Формирование двигательной культуры студентов: На примере обучения ритмической гимнастике тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Милехина, Ирина Алексеевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 176
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Милехина, Ирина Алексеевна
Введение.
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования двигательной культуры студентов.
1.1. Физическая культура как составная часть общей культуры человека.
1.2. Научные основы формирования двигательной культуры личности.
1.3. Особенности формирования двигательной культуры студентов в высшей профессиональной школе.
Выводы по первой главе.
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности педагогической системы формирования двигательной культуры студентов.
2.1. Организация, содержание и результаты констатирующего эксперимента.
2.2. Проектирование и проверка эффективности педагогической системы формирования двигательной культуры студентов.
2.3. Оценка и итоги формирующего эксперимента.
Выводы по второй главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Организационно-педагогические условия и факторы, определяющие адаптацию студенток к учебно-профессиональной деятельности средствами ритмической гимнастики2003 год, кандидат педагогических наук Батова, Елена Анатольевна
Профессионально-прикладная физическая подготовка студенток педагогического вуза по оздоровительной аэробике2003 год, кандидат педагогических наук Голякова, Наталья Николаевна
Педагогические условия формирования двигательной культуры у будущих учителей2000 год, кандидат педагогических наук Журина, Татьяна Николаевна
Физическое воспитание студенток вузов на основе дифференцированного применения комплексов ритмической гимнастики в сочетании с оздоровительными технологиями2002 год, кандидат педагогических наук Вялкина, Тамара Григорьевна
Модульная технология развития двигательных координаций у студенток в процессе физического воспитания2006 год, кандидат педагогических наук Старкова, Елена Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование двигательной культуры студентов: На примере обучения ритмической гимнастике»
Актуальность исследования. Кризис физической культуры — это не только российская проблема на современном этапе развития нашего общества, но и явление всемирного масштаба. На 18-й Генеральной Ассамблее Международного комитета спортивных наук и физической культуры в Барселоне 18 ноября 1998 г. участники получили для широкого обсуждения документ, свидетельствующий об ухудшении состояния физического воспитания и образования во всем мире.
Результаты медицинских исследований убедительно показывают, что физическая активность является фактором, приносящим пользу для здоровья. В исследованиях В.К. Велитченко, Н.В. Карташова, А.Н. Кокосова, М.В. Коняхина, С.В. Севдалева, Э.В. Стрельцова, Е.В. Чернобыльской и др. получены экспериментальные данные о благоприятном воздействии физических упражнений на развитие физических и психических качеств человека, на его образ жизни, на получение оздоровительного эффекта при многих заболеваниях. Поэтому физическая активность, в образовательной форме выраженная как "физическая культура", является обязательным предметом учебного плана учебных заведений всех уровней в различных странах. В то же время во всем мире отмечается негативная тенденция снижения статуса физической культуры в образовательных учреждениях, забывается или не осознается роль двигательной активности в профилактике и снижении заболеваний сердечно-сосудистой системы, ряда онкологических заболеваний, диабета; в повышении познавательных и учебных способностей физически активных учащихся, что связано с улучшением циркуляции крови и усилением мозгового кровообращения; в формировании жизненно важных навыков, необходимых в течение всей жизни.
В процессе реформ, осуществляемых на современном этапе развития России, создаются правовые, экономические и организационные основы развития физической культуры и спорта. Это выражается в принятии федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства, законодательных актов местных органов власти, формирующих правовую базу отрасли. Законодательная база способствует совершенствованию программ физического и оздоровительного воспитания, используемых в образовательных учреждениях. Эти программы должны решать самые разнообразные задачи, способствующие профилактике заболеваний, развитию двигательных умений и навыков, повышению самоуважения и социализации, искоренению наркотиков и криминализации среди молодежи.
Вопросам формирования физической культуры, двигательной активности личности посвящено большое количество научных работ. Медико-биологические основы физической активности исследуются в трудах Н.М. Амосова, JI.H. Маркова, B.C. Преображенского; теоретические и практические вопросы олимпийского движения представлены в работах В.В. Столбова, В.А. Новоскольцева, А.А. Кислова, B.C. Родиченко; психолого-педагогические основы организации детско-юношеского спорта рассматриваются в исследованиях В.К. Бальсевича, А.А. Деркача, А.А. Исаева, В. Кузина, О.В. Лариной, Л.П. Матвеева, В.П. Филина.
В научно-педагогической литературе неоднократно рассматривался вопрос о взаимосвязи и взаимозависимости занятий физической культурой, спортом и умственной работоспособностью, качеством учебы студентов (И.И. Зеленов, В.Э. Нагорный, И.И. Переверзин, Ю.С. Тарабыкин и другие). В трудах Н.А. Бернштейна, Н.Е. Введенского, П.Я. Гальперина, П.Ф. Лесгафта, к*
И.П. Павлова, И.М. Сеченова, Д. Унгерер, А.А. Ухтомского, И. Шмитца рассматриваются взаимоотношение физической и двигательной культуры, основы обучения двигательным действиям.
Вместе с тем проведенный нами теоретико-методологический анализ показал, что, несмотря на имеющиеся исследования путей и средств формирования физической культуры молодежи, остается недостаточно разработанным вопрос о возможностях использования в учебном процессе ритмической гимнастики как одного из эффективных средств формировав двигательной культуры студентов.
В связи с вышеизложенным необходимо разрешение противоречия между возрастающими требованиями к повышенной психофизиологической активности студентов, с одной стороны, и низким уровнем их двигательной активности и культуры, с другой стороны. Исходя из выявленного противоречия нами была определена проблема исследования: в чем заключается сущность и каковы психолого-педагогические условия формирования двигательной культуры студентов?
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование двигательной культуры студентов (на примере обучения ритмической гимнастике)».
Цель исследования: научное обоснование и практическая разработка педагогической системы формирования двигательной культуры студентов средствами ритмической гимнастики.
Объект исследования — физкультурно-спортивная деятельность студентов.
Предмет исследования — педагогическая система формирования двигательной культуры студентов посредством ритмической гимнастики.
Гипотеза исследования: формирование культуры движения студентов посредством ритмической гимнастики будет осуществляться более эффективно, если. поэтапное ее формирование (идентификация, индивидуализация, актуализация) соотносится с особенностями изменения функциональных ориентаций педагогического процесса; двигательная деятельность, составляющая непосредственное содержание культуры, рассматривается как сложная структурная организация, включающая в себя информационный, операциональный, мотивационный и личностно - креативный компоненты; формирование двигательной культуры представляет собой непрерывный процесс, осуществляющийся в рамках целостной системы физического воспитания в вузе, а его реализация основана на здоровьесберегающих и продуктивных педагогических технологиях; преподаватель владеет системой методических приемов обучения (показ отдельных гимнастических упражнений или целых соединений и комбинаций, страховка при их выполнении, помощь, поддержка, анализ структуры техники и характера выполнения упражнений, точное, выразительное, уверенное воспроизведение основного рисунка движений), обеспечивающих эффективное формирование двигательной культуры; проверка и оценка теоретических знаний, двигательных умений и навыков студентов отвечают требованиям систематичности, своевременности, всесторонности, объективности и имеют индивидуальный характер.
