Эвристический потенциал категории поступка в контексте становления современной онтологии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Даниленко, Виталия Михайловна

  • Даниленко, Виталия Михайловна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Томск
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 143
Даниленко, Виталия Михайловна. Эвристический потенциал категории поступка в контексте становления современной онтологии: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Томск. 2010. 143 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Даниленко, Виталия Михайловна

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОСТУПОК КАК БАЗОВАЯ КАТЕГОРИЯ ФИЛОСОФСКОЙ ОНТОЛОГИИ

1.1. Философский анализ категории поступка как центральной онтологической категории

1.2. Поступок в свете анализа основных течений в философской этике

2. СУЩНОСТНЫЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕЧЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ ОНТОЛОГИИ

2.1. Экзистенциальная аналитика присутствия М. Хайдеггера

2.2. Теория коммуникации в современной философии:

Ю. Хабермас и Э. Левинас

2.3. Философия поступка М.М. Бахтина

3. РОЛЬ ПОСТУПКА В ЭТИЧЕСКИХ И ОНТОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 83 3.1. Выявление онтологических критериев нравственности поступка 83 2.3. Эвристический потенциал поступка в рамках исследования бытия

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эвристический потенциал категории поступка в контексте становления современной онтологии»

Актуальность темы исследования

Ситуация в современном мире такова, что позволяет говорить о всеобщем кризисе - о процессе утраты большинством людей бытия: человек становится «поверхностным», небытийным, теряет бытие. Первым об этом кризисе или, иными словами, «несобственном» способе существования, писал М. Хайдеггер: «несобственный» способ бытия, точнее, со-бытия — это неопределённое, анонимное, безличное существование; тот способ бытия, который может быть достоянием всех и, одновременно, не является ничьей отличительной чертой — в отличие от «собственного», персонального, всегда только моего способа бытия.

Этот кризис, с которым до сих пор не смогла справиться ни одна философская система, ни одно этическое направление в философии и в религии, М.М. Бахтин обозначает термином «кризис поступка». Суть кризиса поступка заключается в том, что между экзистенциальным мотивом поступка и его «продуктом» образовался разрыв; результат поступка становится лишённым своих онтологических корней. Причиной обозначенного кризиса являются два взаимосвязанных между собой момента - это, во-первых, «теоретизм» этики и, во-вторых, «абстрактность» онтологии.

Под «теоретизмом» этики мы понимаем следующее положение дел: в истории классической философско-этической мысли распространено представление о сущности морали как о необходимости конкретного указания на некоторую систему норм и принципов, фундирующих поступок. Все нормы этики являются универсальными и обосновываются с помощью внешнего долженствования и принуждения (императива), а поступок понимается как частное выражение нормы. Сущность этики полагается в регулятивах, которые человек может знать и утверждать; но в таком случае сам этический акт, действительный поступок, исчезает, потому что человек лишь применяет, «использует» эти нормы как внешние регулятивные принципы.

Абстрактность» онтологии состоит в том, что человек отчуждается от бытия: бытие понимается в качестве того, что есть «внечеловеческим» образом, независимо от существования человека. Бытие принимается как данность, в которой совершается жизнь человека и которую человек не имеет возможности изменить. Следствием этого является то, что человек в поисках свободы начинает прятаться от бытия, возникает враждебность к бытию как к чему-то непонятному и неподвластному, безответственность перед бытием и, как одно из следствий, неприятие человеком других людей как «части» постороннего человеку бытия. Восприятие бытия как чуждого и угрожающего ведёт к изоляции человека, к атомизации его личностного бытия, к онтологическому недоверию, что в результате и порождает кризисное состояние каждого отдельного человека и, соответственно, всеобщий кризис человечества.

Теоретизм этики и абстрактность онтологии могут быть преодолены посредством наделения этики онтологическими квалификациями и наделения бытия этическими признаками. Всё это может быть осуществлено на основании категории поступка, который не только существует как теоретическое понятие, но и является способом реального существования каждого живого, конкретного человека.

Поступок должен выступать в качестве фундамента любой этической системы, потому что этика как философская дисциплина является состоятельной только при обращении к поступку, к которому уже могут быть применимы остальные категории этики. Вне совершаемого поступка этика обессмысливается, так как в этом случае налицо «разговор ни о чём», речь о пустых, «отвлечённых», абстрактных понятиях. Этика как один из фундаментальных разделов философии должна иметь дело с живыми и конкретными поступками — и потому, что человеческая реальность уникальна, и потому, что любое правило не может действовать автоматически.

Далее, враждебность между человеком и бытием может быть преодолена с помощью осуществления поступка, посредством которого человек «очеловечивает» бытие: в поступке человек утверждает себя и своё существование в бытии. Через понятие «поступок» в онтологию привносится этика.

При подобном подходе для человека становятся практически тождественными понятия «быть» и «поступать». В этом мы видим основной тренд развития этики и онтологии, ведущий к их сближению. Но между этикой и онтологией, между культурой и жизнью на данный момент существует определённый разрыв. Для преодоления разрыва между этикой и онтологией необходимо доказать, что поступок является не только базовой этической категорией, но и центральной онтологической категорией.

Категория поступка является точкой соприкосновения онтологии и этики: с помощью этого понятия этика онтологизируется, то есть получает взаимосвязь с жизнью и действительностью, а онтология становится этичной и человечной («человекомерной»), то есть наполняется нравственностью.

Итак, актуальность диссертационного исследования состоит в том, что осуществляется попытка преодоления теоретизма этики и абстрактности онтологии на основании исследования категории поступка, который выступает как связующее звено между этикой и онтологией.

Степень теоретической разработки темы исследования

Описание степени теоретической разработки темы данного диссертационного исследования включает в себя два момента: во-первых, описание того, как в истории философии осмысляется категория поступка, и, во-вторых, описание основных течений современной онтологии.

В истории философии человеческий поступок обычно исследуется в рамках либо этической проблематики, либо социально-философской. Анализ поступка как этической категории был впервые осуществлён Аристотелем в его работе «Никомахова этика». Второй центральной фигурой, в контексте этического осмысления понятия поступка, является Иммануил Кант. В ряде своих работ, таких как «Основы метафизики нравственности», «Критика практического разума», «Метафизика нравов», «Об изначально злом в человеческой природе» и других, И. Кант размышляет о поступке и его этическом обосновании. В наше время A.A. Гусейнов в своих работах «Социальная природа нравственности», «Структура морали и личности» обосновывает поступок в качестве социально-этической категории.

