Философско-религиозная антропология священника Павла Флоренского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Павлюченков, Николай Николаевич

  • Павлюченков, Николай Николаевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 111
Павлюченков, Николай Николаевич. Философско-религиозная антропология священника Павла Флоренского: дис. кандидат наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. Москва. 2012. 111 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Павлюченков, Николай Николаевич

Содержание

Введение

1. Человек в мире и пред Богом

1.1. "Воспоминания". "Мистический" и "духовный" опыт

1.2. Обращение к математике

1.3. Взаимоподобие человека и мира

1.4. Идеальные основания твари

1.5. Символическая онтология

2. Строение человека

2.1. "Феномен" и "ноумен"

2.2. "Образ Божий"

2.3. Имя

2.4. "Истинное Я"

2.5. Соотношение двух реальностей в человеке

3. Призвание человека

3.1. "Данность" и "заданность"

3.2. Грехопадение и спасение

3.3. Психологический аспект религиозного культа

3.4. Homo liturgus

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философско-религиозная антропология священника Павла Флоренского»

Введение

Актуальность темы исследования

Потребность в изучении философско-религиозной антропологии священника Павла Флоренского, как представляется, обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, в современном мире по-прежнему очень велик интерес к проблеме человека. В минувшее столетие не были реализованы выдвинутые в 1920-х гг. идеи М. Шелера сделать философскую антропологию фундаментом всей философии и всей науки, но, тем не менее, новый "антропологический поворот" мысли коснулся многих областей человеческого знания и человеческой деятельности. Помимо прочего, этому способствовало также и то, что с середины XX века к традиционным проблемам человечества добавились новые, ранее совершенно неизвестные, такие как пересадка органов, генная инженерия, клонирование и др.

Весьма важно, что в XX веке постепенно само понимание антропологии стало отражать стремление к синтезу всех существовавших ранее подходов к проблеме человека -от биологического и социального (или социально-экономического) до философского и религиозного. Двигаясь в общем направлении к человеку стали сближаться и оказывать друг на друга взаимное влияние философская и религиозная мысль /276, с. 157/, появились, например, проекты философской реконструкции "аскетической науки о человеке" или "синергийной антропологии" /276, с. 161-162/ высказаны идеи о взаимодополняющих функциях философской и богословской антропологии, о возможности рассмотрения человека в свете Божественного Откровения с привлечением философской рефлексии и данных эмпирического самопознания /303, с. 420/. Также, предложена теоретическая программа философско-религиозной антропологии, которая должна совмещать в себе две задачи: воспроизводить традиционный христианский образ человека и, вместе с тем, отвечать критериям современного философско-антропологического и научно-антропологического знания. Как результат, человек в такой антропологии должен быть изображён как "некая интегрирования целостность" /199, с. 269/.2

Нетрудно заметить, что все эти характерные для XX - начала XXI вв. тенденции вполне отвечают основной направленности всего творчества о. П. Флоренского. Флоренский вёл свои исследования на стыке всех основных направлений человеческой деятельности -философии, богословия и науки, стараясь при этом всячески расширить область их "пересечения". Говоря в начале прошлого столетия о "философской антропологии наших внуков", он направлял свои идеи в XXI век и, по стечению обстоятельств, именно к XXI веку его работы стали доступны для изучения в необходимой полноте. Теперь уже прошло нужное

Из литературы по этому направлению можно указать: Хоружий С. С. О создании института синергийной антропологии // Вопросы философии. 2005. № 7; Штёкль К. Новая антропология: поиски альтернативы картезианскому субъекту в "Очерках синергийной антропологии Сергея Хоружиего // Вопросы философии. 2008. № 1; Губарев В. В. Наука или синергетика// Вопросы философии. 1009. № 10; Гайнулпина А. Ф., Агапов О. Д. Синергийная антропология как новая гуманитарная парадигма // Вопросы философии. 2010. № 5. Также вопросам синергийной антропологии как "новой концепции человека" посвящен выпуск журнала "Философские науки" (2008. № 2)

2 При этом делается огворка, что в философско-религиозной антропологии могут создаваться построения, в определённых моментах не совпадающие с традиционным христианским образом человека /199, с. 265/

время для начала их всестороннего осмысления, а при современном "антропологическом повороте" в философии и богословии, для этого созданы вполне благоприятные условия. Так или иначе, как представляется, обращение к Флоренскому способно повлиять на современные поиски в "науке о человеке" либо через принятие его идей, либо посредством полемики с ними, в результате которой могут утвердиться прежние или выработаться новые решения.

Во-вторых, обращение к антропологическому аспекту в наследии о. П. Флоренского можно рассматривать как продолжение уже начатых специальных, более углублённых исследований трудов русских религиозных философов.3 В силу сложившихся обстоятельств, целый ряд дисциплин, в число которых входит и философская антропология, изучается в России по трудам западных мыслителей, а соответствующие аспекты в работах отечественных философов конца XIX- начала XX вв. только начинают выявляться и анализироваться. Что касается о. П. Флоренского, то к теме философской антропологии он обратился в черновых записях 1917-1918 гг., то есть за несколько лет до того, как (в 1920-х гг.) на Западе возникло то течение мысли, которое и было названо собственно "философской антропологией". Фактически, Флоренский зафиксировал и начал обсуждать вопросы, которые после него стали развиваться многими западными мыслителями и оказались достоянием западной науки. Это обстоятельство, как представляется, подчёркивает значимость специальных исследований наследия о. П. Флоренского для будущего сравнительного анализа идей западной и отечественной философско-религиозной антропологии.

И в третьих, учение о человеке до сих пор остаётся одним из наименее изученных аспектов самого наследия о. П. Флоренского. Между тем, этот аспект представляется чрезвычайно важным для понимания самой направленности творчества великого русского мыслителя. Как известно, Флоренский предполагал строить не просто антропологию, а антроподицею - "оправдание человека", объяснение путей, по которым человек достигает смысла своего существования. В религиозном плане эта задача фактически решается поиском ответа на второй после теодицеи, главный, но гораздо более сложный вопрос. Если в рамках теодицеи (по Флоренскому) ставился вопрос: зачем Бог нужен человеку, то в антроподицее нужно было пояснить, зачем человек нужен Богу. И ответ при этом должен быть, по замыслу Флоренского, не отвлечённым и схематичным, а полученным в результате серьёзных философских и научных изысканий.

Со своих религиозных позиций Флоренский определил, что антроподицея - это рассмотрение действия в человеке Божественной благодати. Это - более всего "практический" вопрос и поэтому ядром антроподицеи у о. Павла стала "Философия культа". Религиозный культ призван соединять две реальности: вечную и пребывающую во времени (эмпирическую), а это соединение, в свою очередь, по убеждению Флоренского, реализовано в человеке. Сам человек - живое единство этих реальностей и, следовательно, в таком своём качестве он обусловлен культом на самом главном, онтологическом уровне своего бытия. Так в антроподицее происходит соединение и взаимодействие вопросов, относящихся к философии религии и к антропологии; задачи религии (и её средоточия - религиозного культа) и задачи человека совпадают в том, что Флоренский называет "феургией" и определяет как деятельность, направленную на полное претворение эмпирической действительности высшим смыслом, полную реализацию в этой действительности высшего

3 В отношении философско-религиозной антропологии см.: Константин (Горянов), еп. Религиозно-философская антропология Виктора Несмелова // Православное учение о человеке. Избранные статьи. М. -Клин, 2004; Антонов К. М. Философия И. В. Киреевского. Антропологический аспект. М., 2006

смысла /35, с. 105/. Совпадение настолько однозначное, что отказ от "феургии" для человека равносилен отказу от самого себя /35, с. 107/. Иначе можно сказать, что человек перестаёт быть человеком, если в своей жизни и деятельности он не являет себя как "homo liturgus" и "homo religious". Это - вполне определённая концептуализация соотношения между философией религии и антропологией, причём последняя, как становится очевидным с такой точки зрения, может быть только философско-религиозной антропологией, т. е. антропологией, использующей как философские, так и богословские данные о человеке.

Таким образом, изучение философско-религиозной антропологии представляется особо значимым в контексте исследования творчества о. П. Флоренского в целом и даже, в известном смысле, даёт ключ к пониманию и адекватному восприятию этого творчества.

