Формирование индивидуальной культуры сельских школьников на этнических традициях бурят тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Дохопова, Инна Михеевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 196
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Дохопова, Инна Михеевна
Введение.3
Глава 1. Теоретические основы формирования индивидуальной культуры сельских школьников на этнических традициях бурят
1.1. Формирование индивидуальной культуры личности как психолого-педагогическая проблема.14
1.2. Особенности процесса формирования индивидуальной культуры сельских школьников.53
1.3. Педагогический потенциал этнических традиций бурятского народа как фактор формирования индивидуальной культуры сельских школьников.76
Выводы по первой главе.95
Глава 2. Разработка и апробация Программы формирования индивидуальной культуры сельских школьников-бурят (в Одинской средней школе Иркутской области)
2.1.Состояние процесса формирования индивидуальной культуры в практике работы сельской школы.99
2.2. Технология формирования индивидуальной культуры сельских школьников на этнических традициях бурят.116
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.142
Выводы по второй главе.159
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Этнокультурное воспитание школьников на традициях якутского сельского социума2006 год, кандидат педагогических наук Божедонова, Анна Петровна
Формирование музыкальной культуры школьников средствами национального музыкального искусства: На материале Республики Бурятия2006 год, кандидат педагогических наук Степанова, Светлана Геннадьевна
Педагогические условия патриотического воспитания школьников в условиях современного сельского социума2009 год, кандидат педагогических наук Якупов, Камиль Абдулхакович
Этнопедагогические основы социализации школьников и студентов: На материале Республики Саха (Якутия)2002 год, доктор педагогических наук Яковлева, Анастасия Николаевна
Этнокультурное образование русских школьников в полиэтническом регионе: На материале Республики Бурятия2005 год, доктор педагогических наук Солодухина, Татьяна Константиновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование индивидуальной культуры сельских школьников на этнических традициях бурят»
Актуальность исследования. Следуя гуманистическим целям образования и воспитания, школа решает задачу формирования личности, главными качествами которой являются осознание себя как представителя определенного этноса, готовность взаимодействовать с другими личностями, культурами, обществом и государством. Именно поэтому педагогическая теория находится в активном поиске концепции, реализующей обе цели - воспитать человека как представителя определенной культуры нации, народности и гражданина мира1.
Решить эту проблему можно в воспитательной системе индивидуально-личностной ориентации2, направленной на формирование человека-индивидуальности, способного быть самим собой, выступать субъектом жизнедеятельности3.
Представители культуро-центрированного направления психологической антропологии определили, что человеческое существо может воплощать в своем поведении культуру, как на индивидуальном, так и на общем уровне. Используя понятие «национально-культурный характер», психологи описывают общие культурные модели в судьбе отдельно взятого человека. Человеческая культура рассматривается как исторически сложившаяся система коммуникации, в каждом случае уникальная, поэтому существует понятие «индивидуальная культура личности».
Индивидуальная культура личности рассматривается нами как совокупность уникальных политических, социальных, нравственных, поли
1 Шаповалов В. Этнокультурная направленность российского образования. - М., 1997. - С.21.
2 Барышников E.H. Становление воспитательной системы образовательного учреждения: Учебно-методическое пособие. - СПб., 2005. - С 41.
3 Воропаев М.В. Воспитательные системы в социальном институте образования / М.В. Воропаев // Образование: исследовано в мире [Электрон, ресурс]: Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой-депозитарием = oimru; Российская академия образования, ГНПБ им. К.Д. Ушинского. - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.oim.ru. культурных компетенций, обеспечивающих целостность, самобытность, неповторимость, активность личности в обществе. Индивидуальная культура человека развивается в процессе освоения, воспроизведения и трансляции культурных ценностей, в том числе этнических. Приобщение к культуре родного народа предполагает знание родного языка, особенностей манеры общения с родными и близкими, стиля повседневных отношений, участие в художественных, эстетических мероприятиях4.
Культура сельских жителей, основанная на многовековых традициях, носит черты этничности. Поэтому элементы национальной культуры и педагогики наиболее отчетливо сохраняются в сельской семье, сельской школе.
