“Евхаристический комплекс” в прозе С.Н. Дурылина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Щепалина Екатерина Александровна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 181
Оглавление диссертации кандидат наук Щепалина Екатерина Александровна
Введение
Глава 1. «Евхаристический комплекс»: христианство и литература
1.1. «Евхаристический комплекс»: обоснование понятия
1.2.Русская богословская мысль о евхаристическом служении
1.3. «Евхаристический комплекс» в русской литературе
Глава 2. «Евхаристическое» в творчестве С.Н. Дурылина: структура художественного мира и образ человека
2.1. Духовный путь личности: крестоношение С.Н. Дурылина
2.2. Художественная онтология С.Н. Дурылина
2.3. С.Н. Дурылин о «евхаристическом типе» личности
Глава 3. «Евхаристический комплекс» в прозе С.Н. Дурылина: служение, страдание, благодарение
3.1. Типология служения в произведениях С.Н. Дурылина
3.1.1. «Покаянное» и «радостное христианство»
3.1.2. Затворничество
3.1.3. Столпничество
3.1.4. Юродство
3.1.5. Женское служение
3.1.6. Служение и окормлеиие
3.2. Страдание: «нисхождение» и «восхождение» человека
3.2.1. Подвиг страдания: от жизни к житию
3.2.2. Страдание личное и страдание Христа ради
3.3. «Благодарное воспоминание» в художественном мире С.Н. Дурылина
Заключение
Список источников и литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Литературное творчество С.Н. Дурылина: поэтика, онтология, контекст2021 год, доктор наук Коршунова Евгения Александрова
Творческая индивидуальность И.С. Шмелева в контексте православного учения о человеке2022 год, кандидат наук Муратова Татьяна Анатольевна
Монашество в творчестве Б. К. Зайцева2002 год, кандидат филологических наук Коряков, Павел Владимирович
Генезис и артикуляционные формы языка русской философии: С.Л. Франк, С.Н. Булгаков, А.С. Глинка-Волжский, П.П. Перцов, С.Н. Дурылин: историко-философский анализ2013 год, доктор философских наук Резниченко, Анна Игоревна
Концепция человека в прозе Андрея Платонова конца 20-х - 40-х годов2004 год, кандидат филологических наук Борисова, Елена Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «“Евхаристический комплекс” в прозе С.Н. Дурылина»
Введение
Современный читатель уже привык к феномену «возвращенной литературы». Казалось бы, что после проникновения в 1980-90-е годы в литературный процесс творчества писателей русского зарубежья (И.С. Шмелева, Б.К. Зайцева, А.Т. Аверченко, М.А. Алданова и др.), а также произведений А.П. Платонова, Е.И. Замятина, М.А. Булгакова, В.С. Гроссмана в истории русской литературы не осталось белых пятен, неизвестных имен. Тем неожиданней стало обнаружение удивительного явления отечественной культуры XX века - творчества С.Н. Дурылина (1886-1954), писателя, поэта, литературоведа, священника, богослова, религиозного философа, этнографа, археолога, искусствоведа, педагога и театроведа.
Возвращение писательского наследия С.Н. Дурылина нельзя назвать «литературным бумом», поддержанным средствами массмедиа. «Тихое» творчество Дурылина - явление особого порядка, встреча с которым требует от читателя специальной подготовки, погружения в духовную традицию.
Сегодня не только издаются сочинения С.Н. Дурылина, но и проводятся разнонаправленные научные исследования: творчество писателя, которое только осваивается, нуждается в дальнейшем глубоком и комплексном, всестороннем осмыслении.
На данный момент работа по изучению наследия С.Н. Дурылина ведется в трех направлениях:
1. Предпринимаются изыскания текстологического характера (публикация трудов писателя, работа с архивными материалами). Основной корпус уникальных архивных данных хранится в РГАЛИ и в Мемориальном Доме-музее С.Н. Дурылина в Болшеве1.
1 В 1993 году был создан Дом-музей писателя в Болшеве (г. Королев). С 2008 года учрежден Ежегодный литературный конкурс и премия имени С.Н. Дурылина.
Накапливается потенциал для издания полного собрания сочинений писателя. Так, 2000-2010-е годы стали временем активной публикации творческого наследия С.Н. Дурылина: было осуществлено издание основных педагогических трудов писателя1, выпущено собрание сочинений в трех томах2, сборник повестей и рассказов3, мемуарно-дневниковые записи «В родном углу»4. «Симптоматичной» публикацией можно назвать недавно вышедший сборник «Тихие яблони. Вновь обретенная русская проза», включивший в себя разноплановые произведения С.Н. Дурылина (повесть «Сударь кот», рассказ «Бабушкин день», работу «Сказание о невидимом граде Китеже» и др.) и допущенный к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви5. Очевидно, что уже на уровне публикаций ставится вопрос о необходимости соотнесения художественного высказывания С.Н. Дурылина с русской духовной традицией.
2. Последовательно изучаются жизнь и творчество С.Н. Дурылина. Одним из важных изданий, посвященных творческому пути писателя, является книга В.Н. Тороповой «Сергей Дурылин: Самостояние», вышедшая в малой серии «Жизнь замечательных людей»6. Название работы отсылает к знаменитым пушкинским строкам: «Два чувства дивно близки нам, / В них обретает сердце пищу: / Любовь к родному пепелищу, / Любовь к отеческим гробам. / На них основано от века / По воле Бога самого / Самостоянье человека, / Залог величия его7. Исследователь убедительно показывает, что бытие писателя укоренено в опыте народного православия, в атмосфере «родного», «домашнего». Вместе с
1 Работа над педагогическими трудами С.Н. Дурылина ведется Г.Б. Корнетовым. См.: Дурылин С.Н. Идеал свободной школы: Избранные педагогические произведения / отв. ред., сост. и автор предисловия Г.Б. Корнетов. М.: Изд-во УРАО, 2003. 336 с.
2 Дурылин С.Н. Собрание сочинений: в 3 т. М.: Изд-во журнала «Москва», 2014.
3 Дурылин С.Н. Три беса: художественная проза, очерки / Сост., комм., статья А.Б. Галкина. М.: Совпадение, 2013. 384 с.
4 Дурылин С.Н. В родном углу. Как жила и чем дышала старая Москва. М.: Никея, 2017. 592 с.
5 Дурылин С.Н. Тихие яблони. Вновь обретенная русская проза. М.: Встреча, 2017. 304 с.
6 Торопова В.Н. Сергей Дурылин: Самостояние. М.: Молодая гвардия, 2014. 349 с.
7 Пушкин А С. Собрание сочинений: в 10 т. М.: ГИХЛ. Т. 2. С. 596.
тем заголовок книги отражает позицию С.Н. Дурылина как деятеля искусства XX века, его внутреннее несгибаемое противостояние неоправданным переменам в духовной, культурной, политической и др. сферах жизни. Плодотворной попыткой определения особенностей духовной позиции писателя стала работа М.А. Буздыгара1: в ней учёный детально анализирует ранний период деятельности С.Н. Дурылина, ход его религиозных исканий как типичного русского интеллигента.
3. Проводятся исследования проблемного характера (в центре внимания вопросы, связанные с мировоззрением писателя и его поэтикой).
Заметны работы Е.А. Коршуновой, посвященные поэтике «христианского реализма»2, «иконичности»3 в повести С.Н. Дурылина «Сударь кот», архетипу «града Китежа» в романе «Колокола» и т.д. Надо заметить, легенда о Китеже часто привлекает внимание учёных-дурылиноведов. Показательной в этом смысле можно назвать статью Е.В. Гладковой4. Исследования А.А. Медведева5 посвящены францискиане в творчестве С.Н. Дурылина: фигура святого Франциска значима не только для писателя, но и для культуры начала XX века в
1 Буздыгар М.А. История русского интеллигента: духовный опыт С.Н. Дурылина (1900 - начало 1920-х гг.): дис. ... канд. ист. наук. Ярославль, 2008. 245 с.
2 Коршунова Е.А. «Старинный триптих» С.Н. Дурылина и «Почему так случилось» И.С. Шмелёва: Поэтика христианского реализма // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск, 2014. № 12. С. 556-571.
3 Коршунова Е.А. Икона и иконичность в повести С.Н. Дурылина «Сударь кот» // Сборник статей по материалам Международной научной конференции «Икона в русской словесности и
культуре. Русской Зарубежье» (24-26 января 2013 года). М.: Дом Русского Зарубежья имени
Александра Солженицына. Музей Русской Иконы, 2016. С. 192 -205 .
4 См.: Гладкова Е.В. Легенда о Китеже и концепция времени в романе-хронике С.Н. Дурылина «Колокола» // Вестник КГУ. Кострома, 2013. № 4. С. 103-106.
