Феномен социальной аномии в условиях современного общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Крупский, Максим Андреевич
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 158
Оглавление диссертации кандидат наук Крупский, Максим Андреевич
Оглавление
Стр.
Введение
Глава 1. Социально-философские аспекты феномена аномии в исторической
ретроспективе
1.1. Проблема аномии в доктринах представителей доклассического периода научной мысли
1.2. Понятие анормального состояния социальной системы в концепциях представителей классической науки
Глава 2. Особенности социальной аномии в условиях современного общества
2.1. Трансформация понятия нормального состояния социума как следствие процесса реорганизации общественных отношений
2.2. Феномен социальной аномии в дискурсе неклассической науки
Глава 3. Феномен социальной аномии в России конца XX - начала XXI века
3.1. Бифуркационное состояние современного российского общества
3.2. Роль гражданского общества в поддержании источников локальной аномии
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Особенности аномии в современном российском обществе: синергетический подход2015 год, кандидат наук Мещерякова, Наталия Николаевна
Аномия как общественный феномен: Социально-философский анализ2004 год, кандидат философских наук Горшенин, Владимир Михайлович
Социальная адаптация в условиях аномии общества1998 год, кандидат философских наук Никонов, Анатолий Владимирович
Социальная аномия в современном российском обществе: причины, проявления, показатели2015 год, кандидат наук Малинина Кристина Олеговна
Динамика выхода современного российского общества из состояния аномии2012 год, кандидат наук Плетнев, Александр Владиславович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен социальной аномии в условиях современного общества»
Введение
Актуальность исследования
В переломные моменты истории неизбежно происходит обострение философско-методологической рефлексии, нацеленной на осмысление и понимание процессов, протекающих в различных измерениях человеческой жизни. Причина этого связана с необходимостью радикального пересмотра системы ценностей, убеждений, исторически сложившихся стереотипов знания, социального действия, а, значит, мировоззренческих оснований и приоритетов личности и общества в целом.
Современное общество характеризуется невероятным ростом объема информации, что порождает фрагментарность восприятия мира, кризис самоопределения - как личности, так и социальных групп, - напряженность в
■л '
межнациональных и межконфессиональных отношениях, отношениях-'человека и природы, культуры естественнонаучной и культуры гуманитарной. Однако для поиска эффективных социальных практик, направленных на нивелирование этих последствий, и отыскания новых векторов социального развития необходимо проникнуть в суть устройства окружающего нас мира, понять фундаментальные принципы его функционирования.
Характерными особенностями общества XXI века являются нестабильность и неопределенность, создающие для социальной философии проблемы не только описания и объяснения социальных флуктуаций, глобализации, индивидуализации, потери доверия к социальным институтам, но и проблему определения самой эффективности социального знания.
Важнейшим проявлением глобализации является процесс фактического «размывания» границ между государствами, интенсификация международных отношений. Результатом этого, с одной стороны, становится взаимопроникновение различных ценностных матриц, взаимное влияние культурных особенностей, религий и т. п. С другой стороны, наблюдается радикальное неприятие локальными социальными структурами подобной
экспансии со стороны глобализационных процессов. Все это, очевидно, продуцирует возникновение противоречий и конфликтов в обществе. В таких условиях теоретические социальные модели периода классического научного знания лишаются своей актуальности и осознается историческая ограниченность классического образа социальной реальности. Актуализируется поиск новых аналитических и репрезентативных механизмов описания и объяснения социума, определения того, что есть нормальное состояние общества, каковы его особенности и какая роль в нем отводится индивиду. По этой причине возникает необходимость пересмотра онтологических оснований анормальных социальных процессов, среди которых самым важным оказывается феномен социальной аномии.
Степень научной разработанности проблемы
Историко-философскую базу изучения анормального состояния общества в этико-нормативном ключе составили труды мыслителей доклассического и классического периодов научного знания4, среди которых Сократ, Платон, Аристотель, Антисфен, Цицерон, Августин Аврелий, Т. Кампанелла, Т. Гоббс, Ж,-Ж. Руссо, Г. Гегель и др. Вместе с тем основополагающими работами, предметом изучения которых стал непосредственно феномен социальной аномии, были классические труды зарубежных социологов конца XIX - начала XX века - Э. Дюркгейма и Р.К. Мертона, Т. Парсонса, Ю. Хабермаса и др. Следует отметить, что в большинстве работ этих и других ученых феномен аномии рассматривается в рамках классической научной парадигмы - как деструктивное социальное явление, социальная патология, с явно выраженной дисфункциональностью. Отдельные функциональные проявления данного феномена, обусловленные наличием сложных и противоречивых форм и видов социального взаимодействия, как правило, оставались вне рамок теоретических разработок.
В научной мысли России интерес к феномену социальной аномии достаточно долгое время отсутствовал, хотя в ряде работ отечественных социологов (Т.И. Заславская, А.Г. Здравомыслов, В.Н. Кудрявцев, Ю.А. Левада и
др.) исследовались проблемы, имеющие ее явные признаки: девиации, преступность, состояние беззакония, социальная отчужденность индивидов и т.д. Отчетливо видно, что проблемами анормального состояния общества занималась в основном социология. Что же касается социальной философии, то для нее в данном проблемном поле остаются открытыми огромные теоретические возможности и перспективы. Работы по проблемам социальной аномии носят, как правило, описательный характер1, хотя стремительно изменяющиеся условия современного общества актуализируют именно философский дискурс изучения данного феномена. Ответом на этот запрос можно считать труды таких российских исследователей, как В.М. Горшенин, С.Г. Кара-Мурза и др. Однако и эти авторы во многом ориентированы на классическую парадигму науки.