Поступок в его онтологическом измерении рассматривается в философии М. М. Бахтина и в работах философов, опирающихся в своих взглядах на философский проект Бахтина, таких как С.Г. Бочаров, К. Кларк, М. Холквист, К. Томсон и Г.Л. Тульчинский. Большинство работ, посвященных наследию Бахтина, имеют темой своего исследования эстетику Бахтина и его философию языка. Можно назвать лишь несколько авторов, исследующих этическую проблематику в философии М.М Бахтина: Е.А. Богатырёва, К. Кларк и М. Холквист, Г.Л. Тульчинский, Т.В. Щитцова. Самыми известными исследователями этической философии Бахтина за рубежом являются К. Кларк и М. Холквист, которые первыми затронули тему нравственной тематики в его философии и первыми дали подробный анализ будущего текста «К философии поступка», который в то время они назвали «неопубликованным текстом о нравственной философии».

На Западе «первооткрывательницей» бахтинской мысли считается Ю. Кристева. В России первое имя, которое вспоминается в связи с работами Бахтина - это имя Г.Л. Тульчинского, который написал книгу, базирующуюся на идеях Бахтина: «Разум. Воля. Успех: О философии поступка», а также имена Г.С. Батищева, Л.А. Гоготишвили, К.Г. Исупова, В.Л. Махлина. Также онтологии Бахтина посвящены работы Н.К. Бонецкой, Е.А. Богатырёвой, Т.В. Щитцовой.

Родоначальником «современной онтологии» по праву считается М. Хайдеггер, который в своей фундаментальной работе «Бытие и время» вновь (со времён Гегеля) поднял вопрос о бытии. Основополагающей идеей этой работы является то, что бытие всегда может быть искомым только в ка-' честве бытия присутствия. Тем самым, в философской онтологии был произведён поворот от постоянного поиска бытия вообще (что имело место во времена от античности до Гегеля) к поиску бытия в том виде, в каком оно лишь и может быть найдено человеком, то есть в качестве человеческого бытия.

Вслед за Хайдеггером создание философско-онтологической системы, в основе которой лежит неразрывная взаимосвязь человека и бытия, осуществляется такими философами как Ю. Хабермас, Э. Левинас, М. Шелер, М.М. Бахтин. Каждый из этих философов кладёт в основу своей философской системы одно-единственное центральное понятие, которое в то же время является основополагающей характеристикой самого бытия: Ю. Хабермас коммуникативное действие», Э. Левинас — понятие другого, М.М. Бахтин категорию поступка.

Ю. Хабермас в своих произведениях «Моральное сознание и коммуникативное действие», «Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью», «Вовлечение другого. Очерки политтеории» утверждает, что в основе человеческого бытия лежит так называемое «коммуникативное действие»: всё, что совершается или должно совершаться в человеческом бытии, должно носить коммуникативный характер, а этичность (или моральность) поступка состоит в возможности найти консенсус, то есть в возможности договориться о том, что является нормой, законом и принципом.

Э. Левинас выстраивает целую философско-онтологическую систему, в основе которой лежит взаимосвязь и взаимодействие «я» и «другого», или «лица», как называет другого Левинас. На основании этой взаимосвязи вводятся такие понятия, как «ответственность», «нагота», «речь» и т.д., при этом все перечисленные понятия получают онтологический статус.

М.М. Бахтин является родоначальником «философии поступка»: в его философской системе утверждается взаимосвязь бытия и поступка и влияние поступка на формирование бытия. Категория поступка в его работах наделяется онтологическим статусом.

Постановка проблемы исследования

В данном диссертационном исследовании необходимо обосновать положение о том, что поступок является не только этической категорией, но и категорией онтологической. Но как может поступок быть описан одновременно и в качестве этической, и в качестве онтологической категории? Этот вопрос возникает по следующей причине: в том случае, если мы рассматриваем поступок только в этическом контексте, мы определяем, что поступок совершается в бытии, является (в определённом смысле) следствием бытия. Если мы рассматриваем поступок в онтологическом контексте, то мы утверждаем, что поступок определяет, оформляет бытие, является его «причиной». На данный момент есть разрыв между этими двумя контекстами, между этикой поступка и онтологией поступка; мы в данном исследовании берёмся продемонстрировать равную правомерность и непротиворечивость этих двух противоположных контекстов и возможность их одновременного употребления, тем самым преодолевая обозначенный нами разрыв на пути демонстрации взаимной дополнительности этики и онтологии.

Итак, основную проблему данного исследования можно выразить следующим образом: как возможно то, что поступок, который осуществляется в бытии, одновременно выступает в качестве основания бытия?

Цели и задачи исследования

Целью данной диссертации мы полагаем преодоление разрыва между этикой и онтологией с помощью обоснования равной правомерности и взаимной дополнительности этического и онтологического осмысления категории поступка.

Достижение поставленной цели обеспечивается последовательным решением следующих задач:

1. Выявить историко-философский и философско-этический контексты осмысления категории поступка.

2. Представить философские системы М. Хайдеггера, Э. Левинаса, Ю. Хабермаса и М.М. Бахтина в качестве базовых для обоснования сущностных черт современной онтологии и, в частности, для определения оснований онтологии поступка.

3. Выявить онтологические критерии нравственности поступка и обосновать этический потенциал категории поступка.

4. Аргументировать возможность познания бытия через поступок, то есть выявить потенциал категории поступка, способствующий осуществлению онтологических исследований.

Методология исследования

Решение заявленной проблемы диссертационного исследования осуществляется на основании обращения к работам М.М. Бахтина, в первую очередь, к произведению «К философии поступка», так как именно М.М. Бахтин является родоначальником философии поступка. На основании анализа этой работы выявлены базовые категории онтологии поступка.

М.М. Бахтин не просто написал очередное философское произведение: сама эта работа уже представляет собой методологию исследования и анализа бытия, которою мы эксплицируем для ответа на следующий вопрос: каким раскрывается нам бытие в этой по-новому осмысляемой онтологии - «онтологии поступка»?

