Эволюционное становление человека в философско-антропологических концепциях XX века : мировоззренческий аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Анкудинова, Полина Михайловна

  • Анкудинова, Полина Михайловна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 163
Анкудинова, Полина Михайловна. Эволюционное становление человека в философско-антропологических концепциях XX века : мировоззренческий аспект: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Москва. 2014. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Анкудинова, Полина Михайловна

Содержание

Введение

Глава I. Оценка эволюционистских

концепций в философии XX века

§ 1. Человек как участник эволюции природы в философской

антропологии

§ 2. Человек как мировоззренческий субъект в гуманистически

ориентированной психологии

§ 3. Антропологический универсум как синтез эволюционистских

исследований XX века

Выводы

Глава II. Филогенетическая модель мировоззренческого становления человека

§ 1. Эволюция как развертывание мировоззренческого потенциала

человека

§ 2. Четыре фазы эволюционного становления человека

§ 3. Условия эволюционного становления человека

в современном обществе

Выводы

Заключение

Библиография

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюционное становление человека в философско-антропологических концепциях XX века : мировоззренческий аспект»

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что к началу XXI века так и не было создано целостного представления о человеке, несмотря на то, что вопросы о человеческой природе, о его специфических видовых особенностях волновали лучшие умы человечества с давних времен. В философском дискурсе пока нет ни одной концепции, которая максимально отражала бы все внутривидовое разнообразие человека и, имея универсальный характер, могла бы широко применяться в разных сферах деятельности, объясняя те или иные процессы, происходящие с его участием, давая необходимые рекомендации по выходу из кризисных ситуаций современного мира.

Как справедливо отметил М.С. Каган, даже в наши дни в отечественной философии не создано отвечающее методологическому и теоретическому уровню современной науки учение о человеке, потому теоретикам гуманитарной направленности каждый раз приходится самостоятельно выстраивать философский фундамент своих концепций1.

Между тем влияние человека на мир давно уже приобрело глобальные формы, выразившись в целом ряде экологических, экономических и этических проблем мирового уровня. По мысли П.С. Гуревича, «одним из значительных явлений философии является антропологический ренессанс. Общие признаки этого процесса очевидны: они проявляются в обостренном интересе к проблеме человека, в возрождении антропоцентрических по своему характеру вариантов антропологической мысли, в выработке новых путей философского постижения человека. Антропологический поворот в философии выразился в стремлении обратиться к проблеме человека во всей ее многоликости»2.

'Каган М.С. Системно-синергетический подход к построению современной

педагогической теории. - М.: Прогресс-Традиция, 2007. С. 224.

2Гуревич П.С. Антропологический ренессанс. Вестник Российского философского общества. № 1 (41), 2007. С. 131.

Еще М. Шелер в начале прошлого столетия отмечал, что все имеющиеся в науке определения человека «слишком узки, чтобы охватить человека целиком»3. Философ ставил задачей новой, создаваемой им концепции философской антропологии формирование целостного представления, которое бы смогло объяснить, «как из основной структуры человеческого бытия вытекают все специфические монополии, свершения и дела человека»4. Иными словами, М. Шелер указал на необходимость дефиниции человека с учетом не только его «ставшей» структуры, но и динамики.

В связи с этим огромную роль в современной концепции человека сыграла идея эволюции, перенесенная из сферы естественных наук в другие теоретические сферы, в том числе, в область наук о человеке. Э. Кассирер справедливо заметил, что, хотя теория эволюции вовсе не была в общем смысле порождением XIX века, именно благодаря изданию труда Ч. Дарвина «Происхождение видов» стало возможно структурирование знаний о человеке и появление философской антропологии как таковой: «С этих пор подлинная сущность антропологической философии определилась раз и навсегда. После неисчислимых попыток построения философии человека она обрела, наконец, твердое основание. Мы не чувствуем больше потребности строить воздушные замки, предаваться спекуляциям, ибо мы вообще не стремимся теперь дать общее определение природы или сущности человека. Наша задача заключается в сборе эмпирических данных, которые щедро предоставляет в наше распоряжение общая теория эволюции»5.

Действительно, теория эволюции позволила создать целый ряд концепций, в которых человек был отражен в процессе своего развития. Прежде всего, это философско-антропологические построения Макса

Шелер М. Человек в эпоху уравнивания. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. С.105.

4Шелер М. Положение человека в Космосе. Проблема человека в западной философии.

М.: Прогресс, 1988. С.90.

5Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры. Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. С. 21.

Шелера, Хельмута Плеснера, Карла Ясперса, Абрахама Маслоу, П.Д. Успенского, Ю.М. Федорова, а также А.Ф. Лазурского. Каждая из этих концепций уникальна и представляет собой богатый исследовательский материал в области человекознания.

Под эволюцией (лат. еуоЫИо - развертывание) традиционно подразумевается изменение бытия и сознания6. Поскольку исследователи-эволюционисты выявляли общие закономерности данного процесса, то в этом плане эволюция выглядела как развертывание определенных этапов развития, обладающих уникальными характеристиками. В этой связи логично выявление особенностей мировоззрения - концептуально выраженной системы взглядов человека на мир, на себя и на свое место в этом мире - в каждой из фаз эволюционного процесса.

Таким образом, в XXI веке поиски универсальной концепции человека с учетом его эволюции не перестали быть актуальными. Общими основаниями для объединения знаний, накопленных в области представлений о человеке, могут, на наш взгляд, стать выявленные сходства в построении выбранных антропологических моделей, а также законы развития, сформулированные синергетикой, унаследовавшей эволюционистскую методологию. Основной же коррелирующей характеристикой, отражающей динамику эволюционных процессов, выступает мировоззрение человека. Степень научной разработанности проблемы.

В центр данного исследования не случайно попали философско-антропологические построения М. Шелера, X. Плеснера, К. Ясперса, А. Маслоу, П. Тейяра де Шардена, П.Д. Успенского, Ю.М. Федорова, А.Ф. Лазурского и др. Каждая из этих концепций уникальна и представляет собой богатый исследовательский материал в области человекознания, однако все

6Философский словарь. - М.: Политиздат, 1986. С. 553.

Современный философский словарь. - Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: Панпринт, 1998. С. 488.

они объединены неким общим подходом к исследованию эволюции человека, выявление которого стало одной из задач данной диссертационной работы.

Идеологическая обстановка в Советском Союзе долгое время способствовала тому, что в сфере человекознания специалисты занимались либо общими, либо узко специализированными вопросами, создавая преимущественно «горизонтальные» классификации, а немногочисленные иерархические построения были слабо проработаны (модели Б.С. Братуся, К.К. Платонова) или не были признаны научным сообществом (концепции Б.Ф. Поршнева, A.C. Арсеньева). Недооцененными оказались труды представителей философии русского космизма от B.C. Соловьева и H.A. Бердяева до В.И. Вернадского, которые работали над проблемами смысла эволюции, активным агентом которой является человек.

Характерология А.Ф. Лазурского ввиду ее несоответствия государственной идеологии также выпала из сферы внимания специалистов на многие десятилетия, несмотря на то, что и на сегодняшний момент это исследование считается весомым научным вкладом в данную область отечественной психологии.

Забвению было предано и учение о «возможной эволюции человека» П.Д. Успенского, в то время как в Европе и Соединенных Штатах Америки у него была возможность переиздавать свои работы и читать лекции университетской аудитории. Труды А.Ф. Лазурского и П.Д. Успенского вновь увидели свет на родине только в конце 80-х - 90-х годах XX столетия вместе с переведенными на русский язык работами М. Шелера, X. Плеснера, К. Ясперса, X. Ортеги-и-Гассета, А. Бергсона, П. Тейяра-де-Шардена и других философов.

Важно подчеркнуть, что до сих пор концепции вышеуказанных авторов имеют недостаточную степень их изученности научным сообществом. Этот факт отмечают современные исследователи М.М. Анисимова, Н.Я.

Григорьева, H.A. Добренкова, C.B. Ковалева, H.A. Никонова, A.A. Яковлева и др. в своих диссертационных работах.

Под самый конец XX столетия был издан монументальный труд Ю.М. Федорова «Сумма антропологии», дающий синтез имеющихся представлений о человеке в эволюционном ключе. Это - одна из самых крупных философско-антропологических концепций в отечественной науке, созданных в постсоветский период. В то же время масштабное исследование Ю.М. Федорова остается мало изученным, отклики на его творчество ограничиваются рецензиями коллег на вышедшие книги и статьями, посвященными памяти философа.

