Эволюционные процессы в системе поэтических жанров среднеанглийского периода тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.04, кандидат наук Дашевская, Анастасия Иосифовна
- Специальность ВАК РФ10.02.04
- Количество страниц 186
Оглавление диссертации кандидат наук Дашевская, Анастасия Иосифовна
Оглавление
Оглавление
Введение
Глава 1. Жанр как речемыслительная категория
1.1. Понятие жанра
1.2 Жанр текста и стиль текста
1.3 Тип текста и жанр текста
1.4 Формы бытования жанров
1.5 Понятие «жанр» в диахронии
1.6 Жанровое мышление
1.7 Понятие хронотопа и его реализация в средневековых поэтических текстах
1.8 Особенности мышления в древнеанглийский и среднеанглийский период
1.8.1 Древнеанглийский период
1.8.2 Среднеанглийский период
1.8.2.1 Особенности средневекового мировоззрения
1.8.2.2 Особенности британской концептосферы среднеанглийского периода
1.8.2.2.1 Понятие лингвокультурного концепта
1.8.2.2.2 Понятие ценностной картины мира и этнокультурной доминанты
Выводы по Главе 1
Глава 2 Поэтический текст и поэтические жанры Средневековья
2.1 Поэтическая функция как одна из основных функций языка
2.2 Процесс создания древнего поэтического текста
2.3 Авторство среднеанглийского поэтического текста
2.4. Структурные особенности среднеанглийских поэтических текстов
2.4.1. Стих как особый тип текста
2.4.2 Структурные особенности поэтических текстов
2.5. Метрические особенности среднеанглийских поэтических текстов
2.5.1 Аллитерация
2.5.2 Tail rhyme
2.5.3 Rhyme royal
2.6 Поэтические жанры других национальных литератур, оказавшие влияние на формирование системы поэтических жанров среднеанглийского периода
2.6.1 Французская поэзия X - XV веков
2.6.1.1 Героические песни (жесты, chansons de geste)
2.6.1.2 Лирическая поэзия 12 и 13 веков: трубадуры и труверы
2.6.1.3 Зарождение романа: 1150 - 1200 годы
2.6.1.4 Кретьен де Труа и романы о Короле Артуре
2.6.1.5 Городская литература
2.6.1.6 «Роман о Розе» Гийома Лорриса и Жана де Мена и аллегорические романы
2.6.1.7 Животный эпос («ренардия»)
2.6.1.8 Французская лирика XIV - XV в
2.7 Средневаллийская поэзия
2.7.1 Развитие валлийской поэтической традиции в средние века
2.7.2 «Черная книга Кармартена»
2.7.3 «Книга Талиесина»
2.7.4 «Книга Анейрина» (Llyfr Aneirin)
2.7.5 «Мабиноги»
2.7.6 Давид ап Гвилим и расцвет средневековой валлийской поэзии
2.7.7 Позднее Средневековье
2.8. Основные поэтические жанры среднеанглийского периода
2.8.1. Инструкции и рецепты
2.8.2. Поэтические поединки/дебаты
2.8.3. Шутливые наставления
2.8.4. Молитвы
2.8.5. Раскаяния
2.8.6. Жесты (героические песни)
2.8.7. Реверди (фр. reverdie, или «возобновление зелени»)
2.8.8. Лирические стихотворения на евангельские темы
2.8.9. Пастурель (фр. pastourelle)
2.9 Макароническая поэзия
Выводы по Главе 2
Глава 3 Доминирующие жанры Среднеанглийского периода и их эволюция
3.1 Англо-шотландская народная баллада
3.1.1 Баллада как поэтический жанр
3.1.2 Метрическое строение баллад и его эволюция
3.1.3 Лексические и синтаксические особенности текстов баллад
3.1.3.1 Группа 1 (баллады раннего средневековья)
3.1.3.2 Группа 2 (баллады позднего средневековья)
3.2 Аллегорические поэмы дидактического характера: «Видение Петра Пахаря»
3.2.1 Общие сведения и история создания текста
3.2.2 Архитектоника текста
3.2.3 Коммуникативное задание текста
3.2.4 Отражение особенностей средневекового мышления в поэме
3.3 Рыцарские поэмы: аллитерационная поэма «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь»
3.3.1 Общий обзор
3.3.2 Архитектоника текста
3.3.3 Образная составляющая текста
3.3.4 Интертекстуальные связи
3.4 Поэзия религиозного характера
3.4.1 Религиозная лирика как отражение средневекового мышления и образа жизни
3.4.2 «Gabriel, fram Evene-king»
3.4.3 Медитативная лирика: «The Blessed Virgin's Appeal to the Jews» и «Stond wel, Moder, under rode»
Выводы по Главе 3
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК
Язык среднеанглийской поэмы "Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь": традиционные поэтизмы и заимствования в их функциональном взаимодействии2012 год, кандидат наук Волконская, Мария Андреевна
Древнеанглийский христианский эпос: проблемы жанра поэм Кодекса Юниуса2022 год, доктор наук Яценко Мария Вадимовна
Жанровые формы позднего средневековья в творчестве Карла Орлеанского и Франсуа Вийона. Традиции и новаторство2011 год, кандидат филологических наук Селиванова, Анастасия Дмитриевна
Формирование категории "поэтический стиль" в средневековом художественном тексте2023 год, доктор наук Вышенская Юлия Павловна
Авторская песня 1950-1970-х гг. в русской поэтической традиции: творческие индивидуальности, жанрово-стилевые поиски, литературные связи2008 год, доктор филологических наук Ничипоров, Илья Борисович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюционные процессы в системе поэтических жанров среднеанглийского периода»
Введение
Настоящая работа посвящена анализу эволюционных процессов в системе поэтических жанров среднеанглийского периода. Как известно, в каждую эпоху развития языка доминируют определенные речевые жанры. Как полагают исследователи языка и, в частности, поэзии (М.М.Бахтин, А.Н.Веселовский, Н.Б.Смольская и др.), на древних этапах развития языка стихотворная речь мыслилась как единственно возможная форма словесного искусства, поскольку она позволяла совершить переход от обыденной речи к языку художественной литературы. Благодаря необычной организации поэтической речи люди того времени получили возможность выразить чувства и мысли при помощи этой особой формы высказывания.
Изучение древнеанглийских письменных памятников позволяет говорить о значительной доле содержательного, структурного и функционального синкретизма (или слитности различных форм творчества) в данных текстах в сравнении с более поздними текстами. В англосаксонский период начинается переход от древнего синкретизма к выделению речевых жанров из единого речевого целого. В среднеанглийский период этот процесс продолжился и углубился.
