов. — М., 1970. — 21 с.
96. Киященко, Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР Текст. / Н.И. Киященко. — М.: Искусство, 1971. -161 с.
97. Ключарева, Т.В. Развитие слухового, музыкального и художественно восприятия в начальный период обучения Текст. / Т.В. Ключарева. // Сборник: Вопросы музыкальной педагогики. Вып 1. / Под ред. В.А. Натансон. -М.: Музыка, 1979. С. 3-21.
98. Ковалев, А.Г. Психология личности Текст. / А.Г. Ковалев. — 3-е изд. -М.: Просвещение, 1970. 392 с.
99. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности Текст. / В.И. Ковалев. М.: Наука, 1988. - 192 с.
100. Комплексная педагогическая практика студентов в школе. Методическое пособие в помощь начинающему преподавателю педагогики Текст. М.: МГТГУ им В. И. Ленина, 1973. - 72 с.
101. Конституция Текст. / Основной Закон Российской Федерации. — М.: Юридическая литература, 2008. 32 с.
102. Королев, Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях Текст. / Ф.Ф. Королев. // Сов. педагогика. — 1970.-№9. С. 103-115.
103. Коршунов, A.M. Роль восприятия в процессе познания Текст. / A.M. Коршунов // Книга: Чувственное познание. М., 1965. - 237 с.
104. Костюк, Г.С., Менчинская, Н.А., Смирнов, А.А. Актуальные задачи школы и проблема психологии обучения Текст. / Г.С. Костюк.
105. Н.А. Менчинская, А.А. Смирнов. // Вопросы психологии. 1963. - №5. С. 48-60.
106. Кремлев, Ю.А. Очерки по эстетике музыки Текст. / Ю.А. Кремлев. — М.: Сов. композитор, 1972. — 272 с.
107. Крупская, Н.К. О задачах художественного воспитания Текст. / Н.К. Крупская. — Избр. пед. произв., 2-е изд. / Сост. Ф.С. Озерская, Н.А. Сундуков. М.: Просвещение, 1968. С. 296-299.
108. Кузовлев, В.П. Профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе: Научно-методический и организационно-педагогический аспекты Текст.: автореф. дисс. . д-ра пед.наук / В.П. Кузовлев. М., 1999. - 49с.
109. Кузовлев, В.П., Музальков, А.В. Философия активности учебной деятельности учащихся Текст.: монография / В.П. Кузовлев, А.В. Музальков. Елец: Елец. гос. ун-т им. И.А. Бунина, 2004. - 219с.
110. Кузьмина, Н.В: Методы исследования педагогической деятельности Текст. / Н.В. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1970. - 114 с.
111. Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя Текст. / Н.В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. - 183 с.
112. Кузьмина, Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности Текст.: автореф. дисс. . док. псих, наук / Н.В. Кузьмина. Л., 1965. - 39 с.
113. Кузьмина, Н.В. Формирование педагогических способностей Текст. / Н.В. Кузьмина. Л.: 1961. - 98 с.
114. Кулюткин, Ю.Н. Психологическая природа деятельности Текст. / Ю.Н. Кулюткин. // Книга: Творческая направленность деятельности педагога / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. Л., 1978. С. 7-10.
115. Левитов, Н.Д. Психология Текст. / Н.Д. Левитов. М.: Высшая школа, 1964. - 256 с.
116. Ленин, В.И. Странички из дневника Текст. / В.И. Ленин / Полн. собр. соч., 5-е изд., Т.45. С. 363-368.
117. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность Текст. / А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
118. Леонтьев, А.Н. О социальной природе психики человека Текст. / А.Н. Леонтьев. // Вопросы психологии. 1981. - №1.
119. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции Текст. / А.Н. Леонтьев. -М.: МГУ, 1971.-40 с.
120. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики Текст. / А.Н. Леонтьев. — М.: МГУ, 1981.-584 с.
121. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики Текст. / А.Н. Леонтьев. — М.: 1972.-576 с.
122. Лихачев, Б.Т. Педагогика Текст.: Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Б.Т. Лихачев. — М.: Прометей, 1992. — С. 251-253.
123. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б.Ф. Ломов. -М.: Наука, 1984.
124. Мазель, Л.А. Вопросы анализа музыки Текст. / Л.А. Мазель. — М.: Сов. композитор, 1978. 352 с.
125. Мазель, Л.А. Музыкознание и достижения других наук Текст. / Л.А. Мазель. // Советская музыка. 1974. - №4. - С. 24-35.
