Эволюция героя и жанра в творчестве Василия Аксенова: От прозы к драматургии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Торунова, Галина Михайловна

  • Торунова, Галина Михайловна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1998, Самара
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 170
Торунова, Галина Михайловна. Эволюция героя и жанра в творчестве Василия Аксенова: От прозы к драматургии: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Самара. 1998. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Торунова, Галина Михайловна

Введение^ СТР

Глава 1. Мифология "шестидесятников"14 стр.

Глава 2. Этапы творчества В.П. Аксенова43 стр.

Глава 3. Анализ драматургии54 стр.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция героя и жанра в творчестве Василия Аксенова: От прозы к драматургии»

Василий Павлович Аксенов хорошо известен. Сегодня можно сказать, что он - не просто писатель, но некое явление, включающее Аксенова-писа-теля, Аксенова-человека, прожившего жизнь, в чем-то типичную для его' времени; Аксенова - героя времени, получившего название "шестидесятые годы"; Аксенова - мифологического героя-автора произведений В.П.Аксенова и т.д. Согласимся, что Василий Павлович Аксенов - явление советской, русской мировой литературы, а может, и не только литературы, выходящее за рамки определения его как писателя.

Само это явление объемно и многомерно, оно родилось и сформировалось в определенном времени и продолжает, естественно, развиваться, потому что Василий Павлович Аксенов продолжает писать и печататься, продолжается процесс изучения его творчества, его места в литературе и, шире, в культуре. Этот процесс начался после появления первых же произведений В.Аксенова в середине шестидесятых годов. В девяностых годах он активизировался. С первых же публикаций об Аксенове и его героях стало очевидно, что даже в самые "спокойные" для него времена, когда он был популярен и вроде бы официально признан, оценки его творчества были очень разнообразны. Можно сказать, выражаясь стилем того времени, что деятельность его вызывала бурные дискуссии. О нем спорили всегда и на разных уровнях в спор включались филологи, культурологи, режиссеры, таксисты, кинематографисты, студенты, домашние хозяйки, писатели, физики, врачи, пионеры и т.д. В шестидесятые и семидесятые годы почти не было критического обзора современной литературы и культуры, где бы не упоминалось имя Аксенова. Споры о нем возобновились с не меньшей активностью в девяностые годы, когда стало можно упоминать его имя, когда появились в печати его произведения, написанные, но не увидевшие свет в 70-80-е годы, и новые, написанные уже за рубежом. В последние годы порой возникало ощущение, что ни один толстый журнал не может рассчитывать на звание литературного, если в нем не появилось произведение Аксенова или хотя бы его имя не упоминается в критических обзорах, проблемных статьях, в чьих-то воспоминаниях. Уже только одно это может служить косвенным доказательством значимости феномена Аксенова и его произведений в современном литературном и общекультурном процессе. Однако как всякое неоднозначное явление, то есть вызывающее споры, провоцирующее желание докопаться до сути, оно требует объемного исследования. Из поля зрения изучающих творчество писателя не должно исчезнуть ничего.

Некоторые параметры феномена по имени Аксенов хорошо известны и не требуют доказательств. Они поддаются простому перечислению.

Известно, что Василий Павлович Аксенов родился в 1932 году. Его родители, как и многие представители советской интеллигенции, были репрессированы. Мальчику было сообщено, что его отец умер. Позже, уже в 50-е, годы Василий Павлович узнает, что это была ошибка, что отец остался жив. Встретятся они через много лет, во время одного из приездов его из Америки. Его мать, Евгения Семеновна Гинзбург, известная писательница, много лет провела в колымских лагерях. Этот ее период жизни, встречу подростка Аксенова с матерью писатель Аксенов опишет в романе с пронзительным названием "Ожог", а Е. Гинзбург - в повести "Крутой маршрут" (которая была инсценирована и поставлена в театре "Современник").

Он рос в детдоме в провинциальной Казани, потом у тети. Потом Василий Павлович закончил Ленинградский медицинский институт. Но стал он писателем. В 1980 году В.П. Аксенов во время поездки по США был лишен советского гражданства и стал эмигрантом. Сейчас он - профессор американского университета "Джордж Мейсон", живет в Вашингтоне. Известны и более личные подробности. Аксенов сам откровенно рассказывает о своих семейных, личных делах, о своем быте во многих интервью, в своих романах, повестях, эссе. Любители биографических подробностей могут составить описание жизни Аксенова, вычитывая их внимательно практически из всего им написанного. Ибо, что бы он ни писал, он все время пишет о себе.

Так же хорошо известны и не требуют доказательств факты его писательской биографии. Первый его рассказ "Асфальтовые дороги" был напечатан в седьмом номере журнала "Юность" за 1959 год. Уже следующая его вещь - повесть "Коллеги" - была выпущена отдельной книгой в издательстве "Советский писатель" через два года. Она принесла ему известность и была принята (редкий случай в судьбе Аксенова) всеми: читателями, критиками и официальной властью. В том же 1961 году "Юность" напечатала вторую его повесть - "Звездный билет" (№ 6, 7). Успех обеих повестей быстро превратил известность в популярность. Первый главный редактор "Юности" Валентин Катаев вспоминал, что после публикаций повестей А.Гладилина и В.Аксенова ".тираж журнала пополз вверх, как температура гриппозного больного."1 Еще через год та же "Юность" печатает следующую повесть - "Апельсины из Марокко".

Не вдаваясь в подробный анализ отношений В.П. Аксенова с критикой и читателями, т.к. это является темой отдельного исследования2, необходимо отметить, что с этого времени обозначился разрыв между читательской популярностью Аксенова и оценками официальной критики. Однако пока еще критические разборы не стали разгромом, разборками, они еще пытаются "наставлять" и поправлять писателя. Аксенова печатают достаточно активно. В 1964 и 1966 годах издательство "Советский писатель" выпускает две книги повестей и рассказов, его произведения, кроме "Юности", печатаются в журналах "Москва", "Молодая гвардия", в

1 Цит. по: Аксенов В.П. Я по сути не эмигрант // Юность. 1989. №4. С.82.

2 Начало подобному исследованию проблемы положено в ст. Г.Ю.Карпенко "Литературная критика 1960-х годов о творчестве Василия Аксенова'-Васнлий Аксенов: Литературная судьба. Самара. 1994. С. 16-24. газетах. Аксенов в эти годы пишет много, пробует себя в разных жанрах, но уже не все, что он пишет, попадает в печать. В 1968 году "Юность" (№ 3) печатает его повесть "Затоваренная бочкотара", которая резко обостряет конфликт между писателем и критикой, между критикой и поклонниками творчества Аксенова. Впрочем, читателей эта повесть делит на принимающих такого Аксенова и на не принимающих, тоскующих по прежнему, "понятному" писателю.

О творчестве В.Аксенова в это время пишут многие, в качестве критиков выступают не только профессионалы, но просто читатели, те, о ком, как они считали, он пишет: секретарь обкома ВЛКСМ из Южно-Сахалинска и "коллектив бригады коммунистического труда" крымского таксопарка после выхода в свет, соответственно, повести "Апельсины из Марокко" и рассказа "Товарищ Красивый Фуражкин". Естественно, оценивалось не художественное явление, но общественно-политическое. Отход Аксенова от реалистических традиций очень раздражал и профессионалов, и любителей, в нем они усматривали:."признаки посягательства на фундаментальные основы общественного строя и морали."1 Активно не принимался аксенов-ский герой, который поступает не так, как надо, едет не туда и говорит не так, как положено. "Проза Аксенова не укладывалась в традиционные литературные каноны, а критика, к сожалению, не смогла стать "движущей эстетикой" и определить специфику художественного мировидения писателя".2

После 1964-66 годов ритм появления аксеновских вещей в печати затухает, можно обнаружить небольшие рассказы, напечатанные в основном в газетах. Правда, в 1969 году издательство "Советский писатель" выпустило еще один сборник произведений Аксенова. В "Юность" Аксенов возвращается на короткий миг, в 1971 году, романом "Любовь к электриче

1 Карпенко Г.Ю. Литературная критика 1960-х годов о творчестве Василия Аксенова//Василий Аксенов: литературная судьба. Самара. 1994. С. 19.

2 Там же. С.22-23. ству". Он сразу же был выпущен отдельной книгой издательством "Политиздат" (!) в серии "Пламенные революционеры". И вплоть до отъезда из страны его печатают только Детгиз, "Литературная Россия" и "Литературная газета", в основном на 16-й странице.

