Этносоциальная структура Гайаны (полиэтническая общность развивающейся страны Карибского бассейна) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, Грибанов, П.В.

  • Грибанов, П.В.
  • 1984, Москва
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 169
Грибанов, П.В.. Этносоциальная структура Гайаны (полиэтническая общность развивающейся страны Карибского бассейна): дис. : 00.00.00 - Другие cпециальности. Москва. 1984. 169 с.

Оглавление диссертации Грибанов, П.В.

Введение. Обзор очников и литературы4

Глава I. Формирование этническогостава ициальнойруктурыраны в ХУ1-Х1Х вв.22

1. Этнорасовая ициальнаяруктура колонии в период рабства.26-3;

2. Отмена рабства,ановление и развитие креольской этнической группы .35

3. Изменения в этносоциальной структуре населения колонии в результате иммиграции законтрактованных рабочих в XIX веке .41-5'

Глава II. Этнциальнаяруктура колонии в XX веке58

1. Сложение в колонии фермерства индийского происхождения и формирование индогвиаой этничой общни59-7«

2. Изменения в этносоциальнойруктурераны в 19171966 гг.73-8(

3. Социальные и межэтнические отношения в ходе борьбы за независимость . c,86-9i

Глава III. Изменения в этносоциальнойруктуре и формирование этнополитической общности в независимой Гайане .94-1<

1. Основные этнические группы современного населения страны . C.94-IC

2. Влияние правительственной политики на этносоциальное и культурное развитие Гайаны .107

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этносоциальная структура Гайаны (полиэтническая общность развивающейся страны Карибского бассейна)»

Развитие молодых независимых государств, возникших после распада колониальной системы империализма, ставит много новых проблем перед исследователями, в том числе и перед этнографами» Как отмечалось в документах КШС, "молодые, освободившиеся от колониального гнета страны переживают сейчас непростои период национального становления и социального развития. Тянут назад унаследованная от колониального прошлого отсталость, междуусоб-ные раздоры и конфликты"*. От колониальной эпохи унаследованы не только экономические и социальные, но и этнические проблемы, решение которых невозможно без серьезного научного анализа, В ряде развивающихся стран проблема межэтнических отношении подчас приобретает веьма важное значение. От того, как складываются отношения между этническими группами в той или иной стране, зависят не только перспективы ее социально-экономического развития, но иногда и само существование. В странах, недавно освободившихся от колониальной зависимости, население которых культурно и этнически неоднородно, весьма важно выявить соотношение этнокультурных и социальных факторов, так как существенный источник межэтнических противоречии - совпадение социально-классовых и этнических различий**.

Молодые англоязычные государства Карибского бассейна в своем развитии также сталкиваются со сложными этническими проблемами. Население крупнейших по размерам территорий из этих стран - Я майки, Тринидада и Тобаго, Белиза, Гайаны - культурно и этнически гетерогенно. Затянувшаяся колониальная зависимость способствовала определенному отрыву этого субрегиона от социально-политической и экономической жизни Латинской Америки.

Как известно, современное население стран Латинской Америки формировалось в результате взаимодействия индейских народов и двух "волн" иммиграции: I. ХУ1 - ХУШ вв. - европейцы /преимущественно выходцы из Испании и Португалии/ и, в меньшей степени, рабы-африканцы; 2. XIX - начало XX вв. - выходвд из тех же стран, а кроме того, из стран восточной и Центральной Европы, Италии, в меньшей степени из Азии и Африки, страны Британской Вест-Индии также приняли две волны иммигрантов, но в ХУ1 - ХУ111 в. это были преимущественно рабы-африканцы, а в XIX - XX вв. выходцу из Азии. Относительно небольшое коренное население этих стран почти не участвовало в формировании новых этнических общностей, в "маргинальных" британски* колониях - Британской Гвиане и Британском Гондурасе - коренное население более активно взаимодействовало с иммигрантами. Белое население было немногочисленно, но составило правящий слой колониальных обществ и его культура оказала большое влияние на культуру других этнических компонентов. Главными этническими компонентами стали креолы /так называют себя потомки рабов-африканцев/, а в Гайане и на Тринидаде еще и потомки выходцев из Индостана.

Гайана, крупнейшая по размерам территории страна Карибского англоязычного субрегиона, по ряду признаков отличается от островных государств /в прошлом называвшихся Британской Вест-Индией/^, но вместе с тем большинство ее населения, как и нау-селения Тринидада и Ямайки, составляют лица африканского и азиатского происхождения. По данным С.И*Брука, в Гайане в 1978 г. проживало 400 тыс. индогайанцев - 48,8$ всего населения и 360 ¿тыс. адррогайанцев /креолов/ - 43,9%4. Наряду с этими основными группами, в стране живут потомки выходцев из Китая, португальцев с Мадейры и Азорских островов, а также около 37 тыо. индейцев - коренных жителей имеются также небольшие группы англичан, американцев США, аглоканадцев и "сирийцев" /потомков выходцев из стран Ближнего востока/. Необходимо отметить, что внутри индо- и афрогайанских общиостей существуют еще и этнорасовые группы. Мулаты и негры здесь отличаются не только расовыми, но и, отчасти, этнокультурными особенностями и осознают себя как отдельные, хотя и близкие группы» Коренное население делится на несколько народов, каждый из которых говорит на одном из языков, принадлежащих к трем различным языковым семьям - андо-экваториальной, ж&-пано-карибской и маро-чибча.