5 См.: Медведев А.А. Св. Франциск Ассизский в творчестве Д. Мережковского и русская «францискиана» (Достоевский, Розанов, Дурылин) // «Toronto Slavic Quarterly». Academic Electronic Journal in Slavic Studies. 2016. № 57 [Электронный ресурс]. URL: http://sites.utoronto.ca/tsq/57/index57.shtml (дата обращения: 15.04.2019).
целом. Работы И.А. Едошиной1 связаны с особенностями поэтики литературных воспоминаний С.Н. Дурылина («В родном углу» и «В своем углу»).
Однако специфический характер творчества С.Н. Дурылина привлекает внимание к его текстам специалистов из различных областей гуманитарного знания. В связи с этим многие научные изыскания носят междисциплинарный характер и осуществляются на стыке философии и богословия, истории и культурологии, педагогики и литературоведения. Как результат: сборники по итогам конференций в честь С.Н. Дурылина включают статьи различных научных направлений2. Показательно, что такие активные исследователи творчества писателя, как А.И. Резниченко и Т.Н. Резвых, занимающиеся не только изданием его трудов3, но и их исследованием в контексте русской философской мысли, подвергают тексты С.Н. Дурылина комплексному изучению. Так, А.И. Резниченко, старший научный сотрудник музея С.Н. Дурылина, в своей докторской диссертации обращается к историко-философскому осмыслению текстов писателя4. В работах Т.Н. Резвых5 творчество
1 См.: Едошина И.А. Мифологема «угла»: Тексты С.Н. Дурылина в пространстве русской культуры начала ХХ в. // Сергей Дурылин и его время: Исследования. Тексты. Библиография. М.: Модест Колеров, 2010. С. 299-330.
Едошина И.А. «В своем углу» С.Н. Дурылина: Поэтика художественного образа (В.В. Розанов, свящ. П.А. Флоренский) // Творческое наследие С.Н. Дурылина: Сб. статей. М.: Совпадение, 2013. С. 69-76.
2 В Мемориальном музее-квартире А.Н. Толстого проводилась конференция «Творческое наследие С.Н. Дурылина» (г. Москва, сентябрь 2012 г. и 2014 г.) См.: Творческое наследие С.Н. Дурылина. Сборник статей / Сост. Галкин А.Б. М.: Совпадение, 2013. 173 с.; Творческое наследие С.Н. Дурылина. Сборник статей. Вып. 2. / Сост. Галкин А.Б. М.: Совпадение, 2016. 296 с.
3Дурылин С.Н. Рассказы, повести и хроники / Сост., вступ. статья и коммент. А.И. Резниченко, Т.Н. Резвых. СПб.: Владимир Даль, 2014. 864 с.
Дурылин С.Н. Статьи и исследования 1900-1920 годов / Сост., вступ. статья и коммент. А.И. Резниченко, Т.Н. Резвых. СПб.: Владимир Даль, 2014. 895 с.
4 См.: Резниченко А.И. Генезис и артикуляционные формы языка русской философии (С.Л. Франк, С.Н. Булгаков, А.С. Глинка-Волжский, П.П. Перцов, С.Н. Дурылина): историко-философский анализ: дис. ... д-ра философ. н. М., 2013. 357 с.
5 Перечислим некоторые работы Т.Н. Резвых, осуществляющиеся на стыке философии и литературоведения. См.: Резвых Т.Н. Отец Сергий Дурылин - исследователь творчества К.Н. Леонтьева // Христианство и русская литература. СПб.: Наука, 2012. Сб. 7. С. 257-357. Резвых Т.Н. Религия и культура в прозе и поэзии Сергея Дурылина // Христианское чтение. 2015. № 3. С. 199-225.
С.Н. Дурылина рассматривается как с позиции религиозной философии, так и с точки зрения литературоведения.
Как видим, в изучении наследия С.Н. Дурылина многое достигнуто, затронуты разные аспекты творчества писателя. Однако заметные достижения выявляют и очевидные проблемы, решение которых, в свою очередь, зависит от осмысления ряда вопросов фундаментального характера: методологии исследования, онтологических, гносеологических, ценностных установок. Дело в том, что тексты С.Н. Дурылина, будучи насыщены духовно-онтологическими смыслами, требуют адекватного метода исследования, акцентирующего внимание не только на формальных признаках, но и на ценностно-содержательной стороне произведений.
В связи с этим при изучении дурылинского наследия привлекается аксиологический подход, призванный выявить и описать базовые категории русской культуры, обратить внимание на глубинные ценностные смыслы, запечатленные в русской классике, актуализировать специфическое духовно-нравственное содержание в произведениях писателя.
Ученые, применяющие данный подход, замечают, что подобный ракурс исследования «позволяет во многом по-новому представить и оценить творчество писателя и поэта и его связь с христианской духовной и культурной традициями»1.
По идеологическим причинам советское литературоведение не касалось данной проблематики, пренебрегало опытом русского религиозного Ренессанса и
Резвых Т.Н. «Апокалипсис и Россия»: Эсхатологическая тема у С.Н. Дурылина // Вестник ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. М., 2015. Вып. 3 (59). С. 83-118; Вып. 4 (60). С. 113— 135.
1 Бердникова О.А. Антропологические художественные модели в русской поэзии начала XX века в контексте христианской духовной традиции: автореф. дис. ... д-ра филол. наук:. Воронеж, 2009. 39 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/antropologicheskie-khudozhestvennye-modeli-v-russkoi-poezii-nachala-xx-veka-v-kontekste-khri (дата обращения: 15.04.2019).
не обладало должным инструментарием для изучения наследия русских религиозных философов и писателей.
Однако в начале 90-х годов XX века к религиозному содержанию русской литературы был проявлен большой интерес. С этого же времени в научную жизнь входит понятие «религиозное литературоведение» (термин «религиозная филология» первым в научный обиход полемически вводит С.Г. Бочаров1).
В современном литературоведении аксиологический подход обозначился сериями сборников научных трудов «Христианство и русская литература» (Санкт -Петербург, ИРЛИ, 1994-2012 гг.), «Евангельский текст в русской литературе XVШ-XX веков» (Петрозаводск, 1992-2013 гг.); многотомным трудом М.М. Дунаева «Православие и русская литература» (Москва, 1995-1998 гг.), монографиями и статьями В.С. Непомнящего, В.А. Воропаева, Т.А. Касаткиной, В.Н. Захарова, И.А. Есаулова, А.М. Любомудрова, Б.Н.Тарасова,
B.А. Котельникова, отца Андрея Кураева, Н.П. Саблиной и др.
На данный момент границы и методологический аппарат «религиозного литературоведения» находятся в стадии становления, зачастую являясь предметом споров в научной среде. Вслед за О.А. Бердниковой можно выделить два основных направления «религиозного литературоведения»: «церковно-догматическое» (М.М. Дунаев, А.М. Любомудров и др.) и «культурно-догматическое» (В.Н. Захаров, И.А. Есаулов и др. ).
В первом случае художественный текст рассматривается как содержательно соответствующий или не соответствующий канонам православия. При этом актуализируется вопрос связи Церкви и литературы2: художественное творчество воспринимается и толкуется как «иллюстрация» догматического богословия.
1 Бочаров С.Г. О религиозной филологии // Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. М.: Языки русской культуры, 1999. С. 585.
2 Об этом говорит О.Ю. Золотухина, рассуждая о проблеме «христианство и русская литература». См.: Золотухина О.Ю. Проблема «христианство и русская литература» в современной филологии // Вестник Томского государственного университета. № 313. 2008.
C. 13-16.
Сторонников «культурно-догматического» подхода интересует не столько поиск догматики в художественных произведениях, сколько религиозное настроение писателя, проявляющееся не только в непосредственных высказываниях-свидетельствах, но и в метафизических взглядах и поведении героев. В таком нестрогом догматическом смысле православие и литература понимается и как образ жизни, и как проявление особого мировосприятия.
В целом исследователям приходится говорить «о православной культуре и литературе, о православном человеке, народе, мире»1. Если раньше содержание русской классики вписывалось в контекст социально-политической жизни или всеобщей абстрактной нравственности, то теперь литература может быть рассмотрена в контексте многоуровневой духовной традиции (священных текстов, церковного предания, святоотеческого наследия).
Сосредоточенность внимания на религиозном содержании русской литературы вызывает опасения, что такой методологический подход нарушает соотношение эстетического и идеологического в пользу последнего. Некоторые исследователи (А.П. Чудаков, С.Г. Бочаров) даже склонны считать, что аксиологический метод возвращает, реконструирует идеологическое литературоведение: христианская идеология пришла на место марксистской и претендует на обладание неким высшим знанием, абсолютной истиной, позволяющей «оценивать» автора и его творения институционально.
