Европейские художественные традиции и творчество Д. Лондона (1910-1916 гг.) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Чебан, Ольга Ивановна
- Специальность ВАК РФ10.01.03
- Количество страниц 193
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Чебан, Ольга Ивановна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА ПЕРВАЯ: ЕВРОПЕЙСКИЙ ФАКТОР В ТВОРЧЕСТВЕ
Д.ЛОНДОНА В 1900-Е ГОДЫ.
§1. Писатели Европы и США и становление Д.Лондона как творческой индивидуальности в литературном контексте рубежа веков.
§2. Философские концепции в творчестве писателей Европы и США.
§3. Европейские писатели и Д.Лондон в аспекте социально-политических идей.
ГЛАВА ВТОРАЯ: ЕВРОПЕЙСКИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В
§1. Сюжетно-тематическая преемственность: европейские писатели
Д. Лондон.
§2. Фантастика Д.Лондона:' новаторство, традиции, научно-философская основа.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Идеи Ф. Ницше в литературном сознании США конца XIX - начала XX вв.2001 год, кандидат филологических наук Вишленкова, Светлана Геннадьевна
Творчество К.И. Чуковского в контексте международных литературных связей2022 год, доктор наук Морозова Светлана Николаевна
Художественный мир Джека Лондона: человек - природа - цивилизация2010 год, доктор филологических наук Лунина, Ирина Евгеньевна
Творчество О. Генри1973 год, Самохвалова, Валентина Ивановна
Романы Джона О'Хары "Свидание в Самарре" и "Дело Локвудов" в контексте европейской и американской литературных традиций2002 год, кандидат филологических наук Набилкина, Лариса Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Европейские художественные традиции и творчество Д. Лондона (1910-1916 гг.)»
Джек Лондон был признан одной из самых динамических фигур в американской литературе. Моряк, бродяга, аргонавт в Клондайке, социальный реформатор, военный корреспондент, фермер с научным уклоном, миллионер, сделавший сам себя, путешественник по миру, искатель приключений, Лондон овладел воображением масс благодаря не только личным подвигам, но и литературным достижениям. Качество его прозы в большей мере, чем его легендарная индивидуальность, позволило ему завоевать неоспоримое место в истории мировой литературы и сделало его одним из самых широко переводимых на другие языки американских авторов»1. Так писалось в одном из последних справочных изданий, а между тем еще в 1914 году выдающийся датский критик Георг Брандес назвал Лондона лучшим из представителей нового„ поколения американских литераторов, заявивших о себе в XX столетии. В 1919 году видный американский критик Генри Менкен утверждал, что ни один из популярных писателей его времени «не писал лучше, чем Лондон в своих наиболее удачных произведениях»2.
И все же следует констатировать, что, признавая огромную популярность Лондона, долгое время он воспринимался на родине литературоведами академического направления как писатель неглубокий, мало заботившийся о стиле. Критик Джоан Шерман констатировала, что «репутация Лондона являет пример разрыва между «высокой» и «низкой» литературой, что он оказался жертвой критических стандартов, установленных мудрецами из Новой Англии и их нью-йоркскими наследниками, поборниками «века невинности»3.
Общим в оценке творчества позднего Лондона в США стало мнение о падении его художественного уровня, неумолимом кризисе, скольжении вниз: взяв норму писать 1000 слов в день, он «продуцировал тексты невысокого уровня,
1 American Realists and Naturalists. In.: Dicionary of Literary Biography. Vol.20. - Detroit, 1982. - P.352.
2 Цит. по кн.: Sinclair A. Jack. A biography. - N. Y., 1971. - P.248.
3 American Realists and Naturalists. In: Dicionary of Literary Biography. Vol.20. - Detroit, 1982. - P.360. которые он крайне редко подвергал шлифовке»1.
Считается, что в силу своей «простоты», ориентации на «массового читателя», Лондон не представляет особого интереса для академического университетского литературоведения.
Разрабатывая концепцию диссертации и обосновывая ее структуру, необходимо особо подчеркнуть моменты, отвечающие современным подходам к наследию писателя. Важно включение Лондона в широкий историко-литературный контекст первого двадцатилетия XX века, обнаружение связей, в которых находился Лондон с писателями-современниками Европы, в том числе, России и США.
Развитие и становление литературы США, формирование ее самобытности было обусловлено не только усвоением и обогащением национальных традиций, но и опорой на опыт европейских писателей. Трудно представить себе Ф.Купера без В.Скотта, Ф.Норриса без Э.Золя, Т.Драйзера без О.де Бальзака, Э.Хемингуэя без Ф.Стендаля и Г.Флобера, У.Фолкнера без А.Камю и Ж.Сартра и т.д. В свою очередь, американские художники слова влияли на творчество европейских коллег. Но если русско-американские литературные контакты разработаны в критике с необходимой основательностью, то проблема европейских традиций в творчестве писателей США освещена явно недостаточно.
Вне разработки этой темы нельзя представить со всей полнотой творчество Д.Лондона, который являлся, своего рода, уникальной фигурой мирового значения. Самоучка, обладавший огромной пытливостью и жаждой знаний, он проявлял неизменный интерес к научной и философской мысли Европы, к творчеству писателей Старого Света.
Неизменно популярный у читателей, нашедший в нашей стране вторую родину, Лондон и сегодня представляет немалый научный интерес. Он привлекает внимание яркой биографией в не меньшей степени, чем книгами, как один из самых широко переводимых на языки мира американских авторов. И хотя лондоноведение сделало явный шаг вперед, вокруг его наследия не утихают
1 Columbia Literary History of the United States. Ed. by E. Elliott. - N.Y., 1981. - P.542. дискуссии, остаются вопросы, нуждающиеся в дополнительном освещении. Прежде всего, это роль европейских мыслителей, художников слова в становлении художественной методологии Д.Лондона.
Выбор темы определяется тем, что европейский фактор как фактор воздействия, влияния на американскую литературу и творчество писателя до сих пор комплексно не изучен, не систематизирован, не изучены основные направления, тенденции переосмысления европейских художественных традиций на завершающем этапе его творческого пути.
Актуальным представляется исследование ряда важнейших явлений из области философской, социологической мысли рубежа XIX и XX вв., художественных произведений европейских авторов, повлиявших на эстетические представления и художественное творчество Д.Лондона.
Целесообразно, в свете данной темы, проследить тенденции в изучении Д.Лондона; несмотря на огромные тиражи книг, он долгое время был недооценен, особенно критиками консервативной ориентации и университетским литературоведением. Писателя упрекали за непоследовательность философских представлений, наивную приверженность социалистическим идеям.