Рассматривая население страны в целом, необходимо иметь в виду и географическое размещение составляющих его компонентов. В.В.Покшишевский пишет, что "этнические ситуации в различных странах и ход этнических процессов в них могут испытывать существенное влияние форм расселения"^.

Географически население распределено крайне неравномерно. В целом всю страну можно разделить на две области - побережье, узкую полосу вдоль берега Атлантического океана от р.Померун до гранивд с Суринамом, где сосредоточена основная часть населения; и внутренние районы, преимущественно индейские, где представители других этнических групп малочисленны.

Живущее на побережье население культурно, этнически и ра~ сово гетерогенно. Здесь также существует определенная локальная обособленность представителей различных этносов. В сельской местности индогайанщ и креолы живут по большей части в отдельных поселениях, в городах можно выделить кварталы с преимущественно афро- и индогайанским населением, но эта обособленность возникла сравнительно недавно, после событий 1962-64 гг.

На побережье, на наш взгляд, большую роль играет не географии ческая, а именно социальная обособленность различных этнических групп.

Индогаыанцы - это в основном рабочие плантаций сахарного тростника и фермеры-рисоводы. Имеется также довольно значительная группа торговцев и интеллигентов индийского происхождения. Афрогаианцы - преимущественно рабочие промышленных предприятий, бокситовых разработок, а также служащие. Число фермеров и сельскохозяйственных рабочих африканского и смешенного происхождения невелико. Португальцы и китайцы - по большей части мелкие торговцы и работники сферы обслуживания, хотя из ин среды выдвинулись крупные предприниматели и чиновники. Англичане и американцы США - в основном технические специалисты, "сирийцы" заняты мелкой торговлей в городах. Коренное население страны - индейцы в определенной степени сохраняют традиционные занятия - не-товарное земледелие, охоту и рыболовство, хотя некоторые работают по найму на лесозаготовках, в строительстве, на золотых и алмазных копях, а также пастухами /в саванне Рулунуяи/.

Это соотношение этнического и социального факторов было обусловлено исторически. Изторда Гайаны, равно как и других стран субрегиона, являет собой пример того, как система зависимой экономики обусловила формирование своеобразной социальной структуры и этнически гешерогенного состава населения.

Независимость страны была провозглашена в 1966 г., до этого Гайана была колонией и называлась Британская Гвиана. Поэтому анализ этносоциальной истории колонии является необходимым условием рассмотрения процессов, происходящих в молодом государстве. Трудный путь Гайаны к независимости, сложность современной политической ситуации во многом обусловлены тем соотношением этнического и социального состава общества, которое сложилось в период колониальной зависимости. Известная поляризация политических сил страны по "расовому" /точнее, по этническому/ признаку, возникшая на завершающем этапе борьбы за. независимость, сохраняется и сегодня, причины этой поляризации невозможно понять, не зная конкретного соотношения расового и культурного факторов с социальным, равно как и истории возникновения такого соотношения.

Как отмечалось, в освободившихся странах этнический сектор издавна играл, а в ряде случаев продолжает играть и сейчас, значительную роль в деятельности некоторых партий и организаций6. в современной Гайане две основные партии - правящий Народный национальный конгресс /ЯНК/ и оппозиционная Народная прогрессивная партия /МП/ - партия марксистско-ленинского типа, признанная таковой международным коммунистическим и рабочим движением, являются по своему составу соответственно в основном афро- и индогайанской, хотя их лидеры и указывают на "общенациональный" характер своих организаций. Поэтому вопрос о соотношении этнического и социального факторов имеет не только научное, но и немаловажное практическое значение, так как его решение может способствовать выработке наиболее правильной позиции передовых сил Гайаны в их борьбе за единство и, в конечном счете, за построение в стране общества, свободного от классового и национального угнетения.

Не менее важным является также вопрос о характере этнокультурных изменений, происходивших в разных этнических группах. Признавая приоритет социального аспекта, необходимо уделять внимание не только тому, как место человека в системе производственных отношений определяло его этническую ориентацию, но и тому, как его этнокультурная принадлежность способствовала /или, наоборот, препятствовала/ инкорпорации его в тот или иной социальный слой.

