Формирование графической культуры студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Брыкова, Людмила Валерьевна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 237
Оглавление диссертации кандидат наук Брыкова, Людмила Валерьевна
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
1.1. Графическая культура студентов технического вуза в иерархии ценностей профессиональной подготовки
1.2. Структурные компоненты и уровни развития графической культуры будущего инженера
1.3. Модель методической системы формирования графической культуры студентов технического вуза на занятиях по геометро-графическим
дисциплинам
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
2.1. Анализ исходного состояния сформированности графической культуры студентов технических вузов (констатирующий эксперимент)
2.2. Поиск форм, методов и средств формирования графической культуры студентов технического вуза (поисковый эксперимент)
2.3. Проверка эффективности методической системы формирования графической культуры студентов технического вуза (формирующий и сравнительный эксперименты)
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Формирование геометро-графической компетентности студентов технического вуза средствами компьютерных технологий2004 год, кандидат педагогических наук Юматова, Эвелина Геннадьевна
Формирование методической модели современного геометро-графического образования студентов технического вуза2011 год, кандидат педагогических наук Полкова, Анна Викторовна
Теория и практика формирования графической культуры студентов в высшем техническом учебном заведении2002 год, доктор педагогических наук Лагунова, Марина Викторовна
Теоретические основы и практика формирования графической культуры у студентов технических вузов в условиях модернизации высшего профессионального образования: На примере начертательной геометрии и инженерной графики2004 год, доктор педагогических наук Кострюков, Андрей Всеволодович
Методика формирования геометро-графических стратегий в обучении математике студентов технического университета2010 год, кандидат педагогических наук Палеева, Марина Леонидовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование графической культуры студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки»
ВВЕДЕНИЕ
Проблема исследования и её актуальность. Инновационные пути развития технической науки и технологии сделают нашу страну конкурентоспособной и помогут достойно войти в мировое сообщество. В связи с этим государство в качестве своей приоритетной задачи ставит подготовку высококвалифицированных инженерных кадров, дефицит которых на данный момент, испытывает рынок труда. Нависшая угроза девальвации высшего образования в целом и инженерного образования в частности, по словам Д.А. Медведева, свидетельствует о необходимости формирования гармонии между инженерными вузами и работодателями [116]. Основная цель и вытекающая отсюда задача — это стремление достичь такого уровня и качества инженерного образования, которое будет соответствовать заказам работодателей, позволит сформировать такие компетенции у современного специалиста, которые будут способствовать России, занять новую нишу в мировом сообществе.
От современного специалиста на производстве требуется способность оперировать полученными знаниями в профессионально-инженерном аспекте, готовность к анализу и прогнозированию производственного процесса, умение совершенствовать технологический процесс, что невозможно без способности воплощать свои мысли, идеи, рационализаторские предложения в графические образы - схемы, чертежи, эскизы. Следовательно, инженер должен быть носителем графической культуры, основы которой закладываются на первых курсах вуза при изучении дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная графика» (НГ и ИГ). Основной задачей технических вузов является стремление сформировать графическую культуру как основополагающую стержневую часть профессиональной культуры инженера.
В связи с чем, возникает вопрос о создании методической системы, нацеленной на оптимизацию формирования графической культуры будущего инженера как неотъемлемой составляющей его профессиональной культуры и готовности выпускника технического вуза к решению профессиональных задач.
Термин «графическая культура» в различных контекстах встречается в работах педагогов-исследователей (JI.H. Анисимовой, А.Д. Ботвинникова, В.А. Гервера, С.И. Дембинского, Ю.Ф. Катхановой, Е.И. Корзиновой, A.B. Кострюкова, М.В. Лагуновой, Е.П. Михеевой, М.В. Молочкова, A.A. Павловой, Н.Г. Преображенской, A.A. Рывлиной, С.Ю. Ситниковой, О.П. Шабановой, Е.И. Шангиной, Л.С. Шебеко, В.И. Якунина).
Ю.Ф. Катханова отмечает, что обучение графическому общению в контексте диалога культур, опора на междисциплинарные графические знания, опора на интеллектуальный потенциал студентов влияет на творческое развитие студентов [88].
В.П. Молочков рассматривает формирование графической культуры на основе использования информационных технологий обучения [121].
Теоретические положения развивающего обучения М.В. Лагунова положила в основу своей методики развития мышления обучаемых в процессе формирования графической культуры в военном вузе [101].
A.B. Кострюков [92] и С.Ю. Ситникова [151] в своих исследованиях предполагают развивать графическую культуру студентов технического вуза на основе формирования ценностных ориентации личности, гуманистической направленности личности инженера на духовные интересы и потребности, стремления к самосовершенствованию.
Е.И. Шангина [179] в своём исследовании обосновывает междисциплинарную функцию графической культуры в учебном процессе технического вуза.
Как показывает анализ теоретического содержания графической подготовки и изучение вузовской методики обучения специалистов инженерного направления, геометро-графические дисциплины ориентированы на решение конкретных графических задач и графическая культура не осмысливается студентами как базовая составляющая профессиональной культуры будущего инженера.
Актуальность проблемы подтверждается отсутствием методической
системы формирования графической культуры будущих инженеров, что приводит их к неспособности осмысления графической культуры как части культуры профессиональной, как некого интегрального качества личности, обеспечивающего профессиональное самосовершенствование, и оптимизацию их возможностей в решении профессиональных задач.
Актуальность проблемы усиливается наличием следующих противоречий между:
- современными требованиями общества к готовности выпускника технического вуза к решению профессиональных задач и отсутствием глубокого понимания значения графической культуры как основополагающего базового ресурса в развитии профессионализма будущего инженера;
- сложностью усвоения студентами-первокурсниками теоретических основ НГ и ИГ в рамках отведённого времени и отсутствием методической системы, нацеленной на оптимизацию формирования графической культуры будущего инженера;
- важностью активизации процесса формирования графической культуры и отсутствием необходимой для этого системы диагностики её уровня.
Проблема, её актуальность и выделенные противоречия определяют цель исследования, которая включает в себя разработку, обоснование и экспериментальную проверку методической системы формирования графической культуры студентов технических вузов в профессиональной подготовке.
Объектом исследования является процесс преподавания начертательной геометрии и инженерной графики в техническом вузе.
Предметом исследования выступает процесс формирования графической культуры студентов технического вуза.
Гипотеза исследования основана на предположении, что процесс формирования графической культуры как системообразующей составляющей инженерной подготовки у студентов технического вуза будет более эффективным, если:
- уточнить феномен графической культуры в иерархии профессиональной культуры;
- выделить структурные компоненты и уровни графической культуры будущего инженера и на их основе провести диагностику её сформированно-сти;
- разработать и экспериментально подтвердить методическую систему формирования графической культуры студентов технических вузов.
Для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы нами были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать современное состояние геометро-графической составляющей в профессиональной подготовке студентов технических вузов.
2. Раскрыть сущность понятия «графическая культура» как составляющей профессиональной культуры инженера.
3. Выделить структурные компоненты и определить уровни сформированное™ графической культуры будущих инженеров.
