Философско-религиозные и мистические концепции точки как понятия, соотносимого со сферой трансцендентного тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Перекрестова Анастасия Валерьевна

  • Перекрестова Анастасия Валерьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2024, ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 217
Перекрестова Анастасия Валерьевна. Философско-религиозные и мистические концепции точки как понятия, соотносимого со сферой трансцендентного: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет». 2024. 217 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Перекрестова Анастасия Валерьевна

Введение

Глава 1. Становление понятия точки как предмета философской рефлексии

1.1. Формирование концептуальных основ понятия точки в античной философии

1.2. Оформление отрицательных коннотаций точки в сочинениях Аристотеля и Евклида

1.3. Развитие философско-мистических трактовок точки в средневековой традиции

Глава 2. Понятие точки в философско-религиозных концепциях

2.1. Точка как метафизическое первоначало и символ Бога в философии Н. Кузанского

2.2. «Метафизические точки» Г.В. Лейбница как проявления божественной первомонады

2.3. «Точка Омега» П. Тейяра де Шардена как научно-религиозная модель

единения Творца и творения

Глава 3. Точка как символ и метафизическая категория

3.1. Антиномичность точки как фундаментального символа, объединяющего

религию и науку

3.2. Точка как графический символ запредельного в изобразительном искусстве

3.3. Точка как метафизическая категория, соотносимая с идеей Бога и трансцендентности

Заключение

Список источников и использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философско-религиозные и мистические концепции точки как понятия, соотносимого со сферой трансцендентного»

Введение

В современном мире совмещение эпистемологических парадигм и расширение границ познания создает особый контекст, в котором привычные и знакомые вещи и явления начинают раскрываться с совершенно неожиданных сторон. Для человеческого общества философское и религиозное осмысление всегда являлось не только начальным пунктом размышлений о самых фундаментальных вопросах, таких как истоки и первопричины мироздания, существование Бога и потусторонней реальности, но и помогало сформировать метакультурный субстрат, который генерировал интеллектуальные и духовные достижения цивилизации. Сегодня, когда знание становится синкретичным, а междисциплинарность выступает ключевой характеристикой стратегий исследования, философия формирует еще более прочные связи с религиозным мировосприятием, научными достижениями, лингвистическими изысканиями и т.д. И крайне значимым в этом ракурсе оказывается поиск путей взаимодействия науки со сферами, в чью компетенцию входят вопросы, выходящие за пределы рационального объяснения, а иногда и понимания, - с религией и метафизикой, которые всегда были сопряжены друг с другом. Ведь с древних времен метафизика аттестуется как «мудрость, основанная на единстве онтологии и теологии»1. В этом плане исследование основополагающих для науки категорий, к коим относится и точка, не только как формализованных объектов, но как понятий, предваряющих собой идеи метафизического и духовного порядка, способно внести вклад в методологию мышления для оформления новых мировоззренческих моделей, которые будут участвовать в процессе структурирования картины мира и обретения подлинных экзистенциальных смыслов. Именно поэтому рассмотрение точки как понятия, в котором синергия религии, науки и философии достигает высших степеней, представляется невероятно перспективным и продуктивным процессом для развития всех задействованных предметных областей.

Рассмотрение точки с позиций религии или мистики является сложной и многокомпонентной задачей, и реализовать ее невозможно, не дав предварительной экспозиции вех развития важнейших значений и характеристик понятия в исторической перспективе, позволяющей проследить его возникновение и эволюцию. Поэтому необходимой интродукцией к анализу философско-религиозного содержания точки выступает выявление первичных идей и прообразов, повлиявших на формирование данной категории. В модификациях трактовок понятий четко фиксируются изменения, которые происходят в интеллектуальной атмосфере каждой эпохи. С этими изменениями коррелируют поиски новых мировоззренческих идей, вырабатываемых в философии, религии и науке.

Представляя собой универсальное понятие, точка не могла не оказаться в орбите философских и религиозных интерпретаций, позволивших раскрыть ее смысловую глубину и концептуальность. Особое место среди подобных толкований занимают мистические и богословские трактовки, выявляющие, пожалуй, самую поразительную и необычную особенность данного понятия -первозданную, нерасторжимую связь со сферой трансцендентного. В этом ракурсе многогранное и амбивалентное понятие точки оказывается многообещающей темой исследования, поскольку как объект философско-религиозного осмысления и категория метафизики, фундирующая идею трансцендентности, точка раскрывает обширное пространство смыслов и отвечает неискоренимой потребности разума искать Абсолют, каким бы он ни был.

Тематическая сфера работы относится к разряду многоплановых, обладающих огромным концептуальным и герменевтическим потенциалом, поскольку уже само содержание многозначного слова «точка» расшифровывается по-разному, в зависимости от того, в рамках какой предметной области производится его анализ. В связи с этим рассмотрение точки в диссертационном исследовании по необходимости затрагивает целый спектр научно-теоретических областей, но магистральное направление работы подразумевает обращение к духовной сфере бытия и понятиям, часто не поддающимся формализации. Главный

акцент сделан на философско-религиозных и мистических коннотациях анализируемого понятия, которые наиболее ярко проявляют себя в сочинениях мыслителей, чьей мировоззренческой доминантой было признание величия, непостижимости и запредельности Бога.

Актуальность темы исследования. В последние десятилетия в связи с масштабными изменениями общества, вступившего в стадию постсекулярного развития, построение многоаспектной картины мира, в которой найдется место и для религиозной рефлексии, и для эстетических ориентиров, приобретает особую важность. Значимость междисциплинарных исследований обусловлена тем обстоятельством, что современное мировосприятие по преимуществу воплощает в себе идеалы открытой рациональности, оно коррелирует с мировоззренческими идеями и ценностями многих культурных традиций, а это означает, что подпитывается оно не только наукой, но и религиозными исканиями, мистическими трактовками, тенденциями в искусстве и другими явлениями духовной жизни. В этом свете представляется весьма продуктивным использовать опыт рассмотрения таких универсальных абстрактных понятий, как точка, в русле осмысления их через призму метафизических и теологических смыслов, выявляя, каким образом они соотносятся с основополагающей для человека идеей Бога. Сегодня не только религия, но и наука становится ближе к области трансцендентного, а значит, у них появляется больше точек соприкосновения и возможностей для диалога и сотрудничества. При этом, не подлежит сомнению тот факт, что оптимальной платформой для взаимодействия и коллаборации религиозного и научного мировоззрения является философия. Стоит учитывать, что в культурном пространстве не так легко найти абстрактный объект, имеющий графическое обозначение, который заслужил пристальное внимание и деятелей науки, и представителей философско-религиозной мысли. И таким уникальным понятием выступает точка, чья математическая сущность неразрывно связана с метафизической ипостасью, что проявилось уже в античности. Ввиду того, что истоки оформления идеи точечности находятся в Древней Греции, ставшей колыбелью всей западной цивилизации, так важно проследить развитие и

эволюцию исходного понятия в диахроническом аспекте. То мощное философско-религиозное содержание, которым наполнила точку средневековая культура, безусловно, было обусловлено тотальным распространением христианства, однако оно могло бы и не актуализироваться, если бы античные мыслители не создали для этого все условия, заложив базис для метафизических трактовок.

Сегодня тематизация точки как философско-религиозного понятия, отсылающего к сфере трансцендентного, обретает особую актуальность, т.к. междисциплинарность рассматриваемой категории открывает возможности для нестандартных трактовок привычных объектов и явлений, которым релевантна идея точки. Кроме того, такой подход позволяет глубже осмыслить и прояснить те атрибуты, которые люди приписывают Богу, что во все времена было одной из первостепенных экзистенциальных потребностей человека. Анализ абстрактных понятий, символов и знаков имеет существенное значение при изучении культурных традиций и религиозных канонов, помогает создать целостную картину интеллектуальной атмосферы эпохи, вычленив ключевые векторы духовных устремлений человека.