Российскими и зарубежными учеными было проведено множество
исследований среднеанглийских поэтических текстов как в синхроническом
срезе, так и в диахронии. Данные тексты представляют собой богатый материал
для исследования с лингвистической и текстологической точки зрения. Многие
ученые занимались изучением диахронических изменений поэтических текстов в
рамках отдельных жанров (напр., И.Б.Руберт, Т.И. Воронцова, Ф.Чайлд); в связи с
этим представляется актуальным обращение сразу к нескольким поэтическим
жанрам, получившим распространение в среднеанглийский период, что позволяет
провести сопоставительный анализ их особенностей и динамических процессов
внутри них. Кроме того, представляется важным обратиться к поэтическим
жанрам некоторых национальных европейских литератур данного временного
5
отрезка (приблизительно XI - XV вв.), чтобы оценить их влияние на среднеанглийские поэтические жанры.
Объектом настоящего исследования являются поэтические тексты, принадлежащие к различным жанрам, доминировавшим в указанный период.
Предметом исследования являются лингвистические маркеры поэтических жанров среднеанглийского периода, их особенности, а также изменения внутри них, рассматриваемые в диахронической перспективе.
Рабочая гипотеза заключается в следующем:
Активное формирование и развитие поэтических жанров началось в древнеанглийский период и продолжилось в среднеанглийском периоде. На изменения внутри всей системы жанров и на каждый из них в отдельности оказывали влияние как лингвистические (напр., языковая интерференция, переход от аллитерации к рифме), так и экстралингвистические факторы (особенности мышления в Средневековье, исторический фон и др.).
Целью исследования является выявление и описание изменений, происходивших в системе поэтических жанров среднеанглийского периода, определение их закономерностей и причин возникновения.
Для достижения цели исследования в работе решаются следующие задачи:
1. Изучить различные подходы к определению и толкованию понятия «жанр», сделанные отечественными и зарубежными лингвистами;
2. Изучить способы отражения особенностей мышления в среднеанглийский период в поэтических текстах соответствующего периода;
3. Определить поэтические жанры, являвшиеся доминирующими в среднеанглийский период;
4. Выявить способы реализации поэтической функции языка внутри рассматриваемых поэтических жанров;
5. Рассмотреть структурные особенности среднеанглийских поэтических текстов;
6. Изучить возможное влияние жанров средневековой французской и средневаллийской поэзии на жанры среднеанглийской поэзии;
7. Выявить характерные особенности текстов, принадлежащих к доминирующим жанрам среднеанглийского периода, и рассмотреть диахронические изменения, происходившие внутри данных жанров.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности. В
соответствии с формулой специальности 10.02.04 - «Германские языки», в рамках диссертационного исследования проводится изучение корпуса среднеанглийских поэтических текстов, их структурных и функциональных особенностей, реализации поэтической функции языка в текстах изучаемых жанров; исследуется предполагаемая языковая и структурная интерференция между среднеанглийскими поэтическими текстами с одной стороны и средневековыми французскими и средневаллийскими с другой; изучаются лингвистические и структурные особенности текстов в диахронии. Полученные научные результаты соответствуют позициям пунктов паспорта специальности 10.02.04 («Германские языки»): основные этапы и направления становления и развития германских языков; корпусные исследования германских языков; исследование особенностей использования сопоставлений на разных уровнях, выявление особенностей восприятия, употребления, типичных лингвокультурных ошибок и особенностей использования в разных языковых общностях.
Научная новизна работы состоит в том, что в данном исследовании системы нескольких поэтических жанров одновременно впервые рассматриваются с точки зрения экстра- и интралингвистических процессов. Тексты, принадлежащие к отдельным поэтическим жанрам, подробно
исследовались лингвистами, однако эти исследования проводились чаще в синхроническом срезе, либо эволюция различных структурных элементов данных текстов изучалась в диахронии, но в рамках одного жанра. В данном исследовании делается попытка рассмотреть эволюционные процессы внутри сразу нескольких поэтических жанров среднеанглийского периода и изучить одновременно несколько их аспектов: возможное влияние исторического контекста и других экстралингвистических факторов, проявления языковой интерференции, смена доминирующих концептов, сюжетных линий, метрических приемов и т.д. Кроме того, в исследовании сделана попытка проследить связь внешней формы текста с его коммуникативным заданием. Представляется, что анализ нескольких жанров в рамках одного исследования позволяет подробнее исследовать взаимодействие языка и экстралингвистических факторов при формировании и развитии системы жанров среднеанглийского периода. Материалом исследования впервые выступает большое количество текстов, принадлежащих к различным жанрам, что позволяет сделать некоторые общие выводы о процессах, происходивших внутри данных жанровых систем в диахроническом аспекте.
Материалом исследования послужили в общей сложности 22 среднеанглийских поэтических текста (17 баллад, аллегорическая поэма «Видение Петра Пахаря», аллитерационный роман «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь» и три текста религиозной тематики), а также несколько средневековых французских («Песнь о Роланде», «Роман о Розе», «Роман о Лисе») и средневаллийских («Мабиноги», «Черная Книга Кармартена», «Книга Талиесина», «Гододдин», несколько стихов Давида ап Гвилима) текстов. Критериями отбора материала исследования послужили следующие факторы: 1) принадлежность к доминирующим жанрам среднеанглийского периода и 2) для французских и валлийских текстов - принадлежность к поэтическим жанрам, бытовавшим одновременно с рассматриваемыми среднеанглийскими жанрами.
Теоретической основой настоящего исследования послужили работы по теории и лингвистике текста (А.Н.Веселовский, М.М.Бахтин, В.М.Жирмунский, Р.Якобсон, А.А.Липгарт, Т.В.Шмелева, О.И.Хайрулина, Г.В.Денисова и др.), когнитивной лингвистике (Н.Н.Болдырев, И.В.Кононова, З.Д.Попова, Г.Г.Слышкин, И.А.Стернин и др.), истории и теории английского, французского и валлийского языков и текстов (И.Б.Руберт, И.Г.Матюшина, Т.И.Воронцова, А.И.Фалилеев, А.Д.Михайлов, Е.М.Мелетинский, Дж.Р.Р.Толкиен и др.), теории языка и культуры (В.Я.Пропп, Л.Н.Гумилев, Дж.Фрэзер, Й.Хейзинга и др.).
Методы исследования:
В работе используется комплексная методика, включающая метод контекстуального анализа, методы лингвостилистической интерпретации текста, компонентный анализ. Используются элементы сравнительно-исторического анализа.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что оно основывается на положениях, сформулированных исследователями, работавшими в данной сфере (теория хронотопа М.М.Бахтина, учение о языковых функциях, теория лингвокультурного концепта и т.д.), и вносит некоторый вклад в развитие данных теорий, а также в лингвистику текста и функциональную стилистику.
Практическая ценность работы состоит в том, что результаты исследования можно применить при составлении курсов по истории языка, истории текстов, истории среднеанглийской литературы и зарубежной литературы, лингвистике текста, прагматике, а также в спецкурсах, посвященных английской средневековой поэзии. Методология анализа поэтических текстов, примененная в данном исследовании, может быть использована также при анализе поэтических текстов, принадлежащих к другим жанрам.
