Формирование эстетической культуры у детей младшего школьного возраста в музыкальном дополнительном образовании тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Левит, Елена Ильинична

  • Левит, Елена Ильинична
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 194
Левит, Елена Ильинична. Формирование эстетической культуры у детей младшего школьного возраста в музыкальном дополнительном образовании: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Нижний Новгород. 2003. 194 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Левит, Елена Ильинична

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Теоретические предпосылки формирования эстетической культуры личности школьника

1.2. Эстетическое отражение действительности как основа эстетической культуры личности

1.3. Психологический аспект проблемы формирования эстетической культуры

1.4. Общепедагогические основы формирования эстетической культуры

Выводы по первой главе

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

II. 1. Педагогические предпосылки формирования эстетической культуры в процессе дополнительного образования

И.2. Обоснование педагогической модели формирования эстетической культуры в дополнительном музыкальном образовании

II.3. Опыт формирования эстетической культуры у младших школьников

И.4. Результаты и основные выводы по итогам опытно-экспериментальной работы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование эстетической культуры у детей младшего школьного возраста в музыкальном дополнительном образовании»

Актуальность исследования

В современных условиях растет тенденция к эстетизации всех сторон жизни: как материально-экономической, так и духовно-нравственной. Эстетический опыт становится неотъемлемой частью жизнедеятельности человека, придавая ей эмоциональную окраску, стимулируя творческие способности, активизируя такие значимые для человека "инструменты" познания жизни, как интуиция, вчувствование, понимание. Именно эти качества чрезвычайно значимы для культурного человека.

Эстетический путь освоения действительности непосредственно связан с формированием системы ценностей, что должно вести человека к "идеальному способу человеческого существования" (К.Ясперс), к жизни, проникнутой идеей блага и добра. Сегодня достаточно ясно осознан тот факт, что для современного человечества вне эстетики и нравственности невозможен дальнейший социальный и культурный прогресс. Это положение звучит в работах целого ряда специалистов в области философии, педагогики, психологии, культурологии, этики (М.М Бахтин, В.С.Библер, А.И. Буров, О.С. Газман, В.В. Гогуадзе, A.A. Гостев, И.А. Джидарьян, А.Я. Зись, Н.И. Киященко, И.Б. Котова, E.H. Шиянов и др.).

В приобщении человека к эстетической картине мира особое место занимает образование. Одна из его главных задач - приблизить человека к миру, дать о нем достоверные знания, помочь войти в реальные процессы жизнедеятельности, проявляя свою человеческую сущность, находя себя и свой собственный путь развития. Для современной системы образования характерна ориентация на формирование культурной личности, Человека Культуры, способного постичь все многообразие окружающей действительности, установить собственную естественную связь с миром, осознать мир не только таким, каким он существует в действительности, но и таким, каким он может быть в человеческих представлениях и образах. Это актуализирует задачу формирования эстетической культуры, трактуемой в нашем исследовании как существенный элемент целостной культуры личности. Данная задача тем более важна, что современная социокультурная ситуация в России характеризуется распространением квазикультуры, которая стала занимать место культурных ценностей. При этом культурная идентификация человека основывается на тех образах и ценностях, которые искажают (дезгармонизируют) собственный образ человека и его впечатления (образы) окружающего мира, что препятствует формированию адекватного поведения, ощущению внутренней и внешней гармонии.

Наиболее адекватно жизнь постигается искусством, составляющим базис эстетической культуры общества. В том, что искусство оказывает исключительно сильное влияние на личностное развитие, нас убеждают труды Б.В.Асафьева, Л.С.Выготского, Г.Г.Гадамера, Б.Д.Кабалевского, Б.Т. Лихачева, A.A. Мелик-Пашаева, Б.М.Неменского. Авторы связывают это влияние с образной природой художественной культуры. Образ обогащает мысль, он "вычерпывает" из объекта все новое и новое его содержание (С.Л.Рубинштейн). Представляет интерес современное рассмотрение художественных образов как информации особого рода, а самого искусства - как особой знаковой системы, процесс понимания которой сопряжен с ее "раскодированием" (Ю.М.Лотман, Schiffer S., Ntisser U.).

Понимание информации не исчерпывается рациональным познанием, значительное место занимает доинтеллектуальное, образно-символическое постижение реальности, в которой имеют место системные связи познавательно-моделирующего и знаково-коммуникативного аспектов искусств (Ю.М.Лотман). Главным моментом в эстетическом постижении мира является извлечение и переживание личностного смысла, содержащегося в произведениях искусства. Искусство позволяет извлечь смысл раньше, чем осуществляется понимание всех аспектов произведения (А.А.Мелик-Пашаев, Г.Г.Шпет и др.).

В ряду искусств, представляющих мощное средство эстетического развития человека, музыка занимает особое место. Располагая "многослойным информационным полем" (Д.Б.Кабалевский), она обладает возможностью порождения множества настроений, мыслей и чувств, побуждения к тем или иным поступкам; является средством духовного обогащения человека, способствуя его культурному становлению. По общему признанию специалистов в области психологии, педагогики, музыкального образования и эстетического воспитания, успех эстетического развития человека обусловлен его педагогическим обеспечением, начиная с младшего возраста (Н.А.Ветлугина, Д.Б.Кабалевский, Э.П.Костина, В.А.Разумный, Б.М.Теплов и др.). Особую актуальность формирование основ эстетической культуры представляет на этапе младшего школьного возраста, так как этот период в силу гибкости и пластичности психических процессов наиболее благоприятен для развития чувственной сферы, для установления взаимодействия между чувственным познанием и рациональным (Н.С.Лейтес, Б.М.Теплов, Н.А.Ветлугина).

Педагогика располагает обширным научно-практическим материалом о средствах, формах и методах приобщения детей к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, что обеспечивает основу для дальнейших педагогических исследований в области эстетического развития детей младшего школьного возраста. В педагогической теории и практике сложился также обширный опыт эстетического воспитания школьников. В то же время, следует отметить, что в изменившихся социально-педагогических условиях возникает необходимость разработки новых педагогических подходов к эстетическому воспитанию, свободных от излишней идеологизации, основанных на современной методологической базе педагогики, актуализирующих принцип культуросообразности в педагогическом процессе.

Рассмотрение научных работ, посвященных проблемам музыкального образования, позволяет констатировать тот факт, что обращения к проблемам эстетического развития личности учащихся немногочисленны. Мы отмечаем две фундаментальные работы методического характера, где с разной степенью полноты затрагиваются вопросы эстетического становления учащихся в условиях музыкального образования. Это исследования Е.Ю.Глазыриной, посвященное освоению музыки как художественного явления мира в общеобразовательной школе (2001 год) и Н.П.Шишлиной, посвященное формированию мировосприятия младших школьников на интегрированных занятиях искусством (2003 год).

Проведенный в процессе исследования анализ научных источников и музыкального образования детей позволяет констатировать, что в практике дополнительного образования эстетическое воспитание практически отождествляется с художественным, следствием чего является «однобокость» развития учащихся, отрыв их эмоционально-чувственной жизни от рациональной. Эту мысль мы обнаруживаем в трудах философов, обращающихся к исследованию проблем художественного и эстетического воспитания и образования (М.С.Каган, Н.И.Киященко, Г.А.Праздников и ДР-)

Обобщая положения, высказанные разными авторами по проблеме приобщения детей к эстетической культуре, мы отмечаем, что системообразующим элементом, характеризующим культурно-эстетическое присвоение, является эстетическое отношение, приводящее к упрочению соответствующих ему эстетических ценностей. Таким образом, считаем возможным рассматривать эстетическую культуру личности как всю сферу материализации способностей человека осваивать и преобразовывать мир, базирующуюся на эстетическом отношении к действительности.