Понятие точки связано с такими фундаментальными философскими категориями, как начало и конец, предел, сущее и ничто. Исследование точки в философско-религиозном аспекте позволит обогатить сопряженные с ним категории свежими, неординарными интерпретациями, а возможно, и выявить новые нюансы семантики. Поиск альтернативных толкований и дополнительных смысловых коннотаций привычных понятий, которые характеризуются интегративностью и синкретизмом, особенно важен в современных научных изысканиях, т.к. позволяет создать новые эпистемологические модели, расширить сферу междисциплинарной проблематики, продемонстрировать, сколь плодотворным может быть взаимодействие философии, религии и науки.

Теоретическая актуальность предлагаемой работы объясняется также активно реализующимися процессами усложнения понятийно-категориального аппарата как религиозных, так и нерелигиозных дискурсов, что детерминировано стремлением обрести максимально объективное и детализированное видение

окружающей действительности. На наш взгляд, выявление и анализ концептуального, теологического и онтологического потенциала понятия точки позволяет обозначить новые перспективы религиозной философии в XXI веке и поможет наметить свежие эвристические и исследовательские стратегии в сфере междисциплинарного осмысления трансцендентного.

Степень научной разработанности темы. Основная сложность исследования состоит в том, что накопленный западной философской мыслью материал довольно разрознен и без специального структурирования не дает целостного, последовательного представления о понятии точки во всей его многоаспектности. Данная проблема может быть решена при помощи теоретического обобщения и интерпретации существующих взглядов в контексте заявленной темы с ориентацией на осмысление в ракурсе философского-религиозного мировосприятия и соотнесения с категориальным аппаратом метафизики. Для изучения вопроса был привлечен ряд первоисточников, рассмотрено использование понятия точки в сочинениях таких философов, богословов, математиков и деятелей культуры и науки, как Платон, Аристотель, Евклид, Северин Боэций, М. Экхарт, Д. Алигьери, Ж. Буридан, Дж. Бруно, Н.Кузанский, Г. В. Лейбниц, П. Тейяр де Шарден, П. Флоренский, Р. Генон, В.В. Кандинский, А.А. Фридман. При этом, центральными для исследования являются тексты трех выдающихся мыслителей - Н. Кузанского, Г. В. Лейбница, П. Тейяра де Шардена, которые при построении своих философских систем конституировали точку как онтологическую категорию, соотносимую с божественным. Двое из этих фигур (Кузанский и Тейяр де Шарден) были действующими христианскими священнослужителями, что оказало непосредственное воздействие на характер их интерпретаций, а Лейбниц, хотя и являлся светским лицом, известен как глубоко верующий человек, чьи произведения и письма не просто проникнуты религиозным духом, но иногда полностью сводятся к теологическим вопросам -достаточно вспомнить его знаменитые «Опыты теодицеи о благости Божией» или «Рассуждения о метафизике», посвященные обсуждению совершенства Творца и его связей с миром.

Что касается аналогичных исследований по заявленной проблематике, то среди русскоязычных и англоязычных источников не найдено ни одной современной монографической работы, непосредственно посвященной целостному и системному рассмотрению понятия точки в контексте философско-религиозной мысли как онтологической категории, понятия метафизики или универсалии культуры. Отечественный опыт предметного изучения данного понятия сводится к небольшому количеству отдельных статей (П.А. Флоренский, А.В. Ахутин, В.В. Бибихин, С.А. Чернов, Н.А. Суллаева), освещающих те или иные аспекты вопроса. Статьи носят преимущественно историко-философскую направленность и соприкасаются со сферами логики, антиковедения, философии науки и истории естественнонаучного знания. Только статья П.А. Флоренского, который тоже являлся священником, затрагивает важные для нашей темы смыслы, поэтому ей посвящен отдельный параграф. На сегодняшний день пока отсутствуют обобщающие, интегративные работы, связанные с изучением становления и развития понятия точки не только в пространстве философско-религиозных интерпретаций, но и как математической категории, но они наверняка появятся в будущем, поскольку для этого имеется обширный материал. Однако приоритетное значение для темы исследования имеет другой вид научной литературы, относящийся к фундаментальным трудам по истории науки. В анализе развития и функционирования понятия точки как математической категории огромная роль отведена монографиям и статьям П.П. Гайденко, В.П. Зубова, А.Ф. Лосева, А.О. Маковельского, С.Я. Лурье, И.Г. Башмаковой, Д.Д. Мордухай-Болтовского, И.Б. Погребысского, П.Таннери, Г.И. Наан и др. Особое место в ряду этих авторов отведено В.П.Зубову с его монументальным трудом «Развитие атомистических представлений до начала XIX века», в котором ученый при анализе атомизма разных эпох затрагивает и отдельные детали формирования сопряженных понятий - математически неделимых, бесконечно малых и т.д. Предметно обращается он и к категории точки в ракурсе разбора диспутов между реалистами и номиналистами, развернувшими активную деятельность по прояснению научных понятий в XIV веке.

Первостепенно значимыми для темы исследования являются работы, рассматривающие специфику идеи трансцендентного и ее модификаций в религии, философии и культуре в целом. Среди них особого внимания заслуживают монографии И.М. Лаврухиной и С.Н. Жарова, осуществивших комплексный анализ данной категории. Кроме того, весомый вклад в эту тему внесли такие великие мыслители, как И. Кант, К. Ясперс, М. Хайдеггер, а также современные исследователи П.П. Гайденко, Г.Г. Майоров, П.А.Сапронов и др. Прояснению категории трансцендентного в русской религиозной философии, для которой она является одной из доминант, способствовали С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, В.С. Соловьев, Н.О. Лосский. Тематизация трансцендентного в духовном опыте западной культуры в исторической перспективе выразительно представлена в работах Э. Жильсона, П. Тиллиха, М. Элиаде, Е.А. Торчинова, С.С. Аверинцева, А.Ф.Лосева, А.Л. Доброхотова, В.В. Соколова, Р.В. Светлова, М.Ю. Реутина, Т.Ю. Бородай, А.Ф. Замалеева, С.С. Хоружего, М.Л. Хорькова и др.

В прояснении отдельных аспектов проблематики нашего исследования существенную роль сыграли труды представителей Ростовской философско-религиоведческой школы. Среди них наиболее значимыми оказались работы С.Н. Астапова, Н.С. Капустина, Т.П. Матяш, Е.Е. Несмеянова, В.Г.Тахтамышева.

В контексте рассмотрения общих аспектов античной и средневековой философии, а также отдельных уровней философских систем Н. Кузанского, Г.В. Лейбница и П. Тейяра де Шардена ключевыми выступают работы З.А. Тажуризиной, П.П. Гайденко, В.В. Бибихина, А.А. Ахутина, А.Ф. Лосева, Г.Г.Майорова, В.В. Соколова, В.Ф. Асмуса, А.Х. Горфункеля, Б.Г. Кузнецова, И.С. Нарского, К.А. Сергеева, Н.Н. Сретенского, Е.М. Бабосова, С.Г.Семеновой, Е. Струговщикова, С.Л. Франка, Э. Кассирера, К. Ясперса, Ф.Ч. Коплстона, Ф.Типлера и др.

