Фонестема как синергетическое единство и ее функции в английском поэтическом тексте: VII-XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.04, кандидат филологических наук Солодовникова, Ольга Георгиевна

  • Солодовникова, Ольга Георгиевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.02.04
  • Количество страниц 233
Солодовникова, Ольга Георгиевна. Фонестема как синергетическое единство и ее функции в английском поэтическом тексте: VII-XX вв.: дис. кандидат филологических наук: 10.02.04 - Германские языки. Москва. 2009. 233 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Солодовникова, Ольга Георгиевна

Введение.

Глава 1. Роль фонестемы как синергетического образования в системе языка

1.1. Развитие представлений о фоносемантике в историческом ракурсе.

1.2. Синергия и синергетика. Синергия в поэзии.

1.5. Понятие фонестемы. Синергия фонестемы.

1.6. Синтез звукообразов в поэзии как проявление синергетичности фонестемы.

1.7. К вопросу о характере звукосимволизма.

1.8. Особенности передачи феномена синергии фонестемы при переводе английской поэзии на русский язык.

Выводы по первой главе.

Глава 2. Функционирование фонестем в поэтическом тексте (в диахроническом аспекте).

2.1 Специфика функционирования фонестемы в английской поэзии англосаксонского периода.

2.2. Специфика функционирования фонестемы в английской поэзии средневековья.

2.3. Специфика функционирования фонестемы в эпоху Ренессанса.

2.4. Специфика функционирования фонестемы в английской поэзии XVII века.

2.5. Специфика функционирования фонестемы в английской поэзии XVIII века.

2.6. Специфика функционирования фонестемы в период романтического направления английской поэзии.

2.7. Специфика функционирования фонестемы в английской поэзии викторианской эпохи.

2.8. Специфика функционирования фонестемы в английской поэзии поздней викторианской и эдвардианской эпох.

2.9. Специфика функционирования фонестемы в английской поэзии XX века

2.10. Сопоставительный анализ результатов диахронического исследования и диаграмма интенсивности использования фонестем.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фонестема как синергетическое единство и ее функции в английском поэтическом тексте: VII-XX вв.»

Настоящая диссертационная работа посвящена изучению фонестемы как синергетического единства и средствам реализации ее прагмалингвистических функций в англоязычном поэтическом тексте (далее ПТ) как особом варианте художественного текста - уникальной функционально-эстетической системе. Рассмотрение фонестем как многофакторных языковых единиц в поэтическом тексте основано на концепции, заключающейся в том, что единицы ПТ (фонестемы) участвуют, а иногда и доминируют в процессах комплексного выражения поэтических смыслов. Исследование проведено на материале английских ПТ, созданных в разные временные периоды, начиная с англо-саксонского этапа (VII в.) и заканчивая XX веком. Такой значительный поэтический пласт позволяет максимально широко рассмотреть роль звуковой составляющей в функционировании английского поэтического текста.

Объектом настоящего исследования является английский поэтический текст, рассматриваемый с точки зрения взаимозависимости планов выражения и планов содержания звуков и звукосочетаний (т.е. фонестем), маркирующих текст на метасемиотическом уровне и синтезирующих имплицитный поэтический смысл (ИПС) поэтического текста. Предметом анализа в диссертации являются эти единицы - фонестемы, рассматриваемые как лингвистические единицы, реализующие свои функциональные установки в англоязычном художественном поэтическом тексте как акте литературной коммуникации. Специфика предмета в том, что данные языковые единицы в процессе функционирования осуществляют воздействие на эстетическое восприятие, мнения и ценностные установки адресата с целью формирования определенных коннотаций, образов, отношения к объекту. Это обусловливает необходимость изучения данного явления в двух аспектах: плане воздействия на адресата с помощью особых типов информации, т.е. в прагматическом аспекте, и в плане мотивировки выбора и механизмов достижения определенной дискурсивной целеустановки, т.е. в аспекте функциональном.

Актуальность данной проблематики определяется интересом современной лингвистической науки к комплексному рассмотрению факторов, влияющих на построение и функциональную направленность единиц текста. Для поэтического текста особую актуальность приобретает рассмотрение, анализ и определение роли тех единиц, за которыми долгое время не признавалась функция смысловыражения - речь идет о звукосимволичных, звукоизобразительных и звукоподражательных единицах и кластерах - фонестемах, определяемых как «повторяющееся сочетание звуков, подобное морфеме в том смысле, что с ним более или менее отчетливо ассоциируется некоторое содержание, но отличающееся от морфемы полным отсутствием морфологизации остальной части словоформы» (Ахманова, 1969:496). Фонестемы также можно рассматривать как проявление авторской стратегии распределения информации в поэтическом тексте. При этом, считает Л.Г. Лузина, «приоритетной является информация, связываемая с топикальностыо, мотивацией говорящего. и передачей чего-то впечатляющего, неожиданного. Такая информация должна быть выделена и особое значение имеет тип выделенности, реализуемый «выдвижением» информации, который создает эффект неожиданности». (Лузина, 1996:117).

Предполагается, что в ПТ как функционально-эстетической системе фонестемная составляющая, представленная в данной работе как спнергетическое единство (то есть взаимодействие образующих ее элементов приводит к тому, что их объединённое действие существенно превосходит эффект каждого отдельно взятого компонента и их суммы), способствует выражению смысла и, более того, может доминировать в общих процессах создания коннотации в поэтическом тексте и в смыслообразовании. Предложенный в работе прагмафункциональный анализ подобных синергетических образований актуален также для исследования особенностей лингвокреативной деятельности человека, изучение которой на сегодняшний день становится приоритетной задачей не только семантики, но и всей лингвистики.

В диссертации представлен ряд проблем, актуальных для современной лингвистики текста: структурность и целостность восприятия ПТ, наличие в ПТ единиц паравербального (дискурсивного) характера, функционирующих в тексте на метасемиотическом уровне, взаимодействие различных компонентов системы ПТ. Поднимается проблема необходимости фоносемантического анализа ПТ как одного из ключевых при комплексном анализе поэтических текстов. Особо актуальным представляется то, что процесс создания звукообразов в результате синергетического функционирования фонестем прослеживается на базе сплошной диахронической выборки английских ПТ, определяются функции фонестем в создании имплицитного поэтического смысла (т.е. глубинного смысла, атмосферы, настроения, эмоционального фона). В контексте данной диссертации рассматриваются приобретающие все большую актуальность наука синергетика и понятие синергни, предлагается распространение сферы употребления понятия синергии на сферу ПТ.

В ходе исследования выдвигается следующая гипотеза: поэтический текст как сложная функционально-эстетическая система представляет собой уникальное синергетическое единство фонестем, обеспечивающее теснейшую связь содержательной и формальной (звуковой) составляющих. При их взаимодействии синтезируется имплицитный поэтический смысл, восприятие и интерпретация которого является одним из важнейших условий реализации прагмафункциональной целеустановки смысловой и эстетической системы стихотворения.