Вместе с тем анализ учебно-воспитательной работы ряда сельских школ Иркутской области показал, что многие учителя недостаточно четко осознают потенциал народной педагогики. Например, 45% опрошенных нами педагогов не смогли сформулировать воспитательные цели национальных бурятских праздников. На наш взгляд, это вызвано тем, что недостаточно полно и четко определены содержание, формы и методы, а также педагогические условия эффективного использования этнических традиций бурят в воспитательной системе школы.
Использование опыта традиционного воспитания детей у различных народов является одним из средств сохранения этнической самобытности и фактором обновления педагогических технологий5.
Итак, необходимость разработки воспитательных программ с учетом педагогического потенциала этнических традиций определяется ря
4 Молонов Г.Ц. Содержание и факторы воспитания учащихся / Г.Ц. Молонов. - 2000. - С 76.
5 Бурыкин A.A. Элементы массовой культуры в традиционной духовной культуре этноса (по материалам духовной культуры и искусства народов Восточной Сибири) [Электронный ресурс] / А.А.Бурыкин. - Режим доступа : http://anthropology.ru/ru/texts/burvkin/masscult 02.html (10 июня 2004). дом несогласованностей в существующей образовательно-воспитательной практике: между потенциальными возможностями национально-этнической среды как средства формирования индивидуальной культуры личности и отсутствием технологии реализации ее образовательно-воспитательной функции;
- между осознанием педагогами значимости потенциала этнических традиций в образовании, воспитании школьников и отсутствием у них четких представлений о сущности и особенностях этнических традиций.
Отсюда сложилось противоречие между необходимостью целенаправленного использования этнических традиций в воспитательной деятельности школы и отсутствием научного, организационно-методического обеспечения этого процесса, которое на теоретическом уровне выражается в форме педагогической проблемы: каковы педагогически целесообразные условия использования этнических традиций бурят в воспитании сельских школьников?
Для проведения экспериментальной работы нам следовало определить содержание Программы воспитательной системы школы индивидуальной культуры. Изучив ряд историко-краеведческих источников по теме, мы выяснили, что в середине XIX века распространенной была большая патриархальная бурятская семья с очень сильными традициями, формировавшими основы нравственной культуры подрастающего поколения. Анализ работ Н.В.Абаева, К.Д.Басаевой, О.В.Бураевой, М.С.Васильевой, Л.В.Санжеевой, Б.Сэрсэгмаа, А.Т.Тумуровой, Б.-Х. Ж. Цырендоржиевой позволил нам рассматривать семейно-бытовые традиции бурят в качестве содержательной части технологии, направленной на формирование индивидуальной культуры сельских школьников.
Степень разработанности проблемы. В рассмотренной нами научно-педагогической литературе мы не нашли подробного анализа использования возможностей этнических традиций бурят в формировании индивидуальной культуры сельских школьников. Как видим, эта проблема не являлась предметом специального исследования.
Различные аспекты обозначенной проблемы исследовались
- Л.А.Амагаевой, Э.Ш. Ангановой-Бадмажаповой (нравственное воспитание учащихся на основе бурятских народных традиций, 1996),
- Г.И. Батуриной (народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе, 2001),
- Ц.Б. Будаевой (этноэкологические традиции: история и современность, 2003),
- Г.Х.Валеевой (патриотическое воспитание младших школьников в образовательном процессе средствами этнопедагогики),
- А.Б. Григорян (формирование нравственного сознания и поведения у подростков на народных традициях, 1999),
- З.К. Дахужевой (этнокультурное ориентирование образовательной системы региона, 2003),
- Т.В.Доржиевой (психологическое исследование роли этнических традиций в развитии творческого потенциала детей, 2000),
- Т.Д.Дугаровой (бурятские традиции как средство умственного воспитания младших школьников, 1994),
- И.А.Малановым, В.М. Мантыковым (моделирование образовательно-воспитательной системы бурятской национальной школы в условиях автономного округа, 2005),
- И.В.Махаловой (воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа, 2003),
- A.A. Михайловым (инновационная деятельность сельского учебно-воспитательного комплекса как социально-педагогическая проблема, 2000),
- О.И. Микалевой (педагогические условия формирования этнической идентичности детей старшего школьного возраста (на материале дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия), 2003);
- Е.М. Михалевой (этническое воспитание будущих первоклассников в поликультурном пространстве, 2006),
- Г.Ц. Молоновым, Н.Ж. Санжиевым (школа как системообразующий центр на селе в современных условиях, 1999);
- М.Н. Очировым (этнопедагогический компонент в преподавании математики),
- Т.К. Солодухиной (педагогика традиции в этнокультурном образовании русских школьников Бурятии, 2004);
- H.H. Цурцилиной (поэтический текст как средство развития индивидуальной культуры подростка, 2005).
