Философско-филологическая концепция тела в работах В.В. Розанова, Ф. Ницше и М.М. Бахтина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.08, кандидат филологических наук Ким Мин А
- Специальность ВАК РФ10.01.08
- Количество страниц 210
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ким Мин А
Оглавление
Введение
Глава 1. Проблема тела и пола и специфика ее постановки в культуре Серебряного века
§ 1. Понятие тела, телесности и плоти
§ 2. Трактовки тела в истории философии
§ 3. Тело в русской культуре Серебряного века
3.1. Концепция тела в трудах B.C. Соловьева
3.2. Концепция тела в трудах H.A. Бердяева
3.3. Концепция тела у Д.С. Мережковского
Глава 2. Концепция тела у В.В. Розанова и Ф. Ницше
§ 1. В.В. Розанов: концепция «родового тела»
1.1. Соотношение души и тела; связь тела и литературного творчества
1.2. Концепция пола
1.2.1. Пол и Бог, жизнь и христианский аскетизм
1.2.2. Пол в родовом аспекте: проблемы любви и брака, семьи
1.2.3. Пол в личностном аспекте: духовные содомиты и культура
§ 2. Ф. Ницше: концепция «дионисийского тела»
2.1. Рождение Диониса из духа антихристианства
2.2. Тело в «Так говорил Заратустра»
2.2.1. Два образа тела. Тело становящееся и тело законченное
2.2.2. Два состояния тела: здоровье и болезнь
2.3. Состояния тела и эстетические ценности
Глава 3. Концепция тела у М.М. Бахтина
§ 1. Тело внутреннее и тело внешнее
§ 2. Гротескное тело
Заключение. Родовое, дионисийское и гротескное тело: общность и
различие концепций
Библиография
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория литературы, текстология», 10.01.08 шифр ВАК
Телесность в структуре культурных универсалий аполлонийского и дионисийского: На материале культуры русской творческой интеллигенции начала XX века2004 год, кандидат культурологии Иванов, Антон Анатольевич
Философия культуры В.В. Розанова2008 год, кандидат философских наук Горина, Ирина Владимировна
Онтология мифа в текстах В.Розанова как генезис "другой" литературы2012 год, доктор филологических наук Кашина, Наталия Константиновна
Феномен Эроса в эстетике и культуре Серебряного века2010 год, кандидат философских наук Джежер, Нина Станиславовна
Художественно-эстетические аспекты проблемы гуманизма в литературе Серебряного века: В. Розанов, А. Блок, Н. Гумилев2002 год, доктор филологических наук Ёлшина, Татьяна Алексеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философско-филологическая концепция тела в работах В.В. Розанова, Ф. Ницше и М.М. Бахтина»
Введение
Проблема тела и телесности, взятая в ее гуманитарном аспекте, обычно обсуждается в философии или культурологии. Но не следует забывать, что и философские концепции тела отчасти исходят из образного постижения тела в литературном творчестве, а также из интерпретации телесной образности в литературно-критических текстах. Например, у Д.С. Мережковского нет общей философской концепции тела, однако его представление о значении тела и телесности можно реконструировать на основе такого его литературно-критического текста, как «Л. Толстой и Достоевский». Л.Н. Толстой обращается к проблеме телесности, к занимающему его вопросу о значении животного начала в человеке, в литературно-художественном творчестве (например, «Крейцерова соната»). Равным образом и в литературно-художественном творчестве Ф.М. Достоевского мы встречаем обсуждение философско-религиозной проблемы соотношения духа и плоти.
Эти и подобные им факты доказывают, что философия и литература в своем развитии тесно соприкасаются, зависят друг от друга: постоянная взаимосвязь этих двух областей духовной деятельности может принимать форму не только полемики, фиксирующей разногласия и противоречия, но и полного согласия.
Постоянная взаимосвязь философского, литературно-художественного, литературно-критического и литературоведческого дискурсов очевидным образом проявляется в творчестве трёх авторов, которые являются основным объектом нашего анализа, - В.В. Розанова, Ф. Ницше и М.М. Бахтина. Так, Розанов, обсуждая проблему тела и пола, часто апеллирует к литературным произведениям, но также и полемизирует с религиозными философами. Бахтин (чья концепция тела обнаруживает влияние как русских религиозных философов, так и идеи Розанова о родовом теле), с одной стороны, ставит
вопрос о значении тела в эстетической деятельности, выступая как философ, а с другой стороны - разъясняет особенности гротескного тела, когда анализирует роман Франсуа Рабле, выступая как литературовед. Что же касается Ницше, то его концепция тела, отчасти изложенная в литературно-поэтической форме («Так говорил Заратустра») и использующая по сути литературный материал (древнегреческая трагедия и др.), направлена против традиций западной метафизики и христианства. Таким образом, у всех трёх авторов концепции тела формируются на границе философии и литературы.
Собственно филологический и философский аспекты в вышеупомянутых концепциях образуют глубокое единство: при этом философское обоснование феномена тела, с одной стороны, бывает подкреплено литературным материалом, а с другой, само служит основой для филологического — в частности, поэтологического — применения концептов тела и телесности. Выдвигая утверждение о философско-филологическом характере анализируемых нами концепций тела, мы опираемся на тот факт, что европейская поэтика на протяжении всей своей истории ориентировалась на философские теории. Как замечает Н.Д. Тамарченко, «европейская поэтика в ходе своей истории неоднократно выступала в тесном и вполне добровольном союзе с философией. Это было и в момент её рождения (у Платона и Аристотеля), и на рубеже ХУ1П-Х1Х веков (у Гете и Шиллера, Шеллинга и Гегеля) и, наконец, в эпоху символизма»1.
Тесный союз филологии и философии особенно ясно проявил себя в конце XIX — начале XX вв. И русская религиозная философия рубежа веков, и в определенной мере европейская философская традиция, служившая в этой области опорой для национальной мысли, были не только сконцентрированы на проблемах философии культуры и эстетики, но также чрезвычайно близки
1 Тамарченко Н.Д. «Эстетика словесного творчества» М.М. Бахтина и русская философско-филологическая традиция. М., 2011. С. 12.
собственно филологической и, в частности, литературоведческой науке и ее проблематике. Тенденция к сближению (почти сращению) философии с филологией обнаруживает себя «у Ницше, Вяч. Иванова и Андрея Белого, оказавших на Бахтина наиболее непосредственное и сильное влияние»2.
Для исследования нами выбраны концепции тела и телесности В.В. Розанова, Ф. Ницше и М.М. Бахтина. Данный выбор обусловлен тем обстоятельством, что между идеями именно этих трех мыслителей прослеживается четкая логическая связь, которую можно представить в виде диалектического треугольника: тезис (Розанов) - антитезис (Ницше) - синтез (Бахтин). Мы начинаем наш анализ именно с Розанова, несмотря на то, что исторически Ницше ему предшествует. Выдвигая свою идею родового тела как автономного самоценного начала, Розанов критикует аскетизм Нового завета, но утверждает ветхозаветный культ плодородия и подчеркивает тесную связь пола с Богом. У Ницше, как атеиста, выдвижение принципа телесности (культ «дионисийского» тела), напротив, сопряжено с отрицанием Бога: он отбрасывает религиозную (в том числе и христианскую) систему ценностей, которая провозглашает потустороннюю вечную жизнь. В концепции тела у Бахтина духовное начало (в том числе христианство, критикуемое и Розановым, и Ницше) и телесное (народная культура) не исключают, а дополняют друг друга. Таким образом, бахтинское понимание тела синтезировало элементы концепций тела, выдвинутых Розановым и Ницше: можно сказать, что в бахтинском гротескном теле как бы «встречаются» розановское «родовое тело» и ницшеанское «дионисийское тело».