Указанный ракурс исследования предполагает широкий интердисциплинарный подход к анализу функции фонестемы как многофакторного явления в ПТ. Методологическую и теоретическую базы исследования составили несколько направлений и теорий современной лингвистики. В настоящее время наиболее исследованными оказываются такие стороны ПТ, как его просодические особенности, строфика, метрико-ритмическая структура и система, структурно-смысловой анализ ПТ, поэтология культуры (А.Н. Веселовский (1913), M.JI. Гаспаров (1997), В.М. Жирмунский (1977), А.К. Жолковский (1980), Ю. И. Левин (1998), Ю. М. Лотман (1966, 1972), D. Attridge (1982), A. Holder (1995), Ph. Lieberman (1967), R.D. Cureton (1992) и др.); лексические и стилистические особенности ПТ, анализ его языковых и образных средств: О.В. Александрова (1984), И.В. Арнольд (1990), О. С. Ахманова (1984), И.Р. Гальперин (2005), В.П. Григорьев (1979), К. Pike & Е. Pike (1983), H. White (1987) и др.); прагмалингвистика и прагмафоностилистика (О.С. Ахманова (1978), И.М. Магидова (1978, 2008); теория информативности текста (Л.Г. Лузина (1996); духовные и религиозные основы поэтики (С.С. Авсринцев (1977, 2001), Д.С. Лихачев (2006) и др.). Помимо перечисленных, методологическую и теоретическую базу исследования составили направления и теории современной лингвистики, выполненные на стыке двух наук: фоносемантики и англистики. Фоносемантическип аспект (в том числе и художественного текста) привлекал внимание исследователей с античных времен и по настоящее время (Платон в диалоге «Кратил» (1994), Н.С. Трубецкой (1960), Р. Якобсон (1983), А.П. Журавлев (1974), М.В. Давыдов (1985, 1999), В. Левицкий (1973), A.A. Липгарт (2007), D. Bolinger (1950), J. Firth (1957), W. Von Humboldt (1836), H. Marchand (1966) и многие др.); синергетнческая теория (Данилов Ю.А. и Кадомцев Б.Б. (1983), Молчанова Г.Г. (2006, 2007), Пригожин И. (1979), Хакен Г. (1980, 2005); теория иконичности ПТ (О. Fisher

1997), Ch. Pierce (1958), W. Samarin (1970), L. Waugh (1987); проблемы поэтической топологии и перевода (Л.В. Полубиченко (1988), Е.Г. Эткинд

1998).

При всей глубине проведенных исследований, новые парадигмы знания требуют и новых, по возможности комплексных, подходов к изучению ПТ, в частности, анализа единиц вербального, паравербального и невербального компонентов целостной системы ПТ.

Основная цель диссертации - исследование механизма и процесса создания имплицитного поэтического смысла в английском поэтическом тексте с помощью синергетических звукосочетаний (фонестем) в диахроническом поэтическом срезе. Для достижения сформулированной цели диссертации представляется возможным очертить следующий круг задач, которые входят в осмысление, изучение и описание ПТ с точки зрения фоносемантики:

1. Проанализировать понятия «синергия» и «синергетика»; расширить сферы их рассмотрения применительно к области фоносемантики и поэзии; исследовать функционирование синергетической модели ПТ.

2. Рассмотреть понятие иконичности и одного из ее проявлений — звукописи, выделить типы звукописи, проанализировать ключевое для данной диссертации понятие фонестемы; выявить и описать феномен синергетичности фонестемы; рассмотреть процесс создания звукообразов и ИПС поэтического текста, протекающий в результате функционирования синергетических звукосочетаний на примерах из английской поэзии.

3. Проанализировать роль фонестемы в реализации прагмалингвистических дискурсивных функций и создании коннотативного контекста в поэтическом тексте с разработкой пошаговой процедуры фоносемантического анализа ПТ.

4. Провести анализ оригинальных английских поэтических текстов и их русских эквивалентов с целью исследования значимости и необходимости (или их отсутствия) передачи синергетической модели при переводе.

5. Исследовать феномен синергии фонестемы на разных этапах английской поэзии с целью прослеживания динамики функционирования конкретных фонестем и выявить периоды, в которые синергетичность фонестемы проявлялась в большей или меньшей степени, проанализировать характер значения фонестем: их константности или же изменения с течением времени. Материалом исследования послужили тексты из поэтического наследия английских поэтов — представителей разных эпох и направлений. Методом сплошной выборки проанализированы стихотворения 31 автора, среди которых William Langland, Geoffrey Chancer, sir Walter Raleigh, William Shakespeare, Ben Johnson, John Milton, Alexander Pope, William Wordsworth, George Gordon Byron, Percey Bysshe Shelley, John Keats, Alfred Tennyson, Algernon Charles Swinburne, Thomas Hardy, Robert Graves и др.

Методика сбора материала заключается в составлении сплошной диахронической выборки авторов - представителей разных эпох и направлений - на основе антологий английской поэзии «The Oxford Book of English Verse» (Quiller-Couch, 1919) /далее O.B.E.V./, «Английская поэзия в русских переводах» (Алексеев, Захаров, Томашевский, 1981) /далее А.П.Р.П./, на базе «Универсальной хрестоматии текстов на английском языке «What is the English we read» (Шишкина, Леднева, Юрченко, 2003) и антологии «English and American Literature», (Allen, Smith, 1996). В качестве вспомогательных пособий использованы две антологии: для анализа поэзии средневековья - работа Р. Ш. Лумиса и Р. Вилларда (Loomis, Willard, 1948) «Medieval English Verse and Prose»; для анализа современной английской поэзии антология Луиса Унтермейера «Modern British Poetry» (Untermeyer, 1920/1999).

Основным критерием отбора материала анализа явилось наличие имени того или иного автора во всех или, по крайней мере, в большинстве вышеупомянутых антологий. Таким образом, предпринята попытка избежать субъективности в отборе материала.

Диахроническая выборка проведена по «временному» принципу, то есть соответственно историческим периодам английской поэзии, а именно: англо-саксонский период, средневековье, эпоха Возрождения, XVII век,

XVIII век, ранняя викторианская эпоха (романтическое направление английской поэзии), викторианская эпоха и поэты пре-рафаэлиты, поздний викторианский и эдвардианский периоды, ХХ-й век.

Методика исследования. Проведенный в диссертации комплексный анализ англоязычных ПТ состоит из нескольких этапов - направлений исследования. В ходе исследования применялись элементы лингвопоэтического и лингвостилистического анализов, элементы описательного, индуктивного и дедуктивного методов, элементы симптоматического статистического анализа. Представилось необходимым прибегнуть к методу прагмафоностилистического сопоставления, основы которого были заложены в статье О.С. Ахмановой и И.М. Магндовой (Ахманова, Магидова, 1973, 3), который, как отмечает И.М. Магидова «оказался особенно продуктивным и открыл новые горизонты для теории и практики моделирующего функционального стиля» (Магидова, 2008), в нашем случае, поэтического. Также в диссертации разработана пошаговая процедура анализа фонестем в ПТ (подробно представленная во второй главе диссертации).