Д.Лондон был не просто популярен, но и любим в России, начиная с 1900-х гг.; среди тех, кто отзывался о его творчестве, были М.Волошин, А.Куприн, Л.Андреев, В.Маяковский. Впервые анализируется творчество Лондона в работах О.Мандельштама и Ф.Сологуба. О любви к его произведениям свидетельствуют С.Есенин и А.Грин. А.Фадеев называет его в числе своих учителей. Тема мужества, столь органичная для Лондона, была близка Н.Островскому. Пафос знаменитого рассказа «Любовь к жизни» во многом созвучен «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого. Интересны типологические сходства в творчестве Д.Лондона и автора «Фомы Гордеева», романа, которому Д.Лондон посвятил рецензию, важную для понимания своей литературно-эстетической позиции. Показательно, что один из некрологов в русской печати в связи с кончиной Д.Лондона назывался «Американский Горький». М.Горький, в свою очередь, высоко ценил американского собрата по перу.
Еще А.Франс отмечал уникальность личности Лондона, его талант и огромную работоспособность1.
В советское время, начиная с 1920-х гг. поток изданий Джека Лондона, количество критических работ о его творчестве непрерывно возрастает. Интерес к писателю заметно усиливается после второй мировой войны, а в 1950-60-е гг. его наследие становится предметом серьезного, научного внимания. Это имело свои причины. В годы начавшейся «холодной войны» многие американские писатели (среди них Э.Хемингуэй, Д.Стейнбек, С.Льюис, Э.Колдуэлл, У.Фолкнер, Э.Синклер и др.) подвергались «идеологической проработке». Среди тех немногих, кто издавался и о ком писали, были М.Твен, Т.Драйзер, Г.Фаст, Д.Лондон.
В произведениях Лондона акцентировались его социалистические убеждения и антикапиталистическая критика. В 1954 г. вышло его семитомное собрание сочинений2, появились первые монографии о Лондоне. В.Быков, работавший в архивах в США, обогатил свежими фактами биографическую канву писателя3. Значительный вклад в изучение писателя внес В.Богословский4; интересную работу о нем написала Р.Орлова5. Была переведена биография Лондона, написанная И.Стоуном, которая в дальнейшем несколько раз переиздавалась6. Была также переведена работа американского историка марксистской ориентации Ф.Фонера7, специально исследовавшего радикальные идеи в творчестве Лондона. Увидела свет на русском языке работа американского критика Р.Балтропа8. Вместе с тем, высокие оценки Лондона, особенно в пору его расцвета (1900-1914), нередко соединялись с упреками в индивидуализме,
1 Франс А. Собрание сочинений. Т. 8.//Пер. с фр. Е.Гунст. - М.: Гослитиздат, 1960. - С.20.
2 Знакомство с русской библиографией показывает, например, как во всесоюзном масштабе отмечались такие даты, как 80-летие со дня рождения и 40-летие со дня смерти писателя (1956), 85-летие со дня рождения (1961), 90-летие со дня рождения (1966) и т.д.
3 Быков В. Джек Лондон. - М., 1964; в дальнейшем он продолжал активно заниматься изучением Лондона и его пропагандой в нашей стране (см.: Быков В. На родине Джека Лондона. - М.: Издательство Московского Университета, 1962; так же: По следам Джека Лондона. — М.: Издательство Московского Университета, 19S3).
4 Богословский В. Джек Лондон. - М., 1964. s Орлова Р. «Мартин Идеи» Джека Лондона. - М., 1967. s Стоун И. Моряк в седле.//Пер. с англ. М.Кан. - М.: «Молодая гвардия», 1987.
7 Фонер Ф. Джек Лондон - американский бунтарь.//Пер. с англ. Р.Самарина. - М.: «Прогресс», 1966.
8 Балтроп Р. Джек Лондон: человек, писатель, бунтарь.//Пер. с англ. М.Кан. - M.: «Прогресс», 1981. удаленности от научного марксизма, эклектизме философских воззрений, в которых немалую роль играли спенсерианство и ницшеанство.
К середине 1960-х годов обозначился новый этап в изучении Джека Лондона в США; накапливался богатый фактический материал, ставший фундаментом для разработки разных аспектов творчества писателя. В 1966 г. была издана библиография Лондона, составленная Г.Вудбриджем1. Она состояла из более 2500 позиций, включавших как публикации текстов писателя, так и обширную критическую литература об авторе «Мартина Идена». В работе над библиографией составитель пользовался помощью более 300 сотрудников многочисленных библиотек в разных странах мире; в итоге было получено представление о переводах Лондона на десятки языков мира, сведения об исключительной популярности его книг в разных уголках земного шара.
О тщательности библиографических разысканий свидетельствует, например, такая деталь: было установлено, что некоторые переводы произведений Лондона на персидский язык были сделаны не с оригиналов, а с русских переводов. За последние четыре десятилетия в США вышло еще несколько библиографий, существенно обогащающих и расширяющих объем современного лондоноведения, как представительного направления американистики.
Заметный взлет интереса к Лондону был связан со 100-летием со дня рождения писателя (1976); к этой дате был приурочен выход книги А.Зверева «Джек Лондон»2. Ее автор, талантливый критик и литературовед, внес немало свежих моментов в трактовку наследия автора «Мартина Идена», преодолев тенденцию к его «выпрямлению». Некоторые положения своей книги А.М.Зверев изложил в ряде предисловий и послесловий, которыми он снабжал издания отдельных произведений Джека Лондона, выходившие в 1980-1990 годы.
Кандидатские диссертации С.Суховерхова (1949), И.Бадановой (1963), В.Быкова (1965), Е.Шефер (1978), докторская В.Богословского (1964) были посвящены в основном 1900-м гг. Последняя серьезная диссертация И.Луниной,
1 Woodbridge Н. Jack London's Bibliography. 1966.
2 Зверев А. Джек Лондон. - М.: «Детгиз», 1967. защищенная в 1989 году, затрагивала проблему героя в позднем творчестве писателя.
Произведения Джека Лондона в последние 15-20 лет активно издавались и пользовались спросом, а одним из крупнейших проектов стало 20-томное собрание сочинений Лондона (1998).
Учитывая достижения российского и американского лондоноведения (особенно в плане накопления фактического и библиографического материала), исходим из того, что Лондон был крупным художником, осваивавшим во многом уникальный жизненный материал, им лично пережитый. Этот материал он воплощает в художественные образы и сюжеты, используя, в частности, опыт европейских писателей, духовно и эстетически близких ему.
