Формирование духовных основ у детей младшего школьного возраста средствами искусства в общеобразовательной школе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Синдикова, Гульнара Маратовна

  • Синдикова, Гульнара Маратовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Казань
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 208
Синдикова, Гульнара Маратовна. Формирование духовных основ у детей младшего школьного возраста средствами искусства в общеобразовательной школе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Казань. 2000. 208 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Синдикова, Гульнара Маратовна

Введение.

Глава 1 Теоретические основы духовности и ее формирования у детей младшего школьного возраста (философско-педагогический аспект)

1.1 Проблема духовности в трудах русских философов конца XIX - первой половины XX века.

1.2 Духовность в русской педагогической мысли конца XIX

- первой половины XX века.

1.3 Понятие духовности в современной науке.

Глава 2 Процесс формирования духовных основ у учащихся начальных классов средствами искусства.

2.1 Роль искусства в процессе формирования духовных основ у младших школьников.

2.2 Разработка экспериментальной программы по формированию духовных основ у младших школьников.

2.3 Анализ и результаты экспериментальной работы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование духовных основ у детей младшего школьного возраста средствами искусства в общеобразовательной школе»

Современное общество переживает период трансформации, сопровождающийся кризисными явлениями в социально-экономической и духовной жизни. "Падение нравов" в обществе и, как следствие, его криминогенность, коррумпированность, разрушение основных систем, цементирующих его в единое целое, имеют в своей основе единственную причину - потерю высших духовных ориентиров и идеалов. В настоящее время наблюдается рост детской преступности, смертности, алкоголизм, самоубийства - все это связано с атмосферой духовного регресса человечества. Многолетнее господство материалистической идеологии и прагматический уклон, утверждающийся в современном обществе, который ориентирован на потребление материальных благ, привели человека к отчуждению от его внутреннего мира. Последствия кризиса духовной сферы наиболее остро ощущает на себе подрастающее поколение как наименее защищенная часть населения. Без возрождения общества на основе традиционных представлений о Добре, Красоте, Правде и Справедливости, преодолеть духовный кризис невозможно.

Общественные проблемы находят прямое преломление в школе, которой необходимо вернуть дух красоты отношений и высочайшей нравственности. В нашей стране за последний период развитию духовных ценностей не уделялось должного внимания в школах и внешкольных учреждениях, поэтому сегодняшний духовный уровень родителей и детей вызывает беспокойство и тревогу. Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время педагогика стремится вернуться к универсальным духовным ценностям, приблизить обучение и воспитание к личности ребенка. Феномен духовности в педагогике еще не исследован и требует своего педагогического осмысления. На протяжении веков педагогика ставила проблему формирования духовности, не употребляя термин "духовность". Еще в древнегреческой теории воспитания (пандейя), воспитание мыслилось как глубоко личное, духовное общение. Идея духовного совершенствования человека вошла в историю педагогики вместе с древнегреческими этическими учениями. Основополагающими для педагогики как науки стали сократовские вопросы о смысле жизни и смерти, о добре, красоте, истине; высказывания Платона о духовном как высшем по отношению к чувственному, телесному; мысли Аристотеля о том, что духовное, а не материальное является истинным содержанием человеческой жизни.

В отечественной педагогической литературе термин "духовное воспитание" в основном используется в двух смыслах:

- в значении, относящемся к той или иной религиозной конфессии, то есть равном понятию и термину "религиозное воспитание"; в термин "духовность" и "духовное воспитание" вкладывается соответственно значение "нравственность" и "нравственное воспитание". Такая неопределенность и размытость в терминах объясняется многообразием трактовки термина "дух" в философской литературе. Педагог, исследующий эту проблему и учитель - практик, работающий над вопросом формирования и совершенствования духовного мира, должны определиться, в русле какой философской традиции развивается их мысль и деятельность.

Нам близки философские учения, рассматривающие духовную жизнь человека как особый мир, своеобразную реальность, глубоко связанную с божественным бытием. (А.С.Хомяков, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, В.В.Зеньковский, Н.О.Лосский и др.). В духовности они усматривали основу бытия человека и результат человеческого совершенства. Духовность философы связывали в большей степени с нравственным развитием человека и его совершенствованием. Нравственность - как личностное качество, подразумевает доброе, справедливое, подлинно гуманное отношение одного человека к другому, то есть сопричастность человека человеку. Проявление нравственности предполагает согласованность чувств, действий, стремлений одного человека с чувствами, действиями и стремлениями другого. Духовностъ есть сопричастность человека миру во всех его проявлениях. Это интегративное качество, характеризующее высший уровень развития самосознания человека, так как духовный человек достаточно полно и глубоко осознает свое единство с миром. Духовность - это генеральный путь эволюции человечества, где нравственное совершенствование личности выступает ведущим началом в общем процессе ее становления и развития. Проблема воспитания в трудах русских мыслителей была тесно связана с их видением духовности, структуру которой составляли такие компоненты как вера, творчество, свобода, воля, чувства. Русская философская мысль призывала грядущую культуру к обновлению своего педагогического искусства с тем, чтобы пробудить в ребенке, по выражению И.Ильина, "духовность его инстинкта", ибо человек более чем его мышление или рассудок.

Воззрения русской философской мысли конца XIX-первой половины XX века тесно переплетались с педагогической мыслью этого периода (Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, В.П.Стоюнин, С.А.Рачинский. и др.). Многих педагогов объединяло стремление сформировать духовно богатую личность путем развития в детях основных составляющих духовность человека, то есть свободолюбие, творчество, веру, интеллект, нравственные чувства, волю. Раскрепощение духовных сил человека, воспитание личности, активно участвующей в переустройстве, - так определяли роль школы в духовном становлении личности ребенка русские педагоги.

