Философский дискурс литературно-художественного творчества Лукиана из Самосаты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Фирсов, Денис Евгеньевич
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 185
Оглавление диссертации кандидат философских наук Фирсов, Денис Евгеньевич
Введение
Глава 1. Самоопределение Лукиана в культурном пространстве Римской империи II в. н. э.
1. Культурный контекст творчества Лукиана
2. Самоопределение Лукиана как писателя
3. Формирование художественного метода в раннем творчестве
Глава 2. Развитие философской мысли в творчестве
Лукиана
1. Проблема деградации этической концепции античной мифологии в творчестве Лукиана 150-х - начале 160-х гг.
2. Образ «идеального философа» в работах 160-х -170-х гг.
3. Ревизия философского «credo» в позднем творчестве Заключение
Список источников и литературы Список сокращений
Общая характеристика работы
Феномен Лукиана из Самосаты относится к тем проблемам истории и философии культуры, которые на сегодняшний день не получили однозначного решения. Лукиан, признанный в качестве яркого писателя и язвительного сатирика, почти не известен как оригинальный философ.
В литературно-художественном творчестве Лукиана ярко выражено не только эстетическое сознание, но и философское сознание, специфическое для его времени. Лукиан смог реализоваться в более широком качестве, чем продукт своей среды, во «внеисторическом» значении.
Философская проблематика произведений Лукиана из Самосаты раскрывается и исследуется нами как единый дискурс всего его творчества.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Восприятие античности в литературном сознании Германии XX века (троянский цикл мифов)1998 год, доктор филологических наук Шарипина, Татьяна Александровна
Восприятие античности в литературном сознании Германии XX века: Троянский цикл мифов1998 год, доктор филологических наук Шарыпина, Татьяна Александровна
Неомифологизм в творчестве Д. С. Мережковского 1890-1910-х годов1999 год, кандидат филологических наук Чепкасов, Артур Владимирович
Рецепция русской литературы и культуры в творчестве Сола Беллоу2010 год, доктор филологических наук Бронич, Марина Карповна
Образ мира и человека в испанской художественной культуре слова XV - начала XX века2005 год, доктор философских наук Семенова, Галина Степановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философский дискурс литературно-художественного творчества Лукиана из Самосаты»
Обращение к актуализируемым Лукианом проблемам важно для углублённого понимания специфики периода культурного «сдвига».
Творчество Лукиана отразило ситуацию рубежа эпох, кризиса античности, её идеалов. Время Лукиана - период формирования новой антропологической реальности, в которой индивидуальность оказывалась перед проблемой самосохранения, конъюнктурности, конформизма.
Аналогичные антропологические процессы наблюдаются в начале XXI века. Современная антропологическая ситуация характеризуется рядом факторов (демифологизация, деантропологизация), угрожающих целостности личности. В данных условиях обращение к опыту Лукиана, определение его роли в осмыслении «вечных проблем», стоящих перед мыслителем и писателем, представляется актуальным и перспективным.
Цель исследования
Целью данной работы является реконструкция и определение содержания философского дискурса творчества Лукиана в его развитии.
Задачи исследования
- определить культурный, литературный и философский контекст творчества Лукиана;
- раскрыть теоретические основания преодоления Лукианом изначальной экзистенциальной безальтернативное™ и перехода к активной творческой деятельности, самоопределению как писателя;
- идентифицировать специфику художественного метода в раннем творчестве Лукиана;
- выявить основные тенденции постепенной экспликации в произведениях Лукиана его философского мировоззрения;
- обосновать связь философского творчества Лукиана с современной нам интеллектуальной культурой;
- раскрыть интенциональное единство художественных приёмов и философского содержания произведений Лукиана;
Материал исследования
Материалом исследования является корпус литературных сочинений, дошедших до нас под именем Лукиана, включающий 841 произведения: трактаты, диалоги, пролалии.
В качестве основного использовалось издание: Лукиан Самосатский. Сочинения. В 2 т. СПб.: Алетейя, 2001. Данное издание является первым полным собранием переводов сочинений Лукиана на русский язык . В числе несомненных достоинств этого издания следует указать уточнённый перевод ряда фрагментов, а так же восстановленную лакуну на месте 28-й главы диалога «Две любви», заменяемой в наиболее
1 Указанное А. И. Зайцевым число дошедших работ Лукиана - 85, убедительного объяснения не находит. См.: Зайцев А. И. Лукиан из Самосаты - древнегреческий интеллигент эпохи упадка // Лукиан Самосатский. Сочинения. Т. 1. СПб., 2001. С. 16.
2 Издание: Лукиан. Сочинения: В 2 т. / Под ред. Б. Богаевского. М.-Л., 1935, нельзя считать полным корпусом, поскольку в него не включён, вероятно, по идеологическим соображениям, трактат «Тираноубийца». о известных изданиях сочинений Лукиана советского периода частью 27-й главы оригинала, без указания на внесённые в текст изменения.
Кроме того, использовались различные издания переводов сочинений Лукиана на русский язык XVIII-XX вв.
Следует отметить, что, несмотря на значительное число (отдельных и в составе сборников) публикаций переводов лукиановских работ на русский язык (около 50-ти), строго научного критического издания русскоязычных переводов сочинений Лукиана нет. Издание 2001 года лишь частично компенсирует его отсутствие.
Оригинальный текст привлекался по изданию Heimsterhusius'a-Reitzius'a: Aoukuxvo<;. Luciani Samocatensis. Opera. In X t. Lipsiae, MDCCCXXII-MDCCCXXXI, под редакцией I. Т. Lehmann'a, - одному из авторитетнейших на данный момент критических изданий, включающему полный корпус текстов сочинений Лукиана на греческом языке и их латинский перевод, а также обширные схолии.
Объект исследования
Литературно-художественное творчество Лукиана в его аутентичном и контекстуальном значении.
Предмет исследования
Предметом данного исследования является философский дискурс литературно-художественного творчества Лукиана.
Ключевые концепты исследования
Демифологизация и деантропологизация - начальный и заключительный этапы процесса «самоотрицания» человека в условиях переходного периода, последовательно выражающие вектор сублимации чувственно-непосредственного отношения человека к миру в опосредованно-информационное.
3 Лукиан из Самосаты. Избранное. М., 1962; Лукиан из Самосаты. Избранное. М., 1987; Лукиан из Самосаты. Избранная проза. М., 1991.
Дискурс - системно-структурный феномен, определяющий целостность литературно-художественной формы и философского содержания творчества;
Интенционалъностъ творчества - коммуникативная направленность творческого процесса в сознании субъекта творчества.
Мировоззрение - совокупность теоретических установок и практической позиции, «постоянно утверждающейся - по отношению к миру и своей собственной экзистенции»4.
Подлинность - аутентичность, достигаемая посредством селекции альтернатив целей и смыслов жизни, осознанного выбора, создания самого себя.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что философским дискурсом творчества Лукиана становится поиск и утверждение им аутентичного смысла человеческого бытия. Интеллектуально и духовно Лукиан уже не принадлежит только своему времени, в силу чего содержательно творчество Лукиана органично вливается в духовный, философско-литературный контекст нашего времени.
Методология исследования
Методология исследования опирается, в первую очередь, на традиции герменевтического анализа текста. В частности, были использованы труды Г.-Г. Гадамера5, П. Рикёра6, М. Фуко7 и работы о других исследователей в этой области .
4 Хайдеггер М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни // 2 текста о Вильгельме Дильтее. М, 1995. С. 140.
5 Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
6 Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995.
7 Фуко М. Герменевтика субъекта: Курс лекций в Коллеж де Франс, 1982 // Социо-Логос. М., 1991. С. 284-311.
8 Портнов А. Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблем в философии XIX-XX вв. Иваново, 1994; Руднев В. П. Введение в прагмасемантику «Винни Пуха» // Винни Пух и философия
Кроме того, учитывались:
- традиции психоаналитического подхода к исследованию творчества и личности автора9;
- постмодернистские интерпретации феноменов культуры10;
- опыт «генетического» подхода, учитывающего внутреннюю эволюционную связь литературного и философского творчества Лукиана11.