Потом был 1978 год. "Новый мир" напечатал роман "Поиски жанра". И, наконец, печально известный альманах "Метрополь" - ".клуб литературного маскарада, озорства, вдохновения"1.

25 июня 1980 года Аксенов уехал в Америку и вернулся через восемь лет: сначала своими произведениями, потом - сам. С 1988 года он снова начал печататься в наших журналах и газетах. Именно тогда мы смогли прочесть то, что было скрыто от нас в 70-80-е годы, и то, что было написано им в Америке. Произведения Аксенова в начале 90-х вылились на нас таким густым потоком, что один из критиков, пародируя С.Залыгина, определившего 1990 год как год Солженицына, назвал это время "изнурительным и л затянувшимся периодом Аксенова" . Один за другим печатались лежавшие под спудом эти годы его большие романы, повести, рассказы, эссе, статьи, интервью: "Золотая наша железка", "Остров Крым", "Ожог", "Свияжск", "Право на остров" и многое другое; в том числе и то, что было написано уже не у нас: "Московская сага", "Скажи изюм", "Желток яйца", "В поисках грустного беби" и т.д. Тогда же мы смогли открыто прочесть альманах "Метрополь".

Понятно, что все это - простое перечисление фактов, без какого бы то ни было анализа, потому что даже попытка проанализировать любой факт или причинно-следственную связь нескольких фактов биографии либо писательской судьбы непременно приведет к открытию темы, выходящей за пределы собственно биографии или судьбы. Мы обязательно столкнемся с невозможностью объяснить любую связь без раскрытия феномена Аксенова

1 Аксенов В.П. Я по сути не эмигрант // Юность. 1989. С.82.

2 Голубков М. Из дальних странствий //Москва. 1992. №1. С.201.

- одного из авторов и героя явления, получившего название "шестидесятники".

Многие проблемы, связанные с деятельностью писателя Аксенова, были так или иначе определены в критической литературе. Многое ждет анализа и объяснения. Произведения Аксенова были предметом критического анализа, но литературоведческого подхода долгое время не было. Пожалуй, наиболее полно он обнаруживается в сборнике "Василий Аксенов: литературная судьба", изданном в Самаре в июне 1994 года по итогам конференции, посвященной его творчеству. Интерес к теме конференции оказался немалым, на нее собрались филологи, литературоведы из Москвы, С.-Петербурга, Воронежа, Томска, Самары и т.п.1 В этом сборнике, ".не претендуя на всеохватность." (из редакторской вступительной заметки), сделана попытка проследить творческий путь писателя от ранних его произведений до романов "В поисках грустного беби" и "Желток яйца", причем преобладает здесь литературоведческий аспект исследования. В круг внимания филологов попали рассказы Аксенова "Рандеву" и "Победа", повести "Мой дедушка - памятник" и "Любовь к электричеству", роман "Остров Крым" и уже названные романы американского периода. Творчество Василия Аксенова рассматривается в контексте художественного языка XX века (Н.Т.Рымарь); в свете постмодернистской традиции (Т.В.Казарина и И.Н.Тартаковская); обращается внимание на нарушение канона в его произведениях (В.И. Немцев); на стиховое начало в прозе Аксенова (Ю.Б. Орлицкий); на пародийные элементы, приемы иронии и юмора (И.И.Коган, М.Н.Везерова) и многое другое. Особо необходимо выделить библиографический указатель произведений писателя и литературы о нем, составленный Э.Ю.Базилевской. В нем представлено достаточно полно все, что было издано писателем в России с 1959 по 1993 год, включая переводы, статьи, интервью. Огромный интерес представляет Откликнулся на приглашение и сам В.П. Аксенов. Он стал инициатором следующей конференции, посвященной "третьей волне" эмиграции, а затем ежегодного фестиваля "Из века XX в век XXI". указатель газетных, журнальных и книжных статей, посвященных творчеству писателя, в том числе тех, где его произведения разбираются вкупе с произведениями других писателей, его современников. Знакомство со многими из этих публикаций, особенно первого периода (до отъезда В.П.Аксенова из СССР), мало дают представления об особенностях его писательской индивидуальности, скорее по ним можно четко проследить место Аксенова в литературном мире, представить эволюцию отношений писателя с читателем, критикой и официальной властью, соответственно руководящей социально-культурными, идеологическими установками. Характер этих отношений достаточно подробно описан Г.Ю.Карпенко в статье "Литературная критика 1960-х годов о творчестве Василия Аксенова", напечатанной в указанном сборнике. Автор делает очевидный вывод: ".господствующий социологический подход закрыл всяческую возможность рассмотреть творчество писателя с собственно эстетических позиций"1.

Пожалуй, впервые, за исключением некоторых критических материалов, опубликованных в литературных журналах последних лет, статьи, вошедшие в сборник, могут претендовать на серьезный литературоведческий уровень разговора о произведениях Аксенова как явлении литературы, вида искусства, как бы откликаясь на его сетование 1966 года: "Самое слабое место в нашей современной критике - анализ литературного произведения как произведения художественного. Господствует социологический анализ, все подгоняется под готовую схему. Нет понимания проблем языка, стиля, формы"2.

Серьезный разговор был продолжен в сборнике "Литература "третьей волны", выпущенном в Самаре в 1997 году. Здесь, помимо статей Л.Е.Кройчика о "Затоваренной бочкотаре" и Г.А.Шпилевой о рассказе "Жаль, что вас не было с нами", к творчеству В.П.Аксенова обращаются

1 Цит. по Карпенко Г.Ю. С. 23.

2 Аксенов В.П. Писатели о критиках // Вопросы литературы. 1966. №5. С. 13.

Е.В.Тихомирова, рассматривая поэтику "третьей волны", Б.А.Ланин в разговоре об антиутопии в литературе русского зарубежья и т.д. В этом же году у Б.А.Ланина в московском издательстве "Новая школа" выходит пособие для преподавателей литературы - "Проза русской эмиграции". Книга открывается очерком жизни и творчества Василия Аксенова.

Однако существует необъясненная пока странность в критической литературе об Аксенове. Все, или почти все критики, обозреватели и тогда, и теперь, даже догадавшись о литературной игре, даже после явной подсказки самого Аксенова, назвавшего одну из принципиальных своих вещей "Поиски жанра", как бы сговорились не замечать практически осуществленного процесса этих поисков - его разовые уходы в другой род литературы, в драматургию. В 1962-66 годах появилось несколько рецензий на спектакли, поставленные по инсценировке повести "Коллеги" и пьесе Аксенова "Всегда в продаже", в которых критики предпринимают попытки разобраться в особенностях драматургии Аксенова, несколько позже я коротко опишу эти попытки. Но собственно пьеса мало интересует рецензентов, они подходят к ней как к материалу для воплощения на сцене. На этом "пустом" месте резко выделяется статья В.Е.Головчинер "Эпические тенденции в драматургии "третьей волны" ("Цапля" В.П.Аксенова, "Демократия" И.Бродского), напечатанная в сборнике "Литература "третьей волны" (Самара. Издательство "Самарский университет." 1997). Сборник явился логическим откликом на Самарскую конференцию 1994 года, посвященную изучению литературы "третьей волны".

Собственно, началом апробации темы "драматургия В.П.Аксенова" можно считать мою статью "В поисках действия" о драматургии Василия Аксенова, напечатанную в сборнике "Василий Аксенов: литературная судьба". Уже в ней я, стараясь объяснить "непопулярность" у театральных деятелей (режиссеров, критиков) произведений самого популярного тогда автора, пришла к выводу, что его пьесы необходимо рассматривать в контексте всего того, что Аксенов написал, и того, что он прожил. Его драматургия не поддается анализу по привычной театроведческой схеме -наверное, в этом коренятся неудачи театральных постановок этих пьес, которые автор так болезненно переживает. О сложности отношения Аксенова к своим пьесам говорит тот факт, что в свое первое пятитомное собрание сочинений на русском языке, вышедшее в 1994 году, он не включил ни одну из них.

