Философские основания искусственного интеллекта тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат наук Пушкарёв, Алексей Владимирович
- Специальность ВАК РФ09.00.01
- Количество страниц 164
Оглавление диссертации кандидат наук Пушкарёв, Алексей Владимирович
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
§ 1. Философский аспект исследования искусственного интеллекта
§ 2. Основания искусственного интеллекта: системно-структурный
анализ
ГЛАВА 2. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В КОНТЕКСТЕ АНАЛИЗА
ЕГО ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВАНИЙ
§ 1. Искусственный и естественный интеллект в их взаимодействии:
философский аспект анализа оснований искусственного интеллекта
§ 2. Искусственный интеллект как нечто ставшее в наличном бытии и
как идеал
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Проблема искусственного интеллекта: онтологические и гносеологические аспекты2012 год, кандидат наук Смирнов, Егор Васильевич
Идея целостности в основаниях современной научной картины мира: социально-исторический подход2006 год, доктор философских наук Гореликов, Лев Александрович
Философско-методологические основы посттьюринговой интеллектуальной робототехники2021 год, кандидат наук Ефимов Альберт Рувимович
Язык философии в контексте многообразия жанров: онтологический аспект2005 год, кандидат философских наук Губайдуллина, Майя Сахибовна
Социокультурные и технологические предпосылки искусственного интеллекта2007 год, доктор философских наук Степаненко, Алексей Сергеевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философские основания искусственного интеллекта»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертации обусловлена рядом следующих аргументов. Во-первых, сегодня встаёт вопрос о «выживании» человеческого рода; этот вопрос означает, что будущее оказывается поставленным под вопрос. Будущее, отрываясь от настоящего, становится чем-то искусственным; при этом человечеству приходится задуматься «Не о жизни и её процветании», а именно о «выживании»1.
Во-вторых, в ХХ веке сформировались две реальности, «два мира» -мир «естественного» и мир «искусственного», мир «живого» и мир «мёртвого». С одной стороны, сохраняется и постоянно воспроизводится то, что может существовать без человека, что постоянно растёт. Но, вместе с тем, в ходе развития человека постепенно приобретают значимость и «собственные законы развития». Искусственное становится самостоятельным, и его отношение к «естественному» определяет сегодня содержание любой фундаментальной проблемы2.
В-третьих, рассмотрение онтологических оснований исследования искусственного интеллекта связано с установлением самих перспектив включения интеллекта в сферу этических отношений. В данном отношении вопрос о том, «а может ли машина мыслить?» способствует развитию способности самого робота к мышлению. Но речь, видимо, идёт
0 самой возможности обладания машиной такими качественными состояниями, которые вполне аналогичны человеческому интеллекту.
Актуальность данной постановки вопроса о создании искусственного интеллекта (под последним автор понимает такое направление компьютерных исследований, которое связано с усилением
1 См.: Кутырёв В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. - Н. Новгород: Изд-во «Нижний Новгород», 1994. - С. 3.
2 См.: Там же.
интеллектуальных способностей человека, хотя данное усиление, зачастую, сопровождается имитацией умственной деятельности) обосновано интересом со стороны философов к исследованиям, учитывающим нечто схожее в самих «принципах деятельности человека» и результатов творческой деятельности последнего.
В-четвёртых, сегодня постепенно формируется культурное целое, связанное с развитием когнитивной науки. В таких условиях решение вопросов, связанных с проблематикой оснований формирования искусственного и живого «начал» в интеллекте, предполагает, в то же время, и определённый прогресс в «смежных дисциплинах».
Актуальность темы исследования оснований становления искусственного интеллекта обусловлена потребностью в анализе теоретических и практических аспектов самой проблемы возникновения искусственного интеллекта, решением фундаментальных проблем соотношения робототехники и искусственного, а также живого интеллекта. Однако, автора здесь больше будет интересовать не столько искусственный интеллект как нечто ставшее в наличии, сколько как некий идеал.
Степень разработанности проблемы. Проблема формирования искусственного интеллекта связана с исследованием сознания человека в Новое и Новейшее время. Это - труды Р. Декарта, И. Канта, Г.В. Лейбница, Б. Спинозы, Д. Юма1. Раскол на «духовное» и
1 См.: Декарт Р. Соч. В 3-х тт.: Т. 1. - М., 1989. - 654 с.; Кант И. Критика чистого разума. -Симферополь, 1998. - 528 с.; Лейбниц Г.В.Т. Сочинения в 4 т.: Т. 4. -М.: Мысль, 1989. - 554 с.; Спиноза Б. // Серия «Выдающиеся мыслители». - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 608 с.; Юм Д. Трактат о человеческой природе. - Минск: ООО «Попурри», 1998. - 720 с.
«материальное» нашёл отражение в начале ХХ века в сочинениях Э. Гуссерля1.
Но проблема искусственного интеллекта волнует не только зарубежных учёных, но и наших отечественных: А.П. Алексеева, А.Ф. Зотова, В.А. Лекторского, А.Б. Невелева, В.С. Невелевой, А.П. Огурцова, А.Г. Спиркина, В.С. Тюхтина2.
Проблема формирования искусственного интеллекта связана с исследованиями единства знания. В данном отношении актуальной является идея эвристичности физических и математических констант в познании, идея конструктивности самого математического мышления3.
В трудах М.Д. Купарашвили исследуется специфика рождения мыслительной деятельности. Этот автор уделяет внимание самому механизму становления качественно нового знания. При этом, эвристическое мышление выступает как некое промежуточное звено
1 См. Гуссерль Э. Логические исследования. Пролегомены к чистой логике. Т. 1. - СПб., 1909. -224 с.
2 См.: Алексеев П.В. Человек, дух и реальность. Об экзистенциальном типе философствования Н.А. Бердяева // Н.А. Бердяев. Царство Духа и царство Кесаря. - М., 1995; Зотов А.Ф. Порождающие структуры развития науки и техники как предмет гносеологического анализа // Вопросы философии. - 1976. - № 7; Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. - М., 2007; Невелев А.Б. Бытие человека: от приоритета предмета к приоритету энергийности. - Челябинск, 2010; Невелева В.С. Абстрактное мышление и личное усилие как ценности в информационном обществе. - Челябинск, 2014; Огурцов А.П. Философия науки в ХХ веке (статья первая) // Философия науки. Вып. 6. - М., 2001; Спиркин А.Г. О некоторых философских вопросах кибернетики // Проблемы кибернетики на службе общественных наук. -М,, 1964; Тюхтин В.С. Отражение, системы, кибернетика. - М., 1972; Тюхтин В.С. Актуальные проблемы теории искусственного интеллекта» // Кибернетика и современное научное познание. - М.., 1976.
3 См.: Жог В.И. Методологический анализ оснований классификации наук // Философские науки. - 1991. - № 2. [В соавт.].
между «первой» и «второй» сигнальными системами, что прослеживается в пределах сознательной деятельности животных1.
В трудах А.Д. Московченко исследуется идея интеграции знаний о естественных и искусственных технологиях2. Искусственный интеллект оказывается связанным в его работах с «автотрофным» образом жизни человека, с планетарным производством и с переходом к сверхэффективным технологиям.
Проблемы искусственного интеллекта исследуются также отечественными философами: А.П. Алексеевым, В.В. Васильевым, Д.Б. Волковым, Б.С. Галимовым, Д.И. Дубровским, О.И. Елховой, А.Ф. Зотовым, А.Ф. Кудряшевым, В.А. Лекторским, А.П. Огурцовым, Ю.В. Орфеевым, А.Г. Спиркиным, В.С. Тюхтиным, В.К. Финн, А.А. Шестаковым, Н.С. Юлиной, И.А. Ястреб3.