Именно этим логическим движением (от утверждения телесности и Бога, но лишь ветхозаветного; к утверждению телесности, но ценой отрицания Бога; и, наконец, — к синтезу религиозных ценностей и «народной культуры») определяется структура данной работы. Мы рассматриваем концепции тела у
В.В. Розанова и Ф. Ницше в одной главе (а именно, во второй), поскольку трактовки тела у обоих мыслителей имеют в своей основе критику христианства. В отдельной (третьей) главе мы будем рассматривать концепцию тела у М.М. Бахтина как синтез, преодолевающий ограниченность этих двух подходов. Итак, порядок «Розанов - Ницше - Бахтин», как выше нами отмечено, скорее логический (тезис - антитезис - синтез), а не исторический.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблематика телесности, разрабатывавшаяся В.В. Розановым, Ф. Ницше и М.М. Бахтиным, приобрела особую значимость в пространстве современных философии и филологии (литературоведения). В наши дни проблема тела человека становится поистине междисциплинарной, к ней подключились не только, как ранее, естественные науки (физиология, биология и др.), но и многие гуманитарные науки - философия, социология, антропология, культурология и, конечно, филология. В контексте этого обширного междисциплинарного комплекса исследований телесности философско-филологическое его ответвление обладает своеобразием, которое особенно ясно проявилось в изучаемых нами концепциях Розанова, Ницше и Бахтина. В то же время эти концепции обнаруживают и мощный универсальный потенциал, они активно дискутируются в философии, культурологии и антропологии.
Актуальность исследования определяется, далее, необходимостью осмыслить вышеуказанные концепции тела и телесности в общем контексте культуры рубежа веков (и Серебряного века). Учет этого общего историко-культурного контекста, собственно, и позволит нам корректно сопоставить философско-филологические концепции тела данных авторов.
Отечественными литературоведами концепции тела и телесности вышеуказанных авторов вообще мало изучены . Этот вопрос интересует
3 Что касается Розанова, то, как отмечает Н.Д. Тамарченко, не удивительно, что среди статей о темах творчества Розанова, которым посвящена вторая часть «Розановской энциклопедии»,
прежде всего философов, культуролологов и психологов, которое анализируют представления о телесности методами и в контексте своих научных дисциплин4. Тем более не проведено до сих пор и полное сопоставление философско-филологических концепций тела В.В. Розанова, Ф. Ницше и М.М. Бахтина. Существуют сравнительные исследования воззрений Бахтина и Ницше, затрагивающие отчасти и интересующую нас тему (И. Войцкая, Е.А. Полякова, Х.М. Гюнтер, А.Я. Кожурин, К.Я. Кожурин, А.Л. Крон, Дж. М. Кёртис, Э. Мазур-Матусевич) 5 . Большинство исследователей обращает
отсутствует статья «Тело» (но есть статья «Душа»), хотя слово «тело» появляется неоднократно в статье «Пол» Также в комментариях и приложении «Творчества Франсуа Рабле и народной культуры средневековья и Ренессанса» не анализируется особо концепция тела у Бахтина См Тамарченко Н.Д «Эстетика словесного творчества» ММ Бахтина и русская философско-филологическая традиция М,2011 С 3\ 4, Бахтин М.М Собр соч Т 4(2) M, 2010
4 См Круткин. В.Л Ценностное осмысление человеческой телесности в работах ММ Бахтина // Философия ММ Бахтина и этика современного мира Саранск, 1992 Круткин. В.Л Онтология человеческой телесности (философские очерки) Ижевск, 1993 Быховская И.М Тело в образе мира, мир в образе тела развитие представлений о смысле ценности тела человека//Наука о культуре Итоги и перспективы М, 1994 вып 4 МасчовР.В Телесность человека Онтологический и аксиологический аспекты дис док философских наук Саратов, 2005 Маслов Р.В Проблема телесности в русской философской традиции (П Флоренский, С Франк, В Розанов, H Бердяев, И Ильин, В Соловьев) // Изв Сарат ун-та Новая сер Сер Философия Психология Педагогика 2006 Т 6, вып 1/2 Иванов А.А Телесность в структуре культурных универсалий аполлонического и дионисийского Дис кан культурол наук Комсомольск-на-Амуре, 2005 Иванов А.А Преображенное тело в повседневной культуре Серебряного Века театральность и трансгрессия // Психология телесности теоретические и практические исследования Пенза, 2009 Эткинд А Эрос невозможного История психоанализа в России М, 1994 Эткинд А Содом и Психея Очерки интеллектуальной истории Серебряного века М, 1996 Эткинд А Хлыст Секты, литература и революция М, 1998 Косарев А.М Проблема эроса в русской философии (Соловьев, Розанов, Бердяев) М, 1997 Подорога В.А Выражение и смысл Ландшафтные миры философии Киркегор Ницше Хайдеггер Пруст Кафка М, 1995
Войцкая И Бахтин и Ницше // Фридрих Ницше и русская религиозная философия Переводы, исследования, эссе философов «серебряного века» В 2 т Минск-М, 1996 Т 1 Полякова Е.А «Эстетическое завершение» К вопросу о сопоставлении философской эстетики Ницше и Бахтина // Вестник РГТУ 2011 № 7 Crone Anna Lisa «Nietzschean, All Too Nietzschean? Rozanov's Anti-Christian Critique» //Nietzsche in Russia Princeton, 1986 Curtis J. M. «Michael Bakhtin, Nietzsche, and Russian Pre-Revolutionary Thought» Nietzsche in Russia Princeton, 1986 Гюнтер Х.М. Бахтин и "Рождение трагедии" Ф Ницше // Диалог Карнавал Хронотоп 1992 № 1 Кожурин А.Я., Кожурин К.Я Проблема телесности в философии Ф Ницше и В В Розанова // Изв Санкт-Петерб Ун-та экономики и финансов СПб , 1999 № 4 Ma/usevich Y.M Nietzsche's Influence on Bakhtin's Aesthetics of Grotesque Realism //
внимание прежде всего на идейную близость в философии или в эстетике этих двух мыслителей (Войцкая, Полякова, Гюнтер, Крон, Кёртис), проблема же телесности рассмотрена А.Я. Кожуриным и К.Я. Кожуриным. Последние, утверждая, что в основе ницшеанского переосмысления всех прежних европейских ценностных иерархий лежит позитивная валоризация понятий «жизни» и «тела» (то есть «живого тела»), в то же время сравнивают ницшеанское понимание тела с розановскими «апофеозом телесности» или «делами плоти». Необходимо отметить, что исследователи отмечают связь философских воззрений этих двух мыслителей с интерпретацией тела у Бахтина6.