Достоверность результатов диссертационного исследования обеспечивается таким анализом конкретного фактического материала, который учитывает теоретические данные, накопленные в разных отраслях современного языкознания: в лингвопоэтике, фоносемантике, лингвистике текста, лингвосинергетике, прагмалингвистике. Объективность и доказуемость выявления и исследования динамики интенсивности функционирования фонестем в английских ПТ обеспечены применением формул вычисления «выборочной средней» и «генеральной средней арифметической значений или выборки», используемых в математической статистике.

Научная новизна диссертационного исследования состоит, прежде всего, в самом подходе к материалу исследования и его комплексному и анализу. Впервые специальное диссертационное исследование синергетичности фонестем проведено на основе сплошной диахронической выборки английской поэзии с VII по XX в.в. и впервые составлена диаграмма динамики интенсивности использования фонестем на разных этапах английской поэзии.

Учитывая проблемы, поставленные в диссертации, неоднородность объекта исследования, новым является и то, что в качестве единиц непосредственного анализа рассмотрены, во-первых, текстовые смыслы, выражаемые фоносемантически и лексически, во-вторых, эстетическая специфика анализируемых ПТ и поэтические смыслы глубинного характера, в-третьих, метасемиотический и метаметасемиотический уровни англоязычных ПТ.

В диссертации вводится новое понятие - синергия фонестемы, то есть фонестема представлена как синергетическое звукообразование, в котором семантический компонент передается через формальный, создавая звукообразы, маркируя текст на метасемиотическом уровне и синтезируя имплицитный поэтический смысл ПТ.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и объяснении механизма функционирования фонестем в ПТ, что позволяет расширить существующие представления о феномене синергетичности, распространив их на зону поэтического текста в целом и на функционирование языковых единиц, его составляющих, в частности. Результаты исследования являются конкретным вкладом в фоносемантику и лингвистику ХТ (в частности в изучение ПТ) и могут служить основанием для более глубокого понимания концепции уникальности ПТ как функционально-эстетической системы. В диссертации предложено новое понимание процесса и механизма формирования имплицитного поэтического смысла в ПТ, в том числе, и с помощью взаимодействия планов выражения и содержания синергетичных звукосочетаний — фонестем. Проведено последовательное диахроническое исследование английской поэзии, позволившее более глубоко исследовать роль фоиестемы в поэтическом тексте и проследить динамику интенсивности использования фонестем в поэзии. Понимание наличия в системе ПТ синтеза текстовых единиц эстетического, духовного, дискурсивного и языкового характера позволило осуществить многоаспектное описание ПТ, что имеет значение для будущих аналогичных исследований как системы ХТ, ПТ, так и других сложно организованных лингвоэстетических систем. Выявление закономерности эстетического функционирования различных по своей природе единиц в системе ПТ и участие в процессе смысловыражения этими единицами имеет особое значение, так как эстетическая и поэтическая функция языка, а в целом - поэтическое состояние единиц лингвистического и паралингвистического характера, составляют и предопределяют наличие особых условий для существования сложнейшей системы поэтического текста.

Практическая ценность проведенного исследования состоит в возможности использования предложенной методики для лингвистического анализа поэтического текста.

Результаты исследования могут быть использованы в курсах лекций по языкознанию, фонетике, стилистике английского языка, в практике дальнейших научных исследований в области лингвистики текста и фоносемантикп, в практике преподавания английского языка. Полученные результаты могут быть использованы в разработке теоретических и практических курсов по фонетике (темы: звук и смысл; статус фонетических единиц), в разработке спецкурсов, например, «Проблемы фоносемантики поэтического текста», «Фоносемантический анализ поэтического текста», «Исторический ракурс функционирования фонестем в поэтическом тексте» и др.

Положения, которые выносятся на защиту:

1. Единицы фонетического уровня языкового макрокомпонента системы ПТ (фонестемы), вступая в парадигматические отношения, звукоподражательные, звукоизобразительные и звукосимволические комплексы) в процессе эстетического функционирования участвуют (а иногда и доминируют) в процессах комплексного смысловыражения в поэтическом тексте.

2. Фонестемы (как иконические знаки) функционируют в ПТ по принципу синергетики, что позволяет ввести понятие синергия фонестемы, оперировать этим понятием и рассматривать фонестему как синергетическое звукообразование при проведении анализа английских поэтических текстов.

3. В процессе синергетического функционирования в английском поэтическом тексте фонестемы участвуют в синтезе имплицитного поэтического смысла ПТ. Он соотносится и взаимодействует с лексическими смыслами единиц текста, являясь частью общей структурно-смысловой системы ПТ.

4. На защиту выносится разработанная в диссертации пошаговая процедура фоносемантического анализа поэтического текста, позволяющая проанализировать роль фонестем в реализации прагматических функциональных установок ПТ. Фонестемы в ПТ могут выполнять различные системные и дискурсивные функции, основными из которых являются: функция эстетического воздействия, эмотпвная, коннотативная, эмфатическая, изобразительная, функция создания звукообраза, сближения семантики, усиления значения, контраста, повторности, развития процесса, ономатопеического подкрепления семантики слова, образования ассоциативного поля, эксплицитного вывода скрытого поэтического смысла.

5. Анализ динамики функционирования фонестем в английских ПТ в диахроническом ракурсе выявил, что наивысшая степень интенсивности функционирования фонестемы в ПТ проявляется в творчестве поэтов викторианской эпохи, в то время как в поэзии XX века наблюдается почти полное отсутствие опоры на фонестемную составляющую ПТ.

Апробация результатов и практическое внедрение работы.

Основные теоретические положения и практические результаты докладывались автором на международных конференциях «Языки в современном мире», проводимых ФИЯР МГУ в 2004 и 2006 годах, на конференции «Ломоносовские чтения» в 2005 и 2007 годах, на Всероссийской научно-практической конференции «Учитель, ученик, учебник» в 2008 г. По теме диссертации опубликовано 5 работ общим объемом 40 стр. (2,5 п.л.), 2 статьи опубликовано в научных изданиях, рекомендованных ВАК.

Доклад автора о полученных в ходе исследования результатах обсуждался на расширенном заседании кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В. Ломоносова (май 2008 г.)

Структура диссертационного исследования. Изложенные выше цели и задачи обусловили структуру диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, сппска источников литературы, на базе которых проводилось исследование, списка справочной литературы и двух приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Германские языки», Солодовникова, Ольга Георгиевна

Выводы по второй главе

Во второй главе па основе сплошной выборки ПТ разных периодов английской поэзии проведен анализ стихотворений, начиная с англосаксонского этапа и заканчивая поэзией ХХ-го века, с целью рассмотрения исторического аспекта существования фонестемы, ее функционирования в ПТ, ее способности к синергии, к маркированию текста на метасемиотическом уровне и синтезу имплицитного поэтического смысла. Одной из основных задач представлялось выявление периодов, в которые функционирование фонестемы и задействование ее синергетических свойств проявлено в наибольшей и наименьшей степени. Особый упор сделан на анализ взаимосвязи плана содержания и плана выражения ПТ и исследование имплицитного поэтического смысла, возникающего в процессе функционирования семантически нагруженных звукосочетаний. Под имплицитным поэтическим смыслом понимается эмоциональная нагрузка стихотворения, атмосфера, дополнительный неявный смысл, рождающийся в сложной функционально-эстетической системе ПТ, дополняющий семантическую составляющую, а иногда и доминирующий в процессе смыслообразования в ПТ.