На основе обзора научных исследований с учетом фактов педагогической действительности нами сформулирована научно-педагогическая проблема: исследование содержания, методов, условий формирования индивидуальной культуры личности сельских школьников на этнических традициях бурят и определена тема исследования: «Формирование индивидуальной культуры сельских школьников на этнических традициях бурят».
Цель исследования: разработать и апробировать модель воспитательной системы, направленной на использование этнических традиций бурят в формировании индивидуальной культуры сельских школьников.
Объект исследования: процесс формирования индивидуальной культуры школьников.
Предмет исследования: использование этнических традиций бурят в формировании индивидуальной культуры сельских школьников.
Гипотеза исследования: Индивидуальная культура личности как совокупность уникальных компетенций личности может формироваться в условиях воспитательной системы школы. Системообразующим ядром воспитательной системы, направленной на формирование индивидуальной культуры сельских школьников, могут являться этнические традиции. Освоение этнических традиций наиболее эффективно осуществляется, если воспитательная деятельность будет организована с позиций комплексного подхода, обеспечивающего преемственность воспитательных воздействий школы и семьи. Одними из показателей индивидуальной культуры личности могут рассматриваться нравственная воспитанность и приобщенность школьников к этническим традициям.
Задачи исследования:
1) уточнить понятия «индивидуальная культура личности», «этнические традиции»;
2) выявить педагогический потенциал семейно-бытовых этнических традиций бурят в формировании индивидуальной культуры личности;
3) изучить особенности формирования индивидуальной культуры сельских школьников-бурят в процессе освоения традиций родного народа и влияние этнических традиций на уровень их нравственной воспитанности;
4) разработать стратегию, этапы формирования индивидуальной культуры сельских школьников с использованием этнических традиций бурят;
5) апробировать модель воспитательной системы, направленной на формирование индивидуальной культуры сельских школьников;
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- исследования по этнопсихологии, психологической антропологии (С.М.Арутюнян, Э.А.Баграмов, Ю.В.Бромлей, В.Вундт, Л.Гумилев, И.С.Кон);
- концепция факторов индивидуально-психологических различий (В.С.Мерлин, В.Д.Небылицин, Б.М.Теплов), психогенетическая концепция индивидуальности (И.В.Равич-Щербо);
- концепция развивающейся личности (A.B. Петровский);
- философия и педагогика индивидуальности (О.С. Гребенюк, Н.Б.Крылова, И.И.Резвицкий);
- культурологический подход в педагогике (И.В.Балицкая, С.Н.Батракова, Е.В.Бондаревская, И.Е.Видт);
- принципы гуманистической (постнеклассической) теории воспитания (Г.Б. Корнетов, C.B. Кульневич), - педагогической антропологии (Б.М.Бим-Бад, О.Л.Подлиняев, В.А.Прудникова, В.В.Сериков);
- концептуальные основы современного воспитательного процесса (Л.А.Абрамова, А.А.Муронов, Е.Н.Степанов, Т.И.Шамова, Н.Е.Щуркова),
- основы семейной педагогики (Л.В.Байбородова, Р.В.Овчарова, Л.Я.Шамес),
- особенности организации воспитательной системы сельской школы (А.В.Ефремов, В.ПЛобанов и др.).
