Фоноинструменты в каменном веке на территории Северной Евразии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.06, кандидат наук Кожевникова, Дарья Валерьевна

  • Кожевникова, Дарья Валерьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Кемерово
  • Специальность ВАК РФ07.00.06
  • Количество страниц 251
Кожевникова, Дарья Валерьевна. Фоноинструменты в каменном веке на территории Северной Евразии: дис. кандидат наук: 07.00.06 - Археология. Кемерово. 2013. 251 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кожевникова, Дарья Валерьевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Основные направления палеомузыкологических исследований (историографический обзор)

1.1. Исследования в области генезиса музыкальной деятельности

1.2. Физиологические и нейропсихологические исследования музыкальных способностей рода Ното

1.3 Археологические данные в области палеомузыкологии

1.4 Использование данных этнографии для анализа основных групп

древнейших фоноинструментов

Глава 2. Фоноинструменты в каменном веке: идентификация и классификация

2.1. Классификации музыкальных инструментов

2.2. Археологические свидетельства музыкальной деятельности в каменном веке

2.2.1. Аэрофоны

2.2.2. Идиофоны

Заключение

Список использованной литературы

Перечень условных сокращений

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Археология», 07.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фоноинструменты в каменном веке на территории Северной Евразии»

ВВЕДЕНИЕ

Появление фоноинструментов, как элемента музыкальной деятельности, однозначно признается неотъемлемой составляющей поведенческого комплекса человека современного физического типа. Именно такая парадигма лежит в основе современных исследований как феномена «палеолитического искусства», так и других форм знакового поведения, к которым относится и музыкальная деятельность. Считается, что именно на начальной стадии верхнего палеолита произошла так называемая верхнепалеолитическая революция, которая ознаменовала собой появление ряда инноваций, в том числе новой культурной среды [15; 152]. Возможной причиной возникновения символизма в каменном веке могла быть необходимость выработки специальных способов хранения и передачи культурной информации. В дальнейшем формы символизма эволюционировали, менялись функции предметов, утрачивая при этом первоначальный смысл. Вопросы генезиса, развития и распространения музыкальной культуры в каменном веке обсуждаются в рамках дискуссии о становлении и развитии культуры Homo sapiens sapiens [122; 154; 165].

Согласно мультирегиональной теории эволюции формирование Homo sapiens sapiens могло происходить как в Африке, так и на территории Евразии, где происходил постепенный и независимый процесс «сапиентации» [23]. Как частный случай этой гипотезы существует точка зрения о различных независимых центрах происхождения музыки в разных районах Земли как неизбежной ступени эволюции и универсальности человеческого мышления [29]. В пользу этого положения можно привести следующие аргументы: во-первых, большие расстояния между памятниками и близкий возраст слоев, где обнаружены идентичные фоноинструменты, исключают возможность контактов населения; во-вторых, характеристика

индустрий каменного инвентаря таких местонахождений указывает на принадлежность к разным культурным традициям.

В процессе работ на палеолитических памятниках Забайкалья (Хотык, Каменка А) была обнаружена серия предметов, которые по своим морфологическим особенностям напоминают духовые музыкальные инструменты (флейты и свистки) [147]. Нами была выдвинута гипотеза (по аналогии с материалами верхнепалеолитических памятников Западной Европы, а также по результатам проведенного трасологического анализа), что эти находки представляют собой вещественные свидетельства музыкальной деятельности Homo sapiens sapiens в верхнем палеолите Северной Евразии.

В силу определенной специфики объекта исследования вопросы возникновения и последующего развития музыкальной деятельности являются дискуссионными. Отметим, что фоноинструменты являются лишь одним из важных компонентов музыкального творчества. Ритм, мелодия, танец рассматриваются как иные составляющие музыкальной деятельности [38]. В данном исследовании мы сосредоточимся лишь на одном аспекте музыкальной деятельности, а именно на ее материальной составляющей -фоноинструментах.

Открытие серии костяных флейт и свистков в раннеориньякских комплексах Европы (Пиренеи, Швабская Юра), возможное присутствие и более сложных инструментов, указывают на существование устойчивых музыкальных традиций уже на рубеже 40 тыс. л. н. [101; 120].

В общей сложности количество находок в Евразии, интерпретируемых как фоноинструменты, и в первую очередь флейты и свистки, ударные, трещотки и т.п. составляет более 250 единиц. Мезинский музыкальный комплекс из костей мамонта (Украина), флейты из пещеры Истюритс (Франция), флейты из Гайссенклёстерле, Холе Фельс, Фогельхерд (Швабия -

юго-западная Германия) и т. д. - наиболее известные «археологизированные» древнейшие проявления музыкального творчества.

Однако нынешняя совокупность данных антропологии, психологии и т. д. показывает, что музыкальное поведение человека имеет свои корни в сложной эмоционально-тональной вокализации, которая существовала значительно раньше, чем появление Homo sapiens sapiens и современного языка [158]. Хотя вполне вероятно, что гоминиды (до появления анатомически современных людей) использовали сложную эмоционально-тональную вокализацию в качестве посредника в социальных отношениях, и что музыкальное творчество в нашем понимании позднее выросло из именно таких способностей, наличие музыкального инвентаря у предковых форм Homo sapiens sapiens остается под вопросом [122; 154; 165]. Вероятно, одной из возможных причин является тот факт, что наиболее архаичные формы музыкальных инструментов изготавливались из быстро разлагающихся органических материалов (дерево, стебли растений, кожа и т.п.). Однако существует несколько находок перфорированных костей, обнаруженных в среднепалеолитических слоях и приписываемых Homo neanderthalensis, которые интерпретируются рядом исследователей в качестве потенциальных фоноиснтрументов (рис. 1).

Следует отметить, что музыкальная деятельность и использование музыкальных инструментов не являются синонимами, первое вполне может существовать без последнего. Вероятно, что поведение, которое мы можем определить, как музыкальное, существовало задолго до появления первых археологических находок, подтверждающих это [36]. К тому же не все звуковые инструменты можно идентифицировать, исходя только из их морфологических особенностей. К такой группе можно отнести литофоны -звукопроизводящие инструменты, «изготовленные» из камня [107; 118]. Интерпретация их как непосредственно воспроизводящих звуки возможна

лишь при применении методов трасологии и проведении экспериментов, направленных на извлечение из таких артефактов «музыки».

Основная проблема изучения музыкальной деятельности в российской археологии заключается в первую очередь в том, что современный уровень научного знания в данной области знакового поведения не позволяет решать те задачи, которые встают перед исследователями сегодня. В частности, интерпретация группы предметов неясного назначения (напр., трубочки, игольники, украшения или свистки), обнаруженных в верхнепалеолитических слоях памятников Северной Евразии и по своим морфологическим характеристикам напоминающие духовые музыкальные инструменты, основывается лишь на личном опыте каждого ученого относительно непосредственного применения такой категории находок, в силу отсутствия определенной теоретической базы. Если речь и идет о музыкальных инструментах, то здесь имеют место работы, либо описательного характера, в виде публикаций отдельных находок в контексте изучения памятников каменного века. Уникальным в своем роде исследованием является работа С. Н. Бибикова «Древнейший музыкальный комплекс из костей мамонта» [5]. Большинство исследований касается музыкальных инструментов более поздних периодов, либо в обобщающих работах по палеолитическому искусству и символическому поведению [45; 84].

Наш интерес к этой категории предметов объясняется, во-первых, новыми данными о находках музыкальных инструментов в верхнепалеолитических слоях европейских памятников и соответственно возросшим интересом западных ученых к проблеме происхождения музыкальной деятельности в целом; во-вторых, все возрастающее количество подобных артефактов на территории Северной Евразии, датированных также верхним палеолитом и неолитом, должно получить научно обоснованную

интерпретацию (заключающуюся в выработке четких устойчивых критериев для выделения данной категории предметов в археологических коллекциях).

