Эволюция современного хореографического спектакля и методика его экспертной оценки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат искусствоведения Судакова, Марина Владимировна

  • Судакова, Марина Владимировна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2006, Владивосток
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 201
Судакова, Марина Владимировна. Эволюция современного хореографического спектакля и методика его экспертной оценки: дис. кандидат искусствоведения: 24.00.01 - Теория и история культуры. Владивосток. 2006. 201 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Судакова, Марина Владимировна

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ЭВОЛЮЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО СПЕКТАКЛЯ

1.1. Становление хореографического спектакля

1.2. Исследование развития джаз-танца как стиля СХС

1.3. Исследование развития модерн-танца как стиля СХС

1.4. Исследование развития хореографического постмодерна (кон-темпорари и контактная импровизация) как стиля СХС

2. МЕТОДЫ И ВЫБОР ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ АНАЛИЗА СХС

2.1. Применение опыта количественного и тестового методов исследования и разработка системы показателей для анализа СХС

2.2. Характеристика и анализ показателей структуры СХС

2.3. Характеристика и анализ показателей художественности и эсте- 78 точности СХС

2.4. Характеристика и анализ показателей техники постановки СХС

3. АНАЛИЗ СХС С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ

3.1. Творчество М. Бежара как пример современного хореографического искусства

3.2. Анализ спектакля М. Бежара «Во имя жизни»

3.3. Оценка психологической безопасности зрителя с использованием метода экспертной оценки

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция современного хореографического спектакля и методика его экспертной оценки»

Красота танца - это красота цветков вишни, эмблемы самураев, жизнь которых есть мгновение, но это мгновение придает смысл жизни самой своей хрупкостью Морис Бежар

Актуальность темы. Новый этап развития современного хореографического искусства в России связан с нарастающей открытостью общественной жизни и расширением культурного пространства. В связи с этим воздействие современного хореографического искусства на культурную жизнь общества усиливается. Вместе с тем информационное поле специальной литературы содержит фрагментарные сведения об истории возникновения, формировании и развитии основных направлений современной хореографии, что затрудняет творческий анализ спектаклей и подготовку хореографов. Несмотря на возрастания международных контактов в области культуры, становление образования в сфере современной хореографии имеет место недостаток методик по анализу произведений современной хореографии, что замедляет дальнейшее развитие последней.

Эволюция современного хореографического спектакля (далее - СХС) отражает взлеты и падения этого постоянно обновляющегося вида искусства, специфически отражающего противоречия человека и общества. Современное хореографическое искусство демократично по исполнению, однако требуется определенная подготовка, чтобы суметь оценить его. Исследование эволюции современного хореографического спектакля является актуальной задачей искусствоведения, инструментом познания действительности, отражением, созданным в современном искусстве.

Сложность исследования современной хореографии заключается в быстром изменении творчества, многообразии школ, направлений и стилей хореографии. Именно поэтому в работе делается попытка исследования

СХС в контексте разных видов хореографии и современного искусства в целом.

Отсутствие единой разработанной методики преподавания современной хореографии также затрудняет исследования в данной области. Исходя из вышеизложенного тема диссертационного исследования представляется актуальной.

Степень разработанности проблемы. Известные труды В. Есаулова, Р. Захарова, И. Смирнова, критические статьи Ю. Слонимского, исторические исследования в области классического балетного искусства В. Красов-ской и Ю. Бахрушина, труды по искусству модерна Г. Фар-Беккер, мемуары Ф. Лопухова, А. Мессерера, В. Нижинского, Р. Нуриева, Ф. Дягилева и других авторов описывают теорию искусства балетмейстера классического спектакля, но практически не затрагивают специальных вопросов и особенностей постановки СХС.

Аналитико-информационный обзор позволил сформулировать следующие причины трудностей в исследовании современного хореографического искусства: сложность восприятия современного хореографического искусства по сравнению с традиционными формами хореографии в связи с использованием авторами нестабильных экспериментальных форм; неразработанность теории композиции и методик анализа СХС; практически полное отсутствие системных исследований СХС.

Предметом исследования диссертационной работы является эволюция современного хореографического спектакля в его художественно-культурной динамике.

Объектом исследования является современный хореографический спектакль.

Целью диссертационной работы является исследование эволюции СХС и разработка методики его экспертной оценки.

Исходя из поставленной цели сформулированы следующие задачи исследования: осуществить анализ эволюции форм и системных признаков балетного спектакля как основы современной хореографии и исследовать особенности возникновения и формирования СХС; разработать систему показателей для анализа СХС; апробировать предложенный метод на примере анализа творчества М. Бежара.

Положения, выносимые на защиту:

1. Современный хореографический спектакль является сложной художественной системой и логическим развитием классического балетного спектакля, обладающей спецификой, вобравшей в себя его композицию, форму, драматургию и основные постановочные приемы.

3. Анализ СХС может производиться по основным комплексным показателям: структуре, эстетичности и психологическая безопасность, технике постановки.

4. Разработанные метод экспертной оценки позволяет определить художественное, эмоциональное и психологическое воздействие СХС на зрителей.

Методология исследования базируется на трудах российских и зарубежных авторов, важнейшими из которых стали работы по теории и постановке танца В. Есаулова, Р. Захарова, И. Смирнова, Ю. Слонимского, В. Красовской и Ю. Бахрушина, Ф. Лопухова, А. Мессерера, В. Нижинского, Р. Нуриева, Ф. Дягилева и др. Использованы работы по культурологическим, искусствоведческим и социологическим методам исследования, по экспертным методам В. Петрова, С. Бешелева и Ф. Гурвича, С. Воробьева, Е. Егорова, Р. Шонбергера и др., а также информация, полученная автором в международных школах современного танца (Хабаровск, 1997, 1998, 1999, 2003 гг.; Новосибирск, 2002 г.; Москва, 2003 г.; Красноярск, 2004 г.) и во время творческих поездок (Франция, Италия, Китай, Южная Корея). Учтены рекомендации постановочных методик известных мастеров - Мориса Бежара (Франция), Торбьерна Стенберга (Швеция), Триши Браун (Франция), Гвена Вильвера (США), Бруно Чафрея (Франция), Опийо Окаша (Кения), Александра Пепеляева (Россия), Стретча (США), Дэниэла Реннела (Нидерланды), Эли Смирновой (Россия), Татьяны Багановой (Россия), Ули Джагес (Германия), Ольги Козорез (Россия).

Методология исследования определяется как единство историко-сравнительных, количественных (метод экспертных оценок), социологических (тестовые опросы), психологических (метод цветовых выборов) и других методов, что позволяет рассматривать СХС в широком контексте современного искусства.

Источниками исследования являются работы М. Бежара (Bejart Maurice par М. Bejart, Colett Masson et Gerard Mannoni/ - Paris: Edition Plume, 1995. - 304 е., ил. (Пер. с франц. Т. Архиповой; под ред. М. Судаковой, 2005) и постановка балета «Во имя жизни» на музыку В. А. Моцарта, «QUEEN», для труппы «Балет XX века», ПарижД992 г.

