Эволюция музыкальности итальянской поэзии: от Дж. Марино до П. Метастазио тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Галатенко, Юлия Николаевна
- Специальность ВАК РФ10.01.03
- Количество страниц 248
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Галатенко, Юлия Николаевна
Введение
Глава I Понятие музыкальнииха
1.1. Чь I. оричие предплки музыкальнииха
1.2. Чь II. Критерии музыкальни поэзии
1.2.1.Чтолижает поэзию и музыку
1.2.2. Определения музыкальнииха
1.2.3. Обзор критической литературы на тему музыкальности поэзии.с
1.2.4. Параметры музыкальни поэзии
1.2.5. Выводы по определению музыкальни поэзии
Глава II Специфика музыкальни итальяой поэзии XVII века 78 II.I Музыкальнь итальяой барочной поэзии
11.1.1. Марино и марины
11.1.2. Приемы музыкальни итальяой барочной поэзии
11.2. Музыкальнь поэзии Габриелло Кьябреры и его школы
11.3. Выводы о музыкальни итальяого барочного и клицскогоиха
Глава III Музыкальнь итальяой поэзии XVIII века
III. 1. овные отличия музыкальни поэзии XVIII в. от XVII в
111.2. ория "Аркадии"
111.3. Теоретичие положения академии "Аркадия"
111.4. Музыкальнь поэзии "академиков"
111.5. Приемы музыкальни в итальяой поэзии XVIII века
111.6. Поэзия Пьетро Метазио
111.7. Выводы об эволюции музыкальни поэзии XVII- XVIII вв
Глава IV Пути эволюции музыкальнииха оперного либретто
IV. 1. овные тенденции эволюции поэтичого теа либретто
IV.2. Опера в XVII веке
IV.3. Опера в XVIII веке
IV.3.1. Опера и "Аркадия"
IV.3.2. Теоретичие положения о жанре оперы (трактаты XVIII века)
IV.4. Музыкальнь теа арии и речитатива
IV.5. Реформирование оперы и его влияние на музыкальнь либретго
IV.5.1. А. Дзено, П. Метазио об опере
IV.5.2. Музыкальньиля Метазио
IV.5.3. В чемстояла реформа Метазио
IV.6. Анализ музыкальни поэтичих либретто
IV.7. Музыкальнь поэтичойставляющей оперы-буфф
IV.8. Влияние оперы на поэзию XVIII века
IV.9. Выводы о музыкальнииха оперного либретто
IV.9.1. В чем проявляю различия музыкальни поэзии и либретто
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Опера seria: Генезис и поэтика жанра2000 год, доктор искусствоведения Сусидко, Ирина Петровна
Венецианская опера 1640-х - 1670-х гг.: поэтика жанра2005 год, кандидат искусствоведения Емцова, Ольга Михайловна
Стиль и жанр опер Жана-Батиста Люлли1999 год, кандидат искусствоведения Булычева, Анна Валентиновна
Поэтика литературного либретто на сюжеты произведений А. С. Пушкина в русской опере рубежа XIX-XX веков2002 год, кандидат филологических наук Лаптева, Елена Ростиславовна
Феномен бельканто первой половины XIX века: композиторское творчество, исполнительское искусство и вокальная педагогика2008 год, кандидат искусствоведения Хоффманн, Анна Евгеньевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция музыкальности итальянской поэзии: от Дж. Марино до П. Метастазио»
Данная диссертация посвящена анализу эволюции музыкальности итальянской поэзии XVII-XVIII веков.
Обычно музыкальность ассоциируется с понятиями "мелодичность", "гармоничность", "благозвучие", "поэтичность". При всей неоспоримости таких ассоциаций мы будем трактовать понятие "музыкальность поэзии" одновременно шире, (ибо поэзия и музыка имеет очень много общего: это и общие жанры, начиная от песни и заканчивая оперой, общая эволюция этих жанров в истории культуры, наконец, тот звуковой мир, который, организуясь интонационно, становится искусством - музыкальным, поэтическим и музыкально-поэтическим), но и точнее, поскольку даже применительно к самой музыке "музыкальность" не исчерпывается мелодичностью или поэтичностью1.
Музыкальность поэзии" не есть сумма всех музыкальных явлений, напрямую перенесенных на поэтическую почву, следует учитывать условность этого термина. Мы не беремся во всей полноте решать проблему, лежащую на рубеже творческого процесса, психологии восприятия и анализа, ибо нам не хватит существующего терминологического и понятийного инструментария для изучения феномена музыкальности. Поэтому рассмотрим лишь "видимые", относительно уловимые аспекты этого понятия, являющиеся смежными для поэзии и музыки, понимая при этом всю метафоричность подобного сопоставления двух видов искусств.
Исследование музыкальности поэзии такая же сложная задача, как и исследование поэтичности музыки. Будучи не вполне четко определимым понятием, оно трудно разложимо на составляющие, т.к. сразу же появляется риск схематизации и упрощения. Известно, что нельзя "поверить алгеброй гармонию".
1 См. Dorrell Ph. The perception of musicality // URL: http://whatismusic.info/articles/TheOuestionWhatIsMusic
Заметим, что музыкальность поэзии - явление, не познаваемое и не раскрываемое до конца, не подлежащее "развинчиванию" на детали. Это одна из тайн, превращающих слово в искусство. Недаром Л.Л. Сабанеев утверждал, что «вся магия художественного слова есть явление, относящееся к области "музыки речи"»2. Особое интонирование слова вызывает ассоциации с мелодией, музыкальным ритмом. "Вычленить" из поэтического слова "музыку" - задача очень сложная, однако не рассматривать явление музыкальности поэзии нельзя, т.к. это одна из сущностных сторон поэзии вообще, и итальянской поэзии, в особенности.
Однако музыка, будучи родоначальницей всех видов "музыкальности", имеет свою достаточно четкую теорию, обладающую своими строгими законами. Научный подход неизбежно вынужден схематизировать объект исследования, поэтому, раз уж сама музыка поддается такому схематизированию, то и мы позволим себе рассмотреть музыкальность стиха, разложив ее на элементы.
Музыкальная составляющая присутствует в любом искусстве. Нередко говорят и о музыкальности "молчащих" искусств: архитектуры, живописи, скульптуры, стремясь подчеркнуть их пластичность, красочность. Так, "музыкальность живописи" определяется исследователями как "применение элементов теории и формообразования музыкального искусства в живописи"3. Специфика же музыкальности поэзии видится в том, что, будучи искусством звучащим, поэзия смогла почерпнуть из музыки больше, нежели иные виды искусства.
Исследование музыкальности поэзии не означает условное ассоциирование поэзии с музыкой. Музыкальность - это не только музыковедческий термин, используемый при характеристике исполнения музыкального произведения или степени профессионализма исполнителя.
2 Сабанеев Л.Л. Музыка речи. М.: "Работник просвещения", 1923. С. 16.
Сухорукова H.A. Музыкальность как свойство живописи. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Барнаул, 2006. 230 с.
Музыкальность поэзии - это и литературоведческий термин, имеющий свои четкие определения.
Степень изученности проблемы. Проблема музыкальности поэзии -одна из самых активно обсуждаемых в современном отечественном и зарубежном литературоведении. Однако в литературоведение понятие "музыкальность" проникло уже давно. Так, к концу XIX века оно уже существовало4, хотя не имело четкого определения.
В отечественном литературоведении о музыкальности стиха первым заговорил Б. Эйхенбаум5, в западном - Э. Сивере6, Т. Элиот, понимавший под музыкой стиха скорее "звучность" и "гармоничность"7.
Анализу подвергались как теоретические, так и историко-литературные аспекты музыкальности поэзии.
В современном литературоведении существует немало работ по проблеме взаимосвязи музыкального искусства с поэтическим словом, они, во многом, исследуют эту проблему с разных позиций, но все эти позиции схожи Q в одном: поэзия и музыка имеют очень много общих черт . В основном, анализу подвергалась фонетическая составляющая поэзии, и под музыкальностью стиха понималось его красивое звучание.
Есть ряд научных работ, в которых не используется само слово "музыкальность" поэзии, но делаются попытки сопоставить два вида искусства: поэзию и музыку9.
4 См. Амброс А. Границы музыки и поэзии. Спб.-М.: Пер.И.Т. Пер. собственность издателей, 1889. Классовский В. Поэзия в самой себе и в музыкальных своих построениях (о выборе стихотворного размера). СПб, М., 1872.
5 Эйхенбаум Б.М. Мелодика русского лирического стиха. Пб.: "Опояз", 1922.
6 Sievers Е. Rhythmisch - melodische studien. Vortzage und Aufsatze fon Edard Sievers. Heidelberg, Winter, 1912.
7 Eliot T.S. The music of poetry // Eliot T.S. On Poetry and Poets. London: Faber and Faber, 1957.
8 • Роднянская И.Б. Слово и музыка в лирическом произведении // Слово и образ, М., 1964.
• Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово. M.: Музыка, 1978.
• Махов А.Е. Идея словесной музыки в европейской поэтике. M.: Intrada, 2005.
• Arabo S. Du rapport entre poesie et musique. URL: http://membres.lycos.fr/mirra/Reflexpoesie.html
9 См., напр.: Соколов О. О "музыкальных формах" в литературе (к проблеме соотношения видов искусств) // Эстетические очерки. Сборник статей под р-ией И.А. Константинова. Вып 5. М.: Музыка, 1979.
Росту количества исследований в области музыкальности стиха способствует усиление внимания к этой проблеме и внутри самого музыковедения. Так, о музыкальности поэзии пишутся работы и учеными-музыковедами10.