Актуальность работы заключается в том, что в ее рамках проводится исследование корпуса среднеанглийских поэтических текстов, относящихся к различным жанрам, выявление их языковых и структурных особенностей, а также способов реализации их коммуникативного задания. Рассматриваются
особенности как внешней, так и внутренней структуры поэтического текста, а также диахроническая смена доминирующих концептов внутри отдельно взятого жанра.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Доминирующими жанрами среднеанглийского периода являются баллада, аллегорическая поэма дидактического характера, героическая/куртуазная поэзия, а также лирика религиозной направленности. В рамках доминирующих жанров происходят динамические процессы, поскольку доминирующие жанры, являясь наиболее востребованными, сопровождают и отражают реальность, окружавшую авторов и получателей данных текстов. В одну и ту же эпоху в близких друг другу культурах доминируют сходные жанры.
2. Наиболее выраженные динамические процессы (эволюция доминирующих концептов, степень выраженности категории автора и становление принципа антропоцентризма) отмечаются в текстах баллад, рассматриваемых в диахронической последовательности. При этом становление антропоцентрического взгляда на действительность не находит отражения в рамках поэзии религиозного характера. Аллегорическая поэма «Видение Петра Пахаря» и аллитерационный рыцарский роман «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь» являются яркими иллюстрациями среднеанглийского состояния соответствующих жанров. Становление антропоцентризма в среднеанглийский период в целом происходит неравномерно и находит отражение не во всех поэтических жанрах.
3. Поэтическая функция, как одна из основных функций языка, в той или иной мере находит отражение в поэтических жанрах среднеанглийского периода.
4. Средневековая французская поэзия оказала наиболее
значительное влияние на среднеанглийскую поэзию, в том числе на
формирование ее отдельных жанров (в частности, стихотворных романов и
аллегорических поэм). Определенное сходство между системами жанров
10
средневековой французской и среднеанглийской поэзии объясняется доминированием французского языка в Англии после нормандского завоевания и последующим тесным взаимодействием двух культур.
5. Большинство среднеанглийских текстов не обладают значительным разнообразием метрических элементов, присущим средневаллийским текстам. Метрическая система средневаллийских поэтических текстов практически не оказала влияния на формирование системы поэтических метров в среднеанглийской поэзии ввиду существенных структурных различий между двумя языками.
6. К середине XIV века аллитерация перестает быть главным метрическим приемом в среднеанглийской поэзии. В поэме «Видение Петра Пахаря» аллитерация используется в качестве текстоорганизующего принципа, поскольку она позволяет создать архитектонику текста, отвечавшую замыслу автора.
Апробация работы
Основные положения и результаты исследования были изложены в докладах, представленных на:
1. Межрегиональной конференции молодых ученых «Культура и общество. Актуальные проблемы теории и практики» (Южный федеральный университет; Северо-Кавказский научный центр высшей школы (заочное участие)) 23 декабря 2011 года;
2. Аспирантском семинаре 19 октября 2011 года;
3. Научно-практической конференции «Проблемы современной филологии» (Институт Иностранных Языков) 13 мая 2011 года;
4. Научно-практической конференции СПбГУЭФ/СПбГЭУ, посвященной Дню святого Патрика и ирландской культуре 17 марта 2011 года;
5. Научно-практической конференции, посвященной творчеству
Дж.Р.Р. Толкиена, 17 декабря 2009 года.
По материалам диссертации имеется 8 публикаций по теме исследования, включая материалы четырех конференций, из них 3 статьи опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.
Структура работы:
Диссертация состоит из Введения, трех глав и Заключения.
Введение содержит изложение актуальности, новизны, целей и задач исследования, теоретических положений, выносимых на защиту, методов исследования, теоретической и практической значимости работы.
Первая глава содержит обзор литературы и основных научных идей по проблемам формулирования понятия «жанр», особенностям средневекового мышления, понятию хронотопа и его отражению в тексте, а также о понятии лингвокультурного концепта и этнокультурной доминанты.
Вторая глава содержит положения о среднеанглийской системе стихосложения, взаимосвязи внешней и внутренней структур текста, обзор жанров средневековой французской и средневаллийской поэзии и заключение о степени их воздействия на жанры среднеанглийской поэзии, а также обзор особенностей среднеанглийских поэтических жанров.
Третья глава содержит анализ особенностей четырех основных поэтических жанров рассматриваемого периода и некоторых эволюционных процессов внутри данных жанров.
В Заключении сделан вывод о результатах проведенного исследования и намечены перспективы дальнейшей работы.
Список литературы включает 133 наименования источников, из которых 53 на иностранных языках.
Глава 1. Жанр как речемыслительная категория 1.1. Понятие жанра
Жанр считается одним из древнейших понятий теории текста. Изучением языковых жанров занимались многие исследователи, поэтому существует множество определений данного явления. Понятие жанра до сих пор признается спорным и не до конца устоявшимся [напр., 49, с.189]. Вероятно, вследствие этого некоторые определения представляются достаточно обобщенными. М.М.Бахтин определяет речевые жанры как «типические формы высказываний» [5, с.159]. К.Ф.Седов предлагает следующее определение понятия жанра: «Речевой жанр -универсальная речемыслительная категория, исследование которой должно во многом прояснить природу дискурсивного поведения и мышления языковой личности» [61, с.237].
Многие исследователи сходятся во мнении, что ни один текст, независимо от формы его бытования, не может существовать вне жанра, поскольку любой текст создается с определенным коммуникативным заданием. М.М.Бахтин пишет о том, человек использует язык в форме конкретных высказываний, имеющих определенную цель; для достижения этой цели участники коммуникации выбирают определенные словарные, фразеологические и грамматические средства, а также оформляют высказывание при помощи необходимого для конкретной ситуации композиционного построения. Все эти элементы одинаково важны для оформления высказывания и тесно взаимосвязаны. М.М.Бахтин называет речевыми жанрами относительно устойчивые типы таких высказываний, характерные для каждой конкретной сферы использования языка [5, с. 159].
Каждый литературный жанр возникает в определенное время, когда в нем есть потребность в обществе. Жанры проходят период становления, развиваются, но при изменении социальных и культурных потребностей общества они постепенно выходят из употребления и исчезают [1, с. 106].
Категория жанра необходима для понимания смысла текста, поскольку принадлежность текста к определенному жанру обусловливает «исторически устойчивые... аспекты его смысла» [68, с.4]. В отношении поэзии можно утверждать, что за определенным стихотворным метром часто закреплен конкретный смысл.
В.М.Жирмунский предлагает считать каждый поэтический жанр своеобразным композиционным заданием [22, с.20-22]. Поэтический текст отличается от прозаического прежде всего тем, что все его элементы играют практически одинаково важную роль в реализации коммуникативного задания текста; тематика и композиция (внешняя структура) текста обусловливают друг друга и неразрывно связаны между собой. При создании поэтического текста происходит упорядочение языкового материала согласно определенным правилам и канонам.