Существует единственная сравнительная работа, посвященцая сопоставлению концепций тела у этих трех авторов. Н.Д. Тамарченко, усматривая главную особенность бахтинского гротескного тела в присущем ему качестве родового тела, прослеживает традицию идеи родового тела в русской и европейской культуре на рубеже веков (в конце XIX и в начале XX-ого века), когда тело и телесная жизнь, в особенности жизнь половая, резко противопоставлялись духовности в ее христианской трактовке, принижающей телесное начало и накладывавшей на него соответствующие запреты7. Считая, что посредствующим звеном между Розановым и Бахтиным в их трактовке родового тела был Зигмунд Фрейд, Н.Д. Тамарченко отмечает и тот факт, что и В.В. Розанов, и Фрейд находились под влиянием Ницше.
Из этой ситуации можно заключить, что хотя проблематика телесности в теоретических построениях каждого из упомянутых мыслителей неоднократно затрагивалась в отечественном литературоведении, пока не существует ни подробного системного анализа их концепций в контексте как европейских
Comparative Literature and Culture 11.2(2009).
6 Кожурин А.Я., Кожурин К.Я. Проблема телесности в философии Ф. Ницше и В.В. Розанова //Изв. Санкт-Петерб. Ун-та экономики и финансов. СПб., 1999. №4. С. 149.
7 Тамарченко Н.Д. «Эстетика словесного творчества» М.М. Бахтина и русская философско-филологическая традиция. М., 2011.
теоретических (философско-религиозных, эстетических) представлений о теле и телесности, так и дискуссий о теле в России рубежа XIX-XX вв., ни развернутого сопоставления теорий данных трех мыслителей.
Поэтому целью настоящей работы становится выделение из теоретических построений В.В. Розанова, Ф. Ницше и М.М. Бахтина концепций тела и телесности, подробный системный анализ этих концепций в философско-религиозном и филологическом контексте, как общеевропейском, так и русском, а также сопоставление вышеуказанных концепций. Предметом исследования являются литературно-эстетические и философские концепции Розанова, Ницше, Бахтина. Объектом является концепция тела и телесности как элемент в общей теоретической конструкции литературно-эстетических учений указанных мыслителей. Из поставленной цели вытекают следующие задачи исследования:
— выделить основные трактовки понятия тела в истории европейской философии;
— выделить основные трактовки понятия тела в культуре Серебряного века (на основе работ B.C. Соловьева, H.A. Бердяева и Д.С. Мережковского);
— проанализировать концепцию тела в работах В.В. Розанова, Ф. Ницше и М.М. Бахтина в контексте соответствующих общеевропейской и русской традиций понимания тела и телесности;
— на основании проведенного анализа выявить соотношение концепций тела у вышеуказанных авторов.
В основе методики исследования — сочетание диахронического и синхронического подходов к изучаемой проблеме. Выбор данной методологической позиции обусловлен тем, что диахронический подход позволяет поместить изучаемые явления в широкий контекст истории философии (и культуры), в то время как синхронический подход позволяет
выявить своеобразие концепций тела у трех авторов на фоне современной им русской культуры.
Методологической базой исследования служат как книга Н.Д. Тамарченко «Эстетика словесного творчества» М.М. Бахтина и русская философско-филологическая традиция», в которой обоснована эстетическая значимость проблемы тела и телесности в русской философско-филологической мысли рубежа XIX - XX веков, поставлен вопрос о необходимости сопоставления концепций тела крупнейших русских мыслителей и современных им европейских философов и эстетиков, прежде всего Ф. Ницше; так и работы Дж. М. Кёртиса, X. Гюнтера, А.Я. Кожурина, К.Я. Кожурина, Э. Мазур-Матусевич, которые посвящены сравнению идей и теорий трех анализируемых нами авторов.
Источники. Основные источники - произведения трех анализируемых нами авторов, в котором обсуждается проблема тела человека: «Люди лунного света. (Метафизика христианства)» (1909), «Семья как религия» (1903), «Уединенное» (1912), «Опавшие листья» (1912-1913) В.В. Розанова; «Рождение трагедии или эллинство и пессимизм» (1872), «Так говорил Заратустра» (1883), «Веселая наука» (1882-1887), «По ту сторону добра и зла» (1886), «Воля к власти» Ф. Ницше; «Искусство и ответственность» (1919), «Автор и герой в эстетической деятельности» (1923-1924), «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» (1965) М.М. Бахтина. Для сопоставительного контекста нами использованы также книги религиозных философов, обсуждающие проблему пола и любви: «Оправдание добра» (1897), «Жизненная драма Платона» (1898), «Смысл любви» (1892-1893) B.C. Соловьева; «Метафизика пола и любви» (1907), «Самопознание (Опыт философской автобиография)» (1949), «Смысл творчества» (1916) H.A. Бердяева; «Л. Толстой и Достоевский» (1901-1902) Д.С. Мережковского.
Новизна исследования состоит в том, что:
— на основе анализа литературоведческих, литературно-критических, философско-эстетических текстов В.В. Розанова, Ф. Ницше и М.М. Бахтина выделены и системно изложены их концепции тела и телесности;
— вышеуказанные концепции помещены в контекст общего исторического развития идеи тела в европейской философии (и культурологии) и в русской культуре Серебряного века;
— выделены два противоположных понимания тела и телесного бытия человека в культуре Серебряного Века. Первое из них, изложенное в трудах религиозных философов (B.C. Соловьев, H.A. Бердяев, Д.С. Мережковский), акцентирует духовное и личностное начало, оставляя телесному подчиненное значение; другое, развитое в работах В.В. Розанова, делает акцент на телесном и родовом (однако при этом розановское тело и пол обнаруживает не только родовые, но и личностно-индивидуальные моменты);
— выявлено значение концепции тела Ф. Ницше для русской философско-эстетической традиции;
— раскрыта эволюция концепции тела в работах М.М. Бахтина, показано различие трактовок тела в его раннем («Автор и герой в эстетической деятельности) и позднем творчестве («Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса»), При этом также разъясняется преемственная связь между идеями этико-эстетического индивидуального тела (обоснованной в работе «Автор и герой...») и народного коллективного тела («Творчество Рабле...»).
Апробация исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих работах: Ким Мин А. Концепция Бога, пола, быта и писателя у В.В. Розанова (по произведениям «Уединенное» и «Опавшие листья») // Слово. Грамматика. Речь: Сборник научно-методологических статей по преподаванию РКП. Вып. XII. М.: Издательство Московского университета, 2010 (188-195); Ким Мин А. Брак и семья и В.
Розанова и Д. Мережковского (Две интерпретации «Крейцеровой сонаты» и «Анны Карениной» Л. Толстого) // Вестник РГГУ. М., 2012. № 18 (98). (124134).