Цель исследования состоит в определении времени и причин возникновения музыкальной деятельности, характеристике и систематизации материалов, отражающих процесс становления и развития групп фоноинструментов в каменном веке на территории Северной Евразии.

Для достижения цели исследования решаются следующие задачи:

1. выполнить историографический обзор исследований отечественных и зарубежных ученых по проблеме происхождения музыкального творчества в каменном веке и фоноинструментов как материальной составляющей такой деятельности для определения исследовательской проблематики и характеристики предпосылок возникновения музыкальных способностей у Homo sapiens sapiens;

2. выработать критерии для выделения древнейших фоноинструментов в археологических коллекциях;

3. провести анализ всех известных археологических свидетельств музыкальной деятельности человека в каменном веке на территории Северной Евразии, выяснить акустические возможности потенциальных фоноинструментов и систематизировать их согласно общепринятой научной музыковедческой классификации;

4. проследить генезис и охарактеризовать ранние этапы развития основных групп фоноинструментов;

5. создать базу данных предметов, интерпретируемых как древнейшие фоноинструменты.

Объектом исследования является совокупность археологических источников, свидетельствующих о музыкальной деятельности как форме знакового поведения человека современного физического типа на раннем этапе становления и развития его культуры в Евразии.

Предмет - морфологические, акустические, технологические и функциональные характеристики фоноинструментов каменного века, сформированные на основе комплексного подхода и эксперимента, позволяющие атрибутировать их как музыкальные инструменты и дать культурно-хронологическое определение.

Методологическая основа. Комплексный подход в изучении проблемы происхождения и развития музыкального творчества и его непосредственной материальной составляющей - фоноинструментов - подразумевает привлечение не только археологических источников, но и данных смежных дисциплин, таких как антропология и этнография.

В процессе работы нами были использованы общие и частные методы исследования.

Общенаучные методы, такие как анализ и синтез, помогают выявить и проанализировать находки, интерпретируемые исследователями в качестве фоноинструментов, с целью последующего построения обобщающей картины музыкальной деятельности для каждого археологического периода. Метод описания, который определяется конкретной задачей исследовательского процесса и является средством представления научных данных, был использован для создания подробной сводки всех известных находок фоноинструментов каменного века. С целью упрощения обработки археологических коллекций фоноинструментов, создания упорядоченной картины их использования и процентного соотношения каждой из групп был применен метод классификации. Метод аналогий позволил выявить серии подобных друг другу предметов памятников Северной Евразии, а также определить возможное функциональное назначение многих спорных находок посредством обращения в музыкальной культуре современных народов.

Общеисторические методы. Конкретно-исторический метод

подразумевает под собой рассмотрение предмета исследования в его

конкретных пространственных, временных и культурно-исторических

8

(социальных) границах и используется для обоснования включения рассматриваемого нами продолжительного периода человеческого прошлого в круг общественно-исторических дисциплин, тем самым не ограничивая археологию каменного века исключительно источниковедческой деятельностью [2, с. 22]. Сравнительно-исторический метод позволяет проследить не только эволюцию музыкальных способностей человека на основе физиологических и нейропсихологических изменений, а также выявить основные изменения во времени, связанные с изготовлением и использованием основных форм музыкальных инструментов. Метод реконструкции, подразумевающий под собой реконструкцию не только предмета, но и действия, позволил нам воспроизвести процесс звукоизвлечения из серии ударных фоноинструментов Мезинского комплекса.

Частные методы представлены трасологическим методом, позволяющим выявить специфические следы использования, характерные для звукопроизводящих инструментов. Результаты впоследствии применялись для обработки археологических коллекций. В ряде случаев (где это было возможным) был использован планиграфический анализ находок, который явился еще одним немаловажным критерием для идентификации данной группы предметов. С помощью технико-типологического анализа выявляются сходства и различия в изготовлении, использовании фоноинструментов и их форм в культурах каменного века на различных территориях Евразии.

В процессе двух стажировок на базе Международного Везувианского института археологии и гуманитарных наук в г. Кастелламмаре-ди-Стабия в Италии нами были проведены исследования, направленные на изучение большой коллекции музыкальных инструментов В. Майоли. В результате работы была подтверждена гипотеза о том, что практически каждый предмет окружающего мира, даже без предварительной обработки, потенциально

может обладать возможностью звукопроизведения. Предмет может использоваться в качестве музыкального инструмента только в момент непосредственной игры на нем. К таким предметам можно отнести листья, плоды и стебли растений, раковины моллюсков (аэрофоны, соударяемые идиофоны и пр.), камни (ксилофоны, литофоны), кости животных, перья птиц и т.д. Важным моментов является тот факт, что большинство инструментов не требует какой-либо дополнительной обработки, подправки для извлечения мелодии или ритма. Соответственно, специфические следы на артефактах, подтверждающие их непосредственное использование в качестве звукопроизводителей в большинстве случаев практически не уловимы, если только потенциальный музыкальный инструмент не использовался постоянно.

В процессе работы мы столкнулись еще с одной немаловажной проблемой, которая встает перед учеными в процессе обработки археологических коллекций, а именно: в большинстве случаев без предварительной музыкальной подготовки практически невозможно извлечь звукоряд (здесь речь идет в первую очередь о мелодии и соответственно о духовых музыкальных инструментах, которые составляют значительную часть от общего числа таких находок) из предметов, которые по своим морфологическим свойствам могут быть истолкованы как музыкальные инструменты. Соответственно возникают последующие трудности с отнесением таких находок к группе фоноинструментов, поскольку основным критерием выделения такой группы как раз и является возможность извлечения звука из артефакта. Однако при определенной музыкальной подготовке «извлечь» мелодию теоретически возможно из любого предмета окружающего мира, начиная с частей человеческого тела и заканчивая стеблями трубчатых растений и костями животных.

В процессе обработки коллекции современных музыкальных

инструментов из кости и камня, хранящейся в В езувианском институте и

. . . '10 .

непосредственно используемой в практических целях участниками музыкального ансамбля, была проведена серия комплексных экспериментов, в результате которых получена уникальная трасологическая информация (выявлены и зафиксированы специфические следы их использования непосредственно в качестве звукопроизводителей), зафиксированная в фотодокументах (рис. 2, 3). Тем самым была предпринята первая попытка создания «эталонной коллекции» (на первой стадии - фотоархива) музыкальных инструментов для последующей работы уже с археологическим материалом, направленной на выявление потенциальных фоноинструментов из коллекций каменных и костяных артефактов на местонахождениях различных эпох.

Территориальные и хронологические рамки исследования. В силу специфики исследуемого материала хронологические и территориальные рамки достаточно условны и определяются археологическими культурами каменного века - верхнего палеолита, мезолита и неолита, распространенными на территории Северной Евразии1. Такая ситуация связана с тем, что находки фоноинструментов в палеолитических слоях археологических местонахождений крайне редки. Во-первых, по причине недолговечности материала, используемого для изготовления музыкальных инструментов; во-вторых, ввиду сложностей, связанных с интерпретацией артефактов в качестве потенциальных фоноинструментов. Нижнюю дату хронологии материалов исследования определяет «неандертальская» флейта из пещеры Дивья Баб I (~ 43 тыс. л. н.). Верхняя дата определяется артефактами, датированными поздним неолитом (костяные флейты со стоянки Черная гора ~ 6 тыс. л. н.). Обращение к последующим археологическим периодам и этнографическим

1 Северная Евразия представляет собой совокупность ряда крупных геоморфологических образований: Восточно-Европейская платформа с Балтийским и Украинским щитами; Сибирская платформа с Алданским щитом; Западно-Сибирская плита. На территории этих тектонических плит расположены Восточно-Европейская (Русская) и Западно-Сибирская равнины, разделенные Уралом. К Северной Евразии также относят территорию Северо-Восточной Азии, включающую в себя районы Восточной и Южной Сибири, Монголии, Среднесибирского плоскогорья, поскольку эти территории едины по географическому положению и различаются лишь особенностями природных условий, входящих в них регионов.