Степень разработанности проблемы

Обширное и разнообразное по тематике наследие о. П. Флоренского доходило до своего исследователя постепенно. Почти все поздние его работы (а это, в основном, циклы лекций, подготовленные и прочтённые в 1917-1922 гг.) долгое время оставались лишь в рукописях 4 и, за исключением некоторых "самиздатовских" фрагментов, не были известны ни в России, ни за рубежом. До реабилитации самого имени Флоренского (1958-1959 гг.) в России также был ограничен доступ к сохранившимся в библиотеках его ранним трудам 5. Только начиная с конца 1960-х гг. появилась ограниченная возможность некоторых публикаций 6, а серьёзная издательская деятельность началась лишь почти четверть века спустя - в 1990-х гг.

За прошедшее с тех пор время труды о. Павла были исследованы в разной степени и с разных сторон: с эстетической (В. В. Бычков), философско-математической (С. М. Половинкин), с точки зрения содержащейся в них многоуровневой символической онтологии (С. С. Хоружий), на предмет их софиологии и ориентации на метафизику И. Гёте (Н. К. Бонецкая) и др. На антропологический аспект в наследии Флоренского также обращалось

4 В 1917 году и позже Флоренскому удалось издать лишь несколько своих статей: "Первые шаги философии" (Сергиев Посад, 1917), "Мнимости в геометрии" (М., 1922), "Храмовое действо как синтез искусств" ("Маковец", 1922. № 1), "Небесные знамения" ("Маковец", 1922. № 2), "Символическое описание" ("Феникс" М., 1922). Статья "Троице-Сергиева Лавра и Россия" была опубликована в частично конфискованном затем сборнике "Троице-Сергиева Лавра" (Сергиев Посад, 1919)

5 Среди русской эмиграции в научном обороте были только основные ранние работы Флоренского - "Столп и утверждение Истины" (М., 1914; переиздания - Берлин, 1929; Париж, 1985; издания на итальянском и французском языках - Милан, 1974; Лозанна, 1975), "Смысл идеализма" (1915), "Около Хомякова" (1916). По ним составлял главу о Флоренском Н. О. Лосский в своей "Истории русской философии" (1950) /210, с. 243-246/, а в "Истории Русской философии" В. В. Зеньковского (1950) рассматривалась помимо "Столпа" и "Смысла идеализма" ещё только лекция Флоренского 1908 года "Общечеловеческие корни идеализма" /140, 425-437/

6 См.: Флоренский П. А. Обратная перспектива // Труды по знаковым системам. Сб. 3. Тарту, 1967; Флоренский П. А. Органопроекция // Декоративное искусство СССР. 1969. № 145; Павел Флоренский, свящ. Моленные иконы преп. Сергия // Журнал Московской Патриархии. 1969. № 9; Флоренский П. А. БутЫагшт (Словарь символов) // Труды по знаковым системам. Сб. 8. Тарту, 1971; Флоренский П. А. Пристань и бульвар // Прометей. Т. 9. М., 1972; Флоренский П. А. Строение слова // Контекст- 1972. М., 1973; Павел Флоренский, свящ. Из богословского наследия. Богословские Труды. Сб. 17. М., 1977. Ряд публикаций в 1980-х гг. в "Журнале Московской Патриархии" и в "Богословских Трудах" был связан, главным образом, со 100-летним юбилеем со дня рождения о. П. Флоренского в 1982 г.

внимание 1, но здесь ситуация оказалась значительно сложнее.

В русском зарубежье такие "антропологически ориентированные" философы, как Н. А. Бердяев и В. В. Зеньковский, на основании известного им материала уверенно делали вывод об отсутствии у Флоренского развитого учения о человеке (см., например /109, с. 390/, /140, с. 430/). Этот вывод повторили затем некоторые современные авторы (например, К. Г. Иусупов) и его поддерживала Н. К. Бонецкая (см., например, /264, с. 154/). С другой стороны, те авторы, которые стояли на противоположной точке зрения (игум. Андроник, О. Т. Ермишин, А. Е. Громова, В. С. Панин и др.), также не предпринимали в этом отношении каких-либо специальных исследований и обе позиции оставались, по существу, лишь декларативными.

Таким образом, антропология Флоренского оказалась, по большому счёту, в тени других, гораздо более ярко выраженных направлений его мысли. Особый интерес вызвала лишь одна, близкая к антропологии, проблема - о связи Флоренского с экзистенциально-персоналистическим направлением в философии. Её полемическое заострение связано с выступлениями С. Хоружиего, который полагает, что антропологическая проблематика у Флоренского решается, но "не на путях христианского персонализма". Эту точку зрения С. Хоружий отстаивает против выводов как отечественных (С. М. Половинкин, В. Л. Шапошников), так и зарубежных исследователей (о. Роберт Слезинский, о. Михаил Аксёнов-

о

Меерсон) .

Несколько лет назад была защищена кандидатская диссертация В. Пономарёва "Религиозно-философская антропология Флоренского в контексте мистико-символической православной традиции" (Москва, 2004), в которой Флоренский представлен исключительно как компилятор идей, заимствованных им из Каббалы, "исихазма", неоплатонизма и др. источников. В другой диссертации с заявкой на рассмотрение учения о человеке -Андрюшков А. "Философская антропология Флоренского: культ и культура в антроподицее" (Москва, 2007) - речь идёт всё же гораздо более о вопросах культа и культуры.

Последней по времени систематической работой, направленной на выявление «стройной философски-антропологической концепции» /130, с. 90/. Флоренского стала статья Н. К.Бонецкой. К сожалению приходится признать, что несмотря на выявление ряда важных особенностей антропологии о. Павла, данное исследование носит в целом тенденциозный характер, а его результаты вряд ли могут считаться достаточно обоснованными. Таким образом, необходимо отметить, что в существующей на настоящее время исследовательской литературе (отечественной и зарубежной) данная тема, несмотря на свою очевидную значимость, не может считаться разработанной в достаточной мере. 10

7 Ещё в 1989 г., ссылаясь на недоступность для исследования всего наследия о. Павла, С. М. Половинкин писал, что реконструкция учения Флоренского о человеке "является трудной проблемой" /236, с. 3/. Также, несмотря на издание в 1990 г. цикла работ "У Водоразделов мысли" и издание в 1992 г. "Воспоминаний", К. Иусупов предлагал до дальнейших публикаций отложить разговор "о контурах философии человека у Флоренского" /194. с. 27/

8 В частности, полемика имела место на Международном симпозиуме в Потсдаме (апрель 2000) /277, с. 171173/ и на Конференции в Институте истории естествознания и техники РАН (январь 2002) /258, с. 169/

9 Более подробный разбор указанной статьи Н. К. Бонецкой приведён в соответствующих местах настоящей работы.

10 Подробную историографию по теме настоящей работы см.: Павлюченков Н. Н. Антропология священника Павла Флоренского: Критические оценки и исследования (материалы, опубликованные до 1917 г.) // Вестник ПСТГУ. 2011. № 1(33). С. 56-68; Павлюченков Н. Н. Антропология священника Павла Флоренского:

Объект исследования - вся совокупность творческого наследия о. П. Флоренского, которое оказалось доступным для изучения к 2011 г.

Предмет исследования - совокупность философско-религиозных антропологических идей о. П. Флоренского, разрабатываемых мыслителем на всём протяжении его творческой биографии.

Целью исследования является систематическая реконструкция философско-религиозной антропологии о. П. Флоренского.

Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:

1. Проанализировать связь между духовным и мистическим опытом о. П. Флоренского и развитием его антропологических идей;

2. Показать место антропологии о. П. Флоренского в его религиозно-философском

творчестве;

3. Наметить систему основных антропологических понятий о. П. Флоренского и

показать её своеобразие.