Если не считать киносценариев и инсценировок его повестей, Василий Аксенов написал три пьесы и принял участие в инсценировании своей первой повести "Коллеги" вместе с Ю.Стабавым (1960). Первая оригинальная пьеса, "Всегда в продаже", была написана в 1965 году и сразу поставлена в "Современнике". Вторая - "Четыре темперамента", написанная в 1968 году, была напечатана в печально известном "Метрополе", свет рампы она так и не увидела. Последняя "полнометражная" пьеса "Цапля", законченная в 1980 году, стала одним из последних произведений его "советского" периода жизни. Напечатана она была в Америке, в России она появилась уже в 1990 году в альманахе "Современная драматургия" № 3, потом - в сборнике "Право на остров" (М., 1991) вместе с избранными рассказами, повестями и пьесой "Всегда в продаже". Она имела более счастливую сценическую судьбу: впервые она была поставлена Антуаном Витезом в Париже (где шла в два вечера вместе с "Чайкой" А.П.Чехова и в тех же декорациях), потом - премьера в "Сфере" (1990 г., Москва) в постановке Е.Еланской, почти одновременно - в Люблине (Польша) и Белграде (Югославия), позже она прошла в Магнитогорском театре "Буратино" (театр кукол), в драмтеатрах Ростова-на-Дону и Барнаула.

Известно, что у В.П.Аксенова есть сборник одноактных пьес "Аристо-фаниана с лягушками", пьесы написаны в разные годы, сборник издан впервые на английском языке. Однако для раскрытия темы мне оказалось достаточно трех уже названных пьес. Писатель неоднократно заявлял, что больше он пьес писать не будет, однако в личной беседе со мной во время фестиваля "Из века XX в век XXIм в июне 1997 года он признался, что работает сейчас над пьесой и что это будет парафраз Грибоедовского "Горе от ума".

Актуальность исследования вызвана потребностью осмыслить причины появления аксеновской драматургии, подвергнуть анализу три его пьесы, определить их место в литературной деятельности, проследить процесс перехода из прозы в драматургию, понять значение этого процесса в формировании понятий "Аксенов - автор" и "Аксенов - герой произведения под условным названием "Исповедь шестидесятника".

По мнению В.Г.Белинского, приход писателя в драматургию естественен и является показателем уровня его как литератора: ".великие художники большею частью начинают с эпических произведений, продолжают лирикой, а оканчивают драмою"1. Аксенов в предложенную Белинским схему не укладывается. Драматургия хронологически занимает серединное место в его литературной судьбе; его можно определить как этап в эстетических, художественных поисках писателя, как процесс поиска жанра - поиска художественного смысла. Поэтому, мне кажется, не совсем удачно складывается сценическая судьба его пьес. Причины неудачи коренятся в особенностях самой аксеновской драматургии, а их, в свою очередь, можно понять только в контексте всего творчества писателя: в эволюции героя, в развитии темы и ее вариаций и, в конечном итоге, в изменении понятия "Василий Аксенов", служащего материалом и создателем произведения "Исповедь шестидесятника". Значит, необходимо проследить рождение отдельных глав этого произведения во времени.

Первая глава моей работы посвящена анализу мифоборчества и мифотворчества "шестидесятников", к которым, конечно, относится Василий Аксенов, Она мне кажется очень важной, так как творчество писателя

1 Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды Ч Белинский о драме и театре. М„ 1948. С.45.

Аксенова рассматривается мною в контексте событий, которые переживал Василий Павлович вместе с миром, со своей страной и своим поколением, как его художественная рефлексия на все происходящее.

Во второй главе я определяю место, которое занимает драматургия в творчестве Аксенова, т.е. я выясняю когда написаны его пьесы и какие связи образовались между ними и другими произведениями писателя. Третья глава посвящена анализу аксеновских пьес и определению значения драматургии в творчестве Василия Аксенова.

В процессе работы над диссертацией я напечатала три статьи, являющиеся результатом определенных этапов исследования темы: "В поисках действия: о драматургии Василия Аксенова" "Василий Аксенов: литературная судьба". Самара. 1994; "Поиски стиля или поиски смысла? Изменение жанра и стиля в творчестве В.П.Аксенова конца шестидесятых - начала семидесятых годов" Мир культуры: человек, наука, искусство. Самара 1996; "Мифология шестидесятников" Литература "третьей волны". Самара. 1997. На конференции, посвященной литературе конца XX века, в рамках фестиваля "Из века XX в век XXI" 6 июня 1997 года мною прочитан доклад на тему "Пародирование в творчестве В.П.Аксенова" Материалы и содержание диссертации используются мною в лекционных курсах "Актуальные проблемы художественной культуры XX века" и "История театра XX века".

14

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Торунова, Галина Михайловна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы рассмотрели три пьесы и одну инсценировку Аксенова. Совершенно очевидно, что инсценировка "Коллег" не укладывается в то понятие, которое я определяю как "аксеновская драматургия". Она сделана по стандарту существовавшей тогда советской пьесы, где есть положительный герой, борющийся с еще имеющимися у нас отдельными недостатками. В этой борьбе он совершает подвиги и, разумеется, побеждает. В процессе переделки повести в пьесу, несмотря на то, что многие фабульные ходы сохранены, сюжет и тема оказались искаженными, упрощенными, потерялся точно найденный образ трех товарищей, трех коллег, тройной вариации судьбы молодого поколения человека шестидесятых. Если в повести вектор их исканий направлен друг на друга, то в инсценировке он больше направлены на других, на окружающий мир. По принятой схеме конфликт в драме означает столкновение, причем открытое, чтобы было ясно - кто против кого, и обязательно должно быть ясно, кто положительный, тот, естественно, побеждает, а кто отрицательный, тот, соответственно, побежден. В аксеновской инсценировке эти требования выдержаны, но для этого пришлось пожертвовать всей образной структурой эпического первоисточника.

В чем же особенности собственно аксеновской драматургии? Во-первых, очевидно, что пьесы созданы не по аристотелевской схеме. Пьесы Аксенова объективны, эпичны настолько, насколько он пытается объективно взглянуть на себя и на свое поколение. Они лиричны в том смысле, что писатель создает сюжет и героев в прямом соотношении с самим собой. Поэтому они лишены бытового правдоподобия. Они фантастичны, потому что все, что в них происходит, родилось в воображении автора, в его рефлексии. Но происходит не вообще с действительностью, с миром, а с ним, автором, представителем поколения шестидесятых, в этом мире, в этой действительности.

Действие в пьесах разворачивается не от поступка к поступку, а от идеи к идее, которые автор обсуждает сам с собой, поворачивая их разными гранями. Драматическая коллизия, которая в традиционной структуре драмы формируется рядоположеиными этапами; поступок действующего лица создает ситуацию для другого действующего лица (других действующих лиц), заставляет его принять решение и совершить поступок, создавая ситуацию для следующего действующего лица. У Аксенова - не так. Ситуация задана извне, и ничей отдельный поступок ее разрешить не может. Более того, поступок любого отдельного персонажа может не только не изменить расстановку сил в конфликте, но вообще может быть не замечен остальными. Поэтому у Аксенова невозможно объяснить с точки зрения логики или здравого смысла, почему действующие лица его драматургии делают что-то или, наоборот, не делают того, что надо сделать. Пьесы В.Аксенова можно назвать не просто действенными, а рассуждающими, рефлексирующими. В них преобладают допущения, ожидания, предположения. Они не имеют закрытого финала, они все открыты, все заканчиваются вопросом, незавершенностью в духе романной традиции.

Суть отношений в традиционной пьесе можно выразить так: "я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу". В аксеновских пьесах местоимение "ты" заменяется на "я". Везде звучит вопрос - что же произошло со мной, с нами, что происходит и что произойдет? Это как разбор партии в шахматы: "а если бы я пошел вот так, то. а если бы так.".

Итак, по Аристотелю главное в трагедии (и шире - в драматическом искусстве) - фабула, состав происшествий.1 Как мы уже видели, у Аксенова в его пьесах этот принцип не выдерживается. Главные события вынесены им за рамки собственно пьесы. У Гете отличие эпической и драматической литературы формулируется так: "В романе должны по преимуществу изображаться чувства и события, в драме - характеры и поступки. Герой романа должен быть пассивным; во всяком случае, он не должен быть деятельным в высокой степени; от драматического героя требуются л действия и поступки" . Поступки аксеновские герои совершают, но вот в действия они не складываются. Белинский установил, что в эпосе господствует событие, а в драме - человек.3 Но в исследуемых нами пьесах мы скорее видим не человека, а некую проекцию его, очевидно, проекцию прямых и косвенных авторских раздумий. Как писал Б.Шоу: "В новых пьесах драматический конфликт строится не вокруг вульгарных склонностей человека. а вокруг столкновения различных идеалов"4.