1 См.: Купарашвили М.Д. Бессознательные основы человеческого мышления. - Омск, 1995.
2 См.: Московченко А.Д. Философия автотрофной цивилизации. Проблема интеграции гуманитарных, естественных и технических наук. - М., 2007-2010.
3 См.: Алексеев А.П. Человек, аргументирующий на рубеже тысячелетий // Проблемы социальной философии. Сб. науч. трудов. Вып. 2. - Тула, 2000; Васильев В.В. «Декарт», «Кант», другие статьи (всего 12 статей) // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. - М., 2001; Дубровский Д.И. Психика и мозг: результаты и перспективы исследования // Психологический журнал, 1990; Дубровский Д.И. Сознание, мозг, искусственный интеллект. -М., 207; Дубровский Д.И. Обман. Философско-психологический анализ. - М.: Изд-во «РЭЙ», 1994. - 199с.; Дубровский Д.И. Сознание, мозг, искусственный интеллект. - М., 2007; Рузавин Г.И. Человек и робот (о некоторых философских и социальных проблемах роботизации // Вопросы философии. - 1987. - № 2. - С. 67-79; Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М., 2000; Тюхтин В.С. Актуальные проблемы теории «искуственного интеллекта» // Кибернетика и современное научное познание. - М., 1976; Тюхтин В.С. Мышление человека и «искусственный интеллект» [В соавт.]. - М., 1978; Финн В.К. Искусственный интеллект: методология, применения, философия. - М., 2011. - 448 с.; Юлина Н.С. Аналитическая философия в ХХ веке. - М., 1989.
В трудах Назирова А.Э. исследуются уровни оснований интеллектуального знания, выявляются механизмы самоорганизации в становлении естественнонаучных теорий1.
В работах Опенкова М.Ю. анализируются философские проблемы компьютеризации. В этом плане сама «виртуальная реальность» описывается онто-диалогическим подходом. М.Ю. Опенков исследовал креативность идеи места в киберпространстве. В его трудах анализируется интеллект человека в контексте философии социальных сетей. Его труды по философии интеллекта имеют огромное значение для управления самим знанием2.
В трудах А.А. Шестакова интеллект анализируется в аспекте принципа «трансцендентализма», который выдвинул необходимость анализа ситуации, которая в философской литературе приобрела название «пограничной»3. Искусственный интеллект в этом плане соотносится с когнитивным отражением, которое выступает моментом более содержательного культурного целого.
В трудах А.Ф. Кудряшева, О.И. Елховой проблема интеллекта разрабатывается в соответствии с «модальностью желания». Эта важная
1 См.: Назиров А.Э. Развитие науки и научно-технический прогресс. - СПб., 2012.
2 См.: Опенков М.Ю. Креативность места // Экология культуры. - Архангельск. - № 2; Философия социальных сетей: коммуникация знания // Коммуникация в Интернете: благо или зло. - Архангельск, 2014. В соавт.; Онтология мобильности // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. - Пятигорск, 2014; Онтология и теория познания. - Архангельск, 2013. В соавт.
3 См.: Шестаков А.А. Трансцендентализм как метафизическая исследовательская программа // Философия. Наука. Культура: Сборник научных статей, посвященных 60-летию профессора А.А. Шестакова. - Самара: ООО «Офорт»: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2015. - С. 109.
для онтологии и гносеологии проблема сопряжена с исследованием понятия «виртуальной реальности»1.
В работах М.И. Билалова выдвинута гипотеза о невербальной, довербальной формах истины, о функциональности её критерия, что способствует познанию культурной составляющей искусственного интеллекта2.
Однако, несмотря на достаточную проработанность в литературе понятий «интеллект» и искусственный интеллект, всё ещё ощущается потребность в анализе самих философских оснований искусственного интеллекта.
В качестве объекта исследования выступает искусственный интеллект как интеллектуальная сила, требующая разрешения противоречия искусственного и естественного.
Предметом исследования выступают основания искусственного интеллекта, взятые в их философском аспекте.
Целью диссертационной работы является исследование философских (онтологических, гносеологических, аксиологических) оснований искусственного интеллекта. Эта цель предполагает решение следующих основных задач:
• выявить философский аспект исследования искусственного интеллекта;
• осуществить системно-структурный анализ искусственного интеллекта и его оснований;
• исследовать искусственный интеллект во взаимосвязи его онтологических, гносеологических, аксиологических оснований;
1 См.: Кудряшев А.Ф., Елхова О.И. Модальность социальных учений и гражданское общество // Философия. Наука. Культура: Сборник научных статей, посвященных 60-летию профессора А.А. Шестакова. - Самара: ООО «Офорт»: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2015. - С. 268.
2 См.: Билалов М.И. Зависимость познавательной культуры от толкования истины // Вестник МГУ, Философия, 2011. - № 2.
• рассмотреть искусственный интеллект как нечто ставшее в наличном бытии и как идеал.
Методологической основой исследования выступает идея, согласно которой искусственное связано с неопределённым полаганием вещей. Эта неопределённость гармонизирует искусственное и естественное. Само искусственное, как мера убывания естественного, обнаруживается в субъект-субъектном отношении, которое в эпоху господства технократического духа также оказывается нечто искусственным.
Научная новизна диссертации может быть обоснована исследованием философских оснований искусственного интеллекта. Исследование оснований может быть представлено в виде следующих положений, выносимых на защиту:
• выявлено, что гносеологический аспект становления искусственного интеллекта связан с хрупкостью самого «естественного» начала в человеке. Искусственное, соединённое с естественным, предполагает «потенциальное бытие» в качестве предпосылки осуществления творческих смыслов и гарантов творческого бытия;
• обнаружено, что естественный интеллект чем в большей мере заявляет о своих правах, тем искусственный интеллект начинает обладать силой самоограничения. При этом диалектика природы и общества, естественного и искусственного выступает условием их гармонии;
• обнаружено, что сегодня искусственный интеллект приближается к интеллекту человеческому, но, видимо, никогда не сможет его достичь. Искусственное осуществляется в мире как начало, находящееся в естественном. Естественный интеллект возникает через искусственный, либо самопроизвольно, либо посредством стечения обстоятельств. Искусственный интеллект находится в естественном. Естественное же начало находится в самих вещах природного и социального космоса;
• доказано, что искусственный интеллект не совпадает по своему значению с робототехникой, а оказывается сегодня противопоставленным человеку в сочетании с информационными технологиями и с ростом гуманитарной составляющей культуры.
Итак, можно выдвинуть положения, выносимые на защиту.
1. Искусственный интеллект связан с идеей «сингулярности» событий, которая предполагает неразличимость естественного и искусственного. Однако само стремление «естественного» и «искусственному» связано с достижением «границы» распространения искусственного. По мере развития цивилизации степень взаимовлияния, взаимодействия естественной и искусственной реальности возрастает. При этом искусственное сегодня существенным образом потеснило субъективный мир человека, его подсознание, но, в целом, духовное, интеллектуальное стремится войти в отношения гармонии со всем искусственным, в том числе и с искусственным интеллектом.
2. Системно-структурный анализ искусственного интеллекта, как нечто данного и заданного, тем не менее, ещё только начинается. Искусственный интеллект связан с уменьшением исторического самочувствия человека, с его динамикой социально-экономического развития.
Искусственный интеллект, связанный с нереализованными возможностями человека, состыкуется с глубоким философским постижением техники и творчества. Искусственный интеллект начинает интересоваться здравым смыслом, самой гармонией разумной веры и знания. Такой интеллект возвышается над естественным на том основании, которое увеличивает сферу искусственного и, в сущности, приближается к жизни, с ее гармоническими соотношениями разума и веры в перспективность борьбы человека с технократическим духом.