В результате последовательного комплексного анализа, с помощью различных методов (элементов лингвопоэтического и лингвостилистического анализа, элементов описательного и сопоставительного методов, индуктивного и дедуктивного методов, исторического метода, позволившего рассмотреть ПТ в диахроническом срезе) и пошаговой процедуры анализа, разработанной в настоящей диссертации, подтверждено, что фонестема функционировала в ПТ на всех этапах английской поэзии, синергетичноеть фонестемы и ее способность создавать звукообразы проявлялась всегда и использовалась поэтами (сознательно или интуитивно) во всех проанализированных эпохах. В данной главе на примерах английских поэтических текстов проведено исследование феномена образования имплицитного поэтического смысла, синтезируемого в процессе взаимодействия плана содержания и плана выражения ПТ, показана роль поэтического смысла в системе восприятия ПТ. Показано, что сила и синергетичность фонестемы проявляется, в основном, в двух аспектах: а) в возможности самостоятельно создавать звукообразы (слуховые, аудиовизуальные й аудио-тактильные), которые могут «жить отдельной жизнью», поражая воображение читателя своей яркостью и глубиной; б) в способности оттенять смысловую составляющую текста, создавая ИПС (или метаметасемиотический план), углублять и расширять ядерные смысловые комплексы.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило, что фонестемы в ПТ могут выполнять различные системные и дискурсивные функции, основными из которых являются: функция эстетического воздействия, эмотивная, коннотативная, эмфатическая, изобразительная, функция создания звукообраза, сближения семантики, усиления значения, контраста, повторности, развития процесса, ономатопеического подкрепления семантики слова образования ассоциативного поля, эксплицитного вывода скрытого смысла.

Например, фонестема [б] в большинстве случаев выполняет функцию создания атмосферы таинственности, передачи или подкрепления таких звуковых эффектов, как шепот и шелест (это может быть и реализацией функции вывода скрытого смысла, и функции ономатопеического подкрепления семантики слова). Фонестема [уу] в большинстве случаев выполняет функцию вывода скрытого смысла и ассоциируется со значением «раскачивания, движения вперед-назад», фонестема [сг] ассоциируется с изгибом, «крюком», [11] несет в себе значение легкости, создает аудиовизуальный образ порхания. Рассмотрены и многие другие фонестемы, которые практически не поменяли свое значение в историческом ракурсе, в течение длительного периода времени — от англо-саксонской до современной поэзии, что свидетельствует о том, что их семантика константна и не подвержена серьезному влиянию времени. Часто единицы звукосмыслового поля распространяются по всему дискурсивному и языковому пространству ПТ, повторяясь несколько раз и создавая фонестемные, звукосмысловые ряды. Функцией фонестем, в таком случае является образование смыслового ассоциативного поля, анализ и интерпретация которого является важным условием понимания и усвоения смысловой системы и структуры стихотворения в целом. Следует отметить, что семантика вышеуказанных английских фонестем описана многими исследователями, среди которых D. Bolinger (1950), J. Firth (1957), L.Hinton, J. Nichols, J. Ohala (1995), H. Marchand (1966), M. Magnus (1998), E. Sapir (1929), B. Shisler (1997) и многие другие. В настоящей работе мы опирались на уже выявленную семантику фонестем, рассматривая их синергетическое функционирование в поэтическом тексте и анализируя их способность маркировать текст на метасемиотическом уровне и создавать имплицитный поэтический смысл в стихотворении.

В результате исследования построена диаграмма, в которой отражена динамика интенсивности функционирования фонестем в разные периоды английской поэзии. Подтвержден ракурс гипотезы, рассматриваемый во второй главе о том, что пик интенсивности использования фонестем в английской поэзии приходится на викторианскую эпоху, а в поэзии 20-го века наблюдается почти полное отсутствие опоры на синергетические звукосочетания. В связи с полученными данными, можно сделать предположение, что интерес к синестезии звука и синергетичности звукосочетания имеет волнообразную природу и после спада, наблюдаемого в 20 веке, начнется новый виток развития английской поэзии, на котором интенсивность использования синергетических звукосочетаний вновь начнет возрастать.

Заключение

В настоящем исследовании представлен комплексный анализ фонестемы как синергетического единства и ее роли в функционировании англоязычного поэтического текста как особого варианта художественного текста. Осуществленное в рамках диссертации теоретическое и эмпирическое исследование подтвердило положения выдвинутой гипотезы, показало значимость комплексного подхода к достижению поставленной цели и решению частных задач с помощью заявленных методов и разработанной авторской процедуры анализа поэтических текстов.

В настоящей диссертации развиты некоторые теоретические положения лингвистики и фоносемантики:

- проанализированы понятия «синергия» и «синергетика»; сферы их функционирования распространены на области фоносемантики и поэзии, где фонетические единицы проявляют свое значение наиболее полно, закономерно и отчетливо; исследовано функционирование синергетической модели ПТ;

- рассмотрено понятие иконичности и одного из ее проявлений — звукописи, выделены типы звукосимволизма, представлены варианты классификации акустической картины мира;

- проанализировано ключевое для настоящей диссертации понятие фонестемы, введено и обосновано понятие «синергия фонестемы»;

- дан обзор исследований, посвященных проблеме взаимосвязи плана выражения и плана содержания звукосочетаний;

- выявлен феномен синергетичности фонестемы с последующим описанием процесса и механизма создания звукообразов и ИПС в поэтическом тексте на примерах из английской поэзии;

- определена роль фонестемы в реализации функции эстетического воздействия и создании коннотативного контекста в поэтическом тексте с разработкой частной пошаговой процедуры фоносемантического анализа ПТ;

- проведен комплексный анализ оригинальных английских поэтических текстов и их русских эквивалентов с целью исследования специфики передачи синергетической модели при переводе;

- освещен вопрос об универсальности звукосимволизма, представлен обзор существующих теорий;

- исследован диахронический аспект функционирования фонестем в ПТ, прослежена динамика функционирования конкретных фонестем на разных этапах английской поэзии.

Результаты, полученные в ходе исследования, показали, что поэтический текст представляет собой уникальную синергетическую функционально-эстетическую систему, в которой содержательный компонент звукосочетаний теснейшим образом связан с их формальной стороной, маркируя текст на метасемиотическом уровне и синтезируя имплицитный поэтический смысл.