4. Выявить особенности учения о человеке о. П. Флоренского в ранний и поздний периоды его творчества и выяснить отношения между ними;

Теоретическая и методологическая основа исследования

В современной литературе признаётся "существенное мировоззренческое единство" между богословской и философско-религиозной антропологией , причём для последней определяется задача философскими средствами воспроизводить те базисные антропологические представления, которыми обладает религиозная традиция /199, с. 265/. Флоренский в своих крайне немногочисленных текстах, в которых он специально напрямую затрагивает тему антропологии, не употребляет термина "философско-религиозная антропология" 12, но то, что им фактически намечается в этом направлении, вполне отвечает современной постановке задач для становления и развития этой области знания. Поэтому исследование учения о человеке, содержащегося в творческом наследии о. П. Флоренского может и должно проводиться прежде всего в контексте общих теоретических проблем, стоящих перед современной философией религии вообще и философско-религиозной антропологии в частности. Именно с учётом этого обстоятельства в настоящей работе делается попытка выявить и проанализировать все частные проблемы, связанные с комплексным изучением творчества Флоренского в антропологической и философско-

Критические оценки и исследования (материалы периода с 1930-х гг.) // Вестник ПСТГУ. 2001. № 3(35). С. 6884

11 См., например: Никонов К. И. Современная христианская антропология. М., 1983. С. 21. Это единство, по мнению К. Никонова, заключается в том, что они "в равной мере исходят из признания того, что человека можно понять только путём выявления в нём сверъестественного начала и установления его связи с Богом" -Там же.

12 См. два коротких наброска: "Философская антропология" и "Заметки по антропологии", а также размышления о "философской антропологии наших внуков" в предисловии к циклу "У Водоразделов мысли" ("Пути и средоточия") - Флоренский П. А. Т. 2. У Водоразделов мысли. М., 1990. С. 29, 34-40

религиозной области.

Особо стоит вопрос о поисках какой-либо слаженной и завершённой философско-религиозной антропологической концепции о. П. Флоренского. В этом отношении в настоящей работе учитывались вполне определённые указания самого о. Павла. Философской антропологии ещё нет как системы и он говорит, что, со своей стороны, такую систему создавать не будет. Это было бы "насилием над живостью ума и философской неискренностью". Его задача пока - бережно собирать и накапливать "конкретную мысль", подмечать "водовороты первичных интуиций", - таков "путь к философской антропологии наших внуков".

Но при отсутствии внешнего логического единства схемы, в этих "собираниях", -указывает Флоренский, - есть некое глубокое единство внутреннее. Это действительно "водовороты" мыслей, при которых "темы набегают друг на друга... Но в новых - звучат старые" и во всех - "дышит одно дыхание" /53, с. 29-30/. Иначе говоря, все водовороты и волны принадлежат единому "морю", символика которого у Флоренского была связана с бессознательной глубиной человеческого существа, откуда посылаются в сознание все важные мысли и темы /59, с. 50-51/. Это - очень существенная особенность личного опыта Флоренского, на которую он сам настойчиво указывал и в подлинности которой никогда не сомневался /59, с. 213, 239/. Таким образом, антропология Флоренского фактически составляется из набора "первичных интуиций", непосредственно связанных с его внутренним опытом.

Поэтому при изучении антропологических воззрений о. П. Флоренского, помимо собственно религиозно-философских трудов, привлекались материалы из его "Воспоминаний" - сборника записей, раскрывающих его внутренний опыт и дающих ключ к восприятию многих важных его концепций. Такое значение "Воспоминаниям" придавал сам Флоренский, который также подчёркивал основополагающую связь с опытом всех своих религиозно-философских разработок. В данном случае особое внимание обращалось на антропологическую значимость не только самих свидетельств опыта, но и на отношение Флоренского к этим свидетельствам. Было выявлено и учтено то обстоятельство, что сама трактовка о. Павлом своих детских мистических переживаний и ощущений уже содержит вполне определённую антропологию, которая и лежит в основе его представлений о

строении, назначении и месте человека в бытии.

В процессе анализа всей совокупности данных, раскрывающих внутренний опыт о. П. Флоренского, соответствующие свидетельства условно разделялись на относящиеся к опыту "мистическому" и к опыту "духовному". В последнем случае материалы из "Воспоминаний" дополнялись свидетельствами из частной переписки, черновиков и ранних дневниковых записей Флоренского. В результате были получены данные, указывающие на неполноту однозначных трактовок наследия о. Павла: как сам его внутренний опыт, так и его антропологические концепции имеют по крайней мере два главных, не исключающих друг друга аспектов, в которых человека можно рассматривать и как природу, и как личность. Соответственно этому, в философско-религиозной антропологии Флоренского можно говорить о религии (и её средоточии - религиозном культе) не только как о средстве утверждения бытия и освящения человека, но также и как о способе общения с Богом,

утверждения жизни человека с Богом и в Боге.

Весь корпус трудов о. П. Флоренского рассматривается как единое целое, с точки зрения глубокого внутреннего единства мировоззрения автора, работы которого также только условно можно делить на "ранние" и "поздние". Такая точка зрения основана на результатах изучения как свидетельств, связанных с личным опытом Флоренского, так и самих трудов о. Павла, в которых, несмотря на внешние различия, можно видеть единое основание, единство замысла, заключающегося в последовательном переходе от "теодицеи" к "антроподицеи". Всё

это позволяет не делить данное исследование на два больших раздела, касающихся концепций "раннего" и "позднего" периодов, а рассматривать сразу общее представление о религии и человеке у о. П. Флоренского по разным тематическим направлениям.

В методологическом плане в данной работе используется анализ всех известных автору, опубликованных к 2011 году, трудов, записей и писем о. П. Флоренского, независимо от их тематической направленности. Все источники анализируются прежде всего на предмет наличия в них более или менее определённой антропологии и по результатам такого исследования проводится реконструкция основных антропологических взглядов о. П. Флоренского. Использованию как можно более обширного фактического материала уделяется особое внимание ввиду того, что Флоренский не оставил никакой специальной работы, в которой систематически излагалось бы его учение о человеке.

Как уже отмечалось выше, в данном случае это была его сознательная позиция - не давать систему, а собирать конкретные мысли и идеи для будущего построения философской антропологии. Поэтому в данной работе автор, предлагает свой способ систематизации антропологических воззрений о. П. Флоренского и тем самым намечает пути для их всестороннего осмысления в контексте современного развития философско-религиозной антропологии.

В ряде особо важных (с точки зрения автора) моментов для лучшего осмысления убеждений Флоренского проводится их сравнение с уже имеющимися на сегодняшний день антропологическими разработками как в области философии, так и в области богословия.

В методологию и задачи данной работы не входит какой-либо критический анализ выявляемой философско-религиозной антропологии и вообще убеждений Флоренского с некоторой определённой точки зрения. По ходу работы в ряде случаев автор лишь выражает своё мнение по поводу результатов проведённых сравнений.

Научная новизна настоящего исследования, по мнению автора, заключается в следующем:

1. Выявлено наличие основополагающих антропологических концепций как в ранних, так и в поздних религиозно-философских трудах о. П. Флоренского. Проведён их анализ и показано их существенное единство;

2. Дана критика уже имеющихся попыток реконструкции учения о. П. Флоренского о человеке;

3. Установлена связь оригинальных антропологических концепций о. П. Флоренского с его личным духовным и мистическим опытом;

4. Выявлен вклад, который Флоренский внёс в развитие отечественных философии и психологии религии начала XX века; установлена актуальность идей Флоренского в контексте современной философско-религиозной антропологии.

Положения, выносимые на защиту.

1. В диссертации показано, что в своём реконструированном виде учение о человеке о. П. Флоренского представляется как философско-религиозная антропология, рассматривающая человека с философской точки зрения и определяющая его связь с Богом.

В явном или неявном виде это учение о человеке находит своё отражение почти во всех основных работах о. П. Флоренского.

2. В исследовании выявлено, что человек и мир в концепции о. П. Флоренского глубоко, органически едины: человек - это микрокосмос, но о нём также можно говорить и как о макрокосмосе; с другой стороны, мир - это одновременно микро- и макроантропос. В целом, человек и мир полностью взаимоподобны; устройство бытия повторяет устройство человека и наоборот, строение человека соответствует строению всего мира.

