Формирование этнической толерантности в мегаполисе: социологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат наук Мельникова, Наталия Всеволодовна

  • Мельникова, Наталия Всеволодовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ22.00.04
  • Количество страниц 172
Мельникова, Наталия Всеволодовна. Формирование этнической толерантности в мегаполисе: социологический анализ: дис. кандидат наук: 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы. Москва. 2012. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Мельникова, Наталия Всеволодовна

Введение.............................................................................................................. 3

Глава I. Теоретико-методологические аспекты

социологического анализа этнической 12 толерантности..........................................................

1.1. Общетеоретические основы изучения феномена толерантности......................................................... 12

1.2. Этническая толерантность как исследовательская

проблема............................................................... 43

Глава II. Особенности формирования этнической

толерантности в мегаполисе (на примере г. Москва).... 88

2.1. Проблемы формирования этнической толерантности

в столичном мегаполисе............................................ 88

2.2. Социологический анализ общественного мнения по формированию этнической толерантности в г. Москва....... 106

Заключение........................................................... 141

Список литературы................................................. 147

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование этнической толерантности в мегаполисе: социологический анализ»

Актуальность исследования

Развитие Российской Федерации как многонационального, демократического, правового государства, обеспечение ее национальной безопасности и сохранения территориальной целостности возможны только в условиях сохранения межнационального мира и согласия. Многонациональность России всегда была ее богатством и уникальностью.

Процесс глобализации мирового сообщества способствует вовлечению в межкультурную коммуникацию огромных масс людей, принадлежащих к различным географическим и культурным ареалам, социальным и конфессиональным кругам. Опыт последних десятилетий продемонстрировал несостоятельность многих этнонациональных концепций, основанных на неизбежности стирания этнических различий и снижении межнациональной напряженности под воздействием глобализации, индустриализации и урбанизации. Напротив, увеличение возможностей свободного волеизъявления народов и демократизация общества лишь обостряют этническое самосознание. Интеграционным процессам, тесно связанным с глобализацией, противостоит дезинтеграционная сила этнической и конфессиональной нетерпимости. Поэтому формирование позитивных реалий современного российского общества возможно только на основе толерантных отношений.

Необходимость формирования толерантности в контексте межэтнических отношений отражена в таких международных правовых документах, как «Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств» и «Декларация принципов толерантности»1.

Рост интенсивности межэтнического общения может привести к усилению негативных предубеждений. Поэтому очень важно определить, при каких условиях тесное взаимодействие между представителями разных стран и народов провоцирует межэтническое напряжение, а при каких порождает доверие, способствует адаптации и

1 «Декларация принципов толерантности» была подписана в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года, в том числе Россией. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств ратифицирована Россией Федеральным законом от 18 июня 1998 года.

формирует межкультурную толерантность.

Если в начале 1990-х годов межэтнические противоречия проявлялись, прежде всего, на уровне субъектов Российской Федерации, то в современный период характер противоречий приобрел иную ориентацию. Обострились межгрупповые противоречия, в первую очередь, между ранее проживавшим населением и мигрантскими, диаспоральными группами этнических меньшинств. Чаще всего зоной межэтнических противоречий становятся крупные городские поселения и мегаполисы.

В этой связи особенно актуальным становится изучение этносоциальных процессов, способствующих (или препятствующих) формированию толерантности в таком многонациональном мегаполисе, каким является город Москва. Столичный регион имеет позитивный исторический опыт этносоциального взаимодействия и формирования этнической толерантности, что может послужить примером для других регионов России в определении путей оптимизации этнической толерантности. В то же время, опыт межэтнических отношений последних десятилетий убеждает в том, что конфликты чаще возникают и острее проявляются в поликультурной среде и полиэтнических сообществах, что в значительной степени обусловлено различиями в нормах и стереотипах поведения. В этих условиях исследования по проблеме толерантности приобретают особое значение: от их эффективности во многом будет зависеть успешное решение вопросов консолидации многоконфессионального и полиэтнического российского социума.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью: систематизации теоретико-методологических подходов социологического анализа этнической толерантности; выявления проблем формирования этнической толерантности в городе Москва; определения путей оптимизации этнической толерантности в столичном мегаполисе.

Степень научной разработанности темы.

Изучение феномена толерантности берет начало в рамках античной философской мысли, однако реальные предпосылки научного исследования этой проблемы были заложены в эпоху Просвещения. Философское осмысление

сущности понятий «нация» и «этнос» получило развитие в XVIII-XIX вв. (Ф. Бэкон, П. Бейль, Т. Гоббс, Г. Гегель, Ф. Вольтер, Ж.Ж. Руссо и др.). В работах русских философов доминировала тема веротерпимости и справедливости как основы толерантного отношения (М.Бакунин, Н.Бердяев, В. Розанов, В. Соловьев).

В конце XIX начале - XX вв. проблемы национально-этнического взаимодействия, эволюции поведения этнических групп и национальных общностей активно разрабатывались социологической наукой (Э. Дюркгейм, М. Вебер, М.Ковалевский, П.Сорокин и др.). Среди основных концепций толерантности, предопределивших современное ее понимание, следует выделить концепции Н. Кузанского и представителей франкфуртской школы (Ю. Хабермас, Т. Адорно, Г.Маркузе).

Современные отечественные ученые целенаправленно и системно исследуют теоретическую сущность толерантности, рассматривая ее как многофакторное и многогранное явление, которое наиболее полно проявляется в межэтнических отношениях (Ю.В. Арутюнян, JIM. Дробижева, Ю.А. Левада, М.О. Мнацаканян, Э.А. Паин, A.A. Сусоколов, В.А. Тишков, Ж.Т. Тощенко и др.). В данном контексте получает развитие социокультурный анализ формирования этнической идентичности и толерантности в полиэтничных регионах России, роли социальных институтов в этом процессе.

В последние годы усилилось внимание социологов к изучению роли средств массовой информации в формировании этнической толерантности (В .К. Мальков, С.К. Шайхитдинов, И.М. Дзяложинский и др.).

Несмотря на пристальное внимание к феномену «толерантность» в рамках различных научных направлений, в отечественной социологии недостаточно разработанными остаются вопросы, связанные с формированием этнической толерантности в российских мегаполисах.

Все это, в совокупности, определило цель и задачи диссертационной работы.

Цель исследования состоит в выявлении факторов формирования этнической толерантности у представителей различных этносов, проживающих на территории московского мегаполиса.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

• уточнены теоретико-методологические принципы социологического изучения толерантности как ключевого фактора межэтнических отношений;

• выявлены социальные детерминанты и механизмы формирования этнической толерантности в социальной действительности;

• дана характеристика современным межэтническим отношениям в городе Москва и определен уровень и причины напряженности между представителями различных национальностей;

• исследованы взаимосвязь и взаимозависимость между миграционным поведением населения и такими переменными факторами, как социальные, политические, экономические, демографические и др.;

• определена роль социальных институтов в формировании этнической толерантности в мегаполисе;

• выявлены проблемы и пути оптимизации этнической толерантности в столичном мегаполисе.

Объект исследования - этническая толерантность как социальный феномен.

Предмет исследования - особенности формирования этнической толерантности в столичном мегаполисе.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования выступают методологические принципы, разработанные в классических социологических концепциях: позитивизма (О.Конт, Э. Дюркгейм), постпозитивизма (К.Поппер), формальной социологии (Г. Зиммель), понимающей социологии (М. Вебер), феноменологической социологии (Э. Гуссерль) , социолингвистической концепции события «»Я» и «Другого» (М.М. Бахтин), а также теории коммуникации (Ю. Хабермас). В диссертации использованы работы российских ученых: Ю.В. Арутюняна, Л.М. Дробижевой, И.М. Дзяложинского, В.А. Тишкова и других исследователей проблем формирования толерантности и межэтнических отношений.