Однако такие опасения неоправданны: «религиозное литературоведение» нельзя назвать институциональным, оно есть результат усилий ученых по восстановлению духовной традиции, выраженной, в том числе и в художественном слове.
Не менее важной проблемой при исследовании связи христианства и литературы является вопрос соотношения текста и контекста. Священное Писание
1 Захаров В.Н. Православные аспекты этнопоэтики русской литературы // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 1998. С. 15.
и порожденные им смыслы выступают для «религиозного литературоведения» как некий «сверхценностный контекст»1, глубинно (поэтому иногда незаметно) определяющий другие контексты эпохи (культурный, социальный, политический), - являющийся таким образом «контекстом контекстов». Например, учёт непроизвольного выстраивания писателем событий по церковному календарю дает возможность подняться над историческим временем, увидеть включенность бытия в вечность. Другими словами, исследователь должен, по меткому замечанию Т.А. Касаткиной, уметь слушать и слышать, что «говорит» слово, «воспринимаемое во всем объеме заключенного в нем смысла»2, определяемого совокупностью контекстов.
«Религиозное литературоведение» призвано обращать внимание не на конфессиональную принадлежность того или иного автора, а прописывать, в первую очередь, связь текста с христианской традицией в различных ее проявлениях. Можно сказать, что «религиозное литературоведение», дающее существенное герменевтическое преимущество при осмыслении ценностной наполненности текстов русской литературы3, не исключает систему традиционных методов классического литературоведения (сравнительно-исторического, типологического, мифологического, системно-структурного методов и т.д.).
С другой стороны, религиозно-акцентированный подход позволяет обращаться к изучению не только отдельных мотивов и образов, но и ценностных комплексов4. Дело в том, что в христианской культуре есть явления, которые
1 Зырянов О.В. О проблемно-методологическом поле религиозной филологии // Русская литература. Оригинальные исследования [Электронный ресурс]. URL: http://russian-literature.com/ru/o-v-zyryanov-o-problemno-metodologicheskom-pole-religioznoy-filologii (дата обращения: 15.04.2019).
2 Касаткина Т.А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф.М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». М.: ИМЛИ РАН, 2004. С. 30.
3 На подобное преимущество указывает в своей статье О.В. Зырянов. См.: Зырянов О.В. О проблемно-методологическом поле религиозной филологии // Русская литература. Оригинальные исследования [Электронный ресурс]. URL: http://russian-Hterature.com/ru/o-v-zyryanov-o-problemno-metodologicheskom-pole-religioznoy-filologii (дата обращения: 15.04.2019).
4 Вслед за В.Н.Топоровым мы будем использовать в работе термин «комплекс», который понимается нами как некое «цельно-единство» культурно-исторических, религиозно-
обладают «сверхмотивным» статусом: в их основе лежит духовное событие, порождающее комплекс духовно-онтологических ценностей, представляющий собой структурно-семантическое единство.
Примером плодотворного осмысления и актуализации подобных сложных образований являются работы И.А. Есаулова, в которых исследователь пишет о «соборности»1, «христоцентризме», «пасхальности»2 русской классической литературы. Показателен подход учёного к изучаемому объекту исследования: И.А. Есаулов говорит о специфике духовных понятий, высвобождая «возможности человеческого понимания»3 через обращение к христианской традиции.
Как видно, «религиозное литературоведение» способно высветить и описать глубинное содержание русской литературы, укорененное в христианской традиции, в языке русской культуры. Безусловно, таким сложным духовным содержанием наполнено наследие С.Н. Дурылина. В прозе писателя планируется рассмотреть «евхаристический комплекс» (от греч. ейхаргсла - благодарение), в основе которого лежит знаковое евангельское событие - Вечеря Господня.
Актуальность исследования обуславливается двумя факторами:
a) возросшим интересом современного литературоведения к ценностному потенциалу русской литературы, потребностью в актуализации и описании духовно-онтологических комплексов, определяющих структуру мира и образ человека в художественном тексте;
b) необходимостью изучения не только творчества Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, К.Н. Леонтьева, И.С. Шмелева, но и наследия таких «тихих»
нравственных, психоментальных смыслов, получающих свое сложное разноплановое воплощение-развертывание в сюжете. См.: Топоров В.А. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Прогресс — Культура, 1995. С. 3.
1 Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск: ПГУ, 1995. 288 с.
2 Есаулов И.А. Пасхальность русской словесности. М.: Круг, 2004. 560 с.
3 Аверинцев С.С. Филология // Большая советская энциклопедия / Изд. 3-е. Т. 27. [Электронный ресурс]. URL: http://philologos.narod.ru/texts/aver_philol.htm (дата обращения: 15.05.2019).
деятелей русской культуры, как С.Н. Дурылин, в произведениях которого в полной мере находит свое воплощение «евхаристический комплекс».
Вполне очевидно, что для выявления и анализа духовно-онтологических ценностей в прозе С.Н. Дурылина необходима особая комплексная методология, схватывающая в художественном слове связь с традициями христианского богословия и русской литературы.
Следует подчеркнуть, что в исследовании применяется аксиологический подход с привлечением принципов типологического, сравнительно-сопоставительного, историко-функционального, структурно-семантического и биографического методов.
Теоретической и методологической основой исследования послужили как богословские источники, так и литературоведческие работы. Специфика «евхаристического комплекса» и его структурно-смысловых составляющих раскрывается в работе благодаря трудам протоиерея Сергия Булгакова, протопресвитера Николая Афанасьева, протопресвитера Александра Шмемана, П.Н. Евдокимова, а также других русских религиозных философов и богословов (Н.А. Бердяева, священника Павла Флоренского, Г.В. Флоровского, С.Л. Франка,
A.Ф. Лосева, В.Н. Лосского и др. ).
Литературоведческую базу исследования составили работы М.М. Бахтина, С.С. Аверинцева, М.Ю. Лотмана, Д.С. Лихачева, В.Н. Топорова; для обоснования связи христианства и русской литературы использовались труды В.А. Воропаева,
B.С. Непомнящего, Т.А. Касаткиной, А.М. Любомудрова, Т.О. Горичевой, О.А. Бердниковой, И.Б. Ничипорова. Исследования И.А. Есаулова, посвященные христианским категориям, нашедшим отражением в русской культуре и литературе, послужили опорой для анализа «евхаристического комплекса».
Работы В.Н. Топоровой, Е.Н. Коршуновой, В.П. Визгина, И.А. Едошиной, Е.В. Гладковой, А.А. Медведева позволили выявить специфику творческого пути писателя, особенности его мировоззрения. При осмыслении духовного
содержания прозы С.Н. Дурылина необходимым было обращение к святоотеческой литературе, к творениям святителя Григория Паламы, преподобного Иоанна Лествичника, преподобного Григория Синаита, что дало возможность показать связь прозы С.Н. Дурылина с христианской богословской традицией.
Целью диссертационного исследования является системное описание «евхаристического комплекса» в прозе С.Н. Дурылина.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Обосновать необходимость применения аксиологического (религиозно-содержательного) подхода при изучении творчества С.Н. Дурылина.
2. Выявить специфику и описать основные структурные элементы «евхаристического комплекса», используя работы русских религиозных философов и богословов.
3. Определить особенности художественного миропостроения и воплощения образа человека в творчестве С.Н. Дурылина.
4. Раскрыть «евхаристическое» наполнение творчества С.Н. Дурылина.
5. Охарактеризовать типы служения, представленные в прозе писателя.
6. Рассмотреть страдание как «христологичную» доминату «евхаристического комплекса».
7. Описать в произведениях писателя феномен «благодарного воспоминания», связанного с памятованием о Боге.
Уточнение понятий
«Евхаристический комплекс» понимается нами как совокупность духовно-онтологических ценностей, кодирующих текст и возводящий его на уровень извечных смыслов, выстраивающих в итоге «библейский текст»1 русской литературы.
1 Формированием, наполнением «библейского текста» русской литературы занимаются И.А. Есаулов, В.А. Воропаев, А.М. Любомудров и др.
«Евхаристический комплекс» формирует особую вертикальную, иерархически центрированную структуру художественного мира1, где Бог и человек, призванный стать «евхаристической личностью», «сотелесником» Христа по благодати, находятся в состоянии служения, страдания и благодарения.
Названные процессы-состояния являются наиболее репрезентативными структурно-семантическими доминантами «евхаристического комплекса», которые будут рассмотрены в прозе С.Н. Дурылина.
Душа русского языка, по мысли писателя, «христологична». Слово, творящее мир, призвано на жертвенное служение, в нем и через него осуществляется причащение высшими онтологическими смыслами и ценностями, происходит обретение человеком благодарного существования, другого статуса бытия в мире.