Практическая значимость исследований заключается в следующих положениях: впервые проведенный сравнительный анализ классического балета и современного хореографического спектакля (учитывая преемственность этих видов искусства), позволил установить их существенные отличия и некорректность прямого сопоставления; в сравнении с классическим спектаклем установлены системные признаки и специфические особенности современной хореографии; анализ СХС в контексте взаимовлияния российского и западного искусства показал нелинейность и несинхронность развития современной отечественной хореографии; разработан оригинальный метод анализа художественных признаков СХС; выявлена наиболее значимая система показателей СХС, включающая комплексные показатели структуры, эстетичности и психологической безопасности, техники постановки; установлено, что методология анализа СХС по художественным показателям базируется на качественном анализе, методах экспертных оценок и цветовых выборов; апробирована оценка психологической безопасности СХС.

Научная новизна исследования:

1. Исследована и апробирована методика анализа СХС с помощью методов экспертного оценивания.

2. Проведен системно-типологический сравнительный анализ исторической динамики хореографических постановок от VI до начала XXI века, позволивший установить логику развития и определить художественные показатели хореографических спектаклей.

3. Установлено, что современный хореографический спектакль, сформировавшийся на основе классического балета, имеет собственные принципы организации, а именно: драматургическую концепцию (с категориями -сюжет, тема, форма СХС, музыкальная драматургия), эстетическую концепцию, психологическую безопасность, хореографическую лексику и др.

4. Выявлена система художественных показателей для анализа СХС, среди которых приоритетным для изучения современной хореографии является показатель психологической безопасности, исследованный на основе метода экспертных оценок и цветовых выборов.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационных исследований были доложены и обсуждены на конференциях в Хабаровском государственном институте искусств и культуры (ХГИИК) в 2001, 2005 и 2006 гг. Метод анализа современных хореографических спектаклей разработан и апробирован за 11 лет работы руководителем в хореографических коллективах ВУЗов г. Хабаровска (ТОГУ, ХГАЭП, ДВГУПС), ансамбля современного танца «Студия С», муниципального театра «Триада», ансамбля спортивного бального танца «Фантазия», а также в процессе преподавания на кафедре «Хореография» ХГИИК, при постановке двух хореографических спектаклей «В поисках Кармен», «На грани цвета».

По теме диссертационного исследования опубликовано 12 научных работ общим объемом 14,9 п. л.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка и приложений. Основное содержание работы изложено на 168 страницах, включает 19 таблиц, 24 рисунка. Список библиографии включает 177 источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Судакова, Марина Владимировна

Выводы по проведению эксперимента:

Сочетание методов (экспертных оценок и метода цветовых выборов) позволило решить задачу преодоления возможных отклонений экспертов от объективных оценок, обусловленных субъективным подходом, возможной неискренностью в отношении к методикам.

Негативное воздействие спектакля Бежара «Во имя жизни» на экспертов заключалось в нескольких факторах - повышение уровня тревожности и агрессивности (особенно в группе экспертов до 25-ти лет). Скорее всего, это связано с легкой эмоциональной возбудимостью и психоэмоциональными особенностями данной возрастной группы. В отдельных случаях, после просмотра спектакля, уровень тревожности возрос до 25 баллов, при нормальном уровне тревожности 1-2 балла.

Если говорить об эмоциональной возбудимости, то этот показатель не является однозначно негативным, так как зрители приходят на спектакль получать ощущения, эмоциональные переживания.

В тоже время, была отмечена следующая зависимость: если эксперт находился на грани нервного срыва в связи с внешними обстоятельствами, но психоэмоциональные характеристики удерживались в норме, то после просмотра спектакля эмоциональное состояние кардинально изменялось до «склонности к суициду», «крайнего эмоционального напряжения», «стресса», спектакль выступал катализатором стрессового состояния.

Однако, как было установлено выше, в зависимости от психотипов, эмоциональное впечатление от спектакля было разным. Наиболее психоэмоционально безопасный тип зрителя из восьми выделенных - быстро возбуждающийся, сильно сопереживающий и быстро успокаивающийся.

Различным по возрастным группам экспертов оказался уровень эмоциональной возбудимости, в возрастной группе до 25-ти и после 50-ти лет -более 22,5 баллов. К негативным факторам, выявленным у зрителей методом экспертного оценивания, относятся: непонятность происходящего на сцене, что характерно для современного хореографического искусства в целом; категории после 50-ти не понравилась музыка; категории до 25-ти -костюмы; категории от 25-ти до 50-ти лет не понравилась «красивость» и некоторая навязчивость.

Вероятно, есть возможность теоретического построения «чистого» позитивного спектакля, который может быть коротким, релаксационным, но в меньшей степени являться произведением искусства. Установлено, что уровень эмоционального состояния зрителей растет при смене содержания частей спектакля от негативного до позитивного и наоборот, т.е. эмоции связывают трагизм и оптимизм сюжета, апеллирующего к сознательному, логическому мышлению и эмоциональным состояниям.

К позитивным факторам спектакля отнесены: мастерство, виртуозное исполнение, оригинальная хореография, световое оформление, музыка, идея, философская концепция (до 25-ти лет - оригинальность).

Основными параметрами, формирующими концепцию творчества Бежара являются - тема (путешествие, смерть, обряд, любовь); работа с литературой; разнообразные музыкальные пристрастия; лексика и композиция основывается на языке классического балета; тонкое философское видение мира; постоянное обращение к танцевальному фольклору.

Спектакль «Во имя жизни» относится к искусству модерна, что выражается в его философской концепции границы жизни и смерти; в единстве авторского метода и хореографической режиссуры на протяжении двухактного спектакля; в прямом диалоге любви и рока; сценографическом модерне всех компонентов спектакля - музыки, сценографии, костюмов, танца и сюжета; чередование стилей танца и музыки, пластики и ритма в течение 15 картин спектакля; абстрактности и философии действия.

Оценка психологической безопасности спектакля «Во имя жизни» М. Бежара, выполненная экспертами по методу экспертных оценок, по результатам анализа положительная. После ранжирования показателей установлено, что средняя общая оценка достаточно высока и составляет 8,06 балла. По методу цветовых выборов спектакль оценен экспертами положительно - средний балл 7 (для экспертов старше 50-ти лет), 8,2 (до 25 лет), 8,98 (от 25-ти до 50-ти лет) при оценке по десятибалльной системе.

На основе анализа эволюции форм и системных признаков балетного спектакля исследованы особенности возникновения и формирования современной хореографии. Предложена комплексная методика экспертного анализа современного хореографического спектакля, прежде всего, с точки зрения восприятия зрителями. В методику, помимо хорошо известных категорий драматургической концепции, сценографической, музыкальной и хореографической формы, вошли: количественный метод экспертных оценок, психологический метод цветовых выборов. Предложенная методика экспертного анализа была апробирована на примере творчества М. Бежара.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование проблем современного искусствознания становится актуальным средством его развития, поэтому целью данной диссертационной работы стало изучение эволюции современного хореографического спектакля как наиболее динамично развивающегося вида искусства.

В процессе аналитической подготовки информационных материалов для исследований были систематизированы и описаны исторические этапы формирования современного хореографического спектакля: этап формирования к середине XVII века; возникновение действенного балета к середине XVIII века, формирование основных функций сценографа хореографа, танцовщика в их современной трактовке к концу XVIII века; расцвет романтизма в середине XIX века и кризис балетного искусства в начале XX века.