Модные в Европе социальные, философские, политические теории не были для него просто «заемными», поверхностно усвоенными; они помогли ему осмыслить, интерпретировать жизненные ситуации тогда, когда они совпадали с его личным ощущением и опытом. Лондон не всегда приходил к определенным идеям на основе прочитанных первоисточников, нередко через творчество других американских или европейских писателей.
Эстетика Золя близка Лондону. Он не подражал Золя в период дела Дрейфуса, когда, как художник-гуманист, отдал свой голос в защиту рабочих лидеров (статья «Гниль завелась в штате Айдахо», 1907). Его увлечение социализмом (после знакомства с трудами Маркса, других социологов, реформаторов, экономистов) нельзя недооценивать, а необходимо рассматривать в историческом контексте, памятуя о том, как на рубеже веков тяготели к теориям социальной справедливости, различным формам социализма такие писатели, как Шоу, Уэллс, Верхарн, Золя, Франс.
Освещение темы диссертации предполагает изображение такого литературного контекста Европы и США к. XIX - нач. XX вв., с каким был непосредственно связан Д.Лондон.
Научная новизна заключается в том, что в диссертации проанализирован новый европейский историко-литературный контекст, включающий взаимодействие тенденций и художественных традиций, различных по своей эстетической специфике, позволяющий осмыслить процессы становления и развития творчества Д.Лондона. Преодолевается узкий и предвзятый взгляд на писателя как, в первую очередь, на социалиста, радикала, критика буржуазной системы. Творчество 1910-1916 гг. рассматривается, с одной стороны, с точки зрения развития им национальных традиций, с другой, - в аспекте обогащения европейскими идеями, представлениями художественными достижениями.
Были сформулированы следующие задачи:
1. Охарактеризовать европейский историко-литературный контекст, определивший основные тенденции воздействия, влияния на творчество Д.Лондона 1910-1916 гг.
2. Уточнить место и роль Лондона в историко-литературном процессе США в начале XX века, осмыслить, как трансформировались в изучаемый период тенденции раннего этапа творчества писателя.
3. Осмыслить объективно, в свете современных воззрений проблему: Джек Лондон и социалистическое движение в Европе, России, Америке. Внести корректировку в ранее сложившиеся представления.
4. Выявить особенности влияния художественных, философско-эстетических, социокультурных концепций, актуализировавшихся в европейском общественном сознании на рубеже столетий, на позднее творчество Д.Лондона.
5. Проанализировать сюжетно-тематическую преемственность произведений Д.Лондона — и близких ему по эстетическим установкам и жанровым формам мышления европейских писателей.
6. Рассмотреть соотношение жизненной правды, документа, автобиографического момента и вымысла в творчестве писателя 1910-1916 гг.
7. Проанализировать особенности жанровой поэтики малоизученных произведений Д.Лондона 1910-1916 гг.
Методология исследования. Поскольку диссертация освещает один из аспектов большой и сложной темы, связанной с «диалогом» культур, в ней использовались историко-литературный, типологический и компаративистский методы исследования.
Теорико-методологической базой являются труды российских и зарубежных литературоведов, посвященные проблемам как сравнительно-исторического изучения литератур (М.Бахтин, М.Алексеев, В.Жирмундский, Н.Конрад), так и анализа текста и вопросам жанрологии и поэтологии (Ю.Лотман, Д.Лихачев, Г.Поспелов, др.). Учитываются работы как российских (В.Быков, В.Богословский, Р.Орлова, А.Зверев), так и американских лондоноведов (Ф.Фонер, И.Стоун, Р.Балтроп, Э.Синклер, Э.Фенеди и др.), а также исследования российских литературоведов по общим вопросам европейской и американской литератур на рубеже XIX-XX вв.
Научно-практическая ценность работы определяется тем, что материалы диссертации могут быть использованы при чтении общего лекционного курса зарубежной литературы конца XIX - начала XX веков, спецкурсов по проблемам компаративистики и литературы США, при разработке темы «Европа и Джек Лондон» в филологических и гуманитарных колледжах.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Творческая эволюция Евгения Замятина в контексте русской литературы 1910 - 1930-х гг.2001 год, доктор филологических наук Давыдова, Татьяна Тимофеевна
Проза Томаса Де Квинси. Жанрово-стилистические аспекты2006 год, кандидат филологических наук Талагаева, Юлия Александровна
Творчество Генри Джеймса: Проблема литературной саморефлексии2002 год, доктор филологических наук Анцыферова, Ольга Юрьевна
Становление и развитие жанра рассказа в английской литературе викторианского периода: на материале творчества Ч. Диккенса, У.М. Теккерея, Т. Гарди2009 год, кандидат филологических наук Еремкина, Наталья Ивановна
Эдгар Аллан По, новелист, поэт, теоретик и французская поэзия второй половины XIX века1999 год, кандидат филологических наук Михина, Марина Валерьевна
Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Чебан, Ольга Ивановна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование помогает сделать следующие выводы. В процессе анализа исходным явилось представление о Д.Лондоне как о яркой творческой индивидуальности, художнике слова, взявшем на вооружение уникальный жизненный опыт и обогатившем его европейскими художественными традициями. В широком историко-литературном плане акцентируется внимание на развитии Лондоном национальной традиции, с одной стороны, и усвоении опыта европейской литературной, философской, социологической мысли, - с другой.
Отмечается и то, что взгляды Лондона, претерпевая изменения, становились более зрелыми, и он постепенно отходил от теории насильственных действий как способа решения социальных проблем в пользу мирного эволюционного пути. Писатель был далек от ортодоксального марксизма (в чем его упрекали радикальные критики), одновременно разделял увлечение Ф.Ницше, Г.Спенсером, столь популярным на рубеже веков, а также Ж.-Ж.Руссо, З.Фрейдом, К.Юнгом.
Суммируя литературно-критические воззрения Лондона, рассеянные в переписке и недавно изданные (1998), отмечается, что автор исходил во многом из опыта европейских авторов (Р.Киплинг, Ж.Верн, Э.Золя, Г.Уэллс, Г.Флобер, В.Гюго) и своих соотечественников, таких как РгСтивенее^, Э.Синклер., Т.Драйзер, др. Особо подчеркнуто влияние русского фактора на формирование художественно-эстетического мировоззрения Д.Лондона (это, в частности, произведения Ф.Достоевского, Л.Толстого, М.Горького, др.). Опыт этих авторов, иногда критически оцениваемый, был ему близок, использовался на разных этапах пути, при освоении различных тем и жанров. Этот обширный и крайне значимый аспект до сих пор не был основательно изучен в нашем лондоноведении, исходя из современных методологических подходов.