При обращении к творчеству В.В. Кандинского крайне ценными оказались работы Б.М. Соколова, Д.В. Сарабьянова, Н.Б. Автономовой, В.В.Бычкова, Н.В. Масалина, А.С. Мигунова, Б.М. Галеева, Б.З. Фаликова, Дж.Э. Боулта и др.

Весьма существенными для диссертационного исследования в аспекте осмысления точки в измерении современной науки стали работы корифеев и классиков физики в области элементарных частиц, квантовой теории и космологии, а также труды современных ученых: В. Гейзенберга, А.Эйнштейна, Н. Бора, И.Р. Пригожина, Я.Б. Зельдовича, И.Д. Новикова, Б.Грина, М. Каку, А.В. Виленкина, Л. Краусса, В.П. Бранского, И.А.Акчурина, А.Ю. Севальникова, Е.А. Мамчур, Л.А. Минасян и т.д. Данный корпус литературы способен открыть интересные аспекты интерпретаций точки при установлении связей между наукой и религией в сфере прояснения понятия трансцендентного.

Следует отметить, что междисциплинарный характер темы исследования позволяет обнаружить ценную для данной проблематики информацию в источниках, не относящихся к философской, теологической или научной литературе, но релевантных рассматриваемым вопросам по содержанию, т.е. произведениях, в которых анализируемое понятие выступает феноменом духовной реальности. Сюда можно отнести «Божественную комедию» Данте Алигьери, углубившую религиозно-мистический смысл точки, или, например, картину российско-испанского художника Франсиско Инфанте-Арана «Точка в своем пространстве. Образ метафизического измерения».

Исследование понятия точки происходит как в русле более рационализированной философско-религиозной традиции, ярким представителем которой можно считать Н. Кузанского, так и в ракурсе мистического нарратива, тяготеющего к сверхчувственному созерцанию. Мистику можно определить как «стремление постигнуть сверхъестественное, трансцендентное, божественное путем ухода от чувственного мира и погружения в глубину собственного бытия» \ - в этом смысле «собственное бытие» оказывается не только интериоризованным опытом сознания, но и проявляется в различных творческих формах, таких, например, как картины или музыка. В этом свете контекст мистических толкований точки включает и представителя спекулятивной мистики М. Экхарта, и поэта Данте

Алигьери, и художника В. Кандинского, для которого живописные элементы были символами и метафорами духовной реальности. Как отмечает М.А. Можейко, вместе «с конфессиональными формами мистики могут быть выделены и внеконфессиональные (оккультные) ее формы»1, - к ним, в частности относятся теософия, антропософия, коими увлекались многие живописцы, поэты и композиторы первой половины ХХ в. Этим и детерминировано мистические содержание, которым деятели искусства наполняли свои творения. Довольно часто четкая и однозначная демаркация между философско-религиозным и мистическим толкованием невозможна, но нюансы каждого из них могут проявлять себя весьма наглядно, определяя своеобразие отдельных концепций. Именно поэтому модель П. Тейяра де Шардена, пытавшегося осуществить синтез религии и науки, тяготеет к рациональности и даже логичности, а взгляды Р. Генона, интегрировавшего в своем учении аспекты огромного количества религиозных и эзотерических практик, обусловлены, прежде всего, приоритетом сверхрационального способа постижения. Заметим, что классификация интерпретаций для нашей темы исследования не столь существенна, главным для нас является то, что и религия, и мистика, и метафизика апеллируют к божественному, и рассмотрение точки в их дискурсах отсылает к Абсолюту.

Объектом исследования являются философско-религиозные и мистические концепции точки как понятия, предстающего в качестве фундаментальной категории метафизики и отсылающего прежде всего к идее Бога в европейской интеллектуальной традиции, предметом исследования выступает непосредственно понятие точки, соотносимое с Абсолютом и сферой трансцендентного.

Соответствие паспорту специальности. В работе рассмотрена история становления и развития точки как понятия прежде всего религиозной философии, помогающей увидеть разработку проблематики религии в истории философии и современных философских направлениях. В исследовании затрагиваются взгляды

1 Всемирная энциклопедия: Философия / главный науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. - М.: АСТ, Минск: Харвест, Современный литератор, 2001. С. 642.

отдельных представителей эзотерических, мистических учений, которые осмысляли понятие точки. Показано, что точка выступает платформой взаимодействия и взаимообогащения религии, науки и эстетики, инвольвирует смыслы, способствующие диалогу религиозных и нерелигиозных мировоззрений. Кроме того, исследуемое понятие дает экспозицию идеи трансцендентного в межкультурной перспективе. Всё это соответствует паспорту специальности 5.7.9. - «Философия религии и религиоведение» в областях, соотносимых с пунктами 3, 5, 11, 23, 24, 25, 36, 40, 46.

Целью диссертационной работы является исследование становления, предпосылок оформления и развития точки как философско-религиозного понятия, выявление основополагающих параметров в ракурсе его осмысления отдельными представителями европейской и отечественной культуры, которое делает данное понятие релевантным идее Бога и трансцендентной сферы. Анализ производится с ориентировкой на парадигму метафизики и призван продемонстрировать преемственность и созвучие разных концепций, вписывающих точку в духовное измерение. Исследование направлено на обоснование концептуальной значимости понятия точки в проблемно-теоретическом контексте философии, теологии и науки, что реализуется путем рассмотрения аспектов многопланового понимания и репрезентации данной категории мыслителями разных эпох, для которых точка была референтна божественной реальности. В соотвествии с этим были поставлены следующие задачи исследования:

1. Выявление предпосылок и истоков формирования понятия точки в ракурсе его философско-религиозного осмысления.

2. Установление контекста и условий появления у точки значений, связанных с понятием ничто, которые заложат основы традиции привативных смыслов, созвучных апофатическому богословию.

3. Выяснение специфики функционирования понятия точки в средневековой культуре с выявлением религиозно-мистических коннотаций.

4. Исследование смысловых значений точки в философской системе Н.Кузанского как понятия, репрезентирующего атрибуты Бога.

5. Обоснование эквивалентности понятий метафизической точки и монады, анализ их связей с идеей Бога в философии Г.В. Лейбница.

6. Рассмотрение эволюции понятия точки у П.Тейяра де Шардена - от основополагающего элемента универсума до высшего состояния единства Творца и творения.

7. Раскрытие антиномичности точки через две традиции ее интерпретации, в которых осуществляется синтез религиозных и научных смыслов.

8. Анализ концептуализации точки и обоснование ее мистического значения в изобразительном искусстве XX века, инспирированном эзотерическими учениями.

9. Обоснование параметров и характеристик точки как метафизической категории, соотносимой со сферой трансцендентного в философско-религиозном и научном дискурсе.

Теоретической и методологической базой исследования выступают универсальные принципы и стандарты рационального философского мышления, среди которых ведущими являются анализ и синтез, аналогия, абстрагирование. Данное исследование опирается в первую очередь на результаты анализа оригинальных текстов выдающихся европейских мыслителей, а также на рассмотрение отдельных аспектов затрагиваемой проблематики в трудах представителей философско-религиозной мысли и искусства, авторитетных историков науки. Наиболее важными для представленной работы являются такие научные принципы, как принцип структурно-функциональный, позволяющий дать общее, целостное представление об исследуемом предмете, обозначив модусы его применимости; принцип культурно-исторической обусловленности направлений развития и интерпретации понятий; принцип междисциплинарного обобщения, способствующий интеграции идей из разных предметных областей. Системный подход позволил рассмотреть предмет исследования комплексно и многоаспектно,

а также установить корреляцию и взаимозависимость философских, религиозных и мистических аспектов изучаемого понятия.