В исследовании выявлены и описаны функции фонестем в английском ПТ. Показано, что фонестемная составляющая ПТ, представленная как синергетическое звукообразование, интенсифицирует лексические текстовые смыслы, может доминировать в общих процессах создания коннотации и обладает способностью синтезировать звукообразы: слуховые, аудиовизуальные и аудио-тактильные. Продемонстрировано, что слово, находясь в особом текстовом, «поэтическом» состоянии, способно выражать широчайший спектр значений и смыслов, как основных (ядерных) -лексических, так и смыслов более тонкого уровня, создаваемых в результате функционирования синергетических звукосочетаний. Эти неявные, имплицитные поэтические смыслы увеличивают информативность поэтического текста, т.к. содержат глубинно-смысловую информацию.

На материале английских поэтических текстов показано, что фонестемы могут выполнять различные системные и дискурсивные функции, основными из которых являются: эмотивиая, кониотативиая, функция эстетического воздействия, эмфатическая, изобразительная, функция создания звукообраза, сближения семантики, усиления значения, контраста, повторности, развития процесса, ономатопеического подкрепления семантики слова, образования ассоциативного поля, а также функции эксплицитного вывода скрытого смысла.

Одновременно с этим представлен диахронический подход к анализу поэтических текстов, что позволило проследить динамику интенсивности функционирования фонестем в различные исторические периоды (с 7-го по 20-й вв.) и составить соответствующую диаграмму. Подтверждено, что задействование авторами ПТ синергетических свойств звуков и звукосочетаний в английской поэзии происходило с разной степенью интенсивности, начиная со среднего уровня интенсивности на раннем этапе, достигая пика в викторианскую эпоху и находясь в своей низшей точке в 20 веке.

Разработанная в диссертации пошаговая процедура анализа поэтических текстов и выявления имплицитного поэтического смысла с использованием методов симптоматического статистического анализа, могут найти применение и быть верифицированы в исследованиях ПТ и ХТ в других языках. Полученные результаты могут быть использованы в практике дальнейших научных исследований в области лингвистики текста и фоиосемантики, в практике преподавания английского языка.

Проведенное исследование позволяет наметить перспективы дальнейшей работы по рассмотрению функционирования фонестем в английских текстах. Особого внимания заслуживает возможность использования теоретических основ и исследовательской базы настоящей диссертации в анализе английских художественных, публицистических и рекламных текстов, пространство которых нуждается в комплексных исследованиях и материалах о специфике семантически нагруженных звукосочетаний, обеспечивающих функцию воздействия.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Солодовникова, Ольга Георгиевна, 2009 год

1. Авериицев С.С., Поэтика ранневизантийской литературы. - М.: Наука, 1977.

2. Авериицев С.С., Франк-Камеиецкий И.Г., Фрейденберг О.М. От слова к смыслу: Проблемы тропогенеза. М., УРСС. 2001.

3. Александрова О.В. Проблемы экспрессивного синтаксиса. — М.: 1984.

4. Алексеев М.П. Из истории английской литературы. Этюды. Очерки. Исследования. М. -Л.: Гослитиздат, 1960.

5. Алексеев М.П. Английская литература: Очерки и исследования. Л.: Наука, 1991.

6. Аникст A.A. Истории английской литературы. — М., 1956

7. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка. М., 1990

8. Ахманова О.С., Магидова И.М. «Прагматическая лингвистика, прагмалпнгвистика и лингвистическая прагматика». «Вопросы языкознания», М., 1978, №3.

9. Ахманова О.С. О принципах и методах лингвистического исследования. -М., 1984

10. Бальмонт К. Д. Стихотворения. Л., 1969

11. Беп Г. Сад Прозерпины. СПб, 2003

12. Васильев Л.М. Достоинства и недостатки компонентного анализа в семантических исследованиях. // Исследования по семантике, семантика слова и словосочетания. Уфа, 1984.

13. Воронин C.B. Фоносемантика: основные положения// Фоносемантические исследования, Пенза, 1990.

14. Воронин C.B. Основы фоносемантики. Л., 1982

15. Веселовский А.Н. Собрание сочинений. СПб., 1913

16. Газов-Гинзберг A.M., Был ли язык изобразителен в своих истоках? М., 1965

17. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., Наука, 1981

18. Гальперин И.Р. Избранные труды, Высшая школа, 2005

19. Гаспаров M.JT. Избранные труды. Т. 2. М., 1997

20. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. (Серия «Памятники исторической мысли») — М., Наука, 1977.

21. Гленсдорф П., Пригожин И. Термодинамическая теория структуры, устойчивости и флуктуаций. М., Мир, 1973.

22. Григорьев В.П. Поэтика слова. М., 1979.

23. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984

24. Гусак A.A., Гусак Г.М., Бричикова Е.А. Справочник по высшей математике. Минск, ТетраСистемс, 1999.

25. Давыдов М.В. Звуковые парадоксы английского языка и их функциональная специфика. М., МГУ, 1984

26. Давыдов М.В. Звуковые парадоксы английского языка и их функциональная специфика. Дисс. доктора филол. наук. — М., 1985 а.

27. Давыдов М.В. Звуковые парадоксы английского языка и их функциональная специфика. Автореферат диссертации . доктора филол. наук. М., 1985 Ъ.

28. Давыдов М.В., Окушева Г.Т. Значение и смысл созвучий в современном английском языке. М., МГУ, 1994.

29. Давыдов М. В., Яковлева Е. В. Просодические образы в английском языке. М. Диалог-МГУ, 1999

30. Давыдов М. В., Яковлева Е. В. Гипотетическая модель просодии регистра научной речи. Язык. Сознание. Коммуникация. Сборник статей. - М.: Филология, 1998, вып. 5, 101 - 115.

31. Данилов Ю.А., Кадомцев Б.Б. Что такое синергетика? //Нелинейные волны. Самоорганизация. М., Наука, 1983.

32. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977

33. Жолковский A.K., Щеглов Ю. К., Поэтика выразительности. Сборник статей. Вена: Wiener Slawistischer Almanach. Sonderband 2. 1980.

34. Жолковский А. К. Щеглов Ю. К. К понятиям «тема» и «поэтический мир»//Труды по знаковым системам. Тарту, 1975. Т. 7.

35. Журавлев А.П. Содержательность синтаксической формы: Синтаксический символизм // Вопросы языкознания. 1987. № 3

36. Журавлев А.П. Фонетическое значение. JT., 1974.

37. Журавлев А.П. Звук и смысл. М., Просвещение, 1991

38. Журковский Б. В. Идеофоны: сопоставительный анализ (На материале некоторых языков Африки и Евразии). М.: 1968;

39. Задорнова В. Я. Восприятие и интерпретация художественного текста. — М., 1984

40. Зиндер JI. Р. Общая фонетика. М., 1979.

41. Казарин Ю.В. Проблемы фоносемантики поэтического текста: Учебное пособие. — Екатеринбург, УрГУ, 2000.

42. Кибрик A.A., Плунгян В.А. Функционализм /Фундаментальные исследования современной американской лингвистики. М.: МГУ, 1992, 76-340

43. Кирсанов С. Собрание сочинений в 4-х томах, М.: Художественая литература, 1974.