Объектом данного исследования является «евхаристический комплекс».
Предмет исследования - структурно-семантические доминанты «евхаристического комплекса», рассматриваемые в прозаическом наследии С.Н. Дурылина.
Материалом исследования послужила художественная проза С.Н. Дурылина (рассказы 1905-1925 гг., роман-хроника «Колокола», повести «Сударь кот», «Три беса», «В те дни»), литературные воспоминания писателя («В родном углу», «В своем углу», «Москва», «Воспоминания об Алексее Мечёве), некоторые критические статьи2, привлечение которых виделось важным для изучения «евхаристического комплекса», а также ряд произведений русской литературы разных периодов, формирующий необходимый контекстуальный фон.
1 Данную мысль первым высказал Г.Ю. Карпенко. См.: Карпенко Г.Ю. «Физика» и метафизика литературных воспоминаний С.Н. Дурылина «В родном углу» // Кризисный двадцатый век: парадоксы революционного кода и судьбы литературы. Сборник научных статей. Самара: Самарская гуманитарная академия, 2018. С. 18.
2 Театроведческие и историко-литературные труды Дурылина 1934-1953 гг. нами подробно не рассматривались: будучи написанными в советское время, данные статьи и монографии писателя акцентировали внимание на подробностях биографии писателей, актеров, на особенностях поэтики художественных произведений, но не затрагивали напрямую ценностный потенциал русской литературы.
Научная новизна работы обусловлена тем, что в ней:
1. Впервые актуализируется и подробно описывается «евхаристический комплекс».
2. Осмысляется прозаическое наследие С.Н. Дурылина в его связи с христианством и духовными традициями русской литературы.
3. Исследуются особенности художественного мира и образа человека в творчестве С.Н. Дурылина.
4. Рассматривается структурно-семантическое наполнение «евхаристического комплекса» в прозе писателя.
Теоретическая значимость исследования состоит в возможности применения такого понятия, как «евхаристический комплекс», позволяющего расширить представления современного литературоведения о ценностной наполненности русской литературы, систематизировать прозаическое наследие С.Н. Дурылина, раскрыть особенности писательского мировидения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Сюжет "пути в невидимый град" в творчестве М.М. Пришвина 1900-1930-х гг.2019 год, кандидат наук Кнорре Елена Юрьевна
Ценностные доминанты в мотивной структуре романа Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы"2022 год, кандидат наук Степченкова Валентина Николаевна
Художественная антропология позднего Л.Н. Толстого2007 год, кандидат филологических наук Белянин, Михаил Юрьевич
Концепция личности в русской литературе первой трети XIX века в свете христианской аксиологии2010 год, доктор филологических наук Жилина, Наталья Павловна
Метаморфозы христианского кода в поэзии Н. Заболоцкого и А. Тарковского2009 год, доктор филологических наук Кекова, Светлана Васильевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Щепалина Екатерина Александровна, 2019 год
Список источников и литературы Источники
1. Ахматова, А.А. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Эллис Лак, 1999. - Т. 2.
- Кн. 1. - 640 с.
2. Ахматова, А.А. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Поэмы. Pro domo mea. Театр
- М.: Эллис Лак, 1998. - Т. 3. - 768 с.
3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Российское Библейское Общество, 2008. - 1371 с.
4. Бродский, И.А. Сочинения Иосифа Бродского. - СПб.: Пушкинский Фонд, 2001. - Т. 3. - 312 с.
5. Бунин, И.А. Полное собрание сочинений: в 13 т. - М.: Воскресенье, 2006.
- Т. 1. - 576 с.
6. Гоголь, Н.В. Полное собрание сочинений и писем: в 17 т. / Сост., подгот. Текстов и коммент. И.А. Виноградова, В.А. Воропаева. - Т. 6. - М.: Московская Патриархия, 2009. - 744 с.
7. Гончаров, И.А. Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. - СПб.: Наука, 1998. - Т. 4. - 495 с.
8. Грибоедов, А.С. Горе от ума // Собрание сочинений: в 3 т. - СПб.: Нотабене, 1995. - Т. 1. - С. 9-123.
9. Гумилев, Н.С. Полное собрание сочинений: в 10 т. - М.: Воскресенье, 2001.
- Т. 4. - 394 с.
10. Державин, Г.Р. Стихотворения. Библиотека поэта. 2-е изд. - Л.: Советский писатель, 1957. - 465 с.
11. Достоевский, Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. - Л.: Наука, 1973. - Т. 6. - 422 с.
12. Достоевский, Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. - Л.: Наука, 1976. - Т. 14.
- 512 с.
13. Достоевский, Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. - Л.: Наука, 1976. - Т. 15.
- 623 с.
14. Дурылин С.Н. Троицкие записки // Историко-культурный интернет-журнал «Наше наследие». 2016. № 116 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/11609.php (дата обращения 15.04.2019).
15. Дурылин, С.Н. В родном углу. Как жила и чем дышала старая Москва. - М.: Никея, 2017. - 592 с.
16. Дурылин, С.Н. В своем углу: Из старых тетрадей. - М.: Московский рабочий, 1991. - 354 с.
17. Дурылин, С.Н. В школьной тюрьме. Исповедь ученика (1908) // Электронная библиотека «Мир филолога» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mirfilologa.ru/sergei-durilin/7-main/94-durylin-sn-qv-shkolnoj-tyurme-ispoved-uchenikaq-1908 (дата обращения: 15.04.2019).
18. Дурылин, С.Н. Идеал свободной школы: Избранные педагогические произведения / отв. ред., сост. и автор предисловия Г. Б. Корнетов. - М.: Изд-во УРАО, 2003. - 336 с.
19. Дурылин, С.Н. Николай Семенович Лесков. Опыт характеристики личности и религиозного творчества // Москва. - 2011. - № 2. - С. 114-137.
20. Дурылин, С.Н. Об одном символе у Достоевского // Достоевский. - М.: ГАХН, 1928. - С.163-198.
21. Дурылин, С.Н. Рассказы, повести и хроники / Сост., вступ. статья и коммент. А.И. Резниченко, Т.Н. Резвых. - СПб.: Владимир Даль, 2014.
- 864 с.
22. Дурылин, С.Н. Св. Франциск Ассизский и «Цветочки» // Цветочки святого Франциска Ассизского: Пер. с лат. - М.: СП «Вся Москва», 1990. - С. 3-30.
23. Дурылин, С.Н. Сергей Дурылин и его время: Исследования. Тексты. Библиография. Кн. II: Тексты. Библиография. - М.: Регнум, 2011. - 512 с.
24. Дурылин, С.Н. Собрание сочинений: в 3 т. - М.: Изд-во журнала «Москва»,
2014. - Т. 1. - 544 с.
25. Дурылин, С.Н. Собрание сочинений: в 3 т. - М.: Изд-во журнала «Москва», 2014. - Т. 2. - 672 с.
26. Дурылин, С.Н. Собрание сочинений: в 3 т. - М.: Изд-во журнала «Москва», 2014. - Т. 3. - 590 с.
27. Дурылин, С.Н. Статьи и исследования 1900-1920 годов / Сост., вступ. статья и коммент. А.И. Резниченко, Т.Н. Резвых. - СПб.: Владимир Даль, 2014. - 895 с.
28. Дурылин, С.Н. Тихие яблони. Вновь обретенная русская проза. - М.: Встреча, 2017. - 304 с.
29. Дурылин, С.Н. Три беса: художественная проза, очерки / Сост., комм., статья А.Б. Галкина. - М.: Совпадение, 2013. - 384 с.
30. Дурылин, С.Н. Церковь невидимого града. Сказание о граде Китеже // Институт Культуры Состояний [Электронный ресурс]. - URL: http ://www. sostoyanie.ru/2010-03-31-19-22-05/2010-03-31-19-22-43/330-2013-02-22-17-41-41.html (дата обращения: 15.05.2019).
31. Есенин, С.А. Полное собрание сочинений: в 7 т. - М.: Наука - Голос, 1995.
- Т. 1. - 672 с.
32. Житие Сергия Радонежского // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н.В. Понырко. - СПб. : Наука, 1999. Т. 6 : XIV - середина XV века [Электронный ресурс] . - URL: http://www.pushkinskiidom.m/Default.aspx?tabid=4989 (дата обращения: 15.05.2019).
33. Житие Феодосия Печерского // Успенский сборник XII-XIII вв. / Под ред. Коткова С.И. - М.: Наука, 1971. - С. 71-135.
34. Житие, пророчества, наставления преподобного Серафима Саровского чудотворца. Сборник / Сост. Гончар Ж.Э. - Минск : Лучи Софии, 2003.
- 240 с.
35. Зайцев, Б.К. Собрание сочинений: в 5 т. - Т. 7. (доп.). - М.: Русская книга, 2000. - 528 с.