Исследуется музыкальность текстов определенных поэтов как времен
11 12 13 средневековья , Возрождения, XVII, XVIII веков, так и XIX", XX веков . Кроме того, существует довольно большое число работ, анализирующих музыкальность как поэтологическое понятие романтической эстетики и само практическое воплощение музыкальности в поэзии романтиков14. Такое пристальное внимание именно к романтической поэзии как объекту анализа музыкальности связано, по всей вероятности, с тем, что в широком читательском и исследовательском представлении музыкальность отождествляется с лиризмом. Исследовательский интерес вызывает и музыкальность поэзии символистов15, поскольку в самой теории символизма этому явлению уделяется особое внимание.
Современная компаративистика все чаще обращается к анализу взаимоотношений различных искусств, в частности, к взаимодействию поэзии и музыки. Учеными создавались целые сборники трудов, посвященные теме близости поэзии и музыки16. Более того, в современной науке ведется речь не только о музыке в поэзии, но и о музыке в прозе17.
• Оголевец А.С. Слово и музыка в вокально-драматических жанрах. М.: Музгиз, 1960.
• Гервер JI.JI. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов. М.: Индрик, 2001.
• Степанова И.В. Слово и музыка: Диалектика семантических связей. М.: Книга и бизнес, 2002.
11 Sesini U. Poesia е musica nella latiniti cristiana dal III al X secolo. Torino: Soc.ed.intern., 1949.
12 Андроников И. Музыкальность Лермонтова // Советская музыка, 1964 №10.
13 Козленко Э.С. Мелодика и ритмика английского стиха XX века. Автореф. диссерт. на соискание ученой степ, кандидата филологич. наук. M.: Мое. гос. пед. ин-т иностранных языков им. M. Тореза, 1980. 26 с. Брик О. Маяковский и музыка. // Советская музыка, 1940 №4.
Петрушевская E.M. Музыкальный мир Иосифа Бродского. Спб: Издательство журнала "Звезда", 2004.
14 Махов А.Е. Ранний романтизм в поисках музыки: слух, воображение, духовный быт. M.: Лабиринт, 1993.
15 Bernard S. Mallarme et la musique. P., 1959
16 • Поэзия и музыка. Сборник статей и исследований под р-ией В.А. Фрумкина. M.: Музыка, 1973.
• Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Сборник статей. Л.: Наука, 1974.
17 Фортунатов H.M. Музыкальность чеховской прозы (Опыт анализа формы). // Филологические науки, 1971, №3.
Изучением связей поэзии с музыкой сейчас занимаются все больше и больше, в основном за рубежом. Если раньше термин "музыкальность поэзии" 18 звучал нечасто , то в последние десятилетия он встречается в западной литературоведческой практике все больше19. Так, понятие музыкальности
20 включено в международный словарь литературоведческих терминов , и под ним подразумевается не только фонетическое украшение стиха, но и использование в поэзии музыкальных образов. Среди "технических" аспектов музыкальности поэзии автор статьи - Эрик Селлин - называет метрику и аллитерацию. Конечно, такое понимание музыкальности кажется упрощенным, но уже сам факт выделения категории музыкальности (на уровне словарной статьи) как одной из составляющих стиха кажется значимым.
Выделим отдельно труды на тему музыкальности итальянской поэзии21, исследования музыкальности поэзии трубадуров , а также работы о музыкальности стиха различных итальянских поэтов: в основном, в
18 Brown C.S. Music and Literature. A Comparison of the Arts. University Press of New England, Hanover and London, 1948.
Raymond G.L. Rhythm and harmony in poetry and music together with music as a representative art. N.Y. - London: Putnam, 1909.
19 • Winn J. A. Unsuspected eloquence. A history of the relations between poetry and music. New Haven and
London, 1981.
• Spire A. Plaisir poetique et plaisir musculaire. Essai sur revolution des techniques poetiques. N.Y.: Vanni, 1949.
• Allantt L. Musicality of the American Renaissance: Рое and his contemporaries. // American Renaissance Academic Journal. Fall 2004 // URL: http://coursesite.cl.uh.edu/HSH/Whitec/LITR/4232/models/projccts/proi04/rp04allnatt.htm.
• Backes J.-L. Musique et literature. Essai de poetique comparec. Paris: PUF, 1994.
• Dorrell Ph. Op. cit.
• Fleitas C. Musicality in Haiku Written in Spanish: a Platonism? // URL: http://www.worldhaikureview.org/l-3/whcessayfleitasl.shtml
• Pajevii M. Poesie ct musicalite - une introduction historique a une journee d'dtude "Poesic et musicalitd: liens, croisements, mutations" organisee par le GR2A Centre de Recherches sur l'Autriche et l'Allemagne. Universite de Rouen le 8 decembre 2005.
• Woodsworth J. Meaning & musicality: striking a balance in poetry translation. Paper presented at the Fifth Interdisciplinary Conference "The "EYE/I" in Canadian research and Canadian art" Ottawa, 15-17 february 2002. // URL: http://kanadacha.ca/academic/feb02.html.
20 Sellin E. Musicalitd / Analysis. // URL: http://www.ditl.info/arttest/art912.php.
21 • Baglioni S. Udito e voce. Elementi fisiologici della parola e della musica. Roma: Stock, 1925.
• Beltrami P.G. La metrica italiana. Bologna: Mulino, 2001.
• Гардзонио С. Ранние русские представления о музыкальности итальянской поэзии (Сон, найденный в старых бумагах моего дедушки). // Музыка и незвучащее. М.: Наука, 2000. С. 135 - 142.
22 Monterosso R. Musica е ritmica dei trovatori. Milano: GiufTrd, 1956.
Poesie musicali del Trecento. A cura di Giuseppe Corsi. Bologna: Commis, 1970. критической литературе уделяется внимание музыкальности стиха Дж. Марино23 и П. Метастазио24.
Понятие музыкальности поэзии используется и при анализе современной поэзии, в том числе и итальянской. К примеру, отмечают особую
25 музыкальность современной итальянской поэтессы Амелии Росселли , а также итальянского поэта Марко Бадзато, чья поэзия "полна полифонических интонаций"26.
В последние годы (как в России, так и за рубежом) проходят конгрессы и конференции, либо имеющие в своих названиях термин "музыкальность" , либо обращающиеся к нему в качестве своей тематики28. Дискуссии строятся не по поводу того, существует ли музыкальность поэзии вообще (т.к. в современном литературоведении такой вопрос уже не ставится, наличие музыкальности поэзии уже общепризнано), а на вопросе, как следует анализировать музыкальность поэзии, какие параметры стиха отсылают к музыке и т.д.
Актуальность работы определяется современным стремлением к преодолению замкнутости, широкому охвату, синтезу различных областей, поиску общих закономерностей, присущих отдельным наукам. Познание
23 Costanzo М. Critica е poetica del primo Seicento. Vol 2. Roma: Bulzoni, 1970. Asor Rosa A. La lirica del Seicento. Bari: Laterza, 1975.
Чекалов К.А. Маньеризм во французской и итальянской литературах. М.: ИМЛИ РАН, "Наследие", 2001.
24 • Goldin F.D. Per una morfologia dell'aria metastasiana // Metastasio e il mondo musicale. Studi di musica
Veneta. Firenze: Olschi, 1986.
• Brizi B. Metrica e musica verbale nella poesia teatrale di Pietro Metastasio. // Atti dell'Istituto Veneto di Scienze, 1973.
• Nicolodi F. Sul lessico di Metastasio. Le forme e la prassi esecutiva // Le parole della musica. Studi sulla lingua della letteratura metastasiana in onore di G.Folena. Firenze, 1994.
25 Conference sur la poesie italienne contemporaine. // URL: http://www.iicalgeri.esteri.it/NR/rdonlyres/EEACDlA2 -FBE3-491F-A8D7-BB16DC26C973/23915/LAuthentique2223sett.pdf
26 Zografova K. Introduzione alia poesia di Marco Bazzato. // URL: http://www.scgretidipulcinella.it/sdp8/let0303.htm
27 К примеру, Une journSe d'etude "Po6sie et musicalit6: liens, croisements, mutations" organis6e par le GR2A Centre de Recherches sur l'Autrichc et l'Allemagne. University de Rouen le 8 decembre 2005, а также: Words and music - an interdisciplinary conference, march 14-15,2003. University of Missouri - Colombia. // URL: http://linguistics.missouri.edu/lingconffl3/abstracts.html
28 Литература в системе искусств: методология междисциплинарных исследований. Международная конференция. (1,2000). СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.91 е.;
Conference sur la poesie italienne contemporaine, а также: the Fifth Interdisciplinary Conference "The "EYE/I" in Canadian research and Canadian art" Ottawa, 15-17 february 2002. // URL: http://kanadacha.ca/academic/feb02.html. одного "через другое" углубляет сложившееся представление, обогащает их новым знанием, помогает вскрыть суть. Именно этим в современной науке (как литературоведении, так и музыковедении) объясняется всплеск интереса к изучению различного рода взаимодействий поэзии и музыки. Кроме того, несмотря на достаточную изученность, проблема эволюционирования музыкальности поэзии не получала самостоятельного освещения, тем более на материале итальянской поэзии XVII, XVIII веков.
Цель работы. Целью данного диссертационного исследования является изучение историко-литературного аспекта проблемы эволюции музыкальности итальянской поэзии XVII - XVIII веков. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
• поскольку термин "музыкальность стиха" не является однозначным в смысловом отношении, т.е. нередко в это понятие вкладываются различные смыслы, и отчасти оно не считается общепринятым, то для рассмотрения эволюции этого явления на примере итальянской поэзии XVII - XVIII веков, следует сначала осветить состояние и степень изученности проблемы и уточнить используемый терминологический аппарат, а также выработать некоторое рабочее определение. В задачи не входит приводить все существующие теории музыкальности поэзии со всеми возможными определениями понятия "музыкальность стиха", а входит лишь сведение воедино некоторых авторитетных мнений и наиболее важных определений с тем, чтобы дать свое понимание этого феномена.