44. Князева E.H., Курдюмов С.П. Синергетика: нелинейность времени и ландшафты коэволюции. Серия "Синергетика: от прошлого к будущему", 2007.

45. Кравков C.B. Взаимодействие органов чувств. M.-JL: Изд-во Академии наук СССР, 1948.

46. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке. Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. — М.: Языки славянской культуры, 2004.

47. Левин. Ю.И. Избранные труды: Поэтика. Семиотика. М., 1998

48. Левицкий В.В. Звукоеимволизм в лингвистике и психолингвистике // Филологические науки, 1975, №4

49. Левицкий В.В. К проблеме звукосимволизма/Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. М., 1969.

50. Левицкий В.В. Семантика и фоносемантика. Черновцы, 1973.

51. Левицкий В.В. Экспериментальные методы в семасиологии. М., 1975.

52. Липгарт А.А. Основы лингвопоэтики. М.: КомКнига, 2007

53. Лихачев Д.С., Избранные труды по русской и мировой культуре. СПб.: СПбГУП, 2006.

54. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений, т. 7. М.-Л. Изд-во АН СССР, 1952

55. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996.

56. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., 1972

57. Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3-х томах. Таллинн, 1992-1993

58. Лузина Л.Г. Распределение информации в тексте (когнитивный и прагмастилистический аспекты). -М., ИНИОН РАН, 1996

59. Магидова И.М., Ахманова О.С., «Прагматическая лингвистика, прагмалингвнстика и лингвистическая прагматика». «Вопросы языкознания», М., 1978, №3.

60. Майоров Г. Г., Теоретическая философия Г. В. Лейбница, М., 1973

61. Мандельштам Л. И. Лекции по колебаниям. М., Изд-во АН СССР, 1955.

62. Мельвиль Ю.К. Чарльз Пирс и прагматизм. М., 1968

63. Молчанова Г.Г. Английский как неродной: текст, стиль, культура, коммуникация. М., ОЛМА Медиа Групп, 2007

64. Молчанова Г.Г. Синергия как основной типообразующий параметр современных языковых и межкультурных инноваций, М., Вестник МГУ, серия 19, "Лингвистика и межкультурная коммуникация", № 4, 2006 г., стр. 9-20.

65. Назарова Т.Б. Семиотика созвучий. Филологические науки, 1990, №1

66. Назарова Т.Б. Филология и семиотика. М., Высшая школа, 2003.

67. Платон. Перевод Т. В. Васильевой. Собр. соч. в 4-х томах. Том 1. М., "Мысль", 1994

68. Полубиченко Л.В. Филологическая топология в английской классической поэзии. Изд-во Московского Университета, 1988

69. Полубиченко, Л. В. Филологическая топология: теория и практика. Дисс. . доктора филол. наук. М.: МГУ, 1991

70. Потебня A.A. Мысль и язык// Эстетика и поэтика. М., Прогресс, 1979

71. Пригожин И., Николис Г., Самоорганизация в неравновесных системах. М., Мир, 1979

72. Пригожин И., Стенгерс И., Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. Пер. с англ. Изд.6, 2008

73. Рембо Артюр. Стихи. Поседние стихотворения. Озарения. Одно лето в аду. М., 1982

74. Руднев, П. А. Введение в науку о русском стихе. Тарту, вып. I, 1989

75. Смирницкая О. А. Древнеанглийская поэзия. М., 1980.

76. Солодовникова О. Г. К проблеме синергии фонестемы в поэзии; Вестник Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова, серия 19, раздел "Лингвистика и межкультурная коммуникация", выпуск 3, 2007.

77. Солодовникова О. Г. "К проблеме синергии фонестемы в поэзии"; Вестник Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова, серия 19, раздел "Лингвистика и межкультурная коммуникация", выпуск 3, М., 2007, стр. 143 - 158.

78. Солодовникова О.Г. Передача звуковой организации стихотворения при переводе. Сборник научных трудов «Тетради Международного Университета в Москве», М., изд-во Международного Университета в Москве, 2005, выпуск 5, стр. 298 - 303.

79. Солодовникова О.Г. Семантика и прагматика звукосочетаний на примере английской поэзии; Сборник научных трудов «Тетради Международного Университета в Москве», М., изд-во Международного Университета в Москве, 2005, выпуск 4, стр. 232 — 237.

80. Соссюр, Фердинанд де. Курс общей лингвистики. Cours de linguistique generale. Серия: Лингвистическое наследие XX века. М., КомКнига, 2006

81. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1977

82. Спиркин А.Г. Происхождение языка и его роль в формировании мышления/Мышление и язык. М., 1957.

83. Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. М., Наука, 1975.

84. Тер-Минасова С.Г. Синтагматика функциональных стилей. — М., 1987

85. Трубецкой Н. С. Основы фонологии,- М., 1960

86. Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе. М., Худож. литература, 1986.

87. Урнов М.В. На рубеже веков. Очерки английской литературы. М., Наука, 1970.

88. Усманова А.Р. 2001 Постмодернизм. Энциклопедия (под ред. Грицанова A.A., Можейко М.А.) — Минск, Интерпрессервис: Книжный дом, 2001.

89. Фельдман Я. «Изобразительные средства поэтического текста», 1998, http://poetrypearls.tripod.eom/Lectures/teorYakovl.htm#fon3

90. Хакен Г. Синергетика. М., Мир, 1980.

91. Хакен Г. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам. Серия "Синергетика: от прошлого к будущему". Изд.2, доп. 2005.

92. Хлебников В. Творения. М, 1986

93. Шагдаров Л. Ш., Изобразительные слова в современном бурятском языке, Улан-Удэ, 1962

94. Элиот Т.С. Назначение поэзии. М., 1997.

95. Эткинд Е.Г. Материя стиха. СПб.: Гуманитарный союз, 1998

96. Эткинд Е.Г. "Внутренний человек" и внешняя речь. М., Языки русской культуры, 1998.

97. Якобсон Р. «В поисках сущности языка», // Семиотика. М., Радуга, 1983

98. Якубииский Л.П. О звуках стихотворного языка: Поэтика. Пг., 1919

99. Akhmanova Olga, Rolandas F. Idzelis. What is the English We Use? A Course in Practical Stylistics. Moscow University Press, 1978

100. Allott, Robin. In Language in the Würm Glaciation. Bochum: Brockmeyer, 1995.

101. Allport G.W. Phonetic symbolism in Hungarian words. Harvard University, 1935.

102. Anderson, Earl R. A Grammar of Iconism, Associated University Press, -London, 1998.

103. Attridge, Derek. Rhythms of English Poetry, Longman, 1982

104. Barker G. Best Poems, Oxford Press, 1996

105. Bell Sarah Fore. Charles Nodier: his life and works, Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1971

106. Bennett J. A. Chaucer's Book of Fame, Oxford, 1968

107. Blanck, Jacob. "Edgar Allan Poe," Bibliography of American Literature, -Yale University Press, 1983.

108. Bloomfield, Leonard. A Semasiological Differentiation in Germanic Secondary Ablaut, Modem Philology, 7, 1909-1910

109. Bloomfield, Leonard. Language, Henry Holt and Co., NY, 1933

110. Bloomfield, Maurice. On Assimilation and Adaptation in Congeneric Classes of Words, American Journal of Philology 16, 1895

111. Bolinger D. Rime, Assonance, and Morpheme Analysis // Word. 1950, V.6., No-1, No 2, 117-136.

112. Bolinger D. Aspects of Language. New York, 1975.

113. Bradford, Richard. The Look of It. A Theory of Visual Form in English Poetry, Cork: Cork UP, 1993.

114. Brewer D.S. Chaucer and his World, Woodbridge, 1992

115. Brown R. Words and things. Glencoe, 1958.

116. Brown R., Nuttal R. Methods in Phonetic symbolism. Experiments // Journal of Abnormal and Social Psychology, 59, 1959.