Также привлечён круг исследований, в которых с философских, психологических, а также интегративных позиций рассматриваются традиционные философские категории:
1 л
- миф ;
- личность13; обыденного языка. М., 1994. С. 9-47; Брудный А. А. Психологическая герменевтика. М., 1998; Шульга Е. Н. Логическая герменевтика // Мысль и искусство аргументации / Под ред. А. И. Герасимовой. М., 2003. С. 191-211; Шульга Е. Н. Логическая герменевтика и философская аргументация // Теория и практика аргументации. М., 2001. С. 90-108.
9 Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. СПб.-М., 1997; Фрейд 3. Сон и сновидения. М„ 1997; Фрейд 3. Тотем и табу. М., 1997; Юнг К. Г. Божественный ребёнок. М., 1997; Юнг К. Г. Проблема души современного человека // Это человек: Антология. М., 1995. С. 24-41; Юнг К. Г. Психологические типы. М., 1997; Юнг К. Г. Собрание сочинений. Т. 4. Дух Меркурий. М., 1996; Юнг К. Г. AION. Б. м., 1997.
10 Делёз Ж. Логика смысла. М., 1995; Делёз Ж. Мишель Турнье и мир без Другого // Турнье М. Пятница, или Тихоокеанский лимб. СПб., 1999. С. 282-302; Эко У. Заметки на полях «Имени Розы» // Эко У. Имя Розы. СПб., 1997. С. 596-644.
11 Доватур А. И. Платон об Аристотеле // Вопросы античной литературы и классической филологии. Б. м., б. г. [1966] С. 137-144.
12 Лосев А. Ф. Античная мифология в её историческом развитии. М., 1957; Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М., 2001.; Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф. M., 1982; Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996; Барт Р. Мифологии. М., 2000; Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства. М., 2000.
13 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994; Фромм Э. Сущность человека, его способность к добру и злу // Это человек: Антология. М., 1995. С. 41-53; Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990; Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М., 2001; Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства // Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991. С. 230-263; Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1991.
- диалог14;
- интенциональность15;
- массовая культура16.
Степень разработанности проблемы
Ближайший ко времени жизни Лукиана критический отзыв о нём принадлежит римскому историку и софисту Евнапию (2-я пол. IV - нач. V
17 вв.) . Средневековая критика практически отсутствует, ограничиваясь замечанием автора статьи в лексиконе «Суда»18. В XVI веке трактат Лукиана «О смерти Перегрина» был внесён в ватиканский «Индекс запрещённых книг»19.
20
Интерес к сочинениям Лукиана проявляется в эпоху Ренессанса . Исследовательский же подход к изучению творчества Лукиана складывается в XVIII-XIX веках. Тогда были подвергнуты ревизии факты его биографии, а сочинения Лукиана получили признание как
9 1 исторические и историко-философские источники .
14 Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975; Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972; Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979; Розеншток-Хюсси О. Бог заставляет нас говорить. М., 1997; Розеншток-Хюсси О. Избранное: Язык рода человеческого. М.* СПб., 2000; Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность. М., 1994.
15 Гуссерль Э. Логические исследования // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994; Серл Д. Открывая сознание заново. М., 2002; Лосев А. Ф. Исследования по философии и психологии мышления // Лосев А. Ф. Личность и Абсолют. М., 1999. С. 5-224; Brentano F. Von Lieben uns Hassen // Брентано Ф. О происхождении нравственного познания. СПб., 2000. С. 125-185.
16 Лебон Г. Психология толп // Психология толп. М., 1998. С. 13-254; Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М., 1998; Московичи С. Машина, творящая богов. M., 1998.
17 Евнапий. Жизни философов и софистов // Римские историки IV века. М., 1997. С. 229; Гуревич П. С. Философия культуры. M., 1994.
18 «.in futurum haeres aeterni ignis una cum Satana erit». Цит. по: Лукиан, в изложении Лукаса Коллинза. СПб., 1876. С. 198.
19 Нахов И. М. Лукиан из Самосаты // Лукиан из Самосаты. Избранная проза. М., 1991. С. 6; Коротнян А. В. Век Апулея и Лукиана // Апулей. Золотой осёл. Лукиан. Диалоги. СПб., 1992. С. 320.
20 См: Editiones Luciani // Luciani Samocatensis. Opera. Т. 1. Lipsiae, 1822. P. CH-CXXIII.
2! Моммзен Т. История Рима. Т. 5. СПб., 1995. С. 82, 190, 193, 217, 220, 235, 299, 338, 339, 416; Финлей Г. Греция под римским владычеством. M., 1877. С. 76; Лейбниц Г. В. Сочинения: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль,
Для работ данного периода характерны оценки содержания лукиановского творчества, основанные на анализе отдельных периодов литературной деятельности Лукиана22.
В XIX - нач. XX вв. к проблемам творчества Лукиана обращались Л. Коллинз, В. Алексеев, Б. И. Ордынский и Б. Л. Богаевский23.
Л. Коллинз, В. Алексеев и Б. И. Ордынский рассматривали феномен Лукиана, преимущественно, со сравнительных историко-литературоведческих позиций. Оценки философских взглядов Лукиана носят, в их исследованиях, самый общий характер.
Для очерков Б. Л. Богаевского характерна поэтичность, иногда чрезмерная, зачастую доминирующая в его работах над исследовательским анализом.
В российской исследовательской литературе середины XX в. прослеживается тенденция узкоидеологизированной интерпретации взглядов Лукиана24. В некоторых случаях, невнимательное отношение к
1989. С. 284; К источнику воды живой. Письма паломницы IV века // Подвижники благочестия, процветавшие на Синайской горе и в её окрестностях. К источнику воды живой. Письма паломницы IV века. М.: Паломник, 1994. С. 183.
22 Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений: В 6 т. Т. 5. СПб., 1794. С. 425; Предуведомление к читателю // Разговоры Лукиана Самосатскаго: В 3 т. Т. 1 СПб., 1775. С. I-IV; Бруккер И. Критическая история философии. М., 1788. С. 140; Виланд Г. Разговоры Диогена Синопскаго. М., 1802. С. 21-22; Кирхнер Ф. История философии с древнейшего до настоящего времени. СПб., 1895. С. 133; Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики; Афоризмы житейской мудрости. Минск, 1997. С. 111; Крист К. История времён римских императоров. Т. 2. Р/Д., 1997. С. 166-167.
23 Лукиан, в изложении Лукаса Коллинза. СПб., 1876; Ордынский Б. И. Лукиан. Ч. 1. // Современник. 1851. № 11. Отд. II. С. 1-14; Ч. 2 // Современник. 1852. № 4. Отд. II. С. 55-84; Лукиан. Сочинения. Вып. 1. СПб., 1889; Вып. 2. СПб., 1890; Богаевский Б. Лукиан. Его жизнь и произведения // Лукиан. Биография. Религия. М., 1915. С. VII-LXIV; Лукиан. Сочинения / Под ред. Б. Л. Богаевского: В 2 т. М,-Л„ 1935.
24 См.: Лукиан. Избранные атеистические произведения. М., 1955; Ранович А. Б. Античные критики христианства. М., 1935. С. 3-22; Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990. С. 138-144,152-154. произведениям Лукиана приводило к курьёзным ошибкам, в том числе в идеологических изданиях25.
26
В ряде работ И. М. Нахова анализируется, преимущественно, влияние на формирование художественного метода Лукиана традиций кинической литературы. Взгляд И. М. Нахова на проблему философского мировоззрения Лукиана менялся, по мере раскрытия пласта исследуемого материала, в направлении смягчения оценки радикальности философских убеждений Лукиана.
97
В исследованиях Б. Л. Галеркиной проведён подробный развёрнутый анализ основных положений, характерных для работ отечественных и зарубежных исследователей, посвящённых проблемам творчества Лукиана.
Оригинальным авторским взглядом на личность и творчество Лукиана отличается исследование А. И. Зайцева . Данная работа содержит ряд не вполне удачных формулировок и явных ошибок. Так, например, А. И. Зайцев утверждает, что перипатетиков Лукиан критикует
25 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: В 50 т. Издание второе. М.: Гос. изд-во политической » литературы. 1955-1981. Т. 15. 1959. С. 520, Т. 30. С. 196. В примечаниях редакции Лукиан дважды указывается как автор поэмы «Фарсалия».