В современной педагогике в работах В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили, М.П.Щетинина и др. центральное место занимает тема развития духовного мира ребенка, создания духовной общности учителя и ученика. К настоящему времени исследована сущность и содержание понятий "духовные потребности школьника" (Ю.В.Шаров), "духовная культура школьников" (Н.Е.Шуркова), "духовная культура учителя" (М.М.Мукамбаева), "духовные ценности школьников" (А.А.Коростолева), рассмотрены некоторые аспекты процесса формирования духовной культуры ребенка ( Л.Айзерман, Б.В.Бушелева, Л.В.Горюнова и др.). Вместе с тем, количество педагогических исследований, специально посвященных вопросам воспитания духовности у учащихся, очень незначительно (Э.Г.Дмитриева, Н.Н.Фомина, В.А.Черкасов, Ш.Хайрулин и др.). Доминанта духовного развития заключается в сопричастности ребенка всему миру во Ш всех проявлениях, осознании индивидом параллелизма между микрокосмом человеческим бытием) и макрокосмом (всем остальным окружающим миром), где мир осознается как продолжение своего «я», а свое «я» - как логическое продолжение окружающего мира. Человек есть в максимальной мере личность с минимумом нейтральности, безразличия и равнодушия ко всему окружающему(С.Л.Рубинпггейн). Духовное воспитание - это непрерывная и бесконечная эволюция человека в единстве и гармонии с Космосом, обществом и самим собой. Решение задач духовного воспитания лежит через пони-^ мание себя и мира, основанное на чувственном опыте, погружении в мир музыки, изобразительного искусства и мир природы. На современном этапе, когда технократическое и урбанизированное восприятие мира занимает доминирующие позиции, необходимо изменить приоритеты и расставить основные акценты на духовном восприятии мира.

Одно из главных мест в духовном воспитании принадлежит культуре, широко выражающей все формы духовной жизни социума (мыслительной, религиозной, этической), и понимаемой как высшее стремление человечества утвердить смысл внутреннего бытия. Одним из элементов духовной культуры общества является искусство, которое несет в себе духовные ценности, представленные в художественных символах и ярких эмоциональных образах. Духовное развитие - это процесс постижения общечеловеческих ценностей, глубоко запечатленных в произведениях искусства. Это также формирование потребности и способности к активному, самобытному, созидательному, художественно-творческому самовыражению, так как творческая деятельность способствует развитию всех психических процессов. Искусство способно преображать человека на интуитивном, сверхсознательном уровне, очищая его сознание от главного недостатка - эгоистических импульсов, являющихся пережитком животной эволюции человека. Значение ценностно-ориентированных функций искусства отмечалось Л.Выготским, считающим искусство - способом уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни, организацией нашего поведения на будущее, установкой вперед, требованием, которое, может быть, никогда и не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит над ней. Проблема комплексного воздействия искусств на личность ребенка разрабатывалась и нашла свое творческое преломление в педагогической теории и практике (Ю.Б.Борев, Л.Г.Горюнова, Д.Б.Кабалевский, Б.М.Неменский и др.). Исследования в области духовного развития школьников средствами музыкального искусства проведены Э.Б.Абдуллиным, Ю.Б.Алиевым, О.А.Апрксиной, Л.А.Арчажниковой и др.

Проблема формирования духовной личности школьника весьма актуальна и требует новых научно-педагогических и методических решений. Особенно остро эта проблема стоит в области начального школьного образования, где закладываются основы духовности. Посредством произведений искусств уже в звене начального школьного образования учащиеся способны осознать свои духовные потенции и активно стремиться к их творческой реализации. Учебные занятия, стимулируя стремление к созидательной художественно-творческой деятельности учащихся, формируя их эстетический вкус, закладывая фундамент духовным потребностям детей, развивают творческие способности ребенка, активно выявляя его способности, и формируют духовные основы младших школьников.

Цель исследования - выявить и обосновать педагогические условия эффективной реализации модели формирования духовных основ у младших школьников средствами искусства.

Объект исследования - процесс формирования основ духовности у учащихся начальных классов средствами искусства в общеобразовательной школе.

Предмет исследования - педагогические условия, обеспечивающие становление духовных основ личности младшего школьника.

Гипотеза исследования - формирование духовных основ у учащихся начальных классов будет более эффективным, если:

-активно использовать произведения искусства, содержащие гуманистический и духовный потенциал;

-стимулировать у детей потребность в общении с миром искусства, расширять их кругозор, развивать эстетический вкус, нравственно-этические качества, сознательно-волевые и интеллектуальные способности; -реализовать совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования духовных основ личности младшего школьника; -развивать умение мотивировать активную, творческую и альтруистическую жизнедеятельность;

-учитывать особенности возраста учащихся, уровень их потребностей и возможностей.

Цель, предмет и положения, выдвинутые в гипотезе, определили задачи исследования : 1 .Раскрыть генезис духовности, сущностные характеристики этого понятия и пути его формирования в представлении отечественных философов и педагогов конца XIX-первой половины XX века.

2.Определить педагогические условия и специфику формирования духовных основ у детей младшего школьного возраста средствами искусства; 3.Экспериментально проверить педагогические условия реализации модели и ее практическую значимость в воспитательном процессе общеобразовательной школы.

Методологической основой исследования послужили: -философские и педагогические концепции конца XIX-первой половины XX века, раскрывающие многоаспектную природу духовности и ее формирования (Н. А.Бердяев, И.А.Ильин, В.В.Зеньковский, К.Д.Ушинский, В.П.Стоюнин и др.); современные научные исследования в философии и педагогике, определяющие сущность духовности (Ш.А.Амонашвили, Г.Г.Бурбулис, М.С.Каган, М.К.Мамардашвили, М.П.Щетинин и др.); исследования о месте искусства в системе культуры и его духовных функциях, концепция эстетического воспитания личности (Ю.П.Вяземский, Л.С.Выготский, Л.А.Закс, Б.М.Неменский, Г.П.Петрова и др.); личностно-ориентированные технологии (В.И.Андреев, Е.Н.Ильин, Г.К.Селевко, Л.Ю.Сироткин и др.)

В соответствии с поставленными задачами использовался комплекс методов: теоретические: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; обобщение передового педагогического опыта в русле настоящего исследования; изучение и анализ содержания программ по духовному воспитанию; эмпирические: педагогические наблюдения, различные виды опросов и экспериментальных оценок, койстатирующий и формирующий эксперименты; анализ художественно-творческих работ учащихся начальных классов с целью выявления индивидуальных личностных особенностей, духовного потенциала, динамики и своеобразия их творческого саморазвития; анализ и систематизация собственного педагогического опыта.

