Феномен парадокса в религиозно-философском творчестве Льва Шестова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Фролова, Александра Юрьевна

  • Фролова, Александра Юрьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 169
Фролова, Александра Юрьевна. Феномен парадокса в религиозно-философском творчестве Льва Шестова: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2012. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Фролова, Александра Юрьевна

Введение

ГЛАВА I. Метафизические основы феномена парадокса в религиозно-философском творчестве Л. Шестова.

1.1. Мировоззренческая эволюция Л. Шестова: на пути к парадоксализму

религиозно-философского творчества

I.2. Концептуальные основания веры Л. Шестова

ГЛАВА II. Парадоксы религиозно-философского творчества Л. Шестова: сущность и предназначение.

II.1. Парадоксализм в аспекте критики разума

II.2. Перспектива свободы: экзистенциальный аспект парадоксализма

Заключение

Библиографический список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен парадокса в религиозно-философском творчестве Льва Шестова»

Введение.

Актуальность темы исследования.

В настоящее время философскому творчеству Л. Шестова уделяется довольно большое внимание, при всей его маргинальности с точки зрения классической парадигмы философствования. Причина данного явления видится не только в бурном обращении к «русскому религиозно-философскому Ренессансу», но и, прежде всего, в существенном возрастании интереса к затронутой Л. Шестовым проблематике соотношения веры и разума, природы свободы и творчества, статуса «мистических откровений».

Следует обратить внимание на тот очевидный факт, что современное общество довольно энергично обращается к вере, к иррациональным способам осмысления бытия. Это явление может представлять определённый интерес для философии, поскольку оно вскрывает глубинные проблемы человеческого бытия и познания, именно, проблемы природы религиозной веры, сущности и происхождения добра и зла, смысла жизни и смерти, природы страдания и отчаяния. В этой связи одним из насущных вопросов является вопрос о сущности человеческого разума и пределах его возможностей. Таким образом, актуальность исследования проблемы феномена парадокса в религиозно-философском творчестве Л. Шестова определяется тем, что оно сопряжено с анализом классической концепции рациональности, обращением к истории философских интерпретаций проблемы разума и рациональности вообще и рациональности науки, философии и религии.

Не менее важным является философское осмысление оснований веры, её форм, а также роли, которую она играет, во-первых, в познании, а во-вторых, в самой жизни человека. Второй аспект функциональной определённости веры, присущий, главным образом, религиозной вере, был прочувствован и своеобразно истолкован Л. Шестовым как представителем экзистенциальной философии, стремившимся обнаружить жизненную правду человеческих

переживаний и отчаяния и поставить их во главу угла, отыскав в них источник подлинной веры. Состояние отчаяния, которое пробуждает в человеке парадоксальный спор с данностью о возможности невозможного, позволяет обнаружить те движущие силы, которые толкают человека в противоположную от рационального познания сторону и, по мысли Л. Шестова, указывает на источник истинной философии. Изучение религиозно-философского творчества Л. Шестова в аспекте парадокса представляется актуальным ещё и потому, что шестовский образ напряженного стремления и, можно сказать даже, «горения» к истине целесообразно противопоставить довольно распространенному в современном прагматичном мире равнодушному накоплению полезной информации, которое, по сути, обесценивает понятие истины.

Вместе с тем, исследование парадоксов религиозно-философского творчества Л. Шестова актуально постольку, поскольку они обнаруживают многогранную структуру феномена веры, глубокое осмысление которой необходимо для противостояния современному ажиотажному напору «максимума эзотерики» и культивированию всевозможных суеверий, основанных на бездумном доверии мистической литературе. С другой стороны, надо сказать, что в исследовательской литературе в большей степени уделяется внимание достоинствам религиозно-философского творчества Л. Шестова, в то время как оно, на взгляд автора диссертации, требует более критической оценки, особенно в контексте тенденций современности. В этом смысле анализ парадоксов Л. Шестова позволяет выявить уязвимые аспекты его вольного творчества на религиозные темы.

Таким образом, предпринятое в диссертации исследование происхождения, сущности и предназначения парадоксов Л. Шестова, реализованное в контексте их взаимосвязи с творчеством таких религиозных мыслителей как Тертуллиан, Л. Лютер, Б. Паскаль, С. Кьеркегор, Ф.М. Достоевский, во-первых, даёт возможность развития и углубления интерпретации философского наследия Л.

Шестова, а во-вторых, позволяет расширить спектр существующих решений означенных проблем, при условии критического их осмысления.

Степень научной разработанности темы диссертации.

На современном этапе изучения философского наследия JI. Шестова издано множество монографий, научных статей и исследований, посвященных религиозно-философскому творчеству русского мыслителя. Среди работ, предшествовавших стремительному постсоветскому возрастанию внимания к философии JI. Шестова важно отметить труды таких советских исследователей, как В.Ф. Асмус, который видит главную философскую задачу JI. Шестова в борьбе с разумом и В.А. Кувакин, который, в частности, даёт ценный критический анализ религиозности JL Шестова. Интерес к религиозному, иррационалистическому, экзистенциальному аспектам философского творчества JI. Шестова нашёл отражение в трудах зарубежных исследователей данного периода, среди которых необходимо упомянуть Дж.Л. Клайна (G.L. Kline), Дж. Уэрнхема (J.C.S. Wernham), Ч. Милоша (Cz. Milosz), Э. Левинаса (Е. Levinas), Дж. Бейли (J. Bayley).