Суммируя все сказанное, отметим, что актуальность исследования обусловлена: а) необходимостью уточнить показатели эстетической культуры в их «деятелыюстно-человеческом разрезе» (Г.А.Праздников) и выявить возможности формирования эстетической культуры у детей младшего школьного возраста; б) необходимостью полноценной реализации потенциала эстетического развития, заложенного в художественном (в частности, музыкальном) дополнительном образовании; в) значимостью эстетической культуры для развития личности ребенка; г) преобладанием в практике музыкального образования задач, ориентированных на формирование технических умений и отдельных психических и личностных качеств и свойств, и еющих отношение, прежде всего, к учебной деятельности (внимания, "усидчивости", настойчивости и упорства и т.д.). В целом практика музыкального образования оставляет впечатление фрагментарности и упрощения эстетического развития ребенка. Музыкальное искусство и музыкальная деятельность до сих пор не становятся для большинства младших школьников, посещающих музыкальные школы и студии, важной частью жизни. В то же время, именно музыкальное дополнительное образование обладает особыми возможностями для формирования эстетической культуры. Опираясь на свободный творческий выбор ребенка, дополнительное образование способно обеспечить максимальную активность и заинтересованность в художественно-эстетическом постижении действительности.

Изучение научных источников, а также практики музыкального дополнительного образования позволило обнаружить противоречие между актуальностью формирования эстетической культуры как существенного элемента общей культуры личности и недостаточной разработанностью научно-педагогических оснований решения этой задачи в современных условиях дополнительного образования.

Все сказанное выше позволило определить проблему исследования: каковы педагогические условия, определяющие успешное формирование эстетической культуры у детей младшего школьного возраста в музыкальном дополнительном образовании? Разработка данной проблемы составила цель исследования.

Объект исследования

В качестве объекта исследования выступает музыкальное дополнительное образование детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования

В качестве предмета исследования выступает процесс формирования эстетической культуры у младших школьников в музыкальном дополнительном образовании.

Гипотеза исследования Гипотеза исследования основана на предположении, что формирование эстетической культуры у младших школьников будет успешным, если:

- разработана научно обоснованная педагогическая модель процесса формирования эстетической культуры; создана художественно-эстетическая развивающая среда в учреждении дополнительного образования; педагогически обеспечено обогащение художественно-эстетического опыта детей (художественно-эстетическое восприятие и деятельность).

Задачи исследования

Задачи исследования включают:

- анализ научно-теоретических и методологических предпосылок формирования эстетической культуры у младших школьников;

- выявление возможностей формирования эстетической культуры у младших школьников в музыкальном образовании;

- определение специфики формирования эстетической культуры в младшем школьном возрасте;

- разработку и апробацию педагогической модели формирования эстетической культуры учащихся в музыкальном дополнительном образовании; разработку педагогического обеспечения формирования эстетической культуры у младших школьников;

- разработку критериев и выявление уровней эстетической культуры младших школьников, сформированных в специально разработанных условиях.

Методологические основы исследования

Методологические основы исследования составили: философские труды, раскрывающие диалогический характер социокультурной деятельности и текста (М.М.Бахтин, В.С.Библер, М.К.Мамардашвили, Ю.М.Лотман и др.), исследования по философии образования (В.С.Гершунский, В.П.Зинченко и др.). Непротиворечивый синтез культурологического, междисциплинарного, системного подходов, применяемый в использовании информации из различных областей знания (философии, социологии, педагогики, культурологии, психологии и др.).

Теоретическая база исследования Теоретическую базу исследования составили психологические (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Б.С.Братусь, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов,

A.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.П.Зинченко и др.) и педагогические (В.И.Андреев, В.С.Безрукова, Е.В.Бондаревская и др.) исследования, труды по проблемам культурологического подхода в образовании (В.С.Библер, Г.Л.Ильин, Ю.М.Лотман, В.С.Степин, Э.Сэпир) и теории эстетического воспитания (Б.Т.Лихачев, В.А.Разумный). Теоретическую основу исследования составили также труды Б.Г.Ананьева, A.B.Запорожца,

B.П.Зинченко, А.Н.Леонтьева, И.М.Сеченова, посвященные проблемам восприятия и формирования образа, теория детального видения в процессе восприятия (В.Т.Степанов); положения о развитии сенсорных способностей человека в онтогенезе (Р.Арнхейм, Л.А.Венгер, В.А.Гуружапов, А.Н.Леонтьев и др.), о перцептивных действиях (Б.И.Беспалов, A.B.Запорожец, В.П.Зинченко, Т.Китахаси и др.); концепция личностно-ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская), концепция интегративно-интенсивного обучения (И.В.Петривняя); положения музыкальной педагогики (Л.А.Баренбойм, Н.А.Ветлугина, В.П.Гутор, Д.Б.Кабалевский, Н.А.Римский-Корсаков и др.) и музыковедения (М.Г.Арановский, Б.В.Асафьев и др.).

Методы исследования

В процессе исследования был использован комплекс методов, включающий: анализ и обобщение научных источников; эмпирические методы: педагогическое наблюдение, изучение программной документации, педагогический эксперимент, качественная и количественная обработка результатов.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе Негосударственного учреждения дополнительного образования Детский гуманитарный центр (г.Нижний Новгород).

Организация и этапы исследования

Исследование проходило в период с 1997 по 2003 год. Первый этап (1997-2000г.г.): сбор фактического материала, изучение научных источников, анализ и оценка современного состояния проблемы, определение проблемы исследования и ее теоретических оснований. Второй этап (2000-2002г.г.) был посвящен выявлению и научному обоснованию педагогических условий формирования основ эстетической культуры у младших школьников, разработке педагогического обеспечения этого процесса и его опытной апробации. Третий этап (2002-2003г.г.): обработка фактических материалов, обобщение результатов исследования, апробация материалов, оформление диссертации.

Научная новизна исследования

Научная новизна исследования характеризуется следующими позициями:

- выявлены и научно обоснованы педагогические условия формирования эстетической культуры у младших школьников

- в педагогический оборот введен большой объем научной информации об образе как феномене процесса музыкального образования, развитие которого является существенным фактором формирования эстетической культуры у учащихся;

- разработана педагогическая модель формирования эстетической культуры у младших школьников, основанная на идее, что культура есть собирательный образ, определяющий универсальное отношение человека к миру, через которое он создает мир и самого себя;

- выявлена взаимосвязь эстетического отношения учащегося к действительности и образов, которые порождаются музыкально-художественной деятельностью и выступают основой его мыслей и чувств, формируя ценностное отношение к художественным явлениям как основу эстетической культуры;

- обобщены педагогические закономерности, существенные для формирования эстетической культуры в процессе музыкального дополнительного образования.