•11,

материалам обусловлено необходимостью создания целостной картины развития музыкальных инструментов и выявление преемственности в морфологии и технике изготовления основных групп.

Источниковедческая база. Для достижения цели и решения задач исследования использовался значительный объем источников археологического и этнографического характера в рамках выделяемых хронологических периодов. Основную часть источников составляют археологические коллекции предметов каменного века (Пиренеи, Швабская Юра, Приднепровье, Русская равнина, Забайкалье и т.д.), с которыми автор ознакомился непосредственно. В представленной работе используются опубликованные материалы ряда отечественных и зарубежных исследователей: Н. Конарда, М. Малиной, Ф. д'Эррико, Д. Буиссон, М. Даувос, С. Н. Бибикова, А. П. Окладникова, полевые археологические отчеты Л. В. Лбовой и О. П. Черныша.

Всего в данном исследовании рассмотрены находки предполагаемых фоноинструментов из 66 археологических местонахождений каменного века - сезонных и долговременных стоянок, пещерных комплексов, могильников и пр. Основная информация о приведенных в работе музыкальных инструментах сведена в таблицы (приложение № 1).

Основные термины.

Музыка (с позиций эволюционно-функционального направления) -биологическое и культурное явление. Тем самым музыка дифференцируется относительно других коммуникативных способностей человека, в частности, от языка, а ее функция может иметь адаптивный характер (отобрана в процессе эволюции) [116]. Это определение подчеркивает три ключевые особенности музыки: воплощение, увлечение, неоднозначность. Музыка выражается, как правило, с помощью голосов и инструментов, которые формулируют ритм и тембр, коррелирует модели движения [154].

Музыкальная деятельность — специально организованная, творчески активная форма самовыражения, направленная на достижение звукового результата и его эстетического восприятия.

Музыкальный инструмент — предмет, способный при участии человека воспроизводить различные музыкальные (также как и немузыкальные неорганизованные) звуки для исполнения и сочинения музыкальных произведений [51, с. 8]2.

Фоноинструмент — любой предмет, с помощью которого можно извлечь звуки, т.е. предмет, обладающий так называемыми потенциальными фоническими возможностями [81; 83]. Наиболее архаичные фоноинструменты (или иными словами «музыкальные приспособления») представляют определенные сложности для изучения. Их существование эпизодично, и появление в большинстве случаев определяется только моментами непосредственной фонации. В числе архаичных инструментов часто оказываются предметы из окружающей среды, обладающие потенциальными фонетическими свойствами, временно задействованные в подобном качестве и редко подвергающиеся специальной обработке. В рамках данного исследования нами рассматриваются только артефакты со следами антропогенного воздействия (иными словами - предметы, созданные конкретно для извлечения музыки).

Палеомузыкология — это научная теория происхождения музыки в контексте происхождения и развития человека, основанная на современном уровне знаний по различным дисциплинам.

Положения, выносимые на защиту.

1. Музыкальная деятельность и ее важная материальная составляющая - фоноинструменты - являются неотъемлемой формой

2 В науке существует термин «музыкальная археология», подразумевающий под собой отрасль музыкально-исторической науки, разрабатывающей проблемы музыкальной культуры древнего и средневекового мира, в той степени, в которой она сохранилась и запечатлена в материалах археологических раскопок [65, с. 145]. Однако на данном этапе исследования мы не будем оперировать этим понятием.

13

знакового поведения человека современного физического типа на этапе его становления и последующего развития как вида. Музыкальная деятельность как феномен существовала задолго до появления первых фоноинструментов, возможно у Homo heidelbergensis (400-300 тыс. л. н.).

2. На основании созданной автором сводной базы данных предполагаемых фоноинструментов каменного века Северной Евразии выявлены особенности их распространения, количественные и качественные характеристики. В основе систематизации лежит общепринятая музыковедческая классификация Закса-Хорнбостеля.

3. Основными критериями для идентификации фоноинструментов в археологических коллекциях являются:

•возможность извлечения звука посредством определенных манипуляций;

•морфологические особенности предмета;

•наличие характерных специфических следов износа, образовавшихся в процессе использования на инструменте;

•культурно-хронологический контекст находки.

4. Наблюдается устойчивость в традициях интонирования, морфологии и изготовления основных групп фоноинструментов (в большей степени аэрофонов). Существенные изменения зафиксированы только в материале, из которого производятся фоноинструменты (переход от органического сырья к металлу).

Научная новизна исследования состоит в том, что:

•впервые в российской науке проведен историографический обзор большого количества разнообразных по тематике источников по изучению музыкальной деятельности в каменном веке (исследования в области антропологии, палеолитического искусства, происхождения речи и музыки

как одного из средств коммуникации, непосредственно археологических исследований и т.д.);

•в научный оборот введены новые материалы, полученные в ходе археологических работ на памятниках каменного века на территории Сибири и Дальнего Востока;

• подтверждены выдвинутые С. Н. Бибиковым [1981] предположения о функциональном назначении находок из Мезинского комплекса как фоноинструментов благодаря проведенной серии экспериментов в сочетании с трасологическим анализом;

• предложены и успешно апробированы критерии идентификации потенциальных фоноинструментов в археологических коллекциях;

• впервые в отечественной археологии создана база данных по фоноинструментам культур верхнего палеолита и неолита;

• обоснована правомерность и целесообразность использования классической систематизации музыкальных инструментов Закса-Хорнбостеля для анализа археологических свидетельств (фоноинструментов) музыкальной деятельности.

Собранный материал, интерпретируемый как предметы иного функционального назначения (например, костяные игольники и пронизки), мы намерены изучить в последующем на предмет наличия специфических следов использования их в качестве фоноинструментов. Результаты настоящей диссертации могут быть использованы при фундаментальных исследованиях в области археологии и палеомузыкологии, и в частности, в решении проблемы идентификации артефактов археологических коллекций как фоноинструментов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты работы применимы в процессе обработки археологических коллекций. Основные выводы диссертации использованы при разработке методических

материалов и учебных пособий по курсу общей археологии, истории культуры и первобытного искусства.

Апробация работы. Основные положения работы были доложены на заседаниях кафедры археологии и этнографии НГУ, на международном Конгрессе по мировому искусству эпохи плейстоцена (Congress IFRAO «Pleistocene Art of the World», Тараскон-сюр-Арьеж, Франция, 2010), на III международном Северном археологическом конгрессе (Ханты-Мансийск, 2010), на 3-м Всероссийском археологическом съезде (Старая Русса, 2011), на трех региональных археолого-этнографических конференциях (Новосибирск, 2007; Кемерово, 2009; Иркутск, 2010), на четырех международных научных студенческих конференциях (Новосибирск, 2007, 2008, 2010, 2012); на конференции молодежной археологической школы (Новосибирск, 2009).

Материалы диссертации включены в курс лекций по первобытной культуре и истории первобытного общества на гуманитарном факультете НГУ, являются информационной основой разрабатываемого виртуального музея (ресурс Мультимедиацентра НГУ).

Научные результаты, в полном объеме отражающие содержание диссертации, опубликованы в 4 статьях в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Российской Федерации; в 2 статьях в сборниках материалов конференций и 7 тезисах докладов научных студенческих конференций. Основное содержание диссертационного исследования отражено в 13 работах общим объемом 4,35 п. л., в том числе автора 3,3 п. л.