36. Лермонтов, М.Ю. Собрание сочинений: в 4 т. - Л.: Наука. - Т. 4, 1981.
- 591 с.
37. Лесков, Н.С. Соборяне // Лесков Н.С. Собрание сочинений: в 11 т. - М.: Художественная литература, 1957. - Т. 4. - С. 5-319.
38. Мандельштам, О.Э. Собрание сочинений: в 4 т. - М.: Арт-Бизнес-Центр, 1999. - Т. 1. - 370 с.
39. Маяковский, В.В. Полное собрание сочинений: в 13 т. - М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1955. - Т. 1. - 464 с.
40. Мережковский, Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы // Вечные путники. Портреты из всемирной литературы.
- СПб.: Наука, 2007. - С. 428-502.
41. Мережковский, Д.С. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Правда, 1990. - Т. 4.
- 672 с.
42. Новый Завет Господа Нашего Иисуса Христа в русском переводе. - СПб.: Синодальная типография, 1892. - 847 с.
43. Пушкин, А.С. Собрание сочинений: в 10 т. - М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1959. - Т. 2. - 799 с.
44. Пушкин, А.С. Собрание сочинений: в 10 т. - М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1960. - Т. 4. - 565 с.
45. Розанов, В.В. Опавшие листья // Собрание сочинений: в 30 т. / Под общей ред. А.Н. Николюкина. М.: Республика, СПб.: Росток, 2010. - Т. 30. - С. 73365.
46. Толстой, Л.Н. Полное собрание сочинений: в 90 т. - М.: Художественная литература, 1937. - Т. 9. - 538 с.
47. Толстой, Л.Н. Полное собрание сочинений: в 90 т. - М.: Художественная литература, 1940. - Т. 11. - 479 с.
48. Тютчев, Ф.И. Полное собрание сочинений и письма: в 6 т. Стихотворения 1813-1849. - М.: Классика, 2002. - Т. 1. - 528 с.
49. Фадеев, А.А. Собрание сочинений : в 4 т. - М.: Правда, 1979. - Т. 4. - 464 с.
50. Фадеев, А.А. Собрание сочинений: в 4 т. - М.: Правда, 1979. - Т. 3. - 384 с.
51. Фонвизин, Д.И. Недоросль // Собрание сочинений : в 2 т. Т. 1. - М. - Л.: Гос. изд-во художественной литературы, 1959. - С. 105-179.
52. Цветаева, М.И. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 1. Стихотворения. - М.: Эллис Лак, 1994. - 640 с.
53. Чехов, А.П. Студент // Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Сочинения: в 18 т. / АН СССР; Ин-т мирвоой лит. Им. А.М. Горького. Т. 8. М.: Наука, 1977. С. 306-309.
54. Шмелев, И.С. Собрание сочинений: в 5 т. (с тремя доп.). - М.: Русская книга, 1998. - Т.1. - 640 с.
55. Шмелев, И.С. Собрание сочинений: в 5 т. (с тремя доп.). - М.: Русская книга, 1998. - Т. 2. - 512 с.
56. Шмелев, И.С. Собрание сочинений: в 5 т. (с тремя доп.). - М.: Русская книга, 1998. - Т. 4. - 560 с.
Исследования
57. Аверинцев С.С. Филология // Большая советская энциклопедия / Изд. 3-е. - Т. 27. [Электронный ресурс]. - URL: http://philologos.narod.ru/texts/aver_philol.htm (дата обращения: 15.04.2019).
58. Аверинцев, С.С. Бахтин, смех, христианская культура // М.М. Бахтин как философ. - М.: Наука, 1992. - С. 7-19.
59. Аверинцев, С.С. Похвальное слово филологии / Предисловие Э. Ильенкова // Юность. - 1969. - № 1. - С. 98-102.
60. Аверинцев, С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - 480 с.
61. Аверинцев, С.С. София // София-Логос. Словарь. К.: Изд-во «Дух и литера», 2001. С. 161-163.
62. Агапов О., прот. Богословие протопресвитера Александра Шмемана в контексте европейской культуры XX века. - Самара: Книга, 2013. - 224 с.
63. Артамонова Л.А., Карпенко Г.Ю. Мотив преображения в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк» и в рассказе Ф.М. Достоевского «Мужик Марей» // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия.
- 2014. - №1 (112). - С. 140-145.
64. Афанасьева, М. Как сложилась «Церковь Духа Святого» // Церковь Духа Святого. — Киев: Центр Православной книги, 2005. - С. 5-16.
65. Бахтин, М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. Сост. и автор вступ. статьи С. Г. Бочаров, прим. С. Г. Бочаров, С. С. Аверинцев. - СПб.: Азбука, 2000. - С. 9-227.
66. Бахтин, М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук.
- СПб.: Азбука, 2000. - 336 с.
67. Бахтин, М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник, 1984-1985. Публ. и вступ. зам. С. Г. Бочарова, примеч. С. С.Аверинцева. - М., 1986. - С.80-160.
68. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Советская Россия, 1979. - 320 с.
69. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров; Текст подгот. Г.С. Бернштейн и Л.В. Дерюгина; Примеч. С.С. Аверинцева и С.Г. Бочарова. - М.: Искусство, 1979. - 424 с.
70. Бекорюков А., диакон Франциск Ассизский и католическая святость. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2001. - 63 с.
71. Белый, А. Настоящее и будущее русской литературы // Белый Андрей. Критика. Эстетика. Теория символизма: в 2 томах. - М.: Искусство, 1994 [Электронный ресурс]. - URL: http://az.lib.ru/b/belyj_a/text_0440.html (дата обращения: 15.05.2019).
72. Бердникова О.А. Антропологические художественные модели в русской поэзии начала XX века в контексте христианской духовной традиции: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01 / Бердникова ОльгаАнатольевна.
- Воронеж, Воронежский гос. ун-т, 2009. - 39 с. [Электронный ресурс].
- URL: http://www.dissercat.com/content/antropologicheskie-khudozhestvennye-modeli-v-russkoi-poezii-nachala-xx-veka-v-kontekste-khri (дата обращения: 15.04.2019).
73. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - Париж: YMCA-PRESS, 1955. - 160 с.
74. Бердяев, Н.А. Миросозерцание Достоевского. - М.: АСТ, 2006. - 35 с.
75. Бердяев, Н.А. О рабстве и свободе человека // Царство Духа и царство Кесаря. - М.: Республика, 1995. - 375 с.
76. Бердяев, Н.А. Проблемы Востока и Запада в религиозном сознании Вл. Соловьева [Электронный ресурс]. - URL: http://www.vehi.net/berdyaev/soloviev.html (дата обращения 15.04.2019).
77. Бердяев, Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала ХХ века // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. - М.: Наука, 1990. - С. 43-271.
78. Бердяев, Н.А. Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994. - 252 с.
79. Бердяев, Н.А. Я и мир объектов // Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994. - 480 с.
80. Бер-Сижель Э., Уэр К., епископ Диоклийский. Рукоположение женщин в Православной церкви. - М.: Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея, 2000. - 81 с.
81. Бойко, В.П. Русское купечество в пьесах А.Н. Островского и в статьях его критиков // Вестник Томского государственного университета. История. - 2017. - № 48. - С. 6-13.
82. Бонецкая, Н.К. «Homo faber» и «homo liturgus» (Философская антропология П. Флоренского) // «Вопросы философии». - №3. - 2010. - С. 90-109.
83. Бочаров, С.Г. О религиозной филологии // Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. - М.: Языки русской культуры, 1999. - С. 585-600.
84. Бочаров, С.Г. Сюжеты русской литературы. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 632 с.
85. Буздыгар, М.А. История русского интеллигента: духовный опыт С.Н. Дурылина (1900 - начало 1920-х гг.): дис. ... канд. ист. наук: 24.00.01 / Буздыгар Михаил Андреевич. - Ярославль: Ярославский гос. пед. ун-т. им. К.Д. Ушинского, 2008. - 245 с.
86. Булгаков С., прот. Героизм и подвижничество (из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.vehi.net/vehi/bulgakov.htmlссылка (дата обращения: 15.04.2019).
87. Булгаков С., прот. Два града. - СПб: РХГИ, 1997. - 589 с.
88. Булгаков С., прот. Евхаристия / Предисл. Н.А. Струве. - М.: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2005. - 208 с.
89. Булгаков С., прот. Иван Карамазов (в романе Достоевского «Братья Карамазовы») как философский тип. Электронная библиотека «Вехи», 2000 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.vehi.net/bulgakov/karamaz.html (дата обращения: 15.05.2019).
90. Бухаркин, П.Е. Православная Церковь и русская литература в XVIII-XIX веках: проблемы культурного диалога. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербург. унта, 1996. - 172 с.
