Европейская межпарламентская ассамблея православия как общественно-политический феномен конца XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Алексеев, Денис Валерьевич

  • Алексеев, Денис Валерьевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 168
Алексеев, Денис Валерьевич. Европейская межпарламентская ассамблея православия как общественно-политический феномен конца XX века: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Москва. 2000. 168 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Алексеев, Денис Валерьевич

ВВЕДЕНИЕ

Глава I

Православие перед вызовом европейских реальностей в конце XX столетия

§ 1. Проблемы глобализма и кризис духовности в европейском сообществе

§2. Наследие византизма в контексте идеи нового православного союза

§3. Проблемы единства поместных православных церквей и состояние государственно-церковных отнощений в странах-участницах Европейской межпарламентской ассамблеи православия (ЕМАП)

Глава II

Европейская межпарламентская ассамблея православия как новый фактор укрепления православного сообщества и развития общеевропейского диалога

§ 1. ЕМАП: предпосылки и история создания

§2. Особенности межправославного диалога как фактора стабильности в европейском сообществе

§3. ЕМАП на пороге реформ: опыт и проблемы защиты религиозных прав и свобод

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Европейская межпарламентская ассамблея православия как общественно-политический феномен конца XX века»

Изучение роли православного фактора в жизни сообщества стран восточнохристианской духовной традиции является сегодня одной из самых актуальных и научно привлекательных тем для многих учёных, историков, социологов, философов, исследующих проблемы современного мира. Важно подчеркнуть, что эта тема является сегодня актуальной и для православных богословов и церковных историков разных стран, изучающих историю и динамику государственно-церковных отношений на всём поствизантийском духовном пространстве.

В начале девяностых годов XX века изучению этой проблемы уделяли много внимания и российские ученые, общественные деятели, публицисты, политики. В России, как и во многих црутик восточнохристианских странах, в этот период резко возросла роль и значение православной церкви. Именно вокруг Русской православной церкви (РПЦ) стали объединяться многие общественные движения патриотической направленности, представлявшие в конце девяностых годов уже значителыгую силу в политической жизни Российской Федерации, имевшие довольно серьёзные электоральные базы поддержки. При этом политики этого спектра всё чаще выдвигали идею православной консолидации как формулы спасительного пути стран и народов восточнохристианской традиции.

На Епархиальном собрании города Москвы, прошедшем в декабре 1998 года, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своём выступлении, отмечая остроту и глубину кризисного состояния всего православного сообщества, также призвал общественных и политических деятелей искать форму нового восточнохристианского союзаЛ. Заявление участников Собора //Вечерняя Москва. —М.,1998. 20.03.

Ещё ранее, на Архиерейских соборах Русской православной церкви в 1994 и 1997 годах, многими иерархами отмечалась необходимость активизации сотрудничества поместных православных церквей не только в области канонической деятельности, но и в поддержке процессов укрепления политического сотрудничества стран и народов восточнохристианского духовного пространства. Звучали призывы глубже изучать миротворческий опыт и историческую роль православия в деле поддержания политической стабильности и культурного многообразия в этом регионе Европы I

Процесс духовной самоидентификации православных народов в последний период XX века особенно заметен не только в тех странах, где поместные православные церкви подвергались со стороны официальных властей меньшим гонениям и могли достаточно свободно использовать свои возможности, заниматься просветительской деятельностью, как, например, в Болгарии, Югославии, Румынии, но и в России, Молдавии, на Украине, где отношение власти к религии, скажем, в 80-е годы было более жестким.

Обращаясь к истории православных церквей, можно заметить, что подобные процессы не являются новацией последних десятилетий. А сама идея восточнохристианского союза на протяжении веков звала к единству не только славянские народы и государства, но и помогла, например, Греции и Кипру во времена турецкой оккупации сохранить свою культуру и православную идентичность. В XX веке в странах Восточной Европы влияние и роль поместных православных церквей в обществе, несмотря на преследования со стороны государственных органов, не ослабевали, как того ни добивались власти.

Межцерковное сотрудничество и каноническое общение поместных православных церквей также не приостанавливалось. Более того, в сфере экуменического диалога проявилась новая сторона. Ещё в 1920 году пред

Официальная хроника. Документы Архиерейского Собора 1994 года. Специальный выпуск. — М.1995. ставители православных церквей собрались в Женеве на организационную конференцию движения «Вера и Церковное устройство». В тот же период Константинопольская патриархия, без участия Русской православной церкви, инициировала созыв Всемирного совета церквей. С тех пор, когда РГЩ в силу внутриполитических событий оказалась вне процесса дальнейшего христианского экуменического сотрудничества, на передний план выходит Константинопольская церковь, взяв на себя роль выразителя интересов всего мирового православия \

Термином «православные страны» в данной диссертационной работе обозначаются государства, на территории которых действует каноническая поместная или автономная православная церковь и, где православная традиция и культура являются значительным фактором общественного развития.

На современном этапе, когда очевидны серьёзные политические перемены в государствах бывшего социалистического блока и СССР, произошедшие вследствие сближевпая позиций власти, ведущих общественных организаций с деятельностью поместных православных церквей, на передний план выходят новые формы межгосударственного сотрудничества, основывающиеся на духовных и культурных традициях православия. Ко всему прочему, некоторыми аналитиками на Западе всерьёз рассматривается перспектива создания так называемого «Восточного союза», который видится не столько Б качестве альтернативы Европейскому Сообществу, сколько в виде формирующейся идеи поствизантийской интеграции в качестве антитезы западным либеральным ценностям. Так К.Зондерберг, помощник по внешнеполитическим вопросам Президента США У.Клинтона, в своей статье, опубликованной в феврале 1998 года в журнале «Зкоге»,

Л Митрополит Филарет Доклад на Архиерейском Соборе РПЦ1994 года II Официальная хроника. Специальный выпуск. — М. 1995. прямо говорит о «стремительно усиливающейся роли православных церки т-\ u 1—1 и вей в жизни государств Восточной Европы, православной традиции, опоре на семейные ценности и государственное начагю в политике и экономике, что вырабатывает стойкий иммунитет на пропаганду западноевропейского образа жизни, принижает значение отдельной человеческой личности» \ Известно, что Государственный департамент США выделяет миллионы долларов ежегодно на то, чтобы привлечь население стран Восточной Европы к достижениям западной демократии и ослабить попытки духовного объединения восточнохристианских народов на традиционных православных основах Л А тем самым, в определенной мере и подорвать авторитет церкви и разобщить политически эти народы, как это, скажем, происходило в конце 1998 года, во время принятия Венгрии, Польши и Чехии в Североатлантический военный альянс (НАТО), с последующим вовлечением этих стран в военную агрессию против Югославии.

