Феномен страха в античной культуре и патристике: этико-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат философских наук Пустовойт, Юлия Владимировна
- Специальность ВАК РФ09.00.05
- Количество страниц 193
Оглавление диссертации кандидат философских наук Пустовойт, Юлия Владимировна
Введение
Глава 1. Этико-философские основания феномена страха
1.1. Этимологические истоки феномена страха
1.2. Экзистенциальный и психологический подходы к определению сущности страха
Глава 2. Категория страха в этико-философских учениях античности
2.1. Категория страха в системе ценностей античной этики
2.2. Этико-философские особенности типологии страха в античной культурной и философской традиции
2.3 Способы преодоления страха в античной этике
Глава 3. Страх в патристическом учении о нравственности
3.1. Антропологические и сотериологические основания учения о страхе в патристике
3.2 Страх Божий как духовная добродетель
3.3. Этическая трактовка страха-боязни (страхования) в патристике
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК
Патристическая оценка учения Эпикура о боге, мире и человеке2012 год, кандидат философских наук Тер-Аракельянц, Владимир Аракелович
Архетипика сознания в неоплатонизме и патристике2005 год, кандидат философских наук Семенов, Василий Витальевич
Исповедальное начало в христианском мировоззрении2008 год, кандидат философских наук Тарасов, Павел Григорьевич
Философия религии Эпикура и эпикурейская традиция в истории европейской мысли2000 год, доктор философских наук Шахнович, Марианна Михайловна
Экзистенциалы человеческого бытия - одиночество, смерть, страх: От античности до Нового времени, историко-философский аспект2002 год, доктор философских наук Гагарин, Анатолий Станиславович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен страха в античной культуре и патристике: этико-философский анализ»
Актуальность темы исследования
Традиция определения страха в качестве базового понятия, традиционно характеризующего человеческое бытие, известна с древних времен. Тема страха, многообразно варьируясь, во все века представляла собой одно из средоточий философских исканий человечества. Пристальное внимание мыслителей к феномену страха берет начало от самых первых попыток осмысления человеком мироздания в целом и своей собственной природы в частности. Это свойство человеческой души нельзя считать ни локальным или периферийным, ни поверхностным или мимолетным явлением мироощущения человека; ученые именуют страх всеобщим и неизбывным. Однако именно в нашу эпоху изучение феномена страха стало наиболее значимым, поскольку в настоящее время переживание страха человечеством чрезвычайно усилилось. Культура XX-XXI веков констатировала и продолжает утверждать: над человечеством довлеет страх. Так, Кюнцли называет страх «европейской болезнью». Страх царит в каждой из попыток осознать современность. Психологи отмечают, что в наступившем тысячелетии возрастает значимость страха в качестве эмоциональной детерминанты всякой человеческой деятельности. А. Камю, бросая взгляд на цепь столетий от XVII до XX века, подбирает наименование для финала мировой истории: за веками математики, физики и биологии следует век страха. Век колоссального развития естественных наук, техники, век научного просвещения, век цивилизации все стремительнее открывает свою оборотную сторону века боязни. В XX веке интерес к страху приобретает практически массовый характер даже на обыденном уровне. Уместен и оправдан вопрос: что же ожидать далее? Философские прогнозы будущего большей частью пессимистичны. По замечанию А. Тоффлера, «безотчетный страх, массовые неврозы, не поддающиеся разумному объяснению поступки, необузданные акты насилия - все это лишь слабые симптомы болезни, которая ожидает нас впереди»1. Все это придает серьезную значимость и особую актуальность всесторонним научным исследованиям проблемы страха.
1 Тоффлер А. Шок от будущего // Страх / Сост. П.С.Гуревич.-М., 1998.-С.90. 3
Практически все школы и направления так или иначе обращались к рассмотрению страха в рамках соответствующих мировоззренческих систем. И в XXI веке проблема страха остается все так же одной из наиболее актуальных в разных областях знания - философии, этике, религиоведении, социологии, культурологии, психологии, медицине и прочих. Большое разнообразие различных учений о человеческом страхе - и религиозных, и атеистических, и научных, и откровенно антисциентистских - вынуждают внимательнее отнестись к тому, как решалась проблема страха в античной мысли и патристике - традициях - которые легли в основание и сформировали ментальные структуры европейского, восточного и российского мировоззрений. Ведь, по свидетельству В.В. Соколова1, классическая философия, сформировавшаяся в античный период в системе древнегреческой цивилизации и культуры, составляет основу всей последующей истории философии вплоть до нашей современности. Христианское же учение, по мнению В.Г. Иванова, есть определяющий фактор развития «не только западноевропейской культуры, но в известном смысле и всей мировой культуры»2. Христианство, оказав определяющее влияние на культуру, задало смыслообра-зующую цель как отдельной человеческой, так и общественной жизни, наполняя ее конкретными этическими, эстетическими и духовными ценностями. Более того, именно в патристике в средние века были сформулированы центральные компоненты современной нравственной культуры.
В своем исследовании мы опираемся на концепцию развития религиозно-философской мысли, расценивающую античную культуру (по А.Ф. Лосеву, «эллинское язычество») и патристику в качестве двух противоположных культурных типов. А.Ф.Лосев в «Очерках античного символизма и мифологии» убедительно доказывает, что «примириться им невозможно без самоубийства; и приходится им убивать друг друга, друг друга анафематствовать». При этом «смазывание и нивелирование столь резких исторических типов мысли и жизни, отличающее именно либеральную природу исследования, указывает на полное отсутствие исторического зрения и неспособность разобраться в самых элементар
1 Соколов В.В. От философии античности к философии нового времени. Субъект-объектная парадигма.- М., 1999.-С.З.
2 Иванов В.Г. История этики средних веков. - СПб., 2002. - С. 133. 4 ных вопросах культуры. Все эти культурные типы . совершенно индивидуальны, оригинальны, внутренне закончены и друг с другом совершенно несовместимы. Их можно объединить логически, диалектически. Но как типы устроения жизни, как социальные единицы они могут только анафематствовать и расстреливать друг друга»1. Причина тому заключается в специфическом понимании отцами Церкви истины. В патристике истина - не темпоральна и не эволюцион-на, поскольку, по мнению Ю.А. Шичалина, представители патристики имеют дело непосредственно с истиной, и потому эта истина «преображает всю предшествующую реальность. Эта истина есть Христос, Который Своим сошествием во ад спас всех тех, что были христианами до Христа, то есть равным образом преобразил настоящее, отменил прошлое как таковое и позволил понять его истину, открыл будущее» . Несмотря на тот очевидный факт, что отцы и учители Церкви, начиная со II века, достаточно активно включали отдельные интуиции и идеи античной философской мысли в свое христианское миросозерцание, философские элементы античности не только играли второстепенную роль, но и приобретали у них совсем иной смысл и звучание, выполняя вспомогательную роль. Нельзя не согласиться с А.И. Сидоровым в том, что, подобно тому, как разрозненные камни, взятые из языческих капищ для постройки христианской базилики, не определяли архитектурную структуру и назначение ее, так и элементы античной мысли, включенные в общую симфонию православного мировоззрения, переставали быть платоническими, аристотелевыми, стоическими по своей сути3. Таким образом, об этих античных традициях в собственно христианстве невозможно говорить, ибо там, где присутствует эта традиция, отсутствует само христианство. Поэтому, обращаясь к философскому, сформировавшемуся в античности, и патристическому учениям о феномене «страх», мы воспринимаем данные подходы как самобытные, возникшие внутри различных мировоззренческих систем.