О недостаточном внимании к эволюционистским концепциям человека говорит сравнительно небольшой библиографический список, материалы которого послужили основой для исследований Н.Б. Оконской и Н.К. Оконской, Ф.Н. Петровой, В.И. Масликова и других ученых первого десятилетия XXI века.

В конце XX - начале XXI в.в. широкое распространение получили работы, посвященные развитию педагогической антропологии К.Д. Ушинского. В.Г. Безрогов, Б.М. Бим-Бад, Б.В. Емельянов, А.Г. Кислов, В.Б. Куликов, Н.Д. Наумов, Т.А. Петрунина и др. поддержали идеею К.Д. Ушинского о том, что любой человек с необходимостью оказывается подвержен педагогическому воздействию на протяжении всей своей жизни, а не только в детском возрасте. Концепция педагогической антропологии, вышедшая из недр философской антропологии, является ценным аргументом в защиту тезиса об этапах мировоззренческого становления эволюционирующего человека.

Очевиден тот факт, что современная концепция эволюции человека по-прежнему нуждается в серьезных исследованиях, требует дальнейшего совершенствования, систематизации полученных знаний на основе современной методологии, их постоянного переосмысления и синтеза. Отсюда понятна проблема, лежащая в основе данного исследования:

философская антропология обязана дать картину человека как в статике, так и в динамике, однако такое целостное представление в современной науке, на наш взгляд, пока не достигнуто. В связи с этим объектом исследования данной диссертационной работы является целостная эволюция человека.

Предмет исследования - мировоззренческий аспект этапов эволюционного становления человека.

Цель исследования - выявить этапы мировоззренческого становления в процессе филогенеза и условия, способствующие реализации эволюционного потенциала человека.

Для осуществления поставленной цели необходимо решение следующих исследовательских задач:

проанализировать эволюционистские концепции, созданные философами-антропологами XX столетия;

- построить филогенетическую модель мировоззренческого становления человека;

- используя современные знания о законах развития, дать системное представление об этапах мировоззренческого становления человека;

- определить условия, необходимые для реализации его эволюционного потенциала.

Гипотеза исследования. Философско-антропологические концепции философов-эволюционистов XX века, представляющие синтез имеющегося в науке знания о человеке, вполне позволяют выстроить целостное понимание человека как динамичного существа. Эволюция человека может быть выражена через развертывание его мировоззрения как особой способности вида Homo sapiens к отражению и преображению мира. Сформулированная в процессе исследования модель поэтапного мировоззренческого становления человека в филогенезе обнаруживает себя по принципу фрактальности во всех сферах бытия человека в онтогенезе и объясняет причину одномоментного сосуществования многообразных человеческих субъектов.

На основе полученного общего представления об эволюционном развитии человека стало возможным выяснение условий, благоприятствующих развертыванию его эволюционного потенциала.

Теоретико-методологическая основа исследования. Аксиологический и системный подходы стали для диссертационного исследования базовыми.

Аксиологический подход позволил в процессе исследования рассматривать человека как ценностное существо, когда главным средством концентрации его отношения к миру ценностей становится мировоззрение -именно оно было выбрано в процессе исследования в качестве базового критерия эволюции человека.

В качестве основного теоретического материала диссертации использовались концепции М. Шелера, X. Плеснера, К. Ясперса, А. Маслоу, П.Д. Успенского, А.Ф. Лазурского, Ю.М. Федорова, а также Б.М. Бим-Бада, В.И. Масликова, Н.Б. Оконской и Н.К. Оконской, Ф.Н. Петровой и др.

Основными методами исследования философско-антропологических концепций явились дедукция и индукция, которые закономерно используются при рассмотрении любых иерархических построений. Сравнительный анализ и синтез позволили провести аналогии между заявленными иерархическими уровнями и выделить общие основания этих концепций.

В качестве дополнения к авторской концепции был использован теоретический материал из области педагогической антропологии, этики и педагогики: работы Б.Н. Бессонова, Б.М. Бим-Бада, И.А. Бирич, Т.А. Гореловой, Б.В. Емельянова, А.Г. Кислова, Н.С. Кожеуровой, Я.А. Коменского, В.Б. Куликова, A.A. Микешиной, Н.Д. Наумова, Н. Нодцинг, К.Д. Ушинского, В.П. Эфроимсона и др.

Системный подход дал возможность рассматривать мировоззрение человека как иерархическую систему, проявленную через поведение индивидов в системе социальных связей. Применение системного анализа и

использование принципа фрактальности сделало возможным структурирование имеющегося знания об этапах эволюции человека; метод моделирования позволил сформировать четырехфазную модель мировоззренческого становления человека. Благодаря абстрагированию и конкретизации стало возможно осуществлять переходы от теоретических положений к примерам использования выстроенной модели на практике. Кроме этого, применялись принципы всеобщей связи и всеобщего развития, единства исторического и логического, методы восхождения от абстрактного к конкретному, герменевтический и диалектический.

Теоретическим основанием системного подхода в данном диссертационном исследовании послужили работы отечественных исследователей Е.В. Балацкого, В.Г. Буданова, В.В. Васильковой, А.Ю. Дроздова, E.H. Князевой, С.П. Курдюмова, А.Н. Малюты, А.П. Назаретяна, В.В. Сухомлиновой, Ю.В. Чайковского, А.Е. Черезова, а также И.Р. Пригожина, И. Стенгерс, Э. Ласло и других. Были использованы материалы по теории эволюции А. Болдачева, В.Ю. Большакова, Э. Гидденса, Е. Гринина, Р.Л. Карнейро, М.Ю. Келигова, X. Классена, В.А. Коротаева, Г.А. Петровой, С.Н. Родина, С.Г. Семеновой, И.Н. Смирнова, Л.В. Фесенковой, Г. Фолмера и др.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- в рамках единого исследования проанализированы и обобщены эволюционистские построения философов-антропологов XX столетия;

- на базе современных исследований в области синергетики выстроена четырехфазная филогенетическая модель мировоззренческого становления человека;

- представлена авторская типология человека, основанная на данной модели;

- выявлены и получили теоретическое обоснование условия, необходимые для оптимальной реализации его эволюционного потенциала.

Положения, выносимые на защиту:

1. Идея эволюции в философской антропологии позволяет структурировать имеющиеся знания о человеке, избегая споров о его природе и противостояния концепций разных иерархических уровней, и находить сферу применения для каждого рода знаний.

2. Имея в своем основании фундаментальные исследования из области естественных и гуманитарных наук, именно антропологические построения философов-эволюционистов XX века могут стать необходимой базой для создания целостного представления о природе и развитии человека.

3. Коррелирующим понятием между философско-антропологическими, психологическими и иными гуманитарными концепциями XX столетия может считаться мировоззрение, а обозначенные в них эволюционные этапы должны помочь в построении модели становления человека как мировоззренческого субъекта.

4. Эволюция представляется как развертывание во времени четырех фаз мировоззренческого становления человека в филогенезе и в онтогенезе.

5. Сформулированная в исследовании модель мировоззренческого становления человека имеет четырехуровневую структуру, повторяющуюся по принципу фрактальности в разных сферах его бытия, в которой постепенное усложнение выражено последовательностью: Человек Ведомый, Человек Коммуникативный, Человек Идеалистичный, Человек Совершенный. Каждый из представленных этапов эволюционного становления обладает качественными пространственно-временными характеристиками (временные рамки мировоззрения и динамическая характеристика вектора развития), формирующими ценностные основы его мировоззрения. Подлинным эволюционным скачком является мировоззренческий выход человека за пределы своих видовых характеристик, преодоление тенденции антропоцентризма и обретение целостного восприятия мира.

6. Необходимыми условиями оптимального развертывания четырех фаз мировоззренческой эволюции человека являются: признание иерархической природы человека, соблюдение принципа коэволюции, создание многообразия перспектив для реализации эволюционного потенциала личности.

Теоретическая значимость исследования состоит в научном расширении базы для всестороннего исследования человека, привлечении дополнительного внимания к недостаточно разработанным вопросам современной философской антропологии.

В практическом смысле результаты исследования могут использоваться в педагогической, социальной, политической, экономической и правовой деятельности. Представленные в работе типологии человека могут с успехом применяться в менеджменте, в практике подбора и расстановки кадров.

В учебном процессе результаты исследования могут быть использованы при разработке и преподавании общих курсов философии, философской антропологии, педагогической антропологии, общей педагогической теории, политологии, этики и других дисциплин гуманитарной направленности.