На этой классической базе, в дальнейшем начинает свое развитие современное балетное искусство: период становления - конец XIX начало XX века; период развития джаз- и модерн-танцев - середина XX века; период развития постмодерна и контактной импровизации - 70-е гг. XX века; формирование авторских концепций современной хореографии в России - 90-е годы XX - начало XXI века.

Исторический период формирования современного хореографического спектакля включает непрерывную пространственно-временную цепь совершенствующихся компонентов - танца, музыки, авторов, исполнителей различных школ.

Джаз-танец, привнесший новые элементы в современную хореографию, сформировался в США в конце XIX века, вобрав в себя танцевальную культуру белых переселенцев и фольклорные танцы черных рабов. Принципами джаз-танца, формирующими концепцию, являются - импровизация, подирит-мичностъ, подицентричностъ, мультипликация, изоляция, коллапс, смена положений (сформулированы Кэтрин Данхэм, США). Система джаз-танца в настоящее время сохранилась и стилизовалась в мюзиклах.

Модерн как направление в искусстве конца XIX начала XX веков внес в современную хореографию большую новизну, отказ от традиционных норм и образцов, принятие экзотики Востока и античности, создание свободного пластического и ритмопластического языка танца, выход за границы классического искусства, практицизм, утилитаризм, символизм, синтез духовных культур и вненациональный орнаментализм. Теория модерна стала художественным методом создания реальности, преображения обыденного без недосказанности, дала новое прочтение классических балетов.

Концепции модерн-танца развивались по следующим основным направлениям: методика модерн-танца (М. Грэхем), все движения это падения и вставания (Д. Хамфри), танец как система отношений к трехмерному пространству (Р. Лабан), уродливое на сцене (М. Вигман), новый тип отношений героев, более эмоциональный и страстный (X. Лимон), движение ради движения (М. Кеннингем), авторские версии классических балетов, эпатаж (М. Экк), математические структуры в танце, выход за пределы сценической площадки (Т. Браун).

Постмодерн как направление в хореографии (контемпорари, контактная импровизация и др.), характеризуется разочарованием общества в результатах технического прогресса, отказом от иерархии и оценок, от традиций и наследия предков, от художественного образа, представляется путем к равенству и свободе в искусстве, «цивилизацией молодых», столкновением с информационным и видеоэкологическим давлением стареющей цивилизации, эклектикой, нетанцуемой и симфонической музыкой, открытой драматургией, демонстрацией плакатности, символизмом. Постмодерн характеризуется тремя основными направлениями: внутренней и подсознательной жизнью в духе экспрессионизма; конструктивизмом и абстракционизмом танца, ощущений; философской, религиозной, психологической и эзотерической идеей.

Результатами эволюции хореографии стали: усложнение образности (от буквального к абстрактному и символу); отказ от главенства композитора и музыки — автором спектакля становится балетмейстер; эволюция лексического языка (от бальных туфель к пуантам, от пуант к босым ногам); изменение значения сценографии (от дворцовых залов к театральным сценам, от театральных сцен к площадкам на улице).

Автором уточнено и проанализировано определение драматургической концепции, и установлено основное отличие СХС от классического спектакля -выбор темы. Если в классике устоялось ограниченное количество хореографических сюжетов, то в СХС возможен выбор любой темы, что привносит творческие трудности, но и является признаком открытости. Независимо от темы основной целью современного искусства является исследование человека, его жизни и переживаний в этом мире через призму системы взглядов автора. Поэтому данный вид искусства гуманен по содержанию.

Установлена специфика современных хореографических произведений, имеющих сложную систему, выполняющих важные социальные и культурологические задачи, влияющие на духовность и эмоциональное состояние зрителей и актеров, ограниченных требованиями безопасности для человека и общества в связи с массовым использованием неклассических, авангардных, экспериментальных форм искусства. В структуре СХС (как и в классическом спектакле) существуют определенные законы, формирующие драматургическую концепцию.

Авангард пытается деформировать структуру драматургии, поэтому современный хореографический спектакль не выработал стандартной формы, что является его достоинством при интерпретации самых разных проблем человеческой жизни, отражения эмоций и чувств. Постановщики современных хореографических спектаклей в разных художественных школах используют определенные структурные части спектакля и танцевальные формы, характерные для своей постановочной системы.

В связи со спецификой современного искусства в работе системно рассмотрена сценография спектакля, его жизненный цикл и его особенности, последний менее различается с классическими формами.

Установлено, что музыкальные стили современного искусства повлияли на становление современного хореографического спектакля, разработав следующие параметры: перекрестный ритм, импровизацию, свинг, сложный бит (ритмический рисунок); хеппининг, минимализм, синтез, поиск сочинительских законов в науке (математический метод), пуантилизм, импровизация, не-офольклоризм, обращение к техническим новинкам в сценографии (применение компьютерных технологий); социальный протест, упадничество, нигилизм, провокацию и разрушение; мастерство «не важно», важно то, что ты чувствуешь; стремление к внутренней свободе, отвержение суеты; агрессивность и энергию, пессимистические настроения, компьютерные технологии, социальный протест, черный расизм.

Художественные стили современного искусства повлияли на становление современного хореографического спектакля, создав следующие новые признаки: освобождение от классического искусства, утверждение красоты повседневной действительности, художественной значимости обыденной жизни; стирание границ между искусством и утилитарным; обращение к фольклору; художественный символ приобретает характер сложного многопланового знака, который подразумевает обязательное истолкование; беспредметное искусство; вера в технический прогресс и новую культуру; искусство как условная имитация окружающего нас мира; обращение к новым технологиям сочинения (автоматическое сочинение, бессмысленная поэзия, шумовая музыка); психоанализ, исследование подсознательного - импровизация; функциональность и простота, отвержение красивости; идея важнее формы; автор - это создатель идей; обращение к философии, феминизму, психоанализу; искусство в бытовых декорациях; минимальные выразительные средства, отстраненность от эмоций любования, чувствительности и жизнеподобия.

Как установлено в результате анализа, театральные течения XX века также оказали неоспоримое влияние на формирование современного хореографического искусства. Основным при формировании концепции современного хореографического спектакля стали: хэппенинг, перфоманс, театр жестокости А. Арто, театральная импровизация (характерная для спонтанного театра, театра участия, психодрамы, невидимого театра), театр абсурда и минимальный театр. Однако современная критика все еще не всегда может разделить пластический театр и современный хореографический спектакль из-за отсутствия достаточных критериев.

Эстетическая концепция современного хореографического искусства сформировалась под влиянием классического балета, противопоставляя себя ему. Отрицая классические эстетические принципы, современное хореографическое искусство занимается поиском новой эстетической концепции.

По результатам аналитического раздела работы определена система показателей для последующего анализа СХС: структура спектакля; художественность и эстетичность, техника постановки, психологическая безопасность и др.