Теоретическая значимость исследования

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что изучена специфика формирования эстетической культуры средствами музыки, и качественные особенности эстетической культуры у младших школьников. Обоснована модель формирования эстетической культуры в музыкально-образовательном процессе.

Практическая значимость исследования

Практическая значимость исследования состоит в разработке педагогического обеспечения модели формирования эстетической культуры у младших школьников, в доведении теоретических положений до уровня практических рекомендаций. Разработанные в процессе исследования материалы могут быть использованы в практике музыкального образования детей в разных типах учреждений дополнительного образования.

Апробация и внедрение результатов исследования Апробация исследования осуществлялась посредством выступлений на научных конференциях разного уровня (2003г.- Нижний Новгород), посредством освещения материалов в научных статьях и включения результатов исследования в педагогический процесс Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А.Добролюбова в виде спецкурсов, а также - посредством реализации программы и педагогического обеспечения формирования основ эстетической культуры в практике Детского гуманитарного центра (г.Нижний Новгород). Материалы исследования апробировались на заседаниях кафедры педагогики и психологии Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А.Добролюбова в период 1999-2003г.г.

Достоверность и обоснованность результатов

Достоверность результатов обеспечивается опорой на фундаментальные теории и современные положения комплекса наук, комплексом взаимодополняющих непротиворечивых методов исследования, опытной проверкой теоретико-практических положений исследования.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Педагогическая модель формирования эстетической культуры у младших школьников.

2 . Научно-теоретические основы ее построения в дополнительном музыкальном образовании.

3. Педагогическое обеспечение для реализации разработанной модели.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Левит, Елена Ильинична

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполненное теоретико-практическое исследование, посвященное изучению процесса формирования эстетической культуры у детей младшего школьного возраста в дополнительном музыкальном образовании, позволило сделать следующие общие выводы.

1. Получили подтверждение и конкретизацию положения об особенностях эстетической культуры и специфике ее формирования у детей младшего школьного возраста, лежащие в основе нашей гипотезы: а) эстетическая культура - существенная составляющая общей культуры личности в основе которой -способность к эстетическому отражению действительности, совокупность знаний, умений, навыков и чувств, которая пробуждается, складывается, актуализируется на основе воздействия на человека всей совокупности чувственно воспринимаемых объектов действительности; б) на этапе младшего школьного возраста, в силу его особенностей, возможно формирование всех компонентов эстетической культуры, которые представляют собой полноценную совокупность базовых составляющих эстетической культуры; в) формирование эстетической культуры возможно в условиях художественно-эстетической среды, где осуществляется культурное взаимодействие субъектов, объединенных общими содержательными интересами; восприимчивость и способность к самовыражению средствами художественной деятельности возрастает в условиях интеграции видов искусств.

2. Подтверждено положение, что эстетическая культура зарождается в процессе чувственного восприятия эстетических объектов. Такими объектами в первую очередь являются произведения искусства (в нашем исследовании - музыка).

Учитывая, что дети отзывчивы, главным образом, на изобразительность музыки, в исследовании определена объективная педагогическая стратегия развития художественно-образного восприятия мира с целью формирования эстетической культуры в процессе музыкального образования: от явно «прослушивающегося» образа мира к выразительному «внутреннему», созвучному индивидуальным мыслям и чувствам и порождающему новые. Эта стратегия реализована в последовательности вопросов.

3. Исследование показало, что развитие всех параметров эстетической культуры оказывает влияние на познание мира, формирует вдумчивое, внимательное отношение к собственному опыту и опыту других людей, способствует возникновению положительной мотивации к познанию и достижению, пробуждает механизмы самообучения.

4. В диссертации разработана педагогическая модель формирования эстетической культуры у младших школьников. В центре практической реализации модели - метод фасилитированной дискуссии, который наиболее отвечает положениям гуманистической педагогики и способствует созданию ситуаций ненасильственного влияния.

5. В процессе исследования разработаны критерии и уровни, позволившие выявить достижения детей в процессе реализации специально созданной программы.

Завершая краткую характеристику содержания исследования, отметим, что все поставленные задачи выполнены, гипотеза получила подтверждение.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Левит, Елена Ильинична, 2003 год

1.Активизация творческой деятельности детей младшего школьного возраста // Сб. науч. трудов.- Свердловск: СГПИ, 1984.- 87с.

2. Алиева, Т. Ребенок в мире образа / Т.Алиева // Дошкольное воспитание.- 1996.- №11.- С.75-78.

3. Ананьев, Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека /Б.Г.Ананьев // Познавательные процессы: ощущения, восприятие / Под ред. А.В.Запорожца и др. М., 1982.- С.7-31.

4. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания / Б.Г.Ананьев- М.: АПН РСФСР, 1960.

5. Ананьев, Ю.В. Культура как интегратор социума /Ю.В.Ананьев. -Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 1996.- 172с.

6. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития /В.И.Андреев.- Казань: Центр инновационных технологий, 2000.- 608с.

7. Анцыферова, Л.И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии / Л.И.Анцыферова // Методологические и теоретические проблемы психологии.- М., 1969,- С.57-117.

8. Б.Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства / Р.Арнхейм II-М., 1994.-352 с.

9. Аршинов, В.И. Синергетическое познание в контексте проблемы единства двух культур / В.И.Аршинов // Высшее образование в России.-1994.- №4.- С.13-16.

10. Ю.Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В.Асафьев //- М.-Л., 1965.

11. Аскольдов, С.А. Концепт и слово / С.А.Аскольдов // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология/ Под общ. ред. В.П.Нерознака.- М.: Academia, 1997,- С.267-279.

12. Ахлибинский, Б.А. Категориальный аспект понятия интеграции /Б.А.Ахлибинский // Диалектика как основа интеграции научного знания. Вып.12.-Л.: ЛГУ, 1984.

13. Ахманова,О.С. Словарь лингвистических терминов /О.С.Ахманова.- М.: Сов. энциклопедия, 1969.- 608с.

14. М.Бабаева, В.В. Эстетическое воспитание дошкольников /

15. B.В.Бабаева. М.: Просвещение, 1982.-56с.

16. Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы / Под ред. О.С.Газмана.- М.: Наука, 1989.- 198 с.

17. Бахтин, М.М. Человек в мире слова / М.М.Бахтин / Сост. Е.Г.Осовский.- М., 1995.

18. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества /М.М.Бахтин//- М.: Искусство, 1979.

19. Барышева, Т.А. Изучение эмоционально-нравственного отношения младших школьников к музыкальному тексту / Т.А.Барышева // Психологические проблемы развития нравственных убеждений: Межвуз. сб. науч. тр.- Л., 1987.- С.26-36.

20. Безрукова, B.C. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации /В.С.Безрукова // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. науч. тр.- Свердловск: СГИПИ, 1990,- С.3-25.

21. Берулава, М.Н. Интеграция содержания образования / М.Н.Берулава.- М.: Педагогика, Бийск: БиГПИ, 1993.- 172с.

22. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько.- М., 1989.

23. Библер,В.С. Нравственность. Культура. Современность / В.С.Библер // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения.- М.,1990.-С.16-58.

24. Библер, B.C. От наукоучения к логике культур /В.С.Библер //- М.,1991.-412с.

25. Бим-Бад, Б.М. Образование в контексте социализации /Б.М.Бим-Бад, А.В.Петровский //Педагогика.- 1996.- №1.- С.3-8.