4. Разработать систему профессионально направленных задач по начертательной геометрии и инженерной графики.
5. Разработать и экспериментально проверить эффективность методической системы формирования графической культуры студентов технического вуза в процессе обучения геометро-графическим дисциплинам.
Методологическую и теоретическую базу исследования составляют: работы, посвященные философским подходам к проблеме образования и культуры (А.И. Арнольдов, Н.Г. Багдасарян, B.C. Биллер, И.Ф. Исаев), исследования, посвященные формированию графической культуры в вузе (А.Д. Ботвинников, В.А. Гервер, Ю.Ф. Катханова, Е.И. Корзинова, A.B. Кострюков, М.В. Лагунова, A.A. Павлова, Н.Г. Преображенская, С.Ю. Ситникова, О.П. Шабанова, Л.С. Шебеко); работы, отражающие принципы проектирования содержания высшего профессионального образования (С.И. Архангельский, О.В. Долженко, С.П. Ломов, З.А. Решетова); исследова-
ния в области педагогических технологий (В.П. Беспалько, B.C. Данюшенков), теории развивающего обучения (Д. Брунер, В.В. Давыдов), деятельностного подхода к обучению (JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, И.Ф. Талызина), теории контекстного подхода к обучению (A.A. Вербицкий, Е.И. Шангина).
Методы исследования: изучение и анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования; изучение учебных пособий, программ, учебных планов по графическим дисциплинам технических вузов в контексте их профессионально-ориентированного содержания обучения; наблюдения за учебно-познавательным процессом; анализ собственного опыта работы в вузе, а также изучение педагогического опыта преподавателей графических дисциплин в технических вузах; анкетирование и тестирование студентов, преподавателей, инженеров; беседы со студентами, выпускниками, преподавателями; педагогический эксперимент (констатирующий, поисковый, формирующий, сравнительный) и обработка полученных результатов эксперимента.
Опытно-экспериментальной базой исследования послужили: Губкин-ской филиал ФГБОУ ВПО «Белгородский государственный технологический университет им В.Г. Шухова» (ГФ ФГБОУ ВПО БГТУ им. В.Г.Шухова), ФГБОУ ВПО «Белгородский государственный технологический университет им В.Г. Шухова» (ФГБОУ ВПО БГТУ им. В.Г. Шухова), Старооскольский технологический институт (филиал) «Научного исследовательского технологического университета «МИСиС» (СТИ НИТУ МИСиС), Юго-Западный государственный университет (ЮЗГУ). Всего экспериментальной работой было охвачено около 800 человек.
Этапы исследования:
I этап (2004 - 2005) - изучение состояния и степени разработки проблемы, обоснование и формулировка темы исследования, определение теоретико-методических основ исследования, обоснование содержания, структуры, критериев и уровней сформированности графической культуры личности.
II этап (2005 - 2010) - разработка модели методической системы формирования графической культуры студентов технического вуза как профессиональной составляющей инженерного образования, проведение констатирующего, поискового и формирующего экспериментов.
III этап (2010 - 2011) - подведение итогов опытно-экспериментальной работы, систематизация и обобщение результатов исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- уточнено понятие графической культуры студентов технического
вуза;
- обоснованы структурные компоненты (гностический, технологический, эмоционально-ценностный, организационно-проектировочный) и выделены уровни (элементарная графическая грамотность, функциональная графическая грамотность, графическая образованность, графическая профессиональная компетентность) сформированности графической культуры студентов технического вуза;
- разработана и апробирована методическая система формирования графической культуры студентов технического вуза, которая включает в себя цели, задачи, откорректированное содержание обучения геометро-графическим дисциплинам, задания для диагностики уровней сформированности графической культуры по выделенным компонентам, инновационные технологии, формы, методы, средства и систему профессионально направленных заданий по НГ и ИГ.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: дано уточнённое определение «графическая культура выпускника технического вуза», внесён вклад в теорию и методику преподавания начертательной геометрии и инженерной графики в техническом вузе.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
- разработана система диагностики уровней развития графической культуры студентов по выделенным структурным компонентам;
- разработана система профессионально-направленных заданий по начертательной геометрии и инженерной графике;
Результаты исследования могут быть использованы при создании учебно-методических пособий, при составлении программ по начертательной геометрии и инженерной графики для студентов технических вузов.
На защиту выносятся:
1. Уточнённое, откорректированное определение понятия графическая культура выпускника технического вуза — как базовое, интегральное качество личности, проявляющееся в высоком уровне владения и оперирования знаниями в области графики, в осознании их ценности для профессионального будущего, в способности к анализу и прогнозированию производственного процесса, базирующейся на использовании геометро-графического потенциала для эффективного решения профессиональных задач.
2. Выделенные структурные компоненты и уровни сформированности графической культуры студентов технического вуза.
3. Методическая система формирования графической культуры студентов технического вуза, которая включает в себя:
- цели, задачи, откорректированное содержание обучения геометро-графическим дисциплинам;
- задания для диагностики уровней сформированности графической культуры по выделенным компонентам;
- систему профессионально направленных заданий по НГ и ИГ.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается исходными методическими и теоретическими научными положениями исследований в области теории и методики преподавания геометро-графических дисциплин в вузах, подтверждена включением в учебный процесс преподавания начертательной геометрии и инженерной графики в технических вузах методической системы формирования графической культуры и экспериментальной проверкой её эффективности.
Апробация и внедрение результатов исследования проводилось автором в ходе педагогической, методической и экспериментальной работы на инженерном факультете ГФ ФГБОУ ВПО БГТУ им В.Г. Шухова на занятиях по начертательной геометрии и инженерной графики, а также в процессе преподавания данных дисциплин в технических вузах: ФГБОУ ВПО БГТУ им В.Г. Шухова, СТИ НИТУ МИСиС, ЮЗГУ.
Основные положения исследования и результаты экспериментальной работы докладывались и были опубликованы в материалах Международных (Ст.Оскол 2007, Новосибирск 2010, Харьков 2011, Курск 2011, Губкин 2011), Всероссийских (Губкин 2007- 2008, Тольятти 2009, Москва 2010, Красноярск 2011), межвузовских (Ст.Оскол 2005, Мин.Воды 2008, 2011) научно-практических и научно-методических конференциях.
Обсуждение материалов исследования проводилось на заседаниях кафедры теории и методики преподавания изобразительного искусства и кафедры общетехнических дисциплин КГУ, на кафедре начертательной геометрии и графики института технологического оборудования и машиностроения ФГБОУ ВПО БГТУ им.В.Г. Шухова, а также на кафедре естественнонаучных и технических дисциплин ГФ ФГБОУ ВПО БГТУ им.В.Г. Шухова.
Структура диссертации определяется логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
1.1 Графическая культура студентов технического вуза в иерархии ценностей профессиональной подготовки
Стремящейся к обновлению России нужны не только новая техника и технологии, но и новые кадры, новая культура труда, новый уровень профессионализма. Формирование творчески мыслящего специалиста, способного к самореализации, к непрерывному самосовершенствованию - таково требование времени.