Понимание и взаимопонимание людей в искусственной реальности обращены на «пред-понимание», которое гармонизирует духовный мир человека с миром природы. Предпонимание - свойство естественного интеллекта; без него невозможно и само понимание, замысел вещи. Искусственное, в этом плане, находится вне естественного, но обращено на содержание вещи, из чего она возникает.
Искусственный интеллект не обеспокоен «душевным» миром человека, его подсознанием. Он занимается всем, но человек, занимающийся искусственным интеллектом, не может выдавать себя за знатока, занятого творчески-смысловыми актами, а эти последние связаны, в свою очередь, с освоением творческого потенциала традиционной культуры.
3. Теоретическая схема становления искусственного интеллекта предполагает анализ повседневного сознания, которое располагается между философскими гипотезами и «картиной мира» на этапе её формирования, которая предвосхищает искусство, мысль о распознавании технических образов нового мира. Но никакая схема не может доминировать в современную нам эпоху, поскольку сама действительность не исчерпывается логическими схемами. В этом смысле искусственное не выводится из естественного, а существует наряду с естественным; причём, искусственный интеллект находится в гармонии с естественным интеллектом.
Обнаружено, что искусственный интеллект есть искусство испытания творческих сил человека, а следовательно, тот или иной естественный процесс. Но искусственный интеллект, означающий нечто подвижно-статичное, стремится устроить всякое дело лучше всего того, что может удаться; иначе он оказывается неспособным преодолеть узкие границы «наличного» бытия в целях раскрытия сущностных творческих сил самого человека.
4. Выявлено, что сам принцип гармонии «естественного» и «искусственного» выступает в качестве основания развития не только искусственного, но и человеческого интеллекта. При этом подлинным основанием возникновения искусственного интеллекта выступает сам принцип «нелинейности» развития подлинно человеческого, духовного процесса. Эта «нелинейность» отличается своей полифоничностью, где не следует пренебрегать автономной разнокачественностью структурных составляющих человеческого интеллекта, его подсознанием и интуицией, которая отличается степенью согласования творческих потенций человека, его психики с технической и культурной историей людей.
Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что полученные в её пределах конкретные результаты расширяют мировоззренческую базу, связанную с дискуссиями по проблеме искусственного интеллекта, которая ориентирует исследователя на анализ психического мира как сложного душевного и духовного явления. В этом плане изучение искусственного интеллекта помогает прояснить соотношение и взаимосвязь «механизмов» функционирования естественного и искусственного интеллекта.
Практическое значение диссертации состоит в том, что полученные выводы могут найти применение для исследования проблемы сознания, что, в целом, повышает значимость использования материалов исследования при подготовке курсов «Онтология и теория познания», «Искусственный интеллект и его философские основания».
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования представлены в научных публикациях автора, а именно: в четырех статьях в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки России для публикации основных результатов диссертационных исследований и других публикациях общим объемом 3,5 п.л.
Основные идеи и материалы диссертации обсуждались на методологическом семинаре профессора А.В. Лукьянова «История и философия науки» (5 ноября 2015 г.), действующем при Башкирском государственном университете.
Материалы диссертационного исследования были изложены в докладах на следующих конференциях:
• Всероссийская научно-практическая конференция «Философия и будущее мировой цивилизации» (Уфа, 14 декабря 2013 г.);
• Всероссийская научная конференция (с международным участием), «Культура как вдохновитель устойчивого развития» (Уфа, 2014 г.);
• Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы коммуникации: теория и практика» (Уфа, 2014 г.);
• VII Российский философский конгресс «Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад - диалог мировоззрений» (Уфа, 2015 г.).
Структура и объем диссертации. Диссертационная работа включает в себя введение, две главы по два параграфа в каждой, заключение, список литературы, включающий 237 источников. Общий объем диссертации -164 страницы.
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
В первой главе «Развитие представлений о природе интеллекта» рассматривается логико-гносеологический аспект становления искусственного интеллекта. В данном отношении системно-структурный анализ искусственного интеллекта как романтического духа направлен против технократического мышления, который далёк от инноваций, привходящих в общественную жизнь человека.
Когда сама машина и отдаляется от «индивидуальности», она, в принципе, встаёт перед проблемой «алгоритмизации» человеческих стремлений, которые трудно зафиксировать в пространственно-временных координатах. При этом искусственный интеллект не связан с гармонизацией «души» и «тела», мгновенного и «вечного». Преодоление самой «стандартности» повседневности существования связано с развитием автономного духа творческой индивидуальности.
Хотя искусственное не полностью сводится к количественно-информационному подходу к вещам, явлениям, искусственный интеллект помогает приблизиться к ранее незнакомой проблеме. Но, как бы то ни было, искусственный интеллект связан с ещё не существующим, хотя и возможным бытием.
В главе дан системно-структурный анализ искусственного интеллекта, связанного с содержательной и духовной компонентой современной науки. В данном отношении сама структура интеллекта включает в себя «субстратное» понимание мира, которое направлено, в целом, на борьбу с технократическим духом.
Если говорить о соотношении «особенного» и «общего», то искусственный интеллект нацелен на само «общее», связанное с эталонами, образами человеческого развития.
ф 1. Философский аспект исследования искусственного интеллекта
Искусственный интеллект представлен в существующей литературе в качестве понятия для обозначения целого комплекса средств, воспроизводящих определённые функции мышления. Заметим, что само происхождение языковой метафоры искусственный интеллект авторы традиционно связывают с употреблением самого слова «интеллект», причём, для обозначения способности человека к постижению чего-либо.
Естественный интеллект есть совокупность способностей человека выделять нечто существенное в наличных данных опыта и знания. Кроме того, естественный интеллект есть способность к целеполаганию и отбору знаний. Этот интеллект связан со способностью к оценке знаний, а затем со стремлением к воссозданию «картинного» мышления. Естественный интеллект способен выстраивать социальное действие в условиях быстро изменяющегося социума.
Искусственный интеллект имеет, напротив, некий процедурный аспект (шахматные программы!). Другой аспект искусственного интеллекта связан с тем обстоятельством, когда учёные пытаются воссоздать некую предметную область, включающую в себя само представление, некий образ человеческих знаний о мире. И в этом плане анализ искусственного интеллекта как «идеального типа» (М. Вебер) выступает на одно из первых мест. Искусственный интеллект как некий идеал есть достаточно абстрактная конструкция, которая не имеет под собой реальных оснований. Но искусственный интеллект есть, в то же время, некое реальное отношение человека к социуму. Ни гносеологические, ни методологические процедуры не исчерпывают его природы. В этом плане искусственный интеллект обеспечивает процесс усиления синтеза познавательных процедур, которые имеют как чувственную, так и рациональную основу.
Нам думается, что искусственный интеллект это некая совокупность способностей отыскать некое существенное начало в самом знании, т.е. выразить саму возможность к рефлексии, а также воссоздать цель и выбрать способы к её достижению.
В этом плане искусственный интеллект, как некий идеал, конечно же, предполагает познавательную активность человека, затем, саму способность адаптации к ситуации, наконец, сам синтез познавательных процедур. Но искусственная деятельность, в сущности, есть та же самая естественная, интеллектуальная (научно-исследовательская) деятельность, только, быть может, лишенная самого «характера» деятельности.
Разумеется, что основная сфера практического применения искусственного интеллекта - создание компьютерных «экспертных систем». Нам думается, что науки, включая и фундаментальные, а также специальные дисциплины, ориентированные, в конечном счёте, на «всестороннее» комплексное исследование проблемы искусственного интеллекта, призваны анализировать и разрабатывать сами «правила» конструирования именно таких «алгоритмов» работы компьютерной техники, которые производили бы впечатление разумной и, причём, целенаправленной деятельности.