Для решения поставленных задач и проверки исходных теоретических положений был использован комплекс методов исследования:
- анализ философской, педагогической, этнопедагогической, психологической, этнографической, социологической, исторической литературы;
- изучение материалов деятельности национально-культурных бурятских объединений в Иркутской области («Центр бурятской культуры», «Всебурятская ассоциация развития культуры», «Бурятский культурный центр «Туя»);
- сбор и обработка исторических очерков по результатам деятельности детско-молодежного клуба «Ангарский исток»; изучение опыта сельских школ Республики Бурятия по формированию личности школьников на этнических традициях;
- социолого-педагогические методики (наблюдение, опросы, анализ школьной документации), метод монографических характеристик.
- педагогический эксперимент.
Основной опытно-экспериментальной базой исследования является Одинская средняя общеобразовательная школа Иркутской области.
Этапы исследования.
Первый этап (2002-2003 гг.): изучение научной литературы о путях повышения эффективности деятельности по формированию личности школьников, передовой и массовый опыт использования этнических традиций в воспитании подрастающего поколения.
Второй этап (2003-2005 гг.):
- разработка и экспериментальная проверка эффективности модели воспитательной системы, направленной на формирование индивидуальной культуры сельских школьников (совместно с коллективом Одинской средней школы); компоненты этой модели проверялись не только в воспитательной работе школы, но и в семье; проводились опросы педагогов, родителей, школьников в целях сбора данных для констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
Третий этап (2005-2006 гг.) - оформление текста диссертационного исследования, консультирование педагогической деятельности в Один-ской средней школе.
Научная новизна исследования состоит в том, что
- этнические традиции бурят рассматриваются как целостная система, способная содействовать процессу формирования индивидуальной культуры личности сельских школьников;
- нравственная воспитанность и приобщенность сельских школьников-бурят к этническим традициям рассматриваются как показатели индивидуальной культуры личности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
- разработана модель воспитательной системы, включающая стратегию, этапы, основные направления и задачи формирования индивидуальной культуры личности сельских школьников на этнических традициях бурят;
- определены особенности формирования индивидуальной культуры сельских школьников, выявлен педагогический потенциал семей-но-бытовых традиций бурят;
- проанализирована сущность понятий «этническая память», «этнические традиции», «индивидуальная культура личности».
Практическая значимость исследования состоит в том, что
- на основе описания этнических традиций бурят произведен отбор содержания и методов воспитательной деятельности, способствующих формированию индивидуальной культуры личности;
- обоснованы возможности эффективного использования семейно-бытовых традиций в воспитательном процессе сельской школы;
- выявлены оптимальные условия воспитания индивидуальной культуры школьников.
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечиваются
- методологическими позициями, основанными на общепризнанных идеях философов, педагогов, психологов,
- репрезентативностью выборки обследуемых учащихся,
- реализацией комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету и цели исследования.
Апробация и внедрение результатов работы в практику: материалы исследования обсуждались на научно-практических конференциях, проводившихся в Ангарской государственной технической академии, Бурятском госуниверситете, Бурятской государственной сельскохозяйственной академии, Восточно-сибирском государственном техническом университете) в гг. Ангарск, Пермь, Улан-Удэ, изданы в Вестнике Бурятского государственного университета «Серия. 7. Педагогика»6.
На защиту выносятся следующие положения: 1) индивидуальная культура личности проявляется как совокупность уникальных компетенций личности, важнейшей из которых является нравственная воспитанность - интегратив-ное качество личности школьника, включающее в себя нравственное осознание и осмысление, нравственное поведение, нравственные чувства, нравственно направленную волю, нравственно ценностную ориентацию личности;
6 Вестник Бурятского госуниверситета включен в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук» (2006 г.). Индекс в общероссийском каталоге -18534.