В диссертационной работе феномен толерантности исследуется с позиции деятельностного подхода, на базе которого толерантность рассматривается как общественная реляционная (поведенческая) характеристика. Указанный подход

позволяет рассматривать этническую толерантность как поведенческую характеристику индивида и группы с установкой на восприятие общественной жизни отдельного этноса как позитивного целого.

Эмпирическая и документальная база диссертационного исследования

включает:

• материалы социологических исследований, проведенных Социологическим центром РАГС: «Самоидентификация россиян» (руководитель - Бойков В.Э., июль 2007 года). Опрошено 1600 человек в 20 субъектах Российской Федерации по общероссийской репрезентативной выборке; «Внутренняя и внешняя миграция населения: состояние и тенденции развития» (руководитель - Бойков В.Э., июнь 2007 года). Опрошены 700 человек в возрасте от 18 лет и старше в 12 субъектах Российской Федерации по выборке, учитывающей пропорциональное распределение населения по полу, возрасту, типу населенных пунктов и региону проживания;

• результаты социологического исследования, проведенного Московским благотворительным общественным фондом развития парламентаризма и социальной информации: «Мнение жителей Центрального, Восточного и Южного административных округов об административно-управленческих, экономических и других факторах, влияющих на состояние этноконтактной ситуации» (август 2008 г., N=5000). Опрос проведен методом телефонного интервью на основании выборки по трем определяющим характеристикам: административный округ, пол, возраст;

• результаты социологического исследования, проведенного Одинцовским гуманитарным институтом по теме: «Совершенствование муниципальной политики по формированию межэтнической толерантности у жителей города Одинцово» (май-июнь 2011г., N=1000, при участие автора, руководитель -Карсанова Е.С.). Опрос проведен в г. Одинцово по репрезентативной квотной выборке;

• материалы социологических опросов, проведенных Институтом социально-политических исследований РАН в течение 2002 и 2005 гг.: «Права человека, культура мира, толерантность - содержание и методы обучения» (N=1200);

• нормативно-правовые документы, регулирующие миграционные и

межэтнические процессы в г. Москва;

• аналитические и информационные материалы правительственных и неправительственных международных и национальных организаций и учреждений, касающиеся проблем толерантности.

Основные научные результаты исследования, полученные лично соискателем и их научная новизна:

1. Уточнено понятие этнической толерантности как своего рода «этнической устойчивости», присущей социальной полиэтнической структуре, то есть устойчивости к стрессу и отклонениям в межэтнических отношениях, как социальной установки для построения конструктивных взаимоотношений социальных групп общества между собой.

2. Расширено представление о функциональной значимости толерантности как интегрирующего фактора в социальном межэтническом взаимодействии. Выдвинуто положение, что широкое внедрение в жизненную практику населения толерантных форм взаимоотношений предполагает, с одной стороны, глубокие преобразования социально-экономических и политических отношений, а с другой, - формирование коммуникативной среды и коммуникативной культуры, обеспечивающих толерантность и взаимопонимание людей.

3. Определены деструктивные и конструктивные тенденции при формировании толерантности в межэтнических отношениях, обусловленные совокупностью объективных и субъективных детерминант. Среди факторов, препятствующих установлению толерантной атмосферы в столичном мегаполисе выделены: криминализация общества; последствия региональных этнополитических конфликтов; отсутствие демократических традиций и целенаправленной политики по формированию толерантных отношений в обществе; дегуманизация общественных отношений; рост насилия; неблагоприятная социально-экономическая ситуация; наличие в массовом сознании и на бытовом уровне стереотипов неприятия некоторых национальностей; религиозный экстремизм; ксенофобия, особенно против беженцев и мигрантов; деструктивная роль СМИ.

4. На основе исследований межэтнических отношений между представителями

разных национальностей в городе Москва и их сопоставления с результатами социологического исследования подобных отношений в г. Одинцово выявлены условия, как для формирования толерантности, так для развития интолерантности, возможного участия населения в межнациональном конфликте.

5. Определены социальные факторы формирования этнической толерантности в мегаполисе: а) уровень социальной стабильности в обществе; б) коммуникационные потоки; в) роль диаспор и общественных организаций в миграционной политике, и др.

6. Предложена в контексте личностно-ориентированного подхода модель формирования этнической толерантности - «интерес-диалог-понимание-уважение». Концепт «толерантность» предполагает диалектическое существование «интолерантности». Дана модель этнической интолерантности -«эгоцентризм-неприятие-враждебность-агрессия».

Положения, выносимые на защиту.

1. Распространение в российском обществе межэтнической напряженности реально проявляется столичном мегаполисе. Одним из измерений регионального социального пространства, влияющим на формирование этнической толерантности, является социально-политическое, отражающее распространенность в общественном сознании шовинистических идей и ксенофобских настроений. Особо значима роль социально-политических факторов в возникновении и эскалации этнических противоречий в высоко урбанизированной среде больших городов, где в силу большой вариативности культурных стандартов принимающего населения, начинают преобладать нормы закона, оттесняющие на второй план традиционную для большинства населения систему оценок. Учитывая, что ряд факторов, в первую очередь, социокультурных и экономических, как правило, носят долгосрочный, латентный характер и слабо подвержены управляющим воздействиям, в настоящее время основное внимание целесообразно уделять социально-политическим факторам возникновения межэтнического напряжения.

2. Взаимопроникновение, сближение культур может вызвать в массовом сознании не только позитивные настроения, но и отторжение, усиливающее степень и

остроту этнической самоидентификации отдельных этнических общностей. В настоящее время наиболее вероятной предпосылкой межэтнических столкновений в столичном регионе является различие в подходах и оценке проблемной ситуации местным населением и приезжими, привыкшими к иным этнокультурным стандартам. Потребность в «восстановлении справедливости», нереализуемой или не могущей быть реализованной в законодательном поле и правоприменительных практиках, составляет в подавляющем большинстве истинную подоплеку межкультурных, межэтнических столкновений.

3. Установка, на базе которой строится этническая толерантность в полиэтническом социуме, должна формироваться путем позитивных отношений между «Я» и «Другим» не на основе различий, а на основе сходства интересов и стремления к познанию друг друга, где диалог не только суть бытия, но и неизбежное событие «Я» с «Другим». Именно такое понимание этнической толерантности способствует нивелированию конфликтов, созданию общих точек соприкосновения и единства на основе непохожести представителей различных этносов.

4. На характер формирования толерантных отношений существенное влияние оказывает этнокультурная политика органов государственной власти и местного самоуправления. В силу этого возникает необходимость укрепления ее организационных основ, создание целостной системы юридических, социально-экономических, политических, государственно-управленческих мер по регулированию этносоциальных процессов в городе Москве. Реализуемая концепция государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве направлена на укрепление структур представляющих различные этнические группы, содействие диалогу и совместным программам в этой сфере, поддержку действующих и создание новых неправительственных организации и объединений, которые занимаются межнациональным и межкультурным развитием.

Надежность и достоверность полученных результатов обеспечена применением фундаментальных теоретико-методологических принципов социологии; репрезентативностью данных эмпирических исследований, научно обоснованной

методикой сбора социологической информации и ее интерпретации; логикой построения выводов; успешной апробацией работы.

Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается в том, что она обобщает и дополняет обширный исследовательский материал, накопленный отечественными и зарубежными исследователями в области изучения феномена толерантности.