Результатом высшего образования, полагает X. Ортега-и-Гассет, должен стать подлинно образованный человек, который «не станет довольствоваться своей компетентностью в той или иной области, так как рано или поздно это приводит к отрицанию авторитетов, самодовольству и культурному невежеству» [129, С.86].
Образование - это культура души, то есть обработка, заботливый уход, почитание, считает В. Пятак [139, С. 116]. «Образованный человек - это культурный человек. Знание, ставшее образованием, культурой - это не эрудиция, не информированность, то есть то, что можно проверить тестами. Это то, что остаётся после того, как все забыто ... если остаётся. Это знание, претворённое в живую силу познания и поведения, то есть не только знание одних лишь результатов прежней культурной деятельности, но и способность к самостоятельному мышлению». Поэтому, считает автор, нельзя дать образование «извне», возможно только «пытаться разбудить стремление к образованию, к актуальной полноте возможного человека» [139, С. 116].
Определяя задачу высшей школы, М.П. Арутюнян пишет: «Перед педагогикой встаёт сложная образовательная задача концептуального осмысления,
моделирования и практического конструирования психолого-педагогической реальности созидающего саморазвития личности» [5, С.37].
Совершенствование подготовки квалифицированных специалистов в системе высшего профессионального образования требует улучшения качества их обучения, становления и развития духовной культуры личности, что в значительной мере обеспечивает профессиональную подготовку и последующую профессиональную деятельность в условиях быстро меняющегося общества. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь студенту состояться как личности и как профессионалу.
Культура, являясь целостным социальным феноменом, вместе с тем представляет собой чрезвычайно сложный объект для научного исследования. Эта сложность обусловлена её многокачественностью, неоднородностью входящих в её состав элементов, которые пронизывают все сферы человеческой деятельности. Универсальность и многогранность культуры делает её объектом интереса различных наук.
Философское осмысление культуры присутствует в системе мировых знаний с самого начала существования философии, как способа размышления о мире. Мысль о том, что культура отчуждает человека от природы, получила развитие в философии киников. Известный представитель кинической школы Диоген Синопский определял идеал жизни, как простой и бедной, близкой к природе и свободной от «лишних» потребностей, условностей, налагаемых на человека культурой. Противоположность культуры и природы подчеркивалась, также, эпикурейцами и стоиками [94].
В христианском миропонимании культурное развитие человека полагает преодоление человеком греховного начала путём молитвы, аскезы и ведения праведной жизни.
Философское понимание культуры в философии Ренессанса связано с учением о природе и человеке, с космологическими и нравственно-этическими концепциями. В эпоху Просвещения Ж.Ж. Руссо выступил против всяких наук и искусства, утверждая, что они истощают и изнеживают человека, как в мо-
ральном, так и физическом плане. Идеи Руссо можно рассматривать как ступень к пониманию концепций И. Канта. Великий немецкий философ считал, что истинная ценность культуры заключается не в тех благах, которые человек получает от природы, а в его собственном поведении и в том, во что человек превращается в результате этого поведения. Цель культуры предполагается в осуществлении свободы, означающей моральное господство над самим собой [86].
Немецкий романтик Ф. Шлегель [155] предлагал трактовать культуру как единый процесс общечеловеческого развития, в котором каждая национальная культура занимает достойное место.
В XIX в. ряд мыслителей, в том числе А. Шопенгауэр [155], известный теоретик иррационализма, решительно отвергают всеобщую западноевропейскую веру в прогрессивность «человека разумного» и «человека деятельного». Происхождение культуры усматривается ими в том, что человек, будучи совершенно незащищённым по сравнению с окружающим миром, не может приспособиться к его реалиям.
В конце XIX начале XX в. философия культуры обращается к осмыслению различных стадий эволюции человеческой культуры. Представители неокантианской философии относили к наукам о культуре сферу исторического знания, внутри которого обнаруживалось индивидуальное, специфическое для человека значение феноменов действительности [107].
Таким образом, культурная ситуация нашего столетия полагает, что прогресс культуры обогащает человечество всё новыми дарами, но конкретный субъект обнаруживает себя всё более и более отстранённым от их потребления. Блага, которые создаёт культурный прогресс, всё увеличиваются в числе, но как раз в этом росте они перестают быть полезными нам. Эти же темы разрабатываются в XIX-XX веках в христианском контексте миропонимания Н.Я. Данилевским, Ф.М. Достоевским, Н.И. Бердяевым, В. Ивановым и многими другими. Противопоставление культуры и цивилизации в определённой мере свойственно творчеству JI.H. Толстого, Н.Я. Данилевского [94].
B.C. Биллер утверждает: «В XX веке феномен культуры - и в обыденном его понимании, и в глубинном смысле - всё более сдвигается в центр, в средоточие человеческого бытия, пронизывает (знает ли сам человек об этом или нет...) все решающие события жизни и сознания людей нашего века», и завершает свою мысль: «...в XX веке происходит сдвиг культуры и её проблем в эпицентр человеческого существования ...» [17, С.261].
Понятие «культура» в современной литературе имеет весьма большое число толкований. Изучая различные стороны и проявления культуры, исследователи зачастую по-разному определяют само понятие, причём эти расхождения существуют не только у представителей частных наук, но и у философов. А.И. Арнольдов замечает, что в настоящее время в научный оборот введено более 250 всевозможных определений понятия «культура» [3, С. 12].
По отношению к культуре, считает A.B. Кострюков [92], философия является, с одной стороны, важным интегратором культурных ценностей, дающим мировоззренческую ориентацию познавательной и практической деятельности, а с другой стороны, - методологической основой и теоретической базой конкретного исследования культуры как общественного феномена.
Учитывая, что трактовка понятия «культура» представителями частного знания недостаточна для полного определения, обратимся к философской трактовке, которая представляется более общей и охватывает частные определения.
Известно, что слово «культура» происходит от латинского «colore» - возделывать, разрабатывать, усовершенствовать. Существительное «cultura» первоначально означало возделывание, обработку, улучшение почвы. По мнению античных авторов, земледелие - наука великая, благотворно влияющая на личность, таким образом, связь «земледелие - cultura» не была случайной. Она имела явный социально-эстетический смысл: облагораживание натуры человека сравнивалось с культивацией земли. Термин «cultura» стал употребляться для обозначения процесса совершенствования человека, его развития [107].
Слово «культура» в его латинской транскрипции стало известно образованным русским умам уже в начале XVIII века. В первом издании Толкового
словаря В. Даля (1865г.) культура трактуется как «обработка и уход, возделывание, возделка; образование умственное и нравственное» [59, С. 181]. В русском языке как синонимы «культуры» широко использовались слова «образование» и «просвещение».
Гегель писал, что «чем богаче подлежащий определению предмет, т. е. чем больше различных сторон он предоставляет рассмотрению, тем более различными оказываются даваемые ему дефиниции» [44, С. 413].