26 Нахов И. М. Мировоззрение Лукиана Самосатского (Лукиан и киники): Диссертация канд. филолог, наук / Моск. гос. ун-т. Ч. 1-2. М., 1951; Нахов И. М. Наука и религия в идеологии кинизма // Вопросы античной литературы и классической филологии. Б. м., б. г. [1966]. С. 145-161; Нахов И. М. Эстетические и литературные взгляды киников // Вопросы классической филологии. Вып. 2. М., 1969. С. 3-79; Нахов И. М. Киническая литература. М., 1981; Нахов И. М. Очерк истории кинической философии // Антология кинизма. М., 1984. С. 5-52; Нахов И. М. Лукиан из Самосаты // Лукиан из Самосаты. Избранная проза. М., 1991. С. 5-22.
27 Галеркина Б. Л. Лукиан в борьбе с языческими религиозными течениями II в. н. э. («Любители лжи, или Невер», «Александр»): Диссертация канд. филолог, наук / Ленинградский гос. ун-т. Л., 1952; Галеркина Б. Л. К вопросу о философских воззрениях Лукиана // ВДИ. 1966. № 4. С. 166-172. Галеркина Б. Л. Разоблачение мифологического героя в «Разговорах» Лукиана // Вестник ЛГУ. 1973. № 20. С. 106112.
28 Зайцев А. И. Лукиан из Самосаты - древнегреческий интеллигент эпохи упадка // Лукиан Самосатский. Сочинения. Т. 1. СПб., 2001. С. 1-16. лишь однажды, в диалоге «Евнух» . Можно указать, по крайней мере, ещё один пример критики Лукианом перипатетиков в его трактате «Жизнеописание Демонакта» [Dem. Vit. 29, 54].
Для исследований, посвящённых анализу мировоззрения Лукиана, характерна интерпретация взглядов Лукиана в их отношении к идеологиям отдельных античных философских школ. Такой подход, как отмечено Б. Л. Галеркиной, не решает вопроса о философской ориентации Лукиана в целом30.
На протяжении XIX-XX вв. в исследовательской литературе преобладала тенденция принижения самостоятельного характера философского мировоззрения Лукиана. Отмечено влияние творчества Лукиана на развитие художественной литературы периода Ренессанса и Нового времени, но не определена его роль в формировании и развитии тенденции современной философии к самовыражению в литературной форме.
Таким образом, философские взгляды Лукиана исследованы не в полном объёме.
Тема диссертации требовала привлечения ряда источников и исследований, в которых, с различных позиций, рассматриваются: культурный контекст эпохи, в которую жил Лукиан; историко-философские проблемы, связанные со спецификой интеллектуальной конъюнктуры исследуемого периода; генезис школ и учений, вероятно, влиявших на мировоззрение Лукиана и характер его философских предпочтений; круг проблем, актуальных для философии II в. н. э. В том числе, были использованы классические труды XVIII-XIX вв. по истории философии: сочинения И. Г. Гейнекция, И. Бруккера, Г. Риттера и других
29 Там же. С. 9.
30 Галеркина Б. Л. К вопросу о философских воззрениях Лукиана // ВДИ. 1966. № 4. С. 166. исследователей31. Полный диапазон использованной литературы отражён в библиографическом списке.
Научная новизна работы определяется следующими моментами:
- предлагается взгляд на творчество Лукиана как единый, внутренне структурированный литературно-художественный и, одновременно, философско-мировоззренческий комплекс;
- обосновывается факт моделирования Лукианом образа идеального философа;
- выявляется связь творчества Лукиана с «менипповой сатирой» Марка Теренция Варрона.
- уточняются и обобщаются интертекстуальные и интермедиальные связи художественного феномена Лукиана с последующей литературно-философской традицией;
- определяется роль Лукиана в формировании и развитии процесса эволюции современного интеллектуализма.
Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что:
- определены тенденции эволюции философского самосознания Лукиана;
- выявлен и конкретизирован философский модус создаваемого Лукианом художественного образа как ретранслятора мировоззрения автора;
- определены характерные для творчества Лукиана факторы оптимизации свободной творческой деятельности: поэтапно раскрывающаяся в своём содержании ответственность, осознанная селекция альтернатив.
31 Гейнекций И. Г. Основания умственной и нравоучительной философии. М., 1766; Брукнер И. Критическая история философии. М., 1788; Риттер Г. История философии древних времён. Ч. 1. СПб., 1839.
Практическая значимость работы
Материалы диссертации могут быть использованы для дальнейшей разработки проблем, связанных с исследованием философской компоненты античной культуры, а также в образовательном процессе -для создания учебных пособий, подготовки и чтения общих и специальных курсов по истории и философии культуры.
Положения, выносимые на защиту
1) Как писатель и мыслитель Лукиан формировался в период кризиса системы Pax Romanum, когда усиление конъюнктурности и конформизма ставило перед личностью проблему сохранения индивидуальности.
2) Теоретическим основанием для действий, связанных с преодолением Лукианом изначальной безальтернативное™ модели творческой реализации и переходом к активной творческой деятельности, самоопределением как писателя, было определение свободы в качестве необходимого условия творческого процесса. Фактором оптимизации свободной творческой деятельности выступает у Лукиана поэтапно раскрываемая в своём содержании ответственность.
3) Формирующийся в раннем литературном творчестве Лукиана (140-е гг.) художественный метод обеспечивал преодоление задаваемых «второй софистикой» стандартов доминирования эстетической компоненты творчества в ущерб содержательности литературных произведений.
4) Основными тенденциями раскрытия в произведениях Лукиана его философских взглядов являются: а) критика этической концепции античной мифологии, в соответствии с которой боги рассматривались в качестве учредителей и гарантов соблюдения универсальных этических норм; б) критика современных Лукиану философов-эпигонов; в) разработка Лукианом образа «идеального философа».
5) Содержательно творчество Лукиана органично вливается в современный духовный, философско-литературный контекст.
6) Лукиан стоял у истоков движения интеллектуалов, принадлежавших к «литературной культуре»32.
Личный вклад диссертанта состоит в том, что впервые творчество Лукиана исследовано в аспекте единства литературно-художественной формы и философского содержания. Апробация работы
Основные положения диссертации были изложены автором в * докладах и опубликованных тезисах на научно-практической конференции «Человек в информационном пространстве» (Ярославль, 2002), международной научно-практической конференции «Человек в информационном пространстве» (Ярославль, 2003), студенческих конференциях Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова (Ярославль, 2001 и 2002), III Областной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных (Ярославль, 2002), а также в опубликованных статьях. Структура работы
I Работа состоит из введения, двух глав, заключения (всего 185 стр.), списка литературы (267 наименований) и списка сокращений.
32 Рорти Р. От религии через философию к литературе // ВФ. 2003. № 3. С. 32-34.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Проблема взаимосвязи философии и искусства в идейном наследии русского символизма2007 год, кандидат философских наук Корнюхина, Анна Васильевна
Античность в прозе Т.Л. Пикока2008 год, кандидат филологических наук Чечелева, Вера Николаевна
Творческие искания Ф.М. Достоевского в оценке русской религиозно-философской критики конца XIX - начала XX веков: К. Леонтьев, Вл. Соловьев, В. Розанов2004 год, кандидат филологических наук Дианов, Дмитрий Николаевич
Творчество К.И. Чуковского в контексте международных литературных связей2022 год, доктор наук Морозова Светлана Николаевна
Раннее творчество Германа Броха: Своеобразие художественных исканий2003 год, кандидат филологических наук Стрельникова, Алла Алексеевна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Фирсов, Денис Евгеньевич
157 Заключение
Как писатель и мыслитель Лукиан формировался в период кризиса античности, выразившегося в усилении конъюнктурности и конформизма, в условиях которого личность оказалась перед проблемой сохранения индивидуальности.
Одной из отличительных черт культуры Римской империи II в. н. э. было гипертрофированное развитие эстетической компоненты, превращавшейся в единственную духовную опору существования личности. Создавались условия для размывания фундамента бытия античного человека. Формировалась новая антропологическая реальность.