Исходя из предмета исследования, для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены задачи исследования:
1. Провести междисциплинарное исследование взаимосвязанных понятий «культура», «физическая культура», «движение», «двигательная активность», «двигательная культура» в контексте профессионально-личностного становления студентов.
2. Определить комплекс психолого-педагогических условий эффективного формирования двигательной культуры студентов.
3. Спроектировать и экспериментально апробировать авторскую педагогическую систему формирования двигательной культуры студентов посредством ритмической гимнастики, разработать объективные критерии ее оценки.
Теоретике -методологической основой исследования явились: • теории двигательной деятельности (Н.А. Бернштейн, Н. Е. Введенский, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский);
• философские учения о движении, движении материи (Гераклит, Демокрит, Эпикур, Аристотель, Дж. Толанд, П. Гольбах, Г. Гегель, Г.В. Лейбниц, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.);
• теории обучения двигательным действиям (Н.А Бернштейн, М.М. Боген, Ф. Бойтендейк, П.Я. Гальперин, П.Ф. Лесгафт, Д. Унгерер, Й. Шмитц);
• теории различных видов человеческой деятельности (П.К. Анохин, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев);
• классические и современные психолого-педагогические теории (Б.Г. Ананьев, С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, Е.В. Бондаревская, Л.Г. Вяткин, Г.И. Железовская, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн);
• теоретико-методические исследования физического воспитания и спорта (В.К. Бальсевич, А.А. Кислов, В. Кузин, Л.П. Матвеев, В.А. Новоскольцев, B.C. Родиченко, В.В. Столбов, В.П. Филин).
Для достижения цели и решения поставленных задач в диссертации используются следующие методы исследования: междисциплинарный анализ научной литературы; педагогическое моделирование; педагогический эксперимент; анкетирование; прием и фиксирование результатов контрольных нормативов; антропометрические измерения; врачебно-педагогические наблюдения; системное моделирование, статистический метод.
Опытно-экспериментальная база исследования — Саратовский государственный социально-экономический университет.
Исследование осуществлялось в четыре этапа:
1. На первом этапе (1990-1996 гг.) осуществлялся анализ психолого-педагогической, философской, культурологической, методической литературы по проблеме исследования, изучалась практика формирования двигательной культуры личности, проводился теоретический анализ особенностей преподавания курса физической культуры в высших учебных заведениях и формирования двигательных умений и навыков в процессе обучения у студентов, осуществлялся опыт практической деятельности.
2. На втором этапе (1996-1998 гг.) продолжалось накопление опыта практической работы, осуществлялся поиск путей оптимизации формирования двигательной культуры обучающихся, изучалась возможность выработки конкретных учебно-практических и организационно-методических мероприятий для создания педагогической системы формирования двигательной культуры студентов средствами ритмической гимнастики, осуществлялось проектирование системы формирования двигательной культуры девушек-студенток посредством ритмической гимнастики.
3. На третьем этапе (1998-2001 гг.) разрабатывался механизм реализации системы формирования двигательной культуры девушек-студенток, осуществлялось применение разработанной системы, диагностическое определение ее эффективности, апробация результатов работы в практике работы образовательных учреждений.
4. На четвертом, завершающем этапе (2001-2002 гг.), происходило обобщение и систематизация результатов исследования, уточнение теоретических выводов, корректировка механизма реализации педагогической системы формирования двигательной культуры студентов, внедрение результатов работы в практику образовательных учреждений разных уровней и типов.
Научная новизна исследования заключалась в следующем.
Предложен комплексный подход к исследованию двигательной культуры, формирование которой происходит в процессе физкультурно-спортивной деятельности студентов, занимающихся ритмической гимнастикой.
Определены научные предпосылки и практические основания разработки модели авторской педагогической системы формирования двигательной культуры студентов посредством ритмической гимнастики, которая проектировалась с учетом общих требований к уровню подготовки выпускника высшей школы по курсу учебной дисциплины «Физическая культура» и включала в себя целевой, содержательный, технологический, диагностический, результативный компоненты; выявлена и экспериментально исследована совокупность условий, гарантирующих эффективное формирование культуры движений (мотивационное, методическое, технологическое обеспечение).
Разработан механизм реализации педагогической системы формирования двигательной культуры студентов, учитывающий специфику деятельности преподавателя физической культуры (содержание учебного материала, особенности методов, форм и средств обучения) и студентов (формирование мотивации, усвоение теоретических знаний, практическое выполнение, активизация творческого мышления, самоанализ и самоконтроль, профессионально-прикладная физическая подготовка) в образовательном процессе вуза.
Предложен критериальный аппарат и адекватный диагностический инструментарий для оценки эффективности предлагаемых технологических решений и исследовательских идей.
Теоретическая значимость работы состоит в следующем: выдвижение ведущих идей и направлений решения проблемы поиска педагогически эффективных путей формирования двигательной культуры студентов способствует реализации идей личностно-ориентированной педагогики; сконструированная авторская педагогическая система формирования двигательной культуры студентов и адекватный механизм ее реализации в учебно-тренировочном процессе по физической подготовке соответствует положениям новой парадигмы образования, вносят определенный вклад в педагогику развития культуры личности; результаты исследования, теоретические выводы и методические рекомендации носят общепедагогический характер и могут быть использованы при разработке технологий формирования других профессионально-личностных качеств обучаемых.
Практическая значимость выполненного исследования обусловлена внедрением полученных результатов в практику деятельности различных направлений, уровней и типов образовательных учреждений, их позитивным влиянием на формирование двигательной культуры обучаемых, на повышение теоретического уровня преподавания спортивных дисциплин в вузе. Спроектированная авторская педагогическая система формирования двигательной культуры студентов (на примере ритмической гимнастики), программа, наборы тестовых заданий, диагностических методик, критериальные показатели могут быть использованы в преподавании спортивных дисциплин, при измерении и оценке эстетичности исполнительного мастерства спортсменов. Научно - теоретические основы организации физкультурно-спортивной деятельности студентов могут служить практической базой для развертывания оздоровительной работы с молодежью и расширения взаимодействия различных учреждений, занимающихся обеспечением необходимых условий для здорового образа жизни подрастающего поколения.
Достоверность и обоснованность полученных научных результатов подтверждаются: четким выбором фундаментальных методологических позиций; непротиворечивостью исходных теоретических положений и понятийно-категориального аппарата исследования; целостностью рассмотрения предмета исследования; длительным характером опытно-экспериментальной работы; применением комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования; количественным и качественным анализом экспериментального материала. На защиту выносятся:
1. Психолого-педагогические условия формирования двигательной культуры студентов посредством ритмической гимнастики.