В качестве исходного положения примем философское понимание культуры: культура есть все созданное человеком, «вторая, искусственная среда», служащая удовлетворению разнообразных потребностей человека и его развитию. В культуре выражается «мера овладения человеком силами природы, общественными отношениями, своей собственной природой». В обществе нет явлений, которые нельзя было бы рассматривать как не относящиеся к культуре. Однако категория «культуры», культурологическая точка зрения задаёт определённую познавательную установку, которая «направлена на исследование возможностей различных сфер жизни в деле развития человека как субъекта деятельности» [68].
Культура представляет собой сверхсложное системно-целостное единство, являясь, по сути, системой систем. Поэтому и постичь культуру в реальной целостности и полноте конкретных форм её существования, в её строении, функционировании и развитии можно только с позиций системного мышления. Специфичность культуры состоит в том, что она характеризует только существование человека, а отличительной особенностью культуры является то обстоятельство, что она сформирована и поддерживается деятельностью человека. Иначе говоря, культуры, взявшейся ниоткуда, «из ничего», нет и быть не может. Факт неразрывной связи человеческой деятельности и культуры лежит в основе деятельностного подхода к изучению последней. Труд, особенно в сфере материального производства, и поныне является основой культуры.
Итак, обобщая имеющиеся определения понимания культуры, мы можем выделить следующие подходы к пониманию этого сложного феномена:
1. Культура - это совокупность ценностных объектов, которые возникают в результате деятельности социальных субъектов.
Первая точка зрения известна, как ценностный подход к культуре, как традиция определять культуру в качестве некой объективной по отношению к человеку данности как к «совокупности достижений общества в его материальном и духовном развитии» [88]. По мнению ряда авторов (А.И. Арнольдов, Ю.И. Ефимов, И.А. Громов, A.A. Зворошин, Г.Г. Карпов, В.А. Малахов, В.П. Тугаринов, Н.З. Чавчавадзе, Г.П. Францев и др.), совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, и является сущностью культуры. Данная толкование феномена культуры не устанавливает позицию отдельного человека как субъекта деятельности, а представление культуры как совокупности материальных и духовных ценностей не позволяет с достаточной полнотой изучить внутреннюю жизнь личности.
2. Культура - это совокупность средств, сил и способностей, которые характеризуют самого социального субъекта. Эта точка зрения может быть отмечена, как личностный подход к сущности культуры.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Формирование графической компетентности студентов технического вуза на основе трехмерного моделирования2011 год, кандидат педагогических наук Федотова, Наталья Викторовна
Формирование графо-аналитических умений студентов технического вуза с использованием информационных и коммуникационных технологий2009 год, кандидат педагогических наук Ширшова, Ирина Александровна
Система информационно-технологического обеспечения графической подготовки студентов технического вуза2004 год, доктор педагогических наук Чемоданова, Татьяна Викторовна
Методологические основы формирования структуры и содержания геометро-графического образования в техническом вузе в условиях интеграции с общеинженерными и специальными дисциплинами2010 год, доктор педагогических наук Шангина, Елена Игоревна
Развитие профессиональной компетентности студентов строительных специальностей при обучении графическим дисциплинам2007 год, кандидат педагогических наук Мусиенко, Ольга Алексеевна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Брыкова, Людмила Валерьевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведённого исследования была достигнута цель, решены поставленные задачи, подтверждена выдвинутая гипотеза и получены результаты экспериментального исследования, основные из которых представлены ниже.
1. Проанализировано современное состояние геометро-графической составляющей в профессиональной подготовке студентов технических вузов.
2. Уточнено определение и раскрыта сущность понятия «графическая культура выпускника технического вуза» как базовое, интегральное качество личности, проявляющееся в высоком уровне владения и оперирования знаниями в области графики, в осознании их ценности для профессионального будущего, в способности к анализу и прогнозированию производственного процесса, базирующейся на использовании геометро-графического потенциала для эффективного решения профессиональных задач.
3. Выделены структурные компоненты графической культуры студентов технического вуза (гностический, технологический, эмоционально-ценностный, организационно-проектировочный) и определены уровни сформированное™ графической культуры студентов технического вуза (элементарная графическая грамотность, функциональная графическая грамотность, графическая образованность, графическая профессиональная компетентность).
4. Разработана система задач по начертательной геометрии и инженерной графики, учитывающая профессиональную составляющую, которая оказывает стимулирующее действие на развитие всех компонентов графической культуры.
5. Разработана и экспериментально проверена методическая система формирования графической культуры студентов технического вуза, которая включает в себя цели (формирование графической культуры студентов технического вуза), откорректированное содержание обучения графическим дисцип-
1 О V»
линам, наполненное профессиональной составляющей; задачи для диагностики уровней сформированности графической культуры по выделенным компонен-
там (тестирование гностического и технологического компонентов, анкетирование эмоционально-ценностного и организационно-проектировочного компонентов); технологии контекстного и проблемного обучения; формы (лекция-визуализация, лекция вдвоём, мозговой штурм, деловая игра, экскурсии, конструкторское бюро, конструкторский отчёт); средства (компьютерное оборудование, детали и сборочные единицы профессионального оборудования, таблицы, плакаты, макеты, карточки-задания) и систему профессионально направленных заданий по НГ и ИГ.
Апробированы и внедрены в учебный процесс формы организации занятий экспериментальной методики, способствующие развитию всех компонентов графической культуры студентов (лекция-визуализация, лекция вдвоём, мозговой штурм, деловая игра, экскурсии, конструкторское бюро, конструкторский отчёт).
Проведённый педагогический эксперимент был направлен на апробацию и проверку эффективности экспериментальной методики формирования графической культуры будущих инженеров. Обследование первоначального уровня сформированности графической культуры студентов технического вуза показало, что большинство студентов (90%) обладают лишь начальным уровнем этого вида культуры - элементарной графической грамотностью; не выявлено ни одного студента, получающего образование инженерного профиля, с уровнем графической профессиональной компетентности. Эффективность предложенной методической системы подтверждается ростом качества графических знаний и умением творчески их применять, осознанием профессиональной важности графических дисциплин, возрастанием коммуникативных способностей, способностей к анализу и прогнозированию производственного процесса у студентов ЭГ. Сравнительный эксперимент показал значительный рост уровня сформированности графической культуры у студентов экспериментальных групп: уровень элементарной графической грамотности 14% (ЭГ) и 52% (КГ), уровень функциональной графической грамотности 45% (ЭГ) и 37% (КГ), уровень графической образованности 31% (ЭГ) и 9% (КГ), высший уровень разви-
тия графической культуры - уровень графической профессиональной компетентности 10% (ЭГ) и 2% (КГ).
Наметившиеся тенденции приращивания уровня графической культуры у студентов ЭГ оказало положительное влияние разработанной экспериментальной методики преподавания на дальнейшее обучение студентов в вузе и на последующую профессиональную деятельность выпускников - участников эксперимента.
Вместе с тем, проведённое исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы формирования графической культуры у студентов технического вуза. Дальнейшее изучение данной проблемы может быть продолжено в направлении формирования графической культуры в системе довузовского, вузовского и поствузовского образования.