26. Благонадежина, Л.В. Отношение детей к искусству и его возрастное развитие Л.В./Л.В.Благонадежина//Вопросы психологии.- 1968.-№4.-С.96-104.

27. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству /Д.Б.Богоявленская //- М.: МГУ, 1981,- 99с.

28. Бодалев, A.A. Психология о личности /А.А.Бодалев.- М.: МГУ, 1988.- 188с.

29. Бодалев, A.A. Феномен понимания Другого и определяющие его факторы / А.А.Бодалев // Мир психологии.- 2001.- №3.- С. 12-16.

30. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И.Божович //- М.: Просвещение, 1968.- 464с.

31. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка// Изучение мотивации детей и подростков /Д.И.Божович //- М., 1972.- С.45-47.

32. Болыпой энциклопедический словарь: В 2-х т.т. / Гл. ред. А.М.Прохоров.- М.: Советская энциклопедия, 1991.- Т.1.- 863с.

33. Бондаревская, Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентировнного воспитания Е.В.Бондаревская // Педагогика.- 2001.- №1. С. 17-24.

34. Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю.Борев.- 4-е изд., доп.- М.: Политиздат, 1988.-496с.

35. Братусь, Б.С. К изучению смысловой сферы личности /Б.С.Братусь // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология.- М., 1981.- №2.

36. Буров, А.И. Эстетика: Проблемы и споры /А.И.Буров //- М.: Искусство, 1975.

37. Буякас, Т.М. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей -культурных символов в индивидуальном сознании /Т.М.Буякас, о.г.Зувина // Вопросы психологии.- 1997.- №5.

38. Быстрицкий, Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие /Е.К.Быстрицкий //- Киев: Наукова Думка, 1991.- 200с.

39. Бюлер, Р. Очерк духовного развития ребенка / Р.Бюлер.- М., 1986.

40. Валлентайн, К. Психология красоты /К.Валлентайн.- М., 1926.

41. Ванслов, В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусств / В.В.Ванслов.- М.: Сов. художник, 1968.-111с.

42. Василев, С. Теория отражения и художественное творчество /С.Василев / Пер. с болг.- М.: Прогресс, 1970.- 496с.

43. Васильева, C.B. Интеграция содержания обучения как средство профессиональной подготовки специалистов: Автореф. дис. .канд. пед. наук:Т3.00.01 / С.В.Васильева.-М., 1994.-17с.

44. Величковский, Б.М. Современная когнитивная психология / Б.М. Величковский.- М., 1982.- С.114-150.

45. Венгер, JI.A. Педагогика способностей /Л.А.Венгер.- М.: Знание, 1973.- 95с.

46. Веракса, Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте /Н.Е.Веракса // Вопросы психологии.- 1987.-№4.-С.135-139.

47. Вересов, H.H. Культура и творчество как психологические идеи /Н.Н.Вересов // Вопросы психологии.-1992.-№ 1.-С.124-129.

48. Ветлугина, H.A. Музыкальное развитие ребенка /Н.А.Ветлугина.-М.: Педагогика, 1968.- 172 с.

49. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека /В.К.Вилюнас.- М., 1990.

50. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся: Сб.ст. / Под ред. И.С.Якиманской.- М., 1989.-224с.

51. Волкова, Е.В. Произведения искусства в сфере художественной культуры /Е.В. Волкова.- М., 1979 (Сер. «Эстетика», №7).- 64с.

52. Волков, H.H. Восприятие картины /Н.Н.Волков //- М., 1976.-32с.

53. Воронова, Ю.И. Формирование психического образа учебного объекта в процессе интегративно-интенсивного обучения / Ю.И.Воронова // Интегративно-интенсивное обучение как путь развития сознания /Под ред. И.Е.Курова.- Н.Новгород: НГПУ, 1993.- с.37-62.

54. Выготский, JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский.- М.:Просвещение, 1967.-97с.

55. Выготский, Л.С. Психология искусства /Л.С.Выготский.- 3-е изд., доп.- М.: Искусство, 1987.- 344с.

56. Гадамер, Г.Г. Актуальность прекрасного /Г.Г.Гадамер.- М.: Искусство, 1991.-367с.

57. Газман, О.С. Базовая культура и самоопределение личности /О.С.Газман // Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы / Под ред. О.С.Газмана, Л.И.Романовой.-М.АПН СССР, 1989.- 150с.

58. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий// Исследования мышления в советской психологии /П.Я.Гальперин. М.: Наука, 1966.- С.236-278.

59. Гегель, Г. Эстетика /Г.Гегель.- М., 1998.- T.I.- с.39.

60. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л.А.Венгера.- М.: Педагогика, 1976.-256с.

61. Гибсон, Дж. Экологический подход к зрительному восприятию /Дж.Гибсон.- М.: Прогресс, 1988.- 464с.

62. Гогуадзе, В.В. Человек как эстетический феномен: Автореф. дис. .д-ра филос. наук./В.В.Гогуадзе.- Тбилиси, 1983.- 35с.

63. Голованов, В.П. Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях /В.П.Голованов.- М.: Центр «Школьная книга», 2001.- 224с.

64. Гончарук, А.Ю. Педагогия зрелищных искусств в канун века образованности и профессионализма /А.Ю.Гончарук.- М., 1997.- 221с.

65. Горский, В.А. Концепция внешкольного дополнительного образования /В.А.Горский // Внешкольник.- 1997.-№3.- С.22.

66. Горский, В.А. Педагогические основы развития дополнительного образования детей /В.А.Горский, А.Я.Журкина // Доп. образование.- 1999.-Март.- С.4-7

67. Горский, В. А. Система дополнительного образования детей /В.А.Горский, А.Я.Журкина, Л.Ю.Ляшко, В.В.Усанов // Доп. образование.-1999.-№3.4.-С.6

68. Гостев, A.A. Образная сфера человека /А.А.Гостев.- М.: Наука, 1992,- 197с.

69. Грачева, Л.М. Система художественно-эстетического воспитания как основа воспитательной системы /Л.М. Грачева // Классный руководитель.- 1997.- №2.

70. Грегори, Р.Л. Разумный глаз / Р.Л.Грегори.- М.: Искусство, 1972.76с.

71. Гулыга, A.B. Принципы эстетики /А.В.Гулыга.- М., 1987.

72. Гумбольдт, В. Избранные труды по языкознанию /В.Гумбольдт.-М, 1984,- С.68-83.

73. Гумплович, Л. Основания социологии/Л.Гумплович // ЗападноЕвропейская социология Х1Х-нач.ХХ в.в.- М.,1996.

74. Гуружапов, В.А. Понимание смысла искусства младшими подростками в ситуации коллективной дискуссии / В.А.Гуружапов// Психологическая наука и образование.- 1996,- №2.- С.83-88.

75. Гусев, С.С. Организация текста и смысла / С.С.Гусев // Логика и теория познания.- Л., 1990.

76. Гусев, С.С. Проблема понимания в философии /С.С.Гусев, Г.Л.Тульчинский.- М., 1985.- 192с.

77. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования / В.В.Давыдов.- М.: Педагогика, 1986.-240с.

78. Данилюк, А.Я. Учебный предмет как интегрированная система /А.Я.Данилюк // Педагогика.- 1997.- №4.- С.24-28.

79. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников.- М.: Просвещение, 1978.- 160с.

80. Деменева, H.H. Формирование педагогического мышления у студентов путем активизации обучения на интегративной основе: Наматериале подготовки учителей начальных классов. Дис.канд. пед. наук: 13.00.01 /Н.Н.Демена. Нижний Новгород, 1993.- 250с.

81. Джалагония, JI.A. Взаимосвязь речи и музыки как форм человеческого общения /Л.А.Джалагония // Вопросы психологии.- 2001.-№1.- с.130-133.

82. Джеймс, У. Существует ли сознание? /У. Джеймс // Новые идеи в философии.-М.: 1910. Сб.№4.

83. Джидарьян, И.А. Эстетическая потребность /И.А. Джидарьян.- М.: Наука, 1976.

84. Дридзе, Т. Язык и социальная психология /Т.Дридзе.- М.: Высшая школа, 1980.- 224с.

85. Ерасов, Б.С. Социальная культурология / Б.С.Ерасов.- 2-е изд.- М.: Аспект Пресс, 1996.- 591с.

86. Ермаш, Г.Л. Творческая природа искусства / Г.Л.Ермаш.- М.: Искусство, 1977.- 320с.

87. Ерчак, Н.Т. Особенности понимания художественного текста взрослыми и детьми / Н.Т.Ерчак // Вопросы психологии.- 1994.- №3,- С.82-87.

88. Жинкин, H.H. Речь как проводник информации /Н.И.Жинкин.- М.: Наука, 1982.- 156с.92.3авалова, Н.Д. Образ в системе психической регуляции деятельности / Н.Д.Завалова, Б.Ф.Ломов, В.А.Пономаренко.- М., 1986.- 172с.

89. Запорожец, A.B. Избранные психологические труды / A.B.Запорожец // T.I.- М.: Педагогика, 1986,- 320с.94.3дравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности /А.Г.Здравомыслов.- М.: Политиздат, 1986.- 170с.

90. Иванов, В.П. Человеческая деятельность познание - искусство / В.П.Иванов.- Киев: Наукова Думка, 1977.- 251с.

91. Ильенко, Л.В. Интегрированный эстетический курс для начальной школы (1-4, 1-3) /Л.В.Ильенко.- М.: АРКТИ, 2000.- 64с.

92. Ильин, Г. Л. Образование и культура: поиски взаимного соответствия /Г.Л.Ильин.- М.: Иссл. центр проблем качества подгот. спец., 1992.- 78с.

93. Юб.Искусство как фактор интеллектуально-творческого развития школьников: Сб. науч. тр./ Под ред. Ю.У.Фохта-Бабушкина и Е.К.Чухман.-М.: Искусство, 1980.-122с.

94. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца /Д.Б.Кабалевский.-М.: Просвещение, 1984.- 206с.

95. Кавтарадзе, Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения /Д.Н.Кавтарадзе,- М: МПСИ, Флинта, 1998.- 191с.

96. Кабуш, В.Т. Система гуманистического воспитания школьников /В.Т.Кабуш,- Минск: Полымя, 2000.- 208с.

97. Ю.Киященко, Н.И. Теория отражения и проблемы эстетики /Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзеров.- М.: Искусство, 1983.- 391с.

98. Клевцова, B.J1. Формирование творческих способностей младших школьников в условиях развивающей среды: Дис. .канд. пед.наук: 13.00.01 / В.Л.Клевцова.- Саратов, 2000.- 168с.

99. Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях /Е.А.Климов.- М.: МГУ, 1995.- 224с.113 .Князева, М. Педагогические возможности культурологического подхода / М.Князева // Новые ценности образования. Сб.№4.- М.: Инноватор, 1996.- с.78-84.

100. Ковалев, Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда / Г.А.Ковалев // Вопросы психологии.- 1993.- №1.- С. 13-23.

101. Коложвари, И. Как организовать интегрированный урок /И.Коложвари, Л.Сеченикова / /Народное образование.- 1996.- №1.- С.87-89.

102. Колшанский, Г.В. Объективная картина мира в познании и в языке /Г.В.Колшанский.-М.: Наука, 1990.- 124с.

103. Кондратов, А. Семиотика и теория искусства /А.Кондратов // Искусство.- 1963.-№11.- С.23-27.

104. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Высшее образование сегодня.- 2002.- №2.- С.2-13.

105. Корнилова, Ю.К. Психологические проблемы понимания / Ю.К.Корнилова.-Ярославль: ЯГПУ, 1979.- 80с.

106. Коротков, Н.З. Эстетическое и художественное освоение действительности: специфика и соотношение /Н.З.Короткое,- М., 1983.-110с.

107. Коротов, B.M. Введение в общую теорию развития личности / В.М.Коротов М.: 1997. -164с.

108. Коршунов, A.M. Отражение, деятельность, познание / А.М.Коршунов.- М.: Наука, 1979.- 216с.

109. Коршунова, JI.C. Воображение и его роль в познании /Л.С.Коршунова.-М., 1979.

110. Костина, Э.П. Диагностика музыкально-сенсорного развития детей 4-7 лет: Методические рекомендации / Э.П.Костина.- Н.Новгород: НОИУУ, 1991.- 15с.

111. Котова, И.Б. Философские основания современной педагогики /И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов.- Ростов-н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1994.- 64с.

112. Коул, М. Культура и мышление. Психологический очерк /М.Коул, С.Скибнер. М.: МГУ, 1977.

113. Кошлина, И. Вертикальный тематизм как метод интеграции искусств в программе «Наше Отечество» / И.Кошлина // Искусство и образование.- 1998.- №3.- С.33-40.

114. Кравченко, А.Я. Язык и восприятие. Когнитивные аспекты языковой категоризации /А.Я.Кравченко- Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1996,- 160с.

115. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А.Карпенко.- М.: Политиздат, 1985,-431с.

116. Краткий словарь по философии / Под общ. ред. И.В.Блауберга, П.В.Копнина, И.К.Пантина.- М.: Изд-во политич. литературы, 1970.- 398с.

117. Крылова Н.Б. Эстетический потенциал культуры / Н.Б.Крылова-М., 1990.

118. Крупник, Е.П Теоретические аспекты психологической культуры межличностных взаимодействий / Е.П.Крупник, Т.Б.Сизова // Мир психологии.- 2001.- №3.- С.40-50.

119. Кубрякова,Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов /Е.С.Кубрякова, В.З.Демьянкова, Ю.Г.Панкрац, Л.Г.Лузина / Под общ. ред. Е.С.Кубряковой.- М.: Изд-во МГУ, 1996.- 324с.

120. Кудрявцев, В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход /В.Т.Кудрявцев //- Дубна, 1997.- 78с.

121. Кузнецова, Л.В. Гармоническое развитие личности младшего школьника/Л.В.Кузнецова.-М.: Педагогика, 1988.-224с.

122. Лазарева, В.А. Пагубность многопредметности. Пути и принципы создания интегрированных курсов /В.А.Лазарева, Р.В.Щепкина //Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР.- 1991.- №3.- С. 3031.

123. Лебон, Г. Психология народов и масс / Г.Лебон // ЗападноЕвропейская социология Х1Х-нач. XX в.в.- М.: Наука, 1996.- 340с.

124. Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы /Н.С.Лейтес.- М.: МГУ, 1984.- 79с.

125. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики /А.Н.Леонтьев.- М.: МГУ, 1965.

126. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н.Леонтьев.-М.: Политиздат, 1975.-304с.

127. Леонтьев, А.Н. Психология образа / А.Н.Леонтьев // Вестник /МГУ. 1979.- №2.-С.З-14.

128. Леонтьев, А.Н. Ощущение и восприятие как образы предметного мира /А.Н.Леонтьев // Познавательные процессы. Ощущения. Восприятие.-М.: Педагогика, 1982.- 182с.

129. НЗ.Леонтьев, Д.А. Психология смысла.- М.: МГУ, 1999.- 98с.

130. Лернер, И .Я. Диалектическая природа творчества / И.Я.Лернер // Творчество и личность. Межвуз. сб. науч. тр.- М., 1985.- С.3-11.

131. Лилов,А. Природа художественного творчества Пер. с болг /А.Лилов.- М.: искусство, 1981.- 480с.

132. Линдсей, П. Переработка информации у человека /П.Линдсей, Д.Норман. М., 1974.-552с.

133. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б.Т.Лихачев.-М.: Просвещение, 1985.- 176с.

134. Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций /Б.Т.Лихачев.- М., 1993.

135. Логвиненко, А.Д. Психология восприятия /А.Д.Логвиненко.- М., 1987.-81с.

136. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста /Ю.М.Лотман.-М.: Искусство, 1970.

137. Лотман, Ю.М. Семиосфера / Ю.М.Лотман.- СПб: Искусство, 2000.- 704с.

138. Лурия, А.Р. Ощущение и восприятие / А.Р.Лурия.- М.: Изд-во МГУ, 1975.- 68с.

139. Лурия, А.Р. Язык и сознание /А.Р.Лурия.- М., 1979.- 319с.

140. Люблинская, A.A. Учителю о психологии младшего школьника /А.А.Люблинская.- М.: Педагогика, 1971.- 224с.

141. Макарова, А.П. Деятельность детского музея как фактор становления образовательной среды для младших школьников: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / А.П.Макарова.- Самара, 2000.- 254с.

142. Максимова, В.Н. Интеграция в системе образования / В.Н.Максимова.- СПб, 2000.- 83с.

143. Максимова, В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения / В.Н.Максимова.- М.: Просвещение, 1988.- 192с.

144. Мамардашвили, М.К. Психологическая топология пути / М.К.Мамардашвили.- СПб.: СПб Ун-т, 1997.- с.47-53.

145. Матвеева, Л.А. Кодирование, прогнозирование и перенос как средства субъекта учебной деятельности в младшем школьном возрасте / Л.А.Матвеева // Младший школьник как субъект педагогическиого воздействия: Межвуз. сб. науч.тр.- Л., 1989.- С. 14-30.

146. Матвеева, JI.А. Развитие свойств субъекта учебной деятельности в младшем школьном возрасте /Л.А.Матвеева.- Л., 1991.- 58с.

147. Мейлах, Б.С. Художественное восприятие как научная проблема /Б.С.Мейлах // Художественное восприятие. Сб. I. /Под ред. Б.С.Мейлаха.-Л.¡Искусство, 1971.- 187 с.

148. Мелик-Пашаев, A.A. Психологические проблемы эстетического воспитания /А.А.Мелик-Пашаев // Вопросы психологии.- 1989.- №1.- С. 1524.

149. Мид, М. Культура и мир детства /М.Мид.- М.:Наука, 1988.- 304 с.

150. Монахова, Г.А. Образование как рабочее поле интеграции / Г.А.Монахова //Педагогика.- 1997.- №5.- С.52-55.

151. Мухина, B.C. Шестилетний ребенок в школе /В.С.Мухина.- М.: Педагогика, 1986.- 207с.

152. Назайкинский, Е.В. Психология музыкального восприятия / Е.В.Назайкинский.- М., 1972.- 87с.

153. Национальная доктрина развития образования в России.- М., 1998.

154. Неменский, Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания /Б.М.Неменский.- М.: Просвещение, 1981.- 192с.

155. Неменская Л. А. Эстетический характер самосознания /Л.А.Неменская // Сов. педагогика,- 1990.-№12.- С.41-46.

156. Немов, P.C. Практическая психология: Познание себя. Влияние на людей /Р.С.Неменский.- М.: ВЛАДОС, 1999.- 320с.

157. Никандров, Н.Д. Ценности как основа целей воспитания / Н.Д.Никандров // Педагогика.- 1998.- №3,- С.3-10.

158. Никифорова, О.И. Исследование по психологии художественного творчества /О.И.Никифорова.- М., 1972.- с.4-50.

159. Образ и мысль// Музей и школа: диалог в образовательном пространстве.- СПб., 1997. Вып.2.- 144с.

160. Обухова, Л.Ф. Этапы развития детского мышления /Л.Ф.Обухова.- М.: Изд-во МГУ, 1972.175,Оганов A.A. Теория отражения и искусство /А.А.Оганов.- М.: Искусство, 1973.- 138с.

161. Павиленис Р.И. Проблема смысла. Современный логико-философский анализ языка / Р.И.Павиленис.- М.: Мысль, 1983.

162. Павлова, Т. Л. Взаимосвязь перцептивной и мыслительной деятельности младших школьников в различных условиях обучения: Дис. .канд. психол. наук/Т.Л.Павлова.- М., 1997.- 155с.

163. Панов, В.Т. Эмоции. Мысли. Разум / В.Т.Панова.- М.: 1992.- 127с.

164. Парамонова, Е.Е. Соотношение эстетических знаний и возможностей детей в их художественно-творческой деятельности / Е.Е. Парамонова // Активизация творческой деятельности детей младшего школьного возраста.- Свердловск, 1984.- С.46-51.

165. Петренко, В.Ф. Психосемантика сознания /В.Ф.Петренко.- М.,1988.181 .Петривняя, И.В. Образ в обучении как основа развития сознания. Научная концепция гражданского образования в начальной школе /И.В.Петривняя.- Н.Новгород: НИРО, 1995,- 32с.

166. Петривняя, И.В. Современная педагогика: методология и практика / И.В.Петривняя. Н.Новгород: НКИ, 1999.- 206с.

167. Петровский, В.А. Личность в психологии /В.А.Петровский.-Ростов-н/Д: «Феникс», 1996.- 509с.

168. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Пер с франц. / Ж.Пиаже. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1969.- 155с.

169. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка /Ж.Пиаже.- СПб., 1997.250с.

170. Пигалев, А.И. Культурология / А.И.Пигалев. Волгоград: Волгогр. гос. ун-т, 1998.- 416с.18 8.Под дьяков, H.H. Закономерности психического развития ребенка /H.H. Поддьяков.- Краснодар: Ун-т «МЭГУ Краснодар», 1997.- 57с.

171. Поддьяков, H.H. Проблемы образования и развития творчества дошкольников /Н.Н.Поддьяков, А.Н.Поддьяков.- Нижний Новгород, 1999.-39с.

172. Подольская, Е.А. Ценностные ориентации и проблема активности личности / Е.А.Подольская.- Харьков: «Основы», 1991.- 258с.

173. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д.Шадрикова.- М., 1990.- 141с.

174. Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика /Я.А.Пономарев.- М.: Педагогика, 1976,- 280с.

175. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр./ Отв. ред. Е.В. Ткаченко.- Вып.1.- Екатеринбург, 1995.- 224с.

176. Полуянов, Ю.А. Воображение и способности /Ю.А.Полуянов.- М.: МГУ, 1982.- 96с.

177. Поляков, С.Д. Психопедагогика воспитания / С.Д.Поляков.- М.,1996.

178. Порус, В.Н. Искусство и понимание: сотворение смысла / В.Н.Порус // Заблуждающийся разум? Многообразие форм вненаучного знания.- М.: Наука, 1990.

179. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В.Давыдова.- М.: 1990.- 168с.19 8. Психология: Словарь. / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.- М.: Политиздат, 1990, 1990.- 494с.

180. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок.- Минск: Нар. Асвета, 199.- 752с.

181. Пупшева, A.C. Проблема интегрированного обучения в начальной школе /А.С.Пупшева //Интегрированное обучение в начальных классах.-Уфа: Полиграфкомбинат, 1998.- С. 1-9.

182. Пьянкова, Н.В. Особенности воображения младших школьников в творческой деятельности: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.В.Пьянкова.-М., 1978.- 150с.

183. Пятин, В.А. Исследование педагогического потенциала среды: Учебное пособие /В.А.Пятин, Мясоедова.- Астрахань: Изд-во АПУ, 1998.-105с.

184. Разумный, В. А. У истоков эстетического воспитания / В.А.Разумный // Революция искусство - дети: Материалы и документы/ Сост. Н.П.Старосельцева.- М.:Просвещение, 1987.- С.212-23.

185. Раппопорт, С.Х. Эстетическое творчество и мир вещей / С.Х.Раппопорт.- М.: Знание, 1987.- 64с.

186. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. -М.: АПН СССР, 1989. T.I.- 485с.

187. Рудь, И.Д., Цуккерман И.И. Поток информации и художественное восприятие /И.Д.Рудь, И.И.Цуккерман // Художественное восприятие/ Под ред. Б.М.Мейлаха.- Л., 1971,- С.132-140.

188. Рябикина, З.И. Личность и ее самоактуализация в общении с другим /З.И.Рябикина, Е.Г.Сомова // Мир психологии.- 2001.- №3.- С.83-88.

189. Сазонова, Е.М. Воспитание эстетического вкуса старших подростков: Автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.М.Сазонова.-Волгоград, 1992.-21с.

190. Сайбединов, Л. Творчество как среда образования /Л.Сайбединов // Новые ценности образования. Сб.4.- М.: Инноватор, 1996.- С.48-56.

191. Сайко, Э.В. Открытие Я в мире Другого и мира Другого в Я как путь восхождения к человеческому и человеческого / Э.В.Сайко // Мир психологии.-2001.-№3. с.З-12.

192. Салмина, Г.Н. Знак и символ в обучении /Г.Н.Салмина.- М., 1988.285с.

193. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К.Селевко.-М., 1998.

194. З.Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем /В.В.Сериков.- М.: ЛОГОС, 1999.-272с.

195. Сеченов, И.М. Впечатления и действительность /И.М.Сеченов // Избр. произвел.- М., 1952. Т.1.- 469с.

196. Сидоренко, В.Ф. Образование: Образ культуры /В.Ф.Сидоренко.-М., 1992.- 86с.

197. Система эстетического воспитания школьников / Под ред. С.А.Герасимова.- М.: Педагогика, 1988.- 264с.

198. Слободчиков, В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры /В.И.Слободчиков // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып.7.-М.: Инноватор-Веппе1:, 1997.-С.177-184.

199. Смирнов, С.Д. Мир образов и образ мира /С.Д.Смирнов // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология.- 1981.- №2.- С. 15-30.

200. Смирнов, С. Д. Психология образа: проблемы активности психического отражения /С.Д.Смирнов.- М., 1985.-230с.

201. Современный мир и эстетическое развитие человека.- М.: Прометей, 1993.- 109с.

202. Современный философский словарь / Под ред. В.Е.Кемерова.-Бишкек-Екатеринбург, 1996.- 608с.

203. Соколова, В.В. Общепедагогические основы формирования коммуникативной культуры в системе непрерывного образования: Дис. .д-рапед. наук: 13.00.01 / В.В.Соколова.-Чебоксары, 1999.-449с.

204. Степин, B.C. Смена типов научной рациональности /В.С.Степин // Синергетика и психология. Тексты.- Вып.1. «Методологические вопросы».-М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1997.- С. 108-121.

205. Сухобская, Г.С. Развитие творческого мышления школьников / Г.С.Сухобская, Ю.Н.Кулюткин.- Л., 1967.- 38с.

206. Сухомлинский, В.А. О воспитании /В.А.Сухомлинский.- М.: Педагогика, 1979.

207. Сэпир, Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. Пер. с англ./ Э.Сэпир / Общ. ред. А.Е.Кибрика.- 2-е изд.- М.: Изд-во «Прогресс», 2001.- 656с.

208. Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного восприятия /Б.М.Теплов // Известия АПН РСФСР. Вып. 11.- М., 1947.- С.7-26.

209. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей /Б.М.Теплов.- М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947- 198с.

210. Толстой, Л.Н. Об искусстве и литературе /Л.Н.Толстой.- М., 1958.-С.123-124.

211. Торшилова, Е.М. Эстетическое воспитание в семье / Е.М.Торшилова.- М.: Искусство, 1989.- 144с.

212. Трубников, А. Духовность образования и трансценденция /А. Трубников // Вестник высшей школы.- 1998.- №8.- С.8-13.

213. Тугаринов, В.П. О ценностях жизни и культуры /В.П.Тугаринов.-Л.: Изд-во ЛГУ, I960.- 256с.

214. Тульчинский, Г. А. Текст как интонированное бытие или инорациональность семиотики / Г.А. Тульчинский // Философия языка и семиотика.- Иваново: Изд-во ИГУ, 1995.- С.52-59.

215. Тургель В.А., Образное и вербальное понимание художественного произведения младшими школьниками: Дис. .канд. психол.наук /В.А.Тургель.- СПб., 1997.- 152с.

216. Утехина А.Н. Интегративная программа «Лингва»: программа обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста /А.Н.Утехина, Т.И.Зеленина.- Ижевск: Удм. ун-т, 2000.- 66с.

217. Ушинский, К. Д. Человек как предмет познания. Опыт педагогической антропологии. Т.8 /К.Д.Ушинский.- М., 1950.

218. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения /К.Д.Ушинский.- М.: Просвещение, 1968.- 558с.

219. Фейнберг, Е.Л. Кибернетика, логика, искусство /Е.Л.Фейнберг.-М.: Радио исвязь, 1981.

220. Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности /Д.И.Фельдштейн.- М.: Междунар. пед. академия, 1994.- 156с.

221. Филатов, В.П. К типологии ситуаций понимания / В.П.Филатов // Вопросы философии.- 1983.- №10.

222. Франкл, В.Э. Человек в поисках смысла /В.Э.Франкл.- М.: Прогресс, 1990,- 336с.

