Фольклорные основы творчества В.К. Радаева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Бектяшкина, Татьяна Ивановна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 164
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Бектяшкина, Татьяна Ивановна
Введение.
1 Изображение действительности в поэме В.К.Радаева «Сияжар» в контексте фольклорно-литературных связей.
1.1 Полемика о поэме «Сияжар».
1.2 Влияние фольклорной традиции на художественно-эстетическое своеобразие «Сияжара».
1.3 Взаимодействие фольклорного и авторского начал в поэтическом мире «Сияжара».
2 Роль фольклорных источников в поэме «Тюштя» и в формировании образа главного героя.
2.1 Образ Тюшти в устно-поэтической традиции.
2.2 Образ Тюшти в художественной концепции В.К.Радаева.
2.3 Художественно-изобразительные средства поэмы «Тюштя».
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Книжные формы мордовского героического эпоса: возникновение и эволюция2007 год, доктор филологических наук Федосеева, Елена Александровна
Мифологические мотивы в мордовской эпической поэзии2008 год, кандидат филологических наук Вирясова, Нина Николаевна
Культурно-историческая основа эпоса о Тюште: Фольклорно-литературные версии2006 год, кандидат исторических наук Гурьянов, Иван Александрович
Сказовые формы мордовской литературы2002 год, кандидат филологических наук Шеянова, Ирина Ивановна
Мордовский героический эпос, сюжеты и герои2002 год, доктор филологических наук Шаронов, Александр Маркович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фольклорные основы творчества В.К. Радаева»
Актуальность исследования. Проблема соотношения фольклора и письменной художественной литературы представляет научный интерес потому, что наиболее значительные произведения письменной литературы созданы в прошлом и в настоящем на основе плодотворного взаимодействия устно-поэтической и литературной традиции. В русской литературе наиболее ярким примером тому является творчество А.С.Пушкина, А.А.Блока, С.А.Есенина, А.М.Горького, в мордовской - М.Бебана, А.Д.Куторкина, Я.Я.Кулдуркаева, В.К.Радаева, А.М.Шаронова.
Между системой фольклора и системой литературы существуют системообразующие отношения, выяснение которых составляет главную суть решения литературно-фольклорной проблемы. Следует оговориться, что нас интересует только литературоведческая ее сторона; предметно будет рассматриваться не литература в фольклоре, а фольклор в литературе. Фольклор в литературе является системообразующим фактором, который весьма пригоден для выявления системных связей в условиях соприкосновения несходных эстетических систем.
В мордовской литературе процесс взаимодействия двух видов словесного искусства - народного и профессионального - отчетливо прослеживается уже в дооктябрьский период, прежде всего в творчестве З.Ф.Дорофеева («Песни и думы народного учителя») и С.В.Аникина, издавшего в 1909 году литературно обработанные «Мордовские народные сказки» на русском языке. Однако изучение влияния на создание художественных произведений фольклорных традиций до настоящего времени остаётся актуальным и востребованным не только деятелями культуры, но и читателями.
Взаимодействие фольклора и литературы носит неоднозначный характер. В одних случаях писатели и поэты заимствуют из народной поэзии ее символику и словесно-изобразительные средства, в других - делают попытки использовать целые сюжеты и героев и на их основе создают, главным образом посредством литературной обработки, произведения большого масштаба, особенно в области эпического творчества. В мордовской литературе произведения подобного рода написаны Я.Я.Кулдуркаевым [80], В.К.Радаевым [127], А.М.Шароновым [97].
До настоящего момента в мордовском литературоведении и фольклористике ведутся споры о значении и статусе литературных обработок, фольклорного материала, о самостоятельности - несамостоятельности такого художественного произведения. Так, например, в свое время против попыток создания литературных сводов былин высказался В.И.Чичеров [150]. Он же говорил «о невозможности воскрешения древнего жанра народного творчества, порождённого условиями жизни феодального общества и застывшего, ставшего архаикой в новых условиях, как невозможно возвращение прошедшей жизни» [150, С.39-40]. Однако, если невозможно воскрешение древних жанров, то создание авторских произведений на их материале -путь весьма плодотворный и при некоторых обстоятельствах даже необходимый. В качестве примера следует назвать поэму «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина, ставшую одной из жемчужин русской литературы. Вместе с тем, считают образцами народного эпоса «Калевалу» Э.Леннрота, «Калеви-поэг» Ф.Крейцвальда, «Лачплесис» А.Пумпура. Эти выдающиеся произведения сыграли огромную роль в развитии национального самосознания русских, финнов, эстонцев, латышей, актуализировали в их сознании историческое прошлое, пробудили в них патриотические чувства. Такой бинарный подход к эквивалентным материалам развития мордовского фольклора и художественной литературы Мордовии является предметом споров современных литературоведов.
Некоторые наиболее характерные явления современного фолькло-ризма в литературно оформившейся системе мы постараемся рассмотреть на примерах конкретного анализа произведений, представляющих интерес с нашей точки зрения.
Современная критика обращает внимание на повышенный интерес писателей к народным мифам, сказаниям и легендам.
Предметом нашего исследования являются поэмы В.К.Радаева «Сияжар» [127] и «Тюштя» [135]. В.К.Радаев, вслед за ЯЛ.Кулдуркаевым, одним из первых в мордовской литературе обратился к литературно-художественному освоению эпической тематики и достиг определенных результатов, которые некоторым литературоведам представляются весьма примечательными. Об этом свидетельствует уже тот факт, что такие известные ученые, как А.В.Алешкин, В.В.Горбунов, Н.И.Черапкин, П.Домокош названные поэмы поставили в один ряд с «Калевалой» и «Калевипоэгом» и назвали их мордовским героическим эпосом.
