Философско-антропологические аспекты проблемы самосознания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Соложенкин, Борис Сергеевич

  • Соложенкин, Борис Сергеевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 183
Соложенкин, Борис Сергеевич. Философско-антропологические аспекты проблемы самосознания: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Санкт-Петербург. 2016. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Соложенкин, Борис Сергеевич

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Сознание, самосознание, саморефлексия

1.1 Самосознание и Саморефлексия

1.2 Критика Райла: сознание как пустой термин. Сознательность и диспозиция

1.3 Отношение к предполагаемому правилу действия

1.4 Штаб квартира без оператора - Дэннет о сознании

1.5 Дж. Серль и нередуцируемость самосознания

ГЛАВА ВТОРАЯ. Самосознание в перспективе от первого лица

2.1 Ф. Ницше и активная лингвистика

2.2 Необходимость самосознания как интерсубъективной данности

2.3 Самосознание как социальная игра: позиция, социальная роль, идентичность

2.4 Два момента самосознания

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Философско-антропологические аспекты современного обращения к «себе»

3.1 Условия современной индивидуализации

3.2 Что такое культура для самосознания? Роль ценностей

3.3 Ценность индивидуального: исток и проблема

3.4 Уникальное и симулятивное

3.5 Возможность этики: первичность проблематического и истины события

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философско-антропологические аспекты проблемы самосознания»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность диссертационного исследования. «Смерть субъекта» или более позитивно - «схватка о субъекте»1, означила целый комплекс проблем, которые в различных исследовательских программах двадцатого века в конце концов изменили порядок обращения к теме «Субъект». Структуралистские и пост-структуралисткие исследования, парадигмы структурного психоанализа,

Л

заката больших нарраций (Лиотар), деконструктивизма, прояснение биологических оснований и социально-культурных доминаций поведения человека - все это свидетельствовало о невозможности выделения прежнего концептуального персонажа, который принимался в классической установке в качестве однозначного субъекта - фактически, субъекта познания, переосмысленного Духа, выведенного в рамках протестантской теологии, Духа философов, который приходит в мир, выражается в нем - чтобы обрести «себя», тем самым этот мир отринув. В новом, неклассическом видении мир оказался

3

действительностью праксиса, столкновения и сожительства разнородных агентов, которых более не могли быть унифицированы под эгидой единого субъекта: на первый план вышли «множества», «интерпретации» и «различия», вопросы их сосуществования и взаимовлияния - то, что ранее было подчинено и дополняло ведущий дискурс о Субъекте, о Человеке, вышло за его пределы -чтобы переопределить, детерриторизовать и обозначить как частную тему.

Уже в глубине философской антропологии была предпринята сегрегационная попытка4 - связать человека как раз с особым духовным началом, выделив его вне жизненного порыва, вне цепи биологических видов. Связь с такой духовной свободой способствовала трудности в обнаружении стабильного

1 Декомб В. Дополнение к субъекту: Исследование феномена действия от собственного лица / Пер. с фр. М. Голованивской. — М.: Новое литературное обозрение, 2011. С. 5.

2 Смерть Субъекта [Электронный ресурс] // Новейший философский словарь. - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/1087/СМЕРТЬ (дата обращения: 15.06.2016).

3 А в дополнение — постоянной ревизии результатов этого праксиса, то есть действительностью критики.

4 Обсуждение тезиса полно представлено: Шеффер Ж.-М. Конец человеческой исключительности / Ж.-М. Шеффер ; пер. с фр. С.Н. Зенкина. - М.: Новое лит. обозрение, 2010. - 390 с.

3

результата, образа человека5, а также возможность мыслить его как референта (процесса, осуществляемого им действия) в качестве оператора. Хотя пафос по поводу его оперативности сбивают когнитивные науки (например, понятие мозга как Штаб-квартиры без оператора6), а исследования дискурсивных практик и философия языка и вовсе заключает о нем в ключе некоторого функционального остатка, агента ритуальных практик, исполнителя и глашатая культурных смыслов, тем не менее - укажем здесь на позитивную возможность - он признается способным каким-то образом вносить коррективы в процесс индивидуации, предлагать свою интерпретацию событий или положения дел, чтобы затем утвердить ее на практике; быть активным, быть творцом или -скромнее: размещаться в той или иной социокультурной ситуации, которая в свою очередь оказывается неспособной полностью определить этого субъекта. Этот список следует понимать как некоторую сумму тех ключевых положений (они возникают в разных философских традициях до сих пор), которые обуславливают возвращение к теме Субъекта и могут быть поняты как теневые мотивы, как практическое основание этого возвращения.

Тем не менее исходная ситуация такова: дверь в царство Субъекта в-себе и для-себя захлопнулась, с субъектом случилась катастрофа (ее, опять же, располагают в теоретическом поле постмодернизма, структурализма или постструктурализма), которую двадцатый век осмысляет в терминах утраты: Бога (от критики креационизма с позиций дарвинизма в его различных модификациях до христианства без религии - Бонхеффер), автора (Фуко М., Барт Р.), и, наконец, самого Субъекта. Однако позитивный смысл катастрофы заключается в возможности сведения размышлений и изысканий антропологического характера к «проверке» дискурса об отсутствии на консистентность и теоретическую валидность. Что есть содержательного в отсутствии , провоцируемом сдвигом

5 Этот теоретический реестр довольно широк; в настоящем исследовании ему соответствуют: философия жизни и ее осмысление (например, Ницше и работа Делеза о нем), диспозициональная теория личности Г. Олпорта, экзистенциальная мысль (Хайдеггер, Сартр), родоначальники философской антропологии (Шелер, Гелен).

6 Имеется в виду книга: Dennet D. Consciousness explained. London: Penguin Books, 1993. - 511 p.

7 Отсутствие, рассеивание, исчезновение - одни из базовых тем в постмодернистском понимании субъективности наряду с возникновением и началом. См.: Фоменко А. П. Проблема субъекта в философии постмодернизма // Ценности и смыслы. 2016, No 2 (42). С. 15-16.

категории Субъект из центра размышления, из освященного немецкой

о

классической философией тождественного центра повторений и различий - на периферию? Мы считаем уместным и актуальным применить здесь метафору «фона/фигуры»: ведь отсутствие мыслится, прежде всего, через то, что еще не различено, и показывает вообще наш способ размышлять о фоне (который предстает как то, что обуславливает человека в его поведении и жизнедеятельности), в то время как человек является фигурой, фигурностью определенных отношений, системы - будь она рассмотрена социологически или психологически.