Апробация результатов исследования. Основные положения, теоретические выводы и материалы исследования нашли отражение в докладах, сделанных автором на международных конференциях:

- IV Международный конгресс-фестиваль мировой и национальных культур «Культура XXI века» (24 - 25 сентября 2005) - г. Ялта, Украина;

- The 2nd International Scientific Conference «Applied Sciences and technologies in the United States and Europe: common challenges and scientific findings» (September 9-10, 2013) New York, USA;

- Международная научно-практическая конференция «Современная наука: теоретический и практический взгляд» (29-30 октября 2013 г.) - г. Уфа, РФ;

- XI Международная научно-практическая конференция «Тенденции и инновации современной науки» (20 ноября 2013 г.), - г. Краснодар, РФ;

а также в ряде семинарских занятий философско-антропологической направленности, проведенных в Севастопольском филиале Санкт-Петербургского университета профсоюзов в 2010-2012 гг. Положения диссертации неоднократно обсуждались на заседании общеуниверситетской кафедры философии Института гуманитарных наук ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет».

Результаты исследования отражены в следующих публикациях ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК:

1. Анкудинова П.М. Человек в свете идей эволюции // Вестник Московского педагогического университета. Серия «Философские науки». -2013.-№2(8).-С. 30-39.

2. Анкудинова П.М. Человек в антропном мире: философия эволюционизма XX века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2013. - № 12 (38): в 3-х ч. - 4.1. - С.15-18.

3. Анкудинова П. М. «Этика заботы»: женский социокультурный опыт на страже нравственности // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Философские науки». - 2012. - № 1 (5) 2012. - С. 63 -71.

Другие издания:

4. Ankudinova Polina The human: what's he? Stages of intraspecific evolution // «Applied Sciences and technologies in the United States and Europe: common challenges and scientific findings»: Papers of the 2nd International Scientific Conference (September 9-10, 2013). Cibunet Publishing. - New York, USA. 2013. -P.164-166.

5. Анкудинова П.М. Этапы мировоззренческого становления человека в философии эволюционизма XX столетия // Сборник материалов

Международной научно-практической конференции «Современная наука: теоретический и практический взгляд», г. Уфа, РФ (29-30 октября 2013 г.). -С. 221-116.

6. Анкудинова П.М. Этапы мировоззренческой эволюции человека -основа социального мироустройства будущего. «Тенденции и инновации современной науки» Материалы XI Международной научно-практической конференции (тезисы докладов). 20 ноября 2013 г.: Сборник научных трудов. - Краснодар: Научно-издательский центр Априори, 2013. - С. 10.

Общий объем публикаций составляет 2,4 п.л.

Структура работы определена поставленной целью и включает две главы и шесть параграфов, введение, заключение и библиографию. Содержание изложено на 163 страницах. Библиография включает 227 наименований, а также интернет-ресурсы по данной проблематике.

Глава I. Оценка эволюционистских концепций в философии XX века

Рассмотрение мира и человека в их неразрывной взаимосвязи характерно для всех эволюционистских концепций, которые попали в сферу внимания данного диссертационного исследования: все они представляют взгляды авторов на эволюционное развитие внутри вида «человек» и имеют вид иерархий, а также показывают, каким образом каждый эволюционный уровень экстраполирует свои свойства в окружающую действительность.

Таких целостных эволюционистских построений в XX веке было создано немного, и поэтому в данной главе речь пойдет об антропологии М. Шелера, типах бытия К. Ясперса, характерологии А.Ф. Лазурского, психологии возможной эволюции человека П.Д. Успенского, пирамиде потребностей А. Маслоу, «Сумме антропологий» Ю.М. Федорова: все эти труды представляют собой синтез имеющихся в тот момент знаний о человеке в области естественных и гуманитарных наук. Несмотря на то, что все эти концепции имеют в своих основаниях уникальный авторский подход, методологию и в разной степени проработаны научным сообществом, только использование всего имеющегося багажа знаний по заданному вопросу позволит создать целостное представление о человеке.

Предикат целостности предполагает, на наш взгляд, учет характеристик человека как «в статике», так и «в динамике». Все существующие со времен Платона философские дефиниции человека предполагали его как ставшего, уже развитого до оптимального состояния и имеющего все существенные признаки понятия, что, несомненно, является блестящим научным достижением. Однако, как уже говорилось, философско-антропологические представления о человеке могут приобрести признак целостности при условии учета особенностей его развития.

В связи с этим задачей данной главы является всестороннее рассмотрение антропологических концепций XX столетия в поисках общих

закономерностей для построения филогенетической модели мировоззренческого становления человека.

§ 1. Человек как участник эволюции природы в философской антропологии

Вслед за А. Бергсоном и П. Тейяром де Шарденом, одухотворившими эволюционный процесс, философы-антропологи XX столетия стали рассматривать человека как неотъемлемую часть всеобщей эволюции природы и «уходящую ввысь вершину биологического синтеза». Это неизбежно привело к сопоставлению этапов филогенетического становления человека с предыдущими ступенями развития психического.

Подобные концепции созданы М. Шелером, X. Плеснером, П.Д. Успенским, которые были заняты поиском базовых оснований человеческой природы. Эти основания претерпевают в результате эволюционного процесса ряд изменений. Качественные особенности каждого этапа становления человека, влияющие на формирование его мировоззрения, являются предметом данного параграфа.

Утверждая, что человек представляет собой микрокосм, известный представитель феноменологии Макс Шелер (1874-1928) выстраивает из одних и тех же категорий как систему мироздания, так и учение о человеке. Философ настаивает на неразрывной связи, параллельности происходящих в человеке биологических и духовных процессов. «Физиологический и психический процессы жизни, - пишет он, - онтологически строго тождественны, как предполагал уже И. Кант. Они различны лишь феноменально, но и феноменально строго тождественны по структурным законам и по ритмике их протекания: оба процесса не механичны, как

физиологический, так и психический; оба целенаправленны и ориентированы 8

на целостность» .

В этой системе рассуждений важен принцип, согласно которому человек становится человеком. Этот принцип находится вне всего того, что мы можем назвать жизнью внутрипсихической или внешневитальной. Это решающее свойство человека М. Шелер обозначает как «дух». Он противостоит низшей ступени психического - «чувственному порыву», тормозя и сублимируя энергию органических влечений.

«Но сколь бы ни были сущностно различны «жизнь» и «дух», все же оба принципа рассчитаны в человеке друг на друга: Дух идеирует жизнь. Но только жизнь способна привести в действие и осуществить дух, начиная с его простейшего побуждения к акту и вплоть до создания произведения, которому мы приписываем смысловое духовное содержание»9.

В основе антропологической модели М. Шелера лежит строение биопсихического мира. Каждая ступень биологического развития, согласно воззрениям автора, имеет определенный онтологический статус.

Для исследования внутренней структуры человека необходимо понять, какое место занимает человек в лестнице живых существ. При рассмотрении этого вопроса М. Шелер исходит «из ступеней психических сил и способностей, постепенно выявленных наукой»10. Таких ступеней эволюции, по его мнению, четыре: чувственный порыв, инстинкт, ассоциативная память (мнеме) и практический интеллект.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Анкудинова, Полина Михайловна, 2014 год

Библиография

1. Амонашвили, Ш.А. Школа жизни / Ш.А. Амонашвили. - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2000. - 144 с.

2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - 3-е издание. -Санкт-Петербург.: Питер, 2001. - 288 с.

3. Андреев, И.Л. Происхождение человека и общества / И.Л. Андреев. - М.: Мысль, 1988. - 15 с.

4. Анисимова, М.М. Личность П.Д.Успенского как социокультурное явление: диссертация... кандидата философских наук: 24.00.01 / Анисимова Марина Михайловна.- Нижний Новгород, 2008.- 150 с.

5. Анкудинова, П.М. «Этика заботы»: женский социокультурный опыт на страже нравственности / П.М. Анкудинова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Философские науки». -2012.-№ 1 (5).-С. 63-71.

6. Антонов, Н.П. Ноосфера - сфера разума и труда человечества в развитии земли / Н.П. Антонов, Т.Е. Халезова // Проблемы сознания в условиях развитого социализма: межвузовский сборник научных трудов. Иваново, 1976. С. 12-30.

7. Арсеньев, A.C. Философские основания понимания личности: цикл популярных лекций-очерков с приложениями: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / A.C. Арсеньев. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 592 с.