1.2 Жанр текста и стиль текста
М.М.Бахтин проводит разграничение между жанром и стилем, но при этом подчеркивает неразрывную связь между ними. Речевой жанр следует понимать как типическую форму высказывания, а любое высказывание индивидуально и может служить средством выражения индивидуальности говорящего, то есть ему присущ индивидуальный стиль. Таким образом, по мнению М.М.Бахтина, стиль представляет собой отражение индивидуальности человека в языке [5, с. 161]. Конкретные условия речевого общения порождают определенные жанры, то есть «относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний» [5, 159]. Некоторые исследователи (например, М.Н. Кожина) понимают функциональный стиль как «своеобразный характер той или иной социальной разновидности речи, соответствующий определенной сфере общественной деятельности ., создаваемый особенностями функционирования в этой сфере языковых средств и специфической речевой организацией, создающей определенную общую стилистическую окраску» [37, с.49].
Жанры выделяются в границах функциональных стилей; в современной функциональной стилистике большинство ученых выделяют обиходно-бытовой, научный, официально-деловой, публицистический и художественный стили [58, с.30-31]. Жанр рассматривается как формант функционально-стилевой парадигмы (напр., статья, доклад, монография, диссертация и т.д.); исследователи, работающие в данной области, стремятся выявить комплекс качественных характеристик, типичных для конкретного функционального стиля, а также описать постоянные и вариативные характеристики, присущие тому или иному жанру [там же, стр.31].
1.3 Тип текста и жанр текста
Как известно, существует множество различных определений текста, что объясняется, прежде всего, сложностью и многоплановостью данного явления. Как пишет И.Б.Руберт, формулировка каждого определения текста зависит от позиции конкретных ученых и от направления их исследований. Например, ученые, придерживающиеся структурно-семантического подхода, определяют текст как структурированное множество предложений, между которыми действуют различные типы лексической, логической и лексико-грамматической связи. Исследователи, изучающие коммуникативную направленность текста, считают текст системой элементов, служащих для выражения определенной коммуникативной интенции, а с учетом параметров коммуникативной ситуации (адресат, адресант, код, сообщение, канал связи, сопутствующие обстоятельства), текст определяется как смысловое целое, представляющее собой сообщение автора, направленное конкретному типу реципиентов. Предполагается, что однозначное определение текста вряд ли когда-либо будет сформулировано, поскольку количество разновидностей текстов очень велико [58, с.49-52].
В настоящей работе будут рассматриваться эволюционные процессы в системе поэтических жанров, то есть, в основном, диахронические процессы в
системе текстов, поэтому представляется необходимым рассмотреть понятия «тип текста» и «жанр текста» и уяснить соотношение данных категорий.
Как принято считать, в процессе коммуникации его участники подсознательно отождествляют тексты с определенными инвариантами. Это происходит в результате абстрагирования и спонтанного выделения параметров, соотносящих данный текст с той или иной моделью. Такая модель опознается участниками процесса коммуникации как тип текста. И.Б.Руберт пишет о том, что определение понятия «тип текста» представляет определенную сложность, прежде всего, благодаря существованию множества разноуровневых таксономических единиц (тип текста, вид текста, класс текстов и т.д.), а также из-за определенной субъективности в трактовке данного понятия. Например, В.Дресслер выделяет в качестве типа текста «перевод» (широкое толкование), а Б.Зандиг предлагает в качестве примера типа текста «медицинский рецепт» [58, с.28]. И.Б.Руберт предлагает понимать под типом текста инвариант, в соответствии с которым строятся конкретные речевые произведения - тексты. При этом предлагается разграничивать инвариант текста и его конкретную репрезентацию в речи (то есть эмический и этический уровни текста) [там же, стр.29].
В процессе типологического анализа текстов часто применяется термин «жанр», причем категории «тип текста» и «жанр текста» часто расцениваются как тождественные друг другу.
1.4 Формы бытования жанров
Речевые жанры могут иметь как устную, так и письменную форму. По мнению М.М.Бахтина, количество речевых жанров не может быть конечным, поскольку разнообразие видов человеческой деятельности очень велико, поэтому для каждой сферы деятельности вырабатывается целая система речевых жанров; так как определенные сферы человеческой деятельности постоянно развиваются и усложняются, количество жанров, обслуживающих эти сферы, растет
пропорционально их развитию. М.М.Бахтин относит к речевым жанрам, например, бытовой диалог, короткую военную команду, деловую документацию, научные выступления, а также все литературные жанры. Ученый выделяет простые (первичные) и сложные (вторичные) жанры. Первичными (простыми) жанрами он называет жанры, которые складываются в условиях непосредственного речевого общения; ученый относит к ним конкретные типы устного диалога: например, семейно-бытового, общественно-политического, фамильярного и т.д. Вторичными (сложными) жанрами М.М.Бахтин считает, например, роман, драму, отдельные жанры публицистики, научные исследования. Первичные жанры сформировались на основе различных видов повседневной деятельности человека и реальных высказываний. По мнению М.М.Бахтина, сложные жанры формируются в процессе переработки первичных (простых) жанров, причем при формировании на их основе сложных жанров простые утрачивают непосредственную связь с реальной действительностью и конкретными речевыми ситуациями [5, с.159].
1.5 Понятие «жанр» в диахронии
По мнению С.С.Аверинцева, каждый литературный жанр представляет собой историческое явление; развиваясь и изменяясь в диахронии, они постепенно приобретают новые признаки, становятся более или менее востребованными в зависимости от требований конкретной эпохи, а иногда и «умирают», то есть уходят из живого употребления [2, с.101-102].
Понятие жанра является исторически подвижным. Исходной точкой любого процесса развития как исторических, так и лингвистических явлений является, по утверждению С.С.Аверинцева, «синкретическое единство словесного искусства и обслуживаемых им внелитературных ситуаций, прежде всего, бытовых и культовых» [2, с. 104]. Из данного положения можно сделать вывод о том, что в категорию древних жанров был включен не только их языковой компонент, но
также и экстралингвистические факторы, такие, как интонация, жесты, движения в танце и ситуация, в которой применим данный жанр.
При изучении истории текстов эпоху до Аристотеля часто называют эпохой «дорефлективного традиционализма» [1, с.104]. В данный период текст был тесно связан с бытовой ситуацией, для которой он создавался. Для характеристики конкретного жанра были важны все его элементы, в том числе экстралингвистические - ситуация, жесты, интонация, порядок совершения действий в исполняемом ритуале (свадьба, похороны и т.д.). При малейшем отступлении от канона возникал сбой всей системы.
Начиная с У-1У вв до н.э. постепенно развивается «рефлективный традиционализм» [1, с.109]; литература постепенно начала отходить от прежних чисто бытовых и утилитарных функций. Внутренние правила построения жанра не диктовались только извне, в соответствии с обрядовыми функциями текста; рефлексия проявлялась в том, что внутри отдельных жанров начали вырабатываться собственные конституирующие правила. Например, появились установки о том, каким должен и не должен быть герой трагедии и т.д. [там же].
