Философско-религиозные концепты протестантской культуры раннего модерна тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Жигальцова, Татьяна Валентиновна
- Специальность ВАК РФ09.00.14
- Количество страниц 155
Оглавление диссертации кандидат наук Жигальцова, Татьяна Валентиновна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Глава I.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫХ КОНЦЕПТОВ «НАСИЛИЯ» И «НЕНАСИЛИЯ» В КУЛЬТУРЕ МОДЕРНА
3 -
17-69
1.1. Философско-религиоведческий анализ концептов «насилия», «репрессии», «ненасилия»
17-45
1.2. Насилие и ненасилие в культуре:
ментальные установки и типы коммуникации
45-69
Глава II.
АНГЛИЙСКАЯ ПРОТЕСТАНТСКАЯ КУЛЬТУРА РАННЕГО МОДЕРНА В СВЕТЕ КОНЦЕПТОВ «НАСИЛИЯ» И «НЕНАСИЛИЯ»
70-99
2.1. Основания насилия и ненасилия в протестантской
культуре 70 -
2.2. Особенности пуританского и квакерского типа коммуникации
86-99
Глава III.
ДЕКОНСТРУКЦИЯ КОНЦЕПТА «НАСИЛИЕ» В ПУРИТАНСКОМ И КВАКЕРСКОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НОВОГО СВЕТА
100-133
3.1. Отношения «свой-чужой» в пуританских поселениях Новый Плимут и Массачусетс
100-
3.2. Отношения «свой-другой» в квакерской колонии Пенсильвания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
119- 133 134-136
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
137-155
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Концепты насилия и ненасилия в вероучении, идеологии и культурных практиках мировых религий2023 год, доктор наук Резник Сергей Васильевич
Философско-культурологическое понимание парадоксов насилия и ненасилия2018 год, кандидат наук Мюльгаупт Константин Евгеньевич
Практики насилия в культуре: философско-антропологическая рефлексия2013 год, кандидат наук Борисов, Сергей Николаевич
Концепты "культура" и "религия" в религиозной философии культуры XX века2017 год, кандидат наук Гуренко, Владислав Леонидович
Трансформация концепции насилия и ненасилия в исламской философии (историко-философский анализ)2022 год, кандидат наук Давлатова Озодамох Сафомудиновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философско-религиозные концепты протестантской культуры раннего модерна»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы определяется тем, что рубеж ХХ-ХХ1 веков характеризуется кризисом светского проекта модерна, основанного на идеалах европейского просвещения и задававшего направление ценностно-мировоззренческого развития сценариев современного мироустройства. Особенную остроту получило обсуждение проблемы проявления религиозно-культурных универсалий в контекстуальном пространстве конкретных культур. Этому посвящено множество исследований постмодернистского, постколониального, деколонизационного направлений, зафиксировавших гибридность, плюралистичность, вариативность концептов современных культур. На этом фоне исключительную актуальность приобретает использование методологического потенциала лингво-культурологической теории «концептологии», предполагающий смыслогенетический анализ «концептуальной» картины мира. В диссертации представлено исследование философско-религиозных концептов английской протестантской культуры периода раннего модерна (конец XVI - начало XVIII вв.), а также особенность их манифестации в социокультурном пространстве пуританских и квакерских текстов.
Степень разработанности проблемы:
Важное значение для формулировки концептуально-методологического ядра диссертации имеет «категориальный» или «кон-цептологический» подход, занимающий важное место в современном гуманитарном дискурсе. Человек в теории «концептологии» является импульсом, источником запуска культуры как системы концептов. Большую популярность эта теория приобрела в отечественной лингвокультурологии и лингвофилософии (московская, воронежская, нижегородская лингвистические школы) благодаря усилиям Ю.С. Степанова. В его трудах «Константы мировой культуры. Алфавиты и алфавитные тексты в периоды двоеверия»
(в соавторстве с С. Г. Проскуриным), «Константы. Словарь русской культу-
3
ры. Опыт исследования», «Концепты. Тонкая пленка цивилизации» получило развитие основное положение «концептологии». Автор указывал, что термин «концепт» является калькой латинского сопсерШБ «понятие» от глагола сопЫреге «зачинать» и обозначает «сгусток культуры в сознании человека» или «то, что входит в ментальный мир человека», и, одновременно, «то, посредством чего... человек сам входит в культуру»1.
В настоящее время в отечественной богословской, религиозно-философской и культурологической мысли достаточно полно исследованы такие понятия как: «человек», «мир», «душа», «время», «число», «закон» и многие другие (например, в сборнике статей «Категории и концепты славянской культуры»). В предметной сфере философии религии и религиоведении исследовались религиозные концепты «вера», «исход», «грех», «чудо». Результаты исследований представлены в сборниках: «Концепт греха в славянской и еврейской культурной традиции», «Концепт чуда в славянской и еврейской культурной традиции», «От Бытия к Исходу. Отражение библейских сюжетов в славянской и еврейской народной культур Концепты «хаос», «порядок» анализировались в контексте североамериканской культуры с позиции синергетического подхода Е.А. Стеценко. Категории «время», «богатство», «труд» в пространстве средневековой культуры рассмотрены А.Я. Гуревичем.
Однако говоря об успехах применения «концептологического» подхода в ряде наук исследовавших традиционную картину мира следует отметить, что смыслогенетический анализ концептов «насилие» и .«ненасилие» не получил должного отражения как в философии религии, так и науках религиоведческого цикла. Данные концепты и связанные с ними социокультурные проблемы в эксплицитной и имплицитной форме представлены на всех этапах философского осмысления мира и места человека в нем. Они нашли свое отражение в мифах, священных текстах, в философско-
1 Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Языки русской культуры, 1997. С. 39.
религиозных и этико-политических трактатах мыслителей различных эпох. Репрессивные компоненты по отношению к человеку со стороны культуры, цивилизации, общества, власти, языка, дискурса, «мужского» изучались в широком спектре дисциплин гуманитарного знания, представленного психоаналитическим, марксистским, феноменологическим, функциональным, феминистическим, цивилизационным и другими подходами (Т. Гоббс, 3. Фрейд, К. Маркс, Ф. Ницше, М. Фуко, Ж. Рене, Ж. Деррида и другие). В отечественном религиозно-философском умозрении, отразившем святой и страстный характер русской души, исследование христианско-этических концептов «ненасилие», «непротивление», «любовь», «терпение» занимало центральное место (Л.Н. Толстой, В.В. Соловьев, И.А. Ильин, Н.О. Лос-ский). Для понимания концепта «ненасилие» существенное значение в компаративистском контексте имеют труды Е.Д. Мелешко, В.Н. Назарова, посвященные религиозно-этическим идеям и исканиям в русском умозрении. Современная философско-политическая, этическая, социологическая теории «ненасилие» освещены в работах A.A. Гусейнова, B.C. Степина, Р.Г. Апресяна, А.К. Назаретяна, В.П. Кузина и представлены в сборниках «Антология ненасилия», «Ненасилие: философия, этика, политика», «Опыт ненасилия в XX столетии».
Помимо концептов «насилие» и «ненасилие» в диссертации представлен анализ диспозиции «свой-другой-чужой». Концепт «свой-чужой» с позиции лингвоконцептологии рассматривал Ю.С. Степанов в «Словаре славянской культуры». Анализ семантической оппозиции «свой-чужой»/«мы-они» широко представлен во всем спектре наук гуманитарного цикла (социальная и культурная антропология, религиоведение, этнология, этническая психология и другие). Отечественная лингво-философия разработала критерии выявления специфики отношения «своего» к «другому» или к «чужому» (Л.И.Гришаева, Л.В.Цурикова). Следует отдельно отметить работы, посвященные отношениям «свой-чужой» в культуре народов Европейского
Севера России (О.М. Фишман, E.H. Шапинская). В исследованиях деколо-
5
низационного направления создана концепция «невидимого другого» как оборотной стороны европейской колонизации (М. Лугонес, В.Д. Миньоло, М.Д. Тлостанова).