2. Модель авторской педагогической системы формирования двигательной культуры студентов.
3. Критериальные показатели и диагностический инструментарий определения уровней сформированности двигательной культуры студентов (на примере ритмической гимнастики).
Апробация и внедрение результатов, полученных в ходе диссертационного исследования, осуществлялись в процессе выступлений с докладами на ежегодных научно-практических конференциях Саратовского
• государственного социально-экономического университета, на научно-практической конференции Саратовского педагогического института: «Развитие творческой активности учащихся» (В.А.Сухомлинский и современность) в апреле 1996 года, на межвузовской научно-практической конференции «Здоровье и образование» (Саратов, 1997), на межвузовской научно-практической конференции «Обновление содержания педагогического образования: диагностика, апробация, внедрение» в декабре 2001 года; на заседаниях кафедры педагогики Саратовского государственного университета,
• кафедры физического воспитания Саратовского государственного социально-экономического университета. Выводы и материалы диссертационного исследования используются в практике работы Саратовского государственного социально-экономического университета, педагогического института Саратовского государственного университета, Балашовского филиала Саратовского государственного университета, Международного университета бизнеса и управления (Саратовский филиал), Саратовского училища искусств, Саратовского книготоргового колледжа и ряда других учебных заведений.
• Структура диссертационного исследования обусловлена последовательностью решения задач исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Общий объем работы составляет 176 страниц машинописного текста, содержащего 10 таблиц, 5 диаграмм, 1 схему, список литературы из 156 наименований, 6 приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Моделирование процесса развития ритмичности движений у студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой2006 год, кандидат педагогических наук Костюнина, Любовь Ивановна
Научно-методические основы формирования гуманистически ориентированной физической культуры студенток педагогических специальностей1998 год, кандидат педагогических наук Вучева, Вера Васильевна
Ритмическая гимнастика как фактор здорового образа жизни2000 год, кандидат педагогических наук Соколова, Инна Викторовна
Библиотечная профессия как ключевой фактор подготовки библиотечно-информационных специалистов: гендерный аспект2009 год, кандидат педагогических наук Гулина, Елена Юрьевна
Программно-методическое обеспечение физического воспитания будущего преподавателя хореографии2008 год, кандидат педагогических наук Бушенева, Ирина Сергеевна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Милехина, Ирина Алексеевна
Выводы по второй главе
1. Тело человека создано для движений, но движение движению рознь. Качество выполнения двигательных действий, а значит и степень эффективности их влияния на личность студента зависит от эмоционального и психологического настроя во время занятий физической культурой, от мотиваций, побуждающих овладевать определенными видами двигательной активности. В связи с этим формирование двигательной культуры есть важная и необходимая часть общей цели физического воспитания студентов — формирование физической культуры личности.
2. Исследование постановки и проведения занятий по физической культуре в среднеспециальных и высших учебных заведениях выявили, что внимание и обращение к двигательной культуре как преподавателей, так и студентов проявляется крайне редко. Содержание занятий чаще всего сводится к репродуктивному уровню освоения двигательными действиями.
3. Результаты внедрения авторской педагогической системы и программы формирования двигательной культуры у студентов достоверно показали благотворное влияние упражнений ритмической гимнастики на повышение уровня физической и технической подготовленности студенток, коррекцию телосложения и формирование правильной осанки.
4. Предложенная педагогическая система расширяет возможности студентов в выборе двигательной активности с учетом их интересов и потребностей, что повышает продуктивность обучения, способствует формированию у занимающихся творческих способностей и активной познавательной деятельности в области физического образования и физического совершенствования.
137
Заключение
Теория физической культуры является относительно молодой, окончательно еще не сформировавшейся сферой знаний. В связи с этим в работе проведено междисциплинарное исследование взаимосвязанных понятий «культура», «физическая культура», «движение», «двигательная активность», «двигательная культура» в контексте профессионально-личностного становления студентов.
В современном обществе культура становится центральным, фундаментальным понятием, так как культура — неповторимый по своей сложности многосубстратный социальный феномен, образующий единое целое с наиболее важными социальными событиями и процессами и, вследствие этого, выступающий наиболее важным для человека объектом исследования и изучения. Культура является специфически человеческим способом материального и духовного производства, основанном на конкретной модели мира, определяющем типе социальной организации в единстве с совокупностью методов воспроизводства и развития важнейших элементов социального организма.
Первоначальное понятие «культура» связывалось с целенаправленным воздействием человека на природу, прежде всего с земледелием. Позднее им стали обозначать результаты воспитания и обучения самого человека. В современном же значении понятие «культура» стало использоваться в XVIII — XIX веках.
Хотя физическая культура имеет столь же давнюю историю, как и общество, термин появился лишь в конце XIX в. и, как и более общее понятие «культура», далеко не однозначен. В различных источниках употреблялись словосочетания «физические способности», «гимнастика», «физическое образование», «физическая тренировка», «физическое воспитание», «физические упражнения». Исходя из характерного для XIX в. понимания культуры в целом как процесса, связанного с возделыванием чего-либо или воспитанием кого-либо, в США и Англии появилось выражение «физическая культура».
В России возникновение термина и становление понятия прошло путь от понятий «физическое развитие», «культура тела, красота и сила» к понятию «физическая культура». Сейчас физическая культура понимается как вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей.
Физическая культура выполняет ряд важнейших функций в жизни общества: развивающую, воспитательную, образовательную, оздоровительно-гигиеническую и общекультурную.
В структуру физической культуры входят такие компоненты, как физическое образование, спорт, двигательная реабилитация, физическая подготовка, физическое развитие, физические упражнения и др.
В зависимости от развития общей культуры физическая культура, как одна из областей культуры общества и человека, принимает определенные формы и наполняется соответствующим содержанием. При этом культурно-историческая реальность такова, что, несмотря на различия физических культур, народы и поколения постоянны в одном. Они культивируют (развивают и совершенствуют), хранят (в устной, письменной и других формах), передают (иногда прямо по наследству) разнообразные накопленные ими знания и умения, созданные ими «образцы» движений и двигательных действий, т.е. двигательную культуру, культуру движения, которая включает в себя: технику исполнения движений, осанку, выразительность, динамичность, темп, ритм движений, пластичность, элегантность, легкость.
Непосредственным содержанием культуры движения является двигательная деятельность, обладающая той особенностью, что она прямо и непосредственно направлена на овладение человеком собственной физической природой. В процессе такой двигательной деятельности происходит не только преобразование физической природы человека, но и развитие его сознания и мышления, формирование мироощущения и миропонимания.
Физические упражнения являются универсальным средством восстановления утраченных двигательных навыков и укрепления физического состояния человека. В связи с этим роль физического воспитания как процесса совершенствования двигательных умений и навыков, а также формирования здорового образа жизни подрастающего поколения России приобретает особую значимость. Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности.