Вместе с тем необходимо еще раз подчеркнуть, что ревизия понятия аномии продиктована самой спецификой происходящих в социуме процессов, которые требуют новых подходов к изучению социальной аномии, приводящих к смене принципов научной методологии и переходу к неклассической науке. Следует заметить, что научные исследования, в рамках которых анализ феномена социальной аномии проводился бы с позиций неклассической науки, автору в процессе работы над диссертацией не встречались.
Процессы трансформации современного общества, которые усиливают его нестабильность и неопределенность, приводят к формированию принципиально новых онтологических оснований явления социальной аномии. Среди ведущих зарубежных ученых, труды которых связаны с изучением фундаментальных изменений, происходящих в современном социуме, следует назвать 3. Баумана, У. Бека, М. Вебера, Э. Гидденса, Н. Лумана, Г. Маркузе, Дж. Ритцера, Э. Фромма, П.
1 См., например: Горшенин В.М. Аномия как общественный феномен: социально-философский анализ: дис. ... канд. филос. наук. Хабаровск, 2004; Жалки ев В.Т. Проблема аномии в солидаризационной модели социальной реальности: дис. ... канд. филос. наук. Краснодар, 2011; Кочьян В.Н. Аномия как фактор социальной мобильности молодежи в условиях трансформации российского общества: дис. ... канд. филос. наук. Майкоп, 2004; Никонов A.B. Социальная адаптация в условиях аномии общества: дис. ... канд. филос. наук. Волгоград, 1998 и др.
Штомпку, А. Этциони и др. Серьезный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли и российские ученые, в числе которых - В.А. Бачинин, В.Г. Буданов, М.С. Ельчанинов, С.А. Кравченко, И.А. Мальковская и др.
Поскольку исследование феномена аномии в условиях современного общества связано со сменой научной парадигмы, то отдельного внимания заслуживают фундаментальные работы российских и зарубежных ученых, посвященные синергетике — теоретико-методологической концепции, обладающей принципиальным значением для осознания природы социальных процессов, протекающих в нестабильном, трансформирующемся социуме. Среди таких ученых - С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий, E.H. Князева, И. Пригожин, И. Стенгерс, Г. Хакен. Теории «глобализированного», «индивидуализированного» общества, где явно прослеживается состояние социального хаоса, по сути, отменяют само существование общества как социального факта. Однако такая отмена связана с пониманием социума именно в классической парадигме научного знания.
Совершенно иной исследовательский горизонт открывается при попытках использовать объяснительный и прогностический потенциал синергетической концепции, в рамках которой социальный хаос рассматривается как конструктивный фактор в контексте социальной трансформации. Такой подход, безусловно, противоречит общепризнанным позициям теоретиков структурно-функционального анализа Р. К. Мертона и Т. Парсонса, для которых социальный хаос являлся однозначно патологичным для общественного развития явлением или рассматривался в качестве проявления дисфункциональности в форме социальной и социально-ценностной аномии. С. П. Курдюмов был прав, когда замечал, что очень трудно свыкнуться с мыслью о том, что хаос (случайность, непредсказуемость, неопределенность и т. п.) - не досадное недоразумение, вредная аномалия или синоним нашей ограниченной осведомленности, а столь же естественная и необходимая часть природы (физической, биологической,
социальной), как и его более удачливый и популярный антипод — порядок .
В синергетической парадигме особое внимание уделяется системам, в которых хаотическое поведение является нормой, а не кратковременной аномалией. Иными словами, хаос, создавая вероятность различных путей эволюции, наделяется собственной структурой. Особую актуальность приобретают вопросы трансформации социума, а, следовательно, и вопросы, связанные с преобразовательной функцией аномии. В новой синергетической парадигме открывается возможность трактовки феномена социальной аномии не только в деструктивном, но и в конструктивном ключе, что позволяет пересмотреть суть данного понятия.
Онтологические основы феномена гражданского общества в России были изучены на основе работ русских философов, среди которых - H.A. Бердяев, Вл. С. Соловьев, Г.П. Федотов и др.
Изучению возникновения и развития феномена гражданской активности в России посвящен целый ряд работ российских ученых, среди которых прежде всего следует отметить И.В. Мерсиянову и A.C. Туманову. Большую роль в изучении российского гражданского общества сыграли работы Н.Ю. Беляевой, В.Е. Карастелева, А.И. Володина, З.Т. Голенковой, Г.Г. Дилигенского, JI.A. Кудринской, К. Кумара, А. Линденмайер, Ю.М. Резника и др.
Объект исследования — феномен социальной аномии.
Предмет исследования — основополагающие особенности феномена социальной аномии в условиях современного общества.
Цель исследования — разработать актуальную модель социальной аномии.
Задачи исследования:
- выявить основные особенности восприятия анормального состояния общества в философских концепциях доклассического и классического периодов научного знания;
2 См.: Курдюмов С.П. Иглоукалывание мира // Экология и жизнь. - 2005. - № 8. -С. 9.