Теоретической основой диссертации являются основополагающие концепции философии религии, истории науки, философии культуры. Концептуальной основой в решении философских задач выступили положения П.А. Флоренского, А.Ф. Лосева, Э. Кассирера и Х.-Г. Гадамера, предоставившие возможность рассматривать сущность и природу абстрактных понятий и символов в контексте анализа мировоззренческих универсалий.

Методологическую основу диссертации составляют герменевтический метод, являющийся первостепенным при изучении и истолковании текстов первоисточников; феноменологический метод, незаменимый на начальном этапе анализа и описания предмета исследования; диалектический метод, дающий экспозицию противоположных значений, их взаимосвязи и развития.

Основные научные результаты и новизна исследования заключаются в следующем:

1. Впервые предпринята попытка системного изучения темы становления и развития понятия точки в контексте философско-религиозных и мистических смыслов.

2. В работе показано, что истоки понимания точки как понятия, соотносимого со сферой божественного, намечены уже в учении Пифагора, объединившего эзотерическое и математическое направления.

3. В исследовании на основе анализа текстов Аристотеля доказывается, что он был первым мыслителем, кто начал указывать на связь понятия точки с понятием ничто, что нашло дальнейшее развитие в номинализме.

4. Впервые обосновывается фундаментальное значение понятия точки в философии Николая Кузанского и через детальное рассмотрение отдельных сочинений раскрывается, как оно коррелирует с идеей Бога и его атрибутами. 5. В работе дается экспозиция того, как понятие метафизической точки

трансформируется в понятие монады в концепции Г.В. Лейбница и как оно соотносится с природой Творца.

6. Исследование показывает, что идея точки является одной из ключевых для концепции П. Тейяра де Шардена не только применительно к его авторскому термину «Точка Омега», поскольку корпускулярность универсума предопределяет движение к высшему духовному состоянию в Точке Омега.

7. Утверждается, что точка представляет собой понятие, в котором синтез научных и религиозных смыслов осуществляется наиболее последовательно и аргументировано.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Перекрестова Анастасия Валерьевна, 2024 год

Список источников и использованной литературы

1. Аверинцев С.С. Христианство в истории европейской культуры // Аверинцев С. Другой Рим: Избранные статьи. - СПб.: Амфора, 2005. - 366с.

2. Адо П. Апофатизм, или негативная теология // Адо П. Духовные упражнения и античная философия; Пер. с франц. при участии В.А. Воробьева. - М.; СПб. Изд-во "Степной ветер"; ИД "Коло", 2005. - 448 с.

3. Айзексон У. Эйнштейн. Его жизнь и его Вселенная. - М.: Издательство АСТ, 2015. - 832 с.

4. Акчурин И.А. Единство естественнонаучного знания. - М.: Наука, 1974. -207 с.

5. Андерхилл Э. Мистицизм. Опыт исследования природы и законов развития духовного сознания человека. - Киев: София, 2016. - 464 с.

6. Андраде э Силва Ж., Лошак Ж. Поля, частицы, кванты. - М.: Наука, 1971. -189 с.

7. Антипенко Л.Г. Проблема физической реальности: Логико-гносеологический анализ. - М.: Наука, 1973. - 262 с.

8. Антоновский Ю.М. Джордано Бруно: Его жизнь и философская деятельность. - М., Томск: НАТЕ, ТомСувенир, 2013. - 256 с.

9. Аристотель. Категории // Аристотель. Сочинения в 4-х томах. - М.: Мысль, 1978. - Т. 2. - 687 с.

10. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения в 4-х томах. - М.: Мысль, 1976. - Т.1. - 550 с.

11. Аристотель. О возникновении и уничтожении // Аристотель. Сочинения в 4-х томах. - М.: Мысль, 1981. - Т.3. - 613 с.

12. Аристотель. Физика // Аристотель. Сочинения в 4-х томах. - М.: Мысль, 1983. - Т. 3. - 613 с.

13. Армстронг К. История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе. - М.: Альпина-нон фикшн, 2020. - 496 с.

14. Асмус В.Ф. Платон. - М.: Мысль, 1975. - 220 с.

15. Астапов С.Н. Антиномия в отрицательной диалектике П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка // Научная мысль Кавказа. -2009. - №1 (57). -С. 54-58.

16. Астапов С.Н. Познание Бога как проблема философии религии С.Л. Франка // Мысль: Журнал Петербургского философского общества. 2014. Т. 16. - С. 55-61.

17. Ахутин А.Б. Античные начала философии. - СПб.: Наука, 2007. - 783 с.

18. Бабосов Е.М. Тейярдизм: попытка синтеза науки и христианства. - Минск: Высшая школа, 1970. - 263 с.

19. Батурин В.К. Онтология Лейбница: целостный взгляд с позиций современной философии науки // Пространство и время. - 2012. - №7. - С. 51-55.

20. Башмакова И.Г. Лекции по истории математики в Древней Греции // Историко-математические исследования. - М.: Физматгиз, 1958. -793 с.

21. Бердяев H.A. Опыт эсхатологической метафизики // Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря. - М.: Республика, 1995. - 382 с.

22. Бердяев H.A. Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994. - 479 с.

23. Бердяев H.A. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Бердяев H.A. О назначении человека. - М.: Республика, 1993. - 382 с.

24. Бибихин В.В. Новый Ренессанс. - М.: МАИК «Наука», Прогресс-Традиция, 1998. - 496 с.

25. Бибихин В.В. Точка // Бибихин В.В. Другое начало. - СПб.: Наука, 2003. -430 с.

26. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Т. 1. - М.: Изд-во Эксмо, Харьков: Изд-во «Фолио», 2005. - 880 с.

27. Боннар А. Греческая цивилизация: от Еврипида до Александрии. - М.: Искусство, 1992. - Т. 3. - 399 с.

28. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. - М.: ИЛ, 1961. - 152 с.

29. Бородай Т.Ю. Критика гностицизма у Плотина // Вопросы философии. -2000. - № 10. - С. 128-139.

30. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. - М.: Наука, 1990. -415 с.

31. Бранский В.П. Философия физики ХХ века. Итоги и перспективы. - СПб.: Политехника, 2002. - 253 с.

32. Бруно Джордано. Философские диалоги: О Причине, Начале и Едином; О бесконечности, вселенной и мирах. - М.: Алетейа, 2000. - 320 с.

33. Бубер М. Два образа веры. - М.: Республика, 1995. - 464 с.

34. Бубнов Ю.А. Метафизика русского Просвещения. - Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2003. - 256 с.

35. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. - СПб.: Азбука, 2017. - 672 с.

36. Бурханов Р.А. О статусе категории трансцендентного в философии // Общество: философия, история, культура. - Краснодар: Хорс, 2017. -№8. -С. 10-13.

37. Вайнберг С. Первые три минуты. - М.: Эксмо, 2011. - 208 с.

38. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. - М.: Наука, 1991.

- 271 с.

39. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. - М.: Прогресс, 1988. - 224 с.

40. Виленкин А.В. Мир множества миров. Физики в поисках иных вселенных.

- М.: АСТ, 2018. - 288 с.

41. Витгенштейн Л. Культура и ценность. О достоверности. - М.: АСТ, Астрель, 2010. - 252 с.

42. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. - М.: Издательство АСТ, 2019. - 160 с.

43. Витгенштейн Л. Философские исследования. - М.: Издательство АСТ, 2022.

- 384 с.

44. Восхождение к Дао / сост., пер. с кит. и нем., вступ. ст. и комм. В.В. Малявина. - М.: Астрель; АСТ, 2002. - 428 с.

45. Всемирная энциклопедия: Философия / главный науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. - М.: АСТ, Минск: Харвест, Современный литератор, 2001. -1312с.

46. Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991. - 368 с.

47. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. - М.: Прогресс, 1988. - 704 с.

48. Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. Общие принципы учения о движении. - М.: Наука, 1989. - 352 с.

49. Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. - 1997. - №7. - С. 114140.

50. Гайденко П.П. Время и вечность: Парадоксы континуума // Вопросы философии. 2000. - № 6. - С. 110-136.

51. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 528 с.

52. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. -М.: Республика, 1997. - 495 с.

53. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. - М.: Наука, 1980. - 567 с.

54. Гегель Г.В.Ф. Наука логики: в 3 т. Т. 1: Учение о бытии. - М.: Мысль, 1970.501 с.

55. Гегель Г.В.Ф. Наука логики: в 3 т. Т. 2: Учение о сущности. - М.: Мысль, 1970. - 248 с.

56. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. - М.: Наука, 2000. - 495 с.

57. Гегель Г.В.Ф. Философия религии: в 2 т. - М.: Мысль, 1975. - Т. 1. - 532 с.

58. Гегель Г.В.Ф. Философия религии: в 2 т. - М.: Мысль, 1975. - Т. 2. - 573 с.

59. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. - М.: Наука, 1989. - 400с.

60. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. - М.: Прогресс, 1987. - 368 с.

61. Генон Р. Символика креста. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. - 704 с.

62. Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре ХШ-Х1Х вв. -М.: Канон+, 1999. - 864 с.

63. Герметическая космогония. - СПб.: Азбука, Петербургское Востоковедение, 2001. - 352 с.

64. Гессе Г. Игра в бисер. Путешествие к земле Востока. - М.: Издательство АСТ, 2017. - 608 с.

65. Гностики, или «О лжеименном знании». 2-е изд., испр. и доп. / сост.: С.И. Еремеев. - Киев : УЦИММ-ПРЕСС, 1997. - 397 с.

66. Головин Е.В. Приближение к Снежной Королеве. - М.: Арктогея-Центр, 2003. - 480 с.

67. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия Итальянского возрождения.

- М.: Мысль, 1977. - 359 с.

68. Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб.: Аксиома; Мифрил, 1995.

- 176 с.

69. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. - М.: Канон+, 2003. - 380 с.

70. Григорьева Т.П. Дао и логос: (Встреча культур). - М.: Наука, «Восточн. лит.», 1992. - 424 с.

71. Грин Б. Скрытая реальность: Параллельные миры и глубинные законы космоса. - М.: УРСС: Книжный дом «Либроком», 2013. - 400 с.

72. Грин Б. Элегантная Вселенная. Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 288 с.

73. Губин В.Д. Жизнь как метафора бытия. - М.: РГГУ, 2003. - 204 с.

74. Гуревич А.Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства. - М.: Искусство, 1990. - 396 с.

75. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т.1: Общее введение в чистую феноменологию. - М.: Академический проект, 2019. - 489 с.

76. Гуссерль Э. Картезианские размышления. - СПб.: Наука; Ювента, 1998. -315 с.

77. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: Введение в феноменологическую философию. - СПб.: Фонд «Университет»; «Владимир Даль», 2004. - 398 с.

78. Гуссерль Э. Начало геометрии. Введение Жака Деррида. - М.: Ad Marginen, 1996. - 267 с.

79. Данте А. Божественная комедия. Новая жизнь. - М.: Иностранка, Азбука-Аттикус; 2022. - 768 с.

80. Дао Дэ цзин / пер. Ян Хин Шун. - М.: Медков С.Б., 2019. - 192 с.

81. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. - М.: Издательство АСТ, 2022. - 576 с.

82. Декарт Р. Сочинения в 2-х томах. -Т. 1. - М.: Мысль, 1989.- 654 с.

83. Декарт Р. Сочинения в 2-х томах. - Т. 2. - М.: Мысль, 1994.- 633 с.

84. Деррида Ж. Голос и феномен и другие работы по теории знака Гуссерля. -СПб.: Алетейя, 1999. - 208 с.

85. Деррида Ж. Письмо и различие. - М.: Академический проект, 2007. - 432 с.

86. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль, 1979. - 620 с.

87. Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений. С толкованием преподобного Максима Исповедника. - М.: Издательство Олега Абышко, 2017. - 464 с.

88. Доброхотов A.JI. Категория бытия в классической западноевропейской философии. - М.: Изд-во МГУ, 1986. - 248 с.

89. Дубровский В.Н. Концепции пространства-времени: Физический и философский аспекты. - М.: Наука, 1991. - 168 с.

90. Дугин А. Пути Абсолюта. - М.: Арктогея, 1991. - 175 с.

91. Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX-XX веках. Русская философия в поисках абсолюта. Часть 1. - СПб.: Алетейя, 2000. - 415 с.

92. Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX-XX веках. Русская философия в поисках абсолюта. Часть 2. - СПб.: Алетейя, 2000. - 413 с.

93. Ерофеева К. Л. Владимир Соловьев, Пьер Тейяр де Шарден и современное информационное общество // Соловьевские исследования. - 2008. - №1 (16)

- С. 245-257.

94. Жаров С.Н. Открытие трансцендентного в христианской культуре // Вестник Воронежского государственного университета. Серия 1. Гуманитарные науки. 2006. - № 2. - С. 5-29.

95. Жаров С.Н. Трансцендентное в онтологических структурах философии и науки: монография. - Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2006. - 352 с.

96. Жильсон Э. Разум и откровение в Средние века // Богословие в культуре Средневековья / отв. ред. о. Л. Лутковский. - Киев: «Путь к Истине», 1992.

- 384 с.

97. Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века. - М.: Республика, 2004. - 678 с.

98. Зайцев Е.А. Бесконечно малые и неделимые у Николая Кузанского // Историко-математические исследования. Вторая серия. - М.: 2006, Выпуск 11 (46). - С. 216-227.

99. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии (Х1-ХХ вв.). - СПб.: «Летний сад», 2001. - 312 с.

100. Замалеев А.Ф. Русская религиозная философия: Х1-ХХ вв. - СПб.: Издательский дом С.-Петербургского ун-та, 2007. - 208 с.

101. Зельдович Я. Б., Новиков И. Д. Строение и эволюция Вселенной. - М.: Наука, 1975. - 736 с.

102. Знание за пределами науки: Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях веков / сост. и общ. ред. И.Т. Касавина. - М.: Республика, 1996. - 448 с.

103. Зубов В.П. Развитие атомистических представлений до начала XIX века. - М.: Наука,1965. - 371 с.

104. Зубов В.П. Из истории мировой науки: Избранные труды 1921 - 1963.

- СПб.: Изд-во «Алетейя»: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - 632 с.

105. Исповедник Максим. Творения: в 2 т. - Т.1. - М.: Мартис, 1993.- 352с.

106. Каку М. Гиперпространство. Научная одиссея через параллельные миры, дыры во времени и десятое измерение. - М.: Альпина нон-фикшн, 2018. - 502 с.

107. Каку М. Параллельные миры. Об устройстве мироздания, высших измерениях и будущем космоса. - М.: Альпина нон-фикшн, 2018. - 566 с.

108. Каку М. Уравнение Бога: В поисках теории всего. - М.: Альпина нон-фикшн, 2022. - 246 с.

109. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. Ступени. Текст художника. Точка и линия на плоскости. - М.: Издательство АСТ, 2019. - 368 с.

110. Канке В. А. Философия науки: краткий энциклопедический словарь. -М.: Издательство «Омега-Л», 2008. - 328 с.

111. Кант И. Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики // Кант И. Сочинения в 6 т. - М., 1964. Т. 2. - 511 с.