8. Афонин, Э.А. Великая коэволюция: глобальные проблемы современности: историко-социологический анализ / Э.А. Афонин, A.M. Бандурка, А.Ю. Мартынов. - К.: Парламентское изд-во, 2003. - 384 с.

9. Балацкий, Е.В. За пределами «экономического империализма»: преодоление сложности //Е.В. Балацкий // Общественные науки и современность. - 2012.- № 4. - С. 138 -149.

10. Баранова, Е.Ф. Типология современного педагога / Е.Ф. Баранова / Новый учитель для новой школы: теория, опыт и перспективы Модернизации педагогического образования в России: Доклады и тезисы выступлений участников Форума педагогических вузов России 21-22 ноября 2011 года.

- М.: НИЦ «Инженер», 2012. С. 257-263.

11. Басов, М. Я Творческие думы А.Ф. Лазурского о социальной жизни человечества // Вопросы изучения и воспитания личности. - Пб. 1922 . - № 415.-С. 625-637.

12. Беззубцева, H.A. Ноосферное знание в современной научной картине мира: дис. ... канд. Философ, наук: 09.00.01 / Беззубцева Нина Александровна. - Тюмень: 2011.- 154 с.

13. Безрогов, В.Г. Педагогическая антропология: феномен детства в воспоминаниях: учебное пособие / В.Г. Безрогов и др.. -М.: УРАО, 2001. -192 с.

14. Бергсон, А. Творческая эволюция / А. Бергсон; [Пер. с. фр. В.Флеровой, вступ. ст. И. Блауберг]. - М.: ТЕРРА, 2001.-384 с.

15. Бердяев, H.A. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого / H.A. Бердяев. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 316 с.

16. Бессонов, Б.Н. Образование и гуманизация общества: монография / Б.Н. Бессонов, И.А. Бирич. - М.: МГПУ, 2013. - 196 с.

17. Бим-Бад, Б.М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. Очерк проблем и методов их решения. - М.: Изд. Российского открытого ун-та, 1994. - 36 с.

18. Бим-Бад, Б.М. Категории современных наук о воспитании / Б.М. Бим-Бад.

- М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. - 208 с.

19. Бим-Бад, Б.М. Педагогическая антропология: учебное пособие / Авт. -сост. Б.М. Бим-Бад. - М.: Изд-во УРАО, 1998. - 576 с.

20. Бирич, И. Антропогенез как проявленность на земле антропного принципа Вселенной. Парадоксальный характер феномена Человека

[Электронный ресурс] / И.Бирич. - Режим доступа: http://www.chetvertnoy.ni/archive/7/7-64.shtml

21. Бирич, И.А. В поисках новой методолгии отечественного образования: История, современность, прогнозы: монография / И.А. Бирич, О.Г. Панченко. - Москва-Екатеринбург: Уральское изд-во, Большая Медведица, 2010. - 256 с.

22. Бирич, И.А. Синергетические задачи образования /И.А. Бирич / Высшее образование для XXI века: V международная научная конференция. Москва, 13-15 ноября 2008 г.: Доклады и материалы. - Секция 6. Высшее образование и мировая культура. - Выпуск 2.- М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008. - 88 с.

23. Бирич, И.А. Философская антропология и образование (на путях к новому педагогическому сознанию) / И.А. Бирич. - М.: Жизнь и мысль, 2003. - 272 с.

24. Богомяков, В. Антропологическая историософия Ю.М. Федорова. [Электронный ресурс] / В.Богомяков. - Библиотека хроноса: - Режим доступа: http://www.hrono.ru/libris/lib_f/antrop901 .php.

25. Болдачев, А. Антропный принцип и глобальный эволюционизм: краткое введение в общую теорию глобального эволюционизма [Электронный ресурс] / А. Болдачев. - Режим доступа: http://n-t.ru/tp/ng/ap.htm.

26. Бондаренко, Ю.Г. Теория единого мира Абсолюта и Человека. Физика живых систем / Ю.Г. Бондаренко. - М.: Новый центр, 2005. - 119 с.

27. Большаков, В.Ю. Эволюционная теория поведения / В.Ю. Большаков. -СПб.: Изд-во С.- Петербургского университета, 2001. - 496 с.

28. Братусь, Б.С. Аномалии личности /Б.С. Братусь.- М.: Мысль, 1988. - 301 с.

29. Братусь, Б.С. Нравственное сознание личности /Б.С. Братусь.- М.: Знание, 1985. - 64 с.

30. Братусь, Б.С. Русская, советская, российская психология: Конспективное рассмотрение / Б.С. Братусь. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. - 88 с.

31. Брушлинский, А. В. Вклад А. Ф. Лазурского в разработку проблем личности / A.B. Брушлинский, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник // Лазурский А. Ф. Избранные труды по психологии. - М.: Наука, 1997.- С. 432-439.

32. Брысина, Т.Н. Сознание в мире: методический, онтологический, социально-философский аспекты анализа: автореферат дис. ... доктора философских наук: 09.00.11 / Брысина Татьяна Николаевна. - М.: 1996. -294 с.

33. Буданов, В.Г. Междициплинарная методология в контексте теории сложности и управления будущим / Модернизация России: наука, образование, высокие технологии: Тезисы выступлений II всероссийской конференции по науковедению. - 15-17 ноября 2010 года. // Сост.: А.Э. Анисимова, А. И. Ракитов, М.Н. Русецкая, В. М. Кондратьев, М. В. Сахарова. - М.: МГПУ, 2010. - С.495-497.

34. Буданов, В.Г. Синергетика: Мировоззрение, методология, наука [Электронный ресурс] / В.Г. Буданов. - Сайт С.П. Курдюмова «Синергетика» - Режим доступа: http://spkurdyumov.narod.ru/buuudddd.htm

35. Буданов, В.Г. Принципы синергетики и язык / В.Г. Буданов // Философия науки. - Вып.8: Синергетика человекомерной реальности. - М.: ИФ РАН, 2002. - С. 340-354.

36. Бузгалин, А. Актуальность философии гуманизма (к 80-летию Тамары Васильевны Самсоновой (Самсоновой-Егиденс) / А. Бузгалин , Л. Булавка, М. Воейков, А. Колганов, Б. Славин и А. Сорокин. //Вестник российского философского общества, № 1.- 2007. - С. 220 - 222.

37. Быстрицкий, Е.К. Феномен личности: Мировоззрение, культура, бытие / Е.К. Быстрицкий. - К.: Наукова думка, 1991. - 197 с.

38. Васильев, Л.С. О закономерностях эволюции / Л.С. Васильев // Общественные науки и современность. - 2012. - № 4. - М.: «Наука». - С. 150-161.

39. Васильева, Л.Н. Структурная устойчивость социально-политических систем [Электронный ресурс] / Л.Н. Васильева. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/vasil3/index.php.

40. Васильева, Л.Н. Теория элит: социология политики / Л.Н. Васильева. - М.: Социум, 2011.-208 с.

41. Васильева, Л.Н. Элита и эрзац-элита в социальной эволюции / Л.Н. Васильева // Социально-гуманитарные знания. - 2007, N6.- С. 81-94

42. Василькова, В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: синергетика и теория социальной самоорганизации / В.В. Василькова. -СПб.: Лань, 1999. - 480 с.

43. Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера / В. И. Вернадский; предисл. Р.К. Баландина. - М.: Айрис-пресс, 2009. - 575 с.

44. Водолагин, A.B. Психопатология и метафизика воли (к 125-летию Карла Ясперса) / A.B. Водолагин // Вопросы философии. - 2008. - № 5. - С. 140148.

45. Вундт, В. Этика нравственной жизни. Философские системы морали / В. Вундт. - М.: книжный дом «Либроком», 2011, 456 с.

46. Гайденко, П.П. Человек и история в экзистенциальной философии К. Ясперса / П.П. Гайденко / К. Ясперс. Смысл и назначение истории. - М.: Республика, 1994. С. 5-26.

47. Гелен, А. О систематике антропологии / Проблема человека в западной философии. // Переводы; Сост. и послесл. П.С.Гуревича; под общ. Ред. Ю.Н. Попова. - М.: Прогресс, 1988. С. 152 - 201.

48. Гессен, С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию/ С.И. Гессен.- М.: Школа-Пресс, 1995.- 448с.

49. Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации / Э.Гидденс. - М.: Академический проект, 2005. - 528 с.