Как принято считать, попытки изучения и теоретического осмысления жанров начались с Аристотеля, который считал словесное творчество подражанием и выделял три его аспекта: предмет подражания (то есть изображаемые в произведении герои; в понимании Аристотеля герои могли быть лучшими, чем читатель/зритель, худшими, чем он, или равными ему), средство подражания и способ подражания. Последняя категория, согласно Аристотелю, позволяет различать следующие виды поэзии: «объективный рассказ (эпос); личное выступление рассказчика (лирика); и изображение событий в действии (драма)» [4, с. 1067]. Далее Аристотель говорит о «первоначальном» делении поэзии на эпическую и сатирическую и о последующем ее делении на трагедию и комедию.
Похожие диссертационные работы по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК
Система творческих взаимосвязей и процессы жанрового преобразования национальных литератур: Лезгинская поэзия второй половины XX столетия2005 год, доктор филологических наук Темирханова, Гюльнара Бейбалаевна
Формирование категории “поэтический стиль” в средневековом художественном тексте2023 год, доктор наук Вышенская Юлия Павловна
Типы взаимодействия поэзии и прозы в русской литературе первой трети ХIХ века2010 год, доктор филологических наук Поплавская, Ирина Анатольевна
Английский рыцарский роман XIV века "Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь": Проблемы поэтики1999 год, кандидат филологических наук Оверченко, Михаил Викторович
Поэтика лирических и лироэпических жанров малой формы в калмыцкой поэзии ХХ века2021 год, доктор наук Ханинова Римма Михайловна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Дашевская, Анастасия Иосифовна, 2017 год
Список литературы
1. Аверинцев С.С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации. С. 104-116 // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. - М.: Наука, 1986 - 336 с.
2. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. -М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. - 448 с.
3. Английская и шотландская народная баллада / Сост. Л.М.Аринштейн. - М.: Радуга, 1988. - 511 с.
4. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск, Литература, 1998, C. 1064 - 1112
5. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. Собр. соч. - М.: Русские словари, 1996. - Т.5: Работы 1940-1960 гг. - С.159-206. Комментарии - с. 535-555. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа:ЬЦр://рЫ1о1о^ов.пагоё.ги/ЬакЬ11п/ЬакЬ genre.htm
6. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Худож.лит., 1975. - С.234 - 407 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://phi1o1ogos.narod.ru/bakhtin/hronotop/hronmain.htm1
7. Бессонова Т.М., Кудряшов И.А. Концепция хронотопа М.М.Бахтина: история, сферы применения и перспективы исследования. Сборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.1ing-expert.ru/conference/1ang1aw4/kudryashov bessonowa.htm1 (дата обращения: 18.11.2014)
8. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: курс лекций по английской филологии. Тамбов: Изд-во Тамб. Ун-та, 2001. - 123 с.
9. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. - М.: Русские словари, 1996. - 416 с.
10.Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Изд. 3-е. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 648 с.
11.Виноградов В.В. Стилистика. - Теория поэтической речи. - Поэтика. М., 1963. - 256 с.
12.Воронцова Т.И. Картина мира в тексте английской баллады: Когнитивная основа и языковая репрезентация. Дисс.... докт. филол. наук. - 10.02.04: германские языки. - СПб., 2003. - 398 с.
13.Гарпушкин В.Е. Философия и общество. Выпуск №2 (50), 2008 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.socionauki.ru/iournal/articles/130081/(дата обращения: 03.12.2012)
14.Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха. - М: Наука, 1989. -304 с.
15.Грифцов Б.А. Психология писателя. М., 1988 - 462 с.
16.Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2000. - 800 с; карт. - (Славяне)
17.Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - https://www.e-reading.club/chapter.php/17542/59/Gumilev -
Etnogenez i biosfera Zemli.html (дата обращения: 26.04.2014)
18.Денисова Г.В. В мире интертекста: язык, память, перевод. М.: Азбуковник, 2003. - 270 с.
19.Евстратов А. Французская литература. Литература Средневековья [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// svr-lit.niv.ru/ svr-lit/evstratov-francuzskaya-literatura/literatura-srednevekovya.htm (дата обращения: 03.02.2014)
20.Ерохина Л.А. Организация хронотопа как часть стратегии «образцового автора» в романах У.Эко «Имя розы» и «Маятник Фуко». Электронный журнал научных публикаций аспирантов и докторантов ISSN 1991-3087 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://iurnal.org/articles/2012/fill10.html (дата обращения: 12.10.2013)
21.Жирмунский В.М. Введение в метрику: Теория стиха / В.Жирмунский. - Л.: Academia, 1925. - 286 с.
22.Жирмунский В.М. Вопросы теории литературы. Статьи 1916 - 1926 гг. ACADEMIA Ленинград, 1928.- [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://imwerden.de/pdf/zhirnumsky voprosy teorii literatury academia 1928 te xt.pdf (дата обращения: 09.03.2014)
23..Жирмунский В.М. Проблемы сравнительно-исторического изучения
литератур. Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. - Т. XIX в. Вып. 3. - .м., 1960. - С. 177 - 186 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.philology.rU/literature1/zhirmunsky-60.htm#5 (дата обращения: 17.07.2014)
24.Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и запад. Л. -Наука, 1979. - 497 с.
25.Забабурова Н.В. Средневековый французский «Роман о Розе»: история и судьба. Ростовская электронная газета № 7 (61) от 8 апреля 2001 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.monsalvat.globalfolio.net/rus/manifest/poetry/medieval/zababurova r oman-de-la-rose/index.php (дата обращения: 25.11.2013)
26.Земцов В.Н. Черная книга Кармартена. То немногое, что мы о ней знаем: материалы к спецкурсу. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2007. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://bezogr.ru/ v-n-zemcov-chernaya-kniga-karmartena-to-nemnogoe-chto-mi-o-nej.html (дата обращения: 27.04.2014)
27.Зюмтор П. Опыт построения средневековой поэтики. СПб.: Алетейя, 2003. -544 с.
28.Иваницкий В.В. Функции языка [Текст] / В.В.Иваницкий // Вестник Новгородского государственного университета, 2004. - №29. - С. 103 - 110
29.Иванов К.А. Трубадуры, труверы и миннезингеры. - М.: Алетейа, 2001 - 360 с. (Vita Memoriae)
30.Иванова И.П., Чахоян Л.П., Беляева Т.М. История английского языка. Учебник. Хрестоматия. Словарь. - СПб.: Издательство «Лань», 1999. - 512 с.
31.Ивин А.А. Философия истории: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2000. -528 с.
32. История английской литературы. Библиотека Гумер. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Literat/Ist Ang 1/14.php (дата обращения: 07.10.2013)
33. История Великобритании под ред. Кеннета О.Моргана / пер. с англ.- М.: Весь мир, 2008. - 680 с.
34.Калыгин В.П, Королев А.А. Введение в кельтскую филологию. М, URSS, 2006. - 272 с.
35.Карасик В.И. Культурные доминанты в языке / Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2002. - С.166 - 205. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://philologos.narod.ru/ling/karasik.htm (дата обращения: 12.01.2015)
36.Квятковский А.П. Поэтический словарь. - М.: Сов.Энцикл., 1966. - 376 с.