• В задачу входит рассмотрение того, каким именно образом создается музыкальность стиха, какие существуют ее разновидности, как это явление способно эволюционировать. При этом мы не утверждаем, что стихи делятся на музыкальные и немузыкальные, музыкален даже стих, кажущийся очень дисгармоничным - в нем своя музыкальность, интересным кажется понять "механизм" создания разных форм музыкальности стиха. • Рассмотреть, какие именно изменения претерпела музыкальность стиха в Италии в XVIII веке, по сравнению с XVII веком. Естественно, что в задачу кандидатского исследования не входит анализ творчества всех поэтов этого периода, а лишь творчества тех, чья поэзия наиболее репрезентативна для изучения музыкальности стиха.
Научная новизна. Хотя явление "музыкальности поэзии" изучено в литературоведении достаточно широко, в орбиту исследований не попадал вопрос об эволюционировании этого понятия. Нас будет интересовать, в чем именно состояла эволюция этого феномена в итальянской поэзии XVIII века, по сравнению с XVII веком, какие для нее существовали предпосылки, как эволюция стиха зависела и была связана с изменением самой музыки этого периода, с возросшей популярностью нового музыкально-поэтического жанра оперы.
Объектом исследования является эволюция музыкальности итальянской поэзии от Дж. Марино до П. Метастазио, т.е. от XVII века к XVIII. Выбор именно этого историко-литературного периода продиктован тем фактом, что XVII век в итальянской поэзии - признанно музыкален (о музыкальности Марино и его школы написано очень многое - об этом будет сказано позднее), а итальянская поэзия XVIII века ценится намного меньше, и также менее заметной становится ее музыкальность. Именно на материале поэзии названных авторов представляется возможным наиболее ярко продемонстрировать эволюцию, т.е. изменение музыкальности поэзии.
Методологической основой диссертации стали труды (как отечественные, так и зарубежные) по истории итальянской литературы (монография Чекалова К.А. "Маньеризм во французской и итальянской литературах"), стиховедению (работы Брика О.М. "Звуковые повторы", Шенгели Г.А. "Техника стиха" и "Практическое стиховедение", Эйхенбаума
Б.М. "Мелодика стиха", Жирмунского В.М. "Поэтика русской поэзии" и "Теория стиха", Raymond G.L. "Rhythm and harmony in poetry and music together with music as a representative art", Sellin E. "Musicalite") и музыковедению (Гервер JLJL "Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов", Конен В.Д. "Театр и симфония", Луцкер П.В., Сусидко И.П. "Итальянская опера XVIII века"). Особенно следует отметить труд Махова А.Е. "Идея словесной музыки в европейской поэтике", на который автор данной диссертации опирается при анализе истории взаимоотношений поэзии и музыки. Конкретная методика анализа основывается на работах по стилистике, фонологии, фоносемантике.
Практическая ценность исследования состоит в том, что наблюдения и выводы диссертации могут использоваться в общих курсах по истории зарубежной литературы, в спецкурсах по истории итальянской литературы, а также в музыковедческих спецкурсах.
Апробация. Основные положения и выводы диссертации были изложены в докладах на конференциях по литературоведческой тематике: на Дне Науки, проводившегося на кафедре истории зарубежной литературы филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова в 2002 году, а также в УРАО в рамках конференций "Филология в системе современного университетского образования" в 2002 и 2006 годах, на международной научной конференции , организованной ИИЯ, "Язык и культура" в 2005 году, на конференции, проводившейся в МГУ им. М.В. Ломоносова, "XVIII век: театр и кулисы" в 2006 году; а также и на конференциях по музыковедческой тематике (в РАМ им. Гнесиных в 2004, 2006 годы). Одна из глав диссертации в 2004 году участвовала во "Всероссийском конкурсе научных работ студентов в области музыковедения" и заняла II место. Отдельные разделы и вся диссертация целиком были обсуждены на заседаниях кафедры истории зарубежной литературы филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Публикации. По материалам диссертации имеется 8 публикаций (в том числе одна из списка ВАК).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения. Общий объем диссертации 248 страниц. Библиографический список состоит из 295 наименований. Содержание диссертации.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Певческий голос в западной культуре: от раннего литургического пения к bel canto2006 год, доктор искусствоведения Симонова, Элеонора Рауфовна
Взаимодействие драмы и музыки: Вокальная эстетика оперного спектакля2004 год, кандидат искусствоведения Богатырёв, Всеволод Юрьевич
Система понятий и терминов музыковедения в истории европейской поэтики2007 год, доктор филологических наук Махов, Александр Евгеньевич
Концертные арии В.А. Моцарта в контексте вокального искусства второй половины XVIII века2013 год, кандидат искусствоведения Нагина, Дана Александровна
Жанр оперного либретто в творчестве А.Н. Островского2009 год, кандидат филологических наук Рахманькова, Екатерина Алексеевна
Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Галатенко, Юлия Николаевна
IV.9. Выводы об эволюции музыкальности стиха оперного либретто
В творчестве Пьетро Метастазио поэзия и музыка нашли тот синтез, который дал возможность родиться великим и гармоничным произведениям, где арии не врываются в действие и не нарушают сюжетный ход, а являются его частью.
Такой гармонии, какую хотели возродить из античных трагедий создатели оперы, воссоздать не удалось. Возможно, одной из причин может служить то, что в древности поэты были одновременно и музыкантами, а в XVII и XVIII веках эти два рода деятельности были разведены. Разделение одной роли на две не помешало поэту создавать музыкальные стихи, а композитору накладывать их на музыку.
Приведем слова Метастазио из письма к Шастелю 1766 года о музыкальной составляющей поэзии как таковой: "при совершенном отделении музыки от драматической поэзии эта последняя удовольствуется собственной внутренней мелодией, которой никогда не перестанут снабжать
Ой ее отменные поэты" . "Собственная внутренняя мелодия" - это и есть музыкальность стиха, которая присуща поэзии "отменных поэтов". Дело лишь в том, как она выражается: какими средствами в XVII веке, какими в XVIII - в поэзии особым образом, в тексте либретто особым.
Поэзия перестает ощущать и осознавать себя (как это было в XVII веке) в качестве "обще-поэтико-музыкального" жанра. Возможно, именно этим объясняется второстепенность лирических жанров по сравнению с оперой и мелодрамой.
Заметим, что итальянскую поэзию XVIII века не менее, если не более, чем поэзию XVII века, интересовали задачи построения формы произведения, его красоты, гармонии и т.д. Но есть одно очень важное отличие, которое проявило себя в большей степени в оперном творчестве П. Метастазио. Для
98 цит. по: Шестаков В.П. Указ. соч. С. 142. этого поэта и либреттиста желание создать идеальную композицию, украсить поэтическое произведение не превосходит по своей значимости и весомости желание утвердить те или иные идеи. А XVII век, как это принято говорить, не ставил, во всяком случае, в итальянской поэзии, в качестве основной задачи было "упражнение" в причудливости форм.
XVIII век избирает одной из основных тем своих стихотворений тему свободы, эта свобода проявляется не только в качестве тематики, но и в форме и в содержании стиха. Конечно, изначально поэтические либретто были лишены именно этой свободы: композиторы диктовали поэтам свои правила сочинения стихов. Но такое влияние композиторов на поэтов сказалось и на изменении самого стиха, а значит, и на его музыкальности. Язык либретто начинает привлекать внимание к себе уже не сложностью, витиеватостью или напыщенностью, а простотой и лаконичностью. Задача оперного либреттиста - в небольшом поэтическом объеме арии передать аффект. На эту цель направлены все параметры стиха, и музыкальность, в первую очередь: повторы звуков, слов и синтагм. Ритм стиха, подстраиваясь под музыку, сам становится более музыкальным.
Поэтическая музыкальность особого типа встречается в жанре комической оперы, когда происходит непрестанное чередование и повтор звуков, слов и ритмов, а музыкальность стиха способствует передаче юмористического содержания.
IV.9.1. В чем проявляются различия музыкальности поэзии и либретто:
1. Музыка требует от либретто, чтобы любой стих "растягивался" в своей протяженности, чтобы быть удобным для его долгого распевания.
2. Музыка требовала неоднократных повторений одних и тех же стихотворных строк, чтобы композитор мог создать нужные для музыкального текста репризы, вариации и т.д., а певец мог продемонстрировать свое вокальное мастерство. То есть в текстах либретто проявляются чисто оперные черты: к примеру, репризность в музыке часто соответствует репризности в тексте, тактовое строение музыкального произведения делает и поэтическое еще более четко структурированным. За счет таких "лишних", ненужных по сюжету повторов, нарушается структура стиха, но стих при этом не теряет своей музыкальности. Уже не текстовый повтор обусловливает варьирование в музыкальном тексте, а наоборот, музыкальное варьирование "требует" от текста повторов.
3. Помимо этого, ритм поэтического текста оперного либретто во многом зависит от ритмического рисунка музыкального текста. Это одна из причин, почему текст либретто при прочтении кажется слишком наивным, ритмически упрощенным и неинтересным, по сравнению с тем же текстом, но уже положенным на музыку.
4. К существенным различиям либретто и лирической поэзии следует отнести явное упрощение лексики и синтаксиса. Меняется и музыкальность стиха: из-за большей лексической и синтаксической простоты упрощается и произношение стиха, что влияет непосредственно на его музыкальность: стих становится мелодически более легким, естественно-напевным.
Заключение
Проделанный анализ показал особенности форм музыкальности итальянской поэзии XVII и XVIII веков, а также эволюцию этих форм.