Большинство исследователей придерживаются трактовки модерна как периода «кризиса», «сдвига», «перехода». Основания для перехода в современность (модерн) они видят в индивидуализации и субъективизации человека, автономии его деятельности, развитии творческой потенции и, в целом, секуляризации, гуманизации, капитализации уклада жизни современного человека (М. Вебер, Ю. Хабермас, П.П. Гайденко, Ю.В. Давыдов, Е. А. Степанова, Д. Ханкинс, JI.C. Васильев, JI.B. Баева, И.И. Докучаев, А.Ю. Шеманов, В.П. Визгин, К.А. Сергеев, Ю.А. Кимелев, В.А. Шкуратов, И.Г. Яковенко, A.A. Пелипенко). Необходимо отметить работы историков Реформации и протестантизма: А. МакГрат, К. Хилл, Н.В. Ревуненкова, Н. Лэметр, В.И. Гараджа и другие. О связи философии и идеологии пуританизма, квакеризма с историей колонизации Нового Света писали В.Л. Пар-рингтон, Д. Бурстин, Л. Cea, Л.Ю. Слезкин, Т.А. Павлова, С.И. Жук, Н.Е. Покровский.
Исходя из анализа степени изученности проблемы, следует отметить слабую методологическую оснащенность современных исследований концептов «насилия» и «ненасилия» в контексте конкретных религиозно-культурных миров. В этом отношении для реализации целевой программы диссертационного исследования большой интерес представляет теория соотношения «репрессивной» и «нерепрессивной» культур И.Г. Яковенко в работе «Россия и Репрессия. Репрессивная компонента отечественной культуры». Автор выделяет предпосылки и факторы репрессивности: ментальные установки на неукорененность в бытии и беззащитность перед лицом власти. Государственная власть выступает инструментом, с помощью которого культура совершает насилие над индивидом. «Антирепрессивную» культуру Яковенко называет «культурой центрированной на вознаграждении» или поощрении, указывает, что культуры, центрированные на возна-
6
граждении, не менее устойчивы, но более эффективны и исторически агрессивны, считая, что драма в мировой истории последних двух веков должна быть рассмотрена как конкурирующее столкновение мира репрессии с миром, центрированном на вознаграждении.
Предметом исследования являются философско-религиозные концепты протестантской культуры («насилие», «ненасилие»).
Объектом работы является английская протестантская культура раннего модерна конца XVI - начала XVIII вв., рассматриваемая на примере пуританской и квакерской социокультурной общностей.
Гипотеза исследования:
Состояние английской протестантской культуры раннего нового времени характеризуется ментальным сдвигом, переходом от до современности к современности. До современная ментальная система (пре-модерн) опирается на концепт «насилие» и определяет репрессивное состояние культуры; современная система (модерн) основывается на концепте «ненасилие» и обусловливает антирепрессивное состояние культуры. Соотношение философско-религиозных концептов «насилие» и «ненасилие» устанавливает характер эволюции и динамики социокультурной целостности. Трансформация данных концептов, рассматриваемых в контексте пуританской и квакерской социокультурной динамики, происходит одновременно при безусловной ориентации на построение новой нерепрессивной культуры в ее коммуникативном пространсте.
Цели и задачи исследования:
Цель работы состоит в реконструкции и деконструкции концептов «насилие» и «ненасилие» в протестантской культуре Старого и Нового Света, включающих изучение механизмов и форм их адаптации (проявление) в пространстве пуританской и квакерской социокультурной (коммуникативной) динамики.
Исходя из формулировки цели в диссертации предполагается решение следующих задач:
1. Раскрыть теоретико-методологические основы исследования концептов «насилие», «ненасилие», «репрессивная» и «нерепрессивная» культур.
2. Выявить смыслогенетические основания «насилия» и «ненасилия» в протестантской метальной картине мира. Проследить складывание господствующего типа коммуникации в протестантской культуре. Выявить специфику пуританского и квакерского типов коммуникации.
3. Рассмотреть особенности протестантской культуры на территории Нового Света, обращаясь к исследованию механизмов и форм адаптации протестантской культуры в коммуникативном пространстве пуританских и квакерском сообществах.
4. Выстроить проект развития концептов «насилие» и «ненасилие» протестантской культуры раннего модерна в контексте пуританской и квакерской социокультурной динамики.
Методологическая база исследования:
Цель и задачи исследования определили ряд теоретико-методологических подходов. Методологической основой работы является теория «концептологии». Проблема ментального сдвига, суженная до концептов «насилие», «ненасилие», требует использования междисциплинарного подхода.
Модель концептосферы протестантской культуры строится на основе системного, функционального подходов. Проявление концептов «насилие» и «ненасилие» в процессе социокультурной динамики рассматриваются в рамках теории модернизации. Данные подходы применены в проблемном поле таких дисциплин, как философия религии, история культуры и религии, социология религии.
В работе применены понятия «репрессивная культура» И.Г. Яковенко при построении теории протестантской культуры, «первого кризиса самоидентификации» А.Ю. Шеманова при анализе процесса выделения субъекта из вертикали объект-субъектных отношений с Богом в протестантской
культуре. Соискатель также использовал определение соотношения понятий
8
«ценность» и «типы коммуникации» ИИ. Докучаева, особенностей диспозиции «свой-другой-чужой» в субъект-объектном типе коммуникации JI.B. Гришаевой, JI.H. Цуриковой.
Методы исследования:
Инструментами исследования трансформации протестантской культуры явились смыслогенетический и сравнительно-религиоведческий анализ, моделирование (проектирование) социокультурных процессов.
Источниковую базу данных составляют опубликованные письменные тексты, представленные следующими жанрами:
1) Актовый материал. К документальным источникам относятся королевские Хартии на открытие колоний: «The Charter of New England» (1620), «The Charter of Massachusetts Bay» (1629), «Charter for the Province of Pennsylvania» (1681). Сравнивая хартии, можно выявить различие прав переселенцев на начальном этапе колонизации, их защищенность или беззащитность перед лицом королевской власти. Изменение прав самих колонистов, их представителей в органах управления, прерогатив колониального правительства, губернатора, собственника колонии прослеживается благодаря исследованию следующих актов: «Concessions to the Province of Pennsylvania» (1681), «Penn's Charter of Liberties» (1682), «Frame of Government of Pennsylvania» (1683), «Frame of Government of Pennsylvania» (1696), «Charter of Privileges Granted by William Penn, esq. to the Inhabitants of Pennsylvania and Territories» (1701). Цели первых пуритан, прибывших на континент, указаны в «Mayflower Compact» (1620). Примерам попытки построения нерепрессивной культуры, урегулирования отношений между католиками и протестантами в колонии Мэриленд служит «Maryland Toleration Act of 1649». Ужесточение политики метрополии по отношению к торговле колоний с иностранными державами выявляется из «Navigation act». (16501698).
2) Тексты Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Помимо
Синодального перевода изданного в Москве в 1995 году, в работе была ис-
9
пользована протестантская библия: «The Holy Bible. King James Version» (Библия английского протестантского короля Якова I), изданной в Англии в 1611 году.
3) Проповеди религиозных лидеров Англии и Северной Америки: «The True Christian Distinguished» (1689), «Живой Бог» (1672), «Все вы, кто называет себя церквами» (1669), «Древний Каин был беглецом и бродягой» (1669) и другие (источники, обозначенные на русском языке проанализированы в переводе Т.А. Павловой)2 Джорджа Фокса, «Речь, написанная на борту «Арабеллы» во время переезда с острова Великобритания в Новую Англию в Северной Америке» Джона Уинтропа (1630).
К этой группе относятся и религиозные трактаты «А Modell of Christian Charity» (1630), «The Exclusion of Heretics» (1637) Winthrop John; «Some Fruits of Solitude In Reflections And Maxims» (1682) William Penn; «On Puritan Intolerance» (1632), «Новоанглийский Ханаан» (1637) Tomas Morton. Из трактатов почерпнута информация о диспозиции «другой- чужой»: отношение к Библии, собратьям по вере, другим религиозным представителям, а также к власти, морали.