Базой исследования явились средние общеобразовательные школы № 1 , № 31 г Стерлитамака и № 20 г Казани. В экспериментальной работе участвовало 110 учащихся начальных классов.

Исследование осуществлялось в несколько этапов:

Первый этап (1996 - 1997гг.) - изучение состояния духовного развития учащихся младших классов общеобразовательных школ. На данном этапе фиксировались недостатки работы в исследуемом направлении. Выяснялись причины, обобщалась и систематизировалась полученная информация. Проводилось анкетирование, наблюдение и собеседование с учителями и родителями с целью определения актуальности формирования духовных основ в младшем школьном возрасте.

Второй этап (1997 - 1998гг.) - разработка теории вопроса, подготовка базы для опытно-экспериментальной работы. Изучение философской, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме.

Третий этап (1998 - 1999гг.) - апробация экспериментальной программы, проверка результатов эксперимента, корректирование учебных материалов и предлагаемой программы. Осуществление экспериментальной работы по уточненной программе. Анализ результатов.

Четвертый этап (1999 - 2000гг.) - создание методических рекомендаций для учителей младших классов, внедрение разработанной модели в массовую практику, оформление результатов исследования.

Научная новизна: диссертационного исследования состоит в том, что: раскрыта сущностная характеристика понятия духовность, применительно к поставленным задачам; выявлена специфика ее формирования у детей младшего школьного возраста средствами искусства, обоснована необходимость формирования духовных основ личности младшего школьника педагогическими средствами, влияющими на духовно-нравственные качества учащегося, его сознательно-волевые способности, мотивирующиепозитивную творческую направленность жизнедеятельности и стимулирующие формирование ценностных ориентаций с учетом новых социокультурных условий развития общества; определен и обоснован комплекс педагогических условий, повышающих эффективность формирования основ духовности у младших школьников;

Теоретическая и практическая и значимость исследования заключается в том, что:

-исследование вносит определенный вклад в развитие теоретических основ понятия духовность; в нем обоснована и апробирована модель формирования духовных основ у младших школьников средствами искусства;

-материал исследования может быть использован при разработке спецкурса по методике воспитательной работы, переподготовке кадров учителей начальных классов и педагогов-предметников.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается всесторонним изучением проблемы, результатами экспериментальной работы, организованной в соответствии с целями и задачами исследования, использованием адекватно задачам исследования комплекса эмпирических и теоретических методов.

Апробация основных положений и выводов исследования осуществлялась:

-на заседаниях кафедры методики музыкального воспитания и дирижирования Стерлитамакского Государственного Педагогического Института (19981999);

-результаты исследования докладывались на научно-практической конференции «Культура философствования: проблемы и перспективы» (Башкирский государственный университет, 1998.); «Социально-культурный потенциал системы образования» (КГАКИ,1999.); «Проблемы многоуровневого социокультурного образования» (КГАКИ,2000.); на итоговых научно-практических конференциях молодых ученых КГПУ( 1998-2000) и т.д.

На защиту выносятся:

1. Содержание и структура процесса формирования духовных основ у детей младшего школьного возраста средствами искусства (цель, задачи, принципы, формы, методы и приемы).

2. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования духовных основ у младших школьников (специально созданная среда; доступность духовных переживаний, влияющих на эмоционально-сознательную стороны личности ребенка; передача и восприятие частиц духовного опыта человечества, изменяющих потребности, способности и проявления личности младшего школьника; специально организованная художественно-эстетическая деятельность; содержание художественно-эстетических видов деятельности; личностно-ориентированные методы).

3. Основные критерии эффективности процесса формирования духовных основ младших школьников средствами искусства: уровень культуры восприятия произведений искусств; уровень ценностных, художественных и нравственных ориентаций; уровень творческой активности и художественного самовыражения личности учащегося.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Синдикова, Гульнара Маратовна

Выводы по 2 главе:

Формирование духовных основ учащихся младших классов через систему занятий по разработанной программе, обобщение результатов экспериментов позволяют сделать следующие выводы:

1.Искусство является одним из важнейших средств формирования духовных основ младших школьников и требует высокого уровня восприятия, являющегося одной из форм воспитательного процесса.

2.Анализ изученных программ позволил выявить ключевые моменты в процессе духовного воспитания младших школьников. Результаты анкетирования учащихся, беседы и наблюдения позволили сделать вывод о необходимости создания системы специальных уроков, формирующих духовные основы младших школьников средствами искусства;

3.Разработанная программа позволила осуществить обучающий эксперимент. Результаты контрольного и формирующего эксперимента подтвердили целесообразность введения в практику общеобразовательной школы данной программы, как одной из форм внеклассной работы, направленной на духовное развитие младших школьников;

4.Результаты экспериментального обучения подтвердили гипотезу исследования о возможности формирования духовных основ у учащихся младших классов средствами искусства. Разработанная методика оправдала себя, знания и умения учащихся в области искусства значительно обогатились, школьники научились глубокому анализу и самоанализу своих поступков и поведения окружающих, их представления о нравственно-эстетических нормах и культуре повеления перешли на более осознанный уровень и закрепились в практической деятельности.

Заключение

В современной научно-педагогической и методической литературе проблема формирования духовности учащихся общеобразовательной школы является, на наш взгляд, недостаточно исследованной. Данный вопрос рассматривается в контексте нашего исследования в теоретическом и экспериментальном плане. В связи с темой исследования была намечена ее цель: выявить и обосновать педагогические условия эффективной реализации модели формирования духовных основ у учащихся младших классов средствами искусства.

Теоретический анализ работ по философии, педагогике и методике начального обучения, связанных с нашим исследованием, а также результаты опытно-экспериментальной работы позволили прийти к следующим выводам:

1. Одним из основных путей достижения духовности человека являлось воспитание с опорой на культурно- исторические традиции народа, на особенности его национального характера. Проблема воспитания шла параллельно с философской мыслью, поэтому педагогические разработки и искания рассматриваемого периода тесно переплетались с размышлениями русских философов (А.С.Хомяков, В.С.Соловьев, И.А.Ильин, В.В.Зеньковский и др.). Русские педагоги (К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, В.П.Стоюнин и др.) стремились к реализации идеи формирования духовно развитой, целостной, гармоничной личности, воспитанной на высших принципах общечеловеческой морали. Педагогов объединяло стремление постичь внутренний мир ребенка и создать условия для его всестороннего развития. Традиции русских педагогов были продолжены современными учеными. (Т.Акбашев, Б.Вульф, В.Мурашов, И.Макарцева, Ш.Амонашвили, М.Щетинин, И.Гончаров и д.)