Итак, для формирования методологической базы, необходимой для решения заявленной проблемы, мы используем метод реконструкции, производя анализ наиболее важного, на наш взгляд, произведения М.М. Бахтина «К философии поступка». Более того, в процессе философского анализа основных течений философско-онтологической мысли современности осуществляется экспликация ряда сущностных черт современной онтологии, на основании чего задаются параметры и границы онтологии поступка, которая является одним из типов современной онтологии. Решение этой задачи осуществляется на основании критического анализа философских произведений М. Хайдеггера «Бытие и время», Э. Левинаса «Тотальность и бесконечное» и работ Ю. Хабермаса «Демократия. Разум. Нравственность» и «Моральное сознание и коммуникативное действие».

Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту

Новизна данного исследования состоит в следующем:

1. Эксплицированы базовые характеристики современной онтологии, позволяющие определить основания онтологии поступка.

2. Осуществлена дифференциация внешних (этических) и внутренних (онтологических) критериев нравственности поступка; показано, что в качестве онтологических критериев нравственности поступка выступают любовь и речь.

3. Категория поступка представлена в качестве теоретического условия преодоления разрыва между этикой и онтологией.

4. Аргументирован эвристический потенциал категории поступка, открывающий дополнительную перспективу исследований как в области этики, так и в области онтологии.

Основные тезисы, которые выносятся на защиту:

1. Категория поступка является точкой соприкосновения этики и онтологии, что позволяет говорить о преодолении раскола между культурой и жизнью и, следовательно, о преодолении бытийного кризиса человека.

2. Онтологическими критериями нравственности поступка являются любовь как безусловная открытость бытию и речь как постоянный и непрерывный диалог с бытием.

3. Эвристический потенциал категории поступка в контексте становления современной онтологии заключается в том, что определение поступка в качестве онтологической категории позволяет нам определить сущностные характеристики бытия.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Теоретическая значимость данного диссертационного исследования заключена в том, что позволяет раскрыть потенциал категории поступка для преодоления разрыва между этикой и онтологией.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в теорию поступка, а также его результаты могут быть использованы для понимания общих онтологических проблем и для решения спорных этических вопросов. На основании данного диссертационного исследования могут быть разработаны следующие курсы: философская антропология, онтология поступка, онтология и этика.

Апробация результатов исследования

Основные научные положения данного диссертационного исследования нашли своё отражение в опубликованных работах автора, а также были представлены и обсуждены на конференциях и семинарах различных уровней: региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социальных наук», международной научной конференции «Творческое наследие Г.Г. Шпета в контексте современного гуманитарного знания» и др.

Результаты диссертационного исследования обсуждены на научных аспирантских семинарах философского факультета Томского государственного университета. По результатам исследования был подготовлен спецкурс «Онтология поступка».

Структура и объём диссертационного исследования

Диссертационная работа состоит из введения, трёх глав, семи параграфов, заключения, списка литературы, который включает 195 источников, из них 4 на английском языке. Объём диссертационного исследования — 143 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Даниленко, Виталия Михайловна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итогом данного диссертационного исследования является демонстрация того, что онтология в современном смысле этого слова может быть основана только на такой фундаментальной категории, как поступок, который, в нашем понимании, уже выходит за рамки этики и социально-философских наук и производит прорыв в онтологию, то есть приобретает бытийственный статус. А значит, современная онтология может быть названа более чётко — онтологией поступка. Все предшествующие типы современной онтологии не удовлетворяют нас именно по той причине, что они абстрагируются от живого, действительного поступка, который является специфическим способом пребывания человека в бытии, а значит, они включают в свой контекст самого человека только в качестве обобщённого понятия.

Посредством произведённого анализа нескольких различных современных философско-онтологических систем был выявлен ряд сущностных черт современной онтологии, что позволяет очертить границы для онтологии поступка как её разновидности. Современная онтология обладает следующими характеристиками:

1. Современная онтология в центр своего исследования ставит человека.

2. Современная онтология представляет бытие как потенциально возможное.

3. Современная онтология принципиально этична.

4. Основополагающей идеей современной онтологии становится идея со-бытийности бытия.

Мы доказали, что «поступок» действительно является онтологической категорией: мы определили, что поступок должен обладать необходимостью, неслучайностью и абсолютным долженствованием. Поступок и человек, совершающий его, - это единственное в мире, что обладает абсолютной реальностью. Всё остальное приобретает свою жизненность и реальность своего существования только в поступке и через поступок, до тех пор оставаясь лишь безжизненным, абстрактным, теоретизированным мыслительным конструктом. Только в поступке и через поступок бытие обретает свою действительность, потому что только поступок обладает этой действительностью изначально.

Критерий нравственности поступка нужно искать не в области этики, а в области онтологии в контексте взаимоотношения «я» с «другим», иначе говоря, рассмотрение понятия поступка как онтологической категории позволяет достичь в этике определения критериев нравственности поступка. Так как, по определению, нравственный поступок — это ответственный поступок конкретного единичного человека, обеспечивающий человеку причастность к единому и единственному бытию, то онтологическими критериями нравственности поступка являются любовь как безусловная открытость бытию и речь как постоянный и непрерывный диалог с бытием и проговаривание «правды» поступка. В своей совокупности они и образуют понятие ответственности (в самом слове «ответ», от которого произошло слово «ответственность», уже заложены эти идеи) как постоянное восприятие всего бытия и всего в бытии в качестве живого, способного высказаться, способного к ответу.

Далее, мы утверждаем, что категория поступка содержит в себе эвристический потенциал, способный предоставить возможность для адекватных исследований не только в области этики, но и в области онтологии.

Понятие действительности поступка включает в себя следующие характеристики: активность, индивидуальность, единственность и ответственность. Поступок активен по определению и противопоставляется пассивному пребыванию в бытии. Поступок всегда индивидуален и личностей, он всегда неразрывно связан с человеком, который его осуществляет, и не происходит сам по себе. Поступок всегда единственен и неповторим, потому что он совершается конкретным человеком в его конкретной позиции времени и пространства. И, наконец, поступок ответственен, то есть совершается человеком, осознающим единственность своего положения в бытии, человеком, небезразличным к этому бытию, а проникнутым любовью к бытию и готовым вести непрерывный созидательный диалог с бытием, воспринимая его как живое единое целое.