Рассматривая творчество Д.Лондона в плане традиций и новаторства, а также в широком контексте историко-литературного процесса в начале XX века, отмечается его проблемно-эстетическая близость писателям социальнокритической направленности (Э.Синклер, Ф.Норрис, Э.Золя, Т.Драйзер), с одной стороны, и неоромантизму, - с другой. Как и Синклер, Лондон разделял идеалы социальной справедливости, в предисловии к его антологии «Крик о справедливости» писатель выразил солидарность с огромным количеством честных людей, стремившихся к высоким целям. И здесь Лондон находился в русле той гуманистической традиции европейской, особенно французской литературы, которую представляли В.Гюго, Э.Золя, Р.Роллан. В то же время, практика частной собственности для Лондона оставалась естественной; он мечтал, чтобы ею двигали не узкоэгоистические цели, не культ наживы, а мотивы, связанные с духовными ценностями, нравственным возвышением человека. Были внесены необходимые коррективы в характеристику места Лондона в историко-литературном процессе в США, прослежены связи с такими его современниками, как натуралисты, «разгребатели грязи».
В то же время творческое развитие Лондона показано во всей сложности: усваивая исторические и жизненные уроки, писатель менялся, корректировал свои оценки (например, Ницше), некоторые положения философии Спенсера, который, однако, в целом оказал огромное влияние. t
При характеристике литературно-критических взглядов Лондона, отмечается, что он был реалистом, это далеко, однако, от зеркального отражения действительности; его художественное мировидение было одухотворено романтическим пафосом, в нем обнаруживаются черты, с одной стороны, -неоромантической поэтики, а, с другой, - натуралистической.
Отмечается важность пропагандистской, лекционной и публицистической деятельности Лондона как члена социалистической партии.
Исходя из общего замысла диссертации, оцениваются поздние романы Лондона, разные по манере, тематике, проводится параллель с произведениями раннего творчества.
Характеризуя новеллистику Лондона 1900-х гг., прежде всего, «северные» рассказы, выявляя ее новаторство, сюжетно-жанровое своеобразие, типологию героев, мы рассматриваем ее как дальнейшее развитие национальной традиции малого жанра» (Готорн, По, Брет Гарт, Твен). В то же время подчеркивается использование Лондоном достижений европейской новеллы. Несомненное влияние оказал на него Киплинг, выдающийся мастер короткого рассказа, близкий Лондону по демократическому духу творчества, поэтике, энергичной манере. (В письмах Лондона часты упоминания Киплинга, основателя того Лондона, а позднее Хемингуэя).
Особо отмечается особенность, общая для литературы данного периода: в какой бы мере Р.Роллан, Э.Верхарн, Г.Гауптман, А.Франс не были привержены идеям социализма, каждое произведение поднимает острые нравственные проблемы, связанные с революционным насилием; терроризм и кровопролитие, бесспорно, вызывают осуждение.
Лондон внес значительный вклад в разработку анималистической темы, что было продиктовано как увлечением эволюционистской теорией Дарвина, так и философией Спенсера. Сказалась и учеба у одного из кумиров Лондона Киплинга.
Освещается малоразработанная проблема, относящаяся к роли фантастики в позднем творчестве Лондона. При этом писатель опирался на традицию фантастики в европейской литературе: это манера готики и романтики (Гофман, Шелли, Байрон), и реалисты (Бальзак, Диккенс), и современники Лондона (Уайльд, Ибсен, Гауптман, Уэллс, Франс, др.). У них, как и у Лондона, фантастический элемент нередко связан с постановкой серьезных жизненных философских проблем. При этом смелые сюжеты Лондона не были просто средством привлечения читательского внимания; они стимулировались его жадным интересом к научным открытиям от антропологии до физики и медицины. С увлечением штудируя труды Фрейда и Юнга, он стремился проникнуть в тайны бессознательного.
Отмечено жанрово-тематическое богатство фантастики позднего Лондона. Время показало, что автор провидел важные открытия в самых разных областях, отмечена перекличка в сюжетах и мотивах у Лондона и тех мастеров фантастической прозы, которые развивали его традиции (Азимов, Брэдбери, Лем, Воннегут) на новом этапе историко-литературного процесса.
Особо отмечается поздний период творчества Д.Лондона в целом и преемственность европейских традиций.
Все это позволяет углубить представление о Д.Лондоне как писательской индивидуальности, о характере историко-литературного процесса в США в свете европейско-американских литературных связей, которые представляют интересную и богатую область, нуждающуюся в дополнительном изучении.
• /
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Чебан, Ольга Ивановна, 2008 год
1. ТЕКСТЫ1. А) Произведения Д.Лондона
2. Лондон Дж. Собрание сочинений: в 7 т. // Под наблюдением Р.М.Самарина. Пер. с англ. под редакцией Т.А. Озерской. М., 1954-56.
3. Лондон Дж. Собрание сочинений: в 14 т. // Под общей редакцией и вступительной статьей P.M. Самарина. Пер. с англ. под редакцией Т.А. Озерской. -М., 1961 (Сер. Библиотека «Огонек»).
4. Лондон Дж. Собрание сочинений: в 20 т. / Печ. по изд.: Лондон Дж. Полное собрание сочинений М.; Л.: Земля и фабрика, 1928-29. // Пер. с англ. и вступительная статья П.С. Коган. - М., 1998.
5. Лондон Дж. Белый клык. // Пер. с англ. Н. Волжиной. М., 2001.
6. Лондон Дж. Бюро убийств. // Пер. с англ., приложение В.М, Быкова. М.,2001.
7. Лондон Дж. Джерри-островитянин. // Пер. с англ. Н. Волжиной. М.,1992.
8. Лондон Дж. Джон Ячменное Зерно. // Пер. с англ. В. Лимановской. М.,2001.
9. Лондон Дж. Дочь снегов. // Пер. с англ. В. Сметанича. М., 2001 (Сер. Библиотека приключений).
10. Лондон Дж. Лунная долина. // Пер. с англ. М. Лорие. М, 2001 (Сер. Мировая классика).
11. Лондон Дж. Маленькая хозяйка большого дома. // Пер. с англ. В. Станевич. -М., 2001 (Сер. Библиотека приключений).
12. Лондон Дж. Мартин Иден. // Пер. с англ., послесловие С.С. Иванько. -М., 1986.
13. Лондон Дж. Осколок третичной эпохи. // Составитель, автор предисловия В.М. Быков. М., 1993.
14. Лондон Дж. Путешествие на «Снарке». // Пер. с англ., послесловие А.
15. Ерохина. M., 1988 (Сер. Мир приключений).
16. Лондон Дж. Рассказы. // Пер. с англ., вступительная статья А. Зверева. — М., 1984.