Анализ методов оценки и показателей СХС позволил выявить иерархическую структуру, которая может использоваться в научных и методологических целях при исследовании художественных произведений. Выбор показателей определяется целями и задачами анализа и в третьем разделе апробируется в аспекте исследования творческой работы хореографов, исполнителей и эмоционального состояния зрителей. Установлена специфика современных хореографических произведений, заключающаяся в необходимости ограничений и требований безопасности зрителей и общества в связи с массовым использованием неклассических, авангардных, экспериментальных форм нестабильного искусства.

Имеются значительные различия в значениях художественных показателей современной и классической хореографии, что свидетельствует о самостоятельности каждого из этих видов искусств и наличии ярко выраженных их собственных признаках. Прямое сравнение по показателям не позволяет сделать корректный вывод о преимуществе одного из видов хореографии, в силу их различного функционального назначения в искусстве и в обществе, различного зрительского предпочтения и используемых профессиональных методов.

Для установления общих пространственно-временных и мировоззренческих связей проведен анализ и выявлено наличие взаимного влияния эстетических концепций современной хореографии и других видов современного искусства (музыка, живопись, театр) и классического балета.

Сравнительный анализ комплексных показателей структуры, художественности и эстетичности, техники постановки классического и современного спектакля дал возможность выделить единичные показатели, которые наиболее целесообразны для дальнейшего анализа СХС: драматургическая концепция (с такими категориями как сюжет, тема, форма СХС, музыкальная драматургия); эстетическая концепция; психологическая безопасность; хореографическая лексика и др.

Как установлено в результате анализа и исследований, показатели психологической безопасности содержат: физиологические, психофизиологические, психологические, видеоэкологические показатели.

Физиологические и психофизиологические показатели определяют соответствие произведения возможностям восприятия и навыкам человека. При этом размеры, форма, яркость, контрастность, цветовая гамма, пространственное положение элементов спектакля, действий исполнителей должны соответствовать физиологическим и психофизиологическим характеристикам конкретного контингента зрителей.

Психологическая безопасность определяет процесс восприятия и переработки информации, скорости их формирования и перестройки, эмоциональную реакцию на события и выводы зрителей на основе психоэмоциональных состояний.

К видеоэкологическим показателям относятся: содержание вредных эмоций (страх, злость, агрессия, зависть, чувство опасности, апатия и глубокая печаль и т.п.). Эмоции сопровождают практически любые проявления жизнедеятельности человека, отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций и служат одним из главных механизмов регуляции психическои деятельности и поведения, направленных на удовлетворение потребностей (мотивации).

Эффективность коллективной городской жизни соответствует рациональной основе человека, но не полностью совместима с его природной основой, носителем человеческих качеств — интеллекта, культуры, духовности, разума, творческой основы, психики (Филин В.А., 1977). Поэтому искусство должно методами духовности решать противоречия природной и разумной сущности. Иначе треугольник, включающий существование биологии и разума не решается без искусства, спасающего духовность, психику, эмоции.

Источники угроз информационно-психологической безопасности могут проявляться через искусство (особенно в массовой культуре), где в условиях массовых скоплений людей повышается внушаемость, неосознаваемые воздействия (подпороговые стимулы), психическое распространение психоэмоциональных состояний.

Зрители с высоким уровнем самосознания и самооценки, обладая личностными качествами, имеют высокую стрессоустойчивость. Опасная сюжетная информация СХС влияет позитивно на развитие таких зрителей. В результате, они отличаются более крепким душевным здоровьем и информационным иммунитетом, меньше подвержены внешним влияниям. В процессе адаптации к современному искусству их сознание приобретает качества, позволяющие значительно повысить информационный иммунитет.

Выделены следующие показатели: комплексный показатель структуры (композиции СХС и жизненный цикл СХС), в показатель композиции входят (музыкальная форма, драматургическая концепция, хореографическая форма, сценографическая форма); показатели художественности и эстетичности, в которые входят показатели эстетической концепции, художественный образ, психологической безопасности, жанр; показатели техники постановки, основные из которых рассматриваются в данной работе - хореографическая лексика и хореографический рисунок.

Анализ всех показателей СХС по сравнению с классическим балетом позволил выделить показатели, которые максимально различаются, являются наиболее специфичными для современного хореографического спектакля.

Необходимо отметить, что приведенные в работе методы частично уже составляют в той или иной степени основу анализа в современной хореографической науке и критике. Достаточно широко применялся метод логического сравнительного анализа и качественных оценок, меньшее применение получил экспертный метод, только в конце XX века начинали применяться методы психологического тестирования, качественные и количественные оценки показателей. Известны труды В.М. Петрова, рассматривающие количественные методы в искусствознании. Оценка компонентов хореографического спектакля требует разработки системы масштабирования, получения численных или качественных значений, апробации критериев для оценки. В связи с выявленными проблемами установлена актуальность исследования с применением перечисленных новых методов оценки в достаточно субъективном виде искусства - хореографии, особенно в его авангарде - современной хореографии.

В третьем разделе осуществлено экспериментально-теоретическое исследование и апробация методов и оценок, исследованных и обоснованных в 1 и 2 разделах.

Анализ творчества М. Бежара проведен по следующим показателям: драматургическая концепция (с такими категориями как сюжет, тема, форма СХС, музыкальная драматургия); эстетическая концепция; психологическая безопасность; хореографическая лексика.

Основными параметрами, формирующими концепцию творчества М. Бежара, являются темы путешествия, смерти, обряда, любви и литературные источники; разнообразные музыкальные пристрастия, способные удивить зрителя; лексика и композиция основывающиеся на языке классического балета; тонкое философское видение мира; постоянное обращение к танцевальному фольклору.

Если говорить об эстетической концепции спектакля М. Бежара «Во имя жизни», то она относится к искусству модерна. Потому что, с одной стороны, спектакль решен при постоянном обращении к классической манере композиции (в лексике, сценографических и композиционных решениях), а, с другой стороны, обладает основными признаками искусства модерн (стремление к минимализму, символизму, знаковости и пр.). Признаки современной хореографии выдержаны в спектакле по стилю и эстетической концепции.

Во время эксперимента оценивался показатель психологической безопасности спектакля М. Бежара «Во имя жизни» с помощью метода экспертного оценивания и цветовых выборов.

Сочетание методов (метода цветовых выборов и экспертных оценок) позволяло решить задачу преодоления возможных отклонений экспертов от истинных оценок, обусловленных субъективным подходом, внутренними комплексами, возможной неискренностью в отношении к методам.

Была разработана рабочая методика оценки спектакля, которая позволяла получить качественные и количественные оценки. Для проведения экспериментов были составлены три группы экспертов, различающиеся по возрасту и другим социальным показателям, что позволило накопить позитивный опыт работы с экспертами как типичными представителями зрительской аудитории и авторов. По результатам оценивания получены зависимости изменения уровня эмоционального состояния, уровня тревожности от просмотра спектакля. Получены массивы данных по оценке спектакля в различных видах - количественном, графическом, текстовом, устном, цветовом и электронном.

Из массива данных экспертного исследования, подвергнутого анализу, в третьем разделе выделены, в качестве примера, уровень эмоционального воздействия и уровень тревоги.