126. Макаренко, А.С. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах Текст. / А.С. Макаренко. М.: Педагогика, 1977. - Т.1 - 397 е., Т.2 - 320 с.
127. Маргулис, А.В. Категория потребности в историческом материале Текст. / А.В. Маргулис. Белгород, 1971. - 123 с.
128. Маркова, А.К., Орлов, А.Б., Фридман, Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников Текст. / А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман. М.: Педагогика, 1983. - 65 с.
129. Маслоу, А. Мотивация и личность Текст. / А. Маслоу. СПб., 1999.
130. Махмутов, М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории Текст. / М.И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. - 368 с.
131. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки Текст. / В.В. Медушевский. М., 1976. - 254 с.
132. Менчинская, Н.А. Мышление в процессе обучения Текст. / Н.А. Менчинская. // Книга: Исследование мышления в советской психологии. -М.: Наука, 1966. С. 349-387.
133. Методы системного педагогического исследования Текст.: учебное пособие. / Под ред. Н.В. Кузьминой. JL, 1980. - 172 с.
134. Михалков, С.В. Все начинается с детства Текст. / С.В. Михалков. -М.: Педагогика, 1972. 197 с.
135. Москвичева, JI.H. Эстетическое развитие личности и ее творческий потенциал Текст. / Л.Н.Москвичева. М., 1985. - 64 с.
136. Морозова, С. Из истории массового музыкального воспитания. Б.Л. Яворский Текст. / Морозова С. // Сборник: Музыкальное воспитание в школе. / Сост. О.А. Апраксина. Вып. 12. М., 1977. С. 75-85.
137. Музыкально-эстетическая подготовка учителя Текст. / Под ред. О.А. Апраксиной. М., 1970. - 63 с.
138. Мясищев, В.Н., Готсдинер, А.Л. Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение Текст. / В.Н. Мясищев, А.Л. Готсдинер. // Сборник: Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. / Сост. А.Л. Готсдинер. Л.: Музыка, 1981. С. 14-29.
139. Набоков, В.В. Две лекции по литературе Текст. /В.В. Набоков. // Иностранная литература. 1997. -№11.- 229 с.
140. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия Текст. / Е.В. Назайкинский. М.: Музыка, 1972. - 383 с.
141. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры Текст. / Г.Г. Нейгауз. -М.: Музгиз, 1961. — 320 с.
142. Неменский, Б.М. Мудрость красоты: о проблеме эстетического воспитания Текст.: Книга для учителя / Б.М. Неменский. / 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1987. - 255 с.
143. Обозов, П.П. Психические процессы и функции в условиях индивидуальной и совместной деятельности Текст. / П.П. Обозов. // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. — С. 24-44.
144. Общая психология Текст. / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1977. - 479 с.
145. Общие вопросы эстетического воспитания в школе Текст. / Под ред.
146. B.Н. Шацкой. -М.: АПН, 1965.- 183 с.
147. Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства Текст. / Под ред. Д.Б. Кабалевского. М.: НИИ школ МП РСФСР, 1978.- 106с.
148. Овсиюк, А.Н. К вопросу взаимосвязи музыкальных дисциплин в процессе подготовки учителя начальных классов Текст. / А.Н. Овсиюк. // Сборник: Вопросы теории и методики музыкального воспитания. — Минск, 1977. С. 38-47.
149. Овчинникова, А.Ж. Взаимодействие видов искусства в личностно-ориентированном обучении младших школьников Текст. / А.Ж. Овчинникова. // Образование на Балканах. Благоевград /Болгария/. -2006. - С.16-26.
150. Огородников, И.Т. Актуальные проблемы исследования педагогической подготовки учителя в высшей школе Текст. / И.Т. Огородников. // Сов. педагогика. 1975. - №2. С. 87-94.
151. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Словарь русского языка Текст. /
152. C.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. -М.: Азъ, 1992. 816 с.
153. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы Текст. // Книга: О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. М.: Политиздат, 1984. С. 37-63.
154. Основы вузовской педагогики Текст.: Учебное пособие для студентов университета / Под ред. Н.В. Кузьминой. — Л., 1972. 312 с.
155. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема Текст. / В.Д. Остроменский. Киев: Музична Украина, 1975. - 199 с.
156. Павлов, И.Ц. Физиология высшей нервной деятельности Текст. / И.П. Павлов. // Сборник: Двадцатилетний опыт. М.: Медгиз," 1951. - 507 с.