50. Гиренок, Ф.И. Антропологические конфигурации философии /Ф.И. Гиренок //Философия науки. - Вып.8: Синергетика человекомерной реальности - М.: ИФ РАН, 2002. - С. 408-426.

51. Горелов, A.A. Лекарство от бессмысленности. Духовность. Целостность. Индивидуальность. / A.A. Горелов. -М.: Летний сад, 2013. - 596 с.

52. Горелова, Т. А. Идея эволюции в применении к этическим системам: от этоса природы к космической этике: дис. ... доктора философских наук: специальность 09.00.13, 09.00.05. / Горелова Татьяна Анатольевна. - М.: 2006. - 295 с.

53. Григорьева, Н. Я. Эволюция философской антропологии в 1920-1950-х гг.: радикализация образа человека: дис. ... доктора философских наук : 09.00.03 /Григорьева Надежда Яковлевна. - M.: 2009. - 454с.

54. Григорьян, Б.Т. Карл Ясперс / Б.Т. Григорьян. // Философы двадцатого века. Книга первая. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Искусство XXI век, 2004. - С. 327-343.

55. Григорьян, Б.Т. Макс Шелер / Б.Т. Григорьян. // Философы двадцатого века. Книга первая. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Искусство XXI век, 2004. - С. 308-326.

56. Гудков, Л. Иллюзия модернизации: российская бюрократия в роли «элиты» [Электронный ресурс] / Л. Гудков, Б.Дубинин. // Pro et Contra 2007 май - июнь 97 - С.73-97. - Режим доступа: http://www.intelros.rU/pdf/Pro_et_Contra/V oll lnum3-06.pdf

57. Гуревич, П.С. Антропологический ренессанс / П.С.Гуревич. - Вестник Российского философского общества. - 1 (41), 2007. - С. 131-133.

58. Гуревич, П.С. Философская антропология: Опыт систематики / П.С. Гуревич // Вопросы философии. - 1995. - №8 - с. 92 - 102

59. Гуревич, П.С. Гуманизм как проблема и как ересь // П.С. Гуревич / Свободная мысль. - 1995. - №5 С. 55-65.

60. Гуревич, П.В. Философия человека, Ч. 2 / П.В. Гуревич. - М.: ИФ РАН. -209 с.

61. Гумилев, JI.H. Этногенез и биосфера Земли / JI.H. Гумилев. - М: Айрис-Пресс, 2007 - 560 с.

62. Гурджиев, Г. Вестник грядущего добра. Духовные искания человечества. / Г. Гурджиев. - СПб. Издательство Чернышева. 1993г. - 256 с.

63. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т.т. / В.И. Даль. - М.: Русский язык, 1991. - ТIV.

64. Данилова, B.C. Основные закономерности формирования ноосферы / B.C. Данилова. - М.: Academia.- 172 с.

65. Делокаров, К.Х. Синергетика и новая образовательная парадигма / К.Х. Делокаров / Синергетическая парадигма. Синергетика образования: Сборник статей - М.: Прогресс-Традиция. 2007. С. 161 - 173.

66. Диденко, Б.А. Цивилизация каннибалов. Человечество как оно есть / Б.А. Диденко. - М.: Издательство МП Китеж, 1996. - 160 с.

67. Диденко, Б.А. Этическая антропология. Видизм. Новая концепция антропогенеза / Б.А. Диденко. - М.: ФЭРИ-В, 2003. - 560 с.

68. Добренкова, H.A. Антропологическая трактовка сознания и психики: методологический анализ основных концепций: На материале немецкой философской антропологии XX века: автореф. дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Наталия Александровна Добренкова. -Иваново: 2005. - 24 с.

69. Добровольская, Т. В. Мир: естественнонаучные и гуманитарные модели: дис. ... кандидата философских наук: 09.00.01 / Добровольская Татьяна Вячеславовна. - Омск.: 2006. - 168 с.

70. Дроздов, А.Ю. Эволюционный инстинкт [Электронный ресурс] / А.Ю. Дроздов.- Режим доступа: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/178396

71. Дубинин, Н.П. Что такое человек? / М.: Мысль, 1983. - 334 с.

72. Дука, A.B. «Элиты» и элита: понятие и социальная реальность // Россия и совр. мир. - 2009. - N 1. - С. 136-153.

73. Дульнев, Г.Н. Роль синергетики в формировании нового мышления [Электронный ресурс] / Г.Н. Дульнев. - Режим доступа: http://spkurdyumov.ru/what/rol-sinergetiki-v-formirovanii-novogo-myshleniya/

74. Емельянов, Б.В. Очерки педагогической антропологии в России / Б.В. Емельянов, Т.А. Петрунина. - Екатеринбург, 1997. - 214 с.

75. Ермоленко, А.Н. Этика ответственности и социальное бытие человека / А.Н. Ермоленко. - К.: Наукова думка, 1994. - 200 с.

76. Железнов, Ю.Д. Природа человека и общества / Ю.Д. Железнов / Общее введение в эколого-философскую антропологию. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1996. - 200 с.

77. Зинченко, В.П. Человек развивающийся: Очерки российской психологии / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. - М.: 1994. - 336 с.

78. Идея эволюции в биологии и культуре: сборник статей / Отв. ред. O.E. Баксанский, И.К. Лисеев - М.: «Канон+», 2011. - 640 с.

79. Ильяшенко, Е.Г. Педагогическая антропология в России: история и современность: Монография / Е.Г. Ильяшенко. -. М.: Изд-во УРАО, 2003. -132 с.

80. Каган, М.С. Системно-синергетический подход к построению современной педагогической теории / М.С. Каган - Синергетическая парадигма. Синергетика образования. - М.: Прогресс-Традиция. 2007. - С. 212-245.

81. Карпинская, P.C. Философия природы: коэволюционная стратегия / P.C. Карпинская, И.К. Лисеев, А.П. Огурцов. - М.: Интерпракс, 1995. - 352 с.

82. Кассирер, Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры / Э. Кассирер. (пер.А. Муравьева) Проблема человека в западной

философии. //Переводы; Сост. и послесл. П.С.Гуревича; под общ. Ред. Ю.Н. Попова. - M.: Прогресс, 1988. - С. 3-30.

83. Келигов, М.Ю. Homo sapiens: Преходящий феномен / М.Ю. Келигов. - М.: Академический проект; Культура, 2012. - 224 с.

84. Кислов, А.Г. Социокультурные смыслы детства / А.Г. Кислов. -Екатеринбург: Банк Культурной Информации, 1998. - 150 с.

85. Князева, E.H. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем / E.H. Князева, С. П. Курдюмов.- М.: Наука, 1994. - 236 с.

86. Князева, E.H. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры / E.H. Князева, С.П. Курдюмов,- СПб.: Алетейя, 2002. - 414 с.

87. Князева, E.H. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным / E.H. Князева, С.П. Курдюмов. - Вопросы философии - № 12

- 1992 - С. 3-20.

88. Князева, E.H. Топология когнитивной деятельности: синергетический подход Эволюция. Язык. Познание /E.H. Князева. - М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 239-251.

89. Ковалева, C.B. Онтологическая структура сознания как предмет философско-культурологического анализа: дис. ... доктора философских наук: 24.00.01 / Ковалева Светлана Викторовна. - Краснодар: 2009. - 382с.

90. Кожеурова, Н.С. Вера-культура-образование / Дополнительное профессиональное образование педагога: опыт и тенденции развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Часть 1.

- Екатеринбург: изд-во ИРРО, 1998. С. 71-75.

91. Кожеурова, Н.С. Виды веры и классификация педагогических систем / Н.С. Кожеурова // Вестник Московского городского педагогического университета, серия «Философские науки» - 2010. - № 1(2). С. 102-112.

92. Кожеурова, Н.С. Особенности мировоззренческой модели юного наркомана / Н.С. Кожеурова, А.П. Каитов // Философское мировоззрение

и картины мира: Четвертые Лойфмановские чтения. Материалы Всероссийской научной конференции. - Екатеринбург: УрГУ, 2009. С. 178-179.

93. Кожеурова, Н.С. Роль идеала в становлении жизненной позиции молодежи (теоретический аспект) // Культура. Политика. Молодежь. - Сб. науч. Статей. Вып. 4, Часть 1. - М.: Московская гуманитарно-социальная академия. - С. 147-165.

94. Коменский, Я.А. Панпедия (Искусство обучения мудрости) / Я.А. Коменский / Пер с лат.; Отв. Ред. Э.Д.Днепров, Г.Б.Корнетов. - М.: Изд-во УРАО, 2003. - 320с.