Анализ названных произведений позволит выяснить художественную ориентацию писателя на фольклор, способы его творческой рецепции, позволит установить, имеют ли фольклорные элементы стилеобразующее, жанрообразующее, системообразующее значение в структуре данного «эстетического объекта».
По мнению А.В.Алешкина, героический эпос, в котором органически соединились начала народной поэзии и литературного творчества, имеет древнейшие традиции, таковы «Махабхарата», «Песнь о Роланде», «Калевала», «Калевипоэг», «Лачплесис». Все они, войдя в сокровищницу мировой культуры, давно считаются выдающимися памятниками народного героического эпоса. К такого же рода книжному эпосу А.В.Алешкин относит «Сияжар» В.К.Радаева, квалифицируя его как особую разновидность народного эпоса - эпос историко-героический [5, С. 164].
Сходное мнение на «Сияжар» высказал П.Домокош: «В.К.Радаев в содержании своего эпоса соединил разнообразные элементы, мотивы и жанры фольклора. В этом смысле он поступил подобно создателю «Калевалы»
Э.Леннроту» [47, С.78].
М.Ф.Ефимова, полемизируя с П.Домокошем о фольклорной основе «Сияжара», фактически соглашается с его утверждением, признавая в «Ка-левале» эпос, составленный из подлинных народных рун, однако в «Сияжа-ре» видит авторское произведение типа «Руслана и Людмилы» [54, С.241-250].
Дело в том, что герой по имени Сияжар в мордовском фольклоре неизвестен, и одноименная поэма, за исключением песни о Саманьке, - плод авторского вымысла. Говоря о мордовском эпосе, нужно выделить в его составе такие основные уровни и формы, как героический эпос, социально-бытовой эпос, исторический эпос. Социально-бытовой эпос представляют баллады о семейно-брачных отношениях, о трагических коллизиях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими сельскими жителями, возникающих на почве тяжелой, неустроенной жизни, зыбких моральных устоев.
Исторический эпос образуют исторические песни. Их привязанность к реальным событиям не вызывает сомнения. Подходы к квалификации героического эпоса более сложные.
Мордовские фольклористы (А.И.Маскаев, Л.С.Кавтаськин, К.Т.Самородов, А.М.Шаронов и др.) «Сияжар» относят к разряду литературных произведений, содержащих в себе лишь некоторые фольклорные мотивы и образы. По этой причине они категорически отвергают прилагаемое к нему определение «героический эпос». Такого же мнения названные фольклористы и о поэме «Тюштя».
На наш взгляд, рассуждения M.Dugantsy по поводу фольклорных истоков поэмы «Сияжар» в основном сводятся к постулату о литературном заказе такого произведения. Исследователь прямо указывает на несоответствие описания в «Сияжаре» взаимоотношений мордвы и русских с реальными историческими событиями. Но при этом он резюмирует, что «фольклорное вдохновение при создании эпоса «Сияжар» Радаевым отрицать нельзя».
На статус «книжного эпоса», с позиций литературоведения, могут претендовать произведения, созданные на основе подлинного фольклорного материала - мифов, песен и сказаний, возникающих в героический век, содержание которых составляют повествования о зарождении мироздания и человеческого общества в его конкретном этническом образе. «Такого рода эпосы не есть возрождение в современных условиях древних фольклорных форм, они их литературные версии, изложенные на языке поэта-реставратора. Как невозможно выдумать историческую эпоху, так невозможно сочинить и эпос о прошлом, который всегда есть порождение конкретных событий и идей» [152, С.7].
По своей художественной природе, своеобразию сюжетов и героев мордовский эпос ближе всего к греческому и финскому эпосам, в которых органически соединены космогонический миф и героическая песня, совместно действуют боги и люди, доминирует мирное, созидательное мироощущение над воинским, а мерой всех вещей является человек, мыслимый как пользователь и хозяин земных благ. «Небогатырский характер присущ эпосам и других финно-угорских народов, в которых героическое выражается в утверждении и сохранении своей семьи, рода, племени, в ведении земледелия, создании государственности» [152, С.5]. «Сияжар» и «Тюштя» В.К.Радаева - авторские поэмы, своим содержанием не связанные с героическим веком, с эпохой складывания народностей и этнических государств, как это имеет место в народном героическом эпосе. В этой связи возникает необходимость рассмотрения устно-поэтических основ поэм В.К.Радаева, соотношения в них народного и авторского начал, выяснение того, как в творчестве поэта проявилось национальное видение мира.
Обращение к творчеству В.К.Радаева обусловлено отсутствием в литературоведении России обобщающих исследований, посвященных его произведениям. Имеются лишь отдельные статьи и рецензии, не касающиеся их художественно-эстетических особенностей, фольклоризма и выраженной в них идеологии. К более основательным материалам следует отнести исследования шведского литературоведа M.Dugantsy. Оценки и суждения, приводимые в такого рода научных работах, на наш взгляд, абстрагируются от подлинного содержания поэм, их поэтической природы. Ничего не говорится о возможности при описании событий мордовской истории привносить в произведения мотивы и образы из литературы других народов, поэтика которых существенно отличается от поэтики мордовского эпоса и литературы.
Цель и задачи исследования. В диссертации исследуется история создания поэм «Сияжар» и «Тюштя», устанавливаются сюжеты, мотивы и герои, имеющие фольклорную основу; показывается влияние устно-поэтической традиции на поэтику, стиль и язык поэм; изучаются способы и приемы создания положительных и отрицательных образов; выявляется роль второстепенных персонажей в создании характера главного героя, степень участия их в его судьбе; рассматриваются эпитеты и сравнения, своеобразие пространства и времени, особенность эпического сознания.