Тем самым любое заявление о смерти субъекта является выдвижением фона на первый план - в окрестностях мы ищем не просто субъекта (наподобие ожидающих Годо бродяг из известной пьесы С. Беккета), но алиби для присутствия того, что существует, уже действует и живет. Тогда возникает вопрос о природе этого алиби, порождённый как раз из освобожденного Субъектом

9 ~

места, указывая тем самым с одной стороны — на новых арендаторов , а с другой - на условия запроса об истине. Не исключить тех операций, чья запись ведётся в регистре практик, которые обнаруживают связь Субъекта и Истины, и ту недвусмысленность указания на... опять же "реального" её референта, на оживляющее сами ценности, истины, на (по совпадению или нет) то биологическое социальное существо, более не поддержанное метафизическим двойником.

Фоновые предпосылки не позволяют выявить его действительное жизненное начало, а объяснение его как единичного происходит через категорию множественного10, если вообще проходит через редукционное сито (бихевиоризм, структурализм, психоанализ). Попытка найти «шов», все-таки смыкающий

8 Докторская работа Ж. Делеза посвящена вопросу о том, можем ли мы мыслить различие и повторение вне концепта: Ж. Делез. «Различие и повторение». — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. - 384 с.

9 Например, по поводу уже упоминавшейся работы Деннета «Сознание объясненное» мы можем, несмотря на явную метафоричность термина Штаб-Квартира, понимать Мозг как этого сменщика. То, что раньше могло быть прочитано через категорию Субъекта, становится тем, что осуществляет Мозг (со всеми оговорками на неоднозначность такого сравнения); Понятия личности и индивида, человека — другие примеры арендаторов.

10 Помимо работ Делеза, из упомянутых источников в нашем исследовании эту тему подробно разрабатывает: Вирно П. Грамматика множества: к анализу форм современной жизни. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. - 173 с.

многочисленные концепции деятельности и позицию субъекта, нам видится в концепте самосознания (с учетом выше изложенных примечаний), вернее - в возможности реализации (культурной и социальной, через антропотехники и антропотехнологии) обращения к «себе», установки на самосознание (Фуко М., Адо П.), культуры "себя", в которой упорствует субъект действующий.

Перемена, произошедшая со смещением, нейтрализацией темы субъекта (а теперь - оценкой и стремлением понять способ обращения к субъекту практики), на наш взгляд указывает на переход от концепта самосознания, свойственному классической модели субъекта к расширенному, изменившемуся пониманию самосознания, соответствующему неклассическим исследованиям, а далее - к исследованию того, почему место (откуда говорят, действуют, желают) не оказывается пустым11.

Известно, что забота о «себе» всегда являлась проблематичной именно как раз за счет характера и статуса этого «себя». Утверждение объекта этой заботы -«себя» - отсылает либо к особенной сфере знания (сознательные содержания, qualia), либо к языку (первое лицо, субъект), либо к статусам (и социальному как таковому), либо к практической установке (рассмотренные М. Фуко и П. Адо духовные упражнения). Обращение к «себе», забота о «себе» отсылают прямым образом к последнему контексту, в то же время не представляется возможным существования последнего без остальных.

Проблематика данного исследования образована основным вопросом о связи субъекта и практики (и тем самым вопроса - об агенсе, субъекте действия) - что в свою очередь поднимает вопрос связь субъекта и истины, предполагает расширенное понимание самосознания, не замкнутое на саморефлексию или самоопределение. Тем самым, исследованию подлежит как сам статус субъекта действия, от агента социального действия (Вебер) - до неопределенного агенса (Декомб), так и категории в которых мыслится возможный результат этого

11 И производится не только значение, но и само присутствие. Подробнее вопрос освещен у: Гумбрехт Х.У. Производство присутствия: чего не может передать значение. М.: Новое литературное обозрение, 2006. — 184 с.

становления - индивид, личность, идентичность - эти проблемы находятся в рамках герменевтического круга в данном исследовании.

Иначе говоря, философско-антропологическая размерность процесса индивидуализации образует как актуальный практический вопрос, связанный как с педагогикой и организацией образования, так и с организацией социального бытия через антропотехнологии и дискурсивные практики.

Со стороны философии языка, современных исследований в области нейрофизиологии и психологии все чаще звучит утверждение о том, что субъект является избыточной категорией, запутывающий в объяснении как реально происходящих в мозгу процессов, так и поведения человека. Не меньшей проблемой является субъект понимающий, достоверность приписывания действия которому - не кажется очевидной ряду теоретиков социального действия. Кроме того, в условиях все возрастающей социальной мобильности, кратковременности социальных связей, господства массовой культуры и кризиса идентичности (явлений, свойственных тому, что З.Бауман называет «текучей современностью», а У. Бек - «обществом риска») под вопросом оказывается содержание таких понятий как индивид и личность. В данном абзаце сосредоточены те актуальные для теоретического осмысления современности вопросы, которые могли бы быть решены с учетом рассмотрения самосознания в прагматическом ключе, перспективу которого задает данное исследование.

Степень разработанности проблемы. В классических исследованиях Декарта, Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля разрабатывается понимание самосознания через саморефлексию, последующая критика Л. Фейербахом, Ф. Ницше, и К. Марксом позволяет вычленить как другие, помимо рефлексии, аспекты, связанные с праксисом. Проблема человеческого измерения, уточнение значения праксиса, конструктивная роль антропотехник для культуры - изучалась многими антропологами и философами, среди которых: М. Шелер, А. Гелен, К. М. Клакхон, Б.В.Марков, В. Ю. Сухачев, В. П. Щербаков, Ж.-М. Шеффер и других.

В исследованиях, посвященных когнитивным наукам, в частности у Д. Деннета, Д. Серля намечается проблематичность термина сознания (также в этом аспекте для нас значимы работы М.К. Мамардашвили, А.Н.Исакова), в то время как у Г. Райла, Л. Витгенштейна, В. Декомба, П. Рикера, Р. Барта, Ч. С. Пирса, Т. Л. Шота, К. А. Галаниной проблематизируется как категория субъекта (ее языковая, семиотическая составляющая), так и разрабатывается понимание действующего субъекта, важными работами в понимании которого являются труды Г. Олпорта, Л. Хьелла, Д. Зиглера. Свой вклад в изучение связи между самосознанием и творчеством, самоорганизацией и поведением в целом внесли: Ф.Т. Михайлов, М.А. Гарнцев, А.Г. Спиркин, Н.М. Амосов, А.А. Леонтьев, Е.В. Кораблева.