Так что же собой представляет сам «интеллект» как нечто, отличающееся от иных понятий логики, включая и трансцендентальную? Нам думается, что само слово «интеллект» означает разум человека, т.е. способность рассуждать и мыслить. Но - не только это! Интеллект, как правило, связан с «проницательностью» и интуитивной способностью человека, т.е. с совокупностью именно тех умственных усилий, которые можно, видимо, представить как некие «функции» (сравнения, абстракции, способности суждения, умозаключения). Эти функции, заметим, превращают «восприятия» в знания, а также критическим образом анализируют уже накопленные знания, причем «иногда общие функции
познанного и его включение в ещё большую совокупность»1 только отдаляют нас от самого внимания исследователей, направленного на познание интеллекта. Упор исследователей познавательного процесса на понятии «интеллект» постепенно привёл к возникновению понятия «интеллектуализма». Ещё в эпоху Средневековья возник спорный вопрос о том, является ли сама «воля» человека подчинённой интеллекту или наоборот - интеллект оказывается подчинённым воле?
Первую точку зрения разделял Фома Аквинский, а вторую - Дунс Скот и У. Оккам. Так, антропология Авинского выступает как проблема «души» и «тела». «Аквинат, - пишет В.В. Соколов, - считал соединение души и тела нормальным явлением бытия»2. Тело - «не оковы для души», а её необходимое дополнение. Интеллект, согласно Фоме Аквинскому, оказывается подчинённым воле. Ведь для того, чтобы действовать нравственно, сам человек призван уважать «естественный порядок» в личной жизни и обществе3.
Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Эпистемология моделирования познавательных способностей человека в науках об искусственном2007 год, кандидат философских наук Загоскина, Наталья Андреевна
Формирование интеллектуального потенциала личности в учебно-воспитательном процессе: Филос.-методол. аспекты1998 год, кандидат философских наук Шатило, Петр Викторович
Эпистемология искусственного интеллекта2007 год, кандидат философских наук Никитин, Алексей Евгеньевич
Философские аспекты проблем создания искусственного интеллекта2003 год, кандидат философских наук Быковский, Игорь Александрович
Роль творчества в адаптации человека к внедрению элементов искусственного интеллекта (на примере журналистики)2022 год, кандидат наук Уланова Александра Евгеньевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Пушкарёв, Алексей Владимирович, 2017 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев А.П. Человек, аргументирующий на рубеже тысячелетий // Проблемы социальной философии. Сб. науч. трудов. Вып. 2. - Тула, 2000.
2. Анисов А.М. Фантазии, мнения, ценности и знания // Вестник РУДН. Философия. - 2013. - № 4.
3. Аристотель. Поэтика // Аристотель и античная литература. - М., 1978.
4. Арский Ю.М., Гиттис В.Г., Шогин А.Н. Электронная Земля - сетевая среда поиска, интеграции и анализа геоданных // «Смирновский сборник - 2007», МГУ, геологический факультет. - М., 2007. - С. 117-126.
5. Арский Ю.М., Финн В.К. Принципы конструирования интеллектуальных систем // Информационные технологии и вычислительные системы. -2008. - № 4. - С. 4-37.
6. Аршинов В.И. Синергетическая парадигма. Синергетика инновационной сложности. - М., 2011.
7. Бабайцев А.Ю. Искусственное и естественное // Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом, 2003.
8. Батлер-Боудон Т. 50 великих книг по философии / Том Батлер-Боудон; [пер. с англ. К. Савельева]. - М.: ЭКСМО, 2014. - 576 с.
9. Бахтин М.В. Эпистемология социально-исторического знания (модели истории и философско-антропологические репрезентации). - М.: ВНИИ геосистем. 2013. - 306 с.
10.Бердяев Н.А. Человек и машина // Вопросы философии. - 1989. - № 2.
11.Берталанфи Л. Общая теория систем: критический обзор / Пер. с англ. Н.С. Юлиной [Электронный ресурс] - режим доступа: http://macroevolution.narod.ru/bertalanfi.htm (дата обращения 10.09.2009).
12.Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. - М., 1991.
13.Блох Э. Тюбингенское введение в философию / Пер. с нем. Т.Ю. Быстровой, С.Е. Вершинина, Д.И. Криушова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1997.
14.Брокман, Дж. Во что мы верим, но не можем доказать: Интеллектуалы XXI века о современной науке / Д. Брокман [пер. с англ. А. Стативки]. - 2-е изд. - М.: Альпина нон-фикшн, 2012. - 336 с.
15.Бугера В.Е. Компьютеризация производственной деятельности как одна из необходимых предпосылок перехода к бесклассовому обществу // Философские и прикладные вопросы методологии искусственного интеллекта. - М.: Машиностроение, 2009.
16.Бурков В.Н., Новиков Д.В. Теория активных систем: состояние и перспективы. - М.: Синтег, 1999.
17.Вагин В.Н., Головина Е.Ю., Загорянская А.А., Фомина М.В. Достоверный и правдоподобный вывод в интеллектуальных системах. - М., 2004. -С. 419-444.
18.Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания // Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - С. 389-392.
19.Вильданов Х.С., Файзуллин Ф.С. Ценности: историко-философский и гносеологический анализ. - Уфа: Изд-е БашГУ, 2002. - 178 с.
20.Винник Д.В. «Проблема сознания»: метафизическое и естественнонаучное содержание // Философия науки. Научное издание по философии, методологии и логике естественных наук. № 2 (49). - 2011. - Новосибирск, 2011. - С. 86-105.
21.Винникотт Д.В. Игра и реальность. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2012. - 240 с.
22.Гайденко П.П. История новоевропейской философии и её связи с наукой. -М., 2000.
23.Галимов Б.С. Философский анализ возникновения нового // Материалы научной конференции, посвящённой 40-летию Башкирского государственного университета. - Уфа: Изд-е БашГУ, 1997. - С. 4-14.
24.Галимов Б.С. Эволюционная картина природы / Б.С. Галимов. - Уфа: Китап, 2008. - 184 с.
25.Галимов Б.С., Мусин Г.Х. Биосоциосистема: опыт потребностного подхода / Изд-е Башкирск. ун-та. - Уфа, 2000. - 284 с.
26.Гафиатуллина О.А. Коэволюция микро- и мегамира: философский анализ. - Авт-т дисс... канд .филос. наук. - Уфа, 2011. - 23 с.
27.Гвозданный В.А. Искусственное как компонент среды жизнедеятельности общества // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.): В 5 т.: Т. 3. - М.: Современные тетради, 2005. - С. 35.
28.Глушков И.И. Словарь по кибернетике. - М., 1979.
29.Гоббс Т. Сочинения в 2-х т.: Т. 2 / Сост., ред., авт. примеч. В.В. Соколов; Пер. с лат. и англ. - М.: Мысль, 1991. - 731 с.
30.Говорунов В.А. Философская антропология и «искусственный человек» // Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Российского философского конгресса (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.). В 3 томах. Т. III. - Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2012. - С. 152-153.
31.Готт В.С. Удивительный, неисчерпаемый, познаваемый мир. - М., 1974.
32.Готт В.С. Философские вопросы современной физики. - М: Высшая школа, 1988.
33.Грунвальд А. На пути к теории социальной оценки техники // Эпистемология и философия науки. - 2008. - Т. XVII, № 3. - С. 38-39.
34.Грушин Б.А. Массовое сознание. Опыт определения и проблемы исследования. - М., 1987.
35.Гузенберг С.О. Гений и творчество: основы теории и психологии творчества. - Изд-е 2-е. - М.: КРАСАНД, 2010. - 264 с.