Негативное воздействие спектакля М. Бежара «Во имя жизни» на зрителей-экспертов заключается в нескольких факторах оценки - повышение уровня тревожности и агрессивности, особенно в группе экспертов до 25-ти лет. Скорее всего, это связано с легкой эмоциональной возбудимостью и психоэмоциональными особенностями данной возрастной группы. В некоторых случаях уровень тревожности возрос до 25 баллов после просмотра спектакля, при нормальном изменении уровня тревожности 1 - 2 балла. Если говорить об эмоциональной возбудимости, то этот показатель не является однозначно негативным, так как зрители хотят получать эмоциональные ощущения, переживания во время спектакля, что является одним из факторов мотивации.

Особенностью анализа является изменение среднего эмоционального уровня экспертов по ходу действия спектакля. В процессе спектакля вектор эмоциональности экспертов изменяется в зависимости от сюжетной линии и может колебаться в пределах 4-8 баллов. Однако, как было рассмотрено выше, в зависимости от психотипов, эмоционально впечатление от спектакля различается. Наиболее психо-эмоционально безопасный тип зрителя из восьми выделенных - быстро возбуждающийся, сильно сопереживающий и быстро успокаивающийся. Различным по возрастным группам экспертов оказался уровень эмоциональной возбудимости, в возрастной группе до 25-ти и после 50-ти лет - более 22,5 баллов. К негативным для зрителей факторам, полученным методом экспертного оценивания, относятся: непонятность происходящего на сцене, что характерно для современного хореографического искусства в целом; категории после 50-ти не понравилась музыка; категории до 25-ти -костюмы; категории от 25-ти до 50-ти лет не понравилась «красивость» и некоторая навязчивость.

К положительным факторам спектакля, отмеченным экспертами, относятся: мастерство, свежесть, красивое исполнение и хореография, работа светового оформления; музыка; идея; философская концепция; категория до 25-ти лет отметила оригинальность. В общем спектакль был оценен экспертами положительно - средний балл 7 (после 50-ти лет), 8,2 (до 25 лет), 8,98 (от 25-ти до 50-ти лет) из 10-ти возможных. Самая высокая оценка спектакля у категории экспертов от 25-ти до 50-ти лет. Это очевидно связано с тем, что зрительская аудитория после 50-ти оценивает спектакль с позиций своего опыта, негативно воспринимая новое; категория экспертов до 25-ти лет не имеет достаточно опыта и знаний, на основе которых можно раскрыть смыслы философии хореографа.

Все эксперты достаточно высоко оценили позитивность спектакля (в пределах 66,7 - 83,3 % при среднем уровне 76,2 %). Интересна цветовая оценка спектакля, для экспертов с высокой эмоциональностью запомнились цвета — белый, розовый, бледно-голубой, бело-серый. Для экспертов не профессионалов с низкой эмоциональной реакцией спектакль ассоциировался с серо-черным, фиолетовым, черным цветом, которые занимают низкие рейтинги в психологической оценке.

По графической оценке спектакля в первой половине более эмоциональных экспертов, получивших большее впечатление о спектакле, преобладают рисунки окружностей, центрированных рисунков, симметричных и пейзажных схем. Для экспертов с большей долей негативной оценки преобладают конкретные рисунки стилизованных фигурок танцоров, расположение их рядами и в динамике (первобытные рисунки людей), стрелы и сухие линии. Из экспертной оценки современного хореографического спектакля получена сложная комплексная система оценивания, которая коррелирует с результатами психологической оценки по методу цветовых выборов.

Во время эксперимента была отмечена важная зависимость: если зритель-эксперт находится на грани нервного срыва в связи с внешними обстоятельствами, но психоэмоциональные характеристики удерживаются в норме за счет самоконтроля, то после просмотра спектакля эмоциональное состояние кардинально изменялось, с получением функций - «склонность к суициду», «крайнее эмоциональное напряжение», «стресс» и т.д. То есть спектакль выступал катализатором стрессового состояния.

Вероятно, есть возможность построения «идеального» с точки зрения психологии спектакля, который не будет вызывать повышение тревожности и агрессивности, обеспечит улучшение эмоционального состояния, однако мало вероятно, что он явится произведением искусства.

Теоретическая и практическая значимость исследований заключается в проведении сравнительного анализа классического балета и современного хореографического спектакля, который позволил установить их системные признаки, художественные показатели, а также существенные отличия и некорректность прямого сопоставления, несмотря на сильное взаимное влияние и на общие гносеологические корни.

Установлены системные признаки, специфические особенности современной хореографии (особая роль драматургической и эстетической концепций, психологической безопасности и лексики). Разработана система показателей хореографического спектакля, которая включает: показатели структуры, показатели эстетичности и психологической безопасности, показатели техники постановки. Апробированы методы анализа современного хореографического спектакля: качественный анализ, оценка психологической безопасности произведена с помощью метода цветовых выборов, экспертной оценки.

Показано, что современный хореографический спектакль имеет новые принципы организации, требующие системы показателей для качественной и количественной оценки. Установлено, что принципы постановки современного хореографического спектакля создают новый фокус восприятия спектакля аудиторией, что позволяет говорить о сложном воздействии на психику зрителя.

На основе осуществленного в работе анализа эволюции форм и системных признаков балетного спектакля, исследованы особенности возникновения и формирования современной хореографии. Предложен комплексный метод экспертного анализа современного хореографического спектакля, прежде всего, с точки зрения восприятия зрителями. В содержание метода, помимо хорошо известных категорий драматургической концепции, сценографической, музыкальной и хореографической формы, вошли: количественный метод экспертных оценок, психологический метод цветовых выборов.

Предложенный метод анализа был апробирован на примере творчества М. Бежара, показав положительные результаты экспертного оценивания СХС.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Судакова, Марина Владимировна, 2006 год

1. Аллахвердов, 2001 В. М. Аллахвердов. Психология искусства: Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. -Спб.: Издательство ДНК, 2001. - 200 с.

2. Аловерт, 2005 Н. Аловерт. Михаил Барышников: Я выбрал свою судьбу - М.: ACT - ПРЕСС КНИГА, 2005.- 216 с., 64 л. ил.- (Звезды балета)

3. Аляшева, 2000 Н. Б. Аляшева. Айседора Дункан - Пермь: Урал Л. Т. Д., 2000.-441 е., ил.

4. Арсланов В. Г. История западного искусствознания XX века: учеб. пособ. для ВУЗов. М.: Академический Проект, 2003. - 768 с.

5. Архитектура и психология, 1993 Архитектура и психология: учеб. пособ. для ВУЗов // А. В. Степанов и др. - М.: Стройиздат, 1993. - 295 е.: ил.

6. Балет. Энциклопедия, 1981 Балет. Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - 623 е., ил.

7. Бахрушин, 1977 Ю. А. Бахрушин. История русского балета: учеб. пособ. для студ. ВУЗов. 3-е изд. М.: Просвещение, 1977 - 287 е., ил.

8. Бежар, 1998 М. Бежар. Мгновение в жизни другого: мемуары / Пер. с франц. Л. Зониной. - М.: АО Русская творческая палата, 1998. - 239 е., ил.

9. Беккер, 2000 Г. Беккер. Искусство модерна. / Перевод с нем. Кёльн.: KONEMANN, 2000. - 425 е.: ил.