Методология исследования. Основными методами исследования являются историко-типологический, сравнительно-сопоставительный и описательный. На их основе произведён текстуальный анализ поэм, комментируются сюжеты и содержание, проводятся фольклорно-литературные параллели, устанавливаются устно-поэтическое и авторское начала в произведениях, характеризуются образы Сияжара и Тюшти, констатируется преобладание в них авторского вымысла, не связанного с традицией мордовского героического эпоса, утверждается, что поэмы В.К.Радаева по своей поэтической природе являются литературными произведениями.
Материал исследования составляют поэмы В.К.Радаева «Сияжар» и «Тюштя», историческая песня «Саманька», песни о полоне, русские былины, мотивы из которых использует автор, а также монографии и статьи А.В.Алешкина, М.М.Бахтина, А.Г.Борисова, Т.П.Девяткиной,
М.Ф.Ефимовой, Д.С.Лихачева, А.И.Маскаева, А.М.Шаронова и других ученых, занимавшихся изучением эпоса вообще и мордовского эпоса, в частности, обращавшихся к творчеству В.К.Радаева, проблемам эпического времени и пространства, эпического героя, своеобразию эпического сюжета, композиции, поэтики и т.д.
Научная новизна работы. В диссертации впервые предлагается монографическое исследование поэм В.К.Радаева в плане их взаимодействия с мордовской эпической традицией, определяется, что это авторские произведения, в которых фольклор играет подчиненную роль. В.К.Радаев не обрабатывал устно-поэтические сюжеты, а создавал свои, при этом подражая некоторым формам национального и инонационального фольклора, смешивая нередко далекие друг от друга мотивы и образы.
Теоретическая и практическая значимость работы. Исследование вносит вклад в изучение фольклорно-литературных отношений, способствует более глубокому раскрытию художественной природы поэм В.К.Радаева, указывает на их авторский характер и отсутствие в них героики, свойственной традиционному фольклору. Материалы работы могут быть использованы в практике вузовского преподавания, при чтении спецкурсов по эпической поэзии, при написании курсовых и дипломных сочинений. Кроме того, общая концепция диссертации и сделанные в ней выводы о мордовском героическом эпосе и эпической поэме будут способствовать более глубокому пониманию закономерностей развития современной мордовской литературы.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, который включает 162 наименования. Общий объём диссертационной работы составляет 164 страницы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Мордовская эпическая поэма2001 год, кандидат филологических наук Киркина, Елена Николаевна
Башкирский фольклор в литературе XIII-XIX веков: творческое освоение его мотивов, сюжетов, образов, традиций в башкирской литературе и произведениях русских писателей XIX в.2013 год, доктор филологических наук Хуббитдинова, Нэркэс Ахметовна
Генезис и эволюция сюжетно-повествовательной поэмы в абазинской литературе2003 год, кандидат филологических наук Баталова, Фатима Касаевна
Фольклоризм прозы Ф. Абрамова 1970-1980-х годов: характер, эволюция, типы заимствований2010 год, кандидат филологических наук Чухланцева, Анна Ивановна
Традиционная и авторская символика в бурятской эпической поэме второй половины XX в.2011 год, кандидат филологических наук Самбялова, Туяна Владимировна
Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Бектяшкина, Татьяна Ивановна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение процесса формирования и развития национальных литератур, является одной из наиболее серьезных литературоведческих проблем. Исходя из этого, в нашем исследовании, осуществлялись преимущественно литературоведческие подходы к рассмотрению литературно-фольклорных взаимодействий в рамках авторского творчества. В данном случае мы разделяем существующее в науке мнение о том, что фольклоризм является одной из функций литературы, зависящей от совокупности социально-общественных и культурных факторов общенационального развития литературного процесса.
Осмысление и научный анализ данной проблемы осуществлялись на конкретном литературном материале произведений мордовского писателя В.К.Радаева, при этом учитывался прежде всего их идейно-тематический потенциал.
Координируя проблематику, общие темы и вопросы, затронутые в процессе анализа творчества писателя, нами были проанализированы факты фольклоризма в поэмах «Сияжар», «Тюштя».
В контексте литературно-фольклорных связей были выявлены черты специфики изображения действительности в поэме В.К.Радаева «Сияжар» и роль фольклорных источников в поэме «Тюштя». Сделаны следующие выводы.
Творчество В.К.Радаева представляет собой сложное и противоречивое явление в мордовской литературе. До настоящего времени, в мордовском литературоведении еще не было серьезных исследований, посвященных его произведениям. Хотя имеются отдельные статьи и рецензии, следует заметить, что они не охватывают литературно-фольклорный аспект в полном объеме, порой написаны без достаточного изучения художественно-эстетической природы поэм, а оценки в большинстве случаев даны без глубокого научно-аналитического прочтения текстов. К тому же, они носят преимущественно эмоционально-рекомендательный характер.
Мы пришли к однозначному выводу: поэмы В.К.Радаева «Сияжар» и «Тюштя» являются подлинно-авторскими произведениями, обладающими оригинальным художественным стилем, впитавшим в себя черты национально-эпической традиции, вместе с тем являющимися ярким результатом индивидуального творчества писателя.
Творчество В.К.Радаева продемонстрировало плодотворность использования эстетики народного устно-поэтического опыта, фольклорных сюжетов, образов героев, отдельных мотивов, словесно-изобразительных средств, что способствовало созданию произведений, отличающихся монументальностью и особым эпическим пафосом, в которых литературный образ сближается с народным героем и становится фигурой общественного масштаба.
У В.К.Радаева в качестве народных героев представлены Сияжар и Тюштя. Они являются носителями фольклорного начала, но выступают как плод авторского вымысла. Писатель стремился творчески воссоздать образы с учетом фольклорной эпической поэтики, что ему, на наш взгляд, вполне удалось.