Рассмотренный нами материал продемонстрировал варьирование музыкальности стиха в барокко и классицизме, рококо и сентиментализме. Двумя "крайними" точками в отношениях поэзия — музыка можно назвать Джамбаттисту Марино и Пьетро Метастазио. Творчество Дж. Марино — это явный пример соединения поэзии и музыки в гармоничном союзе, проявившемся в особой музыкальности поэзии. Музыкальность поэзии Марино и поэтов его школы проявилась не только в фонетической красоте стиха (игре повторами, звукоподражании, имитации игры на музыкальном инструменте), но и в построении его композиции, в использовании чисто музыкальных приемов (стаккато, легато, маркато и др.), в подражании жанрам и формам музыкальных произведений, что находило очевидное отражение и в содержании стиха.
В поэзии эпохи П. Метастазио союз поэзии и музыки выступает уже на другом уровне — музыкальность стиха отличает не только собственно поэзию, но и, в большей степени, нежели в XVII веке, стихотворную составляющую оперного либретто. То внимание к звуковым повторам, которое характеризовало поэзию XVII века, в XVIII веке ослабевает, стих тяготеет к естественности, музыка и поэзия автономизируются. Именно поэтому в поэзии XVIII века перестают звучать мотивы отождествления поэта и певца, а начинают преобладать слова с семантикой "говорения" и "слушания".
В длительной борьбе музыки и поэзии, произошедшей в первой половине XVIII века в рамках оперного жанра, победителем не оказалась ни одна из них, а в творчестве П. Метастазио они нашли тот синтез, который дал возможность родиться великим произведениям, где арии не врываются в действие и не нарушают сюжетный ход, а являются его частью.
На исследованных примерах видно, что музыкальность поэзии - очень обширное понятие, с большим количеством подвидов: музыкальными являются и "строго ритмизованные" стихи, и стихи с текучей фактурой, стихи с красиво сочетающимися в звучании гласными, стихи, строящиеся на игре согласными. Музыкальны стихи, в которых преобладают плавные согласные, но музыкальны и стихи с сонорными согласными. Иными словами, музыкальность стиха нельзя охарактеризовать простым набором необходимых параметров. В разных стихах музыкальность разная, везде своя. Можно лишь выделять общие тенденции и направления при выявлении эволюции данного понятия из одной эпохи в другую.
Поэзия вобрала в себя черты музыки, она музыкальна по своей сути; в определенном отношении, поэзия объединилась с музыкой в одно целое. То есть слово обладает качествами музыки, слово осознает свое "музыкальное инобытие", свою "музыкальную самостоятельность". Слово и музыка постоянно искали различные пути синтеза, всякий раз новые на каждом следующем этапе их исторического развития.
В Италии XVII века поэзия рассматривалась как форма вербальной музыки, поэт и певец были синонимами, это прослеживалось и в барочной, и классицистической поэзии данного периода. Если поэзия XVII века характеризуется музыкальностью как частью виртуозной синтетической поэтической речи, связанной с заботой о сложной красоте формы стиха, то поэзия XVIII века, будучи построена исходя из законов меры, симметрии и т.д., проявляет иные принципы музыкальности, основанные на естественных и одновременно рациональных началах. В XVIII веке исчезает установка на услаждение слуха, поэты больше не ставят своей целью и задачей создать именно "музыкальную поэзию", скорее пытаются выявить особенность естественной словесной музыкальности.
В XVII веке звукосмысл образовывался благодаря большему увлечению поэтов внешней стороной звучания, т.е. звуковым материалом, с акцентом на повторности (варьированном повторе). Мелодии стиха XVII века изощренные, причудливые, претенциозные. В барокко музыкальность поэзии определяется "метафизичностью", метафоричностью, пышностью, усложненностью музыкально-словесного рисунка, порой диссонансами (как звуковым эффектом, "удивляющим" читателя), изобретательностью и многими другими параметрами.
Музыкальность поэзии классицизма строится на торжественности, патетичности, стройности и ясности мелодического рисунка, которые и отличают этот художественный стиль в целом.
В XVIII веке поэзия меняет свое содержание, следовательно, меняется и оформление этого содержания, в том числе, звуковое и образное. Музыкальная составляющая поэзии рококо опирается на легкость, изящность самой поэзии, на ее переливы и игру. Сентименталистская поэзия, сочетающая в себе трогательность и напевность, приближается к легкости и танцевальности, что, естественно, меняет и характер музыкальности такой поэзии.
Б. Реизов, характеризуя стиль Парини, а именно, отсутствие у него большого количества метафор, отмечал, что метафоры подобны украшениям на теле, а "украшения должны быть умеренными и простыми, какие приличествуют почтенной матроне"1. Тяготение поэзии XVIII века к естественности речи оказывает влияние и на музыкальность стиха: ритм из искусно стихотворного, подчеркнуто эффектного, экстравагантного превращается в ритм разговорной речи, рифма становится менее обязательным атрибутом стиха, повторность перестает быть основой фонетического строения стиха. А так как все перечисленные элементы, как
1 Реизов Б. Указ. соч. С. 270. было нами определено, формируют интонацию стиха, то очевидно, что в поэзии XVIII века интонация меняется.
В XVIII веке меняется музыкальность слова еще и по той причине, что получает необычайное развитие новый жанр - опера; и та музыка, которая была "заложена" в слове XVII века, в XVIII веке отделяется от поэтического слова и переходит в слово оперного либретто. Однако такой "переход" не означает, что музыкальность итальянской поэзии XVIII века исчезает, она становится иной: вся красивость слова уже прерогатива оперного жанра, поэтическое же слово XVIII века лишается барочной "оболочки", оно упрощается, становится менее напыщенным, более легким и естественным, ведь ложась на музыку, оно должно быть органично слитым с ней.
Отличие музыкальности стиха оперного либретто состоит в том, что поэтический текст, взаимодействуя с музыкальным, с одной стороны, сам приобретает большие черты музыкальности, с другой стороны, демонстрирует, что только соответствующее по форме, по красоте слово может быть положенным на прекрасную музыку.
В общих чертах следует рассмотреть, как далее менялось понятие "музыкальность поэзии" в истории литературы.
В эпоху романтизма музыка была поднята на пьедестал благодаря ее положению в истории — она возникла раньше всех иных искусств. Музыка воспринималась как нечто трансцендентальное, как самое "романтичное" из всех искусств (Гофман). Еще Ж.Ж. Руссо в "Опыте о возникновении языков" писал о том, что первыми речами были песни, а первый язык был музыкальнее современных, т.к. "он пренебрегал грамматической аналогией ради благозвучия, числа, гармонии и красоты звуков" . Музыка, в понимании романтиков, — предел, к которому должно стремиться любое искусство. Поэтому писатели романтизма уже находят музыкальность не только в стихе,
2 Rousseau J.-J. Essai sur Porigine des landgues. Ch.I V // Rousseau J.-J. Oeuvres completes. Vol. 5. P. 383. но и в прозе и в драме; Ф. Шлегель, в частности, писал о музыкальности пьес Шекспира и сравнивал их с симфониями . Романтизм сформировал понятие особой внутренней музыки, которую призвана выразить поэзия, выступая в качестве музыки души. Этим романтизм связывает музыку с текучим, недосказанным, неустойчивым (в отличие от безупречной стройности XVIII века).
Романтики порой доводили идею о превосходстве музыки до крайности, они утверждали, что музыка вышла из свободной логики, и поэтому в своих стихах следовали более свободному, субъективно "авторскому" синтаксису, избегая строгих правил грамматики. "Самобытность и народность итальянской музыкальности в период раннего романтизма стали общеевропейскими стереотипами"4. Во имя "музыкальности поэзии" они выступали против вынужденной симметрии куплетной формы. Однако музыка этого периода была необычайно строга в своем следовании правилам музыкальной грамматики и славилась большой тягой к симметрии. Иными словами, поэзия была призвана воплощать миф романтиков о музыке.
Следующий исторический период наиболее четкого и яркого "явления музыки в слове" — это период символизма, когда музыка снова становится идеалом, к которому стремится слово. Музыка для символистов — это нечто иррациональное. Символисты, однако, отличаются от романтиков тем, что по-иному относятся к самой музыке: нужно забрать у музыки то, что она прежде похитила у поэзии. Известны высказывания Малларме о том, что музыка подчиняется слову, ибо музыка "по своей примитивной неинтеллектуальной сути — низшее искусство; а истинная музыка, способная обращаться к духу в большей мере, чем к чувствам, — это поэзия"5. Стремлением символистов было сделать поэзию еще более музыкальной, чем сама музыка, и тогда, по их мнению, поэзия сможет стать музыкой.
3 Schlegel F. Literary notebooks. 1797-1801 / Ed. by II. Eichner. L., 1957. P.127-128
4 Гардзонио С. Указ. соч. С. 140.
3 Bernard S. Op. cit. P. 75.
После всего сказанного отметим, что романтики в своей концепции музыкальности опирались на барочные представления о музыкальности стиха с ее контрастностью, игрой диссонансами, сложными метафорами, экстравагантной причудливостью.
Тогда как для становления концепции музыкальности в символистской поэзии играла большую роль рокайльно-сентименталистская концепция, объединяющая меланхолию сентиментализма с декоративностью искусства рококо.
История эволюции музыкальности продолжается и в самых современных поэтических творениях, в том числе, постмодернистских, о чем уже велась речь во Введении6. Однако сколько-нибудь подробный анализ их поэтики уже выходит за рамки данного исследования.
6См, напр., Zografova К. Introduzionc alia poesia di Marco Bazzato. // URL: http://www.segretidipulcinella.it/sdp8/let0303.htm,
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Галатенко, Юлия Николаевна, 2007 год
1. Данте Алигьери Божественная Комедия. М.: Интерпракс, 1992. 624 с.