Структура диссертации. Диссертация включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы. В первой главе рассматриваются интерпретации понятия тела, телесности и плоти в философско-религиозных учениях различных эпох, в культуре Серебряного века, а также в современной гуманитарной мысли. Во второй главе рассматриваются концепции тела у В.В. Розанова и Ф. Ницше, выдвинутые на фоне эпохального мировоззренческого сдвига - кризиса христианства. Третья глава посвящена анализу понятия тела у М.М. Бахтина в его работах «Автор и герой в эстетической деятельности» и «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса». В заключении сопоставляется концепции тела у Розанова, Ницше и Бахтина, выявляются их общие черты и различие.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория литературы, текстология», 10.01.08 шифр ВАК
Мистериальные истоки русского синтетизма в культуре "серебряного века"2009 год, доктор культурологии Варакина, Галина Владиславовна
Творчество В.В. Розанова 1910-х годов: книги "Уединенное" и "Апокалипсис нашего времени"2007 год, кандидат филологических наук Кузнецова, Ольга Владимировна
Религия, искусство, политика в философской антропологии В. В. Розанова2003 год, кандидат философских наук Пилюгина, Елена Владимировна
Египетский миф В.В. Розанова: генезис, структура, текст2010 год, кандидат культурологии Груздева, Евгения Юрьевна
Творческий феномен В.В. Розанова и "новое религиозное сознание"2008 год, доктор филологических наук Сарычев, Ярослав Владимирович
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ким Мин А, 2013 год
Библиография Источники
1. Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 1 / Аристотель. - М.: Мысль, 1976. - 550 с.
2. Бахтин М.М. Искусство и ответственность / М.М. Бахтин. Соб. соч.. Т. 1. Философская эстетика 1920-х годов. - М.: Языки славянских культур, 2003. -С. 5-7.
3. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности / М.М. Бахтин. Соб. соч.. Т. 1. Философская эстетика 1920-х годов. - М.: Языки славянских культур, 2003. - С. 69-263.
4. Бахтин М.М. Соб. соч. Т. 4(2). Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Рабле и Гоголь (Искусство слова и народная смеховая культура) / М.М. Бахтин. - М.: Языки славянских культур, 2010. - 747 с.
5. Бердяев H.A. Эрос и личность: Философия пола и любви / Бердяев H.A. - СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2006. - 224 с.
6. Бердяев H.A. Самопознание (опыт философской автобиографии) / Бердяев H.A. - М.: Международные отношения, 1990. - 336 с.
7. Бердяев H.A. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики / H.A. Бердяев. - М.: Республика, 1993. - 383 с.
8. Бердяев. H.A. Новое христианство (Д.С. Мережковский) // Д.С. Мережковский: PRO ET CONTRA. - СПб.: РХГИ, 2001. - С. 331-353.
9. Бердяев H.A. О «вечно бабьем» в русской душе // В.В. Розанов: PRO ET CONRA. Кн. II. - СПб.: РХГИ, 1995. - С. 41-51.
10. Гиппиус 3. Живые лица / 3. Гиппиус. - СПб.: Азбука, 2001. - 300 с.
11. Декарт Р. Собр. соч.. В 2 т. / Р. Декарт; сост., ред., вступ. ст. В. . Соколова. - М.: Мысль, 1989. - 2 т.
12. Записки Петербургских религиозно-философских собраний 1901-1903. - М.: Республика, 2005. - 543 с.
13. Кант И. Критика чистого разума. - М.: Мысль, 1994. - 592 с.
14. Мережковский Д.С. JI. Толстой и Достоевский / Д.С. Мережковский. -М.: Наука, 2000.-586 с.
15. Мережковский Д.С. Эстетика и критика: В 2 т. Т. 1. / Д.С. Мережковский. - М.: Харьков, 1994. - 670 с.
16. Ницше Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом. Пер. с нем. Н. Полилова / Ф. Ницше. Соч.. В 2 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1990. - С. 556-630.
17. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Пер. с нем. Н. Полилова / Ф. Ницше. Соч.. В 2 т. Т. 2.-М.: Мысль, 1990. - С. 238-406.
18. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Пер. с нем. Ю.М. Антоновского / Ф. Ницше. Соч.. В 2 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1990. - С. 5-237.
19. Ницше Ф. Веселая наука. Пер. с нем. К.А. Свасьяна / Ф. Ницще. Соч.. В 2 т. Т. 1.-М.: Мысль, 1990.-С. 491-719.
20. Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм. Пер. с нем. Г.А. Рачинского / Ф. Ницше. Соч.. В 2 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1990. - С. 47-230.
21. Ницше Ф. ЕССЕ HOMO. Пер. с нем. Ю.М. Антоновского / Ф. Ницше. Соч.. В 2 т. Т. 2.-М.: Мысль, 1990. - С. 693-769.
22. Ницше Ф. Воля к власти. Пер. с нем. Е. Герцык и др. / Ф. Ницше. - М.: Культурная революция, 2005. - 880 с.
23. Платон. Диалоги / Платон. - М.: Мысль, 1986. - 607 с.
24. Розанов В.В. Листва. В 30 т. Т. 30 / В.В. Розанов. - М.: Республика, 2010.-591 с.
25. Розанов В.В. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского. В 30 т. Т. 7 / В.В. Розанов - М.: Республика, 1996. - 702 с.
26. Розанов В.В. Люди лунного света / В.В. Розанов. Соч.. В 2 т. Т. 2. -М.: Правда, 1990. - С. 7-194.
27. Розанов В.В. Религия и культура / В.В. Розанов. Соч.. В 2 т. Т. 1. - М.: Правда, 1990.-С. 17-326.
28. Розанов В.В. Опавшие листья / В.В. Розанов. Соч.. В 2 т. Т. 2. - М.: Правда, 1990.-С. 277-629.
29. Розанов В.В. Уединенное / В.В. Розанов. - М.: Политиздат, 1990. - 543
с.
30. Розанов В.В. Последние листья. В 30 т. Т. 11 / В.В. Розанов. - М.: Республика, 2000. - 384 с.
31. Розанов В.В. Сахарна. В 30 т. Т. 9 / В.В. Розанов. - М.: Республика, 2001.-464 с.
32. Розанов В.В. Среди художников. В 30 т. Т. 1 / В.В. Розанов. - М.: Республика, 1994. - 496 с.
33. Розанов В.В. В темных религиозных лучах. В 30 т. Т. 3 / В.В. Розанов. - М.: Республика, 1994. - 476 с.
34. Розанов В.В. В мире неясного и нерешенного. В 30 т. Т. 10 / В.В. Розанов. - М.: Республика, 1995. - 462 с.
35. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура / В.В. Розанов. - М.: Республика, 1992. - 400 с.
36. Розанов В.В. Семья как религия // Русский эрос или философия любви в России; сост. и авт. вступ. ст. В.П. Шестаков - М.: Прогресс, 1991. - С. 120-138.
37. Розанов В.В. О писательстве и писателях. В 30 т. Т. 4 / В.В. Розанов. -М.: Республика, 1995. - 736 с.
38. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия / B.C. Соловьев. Соч.. В 2 т. Т. 1. - М.: Мысль. 1988. - 895 с.
39. Соловьев B.C. Жизненная драма Платона / B.C. Соловьев. Соч.. В 2 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1988. - 824 с.