В числе работ современных исследователей, где осуществляется общий обзор философии Л. Шестова, следует выделить монографии и статьи P.A. Гальцевой, A.B. Ахутина, Н.В. Мотрошиловой, В.Л. Курабцева, С.А. Полякова, Н.К. Батовой, Л.М. Моревой, Т.В. Морозовой. Значительным вкладом в изучение философского наследия Л. Шестова в аспекте его взаимосвязи с европейской религиозной философией явилось фундаментальное исследование В.Л. Курабцева, обобщённое в монографии «Миры свободы и чудес Льва Шестова», содержащей ценный материал по проблемам веры, свободы, разума в творчестве Л. Шестова. Различные значимые для данного исследования аспекты философии Л. Шестова рассматривались в работах таких авторов как A.B. Ахутин (философская «закваска» противника философских систем), P.A. Гальцева (экзистенциальная апология «волеизъявляющих индивидов»), И.И.

Евлампиев (Бог и абсурд), В.П. Визгин (экзистенциальный конфликт с разумом и знанием), В.Н. Порус (рационализм борьбы за абсурдную веру), С.А. Поляков (противоречие между плюралистической и фидеистической установками), Я.И. Ширманов (проблема богоискательства).

Внимания заслуживают исследования проблемы преломления идей Ф. Ницше в философии JI. Шестова (Ю.В. Синеокая, Е.А. Жильцова), так как в них освещена проблема влияния воззрений немецкого философа на формирование религиозно-философского творчества JL Шестова. Образ творчества Ф.М. Достоевского в философии JI. Шестова рассматривался в работах Е.В. Мареевой, Т.И. Благовой, B.JI. Курабцева, Н.В. Мотрошиловой, В.В. Лашова. В работах таких исследователей как Н.К. Батова, Т.Н. Захарова,

B.В. Лашов, A.A. Кудишина, Е.А. Механикова, A.B. Овсянников, С.С. Черных, O.E. Насакин рассматривается решение Л. Шестовым проблемы человека, в контексте его веры и представлений о свободе, ставится акцент на гуманистической и экзистенциальной направленности его философии.

Исследователями неоднократно отмечалась парадоксальность философского творчества Л. Шестова. Среди авторов, упоминавших о парадоксализме Л. Шестова, следует отметить P.A. Гальцеву, С.А. Полякова,

C.С. Черных, Я.И. Ширманова, В.Л. Курабцева, который, кстати, подчёркивает общность парадоксализма Л. Шестова с аналогичным явлением у Ф.М. Достоевского, парадоксализм которого он считает «более противоречивым»1. В.В. Лашов упоминает о парадоксализме Шестова как об элементе методологической основы его философии . Однако специальное рассмотрение как парадоксов, так и парадоксализма Л. Шестова до сих пор не предпринималось.

Обзор данных источников позволяет сделать вывод о том, что самостоятельное исследование проблемы феномена парадокса в религиозно-

1 Курабцев B.JI. Ангелы и бесы (Лев Шестов и философия Ф.М. Достоевского) // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №4.2003, с. 16.

2 См.: Лашов В.В. Неклассические истины, или парадоксы Льва Шестова // Курабцев В.Л. Миры свободы и чудес Льва Шестова, с. 11.

философском творчестве Л. Шестова на сегодняшний день отсутствует. Это обстоятельство во многом обусловило выбор темы данного диссертационного исследования и постановку его цели и задач.

Цель диссертации - анализ феномена парадокса в религиозно-философском творчестве Л. Шестова.

Задачи исследования:

1. Проследить мировоззренческую эволюцию Л.Шестова в аспекте возникновения и формирования парадоксализма его религиозно-философского творчества.

2. Выявить концептуальные основания веры Л. Шестова, с целью определения происхождения, сущности и предназначения парадоксов в его религиозно-философском творчестве.

3. Проанализировать основные парадоксы Л. Шестова, которые позволяли ему осуществлять критику разума, выявляя специфику данной критики.

4. Рассмотреть основные парадоксы Л. Шестова, направленные на утверждение свободы, высветив экзистенциальные мотивы его религиозно-философского творчества.

Объектом диссертационного исследования является философское творчество Л. Шестова.

Предметом исследования является феномен парадокса в религиозно-философском творчестве Л. Шестова.

Методологическая основа исследования.

Методологическую базу диссертационного исследования составляет историко-философский подход, опирающийся на традиции анализа работ представителей зарубежной и отечественной философской мысли. В связи с

тем, что в философском наследии Л. Шестова отсутствует система обоснованных взглядов, анализ основных парадоксов и концептуальных оснований его религиозно-философских воззрений осуществлялся посредством герменевтического метода и метода рациональной реконструкции, что позволило обнаружить основу его философской позиции, а также восстановить содержание и выяснить предназначение его парадоксальных утверждений.

С целью раскрытия содержания парадоксов Л. Шестова в контексте его религиозно-философских воззрений использовался метод системного анализа, который позволил рассматривать его творчество религиозно-философского периода как целостность. Метод сравнительного анализа применялся в процессе выявления как содержания, так и специфики парадоксов Л. Шестова в сравнении с идеями избранных им религиозных мыслителей. Использование структурно-исторического метода позволило раскрыть историко-философский контекст рассматриваемых в диссертации проблем.

Важным методологическим оснащением диссертационного исследования являются общетеоретические труды в области истории философии, религиоведения, истории религии, онтологии и гносеологии; а также результаты исследований отечественных и зарубежных специалистов в данных областях.

Источниковой базой диссертационного исследования явились опубликованные сочинения Л. Шестова, его эпистолярное наследие, воспоминания современников. Важнейшие биографические сведения о жизни и творчестве Л. Шестова были почерпнуты из книги дочери философа, Н. Барановой-Шестовой «Жизнь Льва Шестова», содержание которой позволило обнаружить «скрытые нити» душевных переживаний мыслителя, которые не могли не оказать влияния на его философские воззрения. К тому же, в данной книге собраны ценные письма, знакомство с которыми позволяет рассмотреть основные идеи Л. Шестова с точки зрения их включённости в жизнь философа,

а также выявить векторы философского поиска его эпохи. Уникальные биографические сведения о JI. Шестове содержатся также в книге Б. Фондана «Разговоры со Львом Шестовым», воспоминаниях Г. Ловцкого, Е.К. Герцык, А.З. Штейнберга и др.