17. Лондон Дж. Сердца трех. // Пер. с англ. Т. Кудрявцевой. М., 2001 (Сер. Библиотека приключений).
18. Лондон Дж. Смирительная рубашка. // Пер. с англ. Т.А. Озерской. М.; Харьков, 1998.
19. Лондон Дж. Смок Беллью. / Пер. с англ. Л. Чуковской, Н. Чуковского, Н. Галь. -М., 2000.
20. London Jack. The Complete Short Stories. Three volumes. Stanford Univ. press, 1994.
21. London Jack. The letters of Jack London. In 3 vol. Stanford Univ. press,1988.
22. London Jack. Letters from Jack London. N.Y., 1965.
23. London Jack. Reports. War correspondents. Sport Articles. N.Y., 1970.
24. London Jack. No Mentor but Myself. Jack London on writing and writers. -Stanford Univ. press, 1999.
25. London Jack. The Call of the Wild. -N.Y., 1903.
26. London Jack. The Sea-Wolf. -N.Y., 1904.
27. London Jack. The People of the Abyss. -N.Y., 1903.
28. London Jack. Before Adam. N.Y., 1906.
29. London Jack. War of the Classes. 1905.
30. London Jack. Buiying Daylight. N.Y., 1910.
31. London Jack. The Strength of the Strong. N.Y., 1911.
32. London Jack. The Abysmal Brute. -N.Y., 1913.
33. London Jack. John Barleycorn. -N.Y., 1913.
34. London Jack. The Night Born. N.Y., 1913.
35. London Jack. The Scarlet Plague. N.Y., 1915.
36. London Jack. The Little Lady of the Big House. N.Y., 1916.
37. London Jack. The Turtles of Tasman. -N.Y., 1916.
38. London Jack. Jerry of the Islands. -N.Y, 1917.
39. London Jack. Michael Brother of Jerry. N.Y., 1917.
40. London, Jack. On the Makaloa Mat. N.Y., 1919.
41. London, Jack. Hearts of Three. N.Y., 1920.
42. London Jack. The Valley of the Moon. -N.Y., 1938.
43. London Jack. Smoke Bellew. N.Y., 1948.
44. London Jack. The Iron Heel. Moscow, 1948.
45. London Jack. Martin Eden. Moscow, 1960.
46. London Jack. Short Stories. Moscow, 1963.
47. Б) Произведения западноевропейских и американских писателей
48. Адаме Г. Воспитание Генри Адамса. // Послесловие А. Николюкина, комментарии В. Олейника. М., 1998.
49. Американская новелла XIX-XX вв.: в 2 т. // Составление, редакция, вступительная статья, комментарии А. Старцева. — М., 1958.
50. Американская повесть. // Составление, редакция, вступительная статья, комментарии А. Старцева. М., 1991.
51. Апдайк Д. Кентавр. // Пер. с англ. Н. Георгиевский. М., 1965.
52. Брэдбери Р. Марсианские хроники. // Пер. с англ. JL Жданова М., 2002.
53. Воннегут К. Бойня номер пять, или Крестовый поход детей. // Пер. с англ. Д. Жукова. -М., 1970.
54. Гарт Б. Собрание сочинений: в 6 т. // Предисловие А. Старцева. М.,1966.
55. Гамсун К. Собрание сочинений: в 6 т. // Пер. с нем. В. Неустроева. М., 1991, 1999.
56. Гюго В. Собрание сочинений: в 7 т. // Предисловие JI. Андреева. М.,1994.
57. Джеймс Г. Избранные произведения: в 2 т. // Предисловие А. Зверева. -Л., 1979.
58. Драйзер Т. Жизнь, искусство и Америка. // Составитель, предисловие1. Ю.Мариевской. М., 1988.
59. Драйзер Т. Собрание сочинений: в 12 т. // Пер. с англ. Н. Галь, М. Лорие. -М., 1993.
60. Золя Э. Западня. Жерминаль. // Пер. с фр. Е. Гунст. М., 1981.
61. Ибсен X. Собрание сочинений: в 4 т. // Предисловие Е.Ивановой. М., 1956-58.
62. Камю А. Посторонний. Чума. Падение. // Пер. с фр. С. Брахман. М.,1997.
63. Киплинг Р. Город страшной ночи. Рассказы. СПб., 2000.
64. Конрад Дж. Лорд Джим. Тайфун. Фея семи ветров. М., 1985.
65. Крейн С. Алый знак доблести; Норрис Ф. Спрут. // Вступительная статья А. Зверева. -М., 1989 (Сер. Библиотека литературы США).
66. Купер Ф, Собрание сочинений: в 3 т. // Предисловие Ю.Мариевской. -М., 1998.
67. Кэсер А. Моя Антония. // Предисловие А. Савуренок. М., 1982.
68. Манн Т. Собрание сочинений: в Ют.// Пер. с нем. В.Адмони. М., 1960.
69. Моррис У. Вести ниоткуда, или эпоха спокойствия. М., 1962.
70. О. Генри. Избранное: в 2 т. // Составитель, предисловие А. Зверева. М.,1994.
71. О'Нил Ю. Пьесы: в 2 т. // Составитель, предисловие А. Аникста. М.,1971.
72. Поэзия США. // Составитель, предисловие А. Зверева. — М., 1982 (Сер. Библиотека литературы США).
73. Рид, Дж. Восставшая Мексика. // Пер. с англ. Т. Озерской. — М., 1959.
74. Рид Дж. Десять дней, которые потрясли мир. // Предисловие, комментарии Б. Гиленсона. -М., 1987.
75. Рид Дж. Рождение нового мира. // Пер. с англ. Б. Гиленсона. М., 1987.
76. Стрела времени. Сборник научно-фантастических рассказов английских и американских писателей. // Пер. с англ.; составление и послесловие С. Гансовского. М., 1989 (Сер. Мир приключений).
77. Твен М. Собрание сочинений: в 8 т. // Предисловие А. Старцева. М.,1980.
78. Хоуэллс У.Д. Возвышение Сайласа Лафэма. Гость из Альтрурии. Эссе. // Составление, вступительная статья Г. Злобина. М., 1990 (Сер. «Библиотека литературы США»).