Извилистые повороты судьбы Лукиана ярко отразили все кризисные явления культурного и общественного характера, отметившие его эпоху. Этим объясняется характерная для Лукиана социокультурная мимикрия. Лукиан был склонен скрываться под маской конъюнктуры.
Незаурядный в выборе художественных средств, оригинальный выразитель духа своего времени, Лукиан полноценно и всесторонне реализовался в изначально неблагоприятных для него условиях конкретно-исторической ситуации как творческая личность в целом и как самостоятельный философ.
Первый этап становления Лукиана как мыслителя характеризуется глубоким, в резкой форме проявившимся конфликтом реальной, окружавшей Лукиана действительности, предопределявшей изначальную безальтернативность реализации его творческих потребностей, и «идеального», домысливаемого им бытия. В этих условиях Лукиан активно ищет возможные альтернативы раскрытия своих интеллектуальных и эмоциональных потребностей в свободной творческой деятельности.
Разрывая связи с традиционной социокультурной средой, Лукиан на практике осваивает возможности свободного выбора форм дальнейшей творческой реализации.
На следующем, аксиологически-рефлексивном этапе творческого самоопределения, Лукианом определяется конкретная цель собственного творчества и раскрывается ответственность за волевую активность, решается задача обоснованной селекции творческих альтернатив, с учётом объективной оценки собственных возможностей.
Теоретическим основанием для практических действий, связанных с преодолением Лукианом изначальной безальтернативное™ модели творческой реализации и переходом к активной творческой деятельности, самоопределением как писателя, было определение свободы в качестве необходимого условия творческого процесса. Фактором оптимизации свободной творческой деятельности выступает у Лукиана поэтапно раскрываемая в своём содержании ответственность.
Лукиан стремился реализоваться в более широком качестве, чем просто продукт своего образования, или своей среды. В своих первых ученических произведениях, относящихся к концу 130-х гг., Лукиан обосновывает своё право на литературное творчество, самоутверждается как писатель.
Следующим шагом в самоопределении Лукиана как писателя стало формирование художественного метода, обеспечивающего свободную творческую деятельность.
Формирующийся в раннем литературном творчестве Лукиана (140-е гг.) художественный метод обеспечивал преодоление задаваемых «второй софистикой» стандартов доминирования эстетической компоненты творчества в ущерб содержательности литературных произведений. В процессе формирования творческого метода Лукиана постепенно раскрывается широкий диапазон активно используемых им в последующем творчестве приёмов: «бальзамирование» привычного языка литературы, опыт «кинической» литературной традиции, комические модусы: мифологическая комедия, романтическая комедия, миметическая комедия.
Одновременно с формированием в раннем творчестве художественного метода, определяются и основные тенденции экспликации в произведениях Лукиана его философского мировоззрения.
Решение проблемы разделение «прекрасного» в эстетическом и нравственном значении приводит Лукиана к критике вульгаризации античной мифологии, и, как следствия, девальвации её этической концепции. Лукиан отмечает деградацию идею нравственного превосходства богов, не подтверждающих на практике свой нравственный авторитет.
Лукиан делает вывод, что причиной отмеченных им процессов является кризис античного общества, проецируемый на мир богов, нравственный образ которых низводится невежественной толпой до её собственного уровня. Негативное «очеловечивание» богов отражает деградацию человечества. Традиционная этическая концепция античной мифологии оказывается, на исходе античности, несостоятельной.
В группе сочинений Лукиана, посвященных данной тематике, намечается тенденция поиска путей сближения с идеалом.
Следующий творческий этап жизни Лукиана хронологически связан с периодом правления императора Марка Аврелия, приходящимся на 160-е - 170-е гг.
В группе сочинений Лукиана, относящихся к данному времени, преобладает тема «идеального философа», противопоставляемого Лукианом резко критикуемым им философам-эпигонам.
В процессе поиска объекта идеализации Лукиан эволюционирует от абсолютизации радикального кинизма древности, до признания оптимальным умеренного эклектизма его современника Демонакта.
На данном этапе Лукиан считает, что «идеальный философ» должен исповедовать эклектизм, обращаться к авторитету признанных философов древности, критиковать современных эпигонов, отрицать обязательности аскезы.
Идеализируя радикальную философию Диогена, Мениппа, Кратета или сравнительно умеренного Демонакта, сам Лукиан декларируемым идеалам в реальности не следует. Точно так же, подчёркивая, прямо или косвенно, своё отношение к Сократу, выражавшееся в том, что Лукиан превозносил в образе жизни и мысли Сократа то, что считал достойным настоящего философа, и критиковал всё, что считал его недостатками, Лукиан в прямом непосредственном смысле не следовал Сократу.
Философские взгляды Лукиана, высказываемые им в работах 160-х - 170-х гг. в значительной части соответствовали интеллектуальной конъюнктуре II в. н. э.
Таким образом, основными тенденциями раскрытия в произведениях Лукиана его философских взглядов являются: а) критика этической концепции античной мифологии, в соответствии с которой боги рассматривались в качестве гарантов справедливости; б) критика современных Лукиану философов-эпигонов; в) разработка Лукианом образа «идеального философа».
В позднем творчестве (после 180-го г.) Лукиан подвергает свои взгляды окончательной ревизии. Работы этого периода отражают отказ Лукиана от радикализма. В них слились элегия и ирония, создающие высокую миметическую трагедию катарсиса, завершения Лукианом своего жизненного и творческого пути.
Лукиан сумел противопоставить свой индивидуализм предопределённым, не устраивавшим его обстоятельствам, постепенно преодолевая конфликт между реальным окружающим миром и «идеальным», домысливаемым бытием.
Художественные формы, используемые Лукианом, соответствовали тенденциям культуры Римской империи II в. н. э. Это стало основанием для обвинений Лукиана в конъюнктурности. К критикам, упрекавшим в этом Лукиана, обращено его «Оправдательное письмо» [Luc. Apol.], в котором Лукиан оправдывает своё стремление адаптироваться к предлагаемым условиям.
Лишь дистанция времени позволяет разглядеть в произведениях Лукиана большее, чем конъюнктурная форма, и оценить по достоинству их современное значение.
Современность Лукиана раскрывается с тех позиций, с каких определял «современного человека» Юнг, как «человека непосредственного настоящего». Простой факт исторической принадлежности к настоящему, - отмечает Юнг, - не делает человека современным. Современный, полностью существующий в настоящем -тот, кто полностью осознаёт настоящее и своё собственное существование в нём.
Современный человек во все времена был обречён на одиночество. Процесс осознания своего бытия обособляет его, выводит за границу существования, погружённого в общую, а потому «нормальную» бессознательность. В поступательном движении современный человек высвобождается из «материнского лона бессознательного» большинства. Только человек, вырвавшийся из условностей этого низшего уровня, пресытившийся его реалиями, действительно живёт настоящим. Он обладает «сегодняшним» сознанием, отражающим жизнь нескольких последних столетий. При этом он становится глубоко неисторичным с позиций «традиции»342.
С позиций консервативных философских традиций Лукиан является радикальным теоретиком. Мировоззрения Лукиана, и как теоретическое знание, и как практическая позиция, «не сиюминутная, а постоянно утверждающаяся - по отношению к миру и своей собственной экзистенции»343, выражает его отказ от консерватизма.
342 Юнг К. Г. Проблема души современного человека // Это человек: Антология. М., 1995. С. 25.
343 Хайдеггер M. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни // 2 текста о Вильгельме Дильтее. M., 1995. С. 140.
Поиск и утверждение Лукианом аутентичного смысла собственного бытия определяют философский дискурс его литературно-художественного творчества.
Человек античной традиции», как отмечал А. Кожев, не имел, «ни свободы, ни истории, ни, собственно говоря, индивидуальности», отличаясь от животного только своим мышлением и связным дискурсом, ничего не отрицающим и ничего не создающим, составляющим единое целое с данным - Бытием344.
Лукиан преодолевает границы феномена человека античной традиции. Отказавшись в ранней юности от воссоздания в безжизненном камне прошлого, Лукиан предпочёл творчество, устремлённое в будущее. Тем и интересен он современному читателю, на переломе эпох обращающемуся к опыту Лукиана. В этом заключается причина «внеисторической» значимости творческой и духовной эволюции Лукиана, подробно отражённой в его произведениях, соединяющихся в своеобразную исповедь художника и философа.