36.Дегтярёв Е.В. Единство техносферы: онтологический и гносеологический аспекты. - Авт-т дисс... доктора филос. наук. - Магнитогорск, 2009. - 35 с.
37.Денискин С.А. Теоретико-методологические основы познания сущности живого. - Авт-т дис. канд. филос. наук. - Магнитогорск, 2010. - 23 с.
38.Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук // Вестник МГУ. Сер. 9: Филология. - 1995. - № 5. - С. 182.
39. Дидро Д. Сочинения в 2-х т.: Пер. с фр. Т. 2 / Сост. и ред. В.Н. Кузнецова. - М.: Мысль, 1991. - 604 с.
40.Динглер Г. Методика вместо теории познания и наукоучения // Эпистемология и философия науки, 2006. - Т. Х, № 4. - С. 193-215.
41.Доломатов М.Ю. Пределы науки и фрагменты теории многокомпонентных природных систем. - Уфа: Б. и., 1998. - 120 с.
42. Дубровский Д.И. Обман. Философско-психологический анализ. - М.: Изд-во «РЭЙ», 1994. - 199с.
43. Дубровский Д.И. Психика и мозг: результаты и перспективы исследования // Психологический журнал, 1990.
44.Дунс Скот. Отрывки из «Оксфордского сочинения» / Пер. А.Х. Горфункеля // Антология мировой философии. Т. 1. - М., 1969. - С. 877-890.
45.Елхова О.И. Виртуальная реальность в контексте философии постмодерна // Чудиновские чтения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (21-22 октября 2010 г). - Бирск: БирГСПА, 2010. - С. 26-30.
46.Елхова О.И. Онтология виртуальной реальности: Монография / О.И. Елхова; Башк. гос. ун-т. - Уфа: БашГУ, 2011. - 228 с.
47.Елхова О.И. и др. Виртуализация реальности // Научные исследования: информация, анализ, прогноз: Монография / Под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. Книга 31. - Воронеж: ВГПУ, 2010. - С. 152-164.
48.Елхова О.И. Метаморфозы искусства: визуальные и акустические пространства // Искусство и образование. - М., 2008. - № 9. - С. 198-203.
49.Елхова О.И. Онтологический аспект творчества в пространстве гипертекста // Онтология творчества в развитии реальных, виртуальных и искусственных систем: Материалы международных научно-практических конференций / Отв. ред. А.Ф. Кудряшев, М.С. Кунафин, С.Н. Семёнов. -Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. - С. 54-56.
50.Елхова О.И. Онтология виртуальной реальности. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. - 228 с.
51.Елхова О.И. Фрактальный принцип виртуальной реальности // Искусственный интеллект, искусственная жизнь, информационные технологии: Материалы Всероссийской конференции (22 октября 2007 г., Пермь). - Пермь: Изд-во ПГТУ, 2008. - С. 19-26.
52.Жог В.И. Пространство, время и симметрия в физических теориях. - М., 1985. - 112 с.
53.3вегинцев В.А. Язык и лингвистическая теория. - М., 1973.
54.Звегинцев В.А. Проблема отношений человека и машины в компьютерной революции // Вопросы философии. - 1986. - № 3. - С. 47-48.
55.Ильин В.В. Теория познания. Симвология. Теория символических фор / В.В. Ильин. - М.: Изд-во Московского университета, 2013. - 384 с.
56.Ильин В.В. Теория познания. Социальная эпистемология. Социология знания. - М.: Академический проект; Гаудеамус, 2014. - 204 с.
57.Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции: интуиция и разум. -М.: Наука, 1978. - 191 с.
58.Исаева Л.Г. Средства массовой информации как фактор формирования духовной культуры российского общества. - Авт-т дисс... канд. филос. наук. - Уфа, 2005. - 22 с.
59.Исакова Н.В. Естественное и искусственное: особенности взаимодействия // Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI
Российского философского конгресса (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.). В 3 томах. Т. III. - Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2012. - С. 154.
60. Искусственный интеллект: применение в химии. - М.: Мир, 1988.
61.Каган М.С. Избранные труды: В 7 т. / М.С. Каган. - СПб.: Петрополис, 2006. - Т. 2. Теоретические проблемы философии. - 660 с.
62.Карнап Р. Философские основания физики. - М.: Прогресс, 1971.
63.Карпенко И.Д. Искусственный интеллект // Новейший философский словарь. - 3-е изд., исправл. - Минск: Книжный Дом, 2003.
64.Кикель П.В. Математизация научного знания. - Минск: Университетское, 1989. - 87 с.
65.Киссель М.А. Метафизика в век науки: опыт Р. Дж. Коллингвуда / М.А. Кисель. - СПб.: Искусство-СПб., 2002. - 304 с.
66.Клини С.К. Введение в метаматематику. - 2-е изд. - М.: Книжный дом «Либроком» / URSS, 2009. - 368 с.
67.Князева Е.Н. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогресса / Рос. АН, ин-т философии. - М.: ИФРАН, 1995. - 223 с.
68.Комаров С.В. Метафизика и феноменология субъективности: Исторические пролегомены к фундаментальной онтологии сознания / С.В. Комаров. - СПб.: Алетейя, 2007.
69.Конфуций. Луньюй: Изречения / Конфуций: [Пер. с кит. И.И. Семененко]. - М.: ЭКСМО, 2009.
70.Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. - М., 1974. -568 с.
71. Кудряшев А.Ф. Единство наук: основания и перспективы. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1998. - 184 с.
72.Кукрак О.Н. Искусство // Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом, 2003.
73.Культура как вдохновитель устойчивого развития: Материалы научной конференции с международным участием, посвящённой Году культуры в России, 60-летию сотрудничества Российской Федерации и ЮНЕСКО, 15-летию сотрудничества Республики Башкортостан и ЮНЕСКО (25 апреля 2014 г.) / Отв. ред. З.Я. Рахматуллина. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. - 260 с.
74.Кутырёв В.А. Апология человеческого // Вопросы философии. - 2002. - № 9; 2003. - № 1.
75.Кутырёв В.А. Философия иного или небытийный смысл трансмодернизма // Вопросы философии. - 225. - №№ 5, 12.
76.Кутырёв В.А. Философия постмодернизма. - Н. Новгород, 2006.
77.Кутырёв В.А. Философский образ нашего времени (безжизненные миры постчеловечества). - Смоленск, 2006.
78.Кутырёв В.А. Крик о небытии // Вопросы философии. - 2007. - № 2.
79.Кутырёв В.А. Человеческое и иное. - СПб., 2009.
80.Кутырёв В.А. Время Mortido. - СПб., 2012.
81.Кутырёв В.А. Последнее искушение человека // Человек и его будущее. -М., 2012.
82.Кутырёв В.А. На тонущем корабле гуманизма // Место и роль гуманизма в будущей цивилизации. - М., 2014.
83.Кутырёв В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. - Н. Новгород: Изд-во «Нижний Новгород», 1994. - 200 с.
84.Кутырёв В.А. Разум против человека (Философия выживания в эпоху постмодернизма). - М.: «ИеРо», 1999. - 230 с.
85.Ламетри Ж.О. Сочинения / Общ. ред., предисл. и примеч. В.М. Богуславского. - 2-е изд. - М.: Мысль, 1983. - 509 с.
86. Ланкастер Ф. Информационно-поисковые системы. - М.: Мир, 1972. Гл. 6. - С. 81-88.
87.Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. - М.: Эдиториал УРС, 2001. - 256 с.
88.Ленк Х. Размышления о современной технике. - М., 1996. - 181 с.
89.Локк Дж. Сочинения в 3-х т.: Т. 2 / Пер. с англ.: Редкол.: М.Б. Нитин (пред.) и др. - М.: Мысль, 1985. - 560 с.