79. Dreiser Т. Letters of Т. Dreiser. In 3 vols. Univ. of Pennsylvania Press,1959.
80. Dreiser T. Selections of Uncollected Prose. Detroit, 1977.
81. Frost R. Collected Poems, Prose and Plays. N.Y., 1995.
82. Howells W.D. Literature and Life. -N.Y., 1902.
83. Howells W.D. Writings. In 32 vols. -N.Y., 1968.
84. James, H. The Complete Tales. In 12 vols. (Ed by L. Edel). -N.Y., 1962.
85. Masters E.L. Spoon River Anthology. Chicago, 1992.
86. O'Neill E. Nine Plays. -N.Y., 1954.
87. Sinclair, U. Ed. The Cry for Justice. N.Y., 1926.
88. Steffens L. The Shame of the Cities. -N.Y., 1962.
89. Steffens L. The World of Lincoln Steffens. N.Y., 1962.1.. КРИТИКА
90. А) Работы общего теоретического характера
91. Аверинцев С.С. Историческая подвижность категории жанра. // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. М., 1998.
92. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
93. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
94. Беляева И.А. Система жанров в творчестве И.С. Тургенева. М., МГПУ,2005.
95. Введение в литературоведение. — М., 1999.
96. Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория и практика анализа. -М., 1991.
97. Захаров В.Н. Система жанров Достоевского. Типология и поэтика. -М.,1999.
98. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. — М., 1971.
99. Литературная энциклопедия терминов и понятий. // Под редакцией А.Н. Николюкина М., 2001.
100. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1999.
101. Лотман Ю.М. Происхождение сюжета в типологическом освещении. // Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры: В 2 т. Т. 2. Тарту, 1973.
102. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США). Концепции, школы, термины. М., 1996.
103. Современный словарь-справочник по литературе. // Составитель С.И. Кормилов. М., 2002.
104. Теория литературы: в 2 т. // Под редакцией Н.Д. Тамарченко. М.,2004.
105. Толмачев В. Неоромантизм. // Литературная энциклопедия терминов и понятий под редакцией А.Н. Николюкина. М.,
106. Уоррен О., Уэллек Р. Теория литературы. // Предисловие А. Аникст, комментарии Б. Гиленсон. М., 1978.
107. Хализев В.А. Теория литературы. М., 2002.
108. Б) Работы по литературе США конца XIX начала XX веков
109. Анциферова О.Ю. Русская литература и художественные искания американских писателей конца XIX века (Г. Джеймс, У.Д. Хоуэллс, С. Крейн). — Иваново, 2000.
110. Балдицын П.В. Творчество Марка Твена и национальный характер американской литературы. М., 2004.
111. Батурин С.С. Драйзер. -М., 1971 (ЖЗЛ).
112. Ващенко А.В. Америка в споре с Америкой. М., 1988.
113. Бенедиктова Т.Д. Поэзия Уитмена. М., 1982.
114. Гиленсон Б.А. В поисках «другой Америки». М., 1987.
115. Гиленсон Б.А. Джон Рид. М., 1987.
116. Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы конца XIX — начала XXвека. М., 2006.
117. Гиленсон Б.А. История литературы США. М., 2003.
118. Гиленсон Б.А. Социалистическая традиция в литературе США. — М.,1975.
119. Гиленсон Б.А. Эрнест Хемингуэй. М., 1990.
120. Зарубежные писатели. Биобибл. Словарь: В 2 частях. — М., 2003.
121. Засурский Ян. Американская литература XX века. М., 1984.
122. Засурский Ян. Теодор Драйзер. Жизнь и творчество. М., 1977.
123. Зверев A.M. Мир Марка Твена. М., 1985.
124. Зверев A.M. Модернизм в литературе США. М., ИМЛИ РАН, 2003.
125. История зарубежной литературы конца XIX начала XX веков. // Под редакцией В.М. Толмачева - М., 2003.
126. Иткина H.JI. Эстетические традиции американской литературы XIX -XX веков. М., 2002.
127. Кагарлицкий Ю.И. Что такое фантастика. М., 1974.
128. Кашкин И.А. Для читателя-современника. М., 1968.
129. Кингман Росс. Иллюстрированная жизнь Джека Лондона. М., МГУ,1998.
130. КирееваИ.В. Линкольн Стеффенс. Горький, 1975.
131. Киреева И.В. Литературное творчество Джона Рида. Горький, 1974.
132. Коренева М.М. Творчество О'Нила и пути американской драмы. М.,1990.
133. Лики массовой культуры США (отв. ред. A.M. Зверев). -М., 1991.
134. Марк Твен в воспоминаниях современников. // Составитель А.Н. Николюкин. М., 1994.
135. Марк Твен и его роль в развитии американской реалистической литературы. Сб. ст. М., ИМЛИ РАН, 1987.
136. Мендельсон М.О. Американская сатирическая проза. -М., 1970.
137. Мендельсон М.О. Жизнь и творчество Уитмена. М., 1969.
138. Михайловский Б.В. Творчество М. Горького и мировая литература.1892-1916).-М., 1965.
139. Несмелова О.О. Пути развития отечественной литературной американистики. Казань, 1998.
140. Николюкин А.Н. Американские писатели как критики. М., 1980.
141. Николюкин А.Н. Литературные связи России и США. М., 1981.
142. Писатели США. Краткие творческие биографии. // Под редакцией Г.П. Злобина, Я. Засурского, Ю.В. Ковалева -М., 1990.
143. Ромм А.С. Марк Твен. М., 1977.
144. Сохряков Ю.И. Русские имена в литературном процессе в США в XX веке. М., 1969.
145. Старцев А.И. Марк Твен и Америка. М., 1986.
146. Стеценко Е.А. Экологическое сознание в современной американской литературе. -М., ИМЛИ, 2001.
147. Бурстин Д. Американцы: демократический опыт. // Пер. с англ. М.,1993.
148. Брукс Ван Вик. Писатель и американская жизнь. Т. 2. // Пер. с англ. -М., 1971.
149. Гайсмар М. Американские современники. — М., 1976.
150. Каули М. Дом со многими окнами. // Предисловие Г. Орловой, пер. с англ. М., 1973.
151. Литературная история Соединенных Штатов Америки: В 3 т. Т. 3 М., 1977-79.
152. Матиссен Ф.О. Ответственность критики. — М., 1972.
153. Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли: В 3 т. Т. 3-М., 1963.
154. Уоррен Р.П. Как работает поэт. // Послесловие А. Николюкина, комментарии В. Толмачева. — М., 1987.