4) Хроника Уильяма Бредфорда о поселении в Новом Плимуте 1620
года.
5) Эпистолярный материал. К этому жанру относятся письма: «Письмо Джону Коттону - младшему в свою защиту» (1671), «Кровавый догмат преследования за убеждения» (1644), «Кровавый догмат, еще более окровавленный» (1652) Роджера Уильямса.
9) Электронный ресурс. Некоторые из используемых в диссертации источников стали доступны благодаря работе всемирной полнотекстовой библиотеки «World Digital Library», включающей в себя помимо карт и фотографий, источники по истории Европы и Америки с сер. X до сер. XX века, являющиеся общественным достоянием. Более разнообразно источники
2 Мак-Грегор Х.Р. Говорит сам Джордж Фокс: тексты, раскрывающие его личность (многие публикуются впервые). М.: ИВИ РАН, 2000.
мирового значения представлены на сайтах: библиотеки конгресса США «Library of Congress», «Internet History Sourcebooks Project», где размещены философские, религиозные трактаты, актовый материал по древней, средневековой и современной истории, Йельской юридической школы «Lillian Goldman Low Library in memory of Sol Goldman» - юридические документы и дипломатические акты.
Хронологические рамки исследования социокультурного пространства Нового Света определены следующими обстоятельствами: нижней временной границей взят конец XVI века - время правления протестантского короля Англии и Шотландии Якова I. Верхней временной границей является 1701 год - момент утраты квакером Уильямом Пенном собственнических прав на колонию Пенсильвания. Исследование коммуникативных практик колониального пространства охватывает двадцатилетний период формирования, так как по истечении этого срока произошла серьезная трансформация начальных ментально-смысловых установок, заложенных ещё в метрополии, в результате чего можно выстроить модель развития концептов «насилие» и «ненасилие» в новом социокультурном пространстве Нового света
Научная новизна данной работы обусловлена применением «концеп-тологического» подхода для анализа философско-религиозных концептов протестантской культуры. Помимо этого, впервые предпринимается попытка теоретического выстраивания модели развития «нерепрессивной» культуры с помощью всестороннего анализа концептов «насилие», «ненасилие». Диссертантом предложен способ выявления механизмов и форм адаптации концептов «насилие» и «ненасилие» в динамике социокультурного пространства с помощью определения и анализа господствующего типа коммуникации в коммуникативной практике сообществ. Это способствует более детальному изучению предмета теоретического исследования и одновременно помогает выстраиванию универсальной теории развития культуры.
Предложенный подход к изучению протестантской культуры позволит раз-
11
нообразить методологический инструментарий сравнительно-религиоведческого анализа адаптации религиозной системы в новом геокультурном и этноконфессиональном пространстве.
Практическая и теоретическая значимость исследования заключается в том, что исследование данной темы позволит расширить современное представление о феномене религиозной веры, выделить основные критерии в ее рассмотрении и определении, выявить сущностные характеристики религиозной веры, ее социокультурное измерение. Теоретическая значимость диссертационной работы заключается также в расширении методологического инструментария религиоведческих исследований динамики (истории) религиозных систем. Практическая значимость данной работы связана с внедрением результатов исследования в образовательный процесс в форме учебно-методических материалов и комплексов в системе философского, религиоведческого, культурологического, исторического образования в курсах: «История культуры и религии», «Социология религии», «Философия религии», «Религиозная антропология», «Феноменология религии».
На защиту выносятся следующие положения; 1. В диссертационном исследовании установлено, что философско-религиозные концепты «насилия», «ненасилия» позволяют проследить внутреннюю, ментальную трансформацию протестантской культуры. В связи с этим, нами показано, что предпосылками для смыслогенеза концепта «насилия» являются ментальные установки на неукорененность в бытии и беззащитность перед лицом власти, в то время как условия порождения концепта «ненасилия» основываются на прямо противоположных смыслах и ценностях. Одновременное сосуществование концептов «насилия» и «ненасилия» в английской протестантской культуре характеризует дуалистическое состояние ментальной системы в переходный период и определяет основополагающий тип коммуникации в данной религиозной системе- «субъект-объектный».
2. Определена логика развития проекта модерна, которая в диссертационном исследовании представлена в различении в религиозном концепте «ненасилия» (и деконструкции концепта «насилия») в связи с коммуникативной практикой светской культуры.
3. В диссертационном исследовании подчеркивается сложность социокультурной целостности протестантской культуры, что проявляется в исследуемых нами концептах. В диссертации установлено, что модель развития концептов «насилия» и «ненасилия» английской протестантской культуры в социокультурном пространстве включает в себя интерсубъективный онтологический статус с функцией поддержания стабильности социокультурной целостности, волнообразную эволюционную форму развития, отражающуюся в трансформации объект-объектного (определенный эффективный уровень насилия) типа коммуникации в субъект-объектный (увеличение насилия) и, далее, в субъект-субъектный (ненасильственный) тип коммуникации.
4. Нами выявлены в результате религиоведческого исследования квакерских, пуританских коммуникативных практик особенности трансформационных изменений в английской протестантской культуре, что выразилась в одновременном присутствии ментальных предпосылок как для насилия, так и ненасилия при целевой установке на строительство нерепрессивной культуры и вариативностью семантической диспозиции «свой-другой-чужой» в субъект-объектом типе коммуникации. Показаны основные направления создания репрессивной культуры протестантской культуры переходного типа от пре-модерна к модерну.
5. В диссертационном исследовании установлено, что в пуританских коммуникативных практиках трансформация диспозиции «другой-чужой» в субъект-объектном типе коммуникации связана с воспроизводством насилия, как фактора стабильной репрессивной культуры. В то же самое время мы считаем, что квакерский тип коммуникативной практики потенциально
был нацелен на создание единой не репрессивной культуры Нового Света как целевой.
Личный вклад диссертанта в исследовании проблемы состоит в том, что в диссертационной работе сформулированы ряд идей, связанных с осмыслением процессов эволюции протестантской культуры, с акцентом на выявлении особенностей пуританского и квакерского колониальных религиозных социумов.
Апробация результатов исследования.
Апробация работы нашла отражение в выступлениях на конференциях различных уровней: студенческих конференциях «Ломоносовские чтения» (САФУ, г. Архангельск, 2006, 2008), «Михайловские чтения» (САФУ, г. Архангельск, 2007), «Национальное строительство в поле интеллектуальной истории» (СГУ, г.Ставрополь, 2008); конференциях преподавательского состава АГТУ, секция «История» (2007-2010); всероссийских научных конференциях «Политическое самоопределение России: тенденции и перспективы» (АГТУ, г.Архангельск, 2008. Тема: «Культура и связанные с ней проблемы процесса глобализации России и мирового сообщества») и «Интеллектуально-духовные идеалы современного общества» (МГТУ, Марий-Эл, 2009. Тема: «Кризис самоидентификации интеллигенции: оппозиция «свой/чужой»»); международной научно-практической дистанционной конференции «Современные проблемы гуманитарных и естественных наук» (Москва, 2009. Тема: «Самоидентификация интеллигенции»).
Материалы исследования апробированы в учебном процессе. Соискателем был подготовлен и проведен курс лекций и семинарских занятий по теме «История религиозных сообществ в Северной Америке раннего колониального периода» для студентов 3-4 курсов отделения религиоведения Института социально-гуманитарных и политических наук С(А)ФУ им. М.В. Ломоносова.
Диссертация обсуждена на заседании кафедры культурологи и религиоведения Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова и рекомендована к защите диссертационным советом.
Научные результаты диссертационного исследования изложены в 8 публикациях общим объемом 2.2 п.л., в том числе 3 из них в журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации материалов кандидатских и докторских диссертаций.
Статьи в ведущих рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ:
1. Жигальцова Т.В. Оппозиция «свой-чужой» в квакерском религиозном сообществе раннего колониального периода Северной Америки // Вопросы Культурологии. 2009. №10. С. 25-28. (0.3 п.л.)
2. Жигальцова Т.В. Системный подход к исследованию пуританской культуры Нового Света // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2009. № 5. С. 117-120. (0.2 п.л.)