40. Соловьев B.C. Смысл Любви // Русский эрос или философия любви в России; сост. и авт. вступ. ст. В.П. Шестаков. - М.,: Прогресс, 1991. - С. 19-76.
41. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика / B.C. Соловьев. - М.: Искусство, 1991. - 702 с.
42. Толстой JI.H. Крейцерова соната. В 22 т. Т. 12. // Л.Н. Толстой. - М.: Художественная литература, 1982. - С. 123-196.
Научная литература
43. Аверинцев С.С. Бахтин, смех, христианская культура // М.М. Бахтин как философ. - М.: Наука, 1992. - С. 7-19.
44. Аверкина Е.И. Фридрих Ницше о здоровье человека // Аспирантский вестник Поволжья. - 2009. - № 1-2. - С. 11-15.
45. Александрова Р.И., Вельдяскина Л.И. М.М. Бахтин об ответственности и греховности (размышления о нравственном мире русской крестьянской общине) // Бахтинские чтения. - Орел, 1997. - Вы. 2. - С. 86-95.
46. Александрова Р.И. М.М. Бахтин и проблема "души", "духа" // М.М. Бахтин и методология современного гуманитарного знания. - Саранск. 1991. -С. 59-60.
47. Андрющенко Е.А. Тайновидение Мережковского // Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. - М.: Наука, 2000. - С. 481-518.
48. АНКЕТА «ДКХ» // Диалог. Карнавал. Хронотоп. - 1996, 1997. - № 17, № 18, №19.
49. Баричко Я.Б. Три типа телесности культуры // Челябинский гуманитарий. Научный журнал. - Челябинск, 2010. - № 3(12). - С. 97-102.
50. Бахтинский тезаурус: Материалы и исследования: сб. ст. -М.: РГГУ, 1997, — 183 с.
51. Берштейн Е. Трагедия пола: две заметки о русском вейнингерианстве // НЛО. - 2004. - № 65. - Режим доступа: http://magazmes.mss.ru/nlo/2004/65/bernl3.html/ , свободный. - Загл. с экрана.
52. Богатырева Е.А. М.М. Бахтин: этическая онтология и философия языка // Вопросы философии. - 1993. - № 1. - С. 107-114.
53. Бодрийяр Ж. Общество потребления / Жан Бодрийяр. - М.: Культурная революция, 2006. - 272 с.
54. Бондарев А.П. АНКЕТА «ДКХ» // Диалог. Карнавал. Хронотоп. -Витебск, 1997. - № 3. - С. 6-7.
55. Бонецкая Н.К. М.М. Бахтин в двадцатые годы // М.М. Бахтин: PRO ЕТ CONTRA. В 2 т. Т. 2. - СПб.: РХГИ, 2002. - С. 132-202.
56. Бонецкая Н.К. М.М. Бахтин и традиции русской философии // Вопросы философии. - 1993. - № 1. - С. 83-93.
57. Бонецкая Н.К. К сопоставлению двух редакций книги М. Бахтина о Достоевском // Бахтинские чтения. Т. I. - Витебск, 1996. - С. 26-32.
58. Бонецкая Н.К. Философская антропология М.М. Бахтина // М.М. Бахтин и методология современного гуманитарного знания. - Саранск, 1991. -С. 50-51.
59. Бородин В.М. М.М. Бахтин и русская религиозная философия // Бахтинские чтения I. - Витебск, 1996. - С. 33-38.
60. Бочаров С.Г. Об одном разговоре и вокруг него // Михаил Михайлович Бахтин, под. ред. В.Л. Махлина. - М.: РОССПЭН, 2010. - С. 47-79.
61. Братченко C.JT. Концепция личности: М. Бахтин и психология // М. Бахтин и философская культура XX века. В 2 ч,Ч. 1. - СПб., 1991. - С. 66-75.
62. Брылина И.В. Пол как источник жизни: В.В. Розанов, Л.Н. Толстой, М.И. Цветаева // Известия Томского политехнического университета. - 2007. - Т. 311, №7. - С. 98-103.
63. Быховская И.М. Тело в образе мира, мир в образе тела: развитие представлений о смысле и ценности тела человека // Наука о культуре: итоги и перспективы. -М., 1997. - Вып. 4. - С. 5-55.
64. Бычков В.В. Русская теургическая эстетика / В.В. Бычков. - М.:
Ладомир, 2007.-738 с.
65. В.В. Розанов: PRO ET CONTRA. В 2 т. - СПб.: РХГИ, 1995. - 2 т.
66. Войцкая И. Бахтин и Ницше // Фридрих Ницше и русская религиозная философия: Переводы, исследования, эссе философов «серебряного века». В 2 т. Т. 1. - Минск-М., 1996. - Режим доступа: http://www.nietzsche.ru/influence/philosophie/bahtin/ , свободный. - Загл. с экрана.
67. Воронцова И. Русская религиозно-философская мысль в начале XX века. / И. Воронцова. - М.: ПСТГУ, 2008. - 424 с.
68. ГадамерХ.Г. Драма Заратустры // Звезда. - СПб., 2005 - № 5. - С. 160171.
69. Галкина H.H. «Пол» в понимании русских религиозных философов (B.C. Соловьев, H.A. Бердяев, В.В. Розанов) // Вестник Ставропольского гос. Ун-та. - 2007(53). - № 6. - С. 185-190.
70. Галъцева Р., Роднянская И. Реальное дело художника (Положительная эстетика Владимира Соловьева и взгляд на литературное творчество) // Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. - М.: Искусство, 1991.-С. 8-29.
71. Григоръянц Т.А. «Тело» и «Телесность» в мире культуры // Вестник КрасГАУ. - 2010. - № 8. - С. 168-171.
72. Гройс Б. Тоталитаризм карнавала // Бахтинский сборник III. - М.: Лабиринт, 1997. - С. 76-80.
73. Гройс Б. Между Сталиным и Дионисом // Синтаксис. - Париж, 1989. -№25.-С. 92-97.
74. Грякалова Н.Ю. Человек Модерна. Биография - рефлексия - письмо / Н.Ю. Грякалова. - СПб.: Дмитрий Буланин, Пушкинский Дом, 2008. - 408 с.
75. Гюнтер X. М. Бахтин и «Рождение трагедии» Ф. Ницше // Диалог. Карнавал. Хронотоп. - 1992. - № 1. - С. 27-34.
76. Гюнтер X. Эстетика государства и трагедия смеха // Общественные
Науки и Современность. - М., 1992. - № 4. - С. 87-96.
77. ДелезЖ. Ницше и философия / Жиль Делез. - М.: Ad Marginem, 2004. -392 с.
78. Д.С. Мережковский: PRO ЕТ CONTRA. - СПб.: РХГИ, 2001. - 568 с.
79. Жукоцкая З.Р. Ницше и Мережковский: синтез «духа» и «плоти» // Человек и культуры: сб. ст. и тез.. - Тюмень, 2001. - С. 43-48.
80. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа / В.В. Зеньковский. -М.: Республика, 2005. - 368 с.
81. Зияченко В.П., Т.С. Леей. Психология на качелях между душой и телом / В.П. Зинченко, Т.С. Леви. - М.: ACT, 2005. - 736 с.