Похожие диссертационные работы по специальности «Археология», 07.00.06 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кожевникова, Дарья Валерьевна, 2013 год

СПИСОК ИПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова, 3. А. Первобытная археология Сибири / 3. А. Абрамова, Н. М. Ермолова, Г. М. Левковская. - Л.: Наука, 1975. - 221с.

2. Аникович, М. В. Методология науки и новые подходы к изучению верхнего палеолита Евразии: Избранные лекции / М. В. Аникович. -Новосибирск: НГУ, ИАЭТ СО РАН, 2010. - 56 с.

3. Атлас музыкальных инструментов народов СССР / Под ред. К. А. Верткова. - М.: Музыка, 1975. - 395 с.

4. Бадер, О. Н. О возникновении арифметического счета в палеолите / О. Н. Бадер // Новое в археологии. - М.: Наука, 1972. - С. 28-35.

5. Бибиков, С. Н. Древнейший музыкальный комплекс из костей мамонта (очерк материальной и духовной культуры палеолита) / С. Н. Бибиков. - Киев: Наукова думка, 1981. - 108 с.

6. Бибиков, С. Н. Древнейший музыкальный комплекс из костей мамонта (очерк материальной и духовной культуры палеолитического человека) / С. Н. Бибиков. - Киев: HAH Украины, Ин-та археологии HAH Украины, 2008. - 128 с.

7. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические / В русском переводе с параллельными местами. - Чикаго, 1990. -1219 с.

8. Благодатов, Г. И. Музыкальные инструменты народов Сибири / Г. И. Благодатов // Сборник Музея антропологии и этнографии. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958.-Т. 18.-С. 187-207.

9. Богомолов, В. Б. Теоретические и методические аспекты археолого-этнографических исследований / В. Б. Богомолов, Н. А. Томилов // Методические аспекты археологических и этнографических исследований в Западной Сибири. - Томск: ТГУ, 1981. - С. 125-128.

10. Булгакова, Т. Д. Традиционные представления нанайцев о музыке / Т. Д. Булгакова // Музыкальная этнография тунгусо-манчжурских народов: Тезисы докладов и сообщений международной конференции. - Якутск, 2000. -С. 36-37.

И. Бюхер, К. Работа и ритм. Роль музыки в синхронизации усилий участников трудового процесса / К. Бюхер. - М.: Либроком, 2010. - 344 с.

12. Вайнштейн, С. И. Мир кочевников центра Азии / С. И. Вайнштейн. - М.: Наука, 1991. - 296 с.

13. Василевский, A.A. Мамонтовая фауна и адаптация человека на Сахалине / А. А. Василевский // International Symposium on Human Ecosystem Changes in the Northern Circum Japan Sea Area in Late Pleistocene. - 2008. - C. 44-66.

14. Вебер, M. Рациональное и социологическое обоснование музыки / М. Вебер // Избранное. Образ общества. - М.: Юрист, 1994. - 704 с.

15. Вишняцкий, Л. Б. Информационный взрыв и изобразительная деятельность / Л. Б. Вишняцкий // Проблемы изучения первобытного искусства: Материалы дискуссии. - Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2009. - С. 44-47.

16. Волков, П. В. Трасологические исследования в археологии Северной Азии / П. В. Волков. - Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 1999. - 192 с.

17. Волков, П. В. Опыт эксперимента в археологии / П. В. Волков. -СПб.: Нестор-История, 2013. - 416 с.

18. Глушков, И. Г. Керамика как археологический источник / И. Г. Глушков. - Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 1996. - 327 с.

19. Грачева, Г. Н. Вопросы методики использования данных этнографии в археологических исследованиях / Г. Н. Грачева, Л. П. Хлобыстин // Методические аспекты археологических и этнографических исследований в Западной Сибири. — Томск: ТГУ, 1981. — С. 134-138.

20. Грибович, Р. Т. Археология Прикарпатья, Волыни и Закарпатья (каменный век) / Р. Т. Грибович, JI. Г. Мацкевой, Н. А. Пелешишин, В. П. Савич, А. П. Черныш. - Киев: Наукова думка, 1987. - 132 с.

21. Грубер, Р. И. Всеобщая история музыки / Р. И. Грубер. - М.: Музыка, 1965. - Ч. 1. - 484 с.

22. Дарвин, Ч. Происхождение человека и половой отбор / Ч. Дарвин. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2009. - Кн. 1. - 395 с.

23. Деревянко, А. П. Древнейшие миграции человека в Евразии в раннем палеолите / А. П. Деревянко. - Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2009. -230 с.

24. Деревянко, А. П. Древнейшее проявление символической деятельности палеолитического человека на Горном Алтае / А. П. Деревянко, Е. П. Рыбин // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2003. — № 3. -С. 27-50.

25. Деревянко, А. П. Становление верхнепалеолитических традиций на Алтае / А. П. Деревянко, М. В. Шуньков // Переход от среднего к позднему палеолиту в Евразии: гипотезы и факты: Сборник научных трудов. — Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2005. - С. 283-311.

26. Дрегер, Г. Г. Принципы систематики музыкальных инструментов / Г. Г. Дрегер // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: Сборник статей и материалов в двух частях. - М.: Советский композитор, 1988. - Ч. 2. - С. 236-313.

27. Ефименко, П. П. Костенки I / П. П. Ефименко. - М.; JL: Изд-во АН СССР, 1958.-451 с.

28. Закс, К. Современные оркестровые музыкальные инструменты / К. Закс. - М.: Музгиз, 1932. - 88 с.

29. Земцовский, И. И. Музыкальный инструмент и музыкальное

мышление (к постановке вопроса) / И. И. Земцовский // Народные

музыкальные инструменты и инструментальная музыка: Сборник статей и

135

материалов в двух частях. — М.: Советский композитор, 1987. - Ч. 1. — С. 125131.

30. Иванов, В. Д. Словарь музыканта-духовика / В. Д. Иванов. - М.: Музыка, 2007. - 128 с.

31. Иванов, С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник / С. В. Иванов. -М.-Л.: АН СССР, 1963. - 494 с.

32. Кабо, В. Р. Теоретические проблемы реконструкции первобытности / В. Р. Кабо // Этнография как источник реконструкции истории первобытного общества. - М.: Наука, 1979. - С.60-107.

33. Кенинг, А. В. Этноархеология как метод археологических реконструкций (на примере тазовских селькупов) / А. В. Кенинг. -Екатеринбург; Ханты-Мансийск: АМБ, 2010.-128 с.

34. Клейн, Л. С. Археолого-этнографические сопоставления / Л. С. Клейн // Методологические аспекты археологических и этнографических исследований в Западной Сибири. - Томск: ТГУ, 1981- С. 143-145.

35. Кожевникова, Д. В. Древние музыкальные ударные инструменты / Д. В. Кожевникова // Студент и научно-технический прогресс: Археология Евразии: Материалы XLVII Международной научной студенческой конференции. — Новосибирск: НГУ, 2009. — С. 17-18.

36. Кожевникова, Д. В. Физиологические и нейропсихологические предпосылки музыкального творчества древнего человека / Д. В. Кожевникова // Студент и научно-технический прогресс: Археология Евразии: Материалы XLVIII Международной научной студенческой конференции. — Новосибирск: НГУ, 2010.-С. 17-18.

37. Кожевникова, Д.В. Простейшие аэрофоны в комплексах раннего верхнего палеолита (материалы Забайкалья) / Д. В. Кожевникова, Л. В. Лбова, П. В Волков // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. - 2011. - Т. 10, вып. 5: Археология и этнография. -С. 155-161.

38. Королева, Э. А. Ранние формы танца / Э. А. Королева. -Кишинев: Штиинца, 1977. - 215с.

39. Корсини, Р. Психологическая энциклопедия / Р. Корсини, А. Ауэрбах. - СПб.: Питер, 2006. - 1876 с.

40. Кочеткова, В. И. Палеоневрология / В. И. Кочеткова. - М.: МГУ, 1973.-244с.