В пьесах Аксенова столкновения разных идеалов обнаруживается сразу, но это только вершина айсберга. Скорее автора волнует отношение к этим идеалам и причины, их сформировавшие. Получается, что пьесы Аксенова не могут быть рассмотрены по правилам классической и даже "новой" драматургии. Это связано с теми задачами, которые автор перед собой ставил.

Очевидно, что аксеновскую драматургию необходимо рассматривать по законам, сформировавшимся в XX веке и, точнее, в конце нашего века. "Формы конфликта в драме XX века разнообразны. Но они неизменно

1 См.: Аристотель. Поэтика. М„ 1957. С.58.

2 Гете И.В. Годы учения Вильгельма Мейстера. Пермь. 1959. С.488.

3 См.: Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В.Г. О драме и театре.

М., 1948. С.88.

4 Шоу Дж. Б. Квинтэссенция ибсенизма//Шоу Дж. Б. О драме и театре. М.( 1963. С.70. связаны с исследовательским пафосом искусства, углублением художественного анализа, вовлечением в его орбиту часто недоступных прямому, непосредственному наблюдению явлений и областей"1. Рождение такого явления, как "произведение больше пьесы", можно считать следствием этого процесса. "В нем чрезвычайно ярко обнаруживается вся необычность соотношения исходной ситуации с последующим действием и его завершением: реализация исходной ситуации в произведениях "больше пьесы" проявляется в ее принципиальной нереализованности, уничтожел нии" . В "Цапле" Аксенов довел понятие "произведение больше, чем пьеса" до конкретного воплощения, так сказать, овеществил его, так же, как в своих пьесах довел до иллюстративной понятности определение постмодернизма.

То, что Аксенов является одним из первых художников постмодернизма в советской литературе, сказано уже много раз в статьях о его произведениях в 90-е годы3. Доказывать или опровергать это еще раз не входит в мои задачи. Тем более, что в полной мере писателем постмодернизма назвать его нельзя. Есть некоторые признаки постмодернистской литературы, которые вполне приемлемы при рассмотрении художественного стиля Аксенова и по которым он может быть отнесен к постмодернистам. Это: особая склонность к цитатам, игра словами и смыслами, ирония, пронизывающая все его тексты, карнавализация и театрализация его сюжетов и художественных приемов. Особо надо выделить его стремление к диалогу, которое собственно, и привело его к созданию драматургических произведений. Все это является явными признаками постмодернизма как литературного стиля. Но есть

1 Карягин А.А. Драма как эстетическая категория. М. 1971. С. 169.

2 Кургинян М.С. Драма // Теория литературы Роды и жанры литературы. М., 1964. С.362.

3 См.: Липецкий В. Аксенов в новом свете. Феномен двойного качества как фактор литературного процесса И Нева. 1992. №8. коренные отличия, отделяющие В.Аксенова от окончательно сформировавшегося в восьмидесятые годы постмодернизма, который стал претендовать ".на выражение теоретической надстройки современного искусства, философии, науки, политики, экономики, моды."1 Этого у Аксенова нет, так же как трудно обнаружить в его произведениях: "отказ от серьезности и всеобщий плюрализм."2 Обратим, однако, внимание вот на что. Если для теории и художественной практики постмодернизма одним из ключевых понятий стала "смерть автора" (Ролан Барт), то Аксенов не только не собирается отказываться от себя как автора, напротив, во всех своих произведениях он подчеркнуто себя не скрывает. "Леша-то сторож -это я" - сказал он в личной беседе В.Е.Головчинер, автору уже указанной статьи "Эпические тенденции в драматургии "третьей волны"3 русской эмиграции", в июне 1994 года во время Самарской конференции, посвященной литературе "третьей волны". Да и в самом тексте автор проявляется весьма активно и в подробностях биографических данных, которыми он щедро наделяет своих героев, и в структуре построения сюжета, который развивается не по отстраненным от автора законам (т.е. автор как бы смотрит на него со стороны), а по законам памяти и причудливой фантазии автора-субъекта. Как ни активен читатель и зритель в художественной системе Аксенова-драматурга, автор еще активнее.

Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что драматургия Аксенова, так же, как и его проза, подвержена влиянию лирики. Подтверждается этот вывод временной характеристикой его произведений. Герою почти всегда столько лет, сколько автору, Аксенов всегда точно расставляет временные ориентиры, и всегда, отправляя нас в прошлое своих персонажей, он точно

1 Руднев В.Я. Словарь культуры XX века. М, 1997. С.221.

2 Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М., 1997. С.221.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Торунова, Галина Михайловна, 1998 год

1. Бахтин М.М. Указ. изд. С.309.2 Там же. С.311.

2. Все пьесы заканчиваются незавершенным ожиданием, вопросом, что же будет дальше, провоцируя и нас на размышление о дальнейшемразвороте событий, "о времени и о себе", если воспользоваться словами В.Маяковского.

3. Художественные и публицистические произведения1. В.П.Аксенова

4. Аксенов В.П. Апельсины из Марокко: Повесть // Аксенов В.П. Собр. соч.: В 5 т. -М.: Юность, 1995.-Т.1. С. 337 - 450.

5. Аксенов В.П. Асфальтовые дороги: Рассказ // Юность. 1959. № 7. -С. 53-64.

6. Аксенов В.П. Бумажный пейзаж: Роман // Аксенов В.П. Собр. соч. М.: Юность, 1995.-Т.5. С. 398 - 560.

7. Аксенов В.П. Вне сезона: Рассказ // Литературная газета. 1971. 21 апр. 16 с.

8. Аксенов В.П. Возникло ощущение живой страны // Собеседник.1989. №50. -С 16- 18.

9. Аксенов В.П. В поисках грустного беби // Аксенов В.П. В поисках грустного беби. М,: Конец века, 1992. С. 135 - 477.

10. Аксенов В.П. Всегда в продаже: Пьеса // Аксенов В.П. Право на остров. М.: Моск. рабочий. 1991. С 383 - 443.

11. Аксенов В.П. Вывод нежелательного гостя из дома: Рассказ // Литературная газета. 1968. 8 окт. С. 16.

12. Аксенов В.П. Голубые морские пушки: Рассказ // Труд. 1967. 14 апр.

13. Аксенов В.П. Жаль, что вас не было с нами: Рассказ // Аксенов В.П. Собр. соч. М.: Юность, 1995.-Т. 2. С. 325 - 352.

14. Аксенов В.П. Желток яйца: Роман И Аксенов В.П. Собр. соч. М.: Юность, 1995.-Т. 4. С. 368 - 564.

15. Аксенов В.П. Жизнь без прикрас: Беседа // Театральная жизнь.1990. №8.-С 12-15. ^

16. Аксенов В.П. Завтраки 43-го года: Рассказ // Аксенов В.П. Собр. соч. М.: Юность, 1995.-Т.2. С. 301 - 310.

17. Аксенов В.П. Звездный билет: Роман // Аксенов В.П. Собр. соч. М.: Юность, 1995.-Т.1. С. 183 -336.

18. Аксенов В.П. Золотая наша железка: Повесть // Юность. 1989. № 6 С. 10-38, №7.-С. 15-44.

19. Аксенов В.П. Интервью ж. "Аврора" // Аврора. 1990. № 1. С. 2324.

20. Аксенов В.П. Интервью газ. "Культура" // Культура. Самара. 1994. №27.-С. 8.

21. Аксенов В.П. Как Никита поссорился с писателями // Аргументы и факты. 1991. №45. Сб.

22. Аксенов В.П. Коллеги: Повесть // Аксенов В.П. Собр. соч. М.: Юность, 1995. Т.1. - С. 7 - 182.

23. Аксенов В., Стабавой Ю. Коллеги: Пьеса // Современная советская драматургия. М.: ВТО, 1961. С. 56 - 120.

24. Аксенов В.П. Круглые сутки поп stop // Аксенов В. В поисках грустного беби. М.: Конец века, 1992. С 7 - 134.

25. Аксенов В.П. Любовь к электричеству: Роман. М.: Политиздат, 1974.-382 с.

26. Аксенов В.П. Маленький кит лакировщик действительности: Рассказ // Аксенов В.П. Собр. соч. М.: Юность, 1995.-Т.2.- С. 391 - 402.