Поэт сталкивает мифологические сюжеты с эпико-историческими, смещает и совмещает разные хронотопы, игнорируя причинно-следственные отношения и историческую детерминацию. Его эпические поэмы словно выпадают из социально-исторического контекста, развиваясь в собственно эпическом времени и пространстве. В этом смысле они, с одной стороны, как бы сближаются с русскими былинами, а, с другой стороны, несут мордовский национальный колорит эпической поэзии.
Поэмы В.К.Радаева рассмотрены нами в исследовании как сказовые формы, движущиеся от устно-поэтических канонов к традициям письменной художественной литературы. В его произведениях встречаются элементы литературной обработки фольклорных источников или отдельных образов и мотивов, но в основном самостоятельные собственно авторские художественные произведения.
При рассмотрении стиля и особенностей поэтического языка исследуемых поэм В.К.Радаева особое внимание было уделено способам и приемам создания положительных и отрицательных героев, специфики использования изобразительно-выразительных средств. В процессе анализа в целом-подтверждается вывод о том, что писатель, умело использует традиции мордовского фольклора для создания авторских сказовых форм в профессиональной мордовской литературе.
В поэмах В.К.Радаева поэтика индивидуального творчества обладает фольклорными очертаниями, но развивается в рамках авторского художественного вымысла приобретая новые формы и смыслы.
В истории мордовской литературы накоплен богатый опыт творческого использования прозаиками и поэтами фольклорного материала. Он свидетельствует, что успех на этом пути приходит в том случае, когда автор не пытается произвести поверхностную стилизацию в своих произведениях подражая фольклорным, а творчески преобразует сюжеты, образную систему устно-поэтических образцов и вырабатывает свой стиль, авторскую, поэтическую и эстетическую систему. При этом народная поэзия помогает писателю проникнуться идеалами народного сознания, глубже познать быт народа, особенности его образа жизни, направленность его интересов и поисков. Поэмы В.К.Радаева «Сияжар» и «Тюштя» - яркое тому подтверждение.
Фольклор в произведениях В.К.Радаева приобретает конструктивное значение, подчиняясь прогрессивным тенденциям развития национальной литературы в целом и рассматриваемых поэмах, в частности. Это творческое кредо в значительной степени способствовало синтезу фольклорных и литературных средств творчества В.К.Радаева, что выразилось в создании высокохудожественных эпических поэм «Сияжар» и «Тюштя», органически сочетающих фольклорную и литературную системы в широком диапазоне национальной культуры.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Бектяшкина, Татьяна Ивановна, 2005 год
1. Абрамов, К.Г. Сияжар предвестник эпоса / К.Г.Абрамов // Сов. Мордовия. 1978. - 26 нояб. - С.4.
2. Азадовский, М.К. Статьи о литературе и фольклоре / М.К.Азадовский. — JL: Гослитиздат, 1960. 547 с.
3. Алешкин, А.В. Единство традиций. Народ и личность в мордовской эпической поэзии / А.В .Алешкин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1978. - 192 с.
4. Алешкин, А.В. Эпическая поэзия младописьменных народов Поволжья (дооктябрьский период) / А.В .Алешкин: учеб. пособие. — Саранск: Мордов. ун-т, 1983. 84 с.
5. Алешкин, А.В. Эпос дружбы. Типология жанра поэмы в литературе народов Поволжья / А.В.Алешкин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985. — 184 с.
6. Алешкин, А.В. Книжные формы народного эпоса и их соотношение с фольклорной традицией / А.В.Алешкин // Аспект 1989: исследования по мордовской литературе. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. - С.57-68.
7. Алексеев, Н.Н. Исторические связи мордовского фольклора и фольклора славянских народов / Н.Н.Алексеев // Проблемы изучения финно-угорского фольклора. Саранск: Мордгиз, 1972. - С.33-40.
8. Андреев, Ю.В. Поэзия мифа и проза истории / Ю.В.Андреев. — JL: Лениз-дат, 1990.-223 с.
9. Аникин, В.П. Русский богатырский эпос: пособие для учителя / В.П.Аникин. — М.: Просвещение, 1964. 192 с.
10. Аникин, С.В. Плодная осень / С.В.Аникин. Саранск: Мордов. кн. изд-во,1989.-254 с.
11. Ануфриев, Е.А. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен / А.Ануфриев, JI.В .Лесная // Соц.-полит. журн,-1997. №3. - С. 16-27.
12. Аристотель. Об искусстве поэзии / Аристотель. М.: Гослитиздат, 1957. - 183 с.
13. Аспект-89: исследования по мордов. лит. — Саранск: Мордов. кн. изд-во,1989. 103 с.
14. Банин, А.А. Слово и напев. Проблемы аналитической текстологии /
15. A.А.Банин // Фольклор: образ и поэтическое слово в контексте: сборник. М., 1984, - С. 170-202.
16. Барычева, Л.П. Формирование научных основ мордовского литературоведения : автореф. дис. . канд. фил. наук / Л.П.Барычева. Саранск, 1999. - 24 с.
17. B.М.Макушкин; Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 1997. - С.166-168.
18. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет / М.М.Бахтин. М.: Худож. лит-ра, 1975. - 405 с.
19. Бахтин, М.М. Собрание сочинений: в 7 т. Т.2. / М.М.Бахтин. М.: Русские словари, 1929. - 799 с.
20. Белинский, В.Г. Разделение поэзии на роды и виды: собр. соч. в 13 т. Т.5. / В.Г.Белинский М.: Просвещение, 1954. - С.329-342.
21. Богатырев, П.Г. Функции лейтмотивов в русской былине /
22. П.Г.Богатырев. // Вопросы теории народного искусства: статьи. М.: Просвещение, 1971. - С.432-449.
23. Богатырев, П.Г. «Фольклор как особая форма творчества»./ П.Г.Богатырев. // Вопросы теории народного искусства: статьи. М.: Просвещение, 1971. - С.381-385.