Рассмотрение этнической толерантности, как реляционной общественной характеристики, может способствовать разработке методик профилактики этнических конфликтов в столичном регионе, а также выступать основой для решения общенаучных и частных задач.

Материалы исследования могут быть использованы в ходе обучения самых различных категорий слушателей, включая государственных и муниципальных служащих. Результаты диссертационного исследования могут быть включены в программы по этносоциологической проблематике.

Апробация результатов исследования.

Основные идеи диссертации были изложены в выступлении на 1У-ой международной научно-практической конференции «Устойчивое развитие муниципальных образований: вопросы теории, методологии и практики» (г. Одинцово, 14-15 октября 2010 г.).

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социологии управления Федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Основные положения диссертационной работы изложены в четырех публикациях автора общим объемом 4,4 п.л., в том числе 1 работа - в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертационного исследования. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

1.1. Общетеоретические основы изучения феномена толерантности

Толерантное сознание - продукт исторического развития общества, следствие сосуществования различных культур и локальных человеческих сообществ. Основаниями толерантности выступали различные культурные принципы. Для греко-римской цивилизации таким основанием послужила религиозная веротерпимость. Провозглашение греческими философами, в первую очередь, Сократом и софистами, идеалов безразличия, воздержания от суждений об истине стало философским содержанием толерантности. Двум греческим мудрецам - Питтаку и Фалесу - приписывается высказывание, по смыслу очень близкое пониманию терпимости и толерантности. На вопрос: «Каким образом нам прожить наилучше и справедливее?», Фалес ответил: «Если мы сами не будем делать того, что порицаем в других». Данное выражение со временем стало «золотым правилом» нравственности, которое приобрело вид: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел, чтобы они (не) поступали по отношению к тебе». Вообще у античных мыслителей - Демокрита, Сократа, Платона и др. довольно часто встречаются суждения по широкому кругу вопросов, содержание которых по своему смыслу весьма соотносится с идеей толерантности. К подобным суждениям можно отнести выражение о том, что «лучше испытывать несправедливость, чем совершать ее», встречающееся в «Одиссее» Гомера (песнь V, с. 188-189) и в «Истории» Геродота (кн. III).

В Индии понятие толерантности основывалось на признании сущностной ограниченности любых попыток отразить истину, либо постичь реальность; толерантность, по определению Радхакришны, - «дань, которую ограниченное сознание платит неистощимости Бесконечности»2.

Историческое развитие идей толерантности показывает, что в Древней

2Проблемы сохранения толерантности в условиях полиэтничного и многоконфессионального региона. Сборник научных статей. - Махачкала, 2008. - С.94.

Индии, Древнем Китае, Древней Греции и Римской империи их проявление выражалось в терпимости к иноплеменным богам и культам.

В средние века, наряду с религиозной нетерпимостью, гонениями против инаковерующих и свободомыслящих, христианство не полностью было лишено толерантности. Она рассматривалась как моральная добродетель и как допущение нехристианских или еретических догматов, обрядов, верований. Оба эти смысла представлены в «Сумме теологий» Фомы Аквинского. Толерантность к нехристианским обрядам признавалась допустимой ради недопущения большого зла. Тем самым толерантность носила вынужденный инструментальный характер.

В период Возрождения и Реформации развитие идей толерантности было связано с восстановлением достоинства человеческой личности, пересмотром и фундаментальных догматов католицизма, и европейского опыта религиозных войн, и, как результат, признанием конфессионального плюрализма. Компромисс между католиками и протестантами явился первым практическим опытом толерантности в Европе.

Эти идеи поддерживал и развивал французский философ эпохи Возрождения Мишель Монтень (1533-1592) в книге «Об искусстве жить достойно». Он считал, что именно терпимость, здравый смысл, разумное чувство меры призваны охранять гармонию личности, свободу души. В эпоху религиозного догматизма и фанатизма Монтень провозгласил принципы толерантного общения между людьми. Он писал «Никакое суждение не поразит меня, никакое мнение не оскорбит, как бы они ни были мне чужды. Нет причуды столь легкомысленной и странной, которую я не счёл бы вполне допустимым созданием человеческого ума. Мы, не признающие за суждением свои права выносить приговоры, должны снисходительно относиться к самым различным мнениям, и если мы с ними не согласны, будем их всё же спокойно выслушивать... Противные моим взглядам суждения не оскорбляют и не угнетают меня, а только возбуждают и подхлёстывают мои умственные силы... Я люблю, чтобы порядочные люди смело говорили друг с другом и слова у них не расходились с мыслями. Нам следует иметь уши более стойкие и выносливые и не изнеживать их, слушая одни только

учтивые слова и выражения»3.

Эта гражданская позиция во многом опиралась на опыт античных философов, взгляды которых были взяты за основу практически всеми мыслителями Эпохи Возрождения. Но если в античности толерантность проявлялась как терпимость к иным суждениям, то в культурном и политическом аспекте она была невозможна. Вспомнить хотя бы слово «варвар»4, которое определяло инаковость, чужеродность, не греческий этнос. По мнению античных философов, он не мог претендовать на какой-то культурный уровень, а значит на снисходительное, терпимое к нему отношение.

Переосмысление античных взглядов на толерантность продолжил в своей книге «Новый Органон» Ф. Бэкон (1561-1626). Ученый отмечает, что человек должен не противопоставлять себя миру и чужеродным вещам, а наоборот, постоянно совершать «соотнесение себя с человеком» и «соотнесение себя с миром», отказываясь от догматики и учитывая иные точки зрения. В этой связи он рассматривал науку как «новый органон», образец толерантных отношений для всего общества, где «свободное согласие учёных, опирающихся на достоверные факты, может что-либо сделать достойным научного признания»5. Он призывал к толерантности, как способу примирения враждующих религиозных конфессий.

Таким образом, в период Возрождения и Реформации развитие идей толерантности было связано с восстановлением достоинства человеческой личности, пересмотром и фундаментальных догматов католицизма, и европейского опыта религиозных войн, и, как результат, признанием конфессионального плюрализма. Компромисс католиков с протестантами явился первым практическим опытом толерантности в Европе.

Основоположник исследований толерантности в Новое время Джон Локк в «Послании о толерантности» первым попытался обосновать толерантность как

3 МонтеньМ. Об искусстве жить достойно: Филос. Очерки.—М., 1975. — С. 176.

4 Варвар - «не грек», «чужеземец» (греч.). 1. Представитель народа, непричастного к греко-римской цивилизации (истор.). 2. Некультурный человек. 3. Грубый, дикий человек (разг.). // Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка. / Под ред. Татьянченко Н. Ф. - М., 2005. -С.324.

5 См: Бэкон Ф. Сочинения в 2 томах.: Т.2. Новый Органон. - М., 1972. - С. 218.

основную характеристику истинной церкви. Религия, считал Дж. Локк, является фальшивой, если в ней отсутствует любовь, благоволение и милосердие. Все попытки навязать веру силой рождают только лицемерие. Убеждение - вот единственный рычаг, которым можно благотворно воздействовать на человеческий ум. Искренние и честные люди могут поклоняться разным божествам, и только терпимость к этим различиям может принести обществу мир.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мельникова, Наталия Всеволодовна, 2012 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

I. Официальные документы, нормативно - правовые акты и статистические материалы

1. Конституция Российской Федерации. - М., 2009.

2. Федеральный закон от 18 июня 1998 года № 84-ФЗ «О ратификации Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств». // Собрание законодательства РФ, № 25, 22.06.1998, ст. 2833.

3. Федеральный закон от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии». // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2965.

4. Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». // Собрание законодательства РФ, 29.09.1997, № 39, ст. 4465.

5. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, № 30, ст. 3031.