2. Итальянская поэзия в переводах Евгения Солоновича — Poeti italiani tradotti da Evgenij Solonovich. M.: Радуга, 2002. 576 с.
3. Итальянская поэзия в русских переводах XIII-XIX века. — Poesia italiana tradotta da poeti russi XIII — XIX secoli. Сборник. Сост. и послеслов. Р. Дубровкина. М.: Радуга, 1992. 815 с.
4. Петрарка Ф. Лирика. Автобиографическая проза. М.: Правда, 1989. 480 с.
5. Платон Сочинения в трех томах. Под общей ред. А.Ф. Лосева. T.l. М.: Мысль, 1968, 622 с.
6. Algarotti F. Opere del Contc Algarotti. Tomo II. Saggi sopra le belle arti. Livorno, 1764.390 p.
7. Dante Alighieri "La Divina Commedia" Inferno. Milano: Libri & Grandi opere, 2001.219 р.
8. Federico G. La serva padrona // URL:http://www.librettidopera.it/servapad/servapad.html
9. Joubert J. Carnets. P.: Larousse, 1938. Vol.1. P. 159.
10. Lirici del secolo XVIII con cenni biografici. Milano: Sonzogno, 1877. 3611. P
11. Lubrano G. Scintille poetiche. A cura di Marzio Pieri. Ravenna: Longo, 1982.308 p.
12. Marino G. Rime amorose. A cura di Besoni O., Martini A. Modena: Panini, 1987. 208 p.
13. Marino G. Rime marittimc. A cura di Ottavio Besoni et al. Modena: Panini, 1988.155 р.
14. Metastasio P. Opere scelte. A cura di F. Gavazzeni. Torino: Einaudi, 1968. 1158 p.
15. Metastasio P. Artaserse // URL: http://www.jan-billington.com/christofellis/operas-libretti/hasse artaserse i.shtml
16. Metastasio P. Catone in Utica // URL: http://www.ian-billington.com/christofellis/operas-libretti/leo catone i.shtml
17. Metastasio P. Didone abbandonata // URL: http://www.librettidopera.it/didabb/didabb.html
18. Metastasio P. L'Olimpiade. // URL: http://wAvw.librettidopera.it/zpdf/olimpiade.pdf
19. Murtola G. Delia creazione del mondo. giorni sette, Venezia, 1608. 340 p.
20. Petrarca F. Canzoniere. Torino: Einaudi, 1964. 476 p.
21. Poesia del Seicento. A cura di Carlo Muscetta. Vol. 1, Torino: Einaudi, 1968. 1000 p.
22. Poesia del Seicento. A cura di Carlo Muscetta. Vol. 2, Torino: Einaudi, 1968. 1004-1961 p.
23. Poesia del Settecento. A cura di Carlo Muscetta. Vol. 1, Torino: Einaudi, 1974. 1200 p.
24. Poesia del Settecento. A cura di Carlo Muscetta. Vol. 2, Torino: Einaudi, 1974. 1203-2540 p.
25. Poesia italiana. II Seicento. A cura di Lucio Felici. Garzanti, 1978. 576 c.
26. Poesie dei secoli XIX e XVIII. Scelte, annotafe e corredate di notizie metriche. Firenze: Sansoni, 1897. 395 p.
27. I poeti burleschi del Seicento. Scelta da E.Allodi. Milano: Traves Fr., 1925. 290 p.
28. Poeti minori del Settecento: Savioli, Pompei, Pavadisi, Cerretti. Bari: Laterza, 1912. 353 p.
29. Poesie musicali del Trecento. A cura di Giuseppe Corsi. Bologna: Commis, 1970.460 p.
30. Rousseau. J.-J. Oeuvres completes. Paris: Gallimard, 1995. Vol. 5, p. 1928.
31. Titles of texts in Italian http://www.recmusic.org/lieder/gettitles.html?letter=D&langId=16&TR=N
32. Литературоведческие работы на тему музыкальности поэзии
33. Амброс А. Границы музыки и поэзии. Спб.-М.: Пер.И.Т. Пер. собственность издателей, 1889, 144 с.
34. Андроников И. Музыкальность Лермонтова // Советская музыка, 1964 №10, с.52-58.
35. Брик О. Маяковский и музыка. // Советская музыка, 1940 №4, СС. 3159.
36. Володина М.В. Итальянская звучащая речь в сопоставлении с русской. М.: МГУ, 2002. 331 с.
37. Гардзонио С. Ранние русские представления о музыкальности итальянской поэзии (Соп, найденный в старых бумагах моего дедушки). // Музыка и незвучащее. М.: Наука, 2000. 326 с. С. 135 -142.
38. Григорян А.Г. Слово и музыка. // Музыка и незвучащее. М.: Наука, 2000. 326 с. С. 46-49.
39. Денисов А.В. Музыкальный язык: структуры и функции. Спб.: Наука, 2003. 207 с.
40. Классовский В. Поэзия в самой себе и в музыкальных своих построениях (о выборе стихотворного размера). Спб, М., 1872. 166 с.
41. Князьков В.И. О мелодиях слов. М.: Типограф. С.П. Семенова, 1914. 13 с.
42. Козленко Э.С. Мелодика и ритмика английского стиха XX века. Автореф. диссерт. на соискание ученой степ, кандидата филологич.наук. М.: Мое. гос. пед. ин-т иностранных языков им. М. Тореза, 1980. 26 с.
43. Литература в системе искусств: методология междисциплинарных исследований. Международная конференция. (1, 2000). СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. 91 с.
44. Махов А.Е. Идея словесной музыки в европейской поэтике. М.: Intrada, 2005.224 с.
45. Махов А.Е. «Музыка» слова: Из истории одной фикции. // Вопросы литературы. 2005. № 5. С. 101-123.
46. Махов А.Е. «Музыкальное» как литературоведческая проблема. // Наука о литературе в XX веке (История, методология, литературный процесс). М.: ИНИОН РАН, 2001. С. 180-193.
47. Махов А.Е. Ранний романтизм в поисках музыки: слух, воображение, духовный быт. М.: Лабиринт, 1993. 128 с.
48. Махов А.Е. Система понятий и терминов музыковедения в истории европейской поэтики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. М.: РГГУ, 2007. 49 с. URL: http://vak.ed.gov.ni/announcements/filolog/MahovAE.doc.
49. Михайлов А.В. Музыка в истории культуры. Избранные статьи. М.: Московская государственная консерватория, 1998. 264 с.
50. Невзглядова Е.В. Интонационная теория стиха. // Музыка и незвучащее. М.: Наука, 2000. 326 с. С. 117 134.
51. Невзглядова Е.В. Мелодика стиха (на материале русской лирической поэзии). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Л., 1974. 20 с.
52. Поликарский А.И. Как писать. музыку стихов. Кисловодск, б.и., 2003. 160 с.
53. Попова Л. Когда дружат музы. Заметки поэта. // Вопросы литературы, 1964, №12, СС. 148-157.
54. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Сборник статей. Л.: Наука, 1974. 300 с.
55. Роднянская И.Б. Слово и музыка в лирическом произведении. // Слово и образ, М., 1964.159 с.
56. Сабанеев JI.JI. Музыка речи. М.: Работник просвещения, 1923. 190 с.
57. Соколов О. О "музыкальных формах" в литературе (к проблеме соотношения видов искусств). // Эстетические очерки. Сборник статей под р-ией И.А. Константинова. Вып 5. М.: Музыка, 1979. С. 208-233.
58. Степанова И.В. Слово и музыка: Диалектика семантических связей. М.: Книга и бизнес, 2002. 288 с.
59. Туфанов А. К зауми. Фоническая музыка и функции согласных фонем. Пб.: изд.авт., 1924. 48 с.
60. Фортунатов Н.М. Музыкальность чеховской прозы (Опыт анализа формы). // Филологические науки, 1971, №3. С. 14-25.
61. Эйхенбаум Б.М. Мелодика русского лирического стиха. Пб.: Опояз, 1922.200 с.
62. Allantt L. Musicality of the American Renaissance: Рое and his contemporaries. // American Renaissance Academic Journal. Fall 2004. // URL:http://coursesite.cl.uh.edu/HSH/Whitec/LITR/4232/models/proiects/proi04/ rp04allnatt.htm.
63. Arabo S. Du rapport entre poesie et musique. URL: http://membres.lycos.fr/mirra/Reflexpoesie.html
64. Backes J.-L. Musique et literature. Essai de poetique comparee. Paris: PUF, 1994. 285 p.
65. Baglioni S. Udito e voce. Elementi fisiologici della parola e della musica. Roma: Stock, 1925.467 p.
66. Bernard S. Mallarme et la musique. P.: Nizet, 1959. 184 p.
67. Brizi В. Metrica e musica vcrbale nella poesia teatrale di Pietro Metastasio. // Atti dell'Istituto Veneto di Scienze. Venezia: Istituto Veneto di Scienze, 1973. p. 679-740.
68. Brown C.S. Music and Literature. A Comparison of the Arts. University Press of New England, Hanover and London, 1949. 287 p.
69. Cinus M. Quelques reflexions sur l'idee de la forme musicale chez T.W. Adorno. // URL: http://www.uqtr.ca/AE/Vol 10/libre/cinus.htm.