Эвристический потенциал категории поступка в контексте становления современной онтологии заключается в том, что определение поступка в качестве онтологической категории позволяет нам высказать о бытии следующие характеристики:

1. Бытие — это всегда человеческое бытие.

2. Бытие обладает единственностью.

3. Бытие обладает единостью. •

4. Бытие является живым и действительным.

5. Бытие принципиально познаваемо через поступок.

6. Бытие через поступок приобретает актуальность.

7. Бытие обладает характеристикой неслучайности.

8. Бытие всегда есть со-бытие.

9. Бытие обладает заданностью.

10. Любовь и речь есть основополагающие характеристики бытия.

11. Бытие является принципиально этичным.

Таким образом, мы показали, что поступок может быть одновременно описан и в качестве этической, и в качестве онтологической категории, он является точкой соприкосновения этих двух философских дисциплин. Именно с помощью этого понятия происходит преодоление разрыва между этикой и онтологией, а значит, цель нашего исследования достигнута.

Итак, мы решили поставленную нами в нашем диссертационном исследовании проблему: показать, как является возможным то, что поступок, который осуществляется в бытии, одновременно выступает в качестве основания бытия. Решить эту проблему оказалось возможным при определении и анализе самой категории поступка и её потенциала в рамках поиска фундаментального основания нравственности поступка и осуществления познания самого бытия. При определении границ онтологии поступка была продемонстрирована чёткая взаимосвязь бытия и поступка и были показаны принципы формирования поступком бытия.

Хотя на этом наша цель была достигнута и диссертационное исследование завершено, его внутренняя логика предполагает дальнейшую разработку онтологии поступка, в частности, будущую разработку идей Михаила Михайловича Бахтина, а именно эстетической части его исследования, разработка этики религии и политической этики. Разработку указанных направлений и основных идей мы планируем осуществлять в наших дальнейших исследованиях.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Даниленко, Виталия Михайловна, 2010 год

1. Абрамова А.Г. Слово как целостная характеристика бытия // М.М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге 21 века. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1995. - Ч. 1. - С. 138-140.

2. Аванесов С.С. Любовь как синергийная стратегия Электронный ресурс. : электронный альманах о человеке. Электрон, журн. — М., 2009. — URL: http://antropolog.ru/doc.php7icN443 (дата обращения 20.07.2010).

3. Аванесов С.С. Нормативная онтология // Парадигма : очерки философии и теории культуры. Материалы международной научной конференции «Онтология в 21 веке : проблемы и перспективы». СПб : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - Вып. 6. - С. 24-33.

4. Аванесов С.С. О бесцельности нравственного действия (Кант и Шопенгауэр) // Вестник НГУ. Сер : философия. — 2006. — Т. 4, вып. 2. — С. 142-146.

5. Агацци Э. Человек как предмет философского познания // Агац-ци Э. О человеческом в человеке. — М. : Политиздат, 1991. С. 59-79.

6. Ажимов Ф.Е. Онтолого-метафизические проекты современной западно-европейской философии // Вопросы философии. 2007. - № 9. -С. 145-153.

7. Дуга Чала А. Бахтинское решение самоотчуждения живого человека // М.М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге 21 века. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1995. - Ч. 2. - С. 7-10.

8. Антропова Н.К. Генезис диалоговых отношений : от Франка до. Бахтина // М.М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге 21 века. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1995. Ч. 1. - С. 74—75.

9. Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы / Р.Г. Апресян. М. : ИФРАН, 1995. - 597 с.

10. Апресян Р.Г. Постклассические трансформации в философии любви // Вестник РГНФ. М. : РГНФ, 2007. - С. 126-135.

11. Аристотель. Никомахова этика // Соч. : в 4 т. / Аристотель. — М., 1983.-Т. 4.-С. 53-295.

12. Аристотель. Соч. в 4-х т. / Аристотель. — М., 1976. — Т. 1

13. Арутюнова Н.Д. Некоторые типы диалогических реакций и «по-чему»-реплики в русском языке // Филологические науки. 1970. — №3. -С. 44-59.

14. Арутюнова Н.Д. Феномен второй реплики или о пользе спора // Логический анализ языка. Противоречивость и аномальность текста. — М. : Наука, 1990.-С. 175-190.

15. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. / Н.Д. Арутюнова. М. : Языки русской культуры, 1999. - 896 с.

16. Ахиезер A.C. От диалога к диалогизации (в свете концепции Биб-лера) / A.C. Ахиезер, М.А. Шуровский // Вопросы философии. 2005. — № 3. -С. 58-71.

17. Бак Д.П. Эстетика М. Бахтина в контексте генезиса идеи исторической поэтики // Бахтинология : исследования, переводы, публикации. — СПб. : Алетейя, 1995. С. 179-189.

18. Баранов А.Н. Иллокутивное вынуждение в структуре диалога / А.Н. Баранов, Г.Е. Крейдлин // Вопросы языкознания. 1992. - №2. - С. 84100.

19. Баранов А.Н. Структура диалогического текста: лексические показатели минимальных диалогов диалога / А.Н. Баранов, Г.Е. Крейдлин // Вопросы языкознания. — 1992. № 3. — С. 84-94.

20. Батищев Г.С. Диалогизм или полифонизм? (Антитетика в идейном наследии М.М. Бахтина) // М.М. Бахтин как философ. М. : Наука, 1992. -С. 123-141.

21. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. — М. : Искусство, 1979. — С. 7— 180.

22. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. -М. : Советская Россия, 1979. — 316 с.

23. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984-1985. М. : Наука, 1986. - С. 80-160.

24. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. / М.М. Бахтин — М. : Искусство, 1979. 436 с.

25. Бергсон А. Два источника морали и религии. / А. Бергсон. — М. : Канон, 1994.-382 с.

26. Бердяев H.A. Философия свободного духа. / H.A. Бердяев. — М. : Республика, 1994.-С. 14-230.

27. Беседы В.Д. Дувакина с М.М. Бахтиным. — М. : Прогресс, 1996. —342 с.

28. Бибихин В.В. Хайдеггер: от «Бытия и времени» к «Beitrage» // Вопросы философии. 2005. - № 4. - С. 114-129.

29. Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин или поэтика культуры. / B.C. Библер. -М.: Прогресс, 1991.- 176 с.

30. Богатырева Е.А. М.М. Бахтин: этическая онтология и философия языка // Вопросы философии. — 1993. — № 1. — С. 51-58.

31. Бонецкая Н.К. Бахтин глазами метафизика // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1998.-№ 1. - С. 156-163.

32. Бонецкая Н.К. Эстетика М. Бахтина как логика формы // Бахти-нология: исследования, переводы, публикации. — СПб. : Алетейя, 1995. -С 51-61.

33. Бочаров С.Г. Событие бытия: О М.М. Бахтине // Михаил Бахтин : Pro et contra. СПб.: РХГИ, 2002. - Т. 2. - С. 277-297.

34. Брандт Г.А. Философия как поступок // М.М. Бахтин : Эстетическое наследие и современность. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1992. — Ч. 2. С. 284-289.

35. Брейкин О.В. Философия поступка М. Бахтина и проблема Абсолюта // Бахтинология : исследования, переводы, публикации. — СПб. : Але-тейя, 1995.-С. 217-225.

36. Вежбицка А. Речевые акты // Новое в зарубежной лингвистике. — М.": Прогресс, 1985. С. 251-276.

37. Вежбицка А. Речевые жанры // Жанры речи / А. Вежбицка. — Саратов, 1997.-С. 99-112.

38. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. / Т.Г. Винокур. М. : Наука, 1993. —167 с.

39. Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка. Основные проблемы социологического метода в науке о языке // Бахтин М.М. Тетралогия. М. : Лабиринт, 1998. - С.298^57.

40. Гайденко П.П. Мартин Хайдеггер : изначальная временность как бытийное основание экзистенции // Вопросы философии. — 2006. — № 3. -С. 165-179.

41. Гаспаров М.Л. М.М. Бахтин в русской культуре 20 века // Михаил Бахтин : Pro et contra. СПб. : РХГИ, 2002. - Т. 2. - С. 33-37.

42. Гаспарян Д.Э. Социальность как негативность / Д.Э. Гаспарян. -М. :КДУ, 2007.-256 с.

43. Геворкян А.Р. Принцип ценностного полагания воли как выход к новой онтологической проблематике // Философские науки. 2001. - № 4.

44. Гиндин С.И. Речевые действия и речевые произведения // Логический анализ языка. Язык речевых действий. — М. : Наука, 1994. С. 59-63.

45. Гоготишвили Л.А. Варианты и инварианты М.М. Бахтина // Михаил Бахтин : Pro et contra. СПб. : РХГИ, 2002. - Т. 2. - С. 98-132.

46. Гоготишвили JI.A. Философия языка М.М. Бахтина и проблема ценностного релятивизма // М.М. Бахтин как философ. М. : Наука, 1992. -С.142-174.

47. Гулыга A.B. Философия любви // Соч. в 2 т. / B.C. Соловьёв. — М. : Мысль, 1990. Т. 1. - С. 33- 47.

48. Гуревич П.С. Проблема Другого в философской антропологии М.М. Бахтина // М.М. Бахтин как философ. М. : Наука, 1992. - С. 83-96.

49. Гусейнов A.A. Любите врагов ваших // Вопросы философии. — 1992. -№3.- С. 66-71.

50. Гусейнов A.A. Моральная демагогия как форма апологии насилия // Вопросы философии. 1995. - №5. - С. 5-12.

51. Гусейнов A.A. Пессимистический гуманизм А. Шопенгауэра / A.A. Гусейнов, А. Скрипник // Свобода воли и нравственность / А. Шопенгауэр. М. : Республика, 1992. - С. 5-18.

52. Гусейнов A.A. Социальная природа нравственности. / A.A. Гусейнов. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1974. - 157 с.

53. Гусейнов A.A. Структура морали и личности. / A.A. Гусейнов. -М., 1977.-С. 75-92.

54. Гусейнов A.A. Этика ненасилия // Вопросы философии. — 1992. -№ 3. С. 72-81.

55. Давыдова H.A. Концепция творчества в работах Бахтина // М.М. Бахтин как философ. М. : Наука, 1992. - С. 110-122.

56. Дементьев В.В. Фатические речевые жанры // Вопросы языкознания. 1999. - №1. - С. 37-56.

57. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.-М., 1979.

58. Дорожкин A.M. Вопрос как основа диалога // М.М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге 21 века. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1995.-Ч. 1.-С. 87-90.

59. Дубровский Д.И. Проблема «другого сознания» // Вопросы философии. 2008. - № 1.-С. 19-28.

60. Земская Е.А. Городская устная речь и задачи её изучения // Разновидности городской устной речи / Е.А. Земская. М. : Наука, 1988. — С. 544.

61. Иванова В.А. Поступок, ответственность, вина как основные категории нравственной философии М. М. Бахтина // М.М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге 21 века. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1995. -Ч. 1.-С. 167-168.

62. Ингарден Р. Спор о существовании мира. Время и способ существования // Вопросы философии. — 2006. № 12. - С. 147-163.

63. История философии: Запад — Россия — Восток. — М. : Греко-латинский кабинет, 1996. Кн. 2. — С. 376-385.

64. Исупов К.Г. Смерть другого // Бахтинология : исследования, переводы, публикации. СПб. : Алетейя, 1995. - С. 103-117.

65. Казаков A.M. Вопросно-ответный смысл диалогового постижения мира : обобщение философских идей М.М. Бахтина // М.М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге 21 века. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1995. - Ч. 1,-С. 90-92.

66. Казакова М.И. Диалогическое единство личности // М.М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге 21 века. — Саранск : Изд-во Мордов. унта, 1995. Ч. 1.-С. 95-96.

67. Калинников JLA. Первый текст И. Канта по философии морали // Кантовский сборник. Калининград : Изд-во КГУ, 2004. - Вып. 24. - С. 132— 134.

68. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Соч. : в 8 т. / И. Кант. М. : Чоро, 1994. - Т. 7. - С. 137-320.

69. Кант И. Критика практического разума // Основы метафизики нравственности / И. Кант. М. : Мысль, 1999. - С. 247-461.

70. Кант И. Критика чистого разума // Соч. : в 8 т. / И. Кант. М. : Чоро, 1994. - Т. 3.