Исследование эволюции философских воззрений Л. Шестова сопровождалось обращением к трудам современников философа, посвященных интерпретации его идей. Критическое осмысление ранних сочинений философа нашли отражение в сочинениях Н.К. Михайловского, A.M. Ремизова, Р.В. Иванова-Разумника, Б.А. Грифцова, А.К. Закржевского, С.Л. Франка, И.О. Лосского. Анализ сущности веры и парадоксов Л. Шестова осуществлялся с помощью исследовательской литературы и первоисточников как предшественников философа, именно, Тертуллиана, У. Оккама, М. Лютера, Б. Паскаля, С. Кьеркегора, Фр. Ницше, Ф.М. Достоевского и др., так и его современников, в частности, H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.В. Зеньковского и др.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней осуществляется детальный анализ основных парадоксов религиозно-философского творчества Л. Шестова, в аспекте их формирования, сущности и предназначения и в контексте концептуальных оснований веры Л. Шестова, которые обуславливали специфику его парадоксов. Новизна определяется следующими результатами исследования:

1. Выявлены условия мировоззренческой эволюции Л. Шестова, обеспечившие переход от скептико-нигилистической установки беспочвенной философии к парадоксалистской установке религиозно-философского творчества на основе сравнительного анализа пересекающейся философской проблематики Фр. Ницше, Тертуллиана, М. Лютера, Б. Паскаля, С. Кьеркегора и Л. Шестова.

2. Реконструированы концептуальные основания веры Л. Шестова, содержание которой раскрыто в процессе анализа представлений философа о феноменах рациональности, веры, свободы, творчества, добра и зла. Выявлена специфика, сущность и предназначение парадокса в религиозно-философском творчестве Л. Шестова.

3. Проанализированы основные парадоксы религиозно-философского творчества Л. Шестова, которые позволяли ему осуществлять критику разума. На материале данных парадоксов продемонстрирована специфика данной критики, свидетельствующая о зависимости творчества философа от рационального мышления.

4. Рассмотрены основные парадоксы религиозно-философского творчества Л. Шестова, которые позволяли ему раскрывать сущность свободы. На материале данных парадоксов обоснована экзистенциальная направленность религиозно-философского творчества Л. Шестова и показана уязвимость его философии свободы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Весь философский путь Л. Шестова может быть условно разделен на два основных периода - беспочвенный и религиозно-философский - на основании формирования в процессе творческого развития метафизической основы его мировоззрения, именно, веры в Бога, внеконфессионалъно и философски истолкованной. Воззрения беспочвенного периода, нашедшие свое отражение в ранних работах, написанных до 1910 г., характеризовались скептико-нигилистической установкой, которая, в результате обретения почвы, уступила место парадоксализму. Второй период творчества Л. Шестова характеризовался укоренением и развитием религиозно-философских воззрений, его веры и сопутствующего ей парадоксализма. Формирование парадоксализма происходило под влиянием идей таких мыслителей как Тертуллиан, М. Лютер, Б. Паскаль, С. Кьеркегор, Ф.М. Достоевский.

2. В основе феномена парадокса в религиозно-философском творчестве Л. Шестова лежит его вера, которую правомерно определить как веру в Бога, имеющую ряд существенных свойств: 1) полное доверие самому акту веры; 2) признание беспредельной свободы-произвола человека; 3) отождествление веры и свободы с добром, а разума и необходимости — со злом; 4) нацеленность на человеческое Я и его страсти. Вера Л. Шестова базируется на его толковании библейского события грехопадения, что и породило имплицитно присутствующее концептуальное единство афористически-разрозненных утверждений философа. Понятие парадокса в религиозно-философском творчестве Л. Шестова автор диссертации определяет так: это утверждение религиозно-философского происхождения, которое философ позиционирует в качестве абсурдного, но истинного, хотя и принципиально необъяснимого и которое, в соответствии с его замыслом, должно выступать в качестве антирационального. Религиозно-философское происхождение указывает на те источники, которые инициировали развитие его парадоксов, именно: 1) Библия (в неортодоксальном прочтении); 2) философские воззрения анализируемых Шестовым религиозных мыслителей и собственно Шестова; 3) личное переживание и постижение реальности Бога. Термин парадоксализм означает периодическое целенаправленное использование данных парадоксов.

3. Парадоксы Л.Шестова позволяли ему осуществлять критику разума в контексте сопоставления разума и веры. Парадоксалистская критика, в отличие от нигилистического отрицания предшествующего периода, привносит некоторое положительное содержание в затронутую философом проблематику, прежде всего, речь идёт о феноменах веры, разума, свободы. Однако категорическое неприятие любой формы сосуществования разума и веры, нашло выражение в «порочном круге» парадоксализма, как установке на бесконечный поиск парадоксов ради бесконечной критики разума, что, в частности, привело к ошибочным выводам относительно существа религиозной

веры. Основными парадоксами данной группы являются следующие: 1) фарисейский парадокс - добродетель не является гарантом спасения; 2) парадокс порабощенной воли - воля человека не участвует в деле спасения: спасаемые и обрекаемые определены Богом от начала мира; 3) парадокс требования Богом невозможного - Бог требует от человека только невозможного; 4) парадокс выстраданной воли - человек страждущий жаждет осуществления невозможного, вопреки любым разумным доводам; 5) парадокс всемогущества Бога — для Бога нет ничего невозможного. Исследование этих парадоксов позволило обнаружить, во-первых, глубокую зависимость Л. Шестова от разума, а, во-вторых, то, что целью его лихорадочного движения от разума является абсолютная свобода.