70. Conference sur la poesie italienne contemporaine. // URL: http://www.iicalgeri.esteri.it/NR/rdonlyres/EEACDlA2-FBE3-491F-A8D7-BB16DC26C973/23915/LAuthentique2223sett.pdf
71. Delbouille P. Poesie et sonorities. Paris: Les Belles Lettres, 1961. 268 p.
72. Di Benedetti R. Dal Metastasio a Pergolesi e ritorno. Divagazioni intercontestuali fra P"Adriano in Siria" e "L'Olimpiade". // URL: http://www.muspe.unibo.it./period/sag^mus/rivista/indici/SM-95abs.htm
73. Dorrell Ph. The perception of musicality. // URL: http://whatismusic.info/articles/TheQuestionWhatIsMusic
74. Fleitas C. Musicality in Haiku Written in Spanish: a Platonism? // URL: http://www.worldhaikureview.org/l-3/whcessayfleitasl.shtml
75. Forme del melodrammatico: Parole e musica (1770-1800): Conrtibuite per la storia di un genere. A cura di Bruno Gallo. Milano: Guerini e Associati, 1988.358 р.
76. Garzonio S. La traduzione poetica nella Russia del XVIII secolo. La poesia musicale italiana. // La nascita del concetto moderno della traduzione. Milano: Armando Editore, 2001. P. 362 374.
77. Goldin F.D. Le tragiche miniature di Metastasio: poesie e dramma nei recitative metastasiani // II melodrama di P. Metastasio. La poesia, la musica, la messa in scena e l'opera italiana nel Settecento. Roma, 2001. P. 47-72.
78. Goldin F.D. Per una morfologia dell'aria metastasiana // Metastasio e il mondo musicale. Studi di musica Veneta. Firenze: Olschki, 1986, 1986. pp. 13-38.
79. Herte Y. Les mots du chant? Le chant des mots? // URL: http://perso.orange.fr/mirra/Reflexpoesie.html
80. Krause Ch.G. Von der musikalischen Poesie. Berlin, 1753 // Ber Cristishe Musics an der Spree. Berliner Musikschrifttum von 1748 bis 1799. Leipzig, 1984. S. 147.
81. Lafaye C.G. La musique: art du beau jeu des sensations ou art de la liberie infinite de l'esprit? // URL:http://www.uqtr.ca/AE/Vol 8/libres/Lafaye.htm.
82. Lerdahl F. The sounds of poetry viewed as music // Words and music an interdisciplinary conference, march 14-15, 2003. University of Missouri -Colombia. // URL: http://linguistics.missouri.edu/lingcon№3/abstracts.html
83. Moindrot I. Pour une poetique de la parole theatrale: La parole d'opera. // URL: http://www.chass.utoronto.ca/french/as-sa/ASSA
84. No3/Vol l.No3.Moindrot.pdf.
85. Monterosso R. Musica e ritmica dei trovatori. Milano: Giuffre, 1956. 1211. P
86. Nicolodi F. Sul lessico di Metastasio. Le forme e la prassi esecutiva // Le parole della musica. Studi sulla lingua della letteratura metastasiana in onore di G. Folena. Firenze: Olschki, 1994. P. 143-167.
87. Pater W. The Renaissance: Studies in art and poetry. London: Macmillan, 1912.252 p.
88. Pizka H. URL: // http://www.homplayer. Net/archive/a212.html.
89. Raymond G.L. Rhythm and harmony in poetry and music together with music as a representative art. N.Y. London, Putnam: The Knickerbocker press, 1920. 344 p.
90. Schlegel F. Literary notebooks. 1797-1801 / Ed. by H. Eichner. Toronto: Univ. of Toronto press, 1957. 342 p.
91. Sellin E. Musicalite / Analysis. // URL: http://www.ditl.info/arttest/art912.php.
92. Sesini U. Poesia e musica nella latinita cristiana dal III al X secolo. Torino: Soc.ed.intern., 1949. 275p.
93. Sievers E. Rhythmisch mclodische studien. Vortzage und Aufsatze fon Edard Sievers. Heidelberg, Winter, 1912. 141 p.
94. Solerti A. Musica, ballo e drammatica alia corte Medicea dal 1600 al 1637. Firenze: Bemporad, 1905. 594 p.
95. Steele J. An essay towards establishing the melody and measure of speech. Menston, England: The Scolar Press Limited, 1775. 230 p.
96. Winn J. A. Unsuspected eloquence. A history of the relations between poetry and music. New Haven and London, 1981. 382 p.
97. Музыковедческие и искусствоведческие работы на тему музыкальностипоэзии (и иных видов искусства)
98. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн.1-2, JL: "Музыка", 1971.376 с.
99. Борода М.Г. Принципы организации повторов на микроуровне музыкального текста. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Тбилиси. 1979. 30с.
100. Булычева А.В. Сады Армиды: Музыкальный театр французского барокко. М.: Аграф, 2004.448 с.
101. Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово. М.: Музыка, 1978. 366 с.
102. Гервер JI.JI. Заметки на полях книги Бориса Каца // Музыкальная Академия №2, 2001. С. 144-151.
103. Гервер JI.JI. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов. М.: Индрик, 2001. 248 с.
104. Джагацпанян К. А. О закономерностях воздействия ритма словесной речи на вокальную и инструментальную мелодику. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1981.26 с.
105. Захарова О. Риторика западноевропейской музыки XVII — первой половины XVIII веков. М.: Музыка, 1983. 76 с.
106. Из истории западноевропейской оперы. Сборник трудов. Вып. 101. М.: ГМПИ им. Гнесипых, 1988. 152 с.
107. История русской музыки. Т.1. От древнейших времен до середины XIX века. М.: Музыка, 1972. 596 с.
108. Кириллина JI.B. Галантность и чувствительность в музыке XVIII века. URL: http://www.21israel-music.com/Galante.htm
109. Кириллина JI.B. Музыка в поэзии М.В. Ломоносова. URL: http://unism.narod.ru/lib/lomonosov.pdf
110. Кирнарская Д.К. Классическая музыка для всех. М.: Слово, 1997. 272 с.
111. Конен В.Д. Очерки по истории зарубежной музыки. М.: Музыка, 1997. 640 с.
112. Конен В.Д. Театр и симфония. М.: Музыка, 1968. 352 с.
113. Кудряшов А.Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII-XX вв. СПб.: "Лань", 2006.432 с.
114. Ливанова Т.Н. Западноевропейская музыка XVII-XVIII веков в ряду искусств. М.: Музыка, 1977. 526 с.
115. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года Т.1. М.: Музыка, 1983.696 с.
116. Лобанова М.Н. Гармоническое инвенторство эпохи барокко. // История гармонических стилей: зарубежная музыка доклассического периода. М, 1987. С. 102-119.
117. Лобанова М.Н. Принцип репрезентации в поэтике барокко. // Контекст — 1988. М.: Наука, 1989. С. 208-247.
118. Луцкер П.В., Сусидко И.П. Итальянская опера XVIII века. 4.1. Под знаком Аркадии. М.: Орехово-Зуевкая типография, 1998. 440 с.
119. Луцкер П.В., Сусидко И.П. Итальянская опера XVIII века. Ч II. Эпоха Метастазио. М.: Классика — XXI., 2004. 768 с.
120. Медушевский В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993.262с.
121. Музыка барокко и классицизма. Сборник трудов. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1986. 160 с.
122. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII — XVIII веков, под ред. В.П. Шестакова. М.: Музыка, 1971. 688 с.
123. Музыкальный словарь Гроува. Перев. с английского. М.: Практика, 2001. 1095 с.
124. Неф К. История западно-европейской музыки. М.: Государственное музыкальное изд-во, 1938. 304 с.
125. Оголевец А.С. Слово и музыка в вокально-драматических жанрах. М.: Музгиз, 1960. 522с.
126. Поэзия и музыка. Сборник статей и исследований под р-ией В.А. Фрумкина. М.: Музыка, 1973. 300 с.
127. Ручьевская Е. Функции музыкальной темы. М.: Музыка, 1977.
128. Серкова П. Поэтическое и музыкальное в кантатах И.-С. Баха. URL: http://kogni.narod.ru/nolina.htm
129. Сухорукова Н.А. Музыкальность как свойство живописи. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Барнаул, 2006. 230.
130. Шестаков В.П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века. М.: Музыка, 1975. 351 с.
131. Работы по общей поэтике, стиховедению, стилистике, фоносемантике
132. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М.: Изд-во МГУ, 1956. 239 с.
133. Алексеев М.П. Из истории английской литературы. M.-JL: Гос. Издательство художественной литературы, 1960. 500 с.
134. Артюшков А.В. Звук и стих. Современные исследования фонетики русского стиха. П.: Сеятель Е.В. Высоцкого, 1923. 72 с.
135. Асеев Н.Н. Работа над стихом. Статьи о поэзии. JI.: Прибой, 1929. 165 с.
136. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Изд. 2-ое. М.: Искусство, 1986.444 с.
137. Брик О.М. Звуковые повторы. // Поэтика. Пг, 1919. с. 58-98.
138. Брюсов В.Я. Опыты по метрике и ритмике, по эвфонии и созвучиям, по строфике и формам. М.: Геликон, 1918. 200 с.
139. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. 404 с.
140. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959. 654 с.
141. Воронин С.В. Основы фопосемантики. Изд. 2-ое. М.: Ленанд, 2006. 248 с.
142. Гаспаров М.Л. О русской поэзии. Спб.: Азбука, 2001. 480 с.
143. Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха. М.: Наука, 1989. 304 с.
144. Гончаров Б.П. Звуковая организация стиха и проблема рифмы. М.: Наука, 1973.276 с.
145. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М.: Худож. Лит., 1965. 355 с.
146. Дюбо Ж.-Б. Критические размышления о поэзии и живописи. М.: Искусство, 1976. 766 с.
147. Жирмунский В.М. К вопросу о "формальном методе". // Вопросы теории литературы. Л.: Учпедгиз, 1950. 182 с.
148. Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии. Спб: Азбука-классика, 2001.496 с.