3. Жигальцова Т.В. Концепт "насилия" в культурно-антропологическом пространстве Нового света // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2011. № 9. С. 83-86. (0.2 п.л.)
Статьи и тезисы в научных журналах и сборниках:
4. Жигальцова Т.В. Проблемы процесса глобализации в контексте культуры // Политическое самоопределение России: тенденции и перспективы. Арх.: АГТУ, 2009. С. 73-75. (0.1 п.л.)
5. Жигальцова Т.В. Жизнеобеспечивающие функции культуры: информационно-семиотический и системный подходы // Поморские Чтения по семиотике культуры. Вып. IV: Геокультурное пространство Европейского севера: генезис, структура, семантика. Арх.: ПГУ, 2009. С. 524-534. (0.8 п.л.)
6. Жигальцова Т.В. Кризис самоидентификации интеллигенции // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: сборник статей
международной научно-практической конференции. М., 2009. С. 161-162. (0.1 п. л.)
7. Жигальцова Т.В. Оппозиция "свой - чужой" в религиозно-этнических сообществах Северной Америки раннего колониального периода // Религиозно-культурное пространство региона: вчера, сегодня, завтра: Михайловские чтения: сборник статей научно-практической конференции. Арх.: КИРА, 2010. С. 143-145. (0.1 п.л.)
8. Жигальцова Т.В. Ценностные основания насильственного типа коммуникации // Поморские Чтения по семиотике культуры. Вып. VI: Геоисторические и геоэтнокультурные образы и символы освоения арктики. Арх.: Соломбальская типография, 2012. С. 403-406. (0.4 п.л.)
Структура работы состоит из введения, трех глав по два парагрофа, заключения и списка использованной литературы, включающего в себя 189 наименований, 38 из которых на английском языке.
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования
концептов «насилия» и «ненасилия» в культуре модерна
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Ненасилие в культуре современного российского общества2008 год, кандидат философских наук Вшивцева, Людмила Николаевна
Насилие в контексте современной культуры2000 год, доктор философских наук Кугай, Александр Иванович
Ненасилие как идеал и принцип человеческого бытия: социально-философский анализ2014 год, кандидат наук Конухова, Анастасия Валерьевна
Культурно-экзистенциальные трансформации религиозного экстремизма2012 год, кандидат наук Римский, Алексей Викторович
Человек в практиках субкультурных революций на рубеже тысячелетий2018 год, кандидат наук Аббасов Расим Гасанович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Жигальцова, Татьяна Валентиновна, 2012 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Американские писатели о литературе [Текст] : хрестоматия. - М.: Художественная литература, 1987. - 286 с.
2. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышление об истоках и распространении национализма [Текст] : пер. с англ. / Б. Андерсон - М.: Канон-Пресс-Ц; Кучково поле, 2001. - 288 с.
3. Антология тендерной теории [Текст] / сост.: Е.И. Гапова, А.Р. Усманова. -Минск.: Пропилеи, 2000. - 384 с.
4. Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы [Текст] / Р.Г. Апресян. - М.: ИФ РАН, 1995. - 353 с.
5. Баева JI.B Ценности изменяющегося мира: экзистенциональная аксиология истории [Текст] / Л.В. Баева - СПб.: АГУ, 2004. - 282 с.
6. Баева Л.В. Ценностные основания индивидуального бытия: опыт экзистенциональной аксиологии [Текст] / Л.В. Баева - М.: Прометей, 2003. -250 с.
7. Батай Ж. История эротизма [Текст] : пер. с фр. / Жан Батай - М.: Логос; ЕвропеиШские издания, 2007. -200 с.
8. Бек У. Космополитическое общество и его враги: пер. с англ. / Ульрих Бек // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. T. VI. - № 1 (21). - С. 24-53.
9. Бодрийар Ж. Общество потребления. Его мифы и структура [Текст] : пер. с фр. / Ж. Бодрийар - М.: Культурная революция; Республика, 2006. - 269 с.
10. Бодрийар Ж. Символический обмен и смерть [Текст] : пер. с фр. / Жан Бодрийар - М.: Добросовет, 2000. - 387 с.
11. Бондаренко C.B. Критика традиции насилия в современной онтологии [Текст] / C.B. Бондаренко [Электронный ресурс] // Вюник М1жнародного дослщницького центру: людина: мова, культура, шзнання: Щокварт. науков. журнал. 2009. Т. 22(3). - Режим доступа: http://se-
boлt.ua/publ/fllosoflja/ontologija/kritika_tradicii_nasilija_v_sovгemennoj_ontologii /2-1-0-5 (дата обращения: 25.01.20012).
12. Брандт Г. А. Философская антропология феминизма. Природа женщины [Текст] / Г.А. Брандт - СПб.: Алетейя, 2006. - 160 с.
13. Брэдфорд У. История поселения в Плимуте [Текст] : пер. англ. / У. Бредфорд // Уинтроп Брэдфорд. Автобиография. Памфлеты/ Б. Франклин. Письма американского фермера/ С.Д. де Кревекер. - М.: Художественная литература, 1987. - 751 с.
14. Булгаков В.Ф. Христианская этика. Систематические очерки мировоззрения J1.H. Толстого [Текст] / В.Ф. Булгаков - М.: Издание издательской комиссии москов. Совета солдат депутатов, 1917. - 237 с.
15. Бурстин Д. Американцы: колониальный опыт [Текст] : пер. с англ. / Даниэль Бурстин - М.: Прогресс-Литера, 1993. - 480 с.
16. Васильев Л.С. Модернизация как историческиий феномен (о генеральных закономерностях эволюции) [Текст] / Л.С. Васильев - М.: Либеральная миссия, 2011. - 185 с.
17. Вебер М. Избранные произведения [Текст] : пер. с нем. / Макс Вебер; сост., общ. ред., послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.
18. Вебер М. История хозяйства. Город [Текст] : пер. с нем. / Макс Вебер; под ред. И. Гревса. - М.: Канон-Пресс-Ц; Кучково поле, 2001. - 576 с.
19. Визгин В.П. В поисках Другого: опыт философской автобиографии / В.П. Визгин // Вопросы философии. 2006. - №9. - С. 156-164.
20. Визгин В.П. Концепты: проект, канун модерна, модерн, кризис модерна [Текст] / В.П. Визгин // Теоретическая культурология. Сер.: Энциклопедия культурологии / под ред. К.Э. Разгалова - М.: Академический проект; РИК, 2005.-С. 84-104.
21. Вининг X. Навстречу святому Духу. Введение в принципы квакерской
веры и практики [Текст] / X. Вининг [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=390 (дата обращения: 30.12.10).
138
22. Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке [Текст] / П.П. Гайденко - М.: Прогресс-Традиция, 2006. - 464 с.
23. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: социология М. Вебера и веберовский ренессанс [Текст] / П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдов -М.: Политиздат, 1991. - 367 с.
24. Гапова Е. Полный Фуко: тело как поле власти [Текст] / Е. Гапова // Неприкосновенный запас. 2011. №2(76). [Электонный ресурс] - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/201 l/2/ga8.html (дата обращения: 30.01.2012).
25. Гараджа В.И. Протестантизм [Текст] / В.И. Гараджа - М,: Политиздат, 1971.-200 с.
26. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории Vorlesungen über die Philosophie der Geschichte [Текст]: пер. с нем. / Георг Вильгельм Фридрих Гегель - СПб.: Наука, Санкт-Петербургская издательская фирма, 2005. - 477 с.
27. Гозман Л. Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология [Текст] / Л.Я. Гозман, Е.Б. Шестопал // Психология господства и подчинения: Хрестоматия / сост. А.Г. Чернявская - Минск: Харвест, 1998. - 560 с.
28. Гришаева Л.И., Цурикова Л.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учебн. пособие. [Текст] / Л.И. Гришаева, Л.В. Цурикова -Воронеж: ВГУ, 2004. - 369 с.
29. Губницына О. Религия и современное общество потребления: введение в проблему [Текст] / О. Губницына // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. 10. Спецвыпуск. 2007. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.jourssa.ru/2007/CB5/Schleifer.pdf (дата обращения: 15.04.2012).
30. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры [Текст] / А.Я. Гуре-вич. - М.: Искусство, 1984. - 350 с.
31. Гусейнов A.A. Понятия насилия и ненасилия [Текст] / A.A. Гусейнов // Вопросы философии. 1994. - № 6. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/vopros/22.html (дата обращения: 15.04.2012).
32. Гусейнов A.A. Этика ненасилия / A.A. Гусейнов // Вопросы философии. 1992.-№3.-С. 72-81.
33. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? [Текст] : пер. с фр. / Ж. Делез, Ф. Гваттари. - М.; СПб.: Ин-т эксперимент, социологии: Алетейя, 1998.-286 с.
34. Деррида Ж. О грамматологии [Текст]: пер. с фр. / Жак Деррида - М.: Ad Marginem, 2000. -511 с.
35. Диспозиция «свой-чужой» в культуре [Текст]: монография / В.В. Варава [и др.]; под ред. A.C. Кравец - Воронеж: ВГУ, 2007. - 258 с.
36. Докучаев И.И. Ценность и экзистенция: основоположения исторической аксиологии культуры [Текст] / И.И. Докучаев. - М.: Наука, 2009. -595 с.
37. Дубенская Ю.Ю., Жидкова Т.В. Система и модель культуры / Ю.Ю. Дубенская, Т.В. Жидкова // Системные исследования культуры. 2008 / под ред. Г.В. Иванченко, B.C. Жидков. - СПб.: Алетейя, 2009. - 604 с.
38. Дуглас М. Чистота и опасность [Текст] : анализ представлений об осквернении и табу: пер. с англ. / М. Дуглас. - М.: Кано-Пресс», 2000. - 288 с.
39. Жеребкина И. "Прочти мое желание"...Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. [Текст] / И. Жеребкина. - М.: Идея-Пресс, 2000. - 256 с.
40. Жигальцова Т.В. Оппозиция «свой-чужой» в квакерском религиозном сообществе раннего колониального периода Северной Америки / Т.В. Жигальцова // Вопросы Культурологии. 2009. - №10. - С. 25-28.
41. Жигальцова Т.В. Системный подход к исследованию пуританской культуры Нового Света / Т.В. Жигальцова // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2009. - № 5. - С. 117-120.
42. Жигальцова T.B. Концепт "насилия" в культурно-антропологическом пространстве Нового света / Т.В. Жигальцова // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2011. - № 9. - С. 83-86.
43. Жигальцова Т.В. Подходы к понятиям «модерн» и «постмодерн» в теории культуры / Т.В. Жигальцова // Философия и культура. 2011. - № 11. - С. 102-113.
44. Жук С.И. Вильям Пенн и основание Пенсильвании / С.И. Жук // Вопросы истории. 2000. - №1. - С. 115-128.
45. Жук С.И. От «внутреннего света» к «новому Ханаану»: квакерское общество «срединных» колоний [Текст] / С.И. Жук. - Днепропетровск: ДДУ, 1995.-200 с.
46. Зарубина H.H. Социология хозяйственной жизни: проблемный анализ в глобальной перспективе [Текст] : [уч. пособие] / H.H. Зарубина - М.: Логос, 2006. - 392 с.
47. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою [Текст] // И.А. Ильин. Собрание сочинений: в 10 т. Том 5. - М.: Русская книга, 1996. - 512 с.
48. Исторический лексикон. XVIIb.: Энциклопедический справочник. [Текст] - М.: Знание, 1998. - 800 с.
49. История этических учений [Текст] / под ред. А.А.Гусейнова. - М.: Гардарики, 2003. - 911 с.
50. Кальвин Ж. Изложение нравственного Закона [Текст] / Жан Кальвин // Кальвин Ж. Наставление в христианской вере: в 2 т.: пер. с фр. / Жан Кальвин. Т.1 : Кн.1, 2. - М.: Изд-во РГГУ, 1997. - 582 с.
51. Кальвин Ж. О предвечном избрании, которым Бог предназначил одних к спасению, а других к осуждению [Текст] / Жан Кальвин // Кальвин Ж. Наставление в христианской вере: в 2 т.: пер. с фр. / Жан Кальвин. Т.2 : Кн.З. -М.: Изд-во РГГУ, 1998.-582 с.
52. Кальвин Ж. О свободе христианина [Текст] / Жан Кальвин // Кальвин Ж. Наставление в христианской вере: в 2 т.: пер. с фр. / Жан Кальвин. Т.2 : Кн.1. - М.: Изд-во РГГУ, 1998.-582 с.
53. Кальвин Жан. Королю Франции [Текст] / Жан Кальвин // Кальвин Ж. Наставление в христианской вере: в 2 т. [Текст] : пер. с фр. / Жан Кальвин. Т.1 : Кн.1. - М.: Изд-во РГГУ, 1997. - 582 с.
54. Кассирер Э. Философия Просвещения [Текст] : пер. с нем. / Эрнст Кассирер - М.: РОССПЭН, 2004. - 399 с.
55. Категории и концепты славянской культуры. Труды Отдела истории культуры [Текст] / под. ред. Л.А. Софронова. - М.: Институт славяноведения РАН. 2007. - 800 с.
56. Кимелев Ю.А. "Субъект" и "субъективность" в современной западной социальной илософии: аучно-аналитический обзор [Текст] / Ю.А. Кимелев -М.: РАН.ИНИОН, 2006. - 96 с.
57. Концепт греха в славянской и еврейской культурной традиции [Текст]: сб. ст. / под ред. О.В. Беловой. - М.: Пробел, 2000. - 232 с.
58. Концепт чуда в славянской и еврейской культурной традиции. [Текст]: сб. ст. / под ред. О.В. Беловой. - М.: Пробел, 2000, 2001. - 366 с.
59. Коренное население Северной Америке в современном мире [Текст] / под ред. В.А. Тишкова - М.: Наука, 1990. - 396.
60. Кревекер де С. Д. Письма американского фермера [Текст] : пер. англ. / С.Д. де Кревекер // С.Д. де Кревекер. Автобиография. Памфлеты/ Б. Франклин. История поселения в Плимуте/ У. Брэдфорд - М.: Художественная литература, 1987.-751 с.
61. Круглова Л.К. Жизнеобеспечивающие функции культуры // Фундаментальные проблемы культурологии: в 4-х тт. Том I: теория культуры / под ред. Д.Л. Спивака. - СПб.: Алетейя, 2008. - С. 330-343.
62. Кузин В.П. Идея ненасилия в религиозно-философских и этических учениях: история и современность / В.П. Кузин //Вестник СевНТУ. Вып. 103: Философия. 2010. - С. 31-39.
63. Лиотар Ж-Р. Состояние постмодерна. [Текст]: пер, с фр. / Жан-Франсуа Лиотар - М.: Ин-т эксперим. социологии. - СПб.: АлетеиПя, 1998. -159 с.
64. Локк Д. Письмо о веротерпимости [Текст] / Д. Локк // Английское свободомыслие: Д. Локк, Д. Толанд, А. Коллиз. - М.: Мысль, 1981. - С. 66-90.
65. Лосский И.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа [Текст] / Н.О. Лосский. - М.: Политиздат, 1991. - 368 с.
66. Лункин Р. Протестантизм и глобализация на просторах Евразии / Р. Лункин // Религия и глобализация на просторах Евразии. - М.: Неостром, 2005. -343 с.
67. Лютер М. Могут ли воины обрести царство небесное [Текст]: пер. с нем. / Мартин Лютер // М. Лютер. Время молчания прошло. Избранные произведения 1520-1526 гг. - Харьков: ОКО, 1994. - С. 181-121.
68. Лютер М. О свободе христианина [Текст] : пер. с нем. / Мартин Лютер // Лютер М. Избранные произведения - СПб.: Санкт-Петербургский Центр христианской литературы и информации, 1997. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.bible-center.ru/article/freedom (дата обращения: 20.04.2012)
69. Мак-Грегор Х.Р. Говорит сам Джордж Фокс: тексты, раскрывающие его личность (многие публикуются впервые) [Текст] : пер. с англ. / Х.Р. Мак-Грегор, под ред. Т.А. Павловой. - М.: ИВИ РАН, 2000. - 192 с.