24. Борисов, А.Г. Фольклорные традиции в современной мордовской поэзии
25. А.Г.Борисов // Духовная культура: история и тенденции развития. — Сыктывкар, 1992. С. 112-119.
26. Борисов, А.Г. Художественный опыт народа и мордовская литература / А.Г.Борисов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1977. - 192 с.
27. Борисов, А.Г. Народно-поэтические традиции и мордовская литература /
28. А.Г.Борисов // Мордовское народное устно-поэтическое творчество: очерки. Саранск: Мордов. кн. из-во, 1975. - С.401-427.
29. Буслаев, Ф.И. Русский богатырский эпос. Русский народный эпос / Ф.И.Буслаев. Воронеж: Чернозем, кн. изд-во, 1987. — 255 с.
30. Былины. М.: Современник, 1986. - 560 с.
31. В братской семье: по материалам респ. науч.- теорет. конф. «Мордовия вбратской семье сов. народов» Саранск.: Мордов.кн.изд-во, 1981. — 368 с.
32. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н.Веселовский. — JL: ГИХЛ,1940.-646 с.
33. Виноградов, В.В. Проблемы сказа в стилистике / В.В.Виноградов. // Поэтика. Л.: Academia, 1926. - 28 с.
34. Вопросы финно-угорского фольклора. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1974.-216 с.
35. Вопросы финно-угроведения. Вып.6: докл.,прочит, на XIV Всесоюз.конф. финно-угроведов, г.Саранск, 6-7 сент. 1972 г. Саранск: Мор-дов.кн. изд-во, 1975.-448 с.
36. Вопросы мордовского фольклора. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1977. —104 с.
37. Вешкин, С. Общность фольклорных мотивов в эпосе мордвы и венгров /
38. С.Вешкин, Т.И.Кубанцев // XXII Огаревские чтения: тез. науч. конф. -Саранск, 1993. С.З0-31.
39. Гей, Н.К. Некоторые неизученные аспекты стиля / Н.К.Гей // Современные аспекты изучения. М., 1982. - С.419-437.
40. Героический эпос народов СССР / сост. Л.А.Плотникова. Л.: Лениздат,1979.-752 с.
41. Горбунов, В.В. Поэзия душа народа / В.В.Горбунов. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1973. - 296 с.
42. Горбунов, В.В. «Тюштянь Мастор»: об эпосе мордовского народа / В.В.Горбунов, Г.Я.Меркушкин, А.Д.Шуляев // Вопросы финноугроведения. Вып.6: докл., прочит, на XIV Всесоюз. конф. финно-угроведов, г.Саранск, 6-7 сент. 1972 г. Саранск, 1975. - С.290-315.
43. Горький, М. О литературе: лит.-крит. ст. / М.Горький. М.: Сов. писатель, 1953.-868 с.
44. Гура, А.В. Символика животных в славянской народной традиции: (опытэтнолингвист. исслед.): автореф. дис. д-ра филол. наук / А.В.Гура. М., 1998.-31 с.
45. Далгат, У.Б. Литература и фольклор: теорет. аспекты / У.Б.Далгат. М.:1. Наука, 1981.-303 с.
46. Девяткина, Т.П. Мифология мордвы / Т.П.Девяткина.- Саранск: Красный1. Октябрь, 1998. 336 с.
47. Девяткина, Т.П. Мифология мордвы: традиционная модель мира, образ мышления, пантеон: учеб. пособие / Т.П.Девяткина. Ml 11И им. М.Е.Евсевьева. - Саранск, 1998. - 62 с.
48. Девяткин, Г.С. Мордовский рассказ / Г.С.Девяткин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987. - 215с.
49. Девяткин, С.Г. Фольклор как источник обогащения эстетического опытасовременной мордовской литературы / Г.С.Девяткин // Аспект. 1990. Исследования по мордовской литературе. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. -С.61-74.
50. Документы и материалы по истории Мордовской АССР: в 4 т.Т.З, 4.1.
51. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1939. 345 с.
52. Домокош, П. К вопросу об эпосе в фольклоре угро-финских народов / П.Домокош // Проблемы изучения финно-угорского фольклора. Саранск, 1972. - С.91-96.
53. Домокош, П. Является ли «Сияжар» третьим финно-угорским эпосом / П.Домокош // Аспект 1989: исследования по мордовской литературе.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. С.68-79.
54. Домокош, П. Формирование литератур малых уральских народов / П.Домокош; перевод с венгер. Йошкар-Ола: Марийс. кн. изд-во, 1983.- 288 с.
55. Дубасов, И.И. Очерки из истории Тамбовского края. Вып. 1. / И.И.Дубасов. Тамбов: Тип. Губерн. правления, 1890. - 225 с.
56. Евлентьев, К. Этнографические известия о мордвах / К.Евлентьев // Архив географического общества СССР, Р.- 53, on. 1, № 33, л. 38.
57. Евсевьев, М.Е. Избранные труды: в 2 т. Т.1. / М.Е.Евсевьев: — Саранск:
58. Мордов. кн. изд-во, 1961. -384 с.
59. Евсевьев, М.Е. Избранные труды: в 2 т. Т.2. / М.Е.Евсевьев: — Саранск:
60. Мордов. кн. изд-во, 1963. 528 с.
61. Емельянов, Л.И. Методологические вопросы в фольклористике. Л.: Наука, 1978-235 с.
62. Ефимова, М.Ф. Мордовский народный эпос и поэма В.К.Радаева «Сияжар» / М.Ф.Ефимова // Горение: лит.-худож. сб. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986. - С.235-251.
63. Ефимова, М.Ф. Мотив полона в мордовской народной балладной поэзии
64. М.Ф.Ефимова // XX Огарёвские чтения: тез. докл. науч. конф. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1991. - С.26-27.
