Формирование и развитие системы среднего специального музыкального образования в Казани: 1917-1960 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Мартынова, Юлия Александровна

  • Мартынова, Юлия Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Казань
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 263
Мартынова, Юлия Александровна. Формирование и развитие системы среднего специального музыкального образования в Казани: 1917-1960 гг.: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Казань. 2013. 263 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Мартынова, Юлия Александровна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

ГЛАВА 1 Формирование системы среднего специального му- 20 зыкального образования в Казани с 1917 по 1922 гг.

1.1. Состояние музыкального образования и просвещения в 20 Казани в 1917- 1922 гг.

1.2. Восточная консерватория в контексте становления среднего специального музыкального образования в Поволжье

43

1.3. Научная, педагогическая и просветительская деятель-

ность основателей среднего специального музыкального образования в Поволжье

ГЛАВА 2 Реорганизация и развитие системы среднего

специального музыкального образования в Казани в период 1922 - 1960 гг.

2.1. Реформирование системы среднего специального музы- 99 кального образования в Казани в период 1922 - 1935 гг.

2.2. Постановка учебного процесса в Восточном 121 музыкальном техникуме

2.3. Развитие системы среднего специального музыкального 139 образования в Казани в период 1936 - 1960 гг.

Заключение

Список источников и литературы

Список сокращений

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование и развитие системы среднего специального музыкального образования в Казани: 1917-1960 гг.»

Введение

Актуальность исследования. Современная ситуация в исторической науке, в частности, в области историко-культурных исследований, характеризуется не только интенсивной аналитической работой, но и процессом заполнения «белых» или «чёрных пятен» истории, более глубоким переосмыслением опыта прошедшего. Без этого немыслим анализ социокультурных феноменов, сложнейших явлений и процессов, возникающих в эпоху общественной трансформации [282, 54 - 55]. История музыкального образования в данном контексте играет особую роль: музыкальное искусство в своей основе, во-первых, интернационально и, во-вторых, мультикультурно. Обучение исполнительскому мастерству представляет собой процесс передачи достижений, опыта и мастерства предыдущих поколений музыкантов-педагогов, создававших их десятилетиями, а иногда и столетиями. В условиях кардинальной реконструкции системы образования, её приближения к западным стандартам опыт старейших учебных заведений и их основателей позволит уберечь будущие поколения от ошибок недавнего прошлого, а также применить на практике тот отечественный позитивный опыт, который по ряду причин оказался забыт. Тесно связано это и с проблемами исторической памяти, её сохранения и передачи.

Анализ истории развития музыкально-педагогического образования в России позволяет заключить, что прорывы в этой сфере происходили не только в столице. В регионах, где сосредотачивались крупные очаги музыкальной культуры, процессы творческого поиска, восхождения к «высотам», шли параллельно столичным. Казань как «место встречи и свидания двух миров -западного и восточного», в рамках всего исследуемого периода оставалась ведущим музыкально-культурным центром. Этот город одновременно был одним из крупнейших провинциальных центров русской культуры, и татарской, мусульманской. Внимание исследователей к отечественным, в том чис-

ле казанским, корням культуры определяется вызовами эпохи глобализации, грозящими привести личность к «гибельной безродности» (М. Хайдеггер). Успешный ответ на эту угрозу будет зависеть от степени «вооруженности» историческим опытом творения культуры, возрождения «должного уважения к культурному разнообразию и идентичности - этому бесценному компоненту, в котором и состоит подлинное достоинство наших... народов» [193а, 283].

В 1920-е гг. система образования России (не только музыкального) пережила период интенсивного экспериментаторства, во время которого перманентно проводилась административная перестройка учебных заведений, сводившаяся к укрупнению и слиянию существующих структур, замене профессионального музыкального образования художественной самодеятельностью. Была проведена попытка слияния художественного и политехнического образования; все это пагубно сказалось на качестве среднего специального музыкального образования. Известные параллели этим процессам мы можем наблюдать и сегодня, правда, без идеологической составляющей. В данном контексте определяется актуальность темы, избранной нами в качестве предмета диссертационного исследования.

Историческая основа культурно-образовательной традиции на казанской почве начала закладываться еще в эпоху Просвещения, формулой которого стало «воспитание нового человека». Со второй половины XVIII в. шло наращивание казанского культурного слоя, параллельно с развитием провинциальной дворянской культуры. Музыкальная культура в тог период была одной из составляющей новой системы духовных координат. Об этом свидетельствует наличие музыкальных классов в Первой Казанской гимназии и открывшемся в 1804 г. Казанском университете. С последней четверти XIX века на ниве музыкальной культуры Казани начали произрастать новации: в 1870 г. была открыта первая частная музыкальная школа Л.К. Новицкого. С 1881 г. существовал Кружок любителей музыки, а с 1895 г. функционировало Казан-

ское общество любителей изящных искусств. В 1899 г. начал свою деятельность Музыкальный кружок при Казанском императорском университете. В 1904 г. в Казани открылось музыкальное училище, объединившее лучших музыкантов города.

Общая логика развития музыкальной культуры в Казани укладывается в направление от малых к высоким культурным формам. Первые частные музыкальные школы в Казани давали общее музыкальное образование, следующим этапом, хронологически продолжавшимся около полувека, стало создание среднего специального музыкального образования. Спецификой Казани было то, что до 1960 г. музыкальное училище было единственным учебным заведением в ТАССР, предоставляющим среднее специальное музыкальное образование (до открытия ССМШ при КГК). Его выпускники сыграли важную роль при открытии в Казани в 1945 г. консерватории, после чего была выстроена вся система музыкального образования - вплоть до высшего.

Степень разработанности темы. Массив исследований, посвящённых музыкальной культуре, формированию и развитию музыкального образования в Казани можно классифицировать по нескольким позициям. С хронологической точки зрения, в дореволюционный период существовали только обзоры, памятные книжки и путеводители, из которых современный исследователь может судить о формах развития культурной жизни Казани и губернии. Интересные сведения можно обнаружить в путеводителях и памятных книжках Н. Загоскина [117] В. Люстрицкого [167] и М. Пинегина [173].

В советское время исследования, непосредственно посвященные специальному музыкальному образованию в Казани, стали появляться в 1970-е годы. Школу казанского музыкального краеведения заложил Г.М. Кантор, его статьи выходили с 1970-х гг. [216],[214]. Он поставил ряд принципиальных вопросов, в частности становления профессионального музыкального образования в Казани XIX в., впервые сообщил о существовании ВК.