В 1997 году мощное давление со стороны США и стран Европейского союза оказывалось на руководство России, с целью недопущения вступления в действие нового закона «О свободе совести и религиозных объединениях», который, по мнению многих западных экспертов, не обеспечивал равных прав всех религиозных деноминаций, а был направлен в пользу u u 1 и т-\ и традиционных российских религий и конфессий. В этой ситуации решающими аргументами оказались не только твёрдая позиция Русской православной церкви, но и государственных деятелей, депутатов Государственной Думы РФ. Важно отметить, что этот закон в Государственной Думе представлял и отстаивал депутат В.Зоркальцев, который являлся Президентом Европейской межпарламентской ассамблеи православия (ЕМАП). И влияние ЕМАП на процесс выработки и принятия этого закона была весьма K.Sonderberg. Easterly politics II Skore.—Washington. №4 1998. ЛИнтерфакс. Информационный бюллетень. —М., 1999. 20.11. С.9. существенным, что будет показано в данной работе. ЕМАП содействовала принятию подобных важнейших решений и в дрзтих странах, осуществляя поддержку поместным православным церквам в сложных отношениях со светскими властями, как это было в Эстонии или на Украине

Как отмечалось, в новейшей исторической практике уже имелся опыт межправославного сотрудничества. В 20—40-х годах XX столетия велась активная работа по созданию и развитию Всемирного совета церквей (ВСЦ), а также Всеправославных совещаний. Участие духовенства и верующих из стран советского блока в этих встречах во времена политического соперничества Восточной и Западной систем представлялось важным показателем открытости общества на Востоке, ответом на претензии Запада по поводу преследования там церкви и верующих. Однако со временем, начиная с 1961 года, когда на разных уровнях решался вопрос о целесообразности участия поместных православных церквей в экуменическом движении, процесс расширения ВСЦ привёл к тому, что у этой организации появились трудности в осуществлении своей главной миссии — быть центром в деле восстановления единства всех христиан мира, «основанного на канонах единой Святой Соборной и Апостольской Церкви» Появилась опасность превращения ВСЦ в подобную Организации Объединенных Наций международную религиозную организацию, где в качестве приоритетов выдвигались вопросы социальной справедливости, идеалы общечеловеческого единства, построение нового, обновлённого социума на основе универсальной морали и законности, что однако не было полностью поддержано представителями православных церквей. Всё это вместе с активным прозелитизмом со стороны западных, главным образом, протес

Л Подробнее см. Международная конференция православных политиков в Тбилиси II «Встреча».— Сергиев Посад, 1997. № 1. Митрополит Филарет Доклад на Архиерейском соборе РПЦ1994 года II Официальная хроника. Специальный выпуск.— М. 1995. тантских, религиозных миссионеров в странах православной традиции осложнило участие православных церквей в экуменическом диалоге, а где-то даже перечеркнуло его, как например, в Грузии или Болгарии в конце 90-х годов XX века.

В результате среди общественности восточнохристианских стран появилась острая необходимость не только в активизации межцерковного общения, но и в усилении политических мер в деле защиты своих духовных ценностей. Необходимо также признать, что опыт такого сотрудничества к началу 90-х годов был невелик. Все попытки создания международных политических и общественных организаций, имеющих задачу отстаивания духовно-нравственных и социальных ценностей православия, его традиций и культуры, как правило, завершались декларативными решениями, а сами эти организации так и не смогли надолго задержаться в истории. И поэтому решения межцерковных совещаний, съездов, конференций без серьезной поддержки со стороны государственно-властных структур не могли иметь достаточный запас прочности. Поместные православные церкви нуждались в таком международном органе, который бы не только аккумулировал их предложения, но, опираясь на согласованные действия государств восточнохристианской традиции, мог бы на законодательном уровне своих стран координировать работу по защите интересов православия и, возможно, стать выразителем этих интересов в мире.

Толчком к такого рода инициативам в начале 90-х годов стал глубокий кризис в духовной сфере стран и народов Восточной Европы. Системный обвал основ государственности особенно остро проявился в наименее экономически развитых государствах региона, которые фактически отказались от многих прежних социальных программ, надеясь на помощь Запада и внедряя заимствованные у них стандарты потребительского общества. Через некоторое время, не добившись здесь успеха и поняв угрозу потери своей идентичности, внутри обществ таких государств, как Белоруссия, Греция, Румыния, Болгария, Грузия, Молдова, Россия, Югославия и других, начался процесс пересмотра путей национального развития, наметились перспективы духовного возрождения, которого добивались поместные православные церкви и национально-ориентированные политические силы.