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Брыкова, Людмила Валерьевна, 2011 год
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аверьянова Т.А. Педагогический эксперимент по развитию информационной деятельности студентов вуза в процессе профессиональной направленности // Проблемы истории, филологии, культуры. - Магнитогорск: МаГУ, 2006. -С. 211-222.
2. Анисимова Л.Н. Проблемы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин.// Сб.науч.тр. Уфа: БГПИ. 1984 - С.14 - 18.
3. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993. - 349с.
4. Арстанов М.Ж., Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж. С. Проблемно-модульное обучение: Вопросы теории и технологии / «Мектеп». Алма-Ата, 1980.-207с.
5. Арутюнян М.П. Мировоззрение и образование: становление новой парадигмы. // Высшее образование в России. - 2004. - №12. - С 32-37.
6. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. - М.: Высшая школа, 1974. - 384 с.
7. Архангельский С.И. О некоторых закономерных положениях теории обучения в высшей школе. // Современная высшая школа. Варшава, 1977. №4(20). - 67с.
8. Асташкина Н.В. Воспитание современного специалиста как индивидуальности. //Высшее образование сегодня. - 2007. - №7. - С.78-82.
9. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). - М.: педагогика, 1982. - с. 165 - 167.
10. Бабанский Ю.К., Оптимизация учебно-воспитательного процесса. — М.: Просвещение, 1992г. - 192 с.
11. Багдасарян Н.Г. Профессиональная инженерная культура: структура, динамика, механизмы освоения: Автореф. дис. д-ра филос.наук: - М., МГТУ им. Н.Э.Баумана. 1992. - 28с.
12. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004. - 280 с.
13. Березянский И.М., Деловая игра как метод профессиональной подготовки специалистов по управлению персоналом в области рекрутинга. // Материалы международной заочной научно-практической конференции: «Актуальные проблемы современной педагогики», Новосибирск, 2010 URL: http://sibac.info/files/2010_02 15_Pedagog/Berezyanskii.pdf (дата обращения: 15.05.2010)
14. Беспалько В.П., О возможности системного подхода в педагогике. //Советская педагогика. - 1990. - №7. - с.59-61.
15. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Гос.ун-т., 1977. -304с.
16. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: педагогика, 1989.-192с.
17. Биллер B.C. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1991. - 413с.
18. Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения. - М.: Альянс, 2010.-368 с.
19. Боголюбов С.К. Черчение: Учебник для средних специальных учебных заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Машиностроение, 1989. - 336 с.
20. Ботвинников А.Д., Ломов Б.Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков. - М., «Просвещение», 1979. - 256с.
21. Ботвинников А.Д. Пути совершенствования методики обучения черчению: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1983. - 128с.
22. Ботя М.В. Организация обучения студентов начертательной геометрии на основе комплексного применения традиционных и новых информационных технологий. - Материалы международной научно-практической конференции «Образование как интегративный фактор цивилизационного развития» - в 5 ч.: Ч. 3, С.28-32.
23. Боярский Е.А., Коломиец С.М. Обобщенные компетенции выпускников вузов.//Высшее образование в России. - 2007. - №6. С.84-86.
24. Бреус И.А. Развитие пространственного воображения будущих учителей
математики в процессе их геометрической подготовки: Автореф. дис. канд. пед.наук. - Ростов-на-Дону, 2002. - 27с.
25. Брыкова JI.B. Графическая культура инженера как составляющая профессиональной подготовки // Человек и образование. - 2011. - № 1 (26). - С. 137— 141.
26. Брыкова JI.B. Инженерная графика. Учебное пособие по развитию графической культуры студентов технического вуза. - Губкин: ООО «Айкью», 2011. -187 с.
27. Брыкова JI.B. Профессионально направленное обучение начертательной геометрии как способ формирования графической // Сибирский педагогический журнал. -2011. -№6. -С. 48-54.
28. Брыкова JI.B. Формирование графической культуры будущего инженера // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2011. - № 1(17). URL: http: // http://scientific-notes.ru/index.php?page=6&new=l 8 (дата обращения 15.03.2011) .
29. Брунер Д.С. Психология познания. - М.: Прогресс. 1977. - 412 с.
30. Буйновский А., Медведева М., Молоков П., Стась Н. Система обучения специалистов для атомной промышленности./УВысшее образование в России. -2007.-№7.-С.32-38.
31. БуланжеГ.В., Гущин И.А., Гончарова В.А. Инженерная графика. Проецирование геометрических тел: Учеб. пособие для вузов/Под ред. Соломенцева Ю.М. - М.: Высш. Шк., 2003. - 184с.
32. Буров И.В. Методика контроля знаний по начертательной геометрии./Информационные технологии в образовании: сборник докладов XV Международной конференции-выставки - Москва, 2005. URL: http://ito/edu/ru/2005/Moskow. (дата обращения: 06.08.2009)
33. Бурцева И.В. Становление управленческой культуры специалиста. //Высшее образование сегодня. - 2007. - №6. - С.51-52.
34. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.
35. Вербицкий A.A., Контекстное обучение в компетентностном подходе // Высшее образование в России. - 2006. №11. - С. 39-46.
36. Викулина М.А. Личностно-ориентированная подготовка студентов в педагогическом вузе (основы теории): Монография. Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. - 136 с.
37. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся/ Под ред. И.С. Якиманской. - М.: Педагогика, 1989. - 223с.
38. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. Л.М. Штутиной, Л.М. Маловой. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. -536 с.
39. Вышнепольский И.С. Преподавание черчения в средних профессионально-технических училищах: Метод, пособие. - М.: Высшая школа, 1986. - 256 с.
40. Гавронская Ю. «Интерактивность» и «интерактивное обучение». // Высшее образование в России. - 2008. №7., С. 101 - 104.
41. Гальперин П.Я. Опыт изучения формирования умственных действий. // Доклады на совещании по вопросам психологии. М., 1954. - 32с.
42. Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: наука, 1981. 4.1 -161с.
43. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: МГУ, 1975.-320 с.
44. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1974. Т.1. - 452с.
45. Гельвеций К.А. О человеке. - М, 1988. - 568 с.
46. Гервер В. А. Графические задачи, связанные с мысленным преобразованием пространственных форм и их изображений.// Новые исследования в педагогических науках. - М.: Педагогика, 1970. - №1.
47. Гервер В.А. Развитие творческой графической деятельности школьников (на примере обучения черчению): Диссертация в виде научного доклада док-ра пед.наук. - М., 1992. - 342 с.
48. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению: Книга для учителя. - М.:
Просвещение, 1991. - 128с.
49. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. // СПб.: Изд-во СПбГУ,- 1992. 154 с.
50. Голушко Т.К. Формирование компьютерной культуры студентов гуманитарных специальностей вуза: дис....канд. пед.наук. - Тамбов, 2004. -273с.
51. Гордон В.О., Семенцов-Огиевский М.А.; Под ред. В.О.Гордона и Ю.Б.Иванова. Курс начертательной геометрии: Учебное пособие для втузов-24-е изд.,стер. - М.: Высш. шк., 2002. - 272 с.
52. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие / Калинингр. ун-т. - Калининград, 2000. - 572 с.