Среди работ общего характера выделяется монография казанского историка Р.Г. Хайрутдинова, вышедшая в 1976 г. [294]. Раздел музыкальной культуры был написан по материалам ЦГАОР, ЦГАСА и др.; приводились сведения о М. Султанове, информация об организации ВК. Важнейшая из работ общего характера была представлена Г.К. Вайда-Сайдашевой в 1991 г. [198]. Магистральной темой монографии был общий ход культурного строительства в Татарии в 1917 - 1920-х гг. Г.К. Вайда-Сайдашева впервые ввела в научный оборот ряд архивных фондов ЦГА РСФСР, материалы из фонда Н.В. Никольского (НАЧНИИ, Чебоксары), В монографии разностороннее освещение получила музыкальная жизнь Казани, а также наследие P.A. Гум-мерта, Н.В. Никольского. Ею представлены новые сведения о деятельности В.М. Айонова, А.Х. Симакова, чьи персоналии не разрабатывались до того в полной мере. Данные вопросы рассматривались с музыковедческой точки зрения.

В постсоветский период число исследований увеличилось. В 1993 г. вышла статья Е.К. Карповой [220] о развитии КМУ в 1904 - 1917 гг. и (в соавторстве с Г.М. Кантором) - о музыкальном образовании в Казани XIX в. [217]. Был опубликован ряд работ В.М. Спиридоновой, посвященных КМУ в первые годы советской власти, концертной жизни Казани в 1920-е гг. [275],[276]. В 2008 г. вышли её «Очерки по истории фортепианного образования и исполнительства в Казани» [278]. Многочисленны работы A.M. Хайрутдинова, посвященные музыкальному образованию в Татарии до и после революции 1917 г. [287], [288]; одна из первых его статей была опубликована ещё в 1970 г. [286]. В ряде его работ рассматривалась история КГК. [289], [290], [291]. В 2002 г. была опубликована монография Ф.Ш. Салитовой о татарской музыкально-педагогической культуре до начала XX в. [261]. В этой работе дан целостный очерк функционирования КМУ в дореволюционный период. В 2006 г. Ф.Ш. Салитова выпустила в свет статью об истоках ВК [264].

Весь массив исследований, созданных в советский и постсоветский периоды, отчётливо делится на три потока по использованной их авторами методологии: работы чисто исторического характера, музыковедческого и музыкально-педагогического. Среди последних следует выделить монографию Л.Т. Файзрахмановой, в которой рассматривается деятельность КГК и КМУ в музыкально-педагогическом аспекте [285].

Данной (или смежной) проблематике были посвящены и несколько диссертационных исследований последователей казанской школы музыкального краеведения. Одним из первых стало исследование Е.К. Карповой на соискание степени кандидата искусствоведения, защищённое в 1986 г. [221]. В первой главе характеризовалась концертно-исполнительская практика в учебных заведениях и музыкальных обществах Казани со второй половины XVIII по 1917 г. Во второй главе описывалось функционирование музыкальных школ и Музыкального училища ИРМО в тот же хронологический период. В 1997 г. была защищена диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук Д.Р. Хайрутдиновой «Культурная жизнь Казани в годы Первой мировой войны», носящая историко-культурологический характер [293]. Во второй главе диссертации была всесторонне рассмотрена концертная жизнь Казани в указанный период. В КГК в 2002 г. была защищена музыковедческая диссертация Е.В. Порфирьевой, посвященная музыкальному образованию в Казани на рубеже XIX - XX вв. [253]. В третьей главе речь шла об организации академического музыкального образования, и характеризовалась деятельность P.A. Гуммерта и музыкального училища Казанского отделения ИРМО до 1917 г. В 2005 в КГУ была защищена диссертация А.Н. Валиахме-товой по педагогике, в которой затрагивались некоторые аспекты национального музыкального образования в КМУ и ВК [199]. В КазГУКИ в 2005 г. защищена А.И. Абзалова по педагогике, в последнем параграфе которой освещалась образовательная и просветительская деятельность КМУ начала XX в. [191].

В настоящее время отсутствуют диссертационные исследования исторической направленности, посвященные анализу формирования и развития системы среднего специального музыкального образования в период с 1917 по 1960 гг. Вне поля зрения оставалось изучение динамики развития системы среднего специального музыкального образования в указанный период, при этом не было уделено должного внимания роли восточного компонента1. Исследователями не были затронуты многие важнейшие аспекты в постановке учебного процесса в ВК, ВМТ, ОХТТ, ТТИ и КМУ. Не изученными и не проанализированными оставались учебные планы исполнительских отделений в ВК, ВМТ ОХТТ и ТТИ; а также методики ведущих профессоров-во кал истов, преподававших в ВК. Не в полном объеме была освещена история развития исполнительских отделений в КМУ в период с 1936 по 1960 гг. Таким образом, анализ научной литературы показывает, что данный период в истории среднего специального музыкального образования в Казани остается мало изученным.

Сложившаяся проблемная ситуация обнаруживает следующее противоречие: исследователи музыкального образования в своих трудах не затрагивали в комплексе проблемы формирования системы среднего специального музыкального образования, особенно в регионах, тем более в столь мульти-культурных и полиэтничных, как Поволжье. В связи с этим возникла необходимость обобщения и систематизации хода и процесса формирования системы среднего специального музыкального образования в Казани в период 1917- 1960 гг.

Рабочая гипотеза. Процесс развития музыкального образования в Казани не сводится только к политическим и социально-педагогическим предпосылкам и условиям. В первую очередь означенный процесс базировался на

1 Под «восточным компонентом» мы, в общих чертах, подразумеваем следующее. В первые годы советской власти возник многоаспектный интерес к Востоку. В частности, система образования стала предусматривать просвещение «трудящихся Востока» (в Поволжье - местного населения, особенно киар). Помимо сугубо просветительских и педагогических аспектов, это способствовало существенному росту научного интереса к музыкальному фольклору народов Поволжья. (См. 1.1. С. 37).

8

персоналистической составляющей; несмотря на стремление советского государства в период с 1917 по 1935 гг. довести специальное музыкальное образование до уровня массовой художественной самодеятельности, усилиями ведущих профессоров-музыкантов среднее специальное музыкальное образование было сохранено как отдельная отрасль в эпоху интенсивных социальных и педагогических экспериментов. В период 1936 - 1960 гг. реорганизаций административного плана более не проводилось, происходило развитие системы среднего специального музыкального образования в относительно спокойных условиях.

Объект исследования — среднее специальное музыкальное образование в России как историко-культурный феномен.

Предмет исследования - изучение особенностей процесса формирования системы среднего специального музыкального образования в Казани в период с 1917 по 1960 гг.

Хронологические рамки исследования избраны в связи с особенностями объекта исследования - этот период характеризуется как качественно новый этап в развитии среднего специального музыкального образования в Казани. В 1917 г. в связи с глубокими преобразованиями во всех сферах жизни начался поиск новых форм и методов построения системы музыкального образования в России. К 1960 г. оканчивается период методических «экспериментов» и попыток реформирования системы музыкального образования в Казани. Также до 1960 г. КМУ было единственным учебным заведением в ТАССР, предоставляющим среднее специальное музыкальное образование (до открытия ССМШ при КГК)

Территориальные рамки диссертации ограничены административными границами города Казани.