Лукиан не художник и философ-скептик, но художник-философ-бунтарь, протестующий против дискредитации подлинного искусства и подлинной философии.
Содержательно творчество Лукиана органично вливается в современный духовный, философско-литературный контекст.
Как философ, раскрывший в литературно-художественной форме целостную мировоззренческую концепцию, соответствующую его интеллектуальным запросам, Лукиан стоял у истоков движения интеллектуалов, принадлежавших к «литературной культуре».
344 Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля. M., 1998. С. 140.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Фирсов, Денис Евгеньевич, 2005 год
1. Альбин. Учебник платоновской философии // Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1998. С. 437-475.
2. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л.: Наука, 1972. 224 с.
3. Апофеоз Божественного Клавдия // Римская сатира. М.: Художественная литература, 1989. С. 115-128.
4. Апулей. Метаморфозы, или Золотой осёл. М.: Вагриус, 1997. 384 с.
5. Аристотель. Поэтика // Аристотель и античная литература. М.: Наука, 1978. С. 111-163.
6. Аристофан. Комедии. Фрагменты. М.: Ладомир, Наука, 2000. 1033 с.
7. Арриан. Поход Александра. М.: Миф, 1993. 272 с.
8. Артемидор. Онейрокритика. СПб.: Кристалл, 1999. 448 с.
9. Беседы Эпиктета. М.: Ладомир, 1997. 312 с.
10. Ю.Варрон // Римская сатира. М.: Художественная литература, 1989. С. 389-430.
11. П.Геродиан. История императорской власти после Марка. М.: Росспэн, 1996. 271 с.
12. Геродот. История. М.: Ладомир, 1999. 752 с.
13. З.Гомер. Илиада. М.: Дюна, 1993. 432 с.
14. Гораций. Сатиры // Римская сатира. М.: Художественная литература, 1989. С. 31-94.
15. Господа Нашего Иисуса Христа Святое Евангелие. М.: Синодальная типография, 1912. 180с.
16. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1998. 572 с.
17. Древнегреческая застольная, шутливая и эротическая эпиграмма. СПб.: Академический проект, 1997. 176 с.
18. Евнапий. Жизни философов и софистов // Римские историки IV века. М.: Росспэн, 1997. С. 225-294.
19. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе // Суд над Сократом. СПб.: Алетейя, 1997. С. 101-137.
20. Лукиан, в изложении Лукаса Коллинза. СПб.: Издание В. Ковалевского, 1876. 206 с.
21. Лукиан. Биография. Религия. М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1915.384 с.
22. Лукиан. Избранные атеистические произведения. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1955.336 с.
23. Лукиан. Сочинения: В 3 вып. СПб.: Издание журнала «Пантеон Литературы», 1889-1991. 38, 46, 66 с.
24. Лукиан из Самосаты. Избранное. М.: Художественная литература, 1987. 622 с.
25. Лукиан из Самосаты. Избранная проза. М.: Правда, 1991. 720 с.
26. Лукиан Самосатский. Сочинения. В 2 т. СПб.: Алетейя, 2001. Т. 1. 480 с. Т. 2. 538 с.
27. Лукреций Кар. О природе вещей // Мыслители Рима. Наедине с собой. М.: Фолио, 1998. С. 5-190.
28. Луцилий // Римская сатира. М.: Художественная литература, 1989. С. 346-388.29.0видий, Публий Назон. Метаморфозы. М.: Художественная литература, 1977. 430 с.
29. Персий. Сатиры // Римская сатира. М.: Художественная литература, 1989. С. 95-114.
30. Петроний. Сатирикон // Римская сатира. М.: Художественная литература, 1989. С., 129-238.
31. Платон. Апология Сократа. Критон. Ион. Протагор. М.: Мысль, 1999. 864 с.
32. Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1998. 607 с.
33. Платон. Законы. М.: Мысль, 1999. 832 с.
34. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. / Под ред. А. Ф. Лосева. М.: Мысль, 1990-1994. Т. 2. 1993. 528 е., Т. 3. 1994. 654 с.
35. Разговоры Лукиана Самосатскаго: В 3 т. СПб.: Изд-во Императорской Академии наук, 1775-1784. Т. 1. 1775. 288 с.
36. Секст Аврелий Виктор. О цезарях // Римские историки IV века. М.: Росспэн, 1997. С. 77-123.
37. Секст Аврелий Виктор. Извлечения о жизни и нравах римских императоров // Римские историки IV века. М.: Росспэн, 1997. С. 124162.
38. Секст Эмпирик. Три книги пирроновых основоположений. Минск: Харвест; М.: Аст, 2000. 272 с.
39. Страбон. География. М.: Ладомир, 1994. 943 с.
40. Толковая Библия: В 12 т. Второе издание. Стокгольм: Институт перевода Библии. 1987. Т. 1. 671 е., Т. 4. 502 е., Т. 5. 548 е., Т. 10. 519 с.
41. Цицерон Марк Туллий. Письма: В 3 т. М.: Ладомир, 1994. Т. 3. 830 с.
42. Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве. М.: Ладомир, 1994. 472 с.
43. Энний // Римская сатира. М.: Художественная литература, 1989. С. 343-345.
44. Эпиктет. Афоризмы // Мыслители Рима. Наедине с собой. М.: Фолио,1998. С. 678-698. 46.Эсхил. Трагедии. М.: Художественная литература, 1971. 383 с.
45. Ювенал. Сатиры // Римская сатира. М.: Художественная литература, 1989. С. 239-340.
46. Юлий Капитолин. Вер // Двенадцать цезарей. Р/Д.: Феникс, 1999. С. 59-72.
47. Авдиев В. И. История Древнего Востока. М.: Высшая школа, 1970. 608 с.
48. Амелькин А. О. Российские Мюнхгаузены // ВИ. 1999. № 4-5. С. 144147.
49. Античная культура / Под ред. В. Н. Ярхо. М.: Высшая школа, 1995. 383 с.
50. Античная литература / Под ред. А. А. Тахо-Годи. М.: Просвещение, 1986. 464 с.
51. Античная мифография и «Библиотека» Аполлодора // Аполлодор. Мифологическая библиотека. Д.: Наука, 1972. С. 99-120.
52. Антология кинизма. М.: Наука, 1984. 398 с.
53. Асмус В. Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1998. 400 с.
54. Ашкеров А. Ю. Античный город // Человек. 2003. № 4. С. 149-159.
55. Бабина М. С. Массовая культура как феномен XX века // Культура и цивилизация: Материалы Всероссийской научной конференции. Екатеринбург, 17-18 апреля 2001 г.: В 2 ч. Ч. 1. Екатеринбург, 2001. С. 271-273.
56. Барт Р. Критика и истина // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 349-387.
57. Барт Р. Метафора глаза // Танатография эроса. Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб.: Мифрил, С. 91-100.
58. Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во имени Сабашниковых, 2000. 316 с.
59. Батенин С. С. Человек в его истории. JI. Изд-во ЛГУ, 1976. 295 с.
60. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. 502 с.
61. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Художественная литература, 1972. 471 с.
62. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. 544 с.
63. Бахтин М. М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. 303 с.
64. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.
65. Бикерман Э. Хронология древнего мира. М.: Наука, 1975. 336 с.
66. Блюменкранц М. Мир после смерти вещей (культура непримиримой толерантности) // ВФ. 2003. № 2. С. 181-184.
67. Богаевский Б. Лукиан, его жизнь и произведения // Лукиан. Биография. Религия. М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1915. С. VII-LXIV.
68. Богаевский Б. Л. Лукиан из Самосаты // Лукиан. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 1. М.-Л.: Academia, 1935. С. IX-XXXVII.
69. Богомолов А. С. Античная философия. М.: Изд-во МГУ, 1985. 367 с.
70. Борзунов А. А. К вопросу о политических взглядах Квинтилиана // Политические структуры и общественная жизнь Древнего Рима (проблемы античной государственности) / Яросл. Гос. ун-т. Ярославль, 1993. С. 66-76.
71. Борхес X. Л. Вавилонская библиотека. СПб.: Азбука, 1997. 318 с.