155. Ahnebrin К., K.L. The Beginning of Naturalism in American Fiction. -N.Y., 1961.
156. Bourne R. History of a Literary Radical. N.Y., 1956.
157. Bowman S.E. Edward Bellamy Abroad. -N.Y., 1962.
158. Bowman S.E. The Year 2000. N.Y., 1958.
159. Conder J. Naturalism in American Fiction. The Classical Phase. Univ. of Kentucky Press, 1984.
160. Dell F. Upton Sinclair. A Study in Social Protest. N.Y., 1828.
161. Howells H.D. Century of Criticism. N.Y., 1962.
162. Harris L. Upton Sinclair: a Biography. N.Y., 1971.
163. Kaplan J. Lincoln Steffens. A biography. N.Y., 1974.
164. Morgan H.W. American Writers in Rebellion. N.Y., 1965.
165. Lynn K. The Dream of Success. A Study of Modern American Imagination. -Boston, 1955.
166. Noel J. Footloose in Arcadia. Record of Jack London, George Sterling, Ambrose Bierce. -N.Y., 1940.
167. Noyes J. History of American Socialism. Philadelphia, 1970.
168. The Social Rebel in American Literature. Ed. by Woodward R.H. and J. Clark.-N.Y., 1958.
169. Sotheran C. Horace Queley and Other Pioneers of American Socialism. -N.Y., 1956.
170. Walcutt Ch. American Literary Naturalism A divided studies. Minneapolis,1956.
171. Wagen Knecht E. The Tales of Henry James. N.Y., 1984.
172. В) Работы о творчестве Джека Лондона. Книги, статьи (на русском языке)
173. Балтроп Р. Джек Лондон: человек, писатель, бунтарь. // Пер. с англ. М.Кан.-М., 1981.
174. Батурин С.С. Портреты американских писателей. Стеффенс, Лондон, Драйзер.-М., 1979.
175. Богословский В.Н. Джек Лондон. -М., 1964.
176. Быков В.М. Джек Лондон. -М., МГУ, 1964.
177. Быков В.М. На родине Джека Лондона. М., 1962.
178. Быков В.М. По следом Джека Лондона. М., 1983.
179. Вайсенберг Л. Приключения Джека Лондона. М.-Л., 1926.
180. Зверев A.M. Джек Лондон. М., 1976.
181. Орлова Р.Д. «Мартин Иден» Джека Лондона. — М., 1967.
182. Стоун И. Моряк в седле. Биография Джека Лондона. // Предисловие, послесловие В. Быкова, пер. с англ. М.Кан. М., 1987.
183. Фонер Ф. Джек Лондон американский бунтарь. // Пер. с англ. Р. Самарина. - М., 1966.
184. Юнг Ф. Джек Лондон как поэт рабочего класса. М., 1925.
185. Абросимова В.И. Истоки трагедии художника («Мартин Иден»). В кн.: Проблемы формирования реализма в русской и зарубежной литературе 19-20 вв. Вып. 2. - Саратов, 1975.
186. Андреев Л. Предисловие к собранию сочинений Джека Лондона. Изд. 2, т. 1.-СП6., 1912.
187. Антонова Т. «Северные рассказы» Джека Лондона. В кн.: Уч. зап. МГПИим. В.И. Ленина, т. 130, вып. 3. -М., 1958.
188. Баданова И.М. Горький и Джек Лондон. Уч. зап. Ташкентского пед. ин-та иностр. яз., вып. 4. - Ташкент, 1960.
189. Баданова И.М. Джек Лондон и его герой. — Уч. зап. Ташкентского пед. ин-та иностр. яз., вып. 7, ч. 1. — Ташкент, 1963.
190. Баданова И.М. Книга революционного гнева. Уч. зап. Ташкентского пед. ин-та иностр. яз., вып. 1. - Ташкент, 1956.
191. Богословский В.Н. Американская критика о Джеке Лондоне. В кн.: Сб. трудов по проблемам романтизма и реализма в заруб, лит-ре конца XIX-XX веков.-М., 1973.
192. Богословский В.Н. Вера в человека. К вопросу о художественном методе Джека Лондона. В кн.: К проблемам романтизма и реализма в зарубежной литературе 20 века. -М., 1962.
193. Богословский В.Н. Джек Лондон. — В кн.: Зарубежная литература XXвека. М., 1979.
194. Богословский В.Н. Джек Лондон и рабочее движение. Роман Джека Лондона «Железная пята».- Уч. зап. МОПИ, т. 111. К проблемам критического реализма в зарубежной литературе XX века. Сб. 2, 1962.
195. Богословский В.Н. Роман Джека Лондона «Железная пята». В кн.: Проблемы критического реализма в зарубежной литературе 20 века. - М., 1962.
196. Богословский В.Н. «Северные рассказы» Джека Лондона. — В кн.: Уч. зап. МОПИ им. Крупской, т. 78. М., 1959.
197. Брандис Е. Рассказы и повести Джека Лондона. // Брандис Е. От Эзопа до Джанни Родари. Зарубежная литература в детском и юношеском чтении. М., 1965.
198. Быков В. Джек Лондон (Вст. ст.) В кн.: Лондон Д. Любовь к жизни. — М., 1965.
199. Быков В.М. О военных репортажах Джека Лондона. — Дальний Восток, 1962, №3.
200. Гиленсон Б.А. Джек Лондон: реализм, одухотворенный романтикой (гл. X). В кн.: История литературы США. - М., 2003. То же в кн.: История зарубежной литературы конца XIX-начала XX веков. - М., 2006.
201. Гиленсон Б.А. Джек Лондон. В кн.: Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь: В 2 т. Т. 1. - М., 2003.
202. Журавлев И.Д. Лондон в России. Уч. зап. Дагестанского гос. ун-та, т. 13. - Махачкала, 1963.
203. Зверев A.M. Глазами необычного героя (Пред.). В кн.: Лондон Джек. Повести.-М., 1981.
204. Зверев А. Джек Лондон: величие таланта и парадоксы судьбы (Пред.). — В кн.: Лондон, Джек. Рассказы. М., 1984.
205. Зверев A.M. Непривычный Джек Лондон. (Поел.). В кн.: Лондон Джек. Мартин Идеи. Рассказы. - М., 1985.
206. Зверев A.M. Последние книги Лондона (Поел.). В кн.: Лондон Джек. Лунная долина. Сердца трех. - М., 1988.
207. Куллэ Р. Гениальный бродяга (Джек Лондон). В кн.: Куллэ Р. Этюды о современной западноевропейской и американской литературе. — М.-Л., 1930.
208. Куприн А. Джек Лондон. В кн.: А. Куприн. Сочинения: В 9 т. Т. 9. -М., 1964.
209. Лунина И.Е. Роман Дж. Лондона «Бюро убийств»: проблематика, жанр, своеобразие. В кн.: Восьмые международные Виноградовские чтения - М., 2004.
210. Мандельштам О.Э. Рец. на кн.: Дж. Лондон. Собр. соч. СПб., 1912. В кн.: О. Мандельштам. Камень. - Л., 1990 (Сер. Литературные памятники).
211. Мулярчик А.С. Возвращение к Джеку Лондону (Пред.) В кн.: Лондон Джек. Белый клык. Мартин Иден. Рассказы. -М., 1984.