6. Федеральный закон от 10 ноября 2003 года № 136-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О национально-культурной автономии». // Собрание законодательства РФ, 17.11.2003, № 46 (ч. 1), ст. 4432.

7. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, № 30, ст. 3032.

8. Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ, 24.07.2006, №30, ст.3285.

9. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 153-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

в связи с принятием Федерального закона «О ратификации конвенции совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона "О противодействии терроризму». // Собрание законодательства РФ. 31.07.2006, №31(1 ч.), ст. 3452.

10. Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму». // Собрание законодательства РФ, 13.03.2006, № 11, ст. 1146.

11. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». // Собрание законодательства РФ, 22.05.1995, №21, ст. 1930.

12. Федеральный закон от 11 апреля 1998 № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления». // Собрание законодательства РФ, 13.04.1998, № 15, ст. 1695.

13. Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании». // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 150.

14. Закон РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации». // Российская газета, 08.02.1992, № 32.

15. Закон РСФСР от 26 апреля 1991 года № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов». // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 02.05.1991, № 18, ст. 572.

16. Закон РФ от 25 октября 1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации». // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 12.12.1991, № 50, ст. 1740.

17. Указ Президента от 10 января 1994г. № 66 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 17.01.1994, № 3, ст. 190.

18. Указ Президента РФ от 15 июня 1996 года № 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст.3010.

19. Указ Президента РФ от 22 июня 2006 года № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». // Собрание законодательства РФ, 26.06.2006, № 26, ст. 2820.

20. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 года № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». // Собрание законодательства РФ, 15.05.2000, № 20, ст. 2112.

21. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 08 июля 2000 года «Какую Россию мы строим?». // Российская газета, № 133, 11.07.2000.

22. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Не будет ни революций, ни контрреволюций». // Российская газета, №66, 04.04.2001.

23. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 года «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ». // Российская газета, № 90, 27.04.2007.

24. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 05 ноября 2008 года «Послание Президента РФ Федеральному Собранию». // Российская газета, № 230, 06.11.2008.

25. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 года «Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации». // Российская газета, №214, 13.11.2009.

26. Распоряжение Президента РФ от 23 апреля 1993 года № 281-рп «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества». // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 26.04.1993, № 17, ст. 1455.

27. Приказ Минюста РФ от 18 февраля 2009 года № 53 «О государственной религиоведческой экспертизе». // Российская газета, № 43, 13.03.2009.

28. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15 апреля 2005 года № 279 «Об утверждении Положения о координационном совете по взаимодействию Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Московской Патриархии Русской Православной Церкви». // Документ опубликован не был. (Нормативно - правовая база «Консультант Плюс»).

29. Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2005 года № 740 «О федеральной целевой программе «Культура России (2006 - 2011 годы)». // Собрание законодательства РФ, 19.12.2005, № 51, ст. 5528.

30. Постановление Правительства РФ от 3 июня 1993 года № 522 «О структуре Государственного комитета Российской Федерации по делам федерации и национальностей». // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 07.06.1993, № 23, ст. 2197.

31. Постановление Правительства РФ от 22 февраля 1997 № 217 «О мерах по реализации Концепции государственной национальной политики РФ».//Собрание законодательства РФ, 10.03.1997, № 10, ст. 1171.

32. Постановление Правительства РФ от 25 августа 2001 года № 629 «О Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2005 годы)». // Собрание законодательства РФ, 03.09.2001, №36, ст. 3576.

33. Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09 октября 1992 года № 3612-1. // Российская газета, № 248, 17.11.1992.

34. Предложения по внесению корректив в Концепцию государственной национальной политики РФ. // Текущий архив Департамента массовых коммуникаций, культуры и образования Правительства Российской Федерации, 2004.

35. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств" (Страсбург, 1 февраля 1995 года). // Собрание законодательства РФ, 15.03.1999, № 11, ст. 1256.

36. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 года). // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, № 2, ст. 163.

37. Международный Пакт «О гражданских и политических правах» (16 декабря 1966 года). // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 12, 1994.

38. Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 года). // Собрание законодательства РФ, 07.09.1998, № 36, ст. 4466.

39. Парижская хартия для новой Европы (Париж, 21 ноября 1990 года). // Действующее международное право, Т.1. - М.: Московский независимый институт международного права, 1996. - С. 42-54.

40. Декларация принципов толерантности. Принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 28-ой сессии в Париже 16 ноября 1995 года. // Документ опубликован не был. (Нормативно - правовая база «Консультант Плюс»).

41. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (18 декабря 1992 года). // Московский журнал международного права, 1993, №2,-С. 170-173.

42. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (9 декабря 1948 года). // Ведомости ВС СССР, 22 июня 1954 г., №12, ст. 244.

43. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 01 августа 1975 года). // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXI, -М., 1977, - С. 544-589.

44. Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (Копенгаген, 29 июня 1990 года). // Документ опубликован не был. (Нормативно - правовая база «Консультант Плюс»).

45. Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным

меньшинствам (Москва, 21 октября 1994 года) // Дипломатический вестник, 1994, № 21-22, - С. 43-46.

II. Постановления, распоряжения Правительства Москвы

и мэра г. Москвы

46. Постановление Правительства Москвы от 25 августа 1998 года № 646 «Об утверждении программы развития этнокультурного (национального) образования в Москве на 1998-2000 гг.». // Документ опубликован не был. (Нормативно - правовая база «Консультант Плюс»).

47. Постановление Правительства Москвы от 12 мая 1998 года № 382 «О состоянии и развитии этнокультурного (национального) образования и взаимодействия с национальными объединениями в Москве». // Вестник Мэрии Москвы, № 18, сентябрь 1998.

48. Постановление Правительства Москвы от 15 августа 2000 года № 633 «О проекте Закона города Москвы «О национальных отношениях в городе Москве». // Вестник Мэрии Москвы, № 21, сентябрь 2000.

49. Постановление Правительства Москвы от 26 ноября 2002 года № 964-ПП «О создании Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы и Комитета общественных связей города Москвы». // Вестник Мэра и Правительства Москвы, №56, 04.12.2002.

50. Постановление Правительства Москвы от 16 сентября 2003 года № 770-ПП «Об утверждении положения о Комитете по связям с религиозными организациями города Москвы». // Вестник Мэра и Правительства Москвы, № 54, 24.09.2003.

51. Постановление Правительства Москвы от 19 ноября 2002 года № 955-ПП «О среднесрочной городской целевой программе «Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира

(2002-2004 годы)». // Вестник Мэра и Правительства Москвы, № 58, 11.12.2002.

52. Постановление Правительства Москвы от 8 июля 2003 года № 542-ПП «О корректировке мероприятий по реализации московской городской программы регулирования миграции на 2003-2004 годы». // Вестник Мэра и Правительства Москвы, № 45, 06.08.2003.

53. Постановление Правительства Москвы от 9 августа 2005 года № 602-ПП «О среднесрочной городской целевой программе «Москва многонациональная: формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия (2005-2007годы)». // Вестник Мэра и Правительства Москвы, № 49, 05.09.2005.

54. Постановление Правительства Москвы от 28 июня 2005 года № 491- ПП «О московской городской миграционной программе на 2005-2007 годы». // Вестник Мэра и Правительства Москвы, №44, 08.08.2005.

55. Распоряжение Правительства Москвы от 12 марта 2002 года № 329-РП «О мерах по реализации федеральной целевой программы от 25 августа 2001 года № 629 «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (20012005 годы)». // Вестник Мэрии Москвы, №12, 2002.