72. Борхес X. Л. Страничка о Шекспире // Шекспир У. Король Ричард III. СПб.: Амфора, 2000. С. 247-249.
73. Брентано Ф. О происхождении нравственного познания. СПб.: Алетейя, 2000. 186 с.
74. Брудный А. А. Психологическая герменевтика. М.: Лабиринт, 1998. 336 с.
75. Бруккер И. История древней философии. М.: В Университетской Типографии, у Н. Новикова, 1788. 233 с.
76. Быховский Б. Э. Датский анти-Гегель // ВФ. 1971. № 11. С. 80-90.
77. Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1972. 583 с.
78. Виланд Г. Разговоры Диогена Синопскаго. М.: В Университетской Типографии, у Люби, Гария и Попова, 1802. 348 с.
79. Виппер Р. Ю. Избранные сочинения: В 2 т. Р/Д.: Феникс, 1995. Т. 1. 480 с. Т. 2. 479 с.
80. Вольф Р. П. О философии. М.: Аспект Пресс, 1996. 415 с.
81. Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 367 с.
82. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. ML: Прогресс, 1988. 704 с.
83. Гаков В. Предвидения Лукиана из Самосаты // В мире книг. 1986. № 4. С. 49-50.
84. Галеркина Б. Л. К вопросу о философских воззрениях Лукиана // ВДИ. 1966. №4. С. 166-172.
85. Галеркина Б. Л. Лукиан в борьбе с языческими религиозными течениями II в. н. э. («Любитель лжи» и «Александр»): Дисс. канд. филолог, наук / Ленинградский гос. ун-т. Л., 1952.
86. Галеркина Б. Л. Разоблачение мифологического героя в «Разговорах» Лукиана // Вестник ЛГУ. 1973. № 20. С. 106-112.
87. Гаспаров М. Л. Цицерон и античная риторика // Марк Туллий Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М.: Ладомир, 1994. С. 7-73.
88. Гауф В. Сказки. М.: ООО «Авлад», 1992. 190 с.
89. Гейнекциус И. Г. Основания умственной и нравоучительной философии. М.: Печ. при Императорском Московском Университете, 1766.400 с.
90. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. М.: Изд-во иностранной литературы, 1960. 686 с.
91. Грант М. Римские императоры: Биографический справочник правителей Римской империи, 31 г. до н. э. 476 г. н. э. М.: Терра-Книжный клуб, 1998. 399 с.
92. Губин В. Д. «Культура» и «природа» в феномене творчества // Философия и история культуры. М.: Наука, 1985. С. 95-120.
93. Гуревич П. С. Философия культуры. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. 317 с.
94. Гуссерль Э. Идея феноменологии // Фауст и Заратустра. СПб.: Азбука, 2001. С. 160-206.
95. Гуссерль Э. Логические исследования // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Сагуна, 1994. С. 175-353.
96. Давыдов Г. Д. Искусство спорить и острить // Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. СПб.-М.: Университетская книга, 1997. С. 241-283.
97. Делёз Ж. Логика смысла. М.: Академия, 1995. 298 с.
98. Делёз Ж. Мишель Турнье и мир без Другого // Турнье М. Пятница, или Тихоокеанский лимб. СПб.: Амфора, 1999. С. 282-302.
99. Демонаксъ // Энциклопедический словарь / Брокгауз и Ефрон. СПб., 1893. Т. 19 (X). С. 373.
100. Демонактъ // Реальный словарь классических древностей: В 4 т. СПб., 1883. Т. 1.С. 387.
101. Державин Г. Р. Сочинения. СПб.: Изд-е Д. П. Штукина, 1845. 397 с.
102. Дефо Д. Молль Флендерс. Киев: Радянська школа-Атлас, ЛТД, 1991.320 с.
103. Дильтей В. Сущность философии. М.: «Интрада», 2001. 160 с.
104. Доватур А. И. Историк Геродиан // Геродиан. История императорской власти после Марка. М.: Росспэн, 1996. С. 143-174.
105. Доватур А. И. Платон об Аристотеле // Вопросы античной литературы и классической филологии. Б. м., б. г. 1966. С. 137-144.
106. Долгов К. М. О XV Международном эстетическом конгрессе // ВФ. 2002, №6. С. 177-182.
107. Дуров В. «Муза, идущая по земле» // Римская сатира. М.: Художественная литература, 1989. С. 5-30.
108. Дуров В. С. Нерон, или Актёр на троне. СПб.: Алетейя, 1994. 319 с.
109. Дуров В. С. Энний как сатирик // Вестник Ленинградского Университета. 1984. № 2. С. 57-62.
110. Дуров В. С. «Холиямбы» Персия // Вестник СпбГУ. 1996. № 23. С. 77-82.
111. Дюрант В. Жизнь Греции. М.: Крон-Пресс, 1997. 704 с.
112. Житие и страдания преподобномученика Лукиана, пресвитера Антиохийского // Жития Святых на русском языке. Репринтное издание. Т. 2. Козельск: Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1993. С. 371-376.
113. Зайцев А. И. Лукиан из Самосаты древнегреческий интеллигент эпохи упадка // Лукиан Самосатский. Сочинения: В 2 т. Т. 1. СПб.: Алетейя, 2001.С.1-16.
114. Залеский В. Ф. Философские системы и экономические теории в древнем Риме // ЖМНП. 1907. №8. С. 404-410.
115. Зверев А. Быть собой // Кизи К. Пролетая над гнездом кукушки. СПб.: Азбука-классика, 2002. С. 5-20.
116. Зедергольм К. История древней философии. В 2 ч. М.: Тип. А. Семена, при Имп. Медико-Хирургической Академии, Ч. 1. 1841. 300 е., Ч. 2. 1842. 202 с.
117. Зелинский Ф. Ф. Из жизни идей. СПб.: Алетейя, 1995. 465 с.
118. Зелинский Ф. Ф. Соперники христианства. М.: Школа-Пресс, 1996. 416 с.
119. Злотникова Т. С. Классический дискурс массовой культуры // Человек в информационном пространстве. Ярославль: Истоки, 2003. С. 62-70.
120. Иванов В. Г. История этики Древнего мира. СПб.: Лань, 1997. 256 с.
121. Ильенков Э. В. Философия и культура. М.: Изд-во политической литературы, 1991. 464 с.
122. История греческой литературы. Т. 3. Литература эллинистического и римского периодов / Под ред. С. И. Соболевского. М.: Изд-во АН СССР, 1960. 439 с.
123. Искусство этрусков и Древнего Рима. М.: Искусство, 1982. 112 е., 342 л. ил., 63 с.
124. Каждан А. П. Лукиан // Лукиан. Избранные атеистические произведения. М.: Изд-во Академии наук СССР. С. 5-32.
125. Касавин И. Т. Познание как иносказание. Человек после крушения Вавилонской башни // ВФ. 2001. № 11. С. 51-63.
126. Келли Д. А. Ричард Цанер о философской антропологии // Это человек. М.: Высшая школа, 1995. С. 166-168.
127. Кемеров В. Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М.: Политиздат, 1977. 256 с.
128. К источнику воды живой. Письма паломницы IV века // Подвижники благочестия, процветавшие на Синайской горе и в её окрестностях. К источнику воды живой. Письма паломницы IV века. М.: Паломник, 1994. С. 161-221.
129. Кирхнер Ф. История философии с древнейшего до настоящего времени. СПб.: Изд-во В. И. Губинского, 1895. 384 с.
130. Ковалёв С. И. Марк Туллий Цицерон // Письма Марка Туллия Цицерона: В 3 т. Т. 1. М. Ладомир, 1994. С. 387-402.
131. Ковалёва И. Апофеоз Божественного Клавдия // Римская сатира. М.: Художественная литература, 1989. С. 458-465.
132. Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля. М.: Логос, 1998. 208 с.
133. Кожевников В. Нравственное и умственное развитие римскаго общества в II в. Козлов: Тип. В. М. Фриш, 1874. 296 с.
134. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. 368 с.
135. Коротнян А. В. Век Апулея и Лукиана // Апулей. Золотой осёл. Лукиан. Диалоги. СПб.: Лениздат, 1992. С. 317-323.