82. Зинченко В.П., В.А. Подорога. О человеческой душе и плоти // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 1. - С. 34-43.
83. Иванов А.А. Телесность в структуре культурных универсалий аполлонийского и дионисийского: диссертация... кандидата культурологии: 24.00.01 / А.А. Иванов. - Комсомольск-на-Амуре, 2004. - 163 с.
84. Ильинский О. Религиозные взгляды раннего Бахтина // Русское возрождение. Нью-Йорк-Москва-Париж, 1985. -№31.
85. Исупов КГ. Рец. на кн. "Русский Эрос" // Вопросы философии. - 1991. - № 12.-С. 150-153.
86. Исупов КГ. Альтернатива эстетической антропологии: М.М. Бахтин и П.А. Флоренский // М.М. Бахтин: Эстетическое наследие и современность. -Саранск: Издательство Мордовского университета, 1992. - С. 161-168.
87. Исупов КГ. От эстетики жизни к эстетики истории (Традиции русской философии у М.М. Бахтина) // М.М. Бахтин как философ. - М.: Наука, 1992. - С. 68-82.
88. Исупов КГ. Михаил Бахтин и Александр Мейер // М.М. Бахтин и философская культура XX в. - СПб: РГПУ, 1991. - Вып. 1, Ч. 2. - С. 60-70.
89. Исупов КГ. Бахтинский кризис гуманизма (материалы к проблеме) //
Бахтинский сборник. - М., 1991. - Вып. 2.
90. Кантор В.К. Достоевский, Ницше и кризис христианства в Европе конца XIX - начала XX // Вопросы философы. - 2002. - № 9. - С. 54-67.
91. Кожурин А.Я., Кожурин К.Я. Проблема телесности в философии Ф. Ницше и В.В. Розанова // Известия Санкт-Петерб. ун-та экономики и финансов.
- СПб., 1999. - № 4(20). - С. 141-149.
92. Кожурин А.Я. «Глаз» Платона, «ухо» Хайдеггера и «нос» Розанова // Звучащая философия. Сборник материалов конференции. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С.101-105.
93. Колобаева Л. А. Вл. Соловьев и Василий Розанов (Стиль мышления) // Владимир Соловьев и культура Серебряного века: К 150-летию Вл. Соловьева и 110-летию А.Ф. Лосева. - М.; Наука, 2005.
94. Конев В.А. Тела человека // Mixtura Verborum' 2010: тело и слово: ежегодник. - Самара: Самар. гуманит. акад., 2010. - С. 33-41.
95. Косевич Е. Категории тела и пола в ветхом и новом завете // Человек. -М., 1996,-№5.-С. 81-91.
96. Кувакин В.А. Религиозная философия в России: Начало XX века / В.А. Кувакин. - М.: Мысль, 1980. - 309 е..
97. Курбатова A.C. Религиозно-Философские Собрания о брачно-семейных отношениях // Империя и религия. К 100-летию Петербургских религиозно-философских собраний 1901-1903 гг.: Материалы Всероссийской конференции. - СПб.: Алетейя, 2006. - С. 153-159.
98. Круткин В.Л. Ценностное осмысление человеческой телесности в работах М.М. Бахтина // Философия М.М. Бахтина и этика современного мира.
- Саранск, 1992. - С. 94-102.
99. Круткин В.Л. Онтология человеческой телесности (философские очерки) / В.Л. Круткин. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1993. - 172 с.
100. Куличихина М.А. Тело и телесность в немецком романтизме:
концепции и образы. Автореферат дис... к-та филол. наук. - М.: РГГУ, 2012. -24 с.
101. Ле Гофф Ж., Трюфон Н. История тела в Средние века / Жак Ле Гофф, Николя Трюфон - М.: Текст, 2008. - 192 с.
102. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А.Ф. Лосев. - М.: Высшая школа, 1963. - 583 с.
103. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. - М.: Мысль, 1978. -624 с.
104. Мажейкис Г.И. Истина как любовное сотворчество (Опыт постижения истины Бахтиным и Карсавиным) // М.М. Бахтин и философская культура XX века. Проблемы бахтинологии- СПб.: Образование, 1991. - Вып. 1. Ч. 2. - С. 77-83.
105. Манн Ю.В. Карнавал и его окрестности // Вопросы литературы. - 1995. -Вып. 1.-С. 154-182.
106. Марков Б.В. Ницше в России и на Западе // Лёвит К. От Гегеля к Ницше, революционный перелом в мышлении XIX века. - СПб.: Владимир Даль, 2002. - Режим доступа: http://www.anthropology.ru/rii/inform/reviews/books/levit.html/, свободный. - Загл. с экрана.
107. Марков Б.В. Человек, государство и Бог в философии Ницше / Б.В. Марков. - СПб.: Владимир Даль, Русский Остров, 2005. - 792 с.
108. Маслов Р.В. Телесность человека: Онтологический и аксиологический аспекты: диссертация... доктора философских наук: 09.00.13 / Р.В. Маслов -Саратов, 2005.-358 с.
109. Маслов Р.В. Проблема телесности в русской философской традиции (П. Флоренский, С. Франк, В. Розанов, Н. Бердяев, И. Ильин, В. Соловьев) // Изв. Саратов. Ун-та. - Саратов, 2006. - Т. 6, Вып. 1/2. - С. 22-29.
110. Махлин В.Л., Николаев Н.И. Комментарии к работе «Автор и Герой» //
Бахтин М.М. Собр. соч.. Т.1. - М.: Языки славянских культур, 2003- С. 493-515.
111. Нанси Ж.-Л. Corpus / Ж.-Л. Нанси. - M.: Ad Marginem, 1999. - 255 с.
112. Наследие Розанова и современность. Материалы Международной научной конференции. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2009. -640 с.
113.Некрасова Н.А., Горяинов А.А. Феномен человеческой телесности // Современные проблемы науки и образования. - М., 2006. - № 1. - С. 21-23.
114. Николюкин А.Н. В.В. Розанов в американской и русской критике // Русская литература в зарубежных исследованиях 1980-х годах. - М.: : АН СССР, 1990-С. 22-43.
115. Носов С.Н. Лики творчества Владимира Соловьева / С.Н. Носов. -СПб.: Буланин, 2008. - 288 с.
116. Осьмаков М.Н. Категория "материальное начало" у М.М. Бахтина // Бахтинские чтения. - Орел, 1994. - С. 30-36.
117. Панъков Н.А. Вопросы биографии и научного творчества М.М. Бахтина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. - 720 с.
118. Панъков Н.А. Теория карнавала и «русское отношение к смеху» // Вестник московского уни-та. Сер. 9. Филология. - 2005. - № 5. - С. 60-73.
119. Панъков Н.А. Некоторые этапы творческой истории книги М.М. Бахтина о Ф. Рабле // Бахтинские чтения I. - Витебск, 1996. - С. 87-96.
120. Пешков И.В. Поступок, или явление риторики ответственности // Бахтинские чтения I. - Витебск, 1996. - С. 97-104.
121. Подмарев Е.А. Границы тела и души: пространственно-временные отношения (к опросу об антропологии Бахтина) // Бахтин и время. IV бахтинские научные чтения. - Саранск. 1998. - С. 45-47.