90.Лукманова Р.Х. Гармоническая многомерность истины. - Авт-т дисс... доктора филос. наук. - Уфа, 2009. - 39 с.
91.Лукманова Р.Х. Истина как многомерная философская категория. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. - 262 с.
92.Лукьянов А.В. «Философия откровения» Ф.В.Й. Шеллинга и её эвристический смысл: Монография / А.В. Лукьянов. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. - 316 с.
93. Лукьянов А.В. Философские идеи Ф. Гёльдерлина и метафора пустоты: Монография. / А.В. Лукьянов. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. - 206 с.
94.Лукьянов А.В., Пушкарёв А.В. Духовный потенциал информационной культуры // Культура как вдохновитель устойчивого развития. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2014.
95.Люггер Д.Ф. Искусственный интеллект. Стратегии и методы решения сложных проблем. - М.; СПб.; Киев: Издательский дом «Вильямс», 2003.
96.Майданов А.С. Интеллект решает неординарные проблемы / Рос. АН, Ин-т философии. - М.: Б.и., 1998. - 321 с.
97.Макаров И.М., Лохин В.М., Манько С.В., Романов М.П. Искусственный интеллект и интеллектуальные системы управления. - М.: Наука, 2006.
98.Максимова С.В. Творчество: созидание или деструкция? / С.В. Максимова. - М.: Академический проект, 2006. - 224 с.
99.Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. - М.: «Аграф», 1997. - 320 с.
100. Мамчур Е.А. Образцы науки в современной культуре: Монография / Е.А. Мамчур. - М.: Канон+: Реабилитация, 2008. - 400 с.
101. Мамчур Е.А. Проблема выбора теории. - М.: Наука, 1975.
102. Мамчур Е.А. Идеалы единства и простоты в современном научном познании // Вопросы философии. - 2003. - № 12.
103. Маркузе Герберт. Эрос и цивилизация. - М.: ИСА, 1995. - 352 с.
104. Мелюхин С.Т. Избранные труды. Наследие и современность / С.Т. Мелюхин. - М.: Изд-во Савин С.А., 2010. - Т. 2. Философская онтология. -2010. - 454 с.
105. Метлов В.И. Основания научного знания как проблема философии и методологии науки. - М.: Высшая школа, 1987. - 141 с.
106. Микешина Л.А. Философия познания: полемические главы. - М.: Прогресс-Традиция, 2002.
107. Микешина Л.А. Философия науки: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2006. - 440 с.
108. Микешина Л.А. Эпистемология ценностей. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. - 439 с.
109. Минигулова И.Р. Конструктивная функция отрицании в искусственном интеллекте // Международная конференция «Информационные технологии интеллектуальной поддержки принятия решений. Т. 3. - Уфа: РИЦ УГАТУ,2014. - С. 251-252.
110. Минигулова И.Р. Отрицание в искусственном интеллекте. Методические аспекты искусственного интеллекта: Монография // М.Б. Гузаиров и др. - М.: Машиностроение, 2014. - С. 174-178.
111. Московченко А.Д. Проблема интеграции фундаментального и технологического знания. - Томск, 1989. - 320 с.
112. Московченко А.Д. Русский космизм, автотрофность, человек будущего. - Томск, 1996. - 300 с.
113. Московченко А.Д. Философия автотрофной цивилизации. Проблема интеграции гуманитарных, естественных и технических наук. - М., 20072010.
114. Московченко А.Д. Автотрофная стратегия выживания // Вестник РФО. - 2011. - № 1.
115. Московченко А.Д. В.И. Вернадский и проблемы социальной автотрофности // Известия Томского политехнического университета. -2013. - № 6.
116. Наука как социальное явление / Под ред. А.С. Кравца. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1992. - 168 с.
117. Невелев А.Б. Ценностное бытие человека. - Челябинск, 2002.
118. Невелева В.С. Абстрактное мышление и личное усилие как ценности в информационном обществе. - Челябинск, 2014.
119. Нестеров А.Ю. Проблема и понятие знака в эпистемологии и теории коммуникации // Философские науки. - 2008. - № 1 (36). - С. 3-17.
120. Новиков Д.А. Сетевые структуры и организационные системы. - М.: ИПУ РАН, 2003.
121. Опенков М.Ю. Роль Интернет и «новый энциклопедизм» // Философский век. Вып. 27.
122. Опенков М.Ю. Энциклопедия как форма универсального знания: от эпохи Просвещения к эпохе Интернета. - СПб., 2004.
123. Опенков М.Ю. Интеллектуальная собственность и некоторые особенности цифровой экономики // Интеллектуальная собственность в киберпространстве. - М., 2006.
124. Опенков М.Ю. Философия социальных сетей: коммуникация знания // Коммуникация в Интернете: благо или зло. - Архангельск, 2012.
125. Опенков М.Ю. Twitter как инструмент культуры // Взаимодействие веб-сайтов по культуре с пользователем. - Баку, 2012. В соавт.
126. Опенков М.Ю. Онтология и теория познания. - Архангельск, 2013. В соавт.
127. Орешников И.М. Что такое гуманитарная культура? - Изд-во Мордовского университета, 1992. - 148 с.
128. Орфеев Ю.В. Возможности моделирования образного и понятийного мышления на ЭВМ // Интеллект человека и машины. - М., 1979.
129. Перцев А.В. Душа в дебрях технологий. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. - 224 с.
130. Печёнкин А.А. Обоснование научной теории: классика и современность / АН СССР; Ин-т истории естествознания и техники. - М.: Наука, 1991. - 183 с.
131. Пигров К.С. Научно-техническое творчество: социально-философские проблемы. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. - 144 с.
132. Погорелова Е.В. Интеграционно-целевая методология управления знаниями: Монография / Е.В. Погорелова. - Самара: СГЭУ, 2010. - 240 с.
133. Попкова Н.В. Философия техносферы / Н.В. Попкова. - 2-е изд. - М.: Либроком, 2009. - 344 с.
134. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.: Прогресс, 1983.
135. Поппер К. Логика научного исследования. - М., 2005.
136. Поппер К. Эволюционная эпистемология // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. - М.: URSS, 2008. - С. 57-74.
137. Поспелов Д.А. Моделирование рассуждений. - М.: Радио и связь, 1989.
138. Пригожин Илья, Стенгерс Изабелла. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой: Пер. с англ. - Изд-е 5-е. - М.: КомКнига, 2005. - 296 с.
139. Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций / В.А. Подорога, А.Б. Зыкова, И.С. Вдовина и др. -М.: Наука, 1989. - 256 с.
140. Пушкарёв А.В. Гуманитарная культура как оппозиция технократическому духу // Философия и будущее мировой цивилизации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 14 декабря 2012 г. Часть 1. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. - С. 205-207.
141. Пушкарёв А.В. Искусственный интеллект и структурная устойчивость мироздания // Успехи современного естествознания. 2013. №
11. - С. 189-191. Электронный журнал
www.rae.ru/use/?section=contene8cop=show_article82article_ed=100021328.
142. Пушкарёв А.В. Мировоззренческий и социокультурный аспект идеи искусственного интеллекта // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Научно-теоретический и прикладной журнал. № 8 (46). 2014. Часть 1. - Тамбов, 2014. - С. 136-138.
143. Пушкарёв А.В., Лукьянов А.В. Духовный потенциал информационной культуры // Культура как вдохновитель устойчивого развития: Материалы научной конференции с международным участием, посвящённой Году культуры в России, 60-летию сотрудничества Российской Федерации и ЮНЕСКО, 15-летию сотрудничества Республики Башкортостан и ЮНЕСКО (Уфа, 25 апреля 2014 г.). - Уфа: РИЦ БашГУ,
2014. - С. 126-128.