136. Косиков Г. К. Зарубежное литературоведение и теоретические проблемы науки о литературе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М.: Изд-во МГУ, 1987.С. 5-38.
137. Костомаров Н. И. Самозванцы и пророки. М.: Чарли, 1997. 512 с.
138. Крист К. История времён римских императоров от Августа до Константина. Т. 2. Р/Д.: Феникс, 1997. 510 с.
139. Крюгер О. О. Арриан и его «Поход Александра» // Арриан. Поход Александра. М.: Миф, 1993. С. 5-94.
140. Кутырев А. А. Апология человеческого (предпосылки и контуры консервативного философствования) // ВФ. 2003. № 1. С. 63-75.
141. Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства. М.: Республика, 2000. 288 с.
142. Лебон Г. Психология толп // Психология толп. М.: Институт психологии РАН, 1998. С. 13-254.
143. Лейбниц Г. В. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1982-1989. Т. 4. 1989. 557 с.
144. Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений: В 6 т. Т. 5. СПб., 1794. 245 с.
145. Лопухин А. П. Библейская история Ветхаго Завета. Монреаль: Издание братства преп. Иова Почаевского, 1986. 402 с.
146. Лосев А. Ф. Античная литература. М.: ЧеРо, 1997. 543 с.
147. Лосев А. Ф. Античная мифология в её историческом развитии. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1957. 620 с.
148. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001. 560 с.
149. Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Изд-во МГУ, 1982. 480 с.
150. Лосев А. Ф. Исследования по философии и психологии мышления // Лосев А. Ф. Личность и Абсолют. М.: Мысль, 1999. С. 5-224.
151. Лосев А. Ф. История античной эстетики. М.: Искусство, 1969. 716 с.
152. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: В 2 кн. Кн. 2. Харьков: Фолио, М.: ООО «Издательство ACT», 2000. 678 с.
153. Лосев А. Ф. От редактора // Нахов И. М. Киническая литература. М.: Наука, 1981. С. 3-4.
154. Лосев А. Ф. Ранние диалоги Платона и сочинения платоновской школы // Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1998. С. 3-65.
155. Лошаков А. Г. Пародия как литературно критический текст // Вестник Поморского университета. 2003. № 2 (4). С. 48-57.
156. Лукиан // Большая энциклопедия / Под ред. С. Н. Южакова и П. Н. Милюкова: В 22 т. СПб.: Библиографический Институт (Мейер) в Лейпциге и Вене, Книгоиздательское товарищество «Просвещение», 1900-1909. Т. 12. 1909. С. 346.
157. Лукиан // Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 2001. С. 457-458.
158. Лукиан // Словарь Гранат. Т. 27. С. 442
159. Льюис Д. Г. История философии от начала её в Греции до настоящих времён. СПб.: Тип. Н. Тибена и комп. (Н. Неклюдова), 1865.823 с.
160. Любимова Т. Б. Трагическое как эстетическая категория. М.: Наука, 1985. 128 с.
161. Маковельский А. Досократики. Доэлеатовский и элеатовский периоды. Минск: Харвест, 1999. 784 с.
162. Маринович Л. П., Кошеленко Г. А. Эпиктет // Беседы Эпиктета. М.: Ладомир, 1997. С. 5-36.
163. Марков Н. Объяснительныя примечания к статье: «Значение Сократа как философа-педагога» // ЖМНП. 1871. Апрель. Отд. 3. С. 113-150.
164. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: В 50 т. Издание второе. М.: Гос. изд-во политической литературы. 1955-1981. Т. 15. 1959. 797 е., Т. 30. 1963. 757 с.
165. Миллер Т. Отрывок из истории литературы позднейшаго периода римской империи // ЖМНП. 1878, декабрь. Отдел классической филологии. С. 177-209.
166. Миллер Т. А. Основные этапы изучения «Поэтики» Аристотеля // Аристотель и античная литература. М.: Наука, 1978. С. 5-106.
167. Мифы народов мира: В 2 т. М.: Российская энциклопедия, 1997. Т. 1.671 е., Т. 2.719 с.
168. Михельсон М. И. Ходячие и меткие слова. Сборник. Б. м., 1892. 608 с.
169. Модестов В. Влияние водворения в Риме империи на литературу. -Римская литература при Тиберии // ЖМНП. 1878, август. Отд. 2. С. 273-322.
170. Мокробородова JI. С. Стиль sermo в «Посланиях» Горация // Вестник ЛГУ. 1987. № 16. С. 54-61.
171. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М.: «Центр психологии и психотерапии», 1998. 480 с.
172. Московичи С. Машина, творящая богов. М.: «Центр психологии и психотерапии», 1998. 560 с.
173. Народы и религии мира: Энциклопедия / Под ред. В. А. Тишкова. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 928 с.
174. Нахов И. М. Киническая литература. М.: Наука, 1981. 303 с.
175. Нахов И. М. Лукиан из Самосаты // Лукиан из Самосаты. Избранная проза. М.: Правда, 1991. С. 5-22.
176. Нахов И. М. Мировоззрение Лукиана Самосатского (Лукиан и киники): Диссертация канд. филолог, наук / Моск. орд. Ленина гос. унт им. М. В. Ломоносова. Ч. 1-2. М., 1951. Ч. 1. Киническая философия. 379 с. Ч. 2. Лукиан Самосатский. 1, 678 с.
177. Нахов И. М. Наука и религия в идеологии кинизма // Вопросы античной литературы и класической филологии. Б. м., б. г. 1966. С. 145-161.
178. Нахов И. М. Очерк истории кинической философии // Антология кинизма. М.: Наука, 1984. С. 5-52.
179. Нахов И. М. Эстетические и литературные взгляды киников // Вопросы классической филологии. Вып. 2. М.: Изд-во МГУ, 1969. С. 379.
180. Ницше Ф. Песни Заратустры. Весёлая наука. СПб.: Азбука, 1997. 384 с.
181. Овсянников М. Ф. История эстетической мысли. М.: Высшая школа, 1984. 336 с.
182. Ордынский Б. И. Лукиан. Ч. 1 // Современник. 1851. № 11. Отд. II. С. 1-14.
183. Ордынский Б. И. Лукиан. Ч. 2 // Современник. 1852. № 4. Отд. II. С. 55-84.
184. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М.: ООО «Изд-во ACT», 2001. 512 с.
185. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства // Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Изд-во политической литературы, 1991. С. 230-263.
186. Петровский Ф. А. Марк Анней Лукан и его поэма о гражданской войне // Марк Анней Лукан. Фарсалия, или поэма о гражданской войне. М.: Ладомир, 1993. С. 251-300.
187. Покровский А. И. Варроны // Энциклопедический словарь / Брокгауз-Ефрон. Т. 10. СПб., 1892. С. 547.
188. Портнов А. Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблем в философии XIX-XX вв. Иваново: Изд-во Ив.ГУ, 1994. 370 с.
189. Предуведомление к читателю // Разговоры Лукиана Самосатскаго. Т. 1. СПб.: При Императорской Академии Наук, 1775. С. I-IV.
190. Проксения // Энциклопедический словарь / Брокгауз-Ефрон. Т. 49. СПб., 1893. С. 390.
191. Пушкин А. С. Романы и повести. Путешествия. М.: Школа-Пресс, 1994. 576 с.
192. Радциг С. И. История древнегреческой литературы. М.: Высшая школа, 1982. 487 с.
193. Райт-Ковалёва Р. Канарейка в шахте, или мой друг Курт Воннегут // Воннегут К. Хроники Тральфамадора. СПб.: Кристалл, 2001. С. 5-22.
194. Ранович А. Античные критики христианства. М.: ОГИЗ, Государственное антирелигиозное издательство, 1935. 259 с.
195. Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990. 479 с.
196. Резвицкий И. И. Личность, индивидуальность, общество. М.: Политиздат, 1984. 141 с.
197. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск: Изд-во Новосибирского гос. ун-та, 1993. 815 с.
198. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994-1997. Т. 1. Античность. 1994. 336 с.
199. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Academia-Центр, Медиум, 1995. 416 с.
200. Риттер Г. История философии древних времён. Т. 1. СПб.: Тип. Ильи Глазунова, 1839. 584 с.