- выделить основополагающие черты классического понимания феномена аномии;
- сформулировать основные принципы функционирования и трансформации современного общества и установить степень актуальности классического понимания аномии в его контексте;
- обосновать актуальность использования синергетической методологии для исследования феномена социальной аномии и переосмысления сути этого понятия;
- выявить основные особенности состояния современного российского общества;
- обосновать возможность конструктивного обновления российского общества за счет роста гражданской активности населения.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выявлены основные особенности анормального состояния общества в концепциях мыслителей доклассического и классического периодов научной мысли - как проявление различных отклонений от теоретически сконструированных идеальных моделей должного, т.е. нормального, состояния социума;
- выявлены основополагающие черты классической социологической модели аномии: на социальном уровне - отсутствие солидарного взаимодействия между всеми элементами социальной системы (Э. Дюркгейм), а также наличие несоответствия между продуцируемыми культурой ценностями и целями и институционально приемлемыми средствами их достижения (Р. К. Мертон); на индивидуальном уровне — социальная отчужденность индивида (Э. Дюркгейм, Р. К. Мертон);
- дано определение современного общества как типа социального устройства, основными принципами функционирования и трансформации которого являются: рефлексивность, разделение пространства и времени, формальная рациональность, отчужденность индивида. Доказано, что
классическое понимание аномии в условиях современности потеряло свою актуальность и требует пересмотра в рамках иной научной парадигмы;
- установлено, что переход от классической к неклассической научной парадигме актуализирует принципы синергетического подхода применительно к анализу феномена социальной аномии, дающие возможность определить последнюю как бифуркационное состояние социума, открывающее возможность рассмотрения аномии не только в деструктивном, но и в конструктивном ключе;
- выявлены основные особенности функционирования современного российского общества, позволившие сделать вывод о его бифуркационном состоянии: снижение уровня организации - как политической, так и социальной систем, - неэффективность в деятельности основных социальных институтов, наличие неопределенности относительно перспектив дальнейшего развития общества и государства;
- выявлены характерные особенности состояния гражданского общества в России, к которым следует отнести: высокую степень атомизации, массированное авторитарное давление на некоммерческие организации со стороны органов государственной власти, попытки государственного аппарата взять под свой контроль в том числе и добровольчество. Однако наличие примеров гражданской активности населения (интеграция общества через ассоциации граждан, кооперация усилий для защиты прав и интересов индивидов, поддержка незащищенных групп, их социальная адаптация и т. п.) позволяет рассматривать социальную солидарность не только как источник локальной конструктивной аномии, но и как реальную основу построения гражданского общества в России.
Положения, выносимые на защиту
1. Основные особенности восприятия анормального состояния общества в концепциях доклассического и классического периодов научной мысли заключались в рассмотрении его исключительно в качестве деструктивного социального явления - последствия отступления от должного поведения, направленного на достижение идеального социального порядка. Самопроизвольно
развивающуюся реальность пытались соразмерить с идеальной моделью нормального состояния общества, а все не укладывающееся в нее признавалось анормальным и отсекалось. Использование метода идеализации предписывало индивидам приводить существующую социальную действительность в соответствие с идеальной конструкцией.
2. Основополагающие черты классической модели феномена социальной аномии выражаются: на социальном уровне — в отсутствии солидарного взаимодействия между всеми элементами социальной системы (Э. Дюркгейм), а также в наличии несоответствия между продуцируемыми культурой ценностями и целями и институционально приемлемыми средствами их достижения (Р. К. Мертон); на индивидуальном уровне — в социальной отчужденности индивида (Э. Дюркгейм, Р. К. Мертон).
3. Исходя из предложенного диссертантом определения современного общества, кардинально меняется представление о его нормальном состоянии. Под нормальным подразумевается естественное, реальное состояние социума, характеризующееся повышенной степенью неопределенности социальных отношений, их дегуманизацией, нестабильностью социальных связей - как на локальном, так и на глобальном уровне, - социальной атомизацией и хронической социальной фрустрацией. Фундаментальные положения теорий нормального состояния общества Э. Дюркгейма и Р.К. Мертона находятся в явном противоречии с описанными выше. Понимание аномии, построенное на основе классической научной методологии (идеализация, финализм, жесткий детерминизм), утратило свою актуальность.
4. Приведению в соответствие социальной реальности и способов ее описания и объяснения способствует переход к неклассической научной парадигме, в которой особое место занимает принцип синергизма. Ориентирование синергетики на поиск универсальных образцов эволюции и самоорганизации сложноорганизованных систем позволяет использовать ее принципы за пределами естественнонаучного знания. Аномия в синергетической
парадигме есть естественный и необходимый элемент открытой социальной системы, тождественный по своей природе хаосу. Учитывая двойственную природу хаоса, можно утверждать, что социальная аномия есть бифуркационное состояние социума и поэтому не может быть определена однозначно как негативное социальное явление или социальная патология.
Социальная аномия — это механизм трансформации социума, который может обеспечить обновление существующих форм порядка. Последствия такого обновления могут быть как деструктивными, так и конструктивными.
5. Современное российское общество характеризуется нивелированием принципа разделения властей, практически полной атрофией избирательной системы, корпоративизмом в экономической политике государства, деградацией российской системы образования, расцветом коррупции во всех сферах жизни страны, феноменом отчужденности российских граждан.
Указанные особенности свидетельствуют о наличии социальной энтропии. Последняя есть мера отклонения социальной системы от ожидаемого состояния, что ' проявляется в снижении уровня организации, эффективности функционирования, темпов развития системы. Налицо характерные особенности бифуркационного состояния российского общества, открывающего для него вариативность выбора дальнейшего пути развития.
6. Потенциальной возможностью противостояния процессам социальной энтропии обладает лишь общество, консолидированное на базе гражданской активности, онтологической основой которой будет солидарность между личностью и обществом. Посредством прямого участия в общественной жизни, через спонтанную социальную активность личность может найти свое подлинное свободное воплощение. Такого рода деятельность есть реализация модели конструктивной локальной аномии, в рамках которой культивируются лишь те формы активности, которые не представляют реальной угрозы для жизнедеятельности общества и его граждан.
Теоретическую основу исследования составили работы российских и
зарубежных ученых — социологов, философов, специалистов в области синергетики, социальных психологов, правоведов, историков, политологов, а также материалы международных и российских научно-практических конференций, монографий и диссертаций, публицистических статей, материалы различных интернет-ресурсов.
Методологическую основу исследования составили социально-философские и общенаучные методы: единства исторического и логического, методы системного, сравнительного, категориального, структурного, структурно-функционального, историко-философского анализа, синергетический и статистический методы.