223. Хоруженко, K.M. Культурология: Энциклопедический словарь /К.М.Хоруженко.- Ростов-н/Д: «Феникс», 1997.- 640с.243 .Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной.- М.: Просвещение, 1972.- 286с.

224. Художественное творчество и проблемы восприятия.- Калинин, 1990,- 142с.

225. Человек в системе наук / Под ред. И.Т.Фролова.- М.: Наука, 1989.217с.

226. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников /Т.И.Шамова.- М.: Педагогика, 1982.- 209с.

227. Шердаков, В.Н. Добро Истина - Красота /В.Н.Щердаков.- М.: Знание, 1983.- 67с.

228. Шпет, Г.Г. Введение в этническую психологию /Г.Г.Шпет.- М.,1992.

229. Шрейдер, Ю.А. Тезаурусы в информатике и теоретической лингвистике Ю.А.Шрейдер // Философские проблемы психологии общения.- Фрунзе, 1976.- С.68.

230. Эльконин, Д.Б. Детская психология /Д.Б.Эльконин.- М.: Просвещение, 1960.

231. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой.- М.: Просвещение, 1985.- 175с.

232. Эстетика. Словарь / Под ред. А.А.Беляева и др.- М.: Политиздат, 1989.- 447с.

233. Эстетическое воспитание школьников / Под ред. А.И.Бурова и Б.Т.Лихачева.- М.: Просвещение, 1974.- 287с.

234. Эстетическая культура и эстетическое воспитание / Сост. Г.С.Лабковская.- М.: Просвещение, 1983.- 304с.

235. Эстетическое сознание и процесс его формирования / Под ред. Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзерова.- М.: Искусство, 1981.- 255с.

236. Юнг, К.Г. Проблемы души нашего времени / К.Г.Юнг.- М.: Мысль, 1994,- 329с.

237. Якиманская, И.С. Образное мышление и его место в обучении /И.С.Якиманская // Сов. педагогика.- 1968.- №2.- С.62-71.

238. Якиманская, И.С. Принцип активности в педагогической психологии /И.С.Якиманская // Вопросы психологии.- 1989.- №6.- С.5-13.

239. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе /И.С.Якиманская.- М., 1996.

240. Якобсон, П.М. Почему надо воспитывать чувства детей /П.М.Якобсон.- М.: Просвещение, 1964.- 75с.

241. Якобсон, П.М. Художественный образ и его историческая жизнь / П.М.Якобсон.- М., 1970.

242. Якобсон, П.М. Психология и художественное восприятие / П.М.Якобсон // Художественное восприятие / Под ред. Б.С.Мейлаха.- Д., 1971.-С. 67-79.

243. Якобсон, П.М. Психология художественного творчества /П.М.Якобсон.- М.: Знание, 1971.- 48с.

244. Ясвин, В. А. Экспертиза школьной образовательной среды /В.А.Ясвин.- М.: Сентябрь, 2000.- 128с.

245. Ясвин, В. А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды / В.А.Ясвин // Дополнительное образование.- 2000.-№2.-С.16-22.

246. Ясперс, К. Язык / К.Ясперс // Философия языка и семиотика.-Иваново: Изд-во ИГУ, 1995.

247. Bahadur W. An Aspect of Indian Aesthetics /W.Bahadur.- Madras, 1956.- 234p.

248. Barsalou L.W. Frames, concepts, and conceptual fields /L.W.Barsalou //Frames, fields and contrasts. Hillsdale, 1992. P.67.

249. Buhler K. Gestaltwahrnehmungen / K.Buhler.- Stuttgart, 1913. Band I.

250. Neisser U. Cognitive psychology /U.Neisser/- New York: Appleton -Century Crofts. 1967.-32lc.

251. Schiffer S. Cognition and representation / S.Siffer, S.Steel / Boulder (Colorado), 1988.

252. Репертуар, использованный в опытно-экспериментальной работе по формированию эстетической культуры у детей младшего школьного возраста в дополнительном музыкальном образовании (тематические примеры)

253. Н.Римский-Корсаков: Снегурочка, Садко, Сказка о царе Салтане.

254. М.Глинка: Руслан и Людмила.

255. П.И.Чайковский: Лебединое озеро, Щелкунчик, Спящая красавица, Пиковая дама.

256. А.Лядов: Баба-Яга, Кикимора.5. С.Прокофьев: Петя и волк.6. Р.Шуман: Дед-Мороз.1. Музыка о природе.

257. П.И.Чайковский: Времена года.2. А.Вивальди: Времена года.3. Э.Григ: Весной, Ручеек.4. Ц Кюи: Осень.

258. Музыка настроения, характера и событий.

259. Г.Свиридов: Ласковая просьба.

260. Л.Бетховен: Весело грустно.

261. С.Майкапар: Тревожная минута.4. Р.Шуман: Порыв.5. М.Мусоргский: Слеза.6. П.И.Чайковский: Ноктюрн.

262. Ф.Шуберт:. Музыкальный момент.8. И.Гайдн: Соната.

263. Х.Глюк: Мелодия и П.И. Чайковский: Мелодия.

264. И.С.Бах: Шутка; П.И.Чайковский Юмореска, Скерцо; Р.Щедрин: Юмореска.

265. Ф.Шуберт: Музыклъный момент и С.Рахманинов: Музыкальный момент.

266. Р.Шуман: Смелый наездник, Всадник.

267. П.И.Чайковский: Игра в лошадки.

268. А.Гречанинов: Верхом на лошадке.

269. П.И.Чайковский: Детский альбом.1. Танец.

270. Ж.Бизе: Марш из сюиты "Детские игры. "

271. П.И.Чайковский: марши из балетов и опер.

272. Д.Верди: Марш из оперы Аида.

273. Д.Россини: танцы из опер Вильгельм Тель, Сорока-воровка

274. Ф.Мендельсон: Свадебный марш.

275. Вальсы И.Штрауса, Ф.Шопена, Ф.Шуберта.7. Д.Кабалевский: Вальс.

276. И.С.Бах: Бурре, Полонез, Менуэт.1. Вопросы для родителей:

277. Прибегает ли Ваш ребенок к занятиям художественной деятельностью (музыкой, ИЗО и др.) для того, чтобы выразить свое настроение: когда ему грустно, весело, одиноко и т.п.?

278. Изменился ли словарный запас Вашего ребенка? Зафиксируйте, пожалуйста, определения, которыми он стал пользоваться для характеристики тех или иных явлений действительности, событий и прочего.

279. Грустный, робкий, печальный, жалобный, слезливый, заунывный, хмурый.

280. Уверенный, бойкий, яркий, решительный, бурный, бодрый, победный, тревожный, легкий.

281. Серьезный, могучий, сильный, ласковый, нежный, плавный, ритмичный, напевный, звенящий, злой, усталый, шуршащий, спокойный, веселый.

282. Смешной, прыгающий, танцующий, игривый, смешной, шутливый, волшебный, музыка (настроение) ожидания, сказочный.

283. Фрагменты рассказов детей экспериментальной группы (задание «Расскажи о музыке.»)1. Ира. С., 8лет.

284. Я хочу сказать, что есть музыка, леса, музыка города, музыка праздника. Музыка разговаривает с нами своим языком. Даже самые далекие времена она открывает для людей. Это настоящее волшебство. Даже если музыка не сказочная, все равно она как сказка.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.