1 Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М., 1993. - С.865; 893-894.
2 Шичалин Ю. О соотношении библейского богословия и античного влияния в христианской антропологии // Православное учение о человеке. Избранные статьи. - М.-Клин, 2004,- С.38.
3 См.: Сидоров А.И. Архимандрит Киприан Керн и традиция православного изучения поздневизантийского иси-хазма / Предисловие к кн.: Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. - М., 1996.- C.XXX-XXXI.
В античной мысли и патристике страх выступает в качестве философско-этического феномена. Этическим аспектам страха в современных исследованиях практически не уделяется внимания. Изучение же вопроса о месте страха в рамках античного и древнехристианского мировоззрений, позволяет сделать вывод о доминантном положении страха и в прошлые столетия, в те времена, когда были сформулированы стержневые идеи современной этической системы.
Страх, по утверждению современных ученых, таких как П.С. Гуревич1, Е.Н. Романова2, А.С. Гагарин3, Т.В. Абакумова4 и др., есть фундаментальное основание человеческого бытия, онтологическая категория. Страх является некоей онтологической призмой, сквозь которую преломляются практически все смысло-жизненные этические вопросы. К этическим аспектам проблемы страха можно отнести соотношение этических категорий смысла жизни, ее цели, счастья, свободы, добродетели и порока, долга, стыда и многих других, с одной стороны, и феномена страха, с другой, в рамках культур античности и христианства. Также проблема роли страха в процессе нравственного становления и нравственного бытия личности остается одной из самых актуальных в современной этике.
Степень разработанности проблемы
Из-за своей многогранности феномен страха является предметом изучения сразу нескольких наук. Различные философские школы и направления затрагивали в своих исследованиях проблему страха, соединяя его с важнейшими направлениями своих исследований. Однако до сих пор в современной науке все еще нет общепринятого определения сущности страха, а существующие многочисленные описания и классификации предлагают несколько односторонний взгляд на проблему. Осмысление того или иного феномена, характеризующего внутреннюю жизнь человека, неминуемо предполагает выяснение источников его происхождения и существования. В исследовании этого аспекта в отношении феномена «страх» также нет однозначной позиции. Возможно, причина того
1 Гуревич П.С. Страх - молитва души // Философские науки.- 1992.- №2.- С.89-100.
2 Романова Е.Н. Основные смыслы категории «страх» в аспекте феноменологического и социально-философского анализа: Дис. .канд.филос.наук.- Омск, 2002.
3 Гагарин А.С. Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх (от античности до Нового времени). Историко-философский аспект: Дис. .д.филос.наук,- Екатеринбург, 2002.
4 Абакумова Т.В. Философские аспекты феномена страха: Дис. .канд.филос.наук.- Якутск, 2000. 6 заключается в существовании многообразия форм и проявлений страха. Данная проблема по сей день, несмотря на неоднократные попытки исследовать феномен страха, остается открытой.
Уже в конце 80-х годов XX столетия в российской науке в качестве ведущих и наиболее представительных были отмечены две тенденции в определении феномена «страх», которые зародились в недрах экзистенциализма и психоанализа. Наследие экзистенциалистов С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, К. Ясперса, П. Тиллиха и иных, рассматривающих страх в качестве экзистенциального истока человеческого бытия, исследовано О.Ф. Больновым, С.Н. Ставцевым, Е. Косса-ком, Б.Э. Быховским и др.
Поскольку долгое время под сферой проявления страха понималось исключительно онтическое, душевное, разработками данной проблемы занимались по преимуществу зарубежные и отечественные представители психологической науки, такие как К.Е. Изард, В. Вундт, Р. Мэй, А. Кемпински, Н.Н. Мышанова, JI.C. Выготский, А.В. Захаров, М.Е. Литвак, В.К. Вилюнас, Д.А. Авдеев, Ф.Б. Березин, М.И. Буянов, В. Джеймс, В.Л. Леви, А.О. Прохоров, Ф. Риман, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, Р. Эммануэль, Р. Хиншельвуд, К. Рикрофт и др. Практическая психология содержит богатый эмпирический материал, рассматривающий феномены индивидуального страха на уровне нормы и патологии, выясняет характерные особенности возрастных страхов и взаимосвязь психических и соматических оснований страха. Однако при всех положительных сторонах этого подхода только лишь психологическими средствами не раскрывается содержание категории страха как онтологического феномена человеческого бытия.
Философско-феноменологический анализ форм бытия так или иначе опирается на анализ языка. Обращение к лингвистическому анализу понятия «страх» позволяет сделать вывод о духовно-нравственном измерении страха; особенно отчетливо оно отражается этимологией слова «страх» и его эквивалентов в индоевропейских языках славянской, балтийской, германской и романской и других ветвей. Лингвистический анализ слова «страх» произведен на лексикографическом и этимологическом материале, содержащемся в исследовательских тру7 дах Ж.Ж. Варбот, А.А. Зализняка, Вяч.Вс. Иванова, В.М. Иллич-Святыча, Г.А. Климова, В.В. Колесова, В. Орла, М. Якубовича и др.; этимологических словарях А.Е. Аникина, А.Г. Преображенского, А.С. Шишкова, И.М. Стеблина-Каменского, М. Фасмера, П.Я. Черных, Н.М. Шанского, О.Н. Трубачева и прочих. Лингвистический анализ «страха» во многом подкрепляется исследованиями в области психолингвистики Е.Ю. Мягковой, Л.В. Воронина, Н.В. Дорофеевой, С.В. Зайкиной, Мун Чун Ока, Е.А. Яшкиной и др. В своей работе диссертант опирается на традицию восприятия страха как явления не только онтологического, в которое уходят все психологические состояния, но и в качестве духовно-этического.
Существует целый массив текстов, посвященных философским аспектам страха. Они принадлежат П.С. Гуревичу, Т.В. Абакумовой, А.С. Гагарину, Л.Г. Ореховой, Е.Н. Романовой, Е.В. Шевченко, В.Ю. Антонову и т.д. Эстетический взгляд на проблему фобий как навязчивых состояний страха отчасти предложен в сочинении И.В. Сапожниковой. Однако в вышеперечисленных сочинениях об этических аспектах феномена страха упоминается лишь вскользь.
Изучение феномена «страх» в контексте философско-этической мысли античности и патристике позволяет говорить об этической смысловой наполненности данных традиций.
Классическое наследие античной мысли о страхе в данном исследовании представлено масштабными фигурами от Гомера, Гесиода, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Софокла, Эпикура до Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия, Лукреция Кара и т.д.
К числу наиболее авторитетных исследовательских трудов по античной культуре относятся сочинения П. Адо, М. Вундта, Р.А. Басова, А.С. Богомолова, Андре Боннара, А.Ю. Согомонова, В.П. Горана, В.В. Соколова, Г.В. Драча, Ф.Х. Кессиди, В.А. Васильева, Теодора Гомперца, Ж.-П. Вернана, А.Ф. Лосева, В. Виндельбанда, Э. Радлова, М. Мамардашвили, В.П. Гайденко, А. Тойнби, М.Л. Гаспарова, А.В. Разина, А.А. Гусейнова, О.А. Донских, А.Н. Кочергина, Э.Д. Фролова, Э. Целлера, А.Н. Чанышева, Л. Шестова, Э.Р. Доддса и многих других. В них представлен анализ античной мысли с философско-этических позиций, 8 однако вопросы, связанные с выявлением философско-этических аспектов страха, решаются лишь отчасти и, по своей сути, фрагментарны.