53. Григорьевский Л.Б. Разработка тематических классификаторов для повышения качества изучения студентами начертательной геометрии и инженерной графики: Автореф. дис.кан.пед.наук. - Москва, 2005, - 20с.
54. Громыко Ю.В. Оргдеятельностные игры и развитие образования / Технология прорыва в будущее. — М.: Независимый методологический университет, 1992. — 191 с.
55. Губко М.В., Новиков Д.А. Теория игр в управлении организационными системами. — М.: Синтег, 2005. - 138 с.
56. Гурова Л.Л. Исследование мышления как решения задач: дис....д-ра пед.наук. Москва, 1977. -413 с.
57. Гурьев Г.В., Дудкина Н.Г., Федоров A.B. Графическое обеспечение лекций. //Высшее образование в России. - 2000. - №4. - С.103-104.
58. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: педагогика, 1986. -240с.
59. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 тт., Т2 -И-О. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 672 с.
60. Данилова Е., Пудликовски 3. О развитии навыков профессиональной коммуникации в инженерном образовании. // Высшее образование в России. -
2008.-№10., С.50 - 55.
61. Данюшенков B.C., Гилязова О.Г., Зайкин М.И. Технологические подходы к обучению учащихся в сельской школе. Киров: ВГПУ, 2000. - 144с.
62. Дембинский С.И., Кузьменко В.И. Методика преподавания черчения в средней школе. М.: Просвещение, 1968. - 319 с.
63. Демидович JI.H., Сихимбаев С.Р. Использование новых педагогических инновационных технологий обучения в преподавании дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная графика (НГиИГ)» в условиях кредитной системы обучения. URL: http://www.rusnauka.eom/SND/Pedagogica/5 +demidovich.doc.htm (дата обращения: 06.07.2009)
64. Дерягина О.В. Модульная система как средство активизации обучения начертательной геометрии студентов технических вузов: Автореф. дисс. канд. пед.наук. - Москва, 2005г. - 16с.
65. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики. /Под редакцией Скаткина М.Н. - 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Просвещение, 1982. -319с.
66. Дружинина С.К. Практика структуризации пространственно-образного мышления на уроках черчения с помощью информационных технологий. // URL: http://ito.edu.rU/2006/Moscow/II/4/II-4-6661 .html (дата обращения 12.09.2008).
67. Дузенко К.К., Кузнецова С.В, Соболь Т.Г., Уральская JI.C. Инженерная графика. Начертательная геометрия: Учеб.-практич. пособие для студентов-заочников инж.-технич. спец. - Белгород. 1999. - 152 е.. ил.
68. Ефимов Ю.И., Громов И.А., Человеческий фактор и культура. JL: Наука, 1989. - 192с.
69. Жуков В.К. Педагогика и психология: учебное пособие / В.К.Жуков, В.И.Андреев, Л.В.Капилевич - Томск: Изд-во Томского политех, ун-та, 2008. -139 с.
70. Жураковский В.М., Приходько В.М., Сазонова З.С. Инновационные
исследования в центре инженерной педагогики. //Высшее образование в России. - 2009. - №2. - С.79-82.
71. Заика Е.В. Упражнения для развития взаимосвязей образно-пространственного и вербального мышления. // Вопросы психологии. — 1996. -№2.-С.24.
72. Зверева Е. Творческие задания.// Высшее образование в России. - 2007. №9.-С. 163-164.
73. Зимняя И.А. Культура. Образованность. Профессионализм специалиста (к проблеме унифицирования требований к уровню профессиональной подготовки в структуре государственных стандартов непрерывного образования) //Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании. Сб.науч.ст., М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. - 31-37с.
74. Зонина О.Ф., Развитие графических способностей школьников с признаками одарённости в процессе обучения черчению: дис....канд. пед.наук -Курск, 2010. -243 с.
75. Ильенков Э.В. Философия культуры. - М., 1991г. - 464 с.
76. Интенсификация творческой деятельности студентов. Учеб.пособие. -Казань, 1990.-198 с.
77. Исаев В.А. Образование взрослых: компетентностный подход. — В.Новгород, НОУДОВ Северо-западная Народная Академия, 2005. - 50 с.
78. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы / Моск. пед. гос. ун-т им. В.И. Ленина, Белгор. гос. пед. ин-т им. М.С. Ольминского / И.Ф. Исаев. -М. - Белгород, 1993. - 219 с.
79. Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. - М.: Просвещение, 1958. - 288 с.
80. Каган В.И., Сычеников И.А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе/ Единая методическая система института: теория и практика. -М. Высшая школа, 1987. - 143 с.
81. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). — М.: Политиздат, 1974. - 328 с.
82. Каганович A.A. Формирование личности в педагогике.//Высшее образование сегодня. - 2007. - №6. - С.49-50.
83. Кагельман B.C., ГаруновМ.Г., СемушкинЛ.Г. и др. Влияние развития науки, техники, экономики и культуры на содержание высшего профессионального образования (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования/ НИИВО, Вып.4.). М., 1996. - 44с.
84. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология: Учебник для индустр.-пед.техникумов. -М.: Высш.шк.,1989. - 383 с.
85. Казанцева В. Информационная культура личности. // Высшее образование в России. -2008. -№12. - С. 134-136.
86. Кант И. Трактаты и письма. - М.: Наука, 1980. - 710с.
87. Карева Д.Ф., Дворянкина Е.К. Взаимодействие систем обучения и воспитания в вузовско образовании. - Хабаровск: Изд. ХГПУ, 2003. - 236с.
88. Катханова Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графического факультета в графической деятельности: дис.... д-ра пед. наук. -М.,1994. - 502 с.
89. Кордонская И.Б. Двухуровневое обучение графическим дисциплинам: Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1998. - 19с.
90. Корзинова Е.И. Развитие педагогических и специальных способностей студентов художественно-графических факультетов: Автореф. дис. д-ра пед. наук. - М., 2005.-31 с.
91. Короев Ю.И. Черчение для строителей: Учеб. для проф. Учеб. заведений.
- 9-е изд., стер. - М.: Высш. шк., Изд. центр «Академия», 2005. - 256 е.: ил.
92. Кострюков A.B. Теоретические основы и практика формирования графической культуры у студентов технических вузов в условиях модернизации высшего профессионального образования: дис.... д-ра пед. наук.
- Оренбург, 2004. - 328с.
93. Костянов Д.А. Методическая система обучения студентов инженерных вузов основам технологии машиностроения в учебно-информационной среде (на примере подготовки инженеров конструкторско-технологических специальностей): Автореф. дис. канд. пед. наук. - М, 2010. - 26с.
94. Кохановский В.П. Философия для аспирантов: Учебное пособие / В.П. Кохановский, Е.В. Золотухина, Т.Г. Лешкевич, Т.Б. Фатхи; под общ. ред. В.П.Кохановского; - Изд.2-е, - Ростов н/Д : «Феникс», 2003. - 448 с. (Серия «Высшее образование»)
95. КурдюмовВ.И. Курс начертательной геометрии. Отдел 1. - Введение. Проекции ортогональные, ч. 1.- Проекции точек, прямых линий и плоскостей — СПб., 1895.-88 с.