Физическая культура и процесс формирования здорового образа жизни у студентов в настоящее время переживает очень ответственный период. Оптимальное физическое развитие и подготовленность, крепкое здоровье и работоспособность составляют основу творческого отношения к овладению профессиональным мастерством будущих специалистов. Однако, как показывают исследования, потребность в физическом самосовершенствовании у значительной части студентов не сформирована, они не осознают значимости физкультурно-оздоровительных занятий в организации здорового образа жизни. Привлечение студентов в спортивные секции по интересам, увеличение объёма теоретических знаний и методических умений по физической культуре, улучшенные педагогические условия будут способствовать разрешению противоречий между возрастающими требованиями к повышенной психофизиологической активности студентов с одной стороны и низким уровнем их двигательной активности и культуры — с другой стороны.
Анализ современной педагогической литературы и исследований в области воспитания и обучения позволяет говорить о настоятельной необходимости в инновационном обновлении учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию. Одним из путей совершенствования учебного процесса в вузе с целью формирования двигательной культуры студентов является включение в систему их физической подготовки комплексов ритмической гимнастики, которые относятся к эстетически насыщенным упражнениям, к технико-эстетическим видам спорта, где красота движений (изящность, грация, гармония) служит для определения уровней сформированности культуры движения.
Систематические занятия ритмической гимнастикой, включенные в обязательный учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию в вузе, повышают уровень физической подготовленности, эмоционального состояния, развития умений легко и красиво двигаться.
Экспериментальное исследование проводилось с 1990 по 2002 гг. в несколько этапов, которые отличались временными, целевыми характеристиками, задачами и соответствующими методами.
Основными задачами, решенными в ходе констатирующего эксперимента, явились: 1) выявление мотивационной направленности студентов к успешному овладению разнообразными двигательными действиями; 2) определение физической подготовленности студентов в начале проводимого нами эксперимента; 3) разработка критериально-ориентировочного теста определения уровня владения техникой и культурой выполнения двигательных действий по типу ритмической гимнастики; 4) оценка исходного уровня владения техникой и двигательной культурой выполняемых студентками ритмогимнастических движений; 5) выяснение уровня сформированности двигательной культуры студенток на основе их самовидения и самопредставления. В ходе эксперимента было также проведено широкое обследование занятий по физической культуре и спорту в высших учебных и среднеспециальных заведениях с преимущественно женским контингентом, анкетирование преподавателей физического воспитания и занимающихся, выявлены педагогические условия и возможности включения практических занятий с использованием элементов ритмической гимнастики в учебно-воспитательный процесс, определена их направленность.
Констатирующий эксперимент в нашем исследовании позволил получить важные достоверные данные о начальных исходных позициях как учебного процесса, так и сведения о студентах — объектах нашего эксперимента. Для достижения репрезентативности исследования мы обследовали 122 студентки Саратовского государственного социально-экономического университета.
Результаты анкетирования всех ее участников (преподавателей и занимающихся); приема и фиксирования результатов контрольных нормативов физической подготовленности студентов; антропометрические измерения у студентов 1 курса; врачебно-педагогические наблюдения за состоянием осанки и походки занимающихся; регистрация выявления психолого-педагогических условий для успешного формирования двигательной культуры в процессе занятий физической культурой позволили констатировать следующее:
1) постановка учебно-воспитательного процесса по физической культуре и спорту в высших и среднеспециальных учебных заведениях с преимущественно женским контингентом вполне удовлетворительная, в тоже время имеет место слабая материально-техническая база многих учебных заведений, что побудило нас искать новые, доступные условия и пути совершенствования учебного процесса (для овладения двигательными умениями и навыками по типу комплексов ритмической гимнастики не требуется дорогостоящего оборудования и инвентаря, занятия можно проводить в любом спортивном зале);
2) весо-ростовой показатель обследуемых нами студенток 1 курса находится в норме и уровень физического развития по этим данным достаточно однороден;
3) физическая подготовленность студентов варьируется в широком диапазоне, но 58% имеют изначально низкие показатели;
4) у многих студенток нарушена осанка (чаще всего встречаются такие дефекты как круглая спина (сутуловатость), кругловогнутая спина, асимметрия плечевого пояса);
5) по результатам данных авторского критериально-ориентировочного теста (включающего в себя комплекс упражнений по типу ритмической гимнастики) можно выделить три исходных уровня сформированности двигательной культуры (низкий, средний, высокий);
6) студенты, поступившие на I курс, имеют изначально низкий уровень владения техникой и культурой выполнения как несложных гимнастических упражнений под музыку, так и сложнокоординационных движений; у многих студентов нет заинтересованности в выполнении движений в полную «силу», с максимально возможной амплитудой, с активным включением в движение всех частей тела, артистично и выразительно;
7) результаты авторского теста-опросника для определения понимания «двигательной культуры» на основе самооценки у студенток позволили получить данные по уровням сформированности двигательной культуры (1-й уровень соответствует низкой самооценке, 2-й уровень - средней самооценке, 3-й уровень — наиболее высокой).
Комплексная оценка полученных в ходе констатирующего эксперимента данных позволила говорить о недостаточном использовании студентками своих физических возможностей, о недооценке знаний в области физической культуры и их использования для достижения жизненных и профессиональных целей. Это привело нас к необходимости создания и внедрения в учебно-воспитательный процесс по физической культуре специально разработанной для студентов-девушек педагогической системы формирования двигательной культуры с использованием упражнений ритмической гимнастики.
Для уточнения вопроса о влиянии систематических занятий ритмической гимнастикой, включенных в обязательный учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию в вузе, на уровень физической подготовленности, эмоционального состояния, развития двигательных качеств обучающихся, овладение определенными двигательными умениями и навыками, мы внедрили в учебный процесс специально разработанные комплексы упражнений ритмической гимнастики, постепенно усложняющиеся задания для самостоятельной индивидуальной и групповой работы студенток, ряд спортивно-массовых мероприятий. Были организованы четыре группы занимающихся: две группы (5 и 6 учебные группы) занимались, опираясь только на обязательный (базовый) материал учебной программы для высших учебных заведений (контрольные группы), и две вторые группы (2 и 4 учебные группы) — экспериментальные, для которых был разработан специальный практический материал с использованием упражнений ритмической гимнастики.
Важнейшими структурными компонентами авторской педагогической системы формирования двигательной культуры студента (на примере обучения ритмической гимнастике) явились целевой, содержательный, технологический, диагностический и результативный.
Целевой компонент направлен на формирование двигательной культуры личности, улучшение качества учебно-воспитательного процесса по физической подготовке, расширение возможностей двигательной активности обучающихся девушек.
Содержательный компонент включает в себя экспериментальную программу по ритмической гимнастике, содержащую принципиально новый подход к методике организации и ее технической стороне, предполагающую постоянное внимание к эстетической стороне выполняемых двигательных действий, интеграцию программ учебной и спортивно-массовой работы по физической культуре в высшей школе.