Заметным итогом на этом пути, по всей видимости, можно считать некоторые документы, принятые на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви, прошедшем в середине августа 2000 года в Москве. К их числу несомненно надо отнести новый устав РПЦ, ставший программой качественного преобразования и совершенствования церковной жизни, учитывая процессы государственно-политической дезинтеграции бывших советских республик. Другим важным документом этого собора стала социальная концепция церкви, которая определяет позицию РПЦ по различным направлениям в её отношениях с обществом. В этой концепции впервые в истории православия даны стратегические подходы к таким проблемам как церковь и нация, христианская этика и светское право, здоровье личности и народа, церковь и проблемы экологии, светская наука, культура и образование. Таким образом, основы социальной концепции РПЦ призваны служить руководством для синодальных учреждений, епархий, монастырей, приходов и других канонических церковных учреждений в их взаимодействии с государственной властью, различными общественными, светскими объединениями и организациями «на пути к духовному возрождению государства и моральному оздоровлению нации»Л

Известно, что ещё в четвертом веке новой эры кризис христианства, связанный с распространением арианского учения, привёл к созыву первого Вселенского собора. А первый системный кризис и, последовавший за л Подробнее документы Собора см., на w.w.w. Russian Orthodox Church/Sobor2000.ra, или в специальном вьшуске газеты «Православная Москва». Сентябрь, 2000 г. ним, вслед за VII Вселенским собором (последним в истории православия) христианский раскол на почве иконоборчества, с которым столкнулась Византийская империя в восьмом веке, привёл, как это не парадоксально, к внутреннему сплочению населения империи вокруг православных духовных ценностей, что в определенном смысле перекликается с современной ситуацией. Вот почему без исследования опыта, значимого для всех стран этого европейского региона, сложно понять стремления и традиции государств поствизантийского пространства как в настоящее время, так и в будущем.

Основную роль в появлении и развитии идеи образования православного политического межгосударственного объединения сыграла соответствующая инициатива парламента Греции в самом начале 90-х годов. На конференцию «Православие и новые европейские реальности», организованной греческой стороной летом 1993 года в городе Халкидики на севере Греции, депутаты национальных парламентов 14 европейских государств прибыли для обсуждения самых насущных проблем православных народов. По результатам этой встречи, в которой приняли участие и представители международных и европейских организаций и структур, была достигнута договорённость о необходимости скорейшего создания Европейской межпарламентской комиссии православия (ЕМКИ). Название «комиссия» было избрано не случайно и предполагало учреждение межпарламентской организации в контексте деятельности Европейского Союза. В Халкидики были выработаны и опубликованы цели ЕМКИ, среди которых главными признавались: «выявить роль православия в рамках Европейского союза как значительного и необходимого культурного выражения в формировании новой европейской реальности, поддерживать роль православной культуры как объединяющей силы в Восточной Европе и служить мостом для Европы в её отношениях с другими культурами и усиливать активное участие православия в поиске решений критических проблем современного общества». Одним из самых важных итогов этой встречи стала договорённость её участников «координировать свою законотворческую деятельность и добиваться принятия законов, отвечающих интересам православия в обществе, в котором оно стало культуро-этнообразующим фактором» На Первой учредительной конференции в 1994 году в Афинах ЕМКИ была преобразована в Европейск5ТО межпарламентскую ассамблею православия (ЕМАП).

За период деятельности ЕМАП с 1993 по 2000 годы были проведены восемь ежегодных конференций: в Ормилии, Афинах, Москве, Софии, Салониках, Варшаве, Санкт-Петербурге и Иерусалиме, которые стали заметным событием в жизни православного сообщества этих стран. В работе конференций принимали участие главы и иерархи поместных православных церквей, руководители высших государственных институтов власти. За короткий период ЕМАП добилась признания в таких авторитетных международных организациях как ООН, ПАСЕ, ПА ОБСЕ и других. Заметно укрепилось её влияние в национаньных парламентах стран-участниц движения, в которое на сегодняшний день входит более двадцати государств не только Европы, но и других регионов мира.

Проведение в 1998 году конференции ЕМАП в Варшаве по приглашению Сейма Польши, в стране с преобладающим католическим населением, не только повысило интерес к ЕМАП со стороны многих европейских и мировых структур, но и стано важным моментом в отношении Ватикана к православию в целом. Во многом после этого несколько изменилась «восточная политика» святого престола, а папа Римский Иоанн Павел «Orthodoxy and the New European reality» / Minutes. — Athens, 1994. P. 306—308.

II активизировал свои контакты с предстоятелями поместных православных церквей и осуществил визиты в Румынию и Грузию

Отдельный интерес вызывает и деятельность Международного Фонда единства православных народов (МФЕПН), Попечительский Совет которого возглавляет Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В настоящей диссертации показаны некоторые направления деятельности Фонда в контексте развития ЕМАП, анализируются причины, благодаря которым Фонд сумел стать важным элементом этого движения, проводником интереса Русской православной церкви в ЕМАП. При этом важно отметить, что конференция на тему; «Христоцентричность как основа мироустройства и спасительный путь в третье тысячелетие», проведённая Фондом в контексте развития ЕМАП в феврале 2000 года в югославском городе Нови Сад, стала первым международным мероприятием, проведённым в Союзной Республике Югославии со времени введения международных санкций против этой страны в феврале 1999 года, и во многом способствовала смягчению международной изоляции, заслужив самую высокую оценку со стороны разных политических сил Югославии и синода Сербской православной церкви

Высокой оценки деятельность ЕМАП удостоилась от многих глав поместных православных церквей. Фактом особого признания ЕМАП стало то, что Иерусалимская патриархия пригласила провести конференцию движения православных депутатов в юбилейный год 2000-летия Рождества Христова в Иерусалиме 'I

Положительный миротворческий опыт, накопленный ЕМАП, отмечали Президенты России, Греции, Белоруссии, Польши, Молдавии, Грузии,

Греция против визита папы Римского II Радонеж. — М., 1999, № 4.

Православные политики прорывают блокаду Югославии 11К единству!. — М., 2000, № 3—4.

Православные парламентарии пока доверяют Западу II НГ-религии. — М., 2000, № 14. а также руководители национальных парламентов этих и других государств, входящих в ЕМАП, главы поместных православных церквей.

Таким образом, на примере исследования Европейской Межпарламентской Ассамблеи Православия можно рассмотреть многие проблемы государственно-церковных отношений в восточноевропейских государствах в девяностых годах XX века, эволюцию их внутренне — и внешнеполитических императивов и выявить тенденции в религиозной и общественно-политической жизни народов этих государств восточнохристианской традиции, в богословской практике, что составляет предмет исследования представленной диссертации.