4. Главной задачей религиозно-философского творчества Л. Шестова является напоминание об абсолютной свободе человека, которая достижима только вне пределов имманентного мира и только посредством веры во всемогущего Бога. Парадоксы мыслителя вскрывают глубину феномена свободы, а также скрытую потребность человека в свободе, как возможности невозможного, а для Л. Шестова - есевозможности; но, в тоже время, обнаруживают существенные изъяны в его воззрениях на природу свободы, добра и зла. Основными парадоксами данной группы являются следующие: 1) парадокс смерти - смерть противоестественна; 2) парадокс страдания -страдание противоестественно, хотя и необходимо в качестве катализатора веры; 3) парадокс неуспокоенности веры - подлинная вера не приносит умиротворения и суть непрестанный поиск истины; 4) парадокс обмана Бога -Бог по Своей воле может обманывать человека; 5) парадокс хаоса - причина зла заключена в порядке, тогда как в хаосе - свобода-всевозможность и добро. Перспектива свободы, как овладения бытием, для конкретного мученика-человека, «Королевского Я», как ключевая характеристика данных парадоксов, свидетельствует об экзистенциальной направленности религиозно-философского творчества Л. Шестова.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что она обращена к малоисследованной области философского творчества Л. Шестова и призвана восполнить существующий пробел в историко-философском знании. Полученные результаты способствуют более полному освещению его философского наследия и позволяют обнаружить ключевое значение парадокса в религиозно-философском творчестве Л. Шестова, основной формой существования которого стала критика разума, а главной целью - философия свободы.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его выводы могут найти применение при решении конкретных исследовательских задач, могут служить основой последующих исследований по широкому кругу религиозно-философских проблем. Итоги проведённого исследования могут быть использованы в учебных курсах по истории философии, истории русской религиозной философии, а также при разработке новых общих и специальных курсов и учебных пособий.

ГЛАВА I. МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФЕНОМЕНА ПАРАДОКСА В РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Л. ШЕСТОВА.

1.1. Мировоззренческая эволюция Л. Шестова: на пути к парадоксализму религиозно-философского творчества.

Для того же, чтобы пробудиться, нужно мучительно почувствовать на себе оковы сна и нужно догадаться, что именно разум -который мы привыкли считать освобождающим и пробуждающим -

и держит нас в состоянии сонного оцепенения.

Лев Шестов

Творчество Льва Исааковича Шестова (Шварцмана), оригинального

русского мыслителя, не бежавшего противоречий и безумия действительного

бытия в попытке отыскать живой источник свободы постижения мира,

парадоксально, подобно глубинам человеческой души, недоступным

рациональному постижению. «С крупинкой соли» обращается Шестов к

обширному философскому наследию прошлого, которое преобразовывается в

его работах во вневременное единство противоречащих друг другу идей и

систем, являя тем самым поле для размышлений философа. На поле этом не

вырастает новой философской системы, призванной составить альтернативу

предшествующим, но происходит раскрытие воззрений автора, внешне

противоречивых, решающих, по мысли Шестова, задачу философии - «не

- 1

успокаивать, а смущать людей» .

Призвание к философии появилось у Шестова довольно поздно, примерно к тридцати годам. Лев Исаакович начинает писательскую деятельность «чисто

1 Шестов Л. Апофеоз беспочвенности // Философия трагедии. М. - Харьков, 2001, с. 339.

случайно, в 27 лет»1, - как он сам о том сообщает в беседе со своим другом и учеником Б. Фонданом. Проба пера осуществилась в написании нескольких повестей и рассказов, и даже стихотворений, которые, однако, не удовлетворили самого Шестова и были осуждены его друзьями. На литературном поприще Шестов так и не снискал себе успеха, а сферой творчества, которой он посвятил всю оставшуюся жизнь, оказалась философия. «Первым учителем философии» для Шестова был Шекспир, как он сам о том пишет: от Шекспира он «услышал столь загадочное и непостижимое, а вместе с тем, столь грозное и тревожное: время вышло из своей колеи...»2. Со времени знакомства с творениями английского поэта начинается обращение Шестова к философскому поиску.

Среди исследователей творчества Шестова широко распространено мнение, согласно которому начало философского этапа в жизни Шестова связано со временем «глубочайшего отчаяния», явившегося причиной некой «внутренней катастрофы». И действительно, существует множество упоминаний о таинственном событии в судьбе русского философа, произошедшем в 1895 году, повергшем его в глубокое уныние и нашедшем выражение в укоренившихся в душе Шестова словах Шекспира «the time is out of joint» (распалась связь времён). Трудно сказать, какое именно происшествие подвигло Шестова к занятиям философией, но почва для предположений богата. Сам Лев Исаакович заносит в «Дневник мыслей» запись от 11 мая 1920 года: «В этом году исполняется двадцатипятилетие как "распалась связь времен" ... Записываю, чтобы не забыть: самые крупные события жизни - о

о

них же никто, кроме тебя, ничего не знает - легко забываются» . О «трагическом событии в его личной жизни» упоминается и в основательном жизнеописании Шестова, написанном его дочерью, Н. Барановой-Шестовой, и в «Воспоминаниях» Е.К. Герцык и ряде других работ, посвященных биографии

1 Фондан Б. Разговоры с Львом Шестовым // Новый журнал. Кн. ХЬУ. Нью-Йорк, 1956, №45, с. 196.

2 Шестов Л. Памяти великого философа. Эдмунд Гуссерль // Умозрение и откровение. Париж, 1964, с. 304.

3 Шестов Л. Дневник мыслей // Континент. 1976. №8, с. 252.

философа. Но нужно ли спрашивать, что послужило истинной причиной терзаний Шестова, думается, что достаточно многократных указаний на то, что причина такая действительно была, а результатом разрыва с самим собой стало приобщение к философскому творчеству и создание собственных сочинений, какими они вышли из-под пера Шестова.