56. Постановление Правительства Москвы от 16 января 2007 года № 20-ПП «О мерах по повышению эффективности деятельности органов исполнительной власти города Москвы в области межнациональных отношений». // Вестник Мэра и Правительства Москвы, №8, 07.02.2007.

57. Постановление Правительства Москвы от 21 августа 2007 года № 711-ПП «О Московской городской целевой миграционной программе на 2008 -2010 годы». // Вестник Мэра и Правительства Москвы, №50, 12.09.2007.

58. Постановление Правительства Москвы от 9 августа 2005 года

№ 602-ПП «О среднесрочной городской целевой программе «Москва многонациональная; формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия (2005-2007 годы). // Вестник Мэра и Правительства Москвы, №49, 05.09.2005.

59. Постановление Правительства Москвы от 4 декабря 2007 года № 1050-ПП «О городской целевой программе «Столица многонациональной России на 2008-2010 годы». // Вестник Мэра и Правительства Москвы, №2, 11.01.2008.

60. Постановление Правительства Москвы от 30 ноября 1999 года № 1100 «Об утверждении комплексной городской программы «Москва на пути к культуре мира (основные направления)» и создании Московского городского общественного центра культуры мира». // Вестник Мэрии Москвы, №1, 2000.

61. Постановление Правительства Москвы от 8 сентября 2009 года № 945-ПП «О дополнительных мерах по профилактике ксенофобии и этнополитического экстремизма в молодежной среде города Москвы». // Вестник Мэра и Правительства Москвы, №53, 22.09.2009.

62. Постановление Правительства Москвы от 16 июня 2009 года № 570-ПП «О создании Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы». // Вестник Мэра и Правительства Москвы, №37, 30.06.2009.

63. Постановление Правительства Москвы от 22 июля 2008 года № 591-ПП «О мерах по оптимизации привлечения иностранных работников на предприятия города Москвы». // Вестник Мэра и Правительства Москвы, №43, 05.08.2008.

64. Распоряжение Правительства Москвы от 7 мая 2007 года № 849-РП «О международном образовательном проекте по социально -культурной адаптации мигрантов». // Вестник Мэра и Правительства Москвы, №32, 11.06.2007.

65. Распоряжение Мэра Москвы от 22 октября 1999 года № 1189-РМ «О

некоторых вопросах работы в сфере межнациональных отношений». // Тверская, 13., №49, 1999.

66. Распоряжение Мэра Москвы от 1 октября 1998 года № 994-РМ «О создании государственного учреждения «Московский дом национальностей» (вместе с «Уставом государственного учреждения «Московский дом национальностей»). // Вестник Мэрии Москвы, №22, 1998.

67. Документ Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (Москва, 3 октября 1991 года). // Советский журнал международного права, 1991, №3-4, - С. 115-133.

68. Письмо Московского главного территориального управления ЦБ РФ от 29 декабря 2005 года № 30-00-13/91260 «О направлении перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности» // Документ опубликован не был. (Нормативно - правовая база «Консультант Плюс»).

III. Информационно - аналитические материалы и стенограммы

69. Информационно - аналитические материалы «Законодательное и иное нормативное правовое регулирование государственной политики в сфере межнациональных отношений в городе Москве». Серия: Законодательство о труде, социальном развитии и культуре. - М., 2010.

70. Доклад Общественной палаты РФ «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации». - М., 2007.

71. Доклад совещания экспертов СБСЕ по вопросам национальных

" меньшинств, Предложение, представленное делегациями Бельгии,

Германии, Греции, Дании, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Европейского сообщества, Норвегии, Португалии, Соединенного Королевства, США, Турции и Франции. - Женева, 1991.

72. Стенограмма заседания Правительства Москвы от 01 июня 2010 года.

73. Справочно - информационные материалы по проблемам этнополитических процессов в городе Москве. -М., 2009.

IV. Книги, статьи в сборниках и журналах

74. Абдулатипов Р. Г. Этнонациональная политика в Российской Федерации. - М.: Славянский диалог, 2007.

75. Абдулатипов Р.Г. Российская нация. Этнонациональная и гражданская идентичность россиян в современных условиях. - М.: Научная книга, 2005.

76. Абдулатипов Р.Г. Управление этнополитическими процессами: вопросы теории и практики. -М.: Славянский диалог, 2001.

77. Анализ сетевых связей и адаптационных потребностей этнокультурного анклава Московского мегаполиса (на примере азербайджанского этнокультурного анклава): Аналитический отчет / Рук. проекта В.И. Мукомель. - М.: Институт социологии РАН, 2004.

78. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространения национализма. - М.: Изд-во Кантон - пресс - Ц/ Кучково поле, 2001.

79. Арутюнов С.А. Трансформация постсоветских наций. - М.: Наука, 2003.

80. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Этносоциология: пройденное и новые горизонты. // Социологические исследования, 2000, №4.

81. Асмолов А.Г. Толерантность: от утопии к реальности. // На пути к толерантному сознанию. / Под ред. А. Г. Асмолова. - М., 2000.

82. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность». // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. -М., 2001.

83. Бахтин М.М. Собр. соч. в 7 томах. Т 5. - М., 1997.

84. Белая Е. H. Теория и практика межкультурной коммуникации. - М.: Изд-во: Форум, 2011.

85. Боголюбова H. М., Николаева Ю. В. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен. Изд-во: СПбКО, 2009.

86. Борисов Р. О межэтническом общении в Дагестане. -М., 2010.

87. Боулдинг К. Конфликт и защита: общая теория. - М.: Наука, 2003.

88. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. Изд. 2-е доп. - М.: НКИ, 2008.

89. Бэкон Ф. Сочинения в 2 томах. Т.2. Новый Органон. - М., 1972.

90. Васильев В. П., Деханова Н. Г., Холоденко Ю. А.. Государственное управление. М.: Изд-во: Дело и Сервис, 2009.

91. Вагнер А. Религиозная идентичность в условиях межкультурной коммуникации и глобализации. - М., 2011.

92. Вебер М. Основные социологические понятия. // Западноевропейская социология XIX-начала XX веков. - М., 1996.

93. Вендина О. Мигранты в Москве: грозит ли российской столице этническая сегрегация /Под общ. ред. Зайончковской Ж. - М., 2005.

94. Вендина О. Могут ли в Москве возникнуть этнические кварталы? // Вестник общественного мнения, 2004, №3(71).

95. Викулова JI. Основы межкультурной коммуникации. Практикум. Изд-во: ACT, ACT Москва, Восток-Запад. - М., 2008.

96. Вишневский А. Г. Альтернативы миграционной стратегии для России и политика идентичности. // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России. - М.: Институт социологии РАН, 2006.

97. Вишневский А. Г. Избранные труды в 2 т. Т.2. - М.: Наука, 2005.

98. Вишневский А. Г. Русский или прусский? Размышления переходного периода. - М.: Наука, 2005.

99. Власов В.И. Экстремизм во времени и пространстве: Учебно-методическое пособие. -М.: РАГС, 2006.

100. Вольтер Ф. Философские сказки. Философские письма. -М., 2000.

101. Воробьева О.Д. Миграция населения. Выпуск 6: Миграционная политика. Приложение к журналу «Миграция в России». - М., 2001.

102. Галтунг Й. Структурная теория агрессии. - М.: Наука,1964.

103. Гареева В. Межэтническая коммуникация в дискурсе СМИ. - М., 2011.

104. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. -М., 1974.

105. Геллнер Э. Нации и национализм. - М.: Прогресс, 1991.

106. Геллнер Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники. -М.: Московская школа политических исследований, 2004.

107. Глухова A.B. Политические конфликты: основания, типология, динамика. -М.: Эдиториал УРСС, 2000.