91. Бухаркин, П.Е. Православная Церковь и светская литература в Новое время: основные аспекты проблемы // Христианство и русская литература. - Сб. 2.
- СПб.: Наука, 1996. - С. 32-60.
92. Визгин, В.П. Дурылин как философ // Сергей Дурылин и его время: Исследования. Тексты. Библиография. Кн. I: Исследования / Сост., ред., предисл. Анны Резниченко. - М.: Модест Колеров, 2010. - С. 186-196.
93. Волков, В.В. Роман Н.С. Лескова «Соборяне» как отображение и прообраз информационно-психологической войны // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2015. - № 9 (59): в 2-х ч.
- Ч. II. - C. 45-50.
94. Воропаев, В.А. Николай Гоголь. Опыт духовной биографии [Электронный ресурс]. - URL: https://azbyka.ru/fiction/nikolaj-gogol-opyt-dukhovnoj-biografii/ (дата обращения: 15.04.2019).
95. Галкин, А.Б. Москва и москвичи, или Русский Марсель Пруст // Дурылин С.Н. Собрание сочинений: в 3 т. - М.: Москва, 2014. - Т. 1. - С. 446-476.
96. Гладкова, Е.В. Легенда о Китеже и концепция времени в романе-хронике С.Н. Дурылина «Колокола» // Вестник Костромского государственного университета. - 2013. - № 4. - С. 103-106.
97. Голынец Г.В., Крылова О.Е. К исследованию иконографии группы Невьянских икон Софии Премудрости Божией // Известия уральского государственного университета. Серия 2. Гуманитарные науки. Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. - 2005. - № 35. - С. 82-89.
98. Гондикакис Василий, архим. Входное: Элементы литургического опыта таинства единства в Православной Церкви / Авториз. пер. с греч.
- Богородице-Сергиева Пустынь, 2007. - 208 с.
99. Гончаров В.А., Нехотин В.В. «Дурылин согласен дать подписку, что он никогда не будет приходским священником». Из материалов архивно -следственного дела по обвинению С.Н. Дурылина // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. - 2008. - Вып. II: 3 (28). - С. 126-139.
100. Горичева, Т.О. О кенозисе русской культуры // Христианство и русская литература. - СПб.: Наука, 1994. - С. 50-88.
101. Григорий Палама, свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих / Пер. и коммент. В. Вениаминова (В. Бибихина). - М.: Канон, 1995. - 384 с.
102. Григорий Синаит, преп. Наставление безмолвствующим // Добротолюбие: в 5 т. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. - Т. 5. - 560 с.
103. Гуревич, П.С. Философия культуры. - М.: Аспект Пресс, 1994. - 314 с.
104. Дунаев, М.М. Православие и русская литература. М.: Христианская литература, 1999. - Ч. 5. - 740 с.
105. Евдокимов, П.Н. Всеобщее священство мирян в восточной традиции // Православная община. 1996. № 35 [Электронный ресурс]. - URL: http ://pravoslavnaya-obshina.ru/1996/no35/article/pavel-evdokimovvseobshchee-svjashchenstvo-mirjan-v-vostochnoi/ (дата обращения 15.04.2019).
106. Евдокимов, П.Н. Этапы духовной жизни. - М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2003. - 226 с.
107. Едошина, И.А. «В своем углу» С.Н. Дурылина: Поэтика художественного образа (В.В. Розанов, свящ. П.А. Флоренский) // Творческое наследие С.Н. Дурылина: Сб. статей. - М.: Совпадение, 2013. - С. 69-76.
108. Едошина, И.А. Мифологема «угла»: Тексты С.Н. Дурылина в пространстве русской культуры начала ХХ в. // Сергей Дурылин и его время: Исследования. Тексты. Библиография. - М.: Модест Колеров, 2010. - С. 299330.
109. Есаулов, И.А. Категория соборности в русской литературе.
- Петрозаводск: ПГУ, 1995. - 288 с.
110. Есаулов, И.А. Новые категории филологического анализа для понимания сущности русской литературы // Литературоведческий журнал. - М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2007. - № 21.
- С. 3-14.
111. Есаулов, И.А. Пасхальность русской словесности. - М.: Круг, 2004.
- 560 с.
112. Есаулов, И.А. Пасхальный архетип русской литературы и структура романа «Доктор Живаго» // Проблемы исторической поэтики. Евангельский текст в русской литературе ХУШ-ХХ веков. - 2001. - № 6. - С. 483-499.
113. Есаулов, И.А. Проблема визуальной доминанты русской словесности // Евангельский текст в русской литературе ХУШ-ХХ веков. - 1998. - Вып. 2.
- С. 43-53 .
114. Есаулов, И.А. Христианская традиция и художественное творчество // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX вв.: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. - № 4. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2005.
- С. 17-25.
115. Есаулов, И.А. Духовная традиция в русской литературе // Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М.: НПК «Интелвак», 2001. - С. 254256.
116. Записки Николая Александровича Мотовилова, служки Божией Матери и преподобного Серафима. - М.: Отчий дом, 2011. - 416 с.
117. Захаров, В.Н. Православные аспекты этнопоэтики русской литературы // Проблемы исторической поэтики. - Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 1998. - С. 5-30.
118. Захаров, В.Н. Система жанров Достоевского. Типология и поэтика. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1985. - 208 с.
119. Золотухина, О.Ю. Проблема «христианство и русская литература» в современной филологии // Вестник Томского государственного университета. - № 313. - 2008. - С. 13-16.
120. Зырянов, О.В. О проблемно-методологическом поле религиозной филологии // Русская литература. Оригинальные исследования [Электронный ресурс]. - URL: http://russian-literature.com/ru/o-v-zyryanov-o-problemno-metodologicheskom-pole-religioznoy-filologii (дата обращения: 15.04.2019).
121. Ильин, В.Н. Арфа Давида: религиозно-философские мотивы русской литературы. - СПб.: Русский Миръ, 2009. - 549 с.
122. Иоанн (Шаховский), архиепископ Сан-Францисский О поэзии // Иоанн (Шаховский), архиепископ Сан-Францисский. Избранное. - Петрозаводск: Святой Остров (Фонд культуры Карелии), 1992. - 599 с.
123. Карпачева, Т.С. Отражение образа свт. Тихона Задонского и его сочинений в творчестве и мировоззрении Ф.М. Достоевского // Проблемы исторической поэтики. - Петрозаводский государственный университет. - 2011. - С. 216231.
124. Карпенко Г.Ю., Щепалина Е.А. «Евхаристическое почвенничество»: «Четвертый волхв» С.Н. Дурылина (в сопоставлении с «Мужиком Мареем» Ф.М. Достоевского) // Вестник Самарского университета. Серия «История. Педагогика. Филология». - 2016. - № 1. - С.117-123.
125. Карпенко, Г.Ю. «Физика» и метафизика литературных воспоминаний С.Н. Дурылина «В родном углу» / Г.Ю. Карпенко // Кризисный двадцатый век: парадоксы революционного кода и судьбы литературы. Сборник научных статей / Самар. нац. исслед. ун-т им. С.П. Королева, отв. ред. Л.Г. Тютелова, Е.С. Шевченко. - Самара: Самарская гуманитарная академия, 2018. - С. 1825.
126. Карпенко, Г.Ю. Особенности изучения романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в контексте религиозной традиции // Филология и культура. Philology and culture. - 2018. - № 4 (54). - С. 181-188.
127. Карпенко, Г.Ю. Творчество И.А. Бунина и религиозное сознание рубежа веков. - Самара: Универс-групп, 2005. - 67 с.
128. Карпенко, Л.Б. Глаголица как семиотическая система: дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.01 / Карпенко Людмила Борисовна. - Самара, 2000. - 409 с.
129. Карпенко, Л.Б. Ценностный подход к русскому языку: вектор языковой политики // XXX Кирилло-Мефодиевские чтения: Славянский мир: вера и культура. - Самара: Изд-во СНЦ, 2008. - С. 16-27.
130. Карпенко, Л.Б. Церковнославянский язык как онтологическое основание русского литературного языка // Русский язык как духовный и культурный собиратель нации: Сборник трудов межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя: в 2 т. -Самара: Книга, 2009. - Т. 1. - С. 45-51.
131. Касаткина Т.А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф.М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». - М.: ИМЛИ РАН, 2004. - 480 с
132. Касаткина, Т.А. Pater Seraphicus и мужик Марей. Достоевский: богословие в имени [Электронный ресурс]. - URL: http://novymirjournal.ru/index.php/blogs/entry/pater-seraphicus-i-muzhik-marej-dostoevskij-bogoslovie-v-imeni (дата обращения: 15.05.2019).