Как уже отмечалось, безбрежное пространство философии приоткрывается Шестову через «необъятные книги человеческих судеб» Шекспира. Стремительно погружаясь в мир философской мысли, какой она была во времена греческих полисов и какой она стала в конце XIX столетия, Шестов знакомится с сочинениями Канта, не нашедшими в душе мыслителя ни единого доброжелательного отклика: «Я сейчас же почувствовал себя противником Канта»1, - признавался позже Шестов Фондану. Творчество Канта остаётся чуждым Шестову, как типичный образ неизменно подвергаемой им острой и дерзкой критике соблазнившейся научным статусом рациональной философии. Шестову не даёт покоя коренящаяся в преклонении перед силой разума уверенность в существовании довлеющего над человеком категорического императива. Категорический императив, как основной закон этики, как общеобязательный принцип, коим должны руководствоваться в своём поведении абсолютное большинство людей, Шестов интерпретирует как безликий долг, «кабинетную» идею, подчиняющую себе жизнь. Долг, как определяющий поведенческий мотив, имеет своей целью служение идее, а не человеку: «не убивай не потому, что Дункан умрёт, а потому, что ты, Макбет, будешь убийцей, т.е. будешь предан анафеме»2. Кантовский категорический императив бессилен помочь человеку, волею случайности ли, необходимости ли, столкнувшемуся в «ужасами бытия», — к такому выводу приходит Шестов, уже тогда обнаруживая потребность противостояния «железной необходимости» науки и морали.

1 Фондан Б. Разговоры с Львом Шестовым, с. 197.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Фролова, Александра Юрьевна, 2012 год

Библиографический список использованной литературы.

1. Августин А. Исповедь блаженного Августина, епископа Гиппонского. М., 2003.440 с.

2. Амман А. Путь отцов: краткое введение в патристику. М., 1994. 239 с.

3. Антисери Д., Реале Дж., Мальцева С. Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней (4). СПб., 2005. 880 с.

4. Архимандрит Рафаил (Карелин). Христианство и модернизм. М., 2010. 464 с.

5. Асмус В.Ф. Лев Шестов и Кьеркегор. Об отношении Льва Шестова к зачинателю западноевропейского экзистенциализма // Философские науки. 1972. №4. С. 72-80.

6. Асмус В.Ф. Экзистенциальная философия: её замыслы и результаты (Лев Шестов как её адепт и критик) // Человек и его бытие как проблема современной философии. М., 1978. С. 222-252.

7. Асоян Ю.А. Историко-философская концепция Льва Шестова // Из истории религиозной философии в России: XIX - нач. XX вв. М., 1990. С. 109-128.

8. Ахутин A.B. Одинокий мыслитель // Шестов Л. Сочинения в 2-х томах. Т. I. М., 1993.

9. Ахутин A.B. Поворотные времена. СПб., 2005. 742 с.

10. Барабанов Е. Лев Шестов: голос вопиющего в пустыне // Наше наследие. 1988. №5. С. 78-81.

11. Баранова-Шестова Н. Николай Бердяев и Лев Шестов. Переписка и воспоминания // Континент. №30. 1981. IV. С. 293-313.

12. Баранова-Шестова Н. Жизнь Льва Шестова. Paris, 1983. Т. 1-2.

13. Батова Н.К. Гуманизм философии Льва Шестова: автореферат дисс. канд. фил. наук. М., 1992. 20 с.

14. Батова Н.К. Вязь души моей. М., 2000. 157 с.

15. Бергсон А. Творческая эволюция. М., 2006. 384 с.

16. Бердяев H.A. Трагедия и обыденность // Шестов JI. Сочинения в двух томах. Томск, 1996. С. 465-491.

17. Бердяев H.A. Дух и реальность. М. - Харьков, 2003. 679 с.

18. Бердяев H.A. Диалектика божественного и человеческого. М. -Харьков, 2005. 624 с.

19. Бердяев H.A. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. М., 2007. 668 с.

20. Бердяев H.A. Самопознание: Сочинения. М., 2008. 640 с.

21. Бессарабова M.JI. Философские прозрения JI. Шестова в контексте современной «философии нестабильности» // Ученые записки ТНУ. Том 19 (58). № 1.2006. С. 31-33.

22. Библия

23. Благова Т.Н. Философемы Достоевского: три интерпретации (JI. Шестов, Н. Бердяев, Б. Вышеславцев). Екатеринбург, 2003. 350 с.

24. Бодлер Ш. Цветы зла. Харьков. 2005. 256 с.

25. Булгаков С.Н. О противоречивости современного безрелигиозного мировоззрения // История религии. М., 1991. С. 212-245.

26. Булгаков С.Н. Некоторые черты религиозного мировоззрения JI. И. Шестова // Современные записки. 1939. Кн. 68.

27. Буткевич Т., свящ. Зло, его сущность и происхождение. Киев, 2007. Т. 1. 314 с. Т. 2. 264 с.

28. Буткевич Т., свящ. Язычество и иудейство ко времени земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Киев, 2007. 240 с.

29. Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии. Свердловск, 1991. 592 с.

30. Визгин В.П. На пути к Другому: От школы подозрения к философии доверия. М., 2004. 366 с.

31. Визгин В.П. Философия надежды Габриэля Марселя // Марсель Г. Опыт конкретной философии. М., 2004. С. 198-211.

32. Визгин В.П. Лев Шестов и экзистенциальная мысль // Философские науки. 2006, №7. С. 138-155, №8. С. 133-146.

33. Вольтер. Сочинения. Калининград, 2005. 360 с.

34. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. О миросозерцании Серена Киркегора. М., 1970. 248 с.

35. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М., 1997. 495 с.

36. Гайденко П.П. Владимир Соловьёв и философия Серебряного века. М., 2001.472 с.

37. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. М., 2003. 528 с.

38. Гальцева P.A. Очерки русской утопической мысли XX века. М., 1992. 208 с.

39. Гегель Г.В.Ф. Философия религии в двух томах. М., 1976-1977. Т. 1-2.

40. Герцык Е.К. Лики и образы. М., 2007. 861 с.

41. Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями // Ревизор: Пьесы. М., 2008. С. 253-522.

42. Грифцов Б. Три мыслителя: В. Розанов, Д. Мережковский, Л. Шестов. М., 1911. 189 с.

43. Гулыга A.B. Немецкая классическая философия. М., 2001. 416 с.

44. Гулыга A.B. Кант. М., 2005. 280 с.

45. Гулыга A.B. Творцы русской идеи. М., 2006. 316 с.

46. Гулыга A.B. Гегель. М., 2008. 263 с.

47. Гуссерль Э. Письма ко Л. Шестову // Логос, 1996. №7.

48. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1-4. М., 1989. Т. 3. 555 с.

49. Дамиани П. О божественном всемогуществе // Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995. с. 356-394.

50. Декарт Р. Сочинения в 2 т. Т. 2. М., 1994. 633 с.

51. Декарт Р. Сочинения. Калининград, 2005. 352 с.

52. Деррида Ж. Диссеминация. Екатеринбург, 2007. 608 с.

53. Досократики. Минск, 1999. 784 с.

54. Достоевский Ф.М. Бесы. М., 2003. 603 с.

55. Достоевский Ф.М. Записки из Мертвого дома. Рассказы. М., 2005. 512 с.

56. Достоевский Ф.М. Идиот. М., 2005. 640 с.

57. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. М., 2005. 800 с.

58. Достоевский Ф.М. Униженные и оскорбленные. Игрок. Романы. М., 2006. 640 с.

59. Достоевский Ф.М. Записки из подполья: Повести и рассказы. М., 2006. 672 с.

60. Достоевский Ф.М. Бедные люди: Романы, повести. М., 2006. 544 с.

61. Евлампиев И.И. С. Кьеркегор и проблема Ничто в русском экзистенциализме //Кьеркегор и современность. Минск, 1996. С. 125-131.

62. Евлампиев И.И. История русской метафизики в Х1Х-ХХ веках. Русская философия в поисках абсолюта. СПб., 2001. Ч. 1. 415 с. Ч. 2. 413 с.

63. Ельчанинов А., Эрн В., Флоренский П., Булгаков С. История религии. М., 1991.249 с.

64. Ерофеев В. Остаётся одно: произвол (Философия одиночества и литературно-эстетическое кредо Льва Шестова) // Вопросы литературы. 1975. №10. С. 153-189.

65. Ерофеев В. Одна, но пламенная страсть Льва Шестова // Шестов Л. Избранные сочинения. М., 1993.

66. Жильцова Е.А. Трансформация идей Ф. Ницше в религиозном экзистенциализме Л. Шестова. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. фил. наук. Екатеринбург, 2008.

67. Закржевский А.К. Подполье: Психологические параллели. Киев, 1911. 108 с.

68. Зеньковский В.В. История русской философии. М., 2001. 880 с.

69. Иванов Вяч., Гершензон М. Переписка из двух углов. М., 2006. 208 с.

70. Иванов Н.Б. По ту сторону истины и лжи: путь Льва Шестова // Шестов Л. Апофеоз беспочвенности: Опыт адогматического мышления. Л., 1991. С. 5-30.

71. Иванов-Разумник. О смысле жизни. Федор Сологуб, Леонид Андреев, Лев Шестов. СПб., 1910. 310 с.

72. Ильин Н.П. Трагедия русской философии. М., 2008. 608 с.

73. Исторические типы рациональности. Отв. ред. В.А. Лекторский. Т. 1. М., 1995.350 с.

74. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Книгу Бытия // Творешя святаго отца нашего 1оанна Златоуста, арх1епископа Константинопольскаго, въ русскомъ переводЬ. Томъ четвертый: Въ двухъ книгахъ. СПб., 1898. 906 с.

75. Иоанн Златоуст, свт. Обозрение книг Ветхого Завета. Книга Иова // Творешя святаго отца нашего 1оанна Златоуста, арх1епископа Константинопольскаго, въ русскомъ перевода. Томъ шестой: Въ двухъ книгахъ. Кн. И. СПб., 1900. С. 663-671.

76. Иустин (Попович), преподобный. Философия и религия Ф.М. Достоевского. Мн., 2008. 312 с.

77. Камю А. Миф о Сизифе; Бунтарь. Минск, 2000. 544 с.

78. Кант И. Критика чистого разума. М., 2006. 736 с.

79. Керкегор С. Повторение. М., 1997, 158 с.

80. Киркегор С. Наслаждение и долг. Киев, 1994. 504 с.

81. Керн К.Э. (архимандрит Киприан). Патрология. T.l. М. - Париж, 1996. 182 с.

82. Костиков B.B. Не будем проклинать изгнанье (Пути и судьбы русской эмиграции). М, 1990. 464 с.

83. Кувакин В.А. Религиозная философия в России: начало XX века. М., 1980. 257 с.

84. Кувакин В.А. Опровержения и предположения Льва Шестова // Философские науки. 1990. №2. С. 53-63; №3. С. 54-64.

85. Кудишина A.A. Экзистенциализм и гуманизм в России: Лев Шестов и Николай Бердяев. М., 2007. 180 с.

86. Кудишина A.A. Современный гуманизм как феномен культуры. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, доктора фил. наук. М., 2007. 40 с.

87. Кукушкин С.А. Тематизация специфики мышления H.A. Бердяева и Л. Шестова в горизонте экзистенциалистской интерпретации субъективизма и индивидуализма. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. фил. наук. Томск, 2005.

88. Курабцев В. Альтернатива Льва Шестова // Общественные науки и современность. 1991. №2. С. 175-181.

89. Курабцев В.Л. По ту сторону Ничто // Историко-философский ежегодник '93 М., 1994. С. 143-152.

90. Курабцев В.Л. «Дыхание Божие» (Лев Шестов и Св. Писание) // Ученые записки ТНУ. Серия «Философия. Социология». Том 16. №1 (2003). С. 53-62.