201. Розеншток-Хюсси О. Бог заставляет нас говорить. М.: Канон, 1997. 288 с.
202. Розеншток-Хюсси О. Великие революции. Автобиография западного человека. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2002. 646 с.
203. Розеншток-Хюсси О. Избранное: Язык рода человеческого. М.-СПб.: Университетская книга, 2000. 608 с.
204. Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность. М.: Лабиринт, 1994. 223 с.
205. Рорти Р. От религии через философию к литературе: путь западных интеллектуалов // ВФ. 2003. № 3. С. 30-41.
206. Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1997. 320 с.
207. Руднев В. П. Введение в прагмасемантику «Винни Пуха» // Винни Пух и философия обыденного языка. М.: Гнозис, 1994. С. 9-47.
208. Санчурский Н. В. Римские древности. М.: Изд-во МГУ, 1995. 208 с.
209. Свифт Д. Путешествия Гулливера. М.: Лексика, 1993. 318 с.
210. Семушкин А. В. У истоков европейской рациональности. Начало древнегреческой философии. М.: Интерпракс, 1996. 192 с.
211. Серл Д. Открывая сознание заново. М.: Идея-Пресс, 2002. 243 с.
212. Соловьёв С. М. Сочинения. Т. 17. М.: Мысль, 1996. 766 с.
213. Тольнай, де, Ш. Босх. М.: ULISSES INTERNATIONAL, 1992. 176 с.
214. Томашов В. В. Познание, ответственность, творчество // Диалектика познания и творчества / Ярославский гос. ун-т. Ярославль, 1988. С. 2734.
215. Томашов В. В. Социальная ответственность как регулятор творческой деятельности // Наука и творчество. Методологические проблемы: Сборник науч. Трудов / Ярославский гос. ун-т. Ярославль, 1986. С. 113-118.
216. Торшилов Д. Об истории книги // Гигин. Мифы. СПб.: Алетейя, 1997. С. 5-38.
217. Трубецкой С. Н. История древней философии. Лекции, читанные на Историко-филологическом факультете Императорского Московского Университета. 1902-1903. М., б. г. 337 с.
218. Трухина Н. Н. Книги Корнелия Непота // Корнелий Непот. О знаменитых иноземных полководцах. Из книги о римских историках. М.: Изд-во МГУ, 1992. С. 3-7.
219. Трухина Н. Н. Римское общество II-I вв. до н. э. // Корнелий Непот. О знаменитых иноземных полководцах. Из книги о римских историках. М.: Изд-во МГУ, 1992. С. 185-194.
220. Турнье М. Пятница, или Тихоокеанский лимб. СПб.: Амфора, 1999. 304 с.
221. Федь Н. М. Искусство комедии или мир сквозь смех. М.: Наука, 1978.216 с.
222. Финлей Г. Греция под римским владычеством со времени завоевания римлянами до падения империи их на востоке. 146 г. до Р. X. 717 г. по P. X. М.: Издание К. Т. Солдатенкова, 1877. 206 с.
223. Фрай Н. Анатомия критики // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 232-263.
224. Франки В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
225. Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. СПб.-М.: Университетская книга, 1997. 320 с.
226. Фрейд 3. Сон и сновидения. М.: Олимп, 1997. 542 с.
227. Фрейд 3. Тотем и табу. М.: Олимп, 1997. 447 с.
228. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. 447 с.
229. Фромм Э. Сущность человека, его способность к добру и злу // Это человек: Антология. М.: Высшая школа, 1995. С. 41-53.
230. Фуко М. Герменевтика субъекта: Курс лекций в Коллеж де Франс, 1982 // Социо-Логос. М.: Прогресс, 1991. С. 284-311.
231. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. 448 с.
232. Хайдеггер М. Искусство и пространство // Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Изд-во политической литературы, 1991. С. 95-103.
233. Хайдеггер М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни // 2 текста о Вильгельме Дильтее. М.: Логос, 1995. С. 138-183.
234. Хафнер Г. Выдающиеся портреты античности. М.: Прогресс, 1984. 311 с.
235. Хоружий С. С. Человек и три его дальних удела. Новая антропология на базе древнего опыта // ВФ. 2003. № 1. С. 38-62.
236. Хюбнер К. Истина мифа. М.: Республика, 1996. 448 с.
237. Цетеги // Энциклопедический словарь / Брокгауз-Ефрон. Т. 49. СПб., 1893. С. 295.
238. Чернышов Ю. Г. Легенды об «островах блаженных» в античной литературе I в. до н. э. // Вестник Ленинградского Университета. 1984. №20. С. 104-107.
239. Чехов А. П. Степь. Повести. Рассказы. М.: Художественная литература, 1980. 352 с.
240. Чубова А. П., Касперавичюс М. М., Саверкина И. И., Сидорова Н. А. Искусство Восточного Средиземноморья I-IV веков. М.: Искусство, 1985. 257 с.
241. Швеглер А. История философии. Вып. 1. Древняя философия. М.: Изд-во Р. Ульянинского, 1864. 211 с.
242. Шифман И. Ш. Сирийское общество эпохи принципата (I-III вв. н. э.)М.: Наука, 1977.310 с.
243. Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики; Афоризмы житейской мудрости. Минск: ООО «Попурри», 1997. 592 с.
244. Шульга Е. Н. Логическая герменевтика и философская аргументация // Теория и практика аргументации. М.: ИФ РАН, 2001. С. 90-108.
245. Шульга Е. Н. Логическая герменевтика // Мысль и искусство аргументации / Под ред. А. И. Герасимовой. М.: Прогресс-Традиция, 2003. С. 191-211.
246. Эко У. Имя Розы. СПб.: Симпозиум, 1997. 685 с.
247. Эллинистическо-римская культура. В изложении Ф. Баумгартена, Ф. Поланда, Р. Вагнера. СПб.: Изд-во «Брокгауз-Ефрон», 1914. 794 с.
248. Эразм Роттердамский. Похвала глупости. М.: Гослитиздат, 1960. 167 с.
249. Юнг К. Г. Божественный ребёнок. М.: Олимп, 1997. 399 с.
250. Юнг К. Г. Проблема души современного человека // Это человек: Антология. М.: Высшая школа, 1995. С. 24-41
251. Юнг К. Г. Психологические типы. М.: Университетская книга, 1997. 717 с.
252. Юнг К. Г. Психология и поэтическое творчество // Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Изд-во политической литературы, 1991. С. 103-118.
253. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Т. 4. Дух Меркурий. М.: Канон, 1996. 383 с.
254. Юнг К. Г. AION. Б. м.: Ваклер, 1997. 330 с.
255. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. 528 с.
256. Brentano F. Von Lieben uns Hassen // Брентано Ф. О происхождении нравственного познания. СПб.: Алетейя, 2000. С. 125-185.
257. Cornelii Cethegis // Реальный словарь классических древностей: В 4 т. Т. 1.СП6., 1883. С. 347.
258. Editiones Luciani // AouKiavot;. Luciani Samocatensis. Opera. Т. 1. Lipsiae, 1822. P. CII-CXXIII.
259. Hoffding H. Geschichte der neueren Philosophie. B. 2. Leipzig: O. R. Reisland, 1896. 677 s.
260. Krengel H. Syria antiqua. Leipzig: Ed. Leipzig, 1971. 208 s.
261. Lexicon fur Theologie und Kirche. B. 6. Freiburg: Herder, 1961. 1375 s.
262. Von der Urgemeinde Zur fruhchpistlichen Gropkiche. Freiburg-Basel-Wien: Herder, 1985.1. Видео-материалы
263. Эко У. Интервью. Телевизионный канал «Культура». 23 июля 2003 г. 12 ч. 15 мин. 12 ч. 27 мин.вди ви1. ВФжмнп1. Apollod. Bibl.-»- Epit. Albin. Epit. Arrian. Alex. Artem.
264. Aristoph. Nub. -»- Plut. Aesch. Pr. Aristot. Poet. Cic. Brut.-»- De orat. -»- Orat. Diog. Laert.
265. Epict. Eunap. Horn. II. Herod. Herodian.
266. Horat. Sat. Iul. Cap. Ver Iuv. Sat. Luc. Abdic.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.