Эмпирическую базу диссертации составили результаты российских и международных социологических, политологических и экономических исследований и рейтингов, проведенных как отечественными, так и зарубежными социологическими центрами и неправительственными организациями (Фонд «Общественное мнение», Информационно-аналитический центр «СОВА», Transparency International, Heritage Foundation, Committee to Protect Journalists, Reporters Without Borders).
Научно-практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования его результатов для дальнейшего развития теоретических основ синергетического подхода к управлению социальными процессами, для изучения необходимых условий возникновения механизма активно функционирующей системы независимых некоммерческих организаций и добровольческих движений в российском обществе, для изучения полученных результатов в рамках спецкурса по социальной философии «Философия современного общества».
Апробация результатов исследования
Основные теоретические положения и выводы диссертации апробированы в выступлениях аспиранта перед профессорско-преподавательским составом кафедры философии Московского государственного технического университета
имени Н.Э. Баумана, в докладах и выступлениях на общеуниверситетских научно-технических конференциях «Студенческая научная весна» (г. Москва, 2007, 2011, 2012гг.), а также на VI Российском философском конгрессе «Философия в современном мире: диалог мировоззрений» (г. Нижний Новгород, 27-30 июня 2012г.).
Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, трех глав (шести параграфов), заключения и списка литературы, содержащего 135 наименований источников на русском и иностранных языках, и интернет-ресурсы по теме исследования.
Тема и содержание диссертации отражены в 7 научных публикациях, из них 2 публикации - в научных журналах ВАК РФ. Общий объем публикаций составил 2,6 п.л.
Глава 1. Социально-философские аспекты феномена аномии в исторической
ретроспективе
Приступая к изучению феномена аномии, следует, прежде всего, уделить внимание терминологическим особенностям данного понятия. С уверенностью утверждать, кому именно принадлежит авторство термина «аномия», довольно сложно. Традиционно принято считать, что в социологический дискурс он был введен Эмилем Дюркгеймом, впервые раскрывшем его содержание в работе «О разделении общественного труда» (1893). Тем не менее, говорить о том, что именно Дюркгейму принадлежит право именоваться автором этого термина, было бы не вполне корректно. Так, например, его современник и соотечественник Жан-Мари Гюйо довольно широко использовал понятие аномии в своих работах (см., например, «Очерк нравственности без санкции и принуждения» (1884)). В некоторых источниках также указывается, что этот термин встречается в трудах мыслителей периода античности, в частности, у Еврипида и Платона3.
Несмотря на более чем 25-вековую историю понятия «аномия», содержание его неоднократно менялось. Данное обстоятельство объясняется прежде всего историческим развитием философской мысли, философских и социологических школ и направлений, представители которых прибегали в своих исследованиях к использованию данного понятия, а также неизбежной трансформацией взглядов на взаимоотношения социума и личности в целом. При этом; практически на всем протяжении истории существования этого понятия характер его употребления оставался неизменным. Аномия понималась исключительно как проявление различных форм социальной патологии, синоним безнормности, беззакония, аморализма. Исключением является лишь позиция Ж.М. Гюйо, который рассматривал аномию как положительное явление —
о
См., например: Туркиашвили Ш.А., Горозия В.Е. Понятие аномии и попытки его модификации // Человек: соотношение национального и общечеловеческого. Сборник материалов международного симпозиума(г. Зугдиди, Грузия, 19-20 мая 2004 г.). Выпуск 2 / Под ред. В.В. Парцвания. - СПб: Санкт-Петербургское философское общество. - 2004. - С. 249-258.
освобождение индивида от власти догматических предписаний со стороны социума.
На наш взгляд, корни этой тенденции следует искать в самой этимологии термина «аномия». В некоторых источниках4 говорится о том, что в древнегреческом языке anomos (а - отрицательная частица, nomos (vó|io<;) - закон) означает «незаконный», «вне нормы», «неуправляемый». Ту же или, по крайней мере, близкую по смыслу трактовку этого понятия можно встретить и в целом ряде словарных и энциклопедических определений5. Аномия, таким образом, понимается как отрицание некоего сформировавшегося во времени и социальном пространстве закона. При этом последнему, как можно увидеть из указанных источников, неизменно присваивается положительное значение. Именно это обстоятельство и служит причиной традиционного рассмотрения аномии как однозначно отрицательного явления. В самом деле, если мы будем рассматривать закон (норму) как безусловно положительную категорию, нам ничего не останется, как закрепить за аномией безусловно отрицательное значение.
В контексте исследования исторических трансформаций содержания понятия «аномия» указанная выше логическая структура неизбежно ставит нас перед необходимостью изучения категории «норма», а также особенностей видоизменения представлений о ней в процессе развития философской мысли. Учитывая многомерность модели данной категории, а также принимая во внимание специфику настоящего исследования, мы позволим себе ограничиться анализом преимущественно социального и индивидуального ее уровней.
4 См., например: Туркиашвили Ш.А., Горозия В.Е. Понятие аномии и попытки его модификации // Человек: соотношение национального и общечеловеческого. Сборник материалов международного симпозиума (г. Зугдиди, Грузия, 19-20 мая 2004 г.). Выпуск 2 / Под ред. В.В. Парцвания. - СПб: Санкт-Петербургское философское общество. - 2004. - С. 249-258.
5 См., например: Социальная психология. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / Ред.-сост. J1.A. Карпенко; Под общ. ред. A.B. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006; Новая философская энциклопедия: В 4 тт. / Под ред. B.C. Стёпина. - М.: Мысль, 2001; Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983.
Под социальным уровнем категории «норма» мы будем понимать относительно устойчивую систему взаимодействия между основными социальными институтами, а также между индивидами в рамках такой системы. Под индивидуальным уровнем, в свою очередь, нами будет пониматься рефлексия индивида в отношении той социальной роли, которую ему надлежит выполнять в условиях конкретной социальной системы.