3. В работе установлено, что наиболее обобщённо в философско-религиозной антропологии о. П. Флоренского человек рассматривается как живое и нераздельное единство двух реальностей, существующих во времени и в Божественной Вечности. Такое представление о человеке основано прежде всего на трактовке Флоренским своего личного внутреннего опыта; на философско-богословском уровне оно обосновывается им с помощью концепции реализованного в Боге тварного идеального мира, который является онтологической основой всего, что существует в эмпирии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Павлюченков, Николай Николаевич, 2012 год

Библиография

1. Флоренский П. А. О суеверии и чуде // Флоренский П. Христианство и культура. М.: Фолио, 2001

2. Флоренский П. А. Эмпирея и эмпирия // Флоренский П. Христианство и культура. М.: Фолио, 2001

3. Флоренский П. А. О типах возрастания // Павел Флоренский, свящ. Сочинения в 4-х тт. Т. 1. М.: Мысль, 1994

4. Флоренский П. А. Об одной предпосылке мировоззрения // Павел Флоренский, свящ. Сочинения в 4-х тт. Т. 1. М.: Мысль, 1994

5. Флоренский П. А. Спиритизм как антихристианство // Павел Флоренский, свящ. Сочинения в 4-х тт. Т. 1. М.: Мысль, 1994

6. Флоренский П. А. Антоний романа и Антоний предания // Павел Флоренский, свящ. Сочинения в 4-х тт. Т. 1. М.: Мысль, 1994

7. Флоренский П. А. О символах бесконечности // Павел Флоренский, свящ. Сочинения в 4-х тт. Т. 1. М.: Мысль, 1994

8. Флоренский П. А. Догматизм и догматика // Флоренский П. Христианство и культура. М.: Фолио, 2001

9. Флоренский П. А. Понятие Церкви в Священном Писании // Павел Флоренский, свящ. Сочинения в 4- тт. Т. 1. М.: Мысль, 1994

10. Флоренский П. А. Радость навеки. Молитва Симеона Нового Богослова к Духу Святому. С. Посад: Типогр. Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907

11. Флоренский П. Начальник жизни. Слово, сказанное в храме МДВ в 1905 г. за литургией второго дня светлой недели. С. Посад: Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907

12. Флоренский П. А. "Психологическое изъяснение" 125-го псалма // Ныне и присно. 2006. №

3-4

13. Флоренский П. А. Вопросы религиозного самопознания // Флоренский П. Христианство и культура. М.: Фолио, 2001

14. Павел Флоренский, свящ. Священное переименование. М.: Храм св. мч. Татианы, 2006

15. Флоренский П. А. Космологические антиномии Иммануила Канта (пробная лекция на общем собрании Совета МДА. 17 сентября 1908 г. II Павел Флоренский, свящ. Сочинения в 4-х тт. Т. 2. М.: Мысль, 1996

16. Флоренский П. А. Общечеловеческие корни идеализма (философия народов) // Павел Флоренский, свящ. Сочинения в 4-х тт. Т. 3(2). М.: Мысль, 1999

17. Павел Флоренский, свящ. Пределы гносеологии // Павел Флоренский, свящ. Сочинения в

4-х тт. Т. 2. М.: Мысль, 1996

18. Павел Флоренский, свящ. Первые шаги философии (из лекций по истории философии) // Павел Флоренский, свящ. Сочинения в 4-х тт. Т. 2. М.: Мысль, 1996

19. Павел Флоренский, свящ. Вступительное слово пред защитой на степень магистра книги: "О Духовной Истине". Москва, 1912 г., сказанное 19-го мая 1914 г. // Флоренский П. А. Т. 1(2). Столп и утверждение Истины. М.: Правда, 1990

20. Флоренский П. А. Т. 1(1). Столп и утверждение Истины. М., 1990

21. Флоренский П. А. Т. 1(2). Столп и утверждение Истины. М.: Правда, 1990

22. Павел Флоренский, свящ. Смысл идеализма (метафизика рода и лица) // Павел Флоренский, свящ. Сочинения в 4-х тт. Т. 3(2). М.: Мысль, 1999

23. Павел Флоренский, свящ. Около Хомякова // Павел Флоренский, свящ. Сочинения в 4-х тт. Т. 2. М.: Мысль, 1996

24. Павел Флоренский, свящ. "Не восхищение непщева" (К суждению о мистике) // Павел Флоренский, свящ. Сочинения в 4-х тт. Т. 2. М.: Мысль, 1996

25. Павел Флоренский, свящ. Заметки по антропологии // Флоренский П. А. Т. 2. У Водоразделов мысли. М.: Правда, 1990

26. Павел Флоренский, свящ. Философская антропология // Флоренский П. А. Т. 2. У Водоразделов мысли. М.: Правда, 1990

27. Павел Флоренский, свящ. Homo Faber // Павел Флоренский, свящ. Сочинения в 4-х тт. Т. 3(1). М.Мысль, 1999

28. Павел Флоренский, свящ. Продолжение наших чувств // Павел Флоренский, свящ. Сочинения в 4-х тт. Т. 3(1). М.:Мысль, 1999

29. Павел Флоренский, свящ. Органопроекция П Павел Флоренский, свящ. Сочинения в 4-х тт. Т. 3(1). М.:Мысль, 1999

30. Павел Флоренский, свящ. Символика видений // Павел Флоренский, свящ. Сочинения в 4-х тт. Т. 3(1). М.:Мысль, 1999

31. Павел Флоренский, свящ. Макрокосм и микрокосм // Павел Флоренский, свящ. Сочинения в 4-х тт. Т. 3(1). М.:Мысль, 1999

32. Павел Флоренский, свящ. Хозяйство // Павел Флоренский, свящ. Сочинения в 4-х тт. Т. 3(1). М.: Мысль, 1999

33. Флоренский П. А. Памяти Владимира Франциевича Эрна // Флоренский П. А. Сочинения в 4-х тт. Т. 2. М.: Мысль, 1996

34. Павел Флоренский, свящ. Страх Божий // Павел Флоренский, свящ. Из богословского наследия. Богословские Труды. Сб. 17. М., 1977

35. Павел Флоренский, свящ. Культ, религия и культура // Павел Флоренский, свящ. Из богословского наследия. Богословские Труды. Сб. 17. М., 1977

36. Павел Флоренский, свящ. Культ и философия // Павел Флоренский, свящ. Из богословского наследия. Богословские Труды. Сб. 17. М., 1977

37. Павел Флоренский, свящ. Таинства и обряды // Павел Флоренский, свящ. Из богословского наследия. Богословские Труды. Сб. 17. М., 1977

38. Павел Флоренский, свящ. Освящение реальности // Павел Флоренский, свящ. Из богословского наследия. Богословские Труды. Сб. 17. М., 1977

39. Павел Флоренский, свящ. Дедукция семи таинств // Павел Флоренский, свящ. Из богословского наследия. Богословские Труды. Сб. 17. М., 1977

40. Павел Флоренский, свящ. Философия культа // Павел Флоренский, свящ. Из богословского наследия. Богословские Труды. Сб. 17. М., 1977

41. Павел Флоренский, свящ. Собрание Сочинений. Философия культа (Опыт православной антроподицеи). М., 2004

42. Павел Флоренский, свящ. Иконостас // Павел Флоренский, свящ. Избранные труды по искусству. М., 1996

43. Павел Флоренский, свящ. Семь таинств // Энтелехия. 2000. № 2. Кострома, 2000

44. Павел Флоренский, свящ. Черты феноменологии культа // Энтелехия. 2002. № 4. Кострама, 2002

45. Павел Флоренский, свящ. Словесное служение. Молитва // Павел Флоренский, свящ. Из богословского наследия. Богословские Труды. Сб. 17. М., 1977

46. Павел Флоренский, свящ. На Маковце// Флоренский П. А. Т. 2. У Водоразделов мысли. М., 1990

47. Павел Флоренский, свящ. Антиномия языка // Флоренский П. А. Т. 2. У Водоразделов мысли. М., 1990

48. Павел Флоренский, свящ. Диалектика // Флоренский П. А. Т. 2. У Водоразделов мысли. М., 1990

49. Павел Флоренский, свящ. Термин // Флоренский П. А. Т. 2. У Водоразделов мысли. М., 1990

50. Павел Флоренский, свящ. Магичность слова // Флоренский П. А. Т. 2. У Водоразделов мысли. М.: Правда, 1990

51. Павел Флоренский, свящ. Имяславие как философская предпосылка // Флоренский П. А. Т. 2. У Водоразделов мысли. М.: Правда, 1990

52. Павел Флоренский, свящ. Об Имени Божием // Флоренский П. А. Т. 2. У Водоразделов мысли. М.: Правда, 1990

53. Павел Флоренский, свящ. Пути и средоточия // Флоренский П. А. Т. 2. У Водоразделов мысли. М., 1990