91. Курабцев В.Л. Ангелы и бесы (Лев Шестов и философия Ф.М. Достоевского) // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №4. 2003. С. 3-17.

92. Курабцев В.Л. Лев Шестов и мировая философия (Итоги "странствований по душам") // Вопросы философии. 2004. №12. С. 109122.

93. Курабцев В.Л. Миры свободы и чудес Льва Шестова: жизнь мыслителя, "странствования по душам", философия. М., 2005. 307 с.

94. Курабцев В.JI. Философская биография Льва Шестова и особенности его философии // Вопросы философии. 2006. № 4. С. 128-143.

95. Курабцев В.Л. Философия Льва Шестова в контексте европейской религиозно-философской традиции. Дисс. на соиск. уч. степ, доктора фил. наук. М., 2006.

96. Кушнир Е.П. Понятие философии в творчестве Л.И. Шестова // Социально-гуманитарные знания. 2006. №1. С. 239-246.

97. Лазарев М. Иррационализм Льва Шестова // Философская мысль. София, 1973. Кн. 2. С. 58-64.

98. Лашов В.В. Гуманизм Льва Шестова. М., 2002. 117 с.

99. Лашов В.В. Неклассические истины, или Парадоксы Льва Шестова // Курабцев В.Л. Миры свободы и чудес Льва Шестова. М., 2005. С. 7-20.

100. Левенсон Д. «Двойное зрение» Льва Шестова // Наше наследие. 1988. №5. С. 91.

101. Ловцкий Г. Лев Шестов по моим воспоминаниям // Грани. Frankfurt (Main), 1960. №45. С. 78-98. №46. С. 123-141.

102. Лосский Н.О. История русской философии. М., 2007. 551 с.

103. Лютер М. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986. С. 290-545.

104. Маколкин А. Опыт прочтения Керкегора в России и в Советском Союзе: от Льва Шестова до Пиамы Гайденко // Вопросы философии. 2004. № 1.С. 147-160.

105. Марсель Г. Опыт конкретной философии. М., 2004. 224 с.

106. Маслов Г.Н. Стратегии мышления и действия в русской философии начала века: (Л. Шестов, В. Иванов, А. Белый). М., 1997. 140 с.

107. Материалы круглого стола «Философия и вера». К 140-летию со дня рождения Л. Шестова // Философские науки. 2006. №7-8.

108. Механикова Е.А. Рациональное и иррациональное "Я" в философии Л.И. Шестова. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. фил. наук. Краснодар, 2003.

109. Микешина JI.A. Философия познания. Полемические главы. М., 2002. 624 с.

110. Милош Ч. Шестов, или О чистоте отчаяния // Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне). М., 1992. С. I-XVI.

111. Михайловский Н. «Добро в учении гр. Л. Толстого и Ф. Нитше» Л. Шестова // Русское богатство. 1900. №2.

112. Монтень М. Опыты. М. - Харьков, 2003. 654 е.; 747 с.

113. Морева Л.М. Лев Шестов. Л., 1991. 86 с.

114. Морозова Т.В. «Философия трагедии» и трагедия философа (Жизнь и творчество Л. Шестова). Новосибирск, 1995. 23 с.

115. Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада (В. Соловьёв. Н. Бердяев. С. Франк. Л. Шестов). М., 2006. 477 с.

116. Никитина В.В. Методологическая ценность философских размышлений Л. Шестова для познания современного общества // Ученые записки ТНУ. Том 19 (58). № 1. 2006. С. 89-91.

117. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. М., 1990. Т. 1. 829 с. Т. 2. 829 с.

118. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое; Веселая наука; Злая мудрость. Минск, 1997. 704 с.

119. Ницше Ф. Воля к власти. М., 2005. 880 с.

120. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения. М. - Харьков, 2007. 848 с.

121. Новоселов М.А. Догмат и мистика в Православии, Католичестве и Протестантстве. М., 2003. 384 с.

122. Оккам У. Избранное. М., 2002. 272 с.

123. Окороков В.Б. Об «открытости» современного сознания (Проблема «открытости» мышления в творчестве Л. Шестова и других мыслителей XX века) // Ученые записки ТНУ. Том 19 (58). № 1. 2006. С. 21-23.

124. Паскаль Б. Мысли. М., 1994. 528 с.

125. Паскаль Б. Мысли. М. - Харьков, 2003. 332 с.

126. Паскаль Б. Письма к провинциалу. Киев, 1997. 592 с.

127. Пелагий. Послание к Деметриаде // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986. С. 594-635.

128. Пименов В.Ю. Эволюция концепции свободы воли в религиозно-экзистенциальной философии JI. Шестова. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. фил. наук. Смоленск, 2002.

129. Пименов В.Ю. Философия свободы Льва Шестова в контексте постнеклассического философского дискурса // Известия Смоленского государственного университета. Ежеквартальный журнал. №1(5). Смоленск, 2009. С. 223-229.

130. Платон. Диалоги. М., 2008. Книга первая. 1232 с. Книга вторая. 1360 с.

131. Плотин. Эннеады. Киев, 1995. 400 с.

132. Поляков С.А. Философия Льва Шестова. М., 1999. 94 с.

133. Поляков С.А. Философия Льва Шестова: соотношение традиционализма и антитрадиционализма. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. фил. наук. М., 1999.

134. Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура. М., 2002. 352 с.

135. Порус В.Н. В. Соловьёв и Л. Шестов: единство в трагедии // Вопросы философии. 2004. №2. С. 148-159.

136. Порус В.Н. Трагедия философии и философия трагедии (С. Н. Булгаков и Л. И. Шестов) // Полигнозис. 2004. № 3. С. 106-119.

137. Порус В.Н. С. Кьеркегор, Л. Шестов и проблема культуры // Collegium. Международный научный журнал. Киев. 2004. № 16. С. 133-153.