27. Аксенов В.П. Местный хулиган Абрамашвили: Рассказ // Аксенов В.П. Собр. соч. М.: Юность, 1995.-Т.2. С. 373 - 390.

28. Аксенов В.П. Мечта таксиста: Рассказ // Литературная газета. 1970. 26 авг. С. 16.

29. Аксенов В.П. На полпути к Луне: Рассказ // Аксенов В.П. Собр. соч. М.: Юность, 1995.-Т.1. С. 617 - 636.

30. Аксенов В.П. Негатив положительного героя: Рассказы. М.: Вагри-ус-Изограф, 1996. 302 с.

31. Аксенов В.П. Новый сладостный стиль: Роман. М.: Изограф, 1997. 494 с.

32. Аксенов В.П. Ожог: Роман // Аксенов В.П. Собр. соч. М.: Юность, 1995.-Т.З. - 494 с.

33. Аксенов В.П. Остров Крым: Роман // Аксенов В.П. Собр. соч. М.: Юность, 1995.-Т.4. С. 9 - 367.

34. Аксенов В.П. Ответ на анкету ИЛ // Иностранная литература. 1989. № 3. С. 238.

35. Аксенов В.П. Папа, сложи: Рассказ // Аксенов В.П. Собр. соч. М.: Юность, 1995.-Т.2. С. 56 - 120.

36. Аксенов В.П. Победа: Рассказ // Аксенов В.П. Собр. соч. М.: Юность, 1995.-Т.2. С. 403 - 408.

37. Аксенов В.П. Поиски жанра: Повесть // Аксенов В.П. Собр. соч. М.: Юность, 1995.-Т.2. С. 9 - 138.

38. Аксенов В.П. Пора, мой друг, пора: Повесть // Аксенов В.П. Собр. соч. М.: Юность, 1995.-Т.1. С. 451 - 616.

39. Аксенов В.П. Право на остров: Повесть // Аксенов В.П. Собр. соч. М.: Юность, 1995.-Т.5. С. 561 - 584.

40. Аксенов В.П, Право на свой остров: Беседа В.Ерофеева с В.Аксеновым // Огонек. 1990. № 2,- С. 12 13.

41. Аксенов В.П. Рандеву: Рассказ // Аксенов В.П. Собр. соч. М.: Юность, 1995.-Т.2. С. 207 - 236.

42. Аксенов В.П. Ранимая личность: Рассказ // Литературная газета. 1970. 21 янв. С. 16.

43. Аксенов В.П. Рыжий с того двора: Рассказ // Литературная Россия. 1966. 26 авг.-С. 6.

44. Аксенов В.П. Свияжск: Повесть // Аксенов В.П. Собр. соч. М.: Юность, 1995.-Т.4. С. 565 - 598.

45. Аксенов В.П. Скажи изюм: Роман // Аксенов В.П. Собр. соч. М.: Юность, 1995.-Т.5. С. 561 - 584.

46. Аксенов В.П. Стальная птица: Повесть // Аксенов В.П. Собр. соч. М.: Юность, 1995.-Т.2. С. 237 - 300.

47. Аксенов В.П. Суперлюкс: Рассказ // Литературная Россия. 1978. 4 авг. С. 16.

48. Аксенов В.П. С утра до темноты: Рассказ // Литературная газета. 1960. 24сент.-С. 7.

49. Аксенов В.П. Счастье на берегу загрязненного океана: Рассказ // Литературная газета. 1970. 23 сент. С. 16.

50. Аксенов В.П. Товарищ Красивый Фуражкин: Рассказ // Аксеов В.П. Собр. соч. М.: Юность, 1995.-Т.2. С. 353 - 370.

51. Аксенов В.П. Феномен пузыря: Рассказ // Литературная газета. 1969. 19 нояб. С. 16.

52. Аксенов В.П. Цапля: Пьеса // Аксенов В. Право на остров. М.: Моск. рабочий, 1991. С. 444 - 502.

53. Аксенов В.П. Четыре темперамента: Пьеса // Метрополь. М.: Текст, 1991.-С. 508-551.

54. Аксенов В.П. "Я, в основном пишу для русских читателей." // Искусство кино. 1990. № 3. С. 53 - 60.

55. Аксенов В.П. "Я, по сути дела, не эмигрант." // Юность. 1989. №4.-С. 80-83.

56. Другая художественная литература:

57. Блок A.A. Избранное. М.: Сов. Россия, 1980. 380 с.

58. Блок A.A. Лирика. М.: Худ. лит. 1970.-451 с.

59. Бродский И. Сочинения: В 2 т. С.-Петербург, 1989.-Т.1. 446 с.

60. Войнович В. Москва 2042. М.: Вся Москва, 1990. 347 с.

61. Галич А. Заклинание добра и зла. М.: Прогресс, 1992. 539 с.

62. Гете И.В. Годы учения Вильгельма Мейстера. Пермь: Пермское кн. изд., 1959. 683 с.

63. Гладилин А. Меня убил скотина Пелл. М.: Слово, 1991. 270 с.

64. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы: Роман // Достоевский Ф.М. Собр. соч. М.: Правда, 1982.-T.il. 599 е., Т. 12. - 530 с.

65. Копелев JI. Утоли моя печали: Мемуары. М.: Слово, 1991. 289 с.

66. Лермонтов М.Ю. Собр. соч. В 6 т. М; Л.: Худ. лит., 1954.-Т.1. -427 с.

67. Пушкин A.C. Избр. соч. В 3 т. М.: Худ. лит., 1955.-Т. 1. -447 с.

68. Славкин В. Памятник неизвестному стиляге. М.: APT, 1996. 313с.

69. Твардовский А.Т. Избр. произв. В 3 т. М.: Моск. рабочий, 1990.-Т.2.-456 с.

70. Чехов А.П. Избр произв. В 3 т. М.: Худ. лит., 1964. Т.З. - 620 с.

71. Шекспир В. Гамлет.:Трагедия. Куйбышев. 1979. 171 с.

72. Научно-критическая литература:

73. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. М.: Просвещение, 1979.-352 с.

74. Автономова Н. Возвращение к азам. Постмодернизм и культура: Материалы "Круглого стола" // Вопросы философии. 1993. № 3. С. 106 — 108.

75. Айзерман Л. Всегда ли в жизни есть место подвигу // Юность. 1967. №8.-С. 5-9.

76. Айхенвальд Ю. "Современник" и "сердитые англичане" // Театр. 1966. №4.-С. 34-36.

77. Алешковский Ю. Книга последних слов // Октябрь. 1992. № 8. С. 83-110.

78. Алигер М. Печальная притча // Знамя. 1987. № 10. С. 189 - 203.

79. Анализ литературного произведения. JL: Наука, 1976. 236 с.

80. Аникст A.A. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. M.: Наука, 1967. 343 с.

81. Аникст A.A. Теория драмы от Пушкина до Чехова. М.: Наука, 1972. -643 с.

82. Аннинский Л. Евтушенко // Литературное обозрение. 1978. № 7. -С. 16-24.

83. Аннинский Л. Идеи и люди // Юность. 1965. № 11. С. 72 - 74.

84. Аннинский Л. Как выбрать мед тоски из сатанинских сот // Новый мир. 1991. №6.-С. 255-257.

85. Аннинский Л. Локти и крылья Н Октябрь. 1990. № 1. С. 204 - 205.

86. Аннинский Л. Несрезанный цветок // Дружба народов. 1994. № 5. -С. 228-232.

87. Аннинский Л. Пред волею и бедой // Новый мир. 1998. № 2. С. 237-243.

88. Апенченко Ю. Жить при демократии // Дружба народов. 1987 № 11. С. 136-171.

89. Апухтина В.А. Молодой герой в советской прозе. М.: Знание, 1971. -95 с.

90. Апухтина В.А. Современная советская проза. (60-е начало 70-х гг.) М.: Высшая школа, 1984. - 272 с.

91. Аристотель. Поэтика. М.: Худ. лит., 1957. 183 с.

92. Базман 3. Философия и постмодернистская социология // Вопросы философии. 1993. № 3. С. 121 - 136.

93. Бак Д. Бронзовый век критики // Новый мир. 1994. № 4. С. 239

94. Барт Р. Избранные работы: Семиотика, Поэтика. М.: Республика, 1994.-615 с.

95. Бахнов Л. Возвращение // Новый мир. 1987. № 10. С. 236 - 241.

96. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979. -318 с.

97. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худ. лит., 1975. С. 234 - 407.

98. Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Худ. лит., 1990. 541 с.

99. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский о драме и театре. М.: Политиздат. 1948. С. 86 - 100.

100. Беньяш Р. Олег Ефремов // Театр. 1967. №6. С 12 - 16.

101. Бергер Л.Г. Пространственный образ мира (парадигма познания) в структуре художественного стиля // Вопросы философии. 1994. № 4. -С. 112-129.

102. Берлин И. Встречи с русскими писателями в 1945 и 1956 годах //

103. Звезда. 1990. № 2. С. 292 - 207.

104. Бернстайн Л. Музыка всем. М.: Музыка, 1978. - 261 с.

105. Бианки Н. Диссиденты // Книжное обозрение. 1991. 21 авг. С. 18-20.

106. Битов А. Айне кляне арифметика русской литературы // Новый мир. 1994. №4.-С. 80-89.

107. Богомолов Ю. Конвертируемое лицо // Столица. 1992. № 4. С. 31.

108. Богуславский А.О., Диев В.А. Русская советская драматургия 1946 1966. М.: Наука. 1968. - 240 с.

109. Бодрийар Ж. О соблазне (фрагменты книги) // Иностранная литература. 1994. № 1.-С. 194- 199.

110. Бочаров А. Мчатся мифы, бьются мифы // Октябрь. 1990. № 1. С. 181-191.

111. Буковский В. И возвращается ветер // Театр.1990. № 3. С. 166 -186, № 4. - С. 185 - 203, № 5. - С. 173 - 220.

112. Бурлацкий Ф. Хрущев: Штрихи к политическому портрету // Литературная газета. 1988. 27 апр. С. 12.

113. Буртин Ю. Вам из другого поколения // Новый мир. 1987. № 8. -С.200 205.

114. Бушин В. Уроки одной истории (О событиях литературной жизни 60-70 гг.) И В мире книг. 1989. № 9. С. 17 - 29.

115. Вайль П., Генис А. Поиски жанра. Алексндр А. Солженицын // Октябрь. 1990. № 6. С. 192 - 204.

116. Вайль П., Генис А. Потерянный рай // Новый мир. 1992. № 9. С. 135 165.

117. Вайль П., Генис А. Принцип матрешки // Новый мир. 1989. № 10. -С. 196-204.

118. ВайльП., Генис А. 60-е. Мир советского человека. М.: Новое литературное обозрение, 1996. 366 с.

119. Вайнштейн О. Постмодернизм: история или язык? Постмодернизм и культура: Материалы "Круглого стола" // Вопросы философии. 1993. № 3. -С. 121-128.

120. Вартаньянц А.Д., Якубовская М.Д. Поэтика. Комплексный анализ художественного текста. М.: Аспект-пресс, 1994. 239 с.

121. Василий Аксенов: литературная судьба. Сб. ст. Самара: Самарский университет, 1994. 202 с.

122. Вейтман Р. История литературы и мифология. М.: Прогресс, 1975. -321 с.

123. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. 404 с.

124. Вишневская И. Еще о многообразии // Вопросы литературы. 1966. № 4. С. 21 -22.

125. Владимиров С. Действие в драме. М.-Л.: Искусство, 1972. с.

126. Владимиров С. Что определяет судьбу театра // Ленинградская правда. 1966. 25 июня.

127. Вознесенский А. Глазами истории: Интервью у поэта // Советская культура. 1988. 26 апр.

128. Волкова М., Довлатов С. Не только Бродский. М.: РИК Культура, 1992,- 111 с.

129. Вульф В. Горечь или восторг // Горизонт. 1988. № 8. С. 8-13.

130. Выготский Л. Психология искусства. М.: Искусство. 1968. 341 с.

131. Гараджи А. После времени. Французские философы постсовременности И Иностранная литература. 1984. № 1. С. 202 - 204.

132. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.: Сов. писатель, 1988,-479 с.

133. Герман М. Игра без мяча // Культура. 1994. 7 мая.

134. Геройков А., Астраханцева В. Развилка // Наш современник. 1986. №12.-С. 206.

135. Голдобин В. В лучших традициях // Театр. 1966. № 2. С. 5 - 11.

136. Голосовкер Я.Э. Логика мифа, М.: Наука, 1987, 217 е.

137. Голубицкий С. Социальная мифология и искусство: противостояние или компромисс // Кодры. 1988. № 2. С. 83 - 91.

138. Голубков М. Из дальних странствий // Москва. 1992. № 1. С. 199 -206.

139. Гольдин Л. В поисках жанра: О В. Аксенове // Книжное обозрение. 1990. №7.-С. 8- 10.

140. Грачевский Ю. Взаимная любовь II Театральная жизнь. 1963. № 2. -С. 7 -9.

141. Горбовский Г.Я. Остывшие следы: Записки литератора. Л.: Лениздат, 1991. 382 с.

142. Гулыга A.B. Уроки классики и современность. М. Худ. лит., 1980. 381 с.

143. Гулыга A.B. Что такое постсовременность // Вопросы философии. 1988. №12.-18-53 с.

144. Гуревич П.С. Социальная мифология. М.: Мысль, 1983. 175 с. 139 Гусев В.И. В предчувствии нового. О некоторых чертах литературы60.х гг. М.: Сов. писатель, 1974. 328 с.

145. Давыдов Ю.Н. Продышать, отогреть, расслышать // Литературное обозрение. 1988. № 1. С. 3 - 8.

146. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. М. 1980.-264 с.

147. Дело "KP" (Из истории гонения на советскую интеллигенцию) // Кентавр. 1994. № 2. С. 4 - 6.

148. Дементьева М. Жизнь без преград // Театральная жизнь. 1990. № 8. -С. 22-26.

149. Дерриде Ж. Письмо японскому другу // Вопросы философии. 1992. №4. -С. 58-72.

150. Добин Е. Герой. Сюжет. Деталь. М.-Л.: Сов. писатель, 1962. -408 с.

151. Добренко Е. .И кто скажет ему: что ты делаешь // Октябрь. 1990. № 1. С. 289-293.

152. Добренко Е. Метафора власти. Литература сталинской эпохи в историческом освещении // Новый мир. 1994. № 6. С. 164 - 179.

153. Донец Л. На площадке танцевальной 91 год // Искусство кино. 1992. №7.-С. 30-31.

154. Есаулов И. Праздники. Радости. Скорби. Литература русского зарубежья как завершение традиции // Новый мир. 1992. № 10. С. 189 -208.

155. Живолупова Н.В. Паломничество в Петушки // Человек. 1992. № 1. С. 78 - 91.

156. Жуховицкий Л. Самая удачная карта // Книжное обозрение. 1993. 22 окт.-С. 16-18.

157. Зайонц И. Чтобы слово заработало // Литературное обозрение. 1988. №1,-С. 14-17.

158. Залыгин С. Трифонов, Шукшин и мы // Новый мир. 1991. № 11. -С. 221 -230.

159. Затонский Д. Постмодернизм: Гипотезы возникновения И Иностранная литература. 1996. № 2. С. 273 - 289.

160. Затонский Д. Трактат о лояльности // Вопросы литературы. 1988. №7. С. 134- 146.

161. Затонский Д. Художественные ориентиры XX века. М.: Сов. писатель, 1988.-413 с.

162. Зверев А. Блюзы четвертого поколения. // Литературное обозрение. 1992. №11/12. -С. 8-16.

163. Зверев А XX век как литературная эпоха // Вопросы литературы. 1992. №2.-С. 20-32.

164. Зверев А. Дворец на острие иглы. М.: Сов. писатель, 1989. 407 с.

165. Зверев А. Герои Кундеры: между пустотой и ничем // Иностранная литература. 1993. № 11. С. 231 -237.

166. Зверев А. Огонек неизвестно откуда // Новый мир. 1987. № 9. -С. 232-237.

167. Зерчанинова Ю. Всмотритесь в эти лица // Юность. 1990. № 4. С. 18-19.

168. Зиновьев А. Ответ на анкету ИЛ // Иностранная литература. 1989. №2.-С. 250.

169. Ибулис В .Я. Модернизм и постмодернизм: Идейно-эстетические поиски на Западе. М.: Знание, 1988. 317 с.

170. Иванова И. Взбаламученное море // Дружба народов. 1994. № 5. -С. 183 187.

171. Иванова Н. Иллюзия обретения // Литературная газета. 1987. 1 апр. С. 7.