10. Бонфельд, 2001 М. Ш. Бонфельд. Ведение в музыкознание: учеб. пособ. для студ. ВУЗов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 е.: ноты.

11. Борисовский, 1989 Г. Б. Борисовский. Эстетика и стандарт. 3-е изд. - М.: Изд-во стандартов, 1989. - 192 е.: ил.

12. Бродецкий, 2000 А. Я. Бродецкий. Внеречевое общение в жизни и в искусстве. Азбука молчания: учеб. пособ. для творч. уч. завед. фак. педаг. и психологии. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 192 с.

13. БСЭ, 1972-1978 Большая Советская Энциклопедия. В 30 томах / Гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. - М.: «Советская энциклопедия», 1972 -1978.: ил.

14. Ванслов, 1968 В. Ванслов. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. - М.: Искусство, 1968. - 223 е.: ил.

15. Ванслов, 1980 В. Ванслов. Статьи о балете.: Л., 1980. - 267 е.: ил.

16. Васенина, 2005 Е. Васенина. Российский современный танец: Диалоги. 1-е изд. - М.: Emergency Exit, 2005. - 268 е.: ил.

17. Васильева, 1968 Е. Васильева. Танец. - М.: Искусство, 1968. -247 е., ил.

18. Васюкова, 1999 И. А. Васюкова. Словарь иностранных слов. -М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.- 640 с.

19. Великие мюзиклы мира, 2002 Великие мюзиклы мира. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002 - 704 е., ил.

20. Власенко, 1988 Г. Я. Власенко. Сочинение танцевальных комбинаций: метод, пособ. для руков. самод. хореогр. колл. - М.: ВНМЦ им. Н. К. Крупской, 1988.-48 с.

21. Волков, 2002 С. Волков. Страсти по Чайковскому. Разговоры с Джорджем Баланчиным. - М.: Эксмо, 2002. - 256 е., ил.

22. Все о балете, 1966 Все о балете. Словарь-справочник. / Под ред. Ю. И. Слонимского. - М.: Музыка, 1966. - 454 с.

23. Выготский, 2003 Л. С. Выготский. Психология развития человека. -М.: Изд-во Смысл; изд-во Эксмо, 2003. - 1136 е.: ил.

24. Габович, 1989 М. М. Габович. Душой исполненный полет. М.: Молодая гвардия, 1989. - 176 е., ил.

25. Гваттерини, 2001 М. Гваттерини. Азбука балета. / Пер. с ит. - М.: БММ АО, 2001. - 240 е.: ил.

26. Гете, 1975 И. В. Гете. Об искусстве./ Сост. А. В. Гулыга. - М.: Искусство, 1975. - 623 с.

27. Голейзовский, 1987 К. Голейзовский. Образы русской народной хореографии. - М. 1987. -457 с.

28. Горохов, 2003 А. Горохов. Музпросвет. - М.: ООО Изд-во Ад Маргинем, 2003. - 334 с.

29. Гройсман, 2003 А. Л. Гройсман. Основы психологии художественного творчества: учеб. пособ. - М.: Изд-во Кочита Центр, 2003. - 187 с.

30. Евланов, Кутузов, 1978 Л. Г. Евланов, В. А. Кутузов. Экспертные оценки в управлении. М.: Экономика, 1978. - 133 с.

31. Есаулов, 2000 И. Г. Есаулов. Хореодраматургия. Искусство балетмейстера. - Ижевск: Изд. дом Удмурт, унив., 2000. -320 с.

32. Захава, 1965 Б. Захава. Режиссерское искусство: театральная энциклопедия. - М., 1965. - 872 с.

33. Захаров, 1977 Р. В. Захаров. Слово о танце. - М.: Молодая гвардия, 1977. - 158 е., ил.

34. Захаров, 1979 Р. В. Захаров. Записки балетмейстера. - М., 1979.321 с.

35. Захаров, 1983 Р. В. Захаров. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. - М.: Искусство, 1983 - 237 е., ил.

36. Ильина, 2003 Т. В. Ильина. Введение в искусствоведение: учеб. пособ. для студ. ВУЗов. - М.: ООО Изд-во ACT, ООО Изд-во Астрель, 2003.-206 е.: ил.

37. История зарубежного театра. Театр Западной Европы, 1971 -История зарубежного театра. Театр Западной Европы: учеб. для культпросвет и театр, учеб. заведений. / Под ред. Г. Н. Бояджиева. М.: Просвещение, 1971. - 360 е.: ил.

38. История культурологии, 2004 История культурологии. 3-е изд., перераб. и доп.: учеб. пособ. / Н.В. Шишова, Т. В. Акулич, М. И. Бойко и др.; Под ред. Н.В. Шишовой. М.: Логос, 2004. - 472 е.: ил.

39. Кари, 1980 П. Кари. Балет и драма. - Л.: Искусство, 1980. - 293с.

40. Колесникова, 2001 Т. И. Колесникова. Психологический мир личности и его безопасность.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 176 с.

41. Красовская, 1958 В. М. Красовская. Русский балетный театр. - Л. - М: Искусство, 1958. - 309 е.: ил.

42. Красовская, 1967 В. М. Красовская. Статьи о балете. - Л.: Искусство, 1967. - 338 е.: ил.

43. Красовская, 1972 В. М. Красовская. Русский балетный театр начала XX века. - Л.: Искусство, 1972. - 452 е.: ил.

44. Красовская, 1989 В. М. Красовская. Ваганова. - Л.: Искусство, 1989.-223 е.: ил.

45. Кукаркин, 1978 А. В. Кукаркин. Буржуазная массовая культура: Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. - М.: Политиздат, 1978. - 350 е., ил.

46. Культурология, 2004 Культурология: учеб. пособ. для студентов ВУЗов / Под ред. проф. Г. В. Драча. 5-е изд. доп. и перер. - Ростов на / Д: Феникс, 2004. - 576 с.

47. Культурология. Курс лекций, 2005 Культурология. Курс лекций: учеб. пособ. для ВУЗов // С. К. Исламгалиева, и др.- М.: Изд-во «Экзамен», 2005,- 192 с.

48. Левикова, 2004 С. И. Левикова. Молодежная субкультура: учеб. пособ. - М.: ФАИР - ПРЕСС, 2004. - 608 с.

49. Ленинградский балет сегодня: сборник, 1967 Ленинградский балет сегодня: сборник. Л. - М.: Искусство, 1967. - 288 е., ил.

50. Лисициан, 1940 С. Лисициан. Запись движения (Кинетография), М.-Л., 1940. -236 с.: ил.

51. Литературный энциклопедический словарь, 1987 Литературный энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1987. — 751 с.

52. Лопатин, Лопатина, 1998 В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. Русский толковый словарь. - 5-е изд., стереотип.- М.: Рус. яз., 1998.- 832 с.

53. Лопухов, 1966 Ф. В. Лопухов. Шестьдесят лет в балете. - М.: Искусство, 1966-424 е., ил.

54. Максимов, 2001 В. И. Максимов. Театральные концепции модернизма и система Антонена Арто: автореф. дисс. на соиск. учен. степ, докт. искусств. - Спб.: 2001. - 18 с.