Цель исследования - воссоздание и анализ процесса формирования теории и практики среднего специального музыкального образования в Казани с 1917 по 1960 гг. в региональном историко-культурном контексте.

Задачи исследования:

- Выявить и проанализировать факторы, повлиявшие на процесс формирования и функционирования учреждений среднего специального музыкального образования в Казани.

- Создать периодизацию процесса развития системы среднего специального музыкального образования в Казани в период с 1917 по 1960 гг.

- Проанализировать тенденции процесса формирования системы среднего специального музыкального образования в Казани.

- Ввести в научный оборот авторские учебные программы ВК и ВМТ как ранее не используемый исторический источник.

- Ввести в научный оборот сведения о персоналиях, стоявших у истоков профессионального музыкального образования в Казани и оказавших существенное влияние на развитие музыкальной культуры Поволжья в целом.

- Определить региональную специфику содержания музыкального образования в Казани.

Источниковая база исследования:

Исследование данной темы усложняется недостаточностью источнико-вой базы, поскольку многие документы и свидетельства оказались утрачены. Так, в I IА РТ практически отсутствуют материалы о деятельности народных музыкальных школ и Государственной двухступенной музыкальной школы; не полностью сохранились материалы, касающиеся деятельности «Студии свободных искусств», ВМШ, ЦВМШ, ЦВВМШ, ВК, ВМТ, ОХТТ, ТТИ; а материалы КМУ существуют лишь с 1936 г.

В процессе работы была проведена сплошная выборка по личному архиву P.A. Гуммерта, хранящемуся в библиотеке КГК им. Н.Г. Жиганова, и архиву КМУ им. И.В. Аухадеева. Большое количество ценных материалов было почерпнуто из фондов НБ им. Н.И. Лобачевского и в ОРРК МБ им. Н.И. Лобачевского. Многие архивные документы вводятся в научный оборот впервые. Использованные источники и архивные фонды классифицируются

следующим образом:

Делопроизводственная документация. Основной массив неопубликованных делопроизводственных актов почерпнут из шести фондов НА РТ. Среди них выделяются Ф. 1 (Канцелярия Казанского Губернатора) и Ф. 80 (Казанский Родионовский институт благородных девиц), где сохранились важные для нас «Утверждение устава и правил музыкальной школы», «Дело об открытии... Гуммертом Казанского отделения ИРМО» и др. Из фондов, отложившихся в советское время, была проведена сплошная выборка по Ф. Р-271 (Казанский губернский отдел народного образования, 1918 - 1920 гг.) - декреты и постановления союзного и республиканского СНК и 11аркомпроса, докладные записки глав разных ведомств, отчёты о деятельности народных музыкальных школ.

Сплошная выборка проведена по Ф. Р-2812 (Казанский объединенный художественно-театральный техникум, 1921 - 1931 гг.). Здесь были впервые выявлены и введены в научный оборот учебные программы ВК (в том числе авторские по сольному пению, классу скрипки); а также сведения о работе научно-этнографической ассоциации при ВК.

В этом же фонде отложился массив документов ВМТ, курсов общего музыкального образования для взрослых и музыкальной школы I ступени. Там же сохранились программы и методические рекомендации по всем отделениям ВМТ, составленные ведущими профессорами - О.В. Замбелли-Молотковой, Е.Г. Ковельковой, К.А. Корбутом Ф.А. Ошустовичем. Все они впервые вводятся в научный оборот, и, как выясняется, полностью сохраняют своё практическое значение. В этом же фонде (оп. 2 л.) сохранились материалы по личному составу служащих и личные дела (оп. 5). По материалам оп. 2 л. впервые был составлен полный список профессорско-преподавательского состава ВК с краткими биографическими справками".

Впервые попытку составить список преподавателе¡1 ВК был предпринят в 1976 г. Г.М. Кантором и ТМ. Орловой в сборнике «Вопросы истории, теории и музыкального воспитания» (Вып. 4. С. 37 - 38). Однако этот список был неполным и не содержал никаких дополнительных сведений.

11

Ф. Р.-3682 содержит материалы Народного комиссариата просвещения и Министерства просвещения ТАССР. Помимо циркуляров СНК и Нарком-проса ТАССР здесь отложились материалы о деятельности ВМТ, специальных музыкальных школ (ЦВМШ и двухступенной), народных музыкальных школ и др.

Ф.Р-7353 содержит материалы КМУ (1936 - 1962 гг.), значение для исследования имели сохранившиеся стенограммы выступлений преподавателей о методике и практике их работы, подлинник трудового договора между Татарской государственной филармонией им. Г. Тукая и КМУ от 21 января 1951 г. и некоторые другие.

Использованные делопроизводственные документы можно подразделить на 1) информационные, отчетные документы и деловую переписку (учебные планы, списки и личные дела профессорско-преподавательского состава, штатные расписания, приказы, справки, конъюнктурные обзоры, циркуляры, докладные записки, сводки, статистические сведения и отчеты и т. д.) художественных учебных заведений; 2) протокольную документацию -протоколы методических комиссий и стенограммы выступлений известных музыкантов-педагогов.

Архив P.A. Гуммерта, хранящийся в НБ КГК, представляет собой архивную коллекцию, отражённую в единой описи, а его материалы до конца так и не разобраны. Документы самые разнородные, причём как дореволюционного периода, так и первых лет советской власти (до 1922 г.). Были рассмотрены записка Министерства народного просвещения «об установлении общего плана развития профессионального образования в России», проект певческой академии, проект устава хорового общества, переписка Гуммерта с Наркомпросом, планы по развитию музыкального образования и просвещения в Казани, связанные с его работой в МУЗО ТАССР, проекты создания народных музыкальных школ и школ для взрослых, черновики проектов ВК, рукописи воспоминаний и статей, т.д.

Часть материалов была выявлена в архиве КМУ: машинописный доклад М.А. Пятницкой «Музыкальное образование в Татарии за 30 лет» (1947 г.), «Историческая справка о Казанском музыкальном училище» (рукопись И.В. Аухадеева, 1963 г.), краткие воспоминания Е. Соколовой о годах учебы в КМУ, аналогичные воспоминания И.А. Губайдуллиной, а также мемуарное письмо В.Дж. Конен (1987 г.). Несмотря на небольшой объём, указанные воспоминания помогают воссоздать «дух эпохи» (Zeitgeist), в некотором смысле «вжиться» в культурную обстановку прошлого, оценить, какие именно тенденции были актуальны для современников. Рукописные материалы, носящие неформальный характер, позволяют получить цельное представление о взаимодействии культурной среды Казани и музыкальной интеллигенции.