133. Керн Киприан, архим. Евхаристия (из чтений в Православном Богословском Институте в Париже). Изд. Второе. - М.: Изд-во храма свв. бесср. Космы и Дамиана на Маросейке. - 335 с.
134. Киприан Керн, архим. Антропология св. Григория Паламы. - М.: Паломник, 1996. - 449 с.
135. Клеман, О. Памяти П.Н. Евдокимова // Православная мысль. - Париж.
- 1971. - № 14. - С. 95-97.
136. Климова, С.М. Страдание у Достоевского: сознание и жизнь // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». - 2008. - № 7.
- С. 186-197.
137. Конева Л.А., Конева А.В. Антропологические идеи в русской религиозной философии. - Самара: СамГУ, 1995 [Электронный ресурс]. - URL: http://window.edu.ru/resource/289/42289 (дата обращения 15.04.2019).
138. Концевич, И.В. Стяжание Духа Святого в путях древней Руси. - 2-е изд.
- М.: Московского Патриархата, 1993. - 229 с.
139. Корнетов, Г.Б. Дурылин / сост. Г.Б. Корнетов. - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2007. - 224 с.
140. Корнетов, Г.Б. Свободное воспитание в России: К. Н. Вентцель и С. Н. Дурылин: Антология педагогической мысли / ред.-сост. Г.Б. Корнетов. - М.: АСОУ, 2008. - 360 с.
141. Коршунова, Е.А. «Старинный триптих» С.Н. Дурылина и «Почему так случилось» И.С. Шмелёва: Поэтика христианского реализма // Проблемы исторической поэтики. - Петрозаводск. - 2014. - № 12. - С. 556-571.
142. Коршунова, Е.А. Икона и иконичность в повести С.Н. Дурылина «Сударь кот» // Сборник статей по материалам Международной научной конференции «Икона в русской словесности и культуре. Русской Зарубежье» (24-26 января 2013 года). - М.: Дом Русского Зарубежья имени Александра Солженицына. Музей Русской Иконы, 2016. - С. 192-205.
143. Котельников, В.А. «Что есть истина?» (Литературные версии критического идеализма). - СПб.: Пушкинский дом, 2009. - 672 с.
144. Котельников, В.А. Монастырь и мир // Пути и миражи русской культуры.
- СПб.: Северо-Запад, 1994. - С. 222-240.
145. Котельников, В.А. О смысле и границах понятия «аскетическая культура» // Монастырская культура: Восток и Запад. - СПб.: Альманах «Канун»: Фонд «Сервантес», 1999. - С. 31-36.
146. Котельников, В.А. Православие в творчестве русских писателей XIX века // Христианское чтение. - 1994. - № 9. - С. 7-42.
147. Котельников, В.А. Православная аскетика и русская литература (на пути к Оптиной). - СПб.: Призма-15, 1994. - 208 с.
148. Кузнецов Алексий, иеромон. Юродство и столпничество. Религиозно-психологическое исследование. - СПб.: Издание типографии В.Д. Смирнова, 1913. - 416 с.
149. Лихачев, Д.С. «Смеховой мир» Древней Руси / Д.С. Лихачев, А.М. Панченко. - Ленинград: Наука, 1976. - С. 114-116.
150. Лихачев, Д.С. Поэтика древнерусской литературы / Д.С. Лихачев. - 3-е изд. - М.: Наука, 1979. - 372 с.
151. Лосев, А.Ф. Русская философия // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - С. 209-236.
152. Лосский, В.Н. Домостроительство Святого Духа // Очерк мистического богословия Восточной Церкви [Электронный ресурс]. - URL: http://www.vehi.net/vlossky/08.html (дата обращения: 15.04.2019).
153. Лотман, Ю.М. Русская культура послепетровской эпохи и христианская традиция // Труды по знаковым системам. Культура: Текст: Нарратив. Тарту, 1992. - Т. 24 [Электронный ресурс]. - URL: http://philology.ru/literature2/lotman-92.htm (дата обращения: 15.04.2019).
154. Любомудров, А.М. Духовный реализм как отражение религиозной культуры в художественной литературе // Вестник славянских культур. - № 1-2 (9). - 2008. - С 113-120
155. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание: Метафизические рассуждения о сознании, символе и языке. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 216 с.
156. Матич, О. Покровы Саломеи: эрос, смерть и история // Эротизм без берегов: Сборник статей и материалов / Сост. М.М. Павлова. - М.: НЛО, 2004. - С. 90-112
157. Медведев, А.А. Св. Франциск Ассизский в творчестве Д. Мережковского и русская «францискиана» (Достоевский, Розанов, Дурылин) // «Toronto Slavic Quarterly». Academic Electronic Journal in Slavic Studies. - 2016. - № 57 [Электронный ресурс]. - URL: http://sites.utoronto.ca/tsq/57/index57.shtml (дата обращения: 15.04.2019).
158. Мотеюнайте, И.В. Чтение как беседа: концепция литературы С.Н. Дурылина (на материале книги «В своем углу») // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. - № 1 (2). - С. 197-202.
159. Мочульский, К.А. Гоголь. Соловьев. Достоевский. Составление и послесловие В. М. Толмачева. - М.: Республика, 1995. - 607 с.
160. Мочульский, К.А. Достоевский. Жизнь и творчество. - Париж: YMCA-PRESS, 1980. - 563 с.
161. Мочульский, К.В. Духовный путь Гоголя // Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский / Сост. и послесловие В.М. Толмачева; Примеч. К.А. Александровой. - М.: Республика, 1995. - С. 5-60
162. Непомнящий, В.С. Пушкин. Русская картина мира. Серия «Пушкин в ХХ веке». - Вып. VI. - М.: Наследие, 1999. - 544 с.
163. Непомнящий, В.С. Слово о Пушкине // Да ведают потомки православных. Пушкин. Россия. Мы. - М.: Сестричество во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы, 2001 [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.wco.ru/biblio/books/pushkin2/Main.htm (дата обращения: 15.04.2019).
164. Ницше, Фр. Полное собрание сочинений: в 13 т. / Институт философии.
- М.: Культурная революция, 2014. - Т. 3. - 640 с.
165. Ницше, Фр. Полное собрание сочинений: в 13 т. / Институт философии.
- М.: Культурная революция, 2007. - Т. 4. - 432 с.
166. Ницше, Фр. Рихард Вагнер в Байрете // Полное собрание сочинений: в 13 т. Несвоевременные размышления. Из наследия 1872-1873 гг. - М.: Культурная революция, 2014. - Т. 1. - Ч. 2. - С. 260-332.
167. Ничипоров, И.Б. Личность и творчество протопресвитера Александра Шмемана // Московские Епархиальные ведомости. - 2013. - № 3-4.
- С. 136-142.
168. Ничипоров, И.Б. Образ Алексея Карамазова и проблема свидетельства миру о Христе // Московские Епархиальные ведомости. - 2013. - № 1-2.
- С. 168-172.
169. Ничипоров, И.Б. Преподобный Сергий Радонежский в русской литературе XX века // Московские Епархиальные ведомости. - 2013. - № 9-10. - С. 9597.
170. Ореханов, Ю.Л. Л.Н. Толстой и Оптина пустынь // Ярославский педагогический вестник. Том 1. Гуманитарные науки. - № 3. - 2011. - С. 4144.
171. Попова, Е.В. Ценностный подход в исследовании литературного творчества: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.08 / Попова Елена Васильевна.
- М., 2004. - 326 с.
172. Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы Лествица / под ред. О. Рогачева; переизд. 1898 г. - М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкого Сергиевой Лавры, 2002. - 444 с.
173. Прыжов, И.Г. История нищенства, кабачества и кликушества на Руси.
- М.: Терра: Книжная лавка - РТР, 1997. - 240 с.
174. Резвых, Т.Н. «Апокалипсис и Россия»: Эсхатологическая тема у С.Н. Дурылина // Вестник ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. - 2015. Вып. 3 (59). - С. 83-118; - Вып. 4 (60). - С. 113-135.
175. Резвых, Т.Н. «Незримый град» Сергея Дурылина // Книгоиздательство «Мусагет»: История. Мифы. Результаты. Исследования и материалы / Сост. и вступ. ст.: Резниченко А.И. - М.: РГГУ: Мемориальный дом-музей С.Н. Дурылина, 2014. - С.413-421.
176. Резвых, Т.Н. Отец Сергий Дурылин - исследователь творчества К.Н. Леонтьева // Христианство и русская литература. - СПб.: Наука, 2012.
- Сб. 7. - С. 257-357.
177. Резвых, Т.Н. Религия и культура в прозе и поэзии Сергея Дурылина // Христианское чтение. - 2015. - № 3. - С. 199-225.