1.1. Проблема аномии в доктринах представителей доклассического периода развития научной мысли
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Проблема аномии в солидаризационной модели социальной реальности2011 год, кандидат философских наук Жалкиев, Валентин Тильманович
Печатные СМИ как акторы социальных реформ в России2003 год, кандидат социологических наук Скворцов, Ярослав Львович
Социальные индикаторы аномии в трансформирующемся российском обществе2007 год, кандидат социологических наук Панфилова, Анна Олеговна
Социально-философский анализ ценностей в современной России: Личность, социум, культура2004 год, кандидат философских наук Горбова, Галина Александровна
Институты российской публичной политики в аномическом измерении2007 год, кандидат политических наук Ивченко, Елена Викторовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Крупский, Максим Андреевич, 2013 год
Список литературы
1. Августин Блаженный. О граде Божием. - М.: Издательство Харвест, ACT, 2000. - 1296 с. URL: http://krotov.info/library/01_a/avg/ustin_035.htm (дата обращения: 03.06.2012).
2. Александровский Ю.А. Социальные катаклизмы и психическое здоровье // Социологические исследования. - 2010. - № 1. - С. 99-104.
3. Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. - М.: Мысль, 1983. - Т. 4. - 830 с.
4. Бастракова М.С., Павлова Т.Е. Наука: «ученые средства» и «ученые силы» // Очерки русской культуры XIX века. - М.: Издательство МГУ, 2001. - Т. 3. -640 с.
5. Бауман 3. Актуальность Холокоста. - М.: Издательство «Европа», 2010. - 316 с.
6. Бачинин В.А. Синергетическая методология и социология права // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, 18 мая 2001 г.). - СПб: Издательство Санкт-Петербургского философского общества. - 2001. - Вып. № 12. - С. 15-20.
7. Бевзенко Л.Д. Социальная самоорганизация. Синергетическая парадигма: возможности социальных интерпретаций. - К.: Институт социологии HAH Украины, 2002. - 437 с.
8. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с нем. В. Седельника и Н. Федоровой; послесл. А. Филиппова. - М.: Прогресс-Традиция, 2000.
- 384 с.
9. Бек У. От индустриального общества к обществу риска // THESIS. - 1994. -Вып. 5. - С. 161-168.
URL: http://igiti.hse.ru/data/421/313/1234/5_2 3Beck.pdf (дата обращения: 07.05.2013).
10. Беляева Н.Ю., Карастелев В.Е. Формы гражданского участия гражданских объединений в публичной политике // XII международная научная конференция
по проблемам развития экономики и общества. В 4-х книгах / Ответственный редактор Е.Г. Ясин. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. -Кн. 1.- 648 с.
11. Бердяев H.A. О назначении человека. - М.: ACT, ACT ХРАНИТЕЛЬ, 2006.
- 480 с.
12. Бердяев H.A. Русская идея. Судьба России. - М.: ООО «Издательство В. Шевчук», 2000. - 546 с.
13. Бердяев H.A. Смысл творчества: Опыт оправдания человека / Николай Бердяев. - М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 668 с.
14. Благотворительный фонд «Нужна помощь». URL: http://nuzhnapomosh.ru/ (дата обращения: 21.04.2013).
15. Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // Социологические исследования. - 2004. - № 7. - С. 46-52.
16. Бредли Дж. Общественные организации и развитие гражданского общества в дореволюционной России // Общественные науки и современность. - 1994. - № 5. - С. 77-89.
17. Буданов В.Г. Синергетическая методология стратегического проектирования и прогнозирования // Вестник Российского университета дружбы народов.
- 2012.-№ 1.-С. 22-36.
18. Вебер М. Основные социологические понятия. Избранные произведения / Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послеслов. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко.
- М.: Прогресс, 1990. - 808 с.
19. Витюк В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. - М.: Институт социологии РАН, 1995. - 91 с.
20. Владимиров В.А., Воробьев Ю.Л., Малинецкий Г.Г., и др. Управление риском. Риск, устойчивое развитие, синергетика. - М.: Наука, 2000. - 432 с.
21. Володин А. Гражданское общество и модернизация в России // Полис. - 2000.
- № 3. - С. 104-116.
22. Выступление Президента России Владимира Путина на расширенном
заседании правительства с участием глав субъектов РФ 13 сентября
2004 г. // Независимая газета.14.09.2004 г. URL: http://www.ng.ru/politics/2004
-09-14/l_speech.html (дата обращения: 10.03.2013).
23. Гегель Г. В. Ф. Философия права / Пер. с нем.: Ред. и сост. Д.А. Керимов и B.C. Нерсесянц; авт. вступ. ст. и примеч. B.C. Нерсесянц. - М.: Мысль, 1990. -
524 с.
24. Гидденс Э. Последствия современности / Пер. с англ. Г.К. Ольховикова; Д.А. Кибальчича; вступ. статья Т.А. Дмитриева. - М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2011. - С. 352 с.
25. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 704 с.
26. Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность // THESIS. - 1994. - Вып. 5. - С. 107 134. URL: http://igiti.hse.rU/data/417/313/1234/5 2 lGidd.pdf (дата обращения: 17.05.2013).
27. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. - М.: Мысль, 2001. 478 с.
28. Голенкова 3. Гражданское общество в России // Социологические исследования. - 1997. - № 3. - С. 25-36.
29. Горшенин В.М. Аномия как общественный феномен: социально-философский анализ: дис. ... канд. филос. наук. Хабаровск, 2004. - 160 с.
30. Гражданское общество: реферативный сбор. / Отв. ред. Г. Иванов. - М.: РАУ, 1994. - 64 с.
31. Гражданское общество современной России. Социологические зарисовки с натуры / Ответственный редактор Е.С. Петренко. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2008. - 392 с.