41. Кузьмин, Я. В. Радиоуглеродное датирование палеолита Сибири и Дальнего Востока России: материалы к каталогу С-14 дат (по состоянию на конец 2010 г.) / Я. В. Кузьмин, JI. А. Орлова, В. Н. Зенин, JI. В. Лбова, В. Н. Дементьев // Stratum plus. - Кишинев: Высшая антропологическая школа, 2011 -№1.-С. 171-202.

42. Ларичев, В. Е. Хранители времени (к проблеме информационных традиций в первобытном искусстве) / В. Е. Ларичев // Информационные технологии в гуманитарных исследованиях. — 2000. — №. 2. - С. 56-66.

43. Лбова, Л. В. Древнейшие свидетельства музыкальной культуры в Северной Евразии / Л. В. Лбова, П. В. Волков, Д. В. Кожевникова // III Северный археологический конгресс: Тезисы докладов 8-13 ноября 2010. — Екатеринбург; Ханты-Мансийск: ИздатНаукаСервис, 2010. - С. 34-36.

44. Лбова, Л. В. Палеолит северной зоны Западного Забайкалья / Л. В. Лбова. - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2000. - 240с.

45. Лбова, Л. В., Культура, искусство, ритуал. Происхождение и ранние этапы: Учебное пособие / Л. В. Лбова, А. В. Табарев. - Новосибирск: НГУ, 2009.-142 с.

46. Лбова, Л.В. Природная среда и человек в неоплейстоцене (Западное Забайкалье и Привосточное Прибайкалье)/ Л. В. Лбова, И. Н. Резанов, Н. П. Калмыкова, В. Л. Коломиец, М. И. Дергачева, И. К. Феденева, Н. В. Вушкевич, П. В. Волков, В. Савинова, Б. А. Базаров, Д. В. Намсараев. -Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2003. - 208 с.

47. Лбова, Л.В. Фоноинструменты комплекса Мезин (Украина): технологический анализ следов деформаций / Л. В. Лбова, П. В. Волков, Д. В. Кожевникова, Л. В. Кулаковская // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2013. -№ 3 (55). - С. 22-32.

48. Леруа-Гуран, А. Религии доистории / А. Леруа-Гуран // Первобытное искусство — Новосибирск: Наука, 1971. - С.81-90.

49. Макаренко, М. Маршшшьський могильник / М. Макаренко. -Ки1в: ВсеукраТн. акад. наук, 1933. - 151 с.

50. Мациевский, И. В. Народный музыкальный инструмент и методология его исследования / И. В. Мациевский // Актуальные проблемы современной фольклористики. - Л.: Музыка, 1980. - С. 143-170.

51. Музыкальные инструменты мира. Полная иллюстрированная энциклопедия / Пер. с англ. В.Е. Венюковой.. - М.: Астрель, 2009. - 320 с.

52. Неща (лесные ненцы): Традиционное жилище и быт лесных ненцев. Традиционное воспитание детей в семьях лесных ненцев / Под ред. М. И. Гардамшиной - М.: Комсити М, 2004. - 53 с.

53. Окладников, А. П. Неолит и бронзовый век Прибайкалья. Историко-археологическое исследование / А. П. Окладников // МИА. - 1950. -№ 18.-411 с.

54. Окладников, А. П. Неолит и бронзовый век Прибайкалья. Историко-археологическое исследование / А. П. Окладников // МИА. - 1955 (а).-№43.-374 с.

55. Окладников, А. П. Утро искусства / А. П. Окладников. - Л.: Искусство, 1967. - 135 с.

56. Окладников, А. П. Якутия до присоединения к русскому государству / А. П. Окладников // История Якутской АССР. - М.-Л.: АН СССР, 1955(6). - Том 1. - 432 с.

57. Оськин, А. В. К проблеме интерпретации археологического

музыкального инструментария / А. В. Оськин // Народные музыкальные

138

инструменты и инструментальная музыка: Сборник статей и материалов в двух частях. - М.: Советский композитор, 1987. - Ч. 1. - С. 148-156.

58. Пидопличко, И. Г. Позднепалеолитические жилища из костей мамонта на Украине / И. Г. Пидопличко. - Киев: Наукова думка, 1969. - 164 с.

59. Пинкер, С. Язык как инстинкт / С. Линкер / Под ред. В. Д. Мазо. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 456 с.

60. Поршнев, Б. Ф. О начале человеческой истории: проблемы палеопсихологии / Б. Ф. Поршнев. — М.: Мысль, 1974. — 487 с.

61. Пясецкий, В. К. Начало раскопок позднепалеолитического поселения Ровно (Бармаки) / В. К. Пясецкий // РА. - 1997. - №1. - С. 151-162.

62. Радиоуглеродная хронология палеолита Восточной Европы и Северной Азии. Проблемы и перспективы / Под ред. А. А. Синицына, Н. Д. Праслова. - СПб.: ИИМК РАН ,1997. - 141 с.

63. Риман, Г. Музыкальный словарь / Г. Риман. - М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008. - CD-ROM.

64. Российский гуманитарный энциклопедический словарь / Под ред.П. А. Клубкова. - М.; СПб: ВЛАДОС; Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002.-Т. I. -688 с.

65. Садоков, Р. Л. Археологические источники в изучении музыкальной культуры древнего мира / Р. Л. Садоков // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: Сборник статей и материалов. - М.: Советский композитор, 1987. - Ч. 1. - С. 137-147.

66. Семенов, Ю. И. Введение во всемирную историю. Проблема и понятийный аппарат. Возникновение человеческого общества: Учебное пособие / Ю. И. Семенов. - М.: МФТИ, 1997. - Вып. 1.-202 с.

67. Сергин, В. Я. Структура Мезинского палеолитического поселения / В. Я. Сергин. - М.: Наука, 1987. - 103 с.

68. Сериков, Ю. Б. Музыкальные инструменты в древности:

некоторые аспекты ритуальной практики / Ю. Б. Сериков // Проблемы

139

археологии и истории Северной Евразии. — Томск: Аграф-Пресс, 2009. - С. 41-46.

69. Сидоров, В. В. Манок - музыкальный инструмент эпохи неолита / В. В. Сидоров // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: Сборник статей и материалов. - М.: Советский композитор, 1987. — Ч. 1.-С. 157-163.

70. Синицын, A.A. Стилистический аспект анализа. Кремневый инвентарь, орнаменты, нательные украшения / А. А. Синицын // Актуальные вопросы евразийского палеолитоведения: Материалы докладов Международного симпозиума «Заселение первобытным человеком Центральной, Северной и Восточной Азии: археологический и палеоэкологические аспекты». - Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2005. - С. 170179.

71. Словарь музыкальных терминов / Под ред. Ю.Е. Юцевича. -Киев: Муз. Украйна, 1988. - 261с.

72. Спенсер, Г. Происхождение и деятельность музыки / Г. Спенсер // Опыты научные, политические и философские. - Минск: Современный литератор, 1998. - Т. 2. - 1408 с.

73. Сузукей, В. Ю. Новые материалы по тувинскому музыкальному инструментарию / В. Ю. Сузукей // Музыкальная этнография Северной Азии. - Новосибирск: Институт истории, филологии и философии СО АН СССР, 1989.-С. 129-141.

74. Ташак, В. И. Проявления символизма в каменных артефактах Подзвонкой / В. И. Ташак // Социогенез в Северной Азии. — Иркутск: ИГТУ, 2009.-С. 218-224.

75. Томилов, H.A. Этноархеология: новое направление российской науки / Н. А. Томилов // Вестник Омского университета. — Омск: ОмГУ, 1999. -Вып. 2.-С. 5-9.

76. Формозов, А. А. Памятники первобытного искусства на территории СССР / А. А. Формозов. - М.: Наука, 1980. - 136 с.