172. Иванова Н. Отцы и дети эпохи // Вопросы литературы. 1987. №11.-С. 50-76.

173. Иванова Н. Смех против страха // Знамя. 1988. № 3. С 220 - 229.

174. Иванова Н. Трагедия преданности и ее комедия // Огонек. 1989. № 21. С. 9 - 11.

175. Ивашева В.В. На пороге XXI в. М.: Худ. лит., 1979. 318 с.

176. Изюме кий А. Отечественная история в литературном зазеркалье // Вопросы литературы. 1989. № 9. С. 83 - 96.

177. Иконников A.B. Архитектурные утопии шестидесятых годов // Советское искусствознание. М.: Сов. художник, 1991. С. 215 - 223.

178. Ильин Д.П. "Роковая любовь" или вечные истины. М.: Современник, 1988. 223 с.

179. Исаев С. Как всегда об авангарде. М.: ГИТИС, 1992. 285 с.

180. Кабаков И., Тупицын В. За пределами коммунальной речи // Творчество. 1992. № 1. С. 22 - 25.

181. Кагарлицкий Ю. Симпатии у нас общие // Театр. 1966. № 9. С. 36-41.

182. Казин А.Л. Искусство и истина // Новый мир. 1989. № 12. С. 236-245.

183. Казинцев А. Придворные диссиденты // Наш современник. 1991. № 3. С. 213 - 216.

184. Караганов А. "Современник" и его проблемы // Вопросы театра. M.: ВТО, 1966.-С. 36-46.

185. Камянов В. В тесноте и в обиде или "Новый человек" на земле и под землей // Новый мир. 1991. № 12. С. 220-225.

186. Камянов В. По ту сторону идеологии // Новый мир. 1993. № 4. С. 179- 187.

187. Карасев JI.B. Мифология смеха // Вопросы философии. 1991. № 7. -С. 65-73.

188. Кар дин В. Оглянись в тревоге, или Тридцать лет спустя // Вопросы литературы. 1989. № 6. С. 84 - 88.

189. Кардин В. После первого десятилетия // Театр. 1966. № 4. С. 2328.

190. Карлова О. Радостное бесчувствие // Вопросы литературы. 1992. №1. -С. 89- 102.

191. Карпинский JI. Обыкновенный торгаш на новой точке // Моск. комсомолец. 1965. 2 нояб.

192. Карягин A.A. Драма как эстетическая категория. М.: Искусство, 1971.-224 с.

193. Кассирер Э. Технология политических мифов // Октябрь. 1993. №7.-С. 154- 165.

194. Клямкин И. Какая улица ведет к храму // Новый мир. 1987. №11.-С. 156-187.

195. Клямкин И. Почему так трудно говорить правду // Новый мир. 1989. №2.-С. 233-236.

196. Кобак А., Останин Б. Молния и радуга: пути культуры 60-80-х // Волга. Саратов, 1990. № 8. С. 172 - 181.

197. Ковский В.Е. Литературный процесс 60-70-х гг. М.: Наука, 1983. -216 с.

198. Кожинов B.B. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы.: Роды и жанры литературы. М.: Наука, 1964. С. 408 - 485.

199. Кондратович А.И. Новомирский дневник. 1967-1980. М.: Сов. писатель, 1991. 218 с.

200. Кондратов С. Из мрака неизвестности // Новый мир. 1989. № 8. -С. 176-181.

201. Копелев Л. Ответ на анкету ИЛ // Иностранная литература. 1989. № 3. С. 222.

202. Кормер В.Ф. Двойное сознание интеллигенции и псевдокультура. М.: Традиция, 1997. 298 с.

203. Кормер В.Ф. О карнавализации как генезисе "двойного сознания'1 // Вопросы философии. 1991. № 1. С. 164 - 186.

204. Кривулин В. У истоков независимой культуры: О поэзии конца 1950-х нач. 60-х гг. // Звезда. 1990. № 1. - С. 112 - 119.

205. Кулакова В. Как это начиналось // Новый мир. 1994. № 4. С. 99114.

206. Культурная жизнь в СССР. 1951-1965. Хроника. М.: Наука, 1979. -624 с.

207. Кургинян М.С. Драма // Теория литературы. Роды и жанры литературы. М.: Наука, 1964. С. 238 - 362.

208. Лавров В.А. Приобрести сознание своей личности: Над страницами истории советской литературы // Русская литература. 1989. № 3. С. 23 -38.

209. Лазарев В.Я. Департамент писателей: Последний бастион ГУЛАГа // Столица. 1991. № 1. С. 3 - 4.

210. Лазарев Л, Это и наша боль // Иностранная литература. 1989. № 9. С. 247 - 249.

211. Лакшин В. Булгаков и Солженицын // Сов. библиотекарь. 1992. № 2.-С. 88-95.

212. Лакшин В. Непрощающая память // Моск. новости. 1986 30 нояб.

213. Лакшин В. Писатель, читатель, критик // Новый мир. 1965. № 4. -С. 218-220.

214. Лакшин В.Я. Эйфория перестройки кончилась // Театральная жизнь. 1990. № 1. С. 12 - 15.

215. Ланин Б. Проза русской эмиграции (третья волна). М.: Новая школа, 1997. 206 с.

216. Левада Ю., Шейнис В. Размышления над страницами истории // Моск. новости. 1988. 1 мая.

217. Линецкий В. Аксенов в новом свете. Феномен двойничества как фактор литературного процесса // Нева. 1992. № 8. С. 246 - 252.

218. Лиотар Ж. Заметки о смыслах и "пост"' // Иностранная литература. 1994. №1.-С. 183- 187.

219. Липовецкий М. Апофеоз частиц, или Диалог с хаосом // Знамя. 1992. № 1,- С. 214 -220.

220. Липовецкий М. Патогенез и лечение глухонемоты. Поэты и постмодернизм // Новый мир. 1992. № 7. С. - 213 - 222.

221. Литература "третьей волны": Сб. ст. Самара: Самарский университет, 1997.-327 с.

222. Лихачев Д.С. Нельзя уйти от самого себя // Новый мир. 1984. № 6. -С. 113-119.

223. Лихачев Д.С. Смех в Древней Руси // Избранные работы. В 3 т. Л.: Наука, 1987.-Т.2. С. 342 - 418,

224. Лордкипанидзе Н. Изъять из продажи // Неделя. 1965. 20 26 июня.

225. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990.-С. 393-581.

226. Майский И. Страницы из дневника // Вопросы литературы. 1990. №11-12.-С.271 -283.

227. Малухин В. Покорение Крыма, дубль 2 // Знамя. 1991. № 2. С. 281 -294.

228. Мальгин А. Поэт и время // Юность. 1988. № 1. С. 68 - 70.

229. Малюгин JI. О драмах "для чтения" и "для театра" // Театр начинается с литературы. М.: ВТО, 1967. 139 с.

230. Диалектика художественного образа. М.: Сов. писатель, 1987. -131 с.

231. Машевский А. В ситуации сороконожки // Новый мир. 1992. № 7. -С. 226 232.

232. Митин Г. Помоги себе сам // Вопросы литературы. 1966. № 4. С. 12-15.

233. Миф о поколении, у которого отняли свободу: Круглый стол с участием А.Марченко, А.Архангельского, А.Немзера // Дружба народов. 1994. №2.-С. 186- 189.

234. Найдыш В.М. Мифотворчество и фольклорное сознание // Вопросы философии. 1994. № 2. С. 42 - 56.

235. Немзер А. Странная вещь, непонятная вещь: Рецензия на "Остров Крым" и "Ожог" // Новый мир. 1991. № 11. С. 243 - 250.

236. Николаева О. Антикатарсис // Новый мир. 1988. № 12. С. 262264.

237. Новиков В. В поисках определения. Постмодернизм и культура: Материалы "Круглого стола" // Вопросы философии. 1993. № 3. С. 103 -114.

238. Новиков В. Противостояние: Интеллигенция и бюрократия в жизни и литературе // Знамя. 1988. № 5 С. 263 - 293.

239. Носов С.Н. Вселенная безыдейности // Новый мир. 1992. № 7 С. 226 - 228.

240. Образцов А. Год от года расти // Театральная жизнь. 1967. № 13 -С. 8-11.

241. Озеров В.М. Новое в жизни, новое в литературе. М.: Худ. лит., 1964-231 с.