54. Павел Флоренский, свящ. Итоги // Флоренский П. А. Т. 2. У Водоразделов мысли. М., 1990

55. Павел Флоренский, свящ. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Павел Флоренский, свящ. Избранные труды по искусству. М., 1996

56. Павел Флоренский, свящ. Небесные знамения // Павел Флоренский, свящ. Избранные труды по искусству. М., 1996

57. Флоренский П. А. Время и пространство // Социологические исследования. 1988. № 1

58. Павел Флоренский, свящ. Храмовое действо как синтез искусств // Павел Флоренский, свящ. Избранные труды по искусству. М., 1996

59. Павел Флоренский, свящ. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание. М.: Московский рабочий, 1992

60. Павел Флоренский, свящ. Моленные иконы преп. Сергия // Павел Флоренский, свящ. Избранные труды по искусству. М., 1996

61. Павел Флоренский, свящ. Об онтологичности. К лекциям // Павел Флоренский, свящ. Сочинения в 4-х тт. Т. 3(2). М.: Мысль, 1999

62. Павел Флоренский, свящ. Культурно-историческое место и предпосылки христианского миропонимания // Павел Флоренский, свящ. Сочинения в 4-х тт. Т. 3(2). М.: Мысль, 1999

63. Флоренский П. А. Мнимости в геометрии. М., 1991

64. Павел Флоренский, свящ. Рассуждения на случай кончины отца Алексея Мечёва // Павел Флоренский, свящ. Сочинения в 4-х тт. Т. 2. М.: Мысль, 1996

65. Павел Флоренский, свящ. Записка о христианской культуре // Флоренский П. Христианство и культура. М.: Фолио, 2001

66. Павел Флоренский, свящ. Записка о православии // Флоренский П. Христианство и культура. М.: Фолио,

2001

67. Павел Флоренский, свящ. Магичность слова // Флоренский П. А. Т. 2. У Водоразделов мысли. М.: Правда, 1990

68. Флоренский П. А. Имена. Харьков - М., 2000

69. Павел Флоренский, свящ. Имена. Метафизика имён в историческом освящении. Имя и личность // Павел Флоренский, свящ. Сочинения в 4-х тт. Т. 3(2). М.: Мысль, 1999

70. Павел Флоренский, свящ. БутЬокпит (Словарь символов). Предисловие // Павел Флоренский, свящ. Сочинения в 4-х тт. Т. 2. М.: Мысль, 1996

71. Павел Флоренский, свящ. Словарь имён // Павел Флоренский, свящ. Сочинения в 4-х тт. Т. 3(1). М.: Мысль, 1999

72. Павел Флоренский, свящ. Автобиография // Павел Флоренский, свящ. Сочинения в 4-х тт. Т. 1. М., 1994

73. Павел Флоренский, свящ. Все думы - о вас. Письма семье из лагерей и тюрем 1933-1937 гг. СПб, 2004

74. Павел Флоренский, свящ. Предполагаемое государственное устройство в будущем // Павел Флоренский, свящ. Сочинения в 4-х тт. Т. 2. М.: Мысль, 1996

75. Павел Флоренский, свящ. Сочинения в 4-х тт. Т. 3(2). М.: Мысль, 1999

76. Павел Флоренский, свящ. Сочинения в 4-х тт. Т.4. Письма с Дальнего Востока и Соловков. М., 1998

77. Павел Флоренский и символисты. Опыты литературные. Статьи. Переписка. / сост, подг. текстов и коммент. Е. В. Ивановой. М., 2004

78. Переписка П. А. Флоренского с Андреем Белым // Контекст. 1991

79. Переписка свщенника Павла Александровича Флоренского со священником Сергием Николаевичем Булгаковым. Архив свящ. П. А. Флоренского. Вып. 4. Томск: Водолей, 2001

80. Переписка А. В. Ветухова и П. А. Флоренского (1908-1918) // Вопросы философии. 1998. № 12

81. Переписка 1912-1920 гг. между А. В. Ельчаниновым и П. А. Флоренским // Вестник ПСТГУ. 2011.№ 1(33)

82. Переписка П. А. Флоренского и В. А. Кожевникова // Вопросы философии. 1991. № 6

83. Переписка священника Павла Александровича Флоренского с Михаилом Александровичем Новосёловым. Томск: Водолей, 1998

84. Переписка князя Евгения Николаевича Трубецкого и священника Павла Флоренского // Вопросы философии. 1989. № 12

85. Письма Г. В. Флоровского к П. А. Флоренскому (1911-1914) // Исследования по истории русской мысли /под. ред. М. А. Колерова. Ежегодник. 2003. № 6. М., 2004

86. Андроник (Трубачёв), игум. Предисловие // Павел Флоренский, свящ. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание. М.: Московский рабочий, 1992

87. Андроник (Трубачёв), игум. Антроподицея священника Павла Флоренского // Флоренский П. А. Т. 2. У Водоразделов мысли. М.: Правда, 1990

88. Андроник (Трубачёв), иеромон. Теодицея и антроподицея в творчестве священника Павла Флоренского. Томск: Водолей, 1998

89. Андроник (Трубачёв), игум. Из истории книги "Столп и утверждение Истины" // Флоренский П. А. Т. 1(2). М.: Правда, 1990

90. Андроник (Трубачёв), игум. Примечания // Флоренский П. А. Т. 2. У Водоразделов мысли. М.: Правда, 1990

91. Андроник (Трубачёв), игум. Жизнь и судьба // Павел Флоренский, свящ. Сочинения в 4-х гг. Т. 1. М.: Мысль, 1994

92. Андроник (Трубачёв), игум. Священник Павел Флоренский - профессор МДА и редактор "Богословского вестника" //Богословские труды. 1987. Сб. 28.

93. Андроник (Трубачёв), игум. Преп. Амвросий Оптинский. Жизнь и творения. Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993

94. Андроник (Трубачёв), игум. Научно-техническая и изобретательская деятельность П. А. Флоренского в 1929-1933 гг. // П. А. Флоренский: Арест и гибель. Уфа, 1997

95. Андроник (Трубачёв), игум. Обо мне не печальтесь. Жизнеописание священника Павла Флоренского. М., 2007

96. Александр Геронимус, прот. Знание в свете антропологии преп. Максима Исповедника // Православное учение о человеке. Избранные статьи. М. - Клин, 2004

97. Александр Елъчанинов, свящ. Из встреч с П. А. Флоренским // Флоренский: Pro et contra. Изд. 2-е. СПб: РХГИ, 2001

98. Андрей Лоргус, свящ. Душа и дух: природа и бытие // Православное учение о человеке. Избранные статьи. М. - Клин, 2004

99. Антонов К. М. Философия И. В. Киреевского. Антропологический аспект. М.: ПСТГУ, 2006

100. Антонов К. М. Философия религии в русской метафизике. XIX - начало XX века. М., 2009

101. Антонов К. М. Историческое изучение религии в духовно-академической традиции в дореволюционной России // Вестник ПСТГУ. 2011. № 1 (33)

102. Апинян Т. А. Поэтика мифа в творчестве отца Павла Флоренского // Энтелехия. 2002. № 4. Кострома, 2002

103. Сет. Афанасий Великий. Творения в 4-х тт. Т. 1. М., 1994

104. Афонская трагедия. Автор-составитель игул*. Пётр (Пиголъ). М., 2005

105. Бендицкий А. А. Подсознательные психические процессы как этап возникновения научных знаний // Философские исследования. 2000. № 4

106. Бердяев Н. А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) // Вопросы философии. 1989. № 2

107. Бердяев Н. А. Стилизованное православие // Флоренский: Pro et contra. Изд. 2-е. СПб: РХГИ, 2001

108. Бердяев Н. А. Смысл творчества // Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989

109. Бердяев Н. А. Русская идея // Флоренский: Pro et contra. Изд. 2-е. СПб: РХГИ, 2001

110. Бердяев Н. А. Хомяков и свящ. Флоренский // Флоренский: Pro et contra. Изд. 2-е. СПб: РХГИ, 2001

111. Бердяев Н. А. Самопознание. М., 1990

112. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М., 1994

113. Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993

114. БезантА. О страдании // Вестник общества друзей Е. П. Блаватской. Вып. I. М., 1992

115. Безант А. О радости // Вестник общества друзей Е. П. Блаватской. Вып. I. М., 1992