Технологический компонент определяет использование специальных форм, методов, средств обучения упражнениям ритмической гимнастики как виду определенной двигательной деятельности с акцентом на формирование двигательной культуры, указаний и рекомендаций для студентов и преподавателей, определенных систем самостоятельных заданий.
144
В качестве диагностического компонента авторской педагогической системы выступают разработанные дидактические материалы для текущей и итоговой диагностики и оценки результатов овладения технической стороной изучаемых движений и культурой их выполнения, фиксирование результатов и изменений физической подготовленности студенток, динамики выявленных отклонений и нарушений осанки и походки.
Результативный компонент представлял последовательное повышение уровня сформированности двигательной культуры студентов.
Модель авторской педагогической системы формирования двигательной культуры средствами ритмической гимнастики у студенток разрабатывалась с учетом общих требований к уровню подготовки выпускника высшей школы по курсу учебной дисциплины «Физическая культура», которая предусматривает, что результатом образования должно быть создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому образу жизни, физическому самосовершенствованию, приобретение личного опыта творческого использования полученных физкультурно-оздоровительных знаний, достижение установленного уровня психофизической подготовленности.
Формирующий эксперимент проводился в три этапа с 1998 по 2002 гг. на базе Саратовского государственного социально-экономического университета со студентками финансово-кредитного и учетно-экономического факультетов: первый этап предполагал создание определенных условий для готовности обучаемых к овладению двигательными действиями по типу ритмической гимнастики, усвоение теоретических знаний, формирование положительной мотивации учебной деятельности; второй этап был направлен на практическое выполнение двигательных действий в процессе физической подготовки — выход на уровень точного воспроизведения техники движений с акцентом внимания на двигательную культуру; третий этап был направлен на максимальную активизацию творческой познавательной деятельности студенток в области физической культуры, на практическую и теоретическую реализацию изученного материала в усложненных условиях подготовки к соревнованиям и в собственно соревновательной деятельности, формирование внутренних стимулов к последующему учению и самообразованию в области двигательной культуры.
Условия формирующего эксперимента предусматривали наряду с использованием традиционной методики обучения определенным двигательным умениям и навыкам (в нашем случае — упражнениям ритмической гимнастики) применение специальных сенсорных методических приемов с акцентом на то, что любое физическое упражнение должно строиться и выполняться с учетом эстетических требований. На занятиях по физической культуре в экспериментальных группах мы постоянно и систематически акцентировали внимание на культуру выполнения разнообразных физических упражнений. При этом важное значение имело рациональное сочетание различных методов, форм и средств организации, руководства и контроля на учебно-практических, теоретических занятиях и внеучебной деятельности. Эффективность использования педагогической системы и программы формирования двигательной культуры у студентов проверялась сопоставлением результатов обучения.
Подводя итоги экспериментальной работы по формированию двигательной культуры студентов, можно отметить следующее: произошел значительный положительный сдвиг в уровнях владения техникой и культурой выполнения двигательных действий у студенток экспериментальных групп; возросла физическая подготовленность студенток; выявлены позитивные изменения в осанке и походке занимающихся в экспериментальных группах; у студентов, занимающихся по экспериментальной программе, повысилась адекватная самооценка в вопросах понимания и осознания двигательной культуры.
Перспективы дальнейших исследований могут состоять в разработке отдельных компонентов рассматриваемой авторской педагогической системы, исследований частных организационно- практических вопросов.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Милехина, Ирина Алексеевна, 2002 год
1. Актуальные проблемы теории физической культуры и теории спорта в свете задач перестройки высшего и среднего специального образования: Сборник научных трудов. Киев: КГИФК, 1990. 114 с.
2. Андреев В.й. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий. 2000. 608 с.
3. Анохин П.К. Общие принципы компенсаций нарушенных функций и их физиологическое обоснование. М., 1956. 116 с.
4. Анохин П.К. Очерки физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.402 с.
5. Аристотель. Физика. Ill 1, 200 в; рус. пер., М., 1936. 478 с.
6. Аулик И.В. Как определить тренированность спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1976. 102 с.
7. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры //Теория и практика физической культуры. 1991. № 7. С. 12-18.
8. Бальсевич В.К. Физкультура для всех и для каждого. М.: Физкультура и спорт, 1988. 208 с.
9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с.
10. Башаев Н.Н. Роль физического воспитания в формировании социальной активности студентов. М., 1980. С. 22.
11. Беляев И.Д., Игнатьев А.С., Лотоненко А.В. Физическая культура в формировании социально активной и гармонично развитой личности студентов. Воронеж, 1991. 40 с.
12. Бердяев Н.А. Духовное состояние современного мира //Новый мир. 1990. №1.С.216-223.
13. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М., 1994. 480 с.
14. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. • 607с.
15. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 173 с.
16. Бернштейн H.JI. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. 214 с.
17. Большая советская энциклопедия. М., 1977. Т.2, С.550; Т. 7, С.582 583; Т. 27, С.374.
18. Бубер М. Я и Ты. М„ 1993. 173 с.
19. Васильева В. В., Коссовская Э. Б., Степочкина Н.А. Физиология человека. М„ 1973. 250 с.
20. Васильева В.В., Трунин В.В. Вариативность, длительность сердечных циклов и их значение для управления тренированным процессом. JI., 1983, 78 с.
21. Визитей Н.Н. Спорт и эстетическая деятельность. Кишинев: Штиинца, 1982. 183 с.
22. Виленский М. Я. Физическая культура в Научной организации процесса обучения в высшей школе. М., 1982. 156 с.
23. Виноградов М.И. Физиология трудовых процессов. Изд. 2-е. М.: Медицина, 1966. С. 167.
24. Власов Е. Студенчество без наркотиков: мировой и российский опыт // Вузовские вести. 1998. № 6. С. 7.
25. Волков В.М., Семкин А.А. Резервы спортсмена: Метод, пос. Минск, 1999. 86 с.
26. Всесоюзный физкультурный комплекс ГТО СССР. М., 1976. 33 с.
27. Выдрин В.М. Введение в специальность: Учеб. пособие. М., 1980. 118 с.
28. Выдрин В.М. Перестройка в области физической культуры: Проблемы и пути // Теория и практика физической культуры. 1987. № 8. С. 9-12.
29. Выдрин В.М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект). М., 1988. 45 с.
30. Выдрин В.М. Труд и физическая культура. М., 1982. 64 с.
31. Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура студентов вузов. Воронеж: ВГУ, 1991. 128 с.
32. Выдрин В.М., Пономарев Н.И., Евстафьев Б.В., Гончаров В.Д., Николаев Ю.М. К вопросу определения понятия в теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1987. № 2. С.23-25.
33. Гегель Г.В. Эстетика. В 4-х т. М.: Искусство, 1968. Т. 1,3.