117. Bybee, Joan. Diagrammatic iconicity in stem-inflection relations. In Iconicity in Syntax. John Haiman, Ed. Amsterdam: Benjamins, 1985.

118. Chastaing, Maxime. La brillance des voyelles // Archivum linguisticum, 14, 1962.

119. Coming, P.A. The Synergism Hypothesis. On the concept of synergy and its role in the evolution of complex systems. //Journal of social and evolutionary systems, 21 (2), 1998.

120. Crane, Hart. The Bridge, NY: Liveright, 1970.

121. Cureton, Richard D. Rliythmic Phrasing in English Verse, Longman, 1992

122. Cureton, Richard D. The Auditory Imagination and the Music of Poetry, Literary Stylistic Studies of Modern Poetry. Ed. Peter Verdonk. London: Routledge, 1993

123. Dirven Rene, Verspoor Marjolijn. Cognitive Exploration of Language and Linguistics, John Benjamins Publishing Company, Amsterdam/Philadelphia, 1998.

124. Fenk, August. Symbols and Icons in Diagrammatic Representation \\ Pragmatics and Cognition (Special issue on The Concept of Reference in the Cognitive Sciences) 6, 1/2, 301

125. Firth J.R. Modes of Meaning. Papers in Linguistics. London, 1957

126. Fischer, Olga. Iconicity in Language and Literature. Language Innovation and Language Change, Neuphilologische Mitteilungen, 1997.

127. Fischer, Olga and Max Nanny. "Introduction: Iconicity and Nature." In Fischer and Nänny (eds) Iconicity. Special Number of the European Journal of English Studies (EJES) 5, 1: 3-16, 2001.

128. Fischer, Olga and Max Nänny (eds). The Motivated Sign. Iconicity in Language and Literature 2. Amsterdam: John Benjamins, 2001.

129. Fonagy I. Informationsgehalt von Wort und Laut in der Dichtung: Poetics. Poetyka. Поэтика. Warszawa, 1961.

130. Fönagy, Ivan."A semiotic Approach to Prosodic Irregularities." In Wolfgang Dressler et al. (eds) Phonologica. Innsbruck: Institut für Sprachwissenschaft der Universität Innsbruck. 137-152, 1981.

131. Galperin LR. An Essay in Stylistic Analysis, Higher School Publishing House. Moscow, 1968

132. Genette Gerar. Mimologiques: Voyage en Cratylie; Paris: Seuil, 1976. В переводе Thai's E. Morgan: Mimologics. - Lincoln: U of Nebraska, 1995.

133. Gilbert, Joseph. The Relativity of Meaning, Oxford: Oxford University Press, 2000.

134. Gilbert, Joseph. Proving that Vocal Sounds are Meaningful, Oxford: Oxford University Press, 2000

135. Givon, Talmy. Syntax: A functional-typological introduction, vol.2, Amsterdam: John Benjamins, 1984

136. Grammont, M. Onomatopées et mots expressifs, in: Trentenaire de la Société pour l'Etude des Langues Romanes, 1901.

137. Haspelmath Martin. Iconicity and Functionalism, Free University of Berlin. 1993

138. Hinton L., Nichols J., Ohala J. J. Sound Symbolism, Cambridge University Press, 1995

139. Hjelmslev Louis. Acta lingüistica, Copenhague, vol. VI, fase. 2—3, 1950— 1951.

140. Hockett C.F. A Course in Modern Linguistics. New York: Macmillan, 1958

141. Holder A. Rethinking Meter: A New Approach to the Verse Line, Bucknell University Press, Lewisburg (London: Associated University Presses), 1995.

142. Householder F. On the Problem of Sound and Meaning, An English Phonestheme, \\ Word, 2 1946.

143. Humboldt W. Von. Uber die Kawisprache auf der Insel Jawa. Berlin, 1836

144. Jakobson, Roman and Linda R. Waugh. The Sound Shape of Language. -Bloomington, IN: Indiana University Press, 1979

145. Jakobson, Roman. Linguistics and Poetics. Language in Literature. Ed. Rrystyna Pomorska and Stephen Rudy. Cambridge: Harvard UP, 1987.

146. Jespersen O. Language: Its Nature, Development and Origin. London: Allen and Unwin, 1922

147. Jung Carl Gustav, Campbell Joseph. The Portable Jung. A compilation, New York: Penguin Books, 1976.

148. Kolve V.A., Chaucer and the Imagery of Narrative, Stanford: Stanford UP, 1984

149. Lakoff, George and Mark Turner. More than Cool Reason: A Field Guide to Poetic Metaphor. Chicago: Chicago University Press, 1989.

150. Leech, Geoffrey N. Style in Fiction. London: Longman, 1981.

151. Leibniz, Gottfriend Wilhelm. Unvorgreifliche Gedanken betreffend der Ausuebung und Verbesserung der Deutschen Sprache, in Beitrage zur deutschen Sprachkunde, Summlung, Berlin, 1794.

152. Lemon, Lee T., and Marion J. Reis, trans, and ed. Russian Formalist Criticism: Four Essays. Lincoln, U of Nebraska, 1965.

153. Lieberman, Philip. Intonation, Perception and Language. Cambridge, Mass.: MIT, 1967

154. Locke, John. Essay Concerning Human Understanding, -Clarendon Press, Oxford. 1690, 1975

155. Magnus, Margaret. The Gods of the Word: Archetypes in the Consonants, -Thomas Jefferson University Press, Kirksville, MO, 1998.

156. Magnus, Margaret. What's in a Word? Evidence for Phonosemantics, doctoral dissertation, University of Trondheim, Trondheim, Norway, 2000.

157. Marchand H. The categories and types of present-day English wordformation: A synchronic-diachronic approach. München: Beck, 2nd ed 1966

158. Miron, M.S. A Cross-Linguistic Investigation of Phonetic Symbolism \\ Journal of Abnormal and Social Psychology, 62, 1961.

159. Monis С. Signification and Significance: A Study of the Relations of Signs and Values. Massachusetts: Massachusetts Institute of Technology, 1964.