65. Жанровая структура народной поэзии финно-угорских народов. Будапешт, 1977.- 97 с.
66. Жирмунский, В.М. Народный героический эпос: сравнительно-ист. очерки / В.М.Жирмундский. Л.: Гослитиздат, 1962. - 435 с.
67. Заварюхин, Н. «Масторава»: герои и события / Н.Заварюхин // Изв. Мордовии. 1995. - 3 авг. - С.З.
68. Заварюхин, Н.В. Очерки по истории мордовского края периода феодализма / Н.В.Заварюхин. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1993. - 296 с.
69. Западноевропейский эпос. Л.: Лениздат, 1977. - 752 с.
70. Зимина, Г.А. Изучение стиля эпического произведения в среднем специальном учебном заведении : учеб. пособие для слушателей ФПК сред.спец.учеб.заведений / Г.А.Зимина; Башкир, гос. ун-т им. 40-летия Октября. Уфа , 1984.- 85 с.
71. Инжеватов, И.К. Радаевень творчествасо фольклорось / И.К.Инжеватов //
72. Сятко. 1968. - № 3.- С.70-71.
73. Инжеватов, И.К. Мордовский эпос «Сияжар» / И.К.Инжеватов // Сов.
74. Мордовия. 1966. - 11 нояб. - С.З.
75. Инжеватов И.К. «Сияжардонть»: учёноень мельть-арсемат / И.К.Инжеватов // Эрзянь правда. 1994. - 20 окт. - С.2.
76. Инжеватов, И.К. А.С. Пушкин и мордовский эпос / И.К.Инжеватов // Сов. Мордовия. 1978. - 2 июня. - С.4.
77. История Мордовской АССР с древнейших времен до наших дней : учеб.пособие для ист. и филол. фак. вузов. 2-е изд., испр. и доп. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1984. - 400 с.
78. Исупов, К.Г. Мифологизм, фольклоризм и художественный историзм писателя / К.Г.Исупов // Проблемы типологии литературного фолькло-ризма. Челябинск: Изд-во Челябинского гос. ун-та, 1990. - С.5-12.
79. Кавтаськин, JI. Поэма эпопея «Сияжар» / JI. Кавтаськин // Сов. Мордовия. 1960. - 6 окт. - С.2.
80. Калевала: карельские руны, собранные Э.Леннротом / пер. с фин. ЛЛ.Бельский. М.: Гослитиздат, 1956. - 385 с.
81. Калевипоэг: эстонский народный эпос / собрал и обработал Ф.Крейцвальд; пер. с эст. В.Державин. Таллин: Ээсти-раамат, 1979. -252 с.
82. Калугин, В.И. Герои русского эпоса: очерки о русском фольклоре /
83. B.И.Калугин. М.: Современник, 1983. - 351 с.
84. Каргина, М.И. Категория «центр мира» в мифотворчестве мордвы / М.И.Каргина // История в культуре, культура в истории: материалы Са-фаргалиев. науч. чтений. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2001.1. C.375-393.
85. Каргина, М.И. Пространство и время в мифологии мордвы: автореф. дис.канд. культурологи /М.И.Каргина.- Саранск, 1997.- 16 с.
86. Каргина, М.И. Художественно-эстетическое в мордовском фольклоре / М.И.Каргина // История мировой и отечественной культуры: метод.указания и программы к спецкурсам. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995.- 52с.
87. Климович, Л. Об эпосе «Сияжар» / Л.Климович // Мол. гвардия. 1978.8. С.284-289.
88. Корсаков, И.М. Фольклор мордовского народа как историко-этнографический источник / И.М.Корсаков // Всесоюзное совещание по вопросам финно-угорской филологии, г. Петрозаводск, 26-30 июня 1961 г.: тез. докл. Петрозаводск, 1961. - С. 154-157.
89. Кубилюс, В. Формирование национальной литературы подражательность или художественная трансформация / В.Кубилюс // Вопросы литературы. - 1976. - № 8. - С.46-52.
90. Криничная, Н.А. Персонажи преданий: становление и эволюция образа /
91. Н.А.Криничная. Л.: Наука, 1988. - 122 с.
92. Кубанцев, Т.И. Общность фольклорных мотивов в эпосе мордвы и венгров / Т.И.Кубанцев // Фольклор и современная духовная культура финно-угров: материалы научн. симпозиума, Саранск, 17-18 июля 1992 г. — Саранск, 1993.- С.84-85.
93. Кулдуркаев, А.В. Поэтико-воззренческие аспекты историзма эпоса многоязычных народов / А.В .Кулдуркаев // Фольклор. Поэтика историзма. -М.: Наука, 1988. С.125-169.
94. Латынина, Б.А. Архаический эквивалент мифа о Тристане и Изольде в мордовском фольклоре / Б.А.Латынина // Тристан и Изольда. Л.: Наука, 1932.-С.215-226.
95. Левитан, Л.С. Основы изучения сюжета / Л.С.Левитан, Л.М.Цилевич. -Рига: Звайгзне, 1990.- 185 с.
96. Левитан, Л.С. Сюжет в художественной системе литературного произведения / Л.С.Левитан, Л.М.Цилевич. Рига: Звайгзне, 1990.- 185 с.
97. Легенды и предания мордвы Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1982. - 120 с.
98. Лихачёв, Д.С. Поэтика древнерусской литературы / Д.С.Лихачев. Л.: Худож. лит-ра, 1971. - 414 с.
99. Маковский, М.Н. Сравнительный словарь мифологической символики виндоевропейских языках / М.Н.Маковский. М.: Владос, 1996. - 416 с.
100. Мальцев, Г.И. Традиционные формулы русской народной необрядовой лирики: исслед. по эстетике уст.-поэт. канона / Г.И.Мальцев. Л.: Наука, 1989. -165 с.