32. Дилигенский Г.Г. Существует ли в России гражданское общество // Поговорим о гражданском обществе. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2001.-С. 14-25.
33. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. -2-е изд., испр. - М.: Издательство «Мысль», 1986. - 571 с.
URL: http://krotov.info/lib_sec/05_d/dio/gen_03.htm (дата обращения 09.05.2012).
34. Добровольный Поисковый Отряд «Лиза Алерт». URL: http://lizaalert.org/ (дата обращения: 24.04.2013).
35. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы: Роман. - СПб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2009. - 896 с.
36. Дунаева Е. Социальная неопределенность как характеристика образовательного пространства молодежи // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - 2008. - № 1(2).
URL: http://www.zpu-journal.rU/e-zpu/l%282%29/Dunaeva/#_ednl2 (дата обращения: 01.02.2013).
37. Дьякова Е. Чупа-чупс для Зойки Смодемьянской // Новая газета. - 27.08.2011г. URL: http://www.novayagazeta.ru/arts/48238.html (дата обращения: 11.03.2013).
38. Дюркгейм Э. Норма и патология // Социология преступности. - М.: Издательство «Прогресс», 1966. - С. 39-44.
39. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Пер. с фр. А.Б. Гофмана, примечания В.В. Сапова. - М.: Канон, 1996. - 432 с.
40. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Пер. с фр. с сокр.; под ред. В.А. Базарова. - М.: Мысль, 1994. - 339 с.
41. Ельчанинов М.С. Российская трансформация с точки зрения социальной синергетики // Социологические исследования. - 2003. - № 8. - С. 21-30.
42. Ельчанинов М.С. Структурно-синергетическая концепция социодинамики России: автореф. дис. док. фил. наук. Самара, 2009. - 44 с.
43. Жалкиев В.Т. Проблема аномии в солидаризационной модели социальной реальности: дис. ... канд. филос. наук. Краснодар, 2011. - 185 с.
44. Задорин И.В., Зайцев Д.Г. Вопросы идентификации и самоидентификации «гражданских объединений» // XII международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В 4-х книгах / Ответственный редактор Е.Г. Ясин. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. -Кн. 1. - 648 с.
45. Заславская Т.И. О социальном механизме посткоммунистических преобразований в России // Социологические исследования. - 2002. - № 8. - С. 3-16.
46. Иванова В.А., Шубкин В.Н. Массовая тревожность россиян как препятствие интеграции общества // Социологические исследования. - 2005. - № 2. - С. 2228.
47. Ильин В.В. Классика-неклассика-неонеклассика: три эпохи в развитии науки // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. - 1993. - № 2. - С. 1634.
48. Кампанелла Т. Город Солнца. - Издательство Академии Наук СССР, 1954. URL: http://lib.ru/INOOLD/KAMPANELLA/suntown.txt (дата обращения: 17.08.2012).
49. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. - 3-е изд. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 288 с.
50. Кара-Мурза С.Г. Аномия в России: причины и проявления. М.: Научный эксперт, 2013. - 264 с.
51. Князева E.H., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. - М.: Наука, 1994. - 236 с.
52. Князева E.H., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивание // Вопросы философии. - 1994. - № 2. - С. 110-122.
53. Князева E.H., Курдюмов С.П. Основания синергетики: Синергетическое мировидение. 3-е изд., доп. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 256 с.
54. Кожевникова Г.В. Язык вражды и выборы: федеральный и региональный уровни. По материалам мониторинга осени-зимы 2007-2008 годов. - М.: Центр «Сова», 2008. - 136 с.
55. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. -М.: ПЕР СЭ, 2007. - 464 с.
URL: http://vocabulary.ru/dictionary/894/word/frustracija (дата обращения: 01.02.2013).
56. Конституция Российской Федерации. - М.: Издательство «Омега-Л», 2010. -39 с.
57. Кочетков А. О формировании гражданского общества // Социально политические науки. - 1992. - № 1. - С. 14-22.
58. Кравченко С.А. Социологический постмодернизм: теоретические источники, концепции, словарь терминов: монография / С.А. Кравченко — М.: Моск. Гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, кафедра социологии. - 2010. -397 с.
59. Ксенофобия, свобода совести и антиэкстремизм в России в 2007 году: Сборник ежегодных докладов Информационно-аналитического центра «СОВА» / [A.M. Верховский, Г.В. Кожевникова, O.A. Сибирева]. - М.: Центр «Сова», 2008.
- 151 с. URL: http://www.sova-center.ru/files/books/pr08-text.pdf (дата обращения: 10.03.2013).
60. Кочьян В.Н. Аномия как фактор социальной мобильности молодежи в условиях трансформации российского общества: дис. ... канд. филос. наук. Майкоп, 2004. - 174 с.
61. Кудринская JI. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика // Социологические исследования. - 2006. - № 5. - С. 15-22.
62. Курдюмов С.П. Иглоукалывание мира // Экология и жизнь. - 2005. - № 8. - С. 9 14.
63. Линденмайер А. Добровольные благотворительные общества в эпоху Великих реформ // Великие реформы в России. 1856-1874: Сборник / Под ред. Л.В. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1992. - 336 с.
64. Луман Н. Понятие риска // THESIS. - 1994. - Вып. 5. - С. 135-160.
URL: http://igiti.hse.ru/data/423/313/1234/5_2_2Luhm.pdf (дата обращения: 17.05.2013).
65. Мальковская И.А. Многоликий Янус открытого общества: Опыт критического осмысления ликов общества в эпоху глобализации. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство ЖИ, 2008. - 280 с.
66. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе; Пер. с англ., послеслов., примеч. A.A. Юдина; сост., предисл. В.Ю. Кузнецова. - М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 526 с.