112. Кант И. Критика чистого разума. - Симферополь: «Реноме», 1998. -528с.

113. Кант И. Доказательство бытия Бога. - М.: Издательство АСТ, 2022. -416 с.

114. Кант И. Трактаты и письма. - М.: Наука, 1980. - 709 с.

115. Капустин Н.С. Этапы развития философии религии // Гуманитарные и социальные науки. 2009, №6. - С. 36-49.

116. Капра Ф. Наука и мистицизм // Пути за пределы «эго»: Трансперсональная перспектива / под ред. Р. Уолша и Ф. Воон. - М.: Изд-во Трансперсонального ин-та, 1996. - 318 с.

117. Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в ХП-ХШ веках. - СПб.: Алетейя, 1997. - 420с.

118. Кассирер Э. Познание и действительность: Понятие о субстанции и понятие о функции. - СПб.: Алетейя, 1996. - 454 с.

119. Кассирер Э. Философия символических форм: В 3 тт. Т. 1. Язык. - М.; СПб.: Университетская книга, 2002. - 272 с.

120. Кассирер Э. Философия символических форм: В 3 тт. Т. 2. Мифологическое мышление. - М.; СПб.: Университетская книга, 2002. - 280 с.

121. Кассирер Э. Философия символических форм: В 3 тт. Т. 3. Феноменология познания. - М.; СПб.: Университетская книга, 2002. - 398 с.

122. Кессиди Ф.Х. От мифа к Логосу: Становление греческой философии. -СПб.: Алетейя, 2003. - 360 с.

123. Клеева А.В. Геометрико-числовые образы в культуре позднего средневековья (на примере философии Николая Кузанского) // СПб.: Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2011. - №131. - С. 81-88.

124. Клецов А.А. Физика бытия: происхождение Вселенной в десяти стихах. Естественно-научное толкование первых четырех дней миротворения. -Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2015. - 495 с.

125. Конт-Спонвиль А. Философский словарь. - М.: Этерна, 2012. - 752 с.

126. Коплстон Ф.И. История средневековой философии. - М.: Энигма, 1997.

- 512 с.

127. Краусс Л. Всё из ничего: Как возникла Вселенная. - М.: Альпина нон-фикшн, 2020. - 280 с.

128. Кузанский Н. Об ученом незнании. - М.: Академический проект, 2015.

- 159 с.

129. Кузанский Н. Компедий. Охота за мудростью. О вершине созерцания.-М.: Академический проект, 2015. - 134 с.

130. Кузанский Н. Сочинения в 2-х томах. Т. 1. - М.: Мысль, 1979. - 488 с.

131. Кузанский Н. Сочинения в 2-х томах. Т. 2. - М.: Мысль, 1980. - 471 с.

132. Кузнецов Б. Г. Джордано Бруно и генезис классической науки. -М.: Наука, 1970. - 212 с.

133. Кузнецов Б.Г. Эволюция картины мира. - М.: АН СССР. 1961. - 352 с.

134. Кураев А. Христианская философия и пантеизм. - М.: Изд-во Московского Подворья Св.-Троицкой Сергиевой Лавры, 1997. - 226 с.

135. Лаврухина И.М. Трансцендентное: концептуальные версии в культуре.

- Ростов-на-Дону: Из-во Рост. Ун-та, 2006. - 228 с.

136. Лаврухина И.М. Апофатизм и техники описания неописуемого // Вестник ДонГАУ. - 2014. - №4 (14). - С. 24-28.

137. Лаврухина И.М. Модификации трансцендизма в культуре // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2007. - №1. - С. 5-8.

138. Латыпов Н.Н., Бейлин В.А., Верешков Г.М. Вакуум, элементарные частицы и Вселенная. - М.: Из-во МГУ, 2001. - 232 с.

139. Левек П. Эллинистический мир. - М.: Наука, 1989. - 252 с.

140. Левин Г.Д. Проблема универсалий: Современный взгляд. - М. Канон+, 2005. - 224 с.

141. Лейбниц Г.В. Сочинения в 4 т. - Т. 1. - М.: Мысль, 1982.- 636 с.

142. Лейбниц Г.В. Сочинения в 4 т. - Т. 4. - М.: Мысль, 1989.- 554 с.

143. Лейбниц Г.В. Письма и эссе о китайской философии и двоичной системе исчисления. - М.: ИФРАН, 2005. - 404 с.

144. Лекторский В.А. Научное и ненаучное мышление: Скользящая граница // Наука: Возможности и границы. - М.: Наука, 2003. - 292 с.

145. Лесков Л.В. Нелинейная Вселенная: новый дом для человечества. - М.: Экономика, 2003. - 446 с.

146. Лосев А.Ф. Античность как тип культуры. - М.: Наука, 1988. - 333 с.

147. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т.1. Ранняя классика. - М.: Издательство ACT; Харьков: Фолио, 2000. - 624 с.

148. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 2. Софисты. Сократ. Платон.- М.: Издательство ACT; Харьков: Фолио, 2000. - 846 с.

149. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т.4. Аристотель и поздняя классика. - М.: Издательство ACT; Харьков: Фолио, 2000. - 880 с.

150. Лосев А.Ф. Диалектические основы математики. - М.: Academia, 2013.

- 797 с.

151. Лосев А.Ф. Миф, число, сущность. - М.: Мысль, 1994. - 919 с.

152. Лосев А.Ф. Николай Кузанский в переводах и комментариях: В 2 т. -Т.1. - М.: Издательский Дом ЯСК, 2016. - 728 с.

153. Лосев А.Ф. Николай Кузанский в переводах и комментариях: В 2 т. -Т.2. - М.: Издательский Дом ЯСК, 2016. - 520 с.

154. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. - М.: Молодая гвардия, 1993. - 392 с.

155. Лосский В.Н. Боговидение. - М.: Издательство ACT, 2003. - 760 с.

156. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2012. - 586 с.

157. Лосский В.Н. Отрицательное богословие в учении Дионисия Ареопагита // Лосский В.Н. Богословие и боговидение: сб. статей. - М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 2000. - 628 с.

158. Лукреций. О природе вещей (редакция латинского текста и перевод Ф.А. Петровского). -Т. 1. - Л.: Издательство Академии наук союза ССР, 1946. - 452 с.

159. Лукреций. О природе вещей (статьи, комментарии, фрагменты Эпикура и Эмпедокла). - Т. 2. - Л.: Издательство Академии наук союза ССР, 1946. -717 с.

160. Лурье С.Я. Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования. - Л.: Ленинградское отделение издательства «Наука», 1970. - 664 с.

161. Майоров Г.Г. Теоретические основания философии Г.В. Лейбница. -М.: Университет Книжный Дом, 2007. - 311 с.

162. Майоров Г.Г. Философия как искание Абсолюта. Опыты теоретические и исторические. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 416 с.

163. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. - М.: Мысль, 1979. - 431 с.

164. Маковельский А.О. Древнегреческие атомисты. - Баку: Издательство АН Азербайджанской ССР, 1946. - 401 с.

165. Малышкин Е.В. О виртуально сущем в феноменологии Лейбница // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2013. - Т.2. - №4. - С. 31-38.

166. Мамчур Е.А. Образы науки в современной культуре. - М.: Канон+, 2008. - 400 с.

167. Марсель Г. Трансцендентное как метапроблематическое // Марсель Г. Опыт конкретной философии. - М.: Республика, 2004. - 224 с.

168. Матяш Т.П. Западная ментальность в русской культуре: рефлексия российских религиозных философов // Философия права. 2016. - №5 (78). -С. 37-41.

169. Матяш Т.П., Матяш Д.В., Несмеянов Е.Е. Цивилизационный код: религиозно-метафизическое измерение // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2019. - №1. - С. 27-33.