Патристическое учение о страхе, как и вообще патристика, исследовано еще далеко не так полно, как, например, философское учение античности. Для этого есть вполне объективные основания, которые тем не менее не снимают эту проблему с «повестки дня» современной науки. Эти основания логично проистекают из особенностей самого патристического учения. Патристику в целом можно обозначить как «философию религиозного иррационализма»1, что в значительной мере осложняет ее понятийное осмысление и описание. Кроме того, «своеобразие этой системы и ее принципиальный отход от линии античной рационалистической философии, философии как теоретической дисциплины, стоящей над жизнью, в сторону внутрибытийного мышления, бытия-мышления, философии как духовно-жизненного опыта» на протяжении долгого времени не позволяло историкам философии «правильно осмыслить» систему патристической традиции, имеющей как теологический, так и философский характер, и «правильно оценить ее роль и место в истории духовной культуры»2. Поэтому среди исследователей патристического наследия в целом можно назвать ученых XX-XXI веков В.В. Бычкова, В.В. Соколова, Г.Г. Майорова, А.А. Столярова, Ю.А. Шичалина, С.С. Хоружего, М.В. Лодыженского; ученых-богословов Н.И. Са-гарду, А.И. Сагарду, Л.П. Карсавина, А. Сидорова, Т. Миллера; среди зарубежных авторов назовем Фредерика Ч. Коплстона, Этьена Жильсона, труды которых посвящены изложению истории средневековой философии сквозь призму католической доктрины. Однако собственно проблема страха в сочинениях вышеперечисленных авторов, к сожалению, не подвергалась специальному анализу.
В современной философии при постижении феномена страха в парадигме христианского учения предметом научного интереса стали преимущественно воззрения на страх представителя латинской патристики - Аврелия Августина. Мощный пласт святоотеческого наследия христианской патристики до сих пор остается недостаточно изученным и, как следствие, не представлен в современ
1 Здесь используем терминологию В.В. Бычкова. См.: Бычков В.В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. -М., 1977. -С. 14.
2 Там же. ной исследовательской литературе по данной проблеме. Этот факт вызывает удивление, поскольку в патристической антропологии и этической системе одно из центральных и значимых мест занимает учение о страхе как неизбывном свойстве человеческой души.
Среди представителей святоотеческой письменности, затрагивавших проблему страха, можно назвать свт. Иоанна Златоуста, свт. Григория Богослова, свт. Григория Нисского, свт. Василия Великого, блж. Августина, свт. Амвросия Медиоланского, прп. Иоанна Лествичника, прп. Максима Исповедника, прп. Иоанна Кассиана Римлянина, авву Дорофея, прп. Иоанна Дамаскина, прп. Ефрема Сирина, прп. Исаака Сирина, сщмч. Петра Дамаскина, авторов «Добротолюбия» и др. Хотя в работах почти всех отцов и учителей Церкви проблема страха находится в центре внимания, ими не выработано единой философско-религиозной концепции страха. Таким образом, патристические тексты представляют собой серьезный информационный пласт знания о страхе, не имея при этом систематического изложения данной проблемы.
Отдельные аспекты проблемы антропологического и этического рассмотрения страха в рамках патрологического толкования встречаются в трудах епископа Варнавы (Беляева), С.М. Зарина, протоиерея Владислава Свешникова, протоиерея Илии Гумилевского, епископа Иустина (Полянского) и др. Однако, и в теологической традиции последних десятилетий обобщающих исследований по проблеме страха в патристике вовсе нет.
Итак, самостоятельных работ, направленных на раскрытие сущности страха в античной мысли и патристике в аспекте философско-этическом, до сих пор в науке не представлено, в то время как именно внутри данных традиций страх получил осмысление в этических координатах. Все это не позволяет в полной мере представить целостное видение данного феномена. Таким образом, возникает проблемная ситуация, разрешение которой и явилось основанием к написанию диссертационной работы.
Цель и задачи исследования
Объектом исследования является феномен страха в античной культуре и в патристике. В данном контексте в работе анализируются философские, патри
10 стические тексты, различные исследования ментальности античности и патристики.
Предмет исследования составляет этико-философское измерение феномена страха в воззрениях виднейших представителей античной культуры и патриотической письменности.
Цель исследования: целостная реконструкция и этико-философский анализ феномена страха в античной философии и патристике
Задачи исследования, вытекающие из указанной цели и структурирую-щие саму работу.
- уточнение границ семантического диапазона ключевого термина «страх»;
- выделение и анализ ряда существующих подходов к пониманию феномена «страх» в современной науке (экзистенциальный и психологический);
- реконструкция учений о страхе, его видах, сформированных в античной культуре и патристической традиции, в философско-этическом ракурсе;
- соотнесение этических категорий смысла жизни, ее цели, счастья, свободы, добродетели, порока, стыда, с одной стороны, и феномена страха в рамках культур античности и христианства.
Научная новизна и положения, выносимые на защиту Новизна диссертационного исследования заключается в построении новой концепции страха, в которой страх анализируется в качестве онтологической тотальности, имеющей этические характеристики, на материале античных текстов и патристики.
К теоретическим результатам, полученным диссертантом и выносимым на защиту, относятся следующие положения:
1. Проведена реконструкция этимологических вариантов слова «страх»; результаты реконструкции дают основание считать, что страх есть феномен многообразный; особая ментальность, присущая личности. Поэтому анализ сущности страха нельзя свести к пониманию его как онтической реальности индивидуального сознания, тем более отрицательной эмоции, или даже экзистенционала, нейтрального в этическом отношении. Страх - свойство человеческой души, получающее нравственную оценку в зависимости от объекта страха, характера са
11 мого страха, а также готовности человека в результате переживания акта страха отреагировать каким-либо образом;
2. На примере двух традиций - античной мысли и патристики обнаружено, что в функциональном отношении страх может являться этическим регулятором поступков человека;
3. Представлена типологизация представлений о страхе в античности: экзистенциальные виды страха (религиозный страх, страх перед судьбой, страх смерти), социальный страх, объективированный в форме стыда - подлежащих этической оценке;
4. Реконструирована целостная трактовка феномена «страх» в патриотическом учении о нравственности. Страх в данной традиции воспринимается в двух основных формах: страхе Божием как добродетели и страхе-боязни (страховании) как пороке;
5. Определено значение различных видов страха, характерных для двух письменных традиций, в контексте соответствующей мировоззренческой системы, антропологии и этико-философских понятий о высшем благе: для античной мысли - сквозь призму представлений о счастье, для патристики - в свете учения о спасении.
Методология исследования
Методология исследования основывается на междисциплинарном синтезе, что подразумевает исследование феномена страха в различных контекстах: философском, лингвистическом, психологическом, религиоведческом, патрологи-ческом и т.д. Методологическая база основывается на кардинальных принципах системности. Главные признаки системности (целостность, динамическая взаимосвязь между элементами) лежат в основе структурно-функциональной организации страха. В определении этико-аксиологических характеристик страха были использованы диалектический и компаративисткие методы исследования, что позволило определить параллели и различия взглядов представителей античной культуры и патристики на проблему страха. С помощью комплексной лингвистической методики, включающей метод анализа словарных дефиниций и метод этимологического анализа, выявляются доминантные смысловые призна
12 ки в понятии «страх». Одним из центральных моментов методологии является метод реконструкции философских и патристических теорий страха, который продиктован спецификой материала и сравнительно малой разработанностью исследуемой проблемы.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Диссертационная работа вносит определенный вклад в изучение философ-ско-этических оснований феномена «страх». Теоретическое значение диссертации состоит в расширении научных представлений о возможных путях исследования проблемы страха, его сущности, причинах формирования в рамках фило-софско-этического подхода. Наиболее значим анализ классического философского наследия, обсуждение терминологических проблем.