Законодательные акты и нормативно-распорядительная документация. При работе с архивными материалами были изучены постановления, положения, уставы, инструкции КПО СРСД, Казанского Губотнаробра СНК, МУЗО НКП РСФСР, МУЗО НКП ТАССР, ГУСа и академического центра НКП ТАССР. Документы, непосредственно относящиеся к культурному строительству и музыкальному образованию в контексте нашего исследования, были опубликованы в трёх сборниках. Первым из них был подготовленный на основе материалов ЦГА ТАССР, Партийного архива Та-тобкома КПСС и др. в 1971 г. сборник «Культурное строительство в Татарии. 1917 - 1941 г.» под ред. М.З. Тутаева [157]. Использовались отчётные материалы Губотнаробра, документы МУЗО Наркомпроса ТАССР и т.д. Естественным дополнением его служит сборник «Развитие музыкального образования в Татарстане», опубликованный НА РТ в 2011 г. [174]. Некоторые документы, важные для понимания общих тенденций развития музыкальной жизни и образования в СССР, увидели свет в сборнике «Музыка вместо сумбура» [169].

Материалы периодической печати. Значительное количество материа-

13

лов выявлено в газетах «Знамя революции» - орган Казанского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (октябрь 1917 -апрель 1920 г.); «Красная Татария». В газете «Знамя революции» публиковалась информация об открытии, слиянии или ликвидации музыкальных заведений и образовательных учреждений Казани. В процессе исследования были изучены материалы столичных и местных журналов: «Искусство», «Пролетарский музыкант», «Художественная жизнь», «Вестник Просвещения ТАССР», Бюллетени отдела Народного образования Казанского совета рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов (Трудовая школа), позволяющие проследить хронику событий в сфере образования и культуры и динамику формирования системы музыкального образования. В периодических изданиях публиковались официальные документы МУЗО НКП, Губернских съездов работников просвещения. Тогда же публиковались подробные рецензии на все более или менее значимые концерты, проходящие в городе, причём зачастую им давалась квалифицированная музыковедческая оценка. Из публикаций в «Известиях ТатЦИКа» можно получить информацию об особенностях постановки учебного дела в народных музыкальных школах города, в частности, в школе при пороховом заводе.

Особую группу источников составляют изобразительные материалы. В числе опубликованных следует упомянуть фотоальбом А. Дубина «Старая Казань и её окрестности» (опубликованы афиши оперных спектаклей с участием Ф.А. Ошустовича) [183]. Кроме того, использовались афиши, хранящиеся в архиве КМУ, Архиве Гуммерта и НА РТ (Ф. Р.7353, оп. 1) и в личном собрании автора.

Методология и методы исследования. Ядром концепции исследования является персоналистская философия в версии Э. Мунье, в которой личность рассматривается как сущность, первичная по отношению к любым социальным системам, материальной и экономической необходимости. С точки зрения персонализма, личность, творчество, межличностное общение в значи-

тельной степени определяются через искусство. Художник является проповедником и проводником личностного существования, а произведения искусства - моделью подлинно личностного самоосуществления человека-творца. В приложении к конкретным историческим исследованиям, это создало такое направление как персональная история, главным предметом которой является история одной жизни, не только в её уникальности, но и в достижимой полноте, во взаимодействии с другими личностями, со своей социальной средой, с окружающими культурными и интеллектуальными традициями [257, 295].

Исследование основано на общенаучных принципах:

— историзма, который в рамках системного подхода позволяет использовать источниковедческий, хронологический и музыковедческий методы проведения исследования.

- системности, позволяющий рассматривать феномен единого музыкально-образовательного пространства, достраивать элементы музыкально-педагогической системы в процессе ее реконструкции при недостаточности исторических данных.

Методы исследования: выявление, сбор и расшифровка архивных документов; систематизация нормативных документов; теоретическое обобщение результатов исследования. Синхронно-хронологический метод способствовал раскрытию координации между управленческими решениями (Наркомпроса, отделов народного образования) и временем создания и преобразования средних специальных музыкальных заведений Казани. Также в работе использовался критический метод - теоретический анализ архивных источников и программно-методических материалов, педагогических идей и подходов; историко-генетический и биографический методы.

О биографическом методе следует упомянуть подробнее: историческая биография представляет собой историческое исследование, представленное через историческую личность; личность эта интересна не сама по себе, а в зависимости от статуса и положения в социокультурной среде соответствую-

щей эпохи. В некотором смысле речь идёт о коллективной биографии - целого учреждения. В исследовании используются все четыре вида биографии, выделенные в типологии Д. Уокера: 1) биография личности (сведения о времени и месте рождения, образовании, семейных корнях и влияниях, чертах характера и личной жизни ученого); 2) профессиональная биография (о позициях ученого в академической системе, его профессиональной деятельности и отношениях внутри научного сообщества); 3) библиографическая биография (анализ трудов автора, истории их создания, источниковой базы, техники и методологии исследования, понятийного аппарата и междисциплинарных связей; 4) ситуационная биография, или биография среды (события и условия социально-экономической и политической жизни общества и эпохи, в которых жил и работал ученый) [257, 304 - 305].

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мартынова, Юлия Александровна, 2013 год

Литература

191. Абзалов А.И. Развитие духовно-культурного просвещения и воспитания в Казани во второй половине XIX - начале XX в. Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01.-Казань, 2005.-173 с.

192. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. Ч. 1. - Госмузиз-дат, 1962. - 144 с.

193. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. Ч. 2. - М.: Музыка, 1967.-288 с.

193а. Бек У. Что такое глобализация?: Ошибки глобализма - ответы на глобализацию = Was ist globalisierung? Irrtümer des globalismus - antworten auf globalisierung / Пер. с нем.: А. Григорьева, В. Седельника, Авт. послесл. А. Филиппов. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 302 с.

194. Бикчурина Ф.Ш. Первый татарский музыковед (сто лет со дня рождения Халимы Булатовой-Терегуловой) // Казань. - 2005. -№ 5. - С. 42 - 47.

195. Бренинг P.A. Детская папка для нот. А.Ф. Бормусов // Казань. -2004.-№5.-С. 39.

196. Бренинг P.A. Святое имя. Д.Е. Френкин // Казань. - 2004. - №5. - С.

49.

197. Булдаков В.Д. Хоровое пение в начальных и средних учебных заведениях Казани в конце XIX - начале XX столетия // Из истории музыкальной культуры и образования Казани: Сб. науч. тр. - Казань: КГК, 1993. — С. 29 -34.

198. Вайда-Сайдашева Г.К. Звуки времени: о становлении музыкальной культуры в Татарстане. - Казань: Таткнигоиздат, 1991. - 126 с.

199. Валиахметова А.Н. Воспитание музыкальной культуры в условиях развития татарского национального музыкального образования с середины XIX до первой четверти XX вв.: автореф. дис....канд.пед.наук: 13.00.01. - Казань, 2005.-20 с.

199а. Воронов В. Из опыта работы с татарскими певцами // Учёные записки Каз. гос. консерватории. - Вып. 4. - Казань, 1970. - С. 269 - 286.

1996. Воронов В. Некоторые методические принципы ведущих педагогов-вокалистов Татарии // Учёные записки Каз. гос. консерватории. - Вып. 4. - Казань, 1970. - С. 251 - 268.