В связи с этим целью настоящей работы является анализ не только истории и деятельности ЕМАП, но и изучение развития идей межправославного поствизантийского союза, а также причин, тормозящих этот процесс.

По своей структуре работа состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа, заключения и библиографии.

Главной исследовательской задачей является раскрытие на примере деятельности ЕМАП новых фактов межгосударственного и межцерковного сотрудничества и новых тенденций в общественно-религиозной и политической жизни стран и народов восточнохристианского ареала. В этих целях также анализируются действующие законодательства этих государств, регулирующих общественно-религиозные и межрелигиозные отношения. Большое внимание уделяется и очевидному влиянию ЕМАП на разработку и принятие в том числе и российского закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», вступившего в силу в 1997 году.

Поскольку одной из основных причин активизации деятельности политических и общественных фигур православного самосознания стало кризисное состояние во всех сферах жизни восточнохристианских стран и народов, причём не только в областях экономики и политики, но и в духовной сфере, то в диссертации осуществлена попытка дать необходимый фи-лософско-религиоведческий анализ понятия современного системного кризиса. Показываются исторические примеры и приводятся аналогии подобных ситуаций в прошлом, анализируются характерные шаги, предпринимавшиеся для противодействия им, в том числе подробно рассматриваются и культурно-религиозные традиции народов этого европейского региона со времен Византийской империи. Такое ретроспективное исследование не только обосновывает закономерность возникновения ЕМАП в конце XX века, но даёт возможность проспективной экстраполяции возможных моделей развития этого или аналогичных движений будущего, позволяет более точно характеризовать причины жизнедеятельности и влиятельности ЕМАП в рамках мирового православия.

Важность и актуальность данной работы несомненна. Она определяется следующими моментами:

Во-первых, через призму деятельности ЕМАП детальнее объясняются причины и базисные понятия системного кризиса в конце XX века, поразившего в том числе и религиозное сознание общества. Даётся теоретическое обоснование правомерности подобного подхода к изучению элементов глобального кризиса и механизмов его преодоления.

Во-вторых, показаны характерные примеры из истории самого мощного политического, общественно-религиозного и культурного организма Востока Европы — Византийской империи. Это обосновывает тезис, что глобальный системный кризис по определению не может развиваться вне имперского государственного типа, так как малые государственные объединения, столкнувшись с ним, часто оказывались не в состоянии спасти себя от полного уничтожения, как это было в истории с континентальными кельтами. Македонским царством или государством сельджуков. Более того, являясь культурными и духовными наследниками Византии, православные народы Европы во многом и сегодня повторяют её шаги и ошибки в решении насущных задач. Поэтому важность более глубокого изучения духовных и политических традиций народов этого региона необходима не только для определения современных возможных вариантов развития, но и и т-ч и для анализа новых тенденций. В этой связи такая аналогия не только уместна, но и целесообразна.

В-третьих, чтобы разобраться во всех тонкостях современных отношений внутри ЕМАП, важно рассмотреть и историю поместных православных церквей. Она объясняет многие причины как церковно-государственных союзов, так и разногласий. Поэтому рассмотрение истории Русской, Константинопольской, Элладской православных церквей является одной из важных теоретических частей настоящей диссертации.

В-четвёртых, настоящая работа позволяет детально проанализировать факторы успешного функционирования организаций типа ЕМАП, что даёт возможность формирования методологии изучения подобных структур в будущем. Каковы фазы активности поместных православных церквей, сколь велика роль политического фактора в этом процессе? Почему именно Греция и Россия проявили себя в роли лидеров этого процесса? Без ответа на эти вопросы нельзя сколько-нибудь точно прогнозировать многие процессы в общественно-политической и религиозной жизни народов этого важного региона Европы и мира в целом.

В-пятых, нужно пристальнее изучать накопленный ЕМАП опыт для привлечения широкого внимания не только к проблемам православия, но и к другим религиям народов мира. Это предмет перспективных религиоведческих поисков и философских обобщений.

Диссертация является первой попыткой философско-религиоведческого обобщения исторических примеров и фактов из современной ситуации в этом регионе Европы применительно как к деятельности поместных православных церквей, так и государственных институтов власти. Достоинстро настоящего исследования состоит ещё и в том, что в нём вводятся в научный оборот не только опубликованные в специальных изданиях материалы, но и даётся динамика развития отношений внутри ЕМАП на основе личных выводов автора, принявшего участие в качестве наблюдателя в нескольких конференциях. Публикации по этой теме автора диссертации в российских средствах массовой информации являются важным информационным источником. Тем более, что принимая участие в конференциях, общаясь с участниками движения, он является обладателем уникальных материалов и эксклюзивным исследователем ЕМАП.

Таким образом, поскольку деятельность ЕМАП в значительной степени остаётся малоизученной в научной среде, в данной работе поставлены задачи. показать на основе философско-религиоведческого анализа исторические условия развития межправославного сотрудничества и закономерность возникновения Европейской межпарламентской ассамблеи православия; раскрыть основные элементы деятельности ЕМАП, её достижения и ошибки на пути к закреплению православного единства; провести философско-религиоведческий анализ работы и результатов ЕМАП в контексте этого движения в целом; на основе исследованного материала сделать конкретные научные выводы и предложения по заявленной теме диссертации.

Степень разработанности проблем современного понимания новых форм восточнохристианского союза и анализа деятельности Европейской межпарламентской ассамблеи православия в отечественном религиоведении практически очень мала. Трудности для исследователей представляются в неоднозначности классификации данной проблемы, исходя из критериев какой-либо одной конкретной общественной науки.