144. Пушкарёв А.В., Сафонова О.В. Проблема применения идеи дополнительности за границами физики // Современные проблемы науки и образования (ВАК) № 5, 2013. Электронный журнал http://www.science-education,ru/111-10102.
145. Пушкарёв А.В. Искусственное мышление как выход за проблему реального // Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад -диалог мировоззрений: Тезисы докладов VII Российского философского конгресса (г. Уфа, 6-10 октября 2015 г.). В 3 т.: Т. II, - Уфа: РИЦ БашГУ,
2015. - С. 127.
146. Ракитов А.И. Анатомия научного знания (Популярное введение в логику и методологию науки). - М.: Политиздат, 1969. - 206 с.
147. Рассел Бертран. Искусство мыслить. - М.: Идея-Пресс: Дом интеллектуальной книги, 1999. - 240 с.
148. Рахматуллин Р.Ю. Онтологизированные образы в научном познании: генезис и функции. - Авт-т дисс... доктора филос. наук. - Уфа, 2000. - 39 с.
149. Рахматуллина З.Я. Традиция башкирского этноса как социокультурное явление (философский анализ). - Авт-т дисс. доктора филос. наук. - Уфа, 2000 - 40 с.
150. Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий. -Санкт-Петербург: Наука, 1997. - 532 с.
151. Розин В.М. Философия техники: От египетских пирамид до виртуальных реальностей / В.М. Розин. - М.: Nota Bene, 2001. - 456 с.
152. Рузавин Г.И. Человек и робот (О некоторых философских и социальных проблемах роботизации) // Вопросы философии. - 1987. - № 2. - С. 67-79.
153. Русаков А.Ю. Проблема виртуализации реальности и современная культура // Вестник Московского университета культуры и искусств. -2011. - № 3.
154. Рыбаков Н.С. Избранные работы по философии. - Псков, 2014.
155. Рыбаков Н.С. Мировоззренческая парадигма в философии: модусы и модальности теоретические и практические. - Нижний Новгород, 2014. В соавт.
156. Рыбаков Н.С. Факт. Бытие. Познание. - Екатеринбург: УИФ «Наука», 1994. - 324 с.
157. Рыженко Л.И. Переход к смысловой организации информационных баз данных // Философия науки. Научное издание по философии, методологии и логике естественных наук. - 2010. - № 3 (35). -Новосибирск, 2010. - С. 58-80.
158. Савельев А.В. К вопросу о причинах происхождения философии нейрокомпьютеризации сознания // Философия науки. - 2002. - № 1 (12). -С. 51-62.
159. Савельев А.В. Эпистемология познания в нейрокомпьютерной парадигме // Философия науки. - 2007. - № 3 (34). - С. 41-59
160. Садыкова А.Г. Категория реального, или естественного, чуда: проблема философской интерпретации. - Авт-т дисс... канд. филос. наук. -Уфа, 2001.
161. Салихов М.В. А.А. Любищев об «общепринятых» постулатах науки и философии / М.В. Салихов. - Ульяновск: Б.и., 2001. - 100 с.
162. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии: [пер. с фр.] / Жан-Поль Сартр. - М.: АСТ: АСТ Москва, 2009. - 925 с.
163. Сафонова О.В., Пушкарёв А.В. Проблема применения идеи дополнительности за границами физики // Ufa State Aviation Technical University bruneh in Tuimazy, Republic of Bashkortostan, Russia (452750, Tuimazy, streemic Yotth. 5. Republic of Bashkortostan, Russia).
164. Сачков Ю.В. Вероятностная революция в науке: (Вероятность, случайность, независимость, иерархия). - М.: Научный мир, 1999. - 144 с.
165. Севальников А.Ю. Виртуальная реальность и проблема её описания // Смирновские чтения. - М., 1999.
166. Семененко И.И. Читателю Конфуция // Конфуций. Луньюй: Изречения / Конфуций: [Пер. с кит. И.И. Семененко]. - М.: ЭКСМО, 2009.
167. Симонов А.Л., Стригачев А. Методологические принципы физики: общее и особенное. - Новосибирск: Наука, 1992.
168. Симонс Дж. ЭВМ пятого поколения: компьютеры 90х годов. - М.: Финансы и статистика, 1985.
169. Смирнов Е.В. Аргумент китайской комнаты в защиту «сильного» естественного интеллекта / Е.В. Смирнов // Вопросы экономики, управления и права в контексте философско-антропологической парадигмы: Сборник статей всероссийской научно-теоретической конференции, под ред. Д.А. Яковлева. - Магнитогорск: УРаГС, 2010. - С. 197-203.
170. Смирнов Е.В. Китайская комната, китайский робот и «системный» ответ: перспективы «сильного» искусственного интеллекта // Философия и культура. - М.: Институт философии РАН, 2012. - № 2. - С. 91-97.
171. Смирнов Е.В. Машина Тьюринга и человек: онто-гносеологический аспект компьютерной метафоры сознания // Философия и культура. - М.: Институт философии РАН, 2012. - № 3.
172. Смирнов Е.В. Проблема искусственного интеллекта: онтологические и гносеологические аспекты. - Авт-т дисс... канд. филос. наук. -Магнитогорск, 2012. - 23 с.
173. Смирнов Е.В. Проблема установления онтологического статуса искусственного интеллекта в контексте решения «трудной проблемы сознания» / Е.В. Смирнов // Наука - вуз - школа: Сборник научных трудов молодых исследователей / Под ред. З.М. Уметбаева, А.М. Колобовой, Е.В. Гавриловой. - Магнитогорск: МаГУ, 2010. - Вып. 15. - С. 165-170.
174. Смирнов Е.В. Роль философско-психологических идей XVII-XVIII вв. в современной философии сознания // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология. Выпуск 24. - 2012. - С. 65-71.
175. Соколов В.В. Средневековая философия. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 352 с.
176. Стёпин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 744 с.
177. Стёпин В.С. История и философия науки. - М., 2011.
178. Стёпин В.С. Человеческое познание и культура. - СПб., 2013.
179. Стёпин В.С. Философия и методология науки. - М., 2015.
180. Стёпин В.С. Философская антропология и философия культуры. -М., 2015.
181. Султанова Л.Б. Роль неявных предпосылок в историческом обосновании математического знания // Вопрос философии. - 2004. - № 4.
- С. 102-115.
182. Тайсина Э.А. Теория познания. - СПб., 2014.
183. Тарский А. Понятие истины в языках дедуктивных наук // Философия и логика Львовско-Варшавской школы. - М.: РОССПЭН, 1999.
- С. 19-177.
184. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М.: Прогресс, 1965.
185. Теоретическая виртуалистика: новые проблемы, подходы и решения.
- М.: Наука, 2008. - 316 с.
186. Тесла Никола. Куда идёт мир: к лучшему или к худшему? / Никола Тесла, Альберт Эйнштейн. - М.: Алгоритм, 2014. - 256 с.
187. Тимербулатов З.М. Информационное общество России: этапы становления и развития. - Авт-т дисс... канд. филос. наук. - Уфа, 2006. -18 с.
188. Тьюринг А. Может ли машина мыслить? - М.: Государственное издательство физико-математической литературы, 1960. - С. 19-58.
189. Тюхтин В.С. Актуальные проблемы теории искусственного интеллекта // Кибернетика и современное научное познание. - М., 1976.
190. Тюхтин В.С. Мышление человека и искусственный интеллект [В соавт.]. - М., 1978.
191. Тюхтин В.С. Понятие связи и отношения, системы и структуры, их познавательное значение // Проблема связей и отношений в материалистической диалектике. - М., 1990. - С. 38-42.