55. Мессерер, 1990 А. Мессерер. Танец. Мысль. Время. - М.: Искусство, 1990. - 265 е.: ил.

56. Михайлов, 1978 М. М. Михайлов. Молодые годы ленинградского балета. / Под ред. Д. И. Золотницкого. - Л.: Искусство, 1978. - 151 е.: ил.

57. Москва. Энциклопедия, 1980 Москва. Энциклопедия / Гл. ред. А. Л. Нарочницкий. - М.: Советская энциклопедия, 1980. - 688 е.: ил.

58. Мэй, 2001 Р. Мэй. Мужество творить: Очерк психологии творчества. / Пер. с англ. - Львов: Инициатива, М.: Инст. общегуманных исслед., 2001.-128 с.

59. Надежность и эффективность в технике, 1988 Надежность и эффективность в технике: справочник: т. 3. Эффективность технических систем / Под общ. ред. В. Ф. Уткина, Ю. В. Крючкова, 1988. - 328 е.: ил.

60. Немов, 1984 Р. С. Немов. Психология. Общие основы психологии. В 2 кн. Кн. 1. -М.: Просвещение: Владос, 1984.

61. Нижинский, 2000 В. Нижинский. Чувство. -М.: Изд-во Вагрус, 2000. - 252 с.

62. Новак, 2004 С. Новак. Импровизация в танце: www.girshon.ru/ www.dancetrio/Articles/cintia.htm (25.12.2004)

63. Новерр, 1965 Т. Т. Новерр. Письма о танце и балетах. - Л. - М.: Искусство, 1965.-376 е., ил.

64. Синицина, 1997 И. Е. Синицина. В мире обычая. М.: Восточная литература РАН, 1997, 210 с.

65. Общая психология, 1976 Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1976. - 432 с.

66. Общая психология, 1981 Общая психология. / Под ред. В. В. Богословского. -М.: Просвещение, 1981.- 643 с.

67. Основы системы Станиславского, 2000 Основы системы Станиславского: учеб. пособ. /Авт. состав. Н. В. Киселева, В. А. Фролов. -Ростов н / Д.: Феникс, 2000. - 128 с.

68. Петипа, 1971 М. Петипа. Материалы, воспоминания, статьи. / Под ред. А. Нехендзи. - Л.: Искусство, 1971. - 446 е., ил.

69. Пави, 1991 П. Пави. Словарь театра. / Пер.с франц. — М.: Прогресс, 1991. - 504 е.: ил.

70. Петров, 1982 О. А. Петров. Русская балетная критика конца XVIII - первой половины XIX века. - М.: Искусство, 1982. - 319 е.: ил.

71. Петров, 2004 В. М. Петров. Количественные методы в искусствознании: учеб. пособ. для высшей школы.- М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2004.- 432 с.

72. Петрушин, 2000 В. И. Петрушин. Музыкальная психотерапия. Теория и практика: учеб. пособ. для студ. ВУЗов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-176 с.

73. Психические состояния, 2001 Психические состояния / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. - СПб.: Питер, 2001. - 512.: ил.- (Мерия «Хрестоматия по психологии»).

74. Психологические тесты, 2002 Психологические тесты. / Под ред. А. А. Карелина. В 2 т. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 312 е.: ил.

75. Психология художественного творчества, 1999 Психология художественного творчества: хрестоматия. / Сост. К. В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 1999. - 752 с.

76. Раушенбах, 2001 Б. В. Раушенбах. Геометрия картины и зрительное восприятие. - Спб.: Азбука-классика, 2001. - 320 е.: ил.

77. Родна, 2001 М. Д. Родна. Современное искусство. Притворись его знатоком. / Пер. с англ. Л. Высоцкого. Спб.: Амфора, 2001. - 101 с.

78. Россия: энциклопедический словарь, 1991 Россия: энциклопедический словарь. - Л.: Лениздат, 1991. - 922 е., ил.

79. Русский балет: энциклопедия, 1997 Русский балет: энциклопедия. / Ред. Е. П. Белова, Г. Н. Добровольская, В. М. Красовская, Е. Я. Суриц, Н. Ю. Чернова - М.: Большая российская энциклопедия; Согласие, 1997. - 632 е.: ил.

80. Симаков, 2002 В. И. Симаков. Интеллектология.- Хабаровск: Приамурское географическое общество, 2002. - 480 с.

81. Слонимский, 1965 Ю. И. Слонимский. Чайковский и балетный театр его времени. - М.: Искусство, 1965. - 296 с.

82. Слонимский, 1967 Ю. И. Слонимский. Семь балетных историй. -Л.: Искусство, 1967. - 256 е.: ил.

83. Слонимский, 1968 Ю. И. Слонимский. В честь танца. - М.: Искусство, 1968. - 369 е., ил.

84. Слонимский, 1984 Ю. И. Слонимский. Чудесное было рядом с нами: заметки о петроградском балете 20-х годов. / Общ. ред. И. Ступникова. - Л.: Советский композитор, 1984.-264 е., ил.

85. Смирнов, 1986 Смирнов И.В. Искусство балетмейстера: Уч. пос. для студ. культпросвет фак. вузов культуры и искусства. - М.: Просвещение, 1986- 192 с.:ил.

86. Современная энциклопедия. Музыка наших дней, 2002 -Современная энциклопедия. Музыка наших дней. / Вед. ред. Д. М. Володихин.- М.: Аванта+, 2002. 432 е., ил.

87. Станиславский, 1980 К. С. Станиславский. Моя жизнь в искусстве. - М.: Искусство, 1980. — 430 е.: ил.

88. Стэнли, 2000 М. Стэнли. Эксперимент в социальной психологии. 3-е изд. перераб. и доп. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 336 с. (Серия «Мастера психологии»)

89. Судакова, 2002 М. В. Судакова. Воздействие современного искусства на эмоциональное состояние человека // Архитектура и строительство Дальнего Востока. - Хабаровск, 2002, № 1. С. 9.

90. Судакова, 2002 М. В. Судакова. Современный танец. Ч. 1: учеб. пособ. для студентов дневного и заочного отделений. - Хабаровск: Изд-во Хабар, гос. техн. ун-та, 2002.- 33 с.

91. Судакова, 2003 Изучение эмоций у зрителей современного хореографического искусства / М. В. Судакова // Материалы научно-практической конференции «Название» Ч. 1. - Хабаровск: ХГИИК, 2003. -11с.

92. Судакова, 2003 Композиция танца: информационный сборник № 2 - (методические рекомендации для руководителей хореографических коллективов) / М. В. Судакова. - Хабаровск: КНОТОК, 2003. - 9 с.

93. Судакова, 2004 Импровизация в современной хореографии / М. В. Судакова // Сборник научных трудов кафедры хореографии за 20032004 г. - Хабаровск: ХГИИК, 2004. - 46 - 54 с.

94. Судакова, 2004 Психология творчества Мориса Бежара / М. В. Судакова // Сборник научных трудов кафедры хореографии за 2003-2004 г. - Хабаровск: ХГИИК, 2004. - 64 - 68 с.

95. Судакова, 2004 М. В. Судакова. Композиция и постановка танца (1-3 курс): тексты лекций для студентов дневного и заочного отделений. - Хабаровск: Изд-во Хабар, гос. техн. ун-та, 2004. - 85 с.