77. Фролов, Б. А. К интерпретации мезинского геометрического орнамента / Б. А. Фролов // Памятники древнейшей истории Евразии. - М.: Наука, 1975. - С. 50-55.

78. Фролов, Б. А. Числа в графике палеолита / Б. А. Фролов. — Новосибирск: Наука, 1974. - 124 с.

79. Хорнбостель, Э. М. Систематика музыкальных инструментов / Э. М. Хорнбостель, К. Закс // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. - М.: Советский композитор, 1987. - С. 229-261.

80. Черныш, О. П. Палеолитична стоянка Молодове V / О. П. Черныш. -Кшв: АН УРСР, 1961. - 176 с.

81. Шейкин, Ю. И. История музыкальной культуры народов Сибири: сравнительно-историческое исследование / Ю. И. Шейкин. - М.: Восточная литература, 2002. - 718 с.

82. Шейкин, Ю. И. Музыкальная культура народов Северной Азии / Ю. И. Шейкин. - Якутск: РДНТ, 1996. - 123 с.

83. Шейкин, Ю. И. Музыкальная музыка Югры: Методическое пособие по курсу народного творчества для студентов ТКФ и ФНИ музыкальных вузов / Ю. И. Шейкин. - Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория, 1990. - 67 с.

84. Шер, Я. А. Происхождение знакового поведения / Я. А. Шер, JI. Б. Вишняцкий, Н. С. Бледнова. - М.: Научный мир, 2004. - 296 с.

85. Шнирельман, В. А. Этноархеология - 70-е годы / В. А. Шнирельман // СЭ. - 1984. - №2. - С. 100-113.

86. Шовкопляс, И. Г. Мезинская стоянка (к истории среднеднепровского бассейна в позднепалеолитическую эпоху) / И. Г. Шовкопляс. — Киев: Наукова думка, 1965. - 328 с.

87. Штумпф, К. Происхождение музыки / К. Штумпф. - Л., 1927. -180 с.

88. Щоденник работ Днестровской экспедиции за 1954 piK / Архив археологического музея Института истории львовского национального университета. —79 с.

89. Яковлева, Л. Найдавшше мистецтво Украши / Л. Яковлева. -Кшв: Стародавнш cbít, 2013. — 286 с.

90. Albrecht, G. Towards an Archaeological Appraisal of Specimen № 652 From Middle-Palaeolithic Level D / (layer 8) of the Divje Babe I / G. Albrecht, C. S. Holdermann, J. Serangeli // Arheoloski vestnik. - 2001. - № 52. - P. 11-15.

91. Arensberg, P. A Reappraisal of the Anatomical Basis for Speech in Middle Palaeolithic Hominids / A. Arensberg, L. A. Schepartz, A. M. Tillier, B. Van Der Meersch, A. Rak // American Journal of Physical Anthropology. — 1990. — Vol. 83.-P. 137-146.

92. Ausselet-Lambrechts, C. L'Art et la Parure en Belgique pendant le Paléolithique supérieur / C. Ausselet-Lambrechts // Bulletin de la Société préhistorique de France. - 1930. - T. 27. -N. 10. - P. 468-482.

93. Averbouh, A. Fiches Tubes et Etuis / A. Averbouh // Fiches typologiques de l'industrie osseuse préhistorique, Cahier VI: Eléments récepteurs. -Treignes: CEDARC, 1993. - P. 99-113.

94. Barandiaran, I. "Bramaderas" en el Paleolítico Superior Peninsular /1. Barandiaran // Pyrenae. - 1971. - Vol. 7. - P. 7-18.

95. Benito, C. G. La Flauta de Veyreau (Aveyron, Francia) / С. G. Benito // Taller de Arqueología Experimental: Aerófonos Prehistóricos. - 2011. -4 p.

96. Bibikov, S. A Stone Age Orchestra / S. A. Bibikov // Readings in Physical Anthropology and Archeology. - New York: Harper and Row, 1978. - P. 134-148.

97. Bibikov, S. N. A Stone-age Orchestra / S. A. Bibikov // The UNESCO Courier. - 1975. - № 6. - P. 28-33.

98. Binford, L. R. Metodological Considerations of Archaeological Use of Ethnographic Data / L. R. Binford // Current Anthropology. - 1967. - Vol. 8. - N. 3. -P. 59-67.

99. Bispham, J. «Music» Means Nothing If We Don't Know What It Means / J. Bispham // Journal of Human Evolution. - 2006. - Vol. 50. - P. 587-593.

100. Bohlman, S. Ontologies of Music / S. Bohlman // Rethinking Music. -New York, Oxford: Oxford University Press, 1999. - P. 19-34.

101. Bolus, M. What Can We Say about the Spatial-temporal Distribution of Early Aurignacian Innovations? / M. Bolus, N. J. Conard // Eurasian Prehistory. -2009.-№5.-P. 19-29.

102. Brade, C. Die Mittelalterlichen Kernspaltflöten Mittel- und Nord Europas: Ein Beitrag zur Überlieferung prähistorischer und zur Typologie mittelalterlicher Kernspaltflöten / C. Brade. - Neumunster: Wacholz, 1975. - 92 p.

103. Brown, S. The «Musilanguage» Model of Music Evolution / S. Brown/ / The Origins of Music. - London: MIT Press, 2000. - P. 271-300.

104. Budil, I. A Functional Reconstruction of the Supralaryngeal Vocal Tract of the Fossil Hominid from Petralona /1. Budil // Studies in Language Origins. -1994.-Vol.3.-P. 1-19.

105. Buisson, D. Les Flûtes Paléolithiques d'Isturitz (Pyrénées-Atlantiques) / D. Buisson // Bulletin de la Société Préhistorique Française. - 1990. - T. 87. - N. 10-12.-P. 420-433.

106. Caldwell, D. Palaeolithic Whistles or Figurines? A Preliminary Survey of Pre-historic Phalangeal / D. Caldwell // Rock Art Research. - 2009. — V. 26.-N. l.-P. 65-82.

107. Caldwell D. A Possible New Class of Prehistoric Musical Instruments from New England: Portable Cylindrical Lithophones / D. Caldwell //American Antiquity. - 78(3). - 2013. - P. 520-535.

108. Campàs, J. M. Art Moble del Plistocè / J. M. Campàs. - 2011. - 99 p. URL: http://cv.uoc.edu/~04_999_01_u07/Artmoble.pdf (дата обращения 08.01.2013).

109. Cârciumaru, M. Le Sifflet Gravettien de Poiana Ciresului-Piatra NeamN (Roumanie) [19.459± 96 B.P. (23.24 ka) - 20154 ± 97 B.P. (24.096 ka)] / M. Cârciumaru, M. Tutuianu-Cârciumaru // Annales d'Université Valahia Targoviste, Section d'Archéologie et d'Histoire. - 2011. - T. XIII. - N. 2. - P. 4158.

110. Chang, К. С. Major Aspect of the Interrelationship of Archaeology and Ethnology / K. Chang// Current Anthropology. - 1967. - Vol. 8. - P. 227-243.

111. Chase, P. Sifflets du Paléolithique moyen (?): Les Implications d'un Coprolite de Coyote Naturel / P. Chase // Bulletin de la Société Préhistorique Française. - 1990. - Vol. 87. - P. 165-167.

112. Chase P. Taphonomy of a Suggested Middle Palaeolithic Bone Flute from Slovenia / P. Chase, A. Nowell // Current Anthropology. - 1998. - Vol. 39. -P. 549-553.

113. Childe, V.G. Piecing Together the Past / V. G. Childe. - London: Routledge and Kegan Paul, 1956. - 154 p.

114. Conard, N. J. New Evidence for the Origins of Music from Caves of the Swabian Jura / N. J. Conard, M. Malina // Challenges and Objectives in Music Archaeology. - Rahden/Westfalen: M. Leidorf, 2008. - P. 13-22.