160. Newman S.S. Further Experiments in Phonetic Symbolism \\ American Journal of Psychology, 45: 53-58, 1933.

161. Nodier, Charles. Dictionnaire raisonné des onomatopées, Paris, 1808, переиздание Trans-Europ-Repress, Mauvezin, 1984.

162. Peirce, Charles Santiago Sanders. Writings of Charles S. Peirce; A Chronological Edition, Volume I, Max H. Fisch, General Editor, -Bloomington: Indiana UP., 1982.

163. Peirce, С.S., Collected Papers of Charles Sanders Peirce, vols. 1-6, 19321935, Charles Hartshorne and Paul Weiss (eds.), vols. 7-8, Arthur W. Burks (ed.), Harvard University Press, Cambridge, MA, 1958.

164. Peterfalvi J-M. Recherches Expérimentales sur le Symbolisme Phonétique. -Paris: C.N.R.S., 1970.

165. Pike K.L., Pike E.G. Text and tagmeme. Norwood: Ablex, 1983.

166. Pike, Evelyn G. The higher levels of the phonological structure of a poem, -Norwood: Ablex, 1994.

167. Radden, Gunther. The cognitive approach to natural language, Piitz, 1992

168. Raffaele, Simone. Iconocity in Language. John Benjamins Publishing company, Rome, 1995

169. Rhodes, Richard and Lawler, John. Athematic Metaphors. Papers from the 17th Annual Meeting of the Chicago LinguisticsSociety, Chicago, 1981

170. Samarin, William J. Inventory and Choice in Expressive LanguageW Word 26, 1970

171. Sapir E. A Study in Phonetic SymbolismW Journal of Experimental Psychology, 12: 225-239, 1929

172. Saussure F. DE. Course in General Linguistics. Trans, by W. Baskin. New York: McGraw-Hill, 1915

173. Shklovsky, Victor. "Art as Technique." Lemon and Reis, Russian Formalist Criticism, University of Nebraska Press, 1917.

174. Sisam, Kenneth. The Structure of Beowulf. Oxford, 1965

175. Taylor, I.K. and M.M. Taylor. Phonetic symbolism in four unrelated languages, Canadian Journal of Psychology. 16: 344-356, 1962

176. Taylor I. An Atonomy of Words Used in a Word-matching Phonetic Symbolism Experiments \\ General Psychology, 76, 1967.

177. Tigue J.W. The Transformation of Consciousness in Myth: Integrating the Thought of Jung and Campbell, Peter Lang Publishing, 1994

178. Tsuru, S. and Fries, H.S. Sound and meaning \\ Journal of General Psychology, 8, 1933

179. Vico, Gianbattista. The New Science, Thomas Goddard Bergen and Max Harold Fisch (trans.), Cornell University Press, 1948

180. Voronin S. Approaching the iconic theory of language origin. Pertinent Laws and Tendencies from Phonosemantics. Translation and Meaning, Bichakjian, et.al.: 149-66,2000.

181. Waugh, Linda. On the Sound Shape of Language, Mediacy and Immediacy, in Roman Jakobson, Selected Writings VIII 255-271, Berlin, Mouton,1987.

182. Weiss J.H. Role of meaningful versus meaning dimensions in guessing the meanings of foreign words //J ournal Abnormal Social Psychology, 66, 1963

183. Whissel, Cynthia. "Pleasure and Activation Revisited: Dimensions Underlying Semantic Response to Fifty Randomly Selected 'Emotional' Words" // Perceptual and Motor Skills, 53:871-874, 1981

184. White, Heyden. The Content of the Form: Narrative Discourse and Historical Representation. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 1987.

185. Whitney, William Dwight. Language and the Study of Language, Charles Scliribner & Co. NY, 1867.

186. Wissemann, Heinz. Untersuchungen zur Onomatopoeie, Carl Winter Universitaetsverlag, Heidelberg, 1954.

187. Yeowell, James, Ed. The Poetical Works of Sir Thomas Wyatt. London: George Bell and Sons, 19041. Справочная литература

188. Гусак А.А., Гусак Г.М., Бричикова Е.А. Справочник по высшей математике. Минск, ТетраСистемс, 1999.

189. Квятковский А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. — М.: Сов. Энцикл., 1966

190. Лингвистический энциклопедический словарь. Ред. Ярцева В.Н., Швейцер А. Д. М., Советская энциклопедия, 1990.

191. Литературная энциклопедия: В 11 т. М., 1929—1939

192. Словарь лингвистических терминов. Ред. Ахманова О.С. М., 1969

193. Magnus, Margaret. Dictionary of English Sound, Trondheim, Norway, 1999

194. Myers, Jack, Wukasch, Don C. Dictionary of Poetic Terms, University of North Texas Press, 2003• » ^

195. Nodier, Charles. Dictionnaire raisonnée des onomatopEes françaises, Demonville, Paris., 1808, переиздание Trans-Europ-Repress, Mauvezin, 1984.

196. Oxford Dictionary of Euphemisms, Oxford, 1998.

197. Shisler B. The Dictionary of English Phonesthemes. http://www.geocities.com/SoHo/Studios/9783/phonpapI.html, 1997.1. Список источников:

198. Английская поэзия в русских переводах. Сост.: Алексеев АЛ., Захаров В.В., Томашевский Б.Б., М., Прогресс, 1981

199. Русский журнал, 2001. http://new.russ.ru/obzorv/fiction/7796

200. Шишкина Т.Н., Леднева Т.В., Юрченко М.А. What is the English we read. -M, TK Велби, изд-во Проспект, 2003.

201. Allen D., Smith P. English and American Literature, La Spiga Languages. -Milan, 1996.

202. British Poetry of the 18th 19th cent. - Oxford, 1991.

203. Cook, Tinker (eds). Translations from Old English Poetry Boston: Ginn, 1902.

204. Ecker Ronald L., Crook Eugene J. The Canterbury Tales by Geoffrey Chaucer; Hodge & Braddock, 1993

205. Fulk R.D. "Eight Old English Poems" (3rd ed.) W.W. Norton&Company, 2001

206. Heaney, Seamus, Beowulf: A New Verse Translation, NY: Prestwick House. Inc, 2001

207. Loomis Roger S., Willard Rudolph. Medieval English Verse and Prose, New York: Appleton-Century-Crofts, Inc., 1948

208. Marshall H.E. English literature for boys and girls, Kessinger Publishing,2007

209. Plato "Cratylus" in Edith Hamilton and Huntington Cairns, (eds.), Plato, the Collected Dialogues, Princeton University Press, 1961

210. Quiller-Couch, Arthur Thomas, Sir. The Oxford Book of English Verse. -Oxford: Clarendon, 1919, cl901.; Bartleby.com, 1999.

211. Untermeyer, Louis. Modern British Poetry. New York, Harcourt, Brace and Howe, 1920; Bartleby.com, 1999

212. Victorian Poetry. Penguin Books, 1995.16. http://www.anglo-saxons.net/hwaet/ ?do=eet&tvpe=text&id=Sfr

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.