122. Подорога В.А. Феноменология тела. / В.А. Подорога. - M.: Ad Marginem, 1995. - 340 с.
123. Подорога В.А. Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии в
философской культуре XIX - XX вв. / В.А. Подорога. - М.: Наука, 1993. - 239 с.
124. Полякова Е.А. «Эстетическое завершение»: К вопросу о сопоставлении философской эстетики Ницше и Бахтина // Вестник РГГУ. -2011,-№7.-С. 11-26.
125. Пузанский И.А. Социально-философское сравнение методологических подходов М. Фуко и П. Бурдье: корреляция всеобщего и особенного // Рабочие тетради по компаративистике. Гуманитарные науки, философия и компаративистика. - СПб., 2003. - С. 83-87.
126. Русский эрос или философия любви в России / Сост. и авт. вступ. ст. В.П. Шестаков. - М.: Прогресс, 1991. - 478 с.
127. Рыклин М. Террорологики / М. Рыклин - Тарту: Эйдос, 1992. - 224 с.
128. Синеокая Ю.В. Три образа Ницше в русской культуре / Ю.В. Синеокая. - М.: ИФРАН, 2008. - 187 с.
129. Синеокая Ю.В. Влияние философии Ф. Ницше на творчество мыслителей Российского религиозного возрождения рубежа XIX - XX веков // Философия в России. - М.: ИНИОН РАН, 1994. - С. 97-121.
130. Синявский А. «Опавшие листья» В.В. Розанова / А. Синявский. -М.: Издатель Захаров, 1999. - 317 с.
131. Соколова Л.М. Феноменологическая концепция М. Мерло-Понти // Хора. - СПб., 2008. - № 3. - С. 9-13.
132. Тамарченко Н.Д. Эстетика словесного творчества Бахтина и русская религиозная философия / Н.Д. Тамарченко - М.: РГГУ, 2001. - 199 с.
133. Тамарченко Н.Д. «Эстетика словесного творчества» М.М. Бахтина и русская философско-филологическая традиция / Н.Д. Тамарченко - М.: Изд-во Кулагиной, 2011.-400 с.
134. Тамарченко Н.Д. Роман и гротеск (О значении идей М.М. Бахтина для современной теории романа) // Известия РАН. Серия литературы и языка. - М.,
2005. - Т. 64, № 6. - С. 3-12.
135. Тамарченко Н.Д. Поэтика Бахтина: уроки и «бахтинологии» // Известия РАН. Серия литературы и языка. - М., 1996. - Т. 55, № 1. - С. 3-16.
136. Тамарченко Н.Д. Актуальность Бахтина (Полемические заметки) // Новый филологический вестник. - М., 2006. - № 2. - С. 179-186.
137. Тамарченко Н.Д. Проблема автора и героя и спор о богочеловечестве (М.М. Бахтин, E.H. Трубецкой и Вл. Соловьев) // Бахтинские чтения II. Материалы международной научной конференции. - Витебск, 1998. - С. IOS-DO.
138. Тамарченко Н.Д. Поэтика Бахтина и современная рецепция его творчества // Вопросы литературы. - 2011. - № 1. - Режим доступа: http://magazines.russ.rU/voplit/2011/l/tal7.html/ , свободный. - Загл. с экрана.
139. Трубецкой С.Н. Учение о логосе в его истории // С.Н. Трубецкой. Сочинения. -М.: Мысль, 1994. - С. 43-230.
140. Турбин В.Н. Карнавал. Религия. Политика. Теософия // Бахтинский сборник I. - М.: Прометей, 1990. - С. 6-31.
141. Турбин В.Н. Розанов // Смена. -М., 1990. - № 11. - С. 129-145.
142. Фараджев К. Русская религиозная философия / К. Фараджев. - М.: Весь Мир, 2002.-208 с.
143. Фатеев В.А. Жизнеописание Василия Розанова / В.А. Фатеев. - СПб.: ГУИПП «Кострома», 2002. - 636 с.
144. Фатеев В.А. Публицист с душой метафизика и мистика // В.В. Розанов: PRO ET CONTRA. Кн. I - СПб.: Изд-во РХГУ, 1995. - С. 5-36.
145. Хазанов Б. Вейнингер и его двойник // Слово\ Word. - N.Y., 2005. - № 47. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/slovo/2005/47/ha41.html/, свободный. - Загл. с экрана.
146. Хайдеггер М. Ницше. В 2 т. Т. 1 / М. Хайдеггер. - М.: Владимир Даль,
2006,- 608 с.
147. Хвошнянская С.M., Исаков В.M. Человек: поступок и душа // М.М. Бахтин: эстетическое наследие и современность. - Саранск: Издательство Мордовского университета, 1992. - С. 289-300.
148. Хвошнянская С.М., Исаков В.М. М.М. Бахтин о познании человека // М.М. Бахтин и методология современного гуманитарного знания. - Саранск, 1991.-С. 90-92.
149. Целма Е.М. Бахтин. Философия ответственности // М.М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге XXI века. В 2 ч. Ч. 2 - Саранск: Издательство Мордовского университета, 1995. - С. 158-160.
150. Цивъян Т. Отношение к себе и к своему телу в русской модели мира // Тело в русской культуре. - М.: НЛО, 2005. - С. 38-50.
151. Черный Ю.Ю. Философия пола и любви H.A. Бердяева / Ю.Ю. Черный. - М.: Наука, 2004. - 132 с.
152. Чои Чжин Сок. Бахтин и Левинас - этика события vs. этика лика // Вопросы культурологии. - 12/2007. - С. 9-12.
153. Шелепанова Т.В., Прозерский В.В. М.М. Бахтин и традиции русской философско-эстетической мысли начала XX в. // М.М. Бахтин : Эстетическое наследие и современность - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992. - Ч. 1. - С. 151-161.
154. Эмерсон К. Против закономерности: Соловьев, Шестов, поздний Толстой, ранний Бахтин // Бахтинология. - СПб.: Алетейя, 1995. - С. 117-131.
155. Эмерсон К. Карнавал: тела, оставшиеся неоформленными, истории, ставшие анахронизмом // Диалог. Карнавал. Хронотоп. - Витебск, 1997. -№ 2. -С. 17-83.
156. Энгелъштейн Л. Ключи счастья. Секс и поиски путей обновления России на рубеже XIX-XX веков / Л. Энгельштейн. - М.: Терра, 1996. - 576 с.
157. Эпштейн М., Тульчинский Г. Философия тела. Тело свободы / М. Эпштейн., М. Тульчинский. - СПб.: Алетейя, 2006. - 432 с.
158. Эткинд A.M. Эрос невозможного: Развитие психоанализа в России / A.M. Эткинд. - М.: Гнозис, 1994.-384 с.
159. Эткинд A.M. Содом и Психея. Очерк интеллектуальной истории Серебряного века / Эткинд A.M. - М.: ИЦ Гарант, 1996. - 413 с.
160. Эткинд A.M. Хлыст. Секты, литература и революция / Эткинд A.M. -М.:НЛО, 1998.-688 с.