Основная перспектива, на которую сориентировано исследование, понятие заботы о «себе» и понимание философии как практики раскрыта у М.Фуко и П. Адо. Самосознание от первого лица эксплицировано в таких культурных источниках как тексты Августина, Абеляра, Петрарки, Монтеня, Байрона, Ницше и многих других.

Благодаря работам З. Баумана, У. Бека, М. Вебера, Г. Маркузе, Г. Дебора, П.

Вирно, Ж. Бодрийяра, О.А. Богдановой, М.М. Предовской, П.С. Гуревича, Л.А.

Софроновой выявляются существенные аспекты как индивидуалистической

культуры в эпоху капитализма, так и кризиса современной идентичности.

Возрожденческие истоки ценностей индивидуального представлены

историческими исследованиями А.Ф. Лосева, Л.М. Баткина, Ч. Тэйлора, Е.А.

Цветухиной. Социальные аспекты самосознания субъекта действующего

представлены благодаря работам И. Гофмана, Д. Мида, А. Турена, А.М.

Руткевича, П.В. Степанцова.

Важные онтологические заключения для заключения о связи субъекта и

истины, представлены работами Ж. Делеза и А. Бадью, Ж.-П. Сартром, М.

Хайдеггером, Ж. Лаканом, Ж.-Б. Понталисом, а также исследователями их

творчества - С. Жижеком, Ф. Гро, И.Э. Егорычевым, А.В. Дьяковым, А. П.

Фоменко, А.С. Колесниковым, А.Н. Ильиным.

8

Целью исследования является обоснование прагматического подхода к самосознанию, что в свою очередь требует экспликации теоретического статуса субъекта действующего и прояснения философско-антропологических аспектов его становления. Неоднородность контекста, в котором ставится вопрос о субъекте действующем, порождена различием методов и установок соответствующих научных дискурсов/парадигм, из-за чего представляется необходимым указать на ряд соответствующих задач:

• установить различие между самосознанием, сознанием и саморефлексией;

• проанализировать практический смысл обращения к «себе» (в рамках заботы о «себе») и теоретические следствия из него;

• рассмотреть социально-культурный контекст современной индивидуализации и провести аналитику смысла индивидуального бытия;

• найти основания, согласно которым устанавливаются ценностные предпосылки современного индивидуализма;

• прояснить связь между этикой и эстетикой существования.

Научная новизна исследования:

1. Была проведена систематизация подходов к самосознанию, позволяющее понять последнее в прагматическом ключе.

2. Приписываемые новоевропейской личности предикаты своеобразия, уникальности, индивида как неделимого начала - по-новому осмысляются в контексте духовных упражнений. Их новое осмысление заключаются в том, что они предоставляют собой критерии оценки успешности как выполнения духовных упражнений, так и культивации субъективности.

3. Безграничная открытость, характеризующая способ бытия человека, рассмотрена как условие для трансформации и построения той или иной модели субъективности.

4. Рассматриваются положения одной из основополагающих работ Д. Деннета «Consciousness Explained». Несмотря на значительное эпистемическое содержание и силу идей последней (особенно - для осмысления сознания и самосознания), работа остается непереведенной на русский язык. Аналогичным образом ситуация обстоит с важной работой Ч.Тэйлора по философии культуры - «Sources of the Self».

Среди методологических оснований нас ориентировали диалектический и герменевтический методы философского исследования. Сравнительно-исторический анализ подходов к самосознанию и сознанию велось с учетом позиций структурного психоанализа, теоретических положений философии языка (Витгенштейн), методологии социального интеракционизма и основоположений диспозициональной теории личности. Рассмотрение самосознания с позиции первого лица потребовало от нас занять позицию метода гетерофеноменологии, предложенного Д. Деннетом.

Аналитика исследования также во многом опирается на семиотический сценарий, предложенный Ч. С. Пирсом, позволяющий развернуть сразу ряд проблемных вопросов в их взаимосвязи и прояснить ключевые аспекты темы. В частности, обращение к семиотике Пирса позволяет рассмотреть понятие идентичность как семиотическую консистенцию, кроме того, его понятие интерпретанты позволяет сопоставить самосознание, прежде всего, как признающее Другого, с самосознанием, как инициированным способностью желания.

Положения, выносимые на защиту:

1. Самосознание не сводится только к саморефлексии, в рамках неклассической парадигмы обнаруживается связь самосознания с практической установкой, а с субъектом - прежде всего как действующим.

2. Истина, которую может иметь о себе субъект действия, раскрывается в понимании и планировании своего действия, то есть относится к измерению этического и проблематического.

3. Процедура автопозиционирования, утверждающая классический Субъект, сменяется идеей обучения. Субъективность культивируется посредством духовных упражнений: мы обучаемся тому, как следовать тому или иному правилу, активизировать творческие силы и осмыслять свое положение в мире, которое является не в меньшей мере результатом исполнения духовных упражнений, чем дискурсивных практик культуры.

4. У нас нет оснований для понимания сознания как верифицируемой научными средствами некоторой родовой способности субъекта - такая способность явно принадлежит метафизике - но мыслить можно сознательный подход к собственной жизни с пониманием мотивации, сознательное принятие ответственности на себя (в виде обещания, которое необходимо выполнить), наконец сознательное следование истине, так как субъект только сам может решить - случилось событие или нет.

5. Будучи рассмотрена как антропогенный процесс, индивидуация позволяет двояким образом понять природу человеческого действия: с одной стороны, это преобразующее субъективное действия, усложняющее индивидуальный конструкт и умножающее число защитных средств в ответ на нестабильный характер постиндустриального общества, общества риска и спектакля. С другой стороны - это действие конкретно-исторического индивида, реализующее определенную стабильную форму самосознания.