170. Мелихов Г.В. О начинании: точка ноль-философии // Вестник Самарской гуманитарной академии. 2013 - №2 (14). - С. 3-9.

171. Микешина Л.А. Философия познания: Полемические главы. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 624 с.

172. Минасян Л.А. Единая теория поля. Философский анализ современных проблем физики элементарных частиц и космологии. Опыт синергетического осмысления. - М.: КомКнига, 2005. - 175 с.

173. Минасян Л.А. Иммануил Кант и современная космология. - М.: Либроком, 2009. - 160 с.

174. Миронов В.В. Метафизика не умирает: избранные статьи, выступления и интервью. - М.: РГ-Пресс, 2020. - 488 с.

175. Миронов В.В. Философия и метаморфозы культуры. - М.: Издательство «Современные тетради», 2005. - 424 с.

176. Многогранный мир Кандинского. - М.: Наука, 1998. - 205 с.

177. Мотрошилова Н.В. История философии: Запад - Россия - Восток. Кн.2. - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1996. - 557 с.

178. Наан Г. И. Понятие бесконечности в математике, физике и астрономии // Современная космология: философские горизонты. — М.: Канон+, 2011. -432 с.

179. Набоков В.В. Строгие суждения. - М.: Колибри, 2018. - 416 с.

180. Нарский И.С. Готфрид Лейбниц. - М.: Мысль; 1972. - 239 с.

181. Начала Евклида. Пер. и комм. Д. Д. Мордухай-Болтовского при ред. участии И. Н. Веселовского и М. Я. Выгодского: в 3 т. (Серия «Классики естествознания»). - М., Ленинград: ГИТТЛ, 1950. - Т. 1. - 447 с.

182. Несмеянов Е.Е. Соотношение религии и науки в гуманитарном знании и современном обществе (по материалам монографии К.В. Воденко и А.А. Мекушкина «Христианство и наука: история и современность» (М., 2014)) // Гуманитарий Юга России. 2015. - №1. - С. 177-182.

183. Нечипоренко А.В. Гносеология и онтология в философии Н.Кузанского // Вестник НГУ. Серия: философия. Т. 5., Вып. 1, 2007. - С.112-117.

184. Никулин Д.В. Пространство и время в метафизике XVII века. -Новосибирск: Наука, 1993. - 262 с.

185. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. Минск: Изд. В.М. Скакун, 1999. - 896 с.

186. Ньютон И. Математические начала натуральной философии. - М.: Наука - Изд-во Академии наук СССР, 1989. - 688 с.

187. Орем Н. О соизмеримости или несоизмеримости движений неба. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 160 с.

188. Осминская Н.А. Проблема первых понятий в философии Г.В. Лейбница: от атрибутов Бога к трансцендентальным идеям // Вестник РУДН. Серия: Философия, 2011. - №4. - С. 6-20.

189. Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. - СПб.: Издательство С.-Петербургского Университета, 2008. - 272 с.

190. Панченко А.И. Философия, физика, микромир. - М.: Наука, 1988. -192с.

191. Парменид. О природе // Фрагменты ранних греческих философов. - М.: Наука, 1989. - Ч. I: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. - 575 с.

192. Петрушенко Л.А. Философия Лейбница на фоне эпохи. - М.: Альфа-М, 2009. - 512 с.

193. Платон. Законы. - М.: Издательство АСТ, 2020. - 704 с.

194. Платон. Избранные диалоги. - М.: Рипол-Классик, 2002. - 960 с.

195. Платон. Собрание сочинений в 4 т. - М.: Мысль, 1993. - Т.1. - 860 с.

196. Плотин. Эннеады. - Киев: УЦИММ-Пресс, 1995. - 394 с.

197. Погребысский И. Б. Готфрид Вильгельм Лейбниц, 1646-1716. - М.: Наука; 2004. - 269 с.

198. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. - М.: Прогресс, 1986. - 432 с.

199. Прокл. Комментарий к первой книге Начал Евклида. Введение. Пер. Ю. А. Шичалина. - М.: Греко-латинский кабинет, 1994. - 224 с.

200. Прокл. Первоосновы теологии. - М.: Прогресс, 1993. - 320 с.

201. Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы. - М.: Терра: Республика, 2000. - 464 с.

202. Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. - Т. 1: Античность. - 336 с.

203. Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - Т. 2: Средневековье. - 368 с.

204. Реутин М.Ю. Мистическое богословие Майстера Экхарта. - М.: Издательство РГГУ, 2011. - 462 с.

205. Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. - М: КАНОН-Пресс-Ц; Кучко-во поле, 2002. - 372 с.

206. Родин А.В. Математика Евклида в свете философии Платона и Аристотеля. - М.: Наука, 2003. - 211 с.

207. Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. - М.: Наука, 1979. - 485 с.

208. Русакова А.А. Символизм в русской живописи. - М.: Искусство, 1995.

- 452 с.

209. Сапронов П.А. О бытии ничто. - СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2011. - 368 с.

210. Сараф М.Я. Понятие универсума в философии Г.В. Лейбница // Пространство и время. - 2011. - №3. - С.43-46.

211. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. -М.: Республика, 2000. - 639 с.

212. Светлов Р.В. Античный неоплатонизм и александрийская экзегетика. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. - 232 с.

213. Севальников А.Ю. Интерпретации квантовой механики: В поисках новой онтологии. - М.: Ленанд, 2016. - 190 с.

214. Семенова С.Г. Паломник в будущее: Пьер Тейяр де Шарден. - СПб: РХГА, 2009. - 672 с.

215. Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. - М.: Наука, 2004. - 594 с.

216. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. - М.: Высшая школа, 1984. - 448 с.

217. Соколов В.В. История диалектики XIV - XVIII вв. - М.: Мысль, 1974.

- 356 с.

218. Соколов В.В. Средневековая философия. - М.: Высшая школа, 1979. -448 с.

219. Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве. - М.: Рипол-Классик, 2018.

- 382 с.

220. Сретенский Н.Н. Лейбниц и Декарт. Критика Лейбницем общих начал философии Декарта. - СПб.: Наука, 2007. - 183 с.

221. Степин B.C. Теоретическое знание. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. -743 с.

222. Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М.: ИФРАН, 1994. - 274 с.

223. Струговщиков Е. Тейяр де Шарден и православное богословие. - М.: Fazenda "Дом надежды", 2004. - 256 с.

224. Судзуки Д.Т. Дзэн-Буддизм: Основы Дзэн-Буддизма. Практика Дзэн. -Бишкек: МП «Одиссей», 1993. - 672 с.

225. Судзуки Д.Т. Мистицизм: христианский и буддистский. - М.: София, 1996. - 288 с.

226. Суллаева Н.А. О формировании философского мировоззрения средствами точных наук (к вопросу о философском обобщении математического понятия «точка») // Фундаментальные исследования. - М., 2014. № 11. - С. 951-957.

227. Сэджвик М. Наперекор современному миру: Традиционализм и тайная интеллектуальная история ХХ века. - М.: Новое литературное обозрение, 2014. - 536 с.

228. Тажуризина З.А. Философия Николая Кузанского. - М.: Книжный дом «Либроком», 2016. - 152 с.

229. Таннери П. Первые шаги древнегреческой науки. - СПб: Типография

B. Безобразова и Ко, 1902. - 466 с.

230. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М.: Наука, 1987. - 239 с.

231. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. Сборник очерков и эссе. - М.: АСТ, 2002. - 553 с.

232. Тиллих П. Систематическая теология. Т. I-II. - М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - 463 с.