Первые попытки дать глубокий анализ деятельности ЕМАП при изучении современного православия предпринимались такими историками, социологами, философами и богословами, как Н.Павлов, И.Котляров, А.Пападерос, В.Полосин, Н.Нарочницкая, В.Алексеев, Х.Яннарас, архиепископ Грузинской православной церкви Абрахам, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, митрополит Визенский (Болгарская церковь) Дометиан и другими. Но в их работах деятельность ЕМАП не исследовалась самостоятельно, а лишь применительно к общей ситуации внутри церквей в таких странах, как Греция, Россия, Болгария, Югославия, Кипр.

Аспекты государственно-церковных отношений в странах поствизантийской духовной традиции с анализом духовного кризиса Византийской империи были представлены также в кандидатской диссертации А.Безлепкина «Взаимовлияние религиозных представлений о церкви и государстве: восточнохристианская традиция и современное русское православие», которая была защищена им на кафедре философии религии и религиоведения МГУ им. М.В.Ломоносова в 1998 году.

Определённую сложность представляет достаточно скупая информация о деятельности Секретариата ЕМАП, ибо если работа конференций подробно освещена в изданных стенограммах их заседаний, то кулуарная, рабочая сторона деятельности, нередко являвшаяся причинной основой принятия многих важных решений, происходящих на сессиях Секретариата ассамблеи, остается вне широкого доступа исследователей. Поэтому научной ценностью данной работы является новая информация о многогранной деятельности Секретариата ЕМАП, полученной автором диссертации непосредственно от членов этого органа, а также и на основе собственных наблюдений.

Постоянное информационное освещение этой проблематики осуществляет Международный Фонд единства православных народов, публикующий стенографические материалы конференций ЕМАП и представляющий возможность высказаться участникам ЕМАП, депутатам национальных парламентов в своих изданиях «Россия молодая» и «К единству!». Постоянно обновляется и интернет-страница ЕМАП, находящаяся по адресу: w.w.w. E.I.A.O. com.

Научную новизну исследования определяет то, что в нём дан: целостный анализ эволюции диалога между поместными православными церквями в контексте осмысления самых актуальных проблем, стоящих перед мировым сообществом в конце XX века. выявлены и исследованы процессы приведшие к возникновению ЕМАП. Подробно изучена и критически осмыслена деятельность этой самой авторитетной на сегодняшний день международной политической организации православной направленности. проанализированы проблемы единства поместных православных церквей и состояние государственно-церковных отношений в странах — участницах ЕМАП. в свете исследования деятельности ЕМАП были выявлены существенно новые причины таких значительных событий, как разработка и принятие Закона Российской Федерации «о свободе совести и о религиозных объединениях» от 1997 года и изменение характера «восточной политики» Ватикана. в научный оборот введены ранее неизвестные документы и материалы. Кроме того достоинством данной работы является то, что, используя сравнительно-исторический, философско-религиоведческий анализ и метод экстраполяции, работа выполнена на стыке религиоведения, политологии, истории и социологии.

Постоянное информационное освещение этой проблематики осуществляет Международный Фонд единства православных народов, публикующий стенографические материалы конференций ЕМАП и представляющий возможность высказаться участникам ЕМАП, депутатам национальных парламентов в своих изданиях «Россия молодая» и «К единству!». Постоянно обновляется и интернет-страница ЕМАП, находящаяся по адресу: w.w.w. E.I.A.O. com.

Научную новизну исследования определяет то, что в нём дан: целостный анализ эволюции диалога между поместными православными церквями в контексте осмысления самых актуальных проблем, стоящих перед мировым сообществом в конце XX века. выявлены и исследованы процессы приведшие к возникновению ЕМАП. Подробно изучена и критически осмыслена деятельность этой самой авторитетной на сегодняшний день международной политической организации православной направленности. проанализированы проблемы единства поместных православных церквей и состояние государственно-церковных отношений в странах — участницах ЕМАП. в свете исследования деятельности ЕМАП были выявлены существенно новые причины таких значительных событий, как разработка и принятие Закона Российской Федерации «о свободе совести и о религиозных объединениях» от 1997 года и изменение характера «восточной политики» Ватикана. в научный оборот введены ранее неизвестные документы и материалы. Кроме того достоинством данной работы является то, что, используя сравнительно-исторический, философско-религиоведческий анализ и метод экстраполяции, работа выполнена на стыке религиоведения, политологии, истории и социологии.

Так как это одна из немногих диссертаций, исследующих проблемы современного мирового православия в контексте государственно-церковных отношений и деятельности новых общественно-религиозных организаций, то она может быть ориентиром и методологической основой для последующих подобных работ.

Методологической основой данной работы являются труды и исследования российских и европейских историков Византийской империи и поместных православных церквей, учёных в области прогнозирования глобальных процессов, современных российских и зарубежных философов, религиоведов, социологов и богословов.

Основной источниковой базой явились документы и материалы конференций ЕМАП и МФЕПН, заседаний Секретариата ЕМАП, публикации лидеров и участников движения, православных иерархов, историков и журналистов, текущие архивы Секретариата ЕМАП, МФЕПН, Государственной Думы РФ, Отдела внешних церковных сношений Московской патриархии, справочники и ежегодные бюллетени ЕМАП на английском и греческом языках, тематические и специальные страницы в интернете, журнальные, газетные публикации и наблюдения автора.

Основные положения настоящей диссертации автором опубликованы в российских журналах «Россия Молодая», «Встреча», «К единству!», «Российская Федерация сегодня», «Православная беседа», в газетах «Ш"'-религии», «Православная Москва», «Парламентская газета» и ряде других.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Алексеев, Денис Валерьевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей диссертационной работе предпринята попытка исследовать историю и мотивацию создания, а также характер деятельности современного общественно-политического православного союза с анализом наметившихся в этом контексте тенденций в социаггьной, религиозной и политической жизни стран и народов восточнохристианского ареала.

В этих целях была обстоятельно рассмотрена деятельность Европейской межпарламентской ассамблеи православия, объединяющей парламентские делегации православных депутатов из более чем двадцати государств Европы и других регионов мира, находящихся в тесном контакте со священноначалием поместных православных церквей.