67. May В. Догоняющая модернизация в современной России // Проблемы теории и практики управления. - 2004. -№4.-С. 13-16.
68. Международная общественная организация «Справедливая помощь». URL: http://doctorliza.ru/ (дата обращения: 21.04.2013).
69. Мережковский Д. Собрание сочинений. Больная Россия / Сост. и коммент. А.Н. Николюкина. - М.: Республика, 2011. - 462 с.
70. Мерсиянова И.В. Вовлеченность населения в неформальные практики гражданского общества и деятельность НКО: региональное измерение / И.В. Мерсиянова, И.Е. Корнеева; Нац. исслед. Ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2011. - 196 с.
71. Мерсиянова И.В. Повседневные практики гражданского общества в образе жизни россиян // XII международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В 4-х / Ответственный редактор Е.Г. Ясин. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. - 648 с.
72. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура — М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - 873 с.
73. Мигранян А. Демократия и нравственность (индивид — общество государство). М.: Знание, 1989. - 62 с.
74. Михайлова М.В. Общественные педагогические и просветительские организации дореволюционной России (середина XIX - начало XX века). - М.: ИТП и МИО РАО, 1993. - 294 с.
75. Моисеев В. Спасти Крымск. Как гражданское общество формируется без единого политического лозунга // Русский репортер. - 11.07.2012.
URL: http://rusrep.ru/article/2012/07/ll/savekrymsk/ (дата обращения: 24.04.2013).
76. Музыка O.A. Бифуркация в природе и обществе: естественнонаучный и социосинергетический аспект // Современные наукоемкие технологии. - 2011.
- № 1.-С. 87-91.
77. Никонов A.B. Социальная адаптация в условиях аномии общества: дис. ... канд. филос. наук. Волгоград, 1998. - 159 с.
78. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. / Под ред. B.C. Стёпина. - М.: Мысль, 2001 - 2660 с.
79. Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
80. Ответственность, взаимопомощь и доверие в российском обществе. Результаты Опроса Фонда «Общественное мнение».
URL: http://fom.ru/obshchestvo/10605 (дата обращения: 11.03.2013).
81. Пайпс Р. Русский консерватизм и его критики. Монография. - М.: Новое издательство, 2008. - 249 с.
82. Пастухов В. Шаг назад, два шага вперед (Русское общество и государство в межкультурном пространстве) // Полис. - 2005. - № 6. - С. 66 — 91.
83. Платон. Собр. соч. В 4-х томах / Пер. с древнегреч.; общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, A.A. Тахо-Годи. - М.: «Мысль», 1990-1994.
URL: http://psylib.org.ua/books/losew06/index.htm (дата обращения: 09.05.2012).
84. Поппер K.P. Открытое общество и его враги / Пер. с англ.;
под ред. В.Н. Садовского. - М.: Феникс; Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. - Т. 1: Чары Платона. - 448 с.
85. Постмодернизм. Энциклопедия. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный дом, 2001.
- 1040 с.
86. Пригожин И. Конец определенности. Время, хаос и новые законы природы. -Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2000. - 208 с.
87. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. - №6.
- с. 46-52. URL: http://cc-dejavu.ru/i/Instabililv.html (дата обращения: 07.05.2013).
88. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени / Пер. с англ. 5-е изд., исправл. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 240 с.
89. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / пер. с англ. / Общ. ред. В.И. Аршинова, Ю.Л. Климонтовича и Ю.В. Сачкова. - М.: Прогресс, 1986. - 432 с.
90. Проблема коррупции в России. Что думают о коррупции в разных социально демографических группах. Результаты опроса Фонда «Общественное мнение». URL: http://fom.ru/Bezopasnost-i-pravo/10406 (дата обращения: 11.03.2013).
91. Проблема коррупции в России. Об уровне коррупции и способах борьбы с ней. Результаты опроса Фонда «Общественное мнение».
URL: http://fom.ru/Bezopasnost-i-pravo/10368 (дата обращения: 11.03.2013).
92. Проект Федерального закона Российской Федерации «О добровольчестве (волонтерстве)». URL: http://www.oprf.ru/ru/discussions/1389/newsitem/20345? PHPSESSID=78tq9uvre 1 fs57rlgm8ngtfm57 (дата обращения: 24.04.2013).
93. Прохоров Б.Б. Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. -Ростов — на — Дону, 2005. - 476 с.
94. Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. Теоретико-методолгические исследования. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1998. -560 с.
95. Рейтинг стран мира по уровню экономической свободы. 2013. URL:http://gtmarket.ru/ratings/index-of-economic-freedom/index-of-economic-freedom-info; (дата обращения: 11.03.2013).
96. Рейтинг стран мира по уровню восприятия коррупции. 2012. URL: http://gtmarket.ru/ratings/corruption-perceptions-index/info; (дата обращения: 11.03.2013).
97. Ритцер Дж. Макдональдизация общества 5 / Пер. с англ. A.B. Лазарева; вступ. статья Т.А. Дмитриева. - М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис»,
2011. - 592 с.
98. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. - M.: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998. - 416 с.
99. Рывкина Р.В. Социальные корни криминализации российского общества // Социологические исследования. - 1997. - № 4. - С. 73-83.
100. Соловьев Вл. С. Оправдание добра. - М.: Академический Проект, 2010. - 671 с.
101. Социальная психология. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / Ред.-сост. J1.A. Карпенко; Под общ. ред. A.B. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.
102. Социологическая энциклопедия: В 2 т. Национальный общественно-научный фонд / Руководитель научного проекта Г.Ю. Семигин; Главный редактор В.Н. Иванов. - М.: Мысль, 2003. - 863 с.
103. Степанский А.Д. Самодержавие и общественные организации России на рубеже XIX - XX вв. М„ 1980. - 96 с.