96. Крылов H.H., Иконникова Г.С., Николаев В.Л., Васильев В.Е. «Начертательная геометрия»/ Под ред. Н.Н.Крылова- 9-е изд., стер. - М.: Высш. шк., 2006. - 224с.
97. Крылова Н.Б. Социальное управление и формирование культуры личности. М.: Знание, 1978. — 64 с.
98. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод.пособие. М.: Высш.шк., 1990. - 142с.
99. Крылова С.А. Личностно-ориентированная технология математической подготовки учащихся профессионального колледжа: Автореф. дис. канд.пед.наук. Тольятти, 2000. - 21с.
100. Куликов A.C. Начертательная геометрия в применении к черчению, конструированию и проектированию. - М., 1959 г. - 324 с.
101. Лагунова М.В. Теория и практика формирования графической культуры студентов в высшем техническом учебном заведении: дис...д-ра пед.наук -Ниж.Новгород, 2002. - 552с.
102. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х томах. -М.: Педагогика, 1993. -т . 1 - 391с.; т.2 - 316 с.
103. Леонтьев А.Н. Очерки развития психики. М., 1947. - 120 с.
104. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной
деятельности. - Новосибирск: НГПУ, 1987. - 96 с.
105. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976. -64с.
106. Лернер И.Я. Качества знаний учащихся, какими они должны быть? - М.: Знание, 1978.-47 с.
107. Лисюткин О.М. К вопросу о становлении категории «культура» (XVIII -начало Х1Хв.) // Философские науки. 1982. №3. - 24с.
108. Локтев О.В. Краткий курс начертательной геометрии: Учеб.для втузов. -3-е изд., испр. - М.: Высш. шк.,1999. - 136с., ил.
109. Локтев О.В., ЧисловП.А. Задачник по начертательной геометрии: Учеб. для втузов. - 3-е изд., испр. - М.: Высш. шк.,1999. - 104с., ил.
110. Ломов Б.Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека // Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. (Труды д. чл. И чл.-кор. АПН СССР). - М.: Педагогика, 1991. -С.129-156.
111. Ломов С.П. Дидактика художественного образования: монография / С.П. Ломов - М.: ГОУ Педагогическая академия, 2010.-104 с.
112. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. - 308с.
113. Маркова O.A. Система тестового контроля графической подготовки инженеров-механиков: Автореф. дис. канд. пед.наук. - Казань, 2005г. - 21с.
114. Матвеева Т. Инновационная образовательная технология формирования базовых компетенций студентов.// Высшее образование в России. - 2007. №7. — С. 28-32.
115. МатлинМ.М., ДудкинаН.Г. Роль интенсовно-информационных технологий обучения в организации лекционного процесса.// Высшее образование в России. - 2009. №2. С. 155-157.
116. Медведев Д.А. Выступление на 22-м заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. - 2011, Магнитогорск.ЦКЬ:ЬЦр://президент.рф/%Р0%ВР%Р0%ВЕ%Р0%В2%Р0%ВЕ %Dl%81%Dl%82°/oP0%B8/10777#sel=239:60,239:73;239:74,239:97;241:l 1,241:2
6 (дата обращения: 12.09.2011).
117. Методика обучения черчению: Учеб. пособие для студентов и учащихся худож.-граф. спец. учеб. заведений / В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, A.A. Альхименок и др.; под общ.ред. Е.А. Василенко, - М.: Просвещение, 1990. - 176 с.
118. Методические рекомендации к проведению учебных занятий по начертательной геометрии и черчению в педагогическом институте и школе/ под ред. H.H. Анисимова. - М., 1981. - 74 с.
119. Методы педагогических исследований. Под ред. В.И.Журавлева. М., «Просвещение», 1972 г. - 158 с.
120. Модель И.М. Профессиональная культура муниципального депутата: теоретико-социальный анализ. Екатеринбург, 1993. - 86с.
121. Мол очков В.П. Формирование графической культуры будущих учителей на основе использования информационных технологий обучения: дис....канд. пед. наук. - Великий Новгород, 2004. - 151с.
122. Монахов В.М. Аксиоматические подходы в педагогике // Педагогика, 1997. №6. - С.34.
123. Монж Г. Начертательная геометрия. - М.: Изд.АН СССР, 1947. - 292 с.
124. Мошкова Т.В., Тюрина В.А. Индивидуальные задания по компьютерной графике как способ активизации деятельности студентов при изучении геометро-графических дисциплин.// Вестник ИжГТУ. - 2006. - №2. С.91-93.
125. Найниш JI.A. Дидактические основы и пути оптимизации методики обучения начертательной геометрии: Автореф. дис. д-ра пед. наук. - М., 2000. -39 с.
126. НемовР.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение-Владос, 1994. - 576 с.
127. Новиков A.M. Методология образования. Издание второе. — М.: «Эгвес», 2006. —488 с.
128. Обучение основам проецирования. Из опыта работы. Пособие для
учителей./под общ.ред. Ботвинникова А.Д. М.: Просвещение, 1975. - 191с.
129. Ортега-и-Гассет X. Миссия университета // «Aima mater» («Вестник высшей школы»). - М.:изд-во ун-та дружбы народов. - 2003. - №7. - С.86-87.
130. Павлова A.A., Корзинова Е.И. Графика в средней школе: Методическое пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 96 е.: илл.
131. Павлова A.A., Жукова C.B. Методика обучения черчению и графике. -М.: Владос, 2004.-96 с.
132. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983. - 608 с.
133. ПетуховаТ., Глотова М. Самостоятельная работа как средство развития информационной компетенции. //Высшее образование в России. - 2008. - №12. - С.121-126.
134. ПодпасыйИ.П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед.учеб.завед. - М.: Просвещение, гуманитар.изд.центр Владос.-1996.- 432с.
135. Полежаева Л.Н., Полежаев В.Д., Полежаева М.В. Система тестирования по дисциплине «Начертательная геометрия». // Успехи современного естествознания. - 2006. - № 10 - С. 77-80.
136. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1987. - 144с.
137. Преображенская Н.Г. ' Особенности системы развивающей направленности обучения черчению в современной общеобразовательной школе: дис...д-ра пед. наук: 13.00.02 / Преображенская Наталья Геннадьевна. -Смоленск, 2004.-517 с.
138. Протасов А.Н. О формировании профессиональной компетентности курсантов военного вуза.//Высшее образование сегодня. - 2007. - №7 - С.47-50.
139. Пятак В. Культура, традиция, образование.// Высшее образование в России. - 2007. - №7. С 114 - 117.
140. Реан A.A. Психология и педагогика (Текст): Учебное пособие для вузов / A.A. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум; под общ. ред. проф. A.A. Реана; М-во общ. и проф. образования РФ, Учебно-метод. объединение по пед.образованию.
- Спб.: Питер, 2006. - 432 с.
141. РешетоваЗ.А. Психологические основы профессионального обучения. -М., 1985. - С.69-85.