37.Кожина М.Н. Стилистика русского языка: учеб.пособие для студентов пед.ин-тов по спец. №2101 «Рус. яз.и лит.» / М.Н.Кожина. - 2е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983.- 223 с.
38.Кононова И.В. Генезис британской морально-этической концептосферы сквозь призму языка / Монография. - Уссурийск: Издательство УГПИ, 2009. - 256 с.
39.Кононова И.В. Структура и языковая репрезентация британской национальной морально-этической концептосферы (в синхронии и диахронии). - Дисс.... докт. филол. наук. 10.02.04 - германские языки.-СПбГУЭФ, 2010. - 361 с.
40.Кохановский В.П. и др. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд.2-е - Ростов н/Д «Феникс», 2003. - 448 с. (Серия «Высшее образование). -
с. 110-112
41.Кубрякова Е.С. и др. Краткий словарь когнитивных терминов. -М.: МГУ, 1996. -245 с.
42.Куликов Д.К. Гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа и ее методологическая оценка в работах М.К.Петрова. - Политическая концептология №2, 2012. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://politconcept.sfedu.ru/2012.2/09.pdf (дата обращения: 14.12.2014)
43.Липгарт А.А. Основы лингвопоэтики. М.: КомКнига, 2007. - 168 с., стр.3948
44.ЛосевА.Ф. Миф - Число - Сущность/ Сост. А.А. Тахо-Голди; общ.ред. А.А.Тахо-Голди и И.И.Маханькова. - М.: Мысль, 1994. - 919 с.
45.Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. - СПб., 1996. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.docme.ru/doc/122525/yu.m.lotman—analiz-poe-ticheskogo-teksta--1ya-chast. (дата обращения: 12.05.2014)
46.ЛущенкоМ. Роман о Лисе. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/articles/luschenko-roman-o-lise.htm (дата обращения: 11.10.2013)
47. Матюшина И. Г. Древнейшая лирика Европы. М.: Российск. гос. гуманит. Ун-т, 1999. Кн. 1. С. 165-195.
48.Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1986. - 318 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://padaread.com/?book=32868&pg=6 (дата обращения: 16.12.2014)
49.Михайлов А.Д. О жанровом составе средневековой литературы и его эволюции (предварительные замечания) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: -
http://odrl.pushkinskiidom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=iuEkllDqPDg=&tabid=22 96 (дата обращения: 19.01.2015)
50.Михайлов А.Д. Французская литература XIV - первой половины ХУв. История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994.Т. 3. — 1985. — С. 214—221
51. Национальный сервер современной поэзии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://www.stihi.ru/2006/01/19-1865 (дата обращения: 14.07.2014)
52.Ницше Ф. Веселая наука (La Gaya Scienza) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nietzsche.ru/works/main-works/svasian/?curPos=2 (дата обращения: 29.03.2013)
53.Парина Е.А. Обзор переводов Четырех ветвей Мабиноги. Язык и культура кельтов. Материалы IX коллоквиума. СПб.: Наука, 2003. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://www.cymraeg.ru/lleu.html (дата обращения: 16.08.2014)
54. Песнь о Роланде. Библиотека всемирной литературы, т.10. Пер. со старофранцузского Ю.Корнеева. М.: Художественная литература, 1976. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.lib.ru/INOOLD/WORLD/roland.txt (дата обращения: 03.05.2014)
55.Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. - М.: АСТ, Восток-Запад, 2007. - 315 с.
56. Предания и мифы средневековой Ирландии / ред. Г.К.Косиков. Сост., перев. и комм. С.В.Шкунаева. - М.: МГУ, 1991. - 284 с.
57.Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. [Электронный ресурс]. -Режим доступа:
http://www.gumer.info/bibliotek ВикБ^^шБ^горр 2ЛПго^р (дата обращения: 24.10.2013)
58.Руберт И.Б. Становление и развитие английских регулятивных текстов: Монография. - СПб.: Образование, 1995. - 210 с.
59.Руберт И.Б. Текст в синхронии и диахронии. Эволюционные аспекты жанров / Санкт-Петербург, АкадемПринт, 1998. - 62 с.
60. Сагнаева У.Г. Концептосфера этнокультурной доминанты и методы ее изучения. - Вестник НГУ. Серия: лингвистика и межкультурная коммуникация. 2007. Том 5, выпуск 1
61.Седов К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции. М.: Лабиринт, 2004.- 237 с.
62. Семенов В.П. О поэтике древнего кельтского стиха. Вестник МГУ, 2004, №2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.academia.edu/7891221/%D0%92%D0%B5%D1%81%D1%82%D0% ВР%Р0%В8%Р0%ВА %Р0%9С%Р0%93%Р0%А3 2004 2 (дата обращения: 11.01.2014)
63. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. - М., 1993. -656 с.
64.Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты: Дис. ... д-ра филол.наук: 10.02.19: Волгоград, 2004. - 323 с. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.1ib.ua-ru.net/diss/cont/94303.htm1 (дата обращения: 14.11.2014)
65.Смирнов И.П. Порождение интертекста. Издательство СПбГУ, 1999. - 193 с.
66. Текст - дискурс - специфика жанров. Сборник научных статей / Издательство СПбГУЭФ. Ин-т иностранных яз. [отв. ред. А.А.Попов], 2007.
- 159 с.
67. Текст и дискурс. Текст как продукт и стимул речемыслительной деятельности. Сборник научных статей - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. -128 с.
68. Теория литературных жанров: учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / [М.Н.Дарвин, Д.М.Магомедова, Н.Д.Тамарченко, В.И.Тюпа]; под ред. Н.Д.Тамарченко. - 2е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 256 с.
69.Толкиен Дж.Р.Р. Властелин Колец. Пер. с англ. В.Муравьева и А.Кистяковского; предисловие В.Муравьева. М., Радуга, 1991. - 494 с.
70. Толкиен Дж.Р.Р. Возвращение Беорхтнота и другие произведения / пер. с англ. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС; СПб.: Terra Fantastica, 2001. - 352 с.
71. Фалилеев А.И. Круг чтения в условиях многоязычия: Уэльс в конце XIV века /А.Фалилеев //НЛО. - 2004. - №68. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/n1o/2004/68/fa120.htm1. (дата обращения: 12.08.2014)
72. Философия науки. Общий курс / ред. С.А.Лебедев.- М.: Академический проект, 2004. - 320 с.
73.ФрэзерДж.Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. Пер. с англ.
- М.: Политиздат, 1980. - 831 с.
74.Хайрулина О.И. Лингвистический аспект становления антропоцентров в древнеанглийском эпическом тексте / Дисс. ... канд. филол. наук. 10.02.04 -германские языки. - Архангельск, 2007. - 196 с.
75.Хейзинга Йохан. Осень Средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках / Сост. и перев.