95. Конвенция о биологическом разнообразии [Электронный ресурс] / Сайт ООН, Режим доступа:

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/biodiv.shtml

96. Кондратьев, В.М. Социальность образования: введение в методологию исследования: монография / В.М. Кондратьев. - М.: МГПУ, 2011. - 144с.

97. Контент-анализ «pro et contra», содержащихся в отзывах на монографию Ю.М.Федорова. Сумма антропологии. Кн. 1. Расширяющаяся вселенная Абсолюта. - Новосибирск, «ВО» Наука. - 1994. 402 с. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ofedorov.ru/otec/S-17.htm

98. Корнетов, Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы / Г.Б. Корнетов. - М.: ИТП и МИО, 1993. - 135 с.

99. Коротаев, В.А. Государства развиваются так же, как биологические виды. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ethology.ru/interview/?id=182

100. Кочергин, А.Н. Философия ноосферного образования / А.Н. Кочергин / Ноосферное образование в России. Матер. Межгос. Науч. - практ. Конф. Иваново, 2001. Ч. 1 С. 9.

101. Кроновер, P.M. Фракталы и хаос в динамических системах. Основы теории / P.M. Кроновер / Учебное пособие. - М.: Постмаркет, 2000. - 353 с.

102. Кудрин, Б.И. Постнеклассический взгляд на техническую реальность: Ontology and Epistemology of the Technical Reality [Электронный ресурс] / Б.И.Кудрин. Режим доступа: http://www.globalistika.ru/biblio/kudrin.htm.

103. Куликов, В.Б. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы / В.Б. Куликов В.Б.. - Свердловск: УГПУ, 1988. - 145 с.

104. Кульбакина, O.E. Интеграция идей гуманизма: мировоззренческий и праксиологический аспект: диссертация... кандидата философских наук: 09.00.11/ Кульбакина Оксана Евгеньевна. - Барнаул, 2005 - 153 с.

105. Курц, П. Мужество стать. Добродетели гуманизма / П. Курц. - М.: РГО, 2000. - 160 с.

106. Лазурский, А.Ф. Программа исследования личности. / Лазурский А.Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности и другие работы. - СПб.: Алетейя, 2001 - 192 с.

107. Лазурский, А.Ф. Классификация личностей / А.Ф. Лазурский. - изд-е 3-е перераб.; под ред. М.Я. Басова и В.Н. Мясищева. - Л.: ГИЗ, 1924 (обл. 1925). - 401с.

108. Лазурский, А.Ф. Программа исследования личности в ее отношениях и среде. Избранные труды по психологии. М.: Наука. 1997. С. 239-266.

109. Ларцев, B.C. Социальные и культурные детерминанты формирования личности / B.C. Ларцев. - К.: Принт-Экспресс, 2002. - 430с.

110. Ласло, Э. Век бифуркации: Постижение меняющегося мира / Э. Ласло. -Путь. - 1995. -№1. - 129 с.

111. Лебон, Г. Психология народов и масс. СПб: Макет, 1995. 311 с. [Электронный ресурс] / Г. Лебон. - Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/4/0024/4_0024-1 .shtml

112. Левченко, Е. В. Новая психология А. Ф. Лазурского / Е.В. Левченко // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 1996. - Серия 6., Вып. 2. -С. 73-86.

113. Леонтьев, Д.А. Развитие идей самоактуализации в работах А. Маслоу / Д.А. Леонтьев / Гуманистическая и трансперсональная психология: хрестоматия. - М.: ACT, 2000. - С. 140-158.

114. Леонтьев, Д.А. Теория личности А.Ф. Лазурского: от наклонностей к отношениям / Д.А. Леонтьев. - Методология и история психологии. 2008. Т. 3. № 4. С. 7-20.

115. Левушин, А.Н. Современный гуманизм и экологизм: конфликт и взаимодействие двух стилей мышления: диссертация... кандидата философских наук: 09.00.11 / Левушин Андрей Николаевич.- Чебоксары, 2010.-115 с.

116. Логинов-Мозгов, М.Ю. от «прикладной философии» С.И. Гессена до современной акмеологии: диалог через столетие. / Судьба наследия русской философской мысли на рубеже XXI века: Сборник науч. статей // отв. Ред. И.А.Бирич. - М.: МГПУ, 2001. - С. 168-174.

117. Лойфман, И.Я. Коммуникативные аспекты отражения и функции языка / И.Я. Лойфман. // Ленинская теория отражения. Отражение и язык. -Свердловск: УрГУ, 1980. - 160 с.

118. Лойфман, И.Я. Коммуникативные аспекты отражения и функции языка / И.Я. Лойфман // Отражение и язык. - Свердловск: УрГУ, 1980. С. 3-16.

119. Лойфман, И.Я. Мировоззренческие штудии: Избр. работы / И.Я. Лойфман - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002. - 100 с.

120. Лойфман, И.Я. Отражение как высший принцип марксистско-ленинской гносеологии / И.Я. Лойфман. - Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1987- 116 с.

121. Лоренц, К. Так называемое зло / А.И. Федоров (пер.). - М. : Культурная революция, 2008. - 616 с.

122. Лось, В.А. В поисках эколого-культурологической стратегии развития России. /В.А. Лось // Стратегия выживания: космизм и экология. Отв. Ред. Л.В. Фесенкова. - М.: Эдиториал УРСС, 1997 . С. 5-15.

123. Ляпичев, С. Совет ООН по правам человека: происхождение и эволюция / С. Ляпичев // Международная жизнь - №9 - 2010 - С. 54-69.

124. Майр, Э. Человек как биологический вид./ Э. Майр. - Природа. - 1974. -№2. - С.40.

125. Малюта, А.Н. Гиперкомплексные динамические системы / А.Н. Малюта.- Львов: Выща шк. Изд-во при Львов, ун-те, 1989. - 120 с.

126. Малюта, А.Н. Закономерности системного развития / А.Н. Малюта.-Киев: Наук, думка, 1990. - 136с.

127. Малюта, А.Н. Система деятельности. /А.Н. Малюта.- Киев: Наук, думка, 1991.-208 с.

128. Масликов, В.И. Универсум: эволюция мыслящей материи / В.И. Масликов. - Хабаровск: Приамурское географическое общество (ПГО), «РИОТИП» краевой типографии, 2008. - 192 с.

129. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу; пер. с англ. - М.: Смысл, 1999. - 425 с.

130. Маслоу, А. По направлению к психологии бытия / А. Маслоу; пер. с англ. Е.Рачковой. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 274 с.

131. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. - М.: ООО « Издательство ACT», 2003. - 331 с.

132. Микешина, Л.А. Человек интерпретирующий, или синергетические и герменевтические контексты образования / Л.А. Микешина // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. - М.: Прогресс-Традиция. 2007. С. 137- 160.

133. Мирошников, Ю. И. Уровни философского сознания / Ю.И. Мирошников // Социальная сущность философии и научно-технический

прогресс. Тезисы докладов межвузовского симпозиума. - Свердловск: Изд-во УрГУ, 1984. С. 76-77.

134. Назаретян, А. П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры (Синергетика ист. прогресса): курс лекций / А.П. Назаретян. - 2-е изд., доработ. и доп. - М.: Наследие, 1996. - 183 с.

135. Назаров, В.И. Эволюция не по Дарвину: смена эволюционной модели /В.И. Назаров. - М.: КомКнига, 2005. - 520 с.

136. Наумов, Н.Д. Русская педагогика в XX веке: основные направления и философские основания / Н.Д. Наумов. - Екатеринбург: Уральск. Гос ун-т, 2003. - 280 с.

137. Никонова, H.A. Историко-системный анализ становления психологических представлений об уровневой природе сознания: дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Никонова Наталья Алексеевна. - Барнаул.: 2004. - 189 с.

138. Образовательные стратегии 21 века: ноосферное образование: материалы международной научно-практической конференции 26-28 августа 2009 г. г. Севастополь. - Севастополь.: СевНТУ, 2009. - 276 с.

139. Оконская, Н. Б. Лицо истории - золотое сечение или цивилизация каннибалов. //Н.Б. Оконская. - Севастополь: СевНТУ, 2003.- 231 с.

140. Оконская, Н.Б. Основы метаантропологии. Человек и мир / Н.Б. Оконская. - М.: Вузовская книга, 2004. - 224 с.

141. Оконская, Н.Б., Оконская Н.К. Эволюция и генетика общества в фокусе философии / Н.Б. Оконская, Н.К. Оконская. - Монография. - Севастополь: ПП Арефьев М.Е. 2006. - 344 с.