116. Бибихин В. В. Алексей Фёдорович Лосев. Сергей Сергеевич Аверинцев. М., 2004

117. Бибихин В. В. Софиология о. Сергия Булгакова // С. Н. Булгаков: Религиозно-философский путь. Международная научная конференция, посвящённая 130-летию со дня рождения, 5-7 марта 2001 г. М.: Русский путь, 2003

118. Блаватская Е. П. Ключ к теософии // Вестник общества друзей Е. П. Блаватской. Вып. II. М., 1992

119. Блаватская Е. П. Практический оккультизм // Вестник общества друзей Е. П. Блаватской. Вып. I. М., 1992

120. Блаватская Е. П. Ключ к теософии // Вестник общества друзей Е. П. Блаватской. Вып. I. М., 1992

121 .Бонецкая Н. К. П. Флоренский: Русское гётеанство // Вопросы философии. 2003. № 3

122. Бонецкая Н. К. Примечания // Флоренский П. А. Т. 2. У Водоразделов мысли. М., 1990

123. Бонецкая Н. К. П. А. Флоренский и "Новое религиозное сознание" // Флоренский: Pro et contra. Изд. 2-е. СПб: РХГИ, 2001

124. Бонецкая Н. К. Форум флоренсковедов // Вопросы философии. 2001. № 7

125. Бонецкая Н. К. П. Флоренский: русское гётеанство // Вопросы философии. 2003. № 3

126. Бонецкая Н. К. Борььа за Логос в России в XX в. // Вопросы философии. 1998. № 7

127. Бонецкая Н. К. София: метафизика и мифология // Вопросы философии. 2002. № 1

128. Бонецкая Н. К. К истокам софиологии // Вопросы философии. 2000. № 4

129. Бонецкая Н. К. Русская софиология и антропософия // Вопросы философии. 1995. № 7

130. Бонецкая Н. К. "Homo faber" и "homo liturgus" (философская антропология П. Флоренского) // Вопросы философии. 2010. № 3

131. Бубер М. Проблема человека // Бубер М. Два образа веры. М., 1995

132. Бубер М. Философия человека. М., 1992

133. Булгаков С. Н. Тихие думы. М., 1996

134. Булгаков С. H. Свет невечерний. М.: Республика, 1994

135. Булгаков С. Н. Автобиографические заметки. Дневники. Статьи. Орёл, 1998

136. Булгаков С. Н. Священник о. Павел Флоренский // Флоренский: Pro et contra. Изд. 2-е. СПб: РХГИ, 2001

137. Бугаев Н. В. Основные начала эволюционной монадологии // Вопросы философии и психологии. 1893. Кн. 17

138. Бычков В. В. Павел Флоренский и эстетика // Энтелехия. 2002. № 4. Кострома, 2002

139. Ван-дер-Варден Б. Л. Пробуждающаяся наука. II. Рождение астрономии /пер. с англ. под. ред. А. А. Гурштейна. M.: Наука, 1991

140. Василий Зенъковский, прот. История русской философии // Флоренский: Pro et contra. Изд. 2-е. СПб: РХГИ, 2001

141. Василий Зенъковский, прот. Об участии Бога в жизни мира // Русское Возрождение. № 60-61. Нью-Йорк - Москва - Париж, 1992-1993

142. Василенко Л. И. Введение в русскую религиозную философию. 2-е изд. М.: ПСТБИ, 2003

143. Василенко Л. И. О магии и оккультизме в наследии о. Павла Флоренского // Вестник ПСТГУ. 2004. № 3

144. Вернадский В. И. Живое вещество. М, 1978

145. Визгин В. П. Опыт в творчестве Павла Флоренского (к спорам о своеобразии русской философской традиции) // П. А. Флоренский: Арест и гибель. Уфа, 1997

146. Волков С. Л. Возле монастырских стен. М., 2000

147. Волков С. А. Воспоминания о Московской Духовной Академии // Флоренский: Pro et contra. Изд. 2-е. СПб: РХГИ, 2001

148. Вышеславцев Б. П. Бессмертие, перевоплощения и воскресение // Христианство и индуизм. Сб. статей. М., 1992

149. Гаврюшин Н. К. Русское богословие. Очерки и портреты. Н. Новгород: Просвет, центр "Глагол", 2005

150. Галъцева Р. А. Мысль как воля и представление // Образ человека XX века. М., 1988

151. Галъцева Р. А. Мысль как воля и представление // Флоренский: Pro et contra. Изд. 2-е. СПб: РХГИ, 2001

152. Галъцева Р. А. Флоренский // Философская Энциклопедия. Т. 5. M.: Советская Энциклопедия, 1970

Pro et contra. Изд. 2-е. СПб: РХГИ, 2001

153. Гараева. Г. Ф. Софийный идеализм как историко-философский феномен. М., 2000

154. Георгий Флоровский, прот. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991

155. Георгий Флоровский, прот. Восточные Отцы IV-ro века. 2-е изд. М, 1992

156. Георгий Флоровский, прот. Восточные Отцы V-VIII веков. 2-е изд. М, 1992

157. Георгий Флоровский, прот. Догмат и история. М., 1998

158. Гёте И. В. Избранные сочинения по естествознанию // Мир философии: Книга для чтения. Ч. 1. М., 1991

159. Глаголев С. С. Отзыв на книгу о. Павла Флоренского "О духовной Истине" М., 1912 // Флоренский:

160. Сет. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих /пер. с греч. В. В. Бибихина. СПб: Наука, 2004

161. Громова А. Е. Онтология культа П. А. Флоренского в типологическом контексте // Вестник Костромского Государственного Университета им. Н. А. Некрасова. Серия "Культурология": Энтелехия. 2004. № 8 (59)

162. Гуревич П. С. Философская антропология. М., 1997

163. Гут Т. Павел Флоренский и Рудольф Штейнер (обнаружение ноуменов в феномене или идеи в действительности) // Вопросы философии. 2002. № 11

164. Джагарова Г. М. Истина имени во имя Истины: тема имени в творчестве П. А. Флоренского. М., 2005

165. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979

166. Добротолюбие / пер. и сост. еп. Феофана ТТ. 1-5. Св.-Тр. Сергеева Лавра, 1992

167. Дурилов А. П. Мировоззренческий синтез о. П. Флоренского // Энтелехия. 2000. № 2. Кострома, 2000

168. Евлампиев И. И. История русской метафизики в XIX-XX вв. Русская философия в поисках Абсолюта. Ч. II. СПб, 2000

169. Епифанович С. Л. Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. Киев, 1915

170. Ермишин О. Т. П. А. Флоренский и В. В. Зеньковский (К вопросу о философской критике) // Вестник Костромского Государственного Университета им. Н. А. Некрасова. Серия "Культурология": Энтелехия. 2004. № 8 (59)

171. Ермишин О. Т. "Лекции по античной философии" П. А. Флоренского // Вопросы философии. 2003. № 8

172. Захаров И. А. Род - генное и духовное // Энтелехия. 2002. № 4. Кострома, 2002

173. Зеньковский В. В. Единство личности и проблема перевоплощения // Христианство и индуизм. Сб. статей. М., 1992

174. Зеньковский В. Основы христианской философии. М., 1992

175. Зернов Н. М. Русское религиозное возрождение XX в. / пер. с англ. // Флоренский: Pro et contra. Изд. 2-е. СПб: РХГИ, 2001

176. Иванова Е. И. Наследие о. Павла Флоренского: а судьи кто? // Флоренский: Pro et contra. Изд. 2-е. СПб: РХГИ, 2001

177. ИваскЮ. П. Розанов и о. Павел Флоренский // Флоренский: Pro et contra. Изд. 2-е. СПб: РХГИ, 2001

178. Игнатий Брянчанинов, еп. Сочинения. Т. 2. Аскетические опыты. Изд. 3-е, испр. и доп. СПб, 1905

179. Сочинения еп. Игнатия Брянчанинова. Т. 3. Аскетические опыты. Изд. 3-е, испр. и пополн. СПб, 1905 / репр.: Сочинения еп. Игнатия Брянчанинова. Слово о смерти. М.: P. S., 1991

180. Собрание писем свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского и Черноморского. Сост. игум. Марк (Лозинский). М. - СПб, 1995