6. Индивидуация происходит в ситуации капитализма, и мы определили (раскрыв идеи труда и капитала), что исчезновение естественной стоимости, повсеместного характера освященных традицией отношений, сопровождается претензией (имеющей корни в идее беспредельного «Я», исторически - в эпохе Возрождения) на уникальность, неповторимость собственного бытия, требующей особенных ресурсов смыслообразования, восполнимых через духовные упражнения, практики.

7. Идея самосознания предполагает этического субъекта, но этот субъект соотнесен не с телесностью как таковой, биологическими или культурными параметрами (последние в полной мере характеризуют индивидное основание субъективности). Как тот или иной субъект, он конструируется под воздействием события - исключительного только для первого лица, возникающего как разрыв в порядке культуры или субъективного интереса, тем не менее преобразующий последний в следование истине. Объяснить модель субъективности значит выявить существенные черты истины, которая возникает вместе с событием. А это означает - поиск той модели, в которой культура «себя» сочетает как эстетику существования, так и этику. Научно-теоретическая и практическая значимость работы Тема работы - междисциплинарна; предложенный нами подход позволяет не только проследить тенденции, характерные в понимании самосознания в ряде гуманитарных и естественно-научных дисциплин, но и выявить их точки пересечения в рамках избранной нами темы. В этой связи наше исследование обозначает переход от неклассического способа философствования к постнеклассическому12, поскольку ее выводы располагаются в актуальном для современных наук проблематическом поле последнего способа - например, обнаруженная нами точка схождения в концептуализации самосознания как

13

самоорганизации для мыслителей различных направлений . Для философской антропологии значимость исследования проявляется в экспликации последствий тезиса, связывающего сущность человека с субъективностью.

Результаты диссертации могут применяться в различных областях филофского, антропологического и в целом - социогуманитарного знания, они могут служить источником для подготовки лекционных курсов, семинарских и практических занятий, учебных пособий по философской антропологии,

12 В.С. Степин Классика, неклассика и постнеклассика: критерии различения // Постнеклассика: философия, наука, культура. СПб.: Издательский дом «Mip^>, 2009. С. 249-295.

13 См. соотв. параграфы статьи, фиксирующей положения постнеклассического мышления: Классика - неклассика - постнеклассика [Электронный ресурс] // История философии. Энциклопедия. - URL: http://velikanov.ru/philosophy/klassika_neklassika_postneklassika.asp (дата обращения 15.06.16).

философии сознания и самосознания, философии языка и для дальнейшего изучения моделей субъективности в культуре.

Апробация результатов исследования

Результаты диссертационного исследования были представлены и обсуждались на всероссийских и международных конференциях, в том числе следующих: «Медиакультура и медиаобразование» (Санкт-Петербург, 22-23 ноября 2013 года), Всероссийская научно-практическая конференция "Прошлое -настоящее - будущее Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения" (СПб, 29-30 октября 2013 года), II Международная научно-практическая конференция "Проблемы современности: человек, культура и общества" (Рязань, 22-24 июня 2014 года), Международная научно-практическая конференция «Медиакультура и медиаобразование II. (Феномен туризма в культуре XXI века: медиатехнологии современной культуры)» (Санкт-Петербург, 21 ноября 2014 года).

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, четырнадцати параграфов, заключения и библиографии. Объем работы составляет 183 страницы. В списке литературы 172 наименования, в том числе 10 на иностранных языках.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Сознание, самосознание, саморефлексия

1.1 Самосознание и Саморефлексия

Предлагаемой нам стартовой точкой и одной из опорных стратегий является различение самосознания и саморефлексии, обнаруживающее как взаимосвязанность этих понятий, так и их несводимость друг к другу. Попытка выделения двух смысловых рядов опирается на определенную традицию (в этом ряду можно упомянуть Декарта, Канта, Гегеля) и ее преодоление (в связи с чем выделяют онтологический/лингвистический поворот), на различие между

14

классическим и неклассическим мышлением - при этом сами два ряда обнаруживают точки схождения. Так, для саморефлексии необходима экспликация «Я» в качестве бытийного горизонта того, что эта рефлексия может отразить в себе, однако гносеологическая функция («познавать себя») тесно соприкасается с этической, а конкретнее с эротикой, экономикой и диететикой - как показывают исследования Фуко15. Поэтому, хотя и существует традиция, имеющая в качестве отправной точки когитальный аспект (ego cogito), она не может остановиться на нем, чтобы объяснить значение такого явления как «самоописание» или конверсия16.

Речь о том, чтобы установить, что же описывается, представляется, обнаруживается при саморефлексии. Классическая наука стремится стереть следы человеческого присутствия, следы субъективности в процессе познания и знаки

17

субъекта на самом знании . В результате, когда мы хотим спросить о том, каков

14 См. классическую работу Мамардашвили на эту тему: Мамардашвили М. К. Классический и не классический идеалы рациональности. - СПб., Азбука, Азбука-Аттикус, 2010. - 288 с.; а также - Степин В. С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения. // Постнеклассика: философия, наука, культура. СПб.: Издательский дом <^ръ», 2009. С. 249-295.

15 См. ключевое для нас исследование: Фуко М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в е Франс в 1981—1982 учебном году / Пер. с фр. А.Г. Погоняйло - СПб.: Наука, 2007. С. 74.

16 Явление конверсии рассмотрено у Адо П. Духовные упражнения и античная философия. М.; СПб. Изд-во «Степной ветер»; ИД «Коло)), 2005. Глава Конверсия.

17 Маркова Л.А. На пути к новой онтологии в философии науки // Вопросы философии. - 2013. - № 11. С. 48.

14

трансцендентальный субъект (активный агент процесса познания) - нам отвечают о его функциональном значении, опуская онтологический вопрос: его роль в том, чтобы поставлять Я-формы (Кант), полагать эмпирическое «Я» (Фихте). Мир, в котором сложился рефлексирующий субъект - не принимается в расчет. Поэтому экспликация бытийного горизонта на проверку оказывается либо трансляцией культурных установок рефлексирующего субъекта, либо моделированием становления самого разума или разумной действительности.