Тема настоящей диссертации является интеграционной. Практическое значение исследования определяется тем, что результаты работы могут быть использованы в преподавании курсов и спецкурсов, прежде всего, по этике и религиозной этике, а также по другим философским и религиоведческим дисциплинам. Лингвистические материалы, направленные на выяснение этимологии и лексикографии, могут иметь научный интерес для специалистов в филологической области знания.
Апробация работы
Основные положения диссертационной работы были апробированы на научных конференциях и симпозиумах; разработки используются в курсах лекций по этике, религиозной этике. По теме исследования опубликовано 12 статей общим объемом 3 п.л. Диссертация обсуждалась на кафедре философии и культурологии Тульского государственного педагогического университета.
Структура диссертационного исследования
Данная работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК
Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх (от античности до Нового времени). Историко-философский аспект2002 год, доктор философских наук Гагарин, Анатолий Станиславович
Понимание творчества и культуры в восточнохристианской патристике2011 год, доктор культурологии Шустров, Андрей Григорьевич
Этико-философский анализ феномена сердца: на материале русской философской культуры второй половины XIX - начала XX вв.2008 год, кандидат философских наук Калугина, Светлана Александровна
Эволюция концепта любви в философской антропологии: от восточной патристики к русской религиозной философии2013 год, кандидат наук Павенков, Олег Владимирович
Проблема человека в восточной патристике: Культурологический анализ1999 год, доктор философских наук Чистякова, Ольга Васильевна
Заключение диссертации по теме «Этика», Пустовойт, Юлия Владимировна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Философско-этические аспекты феномена «страх» в античной культуре и патристике представлены достаточно выразительно. Учение о страхе развивалось в рамках именно этических учений этих двух традиций, что требует целостного анализа феномена «страх» в системе этических координат.
Необходимо отметить много общего в трактовке страха традициями античной культуры и патристики, но имеются и различия в истолковании феномена «страх». Патриотическое этическое мышление иное по своему характеру, по сравнению с античной моральной философией, прежде всего, потому, что основой интерпретации нравственности в нем выступает не разум, а религиозная вера. Следовательно, античность порождает рационалистический подход к анализу страха, а патристика - иррациональный.
Подходы к обоснованию места и роли страха в жизни человека самым непосредственным образом связаны с той мировоззренческой системой, определением «сетки бытия», внутри которой возникают те или иные взгляды на феномен «страха». Фундаментальное основание страха связано с картиной мира, имеющейся у человека. Картина мира упорядочивает, с разной степенью точности, окружающую реальность или отдельные ее элементы, определяет место человека в этой реальности, его возможности, способности и правила поведения. Поэтому место, роль страха, его значимость определяются в соотнесении с такими философско-этическими понятиями, как благо, спасение, счастье, добродетель, порок, свобода, вина, ответственность и многими другими.
Тотальный и онтологический характер страха фиксируется в обеих письменных традициях. Как античные мыслители, так и отцы Церкви утверждают идею априорного присутствия страха в человеческой природе - человек приходит в этом мир, имея страх в своей душе. Таким образом, учение о страхе в античной культуре и патристике антропологично. Однако проблема истоков страха оказалась наиболее важной для представителей древней христианской Церкви; страх здесь понимается как следствие грехопадения; все низкое, страстное, душевное, выражающееся в виде страха-боязни необходимо преодолевать посред
175 ством воспитания в себе основополагающей добродетели страха Божия.
Поскольку в религиозной этике не исчезает противопоставление «сущего» и «должного» (с одной стороны - греховный человек, с другой - в качестве абсолютного образца недостижимый нравственный идеал), всегда остается почва для ощущения греховности, а следовательно, и страха, поэтому страх Божий неизбывен.
Патристика подчеркнула, что нравственное поведение личности определяется в большой степени страхом, на высших ступенях развития человека тождественным понятиям блага, любви, свободы, чистоты и ответственности за свое бытие.
Страх в античности преимущественно рассматривался как нечто низкое, недостойное, постыдное, то, что требует изгнания, извлечения, изъятия из «души» человека. Но, поскольку страх генетически являлся одной из форм объективации религиозного, мифологического сознания, то признавалось наличие определенных объектов, перед которыми невозможно было испытывать страх. Потому в античную эпоху страхи понимаются как проявления душевного, хотя замечается попытка выхода на духовный уровень. С этой позиции анализируются, например, страх богов, перед смертью, перед природными явлениями и т.д. В патристике же представлен духовный взгляд на страх.
Обеими культурами признается, что в функциональном отношении страх является мощным этическим регулятором, в силу чего этическая составляющая страха представляла значительный интерес уже в античную эпоху и не потеряла значимости в последующее время.
Для античной мысли характерно понимание сущности страха, чаще всего препятствующее достижению высшего блага - счастья. Поэтому античной культуре свойственны напряженные попытки нахождения «рецепта» против страха. Страх чаще всего понимался в качестве явления, которое должно быть преодолено при помощи мистерий, искусства или философской рационализации. Исключение составлял страх-стыд, в этическом отношении наиболее значимый для античного человека. В патристике страх оценивался призму центральной категории религиозной этики - категории спасения.
176
Идеалом разумного контроля человеком страха выступает образ мудреца. В христианской же традиции достигающий совершенства человек - святой - будучи обладаем добродетелью страха Божия, избавлен от мучительной боязливости, трактуемой психологично.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Пустовойт, Юлия Владимировна, 2007 год
1. Библия.- М.: Издание Московской Патриархии, 1992.- 1372с.
2. Библия: Книги Священного Писания Ветхого Завета на церковнославянском языке с параллельными местами/ Репринт.изд.- Тутаев: Православное братство свв. князей Бориса и Глеба, 2000.- 1334с.
3. Абакумова Т.В. Философские аспекты феномена страха: Дис. .канд.филос.наук,- Якутск, 2000.- 150с.
4. Авва Дорофей, преподобный. Душеполезные поучения / Репринт.изд.- М., 1991.-300с.
5. Августин блаженный. Руководство Лаврентию или О вере, надежде и любви.-М., 1997.
6. Августин блаженный. Творения.- М., 1997.
7. Адо П. Что такое античная философия? / Пер. с фр. В.П. Гайдамака.- М.: Изд.во гуманитарной литературы, 1999.- 320с.
8. Амвросий Медиоланский, святитель. О девстве и браке.- М., 1997.- 304с.
9. Аникин А.Е. Этимологический словарь русских заимствований в языках Сибири.- Новосибирск: Наука, 2003.- 788с.
10. Антонов В.Ю. Метафизика страха и этика бессмертия.- Саратов: ТОО «Печатный двор», 1994.- 64с.
11. Аристотель. Об искусстве поэзии // Античная литература. Греция. Антология. Ч.2.-М., 1989.-310с.
12. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.1. / Ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1975.-550с.