2) личностный, знаниевый, деятельностно-творческий, эмоционально-волевой компоненты индивидуальной культуры личности проявляются на высоком, среднем, низком уровнях; критериями оценки уровня индивидуальной культуры личности выступают отношение к миру, ценностям, повседневные действия личности;
3) модель воспитательной системы, направленной на формирование индивидуальной культуры сельских школьников на основе этнических традиций, представляет собой систему, включающую стратегию, этапы, цели, содержание, педагогические условия, ожидаемые результаты воспитательной деятельности;
4) важнейшим педагогическим условием эффективного формирования индивидуальной культуры личности является разработка и реализация комплексной программы, обеспечивающей преемственность школы и семьи в использовании этнических традиций.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование межэтнической толерантности у школьников2005 год, доктор педагогических наук Ильченко, Лариса Петровна
Духовно-нравственное образование младших школьников на основе этнокультурных традиций народов Бурятии2003 год, кандидат педагогических наук Номогоева, Елена Владимировна
Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе приобщения к традициям казачества Южного Урала2006 год, кандидат педагогических наук Даньшов, Сергей Николаевич
Традиционная педагогическая культура карачаевской семьи как фактор формирования личности младшего школьника2005 год, кандидат педагогических наук Урусова, Зурият Магометовна
Этнопедагогика "кут-сюр" в воспитании и развитии личности ученика якутской школы1999 год, доктор педагогических наук Портнягин, Иосиф Семенович
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Дохопова, Инна Михеевна
Результаты исследования также показали, что среди опрошенных школьников-бурят учащиеся с достаточным и высоким уровнем осведомленности о традициях родного народа составляют 45%.
Ответы школьников и педагогов на анкеты, интервью и беседы с ними, сочинения, анализ школьной документации позволили сформулировать следующий вывод: в содержании воспитательной работы Одинской средней школы имеется опыт последовательной трансляции этнических традиций бурят.
Вместе с тем сложившаяся практика воспитательной работы требует осуществления целостного подхода к формированию индивидуальной культуры личности, в том числе нравственной воспитанности школьников. В организации воспитательных мероприятий необходимо более активно использовать потенциал семьи в приобщении школьников к традициям родного народа, в том числе развивающим трудолюбие, культуру общения, доброту.
Думается, педагогам необходимо знать, что этническая память выступает сферой первичной социализации человека. Погружаясь в язык, традиции родного народа, ребенок впитывает систему социальных ценностей.
Невозможно переоценить роль традиций в воспитании индивидуальной культуры личности. Традиция передает в диахронном плане, от старших к младшим, от поколения к поколению, от когорты к когорте устоявшиеся формы поведения, навыки, понятия, всё, что образует костяк культуры. Именно благодаря существованию традиций происходит воспроизводство культурного наследия этноса. Мы полагаем, что педагогическая деятельность учителей должна быть направлена на развитие нравственной воспитанности (показателя индивидуальной культуры школьников) средствами народной культуры, этнических традиций.
2.2. Технология формирования индивидуальной культуры сельских школьников на этнических традициях бурят
Этнические традиции создают особые условия для формирования и развития творческих способностей растущей личности. Поэтому использование возможностей этнических традиций в воспитании составляет предпосылку оптимизации процесса личностного становления школьников.
Нравственно-этические ценности любого народа являются ядром, стержнем духовной культуры этноса, оказывающим непосред
116 ственное воздействие на духовность индивидуума, его моральный облик.
Семья является универсальной ценностью для всех народов и национальностей, а также для жизни и социализации отдельной личности, для воспитания новых поколений граждан и поддержания общественной стабильности и гражданского мира. Поэтому важно сохранять и развивать традиционные духовные ценности и нормы в семье, направлять усилия образовательных учреждений на борьбу с деструктивными влияниями (наркомания, алкоголизм, беспризорность и безнадзорность детей и др.) на институт семьи, обеспечить в качестве важнейшего приоритета социальной политики - крепкую и здоровую семью.
В этой ситуации сельской школе необходимо ориентироваться на защиту традиционных нравственных ценностей семейного образа жизни народов и этносов; оптимальное использование конкретного поликонфессионального опыта по формированию дружной и духовно здоровой семьи в культурном пространстве мировых и национальных религий.
Для реализации этих идей сельской школе необходимо предпринять несколько шагов.