Используя сравнительно-исторический метод и философско-религиоведческий анализ, была выявлена существенная связь самой идеи православного союза с характерными момекггами из истории Византийской империи, которая, по мнению ряда современных специалистов, позволяет говорить об актуальности поствизантийского или восточнохристианского наследия в современных условиях.

Индуктивное обобщение, составленное на примере наблюдений известных российских и зарубежных социологов, политологов, философов, религиоведов и богословов относительно пагубности для христианского вероучения и морали всестороннего принятия доктрины глобализма, сфори Г> о мулированной на Западе, предложенное в первой главе диссертации, в дальнейшем было скорректировано и проверено на примере деятельности ЕМАП и некоторых других международных православных и христианских организаций. Представленная гипотеза, используя в том числе и ретроспективный анализ, на наш взгляд, подтвердила некоторые основания о двойственном характере подобного межгосударственного союза, созданного на основе признания религиозных ценностей в качестве наивысших в человеческой цивилизации. Эта новая конструкция наиболее ярко проявляется в традиционном для поствизантийского пространства лидерстве двух центров — России и Греции, стран с наиболее полным историческим опытом в деле отстаивания интересов церкви и православного мира в целом.

Другой стороной исследования является внутриполитическая обстановка, сложившаяся в странах данного региона Европы, применительно к государственно-церковным отношениям. Путём сравнительного анализа законодательств и практической деятельности государственных органов стран-участниц ЕМАП было выявлено, что наиболее сложная и противоречивая ситуация в отношениях власти с каноническими церквами сложилась в Молдавии, Эстонии, Греции, Украине. Ситуацию в этих странах усугубили также вмешательство в эти конфликты Константинопольского (Вселенского) патриархата и европейских политических структур. Приводя многие примеры, автором констатируется, что благодаря участию ЕМАП, сумевшей обеспечить себе доверие со стороны поместньгх церквей, в деле рази и т-ч решения этих противоречий наметился положительный сдвиг. В то время как некоторые поместные православные церкви, в частности Грузинская и Болгарская, заявили о своём выходе из Всемирного совета церквей, когда многими православными иерархами стала подвергаться сомнению дееспособность данной организации в деле обеспечения продуктивного диалога христианских деноминаций, значение ЕМАП как организации политической только укреплялось. Об этом свидетельствуют последовательный рост числа её членов и наблюдателей не только из парламентов европейских стран, но и Иордании, Палестинской Автономии, Сирии, Ливана, Канады, Австралии, православная часть населения которых находится в юрисдикции Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской церквей, ранее не проявлявших интереса к ЕМАП. Таким образом, ЕМАП смогла завоевать доверие политических и духовных властей этих стран, православное население которых играет не последнюю роль в процессе установления политической стабильности во всём ближневосточном регионе. И проведение юбилейной конференции ЕМАП 2000 года в Иерусалиме по приглашению Иерусалимской патриархии не только подтвердило возросший авторитет ЕМАП, но и продемонстрировал её выход на более широкий международный уровень.

Необходимо также отметить, что вслед за активизацией деятельности ЕМАП Ватиканом было инициировано создание Всемирной ассамблеи парламентариев, как бы прообраза мирового парламента, учредительная конференция которой состоялась в ноябре 2000 года в Риме. Важным аспектом этого события, собравшего депутатов из почти 80 стран мира, стало участие в работе конференции папы Римского Иоанна Павла II и значительного числа католических епископов. Не исключено, что форум в Ватикане стал попыткой Святого престола дать своеобразный асимметричный ответ ЕМАП, деятельность которой Ватикан активно отслеживал, начиная с 1995 года, после встречи руководства православного депутатского движения с главой одела межцерковного сотрудничества кардиналом Андже-лини. За этот период Ватикан, по крайней мере, дважды — в 1998 и 2000 годах, во время конференций ЕМАП в Варшаве и Иерусалиме, пытался оказать влияние на ход событий. И вот теперь, кажется. Святой престол сумел инициировать работу подконтрольного себе межпарламентского форума и с трибуны Всемирной ассамблеи парламентариев заявить об исключительной роли католичества в деле решения актуальных глобальных вывозов человечеству.

Следует учесть то обстоятельство, что ЕМАП появилась именно в то время, когда многие социологи, футурологи и политологи констатировали начало глобального системного кризиса, когда впервые была ясно обозначена угроза планетарного кризиса, охватывающего не только все сферы жизни человеческого сообщества, все страны, все общественные системы, но и природную среду обитания человека, саму человеческую личность, религиозное сознание людей.

Глобальный кризис имеет множество проявлений, содержит и экономические, и политические, и социально-психологические аспекты. Это и резкое ограничение доступа к природным ресурсам, загрязнение окружающей среды, физическое ослабление человека, даже проявление сложных мутаций в его природе, нарастающая неустойчивость как массовой, так и личностной психологической атмосферы под влиянием перенасыщенности информационного поля, кризис духовности, наступление антикультуры и псевдокультуры, криминализация общественных отношений, рост аморальности и жестокости.

Исторический опыт свидетельствует, что больше всего от кризисов такого рода страдают периферийные сегменты социума. Например, известно, что в период агонии империи Александра Македонского её старый центр — Греция — сумела обеспечить Риму роль преемника культурных и религиозных традиций, в то время как многие другие периферийные анклавы эллинистической культуры были поглощены народами, на порядок отставшими в своём развитии. После крушения Римской империи периферия снова оказалась отброшенной на века назад. И, наконец, от распада в XX веке социалистического восточного блока больше всего пострадали именно наиболее отдалённые от центра этого блока государства, в ряде которых до сих пор происходят разрушительные гражданские конфликты.