96. Судакова, 2005 М. В. Судакова. Современный танец. Ч. 2 /: учеб. пособ. - Хабаровск: Изд-во Хабар, гос. техн. ун-та, 2005. - 97 с.

97. Судакова, 2005 Современные танцевальные направления и их влияние на российскую культуру / М. В. Судакова // Сборник научных трудов кафедры хореографии. - Хабаровск: ХГИИК, 2005. - 70 - 85 с.

98. Судакова, 2005 Методология оценки при исследовании современных хореографических спектаклей / М. В. Судакова // Сборник научных трудов кафедры хореографии. - Хабаровск: ХГИИК, 2005. 85 - 96 с.

99. ЮО.Суриц, 1979 Е. Я. Суриц. Хореографическое искусство двадцатых годов. -М.: Искусство, 1979. - 360 е.: ил.

100. Теория культуры, 2003 Оганов А. А., Хангельдиева И. Г. Теория культуры: учебн. Пособ. для ВУЗов. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. - 416 с.

101. Технология творческого мышления, 2000 М. И. Мирович, JI. И. Шрагина. Технология творческого мышления: практич. пособ. - Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. - 432 с.

102. Федоровский, 2003 В. Федоровский. Сергей Дягилев, или Закулисная история русского балета. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 320 е.: ил.

103. Фельденкрайз, 1993 М. Фельденкрайз. Сознавание через движение. / Пер. с англ. М. Папут. - М.: Стройиздат, 1993. - 295 е.: ил.

104. Филин, 1977 В. А. Филин. Видеоэкология. Что для глаз хорошо, а что - плохо. М.: МЦ «Видеоэкология». 1977.- 320 с.

105. Фокин, 1962 М. Фокин. Против течения. Воспоминания балеруна: статьи, письма. -М.: Искусство, 1962. - 638 е., ил.

106. Фрейд, 1997 3. Фрейд. Психоаналитические этюды. / Сост. Д. И. Данской, В. Ф. Круглянский. - Мн.: ООО Попурри, 1997. - 608 с.

107. Фрейлих, 2002 С. И. Фрейлих. Теория кино. От Эйзенштейна до Тарковского. 2-е изд. - М.: Академический проект, 2002. - 512 с.

108. Фриман, 2003 Д. Фриман. История искусства. / Пер. с англ. - M.: Изд-во ACT; ООО Изд-во Астрель, 2003. - 144 е.: ил.

109. Ю.Холопова, 2003 В. Холопова. Композитор Альфред Шнитке. -Челябинск: Изд-во Аркоим, 2003. - 253 с.

110. Холфина, 1990 С. С. Холфина. Вспоминая мастеров московского балета. - M.: Искусство, 1990. - 377 е., ил.

111. Худяков, 1913 1918 - С. Н. Худяков. История танцев в ч. 1-4, СПб, 1913-1918

112. Черкасский, 1994 Д. А. Черкасский. Записки балетомана. Пятьдесят лет в партере Кировского театра. - Изд-во Арт СТД РФ, 1994. -254 е.: ил.

113. Чистов, 1986 К. В. Чистов. Народные традиции и фольклор. - JL: Изд-во Наука, 1986. - 303 е.: ил.

114. Шереметьевская, 1985 Н. Шереметьевская. Танец на эстраде. M.: Искусство, 1985. - 416 с.

115. Эльяли, 1970 Н. И. Эльяли. Образы танца. - М.: Знание, 1970. -237 е., ил.

116. Энциклопедия искусства XX века, 2002 Энциклопедия искусства XX века / Автор-сост. О. Б. Краснова. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. -352 е.: ил.

117. Эстетика, 2000 Эстетика: учеб. пособ. для ВУЗов / Под ред. А. А. Радугина. - М.: Центр, 2000. - 240 с.

118. Au Susan, 2003 Au Susan. Ballet and Modern Dance. Italy, Milano, 2003-271 е.: ил.

119. Bejart, 1995 Bejart Maurice par M. Bejart, Colette Masson et Gerard Mannoni / Пер. с франц. Т. Архиповой; ред. M. Судакова. - Paris: Editions Plume, 1995.-304 е., ил.

120. Masson, Mannoli, Bejart, 2000 Masson C., Mannoli G. Bejart M. Par Maurice BEJART.: Parie. Editions "PLUME". 2000.- 435 c.

121. К. Антонова, 2002 http://www.theatre.ural.ru/kudrama/truppa.html

122. Jl. Барыкина, 2001, http://www.festival.bryansk.ru/article2.htm

123. Ю. Баталина, 2002, www.adagio.ru/stars/ciscaridze/link.htm

124. M. Борисова, 1999, http://www.theatre.ural.ru/provinc/repert.html

125. Т. Вдовина, 2004, http://sibaltera.lvs.ru/2004/ Theatre/Provinc/ klensad.htm

126. О. Гердт, 2001, http://www.festival.bryansk.ru/article2.htm

127. А. Гордеева, 2001, www.theatre.ural.ru/provinc/repert.html

128. Е. Губайдуллина, 2001, http://whttp://www.festival.bry ansk.ru/article2.htm

129. К. Гурски, 2000, http://www.theatre.ural.ru/provinc/repert.html

130. J1. Гучмазова, 2001, http://www.festival.bryansk.ru/article2.htm

131. О. Дворянова, 2004, http://www.theatre.ural.ru/provinc/repert.html

132. К. Елкина, 2000 http://www.festival.bryansk.ru/article2.htm

133. Б. Каминьски, 2000 http://www.festival.bryansk.ru/article2.htm (http://www.musiccritics.ru)

134. О. Краснова, 2000, http://sibaltera.lvs.ru/2004/Theatre/Provinc /svadebka.htm

135. Г. Крошин, 2002, http://www.festival.bryansk.ru/article2.htm

136. М. Крылова, 2001, http://opera.permonline.ru/index.cfm?page=127

137. Т. Кузнецова, 2001, http://forum.balet.ru/viewtopic.php?p=8247

138. А. Курукуласурия, 2001, http://www.theatre.ural.ru/provinc/repert.html

139. А. Ларин, 2001, http://www.theatre.ural.ru/provinc/history.html

140. Т. Медведева, 2000 www.mariinsky.ru/en/forum/?m=5238

141. И. Северина, «Музыка и время» № 6, 2003 http://old.russ.ru/authors/Yolkina.html

142. О. Токранова, 2001, http://www.festival.bryansk.ru/article2.htm

143. Е. Торская, 2001, http://www.theatre.ural.ru/provinc/repert.html

144. А. Фирер, 2001, http://www.theatre.ural.ru/provinc/repert.html

145. О. Фукс, 2001, http://vvv.literra.websib.ru/news.htm7522

146. Н. Шиянов, 2004, http://pr.bolshoi.net /pressa/pikd/krylbol pd.htm

147. А. Юркова, 2001, http://vw.literra.websib.ru/news.htm75221. Лекции:

148. С. Торбьорн. Лекции по модерн-танцу и джаз-танцу в летней школе современной хореографии, 2002

149. О. А. Козорез. Лекции по композиции и постановке танца, 2004

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.