161. Юнгер Ф.Г. Ницше / Ф.Г. Юнгер. - М.: Праксис, 2001. - 256 с.
162. Юрченко ТТ. Бахтин в своем отечестве (обзор) // М.М. Бахтин в зеркале критики - М.: РАН, 1995. - С. 7-31.
163. Ясперс Карл. Ницше. Введение в понимание его философствования / Карл Ясперс. - М.: Владимир Даль, 2004. - 627 с.
164. Crone A. L. Nietzschean, All Too Nietzschean? Rozanov's Anti-Christian Critique 11 Nietzsche in Russia. - Princeton Univ. Press, 1986. - Pp. 95-112.
165. Curtis M. J. Michael Bakhtin, Nietzsche, and Russian Pre-Revolutionary Thought // Nietzsche in Russia. Ed. by B.G. Rozenthal. - Princeton Univ. Press, 1986. -Pp. 331-354.
166. Foucault M. The history of sexuality. Vol.1: An Introduction / M. Foucault. - NY.: Vintage Books, 1990. - 168 p.
167. Haar Ml. Heidegger and the Nietzschean 'Physiology of Art' // Exceeding Nietzsche: Aspects of Contemporary Nietzsche. - NY.: Routledge, 1988. - Pp. 13-30.
168. Holquist M. Introduction: The Architectonics of Answerability // Art and Answerability: Early Philosophical Essays by M.M. Bakhtin. Ed. by Michael Holquist and Vadim Lipunov. - Austin: Univ. of Texas Press, 1990. - 332 p.
169. Jefferson A. Body matters: Self and Other in Bakhtin, Sartre and Barthes // Bakhtin and Cultural Theory. Ed. by Hirschkop K., Shepherd. D. - Manchester: Manchester University Press, 1989.-Pp. 152-177.
170. Jeffher A. The Economy of Body in a Post-Nietzschean Era // The Collegium Phaenomenologicum. The First Ten Years. - Dordrecht, 1998. - Pp. 289-
111. Jung Hwa Yol. Mikhail Bakhtin's Body Politic: A phenomenological dialogics // Man and World. - Dordrecht, 1990. - № 23. - Pp. 85-99.
172. Kuvakin VA. Vasilii Vasil'evich Rozanov: "My Soul Is Woven of Filth, Tenderness, and Grief' // Russian Studies in Philosophy - 1990. - Vol. 29, № 3. - Pp. 38-61.
173. Lachmann R. Bakhtin and Carnival: Culture as Counter-Culture 11 Mikhail Bakhtin. Ed. by Michael E. Gardiner. IV Volumes. Vol. II - London: Sage Publisher, 2003.-Pp. 60-90.
174. Letteri M. The theme of health in Nietzsche's thought // Man and World. -Dordrecht, 1990. - № 23. - Pp. 405-417.
175. Lippitt J. Nietzsche, Zarathustra and the status of laughter // British Journal of Aesthetics. - 1992. - Vol. 32, № 1. - Pp. 39-49.
176. Magnus B. Nietzsche's Philosophy in 1888: The Will to Power and the Übermensch // Journal of the History of Philosophy. - 1986. - Vol. XXIV, № 1. - Pp. 79-98.
177. Matich O. Erotic Utopia. The decadent imagination in Russia's Fin de Siècle / Olga Matich. - Wisconsin: University of Wisconsin Press, 2005. - 354p.
178. Mazour-Matusevich Y. Nietzsche's Influence on Bakhtin's Aesthetics of Grotesque Realism // Comparative Literature and Culture - 11.2 (2009) - Режим доступа:
http://docs.lib.purdue.eduycgi/viewcontent.cgi?article=1472&context=clcweb/ свободный. - Загл. с экрана.
179. Mondry H. Vasilii Rozanov and the body of Russian Literature / Henrietta Mondry. - Indiana: Slavica Pub., 2010. - 166 p.
180. TV. Katherine Hayles. How We Became Posthuman: Virtual Bodies in Cybernetics, Literature, and Informatics / Katherine H. - Chicago and London: Chicago UP, 1999. -364 p.
181. Pasley M. Nietzsche's Use of Medical Terms // Nietzsche: Imagery and Thought. - Berkeley: Univ. of California Press, 1978. - Pp. 123-158.
182. Scott L. Genealogy and the Body: Foucault / Deleuze / Nietzsche // Theory, Culture and Society. - 1984. - Vol. 2, № 2. - Pp. 1-17.
183. Shilling C. The body and social theory / Chris Shilling. - London: Sage Press, 1993. -239 p.
184. Van Peursen С.Л. Body, Soul, Sprit: A Survey of the Body-Mind. Problem, trans. Hubert H. Hoskins / C.A. van Peursen. - London: Oxford Univ. Press, 1966. -213 p.
185. Vice Sue. Bakhtin and Kristeva: Grotesque body, abject self // Face to face. Bakhtin in Russia and the west. - Sheffield: Sheffield Academic Press, 1997. - Pp. 160-174.
186. Zarner M. R. The Problem of Eembodiment: some Contributions to a Phenomenology of the Body / Richard M. Zarner. - Hague: Nijhoff, 1964. - 294 p.
Справочная литература
187. Даль В. Толковый словарь Даля. - Режим доступа: http://vidahl.agava.ru/ , свободный. - Загл. с экрана.
188. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000. - Режим доступа: http://wvyw.efremova.info/, свободный. - Загл. с экрана.
189. Западное литературоведение XX века. Энциклопедия / гл. ред. Е.А. Цурганова. - М.; Intrada, 2004. - 560 с.
190. История философии. Энциклопедия / Под. ред. А.А. Грицанов. -Минск: Интерпрессервис, 2002. - 1376 с.
191. Краткая философская энциклопедия / Составители: Е. Губский, Г. Кораблева, В. Лутченко. - М.: Прогресс, 1994. - С.576.
192. Кемеров В.Е. Философская энциклопедия / В.Е. Кемеров. - М.: Панпринт., 1998.-453 с.
193. Культурология. Энциклопедия. В 2 т. Т. 2 / гл. ред. и автор проекта С. Я. Левит. - М., Росспэн, 2007. - 1184 с.
194. Некрасова H.A., Некрасов С.И., Садикова О.Г. Тематический философский словарь: Учебное пособие / Некрасова H.A., Некрасов С.И., Садикова О.Г. - М.: МГУ ПС (МИИТ), 2008. - 164 с.
195. Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 1 / Ин-т философии Российской акад. наук; Гл. ред. В. С. Степин. - М.; Мысль, 2000. - 640 с.
196. Ожегов С.К, Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов., Н.Ю. Шведова. - Режим доступа: http://ozhegov.info/slovar/ , свободный. - Загл. с экрана.
197. Розановская энциклопедия / Составитель и гл. ред. А.Н. Николюкин. -М.: РОССПЭН, 2008. - 2419 с.
198. Современная западная философия: Словарь / Под ред. B.C. Малахова, В.П. Филатова. - М.: ТОН-Острожье, 1998. - 544 с.
199. Ушаков Д.Н. Толковый словарь Ушакова. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/die.nsf/ushakov/, свободный. - Загл. с экрана.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.