199в. Гарипова Н.Ф. Фортепианное исполнительство и образование в Уфе: Страницы истории. - Уфа: Гилем, 2010. - 248 с.

199г. Гимадиева Р.Д. Альберт Леман: фортепианная педагогика, исполнительство, творчество: Автореф. дис. Кандидата искусствоведения: 17.00.02. - Казань, 2010. - 24 с.

200. Гиршман Я.М. Музыкальная культура ТАССР / Музыкальная культура автономных республик РСФСР / сб. статей под ред. В. Егоровой. - Муз-гиз, 1957.-406 с.

201. Готлиб А. Средняя школа // Энциклопедический словарь /Издатели Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. - T. II доп., кн. 4/д. - СПб., 1907. С. 679 - 686.

202. Гражданская война в Поволжье (1918-1920) / ред. коллегия: И.И. Минц, H.A. Андрианов и др. - Казань: Таткнигоиздат, 1974. - 494 с.

203. Данилова И.В., Ильина C.B. Восточная консерватория // Чувашская энциклопедия. URL http://enc.cap.ru/?t=publ&lnk=l 188 (дата обращения 30 апреля 2012).

204. Дорошенко С.И. Диалог культур столицы и провинции в отечественном музыкальном образовании XIX - XX вв. Автореферат диссертации... д-ра пед. наук, 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования. - Владимир, 2012. - 50 с.

205. Дразнина Л.А. Кафедра хорового дирижирования // Казанская государственная консерватория (1945 - 1995). - Казань: КГК, 1998. - С. 207 -215.

205а. Иванов М.М. История музыкального развития России. В 2 тт. Т. 2. - СПб.: Типография A.C. Суворина, 1912.-448 с.

206. Иванова Т.Н., Мягков Г.П. Новые аспекты биографики в современных историографических исследованиях // Историческое познание и историографическая ситуация на рубеже XX - XXI вв. / отв. ред. О.В. Воробьева, З.А. Чеканцева. - М.: ИВИ РАН, 2012. - С. 167 - 176.

206а. Из прошлого советской музыкальной культуры / сост. и ред. Т.Н. Ливанова. - М.: Советский композитор, 1975. - 417 с.

207. История Казани (книга вторая) / ред. коллегия: З.И. Гильманов, A.M. Залялов, М.К. Мухарямов, К.А. Назипова. - Казань: Таткнигоиздаг, 1991.-381 с.

208. История ТАССР (с древнейших времен до наших дней) / ред. коллегия: З.И. Гильманов, М.К. Мухарямов, Ю.И. Смыков, А.Х. Хомяков, Х.Х. Хасанов. - Казань, 1968. - 718 с.

208а. Исхакова P.P. Педагогическое образование в Казанской губернии в середине XIX - начале XX вв. - Казань, 2001. - 279 с.

209. Казанская государственная консерватория. Энциклопедический словарь-справочник: Препринт / Ред.-сост. Бражник Л.В., Порфирьева Е.В. -Казань, 2010.-190 с.

210. Казачков С.А. Дирижерский аппарат и его постановка. - Л.: Музыка, 1967.-110 с.

211. Казачков С.А. От урока к концерту. - Казань: Издательство Казанского университета, 1990. - 343 с.

212. Казачков С.А. Пути и лабиринты академического хора // Из педагогического опыта Казанской консерватории: Прошлое и настоящее: Сб. науч. тр. - Казань: КГК, 1996. - С. 109 - 123.

213. Казачков С.А. Дирижер хора - артист и педагог. - Казань: КГК, 1998.-308 с.

214. Кантор Г.М. Начало профессионального музыкального образования в Казани и его связи с оперным театром и любительским музицированием // Вопросы истории, теории музыки и музыкального воспитания. - Казань: КГПИ, 1970 г. - Вып. 1. - С. 88 - 102.

215. Кантор Г.М. Оперный театр в Казани дооктябрьского периода: ав-тореф. ... канд. искусствоведения: 17. 00. 02. - Л., 1972. - 18 с.

216. Кантор Г.М., Орлова Т.Е. Первая попытка высшего музыкального образования в Казани // Вопросы истории, теории музыки и музыкального воспитания. - Казань: КГПУ. - 1976. - С. 26 - 38.

217. Кантор Г.М., Карпова Е.К. Музыкальное образование в Казани в XIX в. // Из истории музыкальной культуры и образования Казани: Сб. науч. тр. - Казань: КГК, 1993. - С. 9 - 28.

218. Кантор Г.М. Музыкальный театр в Казани XIX - начала XX века. -Казань: Карпол, 1997. - 185 с.

219. Кантор Г.М. Основатель музыковедческого образования в Казани [О Гиршмане Я.М.] // Из педагогического опыта Казанской консерватории: Прошлое и настоящее: Сб. науч. тр. Вып. 2. - Казань: КГК, 2005. - С.95 -111.

220. Карпова Е.К. Казанское музыкальное училище в предоктябрьский период (1904 - 1917) // Из истории музыкальной культуры и образования Казани: Сб. науч. тр. - Казань: КГК, 1993. - С. 35 - 49.

221. Карпова Е.К. Музыкальная жизнь дореволюционной Казани. Диссертация... кандидата искусствоведения. 17.00.02. - Музыкальное искусство. -Казань, 1986.-206 с.

222. Карпова Е.К. Музыкальная жизнь дореволюционной Казани. Авто-реф. дис. ... канд. искусствоведения / Е.К. Карпова. - М., 1986. - 17 с.

223. Карпухин Е.И. Кафедра духовых инструментов // Казанская государственная консерватория (1945 - 1995). - Казань: КГК, 1998. - С. 134 — 151.

224. Константинов H.A. История педагогики / Н.А.Константинов, E.H.Медынский, М.Ф.Шабаева. - М.: Просвещение, 1982 // URL http://www.detskiysad.ru/ped/ped 133.html (дата обращения 25 марта 2012).

225. Кудрявцев A.B. На уроках Жиганова // Из педагогического опыта Казанской консерватории: Прошлое и настоящее: Вып 2. — Казань: КГК, 2005.-С. 61-70.

225а. Литвинова Э.Б. В центре событий. A.A. Литвинов // Казань. - 2004. -№5.-С. 25-27.

226. Литвинова Э.Б. Выдающийся деятель русской музыкальной культуры A.A. Литвинов // Вопросы истории, теории музыки и музыкального воспитания: сб. науч. ст. - Казань: КГПУ, 2005. - С. 24 - 37.

227. Литвинова Э.Б. Из истории развития фортепианного образования в Татарии // Вопросы истории, теории музыки и музыкального воспитания. -Казань: КГПУ. - 1976. - С. 39 - 57.

228. Лукьянов В.Г. Патриарх. Ветеран войны и сцены Семен Абрамович Казачков//Казань.-2005.-№5.-С. 21-22.