71. Кант И. Метафизика нравов // Основы метафизики нравственности / И. Кант. М.: Мысль, 1999. - С. 563-911.

72. Кант И. Об изначально злом в человеческой природе // Основы метафизики нравственности / И. Кант. М. : Мысль, 1999. - С. 461-515.

73. Кант И. Основы метафизики нравственности // Основы метафизики нравственности / И. Кант. М. : Мысль, 1999. - С. 155-247.

74. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Основы метафизики нравственности / И. Кант. — М. : Мысль, 1999.-С. 3-147.

75. Кант И. Религия в пределах только разума // Соч. : в 8 т. -М. : Чоро, 1994. Т. 6. - С. 5-97.

76. Капустин Б.Г. Заметки об «общественной морали» // Вопросы философии. 2006. - № 12. - С. 3-9.

77. Кашников Б.Н. «Мораль по соглашению» Давида Готиера как теория российского либерализма // Вопросы философии. 2006. - № 4. -С. 32-43.79. «К вечному миру» И. Канта. М. : Московский рабочий, 1989.

78. Кёглер Г.Г. Этика после постмодернизма // Вопросы философии. 2006. -№ 3. - С. 111-117.

79. Киселёв Г.С. Смыслы и ценности нового века // Вопросы философии. 2006. - № 4. - С. 3-15.

80. Кларк К. Архитектоника ответственности / К. Кларк, М. Холквист // Михаил Бахтин : Pro et contra. СПб.: РХГИ, 2002. - Т. 2. -С. 37-72.

81. Клюзова M.JI. JI.H. Толстой и А. Швейцер : о рационализме и мистике в этике // Вопросы философии. 2006. - № 4. - С. 119-127.

82. Клюзова M.JI. Этика как апология жизни (от рационализма к экзистенциализму) // Вопросы философии. — 2005. — № 10. С. 55-67.

83. Козырев А.П. Смысл любви в философии В. Соловьёва и гностические параллели // Вопросы философии. 1995. - № 7. - С. 59-78.

84. Кон И.С.' Открытие «Я» / И.С. Кон. — М. : Изд-во полит, лит-ры, 1978.-367 с.

85. Кочергин А.Н. Диалогичность в гуманитарном и естественнонаучном познании // М.М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге* 21 века. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1995. - Ч. 1. — С. 103—105.

86. Кривошеев А.В. Философия поступка М.М. Бахтина как онтологический проект : автореф. дис. канд. филос. наук / А.В. Кривошеев. — Томск, ТГУ. 27 с.

87. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Михаил Бахтин : Pro et contra. СПб., 2001. - Т. 1. - С. 213-244.

88. Курносикова Е.А. Проблема «я-ты» в зеркале рефлексии (А. Бубер — М. Бахтин) // М.М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге 21 века. Саранск : Изд-во Мордов. Ун-та, 1995. - Ч. 1. - С. 170-172.

89. Куссе X. Возможно ли сегодня диалогическое мышление? // Вопросы философии. — 2007. — № 6. — С. 56-66.

90. Левин Г.Д. Современный релятивизм // Вопросы философии. -2008.-№8.-С. 73-82.

91. Левинас Э. От существования к существующему // Избранное. Тотальность и бесконечное / Э. Левинас. — М., СПб : Университетская книга, 2000. С. 7-66.

92. Левинас Э. Ракурсы // Избранное. Тотальность и бесконечное / Э. Левинас. М., СПб : Университетская книга, 2000. - С. 292-350.

93. Левинас Э. Тотальность и бесконечное // Избранное. Тотальность и бесконечное / Э. Левинас. М., СПб : Университетская книга, 2000. -С. 66-292.

94. Легерски М. Язык, мышление и познание // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 2001. - № 2. - С. 101-107.

95. Легова Е.С. Диалог в творчестве Достоевского как проблема философии Бахтина // Вопросы философии. — 2005. — № 10. — С. 140-151.

96. Лихачёва Л.С. Жизнь и смерть: границы нравственности // М.М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге 21 века. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1995. -Ч. 1. С. 174-177.

97. Макинтайр А. После добродетели / А. Макинтайр. М.: Акад. проект, 2000.-381 с.

98. Максимов В.В. Семиосфера / Диалог (Семиотика Ю.М. Лотмана и философия слова М.М. Бахтина) // Диалог. Карнавал. Хронотоп. — 2001. — № 3. — С. 15-30.

99. Маликова Ю.О. Обоснование морального действия в философии Ханны Арендт // Вопросы философии. 2005. - № 6. - С. 167-181.

100. Мартынова М.Д. Взаимосвязь характера и поступка // М.М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге 21 века. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1995.-Ч. 1.-С. 179-181.

101. Махлин В.Л. Диалог как способ нового мышления: (Культурологическая концепция М. М. Бахтина и современность) // Человек в зеркале культуры и образования. М., 1988. - С. 82-91.

102. Махлин В.Л. Событие и образ // Диалог. Карнавал. Хронотоп. -1992.-№1.-С. 11-26.

103. Махлин В.JI. Я и Другой (Истоки философии «диалога» XX века). -СПб., 1995.-148 с.

104. Мелих Ю.Б. Сущее личности и личностность единосущего. К вопросу о спорности персонализма у Л.П. Карсавина и H.A. Бердяева // Вопросы философии. 2008. - № 8. - С. 145-157.

105. Менг К. Проблема анализа диалогического общения // Текст как психолингвистическая реальность. — М. : Инст-т языкознания АН СССР, 1982.-С. 14—19.

106. Меськов B.C. Логика практического разума // Лучшие публикации «Кантовского сборника». 1975-2001. — Калининград: Изд-во КГУ, 2002. -С. 178-191.

107. Мильдон В.И. Индивидуализм и эгоизм (введение в современную этику) // Вопросы философии. — 2008. № 6. - С. 43-55.

108. Мамардашвили М.К. Сознание — это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть // Как я понимаю философию / М.К. Мамардашвили. М., 1992.

109. Морсон Г.С. Творчество прозаики. Глава из книги / Г.С. Морсон, К. Эмерсон // Бахтинология: исследования, переводы, публикации. — СПб. : Алетейя, 1995. С. 288-310.