115. Conard, N. J. New Flutes Document the Earliest Musical Tradition in Southwestern Germany / N. J. Conard, M. Malina, S. Munzel // Nature. - 2009. -Vol. 460.-P. 737-740.

116. Cross, I. Music, Mind and Evolution / I. Cross // Psychology of Music. - 2001. - Vol. 29. - P. 95-102.

117. Cross, I. Music and Evolution: the Nature of the Evidence /1. Cross, I. Morley. - London: University of Cambridge, 2002. - 4p.

118. Cross, I. Musical Behaviours and the Archaeological Record: a Preliminary Study / I. Cross, E. Zubrow, F. Cowan // Experimental Archaeology. British Archaeological Reports International Series. - 2002. - Vol. 1035. - P. 2534.

119. D'Errico, F. Carnivore Traces Ormonsterian Skiffle? / F. D'Errico // Rock Art Research. - 1991. - Vol. 8. - P. 61-63.

120. D'Errico F. Archaeological Evidence for the Emergence of Language, Symbolism, and Music - an Alternative Multidisciplinary Perspective / F. D'Errico, C. Henshilwood, G. Lawson, M. Vanhaeren, A.-M. Tillier, M. Soressi // Journal of World Prehistory. - 2003. - № 17 (1). - P. 1-70.

121. D'Errico, F. Holes and Grooves: the Contribution of Microscopy and Taphonomy to the Problem of Art Origins / F. D'Errico, P. Villa // Journal of Human Evolution. - 1997. - Vol. 33. - P. 1-31.

122. D'Errico, F. A Middle Palaeolithic Origin of Music? Using Cave-bear Bone Accumulations to Assess the Divje Babe I Bone «Flûte» / F. D'Errico, P. Villa, A. C. Pinto Llona, R. R. Idarraga // Antiquity. - 1998. - Vol. 72. - P. 65-79.

123. Dams, L. Palaeolithiclithophones: Descriptions and Comparisons / L. Dams // Oxford Journal of Archaeology. - 1985. - № 4 (1). - P. 31-46.

124. Dauvois, M. Homo Musicus Palaeolithicus et Palaeoacustica / M. Dauvois // Homenaje a Jesus Altuna Munibe. - 2005. - Vol. 57(3). - P. 225-241.

125. Dauvois, M. Les Temoines Sono Paleolirhique Extérieurs et Souterrains / M. Dauvois // ERAUL, «Sons originels» Préhistoire de la Musique. -1994.-№ 61 - P. 11-31.

126. Dauvois, M. Son et Musique Paléolithiques / M. Dauvois // Les Dossiers D'Archéologie. - 1989. - Vol. 142. - P. 2-11.

127. DeGusta, D. Hypoglossal Canal size and Hominid Speech / D. DeGusta, W. H. Gilbert, S. P. Turner // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. - 1999. - Vol. 96. - P. 1800-1804.

128. Dissanayake, E. Antecedents of the Modern Arts in Early Mother-infant Interaction / E. Dissanayake // The Origins of Music / eds. Wallin N. L., Merker В., Brown S. - L.: MIT Press. - 2000. - P. 389-410.

129. Duchin, L. E. The Evolution of Articulate Speech: Comparative Anatomy of Pan and Homo / L. E. Duchin // Journal of Human Evolution. - 1990. — Vol. 19.-P. 687-697.

130. Fink, R. Neanderthal Flute: Oldest Musical Instrument's 4 Notes Matches 4 of Do, Re, Mi Scale / R. Fink. - 1997. - URL: http://www.webster.sk.ca/greenwich/fl-compl.htm (дата обращения 19.05.2009).

131. Fitch, W. T. The Biology and Evolution of Music: a Comparative Perspective / W. T. Fitch // Cognition. - 2006. - № 100. - P. 173-215.

132. Galin, K. Archeological Findings of Musical Instruments in Yugoslavia / K. Galin // U Narodna umjetnost. - 1988. - Special Issue 2. - P. 123148.

133. Germonpre, M. Mammalian Remains from the Upper Palaeolithic Site of Kamenka, Buryatia (Sirbia) / M. Germonpre, L. Lbova // Journal of Archaeological Science. - 1996. - Vol. 23. - № 1 - P. 35-57.

134. Hahn, J. Knochenflöten aus den Aurignacien des Geissenklösterle bei Blaubeuren, Alb-Donau-Kreis / J. Hahn, S. Münzel // Fundberichte aus Baden-Würtemberg. - 1995. - Vol. 20. - P. 1-12.

135. Harrison, R. A. A Pierced Reindeer Phalanx from Banwell Bone Cave and Some Experimental Work on Phalanges / R. A. Harrison // Proceedings of the University of Bristol Spelaeological Society. - 1978. - Vol. 15. - P. 7-22.

136. Hausler, A. Neue Funde Steinzeitlicher Musikinstrumente in Osteuropa / A. Hausler // Wisseschaftliege Zeitliche der Martin-Luther Universität Halle Wittenberg. - 1960. - № 9. - P. 321-332.

137. Horusitzky, F. Les Flûtes Paléolithiques: Divje babe I, Istâllôskô, Lokve etc. Point de Vue des Experts et des Contestataires Critique de l'Appréciation Archéologique du Spécimen no 652 de Divje babe I et Arguments Pour la Défense

146

des Spécimens Pb51/20 et Pb606 du MNM de Budapest / F. Horusitzky // Arheoloski vestnik. - 2003. - Vol. 54. - S. 45-66.

138. Huyge, D. Mousterian Skiffle? Note on a Middle Palaeolithic Engraved Bone from Schulen, Belgium / D. Huyge // Rock Art Research. - 1990. -Vol. 7.-P. 125-132.

139. Kay, R. F. The Hypoglossal Canal and the Origin of Human Vocal Behaviour / R. F. Kay, M. Cartmill, M/ Barlow // Proceedings of the National Academy of Science of the USA. - 1998. - Vol. 95 - P. 5417-5419.

140. Knochenklang: Klange aus der Steinzeit: Musik Gespielt auf Originalen und Rekonstruierten Flöten aus dem Palaolithikum Mitteleuropas // Österreichische Akademie der Wissenschaften. - 2000. - Vol. 36. - 24 p.

141. Kunej, D. New Perspectives on the Beginnings of Music: Archaeological and Musicological Analysis of a Middle Palaeolithic Bone «Flute» / D. Kunej, I. Turk // The Origins of Music / Wallin N. L., Merker B., Brown S. -London: MIT Press, 2000. - P. 235-268.

142. Kuzmin,Y. V. The Middle-to-Upper-Paleolithic Transition in Transbaikal, Siberia: The Khotyk Site Chronology and Archaeology / Y. V. Kuzmin, L. V. Lbova, A. J. T. Juli, R. J. Cruz // Current Research in the Pleistocene. - 2006. - Vol. 23. - P. 23-26.

143. Laitman, J. T. The Basicranium of Fossil Hominids as an Indicator of Their Upper Respiratory Systems / J. T. Laitman, R. C. Heimbuch, E. S. Crelin // American Journal of Physical Anthropology. - 1979. - Vol. 51. - P. 13-34.

144. Laroulandie, V. Taphonomie et Archéozoologie des Oiseaux en Grotte: Applications aux Sites Paléolithiques du Bois-Ragot (Vienne), de Combe Saunière (Dordogne) et de La Vache (Ariège) / V. Laroulandie / These pour obtenir le grade de docteur. - 2000. - 397 p.

145. Lawergren, B. The Sounds of Prehistoric Scandinavia by Cajsa Lund; Drevneishii muzikal'nii kompleks iz kostei mamonta (Ancient Musical Ensemble of Mammoth Bones) by Sergei N. Bibikov; Musique de la Grice antique

147

by Gregorio Paniagua /B. Lawergren //Ethnomusicology. - 1985. - № 29 (2). - P. 360-363.