108. Гранин Ю. Глобализация и национализм: история и современность. Социально-философский анализ. -М., 2011.

109. Гречко П.К. Различия. От терпимости к культуре толерантности. - М., Изд-во: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2006.

110. Гудименко Д.В. Политическая культура России. // Политические исследования, 1994, № 2.

Ш.Гумилев JI.H. География этноса в исторический период. - JL: ЛГУ, 1990.

112. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л.: ЛГУ, 2004.

113. Гумилев Л.Н.Этногенез и биосфера земли. - Л., 1990.

114. Гумилев. Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению. // СОЦИС, 1992, №1.

115. Гуриева С. Межэтнические отношения: Теория, концепции, методы. -М., 2011.

116. Гушер А. О характере внешнего вызова национальным интересам России. //Международнаяжизнь, 1999, № 1.

117. Даль Р. Демократия и ее критики. - М.: РОСПЭН, 2003.

118. Даль Р. О демократии. - М.: Аспект Пресс, 2000.

119. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы. -М.: Научная мысль, 2002.

120. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. // Социологические исследования, 1994, №4.

121. Дашдамиров А.Ф. Культура межнационального общения. // Основы национальных и федеративных отношений / Под общ. ред. Р.Г. Абдулатипова. - М.: РАГС, 2001.

122. Дашдамиров А.Ф. Социально-психологические проблемы национальной определенности личности. // Советская этнография, 1977, №3.

123. Дашдамиров А.Ф. Этномиграционные проблемы в контексте межэтнических противоречий. // Вопросы национальных и федеративных отношений: Сборник статей / Под общ. ред. В.А. Михайлова, В.К. Калининой. -М.: РАГС, 2007.

124. Дворникова Е.И. Культура как базис формирования культурной идентичности и толерантности личности в процессе изучения гуманитарных дисциплин - СПб.: Изд-во: Наука, САГА, 2009.

125. Демидова И. Этническая толерантность. - М., 2011.

126. Дзялошинский И.М., Дзялошинская М.И. Российские СМИ: как создается образ врага? - М., 2009.

127. Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. - М.: РАН, 2003.

128. Дробижева Л. М. Интеллигенция и национализм: опыт постсоветского пространства. // Этничность и власть в полиэтнических государствах. Отв. Ред. В.А. Тишков. -М.: Наука, 2003.

129. Дробижева Л.М, Паин Э. А. Особенности этнополитических процессов и этнической политики в современной России. // Политические и экономические преобразования в России и Украине. / Отв. ред. В.Смирнов. - М., 2005.

130. Дробижева Л.М. Национализмы в республиках Российской Федерации

(Саха, Татарстан, Тува, Северная Осетия): идеология элиты и массовое сознание. // Национализм в позднее - и посткоммунистической Европе. Т.З. - М.: РОССПЕН, 2010.

131. Дробижева JIM. Социальное неравенство этнических групп: представление и реальность. // Отв. ред. JIM. Дробижева- М., 2002.

132. Дробижева JIM. Этничность в современной России: этно-политика и социальные практики. // Этнопанорама, 2002, №1.

133. Дробижева JIM., Аклаев А.Г., Короблева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. -М., 1996.

134. Дробижева Л.М., Паин Э.А. Политический экстремизм и терроризм.: социальные корни проблемы. //Альманах «Этнодиалоги». - М.: Центр межнационального образования «Этносфера», 2003, №2.

135. Дробижева Л.М., Паин Э.А. Социальные предпосылки распространения экстремизма и терроризма. // Социально-психологические проблемы борьбы с международным терроризмом. Под. Ред. В.Н. Кудрявцева. -М.: Наука, 2002.

136. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. // Западноевропейская социология 19 - начала 20 веков. Тексты. -М.: Изд-во Межд. Ун-та бизнеса и управления, 1996.

137. За гражданское согласие - против нетерпимости и экстремизма (по материалам форума 22 апреля 2009года). / Под ред. Н.К.Сванидзе и В.А.Тишкова. -М.: Лепта, 2009.

138. Здравомыслов А. Г. Этнополитические процессы и динамика национального сознания россиян. // Социологические исследования, 1996, №12.

139. Здравомыслов А.Г., Цуциев A.A. Этничность и этническое насилие //Социологический журнал, 2003, № 3.

140. Зиммель Г. Избранное. Философия культуры. -М.: Юристъ, 1995.

141. Зиммель Г. Общение. Пример чистой или формальной социологии. // Социологические исследования, 1984, №2.

142. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Межкультурная коммуникация. От системного подхода к синергетической парадигме. -М.: Изд-во: Флинта, Наука, 2008.

143. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И., Рябов Г.П. Словарь по межкультурной коммуникации. Понятия и персоналии. - М.: Изд-во: Флинта, Наука, 2010.

144. Зорин В.Ю., Аманжолова Д.А., Кулешов C.B. Национальный вопрос. - М., 2006.

145. Зорин В.Ю., Паин Э.А. По ту сторону свободы. Законы о борьбе с шовинизмом работают тогда, когда общество требует их применения. // Независимая газета, 2003,№3.

146. Зорин. Ю. В., Паин Э. А. Активизация гражданского общества как основной фактор противодействия этнополитическому экстремизму в России. // Век толерантности, 2003, №6

147. Ильинская С.Г. Толерантность - М.: Изд-во: Праксис, 2007.

148. Калинина К.В. Институты государства - регуляторы межнациональных отношений. // Этнополитический Вестник, 4(10) 1995г.

149. Калинина К.В. Национальные меньшинства в Российской Федерации. -М.: РАГС, 2006.

150. Калинина К.В. Правовые документы Российской Федерации. В помощь изучающим курс «Национальные меньшинства в Российской Федерации». -М.: РАГС, 2006.

151. Калинина К.В. Этническая миграция, ее особенности в субъектах Российской Федерации. // Вопросы национальных и федеративных отношений: Сборник статей / Под общ. ред. В.А. Михайлова, В.К. Калининой. - М.: РАГС, 2007.

152. Кант И. Критика практического разума. // Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 4. 4.1.-М., 1965.

153. Карсанова Е.С. Этнополитические конфликты в многонациональных государствах: компаративный анализ. - Одинцово: ОГИ, 2010.

154. Карсанова Е.С. Этнополитические конфликты: проблемы и опыт политико-правового регулирования. - М.: МЮИ при Минюсте РФ, 2008.

155. Кедури, Э. Национализм. -М.: Изд-во: Алетейя, 2010.

156. Кирчанов М. Конструируя нации, создавая Отечества. - М., 2011.

157. Ключевые проблемы в области миграционной политики Российской Федерации: Экспертный опрос. - М.: ФМС России, Центр стратегических исследований ПФО, 2005.

158. Кожухарь Г. Межличностная толерантность студентов-психологов. -М., 2011.

159. Конт. О. Дух позитивной философии. - Ростов-на-Дону, 2003.

160. Кузнецов И.М., Мукомель В.И. Адаптационные возможности и сетевые связи мигрантских этнических меньшинств. - М.: Институт социологии РАН, 2005.

161. Кузнецова О. Региональная политика в России в постсоветское время: история развития. // Общественные науки и современность, 2005, №12

162. Куликова Л.В. Коммуникация. Стиль. Интеркультура. Прагмалингвистические и культурно-антропологические подходы к межкультурному общению. - М.: Изд-во: Сибирский федеральный университет СФУ, 2011.

163. Куркиев И.И. миграционная ситуация в Москве: проблемы управления. // Вопросы национальных и федеративных отношений: Сборник статей / Под общ. ред. В.А. Михайлова, В.К. Калининой. - М.: РАГС, 2007.