104. Суворин A.C. Русско-японская война и русская революция. Маленькие письма (1904-1908 гг.). М.: Алгоритм, 2005. - 749 с.
105.Травни П. Сократ, или рождение политической философии (1) // Журнал современной философии «Сократ».
URL:http://www.socrat-online.ru/page/sokrat-ili-rozhdenie-politicheskoj-filosofii-l (дата обращения: 27.10.2012).
106.Туманова A.C. Общественные организации и русская публика в начале XX века / A.C. Туманова. - М.: Новый хронограф, 2008. - 328 с.
107.Туманова A.C. Гражданское общество и его адаптивные возможности в кризисных условиях // XII международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В 4-х книгах / Ответственный редактор Е.Г. Ясин. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. -648 с.
Ю8.Туркиашвили Ш.А., Горозия В.Е. Понятие аномии и попытки его
модификация // Человек: соотношение национального и общечеловеческого. Сборник материалов международного симпозиума (г. Зугдиди, Грузия, 19-20 мая 2004 г.) / Под ред. В.В. Парцвания. - СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. - Вып. 2. - С. 249-258.
109.Тыркова-Вильямс А. Воспоминания. То, чего больше не будет. М.: Слово, 1998. - 560 с.
110.Федеральный закон Российской Федерации от 20 июля 2012 г. № 121-ФЗ. URL: http://www.rg.ru/2012/07/23/nko-dok.html (дата обращения: 21.04.2013).
111 .Федеральный закон Российской Федерации от 8 июня 2012 г. № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». URL: http://www.rg.ru/2012/06/09/mitingi-dok.html (дата обращения: 10.03.2013).
112.Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) от 15.07.2006 года.
URL: http://www.rg.ru/2006/07/15/golosovanie.html (дата обращения: 10.03.2013).
113.Федеральный закон Российской Федерации от 05.12.2006 г. № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Гражданский процессуальный кодекс».
URL: http://www.rg.ru/2006/12/07/vybory-izm.html (дата обращения: 10.03.2013).
114.Федотова В.Г. Глобализация и модернизация // Глобалистика: международный междисциплинарный / Гл. ред. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. - СПб.: ЕЛИМА; ИД «Питер», 2006. - С. 176-178.
115.Федотов Г.П. Судьба и грехи России / Избранные статьи по философии русской истории и культуры / : В 2-х тт / Составл., вступительная статья, примечания Бойкова В.Ф. - С.-Петербург.: София, 1991. - 352 с.
116.Философия науки / Под ред. С.А. Лебедева. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2010. - 731 с.
117.Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- 836 с.
118.Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм; Пер. с англ. Г.Ф. Швейника, Г.А. Новичковой. 2-е изд. - М.: Академический Проспект, 2008. - 254 с.
119.Фромм Э. Забытый язык. Иметь или быть? : [пер. с нем. и англ.] / Эрих Фромм. - М.: ACT: ACT МОСКВА, 2009. - 442 с.
120.Фромм Э. Человек для самого себя. Революция надежды. Душа человека: [сб.: пер. с англ., нем.] / Эрих Фромм. - М.: ACT: ACT МОСКВА, 2009. - 763 с.
121.Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: учение о взаимодействии. - Москва
— Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2003. - 320 с.
122.Цицерон Марк Туллий. Диалоги: О государстве; О законах. - М.: Наука, Ладомир, 1994. - 223 с.
URL: http://biblioteka-mihaila.ru/ciceron/Gosud_l.html (дата обращения: 02.06.2012).
123.Чаадаев П.Я. Философические письма; Сочинения на русском языке. - М.:
РИМИС, 2011.-272 с. 124 .Черных А. «Андрей Фурсенко закончил со школой заочно» // Коммерсант. - 08.06.2012. - № 103 (4888).
URL: http.V/www.kommersant.ru/doc/l953862?isSearch=True (дата обращения: 11.03.2013).
125.Штомпка П. Доверие — основа общества / Петр Штомпка: Пер. с пол. Н.В. Морозовой. - М.: Логос, 2012. - 440 с.
126.Яскевич Я.С. Экономический кризис и ценностное переосмысление
современного мироустройства: философская'рефлексия // Век глобализации. -2009.-№ 1.-С. 45-54.
127.Beck U. The cosmopolitan perspective: sociology of the second age of modernity //The British Journal of Sociology. Special issue: Sociology Facing the Next Millennium / Ed. by John Urry. - 2000. - Vol. 51. - N 1. - P. 79-105.
128.Comitee to Protect Journalists 2012 Impunity Index.
URL: http://www.cpj.org/reports/2012/04/impunity-index-2012.php (дата обращения: 10.03.2013).
129.Corruption Perceptions Index. 2012. URL:http://www.transparency.org/whatwedo/pub/corruption_perceptions_ index2012
(дата обращения: 11.03.2013).
130.Etzioni A. The spirit of community: rights, responsibilities, and the communitarian agenda. New York: Crown Publishers, 1993. - 323 pp.
131.1ndex of Economic Freedom. 2013.
URL: http://www.heritage.org/Index/Ranking.aspx; (дата обращения: 11.03.2013).
132.Press Freedom Index 2010.
URL: http://en.rsf.org/spip.php?page=classement&id_rubrique=1034 (дата обращения: 10.03.2013).
133.Press Freedom Index 2013.
URL: http://en.rsf.org/spip.php?page=classement&id_rubrique=1054 (дата обращения: 10.03.2013).
134.Takaki Ronald. Iron Cages: Races and Culture in 19-th Century America. New York: Oxford University Press, 1990, p. IX.
135.Universal Declaration on Volunteering. International Association for Volunteer Effort. URL: http://www.iave.org/content/universal-declaration-volunteering (дата обращения: 24.04.2013).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.