242. Окуджава Б. Около Риволи, или Капризы Фортуны // Столица. 1992. № 27 С. 16 - 28, № 28 - С. 12-24.

243. Оттепель, 1953-1956. М.: Моск. рабочий, 1989 217 с.

244. Оттепель, 1960-1962. М.: Моск. рабочий, 1990-408 с.

245. Панков В.К. Воспитание гражданина. Советская литература, 60-е. М.: Худ. лит., 1969 369 с.

246. Пащенко М. Крутой маршрут Миши Рахлевского // Столица. 1992. №32-С. 54-55.

247. Подзорова H.A. Корни и побеги: Проза 60-70-х гг. М.: Моск. рабочий, 1979-217 с.

248. Попов В., Шмелев Н. Анатомия дефицита // Знамя. 1988. № 5 -С. 158-213.

249. Потебня A.A. Эстетика и поэтика. М.: Наука, 1976 516 с.

250. Проблемы истории критики и поэтики реализма. Межвузовский сб. Куйбышев: Куйб. Универ., 1981 159 с,

251. Пурин А. Двойная тень // Звезда. 1990. № 10 С. 189 - 206.

252. Революция продолжается // Лит. газета. 1968. 11 мая С. 8.

253. Роднянская И. Заметки к спору // Новый мир. 1989. № 12 С. 245248.

254. Розов B.C. Мы побежденные // Народный депутат. 1992. № 12 -С. 16-18.

255. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1997 412 с.

256. Рыбаков Ю. Кисточкин и другие // Лит. газета. 1965. 15 июня1. С. 8.

257. Рымарь Н.Т., Скобелев В.П. Теория автора и проблема художественной деятельности. Воронеж: Логос траст, 1994 - 262 с.

258. Садовский В.Н. Философия в Москве в 50-е и 60-е годы // Вопросы философии. 1993. № 7 С. 149 - 156.

259. Салынский А. Драматургия великой эпохи // Правда. 1967. 24 мая

260. Сахаров А. Мир, прогресс, права человека. Нобелевская лекция // Октябрь. 1990. № 1 С. 6 - 10.

261. Светов Ф. Ушла ли романтика. М.: Сов. писатель, 1963. 223 с.

262. Свободин А. Почему они уходят так рано? // Лит. газета. 1993. 27 окт. 8 с.

263. Свободин А. Театральная площадь. М.: Искусство, 1981 289 с.

264. Семенов О. Искусство ли искусство нашего столетия // Новый мир. 1993. №8-С. 209-221.

265. Сидоров Е. Рэгтайм в стиле Аксенова // Юность. 1989. № 7 С.65-70.

266. Синельников М. Старые беды и новые мифы // Москва. 1989. № 12 -С. 89-92.

267. Скобелев В.П. Новые конфликты новые герои // Подъем. Воронеж. 1963. № 1 - С. 96-99.

268. Скобелев В.П. Слово далекое и близкое. Самара: Самарское кн. изд., 1991 -279 с.

269. Смелков Ю. Итак, современные ребята. // Моск. комсомолец. 1962. 27 мая

270. Смирнов И. Опричники подземелья // Юность. 1991. № 2 С. 5663.

271. Смирнов К. Жертвоприношение. История одной семьи // Огонек. 1991. №2-С. 37-38.

272. Советское актерское искусство: 50-е 70-е годы. М.: Искусство. 1982-314 с.

273. Советское искусство 60-80 гг. М.: Наука. 1988 396 с.

274. Содержательность форм в художественной литературе: Межвузовский сборник. Куйбышев: Куйб. Универ., 1989 183 с.

275. Солженицын А.И. Бодался теленок с дубом // Новый мир. 1991. № 8 С. 5 - 96.

276. Соловьева И. ".Хочу увидеть патриота, который не хотел бы никого убивать" // Театр. 1990. № 8 С. 29 - 32.

277. Солодовников А. Перед закрытием занавеса: Последние премьеры сезона // Сов. культур. 1965. 10 июня

278. Солодовников А. Пути обновления // Сов. культура. 1966. 24 марта

279. Стеценко Э. В чем же противоречие // Новый мир. 1991. № 8 -С.223 225.

280. Тарасов Б. Вечное предостережение // Новый мир. 1991. № 8 -С. 236 248.

281. Тимофеев JI. Феномен Вознесенского // Новый мир. 1989. №2-С. 240-256.

282. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического // Избранное. М.: Прогресс Культура, 1995 - 639 с.

283. Топоров Ф. Феномен исчезновения И Лит. обозрение. 1988. № 1 -С. 22 28.

284. Толченова Н. Современность и "Современник" // Театральная жизнь. 1965. № 24 С. 9 - 16.

285. Туровская М. Да и нет: О кино и театре последнего десятилетия. М.: ВТО, 1966- 194 с.

286. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Худ. лит., 1977-574 с.

287. Фарбштейн А. Джимми Портер и Евгений Кисточкин // Вечерний Ленинград. 1966. 28 июня.

288. Федоров Г. Заступник // Огонек. 1989. № 21 С. 12 - 14.

289. Халиков В. Постмодернизм в системе мировой культуры // Иностранная литература. 1994. № 1 С .202 - 208.

290. Чеботарев П. Ответные размышления // Новый мир. 1991. №8-С. 250 252.

291. Чередниченко Т. Музыкальные увеселения: культура радости вчера и сегодня И Новый мир. 1994. № 6 С. 204 - 218.

292. Чередниченко Т. Эра пустяков // Новый мир. 1992. № 10 С. 224232.

293. Чудакова М. Сквозь звезды к терниям // Новый мир. 1990. № 4 -С. 244 262.

294. Чуковская JI. Процесс исключения // Литературная газета. 1990. 3 окт. С. 6.

295. Чухман Е. Концепция личности и конфликт // Проблема личности и общества в современной литературе и искусстве. М.: Искусство, 1967 С. 269-274.

296. Шах-Азизова Т. В движении // Театр. 1992. № 3 С. 17 - 21.

297. Шеллинг Ф. Философия искусства. М.: Просвещение, 1966 459 с.

298. Шестаков В.П. Мифология XX века. М.: Наука, 1988 389 с.

299. Шимечка М. Совесть русской интеллигенции // Иностранная литература. 1989. № 9 С. 246 - 248.

300. Шкловский Е. Ускользающая реальность // Лит. обозрение. 1991. №2-С. 14-16.

301. Шоу Дж. Б. Квинтэссенция ибсенизма // Дж. Б. Шоу о драме и театре. М.: Иностр. Лит., 1963 С. 46 - 79.

302. Шохина В. Таинственный остров // Октябрь. 1990. № 11 С. 208211.

303. Шрейдер Ю. Синдром освобождения // Новый мир. 1991. № 11 -С. 96- 134.

304. Шубинский В. Минуя Австралию. Идите и останавливайте прогресс // Звезда. 1994. № 9 С. 170 - 177.

305. Шушарин Д. Возвращение в контекст // Новый мир. 1994. № 7 -С. 177-194.

306. Щербаков К. В споре о жизни // Комсомольская правда. 1965 6июня.

307. Щербаков К. Герой, время, художник. М.: Детская литература, 1976- 109 с.

308. Эко У. Записки на полях "Имени Розы" // "Имя Розы". М.: Книжная палата, 1989 С. 604 - 608.

309. Эльяшевич А. Четыре октавы бытия // Октябрь. 1990. № 4 С. 194 -196.

310. Эпштейн М. Искусство авангарда и религиозное сознание // Новый мир. 1989. № 12 С. 224 - 233.

311. Эпштейн М. После карнавала, или Вечный Веничка // Ерофеев В. Оставьте мою душу в покое. М.; Х.Г.С., 1995 С. 5 - 26.

312. Якимович А.К. Искусство после катастрофы. Художественная культура советского региона (семантический аспект) // Сов. искусствознание. М.: Сов. художник, 1991 С. 5 - 36.

313. Якимович А.К. Тоталитаризм и независимая культура // Вопросы философии. 1991. № 11 С. 16 - 26.

314. Якимович А. О лучах просвещения и других световых явлениях. Культурная парадигма авангарда и постмодернизма // Иностранная литература. 1994. № 1 С. 216 - 222.

315. Яковлева Г.Н. Мифология преображения ландшафта страны в советской культуре 1930-х-начала 50-х годов // Сов. искусствознание. М.: Сов. художник, 1991 С. 202 - 214.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.