Первый шаг - осуществить переход от знаниевой парадигмы к парадигме деятельностной, отказаться от доминирования информационной составляющей в программах. А это значит, что необходимо:
- определить ориентиры развития субъективных личностных свойств (какими качествами должен обладать современный сельский школьник?);
- исследовать мотивационно-потребностную сферу учащихся конкретного пола и возраста;
- изучить индивидуально-личностные свойства школьников;
- акцентировать внимание на национальное своеобразие воспитания, в воспитании опираться на этнические традиции народа, его культуру, обрядность, привычки;
- организовать общественно-ценную жизнедеятельность школьников, направив ее на освоение национально-этнических традиций народа;
- гуманизировать межличностные отношения; активизировать познавательную и мотивационно-потребностную сферы учащихся в плане изучения этнических традиций народа,
- отбор содержания, форм и методов воспитания с учетом индивидуального опыта детей, родителей и педагогов, во-первых, в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями, во-вторых, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;
- использовать в воспитательной деятельности различные варианты взаимодействия школы с семьей.
Второй шаг - развитие системы дополнительного образования.
Задачи:
S воспитание чувства любви к своей родной земле и людям, живущим рядом,
S овладение искусством общения,
S формирование нравственно-духовной основы личности с опорой на народные нравственные идеалы.
Формы и средства воспитательной работы: - преподавание бурятского языка,
- фольклорный кружок,
- конкурсы на знание истории родного края, своей родословной,
- сбор и выставка старинных атрибутов жизни бурят, работа краеведческого музея при школе,
- семейные конкурсы,
- турниры по национальной борьбе,
- конкурсы юных красавиц «Дангина»,
- знакомство с экологическими представлениями бурят,
- помощь престарелым, чествование старейшин и ветеранов,
- участие в республиканских и областных семинарах по теме «Этнокультурный компонент в школьной программе»,
- участие окружных, областных конкурсах и фестивалях, спортивно-культурных праздниках.
Направления воспитательной работы:
- Патриот,
- Здоровье,
- Семья,
- Труженик.
Например, патриотическое воспитание предполагает:
- воспитание любви к Малой Родине - ТООНТО - месту, где ты родился, уважение стариков и родителей;
- воспитание гражданина-патриота, готового к защите своей родины, уважающего историю своей страны;
- экологическое воспитание;
- формирование законопослушного гражданина.
Индивидуальная культура личности, вне сомнения, предполагает достойное, законопослушное поведение будущих граждан. Поэтому особое место в воспитании индивидуальной культуры школьников занимает работа по профилактике правонарушений. Ниже, в таблице 17 приведены данные о состоянии этой проблемы.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Дохопова, Инна Михеевна, 2007 год
1. Трудовое обучение: изготовление предметов домашнего обихода из дерева, лепка посуды, вышивка бисером, орнамент национальной одежды. 5-11 классы
2. ИЗО: национальный орнамент, национальный костюм, пейзаж родного края.
3. Уроки Изучение родного языка и родной литературы. 2-9 классы
4. Кружок краеведения Деятельность школьного краеведческого музея (сбор старинных вещей, материалов по истории села, встречи со старожилами). 5-11классы
5. Фольклорный кружок Разучивание народных песен, народного танца «Ехор», встречи со старожилами села. Знакомство с обрядами, сбор старинных песен, благопожеланий, сказок, участие в концертах, конкурсах, праздниках. 3-9 классы
6. Кружок бурятского тан- Постановка и разучивание бурятских 1-11 класца танцев, знакомство с народным творчеством, участие в концертах, фестивалях, конкурсах. сы
7. Секция национальной бурятской борьбы Спортивно-оздоровительная работа, освоение техники борьбы, участие в турнирах по национальной борьбе. 1-11 классы
8. Кружок прикладного искусства Знакомство и изготовление бурятского орнамента, национального костюма, предметов быта, домашней утвари, вышивка. 1-11 классы
9. Содержание мониторинга включает исследование профессиональной компетентности педагогов, совершенствование воспитательногопроцесса, повышение роли семьи в воспитательно-образовательном процессе (таблица 23).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.