Страны-участницы геополитической зоны ЕМАП также являются, в определённом смысле, периферийными по отношению к центрам европейской и азиатской цивилизации. Для них могут оказаться особо губительными последствия кризисных явлений, системно проявляюцщхся в наиболее развитых государствах Запада. Уже сейчас в большинстве стран-участниц ЕМАП нарастают социальные и национальные противоречия, экономические трудности, усугубляемые вмешательством Запада, как это происходит, например, в Югославии или Албании.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что православие в рассматриваемый период не являлось фактором дестабилизации политической ситуации в том или ином регионе. Православие выступало как созидательная, уходяш;ая корнями в глубины народной жизни религиозная доктрина, ориентирующая людей на поиск совместных позитивных действий, взаимовыручку, верность однажды избранному пути и общественному долгу. Православие чуждалось конфронтационности и поддерживало свободу гармоничного развития человеческого сообщества и каждого индивида в их стремлении к спасению в русле христианской доктрины.

В сохранении и защите православных традиций в конце XX века особую роль сыграла Европейская межпарламентская ассамблея православия, ставшая, пожалуй, одной из немногих европейских политических организацией, которая принципиально не обсуждала вопросы, связанные с использованием вооружённой силы в международных делах.

В настоящей диссертации были проанализированы непростые вопросы: каким образом, за счёт каких ресурсов, в отличие от ряда других близких по характеру деятельности международных общественно-политических и религиозных организаций, ЕМАП удалось не только сохраниться на протяжении довольно длительного времени, но и существенно нарастить число своих членов, а также почему именно России было суждено стать одним из главных центров этого движения православных политиков?

Отвечая на эти и другие вопросы, автор, критически оценивая деятельность ЕМАП, тем не менее вынужден признать, что ЕМАП, переживая эволюцию своих целей и методов деятельности, удалось закрепить за собой роль ключевого игрока в процессе диалога стран православного духовного ареана и консолидировано представлять их интересы во всём мире, в том числе и во взаимоотношениях между светскими и духовными властями внутри православных государств.

На примере деятельности ЕМАП автором были исследованы и про-ананизированы причины разочарований политических элит и религиозной иерархии в отношении идеи «единой Европы», нарастания недоверия со стороны стран западного сообш;ества по отношению к восточноевропейским государствам, главным образом, традиционно православным. В этой связи новым, отличным от византийской традиции, стало проявление внутренней раздвоенности политического сознания населения абсолютного большинства стран восточнохристианской духовной традиции, выразившейся в желании политических элит искать новую форму общеправославного политического союза, главными выразителями которого выступают поместные православные церкви. В диссертации прослеживается и фактор нерешительности действий властей этих государств, экономически зависимых от Запада, в вопросе переориентирования своих внешнеполитических императивов. Исследуя данную проблему, настоящая диссертация показывает процесс превращения ЕМАП из организации, лишь декларирующий свои принципы и задачи, в реально действуюп]ую объединительную силу, представляющую интересы православного сообщества Восточной Европы, добившейся признания на международной арене как эффективной миротворческой организации, выступающей умелым посредником в сложных межхристианских конфликтах в Болгарии, Молдове, Эстонии, Греции, Грузии, Югославии, Кипре.

Идеологической основой ЕМАП некоторые эксперты называют «ви-зантизм» как самую ясную ориентацию, отличную от западничества и панславизма, как мост Востока и Запада Европы. Однако эти специалисты рассматривают византизм в его религиозном, культурном и географическом наследии не как модель реанимации некой новой «Восточной империи», а как её духовно-идейное продолжение. Многие, как известно, видят таким духовным и географическим наследником Византии Россию, которая не только в своё время защищала, в том числе и военными силами, православные земли, находившиеся под угрозой завоевания мусульманами и католиками, но и современную крупнейшую в мире страну с большинством православного населения, являюпдуюся одной из основ сложившейся системы международных отношений.

Обращаясь к основному тексту диссертации, можно сделать вывод, что православные народы в начале девяностых годов XX века получили как объективные, так и субъективные предпосылки к реальному религиозному, политическому и культурному сближению. Однако сложный процесс становления молодых независимых государств, политика по отношению к ним мощных мировых сил отнюдь не всегда способствовали их активному участию в европейском межправославном движении.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Алексеев, Денис Валерьевич, 2000 год

1. Алексий II Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. Слова, речи, послания, обращения 1990—1998. — М.: Издательство Московской патриархии, 1999. — 912 с.

2. Алексеев В.А. Агония зла. Конец «мирового проекта». — М.: Россия молодая, 1995. — 128 с.

3. Арнотт Дж. Европа против Византии. — Томск: Водолей, 1997. —512 с.

4. Архиерейский собор Русской православной церкви 1994 года. Документы и доклады. — М.: Издательство Московской патриархии, 1995. — 208 с.

5. Бессонов Н.М. Православие в наши дни. — М.: Политиздат, 1990. —304 с.

6. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. — М.: Международные отношения, 1998. — 256 с.

7. Бранд В. Организованное безумие. — М.: Прогресс, 1980. — 246 с. Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. — Репринтное издание 1909 г. — М.: Новости (АПН), 1990. — 216 с.

8. Гарднер Л. Чаша Грааля и потомки Иисуса Христа. — М.: Вече, 2000. —496 с.

9. Гиббон Э. Упадок и падение Римской империи. В 4 т. — М.: Мысль, 1997. —620, 1.с.

10. Документы и материалы Междзпнародных конференций в Софии (1996г.) и Тбилиси (1997г.). — М.: Россия молодая, 1997. — 208 с.

11. Документы и материалы Международных конференций в Салониках (1997г.) и Кишиневе (1998г.). —М.: Россия молодая, 1998. — 240 с.

12. Документы и материалы Международных конференций в Варшаве (1998г.) и Одессе (1999г.). — М.: Россия молодая, 1999. — 312 с.

13. Документы и материалы Международных конференций в Москве — Санкт-Петербурге (1999г.) и Нови-Саде (2000 г.). — М.: К единству!, 2000.248 с.

14. Европейский Суд по правам человека. Избранные решения. Т. 1. — М.: Норма, 2000. —842 с.

15. Ежегодный бюллетень Сеьфетариата ЕМАП. — Афины, 1998. — 32с.

16. Жеребцов А. Тайны алхимшсов и секретных обш;еств. — М.: Вече, 1999. —512 с.