В ходе многочисленных процедур дознания об абсолютной истине,

18

Феноменология Духа позволяет связать самосознание не столько с когитальным аспектом, сколько с желанием, процедурой признания и обнаружением всеобщего. При этом конечным ответом феноменологии на вопрос, о ком (о чем?) рефлектируют, когда рефлектируют о себе, будет все-таки абсолютный Дух (хотя это положение и держится как бы втайне на первых порах). Оказывается, что самосознание либо совпадает (и в этом смысле является синонимом), либо является лишь этапом саморефлексии с той оговоркой, что рефлексия ведется все-таки Духом («Наука Логики» рассматривает рефлексию как научную операцию, то есть «психологически», в то время как в «Феноменологии» рефлексия и процесс саморазвертывания духа совпадают). В структурном плане «Феноменологии» Самосознание предстает как выстраивание связи к сознанию всеобщего, когда нет нужды уже говорить от первого лица, когда насущным, требующим раскрытия будет содержание коллективных форм деятельности и тех духовных связей, которые их полагают (то есть полагает «Дух», следующее открытие вслед за разумом)19.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Соложенкин, Борис Сергеевич, 2016 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Адо П. Духовные упражнения и античная философия: пер. с фр. / П. Адо; предисл. А. Дэвидсона. - Москва. : Степной ветер; СПб.: Коло, 2005. - 444 с.

2. Адо П. Философия как способ жить: беседы с Жанни Карлис и Арнольдом И. Дэвидсоном / П. Адо ; пер. с фр. В. А. Воробьева. - СПб.; М.: Степной ветер : Коло, 2005. - 283 с.

3. Амосов. Н.М. Моделирование мышления и психики. К.: Наукова думка, 1965. - 303 с.

4. Арендт Х. Лекции по политической философии Канта. - СПб.: Наука, 2012. -302 с.

5. Аристотель. Политика. Сочинения: В 4 т. Т. 4. - М.: Мысль, 1983. - С. 376644.

6. Бадью А. Манифест философии. — СПб.: Machina, 2003. - 182 с.

7. Бадью А. Этика: очерк о сознании зла. СПб.: Machina, 2006. - 124 c.

8. Барт Р. Нулевая степень письма // Семиотика. - М.: Радуга, 1983. - С. 306-349

9. Батай Ж. Гегель, смерть, жертвоприношение // Фокин С.Л. (сост.) Танатография Эроса. Жорж Батай и французская мысль середины XX века. Мифрил, 1994. С. 245-269.

10.Баткин Л. М. Гуманистическая риторика и поиски индивидуальности // Европейский человек наедине с собой: Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. М.: Изд-во РГГУ, 2000. С. 615-737.

11.Баткин Л. М. Европейский человек наедине с собой: Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. М.: Изд-во РГГУ, 2000. - 1005 с.

12.Баткин Л. М. О культурно-историческом смысле «Я» в «Исповеди» бл. Августина // Европейский человек наедине с собой: Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. М.: Изд-во РГГУ, 2000. С 61-136.

13.Баткин Л. М. Петрарка на острие собственного пера // Европейский человек наедине с собой: Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. М.: Изд-во РГГУ, 2000. С. 235-516.

14.Баткин Л.М. Ради чего Абеляр написал свою автобиографию // Европейский человек наедине с собой: Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. М.: Изд-во РГГУ, 2000. С. 137-235.

15.Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005. - 324 с.

16.Бауман З. От пилигрима к туристу, или краткая история идентичности [Электронный ресурс]. - URL: http://les-urbanistes.blogspot.ru/2008/11/blog-post.html (дата обращения: 15.06.16).

17.Бауман, Зигмунт. Текучая современность. — СПб.: Питер, 2008. — 240 с.

18.Бейнер Р. Хана Арендт о суждении // Арендт Х. Лекции по политической философии Канта. - СПб.: Наука, 2012. С. 147-256.

19.Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 384 с.

20.Бердяев Н.А. Смысл творчества: опыт оправдания человека. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2004. - 678 с.

21.Богданова О.А. Процесс секуляризации и кризис личности в западной культуре XX века: Монография/ Рост. гос. экон. унив., СКНЦ ВШ - Ростов-н/Д., 2001. - 240 с.

22.Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. - 389 с.

23.Бодрийяр Ж. Общество потребления: его мифы и структуры. М.: Культурная революция: Республика, 2006. - 268 с.

24.Бубер. М. Я и Ты // Два образа веры. М., 1995. С. 15-93.

25.Валь Ж. „Несчастное сознание" в философии Гегеля. - СПб: Владимир Даль , 2006. - 331 с.

26.Вандек В. Тимоско В. Предисловие // Фишер К. Гегель. Его жизнь, сочинения и учение. Первый полутом. - М.-Л.: Государственное социально-экономическое издат., 1933. С. XVI - XXXII.

27.Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. М.: Центр

171

гуманитарных инициатив, 2013. - 649 с.

28.Вирно П. Грамматика множества: к анализу форм современной жизни. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. - 173 с.

29.Вислефф К. Теология Мартина Лютера. М.: Светоч, 2009. - 240 с.

30. Витгенштейн Л. Философские работы. М.: Гнозис, 1994. - 520 с.

31.Галанина К.Э. Трансформация концепта субъекта в философии Людвига Витгенштейна [Электронный ресурс]. - URL: http://vphil.ru/index.php?id=351&itemid=52&option=com_content&task=view (дата обращения: 15.06.2016)

32.Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии (От Аристотеля до Декарта). - М.: Издательство МГУ, 1987. - 216 с.

33.Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа СПб.: "Наука", 1992. - 444 с.

34.Гегель Г.В.Ф. Философия духа // Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т. 3. - М.: Мысль, 1977. - 472 с.

35. Гелен А. О систематике антропологии (пер. А. Ф. Филиппова) // Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П. С. Гуревича; Общ. ред. Ю. Н. Попова. — М.: Прогресс, 1988. — С. 152—201.

36.Голик Н.В. Тайна этоса // Серия "Symposium", Религия и нравственность в секулярном мире. Выпуск 20 / Материалы научной конференции. 28-30 ноября 2001 год. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. C.86-90.

37.Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: «КАНОН-пресс-Ц», 2000. - 302 с.

38. Гро Фр. О курсе 1982 года // Фуко М. Герменевтика субъекта. - СПб.: Наука, 2007. - с. 549 — 596.

39.Гумбрехт Х.У. Производство присутствия: чего не может передать значение. M.: Новое литературное обозрение, 2006. — 184 с.

40.Гуревич П.С. Проблема идентичности человека в философской антропологии // Вопросы социальной теории, 2010. Том 4. С. 63-87.

41. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная

172

феноменология: Введение в феноменологическую философию. СПб.: Фонд Университет: Владимир Даль, 2004. - 399 с.

42.Данто А. Ницше как философ. — М.: Идея-Пресс; Дом интеллектуальной книги, 2001. — 280 с.

43.Дебор Г. Общество Спектакля. М.: Логос, 2000. - 183 с.

44.Декарт Р. Размышления о первой философии. - URL: http://www.psylib.org.ua/books/dekar02/index.htm (дата обращения 15.06.16).

45.Декомб В. Дополнение к субъекту: Исследование феномена действия от собственного лица / Пер. с фр. М. Голованивской. — М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 576 с.

46.Делез Ж. Капитализм: встреча двух потоков (лекция 12 декабря 1971 г.) [Электронный ресурс]. - URL: http://politizdat.ru/fragment/48/ (дата обращения: 15.06.16).

47.Делез Ж. Логика смысла / Пер. с фр. Я.И.Свирского. - М.: Академический Проект, 2011. - 470 с.

48.Делез Ж. Ницше и Философия. М.: «Ад Маргинем», 2003. - 391 с.

49.Делез. Ж. Различие и повторение. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. -384 с.

50.Деннет Д. Виды психики: на пути к пониманию сознания. М. : Идея-Пресс, 2004. - 184 с.

51.Дьяков А.В. Жиль Делез. Философия различия. - СПб.: Алетейя, 2012. - 504 с.

52.Дьяков А.В. Проблема сверхдетерминации индивида в философии постструктурализма. - Курск: Изд-во Курск. Гос. Ун-та, 2005. - 131 с.

53.Егорычев И. Э. Системы мысли в европейской культуре. - СПб.: Наука, 2014. - 278 с.

54.Жижек С. Интерпассивность. Желание: влечение; Мультикультурализм. СПб.: Алетейя, 2005. - 155 с.

55.Жижек С. Искусство смешного возвышенного. О фильме Дэвида Линча «Шоссе в никуда». - М.: Издательство «Европа», 2011. - 168 с.

173

56.Ильин А. Н. Субъект в массовой культуре современного общества потребления (на материале китч-культуры). - Омск : «Амфора», 2010. - 376 с.

57.Ильин А. Н. Субъект в пространстве философии постмодернизме [Электронный ресурс]. - URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/1/Ilyin_Subject/ (дата обращения 15.06.2016)

58.Исаков А. Н. Язык и сознание в философии Дж. Серля [Электронный ресурс]. - URL: http://fikio.ru/?p=1535 (дата обращения: 15.06.2016).

59.Кант И. Критика практического разума // Сочинения: в 6 т. - М.: Мысль, 1963 - 1966. - (Философское наследие). С. 311-501.

60. Кант. И. Сочинения на немецком и русском языках. Т. 2: Критика чистого разума: в 2 ч. Ч. 1; Ин-т философии РАН. - М.: Наука, 2006. - 1086 с.

61.Клакхон. К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. Перевод с английского под редакцией к. фил. н. Панченко А. А. — «Евразия» — СПб., — 1998. - 352 с.

62.Классика - неклассика - постнеклассика. История философии. Энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL:

http://velikanov.ru/philosophy/klassika_neklassika_postneklassika.asp (дата обращения 15.06.16).

63.Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля. - М.: Логос: Прогресс-Традиция, 1998. - 207 с.

64.Колесников А.С. Проблема субъективности в постструктурализме // Формы субъективности в философской культуре ХХ века. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С. 79-106.

65.Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. - 334 с.

66.Кон И.С. Открытие "Я". М.: Политиздат, 1978. - 367 с.

67.Кораблева Е. В. Самосознание: проблема продуктивной самореализации личности. Дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.01. М, 2001. - 302 с.

68.Корнев С. Мистика, Звёздные Войны и один парадокс массовой культуры

174

[Электронный ресурс]. - URL: http://www.nietzsche.ru/look/xxc/politik/kornev/ (дата обращения: 15.06.2016).

69.Кострова, Е. А. Я и Другой в философии диалога: проблема взаимообусловленности и автономии: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.01. - М., 2012. - 133 с.

70.Крылов А. Н. Эволюция идентичностей: кризис индустриального общества и новое самопознание индивида. М.: Издательство НИБ, 2010. — 272 с.

71. Лакан Ж. Ниспровержение субъекта и диалектика желания в бессознательном у Фрейда [Электронный ресурс]. - URL: http://www.opentextnn.ru/man/?id=1899 (дата обращения: 15.06.2016).

72. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе: Доклад на Римском конгрессе, читаный в Институте психологии Римского университета 26 и 27 сент. 1953 г. М.: Гнозис, 1995. - 184 с.

73. Леонтьев А. А. Деятельный Ум (Деятельность, Знак, Личность). М.: Смысл, 2001. - 392 с.

74. Лосев А. Ф. История античной эстетики, том V М.: "Искусство", 1979. - 816 с.

75. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М.: АСТ , 2000. -621 с.

76.Лосев А. Ф. Сократ [Электронный ресурс] // Комментарии к диалогам Платона. URL: http://psylib.ukrweb.net/books/losew06/txt00.htm#3 (дата обращения: 15.06.16).

77.Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. СПб.: Искусство-СПб, 1994.-758c.

78.Мамардашвили М.К. «Психологическая топология пути» / М. Пруст «В поисках утраченного времени». С-Пб.: Изд-во РХГИ/ журнал «Нева», 1997. - 568 с.

79.Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса [Электронный ресурс]. URL: http://philosophy.ru/library/mmk/marx.html (дата обращения:

15.06.16).

80.Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М.: Прогресс-Культура, 1993. - 352 с.

81.Мамардашвили М.К. Необходимость себя: введение в философию: доклады, статьи, филос. Заметки. - М.: Лабиринт, 1996. - 432 с.

82.Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. - СПб., Азбука, Азбука-Аттикус, 2010. - 288 с.

83.Манн. Т. Философия Ницше в свете нашего опыта. // Собрание сочинений. М., 1960. Т.10. С. 346-391.

84.Марков Б. В. Хайдеггер и Ницше // Homo philosophans. Сборник к 60-тилетию профессора К.А.Сергеева. СПб, 2002. С. 205-225.