233. Толстенко А.М. Философия Николая Кузанского в контексте эпохи Возрождения // СПб.: Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2009. - Том 2, №3. -

C. 72-79.

234. Тоноян Л.Г. Логика и теология Боэция. - СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2013. - 383 с.

235. Торчинов Е.А. Путь запредельного. Религии мира. Психотехника и трансперсональные состояния. - М.: Рипол-Классик, 2019. - 540 с.

236. Уотс A.B. Путь дзэн. - М.: София, 2015. - 288 с.

237. Уотсон П. Эпоха пустоты. Как люди начали жить без Бога, чем заменили религию и что из всего этого вышло. - М.: Эксмо, 2017. - 784 с.

238. Фаликов Б.В. Величина качества. Оккультизм, религии Востока и искусство ХХ века. - М.: Новое литературное обозрение, 2017. - 256 с.

239. Фаритов В.Т. Метаперспективизм Г.В. Лейбница как синтез трансгрессии и трансценденции // Вестник Томского гос. Ун-та. - 2014. -№379. - С.76-81.

240. Философский энциклопедический словарь. - М: Инфра-М, 2007. -576с.

241. Философский словарь / основан Г. Шмидтом. 22-е, новое перераб. изд. / под ред. Г. Шишкоффа; пер. с нем. - М.: Республика, 2003. - 575 с.

242. Фишер К. Истории новой философии: Готфрид Вильгельм Лейбниц: Его жизнь, сочинения и учение. - М.: АСТ, Транзиткнига, 2005. - 736 с.

243. Флоренский П.А. Сочинения в 4 т. - М.: Мысль, 1996. - Т. 2. - 879 с.

244. Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии // Франк С.Л. Сочинения. - М.: Правда, 1990. - 608 с.

245. Фридман А.А. Мир как пространство и время; О кривизне пространства; О возможности мира с постоянной отрицательной кривизной пространства. - М.: ЛЕНАНД, 2015. -152 с.

246. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. - СПб.: Наука, 2007. - 621 с.

247. Хайдеггер М. Введение в метафизику. - СПб.: Высшая религиозно-филос. школа, 1998. - 302 с.

248. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. - М.: Логос, 1997. - 176 с.

249. Хаксли О. Вечная философия. - М.: Издательство АСТ, 2018. - 480 с.

250. Хван М.П. Неистовая Вселенная: От Большого взрыва до ускоренного расширения, от кварков до суперструн. - М.: ЛЕНАНД, 2006. - 408 с.

251. Хокинг С. Краткая история времени: от Большого взрыва до черных дыр. - СПб.: Амфора, 2003. - 268 с.

252. Холт Дж. Почему существует наш мир? - М.: Издательство АСТ, 2016.- 384 с.

253. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. - СПб: Алетейя, 1994. - 448 с.

254. Хорьков М.А. Майстер Экхарт: Введение в философию великого рейнского мистика. - М.: Наука, 2003. - 278 с.

255. Хофмайстер Х. Что значит мыслить философски. - СПб., 2006. - 448 с.

256. Цейтен Г. Г. История математики в древности и в средние века. - М., Ленинград: ГТТИ, 1932. - 231 с.

257. Циолковский К. Философия космической эпохи. - М.: Академический проект, 2013. - 239 с.

258. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. -М.: Высшая школа, 1991. - 512 с.

259. Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии. - 1990. -№10. - С. 158-165.

260. Чернов С.А. Метафизика точки // Метафизические исследования. Выпуск 7. Сознание. - М.: Алетейя, 1998. - С. 9-29.

261. Швырев В.С. Рациональность как ценность культуры. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 176 с.

262. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности: Опыт адогматического мышления. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 216 с.

263. Шохин В. К. Как была сделана классическая метафизика? // Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. — 2015. — Вып.5 (61). - С. 41-58.

264. Шредингер Э. Что такое жизнь? - М.: Издательство АСТ, 2019. - 288 с.

265. Штайнер Р. Оккультные знаки и символы в их взаимодействии с астральным и духовным мирами. - М.: Энигма, 2023. - 176 с.

266. Эйнштейн о религии. - М.: Альпина нон-фикшн, 2010. - 144 с.

267. Эйнштейн А. Относительность: мои искания и стремления. - М.: Родина, 2020. - 336 с.

268. Эйнштейн А. Физика и реальность: Сборник статей. - М.: Наука, 1965.

- 360 с.

269. Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. - М.: ООО Группа Компаний «Рипол-Классик», Издательство «Пальмира», 2019. - 256 с.

270. Экхарт М. Трактаты. Проповеди. - М.: Наука, 2010. - 438 с.

271. Элиаде М. Священное и мирское. - М.: Изд-во МГУ,1994. - 144 с.

272. Эпштейн М.Н. Религия после атеизма. Новые возможности теологии. -М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014. - 416 с.

273. Юнг К.Г. Архетип и символ. - М.: Канон+, 2022. - 336 с.

274. Яблоков И.Н. Религиоведение. - М.: Гардарики, 2004. - 317 с.

275. Ямвлих Халкидский. Комментарии на диалоги Платона /пер., вступит, статья, коммент. Р.В. Светлова. - СПб.: Алетейя, 2000. - 319 с.

276. Ясперс К. Введение в философию. - Минск: Пропилеи, 2000. - 192 с.

277. Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории.

- М.: Политиздат, 1991. - 527 с.

278. Ясперс К. Философия. Книга третья. Метафизика. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. - 296 с.

279. Anicius Manlius Severinus Boethius. De institutione arithmetica libri duo. Leipzig, 1867. URL:

https://archive.org/details/DeInstitutioneArithmeticaLibriDuoDeInstitutioneMusi caLibriQuinque/page/n99/mode/2up?view=theater (дата обращения: 07.06.2023)

280. Gatti Hilary. Giordano Bruno and Renaissance Science: Broken Lives and Organizational Power. Cornell University Press, 2002. 257 p.

281. Gregory A. The Pyphagoreans: number and numerology // Mathematicians and Their Gods: Interactions Between Mathematics and religious beliefs. New York: Oxford University Press, 2015. 298 p.

282. Kahn Charles K. Pythagoras and the Pythagoreans. Indianopolis/Cambridge: Hackett Publishing Company, Inc., 2001. 206 p.

283. Lüchte J. Mathesis and Analysis: Finitude and the Infinite in the Monadology of Leibniz. Heythrop Journal. 2006; 47 (4). URL: https://luchte.wordpress.com/mathesis-and-analysis-finitude-and-the-infinite-in-the-monadology-of-leibniz/ (дата обращения: 07.06.2023)

284. Nicolaus Cusanus. De beryllo. URL: https://cusanus-portal.de/content/werke.php?werk=4 (дата обращения: 07.06.2023)

285. Nicolaus Cusanus. De dato patris luminum. URL: https://cusanus-portal.de/content/werke.php?werk=4 (дата обращения: 07.06.2023)

286. Nicolaus Cusanus. De docta ignorantia. URL: https://cusanus-portal.de/content/werke.php?werk=4 (дата обращения: 07.06.2023)

287. Nicolaus Cusanus. Dialogus de ludo globi. URL: https://cusanus-portal.de/content/werke.php?werk=4 (дата обращения: 07.06.2023)

288. Nozick R. Philosophical explanations. Harvard University Press, 1981. 764p.

289. Seife Charles. Zero: The biography of a dangerous idea. New York: Penguin Publishing Group, 2000. 256 p.

290. Tipler F. J. The Omega Point as Eschaton: Answers to Pannenberg's Questions for Scientists // Zygon: Journal of Religion & Science, Vol. 24, Issue 2 (June 1989), pp. 217-253.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.