17. Журнал Московской Патриархии. Сборник за 1949 год. — М.: Издательство Московской патриархии, 1949. — 890 с.

18. Журнал Московской Патриархии. Сборник за 1992 год. — М.; Издательство Московской Патриархии, 1992. — 964 с.

19. Журнал Московской Патриархии. Сборник за 1994 год. — М.: Издательство Московской патриархии, 1994. — 960 с.

20. Иоанн Павел П. Мысли о земном. — М.: Новости, 1992. — 424 с. История Крестовых походов / Пер. с англ. Е. Дорман. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. ~ 496 с.

21. Кардинал Эдуард Кассиди. О целесообразности экуменического сотрудничества. — Ватикан: Типис Ватиканис, 1992. — 60 с.

22. Карташев A.B. Очерки по истории Русской церкви. Том L — М.: Наука, 1991. —704 с.

23. Каутский К. Происхождение христианства / Пер. с нем. —М.: Политиздат, 1990. — 463 с.

24. Кулаковский Ю.А. История Византии. В 3 т. — С-Пб.: Алетейя, 1996.446, 1.с.

25. Курганов Ф. Исторический очерк греко-болгарской распри. — Киев, 1992. —344 с.

26. Курганов Ф. Отношения между Церковью и гражданской властью в Византийской империи. — Казань, 1880. — 202 с.

27. Кинг. А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. Доклад Римского клуба : Пер. с англ. — М.: Прогресс-Пангея, 1991. — 344 с.

28. Кримс А. Войтьша. Программа и политика папы. — М.: Прогресс, 19 8 3.- 176 с.

29. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. — М.: Республика, 1996. — 798 с.

30. Лопухин A.n. История христианской церкви в XIX веке. Том II, Православный Восток. — С-Пб.: 1901. — 420 с.

31. Материалы второй конференции Европейской межпарламентской ассамблеи православия. — М.: Россия молодая, 1996. — 206 с.

32. Медоуз Д. Пределы роста / Пер. с англ. — Нью-Йорк, 1971. — 238 с.

33. Митрополит Макарий (Булгаков). История Русской церкви. В 9 т. — М.: 1996.

34. Мохов Н. Очерки истории молдавско-русско-украинских связей. — Кишинев: Нэдли, 1998. — 362 с.

35. Национальная доктрина России. Сборник аналитических статей. — М.: РАУ-Корпорация, 1994. — 502 с.

36. Никольский Н.М. История русской церкви. — М.: Политиздат, 1985. — 448 с.

37. Никсон Р. На арене. — М.: Новости, 1992. — 440 с.

38. Основы религиоведения: Учеб./ Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. — 2-е изд. — М.: Высшая школа, 1998.-480 с.

39. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. — М.; республика, 1995. — 511 с.

40. Правило по применению принципов и норм по экуменизму. — Ватикан, 1993. — 116 с.

41. Протоиерей В. Цыпин. История Русской православной церкви 19171990. — М.: Хроника, 1994. — 525 с.

42. Религия и демократия: На пути к свободе совести. Вып. II / Под общ. ред. СБ. Филонова и Д.Е. Фурмана. — М.: Прогресс-Культура, 1993 592 с.

43. Религия и закон. Сборник правовых актов с комментариями. — М.: Паллада, 1996. — 128 с.

44. Рождественские образовательные чтения. Т.1. — М.: Издательство Московской патриархии, 2000. — 126 с.

45. Розанан X. Византийская традиция. — М.: Русская книга, 1995. —400 с.

46. Русские философы (конец XIX середина XX века): Антология. Вып.2 / Сост.: СБ. Неволин, Л.Г. Филонова. — М.: Книжная палата, 1994.424 с.

47. Систематические исследования. Сборник. — М.: Наука, 1973. — 322с.

48. Скурат К.Е. История Поместных православных церквей: Учебное пособие. В. 2 т. Т.1. — М.: Русские огни, 1994. — 376 с, Т.2. — 320 с.

49. Сократ Схоластик. Церковная история. Саратов: Типография Стар-беева, 1911.-730 с.

50. Тейяр де Шарден П. Божественная среда. Пер. с франц. О.С.Вайнер.

51. М.: Издательство «Ренессанс», 1992. — 311 с.

52. Теодору Е. Греческая церковь: Пер. с греч. — Афины, 1971. — 404 с.

53. Тихомиров л.А. Христианство и политика. — М.: ГУЛ Облиздат, 1999.—616 с.

54. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. — М.: Прогресс, 1995. —478 с.

55. Успенский Ф.И. История Византийской империи. В 3 т. / Сост. Т.В. Мальчикова. — М.: Мысль, 1996. — 826, 1. с.

56. Цинцадзе К. Автокефалия церкви Грузинской. Исторический очерк 1У—Х1 веков. — Тифлис, 1908. — 352 с.

57. Яблоков И.Н. Социология религии. М.: Мысль, 1979. — 182 с. Яннарас X. Перспективы современного православного сообщества: Пер. с Греч. — М.: Гранд, 1997. — 182 с.

58. Литература на английском языке

59. Bulletin E.I.A.O. 1994.—Athens, 1994. Bulletin E.I.A.O. 1997. — Athens, 1997. Bulletin E.I.A.O. 1998. — Athens, 1998.

60. Giarine Orio. Dialogue on Wealth and Welfare. — Oxford: Pergamon Press, 1980.

61. Elhs Jane. The Russian orthodox church. Conformity and Dissent. — London: Overseas PubHcations Ltd, 1990.

62. Orthodoxy and the New European Reality: Pan-European conference. Minutes. — Athens, 1993

63. Rose Seraphim. Orthodoxy and the Rehgion of the Future. — Platiua: St. Herman of Alaska Brotherhood, 1976

64. Teilhard de Chardin. Science and Christ. — London: Collins, 1951. Teilhard de Chardiu. Writings in Time of War. — New York: Harper & Raw, 1979.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.