181. Иларион (Алфеев), еп. Антропология преп. Симеона Нового Богослова // Православное учение о человеке. Избранные статьи. М. - Клин, 2004

182. Иларион (Троицкий), архим. Богословие и свобода Церкви (о задачах освободительной войны в области русского богословия) // Священномученик Иларион. Без Церкви нет спасения. М.-СПб, 2001

183. Иларион (Троицкий), архим. Наука и жизнь // Священномученик Иларион. Без Церкви нет спасения. М.-СПб, 2001

184. Ильин В. Священник Павел Флоренский. Столп и утверждение Истины // Флоренский: Pro et contra. Изд. 2-е. СПб: РХГИ, 2001

185. Иннокентий (Просвирнин), архим.. О творческом пути священника Павла Флоренского // Флоренский: Pro et contra. Изд. 2-е. СПб: РХГИ, 2001

186. Иоанн (Зизиулос), митр. Бытие как общение / пер. с англ. М., 2006

187. Иоанн Мейендорф, прот. Введение в святоотеческое богословие / пер. с англ. Л. Волохонской. Изд. 2-е. Вильнюс - М., 1992

188. Иоанн Мейендорф, прот. Жизнь и труды свт. Григория Паламы. Введение в изучение. СПб, 1997

189. Иоанн Экономцев, прот. Исихазм и Восточно-европейское возрождение // Богословские труды. 1989. Сб. 29

190. Св. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М.: Правило веры, 1993

191. История религии /репр. изд. 1909 г. М.: Центр "Руник", 1991

192. История философии в кратком изложении /пер. с чешек. И. И. Богута. М.: Мысль, 1991

193. Иусупов К. Г. Личность П. А. Флоренского // Энтелехия. 2002. № 4. Кострома, 2002

194. Иусупов К. Г. Павел Флоренский: наследие и наследники // Флоренский: Pro et contra. Изд. 2-е. СПб: РХГИ, 2001

195. Иованович М. Проблема человека в автобиографической прозе свящ. П. Флоренского // Флоренский: Pro et contra. Изд. 2-е. СПб: РХГИ, 2001

196. Казарян А. Т. Примечания // Павел Флоренский, свящ. Сочинения в 4-х тт. Т. 2. М.: Мысль, 1996

197. Кантор Г. Труды по теории множеств. М., 1985

198. Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. М., 1988

199. Кимелёв Ю. А. Философия религии. М., 1998

200. Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. Киев, 2006

201. Константин (Горянов), еп. Религиозно-философская антропология Виктора Несмелова // Православное учение о человеке. Избранные статьи. М. - Клин, 2004

202. Красников А. Н. Методологические проблемы религиоведения. М., 2007

203. Ладыженский М. В. Свет Незримый. Пг., 1915

204. Лейбниц Г. В. Сочинения в 4-х тт. Т. 1. М.: Мысль, 1982

205. Лосев А. Ф. Античный космос и современная наука // Бытие - имя - космос. М., 1993

206. Лосев А. Ф. Владимир Соловьёв и его время. М.: Прогресс, 1990

207. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930

208. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976

209. Лосев А. Ф. Ранние диалоги Платона и сочинения платоновской школы // Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986

210. Лосский Н. О. История русской философии, /пер. с англ. М.: Высшая школа, 1991

211. Лосский Н. О. Христианство и буддизм // Христианство и индуизм. Сб. статей. М., 1992

212. Лосский Н. О. Воспоминания // Вопросы философии. 1991. № 11.

213. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М, 1991

214. Лосский В. И. Спор о Софии. Статьи разных лет. М., 1996

215. Лурье В. М. Коментарии. Послесловие // Иоанн Мейендорф, прот. Жизнь и труды свт. Григория Паламы. Введение в изучение. СПб, 1997

216. Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы, послания и слова / пер. с греч. при МДА. Изд. 3-е. М., 1880

217. Михалёв С. В. О соотношении науки и философии в мировоззрении П. А. Флоренского // Вопросы философии. 1999. № 5

218. Немезий, еп. Эмесский. О природе человека/пер. Ф. Владимирского. Почаев, 1904

219. Несмелое В. И. Догматическая система Григория Нисского. СПб, 2000

220. Несмелое В. Наука о человеке. Т. 1. Изд. 3-е. Казань, 1905

221. Никанор, архим. Рецензия на книгу "Столп и утверждение Истины". М.,1914 // Флоренский: Pro et contra. Изд. 2-е. СПб: РХГИ, 2001

222. Николай Кавасила, архиеп. Фессалоникийский. Семь слов о жизни во Христе / пер. с греч. М., 1874

223. Неретина С. С. Бердяев и Флоренский: о смысле исторического // Вопросы философии. 1991. №3

224. Творения преп. Максима Исповедника. Кн. 1. / пер. А. И. Сидорова. М.: Мартис, 1993

225. "Особенное". Из воспоминаний П. А. Флоренского. М.: Московский рабочий, 1990

226. Отец Павел Флоренский о воспитании / сост.-ред. А. П. Фурсов. М., 2004

227. Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. М.: Советская Россия, 1992

228. Ориген. О началах. Самара, 1993

229. Павленко А. Н. Философская антропология: страницы классики. Возможность техники. Отец Павел Флоренский и Мартин Хайдеггер // Человек. 2003. № 4

230. Панин В. С. Философская антропология Павла Флоренского // Энтелехия. 2000. № 2. Кострома, 2000

231. Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986

232. Платон. Сочинения. Т. 2. М.: Мысль, 1970

233. Платон. Собрание сочинений в 3-х тт. Т. 1.М., 1968-1972

234. Половинкин С. Введение // Половинкин С. П. А. Флоренский: Логос против Хаоса. М., 1989

235. Половинкин С. "Инвектива скорее, чем критика": Флоровский и Флоренский // Исследования по истории русской мысли /под. ред. М. А. Колерова. Ежегодник. 2003. № 6. М., 2004

236. Половинкин С. М. П. А. Флоренский: Логос против Хаоса // Флоренский: Pro et contra. Изд. 2-е. СПб: РХГИ, 2001

237. Половинкин С. М. Теодицеи Лейбница и о. Павла Флоренского // Энтелехия. 2002. № 4. Кострома, 2002

238. Половинкин С. М. Ревностная дружба // Переписка свящ. П. А. Флоренского со свящ. С. Н. Булгаковым. Томск: Водолей, 2001

239. Пуркерт В., Илъгаудс X. И. Георг Кантор / пер. с нем. Н. М. Флайшерс. Харьков, 1991

240. Северикова Н. М. Ипостаси духовности П. А. Флоренского // Философские науки. 2008. №5

241. Седых О. М. П. А. Флоренский о творчестве И. Канта и "антикоперниканском" перевороте в философии // Историко-философский ежегодник. 2002. № 12

242. Серафим (Соболев), архиеп. Новое учение о Софии Премудрости Божией. София, 1935

243. Сергий, архим. Православное учение о спасении. Изд. 2-е. Казань, 1898 / репр. М.: Просветитель, 1991

244. Сидоров А. И. Комментарии // Творения преп. Максима Исповедника. Кн. 1. / пер. А. И. Сидорова. М.: Мартис, 1993

245. Сидоров А. И. Преп. Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество // Преп. Максим Исповедник. Творения. Кн. 1. Богословские и аскетические трактаты. М., 1993

246. Скороходова С. И. Философия творчества в работах ранних славянофилов и П. А. Флоренского // Вестник Костромского Государственного Университета им. Н. А. Некрасова. Серия "Культурология": Энтелехия. 2004. № 8 (59)

247. Соловьёв В. А. Внутри традиции: проблемы исихазма в русской духовной культуре // Вестник Костромского Государственного Университета им. Н. А. Некрасова. Серия "Культурология": Энтелехия. 2004. № 8 (59)

248. Соловьёв В. С. Собрание сочинений в 12-ти тт. Т. III. Брюссель: Жизнь с Богом, 1966

249. Соловьёв В. С. Россия и Вселенская Церковь. М.: тип. А. Мамонтова, 1911 / репр. М.: ТПО "Фабула", 1990

250. Страхов П. Воскресение. Идея воскресения в дохристианском религиозно-философском сознании. Киев, 2002

251. Субетто А. И. "Корневой человек" П. А. Флоренского и проблема доктрины воспитания в России //Энтелехия. 2002. № 4. Кострома, 2002