34. Гегель Г.В. Философия природы. Соч., т.2. М.-Л., 1934. 679 с.
35. Гегель Г.В. Сочинения. М.-Л., 1935. Т.8. С.35.
36. Гибсон. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988, С.316-317.
37. Гимнастика (для женских групп подготовительного учебного отделения) / Под ред. Э.А. Куду и Л.О. Янсон. М.: Высшая школа, 1978. 174 с.
38. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2002. 288 с.
39. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982. 208с.
40. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 2002.
41. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М: Политиздат, 1987. С. 7889.
42. ГТО шагает в завтра. Изменения и дополнения в положение о Всесоюзном физкультурном комплексе ГТО // Советский спорт. 1987.
43. Гурфинкель В.С Движения человека и животных / Большая советская энциклопедия. М. Изд.1977 г., т.7, С.582-583.
44. Давиденко Д.Н. Физиологические основы физической культуры и спорта: Учебн. пос. СПб, 1996.
45. Данилевский Н Я. Россия и Европа. М, 1961. С. 118 .
46. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры. Л., 1985. 132 с.
47. Ефремов А. Спорт против наркотиков: О развитии спорта среди несовершеннолетних с целью организации досуга и профилактики наркомании, безнадзорности и правонарушений // Вопросы психологии. 1999. №3. С.12.
48. Жаров С.Н. Наука и религия в интегральных механизмах развития познания // Естествознание в борьбе с религиозным мировоззрением. М.: Наука, 1988. С. 19-33.
49. Железовская Г.И. Формирование педагогической интеллектуальной культуры // Педагогика. 1995. № 2. С. 55-60.
50. Железовская Г.И., Елисеева А.В., Капичникова О.Б. Личность в системе художественной культуры. Саратов: Изд-во «Лицей», 1998. 81 с.
51. Жолдак В.И. Спорт — действенное средство формирования активной жизненной позиции советского человека. М., 1981. 54 с.
52. Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки. М.: Сов. спорт, 1993. 64 с.
53. Исаев А.А. Концепция российского спортивно-оздоровительного образовательного движения «Олимп». М., 2002.
54. Искусство тонких движений //Физкультура и спорт. 1973. № 12. С.33.
55. Кантор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики. М., 1980. 148 с.
56. Кардялис К.К. О связи индивидуально-психологических свойств учащихся с их отношением к физической активности // Теория и практика физической культуры. 1988. №9. С. 27-28.
57. Колесников Л., Никитюк Б., Этинген Л. Танец в жизни народа. Л., 1993
58. Комплекс ГТО и физическая работоспособность студенческой молодежи /Сост. В.И. Воропаев, А.В. Лотоненко, М.С. Данилов. Воронеж, 1986. 50 с.
59. Кондаков Н И. Логический словарь-справочник. М., 1985. 467 с.
60. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. М.: Высшая школа, 1983. 391с.
61. Код Я.М. Культура и мышление. М., 1977. 260 с.
62. Коц Я.М. Спортивная физиология. М.: Физкультура и спорт, 1986.
63. Кравчик 3. О формировании теории физической культуры в системе наук // Очерки по теории физической культуры. М., 1984. 83 с.
64. Культурология. XX век. Антология. М., 1995. 480 с.
65. Культурология. Учебное пособие / Составитель А.А. Радугин. М.: Центр, 1998. 304 с.
66. Курпан Ю.И. Оставайся изящной! М.: Советский спорт, 1991. 64 с.
67. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983. 536 с.
68. Лесгафт П.Ф. Собрание пед. соч. М.: Физ. и спорт, 1951. Ч. 1, С. 295; 4.2. 339с.
69. Лисицкая Т.С. Ритм + пластика. М.: Физ. и спорт, 1987. 160 с.
70. Лисицкая Т.С. Ритмическая гимнастика. М.: Физ. и спорт, 1988. 96с.
71. Лисовский В.Т., Дмитриев А.В. Личность студента. Л., 1974. 184 с.
72. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций/ Учеб. пособ. для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Юрайт, 2000. 523 с.
73. Лотоненко А.В. Физическая культура, спорт и работоспособности студентов. Воронеж: ВГУ, 1986. 140 с.
74. Лотоненко А.В., Воропаев В.И., Мальцев B.C. Физическая культура в формировании личности студента: Методические рекомендации по коммунистическому воспитанию студентов в процессе физического воспитания. Умань, 1989. С. 50-55.
75. Лотоненко А.В., Воропаев В.И., Мальцев B.C. Формирование потребности и мотивов в физической культуре. Воронеж, 1989. 25 с.
76. Лубышева Л.И. К концепции физкультурного воспитания студентов //Теория и практика физической культуры. 1993. № 5 6. С. 15 -18.
77. Лубышева Л.И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вузов. //Теор. и прак. физ. культуры. 1993. № 3. С.19-21.
78. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта. М.: Аспект Пресс, 1995. 318 с.
79. Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 20. М., 1975. С.563.
80. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания: Учебник для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1976. Т.1, 303 е.; Т. 2,267 с.
81. Матов В.В., Иванова О.А., Матова М.А., Шарабарова И.Н. Ритмическая гимнастика для школьников. М.: Знание, 1989. 82 с.
82. Матов В.В., Ланцберг Л.А., Иванова О.А. Ритмическая гимнастика //Теория и практика физической культуры. 1985. №1. С. 29-30.
83. Межуев В.М. Культура как философская проблема // Вопросы философии. 1982. №Ю. С.42 52.
84. Методика и теория физического воспитания /Под общ. ред. А.Д. Новикова и Л.П. Матвеева. Т. 2. М.: ФиС. 1968. С.201-215.
85. Методические указания по организации занятий аэробикой в вузе /сост. М.Н. Пубинситейн. Уфа: Б.И., 1996. 34с.
86. Мещерякова Н.А. Наука в ценностном измерении //Свободная мысль. 1992. №12. С.34-44.
87. Мещерякова Н.А., Жаров С.Н. Концептуальные основания философского метода и содержание вузовского курса философии /Наука, образование, человек. М., 1991.
88. Милехин А.В., Милехина И.А. Анализ спортивных движений как творческий подход к технической подготовке спортсменов //Вопросы психологии творчества. Вып.5. Саратов, 2000. С. 110-114.
89. Милехина И. А. Лексико семантические аспекты спортивной тренировки// Психолого- методические вопросы спорта, физической культуры и здоровья. Саратов: СГПИ, 1996. С.130 -131.
90. Милехина И.А., Милехин А.В. В.А. Сухомлинский о проблемах физического воспитания // Развитие творческой активности учащихся. В.А. Сухомлинский и современность. Саратов: СГПИ, 1996. С.53.
91. Милехина И. А. Спортивные соревнования в вузе как фактор повышения социогенных потребностей в физкультурно-оздоровительной деятельности //Вопросы социальной психологии личности. Вып.З. Саратов: СГУ,2002. С.155-157.