157. Педагогическая практика1 Текст.: Учебное пособие для пед. инс-тов / В.К. Розов, B.C. Морозова, Е.П. Белозерцев, О.А. Абдулина. / Под ред. В.К. Розова. -М.: Просвещение, 1981. — 159 с.
158. Петрова,. Г.А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя Текст. / Г.А. Петрова. Казань, 1976. - 200 с.
159. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив Текст. / А.В. Петровский. М., 1982. - 509 с.
160. Петровский, А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности Текст. / А.В. Петровский // Вопросы психологии. 1987. -№1. С. 15-26.
161. Петрушин, В.И. Музыкальная психология Текст.: учебное пособие для студентов и преподавателей / В.И. Петрушин. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 384 с.
162. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся Текст. / П.И. Пидкасистый. -М.: Педагогика, 1972. 184 с.
163. Платонов, К.К. О знаниях, навыках, умениях Текст. / К.К. Платонов // Сов. педагогика. 1963. - №11. С. 98-102.
164. Половникова, Н.А. Система воспитания познавательных сил школьниковТекст.: учебное пособие / Н.А. Половникова. Казань: КГПИ, 1975.
165. Полянчикова, Е.И. Некоторые особенности, овладения музыкальным материалом школьной программы студентами факультета педагогики и методики начального обучения в классе специнструмента Текст. /
166. Е.И. Полянчикова. // Сборник: Теория музыки и музыкальная педагогика. -Владимир, 1981. С. 43-54.
167. Прангишвили, Д.С. Установка и деятельность Текст. / Д.С. Прангишвили. // Вопросы психологии. 1972. - №1. С. 3-10.
168. Программа педагогических институтов и педагогических училищ. Спецкурс по изучению экспериментальной программы «Музыка» в общеобразовательной школе (начальные классы) Текст. / Под ред. В.А. Шимкевича. М., 1978. - 12 с.
169. Психология Текст. / Под ред. В.А. Крутецкого. / 2-е изд., перераб. и. дополн. — М.: Просвещение, 1974. 304 с.
170. Психология труда и личности учителя Текст.: сборник научных трудов / Под ред. А.И. Щербакова. Вып.11. JL: Ленинградский институт им. А. И. Герцена, 1977. - 131 с.
171. Пушкин, В.Н. Психология возможности человека Текст. / В.Н. Пушкин. М.: Знание, 1972. - 64 с.
172. Ражников, В.Г. Резервы музыкальной педагогики Текст. /1. B.Г. Ражников. М., 1980.
173. Раппопорт, С.Х. Природа искусства и специфика музыки Текст. /
174. C.Х. Раппопорт. // Сборник: Эстетические очерки. Вып.4 / Под ред. С.Х. Раппопорт. М., Музыка, 1977. С. 39-78.
175. Реан, А.А. Психология изучения личности Текст. / А.А. Реан. СПб., 1999.
176. Ростова, С.И. Формирование художественной культуры студентов педагогических институтов Текст.: автореф. дисс. . канд. пед. наук / С.И. Ростова. Новосибирск, 1974. - 19 с.
177. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии Текст.: в 2-х томах / С.Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. - Том 1 - 488с., Том 2 - 328с.
178. Рудометкина, Т.С. Роль и место хорового класса в музыкальной подготовке студентов педагогического факультета Текст. /
179. Т.С. Рудометкина. // Сборник: Музыкально-педагогическая подготовка учителя. Учен. зап. МГПИ им. В. И. Ленина, №406. - М., 1972. С. 68-73.
180. Румер, М.А. Активизация мышления на уроке музыки Текст. / М.А. Румер. // Сборник: Музыкальное воспитание в школе. Вып.8 / Сост. О.А. Апраксина. М., Музыка, 1972. С. 86-95.
181. Самарин, Ю.А. Психология студенческого возраста и становление специалиста Текст. / Ю.А. Самарин. // Вестник высшей школы. 1969. -№8. С. 16-21.
182. Селиванов, В.И. Социальная активность и нравственно-волевое развитие студентов Текст. / В.И. Селиванов. // Сборник: Вопросы психологии личности. Рязань, 1973. С. 4-17.
183. Сеченов, И.М. Рефлексы головного мозга Текст. / И.М. Сеченов. — М.: Издательство АН СССР, 1961. 99 с.
184. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа Текст. / Под ред. Л.А. Баренбойма. Л.: Музыка, 1970. -160 с.