149. Жирмунский В.М. Рифма, ее история и теория. Пб.: Асое а, 1923. 337 с.
150. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л.: Советский писатель, 1975. 663 с.
151. Журавлев А.П. Фонетическое значение. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1974,150 с.
152. Илюшин А.А. Русская силлабика. Автореф. диссерт. на соискание ученой степ, доктора филологич. наук. М.: Изд-во МГУ, 1984. 48 с.
153. Квятковский А.П. Поэтический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1966. 376 с.
154. Козицкая Е.А. Цитата в структуре поэтического текста. Автореф. диссерт. на соискание ученой степ, кандидата филологич. наук. Тверь: Тверской Гос. Университет, 1998, 24 с.
155. Литературная энциклопедия терминов и понятий. Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М.: НПК "Интелвак", 2001. 799 с.
156. Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию. — Полн. собр.соч., т.7 Труды по филологии, М. — Л.: Академия наук СССР, 1952. 689 с.
157. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. Спб.: Искусство-СПб, 1990. 848 с.
158. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. 656 с.
159. Малишевский М.П. Мстротоника. Краткое изложение основ метротонической междуязыкой стихологии. T.l, М., изд. авт., 1925. 126 с.
160. Михайлов А.В. Обратный перевод: русская и западно-европейская культура: проблемы взаимосвязей. М.: Языки русской культуры, 2000. 853 с.
161. Огнев В.Ф. Книга про стихи. М.: Советский писатель, 1963. 479 с.
162. Пелевина Н.Ф. О семантизации звуковой стороны художественного текста. // Вопросы семантики. Л.: Изд-во Ленинградского Университета, 1976, вып.2. С. 88-95.
163. Поливанов Е.Д. Общий фонетический принцип всякой поэтической техники. // Вопросы языкознания, 1963, №1. С. 99-112.
164. Проблемы поэтики. Сборник статей под р-ией В.Я. Брюсова. М.-Л.: Земля и фабрика, 1925. 206 с.
165. Салямон Л.С. "Элементы физиологии и художественное восприятие" // Художественное восприятие. Л.: Наука, 1971. С. 241- 256.
166. Сельвинский И. Студия стиха. М.: Советский писатель, 1962. 343 с.
167. Тимофеев Л.И. Проблемы стиховедеиия. М.: Федерация, 1931. 232 с.
168. Тимофеев Л.И. Теория стиха. М.: Гослитиздат, 1939. 232 с.
169. Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение. Курс лекций. Л.: Учпедгиз, 1959. 535 с.
170. Томашевский Б.В. О стихе. Статьи. Л.: Прибой, 1929. 326 с.
171. Томашевский Б.В. Стих и язык. Филологические очерки. М.-Л.: Гослитиздат, 1959.471 с.
172. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 1996. 334 с.
173. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. М.: Советский писатель, 1965. 300 с.
174. Уэллек Р. и Уоррен О. Теория литературы. М.: Прогресс, 1978. 323 с.о
175. Хейзинга И. Homo ludens. Статьи по истории культуры. М.: Прогресс Традиция, 1997. 416 с.
176. Шенгели Г.А. Практическое стиховедение. Л.: Прибой, 1926, 119 с.
177. Шенгели Г.А. Техника стиха. М.: Гос. издательство художественной литературы, 1960. 312 с.
178. Шульговский Н.Н. Теория и практика поэтического творчества. М.-Спб.: Изд-во творчества М.О. Вольф, б.г. 522 с.
179. Эткинд Е.Г. Поэзия и перевод. М.-Л.: Советский писатель, 1963. 430 с.
180. Эткинд Е.Г. Разговор о стихах. СПб: ДЕТГИЗ, 2004. 240 с.
181. Эйхенбаум Б.М. О литературе: работы разных лет. М.: Советский писатель, 1987. 540 с.
182. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л.: Советский писатель, Ленинградское отделение, 1969. 552 с.
183. Эйхенбаум Б.М. "Сквозь литературу". Сборник статей. Л.: Academia, 1924.279 с.
184. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика. // Структурализм: за и против. М.: Прогресс, 1975.467 с. сс.193-230.
185. Якубинский JI. О звуках стихотворного языка. // Поэтика. Птг, 1919. С. 37-49.
186. Aurigemma М. Stilistica italiana. Con un quadro storico essenziale della letteratura italiana. Roma: Rarjes, 1960. 190 p.
187. Beltrami P. G. La metrica italiana. Bologna: Mulino, 2001. 424 p.
188. Cocchiara G. II linguaggio della poesia popolare. Palermo: Palumbo, 1942. 159 p.
189. Dizionario di retorica e di figure retoriche. // URL: http://wAvw.letteratour.it/dizio/C00dizret.htm
190. Eliot T.S. On Poetry and Poets. London: Faber and Faber, 1957. 262 p.
191. Fonagy I. Communication in Poetry // Word, vol 17, №2, 1961. P. 194218.
192. Fubini M. Stile, linguaggio, poesia. Considerazioni sulla critica letteraria. Milano: Marzorati, 1948. 88 p.
193. Fussel P. Poetic Meter and Poetic Form. N.Y.: Random House, 1979. 190 P
194. Garzonio S. Italian and Russian Verse: Two Cultures and Two Mentalities. // Studi Slavistici, 2006 № 3. P. 187 198.
195. Hollander John. Vision and Resonance: Two Senses of Poetic Form. N.Y.: Oxford University press, 1975. 314 p.
196. Langer S. Feeling and form: A theory of art developed from Philosophy in a new key. N.Y.: Scribner, 1953.431 p.
197. Lanier S. The Science of English Verse, ed. P.F. Baum, Baltimore, 1945. P. 340.
198. Puttenham G. The art of English poesie. Edited by Edward Arber. London: Richard Field, 1589.
199. Smith C.P. Pattern and variation in poetry. N.Y.: Scribner, 1932. 480 p.
200. Spire A. Plaisir poetique et plaisir musculaire. Essai sur revolution des techniques poetiques. N.Y.: Vanni, 1949. 547 p.
201. Zografova К. Introduzione alia poesia di Marco Bazzato. // URL: http://www.segretidipulcinella.it/sdp8/let0303.htm
202. Работы по итальянской, английской, немецкой литературам XVII века
203. Виппер Ю.Б. О разновидностях стиля барокко в западноевропейских литературах XVII века. // Проблемы изучения культурного наследия. М.: Наука, 1985. с. 373-383.
204. Голенищев-Кутузов И.Н. Романские литературы. М.: Наука, 1975. 530 с.
205. Горбунов А.Н. Джон Донн и английская поэзия XVI-XVII веков. М.: Изд-во МГУ, 1993.188 с.
206. Де Санктис Ф. История итальянской литературы. T.l М.: Издательство иностранной литературы, 1963. 534 с.
207. История зарубежной литературы XVII века — Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2005.487 с.
208. Пуришев Б.И. Очерки немецкой литературы XV — XVII вв. М.: Художественная литература, 1955. 390 с.
209. Ренессанс. Барокко. Классицизм. М.: Наука, 1966. 347 с.
210. Чекалов К.А. Итальянская литература. // История зарубежной литературы XVII века. Учебн. пособие под ред. Н.Т. Пахсарьян. М.: Высшая школа, 2005.487 с. С. 428-448.
211. Чекалов К.А. Маньеризм во французской и итальянской литературах. М.: ИМЛИ РАН, "Наследие", 2001. 208 с.
212. URL: http://www.natapa.msk.ru/biblio/issues/chekalovmarino.htm
213. Шишмарев В.Ф. История итальянской литературы и языка. JL: Наука, 1972.357 с.
214. Asor Rosa A. La lirica del Seicento. Bari: Laterza, 1975. 212 p.
215. Barocco e Arcadia. A cura di Ettore Mazzali. Milano: Nuova Accademia, 1964.199 p.
216. Belloni A. II Seicento. Milano: Vallardi, 1943. 606 p.
217. I classici italiani nella storia della critica. Opera diretta da Walter Binni. Vol 1. Da Dante al Marino. Firenze: La Nuova Italia, 1974. 731 p.
218. Costanzo M. Critica e poetica del primo Seicento. Vol 2. Roma: Bulzoni, 1970. 172 p.
219. La critica stilistica e il barocco letterario. Atti del secondo congresso internazionale di studi italiani. Firenze: La Monnier, 1958.412 p.
220. Croce B. Nuovi saggi sulla letteratura italiana del Seicento. Bari: Laterza, 1968.394 p.
221. Croce F. Giambattista Marino. // I classici italiani nella storia della critica. Vol 1. Firenze, 1974. p. 653-699.
222. Croce F. Tre momenti del barocco letterario italiano. Firenze: Sansoni, 1966.399 p.
223. De Sanctis F. Storia della letteratura italiana. Roma: Newton, 1997. 594 p.
224. Ferrero G. G. Marino e marinisti. Milano-Napoli, 1954. 1139 p.
225. Getto G. Barocco in prosa e in poesia. Milano: Saggi Rizzoli, 1969. 485 p.
226. Girardi E. N. Esperienza e poesia di G. Chiabrera. Milano: Vita e pensiero, 1950. 126 p.
227. Guglielminetti M. Tecnica e invenzione nell'opera di G.B. Marino. Messina-Firenze: D'Anna, 1964. 242 p.
228. Jannaco С. II Seicento. Milano: Vallardi, 1973. p. 775.
229. Levi E. Lirica italiana nel cinquecento e nel seicento fino all'Arcadia. Firenze: Olschki, 1909.452 p.
230. Malagoli L. Seicento italiano e modernita. Firenze: La Nuova Italia, 1970. 271 p.
231. Mirollo J. V. The poet of the marvelous G. Marino. N.Y. — London: Columbia University press, 1963. 339 p.
232. Porcelli B. Le misure della fabbrica: Studi sull' "Adone" del Marino e sulla "Fiera" del Buonarotti. Milano: Mazzorati, 1980. 147 p.