92. Михайлова Э.И., Иванов Ю.И. Ритмическая гимнастика. М.: Московская правда, 1987.
93. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973. 76 с.
94. Никитин В.Н. Энциклопедия тела: психология, психотерапия, педагогика, театр, танец, спорт, менеджмент. М.: Алетейа, 2000. 624с.
95. Овчинников Н.Ф. Принципы сохранения материи. М.: Наука, 1966. 329с.
96. Окк И.М. Эффективность применения поточно проводимых комплексов физкультурной паузы танцевального характера в сочетании с микропаузами // Теория и практика физической культуры. 1987. №11. С.26-28.
97. Оптимизация учебного процесса и оснащение учебно-материальной базы по физической культуре и спорту/ Под ред. Б. К. Зыкова. Воронеж, 1988. 58 с.
98. Организация физической культуры и спорта / Под ред. В. У. Агеевца. М., 1986. 192 с.
99. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. 586 с.
100. Основы теории и методики физической культуры/Под общ. ред. А.А. Гужаловского. -М., 1986. 352 с.
101. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учеб. пособ. для студентов пед. уч. заведений. М.: Пед. общ. России , 1998. 640 с.
102. Пилоян Р.А., Суханов А.Д. Физическая культура как объект познания в аспекте психологической теории деятельности // Теория и практика физической культуры. 2000. № 11. С. 40.
103. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение, 1996, 432 с.
104. Пономарев Н.И. Спорт — феномен культуры. Л., 1987. 23 с.
105. Пономарев Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта. М.: Физ. и спорт, 1974. 310 с.
106. Пономарев Н.И. К вопросу о законах функционирования и развития физической культуры // Теор. и практ. физ.культ. 1985. №1. С. 5 8.
107. Пономарев Н.И., Рейзин В.М. О формировании потребностей человека в физкультурно-спортивной деятельности (теоретический аспект) // Теория и практика физической культуры. 1988. № 10. С.З.
108. Праздников Г.А. Искусство и спорт. Л., 1981. 36 с.
109. Проблемы повышения физической подготовки студенческой молодежи / Под ред. В.В. Васильевой, В.И. Жолдак. Воронеж, 1988. 116 с.
110. Проблемы философии культуры / Под ред. Келле В. Ж. М.: Мысль, 1984. 325с.
111. Психологические особенности образования двигательных навыков в спорте: Лекции для студентов-заочников. М.: ГЦОЛИФК, 1968. 20 с.
112. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1998. С. 322.
113. Работин И.В. Инновационный компонент педагогической деятельности учителя физической культуры // Теория и практика физической культуры. -2002. №2. С. 22-24.
114. Рубина Л.А. Советское студенчество. М.: Мысль, 1981. 205 с.
115. Руссо Ж.Ж. Сочинения. 2-е изд. Т. 2. М„ 1975. 500 с.
116. Руткевич А. М. Жизнь и воззрения К Г. Юнга //Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.
117. Самосознание европейской культуры XX века. М.: Политиздат, 1991. 366 с.
118. Сараф М.Я., Столяров В.И. Введение в эстетику спорта. М.: Физ. и спорт, 1984. 104 с.
119. Свасьян К.А. Человек как творение и творец культуры // Вопросы философии. 1987. №6. С.132-138.
120. Свидерский В.И. Противоречивость движения и ее проявления. Л., 1959. 141с.
121. Сеченов И.М. Избранные произведения. М.: Учпедгиз, 1953. С.33.
122. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947. С. 387.
123. Сноу Ч. Две культуры. М.: Прогресс, 1973. 142 с.
124. Советская система физического воспитания / Под ред. Г.И. Кукушкина. М„ 1975. 558 с.
125. Советский энциклопедический словарь. М., 1982. 1599 с.
126. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общества. М.: Политиздат, 1992. 542 с.
127. Спорт в современном обществе / под ред. В.М. Выдрина. М.: Физ. и спорт, 1980. 272 с.
128. Спортивная медицина, лечебная физическая культура и массаж / Под ред. С.Н. Попова. М.: Физ. и спорт, 1985. С. 176 -184 с.
129. Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. М.: Просвещение, 1987. 224 с.
130. Столяров В.И. Актуальные проблемы истории и философско-социологической теории физической культуры и спорта. М.: ГЦОЛИФК, 1984. 103с.
131. Страхов В.И. Дубовый Л.М. Внимание к движениям. Саратов: СГПИ, 1996. 160 с.
132. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х томах. Т.1. М: Педагогика, 1979. 560 с.
133. Тимошина И.Н., Лукьянова Л.В., Азбукина Е.Ю. Профилактика наркозависимости у студенческой молодежи. Ульяновск, 2002.
134. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник. М., 1991. С. 106-142.
135. Урукова Г.М., Милехина И.А. Один из путей совершенствования учебно-воспитательного процесса // Теория и практика физической культуры. 1988. №9. С. 51.
136. Ушинский К.Д. Сочинения в 11-ти томах. М., 1948-1952, Т.2. С. 63.
137. Физическое воспитание: Комплексная программа для высших учебных заведений. М., 1990. 47 с.
138. Физическая культура: Всероссийская базисная учебная программа для высших учебных заведений. М., 1991. 48 с.
139. Физическая культура: практическое пособие / Загорский Б.И., Залетаев И.П., Пузырь Ю.П. и др. М.: Высшая школа, 1989. 383 с.
140. Физическая культура. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Разработано Л.Г. Ульяевой. М.: Совр. Гум. Универ, 2000. 110 с.
141. Философия культуры. / Отв. ред. Мжвениерадзе В.В. М., 1987.
142. Философский энциклопедический словарь /Под ред. С.С. Аверинцева и др. М.: Советская энциклопедия, 1989. С. 537.
143. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. 513 с.
144. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1992. 289 с.
145. Фрейд 3. Я и Оно //Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений. М.: Просвещение, 1989. 447 с.
146. Фуко М. Слова и вещи. М., 1977, 488 с.
147. Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс Академия, 1992. 464с.
148. Цветков В.Н., Буланова Г.В. Особенности влияния различных видов физических упражнений на эмоциональное состояние студентов // Теория и практика физической культуры. 1990. № 2. С.34.
149. Чернокозов А.И. История мировой культуры. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 480 с.
150. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. С. 344.
151. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 297с.
152. Юнг К.Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления. Киев, 1994.
153. Kroeber A., Kluckhohn С. Culture: A Critical Review of Concepts and Definitions. N. Y„ 1963, p. 357.
154. Harry C. Triandies. Introduction to Handbook. In: Handbook of Cross-Cultural Psuchology. Vol. I. Perspectives. Boston, London, Sydney, Toronto: Allyn and Bacon, Inc., 1980,-p. 3.