185. Скаткин, М.Н. Пути совершенствования эстетического воспитания в школе Текст. / М.Н. Скаткин. // Сов. педагогика. 1982. - №10. С. 115-116.
186. Сластенин, В.А. Гуманистическая парадигма непрерывного образования Текст. / В.А. Сластенин. // Магистр. 1994. - №6 - С.2-7.
187. Сластенин, В.А., Подымова, Л.С. Педагогика: инновационная деятельность Текст. / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. М.: Магистр, 1997.-308 с.
188. Сластенин, В.А. Проблемы подготовки учителя в советских психолого-педагогических исследованиях Текст. / В.А. Сластенин. // Сов. педагогика. 1981. - №1. С. 86-94.
189. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки Текст. / В.А. Сластенин. — М.: Просвещение, 1976. 160 с.
190. Сластенин, В.А. Формирование социально активной личности учителя Текст. / В.А. Сластенин. // Сов. педагогика. 1981. - №4. С. 76-84.
191. Словарь русского языка Текст. / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1990.
192. Сокольников, Ю.П. Системный подход в воспитании Текст. / Ю.П. Сокольников. М., 1988.
193. Сосновский, Б.А. Мотив как личностное образование Текст. / Б.А. Сосновский.// Книга: Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. -М., 1988. 180 с.
194. Сохор, А.Н. Музыка как вид искусства Текст. / А.Н. Сохор. М.: Музыка, 1970. -192 с.
195. Спирин, Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических, умений учителя-воспитателя Текст.: спецкурс / Л.Ф. Спирин. Ярославль, 1976.-82 с.
196. Строкова, Т.А. Педагогические основы формирования общественной активности студентов во внеучебной работе Текст.: автореф. дисс. . канд. пед. наук / Т.А. Строкова. Тюмень, 1979. - 19 с.
197. Субетто, А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония Текст. / А.И. Субетто. М.: издательство «Логос», 1992. - 183 с.
198. Суворова, Г.А. Психология деятельности Текст.: учебное пособие для студентов психологических и педагогических вузов / Г.А. Субетто. -М.'.ПЕРСЭ, 2003.- 176 с.
199. Суслова, Т.Д. Художественно-эстетическая культура Текст.: программа / Т.Д. Суслова. М., 2001. -176 с.
200. Суслова, Т.Д. формирование художественной культуры учителя Текст.: Диссертация . док. пед. наук / Т.Д. Суслова. Липецк, 1988. -410с.
201. Сухомлинский, В.А. О воспитании Текст. / В.А. Сухомлинский. 3-е изд. -М.: Политиздат, 1979. - 270 с.
202. Талызина, Н.Ф. Психологические основы управления усвоением знаний Текст.: автореф. дисс. . докт. психол. наук / Н.Ф. Талызина. -М., 1969.-34 с.
203. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний Текст. / Н.Ф. Талызина. М., 1975. - 344 с.
204. Тарасов, Г.С. Проблема духовной потребности Текст. / Г.С. Тарасов. -М.: Наука, 1979. 192 с.
205. Тельчарова, Р.А. Уроки музыкальной культуры Текст.: Книга для учителя: Из опыта работы / Р.А. Тельчарова. — М.: Просвещение, 1991. -150 с.
206. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий Текст. / Б.М. Теплов. М.: Издательство АПН РСФСР, 1961. - 536 с.
207. Томашевский, Т. Основы психологии Текст. / Т. Томашевский. Варшава, 1963.-С. 187.
208. Тонков, Е.В. Управление процессом нравственного воспитания старших школьников Текст. / Е.В. Тонков. Челябинск, 1983. - 68 с.
209. Уманский, Л.И. психология организации деятельности школьников Текст. / Л.И. Уманский. М.: Просвещение, 1980. - 160 с.
210. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения Текст. / К.Д. Ушинский. В 2-х т., Т.1. - М.: Педагогика, 1974. - 584 с.
211. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения Текст. / К.Д.Ушинский. В 2-х т., Т.2. С. 313-559.
212. Фарбштейн, А.А. Место музыки в духовном развитии человека Текст. / А.А. Фарбштейн. // Сборник: Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества / Сост. А.Л. Готсдинер. Л.: Музыка, 1981. С. 5-14.
213. Федорова, О. Синергетическая модель образования Текст. / О. Федоров. // Мир образования. — 1997. №5. — С. 14-16.
214. Формирование духовных потребностей школьников Текст.: сборник научных трудов. / Вып. 130 / Под ред. Ю.В. Шарова. — Новосибирск, 1976. — 232 с.