70. МакГрат А. Богословская мысль реформации [Текст] : пер. с англ. / А. МакГрат. - Одесса: Богомыслие, 1994. - 315 с.
71. Маньковская Н.Б. Париж со змеями (Введение в эстетику постмодернизма) [Текст] / Н.Б. Маньковская. - М.: Институт философии РАН, 1994. -347 с.
72. Маркс К. К критике гегелевской философии права [Текст] / Карл Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.1. Изд. 2-е. - М.: Государственное издательство политической литературы, 195 5.-С. 414 - 429.
73. Мелешко Е.Д. Христианская этика Л. Н. Толстого [Текст] / Е.Д. Ме-лешко - М: Наука, 2006. - 309 с.
74. Модернизация: зарубежный опыт и Россия [Текст] : сб. ст. / под ред.
П.Л. Красильщикова. - М.: Инфомарт, 1994. - 115 с.
143
75. Назаретян А.П. Эволюция ненасилия: историческая ретроспектива / А.П. Назаретян // История и математика: Анализ и моделирование социально-исторических процессов. - М.: КомКнига, 2007. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http: // cliodynamics.ru/index.phpoption-com.content/ (дата обращения: 15.04.2012).
76. Назаров В.Н. Введение в теологию [Текст] : уч. пос. / В.Н. Назаров -М.: Гардарики, 2004. - 320 с.
77. Назаров В.Н. История русской этики [Текст] : уч. пос. / В.Н. Назаров. -М.: Гардарики, 2006. - 319 с.
78. Назаров В.Н. Прикладная этика [Текст] : учебник / В.Н. Назаров. - М.: Гардарики, 2005. - 302 с.
79. Ненасилие: философия, этика, политика [Текст] / под ред. А. А. Гусейнова. -М.: Наука, 1993.- 188 с.
80. Неусыхин А.И. «Эмпирическая социология» Макса Вебера и логика исторической науки [Текст] / А.И. Неусыхин // Вебер М. Избранное. Образ общества. - М.: Юрист, 1994. - С. 589-654.
81. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. [Текст]: пер. с нем. / Фридрих Ницше - М.: Культурная революция, 2005. - 880 с.
82. Новая и новейшая история стран Европы и Америки [Текст]: в 3 ч. Часть 1 / под ред. М.В., Пономарева, С.Ю. Смирнова. - М.: Владос, 2000. -288 с.
83. Опыт ненасилия в XX столетии: социально-этические очерки [Текст] / под ред. Р. Г. Апресяна. - М.: Аслан, 1996. - 288 с.
84. От Бытия к Исходу. Отражение библейских сюжетов в славянской и еврейской народной культур. [Текст]: сб. ст. / под ред. В .Я. Петрухина. -М.: ГЕОС. 1998.-290 с.
85. Паниотова Т.С. Функции утопии в культуре / Т.С. Паниотова //
Фундаментальные проблемы культурологии: в 4-х тт. Том I: теория культуры /
под ред. Д.Л. Спивака. - СПб.: Алетейя, 2008. - С. 357-368.
144
86. Паррингтон В.JI. Основные течения американской мысли: система взглядов колониального периода (1620-1800г.) [Текст] : пер. с анг. / В.Л. Паррингтон T.I - М.: Издательство иностранной литературы, 1962. - 410 с.
87. Пелипенко A.A., Яковенко И.Г. Культура как система [Текст] / A.A. Пелипенко, И.Г. Яковенко. - М.: Языки русской культуры, 1998. - 376 с.
88. Пени В. Плоды уединения, основанные на разсуждениях и правилах о перемене человеческой жизни [Текст] : перевод с английского на немецкий, а с онаго на российский / Вильям Пени. - М.: Компания Типографическая, 1790. -164 с.
89. Перкинс У. Искусство пророчества [Текст] / У. Перкинс. - М., 2002. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.reformed.org.Ua/2/457/Perkins (дата обращения: 14.03.2010).
90. Побережников И.В. Модернизация: теоретические и методологические проблемы / И.В. Побережников // Экономическая история. Обозрение. Вып. 7. М.: МГУ, 2001.-С. 142-168.
91. Покровский Н.Е. Ранняя американская философия Пуританизм. [Текст] : учебн. пособие / E.H. Покровский. - М.: Высшая школа, 1989. - 246 с.
92. Психология господства и подчинения [Текст] : Хрестоматия / сост. А.Г. Чернявская. - Минск: Харвест, 1998. - 560 с.
93. Ревуненкова Н.В. Вступительная статья [Текст] / Н.В. Ревуненкова // Кальвин Ж. О христианской жизни : пер. с фр. / под ред. А.Д. Бакулова. - М.: Протестант, 1995. - С. 2-6.
94. Рене Ж. Насилие и религия: причина или следствие? [Текст] : пер. с фр. / Жирар Рене // Логос. - 2008. - №4(67). - С. 129-139.
95. Рене Ж. Насилие и священное [Текст] : пер. с фр. / Жирар Рене - М.: Новое литературное обозрение, 2000. - 400 с.
96. Рукопись «Все вы, кто называет себя церквами». Item. 119. Е, Part 2.
Переплетено с Ежегодным Каталогом // Мак-Грегор Х.Р. Говорит сам Джордж
Фокс: тексты, раскрывающие его личность (многие публикуются впервые) :
145
пер. с англ. / Х.Р. Мак-Грегор, под ред. Т.А. Павловой. - М.: ИВИ РАН, 2000. -192 с.
97. Рукопись «Древний Каин был беглецом и бродягой». Item. 123. Е. Переплетена с Ежегодным Каталогом // Мак-Грегор Х.Р. Говорит сам Джордж Фокс: тексты, раскрывающие его личность (многие публикуются впервые) : пер. с англ. / Х.Р. Мак-Грегор, под ред. Т.А. Павловой. - М.: ИВИ РАН, 2000. -192 с.
98. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: в 2-х т. Т. 2. [Текст] / Жан-Жак Руссо. - М.: Педагогика, 1981. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.marsexx.ru/tolstoy/russo-raznoe.html (дата обращения: 15.04.2012).
99. Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации. [Текст] : уч. пособие / А.П. Садохин - М.: Юнити-Дана, 2004. - 271 с.
100. Cea JI. Философия американской истории: судьбы Латинской Америки [Текст] : пер. с исп. / Леопольдо Cea. - M.: Прогресс, 1984. - 352 с.
101. Семлен Ж. Выход из насилия. Способность человека противостоять насилию [Текст] : пер. с фр. / Ж.Семлен // Глобальные и общечеловеческие ценности. М., 1990. - С. 76-95. [Электронный ресурс] - Режим доступа http://sbiblio.com/biblio/archive/semlen_vyhod/ (дата обращения: 10.04.2012).
102. Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцентризма [Текст] / К.А. Сергеев. - СПб.: Наука, 2007. - 594 с.
103. Слезкин Л.Ю. У истоков американской истории: Виргиния, Новый Плимут (1606-1643) [Текст] / Л.Ю. Слезкин. - М.: Наука, 1978. - 335 с.
104. Сокал А., Брикмон Ж. Интеллектуальные уловки: критика современной философии постмодерна [Текст] : пер. с анг. / Ален Сокал, Жан Брикмон -М.: Дом интеллектуальной книги, 2002. - 248 с.
105. Соколов К.Б. Национальная идентичность в контексте системного подхода / К.Б. Соколов // Системные исследования культуры. СПб., 2009. - С. 76-109.
106. Соколовский C.B. Категория «коренные народы» в российской
политике, законодательстве, науке [Текст] / C.B. Соколовский [Электронный
146
ресурс] - Режим доступа: http: www.prof.msu.ru/publ/book3/sok.htm (дата обращения: 1.10.2010).