Вновь обратиться к проблеме формирования духовности заставляет кризис развития общества, утрата идеалов, ценностная дезориентация. Все это требует переосмысления воспитательного процесса в школьном образовании.

В младшем школьном возрасте невозможно сформировать духовность, как мировоззрение, хотя по своей природе, не на сознательном уровне ребенок вполне ощущает свою нераздельную связь с миром. В связи с этим мы полагаем, что в период детства у детей необходимо формировать основы духовности, то есть закладывать фундамент духовному развитию.

2. Одним из способов формирования духовных основ является искусство, ценность которого, как явления духовной культуры, состоит в том, что оно отражает мир целостно, в многообразии жизненных проявлений законов мира, охватывает все жизненно важные сферы и рассматривает их в органическом единстве. Среди множества функций искусства одной из важнейших является функция воспитательная, так как оно обращено не только к отражению и познанию внешнего мира, но и к внутреннему миру человека, его идеалам, жизненным ориентирам и ценностям. Приобщая ребенка к человеческому опыту, искусство дает возможность для формирования собственного духовного опыта. Концепция диалектического единства нравственного и эстетического и процесс ее познания является методологической основой разработки вопроса формирования духовных основ у детей младшего школьного возраста средствами искусства. В эстетике восприятие искусства определяется как вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства как эстетической ценности, которая сопровождается эстетическими переживаниями. Для эстетической жизни ребенка характерны два момента: универсальность эстетических интересов; - творческий характер эстетической жизни.

Непосредственность восприятия у детей рушится, если взрослый поясняет, комментирует эстетический объект. Своеобразие детского миропонимания заключается в детском мифологизме. Он сближает детей с художниками, музыкантами, литераторами, так как это "живое, убедительное восприятие жизни". Такая особенность художественно восприятия создает благоприятные условия для эстетического развития младших школьников, позволяет обогащать его воображение новыми образами, чему способствует знакомство с произведением искусства.

З.В логике целостного подхода и теории воспитательных систем в исследовании был задуман и осуществлен формирующий эксперимент, предусматривающий духовное развитие младшего школьника, достижение им гармонии с самим собой, природой, обществом, с человеческой деятельностью. Духовное развитие предполагает самоопределение ребенка в понимании самоценности человеческой жизни, его индивидуальности, самобытности, личностного смысла человеческой деятельности. Разрабатывая программу экспериментальной модели, мы пытались ответить на следующий вопрос: как вызвать у ребенка стремление к духовно-нравственной жизни ? Это значит воспитать у него стремление к правде, добру, красоте.

С учетом теоретических посылок в процессе исследования был создан и проведен экспериментальный курс по формированию основ духовности у младших школьников средствами искусства. В основе этого курса лежит восприятие детьми произведений искусств. При помощи наиболее ярких творений художников, композиторов, литераторов мы попытались донести до сознания детей содержание основных духовных качеств человека, нравственно-этических норм и критериев. Каждый урок программы - знакомство с, казалось бы, хорошо знакомым понятием. Но вникнуть в сущность этого понятия, познать его роль в духовной жизни каждого человека - вот основная цель предлагаемых уроков.

4.Разработанная программа позволила осуществить обучающий эксперимент. В программу вошли уроки наблюдения, уроки размышления, уроки анализа. Был диагностирован уровень духовного развития учащихся через наблюдения, анкетирование, собеседования. Результаты экспериментального обучения подтвердил гипотезу исследования о возможности формирования духовных основ у младших школьников при опоре на произведения искусства. Разработанная нами методика формирования духовных, нравственно-эстетических, этических категорий, лежащих в основе духовности оправдала себя. При помощи наиболее ярких творений художников, композиторов, литераторов знания и умения учащихся значительно обогатились, школьники научились бережному отношению к окружающему миру, людям; научились критическому отношению к своим поступкам и поступкам других людей.

5.У учащихся экспериментальной группы наблюдались умение адекватно воспринимать предложенные произведения музыки, живописи, литературы, умение работать над содержанием и выявлять авторскую позицию. Эксперимент показал, что система занятий по формированию основ духовности способствовала повышению уровня восприятия произведений искусств, осознанию их роли в системе общечеловеческих ценностей, формированию эстетического мышления и подготовила их к дальнейшей самостоятельной работе над собой, своим внутренним миром. Были отмечены различия между учащимися экспериментальных и контрольных классов. Предложенный курс способствовал росту духовно-нравственной воспитанности учащихся экспериментальных классов. Дети демонстрировали богатую фантазию, образность речи, готовность решать нестандартные задачи, как во время учебной деятельности, так и во внеклассной работе. На основании результатов эксперимента можно утверждать, что программа экспериментального курса позволяет менять психологические особенности ребенка, гармонизировать его внутренний мир, формировать положительное отношение к окружающей действительности.

В целом, по результатам формирующего эксперимента констатировано заметное обогащение духовно-нравственного потенциала младших школьников.

6.Выполненное исследование обнаружило новую проблему в области духовного воспитания, требующую дальнейшего рассмотрения: - разработать вопрос, касающийся духовного потенциала педагога и его роли в формировании духовности подрастающего поколения. Решение названной проблемы будет способствовать совершенствованию профессиональной подготовки педагога к формированию духовности учащихся общеобразовательной школы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Синдикова, Гульнара Маратовна, 2000 год

1. Абдуллии Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М.,1983. - 111с.

2. Абдуллина А.А. Система профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогического факультета и нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами музыки. Дис.канд.пед.наук. - Казань., 1993.

3. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб.пособ.для студ.пед.вузов. -М.: Академия.- 1997.-704с.

4. Августин А. Исповедь. М.: Ренессанс.,1991.-332с.

5. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985.- 448с.

6. Алексеева В.В. Что такое искусство?: О том, как изображает мир живописец, график и скульптор. М.: Советский художник. -1991.- 236с.

7. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. -М.: Просвещение, 1984. 160с.

8. Алиев Ю.Б. Основы эстетического воспитания. -М.,1986.

9. Ананьев. Б.Г. Психология чувственного познания. -М.: АПН РСФСР,I960.- 486с.

10. З.Андреев В.И. Дидактика воспитания и самовоспитания творческой личности. // Основы педагогики творчества. Казань: КГУ, 1989. -236с.

11. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1998.-253с.

12. Анисимов С.Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности. М.: Знание, 1981. - 64с.

13. Антошкина З.Г. Духовность как мера развития личности. // Проблемы культуры и искусства: традиции о современность. Тез.докл.научно-теор. конференции./КГИИК. Казань, 1994.-132с.

14. Апраксина О.А. Методика развития музыкального воспри-ятия.//Учеб.пособ. М.,1985.- 62с.

15. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Кн.для учителя. - М.: Просвещение, 1984.-111с.

16. Баринова И, Дмитриева Н. Школа начинается с любви: Сб.матер. научно-практ.конф. "Готовность учителя к воспитанию человека новой эпохи" -М., 1995.-104с.

17. Бачинин В.А. Духовная культура личности: Философские очерки.- М.: Политиздат, 1986.- 108с.

18. Белавина И.Г, Найденская Н.Г. Эстетико-экологическая программа "Вокруг Земли на воздушном шаре"// Матер, научно-практ.конф. "Воспитание духовности, целомудрия и альтруизма" М., 1998.- с.5 -31.

19. Бердяев Н.А. О назначении человека. Сб.- М.: Республика, 1993. -383с.

20. Бердяев Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии .- М.: Книга, 1991.-445с.

21. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика , 1994.- 480с.

22. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2х т. -М.: Искусство: ИЧП "Лига", 1994.- 550с.

23. Бестужев А.Ф. О воспитании // Человек. Мыслители прошлого, настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха просвещения. /Сост. П.А.Гуревич / - М.: Политиздат, 1991. -с.416 - 119.

24. Богданова О.С, Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. -М.: Просвещение, 1986.- 189с.

25. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1981.- 399с.

26. Бунаков Н.Ф. Моя жизнь в связи с общерусской жизнью, преимущественно провинциальной. СПб., тип. Общая польза, 1909.- 364с.

27. Бунаков Н.Ф. Школьное дело. М.,1906.- 240с.

28. Бунаков Н.Ф. Русский начальный учитель. М., 1900 № 8.- с.436-443.

29. Бурбулис Г.Э, Кемеров В.Е. Духовность и рациональность. М.: Знание, 1986. -61с.

30. Бурцева И.В. Воспитание духовности у старшеклассников средствами изобразительного искусства в условиях групповой деятельности// Дисс.канд.пед.наук. М., 1996. -253.с.

31. Вентцель К.Н. Борьба за свободную школу. М.,1907.-292с.

32. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности. В 2х.т.-266с.

33. Витберг Ф.А. В.Я.Стоюнин как педагог и человек. СПб.,тип. Стасюле-вича, 1899- 20с.

34. Волков Н.Н. Восприятие картины: Пособ.для учителя. М.: Просвещение, 1976. -32с.

35. Волкова Е.В. Произведения искусства в мире художественной культуры. М.: Искусство, 1988. -239с.

36. Вульфов Б.З. Учитель: профессиональная духовность // Педагогика. -1995. -№ 2. -с.48-52.

37. Выготский JI.C. Психология искусства.-М,'.Педагогика, 1997. -342с.

38. Выготский B.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1967. Изд. 2-е. - 96с.

39. Вяземский В.П, Симонов П.В, Ершов П.М. Происхождение духовности- -М.,1989.-352с.

40. Гавриловец К.В, Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: Кн. для учителя. —Минск,: Народная асвета, 1988. 126с.

41. Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук. -Т.1. М.,1974. - 297.С.

42. Гембицкая Е.Я. Музыка и музыкальное творчество в идейном и нравственном воспитании учащихся// Эстетическое воспитание школьной молодежи. М.: Педагогика, 1981.- 272с.

43. Гершензон М.О. Дух и душа: биография двух слов: (из наследия русской философии 1869-1925) / Сост. Т.М.Макагонова.//Наше наследие. 1993. -№ 28.-С.80-87.

44. Годфруа Ж. Что такое психология? .-М.: Мир, 1992. -Т.2. 238с.

45. Гончаров Н.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986.- 186с.

46. Горбов Н.М. Рачинский. -СПб.: Общество ревнителей русс.истор.просвещ, 1903.-43с.51 .Горюнова Л.Г. Воспитание музыкального вкуса и развитие музыкального восприятия // Музыкальное воспитание в школе. Вып.7.-М.,1971.-с.111.

47. Горяева И.А. Первые шаги в мире искусства. -М.: Просвещение 1991. -159с.

48. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: 34т.М.: Русский язык, 1998.

49. Даниэль С.М. Искусство видеть мир.- Л.: Искусство 1990. 221с.

50. Дмитриева Э.Г. Основы духовности и нравственности // Нач.школа. -1994. № 4.-С.47-50.

51. Дроздова Э.М. Искусство как специфическое средство воспитания. // Проблемы этики и эстетики: Вып.1 .- Л.: ЛГУ, 1973. -133-135.С.

52. Дунаев М. Почему пусто в человеческих душах? // Правильная беседа. -1993.-№3.-с. 41-43.

53. Душевная жизнь детей: Очерки педагогической психологии/ Под.ред. А.Ф.Лазурского, А.П.Нечаева. М.: Политиздат, 1910. - 283с.

54. Епископ Феофан. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? -Л.:Соборный разум, Знание, -1991 .-288с.

55. Жакина А.К. Общечеловеческие ценности как платформа сотрудничества верующих и неверующих. // Автореф. Дисс.канд.филос.наук.-М.,1991.- 20с.

56. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. -В 2х т. Париж.-М., 1993.