233. Raimondi E. Anatomie secentesche. Pisa: Nistri-Lischi, 1966. 167 p.
234. Raimondi E. Letteratura barocca. Studi sul Seicento italiano. Firenze: Olschki, 1961.365 р.
235. Raimondi E. II mondo della metafora. II Seicento letterario italiano. Bologna, 1987. 85 p.
236. Raimondi E. Trattatisti e narratori del Seicento. Milano-Napoli: Ricciardi, 1960. 1299 p.
237. Sapegno N. Compendio di storia della letteratura italiana. Vol.2 . Cinque Sei-, Settecento. Firenze: La Nuova Italia, 1974. 544 p.
238. Sapegno N. Disegno storico della letteratura italiana. Firenze: La Nuova Italia, 1972. 803 p.
239. II segno barocco. Testo e metafora di una civilta. A cura di Gigliola Nocera. Roma: Bulzoni, 1983. 287 p.
240. Titone V. La poetica dell'eta barocca. Roma: Caltanissetta Sciascia, 1950. 279 p.
241. Turchi M. Gabriello Chiabrera e la lirica del classicismo barocco. // Studi in memoria di Luigi Russo. Pisa: Nistri-Lischi, 1974. p. 50-74.
242. Работы по итальянской литературе XVIII века
243. Ватсон М. Витторио Альфьери. Спб: Типография М.А.Александрова, 1908. 84 с.
244. Де Санктис Ф. История итальянской литературы. Т.2 М.: Издательство иностранной литературы, 1964, 646 с.
245. Дживелегов А.К. Итальянская народная комедия. М.: Ин-т истории искусств Министерства культуры СССР, 1962. 287 с.
246. Мокульский С.С. История западноевропейского театра. Т.2. Театр эпохи Просвещения. Т.2. M.-JI.: Искусство, 1939. 508 с.
247. Мокульский С.С. Итальянская литература: Возрождение и Просвещение. М.: Высшая школа, 1966. 249 с.
248. Оветт А. История итальянской литературы. Пер. А. Усовой. СПб, 1908.416 с.
249. Пахсарьян Н.Т. Сентиментализм: попытка определения. // Литература в диалоге культур 3. Материалы международной научной конференции. Ростов-на-Дону, 2006. 370 с. С. 201 -208.
250. Реизов Б. Итальянская литература XVIII века. Л. Изд-во Гос. университета им. А. Жданова, 1966. 354 с.
251. Ассате В. A. Poesia е scienza nella letteratura del Settecento. Roma: De Sanctis, 1967. 272 p.
252. Annoni C. La poesia di Parini e la citta secolare. Milano: V&Puniv., 2002. 181 p.
253. Bertana E. L'Arcadia della scienza. Studi sulla letteratura del secolo XVIII. Parma: Batei, 1890.230 p.
254. Binni W. L'Arcadia e il Metastasio. Firenze: La Nuova Italia, 1963. 470 p.
255. Binni W. Classicismo e neoclassicismo nella letteratura del Settecento. Firenze: La Nuova Italia, 1963. 388 p.
256. Binni W. Preromanticismo italiano. Napoli: Ed. scientifiche italiane, 1959. 325 p.
257. Binni W. Saggi alfieriani. Roma: Ed. riunite, 1981. 288 p.
258. Binni W. Settecento maggiore: Goldoni, Parini, Alfieri. Milano: Garzanti, 1978.524 p.
259. Bonalumi G. Parini e la satira. L'evoluzione del linguaggio pariniano e la satira. Bologna: Cappelli, 1958. 255 p.
260. Bosco U. Dal Rinascimento all'Arcadia. Lecce: Palmieri, 1959. 25 p.
261. Bosco U. Lirica alfieriana. Roma: De Sanctis, 196?, 336 p.
262. Brady P. Rococo style versus Enlightenment novel. Geneve: Slatkine, 1984. 304 p.
263. Branca V. Alfieri e la ricerca dello stile: con 5 nuovi studi. Bologna: Zanichelli, 1981.287 р.
264. Caputo V. I poeti italiani dall'antichita ad oggi. Dizionario biografico. Milano: Gastardi, 1960. 561 p.
265. Carignano V. Appunti di Storia del Libretto d'Opera. // URL: http://www.loperarinata.com/storia%20del%201ibretto. 1 .pdf
266. Chiodo C. La poesia bernesca del Settecento: saggi. Roma: Ellemme, 1987. 146 p.
267. Chledowski K. Rokoko we Wloszech. Warszawa: Panstwowy institut Wydawniczy, 1959. 468 p.
268. Concari Т. II Settecento. Milano: Vallardi, 1959. 432 p.
269. Consoli D. Dall'Arcadia aH'illuminismo. Bologna.: Cappelli, 1972. 218 p.
270. De Sanctis F. Pietro Metastasio in La poesia cavalleresca. Bari: Laterza, 1954. 223 p.
271. Di Biase C. Arcadia edificante. Napoli: Ed. scientifiche italiane, 1969. 653 P
272. Ferrari V. Letteratura italiana moderna e contemporanea (1748-1911). Milano: Hoepli, 1911.340 р.
273. Fido F. Guida a Goldoni: Teatro e societa nel Settecento. Torino: Einaudi, 1977. 262 p.
274. Fubini M. Dal Muratori al Beretti. Studi sulla critica e sulla cultura del Settecento. Bari: Laterza, 1968. 414 p.
275. Gavazzeni F. Studi metastasiani. Padova: Liviana Editrice, 1964. 197 p.
276. Gervasoni G. II teatro italiano nel Settecento. Metastasio, Godoni, Alfieri. Un melodramma — Due commedie e due tragedie. Torino: Lattes, 1956. 430 p.
277. Kirkpatrick D.A. The role of Metastasio's "Libretti" in the Eighteenth Century: Opera as Propaganda. // URL: http://etd.lib.fsu.edu/theses/available/etd-03052005-035942/unrestricted/Clemenza/pdf
278. Maeder C. Metastasio "l'Olimpiade" e l'opera del Settecento. Bologna: Mulino, 1993.240 р.
279. Muratore T.D. L'Arcadia e Metastasio // URL: http://www.telecultura.it/dispense/arcadia.pdf
280. Natali G. II Settecento. Milano: Vallardi, Vol.1, 1973. 585 p.
281. Nicastro A. II melodrama e gli italiani. Milano: Rusconi, 1982. 319 p.
282. Nicastro G. Metastasio e il teatro del primo Settecento. Bari: Laterza, 1973. 115 p.
283. Petronio G. Parini e Tilluminismo lombardo. Bari: Laterza, 1972. 353 p.
284. Poetiche e poeti del Settecento. A cura di Carlo Muscetta. Catania: Castorina-Editore, 1967. 366 p.
285. Santangelo S. La lingua di G. Meli. Palermo: Palumbo, 1941. 83 p.
286. Schocher Ch.G. Soil die Rede auf immer ein dunkler Gesang bleinen, und konnen ihere Arten, Gange und Beugungen nicht anschaukich gemacht, und nach Art der Tonkunst gezeichnet werden, Leipzig, 1791. 664 s.
287. Senardi R. Studi sul teatro classico italiano tra manierismo ed eta dell'Arcadia. Roma: Ed. dell'Ateneo, 1982. 117 p.
288. Smith P.J. The Tenth Muse: A Historical Study of the Opera Libretto. New York: Alfred A. Knopf, 1970. 417 p.
289. Ugoni C. Della letteratura italiana: nella seconda meta del secolo XVIII. Milano. Vol.2 1856,495р.
290. Varese C. Scena, linguaggio e ideologia dal Seicento al Settecento. Dal romanzo libertino alMetastasio. Roma: Bulzoni, 1985. 284p.
291. Научные работы автора по теме диссертации
292. Галатенко Ю.Н. Специфика музыкальности стиха Дж.Б. Марино. // Филология в системе современного университетского образования. Вып. 5. М.: изд-во УРАО, 2002. С. 30-33.
293. Галатенко Ю.Н. Музыкальность творчества Дж. Марино. // Материалы всероссийского конкурса научных работ студентов в области музыковедения. (2 место). М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. С. 29-36.
294. Галатенко Ю.Н. Проблема музыкальности стиха итальянского поэта Джамбаттисты Марино. // Материалы конференции "Семантика музыкального языка". М.: РАМ им. Гнесиных, 2004 г. С. 206 210.
295. Галатенко Ю.Н. Прием варьированного повтора в итальянской поэзии XVII века. // Тезисы 3-ей международной научной конференции "Язык и культура". М., 23-25 сентября 2005 г. С. 223.
296. Галатенко Ю.Н. Музыкальные жанры и формы в итальянской поэзии XVII века. // Материалы конференции "Филология в системе современного университетского образования", УРАО, 2006 г. Вып. 8. С. 41 -46.
297. Галатенко Ю.Н. Семантика повтора в итальянской поэзии XVII века. // Вопросы филологии №3 (21) 2005 г.М.: Ин-т иностр. яз. С. 82-91. (Журнал входит в список ВАК).
298. Галатенко Ю.Н. О некоторых аспектах музыкальности стиха в итальянской поэзии XVII века. // Материалы конференции "Семантика музыкального языка". М.: РАМ им. Гнесиных, 2006. Вып. 3. С. 165-175.
299. Галатенко Ю.Н. Слово и музыка как компоненты театральности в итальянской опере XVIII века. // XVIII век: театр и кулисы. Сборник научных трудов. М, 2006. С. 212 220.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.