146. Lawson, G. Mounds, Megaliths, Music and Mind: Some Acoustical Properties and Purposes of Archaeological Spaces / G. Lawson, C. Scarre, I. Cross, C. Hills // Archaeological Review from Cambridge. - 1988. - Vol. 15. - P. 111134.

147. Lbova, L. Musical instruments in Siberia (Early stage of the Upper Paleolithic) / L. Lbova, D. Kozhevnikova, P. Volkov// Actes du Congrès de l'IFRAO, Tarascon-sur-Ariége, septembre 2010. - 2010-2011. - № 65-66. - P. 324-325.

148. Lieberman, P. The Biology and Evolution of Language / P. Lieberman. - Cambridge: Harvard University Press, 1984. - 379 p.

149. MacLarnon, A. M. The Evolution of Human Speech: the Role of Enhanced Breathing Control / A. M. MacLarnon, G. P. Hewitt // American Journal of Physical Anthropology. - 1999. - Vol. 109. - P. 341-363.

150. Malina, M. Elfenbeinspaltung im Aurignacien. Zur Herstellungstechnik der Elfenbeinflöte aus dem Geißenklösterle / M. Malina, R. Ehmann // Mitteilungen der Gesellschaft fur Urgeschichte. - Vol. 18. - 2009. -S. 93-107.

151. Marshack, A. The Roots of Civilization: The Cognitive Beginnings of Man's First Art, Symbol and Notatio / A. Marshack. - New York: Macmillan, 1972. -445 p.

152. Mellars, P. The Impossible Coincidence. A Single-Species Model for the Origins of Modern Human Behavior in Europe / P. Mellars // Evolutionary Anthropology. - 2005. - № 14 - P. 12-27.

153. Miller, G. F. Evolution of Human Music Through Sexual Selection / g. F. Miller // The Origins of Music / eds. N. L. Wallin, B. Merker, S. Brown. -London: MIT Press, 2000. - P. 329-360.

154. Mithen, St. The Singing Neanderthals: the Origins of Music, Language, Mind and Body / St. Mithen. - London: Weidenfeld and Nicholson, 2005.-374 p.

155. Montaner, J. C. Art moble del Plistoce / J. C. Montaner. - 2011. - 99 p. URL: http://cv.uoc.edu/~04_999_01_u07/Artmoble.pdf (дата обращения 15.01.2013).

156. Morley, I. Evolution of the Physiological and Neurological Capacities for Music / I. Morley // Cambridge Archaeological Journal. - 2005. - Vol. 12. - P. 195-216.

157. Morley I. Mousterian Musicianship? The Case of the Divje Babe I Bone / I. Morley // Oxford Journal of Archaeology. - 2006. - Vol. 25(4). - P. 317333.

158. Morley I. The Evolutionary Origins and Archaeology of Music / I. Morley // Darwin College Research Report DCRR-002. - Cambridge, 2003. - 277 p. URL: http//www.dar.cam.ac.uk/dcrr/dcrr002.pdf (дата обращения 18.11.2009).

159. Moyer, С. The Organization of Lithic Technology in the Middle and Early Upper Paleolithic Industries at the Haua Fteah, Libya / C. Moyer. -Cambridge: Corpus Christi College, 2003. - 298 p.

160. Münzel, S. The Geißenklösterle Flute - Discovery, Experiments, Reconstruction / S. Münzel, F. Seeberger, W. Hein // The Archaeology of Sound: Origin and Organisation. - Leidorf: Rahden/Westf, 2002. - P. 107-118.

161. Nettl, B. Music in Primitive Culture / B. Nettl. - Cambridge, MA: Harvard University Press, 1956. - 200 p.

162. Neugebauer-Maresch, C. Der Werdegang der Altsteinzeitforschung in Österreich / C. Neugebauer-Maresch // Mitteilungen der Gesellschaft für Urgeschichte. - 2010. - Vol. 19. - P. 51-69.

163. Nuzhnyi, D .The Epigravettin Variability of the Middle Dnieper River Bassin / D. Nuzhnyi // Дослщження nepBicHo'i археологи в УкраУш. — Khib: Корвш Пресс, 2008. - С. 96-135.

ti

164. Oerter, R. Musik - Einheit und Vielfalt ihrer kulturellen Ausprägung. Eine kultur- und musikpsychologische Perspektive / R. Oerter // EWE (Erwägen -Wissen - Ethik). - 2007. - № 4. - P. 521-532.

165. Otte, M. On the Suggested Bone Flute from Slovenia / M. Otte // Current Anthropology. - 2000. - №. 41. - P. 271-272.

166. Passemard, E. La Caverne d'Isturitz en Pays Basque / E. Passemard // Préhistoire. - 1944. - Т. IX. - P. 7-84.

167. Reznikoff, I. On Primitive Elements of Musical Meaning / I. Reznikoff // The Journal of Music and Meaning. - 2004/2005. - Vol. 3. - Section 2.

- URL: http://www.musicandmeaning.net/issues/showArticle.php?artID=3.2 (дата обращения 17.02.2013).

168. Scothern, P. M. T. The Music-Archaeology of the Palaeolithic Within Its Cultural Setting. Unpublished Ph.D. thesis / P. M. T. Scothern. - University of Cambridge, 1992. - 583 p.

169. Spoor, F. Implications of Hominid Labyrinthine Morphology for Evolution of Human Bipedal Locomotion / F. Spoor, B. Wood, F. Zonneveld // Nature. - 1994. - Vol. 369. - P. 645-648.

170. Terlep, M. O. Prazgodovinska Kamnita in Koscena Tolkala, Drgala,

v

Samozveneci Idiofoni, Ropotulje in Brnivke: od Kamna in Skoljke do Strun / M. O. Terlep// Etnolog. [Nova vrsta]. - 1998. - Vol. 8. - S. 153-182.

171. Turk, I. Paleolithic Bone Flutes - Comparable Material / I. Turk, B. Kavur // Mousterian "Bone Flute" and Other Finds from Divje Babe I Cave Site in Slovenia / eds. Turk I. - Ljubljana: Institut za archaeologijo, Znanstvenoraziskovalni Center Sazu, 1997.-P. 179-184.

172. Wallin N. L. The Origin of Music / N. 1. Wallin, B. Merker, S. Brown.

- Cambridge, MA: MIT Press, 2000. - 512 p.

173. Watson, P. J. The Idea of Ethnoarchaeology / P. J. Watson // Ethnoarchaeology: Implications of Ethnography for Archaeology/eds. Kramer C. -New York: Columbia Univ. Press, 1979. - P. 277-287.

150

174. Zhang, J. Oldest Playable Musical Instruments Found at Jiahu Early Neolithic Site in China / J. Zhang, G. Harbottle, C. Wang, Z. Kong // Nature. -1999. - Vol. 401. - P. 366-368.

175. Zhang, J. The Early Development of Music. Analysis of the Jiahu Bone Flutes / J. Zhang, X. Xiao, Y. K. Lee // Antiquity. - 2004. - V. 78. - P. 769778.

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ

АН - Академия наук

АССР — Автономная Советская социалистическая республика БНЦ СО РАН - Бурятский научный центр Сибирского отделения Российской Академии наук

ИАЭТ СО РАН - Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук

ИИМК РАН — Институт истории материальной культуры Российской академии наук

ИрГТУ - Иркутский государственный технический университет

ИЭ АН СССР - Институт этнографии Академии наук СССР

МИА - Материалы и исследования по археологии СССР

НГУ - Новосибирский государственный университет

РА - Российская археология

СА - Советская археология

СЭ - Советская этнография

ТГУ - Томский государственный университет

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.