101. Манн, Ю.В. Диалектика художественного образа / Ю.В.Манн. М.: Сов.писатель, 1987.-317 с.
102. Маранда, П. Структурные модели в фольклоре / П.Маранда, Э.Кенгас. //
103. Зарубежные исследования по семиотике фольклор: сб. ст. — М.: Наука, 1985. — С. 194-260.
104. Марков, Б.В. Разум и сердце. История и теория менталитета / Б.В.Марков. СПб.: С.-Петербург, ун-т, 1993. - 229с.
105. Маскаев, А.И. Итоги и задачи работы советских фольклористов финно-угроведов / А.И.Маскаев // Проблемы изучения финно-угорского фольклора. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1972. - С.5-20.
106. Маскаев, А.И. Мордовская народная эпическая песня / А.И.Маскаев. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1964. 438 с.
107. Маскаев, А.И. Образ Тюштяна в мордовском фольклоре / А.И.Маскаев //
108. Учён. зап. / Мордов. пед. ин-т. Саранск, 1957. - Вып.6. - С.94-130.
109. Маскаев, А.И. Отражение русско-мордовских связей в народном эпосе /
110. А.И.Маскаев // Лит. Мордовия. 1956. - № 12. - С.271-279.
111. Масторава: эрзянь ды мокшонь кезэрень пингень мифтнень, эпической моротнень ды евтамотнень коряс / сермадызе А.М.Шаронов. — Саранск:
112. Мордовиянь книгань издательствась, 1994. — 494 с.
113. Масторава: эпость эрзянь и мокшень сире пингонь мифнень эпическяй моротнень и азкснень коряс / сермадозе А.Шаронов. Саранск: Мор-довскяй книжнай издательствась, 2001. - 432 с.
114. Масторава: на основе эрзянских и мокшанских мифов, эпических песени сказаний / написал А.М.Шаронов. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2003.-488 с.
115. Материалы (о Тюштяне родоначальнике мордвы) // Пенз. губерн. ведомости. 1862. -№ 20. - С.88-98.
116. Мелетинский, Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы иархаические памятники / Е.М.Мелетинский. М.: Восточ. лит-ра, 1963. -463с.
117. Методологические проблемы философских наук. Литературоведение и фольклористика: сб. науч. тр. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - 263 с.
118. Методология анализа литературного произведения: сб.ст. М.: Наука, 1988.-349 с.
119. Молчанов, Ю.Б. Проблема времени в современной науке / Ю.Б.Молчанов. М.: Наука, 1990. - 143 с.
120. ЮЗ.Мокшин, Н.Ф. Мордовская мифология как система / Н.Ф.Мокшин // Исследования П.Д.Степанова и этнокультурные процессы древности и современности. Саранск: НИИЯЛИЭ, 1998.- С.143-156.
121. Мордовский этнографический сборник / сост. А.А.Шахматов. — СПб.: Тип. имп. акад. наук, 1910. 848 с.
122. Нарваткин, Н. Покштояк покш казне / Н.Нарваткин // Эрзянь правда. -1979. 1 марта. - С.2.
123. Никитина, С.Е. Слово и «слово» в русском фольклоре / С.Е.Никитина //
124. Осовский, О.Е. Прикосновение к истокам: об эпосе «Сияжар» В.Радаева / О.Е.Осовский // Мол. ленинец. 1990. - 27 апр. - С.З.
125. От «Сияжара» до Тюшти: (К 85-летию В. Радаева) // Сов. Мордовия. -1992. 12 марта.-С.2.
126. Петросян, А.А. История народа и его эпос / А.А.Петросян. М.: Наука, 1982.-216 с.
127. Пропп, В.Я. Русский героический эпос / В.Я.Пропп. М.: ГИХЛ, 1958. -603с.
128. Путилов, Б.Н. Героический эпос и действительность / Б.Н.Путилов. Д.: Наука, 1988. - 225 с.
129. Путилов, Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора / Б.Н.Путилов. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1976. - 244 с.
130. Путилов, Б.Н. Русский и южнославянский героический эпос. Сравнительно-типологическое исследование / Б.Н.Путилов. М.: Наука, 1971.312 с.
131. Путилов, Б.Н. Эпическое сказительство: типология и этническая специфика / Б.Н.Путилов. М.: Восточ. лит-ра, 1977.- 295 с.
132. Пухов, Ю. Народный богатырь / Ю.Пухов // Лит. Россия. 1978. - 18 авг. (№ 33). - С.9.
133. Радаев, В.К. Кода чачсь «Сияжарось» / В.К.Радаев // Эрзянь правда. -1964. -2окт.-С.2.
134. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования / С.Л.Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1958. - 147 с.118. Рукописный фонд автора.
135. Рукописный фонд ГУ НИИГН, № 18, л. 46.
136. Савин, О. Времен связующая нить. Записывая национальный фольклор
137. О.Савин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991.- 416 с.
138. Самошкин, А. Сказительские традиции мордвы / А.Самошкин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. - 192 с.
139. Саратовский этнографический сборник. Вып.1. Саратов, 1922. - 276 с.
140. Седова, J1.B. Предания мордвы: указатель сюжетов и мотивов / Л.В.Седова // Фольклор народов РСФСР: межвуз. научн. сб./ Башк. гос. ун-т им. 40-летия Октября. Уфа, 1985. - С.76-87.
141. Селиванов, Ф.М. Русский эпос: учеб. пособие / Ф.М.Селиванов. М.: Высшая школа, 1988. - 207 с.
142. Селиванов, Ф.М. Поэтика былин. Ч. 1. Система изобразительно-выразительных средств: учеб. пособие / Ф.М.Селиванов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. - 128 с.