110. Мотрошилова Н.В. Понятие и концепция жизненного мира в поздней философии Эдмунда Гуссерля // Вопросы философии. — 2007. -№9.-С. 134-143.

111. Мясников А.Г. Борьба за Канта продолжается, или О современной стерилизации практического разума // Кантовский сборник. Калининград, 2004. - Вып. 24. - С. 140-147.

112. Мясников А.Г. Проблема права на ложь (прав ли был Кант?) // Вопросы философии. 2006. - № 7. - С. 130-141.

113. Назарчук A.B. Теория коммуникации в современной философии / A.B. Назарчук. М : Прогресс-Традиция, 2009. - 320 с.

114. Назинцев B.B. Слово в жизни и слово в культуре // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 2002. - № 1. - С. 38-59.

115. Нарский И.С. И. Кант / И.С. Нарский. М.: Мысль, 1976. - 207 с.

116. Норенков C.B. Бахтиноведение как особый тип гуманитарного мышления // М.М. Бахтин : эстетическое наследие и современность. Саранск : изд-во Мордов. ун-та, 1992. — Ч. 1. - С. 133—145.

117. Ойзерман Т.И. Учение Канта об изначальном зле в человеческой природе // Лучшие публикации «Кантовского сборника». 1975-2001. Калининград : Изд-во КГУ, 2002. - С. 82-94.

118. Ойзерман Т.И. Философия И. Канта / Т.И. Ойзерман. М. : Знание, 1974.-63 с.

119. Петров-Стромский В. Идеи М.М. Бахтина в гуманитарной парадигме культуры // Вопросы философии. 2006. - № 12. - С. 82-94.

120. Пирко Г.А. Диалогизм как основа культуры общения // М.М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге 21 века. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. Ч. 1.-С. 116-118.

121. Писачкин В.А. Структура морального творчества и нравственная философия М.М. Бахтина // М.М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге 21 века. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. — Ч. 1. — С. 186-188.

122. Платон. Соч. В 3-х т. / Платон. M., 1970. - Т. 2.

123. Понцо А. «Другость» у Бахтина, Бланшо и Левинаса // Бахтино-логия: исследования, переводы, публикации. — СПб. : Алетейя, 1995. — С. 6179.

124. Раутсепа С. Толерантность как основной принцип философии М. Бахтина // М.М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге 21 века. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1995. Ч. 2. - С. 138-140.

125. Рац М. Диалог в современном мире // Вопросы философии. — 2004.-№ 10.-С. 20-32.

126. Рикёр П. Какого рода высказывания о человеке могут принадлежать философам // О человеческом в человеке / П. Рикёр. — М. : Политиздат, 1991.-С. 40-59.?

127. Рузавин Г.И. Диалог, аргументация и понимание // М.М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге 21 века. — Саранск : Изд-во Мордов. унта, 1995.-Ч. 1.-С. 122-125.

128. Русских О.В. Уникальность поступка как степень проявления индивидуальности // М.М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге 21 века. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1995. - Ч. 2. - С. 143-145.

129. Савин А.Э. Концепция историчности жизненного мира в трансцендентальной феноменологии Эдмунда Гуссерля // Вопросы философии. -2008.-№5.-С. 127-139.

130. Самохвалова В.И. М.М. Бахтин: эстетическое осмысление диалога как модуса бытия // М.М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге 21 века. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1995. - Ч. 2. - С. 145-147.

131. Сасаки X. Основы понятия текста у М.М. Бахтина // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 2001. - № 3. - С. 99-116.

132. Сигов К.Б. Проблема разрыва между онтологией и этикой в современных учениях о человеке // Альфа и Омега. 2002. - №2.

133. Скрипник А.П. Категорический императив И. Канта /

134. A.П. Скрипник. -М. : Изд-во Моск. ун-та, 1978.

135. Смирнова Е.И. Ответственность как императив субъектного бытия // М.М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге 21 века. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1995. -Ч. 1. С. 197-198.

136. Соловьев B.C. Оправдание добра: Нравственная философия /

137. B.C. Соловьёв. М.: Республика, 1996. - 479 с.

138. Соловьёв B.C. Смысл любви // Соч. в 2 т. / B.C. Соловьёв. — М. : Мысль, 1990. Т. 2. - С. 493-548.

139. Соловьёв Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права / Э.Ю. Соловьёв. М. : Наука, 1992.

140. Ставцев С.Н. Введение в философию Хайдеггера / С.Н. Ставцев. СПб. : Лань, 2000. - 192 с.

141. Старостова Л.Э. Философия поступка: индивидуальность, смысл, культура // М.М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге 21 века. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1995. - Ч. 2. - С. 149-152.

142. Стоянович Н.Б. Диалогическая природа морали // М.М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге 21 века. — Саранск : Изд-во Мордов. унта, 1995. Ч. 1. - С. 204-206.

143. Судаков А.К. Абсолютная нравственность: этика автономии и безусловный закон / А.К. Судаков. М. : Эдиториал УРСС, 1998. - 240 с.

144. Толстой Л.Н. Исповедь // Исповедь. В чём моя вера? / Л.Н. Толстой. Л. : Худож. лит., 1991.

145. Томсон К. Диалогическая поэтика Бахтина // Михаил Бахтин : Pro et contra. СПб.: РХГИ, 2002. - Т. 1. - С. 312-325.

146. Томсон К. «К философии поступка» М.М. Бахтина: действие и паранойя // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 2002. -№ 1. - С. 91-108.

147. Трофимова Г.А. Мораль справедливости, мораль заботы и гуманитарная концепция М.М. Бахтина // М.М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге 21 века. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1995. Ч. 1. — С. 212214.

148. Тульчинский Г.Л. О природе свободы // Вопросы философии. -2006.-№4.-С. 17-31.

149. Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех: О философии поступка / Г.Л. Тульчинский. — Л. : Изд-во Ленинград ун-та, 1990.

150. Тюпа В.И. Архитектоника эстетического дискурса // Бахтиноло-гия : исследования, переводы, публикации. — СПб. : Алетейя, 1995. — С. 206217.

151. Фарман И.П Социально-культурные проекты Юргена Хаберма-са / И.П. Фарман. М. : ИФРАН, 1999. - 244 с.