142. Розов C.B. Преподавание черчения в техникумах. Краткое руководство для преподавателей - М., «Машгиз» К., 1959. - 248с.
143. Розов C.B. Руководство к преподаванию черчения. Изд. 2-е, переработ, и доп. - М., «Машиностроение», 1968. - 376с.
144. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2007. - 720с.
145. РусиноваЛ.П. Формирование системно-пространственного мышления студентов технических вузов (на примере начертательной геометрии): Автореф. дис. канд. пед. наук. - Ижевск, 2007. - 22 с.
146. Рывлина А.А. Профессионально-технические аспекты оперирования электрическими схемами в подготовке разработчиков радиоэлектронной аппаратуры // Высшее образование сегодня, 2008. - № 6. - С. 74-76.
147. Сазонова З.С., Чечеткина Н.В. Развитие инженерного мышления - основа повышения качества образования: Учебное пособие / МАДИ (ГТУ). - М.: 2007. -195 с.
148. Сариго Н.В. Индивидуализация обучения студентов графическим дисциплинам в педагогическом вузе: на примере особенностей восприятия учебной информации: дисс.. ..канд. пед. наук - Курск, 2008. - 248 с.
149. Семенова Н.К. Методические основы формирования знаний и умений учащихся профильных классов при изучении графических дисциплин: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М, 2008. - 18с.
150. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Издательская корпорация «логос», 1999. - 272 с.
151. Ситникова С.Ю. Развитие графической культуры студентов в системе обучения технического вуза: дис....канд. пед. наук. -М., 2004. - 196 с.
152. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: (В помощь начинающему исследователю). - М.: Педагогика, 1986. - 150 с.
153. Скотаренко В.В., МосягинаИ.Г. Интергационный подход к обучению студентов графическим дисциплинам. URL: http://nbuv.gov.ua/portal/chem biol/nvlnau/Tn/2009 2/articles/Skotarenko V.V., M osvagina I.G-.pdf (дата обращения: 08.01.2011) С. 9-14.
154. Сластенин В.А., ПодымоваЛ.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: ИЧП магистр, 1997. - 224 с.
155. Смирнова H.H. Конспект лекций по философии [Текст]. - СПб.: ООО Издательство "Альфа", 2000. - 96 с.
156. Снегирев A.B. Формирование культуры безопасной жизнедеятельности будущих учителей. //Высшее образование сегодня. - 2007. - №6. - С.55-56.
157. Соколов В.М. Основы проектирования образовательных стандартов (методология, теория и практический опыт). М.: Исслед.центр, 1996. - 86с.
158. Соколова И. Интегрированные курсы в подготовке инженеров.// Высшее образование в России. - 2008. - №11. - С. 122 - 124.
159. Соловьева-Гоголева Л.В. Активизация познавательной деятельности студентов в процессе обучения графическим дисциплинам в профессионально-педагогическом вузе: дис....канд. пед. наук -Екатеринбург, 2001. - 177 с.
160. Сорокин H.A. Дидактика. Учебное пособие для студентов пед.вузов. -М.,«Просвещение», 1974.-222с.
161. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Учебное пособие. - Ростовн/Д: «Феникс», 2000. - 576с.
162. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Учебное пособие. - Ростов н/Д: «Феникс», 2001. - 512с.
163. Сысоева Е.А. Обучение черчению школьников с учётом особенностей типов темперамента: дис.. ..канд. пед. наук - Курск, 2010. - 182 с.
164. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975.-343с.
165. ТарлыковВ.И. Учебные пособия по начертательной геометрии с элементами дистанционного обучения / В.И. Тарлыков, О.В. Ипполитова // Новые технологии в образовании. Воронеж: Научная книга, 2006- С. 172-174.
166. Технические средства обучения в общеобразовательной школе: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. уч-щ. / Г.И. Pax, И.И. Дрига, Э.И.Кузнецов, С.А.Жданов. - 2-е изд., переработ, и доп. - М.: «Просвещение», 1993. - 287с.
167. ТуркинаЛ.В. Активизация самостоятельной работы студентов технического вуза в процессе графической подготовки: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2007. - 24с.
168. ТюриковаГ., Филатова О., ПрошкинаИ., Ильина Ю., Семенова Е. Организация самостоятельной работы студентов - условие реализации компетентностного подхода.//Высшее образование в России. - 2008. - №10-С.93-97.
169. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. / Под. ред. А.И. Пискунова, Г.С. Костюка, Д.О. Лордкипаридзе, М.Ф. Шабаевой. - М., 1974.
170. Филимонова М.Ю. Проектирование педагогической системы обучения инженерной графике с использованием новых информационных технологий: на примере подготовки инженеров-нефтяников: дис....канд. пед. наук - Казань, 2003. - 176 с.
171. ФрейбергС.А. Развитие познавательных способностей и самостоятельности студентов при изучении инженерной графики на основе внедрения компьютерных технологий: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Москва, 2007.-16с.
172. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.
173. Хрусталева Т.В. Геометрическое и проекционное черчение. Аксонометрические проекции: Практикум для студентов инженерных специальностей. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2002. - 44с.
174. Чекмарёв A.A. Инженерная графика: Учеб.для немаш. Спец. вузов / -М.:Высш. шк., 2002. - 365 е.: ил.
175. Чугунова Э.С. Психология инженерного творчества. - Л., 1990. - 65с.
176. Шабанова О.П. Активизация учения студентов педвузов в процессе подготовки по черчению: Автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Шабанова Ольга Петровна. - М., 1997. - 38 с.
177. Шабанова О. П. Дидактическая ценность графической задачи. - Москва -Курск: КГУ, 2005. - 162 с.
178. Шабанова О.П., Коленчин Н.Ф., Головина Е.Б. Техническая графика: учеб.-методическое пособие; - в 3 ч. Ч. 1. - Курск: Курск, гос.ун-т, 2009. - 270с.
179. Шангина Е.И. Методологические основы формирования структуры и содержания геометро-графического образования в техническом вузе в условиях интеграции с общеинженерными и специальными дисциплинами: Автореф. дис. д-ра пед. наук. - М., 2010. - 45 с.
180. Щербакова В.Ю. Формирование пространственного мышления школьников на уроках черчения: дис.. ..канд. пед. наук - Курск, 2005 - 215 с.
181. Штофф В.А. Моделирование и философия. Л.: Наука, 1966. - 301с.
182. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С.Я. Батышева. - М.: АПО, 1998. Т.1 - 362 с.
183. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1980. - 21с.
184. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. - М.: Сентябрь, 2000. - 176 с.
185. Якобсон П.М. Процесс творческой работы изобретателя. - М., 1974. — 225 с.
186. Якунин В.А. Педагогическая психология. - СПб: изд. Михайлова, 2000. -349 с.
187. Якунин В.И., Горшков Г.Ф. Проблемы и перспективы совершенствования дидактических основ обучения инженерным графо-геометрическим дисциплинам // Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика. Межвузовский науч.-метод. сб. кафедр графических дисциплин вузов Российской Федерации. Вып. 5. Н.Новгород: НГАСУ, 2000. - С. 4-8.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.