164. Куштавкина Е.А. Этнополитические конфликты как фактор реформирования федеративных отношений в современной России. -Рязань: Рязан. Ун-т им С. Есенина, 2007.

165.Ларюэль М. Русский национализм. Социальный и культурный контекст. Издательство: Новое литературное обозрение. - М., 2008.

166. Лебедева Н.М. Этническая толерантность в регионах России: теория и практика. // Этнопанорама, 2005, № 12.

167. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г., Мартынова М.Ю. Межкультурный диалог: тренинг этнокультурной компетентности. - М.: РУДН, 2003.

168. Левада Ю.А. Новый русский национализм: амбиции, фобии, комплексы. // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения, 1994, № 7.

169. Лекторский В.А. О толерантности. // Философские науки, № 3, 1997.

170. Ленин В. И. Критические заметки по национальному вопросу. Полное собр.соч., Т.24. - С. 125.

171. Леонтьев Д. А. К операционализации понятия «толерантность». // Вопросы психологии, 2009, № 5.

172. Локк Дж. Письма о терпимости (Послание о веротерпимости). Сочинения в 3 томах: Т. 3. - М., 1988.

173. Локк Дж. Сочинения в трех томах. - Т.З. - М.: Мысль, 1988.

174. Лусицина Н. Радикальный национализм в России. - М., 2011.

175. Магомадова М.З. Теоретические аспекты проблемы сохранения этнической толерантности в поликультурном пространстве. // Проблемы сохранения толерантности в условиях полиэтничного и многоконфессионального региона. Сборник научных статей. -Махачкала, 2008.

176. Макарова Т. В., Ларионова Г. Ф. Толерантность и правовая культура дошкольников. -М.: Изд-во: Сфера, 2008.

177. Малахов В.И. Зачем России мультикультурализм? // Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ. Под ред. В.С.Малахова и В.А.Тишкова. - М.: Институт этнологии и антропологии, 2002.

178. Маркедонов С.М. Турбулентная Евразия. Межэтнические, гражданские конфликты, ксенофобия в новых независимых государствах постсоветского пространства. - М.: Московское бюро по правам человека, 2010.

179. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 года. (В кн.: Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений). - М., 1955.

180. Мегаполисы в условиях глобализации. Антология. - М.: Изд-во: ИНИОНРАН, 2009.

181. Медведев Н.П., Куштавкина Е.А. Этнополитическая конфликтология: учеб. пособие. - Рязань: Рязан. Ун-т им С.Есенина, 2008.

182. Микляева A.B., Румянцева П.В. Городская идентичность жителя современного мегаполиса. Ресурс личностного благополучия или зона повышенного риска? - М.: Изд-во: Речь, 2011.

183. Михайлов В.А. Принцип «воронки», или механизм развертывания межэтнического конфликта. // Социологические исследования, №5, 1993.

184. Мнацаканян М.О. Этносоциология: нации, национальная психология, межнациональные конфликты. - М.: МГИМО - Университет, 1998.

185. Молодежная политика: отечественный и зарубежный опыт. Серия: Развитие России. // Аналитический вестник Аналитического управления Аппарата Совета Федерации федерального Собрания Российской Федерации. - М., №4, 2007.

186. Монтень М. Об искусстве жить достойно: Филос. Очерки. - М., 1975.

187. Монтескье Ш. О духе законов. // Избранные произведения. - М., 1955.

188. Мукомель В.И. Вооруженные межнациональные и региональные конфликты: людские потери и социальные последствия. // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. - М.: Московский центр Карнеги, 1997.

189. Мукомель В.И. Миграционная политика России. Постсоветские контексты. —М.: Институт социологии РАН, 2005.

190. Муслимов Т.К. Толерантность: преодоление нетерпимости. // Проблемы сохранения толерантности в условиях полиэтничного и многоконфессионального региона. Сборник научных статей. -Махачкала, 2008.

191. Мчедлов М. Толерантность. -М: Изд-во: Республика, 2004.

192. Набок И.Л. Педагогика межнационального общения. - М.: Изд-во: Академия, 2010.

193. Нарский И. С. Отчуждение и труд: По страницам произведений К. Маркса. -М., 1983.

194. Национализм и глобализм. Национальная жизнь в современном мире. -М.: Изд-во: Анкил, 2009.

195. Национализм и популизм в Восточной Европе. - М.: Изд-во: ИНИОН РАН, 2007.

196. Национализм как политическая идеология. -М.: Изд-во: КДУ, 2010.

197. Национальные меньшинства. Правовые основы и практика обеспечения прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам в субъектах Российской Федерации. / Под ред. В.И. Мукомеля. - М.: ЦЭПРИ, 2003.

198. Николаева Л. Формирование коммуникативной толерантности студентов. - СПб., 2011.

199. Новые диаспоры. / Под ред. В.И. Мукомеля и Э.А. Паина. // Центр этнополитических и региональных исследований. —М.: ЦЭПРИ, 2002.

200. Овсянников И. Маркс и Бакунин. Социалистическое сопротивление. // Левый поворот, №14. -М.,1983

201. Олимова С., Боек И. Трудовая миграция из Таджикистана. - Душанбе: MOM, 2003.

202. Отчет Московского Благотворительного Общественного Фонда развития парламентаризма и социальной информации. Мнение жителей столицы об этноконтактной ситуации, сложившейся в административных округах г. Москвы (по результатам социологического исследования). -М., 2008.

203. Паин Э.А. Распутица: Полемические размышления о предопределенности пути России. -М.: РОССПЭН, 2009.

204. Паин Э.А. Этнополитический маятник. Динамика и механизмы этнополитических процессов в постсоветской России. - М.: Ин-т

социологии РАН, 2004.

205. Паин Э.А., Мукомель В.И. Толерантность против ксенофобий (зарубежный и российский опыт). - М.: Институт социологии РАН, 2007.

206. Панарин С. Национализм в СНГ: мировоззренческие корни. // Свободная мысль, № 5, 1994.

207. Перспективы миграции и этнического развития России и их учет при разработке стратегических направлений развития страны на длительную перспективу. / Под ред. К. Мезенцева - М.: ИЭПП, 2004.

208. Петров В.Н. Миграция населения и этнические мигранты в современной России. / Под ред. В.И. Добренькова. - Краснодар: Кубанский госуниверситет, 2004.

209. Пистрякова С.А. Проблемы иммиграции: толерантность против ксенофобии и дискриминации. - М.: Московское бюро по правам человека, «Академия», 2008.

210. Пистрякова С.А. Социокультурные аспекты интеграции иноэтничных мигрантов в российский социум. //Вопросы национальных и федеративных отношений: Сборник статей. / Под общ. ред. В.А. Михайлова, В.К. Калининой. -М.: РАГС, 2007.

211.Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. - М.: Эдиториал УРСС, 2002.

212. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1. Чары Платона. - М.: Феникс, 1992.

213. Призванные в общение. Русский дискурс в межкультурной коммуникации. -М.: Изд-во: Либроком, 2010.

214. Просвиркина И. Толерантная речевая коммуникация. - М., 2011.

215. Психодиагностика толерантности личности. / Под ред. Г. Солдатова, Л. Шайгерова. -М.: Изд-во: Смысл, 2008.

216. Религии народов современной России. Словарь. - М.: Республика, 2002.

217. Россия и мусульманский мир. Научно-информационный бюллетень, №3(189), 2008. ИНИОН РАН. - М., 2008.

218. Рудницкая А. Их город и их район. // Московские новости, 28 мая - 3 июня 2004.

219. Бондырева С. К., Колесов Д. В.Толерантность. Введение в проблему-М.: Изд-во: МПСИ, МОДЭК, 2011.