229. Луппов А.Б. Вспоминая A.C. Лемана // Из педагогического опыта Казанской консерватории: Прошлое и настоящее: Сб. науч. тр. Вып. 2. - Казань: КГК, 2005. - С. 32 - 49.

230. Любовский Л.З. Альберт Семенович Леман. Его педагогические принципы. Личность // Из педагогического опыта Казанской консерватории: Прошлое и настоящее: Вып 2. - Казань: КГК, 2005. - С. 40 - 48.

231.Маклыгин АЛ. Музыкальные культуры Среднего Поволжья: становление профессионализма. - Казань: Казанская гос. консерватория, 2001. -310с.

232. Маклыгин А.Л. Музыка как способ существования (Теледиалог с A.C. Леманом) // Из педагогического опыта Казанской консерватории: Прошлое и настоящее: Сб. науч. тр. Вып. 2. - Казань: КГК, 2005. - С. 12 - 20.

233. Марабаева Ю.А. Казанское музыкальное училище в первые годы после ВОВ (из истории музыкального образования Татарстана) // Теория и практика музыкального воспитания и образования. Сб. научных статей. - Чебоксары: ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет, 2007.-89 е.-С. 8 - 11.

234. Марабаева Ю.А. Из истории становления профессионального музыкального образования Татарстана (формирование отделения духовых и

ударных инструментов в Казанском музыкальном училище // Актуальные проблемы педагогики и психологии. Вып. 11: Сб. научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 10-летию факультета психологии Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. - Казань: ТГГПУ, 2008. - 375 с. - С. 12 - 17.

235. Марабаева Ю.А. Из истории развития системы среднего специального музыкального образования Татарстана // Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен: Материалы Международной научно-практической конференции (СПб, 27-29 ноября 2008 г.). В 2 ч. Ч I. - СПб, 2009.-326 с.-С. 90-94.

236. Марабаева Ю.А. Основные аспекты развития среднего специального музыкального образования в Казани в 50-е гг. XX в. // Образование и саморазвитие. - 2009. - №4 (14). - Казань: Центр инновационных технологий, 2009.-251 с.-С. 220-226.

237. Марабаева Ю.А. Восточная консерватория в контексте становления высшего музыкального образования в Поволжье // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2011. №3(25). -301с.-С.259-262.

238. Марабаева Ю.А. К вопросу вокальной подготовки студентов Восточной консерватории (из истории становления высшего музыкального образования в Казани в период с 1919 по 1922 гг.) // Теория и практика современного научного знания: Сб. материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции. (Сибай, 15-18 декабря 2010 г.). - Уфа: РИЦ БашГУ, 2011.-228 с.-С. 196-201.

239. Марабаева Ю.А. А.Х. Симаков и его роль в становлении специального музыкального образования в Поволжье // Искусство и педагогика. Вып. VI: Сб. материалов VI Международной научно-практической конференции «Искусство и педагогика: проблемы

художественного и музыкального образования» (Казань 1 декабря 2011 г.). -Казань: Изд-во «Бриг», 2011. - 580 с. - С. 119-121.

240. Марабаева Ю.А. Педагогическая и просветительская деятельность И.С. Морева: к вопросу становления и развития специального музыкального образования в Казани // Вестник Казанского технологического университета.

- 2012. - Т. 15, № 5. - 272 с. - С. 252 - 256.

241. Марабаева Ю.А. Музыкальное образование и просвещение в Казани в период с 1917 по 1922 гг. // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - Т. 15, №5.-272 с.-С. 259-262.

242. Марабаева Ю.А., Ахтямова С.С. Методические аспекты фортепианной педагогики профессора К.А. Корбута (1869 - 1937): к вопросу об анато-мо-физиологической школе // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. -№ 9. - 368 с. - С. 353 - 358.

243. Мартынова Ю.А. P.A. Гуммерт и его роль в становлении профессионального музыкального образования в Поволжье // Филология и культура.

- 2012. - №4 (30). - С. 336-339.

244. Монасыпов Ш.Х. Истоки преображения // Казань. - 2004. - №5. - С. 57-66.

245. Монасыпов Ш.Х. Дарящая радость познания. Ф.Л. Бурдо // Казань. -2004.-№5. -С. 105- 107.

245а. Московская консерватория: от истоков до наших дней. 1862 - 2003 / ред. Миронова H.A. - М.: Прогресс-Традиция, 2005. - 744 с.

2456. Музыка Востока и Запада. Взаимодействие культур. - Алма-Ата: Алма-Атиская государственная консерватория, 1991. -255 с.

245в. Музыкальная культура автономных республик РСФСР / ред. Егоровой В. - М.: Музгиз, 1957. - 406 с.

246. Музыкальная культура народов Поволжья: межвуз. сб. науч. трудов / ред. коллегия: Бахтиярова Ч.Н., Жиганов Н.Г. - М.: Б. и., 1978. - 180 с.

247. Музыкальная культура советской Татарии: сб. статей / под ред. Г. Литинского. - М.: Музгиз, 1959. - 244 с.

247а. Мунье Э. Манифест персонализма: Пер. с фр. / вступ. ст. И.С. Вдо-виной. - М.: Республика, 1999. - 559 с.

2476. Мушарова В.М. История культуры Татарстана. - Казань: Магариф, 2010.-287 с.

248. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Изд. 7-е, испр. и доп. - М.: Дека-ВС, 2007. - 332 с.

249. Нигмедзянов М.Н. Музыкальный Татарстан. - Казань: Б. и., 1970. -118 с.

250. Нигмедзянов М. Султан Габяши // Композиторы и музыковеды советского Татарстана. - Казань: Таткнигоиздат, 1986. - С.39 - 44.

250а. Николаев А. Музыкальное образование в СССР // Советская музыка. - 1947.-№6.-С.

2506. Нугманов Р.Г. Проблемы теории и истории культуры / Науч. ред. М.Х. Хасанов. - Казань: Казан, фил. Моск. энергет. ин-та, 1997. - 244 с.

250в. Пеккер Я.Б. В.А.Успенский: Музыкально-этнографическая и композиторская деятельность в Узбекистане и Туркмении. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1953. - 158 с.

251. Порфирьева Е.В. Становление системы музыкального образования в Татарии и Чувашии // Национальная жизнь и межнациональное взаимодействие. Тезисы докладов и выступлений на межрегиональной научной конференции. - Казань, 1993. - С. 148- 150.

252. Порфирьева Е.В. Профессиональное музыкальное образование в системе культуры // Духовная культура: идеи, история, реальность. Тезисы докладов Республиканской научной конференции. - Казань, 1994. - С. 122 -123.

253. Порфирьева Е.В. Музыкальное образование в Казани в XIX в начале XX в.: становление и развитие: автореф. дисс....канд. искусствоведения: 17.00.02. / Казанская гос. консерватория. - Казань, 2004. - 24 с.

254. Порфирьева Е.В. Добрый след на земле. Р.Л. Поляков // Казань. -2004,-№5.-С. 28-31.