57. Ильин И.А. Наши задачи: историческая судьба и будущее России.- В 2х т.- М,: МП "Рарог",1992.- 272с.

58. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности. М.: Республика, 1998.- 430с.

59. Искусство в жизни детей// Опыт художественных занятий с младшими школьниками./ Сост. А.П.Ершов, Т.Г.Пеня и др. М., 1991.-128с.

60. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М.: Педагогика, 1973. -253с.

61. Каган М.С. К вопросу о понимании культуры // Философские науки. -1989.-№5.- с.78-91.

62. Каган М.С. О духовном : опыт категориального анализа // Системный подход и гуманитарные знания. -Л.Д991.-с.208-239.

63. Каган М.С. Искусство как феномен культуры //Педагогика в системе культуры. Л.,1982. -с.5-22.

64. Канарский А.С. Диалектика эстетического процесса. Генезис чувственной культуры. Киев.: КГУ, 1982.-192с.

65. Кандинский В.В. О духовном в искусстве.- М.: Архимед, 1992. 107с.

66. Каптерев П.Ф. Из истории души: очерки по истории ума. Спб. ,1890.-255с.

67. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. П.Кн.склад"Земля",1915,-746с.

68. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.-704с.

69. Каптерев П.Ф. Образование. С-П.,1892 . - № 5.-С.395-413.

70. Кларин В.Ш., Петров В.М. Идеалы и пути воспитания в творчестве русских религиозных философов 19 -20 вв. М., 1996.-124с.

71. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Школа вежливости. Азбука первоклассника. Дидактические материалы для первого класса четырехлетней начальной школы. -М.: Просвещение, 1995.-47с.

72. Козлова П.П. Природосообразность как основополагающий принцип в истории школы и педагогики. // Автореф. дисс.док.пед.наук. Казань, 1998.-41с.

73. Колокольцев Е.Н. Взаимодействие искусств в школьном изучении литературы. М., 1993. -450с.

74. Крымский С.Б. Контуры духовности: Новые контексты идентификации.//

75. Вопросы философии .- 1992. № 12.-С.21-28.

76. Крымский С.Б. Культурно-экзистенциональные измерения познавательного процесса. // Вопросы философии. 1998. - № 4.-С.40-50.

77. Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема. // Философские науки. 1991. -№ 12. - с.41-52.

78. Кудина Г.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. -М.: Знание, 1986. 80с.

79. Кудрявая Н.В. Духовно-нравственные основы развития личности в педагогике Л.Н.Толстого // Автореф.дисс.докт.пед.наук. М.,1994. - 50с.

80. Кулагина Г.Н. Поиск общечеловеческой духовности российской интеллигенцией // Автореф.дисс.канд.филос.наук.- Казань, 1996.-16с.

81. Куликов В.Б. Педагогическая антропология: Истоки. Направления. Проблемы.-Свердловск, 1988.- 191с.

82. Куриленко Л.В. Формирование эмоциональности и интеллекта на уроках музыки и чтения как фактор гармоничного развития младшего школьника. // Автореф.дисс.канд.пед.наук. М.,1995. - 16с.

83. Ладыгина А.Б, Грунин В.В. Искусство в системе духовных ценностей общества. -М.: Знание, 1986.- 60с.

84. Легеньский Г.И. Цели и способы воспитания. М.: Педагогика, 1990. -136с.

85. Леонтьев А.Н. О путях исследования восприятия// Восприятие и деятельность. /Под.ред. А.Н.Леонтьева. М., 1976.- С.3-27.

86. Леонтьев А.Н. Человек и культура. М.,1961.- 115с.

87. ЮО.Лефевр В,А. От психофизики к моделированию душ // Вопросы философии. 1990. -№ 7.- с.225-32.

88. Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. Екатеринбург, 1997.- 150с.

89. Лихачев Б.Т. Воспитание: необходимость и свобода. // Педагогика. -1994,- № 2 . -с.35.

90. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985.- 175с.

91. Лихачев Б.Т. Школа и церковь: новые отношения? // Советская педагогика 1991. № 6 .- с.33-36.

92. Лопатина А., Скребцова М, Шурова Л. Программа занятий по духовному воспитанию детей младшего и среднего возраста. Пермь., 1998. -8с.

93. Юб.Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991.-478с.

94. Лосский Н.О. Г.Гегель как интуитивист. // Записки по немецкой философии., 1935.

95. Ю8.Лосский Н.О. Собр.соч., 1911. ТЗ.- 110с.

96. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991.-368с.

97. Ю.Лялина С.А. Программа нравственного воспитания детей. С-П.: Единение , 1985. - 86с.

98. Макарцева М.Н. Педагогика гармонии и синтеза. // Педагогика. 1996. -№2.-с.37-40.

99. Малахов В.А.Смысл жизни и нравственного отношения человека к миру. -М., 1996.-64с.

100. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс. Культура, 1992.-414с.

101. Мастера искусства об искусстве: Избранные отрывки из писем, дневников, речей, трактатов: В 7-ми т. — т.7. -М., 1970. -655с.

102. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 252с.

103. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981.- 96с.

104. Мелик-Пашаев А.А. Ради чего и как учить искусству? // Советская педагогика. -1986. -№11.- с.127-130.

105. Меньчиков Г.П. Духовная реальность человека.- Казань, 1999. 406с.

106. Мережковский Д.С. Собр.соч. в 4-х т. -М.: Правда, 1990.

107. Мережковский Д.С. Соч. в 12 ти.т-т.12.- М., 1914. 359с.

108. Михеева И.Н. Соотношение нравственных и эстетических потребностей." М.: Знание, 1985.- 64с.

109. Моральный выбор. /Под.ред. Титоренко А.И. М.: МГУ, 1980.-344с.

110. Мурашов В.И. Воспитание духовности российских школьников// Ма-тер.научно-практ.конф. "Воспитание духовности, целомудрия и альтруизма" М.,1997.

111. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.- 368с.

112. Неменский Б.М. Воспитание искусством // Социально-политические науки. 1991. -№ 4. - с.50-57.

113. Неменский Б.М. Дидактика глазами художника. // Педагогика. М., 1996.-№ 3 с.19-25.