Д.В.Сильвестров, 2007. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.e-reading.club/chapter.php/109085/4/Heiizinga -Osen%27 srednevekov%27ya.html (дата обращения: 14.02.2014)
76.Ходан М.В. Лексико-семантические средства выражения авторской экспрессии в поэтическом языке Игоря Северянина [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.poet-severyanin.ru/library/leksiko-semanticheskie sredstva3.html (дата обращения: 09.10.2013)
77.Шенгели Г.А. Техника стиха / Предисл. Л. И. Тимофеева. М.: Гослитиздат, 1960. — 312 с.
78.Шмелева Т.В. Модель речевого жанра / Жанры речи - Саратов, 1997. - 212 с.
79.Штокмар В.В. История Англии в Средние века. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/text/443051 .html, 2008 (дата обращения: 24.02.2014)
80. Языческие божества Западной Европы / Энциклопедия, сост. Королев К.М.-М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005. - 800 с.
81.An Anthology of Medieval Love Debate Poetry / Ed. and transl. by Altmann, Barbara K., and R. Barton Palmer. Gainsville, FL: University Press of Florida, 2006. - 397 p.
82.A Companion to Medieval Poetry / ed. by Corinne Saunders. - Wiley-Blackwell, 2010. - 704 p.
83.A Giude to Welsh Literature, 1282-c.1550. Volume II / ed. by A.O.H.Jarman and Gwilym Rees Hughes. - University of Wales Press, Cardiff, 1997. - 375 p.
84.Aneirin. The Gododdin / transl. by Steve Short. Llanerch Publishers, Felinfach, 1994. - 138 p.
85.Bibliotheca Augustana. La Chanson de Roland, vers 1090. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.hs-
augsburg.de/~harsch/gallica/Chronologie/11siecle/Roland/rol ch01.html (дата обращения: 06.03.2015)
86.Bloomfield, Morton A., Charles W. Dunn. The Role of the Poet in Early Societies. - St.Edmundsbury Press Ltd, 1992. - 166 p.
87.Brown, Carleton (ed.). English Lyrics of the XIIIth Century. - The Clarendon Press, 1936. - 312 p.
88.Burt, Kathleen R. Argument in Poetry: (Re)Defining the Middle English Debate in Academic, Popular, and Physical Contexts (2014) Dissertations (2009-) paper 366 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://epublications.marquette.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1365&context=dis sertations mu) (дата обращения: 06.03.2015)
89.Canu Aneirin gan Ifor Williams / Caerdydd Gwasg Prifysgol Cymru, 1961. -418p.
90. Cartlidge, Neil. Medieval Debate Poetry and The Owl and the Nightingale. A Companion to Medieval Poetry. Ed. Saunders, Corinne J. Chichester, U.K. ; Malden, MA: Wiley-Blackwell/John Wiley & Sons, 2010. 237-257. Print. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://library.globalchalet.net/Authors/Poetry%20Books%20Collection/A%20Co mpanion%20to%20Medieval%20Poetry.pdf (дата обращения: 21.11.2014)
91. Cernik, Tessa. Parody in Chaucer's "The Tale of Sir Topas" [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
file:///C:/Documents%20and%20Settings/user/%D0%9C%D0%BE%D0%B8%20 %D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82 %D1%8B/Downloads/3461-5150-1-SM%20(1).pdf (дата обращения: 21.05.2014)
92. Chaucer, Geoffrey. The Canterbury Tales http://www.librarius.com/cantales/thopastl.htm (дата обращения: 14.01.2014)
93.Chaucer, Geoffrey. The Canterbury Tales, The Second Nun's Story. Translated by A.S.Kline, 2007
http://www.poetryintranslation.com/PITBR/English/CanterburyTalesXVII.htm# Toc166149843 (дата обращения: 19.12.2013)
94. Child, Francis James. English and Scottish Popular Ballad, ed. 1825-1896 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://quod.lib.umich.edu (дата обращения: 10.08.2014)
95. Coffin, Tristram P. Remarks Preliminary to a Study of Ballad Meter and Ballad Singing, The Journal of American Folklore 78.308 (1965), 149-153, published in University of California English Broadside Ballad Archive [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://ebba.english.ucsb.edu/page/ballad-measure-in-print (дата обращения: 13.03.2014)
96.Davies, RobertRees. The Age of Conquest. Wales 1063-1415. Oxford University Press 1987, 2000 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: books.google.ru/books?id=klauMOoHXK0C&pg=PA508&lpg=PA508&dq=Surri dge+M.+Romance+Linguistic+Influence+on+Middle+Welsh&source=bl&ots=nq eRscozfI&sig=B5DEyiyJjWuz0A5nZsmqM3Fn-
1o&hl=ru&sa=X&ei=Z3MDVdG6K4v7ywPzxoG4DA&ved=0CB8Q6AEwAA#v =onepage&q=Surridge%20M.%20Romance%20Linguistic%20Influence%20on% 20Middle%20Welsh&f=false (дата обращения: 09.10.2014)
97.De Lorris, Guillaume. Le Roman de la Rose. Édition de Clément Marot, 1529. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
fr.wikisource.org/wiki/Le_Roman_de_la_Rose_(Guillaume_de_Lorris) (дата обращения: 09.10.2014)
98.Four Romances of England: King Horn, Havelok the Dane, Bevis of Hampton, Athelston. - edited by Ronald B.Herzman, Graham Drake and Eve Salisbury. Medieval Instituite Publications, 1997 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://d.lib.rochester.edu/teams/publication/salisbury-four-romances-of-england (дата обращения: 03.03.2015)
99.Frowde, Henry M.A. The Vision of William concerning Piers the Ploughman / edited by Skeat, Walter W. Clarendon Press, Oxford, 1906. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://archive.org/details/visionofwilliam00langiala (дата обращения: 12.04.2014)
100. Histoire de la Litterature Francaise // sous la direction de Daniel Couty. Larousse, 2000. - 1522 p.
101. Hoffman, Elizabeth A. A Re-Hearing of "Sir Gawain and the Green Knight" [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.illinoismedieval.org/ems/VOL2/hoffman.html (дата обращения: 23.12.2014)
102. Jackson, Kenneth H. Language and history in Early Britain. Edinburgh, 1953. -752 p.
103. Jakobson, Roman. Closing Statement: Linguistics and Poetics in Style in Language (ed. Thomas Sebeok). - The M.I.T. Press. - Cambridge, Massachusetts, 1964. - pp.350-377
104. Kapferer, Anne-Dominique. Du Gris-Nez à la Somme: sur les chemins de terre et de l'eau, petits transports et petits usagers (XIIIe-XVe ciècles). Actes des congrès de la Société des historiens médiévistes de l'enseignement supérieur public. 7e congres, Rennes, 1976. Volume 7, Numéro 7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.persee.fr/doc/shmes 12619078 1978 act 7 1 1234 (дата обращения: 12.11.2013)