220. Садовский В.Н. Карл Поппер. Гегелевская диалектика и формальная логика. // Вопросы философии, № 1,1995.

221. Садохин А. П. Введение в межкультурную коммуникацию. - М.: Изд-во: Омега-Л, 2009.

222. Садохин А. П. Межкультурная коммуникация. - М.: Изд-во: Инфра-М, Альфа-М, 2010 .

223. Самоваров А. Перспективы русского национализма. Национализм с человеческим лицом. -М., 2008.

224. Севастьянов А.Н. Русский национализм. Его друзья и враги. - М.: Изд-во: Русская правда, 2008.

225. Селютин А. Коммуникативная толерантность в виртуальном пространстве. - М., 2011.

226. Скворцов Л.В. Толерантность: иллюзия или средство спасения? // Октябрь, 1997, № 3.

227. Смирнова А. Межэтнические отношения. Социально-психологические детерминанты. Диагностика. Коррекция. - М., 2011.

228. Солдатова Г. У. Научная конференция «Толерантность - норма жизни в мире разнообразия». // Вопросы психологии, №1, 2002.

229. Солдатова Г.У. Практическая психология толерантности, или как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души? // Век толерантности, № 6, 2003.

230. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. - М.: Генезис, 2001.

231. Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность. /

Авт. проекта и отв. ред. JI.M. Дробижева. —М.: Academia, 2002.

232. Социология межэтнической толерантности. / Отв. ред. JIM. Дробижева. - М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003.

233. Спенсер Г.Основания науки о нравственности. - М., 2006.

234. Студенчество в национальных мегаполисах и крупных городах России. Этническое сознание и межэтнические отношения. // Материалы научно - практической конференции 20 октября 2008г. - М.: Социум, 2009.

235. Султыгов А.-Х. А. Опыт регулирования этнополитических конфликтов в современных условиях. - М.: Аспект Пресс, 2005.

236. Татарко А. Психология межэтнических отношений. Этническая идентичность и стратегии межкультурного взаимодействия. - М., 2010.

237. Тексты Договоров и Соглашений о разграничении полномочий с республиками, краями и областями Российской Федерации. См.: Асимметричная Федерация: взгляд из центра республик и областей. / Рук. проекта JIM. Дробижева. - М.: Институт социологии РАН, 1998.

238. Тишков В.А. Конфликт в сложных обществах. Этнополитический конфликт: пути трансформации. -М.: Институт социологии РАН, 2007.

239. Тишков В.А. Этнология и политика. - М.: Наука, 2003.

240. Трофимов E.H. Государственная национальная политика России: законодательный аспект (1906-2007гг.). - М., РАГС, 2008.

241. Уолцер М. О терпимости. - М., 2000.

242. Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка. / Под ред. Н.Ф. Татьянченко. - М., 2005.

243. Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе - М.: Изд-во: КАРО, 2007.

244. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации- М.: Изд-во: Издательский дом Международного университета в Москве, 2009.

245. Фомина О.В. Русские в этническом составе России: динамика, тенденции, закономерности. // Вопросы национальных и федеративных отношений:

Сборник статей. / Под общ. ред. В.А. Михайлова, В.К. Калининой. -М.: РАГС, 2007.

246. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. - М.: Изд-во: Педагогическое общество России, 2004 .

247. Хабермас Ю. Вовлечение Другого. Очерки политической теории. - СПб.: Наука, 2001.

248. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. -М.,1995.

249. Хабермас Ю. Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видений мира, ценностей и теории. // Социологические исследования, №1,2006.

250. Хабермас Ю. Моральное право и коммуникационное действие. - СПб., 2000.

251. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Политические исследования. № 1, 1994.

252. Хомяков М.Б. Теоретическое осмысление проблем толерантности. / Социология межэтнической толерантности. / Отв. ред. JIM. Дробижева. — М.: Изд-во Института социологии РАН, 2009.

253. Шипилов A.B. Демократия и толерантность. // Социологические исследования, №3, 2005.

254. Шнирельман В. Порог толерантности. Идеология и практика нового расизма. Том 1. -М.: Изд-во: Новое литературное обозрение, 2011.

255. Шнирельман В. Порог толерантности. Идеология и практика нового расизма. Том 2. - М.: Изд-во: Новое литературное обозрение, 2011.

256. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. // Общ. ред., сост. и вступ. ст. Гусейнова A.A., Скрипника А.П. -М., 1992.

257. Эволюция взаимоотношений центра и регионов России: от конфликта к поиску согласия. // Отв. Ред. Азраэл Дж.. Паин Э. и Зубаревич Н.В. -М.: Комплекс-Прогресс, 1997.

258. Энциклопедия. Россия: федеральные округа и регионы. - М.: Международный университет «Содружество», 2002.

259. Юрьев М. Третья Империя. Россия, которая должна быть. - М.: Либиус - Пресс: Издательство К., 2007.

260. Язькова. А.А. Национально-этнические проблемы (российский и мировой опыт их регулирования). - М.: Альта-Пресс, 2003.

V. Диссертации и авторефераты

261. Глотов В.А. Региональный опыт противодействия экстремизму и терроризму в современной России (на примере г. Москва). / Диссертация на соискание ученой степени канд. полит, наук. - М., 2010.

262. Паин Э. Этнополитические процессы в модернизирующейся России: Концепция нелинейного развития этнополитической интеграции. - М., 2004.

263. Пистрякова С.А. Национальные отношения в Москве: опыт и проблемы политико-правового регулирования. / Автореферат дисс. канд. полит, наук. -М., 2001.

VI. Литература на иностранных языках

264.Boulding К. Conflict and Defence. N. Y., 1988

265.Burton J., Dukes F. Conflict: Practices in Management, Settement and Resolution. St. Matins Press, 1990

266.Coser L. Masters of Sociological Thought. N. Y., 1971

267.Coser I. The Funcktion of Konflict. Glencoe. (Ill), 1956

268.Darendorf R. Class and Class Conflict in Industrial Society.

269.- Stanford, 1959.

270.DarendorfR. Gesellschaft und Freicheit. - Munhen, 1965.

271.Kriesberg L. Sociology of Social Conflict. - New Jersey, Prentice - Hall, 1973.

272.Van den Berg P.L. The Ethnic Phenomenon. - N.Y., 1987.

273.Shils, Edward Tradition. - Chicago: University of Chicago Press, 1981.

274.Gellner E. Thought and Change. L., 1964.

275.Gellner E. Nations and Nationalism. - Oxford, 1983.

276.Gellner E. Encouters with Nationalism. - Oxford, 1994.

277.Geertz C. The Integrative Revolution: Primordial Sentiments and Civil Politics in the New States // Geertz C. (ed.) Old Societies and New States.

VII. Интернет ресурсы

278.Ксенофобия, расизм, этническая дискриминация: итоги 2006 года, http://antirasizm.ru/

279.Ксенофобия, расизм, этническая дискриминация: итоги 2 0 Обго д a.htt: //antirasizm. ru/

280. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. Полное собр. соч., Т.24.-С. 124.

281.Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., Т. 4/ http://www.marxists.org /russkii/marx/1848/manifesto.htm

282.Медведев Д. А. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации/ http://www.kremlin.rU/text/appears/2008/l l/208749.shtml

283.Медведев Д. А. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации/ http://www.kremlin.rU/text/appears/2008/l l/208749.shtml

284.Соловьев В. Оправдание добра. (Глава четырнадцатая). Национальный вопрос с нравственной точки зрения. // Философия. Этика, /http://www.humanities.edu.ru/db/msg/38359

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.