138. Постмодернизм. Энциклопедия. Сост. и науч. ред. А.А. Грицанов, М.А. Можейко. Минск, 2001. 1040 с.

139. Преображенский П.Ф. Тертуллиан и Рим. М., 2004. 240 с.

140. Прокопенко В.В. Лев Шестов о преодолении метафизики // Ученые записки ТНУ. Том 19 (58). № 1. 2006. С. 29-31.

141. Пушкин A.C. Драматические произведения. M., 1970. 192 с.

142. Реверсов И.П. Апологеты. Защитники христианства. СПб., 2002. 192 с.

143. Роуз Серафим, иеромонах. Приношение православного американца. М., 2003.

144. Русская религиозно-философская мысль XX века. Сборник статей под ред. Н.П. Полторацкого. Питтсбург, 1975. 416 с.

145. Свасьян А. Фридрих Ницше: мученик познания // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. М., 1990. Т. 1.С. 5-46.

146. Синеокая Ю.В. В мире нет ничего невозможного? (Лев Шестов о философии Ф. Ницше) // Фридрих Ницше и философия в России (сборник статей). СПб., 1999.

147. Скворцев К. Философия отцов и учителей церкви (Период апологетов). Киев, 2007. 472 с.

148. Соколов Б.Г. Движение «против»: Сёрен Кьеркегор и Лев Шестов // Русская и европейская философия: пути схождения. СПб., 1997 // http ://anthropology .ru/ru/texts/sokolovb/ruseur_22 .html

149. Соловьёв B.C. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории, со включением краткой повести об Антихристе и с приложениями. М., 2007. 347 с.

150. Спиноза Б. Избранные произведения в двух томах. М., 1957. Т. 1. 631 с. Т. 2. 728 с.

151. Спиноза Б. Сочинения. Калининград, 2005. 432 с.

152. Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. М., 1994. 495 с.

153. Стрельцова Г.Я. Парадокс философии Сёрена Кьеркегора // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №4. 2000. С. 106-120.

154. Таланина Л.А. Проблема взаимосвязи культуры и религии в философии Льва Шестова. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. фил. наук. Тверь, 2006.

155. Тертуллиан. Апология. М. - СПб., 2004. 423 с.

156. Толстой Л.Н. Собрание сочинений. В 12-ти томах. Т. 10. М., 1975. 432 с.

157. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. 840 с.

158. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи. М., 2005, 633 с.

159. Феофан Затворник (святитель). О православии с предостережениями от погрешений против него. Мн., 2003. 272 с.

160. Фондан Б. Разговоры с Львом Шестовым // Новый журнал. Кн. XLV. Нью-Йорк, 1956. №45. С. 196-206.

161. Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб, 1996. 744 с.

162. Хайдеггер М. Ницше и пустота. М., 2006. 304 с.

163. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994. 445 с.

164. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. М., 1994. 312 с.

165. Черных С.С. Антропология Н. Бердяева и Л. Шестова: опыт концептуальной реконструкции. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. фил. наук. Ростов-на-Дону, 2007.

166. Шестов Л. Автобиография // Первые литературные шаги. Автобиографии современных русских писателей. Собрал Ф.Ф. Фидлер. М., 1911. С. 173-176.

167. Шестов Л. Дневник мыслей // Континент. №8. 1976. С. 235-252.

168. Шестов Л. Умозрение и откровение. Религиозная философия

Владимира Соловьёва и другие статьи. Париж, 1964. 352 с.

_ _

169. Шестов Л. Итоги и комментарии // Воздушные пути. Т. VI. Нью-Йорк, 1965. С. 139-143.

170. Шестов Л. Sola fide - Только верою. Греческая и средневековая философия. Лютер и церковь. Париж, 1966. 296 с.

171. Шестов Л. Последний привет. Памяти Жака Ривьера // Новый Журнал. №128. сентябрь 1977. С. 88-92.

172. Шестов Л. Сочинения в 2-х томах. М., 1993. Т. 1. 672 с. Т. 2. с.

173. Шестов Л. Плотин // Плотин. Эннеады. Киев, 1995. С. 377-390.

174. Шестов JI. Сочинения в двух томах. Томск, 1996. Т. 1. 512 с. Т. 2. 448 с.

175. Шестов Л. Лекции по истории греческой философии. М. - Париж, 2001. 304 с.

176. Шестов Л.И. Философия трагедии. М. - Харьков, 2001. 480 с.

177. Шестов Л. Великие кануны. М., 2007. 253 с.

178. Шестов Л. Potestas clavium (Власть ключей). М., 2007. 348 с.

179. Шестов Л.И. На весах Иова. М. - Харьков, 2001. 464 с.

180. Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне). М., 1992. XVI, 304 с.

181. Шестов Л.И. Афины и Иерусалим. М. - Харьков, 2001. 400 с.

182. Штейнберг А.З. Лев Шестов // Шестов Л. Сочинения в двух томах. Томск, 1996. С. 492-510.

183. Bayley J. Idealism and Its Critic // The New York Review of Books, vol. 14, no. 12-June 18. NY. 1970.

184. Hill Т.Е. Contemporary Theories of Knowledge. NY, 1961.

185. Kline G.L. Religious Existentialists: Shestov & Berdiaev // Religious and Anti-Religious Thought in Russia. Chicago, 1968. P. 73-103.

186. Levinas E. Review of Leon Chestov's Kierkegaard and the Existential Philosophy (Vox clamantis in deserto). Paris, 1936. 384 p. Translated by James McLachlan // http://shestov.by.ru/sk/levinas.html

187. Martin B. Introduction // A Shestov Anthology. Ed. by Bernard Martin. Athens - Ohio. 1970. P. ix-xvii.

188. Wernham J.C.S. Two Russian Thinkers. An Essay in Berdiaev & Shestov. Toronto, 1968. 118 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.