114. Неменский Б.М. Духовные проблемы искусства // Педагогика искусства и школа./ Ответ.ред. Мелик-Пашаев А.А. 1982. - № 1. -с.282-290.

115. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1981.- 192с.

116. Нечепоренко Л.С. Педагогика личности. Харьков, 1992.- 114с.

117. Нигматов З.Г. Гуманизм: педагогика и школа. -Казань : Тат.книг.издат., 1988.-271с.131 .Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике//Советская педагогика. 1990. -№ 9. -с.41-47.132,Ожегов С.И. Словарь русского языка. /Под.ред.Н.Ю.Шведовой. М.:

118. Русский язык, 1988. 750с. 133.0ртега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. -М.: Искусство,1991.-586с.134.0сновы философии: Уч.пособ.для вузов. -М.: Политиздат, 1988.- 592с.

119. Паламарчук С.И. Формирование музыкального интереса у младших школьников. -М.,1980. 76с.

120. Пестов Н.Е. Как познавать волю Божию. М.: "Центр Благо", 1998.-128с.

121. Пестов Н.Е. Православное воспитание детей. М.: Даниловский благо-вестник, 1997.-128с.

122. Петерсон Б. Этическая духовность// Человек и духовность . -Рига.: Зи-натне, 1990.-с. 107-110.

123. Петрова Г.А. Вопросы эстетической подготовки будущих учителей. -Казань: КГУ, 1976. -200с.

124. Петрова Г.А. Эстетическое воспитание в школе. -Казань: КГУ., 1991. -182с.

125. Петровский А.В. Роль фантазии в развитии личности. М.,1961.- 46с.

126. Перепелкина Г.П. Искусство смотреть и видеть.- М.: просвещение, 1982. -223с.143 .Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1985.-496с.

127. Победоносцев П.А. Сочинения. Спб., 1996.

128. Полигаускас А.А. Познание музыки как воспитательная проблема.// Ав-тореф.дисс.докт.пед.наук. М.,1991. - 46с.

129. Иб.Полунина В.Н. Искусство и дети: из опыта работы учащихся. М., 1982. - 141с.

130. Прасолова Е.А, Бусов М.В. Приобщение к прекрасному: эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе: В помощь классному руководителю и воспитателю. Тула, 1995. - 131с.

131. Ракитянская Т. Homo musicus : возможно ли это ? // Искусство в школе. -1996.-№3.

132. Рачинский С.А. Сельская школа. Сб. ст.- М.: Педагогика, 1991.-173с.

133. Рерих Н.К. О вечном М.: Республика, 1994. - 462с.

134. Ройтерпггейн М.И. Выразительные средства музыки. М., 1960. - 56с.

135. Романова Л.С. Педагогические основы духовного развития школьников на уроках музыки и истории искусств. // Дисс.канд.пед.наук. -М., 1997. -193с.

136. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.- М.: Педагогика, 1976. -416с.

137. Рутманис К. Разорванность человеческого существования// Человек и духовность Рига.,1990. -с.30-35.

138. Рыбаков Р.Б. О духовной педагогике о не только о ней // Дельфис. -1996. -№ 1 с.7.

139. Рябов В.Ф. Наш духовный мир. Л.: Лениздат, 1987,- 158с.

140. Сагатовский В.Н, Сагатовская Л.Г. Духовные ценности и их формирование в развитом социалистическом обществе. Киев., 1981.- 48с.

141. Сагатовский В.Н. Так что же такое духовность. // Школа духовности. -М., 1999. -№.3.- с 45-47.

142. Самохвалова В.И. Человек в искусстве. М.: Знание, 1989. -64с.

143. Сахарова Л.А, Шахова А.И. Эстетическое воспитание учащихся в школьных учреждениях. М., 1986.-126с.

144. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.,1998. -255с.

145. Сержантов В.П. Человек как предмет философского и естественнонаучного анализа. Л.: ЛГУ, 1980.-243с.

146. Сироткин Л.Ю. Нравственный выбор и его воспитание.: научно-метод.пособ. Казань., 1995. - 79с.

147. Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблемы устойчивости. -Казань., 1992. -176с.

148. Сироткин Л.Ю. Школьник, его развитие и воспитание: учебное пособие /Самарский пед.институт. Самара., 1981. - 243с.

149. Смирнов П.А. Жизнь и учение преосвященного Феофана Вышенского Затворника. Изд.2-ое. -М.Д915.

150. Современый философский словарь. -М, Бишкек, Екатеринбург: Изд. "Одиссей", 1996.- 602с.

151. Соколов Э.В. Духовная культура и ее судьба в современном мире// Духовное становление человека. Л., 1972. - 375с.

152. Соловьев B.C. Оправдание добра . -М.: Республика, 1996. -479с.

153. Соловьев B.C. Собр.соч. В 10 т.- СПб.,1911-1814. т.8.- 586с.

154. Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве. // Собр.соч.: в 2х.т.- М.: Правда, 1989.- 735с.

155. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991.- 699с.

156. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. -Л.: Музыка, 1975.- 64с.

157. Сохор А.Н. О законах исследования музыкального восприятия// Художественное восприятие. / Сост. Б.С. Мейлех. М.,1975. -272с.175 .Станиславский К.С. Из записных книжек. М.: ВТО, 1986. -т.1.- 342с.

158. Старченко Н.Н. Мир интуиции и человек в философии Н.О.Лосского.-М,: Знание, 1991.-62с.

159. Столович Л.Н. Природа эстетических ценностей. -М.: Политиздат 1972. -271с.

160. Стоюнин В.Я. Педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1992- 3667с.

161. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. М.,1961. -246с.

162. Табаков В.И. Человечность как главная ценность духовного мира человека // Формирование духовного мира человека. — Горький., 1989. -с.3-7.

163. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности у младших школьников. М.: Просвещение, 1988. -175с.

164. Тарасов Г.С. Проблема духовных потребностей.- М.,1979. -189с.

165. Тарасов Г.С. О природе музыкальных потребностей человека// Авто-реф.канд.пед.наук. -Л.,1971. -20 с.

166. Тарханов M.P. Дух и тело. -Слб., 1904.- 175с.

167. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного восприятия.// Советская педагогика. -М.,1985.- №5. 98с.

168. Титаренко А.Н. Структура нравственного сознания. -М.: Мысль, 1974.

169. Толковый словарь живого великорусского языка. В 15-ти т. т.1.-Спб.-М., 1912.- 1379с.

170. Толстой JI.H. Воспитание и образование//Полн.собр.соч.- М.: Терра., 1992.- Т.8.

171. Толстых А.В. Гуманизация образования и активные проблемы эстетического воспитания // Педагогика.- М., 1996. -№ 3.- с.9-13.

172. Толстой А.К. Собр.соч. в 4-х т.- М.: Правда, 1980.- 496с.

173. Уледов А.Н. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990. -336с.

174. Усвоение знаний и развитие младших школьников. / Под ред. Л.В.Занкова. -М., 1965. 135с.

175. Успенский В.Д. В поисках чудесного: Петербург: Чернышев, 1994. -523с.

176. Ушинский К.Д. Избр.пед.соч. В 2х т.- М.: Педагогика, 1935.T.1.- 584с.

177. Ушинский К.Д. Избр.пед.соч. В 2х т.- М.: Учпедгиз, 1954.-Т.1.- 639с.

178. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании//Собр.соч. -М-Д., 1948.т.2-655с.

179. Ушинский К.Д. О религиозно-философском воспитании//Собр соч.-М-Л.: Изд-во Академии пед. наук, 1948.-t.10.- 668с.

180. Ушинский К.Д. Письма о воспитании наследника русского престола. //Педагогика 1999.№5

181. Ушинский К.Д. Психологическая монография //Собр.соч. М.-Л., 1948.-т.2.- 655с.

182. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. -С-П.: тип. Маркушева, 1913.- 495с.

183. Федотова В.Г. Духовное, душевное и жизнь // Человек и духовность. -Рига., 1990.

184. Федотова В.Г. Духовность как фактор перестройки// Вопросы философии. 1987. - №3 -с. 11-28.

185. Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1985.-223с.

186. Философская энциклопедия. В 5-ти т. -М.: Сов. Энциклоп., 1960-1970.-т.2.-575с.

187. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. - М.,1989.- 814с.

188. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины// Флоренский П.А. -М.: Правда, 1990.-Т.1- 490с.

189. Флоренский П.А. Имена: Соч.- М-Харьков: Эксмо-Пресс:Фолио, 1998.-912с.

190. Фохт-Бабушкин Ю.Ч. Искусство и духовный мир человека //Культура и развитие личности. -М., 1987. -223с.

191. Франк C.JI. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. -512с.

192. Ю.Франк СЛ. Непостижимое. Онтология введения в философию религии. -М, 1990.

193. Франк СЛ. Предмет знания: Душа человека. СПб.: Наука, 1995.-655с.

194. Франк C.JI. Сущность и ведущие мотивы религиозной философии.// Философские науки. 1990. -№5.-с.81-92.

195. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.-368с.

196. Халабузарь П. Духовные песни И.С.Баха//Искусство в школе .- 1997. -№1.

197. Хмарский.С.И. Музыкальное развитие младших подростков в процессе изучения предметов гуманитарного цикла.//Автореф.дисс.канд.пед.наук.-М., 1996.-16с.

198. Хомяков.А.С. О старом и новом. М.:Современник, 1988.-462с.

199. Холостова Т.В. Проблема духовности человека./ Методические проблемы изучения человека в марксистской философии. -Л.: ЛГУ, 1979. -с.82-95.

200. Художественное восприятие. Сб.ст./Отв.ред. Б.С. Мейлах. -Л., 1971.-с.387

201. Художественная культура и развитие личности./Под.ред. Ю.Ч. Фохт-Бабушкина.- М.:Наука, 1987. с.223.

202. Худяков В.П. Формирование первоначальных эстетических оценок у младших школьников а уроках изобразительного искусства// Дисс.канд.пед.наук. -М., 1994.- 205с.

203. Черкасов В.А. и др. Развитие духовности школьника (аспект оптимизации светского образования).- Челябинск., 1993.- 164с.

204. Чухина Л.А. Человек и его ценностный мир в религиозной философии: Критический очерк. -Рига., 1991.-303с.

205. Чухман Е.К. Роль искусства в развитии способностей школьников. М., 1985. -142с.

206. Шаров Ю.В. Проблема формирования духовных потребностей -М.,1990 -136с.

207. Шацкая В.И. Музыка в школе//Художественное воспитание средствами искусства. М., 1950 -с.23.

208. Шевцов Е.В. Искусство и духовный мир человека. -М.: Знание, 1984.-63с.

209. Шевченко Н.В. Проблема взаимоотношений искусства и культуры в современной советской эстетической мысли. М., 1982. - 112с.

210. Шердаков В.Н. Добро, истина, красота. М.: Знание, 1983.- 64с.

211. Шестун Е. Православная педагогика. -Самара, 1998.- 563с.230.1Пиянов Е.Н. Гуманизация профессионального становления педагога//Советская педагогика. 1991. -№ 9. - с.80-85.

212. Штейнер Д. Духовное водительство человека и человечества. Духовно-научное развитие человечества. Калуга.: Духовное познание, 1992. - 72с.

213. Шуртакова Т.В. Эстетическое восприятие живописи учащимися. -Казань.: КГУ, 1972. 72с.233.1Цуркова Н.Е. Система воспитания нравственных отношений современных школьников//Автореф.дисс.докт.пед.наук. М., 1988. -38с.

214. Щукина Г.И. Деятельность основа активизации учения и формирования познавательных интересов. - М.: Просвещение, 1962,- 204с.

215. Эстетика. Словарь / Под ред. Беляева А.А.- М.: Политиздат, 1989. 447с.

216. Якобсон П.Н. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964.-85с.

217. Якобсон П.Н, Экспериментальное изучение нравственных чувств и нравственных оценок у школьников// Вопросы психологии.-1960. -№4 .- с.55.

218. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. -М.: Просвещение, 1974.- 128с.

219. Яркина Т.Ф. Проблемы духовного мира человека на пороге ноосфернойэпохи // Педагогика.- М.,1996. №2. с.40-48.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.