142. Ортега-и-Гассет, X. Вокруг Галилея / Хосе Ортега-и-Гассет / Избранные труды: Пер. с. исп. - [Сост., предисл. Общ. Ред. А. М. Руткевича] - М. : Изд-во «Весь мир», 2000. С. 233-403.

143. Ортега-и-Гассет, X. Избранные труды. / Пер. с исп., сост., предисл. и общ. ред. М.А. Руткевича. - М.: Весь Мир, 1997. - 704 с.

144. Панченко, О.Г. Мировоззренческие основы гуманной педагогики в России. / О. Г. Панченко, И.А. Бирич. - М.: АПКиПРО РФ, 1999. - 52с.

145. Перцев, A.B. Душа в дебрях технологий / A.B. Перцев. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. - 224 с.

146. Петрова, Г.А. Параллели эволюции [Электронный ресурс] / Г.А.Петрова. Режим flocTyna:http://www.kudrinbi.ru/public/813/index.htm

147. Петрова, Ф.Н. Подготовка кадров в современных условиях / Ф.Н. Петрова. - Монография. - Тюмень: Вектор-Бук, 2001 - 348 с.

148. Петрунина, Т.А. Антропологические проблемы в истории отечественной философии образования / Т.А. Петрунина. - Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2002. - 168 с.

149. Платонов, К. К. О системе психологии / К.К. Платонов. - М.: Мысль, 1972.-216 с.

150. Платонов, К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. - М.: Наука, 1986. - 255 с.

151. Плеснер, X. Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию./ Проблема человека в западной философии. // Переводы; Сост. и послесл. П.С.Гуревича; под общ. Ред. Ю.Н. Попова. - М.: Прогресс, 1988. С. 96-151.

152. Попова, Ю.И. Психолого-педагогические идеи А.Г. Маслоу в современной теории и практике обучения и воспитания в США: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Попова Юлия Игоревна. - Волгоград, 2009 - 204 с.

153. Поршнев, Б. Ф. О начале человеческой истории / Б.Ф. Поршнев. - М.: «Мысль», 1974. - 487 с.

154. Права человека [Электронный ресурс] // Сайт ООН - Режим доступа: http://www.un.org/ru/rights/

155. Пригожин, И. Дано ли нам будущее? / И. Пригожин. // Вызов познанию: стратегия развития науки в современном мире. - М.: Наука, 2004.- С. 253461.

156. Пригожин, И. Порядок из хаоса [Электронный ресурс] / И. Пригожин, И. Стенгерс. - Режим доступа:

http://www.scorcher.ru/art/theory/determinism/order_from_chaos.php

157. Ровнер, А. Гурджиев и Успенский / А. Ровнер. - М.: Старклайт-Номос, 2006.-416 с.

158. Родин, С.Н. Идея коэволюции /С. Н. Родин. - Новосибирск: Наука, 1991. - 270 с.

159. Розов, В.М. Проблема целостного изучения человека. О человеческом в человеке / В.М. Розов. - М.: Политиздат, 1991. - 384 с.

160. Розов, Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии / Н.С. Розов. -Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та. - 1998. - 292 с.

161. Сахно, Е.Г. Геронтократия и геронтофобия / Е.Г. Сахно // Философия старости: геронтософия. Сборник материалов конференции. - Серия «Symposium», выпуск 24. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 77-79.

162. Семенова, С.Г. Идея «активной эволюции» и новое мышление / С.Г. Семенова // Стратегия выживания: космизм и экология. Отв. Ред. Л.В.Фесенкова. - М. 1997. С. 16 - 26.

163. Сидоренко, И.Н. Карл Ясперс / И.Н. Сидоренко. - Минск: Книжный дом, 2008. - 223 с.

164. Симонов, П.В. Междисциплинарная концепция человека П.В. Симонов. -М.: Знание, 1989.-64 с.

165. Смирнов, В.А. Психологические воззрения Александра Федоровича Лазурского: Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Смирнов Валерий Анатольевич.- Москва, 1998. - 147 с.

166. Смирнов, Г.С. Философские и культурологические проблемы становления ноосферного сознания: Дис. ... доктора философ, наук /. Смирнов Григорий Станиславович. - Иваново, 1998. - 350 с.

167. Смирнов, И.Н. Философский анализ теории эволюции / И.Н. Смирнов. -М.: Знание, 1979. - 64 с.

168. Современный философский словарь / Под общ. Ред. В.Е. Кемерова. - 2-е изд, испр., доп. - Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: Панпринт, 1998. - 1064 с.

169 Соловьев, Г.Е. Судьба как методологический принцип социальной педагогики [Электронный ресурс] /Т.Е. Соловьев. - Режим доступа: http://do.teleclinica.ru/201065/

170. Спенсер, Г. Синтетическая философия / Г. Спенсер. - Пер. с англ. - К.: Ника-Центр, 1997. - 512 с.

171. Субетто, А. И. Русский космизм и сферное учение // Стратегия выживания: космизм и экология. М.: 1997. С. 42-55.

172. Сухомлинова, В.В. Механизмы самосохранения системы в современном социуме. [Электронный ресурс] // В.В. Сухомлинова. - Режим доступа: http://pozdnyakov.tut.su/Seminar/art98/aO 12098.html.

173. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден / М.: Наука, 1987 - 240 с.

174. Тихонова, В. А. Проблемы культурной политики в условиях глобализации / В.А. Тихонова // Культура и образование, №1(10), 2013. С. 14-17.

175. Тихонова, В.А. Университетское пространство в системе формирования гражданственности личности / В.А. Тихонова // Вестник МГУКИ, Вып. 4, 2014. С.7-11.

176. Тойнби, А. Дж. Цивилизация перед лицом истории /Сборник Пер. И.Е. Киселевой, М.Ф. Носовой. - Спб.: Ювента, 1995 - 480 с.

177. Урываев, В.А. «Классификация личностей» А.Ф. Лазурского - теория личности, опередившая время /В.А. Урываев //Психология: Современные направления междисциплинарных исследований: Материалы научной конференции, посвященной памяти члена-корреспондента РАН A.B. Брушлинского, 8.10.2002.- Отв. ред. А.Л. Журавлев, Н.В. Тарабрина. - М.: Институт психологии РАН, 2003. С. 478-487.

178. Успенский, П.Д. Внутренний круг. О «последней черте» и о сверхчеловеке / П.Д. Успенский. - СПб.: Типография Спб. Т-ва печ. И изд. Дела «Труд», 1913.-151 с.

179. Успенский, П.Д. В поисках чудесного / П.Д. Успенский. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 560 с.

180. Успенский, П. Д. Психология возможной эволюции человека; Космология возможной эволюции человека / Пер. с англ. - СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2002. - 192 с.

181. Успенский, П.Д. TERTIUM ORGANUM Ключ к загадкам мира / П.Д. Успенский; Репринтное издание. - СПб.: Андреев и сыновья, 1992. - 242 с.

182. Успенский, П.Д. Четвертое измерение. Опыт исследования области неизмеримого / П.Д. Успенский. - СПб.: Типография Спб. Т-ва печ. И изд. Дела «Труд», 1910. - 96 с.

183. Ушинский, К.Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии: в 2 т. / К.Д. Ушинский. -В 2 т. М.: Изд-во УРАО, 2002. - 2 т.

184. Федоров, Ю.М. Сумма антропологии. Кн.1. Расширяющаяся вселенная Абсолюта / Ю.М. Федоров.- Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1994. - 402 с.

185. Федоров, Ю.М. Сумма антропологии. Кн.2. Космо-антропо-социо-природогенез Человека / Ю.М. Федоров,- Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1995. - 430 с.

186. Федоров, Ю.М. Сумма антропологии. Кн.З. Антропологическая историософия / Ю.М.Федоров. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000.- 712 с.

187. Федорова, Т.Д. Гуманизм как философское самообоснование человека: диссертация... доктора философских наук: 09.00.01 / Федорова Татьяна Дмитриевна. - Саратов, 2002. - 354 с.

188. Фесенкова, JI.B. Теория эволюции и ее отражение в культуре / Л.В. Фесенкова. - М.: ИФ РАН, 2003. - 174 с.

189. Философия: Учебное пособие для вузов / Под. Ред. Проф. Н.С. Кожеуровой - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. - 219 с.

190. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1986 - 590 с.