215. Цыпин, Г.М. Музыкант и его работа Текст. / Г.М. Цыпин. М.: Сов. композитор, 1998. - 384 с.
216. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения Текст. / Г.М. Цыпин. -М., 1994. -31с.
217. Чирятьев, М.И. Вклад новой научной картины мира/в культуру будущего Текст. / М.И. Чирятьев. // Материалы научно-практической конференции: «Образование на пороге XXI века — путь к культуре новой эпохи», 15 апреля, Санкт-Петербург, 1998. С. 22-25.
218. Чучин-Русов, А.Е. Образование и культура Текст. / А.Е. Чучин-Русов. //Педагогика. 1998. - №1. - С. 9-18.
219. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности Текст. / В.Д. Шадриков. М.: Логос, 1994. - «Логос», 1996. - 320 с.
220. Шафранская, К.Д. Роль эмоционального фактора в учебном процессе Текст. / К.Д. Шафранская. // Сборник: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. А.А. Бодалева. — Л., 1976. С. 40-45.
221. Шацкая, В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества Текст. / В.Н. Шацкая. М.: Педагогика, 1975. - 200 с.
222. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании Текст. / Н.И. Шевандрин. М., 1995. - 544 с.
223. Щербаков, А.И. Некоторые вопросы совершенствования подготовки учителя Текст. / А.И. Щербаков. // Сов. педагогика. 1971. - №9. С. 82-89.
224. Щербаков, А.И. О подготовке студентов — будущих учителей к исследованию педагогических явлений и процессов Текст. / А.И. Щербаков. // Сборник: Психология труда и личности учителя. / Под ред. А.И. Щербакова. Л., 1977. С. 124-131.
225. Щербаков, А.И. Психология личности учителя Текст. / А.И. Щербаков. // Сборник: Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. -М.: Просвещение, 1973. С. 264-275.
226. Шеховская, Н.Л. Формирование профессионально-педагогической культуры преподавателя колледжа Текст.: дисс. . канд. пед. наук / Н.Л. Шеховская. Белгород, 1997. - 197 с.
227. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике Текст. / Г.И. Щукина. М.: Просвещение, 1971. — 352 с.
228. Щукина, Г.И. Функции обучения и познавательный интерес Текст. / Г.И. Щукина. // Сборник: Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Под ред. Г.И. Щукиной. Л.: Ленинградский пединститут им. А. И. Герцена, 1977. С. 5-17.
229. Шульпяков, О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ Текст. / О.Ф. Щульпяков. Л.: Музыка, 1986. -125 с.
230. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды Текст. / Д.Б. Эльконин. М., 1989. - 555 с.
231. Эргашев, Р.Н. Подготовка учителя начальных классов к музыкально-педагогической деятельности Текст.: автореф. дисс. . канд. пед. наук / Р.Н. Эргашев. -М., 1992. 15 с.
232. Эстетическое воспитание студентов Текст. / Под ред. М.Ф. Овсянникова. — М.: Московский университет, 1973. 182 с.
233. Эстетическое воспитание школьников Текст. / Под ред. А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева. Л.: Педагогика, 1974. - 303 с.
234. Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного подхода Текст. / Под ред. Б.Т. Лихачева. М.: Педагогика, 1980. - 136 с.
235. Юнг, К.Г. Структура психики и процесс индивидуализации Текст. / К.Г. Юнг. М., 1996. - 269 с.
236. Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школеТекст. / И.С. Якиманская. - М., 1996. - 96с.
237. Якиманская, И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников Текст. / И.С. Якиманская. // Вопросы психологии. 1994. - №2. - С. 64-77.
238. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации человека Текст. / П.М. Якобсон. М.: Просвещение, 1969. -317 с.
239. Якобсон, П.М. Психология чувств и мотивации. Текст. / П.М. Якобсон. М., 1998. - 304 с.
240. Якунин В.А. Педагогическая психология Текст. / В.А. Якунин. -СПб, 1998.
241. Burnard, P. Inclusive pedagogies in music education: a comparative study of music teachers' perspectives from four countries Текст. / P. Burnard. // International Journal of Music Education. 2008. - №2. - C. 109-126.
242. Cauville, M. Chansons d'hier et d'aujourd'hui Текст. / M. Cauville // Bulletin officiel de 1'education national. 1996. - №39. - P.2654-2655.
243. Peretti, A. Organiser de formations Текст. / A. Peretti. Paris: Hacette — Education, 1991.-304p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.