85.Марков Б. В. Ценности и бытие в философской антропологии Макса Шелера [Электронный ресурс]. - URL: http://anthropology.ru/ru/text/markov-bv/cennosti-i-bytie-v-filosofskoy-antropologii-maksa-shelera. (дата обращения 15.06.16).

86.Марков Б.В. Пути Хайдеггера к Ницше // Хайдеггер М. Ницше. В 2-х тт. Т.1. - М.: Изд-во "Владимир Даль", 2006. - С. 573-599.

87.Маркова Л. А. На пути к новой онтологии в философии науки // Вопросы философии. - 2013. - № 11. - С. 40-49.

88. Маркс К. и Энгельс Ф. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Соч., т.42. М.: Издательство политической литературы, С. 41-174.

89.Маркс К. Капитал. Т. 1. - В кн.: Маркс и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23. с. 178.

90.Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества - М. : АСТ, 2003. - 526 с.

91.Мерло-Понти М. Око и дух. М.: Искусство, 1992.- 63 с.

92.Мид Д. Социальное сознание и сознание смысла / Пер. с англ. Р.Э. Бараш // Эпистемология & философия науки. 2013. Т. XXXV. № 1. С 219-227.

93.Михайлов А. Ф. Самосознание мое и наше: к постановке проблемы. - М.: ИФ РАН, 1997. - 249 с.

94.Михайлов Ф. Т. Загадка человеческого я - М., 1976. - 287 с.

95.Михайлов, Ф. Т. Креативная способность самосознания // Избранное. - М.: Индрик, 2001. С. 233-244.

96.Мишле Ж. Народ. — М., Издательство: Наука Серия: Литературные памятники, 1965. - 208 с.

97.Налимов В.В. Спонтанность сознания. - М.: Прометей, 1989. - 288 с.

98.Нет. В. Чарлз Сандерс Пирс. // Критика и семиотика. Вып. 3/4, 2001. С. 532.

99.Ницше Ф. Ecce Homo // Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм; Так говорил Заратустра; Казус Вагнер; Сумерки идолов, или Как философствуют молотом; Антихрист; Ecce Homo. - М.: АСТ, 2004. С. 603691.

100. Ницше Ф. Антихрист // Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм; Так говорил Заратустра; Казус Вагнер; Сумерки идолов, или Как философствуют молотом; Антихрист; Ecce Homo. - М.: АСТ, 2004. С. 535-601.

101. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. - М.: Культурная Революция, 2005. - 878 с.

102. Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм // Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм; Так говорил Заратустра; Казус Вагнер; Сумерки идолов, или Как философствуют молотом; Антихрист; Ecce Homo. - М.: АСТ, 2004. С. 41-158.

103. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм; Так говорил Заратустра; Казус Вагнер; Сумерки идолов, или Как философствуют молотом; Антихрист; Ecce Homo. - М.: АСТ, 2004. С. 159-409.

104. Новая философская энциклопедия Института философии Российской академии наук . - URL: http://iph.ras.ru/enc.htm. (дата обращения: 15.06.2016)

105. Новейший философский словарь. - URL:

177

http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/ (дата обращения 15.06.16)

106. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. М.: Смысл, 2002.

- 461 с.

107. Пирс Ч.С. Избранные философские произведения. Пер. с англ. / Перевод К. Голубович, К. Чухрукидзе, Т. Дмитриева. М: Логос, 2000. - -448 с.

108. Подорога В.А. Метафизика ландшафта: Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX - XX вв. : (О С.Киркегоре, Ф.Ницше, М.Хайдеггере). М.: Наука, 1993. - 319 с.

109. Понталис Ж.-Б. Лапланш Ж. Словарь по психоанализу: словарь. М.: Высшая школа, 1996. - 623 с.

110. Пределы идентичности Сухачев В.Ю. Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 6. СПб.: Издательство СПбГУ, 1998, Выпуск 4 (N 21).

111. Предовская М.М. Модификация и трансформация культурной идентичности: Дис.. кан.-та философ. наук. -СПб, 2009. - 188 с.

112. Радеев А.Е. Эстетика силы в философии Ницше. // Эстетика сегодня: состояние, перспективы. Серия "Symposium", Выпуск 1. / Материалы научной конференции. 20-21 октября 1999 г. Тезисы докладов и выступлений Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 1999. C.65-67.

113. Райл Г. Понятие сознания. М.: Идея-Пресс. 2000. - 406 с.

114. Рикер П. Герменевтика и метод социальных наук [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rulit.net/books/germenevtika-i-metod-socialnyh-nauk-read-71158-1.html. (дата обращения: 15.06.2016)

115. Рикер П. Я-сам как другой. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2008. - 419 с.

116. Розин В.М. Философия образования: Этюды-исследования. — М.: Издательство МПСИ, 2007. - 576 с.

117. Румянцева Т.Г. Воля к Власти // История философии: Энциклопедия.

— Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. — 1376 с.

178

118. Руткевич А.М. Историческая социология Норберта Элиаса [Электронный ресурс]. URL: http://krotov.info/library/26_ae/li/as_18.htm (дата обращения 15.06.2015).

119. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000. - 639 с.

120. Сартр Ж.-П. Идиот в семье. Гюстав Флобер от 1821 до 1857. СПб.: Издательство «Алетейя» — 1998 г. - 646 с.

121. Сартр Ж.-П. Тошнота. - М.: АСТ, 2010.- 320 с.

122. Сергеев К.А., Слинин Я. А. Феноменология духа Гегеля как наука об опыте сознания. // Гегель Г.В.Ф. Система наук. Часть 1. Феноменология духа. СПб.: Наука, 1999. С. 5-40.

123. Серль Д. Насколько мы действительно свободны? [Электронный ресурс]. - URL: http://hrtdnv.livejournal.com/4555.html (дата обращения: 15.06.16)

124. Серль Д. Открывая сознание заново. М.: Идея-Пресс, 2002. - 256 с.

125. Сёрль Д. Рациональность в действии. М.: Прогресс-Традиция, 2004. -336 с.

126. Серль Д. Сознание, мозг, программы [Электронный ресурс]. - URL: http://alt-future.narod.ru/Ai/searle1.htm (дата обращения: 15.06.2016)

127. Софронова Л.А. О проблемах идентичности // Культура сквозь призму идентичности. — М.: Индрик, 2006. — С. 8—24.

128. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М.: Политиздат, 1972. - 303 с.

129. Степанцов П.В. Теоретические стратегии исследования социального действия: каузальное объяснение vs понимание смысла. // Социология власти: Теория действия: режимы, стратегии, тактики, №4 (2015). С. 15-50.

130. Сухачев В.Ю. «Волки»: по ту сторону человека, между Богом и бестией [Электронный ресурс]. - URL: http://anthropology.ru/ru/text/suhachyov-vyu/volki-po-tu-storonu-cheloveka-mezhdu-bogom-i-bestiey. (Дата обращения: 15.06.16)

179

131. Сухачев В.Ю. «Тезис Парменида» Наука и альтернативные способы познания / Ред. Б.В. Марков. Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ, 1995, С. 27-44.

132. Сухачев В.Ю. Исследование человека: основные подходы в философской антропологии: Дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.13: СПб., 2003. -397 с.

133. Сухачев В.Ю. К генеалогии современного русского национализма [Электронный ресурс]. - URL: http://anthropology.ru/ru/text/suhachyov-vyu/k-genealogii-sovremennogo-russkogo-nacionalizma (дата обращения: 15.06.2016).

134. Сухачев В.Ю. Пределы идентичности // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 6. СПб.: Издательство СПбГУ, 1998, Выпуск 4 (N 21).

135. Сухачёв В.Ю. Страсти по Декарту: между метафизикой cogito и телесной практикой // Вестник Псковского Вольного Университета. Псков: Возрождение, 1995, Том 2, N 4, С.18-29.

136. Труфанов, С.Н. Концепция самосознания в философской системе Г.В.Ф. Гегеля: диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук: 09.00.03. - Самара, 2007. - 153 с.

137. Турен А. Возвращение человека действующего: очерк социологии. М.: Научный мир, 1998. - 204 с.

138. Фаликман М.В. Внимание // Общая психология. В 7 т.: учебник для студентов высших учебных заведений. Т.4. Внимание. М., 2006. С. 13-15

139. Фейербах Л. Избранные философские произведения: в 2-х т. Т. 1. — М., Политиздат, 1955. - 676 с.

140. Философия. Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики, 2004. Вечность.

141. Фишер К. Гегель. Его жизнь, сочинения и учение. Первый полутом. -М.-Л.: Государственное социально-экономическое издат., 1933. - 607 с.

142. Фоменко А. П. Проблема субъекта в философии постмодернизма //

180

Ценности и смыслы. 2016, №2 (42). С. 8-19.

143. Фуко М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981—1982 учебном году / Пер. с фр. А.Г. Погоняйло - СПб.: Наука, 2007. - 677 с.

144. Фуко М. Мужество истины. Управление собой и другими II: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1983-1984 учебном году / Мишель Фуко ; пер. с фр. и послесл. А. В. Дьякова. - СПб.: Наука, 2014. -357 с.

145. Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы. Спб.: "Ad Marginem", 1999. - 479 с.

146. Фуко М. Ницше, Фрейд, Маркс [Электронный ресурс]. - URL: http: //modernlib .ru/books/fuko_mishel/nicshe_freyd_marks/read/ (дата обращения: 15.06.2016).

147. Фуко М. Рождение клиники. М.: Академический проект, 2010. - 251 с.

148. Фуко М. Управление собой и другими: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1982-1983 учебном году / Мишель Фуко ; пер. с фр. А. В. Дьякова; [Программа "Пушкин"]. - СПб.: Наука, 2011. - 431 с.

149. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: AD MARGINEM, 1997. - 452 с.

150. Хайдеггер М. Ницше. В 2-х тт. Т.1. - М.: Изд-во "Владимир Даль", 2006. - 603 с.

151. Хомяков А.С. О некоторых явлениях в современной философии [Электронный ресурс]. - URL: http://www.odinWago.ru/filosofiya/homakov/tom1/9 (дата обращения: 15.06.2016)

152. Хьелл Л. Зиглер Д. Теория личности: Основные положения, исследования и применение. СПб.: Питер пресс, 1997. - 608 с.

153. Цветухина Е.А. Принцип индивидуации в истории философской мысли // Вестник Томского Государственного Университета. 2013. №368. С. 60-63.

154. Шелер М. Ordo Amoris // Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994.

181

C. 339-377.

155. Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей // Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. С. 259 - 338.

156. Шелер М. Человек и история // Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. С. 70-97.

157. Шеллинг Ф. В. И. Сочинения в 2 т.- Т. 2. - М.: Мысль, 1989.- С.86-158.

158. Шеффер Ж.-М. Конец человеческой исключительности / Ж.-М. Шеффер; пер. с фр. С.Н. Зенкина. - М.: Новое лит. обозрение, 2010. - 390 с.

159. Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков: Основа, 1994. - 560 с.

160. Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003, 336 с.

161. Щербаков В.П. Социокультурные механизмы становления человека: антропотехники и антропотехнологии. — СПб. Издательство СПбГУ, 2007. — 228 с.

162. Щербаков В.П. Эволюция как сопротивление энтропии [Электронный ресурс]. URL: http://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/430413/Evolyutsiya_kak_soprotivleme_entroph (дата обращения: 15.06.16).

163. Bauman Z. Life in Fragments: Essays in Postmodern Morality. Oxford, Blackwell, 1995. - 256 p.

164. Davidson D. Actions, Reasons and Causes // The Journal of Philosophy, Vol. LX, No 23, Nov. 1963, pp. 685-700.

165. Dennet D. Consciousness explained. London: Penguin Books, 1993. - 511 p.

166. Fink E. Nietzsches Philosophie. Stuttgart, W. Kohlhammer Verlag 1960.

167. Mid D. Mind, Self, and Society. Ed. by Charles W. Morris. University of Chicago Press, 1934.

168. Morris Ch. The Open Self. - New York: Prentice-Hall, 1948. - 179 p.

182

169. Morris Ch. Varieties of human value - Chicago; London: The university of Chicago press, 1968. - 209 p.

170. Searle J. R. The Construction of Social Reality. New York: Free Press, 1995. - 256 p.

171. Short. T.L. Peirce's theory of signs. Cambridge Univercity Press, 2007. -396 p.

172. Taylor Ch. Sources of the Self: The Making of the Modern Identity. Cambridge, HUP, 1989. - 624 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.