191. Фоллмер, Г. Эволюционная теория познания: врожденные структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки / Г.Фолмер, пер. с нем. - М.: Русский двор, 1998 - 256 с.

192. Фрейдимен, Дж. Абрахам Маслоу и психология самоактуализации/ Дж.Фрейдимен, Р. Фрейгер Р / Гуманистическая и трансперсональная психология: хрестоматия; сост. К.В. Сельченок. - М.: ACT, 2000. - С. 306342.

193. Фрейджер, Р. Гуманистическая, трансперсональная и экзистенциальная психология. К.Роджерс, А. Маслоу и Р. Мэй / Роберт Фрейджер, Джон Фрейдимен. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. - 221 с.

194. Хайдеггер, М. Письмо о гуманизме / М. Хайдеггер. / Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988. С. 314-356.

195. Хайтун, С.Д. Феномен человека на фоне универсальной эволюции / С.Д. Хайтун. - М.: Ком. Книга, 2005. - 536с.

196. Хенгстенберг, Г.Э. К ревизии понятия человеческой природы / Г.Э. Хенгстенберг // Это человек: Антология ; сост., вступ. ст. П.С. Гуревича, -М.: Высш. шк., 1995. С.211-249.

197. Чайковский, Ю.В. Пятьсот лет споров об эволюции / Ю.В. Чайковский // Вопросы философии 2009 №2.: М. «Наука». - с.71-85

198. Чайковский, Ю.В. Эволюция. Вып. 22. Центр системных исследований./ Ю.В. Чайковский. - М.: ЦСИ-ИИЕТ РАН, 2003.- 472 с.

199. Челнокова, Е.В. Духовный опыт - путь осознания смысла жизни человека / Е.В. Челнокова. // Философские науки. Спецвыпуск - 1/2010. M.: Гуманитарий, 2010. С. 108-116.

200. Черезов, А.Е. Парадигма жизни. К построению общей теории самоорганизации живых и социальных систем / А.Е. Черезов. - М.: Компания Спутник +, 2004. - 528 с.

201. Черезов, А. Е. Познание жизни: идея самоподобия / А.Е. Черезов. - М.: Спутник, 2009. - 321с.

202. Черезов, А. Е. Философские проблемы биологии и методологии познания: учебно-методическое пособие для аспирантов и студентов. - М.: МГПУ, 2007.- 112с.

203. Шариат Богири Мухаммад Махди. Педагогические взгляды Джалолидина Руми и Абрахама Маслоу относительно проблемы совершенного человека: сравнительный анализ: автореферат дис.... Кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Шариат Богири Мухаммад Махди. - Душанбе, 2012. - 24 с.

204. Шевченко, O.K. Рецензия на монографию Оконской Н.Б., Оконской Н.К.: «Эволюция и генетика общества в фокусе философии» / O.K. Шевченко. - Вестник Российского философского общества. - 1 (41), 2007. -С. 174-175.

205. Шелер, М. Положение человека в космосе / М.Шелер, пер.А.Филиппова / Проблема человека в западной философии.- М.: Прогресс, 1988. С.31-95.

205. Шелер, М. Формализм в этике и материальная этика ценностей / М. Шелер / Избранные произведения. - М.: Гнозис, 1994. С. 259-337.

207. Шел ер, М. Человек в эпоху уравнивания / М. Шел ер /Избранные произведения. - М.: Гнозис, 1994. С.98-128.

208. Шичанина, Ю.В. П.Д. Успенский / Ю.В. Шичанина. - М.: ИКЦ «МарТ», 2006. - 112 с.

209. Шредер, М. Фракталы, хаос, степенные законы. Миниатюры из бесконечного рая / М.Шредер. - Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001. - 528 с.

210. Щетинин, М.П. Идеи соборности в школе будущего / М.П. Щетинин // Человек - Образование - Общество: Сб. статей. - М.: Гуманитарий, 2005. -С. 289-304.

211. Эбелинг, В. Физика процессов эволюции /В. Эбелинг, А. Энгель, Р. Файстель // пер. с нем. Ю.А. Данилова. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. -328с.

212. Энгельс, Ф. Диалектика природы. М.: Политиздат, 1969. 7793 с.

213. Это человек: Антология / М.: Высш. шк., 1995. - 320 с.

214. Эфроимсон, В.П. Генетика этики и эстетики / В.П. Эфроимсон. - М.: Тайдекс Ко, 2004. - 304 с.

215. Эфроимсон, В.П. Педагогическая генетика / В.П. Эфроимсон. // Родословная альтруизма. - М. : Тайдекс Ко, 2003. - 239 с.

216. Яковлева, A.A. Психологическая концепция личности в трудах А. Ф. Лазурского и В. Н. Мясищева : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01/ Яковлева Александра Анатольевна. - Москва, 2003. - 235 с.

217. Ясперс, К. Духовная ситуация времени / К.Ясперс / Смысл и назначение истории; Пер. с нем., 2-е изд. - М.: Республика, 1994. С. 228-417.

218. Ясперс, К. Истоки истории и ее цель /К.Ясперс/ Смысл и назначение истории; пер. с нем., 2-е изд. - М.: Республика, 1994. С.28-285.

219. Ясперс, К. Книга первая. Философское ориентирование в мире / К. Ясперс, пер. Судакова. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012.-384 с.

220. Ясперс, К. Общая психопатология / К.Ясперс // Пер. с нем. Л.О.Акопяна. - М.: Практика, 1997 - 1056 с.

221. Ясперс, К. Философская вера / К.Ясперс / Смысл и назначение истории, Пер. с нем., 2-е изд. - М.: Республика, 1994. С.420-508.

Литература на иностранных языках

222. Carneiro, Robert L. Stellar Evolution and Social Evolution: A Study in Parallel Processes / Edited by Leonid E. Grinin, Robert L. Carneiro, Andrey V. Korotayev, Fred Spier. // Evolution: Cosmic, Biological, and Social -Volgograd: «Uchitel» Publishing House, 2011. - pp. 66-83.

223. Claessen, H. J. M. 2000. Problems, Paradoxes, and Prospects of Evolutionism / N.N. Kradin, A. V. Korotaev, D. M. Bondarenko, V. de Munck, P. K. Wason (eds.) // Alternatives of Social Evolution .Vladivostok: FEB RAS.- pp. 1-11.

224. Grinin, L.E. Biological and Social Aromorphoses: A Comparison between Two Forms of Macroevolution / L.E. Grinin, A.V. Markov, A.V Korotayev // Evolution: Cosmic, Biological, and Social - Volgograd: «Uchitel» Publishing House, 2011. - pp. 162-211

225. Held, Virginia. The Ethics of Care / Held Virginia / The oxford handbook of ETHICAL THEORY. - Oxford University Press, Inc. 2006. pp.537-567.

226. Lekevicius, E. Ecological Darwinism or Preliminary Answers to Some Crucial though Seldom Asked Questions/ E. Lekevicius / Evolution: Cosmic, Biological, and Social - Volgograd: «Uchitel» Publishing House, 2011. - pp . 101 - 121.

227. Nodding, Nel. Happiness and Education / N.Nodding.- Cambridge University Press, New York,2003. - 308 pp.

228. Ruse, Michael. Monad to Man. The Concept of Progress in Evolutionary Biology / Ruse, Michael // HARVARD UNIVERSITY PRESS, Printed in the United States of America First Harvard University Press paperback edition, 2009.- 628 p.

Типы ценностных личностей Макса Шелера

Ценностный ряд в иерархии ценностей Типы ценностных личностей (Wertpersonty-pen) Экзистенциальный принцип Форма общности (Germeinchafts-form)

V. Религиозные ценности: (ценности священного- несвященного) Святой (homo religiosus в каждой религии) Абсолютное бытие Религиозная община (церковь)

IV. Духовные ценности (ценности культуры): 1. Ценности истинного познания 2. Этические ценности правого и неправого 3. Эстетические ценности красоты и безобразности Гений: Философ Законодатель Художник Культура Нация

III. Витальные (жизненные) ценности (ценности благородного -неблагородного) Герой (полководец, государственный деятель) Реальный мир Совместная жизнь (Lebensgemeinschaft) как естественное единство

II. Ценности полезного (ценности цивилизации) «Ведущий дух цивилизации» (ученые, техники, предприниматели) Цивилизация Общество как искусственное единство

I. Ценности наслаждения (ценности приятного - неприятного) «художник наслаждения» или «художник жизни» Предпочтение приятного полезному «Масса» (соответствующая «стаду» у животных)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.