212. Наер В.Л. Предисловие. В кн.: Лондон Д. Рассказы. Short Stories. - М.,1952.
213. Омарова С.И. К вопросу об эволюции мировоззрения Джека Лондона. — В кн.: К проблемам романтизма и реализма в зарубежной литературе 19-20 веков. -М., 1975.
214. Самарин P.M. Джек Лондон (1876-1916). В кн.:'Лондон Д. Собрание сочинений: В 14 т. Т. 1. - М., 1961.
215. Самарин P.M. Проблема натурализма в литературе США и развитие американского романа на рубеже XIX-XX веков. В кн.: Проблемы истории литературы США. -М., 1964.
216. Суховерхов С. Горький за рубежом (Д. Лодон и М. Горький.).- В кн.: Научно-метод. сб. Шадринского пед. Ин-та, вып. 1. Шадринск, 1957.
217. Суховерхов С.И. Джек Лондон. В кн.: Краткая литературная энциклопедия. Т. 4. - М., 1965.
218. Суховерхов С. Джек Лондон и рабочее движение. Енисей, 1953, №12.
219. Суховерхов С.И. Джек Лондон в СССР. Уч. зап. Шадринского гос. пед. ин-та, вып. 2. - Шадринск, 1958.
220. Федунов П. Послесловие. В кн.: Лондон Дж. Избранное. - М., 1952.
221. Федунов П. Джек Лондон. (Пред.) В кн.: Лондон Джек. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 1. - М., 1954.
222. Франс А. Предисловие к изданию «Железной пяты» на французском языке. // Франс А. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 8. М., 1960.
223. Хмельницкая Т. Автобиографический роман Джека Лондона «Мартин Иден». В кн.: Лондон Дж. Мартин Иден. - Л., 1949.
224. Шефер Е.Ф. «Любовь к жизни» Джека Лондона (К проблеме жанра). -В кн.: Проблемы жанра в англо-американской лит. Вып. 2. Свердловск, 1976.
225. Шефер Е.Ф. Характеры и конфликт «Северной Одиссеи» Джека Лондона. В кн.: Свердловский гос. пед. ин-т, научн. тр., сб. №218. - Свердловск, 1974.1. Диссертации
226. Суховерхов С.И. Социальные романы Джека Лондона «Железная пята» и «Мартин Иден». Диссертация канд. филол. наук М.: ML ИИ им. Герцена, 1949.
227. Богословский В.Н. К истории реализма в США. Творчество Джека Лондона и Эптона Синклера (1900-1917). Диссертация доктора филол. наук. М.: МЗПИ им. Крупской, 1963.
228. Баданова И.М. Джек Лондон и его герой. Творчество Джека Лондона 1900-1910 гг. Диссертация канд. филол. наук. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1963.
229. Быков В.М. Романы Джека Лондона. Диссертация канд. филол. наук. -М.,МГУ, 1966.
230. Лунина И.Е. Поздний этап творчества Лондона? Эволюция проблематики и героя. Диссертация канд. филол. наук. М.: МОПИ, 1989.
231. Г) Работы о творчестве Джека Лондона: монографии, статьи (на англ. яз)
232. Bamford G. The Mystery of Jack London. Oakland, 1931.
233. Fenady Andrew. The Summer of Jack London. N.Y., 1972.
234. Feied F. No Pie in the Sky. N.Y., 1964.
235. Forner P. Jack London: American Rebel. N.Y., 1947.
236. Garst S. Jack London. Magnet for Adventure. N.Y., 1945.
237. Kershaw A. Jack London. A Life. N.Y., 1997.
238. Kingman R. A Pictorial Life of Jack London. N.Y., 1979.
239. Hedrick J. Solitary Comrade, Jack London and His Work. North Caroline,1982.
240. Johnson M. Through the South Seas with Jack London. N.Y., 1913.
241. Labor Earle. Jack London. N.Y., Twayne, 1974.
242. Lindquist, James. Jack London. Adventures, Ideas and Fiction. -N.Y., 1987.
243. London C. Jack London. Vol. 1-2. Lnd., 1921.
244. London Joan. Jack London and His Times. N.Y., 1939.
245. Ownbey R.W.Ed. Jack London. Essays in Criticism. Santa Barbara, California, 1978.
246. O'Connor R. Jack London. A Biography. Boston, 1964.
247. Sinclair U. Jack: a Biography of Jack London. N.Y., 1977.
248. Stasz C. American Dreamers: Charmain and Jack London. N.Y., 1988.
249. Walker F. Jack London and the Klondike. The Genesis of an American Writer. London, 1966.
250. Chapman A. Between Fire and Ice: a Theme in Jack London and Horacio Quiroga. Symposium, Siracuse, N.Y., 1970, Spring, №1.
251. Horwitz H. Prewordial Stories: London and the Immateriality of Evolution. -Western Humanities Review, 1997, Winter, Vol. 4.
252. Starr Kevin. The Sonoma Finale of Jack London, Rancher. In.: Americans and the California Dream, 1850-1915.-N.Y., 1979.
253. Strunsky-Walling A. Memoirs of Jack London. Masses, 1917, July.
254. Watson C. The Composition of Martin Eden. American Literature, 1981, November, Vol. 53, # 3.
255. Д) Справочно-библиографические издания
256. Взаимосвязи и взаимодействия литератур мира. Библиография. М.,1988.
257. Джек Лондон. Биобибл. указ. (Вст. ст. Н.М. Эйшискиной). М., ВГБИЛ, 1969.
258. Зарубежные писатели. Библиографический словарь. // Под редакцией Н.П. Михальской. М., 2003.
259. Либман В.А. Американская литература в русских переводах и критике. Библиография 1776-1975. М., 1977.
260. Произведения американских писателей в переводах на русский язык (1918-1975). Библ. указ. М., 1976.
261. Путеводители по английской литературе. // Составитель М. Дрэббл, Дж. Стрингер. М., 2003.
262. Пятьдесят знаменитых английских романов. // Под редакцией А.Г. Ласса. Челябинск, 1997.
263. Современный словарь-справочник по литературе. // Составитель С. Кормилов. М., 2002.
264. American Literature. Ed. by M. Schorer and others. Boston, 1965.
265. Columbia Literary History of the United States. Ed. by E. Elliot. N.Y.,1988.
266. Hamilton D.M. The Books of My Trade. Univ. of Washington press, 1986.
267. Jack London. A Bibliography. N.Y., 1973.
268. The Oxford Companion to American Literature. Ed. by James Hart. -Oxford Univ. Press, 1983.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.