105. Kelly, Douglas. The Arts of Poetry and Prose. Turnhout, Belgium: Brepols, 1991. 182 p.
106. Language, Thought and Reality. Selected Writings of Benjamin Lee Whorf. -Technology Press of Massachusetts Institute of Technology, 1956. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://openlibrary.org/books/OL6197196M/LANGUAGE THOUGHT and RE ALITY (дата обращения: 03.02.2015)
107. Laurin, Michel. Anthologie littéraire du Moyen Age au XIXe siècle, Quebec, Beauchemin, 2000. - 240 p.
108. Machan, Tim. William Language Contact in Piers Plowman. Speculum Vol.69, No.2 (Apr., 1994), pp.359-385 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.journals.uchicago.edu/doi/abs/10.2307/2865087 (дата обращения: 16.09.2014)
109. Machaut, Guillaume. Douce dame jolie [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.medieval.org/emfaq/composers/machaut/v4.html (дата обращения: 19.08.2014)
110. Marshall, Henrietta E. English Literature for Boys and Girls, 1905. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://classiclit.about.com/library/bl-etexts/hemarshall/bl-hemarshall-english-19-langland.htm (дата обращения: 22.10.2014)
111. Paivi, Pahta. Code Switching in English of the Middle Ages in The Oxford Handbook on the History of English edited by Terttu Nevalainen and Elizabeth Closs Traugott. Online publication date: Nov2012 [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://www.academia.edu/11999025/Code-
switching in English of the Middle Ages (дата обращения: 10.04.2014)
112. The New Princeton Encyclopedia of Poetry and Poetics, ed.by Alex Preminger and T.V.F Brogan. Ballad Meter. Princeton, New Jersey. Princeton University Press, 1993. - 1425 p.
113. Poetry of Contemplation: John Donne, George Herbert, Henry Vaughan and the Modern Period. State University of New York Press, Albany, 1990. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://ru.scribd.com/document/341592339/Poetry-of-Contemplation-Clements-Arthur-L (дата обращения: 04.05.2014)
114. Rowling, J.K. Harry Potter and the Deathly Hallows. Электронная библиотека Webreading.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://webreading.ru/child /child adv/j-rowling-harry-potter-and-the-deathly-hallows.html (дата обращения: 12.04.2014)
115. Rowling, J.K. Harry Potter and the Order of the Phoenix. Bloomsbury, 2004. -527 p.
116. Salter, E. The Alliterative Revival. Modern Philology, Vol.64 No.2 (Nov.1966), pp.146-150. The University of Chicago Press). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.journals.uchicago.edu/toc/mp/1967/64/3 (дата обращения: 23.07.2014)
117. Schofield, William H. A History of English Literature: In Six Volumes. English Literature from the Norman Conquest to Chaucer, Vol.1 Macmillan, 1931. - 500 p [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://books.google.ru/books?id=CNoThBXxV5EC&pg=PA148&lpg=PA148&d
q=The+Geste+of+King+Horn&source=bl&ots=XbBqMIrWVt&sig=Isg9-
wtbu3Wr-
0GbPo02vcuhlH8&hl=ru&sa=X&ved=0CE8Q6AEwBmoVChMIxcXbmKCJyAI VYXxyCh3XYQlB#v=onepage&q=The%20Geste%20of%20King%20Horn&f=f alse (дата обращения: 11.03.2014)
118. Sir Gawain and the Green Knight. Translation by Paul Deane; copyright ©Paul Deane, 1999 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://alliteration.net/Pearl.htm (дата обращения: 18.09.2014)
119. Stanzaic Guy of Warwick. Ed. Alison Wiggins. Kalamazoo: Medieval Institute Publications, 2004. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://d.lib.rochester.edu/teams/text/wiggins-stanzaic-guy-of-warwick-introduction (дата обращения: 08.05.2014)
120. The Complete Harley 2253 Manuscript, Volume 2. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://d.lib.rochester.edu/teams/publication/fein-harley2253-volume-2 (дата обращения: 16.08.2014)
121. The Description of Wales by Gerald of Wales. Transcribed from the 1912 J. M. Dent edition by David Price. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gutenberg.org/files/1092/1092-h/1092-h.htm#page179 (дата обращения: 10.02.2015)
122. The Geoffrey Chaucer page. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// sites. fas.harvard.edu/ ~chaucer/teachslf/ snt-par.htm#TALE (дата обращения: 21.11.2014)
123. The Mabinogion. Translated by Gwyn Jones and Thomas Jones. Everyman's Library, 1992. - 291 p.
124. The Mabinogion translated by Lady Charlotte Guest Transcribed from the 1849 edition text by David Price, © 2002 Blackmask Online. - 138 p.
125. The Peasants' Revolt. A radio program by Melvin Bragg on 25 July 2002 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.bbc.co.uk/radio4/history/voices (дата обращения: 10.10.2013)
126. The vision of William concerning Piers the Plowman, together with Vita de Dowel, Dobet, et Dobest, secundum Wit et Resoun, by William Langland (about 1362-1393 A. D.). Corpus of Middle English prose and verse, University of Michigan. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://quod.lib.umich.edu/c/cme/AJT8124.0001.001/1:3.5?rqn=div2;view=fulltex t;q1=plouqhman (дата обращения: 14.11.2014).
127. Tolkien, J.R.R. The Lord of the Rings. The Two Towers. HarperCollinsPublishers, 1993. - 442 p.
128. Tolkien, J.R.R. The Lord of the Rings. Grafton, Harper Collins Publishers, 1991. - 1234 p.
129. Tolkien, J.R.R.; Gordon, E. V. (eds.) Sir Gawain and the Green Knight. Oxford, The Clarendon Press 1946. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://quod.lib.umich.edu/c/cme/Gawain/1:4?rgn=div1;view=fulltext (дата обращения: 12.02.2014)
130. University of Rochester, Middle English Texts Series [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://d.lib.rochester.edu/teams/text/fein-harley2253-volume-2-article-60-introduction (дата обращения: 21.08.2014)
131. Van Gennep, Arnold. The Rites of Passage / The University of Chicago Press, 1960. - 198p.
132. Warton, Thomas B.D. History of English poetry from the close of the eleventh to the commencement of the eighteenth century. London: Thomas Tegg, 1824. 491 p. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://archive.org/stream/historyenglishp01 wartgoog#page/n22/mode/2uphttps:// archive.org/stream/historyenglishp01wartgoog#page/n22/mode/2up (дата обращения: 28.01.2015)
133. Weber, Sarah A. Theology and Poetry in the Middle English Lyric. A Study of Sacred History and Aesthetic Form. Ohio State University Press, 1969. - 278 p.
Список использованных словарей и справочных изданий
1. БСЭ.- М.: Советская энциклопедия. 1969-1987
2. Мень А. Библиологический словарь. СПб, 2002
3. Encycolpaedia Britannica [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http:// global.britannica.com/EBchecked/topic/501842/rhyme-royal (дата обращения: 15.03.2013)
4. Merriam-Webster online dictionary. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.merriam-webster.com/dictionary/meter (дата обращения: 10.04.2014)
5. The Middle English Dictionary [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://quod.lib.umich.edu/m/med/ (дата обращения: 21.10.2014)
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.