255. Порфирьева Е.В. Музыкально-теоретические труды Р. Гуммерта и практика музыкального образования в Казани на рубеже XIX - XX веков // Из педагогического опыта Казанской консерватории: Прошлое и настоящее: Вып 2. - Казань: КГК, 2005. - С. 300 - 309.

256. Порфирьева И.В. Фундамент музыкального образования // Казань. -2004,-№5.-С. 36-38.

257. Репина Л.П. Историческая наука на рубеже XX - XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. - М.: Кругъ, 2011. - 560 с.

257а. Сабанеев Л.Л. Музыка после Октября. - М.: Работник просвещения, 1926.- 165 с.

2576. Сайдашева З.Н. Татарская музыкальная этнография // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - № 12. - С. 16-18.

258. Салехова З.Я. Н.Г. Жиганов - основатель Казанской консерватории (по материалам архивов) // Из педагогического опыта Казанской консерватории: Прошлое и настоящее: Сб. науч. тр. - Казань: КГК, 1996. - С. 19 - 30.

259. Салитова Ф.Ш. Развитие музыкально-педагогической культуры татарского народа (от истоков возникновения до формирования как устойчивого явления): автореф. ... докт. пед. наук: 13.00.01. - Казань. 2003. - 44 с.

260. Салитова Ф.Ш. Байрашева З.Г. // Татарская энциклопедия. — Казань: Ин-т татарской энциклопедии АН РТ, 2002. - Т. 1. - С. 245.

261. Салитова Ф.Ш. Развитие музыкально-педагогической культуры татарского народа (от истоков до начала XX в.): Монография. - Казань.: Изд-во Казанского университета. 2002. - 232 с.

262. Салитова Ф.Ш. Становление светского музыкального образования Казани в XVIII - XIX вв. // Технологии внедрения гуманистических традиций в учебно-воспитательный процесс. Науч. тр. и мат-лы IX межд. науч.-практ. конф. - Казань: Казан, гос. пед. ун-т, 2002. - С.50 - 52.

263. Салитова Ф.Ш. Основные этапы развития музыкально-педагогической культуры и образования Татарстана // Музыка и педагогика: проблемы профессиональной подготовки педагога-музыканта. М-лы II меж-дунар. науч.-практ. конф. - Казань: Казан, гос. пед. ун-т; Муз. ф-т, 2002. -Вып.2.-С.10- 14.

264. Салитова Ф.Ш. От древних музыкально-образовательных традиций к Восточной консерватории (из истории музыкального образования в Татарстане) // Искусство и образование. - 2006. - № 4 - С. 41 -51.

265. Салитова Ф.Ш. Становление системы музыкального образования Татарстана в двадцатые годы XX века // Наследие О.А.Апраксиной и музыкальное образование в XXI в. Мат-лы межрег. науч.-практ. конф. с межд. уч. - М.: Моск. пед. гос. ун-т, УМО МОиН РФ по пед. образ., 2006. - С. 331 -333.

266. Салитова Ф.Ш. Кайбицкая Г.М. // Татарская энциклопедия. - Казань: Ин-т Татарской энциклопедии АН РТ, 2006. - Т. 3. - С. 175.

267. Салитова Ф.Ш. Козлов И.А. // Татарская энциклопедия. - Казань: Ин-т Татарской энциклопедии АН РТ, 2006. - Т. 3. - С. 345.

268. Салитова Ф.Ш. Корбут К.А. // Татарская энциклопедия. - Казань: Ин-т Татарской энциклопедии АН РТ, 2006. - Т. 3. - С. 403.

269. Салитова Ф.Ш. Литвинов A.A. // Татарская энциклопедия. - Казань: Ин-т Татарской энциклопедии АН РТ, 2006. - Т. 3. - С. 616.

270. Салитова Ф.Ш. Предпосылки становления высшего музыкального образования Татарстана // Музыка и педагогика: проблемы профессиональной подготовки педагога-музыканта. Мат-лы IV междунар. науч.-практ.

конф. - Казань. - Татар, гос. гуманит.-педаг. ун-т, Музыкальный ф-т, 2007. -Вып. 4.-С. 4-8.

271.Салнтова Ф.Ш. История татарской музыкальной педагогики: становление и развитие традиционных форм музыкально-педагогической культуры татарского народа от истоков до начала XX в.: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов гуманитарно-педагогических вузов. -Казань: Изд-во ТГГПУ, 2008. - 200 с.

272. Салитова Ф.Ш. Музыкально-педагогические традиции татарского народа: Монография. - Казань: Изд-во ТГГПУ, 2008. - 188 с.

273. Сайфуллин P.A. Вспоминая учителя [О Брауде Н.В.] // Из педагогического опыта Казанской консерватории: Прошлое и настоящее: Вып 2. - Казань: КГК, 2005. - С. 127 - 134.

274. Смирнов JI.M. Жизнь в музыке: биогр. очерк о скрипаче и композиторе И.А. Козлове. - Казань, 1972. - 76 с.

275. Спиридонова В.М. Казанское музыкальное училище в первые годы советской власти // Из истории музыкальной культуры и образования Казани: Сб. науч. тр. - Казань: Казанская консерватория, 1993. - С. 50 - 71.

276. Спиридонова В.М. Фортепиано в концертной жизни Казани 1920-х годов // Из истории музыкальной культуры и образования Казани: Сб. науч. тр. - Казань: Казанская консерватория, 1993. - С. 72 - 81.

277. Спиридонова В.М. Кафедра специального фортепиано // Казанская государственная консерватория (1945 - 1995). - Казань: КГК, 1998. - С. 85 -1 11.

278. Спиридонова В.М. Очерки по истории фортепианного образования и исполнительства в Казани. Вып. 1. - Казань: КГК, 2008. - 189 с.

279. Страницы истории татарской музыкальной культуры / сост. Н.Ю. Альмеева. - Казань: ИЯЛИ, 1991.- 132 с.

279а. Тагиров И.Р. На изломе истории: [Сб. статей]. - Казань: Таткниго-издат, 2004. - 423 с.

2796. Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана. 2-е изд. - Казань: Таткнигоиздат, 2008. - 455 с.

280. Тагиров Э.Р. На перекрестке цивилизаций: история Татар в контексте культуры мира. - Казань: Таткнигоиздат, 2007. - 389 с.

281. Тагиров Э.Р. Народ в пути. История Татарстана в контексте мировой цивилизации. - Казань: Магариф, 2008. - 286 с.

282. Тагиров Э.Р. Возвращение к истокам: актуализация освоения исторического опыта // Вестник СамГУ. - 2010. -№3 (77). - С. 53 - 58.

283. Трубин Б.Н. С первого дня и на всю жизнь // Из педагогического опыта Казанской консерватории: Прошлое и настоящее: Сб. науч. тр. Вып. 2. - Казань: КГК, 2005. - С. 21 - 31.