107. Соловьев B.C. Собрание сочинений: в 10 томах. Т.10 (1897-1900) [Текст] / B.C. Соловьев. - СПб.: Просвещение, 1914. - 587 с.
108. Соловьева А.Н. Этничность и культура: проблемы дискурс-анализа [Текст] / А.Н. Соловьева. - Арх.: Кира, 2009. -231 с.
109. Сорокин П. Социальная и культурная динамика: исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений [Текст]: пер. с англ. / Питирим Сорокин. - СПб.: Изд-во Рус. христиан. гуманитар, ин-та, 2000. - 1054 с.
110. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования [Текст] / Ю.С. Степанов. - М.: Языки русской культуры, 1997. -824 с.
111. Степанов Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации» [Текст] / Ю.С. Степанов. - М.: Языки словянских культур, 2007. - 602 с.
112. Степанов Ю.С., Проскурин С.Г. Константы мировой культуры. Алфавиты и алфавитные тексты в периоды двоеверия» [Текст] / Ю.С. Степанов, С.Г. Проскурин. - М.: Наука, 1993. - 158 с.
113. Степанова Е.А. Теория секуляризации в «проекте модерна»: возможности и границы / Е.А. Степанова // Научный Ежегодник Института философии и права Уральского отделения РАН. Вып.9. 2009. - С. 54-73.
114. Стеценко Е.А. Концепты хаоса и порядка в литературе США: от дихотомической к синергетической картине мира [Текст] / Е.А. Стеценко. -М.: ИМЛИ РАН, 2009. - 264 с.
115. Судаков А.К. Кант: власть, мораль и насилие / А.К. Судаков // Социальная философия и философская антропология: Труды и исследования. -М.: ИФРАН, 1995. - С. 43-102.
116. Теоретическая культурология. Сер.: Энциклопедия культурологии / под ред. К.Э. Разгалова - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга; Рик, 2005. - 624 с.
117. Теория культуры [Текст] : уч. пос. / под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большаковой. - СПб.: Питер, 2008. - 592 с.
118. Тишков В.А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии [Текст] / В.А. Тишков. - М.: Наука, 2003. - 544 с.
119. Тишков В.А. Теория и практика насилия // Антропология насилия / под ред. В.В. Бочарова, В.А. Тишкова. - СПб.: Наука, 2001. - с. 7-38.
120. Тлостанова М.В. Насилие/исключение/по давление как модель отношения к «иному» в российском культурном воображении [Текст] / М.В. Тлостанова [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: www.librory.cjes.ru/oniine/5598cid=6643 (дата обращения: 14.08.2009).
121. Тлостанова М.В. От феминизма третьего мира к деколонизации тендерной философии / М.В. Тлостанова // Вестник ТГЭУ. 2009. - №1. - С. 105120.
122. Тлостнова М.В. Проблема мультикультурализма в литературе США конца XX века [Текст] / М.В. Тлостанова. - М.: Наследие, 2000. - 400 с.
123. Тойнби А. Постижение истории. [Текст]: пер. с англ. / Арнольд Джозеф ТоиПнби. - М.: Прогресс, 1991. -736 с.
124. Токвиль А. Демократия в Америке [Текст]: пер. с англ. / А. Токвиль. -М.: Весь мир, 2000. - 560 с.
125. Толстой J1. Н. Полное собрание сочинений [Электронный ресурс]. Том 37. Произведения 1906-1910 гг. / JI.H. Толстой, ред. B.C. Мишин. - М.: РГБ (из фондов РГБ), 2006. - 495 с.
126. Толстой. JI. Н. Полное собрание сочинений [Электронный ресурс]. Том 28. Царство Божие внутри вас 1890-1893. / JI.H. Толстой, ред. Н.В. Горбачев. - М.: РГБ (из фондов РГБ), 2006. - 398 с.
127. Федорова М.М. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX века [Текст] / М.М. Федорова. - М.: Институт философии РАН, 1997. - 186 с.
128. Фишман О.М. Жизнь по вере: тихвинские карелы - старообрядцы
[Текст] / О.М. Фишман. - М.: Индриг, 2003. - 408 с.
148
129. Флиер А .Я. Культура как репрессия / А.Я. Флиер // Фундаментальные проблемы культурологии: в 4-х тт. Т.1 : теория культуры / под ред. Л.Д. Спи-вака - СПб.: Алетейя, 2008. - С. 242-250.
130. Фокс Д. К Друзьям, относительно откровений. Послание № 152, 1657 // Мак-Грегор Х.Р. Говорит сам Джордж Фокс: тексты, раскрывающие его личность (многие публикуются впервые) : пер. с англ. / Х.Р. Мак-Грегор, под ред. Т.А. Павловой. - М.: ИВИ РАН, 2000. - 192 с.
131. Фокс Д. Образ совершенства // Мак-Грегор Х.Р. Говорит сам Джордж Фокс: тексты, раскрывающие его личность (многие публикуются впервые) : пер. с англ. / Х.Р. Мак-Грегор, под ред. Т.А. Павловой. - М.: ИВИ РАН, 2000. -192 с.
132. Фокс Д. Те, кто называет себя церквами // Мак-Грегор Х.Р. Говорит сам Джордж Фокс: тексты, раскрывающие его личность (многие публикуются впервые) : пер. с англ. / Х.Р. Мак-Грегор, под ред. Т.А. Павловой. - М.: ИВИ РАН, 2000. - 192 с.
133. Франклин Б. Автобиогафия. Памлеты [Текст] : пер. англ. / Бенджамин Франклин // Б. Франклин. Записки американского фермера/ С.Д, де Кревекер. История поселения в Плимуте/ У. Брэдфорд - М.: Художественная литература, 1987.-751 с.
134. Фрейд 3. «Я» и «Оно»: труды разных лет [Текст]: пер. с нем. / Зигмунд Фрейд. - Тбилиси: Мерани, 1991. Кн. 1.-398 е.; Кн. 2.-428 с.
135. Фуко М. "Нужно защищать общество": курс лекций прочитанный в Коледж де Франс в 1975-1976 учебном году [Текст] : пер. с фр. / Мишель Фуко. - СПб.: Наука, 2005. - 311 с.
136. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет [Текст] : пер. с фр. // Мишель Фуко. - М.: Касталь, 1996. -447 с.
137. Фуко М. Герменевтика субъекта / Мишель Фуко // Социо-Логос. Вып. 1.-М.: Прогресс, 1991. - С. 284-311.
138. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы [Текст]: пер. с фр. / Мишель Фуко. - М.: Admarginem, 1999. - 479 с.
139. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне: пер. с нем. / Ю. Ха-бермас. - М.: Весь мир, 2003. - 414 с.
140. Хесле В. Кризис идентичности [Текст] : пер. с англ. / В. Хесле // Апокалипсис смысла: сб. работ западных философов XX-XXI вв. - М.: Алгоритм, 2007. - 272 с.
141. Хилл К. Английская Библия и революция XVII века [Текст] : пер. с анг. / Кристофер Хилл. - М.: ИВИ РАН, 1998. - 490 с.
142. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ The neurotic personality of our time; Self-analysis [Текст]: пер. с англ. / Карен Хорни.
- Москва: АиПрис-пресс, 2004. - 463 с.
143. Цвейг С. Совесть против насилия: Кастеллио против Кальвина [Текст] : пер. с нем. / С. Цвейг. - М.: Мысль, 1988. - 238 с.
144. Шапинская Е.Н. Образ Другого в текстах культуры: политика репрезентации [Текст] / Е.Н. Шапинская // Знание. Понимание. Умение. 2009.
- №3. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/zpu/contents/2009/3/Shapinskaia/ (дата обращения: 1.04.2012)
145. Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека и культура [Текст] / А.Ю. Шеманов. - М.: Академический проект, 2007. - 479 с.
146. Шкуратов В. Историческая психология [Текст] : уч. пос. / В. Шкуратов. - М., 1997. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Schkur/index.php (дата обращения: 11.02.2012).
147. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировоиП истории: В 2 т. [Текст] : пер. с нем. / коммент.: Ю.П. Бубенков, А.П. Дубанов. - Мн.: ООО «Поппури», 1998 - 1999. - Т.1. Образ и действительность. - 1998. - 674 е.; Т.2. Всемирно-исторические перспективы. - 1999. - 718 с.
148. Шредер X. Глобализация, (де)цивилизация и мораль / X. Шредер //
Журнал Социологии и социальной антропологии. T.I. 1998. - №2 [Электрон-
150
ный ресурс] - Режим доступа: http://www.jourssa.ni/l998/2/6schrad.html (дата обращения: 05.03. 2012)
149. Штихве Р. Амбивалентность, индифферентность и социология чужого / Р. Штихве // Журнал социологии и социальной антропологии. T.I. 1998. - №1. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.jourssa.ni/1998/l/a5.html (дата обращения: 05.03. 2012)
150. Эпштейн М. Знак пробела. О будущем гуманитарных наук [Текст] / М. Эпштейн. - М.: НЛО, 2004. - 864 с.
151. Яковенко И.Г. Россия и Репрессия: репрессивная компонента отечественной культуры [Текст] / И.Г. Яковенко. - М.: Новый хронограф, 2011.-336 с.
152. Alison Dundes Renteln. Relativism and the Search for Human Rights // American Antropologist. Vol.90. No.l (Mar., 1988). -P. 56-72.
153. Bradford William. Of Plymouth Plantation: 1620-1647 / ed. Samuel E. Morison. New York, 1963.-441 p.
154. Broek Michael. Hobbes and Locke: Puritans, Pilgrims, and the Conflicted American Mythos // 49th Parallel: An Interdisciplinary Journal of North American Studies. №16. 2005. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.49thparallel.bham.ac.uk/back/issuel 6/broek.htm (дата обращения: 5.07.2011).
155. By William Penn, George Fox's dear Friend, Brother in Christ, and admirer [Текст] / G. Fox. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.hallvworthington.com/wjournal/journalintro.html (дата обращения: 30.12.10).
156. Charter for the Province of Pennsylvania, 1681 [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.yale.edu/lawweb/avalon/states/pa01.html (дата обращения: 7.11.2006).
157. Charter of Privileges Granted by William Penn, esq. to the Inhabitants of
Pennsylvania and Territories, October 28, 1701 [Электронный ресурс] - Режим
151
доступа: http://www.yale.edu/lawweb/avalon/states/pa01.html (дата обращения: 7.11.2006).
158. Concessions to the Province of Pennsylvania, July 11, 1681 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.yale.edu/lawweb/avalon/states/pa01.html (дата обращения: 7.11.2006).
159. Duncan Н. Secular Humanism: The most dangerous religion in America. -Lubbock, Texas: Missionary Crusader, 1979. - 81 p.
160. Foks G. Two years in America (1671-1973) / G. Fox // Fox G. Autobiography of Gearge Fox [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ccel.org/ccel/fox_g/autobio.xxiii.html (дата обращения: 10.02.2012).
161. Frame of Government of Pennsylvania, 1696 [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.yale.edu/lawweb/avalon/states/pa01.html (дата обращения: 7.11.2006).
162. Frame of Government of Pennsylvania, May 5, 1683 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.yale.edu/lawweb/avalon/states/pa01.html (дата обращения: 7.11.2006).
163. Hankins J. Religion and the modernity of renaissance humanism / J. Han-kins // Interpretations of Renaissance humanism / edited by Angelo Mazzocco. Brill-Leiden-Boston, 2006. - P. 137-153.
164. Holy Bible. New King James Version. Tomas Nelson Publishers, Nashville. 1980. - 1204 c.
165. Instructions for the Virginia Colony, 1606 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.fordham.edu/halsall/mod/modsbook07.html (дата обращения: 10.03.2007).
166. Kaeuper R.W. Chivalry and violence in Medieval Europe. - UK.: Oxford University Press, 1999. - 338 p.
167. Lugones M. Pilgrimages/Peregrinajes: Theorizing Coalition Against Multiple Oppressions (Ftminist Constructions). - Lanham, Boulder, New York. - Oxford: Rowman and Littlefield Publishers Inc., 2003. - P. 77-100.
168. Mayflower Compact, 1620 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.fordham.edu/halsall/mod/modsbook07.html (дата обращения: 10.10.2006).
169. Moore H.L. Understanding sex and gender // Companion Encyclopedia of Anthropology: Humanity, Culture and Social Life / Edited by Tim Ingold. - London and New York.: Routledge, 1994. - 227 p.
170. Morton T. On Puritan Intolerance, 1632 // The Annals of America. Volume I: 1493-1754 Discovering a New World / ed. Mortimer J. Adler. - Chicago, Illinois.: Encyclopedia Britannica. 1976.-P. 125-129.
171. Nash G. B. Red, White and Black. The people of Early America. - Los Angeles, 1982. p. 300.
172. Navigation act, 1650-1698 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.fordham.edu/halsall/mod/modsbook07.html (дата обращения: 10.10.2006).
173. Penn's Charter of Libertie, April 25, 1682 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.yale.edu/lawweb/avalon/states/pa01.html (дата обращения: 7.11.2006).
174. Rebok M.G. Civilization and Caltural Identity in Postmodernity. Kluwer, 1998. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: www.philosophy.ru/lib/fortext (дата обращения: 1.12.2009).
175. Schleifer Ronald. Energies of desires and intangible goodwill: consumerism and modernism in early twentieth-century American fiction // Журнал Социологии и социальной антропологии. Т. 10. Спецвыпуск. 2007. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.jourssa.ru/2007/CB5/Schleifer.pdf (дата обращения: 15.04.2012).
176. Sources of the Western Tradition: From the Renaissance to the Present / ed. Marvin Perry, Joseph R. Peden and Theodore H. Von Laue, eds., Vol. II: 3rd ed. -Boston.: Houghton Mifflin Co., 1995.-471 p.
177. The Charter of Massachusetts Bay, 1629 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.fordham.edu/halsall/mod/modsbook07.html (дата обращения: 10.03.2007).
178. The Charter of New England, 1620. [Электронный ресурс] - Режим доступа: //http://www.fordham.edu/halsall/mod/modsbook07.html (дата обращения: 10.10.2006).
179. The First Virginia Charter April 10, 1606 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.fordham.edu/halsall/mod/modsbook07 .html (дата обращения: 10.03.2007).
180. The Maryland Toleration Act, 1649 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.fordham.edu/halsall/mod/modsbook07.html (дата обращения: 10.03.2007).
181. The Oxford English-Russian Dictionary / ed. D.S. Falla. - Oxford: Clare-don Press, 1992.- 1053 p.
182. Tlostanova M.V., Mignolo W.D. Global Coloniality and Decolonial Option // Epistemologies of Transformation: The Latin American Decolonial Option and its Ramifications. Roskilde University, 2009. - P. 130-147.
183. Wetherill C. History of the religious society of friends called by some the free Quakers, in the city of Philadelphia [Текст] / С. Wetherill. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.qhpress.org/quakerpages/qwhp/freequakertoc.htm (дата обращения: 10.01.11).
184. William Penn. Primitive Christianity Revived [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.strecorsoc.org/penn/pcr_intr.html (дата обращения: 30.12.10).
185. William Penn. Some Fruits of Solitude In Reflections And Maxims, 1682 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.fordham.edu/halsall/mod/modsbook07.html (дата обращения: 10.10.2006).
186. William Penn's advice to his children [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.qhpress.org/quakeфages/qwhp/advicel.htm (дата обращения: 10.01.11).
187. Winthrop J. A Modell of Christian Charity, 1630 [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.fordham.edu/halsall/mod/modsbook07.html (дата обращения: 10.10.2006).
188. Winthrop J. Mounting Conflict with Native Americans, 1634 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.fordham.edu/halsall/mod/modsbook07.html (дата обращения: 10.10.2006).
189. Winthrop J. The Exclusion of Heretics // The Annals of America. Volume I: 1493-1754 Discovering a New World. / ed. Mortimer J. Adler. - Chicago, Illinois.: Encyclopedia Britannica. 1976.-P. 154-156.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.