192. Фазлиева Г.В. Информационные технологии как факто социальных трансформаций современного российского общества. - Авт-т дисс. канд. филос. наук. - Уфа, 2011. - 17 с.
193. Файзуллин Ф.С. Гносеологический анализ ценностей и ценностных ориентаций / Ф.С. Файзуллин, У.С. Вильданов, Х.С. Вильданов; ИСЭИ УНЦ РАН; отд. соц.и гум. наук АН РБ. - М.: Наука, 2008. - 296 с.
194. Федотова В.Г. Коммуникация и диалог в науке и за её пределами //Общественные науки и современность. - 2004. - № 5.
195. Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. - М., 1997. - 255 с.
196. Федотова В.Г. Изучение идентичности и контексты её формирования. - М., 2012.
197. Фейерабенд, Пол. Наука в свободном обществе / П. Фейерабенд. -М.: АСТ, 2010. - 378 с.
198. Фейнберг Е.Л. Две культуры: интуиция и логика в искусстве и науке / Е.Л. Фейнберг. - Фрязино: Век 2, 2004. - 288 с.
199. Философия и научная картина мира: Материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 70-летию зав. кафедрой философии БашГУ профессора Б.С. Галимова (8 июня 2012 г.) / Башк. гос. ун-т; [ред. А.Г. Мустафин]. - Уфа: БГУ, 2012. Вып. 1 - 284 с.; Вып. 2. - 276 с.
200. Философия техносферы / Н.В. Попкова. - 2-е изд. - М.: Либроком, 2009. - 344 с.
201. Философия. Наука. Культура: Сборник научных статей, посвящённых 60-летию профессора А.А. Шестакова. - Самара: ООО «Офорт»; Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2015. - 320 с.
202. Философский словарь: Основан Г. Шмидтом. - 22-е, новое, перераб. изд. под ред. Г. Шишкоффа / Пер. с нем. / Общ. ред. В.А. Малинина. - М.: Республика, 2003. - 575 с.
203. Финн В.К. О некоторых проблемах логики и методологии интеллектуальных систем // НТИ. Сер. 2., 1999. - № 1-2.
204. Финн В.К. Интеллектуальные системы и общество: идеи и понятия // НТИ. Сер. 2. 1999. - № 10. - С. 6-20.
205. Финн В.К. Интеллектуальные системы и общество. - М.: Ком Книга / URSS, 2007. - С. 186-321.
206. Финн В.К. Искусственный интеллект: Методология, применения, философия. - М.: КРАСАНД, 2011. - 448 с.
207. Финн В.К. Об интеллектуальном анализе данных // Новости искусственного интеллекта. - 2004. - № 3. - С. 3-18.
208. Финн В.К. Синтез познавательных процедур и проблема индукции // НТИ. Сер. 2. - 1999. - № 1-2. - С. 8-44.
209. Финн В.К. Искусственный интеллект: идейная база и основной продукт. Труды 9-й национальной конференции по искусственному интеллекту (Тверь, 28 сентября - 20 октября 2004 г.). - М.: Физматлит, 2004. - Т. 1. - С. 11-20.
210. Финогентов В.Н. Религиозный ренессанс или философия гуманизма? Мировоззренческий выбор современной культуры. - М.: Книжный дом «Либроком», 2009. - 304 с.
211. Фихте И.Г. Сочинения в двух томах. Т. 2 / Сост. и примечания Владимира Волжского. - СПб.: Мифрил, 1993. - 798 с.
212. Фома Аквинский. Сумма теологии / Пер. с лат. А.В. Аполлонов. -М.: Сигнум Веритатис, 2008. - 752 с.
213. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. - М.: Политиздат, 1090. - 559 с.
214. Фролова И.В. Оправдание утопии: опыт социально-философской реконструкции: Монография. - Уфа: РИО БашГУ, 2001. - 268 с.
215. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы / Пер. с нем. - М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 144 с.
216. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне: Двенадцать лекций / Юрген Хабермас; Пер. с нем. - 2-е изд., испр. - М.: Изд-во «Весь Мир», 2008. - 416 с.
217. Хазиев В.С. Роса истины. - Уфа: Башгоспединститут, 1998. - 90 с.
218. Хазиев В.С. Философское понимание истины // Философские науки. - 1991. - № 9. - С. 54-60.
219. Хрустов Г.Ф. Теория факта / Г.В. Хрустов; под ред. Г.К. Ашина. -М.: МГИМО - университет, 2005. - 296 с.
220. Хьюитт К. Открытые системы // Реальность и прогнозы искусственного интеллекта. - М.: Мир, 1987. - С. 85-102.
221. Шалаев В.П. Синергетика в пространстве философских проблем современности: Монография / В.П. Шалаев. - Йошкар-Ола: МГТУ, 2009. -360 с.
222. Шаповалов В.Ф. Философия науки и техники: О смысле науки и техники и глобальных угрозах научно-технической эпохи. - М.: Фаир-пресс, 2004. - 320 с.
223. Шейнин Ю.М. Интегральный Интеллект. - М.: Молодая гвардия, 1970. - 255 с.
224. Шеллинг Ф.В.Й. Pro et contra / Сост., вступ. ст. В.Ф. Пустарнакова, примеч. М.А. Ходанович. - СПб.: РХГИ, 2001. - 638 с.
225. Шеллинг Ф.В.Й. Лекции о методе университетского образования / Пер. с нем., вступ. ст., примеч. Ивана Фокина. - СПб.: Издательский дом «М1ръ», 2009. - LXXXVIII + 352 с.
226. Шеллинг Ф.В.Й. Система мировых эпох: Мюнхенские лекции 18271828 гг. в записи Эрнста Ласо. - Томск: Изд-во «Водолей», 1999.
227. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения в 2-х т.: Т. 2 / Пер. с нем. - М.: Мысль, 1989. - 636 с.
228. Шергенг Н.А. «Трансцендентальный субъект» и проблема его философской концептуализации: Монография. - М.: ЗАО «АЛКОР»; Наука, 2008. - 232 с.
229. Ширяев Л.А. Закономерности взаимодействия экономики и культуры на стыке эпох // Вестник УГАТУ. - 2001. - № 1. - С. 23-30.
230. Ширяев Л.А. Социально-инновационный процесс: Творчество и противостояние культур: Монография / Л.А. Ширяев; Уфимский государственный авиационный технический университет. - Уфа: УГАТУ, 2013. - 460 с.
231. Штайнер Р. Влияние духовных сил на ход истории. Значение ритуала в развитии человечества / Пер. с нем. С. Шнитцера. - Ереван: Лонгин, 2010. - 224 с.
232. Язык науки XXI века: Материалы научной конференции, посвящённой 200-летию со дня рождения О. Конта. - Уфа: БГУ, 1998. -216 с.
233. Яковлев В.А. Диалектика творческого процесса в науке. - М.: Изд-во МГУ, 1989.- 127 с.
234. Blinova V.G., Dobrynin D.A., Finn V.K., Kuznetsov S.O., Pankratova E.S. Toxicology analysis by means of the JgSM-method // Bioinformatics. Vol.19.№ 10. - P. 1201-1207.
235. Handbook of defeasible reasoning and uncertainly management systems / Ed.by M. Gabbay, P. Smets. Vol. 4.Kluwer Acad. Publishers, Dordrecht Harbound, 2000.
236. McCarthy J. From here t human-level AI // Artificial Intelligence. 2007. Vol. 171. - P. 1174-1182.
237. McDermott D. Non-Monotonic Logic. II. Non-monotonic Modal Theories // Journal of Association Comput. Machinery. 1982. Vol. 29. № 1. - Р. 33-56.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.