13. Аристотель. Сочинения: В 4 тт. Т.4 / Пер. с древнегреч.; Общ.ред. А.И. До-ватура.- М.: Мысль, 1984.- 830с.- (Филос. наследие).
14. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории.- Минск, 1998.
15. Басов Р.А. История древнегреческой философии. От Фалеса до Аристотеля. М.: Издат. Дом Летопись XXI, 2001.- 416с.
16. Бачинин В.А. Философия. Энциклопедический словарь.- СПб.,2005.
17. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.' -Л., 1988.- С.13-21.
18. Библейская энциклопедия / Репринт.изд. CTCJL, 1990. - 904с.
19. Богомолов А.С. Античная философия.- М., 1985.
20. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма.- СПб.: Лань, 1999,- 224с.
21. Большая советская энциклопедия. (В 30 томах).- Т.24 / Гл.ред. A.M. Прохоров.- М.: Советская энциклопедия, 1976.
22. Большой датско-русский словарь / Н.И. Крымова, А .Я. Элуина, А.С. Нова-кович.- М.: Живой язык, 2000.- 896с.
23. Большой норвежско-русский словарь. В 2 тт. / В.Д. Аракин.- М.: Живой язык, 2001.-560с.
24. Большой толковый словарь русских существительных: Идеографическое описание. Английские эквиваленты. Синонимы. Антонимы/ Под ред. проф. Л.Г.Бабенко.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.- 864с. (Фундаментальные словари).
25. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл.ред. С.А. Кузнецов.-СПб.: Норинт, 2000.- 1536с.
26. Боннар Андре. Греческая цивилизация. В 2 тт.- Ростов н /Д.: Феникс, 1994.-448с.
27. Буянов М.И. Страх. М.: Российское общество медиков-литераторов, 2002. - 168с.
28. Быховский Б.Э. Кьеркегор,-М.: Мысль, 1972.-238с.
29. Вагин И. Победи свои страхи.- СПб., 2003.- 251с.
30. Варбот Ж.Ж. К реконструкции и этимологии некоторых праславянских глагольных основ и отглагольных имен. I // Этимология. 1971. М.: Наука, 1973.-408с.- С.3-19.
31. Варнава (Беляев), епископ. Преподобная Синклитикия Александрийская или малая аскетика.- Н.Новгород: Изд.-во Братства во имя св. кн. Александра Невского, 1997.- 128с.
32. Василий Великий, святитель. Творения. Т.1.- М.: Паломник,- 1993.
33. Васильев В.А. Древнеримские мыслители о добродетели // Социально-гуманитарные знания.- 2001.- №3- С. 168-183.
34. Вежбицкая А. Семантические универсалии в описании языков. М.: Школа179
35. Языки русской культуры», 1999. 610с.
36. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь / Репринт.изд.- М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1991.- 1370с.
37. Великовский С.И. В поисках утраченного смысла. Очерки литературы трагического гуманизма во Франции. М.: Художественная литература, 1979. -295с.
38. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли,- М.: Прогресс, 1988.- 224с.
39. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений.- М., 1976.
40. Виндельбанд В. История древней философии с приложением истории философии средних веков и эпохи возрождения / Под ред. А.И. Введенского.- СПб.: Типография И.Н.Скороходова, 1898.- 400с.
41. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек: Энциклопедический словарь.- М.: Гардарики, 1999.- 520с.
42. Волошинов А.В. Венок мудрости Эллады. М.: Дрофа, 2003. - 256с.
43. Воронин JI.B. Концепт «страх» в русском и немецком языках. (Контрастив-ный анализ на материале произведений М. Булгакова, К. Тухоевского и их переводов на английский): Дисс. канд.филол.наук.- М., 2005.- 197с.
44. Воспитание детей. Отечник №2.- М.: Сестричество во имя прпмц. вел.кн. Елисаветы, 2000.
45. Вундт В. Психология душевных волнений // Психология эмоций.- М., 1984.
46. Вундт. М. Греческое мировоззрение / Пер.с нем. Ф.Д. Капелюша; под ред. М.Н. Шварца.- Петроград: Огни, 1916.- 166с.
47. Выготский JI.C. Психология развития человека,- М.: Смысл; Эксмо, 2003.-1136с,- (Серия «Библиотека всемирной психологии»),
48. Гагарин А.С. Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх (от античности до Нового времени). Историко-философский аспект: Дис. . .д.филос.наук.- Екатеринбург, 2002.- 355с.
49. Гайденко В.П. Тема судьбы и представление о времени в древнегреческом мировоззрении // Вопросы философии.- 1969.- №9.- С.88-98.
50. Гайденко П. История греческой философии в ее связи с наукой.- М.: ПЕР180
51. СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000,- 319с.- (Humanitas).
52. Гвардини Р. Конец Нового времени // Феномен человека,- М., 1993.
53. Гвоздецкая Н.Ю. Семантика древнеанглийской поэтической формулы (на материале «Беовульфа» и «Видения Креста») // Лингвистика на рубеже эпох: Идеи и топосы. Сб. статей. М., 2001. - С.245-263.
54. Гегель Г.-В.-Ф. Философия истории.- М., 1993.- 480с.
55. Гесиод. Труды и дни // О происхождении богов,- М., 1990.
56. Гоголь Н.В. Духовная проза.- М.: Отчий дом, 2001.
57. Голубинский Ф., протоиерей, Левитский Д.Г. Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека (о конечных причинах)/ Репринтное изд. СПб., 2004.-376с.
58. Гомер. Илиада / Пер. с древнегреч. Н. Гнедича.- М.: Правда, 1985.- 432с.
59. Гомер. Одиссея / Пер. с древнегреч. В. Жуковского.- М.: Правда, 1985.-320с.
60. Гомперц Теодор. Греческие мыслители/ Пер. с нем. Д. Жуковского и Е.Герцык.- СПб.: Алетейя, 1999,- 250с.
61. Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы.- Новосибирск: Наука. Сиб.отделение, 1990.-335с.
62. Григорий Богослов, святитель. Собрание творений в 2 тт. Т. 1 / Репринт.изд.-СТСЛ.- 1994.
63. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984. -398с.
64. Гуревич П.С. Страх молитва души // Философские науки.- 1992.- №2.-С.89-100.
65. Гуревич П.С. Философская антропология. Учебное пособие для вузов.- М.: NOTA BENE,2001.-456с.
66. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995,- 351с.
67. Гусейнов А.А. Этика Демокрита //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия.- 1986.- №2.
68. Гуськова А.П. Популярный словарь русского языка. Толковоэнциклопедический / А.П. Гуськова, Б.В. Сотин.- М.: Рус.яз.- Медиа, 2003.- 869с.181
69. Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия. Проблемы нравственной философии.- М.: Молодая гвардия, 1982.
70. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка / Под ред. И.А. Бо-дуэна-де-Куртене. В 4 тт./ Репринт.изд.- СПб.- М.: Издание т-ва М.О. Вольф, 1909.
71. Джеймс В. Научные основы психологии.- СПб.: «С.-Петербургская электропечатня», 1902.-375с.
72. Димитрий Ростовский, святитель. Жития святых. Ноябрь / Репринт. Издание Введенской Оптиной Пустыни, Б.г. - 832с.
73. Дионисий Ареопагит, святой. О Божественных именах // Совершенствование. Букварь школьника. -М., 2002. 1424с. - С.1369-1417.
74. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.-М., 1986.
75. Добротолюбие / В пер. свт.Феофана Затворника. Репринт.издание. В 5т. Т. 1,2,3,4. М.: Паломник. - 1998.
76. Доддс Э.Р. Греки и иррациональное.- СПб., 2000.
77. Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии.- М.: Изд.-во МГУ, 1993.- 240с.
78. Дорофеева Н.В. Удивление как эмоциональный концепт (на материале русского и английского языков): Дис. канд.филол.наук.- Краснодар, 2002,- 214с.
79. Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики.- М.: Гардарики, 2003.- 318с.
80. Древнегреческие материалисты.-М., 1955.
81. Древний патерик.- М.: Правило веры.- 1997.- 446с.
82. Дренясова Т.Н., Миронов С.А., Шечкова JI.C. Новый нидерландско-русский и русско-нидерландский словарь.- М.: Рус.яз., 1999.- 640с.
83. Дубко Е.А., Титов В.А. Идеал, справедливость, счастье.- М.: Изд.-во МГУ, 1989.- 191с.
84. Душин О.Э. Исповедь и совесть в западноевропейской культуре XIII-XVI вв.- СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2005.- 156с.
85. Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь.- М., 1993.- 1120с.182
86. Евфимий Зигабен. Толковая Псалтирь, изъясненная по святоотеческим толкованиям / Репринт.изд.- Б.м., Б.г.-1162с.
87. Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Т. 1,4. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993.
88. Ефремова В.В. Русско-шведский и шведско-русский словарь (краткий): 20 ООО слов.- М.: Рус.яз., 1986.- 656с.
89. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. М.: Рус.яз., 2000.- Т.1 -1209с.; Т.2 - 1088с. - (Библиотека словарей русского языка).
90. Зайкина С.В. Эмоциональный концепт «страх» в английской и русской лин-гвокультурах (Сопоставительный аспект): Дис. . канд.филол.наук.- Волгоград, 2004.- 188с.
91. Зализняк А.А. Материалы для изучения морфологической структуры древ-негерманских существительных // Этимология. Принципы реконструкции и методика исследования.- М.: Наука, 1965.- 396с.- С. 160-235.
92. Замалеева Т.М., Овчинникова Е.А. «От плода уст своих.». Свободомыслие и философия в Древнем мире.- СПб.: Изд.-во С.-Петербургского университета, 1995.- 80с.
93. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследование.- М.: Паломник, 1996. 694с.
94. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха,- СПб., 1995.
95. Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей. В 2тт. / Репринт.изд.- М.: Ладомир, 1995.-Т.1-900с.; Т.2.-720с.
96. Зорько Г.Ф., Майзель Б.Н., Скворцова Н.А. Большой итальяно-русский словарь.- М.: Рус.яз., 2000.- 1018с.
97. Иванов В.Г. История этики средних веков. СПб.: Лань, 2002. - 464с. -(Мир культуры, истории и философии).
98. Иванов Вяч.Вс. Использование для этимологических исследований сочетаний однокоренных слов в поэзии на древних индоевропейских языках // Этимология. 1967.- М.: Наука, 1969.- 336с.- С.40-56.
99. Изард К.Э. Психология эмоций.- СПб.: Питер, 2000. 464с.
100. Илия (Рейзмир), архимандрит. Учение свт. Василия Великого о духовном183совершенствовании. СТСЛ., 2004. - 184с.
101. Иллич-Свитыч В.М. Соответствия смычных в ностратических языках // Этимология. 1966. Проблемы лингвогеографии и межъязыковых контактов.- М.: Наука, 1968,-412с.-С.304-355.
102. Иоанн Дамаскин, святой. Точное изложение православной веры. М.: JIo-дья, 1998.-465с.
103. Иоанн Златоуст, святитель. Избранные творения: Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. В 2 кн. Кн.2. М.: Издат. отдел Московского Патриархата, 1993.
104. Иоанн Златоуст, святитель. Избранные творения. В 2 тт. Т. 1. СТСЛ., 1993. -С.63.
105. Иоанн Златоуст, святитель. Письма к Олимпиаде. М.: Отчий дом, 1997. -208с.
106. Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица, возводящая на небо.- М.: Лест-вица,1999.- 672с.
107. Иоанн Кассиан Римлянин, преподобный. Писания.- СТСЛ., 1993.- 654с.
108. Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические.- М.: Правило веры, 1998.-535с.
109. История философии: Запад Россия - Восток (кн.1: Философия древности и средневековья). - М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 2000. - 480с.
110. Карсавин Л.П. Св. отцы и учители Церкви (раскрытие Православия в их творениях) / Предисл. и коммент. С.В. Мосоловой. М.: Изд-во МГУ, 1994. -176с.
111. Кемпински А. Страх. Реферат // Человек: образ и сущность.- М., 1991. ПО.Кеслер Я.А. Азбука и русско-европейский словарь.- М.: «Крафт +», 2001.-340с.
112. Кессиди Ф.Х. К истокам греческой мысли.- СПб.: Алетейя, 2001.- 278с. Ш.Киприан (Керн), архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. М.: Паломник, 1996.-450с.
113. Климов Г.А. Дополнения к этимологическому словарю картвельских языков
114. Этимология. 1971.- М.: Наука, 1973.- 408с.- С.356-367.184
115. Колесов В.В. Язык и ментальность.- СПб.: Петербургское Востоковедение, 2004.- 240с.- (Slavica Petropolitana).
116. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе: Пер. с польск.- М.: Политиздат, 1980.-360с.
117. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе: (сборник).- М., 1993.- (Памятники философской мысли).
118. Кун. Н.А. Легенды и мифы древней Греции. Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1975.- 463с.
119. Кьеркегор С. Страх и трепет.- М.: Республика, 1993.- 383с.- (Библиотека этической мысли).
120. Леви В.Л. Приручение страха.- М.: Метафора, 2002.- 192с.
121. Лодыженский М.В. Мистическая трилогия. Свет Незримый. Т.2.- Православное братство во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 1998.- 495с.
122. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е Русский толковый словарь: Ок. 35 000 слов.-М.: Рус.яз., 1994.- 832с. (Малая библиотека словарей русского языка).
123. Лосев А.Ф. Античная философия истории.- СПб.: Алетейя, 2001,- 256с.
124. Лосев А.Ф. Дерзание духа,- М., 1988.- 366с.- (Личность. Мораль. Воспитание).
125. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении.- М.: Мысль, 1989.- 204с.
126. Лосев А.Ф.История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. -М.,1975.
127. Лосев А.Ф. История античной эстетики: софисты, Сократ, Платон.- М., 1969.
128. Лосев А.Ф. О мироощущении Эсхила // Лосев А.Ф. Форма Стиль - Выражение.- М., 1995.
129. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / Сост. А.А. Тахо-Годи.- М.: Мысль, 1993.- 959с.
130. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура.- М.: Политиздат, 1991.-525с.- (Мыслители XX века).
131. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: Центр «СЭИ», 1991. - 288с. - С.97.
132. Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма.- СПб., 1906.
133. Лукреций Кар. О природе вещей. Т.2.- М., 1947.
134. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М.: Мысль, 1979. - 431с.
135. Майоров Г.Г. Цицерон и античная философия религии (Из цикла «Зарубежная философия в прошлом и настоящем»). М.: Знание, 1989. - 64с.
136. Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы, послания и слова.-Клин: Фонд «Христианская жизнь»,2001.- 448с.
137. Макинтайр А. После добродетели: Исследования теории морали. -М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- 384с.
138. Максим Исповедник, святой. О любви в 4х сотнях.- СПб., 1991.- 78с.
139. Мамардашвили М. Лекции по античной философии.- М.: Аграф, 1998.-320с.
140. Мирович А., Дулевич И., Грек-Пабис И., Марыняк И. Большой русско-польский словарь. В 2 тт.- М.; Варшава: Русский язык; Везда Повшехна.- Т.1 -1986.- 864с.; Т.2- 1987.- 800с.
141. Мифологический словарь: Книга для учителя / М.Н. Ботвинник, Б.М. Коган, М.Б. Рабинович, Б.П. Селецкий.- М.: Просвещение, 1985.- 176с.
142. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 тт. / Гл.ред. С.А. Токарев.- М.: Сов. энциклопедия, 1992.- Т.2.К-Я.- 719с.
143. Михельсон М.И. Русская мысль и речь: Свое и чужое: Опыт русской фразеологии: Сборник образных слов и иносказаний. В 2 тт.- М.: Терра, 1997.
144. Молитва св. Иоанна Златоуста // Молитвослов.- М.: Благовест, 1995.- С.26.
145. Мудрость тысячелетий. Энциклопедия.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.- 848с.
146. Мун Чун Ок. Лексико-семантическое поле «страх» в современном русском языке (На фоне корейского языка): Дис. . канд.филол.наук.- СПб., 2004.- 220с.
147. Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения.- М.: ЗАО Изд.-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1999.- 832с.- (Серия «Антология мысли»).
148. МышановаН.Н. Страхи здоровых людей.- СПб.: Комплект, 1997.- 219с.186
149. Мэй Р. Проблема тревоги.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
150. Мягкова Е.Ю. Эмоциональная нагрузка слова: опыт психолингвистического исследования.- Воронеж: Изд.-во Воронежского университета, 1990.- 112с.
151. Найдыш В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма,-М.: Гардарики, 2002.- 554с.
152. Немесий, епископ Эмесский. О природе человека.- М.: Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, 1996.
153. Ницше Фр. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм// Ницше Фр. Сочинения в 2тт. Т.1. Литературные памятники.- М.: Мысль, 1990,- 829с.
154. Новый русско-чешский чешско-русский словарь / М. Шроуфкова, М. Вен-цовска, Р. Плеска,- М.: Живой язык, 2000.- 992с.
155. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ РАН. Институт русского языка; Российский фонд культуры.- М.: АЗЪ, 1993.- 960с. 155.0лесницкий А. Книга Притчей Соломоновых (Мишле) и ее новейшие критики." Киев, 1884.
156. Орел В. На полях албанского этимологического словаря // Этимология. 1997-1999,- М.: Наука, 2000.- 240с.- С.129-137.
157. Орехова Л.Г. Социально-философское осмысление страха: Дис. .канд.филос.наук.- Ростов н/Д., 2002.- 121с.1580 страхе Божием. Сборник святоотеческих изречений.- М.: Рарог, 1998.-48с.
158. Патристика. Новые переводы, статьи. Н.Новгород: Изд-во братства во имя св.кн. Александра Невского, 2001. - 360с.
159. Перова Л.Н. Страх как компонент религиозно-психологического комплекса: Автореф. дис. канд.филос.наук.-Л., 1988.- 19с.
160. Петр Дамаскин, преподобный. Творения.- М., 1993.
161. Петрученко О. Латинско-русский словарь / Репринт.изд.- М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1994,- 810с.
162. Платон. Диалоги.-М., 1986.
163. Платон. Избранные диалоги. М.: «Художественная литература», 1965. -442c.-C.289.
164. Платон. Собрание сочинений в 4 тт./ Общ.ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи.- М.: Мысль. (Философское наследие).
165. Платон. Государство. Законы. Политик.- М., 1998.- 798с.
166. Позов А. Основы древнецерковной антропологии. Сын человеческий. -Мадрид, 1965.-421с.
167. Позов А. Основы христианской философии. 4.1. Теория познания (гносеология). Мадрид, 1970. - 341с.
168. Пономарев П. Идея спасения как основной принцип христианского вероучения. Б.м., б.г.
169. Попов Л.А. Десять лекций по этике. -М.: Ось-89, 2001. 192с.
170. Православное учение о человеке. Избранные статьи. М. - Клин: «Христианская жизнь», 2004. - 430с.
171. Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. В 2тт. -М.: Госуд. изд.-во иностр. и нац. словарей, 1959.- T.l А-0 718с.; Т.2 П-Я -1284с.
172. Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний.- М., 1998.
173. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского,-М.: Политиздат, 1990.- 494с.
174. Радлов Э. Об этических отрывках Демокрита // Вопросы философии и психологии. Кн. 12.- М., 1892.
175. Разин А.В. Этика: Учебник для вузов. М.: Академический Проект, 2003. -624с. - («Gaudeamus»).
176. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / Сост. В.Н.Назаров, Г.П.Сидоров.- М.: Политиздат, 1989.- 605с.
177. Ребер Артур. Большой толковый психологический словарь (The PENGUIN). В 2 тт.- М.: Вече ACT, 2000.
178. Реверсов И.П. Апологеты. Защитники христианства.- СПб.: Сатис, 2002. -190с.
179. Риман Ф. Основные формы страха. Исследования в области глубинной психологии.-М., 1998.
180. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.- М.: Республика, 1995.188463с. (Библиотека этической мысли).
181. Романова Е.Н. Основные смыслы категории «страх» в аспекте феноменологического и социально-философского анализа: Дис. .канд.филос.наук.- Омск, 2002.- 131с.
182. Русский ассоциативный словарь. Книга 3. Прямой словарь: от стимула к реакции. Ассоциативный тезаурус современного русского языка. Часть II / Ю.Н.Караулов и др. М.: «ИРЯ РАН», 1996.- 212с.
183. Сабиров В.Ш. Этический анализ проблемы жизни и смерти,- М., 1987.
184. Сагарда Н.И., Сагарда А.И. Полный корпус лекций по патрологии. Учебное пособие.- СПб., 2004.
185. Сакутин В. Метафизика страха // Страх. Теология. Философия. Психология / Под общ.ред. Э.И. Киргибаума. Владивосток: Изд.-во ДВГМА, 1994. - 69с. -С.6-19.
186. Сапожникова И.В. Эстетические проявления фобий в культуре общества: Автореф. Дис. . канд.филос.наук.- М., 2002.- 32с.
187. Свешников Владислав, протоиерей. Очерки христианской этики.- М.: Паломник, 2000. 624с.
188. Святоотеческая хрестоматия. -М.: Круг чтения, 2001. 688с.
189. Семушкин А.В. У истоков европейской рациональности. (Начало философии). Учебное пособие.- М.: Интерпракс, 1996.- 192с.
190. Сенека. Нравственные письма к Луцилию.- М.: Наука, 1977.- 384с.
191. Систематический свод учения св.отцов Церкви о душе человеческой / Святоотеческая христология и антропология. Сборник статей. Вып.З.- Пермь: ПО «Панагия», 2002.- 264с.
192. Скворцов Л.В. Проблема страха: искусство жизни в «век смерти» // Человек: образ и сущность. М.,1991. - С.9-38.
193. Славянорусский корнеслов.- СПб., 2002.- 272с.
194. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов.- М.: Школа-Пресс, 1995,- 384с.
195. Словарь современного русского литературного языка. В 17 тт.- М.-Л.: Изд.189во Академии Наук СССР, 1948-65.
196. Смирнов Петр, протоиерей. Страх Божий основание доброго воспитания / Репринт.изд.- СПб.: Синодальная типография, 1890.
197. Смысл жизни: Антология / Сост.Н.К. Гаврюшин. М.: «Прогресс-Культура», 1994.-592с.
198. Согомонов А.Ю. Феноменология зависти в Древней Греции // Этическая мысль: Науч.-публицистич. чтения.- М.: Политиздат, 1990.- 138с.
199. Соколов В.В. От философии античности к философии нового времени. Субъект-объектная парадигма.- М.: Эдиториал УРСС, 1999.- 336с.
200. Соколов В.В.Средневековая философия: Учебное пособие. -М.: Эдиториал УРСС, 2001.-352с.
201. Софокл. Трагедии / Пер.с древнегреч. С.Шервинского; Вступ. ст. В. Ярхо.-М.: Художественная литература, 1988.- 495с.
202. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор академик РАН Г.В. Осипов.- М.: ИНФРА- М.- Норма, 1998.- 488с.
203. Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. В 3 тт.-М., 1958.
204. Ставцев С.Н. Введение в философию Хайдеггера.- СПб.: Лань, 2000.- 192с.
205. Старославянский словарь (по рукописям X-XI веков): Около 10 000 слов / Э.Благова, P.M. Цейтлин, С. Геродес и др. М.: Рус.яз., 1999.- 842с.
206. Стеблин-Каменский И.М. Этимологический словарь ваханского языка.-СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999.- 480с.
207. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: «Языки русской культуры», 1997. - 824с.
208. Страх/ Сост. П.С. Гуревич.- М.: Алетейа, 1998.- 408с.
209. Страх. Теология. Философия. Психология / Под общ.ред. Э.И. Киргибаума.-Владивосток» Изд.-во ДВГМА, 1994.- 69с.
210. Тиллих П. Мужество быть // Избранное. Теология культуры.- М.: Юрист, 1995.- 479с.
211. Тиллих П. Систематическое богословие. Т.1. Ч.2.- СПб.: Алетейя, 1998.190510с.
212. Тихомиров JI.A. Религиозно-философские основы истории.- М.: Москва, 1998.- 592с. (Пути русского имперского сознания).
213. Толковый словарь русского языка. В 3 тт./ Под ред. проф. Д.Н. Ушакова.-М.: Вече, Мир книги, Т.З.- 672с.
214. Толковый словарь русского языка/ Под ред. Д.В. Дмитриева.- М.: «Издательство Астрель»: «Издательство ACT», 2003.- 1582с.
215. Трубачев О.Н. Труды по этимологии: Слово. История. Культура. Т.1.- М.: Языки славянской культуры, 2004.- 800с. (Opera etymologica. Звук и смысл).
216. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС; Русский Двор, 1997.- 576с.
217. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 тт. / Пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева.- М.: Прогресс.- Т.1 1986.- 576с.; Т.З - 1987.- 832с.
218. Философский энциклопедический словарь. М.:ИНФРА, 1999. - 576с.
219. Фрейд 3. Страх// Фрейд 3. Основной инстинкт.- М., 1997. С.603-620.
220. Фромм Э. Психоанализ и этика.- М.: Республика, 1993.- 415с.- (Библиотека этической мысли).
221. Хадрович Л., Гальди Л. Русско-венгерский словарь.- Будапешт: TERRA, 1970.-928с.
222. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления.- М.: Республика, 1993.- 447с.- (Мыслители XX века).
223. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии.-М., 1988.
224. Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Новая технологическая волна на Западе. М.,1986.
225. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ / Общ.ред. Г.В. Бурменской.- М., 2000.- 480с.
226. Хорни К. Собрание сочинений. В.З тт. Т.2. Некоторые пути в психоанализе; Самоанализ.-М., 1997.-544с.
227. Хорни К. Собрание сочинений. В.З тт. Т.З. Наши внутренние конфликты;
228. Невроз и развитие личности.- М., 1997.- 696с.191
229. Хоружий С.С. К феноменологии аскезы.- М.: Издательство гуманитарной литературы, 1998.-352с.
230. Христианство. Словарь: слова и выражения на английском, французском, немецком, испанском, итальянском, русском языках/ Сост. Н.Н. Поташинская.-М.: Международные отношения, 2001.- 560с.
231. Целлер Э. Очерк истории греческой философии / Пер. C.JI. Франка.- М., 1912.- 256с.
232. Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка.- Киев: РАДЯНСЬКА ШКОЛА, 1970.- 600с.
233. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учебник для вузов.- М.: Высш.школа, 2003.- 703с.
234. Человек. Философско-энциклопедический словарь,- М.: Наука, 2000.- 516с.
235. Челышев П.В. Преподобный Симеон Новый Богослов о духовном преображении человека. Акафист. М.: Храм св. вмч. Димитрия Солунского, 2004. -256с.
236. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. В 2тт. М.: Рус.яз,- Медиа, 2004.- Т.2: Панцирь-Ящур,- 560с.
237. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов.- М.: Дрофа; Русский язык, 1997.- 400с.
238. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей/ Под ред. чл.-кор. АН СССР С.Г. Бархударова.- М.: Просвещение, 1975.- 543с.
239. Шевченко Е.В. Феномен страха в российском обществе: Дис. .канд.филос.наук.- М., 2002,- 139с.
240. Шестов Л. Лекции по истории греческой философии,- М.: Русский путь; Париж: YMKA-Press, 2001. -304с.
241. Шпенглер О. Закат Европы. М.,1993.
242. Эммануэль Р. Страх.- М.: Проспект, 2002.- 79с.
243. Энциклопедия православной веры: В изречениях святых отцов.- Клин, 2004. -672с.
244. Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусей192нова. М.: Гардарики, 2001. - 671с.
245. Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд. Вып.2 / Под ред. О.Н. Трубачева.- М.: Наука, 1975.- 238с.
246. Якубович М. Физиологические мотивации в названиях эмоций // Этимология, 2000-2002 / Ин.-т рус.яз. им. В.В. Виноградова,- М.: Наука, 2003.- 272с.-С. 187-193.
247. Ярхо В.Н. Была ли у древних греков совесть? // Ярхо В.Н. Собрание трудов. Древнегреческая литература. Трагедия. М., 2000.
248. Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М.: Политиздат, 1991.- 527с.
249. Яншина Е.А. Динамика концепта «страх» в британской лингвокультуре: Дис. канд. филол.наук.-Хабаровск, 2005.- 170с.
250. Bion W.R. Elements of Psychoanalysis. London: Heinemann, 1963.
251. Burton P. The Anatomy of Melancholy. Amsterdam; New York, 1971.
252. Hinshelwood R.D. A Dictionary of Kleinian Thought. London: Free Associatipn Books, 1991.
253. Le Nouveau Petit Robert. Dictionnaire alphabetique et analogique de la lanque francaise / Jossette Rey-Debove et Alain Rey. Paris, 1998. - 2555c.
254. Rycroft C. A Critical Dictionary of Psychoanalysis. Harmondsworth: Penguin, 1968.
255. Toynbee A.J. Hellenism. The history of a civilization. London, 1959.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.