284. Тутаев М.З. Развитие народного образования в Татарии (1917 -1940 гг.). - Казань: Таткнигоиздат, 1975. - 204 с.

285. Файзрахманова Л.Т. Музыкально-педагогическое образование в республике Татарстан: от учителя пения к педагогу-исследователю: Монография. - Часть 1. - Казань: ТГГПУ, 2010.-172 с.

285а. Финдейзен Н.Ф. Дневники, 1891 - 1901 / расшифровка рукописи, исслед., комм. М.Л. Космовская. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. - 428 с.

286. Хайрутдинов А. Музыкальное образование в Татарии // Учёные записки Каз. гос. консерватории. - Вып. 4. - Казань, 1970. - С. 20 - 55.

287. Хайрутдинов А.Н. Музыкальная жизнь Казани до 1917 г. // Казанская государственная консерватория (1945 - 1995). - Казань: КГК, 1998. - С. С. 6 - 10.

288. Хайрутдинов А.Н. Развитие музыкального образования в Татарии (1917 - 1945) // Казанская государственная консерватория (1945 - 1995). -Казань: КГК, 1998.-С. 10-15.

289. Хайрутдинов А.Н. Становление консерватории (1945 - 1950) // Казанская государственная консерватория (1945 - 1995). - Казань: КГК, 1998. -С. 15-23.

290. Хайрутдинов А.Н. Обретение традиций. // Казанская государственная консерватория (1945- 1995). - Казань: КГК, 1998.-С. 23-31.

291. Хайрутдинов A.M. Центр музыкальной культуры Среднего Поволжья (60-е годы) // Казанская государственная консерватория (1945 - 1995). -Казань: КГК, 1998. - С. 31 - 47.

292. Хайрутдинова Д.Р. Культурная жизнь Казани в годы первой мировой войны: Автореф. дис. ... канд. ист. наук/ Д.Р. Хайрутдинова; Казан, гос. ун-т, Науч. рук. И.Р. Тагиров. - Казань, 1997. - 22 с.

293. Хайрутдинова Д.Р. Культурная жизнь Казани в годы первой мировой войны. Дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. - Казань, 1997. - 218 с.

294. Хайрутдинов Р.Г. Осуществление Коммунистической партией ленинской программы по национальному вопросу в 1917 - 1920 гг. - Казань: Таткнигоиздат, 1976. - 246 с.

295. Хайрутдинов Р.Г. Трудное возрождение. - Казань: Таткнигоиздат, 1992.-184 с.

295а. Хусаинова А.Ф. P.A. Гуммерт и его архив в Казанской государственной консерватории: Дипломная работа. Науч. рук. д-р искусств. А.Л. Маклыгин. - Казань, 2002. - 78 с.

296. Цыпин Г.М. Музыкальная педагогика и исполнительство / сост. и комментарии проф. Г.М. Цыпина. - М.: МГПУ, Прометей, Алетейя, 2001. -320 с.

297. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. - М.: Советский композитор, 1988. - 384 с.

298. Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство. Теория и практика. - СПб.: Алетейя, 2001. - 320 с.

299. Штрихи к портретам дирижёров: преподаватели Казанского музыкального училища в воспоминаниях выпускников: К вопросу об истории училища / сост. В.А. Захарова. - Казань: КМУ, 2004. - 30 с.

300. Юнусова В.Н. Ислам - музыкальная культура и современное образование в России: Монография. - М.: Хронограф, 1997. - 150 с.

301. Юнусова Г.Ф. Казанское музыкальное училище в годы учебы в нем Назиба Жиганова // Казань. - 2004. - № 5. - С. 71 - 74.

302. Юнусова Г.Ф. О музыке и музыкантах Казани: сборник материалов. - Казань: Отечество, 2009. - 106 с.

303. Явгильдина З.М. Развитие общего музыкального образования в Татарстане (XX в). - Казань.: ТГГПУ, 2007. - 452 с.

304. Яковлев В.И. Бережение родников. Кафедра народных инструментов//Казань. - 2005. - №5. - С. 102-103.

305. 100 лет Ленинградской консерватории. 1862 - 1962 гг.: Исторический очерк. - Л.: Музгиз, 1962. - 303 с.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АН СССР - Академия наук СССР

ВК - Восточная консерватория

ВМТ - Восточный музыкальный техникум

ВМШ - Восточная музыкальная школа

ГИМН - Государственный институт музыкальной науки [в Москве] Горотнаробр - Городской отдел народного образования Губотнаробр СНК - Губернский отдел народного образования при Совете народных комиссаров [РСФСР]

ГУС - Государственный учёный совет ДНТ - Дом народного творчества ЕТШ - Единая трудовая школа

ИФИ КФУ - Институт филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета

КазГУКИ - Казанский государственный университет культуры и искусств

КМК - Казанский музыкальный колледж им. И.В. Аухадеева КМУ - Казанское музыкальное училище

КПО СРСД (Культпросвет) - Культурно-просветительский отдел Совета рабочих и солдатских депутатов

МГК - Московская государственная консерватория

ГМПИ - Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (Москва)

МУЗО НКП РСФСР - Музыкальный отдел Наркомпроса РСФСР МУЗО НКП ТАССР - Музыкальный отдел Наркомпроса ТАССР Наркомпрос (НКП) - Народный комиссариат просвещения Наркомнац - Народный комиссариат по делам национальностей РСФСР НА РТ - Национальный архив Республики Татарстан НБ КГК - Научная библиотека Казанской государственной консерватории (академии) им. Н.Г. Жиганова

НК РКИ - Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции (Раб-крин)

НКП ТАССР (ТНКП) - Татнаркомпрос, Народный комиссариат просвещения ТАССР

Рабис - Профессиональный союз работников искусств РАПМ - Российская ассоциация пролетарских музыкантов Ревком — Революционный комитет

РМО - Русское музыкальное общество (ИРМО - Императорское русское музыкальное общество)

РСДРП - Российская социал-демократическая рабочая партия ССМШ при КГК - Средняя специальная музыкальная школа при Казанской государственной консерватории

ОАИЭ - Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете

ОХТТ - Объединенный художественно-театральный техникум

204

СНК (Совнарком) - Совет народных комиссаров ТТИ - Татарский техникум искусств

Татглавпрофобр - Главный комитет профессионально-технического образования Наркомпроса ТАССР

Татпрофобр - комитет профессионально-технического образования ТАССР

ТатЦИК - Центральный исполнительный комитет ТАССР

ФЗС - Фабрично-заводская семилетка

ФЗУ - Школа фабрично-заводского ученичества

ЦВМШ - Центральная восточная музыкальная школа

ЦВВМШ - Центральная высшая восточная музыкальная школа

ШКМ - Школа крестьянской молодёжи

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

На правах рукописи

04201365908

Мартынова Юлия Александровна

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАНИ

(1917-1960 гг.)

24.00.01. — Теория и история культуры

Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.