143. Сияжар: евтамотнень пурнынзе ды литературнойстэ сермадынзе Р.Радаев. Омбоце изданиясь одов витнезь ды сермадозь. - Саранск: Мордов.кн.изд-во, 1973. - 340 с.
144. Сияжар: сказания мордов. народа собр. и литературно обработ. В.Радае-вым; пер. с мордов. эрзя С. Поделкова. - Саранск: Мордов. кн.изд-во, 1975.-240 с.
145. Скафтымов, А.П. Поэтика и генезис былин: очерки / А.П. Скафтымов. -М.: Учпедгиз, 1924. 216 с.
146. Скрынникова, Т. Д. Харизма и власть в эпоху Чингис-хана / Т.Д.Скрын-никова. М.: Восточ. лит-ра, 1997. - 216 с.
147. Смирнов, Ю.И. Славянские эпические традиции. Проблемы эволюции / Ю.И.Смирнов. М.: Наука, 1974. - 261 с.
148. Смирнов, Ю.И. Схождения между славянскими эпосами и метод исследования / Ю.И.Смирнов // Межславянские культуры связи. М.: Наука, 1971. - С.46-81.
149. Степанов, Г.В. О границах лингвистического и литературоведческого анализа художественного текста / Г.В.Степанов // Современные аспекты изучения. М.: Наука, 1982. - С. 19-31.
150. Томашевский, Б.В. Стилизация и стихосложение: курс лекций / Б.В.Томашевский. Л.: Учпедгиз, 1959. - 174 с.
151. Тюштя: евтамот / сермадынзе В. Радаев эрзямокшонь фольклоронь ко-ряс. Васенце пелькс. - Саранск: Мордовской книжной издательствась, 1991.-206 с.
152. Урманчеев, Ф. Народный эпос «Идегей» / Ф. Урманчеев. Казань: Фан, 1999. - 200 с.
153. Урнов, Д.М. Национальная специфика литературы как предмет исторической поэтики / Д.М.Урнов // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. М., 1986. - С. 168 - 187.
154. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: в Ют. Т.1. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1977. - 352 с.
155. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: в Ют. Т.Ю. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1983.-256 с.
156. Фольклор народов РСФСР: межвуз. науч. сб. / Башк. гос. ун-т им. 40-летия Октября.- Уфа,1985.-С.76-87.
157. Фрейденберг, О.М. Поэтика и сюжет жанра / О.М.Фрейденберг. М.: Лабиринт, 1997. - 448 с.
158. Фрейденберг, О.М. Поэтика и сюжет жанра / О.М.Фрейденберг. М.: Лабиринт, 1997. - 448 с.
159. Фрейденберг, О.М. Миф и литература древности / О.М. Фрейденберг. -М.: Наука, 1978. 608 с.
160. Фрезер, Д.Д. Золотая ветвь: исследования магии и религии / Д.Д.Фрезер. М.: Политиздат, 1980. - 831 с.
161. Фрэзер, Д.Д. Фольклор в Ветхом завете / Д.Д.Фрезер. М.: Политиздат, 1989.-542 с.
162. Храпченко, М. Б. Об итогах в разработке проблемы стиля / М. Б. Храп-ченко // На литературном посту. 1928. - № 11-12. - С. 56.
163. Художественный текст: структура, язык, стиль: кн. для преподавателей. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1993. - 182 с.
164. Черапкин, Н.И. В братском содружестве / Н.И.Черапкин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1969. - 384 с.
165. Черапкин, Н.И. Притоки / Н.И.Черапкин. М.: Современник, 1973. -200 с.
166. Четвергов, Е. Арсемат «Калеваладо» / Е.Четвергов // Сятко. 1990. -№ 6. - С.70-74.
167. Чичеров, В.И. Итоги работы и задачи изучения русских былин и исторических песен / В.И.Чичеров // Основные проблемы эпоса восточных славян. М., 1958. - С.39-40.
168. Шаракшинова, Н.О. Героический эпос о Гесэре: учеб. пособие для студентов филол. фак. / Н.О.Шаракшинова. Иркутск, 1969. - 348 с.
169. Шаронов, A.M. Мордовский героический эпос: сюжеты и герои / А.М.Шаронов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2001. - 207 с.
170. Шаронов, A.M. Образ родоплеменного вождя в мордовском фольклоре (в аспекте сравнительного изучения) / А.М.Шаронов // Вопросы финноугроведения: тез. докл. на XVI Всесоюз. конф. финно-угроведов. -Сыктывкар, 1979. С. 109-110.
171. Шеянова, И.И. Сказовые формы мордовского литературоведения : ав-тореф. дис. . канд. фил. наук / И.И.Шеянова. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. - 16 с.
172. Эндюковский, А.Г. Сюжет Тристана и Изольды в мордовском фольклоре / А.Г.Эндюковский // Тристан и Изольда. Д.: Наука, 1932. - С.227-260.
173. Юдин, Ю.А. Героические былины / Ю.А.Юдин. М.: Наука, 1975. -120 с.
174. Юрченков, В.А. Взгляд со стороны: очерки / В.А.Юрченков. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. - 288 с.
175. Юрченкова, Н.Г. Мордовская мифология и искусство: учеб. пособие по спецкурсу / Н.Г.Юрченкова ; МГПИ им. М. Е. Евсевьева. Саранск, 2001.- 106 с.
176. Язык и композиция художественного текста. Русский язык: межвуз. сб. науч. тр. / Моск. гос. пед.ин-т им. В.И.Ленина. М., 1984. - 124 с.
177. Dugantsy, М. Eposet Sijazjar / М. Dugantsy. Uppsala, 1999. - 112 s.
178. Mordwinische Volksdichtung. V Band. Helsinki, 1977. - 525 s.
179. Mordwinische Volksdichtung. 1 Band. Helsinki, 1938. - 509 s.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.