152. Фетисов В.П. Этика и русская философия / В.П. Фетисов, В.В. Варава // Вопросы философии. 2007. - № 8. - С. 166-172.

153. Фотиева И.В. Проблемы онтологического статуса морали // Вестник МГУ. 2003 - Серия 7: Философия. - № 3. - С. 101-109.

154. Фофанова К.В. Нравственное пространство и философия М.М. Бахтина // М.М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге 21 века. -Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1995. -Ч. 1. С. 218-220.

155. Франц A.C. О диалоге морали и нравственности // М.М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге 21 века. — Саранск : Изд-во Мордов. унта, 1995.-Ч. 1.-С. 220-222.

156. Фролов Д.Е. Роль М.М. Бахтина в разработке основ новой методологии гуманитарного познания // М.М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге 21 века. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. - Ч. 1. — С. 131— 133.

157. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике / Ю. Хабермас. М. : Весь мир, 2002. - 144 с.

158. Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политтеории / Ю. Хабермас. СПб. : Наука, 2001. - 417 с.

159. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью / Ю. Хабермас. — М. : Академия, 1995. 246 с.

160. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. СПб. : Наука, 2000. - 377 с.

161. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер. М. : Наука, 1997.451 с.

162. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления / М. Хайдеггер. М. : Республика, 1993. - 447 с.

163. Хвошнянская С.М. Человек: поступок и душа / С.М. Хвошнянская, В.М. Исаков // М.М. Бахтин : Эстетическое наследие и современность. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992. - Ч. 2. - С. 289-300.

164. Хёсле В. Философия и экология / В. Хёсле. М. : Наука, 1993. -С. 41-110.

165. Хинске И. Кантовское разрешении антиномии свободы или неприкосновенное ядро совести // Вопросы философии. — 2005. № 2. - С. 144155.

166. Хоружий С.С. Неотменимый антропоконтур. Кантовы антропо-топики // Вопросы философии. — 2005. № 2. — С. 72—101.

167. Хоружий С.С. Неотменимый антропоконтур. Антропология классического немецкого идеализма // Вопросы философии. 2007. - № 6. — С. 114-129.

168. Хоружий С.С. Опыты из русской духовной традиции / С.С. Хоружий. М. : Парад, 2005. - 448 с.

169. Хоружий С.С. О старом и новом / С.С. Хоружий. СПб : Але-тейя, 2000. - 477 с.

170. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии / С.С. Хоружий. СПб : Алетейя, 1994. - 447 с.

171. Целма Е.М. Бахтин. Философия ответственности // М.М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге 21 века. Саранск : Изд-во Мордов. унта, 1995.-Ч. 2.-С. 158-160.

172. Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. М. : Наука, 1992. - 267 с.

173. Шведова Н.Ю. К изучению русской диалогической речи. Реплики повторы // Вопросы языкознания. - 1956. - №2. — С. 67-83.

174. Швейцер А. Культура и этика. Философия культуры. Ч. 2 // Благоговение перед жизнью / А. Швейцер. — М. : Прогресс, 1992.

175. Шелепанова Т.В. М.М. Бахтин и традиции русской философско-эстетической мысли начала XX века / Т.В. Шелепанова, В.В. Прозерский // М.М. Бахтин : Эстетическое наследие и современность. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992. -Ч. 1. С. 151-161.

176. Шелер М. Ordo amoris // Избранные произведения / М. Шелер. — М. : Гнозис, 1994. С. 339-377.

177. Шелер М. Положение человека в космосе // Проблемы человека в западной философии / М. Шелер. — М., 1988. — С. 31 — 95.

178. Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей // Избранные произведения / М. Шелер. — М. : Гнозис, 1994. С. 259-339.

179. Шестов JI. Афины и Иерусалим // Соч. в 2 т. / JI. Шестов М., 1993.-Т. 1.

180. Школкина И.Н. К истокам нравственной философии М.М. Бахтина // М.М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге 21 века. -Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1995. Ч. 1. - С. 226-229.

181. Шмелёва Т.В. Модель речевого знания // Жанры речи. — Саратов, 1997.-С. 88-99.

182. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность / А. Шопенгауэр. М. : Республика, 1992. - 448 с.

183. Штёкль К. Новая антропология: поиск альтернативы картезианскому субъекту в «Очерках синергийной антропологии» Сергея Хоружего // Вопросы философии. 2008. - № 1. - С. 173-178.

184. Шульмина JI.M. О методологической роли диалога в практике человеческого общения // М.М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге 21 века. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1995. Ч. 1. - С. 133-135.

185. Щавелев С.П. «Поступающее мышление» : рассуждение на заданную М.М. Бахтиным тему // М.М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге 21 века. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1995. - Ч. 1. - С. 135-138.

186. Щитцова Т.В. К онтологии человеческого бытия (Киркегор и Бахтин) // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1995. — № 3. — С. 34-42.

187. Щитцова Т.В. Событие в философии Бахтина / Т.В. Щитцова. -Мн. : И.П. Логвинов, 2002. 300 с.

188. Щукин В.Г. О диалоге и его альтернативах. Вариации на тему М.М. Бахтина // Вопросы философии. 2006. - № 7. - С. 32-44.

189. Эйнгорн Н.К. «Отпавшая от ответственности жизнь» или Угрожающее нарастание алиби в бытии // М.М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге 21 века. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. - Ч. 1. — С. 231— 234.

190. Эмерсон К. Против закономерности: Соловьёв, Шестов, поздний Толстой, ранний Бахтин // Бахтинология : исследования, переводы, публикации. СПб. : Алетейя, 1995. - С. 117-132.

191. Ackrill J.L. Aristotle on action // Essays on Aristotle's ethics / Ackrill J.L. London : University of California Press, 2002. - P. 93-103.

192. Baron M.W. Three methods of ethics / M.W. Baron, Ph. Pettit, M. Slote. Oxford : Blackwell Publishing, 1997. - 285 p.

193. Holquist M. Answering as authoring : M. Bakhtin's translinguistics // Bakhtin: Dialogues and essays on his work. Chicago; London, 1986. - P. 59-70.

194. Holquist M. Dialogism : Bakhtin and his World / M. Holquist. London, New York : Routledge, 1990. - XIII, 204 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.