252. Субетто А. И. Ноосферизм. Т. 1. Введение в ноосферизм. СПб, 2001

253. Тахо-Годи А. А. Примечания II Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986

254. Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории. Изд. 2-е. М., 1998

255. Троицкий В. П. Черты космологии о. Павла Флоренского (граница, переход, вихрь) // Вестник Костромского Государственного Университета им. Н. А. Некрасова. Серия "Культурология": Энтелехия. 2004. № 8 (59)

256. Трубецкой С. Н. О природе человеческого сознания // Трубецкой С. Н. Сочинения. М., 1994

257. Трубецкой Е. Н. Свет Фаворский и преображение ума // Флоренский: Pro et contra. Изд. 2-е. СПб: РХГИ, 2001

258. Фаддеев С. Конференция в честь юбилея П. А. Флоренского // Вопросы философии. 2003. № 6

259. Феодор (Поздеевский), en. "О духовной Истине. Опыт православной теодицеи" ("Столп и утверждение Истины"). Книга свящ. П. Флоренского. М., 1912 // Флоренский: Pro et contra. Изд. 2-е. СПб: РХГИ, 2001

260. Феофан, en. Путь ко спасению. Изд. 8-е. М., 1899

261. Сет. Феофан Затворник. Душа и ангел - не тело, а дух. М.: "Талан", 1997

262. Филарет, митроп. Минский и Слуцкий. Православное учение о человеке // Православное учение о человеке. Избранные статьи. М. - Клин, 2004

263. Филиппов Б. О. Павел Флоренский // Русская религиозно-философская мысль XX в. Питтсбург, 1975

264. Флоренский сегодня: три точки зрения // Вопросы философии. 1997. № 5

265. Флоренский П. В. Заметки о симпозиуме в Бергамо // Вопросы философии. 1988. № 10

266. Флоровский Г. В. Томление духа // Флоренский: Pro et contra. Изд. 2-е. СПб: РХГИ, 2001

267. Франк С. Л. Душа человека. М., 1917

268. Фуделъ С. И. Об о. Павле Флоренском // Флоренский: Pro et contra. Изд. 2-е. СПб: РХГИ, 2001

269. Хагемайстер М. Новое средневековье Павла Флоренского // Исследования по истории русской мысли /под. ред. М. А. Колерова. Ежегодник. 2003. № 6. М., 2004

21 О.Хлебников В. Творения. М., 1986

271 .Хоружий С. С. Миросозерцание Флоренского. Томск: Водолей, 1999

272. Хоружий С. С. Обретение конкретности // Флоренский П. А. Т. 2. У Водоразделов мысли. М.: Правда, 1990

273. Хоружий С. С. Имяславие и культура серебряного века: Феномен московской школы неоплатонизма // С. Н. Булгаков: Религиозно-философский путь. Международная научная конференция, посвященная 130-летию со дня рождения, 5-7 марта 2001 г. М.: Русский путь, 2003

274. Хоружий С. С. О философии священника Павла Флоренского // Флоренский П. А. Т. 1. Столп и утверждение истины. М., 1990

275. Хоружий С. С. Философский символизм П. А. Флоренского и его жизненные истоки // Флоренский: Pro et contra. Изд. 2-е. СПб: РХГИ, 2001

276. Хоружий С. С. Православно-аскетическая антропология и кризис современного человека // Православное учение о человеке. Избранные статьи. М. - Клин, 2004

277. Хоружий С. С. Творчество о. Павла Флоренского и наши дни // Вопросы философии. 2001. №7

278. Шалимова Н. А. Обратная перспектива как метод построения художественной реальности: "Мнимости в геометрии" и "Мнимые величины" // Энтелехия. 2002. № 4. Кострома, 2002

279. Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии. М., 1988

280. Шелер М. Человек и история // Человек: образ и сущность. М., 1991

281. Шёнборн К. Икона Христа. Богословские основы / пер. с нем. Е. М. Верещагина. Милан -М.: Христианская Россия, 1999

282. Шерток JI.t Р. де Соссюр. Рождение психоаналитика / пер. с фр. Н. С. Автономовой. М., 1991

283. Штейнер Р. Христианство как мистический факт и мистерии древности. М., 1917

284. Элиаде М. Космос и история. М.: Прогресс, 1987

285. Элиаде М. Священное и мирское / пер. с фр. М., 1994

286. Эрн В. Ф. Письма о христианском Риме // Наше наследие. 1991. № 2

287. Юнг К. Г. Подход к бессознательному // Человек и его символы / под. ред. К. Г. Юнга. СПб, 1996

288. Юнг К. Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. М., 1995

289. Яковенко Б. В. Философия отчаяния // Флоренский: Pro et contra. Изд. 2-е. СПб: РХГИ, 2001

290. Яковенко Б. В. История русской философии. М., 2003

291. Bird R. The Geology of Memory: Pavel Florenskii's Hermeneutic Theology // Pavel Florenskij's: tradition und modern. Frankfurt et al.: Peter Lang, 2001

292. Cassedy St. /Ree. ad:/ P. Florensky. The Pillar and Ground of the Truth // The Russian Review. 1999. Vol. 58. №3. P. 492

293. Copleston F. C. Russian religious philosophy. Selected aspects. Notre Dame. University of Notre Dame Press, 1988

Flogaus R. Theosis bie Palamas und Luther. Berlin, 1977

294. Gehlen A. Der Mensch: seine Natur und seine Stellung in der Welt. Berlin, 1944

295. Goreth E. Was ist ger Mensch? Grundzuge einer philosophischer Anthropologie. Innsbruck ets, 1973

296. Hagemeister M. Wiederverzauberung der Welt: Pavel Florenskijs Neues Mittelalter // Pavel Florenskij - Tradition und Moderne: Bietrage zum Internationalen Symposium an der Universität Potsdam, 5 bis 9 April 2000. Frankfurt a / M. u. a., 2001

297. Hengstenberg H-E. Philosophische Anthropologie. Stuttgart, 1957

298. Historisches Worterbuch der Philosophie. Herausgegeben von 1. Ritter und Grunder. Bd. 6. Basel; Stuttgart, 1984

399. Kunkel C. Totus Christus. Die Theologie Georges V. Florovsky. Gottingen, 1991

300. Kube H., Dukova U. Etymologie und Magie: Zur Sprachtheorie Pavel Florenskijs II Slavische Sprachwissenschaft und Interdisziplinaritat. München, 1995

301. Lison J. L' Esprit repandu. La pneumatologie de Gregoire Palamas. Paris, 1994

302. Newsletter for Russian Thought. Vol. VII. № 3. 2000

303. Prenter R. Anthropologie // Die Religion in Geschichte und Gegenwert. Tubingen, 1957

304. SabaneeffL. Pavel Florensky - Priest, Scientist and Mystik // The Russian Review. 1964. № 4

305. Sarkisyanx E. Russland und der Messianismus des Orients. Tubingen, 1955

306. Scheler M. Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik. Bern; München, 1947

307. Scheler M. Die Stellung der Menschen in Kosmos. München, 1947

308. Slesinsky R. A Metaphysics of Love. N. Y., 1984

309. Werner U. Pavel Florenskijs "Ikonostas" im zeitgeschichtlichen Umkreis II Florenskij P. Die Ikonostas. Stuttgart, 1988

Кандидатские диссертации

310. Андрюшков А. А. Философская антропология П. А. Флоренского: культ и культура в антороподицее. М., 2007

311. Загарин И. А. Концепция культа-культуры-искусства в антроподицее П. А. Флоренского. М., 1999

312. Зоткина О. Я. Символ в "Онтологии творчества" П. А. Флоренского. М., 1991

313. Мусаева Э. С. Философия символа в творчестве П. А. Флоренского. М.,1999

314. Никитина Н. И. Онтологическое единство мира в философии Павла Флоренского. М., 1999

315. Пономарёв Н. В. Религиозно-философская антропология П. А. Флоренского в контексте мистико-символической православной традиции. М.,2004

316. Фёдоров Б. В. Смысл музыки: его анализ на основе эстетики П. А. Флоренского и русской религиозно-философской традицию М., 1999

317. Хайруллов Ж. Р. Анализ пространственное™ в конкретной метафизике П. А. Флоренского в искусствознании 20-х гг. М., 1997

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.