178. Резниченко, А.И. Генезис и артикуляционные формы языка русской философии (С.Л. Франк, С.Н. Булгаков, А.С. Глинка-Волжский, П.П. Перцов, С.Н. Дурылина): историко-философский анализ: дис. ... д-ра философ. н.: 09.00.03 / Резниченко Анна Игоревна. - М., РГГУ, 2013. - 357 с.
179. Розанов, В.В. Религиозный «эклектизм» и «синкретизм» (Из воспоминаний о В.С. Соловьёве) // Розанов В.В. Собрание сочинений: в 30 т. / Под общ. ред. Александра Николюкина. - Москва: Республика, 2011. - Т. 21. - С. 150-160.
180. Силуан Афонский, преп. Составление, оформление Сибирская благозвонница. - М.: Сибирская благозвонница, 2008. - 245 с.
181. Сорокина, О.Н. Московиана: Жизнь и творчество Ивана Шмелева. - М.: Московский рабочий, Скифы, 1994. - 400 с.
182. Струве, Н.А. Евхаристическое богословие протоиерея Сергия Булгакова // Булгаков С., прот. Евхаристия. - М.: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2005. - С. 44-49.
183. Струве, Н.А. Православие и культура / 2-е изд., испр. и доп. - М.: Русский путь, 2000. - 632 с.
184. Сухова, Н.Ю. Русские богословские школы за рубежом: сохранение традиции и поиск нового (1920-1940-е гг.) // Материалы XVIII Ежегодной Богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: в 2 т. - М., 2008. - Т. 1. - С. 263-272.
185. Творческое наследие С.Н. Дурылина. Сборник статей / Сост. Галкин А.Б. М.: Совпадение, 2013. 173 с.; Творческое наследие С.Н. Дурылина. Сборник статей / Сост. Галкин А.Б. - М.: Совпадение, 2016. - Вып. 2. - 296 с.
186. Топоров, В.А. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. - М.: Прогресс - Культура, 1995. - 624 с.
187. Торопова, В.Н. Сергей Дурылин: Самостояние. - М.: Молодая гвардия, 2014. - 349 с.
188. Тышкевич С., свящ. Католичество. - Рим, 1950 [Электронный ресурс].
- URL: http://www.apologia.ru/articles/5 (дата обращения: 15.05.2019).
189. Уайбру, Х. Православная литургия. Развитие евхаристического богослужения византийского обряда. Книга издана при поддержке SPCK (Великобритания). - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2000. - 212 с.
190. Феофан Затворник, свят. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. - 4-е изд. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. - 384 с.
191. Флоренский П.А., свящ. Иконостас // Философия религиозного искусства: антология. - М.: Прогресс, 1993. - 400 с.
192. Флоренский П.А., священник Собрание сочинений. Философия культа (Опыт православной антроподицеи) / Сост. игумен Андроник (Трубачев).
- М.: Мысль, 2004. - 685 с.
193. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Часть II. На пути к катастрофе. (Кризис церковной культуры) // Интернет-версия под общей
редакцией Его Преосвященства Александра Милеанта), Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского. - 2-е изд., испр. и доп., 2003. - 230 с.
194. Флоровский Георгий, прот. О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси [Электронный ресурс]. - URL: http://www.vehi.net/florovsky/sophia.html (дата обращения: 15.04.2019).
195. Франк, С.Л. Русское мировоззрение / С.Л.Франк; Сост. и отв. ред. А. А. Ермичев. - СПб.: Наука,1996. - 738 с.
196. Франк, С.Л. Сочинения. - М.: Правда 1990. - 606 с.
197. Фридлендер, Г.М. Реализм Достоевского. - М.-Л.: Наука, 1964. - 405 с.
198. Хёйзинга, Й. Homo ludens. Человек играющий. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2011. - 416 с.
199. Хоружий, С.С. Русский исихазм: черты облика и проблемы изучения // Исихазм. Аннотированная библиография / под общ. и науч. ред. С.С. Хоружего. - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. - С. 550-559.
200. Христианство и русская литература. Сборник научных трудов. Сб. 2. / Отв. ред. Котельников В.А. - СПб.: Наука, 1996. - 361 с.
201. Шмеман А., прот. Дневники [Электронный ресурс]. - URL: https ://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/dnevniki/3_1 (дата обращения: 15.04.2019).
202. Шмеман А., прот. Евхаристия - Таинство Царства // Литургическое богословие отца Александра Шмемана. - СПб.: Библиополис, 2006. - 130 с.
203. Шпенглер, О. Закат Европы / Авт. вступит, статьи А. П. Дубнов, авт. комментариев Ю. П. Бубенков и А. П. Дубнов. - Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1993. - 592 с.
204. Щепалина, Е.А. «Евхаристия детства» в творчестве С.Н. Дурылина // Язык и репрезентация культурных кодов. VI Всероссийская с международным
участием научная конференция молодых ученых (Самара, 13-14 мая 2016 г.). Материалы и доклады. - Самара: Инсома-пресс, 2016. - С. 238-240.
205. Щепалина, Е.А. Евхаристический комплекс как смысл, ценность и код (на материале творчества С.Н. Дурылина) // Вестник Самарского университета. Серия «История. Педагогика. Филология». - 2017. - № 1.2. - С. 170-174.
206. Щепалина, Е.А. Искусство - радуга над силоамскими водами религии: народное православие С.Н. Дурылина // XIV Пасхальные чтения: материалы и статьи межвузовской научно-методической конференции «Гуманитарные науки и православная культура» Московского государственного педагогического университета. - М.: Литера, 2017. - С. 31-34.
207. Щепалина, Е.А. Становление художественного языка С.Н. Дурылина // Кризисный двадцатый век: парадоксы революционного кода и судьбы литературы: сборник научных статей / отв. ред. Л.Г. Тютелова, Е.С. Шевченко. - Самара: Самарский университет, 2018. - С. 109-111.
208. Эрн, В.Ф. Сочинения. Идея катастрофического прогресса. - М.: Правда, 1991. - 576 с.
Справочная и учебная литература
209. Бердникова, О.А. Духовные проблемы русской литературы XX века: учебн. пособие / О.А. Бердникова; Воронежский государственный университет. - Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2016. - Ч. 1. - 152 с.
210. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1956. - Т. 4. - 557 с.
211. Келдыш, В.А. Реализм и «неореализм» / В. А. Келдыш // Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов): В 2-х кн. / [отв. ред. В.А. Келдыш]. - М.: Наследие, 2000. - Кн.1. - С. 584-619.
212. Кокарев, М.С., священник. Введение в литургическое предание (Богослужебный устав Православной Церкви): Учебное пособие. - Самара: Книга, 2008. - 448 с.
213. Литература русского зарубежья (1920-1990): учеб. пособие / под общ. ред.
A.И. Смирновой. - М.: Флинта: Наука, 2006. - 640 с.
214. Малков, П.Ю. Введение в Литургическое Предание. Таинства Православной Церкви. - М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, 2008. - 320 с.
215. Полный церковнославянский словарь / сост. прот. Григорий Дьяченко.
- М.: Издательский Отдел Московской Патриархии, 1993. - 1120 с.
216. Православный молитвослов. - М.: Паломник, 2006. - 286 с.
217. Седакова, О.А. Словарь трудных слов из богослужения: Церковнославяно-русские паронимы. - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2008.
- 432 с.
218. Симфония Синодального перевода Библии [Электронный ресурс]. - URL: http://bible.in.ua/underl/RSVyS/index.htm (дата обращения: 15.05.2019).
219. Старославянский словарь (по рукописям X-XI вв.) / под ред. Цейтлин Р.М., Вечерки Р., Благовой Э. - М.: «Русский язык», 1994. - 842 с.
220. Теория литературы: Учебн. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. Заведений: в 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. - Т. 1: Н.Д. Тамарченко,
B.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 512 с.
221. Теория литературы: Учебн. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. Заведений: в 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. - Т. 2: Бройтман С.Н. Историческая поэтика. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.
222. Требник. - М.: Директ-Медиа, 2015. - 335 с.
223. Чинопоследование воскресного всенощного бдения [Электронный ресурс]
- URL: https://azbyka.ru/chinoposledovanie-voskresnogo-vsenoshhnogo-bdeniya#n2 (дата обращения: 15.04.2019).
Литература на иностранном языке
224. Dix, P.G. The Shape of the Liturgy. - Glasgow: The University Press, 1945.
- 735 p.
225. Guardini, R. The Spirit of the Liturgy. Translated by Ada Lane. - URL: http://www.ewtn.com/library/LITURGY/SPRLIT.TXT (accessed: 15.05.2019).
226. Taft, R. Liturgy: Model of Prayer - Icon of life. - Fairfax, VA: Eastern Christian Publications, 2008. - 67 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.