155. David Bidney. Theoretical Anthropology. New Brunswick (USA), London (UK): Transaction Publisher, 1996, p. 23.
156. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ (на примере обучения ритмической гимнастике)1. ВВЕДЕНИЕ
157. Данная программа является частью педагогической системы формирования двигательной культуры у студентов, ее содержательным компонентом и состоит из введения, содержания и методических указаний.1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
158. Учебный процесс предлагаемой программы рассчитан на два года обучения (1 и 2 курс).
159. Структурно-логическая схема освоения основных разделов программного материала (ритмической гимнастики) студентами СГСЭУ1 год обучения
160. Теоретический раздел (лекции) — 4часа1. Практический раздел
161. Этап начального обучения двигательным навыкам —8 часов
162. Этап углубленного разучивания — 32 часа
163. Этап закрепления и совершенствования двигательных действий — 8 часов1. Контрольный раздел —2часа
164. Блок самостоятельных занятий — 4 недели (в период зимней экзаменационной сессии и каникул)
165. Контрольный раздел — 4 часа
166. Структурно-логическая схема освоения основных разделов программного материала по ритмической гимнастике 2 год обучения
167. Теоретический раздел — 4 часа Практический раздел — 32 часа Контрольный раздел — 4 часа
168. Обучение осуществляется в рамках трех блоков в течение первого, второго и третьего семестра.
169. Примерное планирование видов физических упражнений в рамках обязательных занятий по физической культуре для женских групп на учебный год:
170. Месяцы Основные виды физических упражнений
171. Сентябрь октябрь Легкая атлетика.
172. Ноябрь декабрь Ритмическая гимнастика, спортивные и подвижные игры, плавание.
173. Январь февраль Лыжный спорт, ритмическая гимнастика, плавание.
174. Март апрель Ритмическая гимнастика, спортивные игры, плавание.
175. Апрель май Легкая атлетика.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
176. Проведение учебных занятий по физической культуре в вузе рекомендуется проводить отдельно с учетом пола занимающихся и их спортивными интересами.
177. Занятия ритмической гимнастикой проводятся в комплексе с другими видами физической нагрузки и могут применяться в подготовительной, основной и заключительной частях обязательных занятий по физическому воспитанию или им может отводиться урок полностью.
178. Зал для занятий ритмической гимнастикой рекомендуется оснастить зеркалами. Для выполнения упражнений на полу у каждого занимающегося должен быть коврик.
179. Теоретические сведения, кроме обязательного лекционного курса, необходимо включать систематически в занятия в форме пояснений, бесед, рассказов.1. АНКЕТАдля определения понимания двигательной культуры студентамина основе самооценки
180. Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты, выбрав только один из ответов.
181. Как Вы относитесь к занятиям физической культурой и спортом?a) люблю заниматься всегда;b) люблю заниматься иногда;c) не люблю заниматься.
182. От чего зависит качество выполнения Вами физических упражнений?a) от Вашего настроения;b) от настроения преподавателя;c) не знаю.
183. Всегда ли Вы стремитесь выполнять упражнения на занятиях в полную силу?a) всегда;b) иногда;c) не стремлюсь к этому.
184. Достаточно ли у Вас знаний в области физической культуры?a) знаний никогда не бывает достаточно;b) достаточно;c) мне они не пригодятся.
185. Нуждаетесь ли Вы в физическом совершенствовании?a) обязательно;b) скорее нуждаюсь, чем не нуждаюсь;c) не могу ответить.
186. Лекция для студентов 1 курса (фрагмент)
187. Современный ритм жизни предъявляет большие требования к человеку, к его физическому потенциалу. Поэтому вряд ли стоит доказывать, что движения — это жизнь и хорошее здоровье. И все-таки давайте обратимся к некоторым данным:
188. Американские невропатологи и психиатры выявили, что у людей со слабым телосложением почти в 5 раз чаще происходят нервные срывы, чем у людей с хорошо развитой мускулатурой.
189. Доктор Р. Паффенбаргер, обследовав 17 тысяч студентов Стэнфордского университета, убедился, что преимущество в возрасте сохраняется в том случае, если поддерживать себя в хорошей физической форме.
190. Давайте же разберемся, что представляют из себя упражнения по типу ритмической гимнастики и для этого немного заглянем в историю.
191. Итак, ритмическая гимнастика — это комплекс упражнений под музыку, в котором оптимально сочетаются общеразвивающие упражнения, элементы художественной гимнастики, разновидности бега, ходьбы, прыжков, танцевальных движений.
192. Какой эффект дает ритмическая гимнастика и в чем заключается ее популярность среди женского населения?
193. Танец — это жизнь. Мне не понятен мир, который не танцует», — говорила Айседора Дункан. А какая девушка не хочет танцевать? Занятия ритмической гимнастикой позволяют соединить приятное с полезным.
194. Систематические занятия ритмической гимнастикой в сочетании с другими видами физической активности сделают вашу фигуру стройной, походку легкой. Вы обретете уверенность и улучшите настроение.
195. Положение о соревнованиях по ритмической гимнастике на1. Приз первокурсницы»
196. Цели и задачи соревнований:а) привлечение возможно большее количество студентов, аспирантов, ■» преподавателей и сотрудников вуза к регулярным занятиям физическойкультурой и спортом;б) стимулирование интереса к занятиям ритмической гимнастикой.
197. Руководство соревнованием.
198. Подготовка и проведение соревнований возлагается на кафедру физического воспитания и спортивный клуб вуза.3. Время и место проведения.
199. Соревнование проводится в сроки согласно календарному плану массовых физкультурно-спортивных мероприятий и спортивных соревнований на учебный год.
200. Место проведения — спортивный зал университета.4. Участники соревнований.
201. К участию в соревнованиях допускаются студентки 1 курса вуза, регулярно посещающие занятия по физической культуре, прошедшие медицинский осмотр и допущенные врачом.
202. Условия проведения и зачет.
203. Соревнование проводится на командное первенство ВУЗа среди 1 курса. Судейская бригада оценивает технику выполнения комплекса, согласованность, артистичность, внешний вид.7. Награждение победителей.
204. Команды, занявшие призовые места в соревнованиях, награждаютсяtoпочетными грамотами и памятными подарками.8. Заявки.
205. Заявки на участие в соревнованиях подаются за 10 дней до проведения. Она должна быть подписана заместителем декана по спортивно-массовой работе факультета, физоргом группы, врачом.
206. Руководство соревнованием.
207. Подготовка и проведение соревнований возлагается на кафедру физической культуры и организационный комитет.3. Время и место проведения.
208. Соревнования проводятся в конце 3 семестра.4. Участники соревнований.
209. Условия проведения и зачет.
210. Соревнования проводятся на лично-командное первенство вуза. Личное первенство проводится среди ведущих каждой команды.7. Награждение победителей.
211. Команды, занявшие призовые места, награждаются грамотами и памятными подарками.
212. Победители личного первенства среди ведущих награждаются дипломами и подарками.8. Заявки.
213. Заявки на участие в соревнованиях подаются за неделю до проведения соревнований.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.