Б диссертации ставится задача исследовать развитие! взаимоэтнического состава населения и социальной связь структуры Британской Гвианы, а затем независимой Гайаны. В связи с этим рассматриваются изменения, происходившие в социальной структуре и в этническом составе населения страны на разных этапах ее колониальной истории, а также после провозглашения независимости. Одной из важных задач работы является рассмотрение процесса изменения социальной ориентации различных этнических общностей, а также и собственно этнокультурных изменений. Большое внимание, в частности, уделено эволюции межэтнических отношений, в первую очередь, разумеется, исследуются развитие и взаимоотношения двух крупнейших групп населения Гайаны - индо- и афрогайанцев, так как члены именно этих групп составляют более 90% нас еления страны. При этом анализируются как причины и характер межэтнических разногласий, так и традиции совместного труда и борьбы против угнетателей, сложившиеся у представителей разных этнических общностей.

Исследование этносоциальных процессов в независимой Гайане по необходимости требует и анализа этносоциальной основы деятельности ведущих политических партий, а также во многом противоречивого характера политики национального строительства, проводимой правительствами Гайаны в разные периоды.

Методологической основой данной работы послужили положения классиков марксизма-ленинизма о путях формирования наций, о важности анализа социальных причин межнациональных разногласий, весьма важны положения К.Маркса о характере колониальной политики британского империализма. "Вражда между различными расами, племенами, кастами, религиями и государствами. всегда оставалась жизненным принципом британского владычества", -указывал К.Маркс7. Возникновение современных межэтнических противоречий в Гайане, равно как и в других развивающихся странах, происходило именно в колониальную эпоху, поэтому при их анализе необходимо исходить из марксистских выводов о сущности колониальной политики империалистических держав. Большое методологическое значение имеет также ряд положений по национальным проблемам в странах, освободившихся от колониальной зависимости, содержащихся в документах КПСС.

В советской этнографической и исторической науке существует ряд работ, посвященный анализу этносоциальной ситуации в развивающихся странах. В этой связи необходимо прежде всего указать на исследования советских африканистов - Б.В.Андрианова, Р.Н.Исмагиловой, Д.А.Ольдерогге8. Теоретические выводы, сделанные советскими учеными на материале африканских стран, имеют важное методологическое значение и при изучении этносоциальных процессов в англоязычных странах Карибского бассейна, в том числе и в Гайане.

Источниками, использованными при написании данной работы, послужили прежде всего документы британского министерства колоний, парламента и парламентский комиссий, а также отчеты колониальной администрации. Привлекаются также материалы переписей населения, документы правительства и парламента Гайаны. Необходимо отметить публикации материалов по политической истории колоний /осуществлена английским колониальным чиновником и историком С.Клементи/, иммиграции в Британскую Гвиану законтрактованных рабочих, в первую очередь индийского происхождения / С.Коццапи, Д.Нат/9. Дварка Нат, в прошлом чиновник колониальной администрации, собрал и обсадил значительное количество документов по иммиграции "второй волны". В первую очередь это данные о численности, кастовой и конфессиональной принадлежности иммигрантов из Индии, об их юридическом статусе в колонии. Следует упомянуть также публикацию документов о взаимоотношениях колониальных властей и коренного населения страны - индейцев, осуществленную М.Менезес*^.

Другой важной группой источников являются материалы, собранные и опубликованные путешественниками ХУ1П-ХХ вв. Это книга Дж.Щнкарда, довольно полно характеризующая рабовладельческое общество страны в конце ХУ1П в.**; публикации немецких авторов XIX в. Р.Шомбургка и К-Аппуна12, по поручению британских властей занимавшихся уточнением границы колонии с Венесуэлой. Некоторые данные по интересующей нас проблематике имеются в воспоминаниях и заметках лиц, посетивших страну в XX в.13

К источникам подобного же рода следует отнести и книги бывших чиновников колониальной администрации, написанные в основном на основе личных впечатлений*4. Особо следует отметить работу Дж.Кэмпбелла, посвященную такой малоизученной теме, как синкретический культ обиа. Автор, в прошлом шериф, по долгу своей службы занимавшийся культом, преследовавшимся в колониальную эпоху, собрал редкий и интересный материал.

Важной группой источников являются документы и материалы политических партий, труды и выступления их лидеров, Особое значение имеют работы генерального секретаря Народной прогрессивной партии Ч.Джагана, содержащие интересный материал не только по вопросам политики и экономики, но и по ряду этнических и социальных проблем страны;-^.

Ценным источнике* являются публикации с материалами полевых исследований, проведенных в стране в 50-60-е гг. XX века американскими и английскими этнографами, а также работы гаванских историков и этнографов, последние важны не только для характеристики собственно этнических и социальных процессов, но и для анализа взглядов авторов - представителей новой, гай-анской интеллигенции, на историю и современность своей страны16.

Привлекается и такой круг источников , как материалы прессы, в том числе гайанской, репортажи и заметки посетивших страну журналистов /необходимо в этой связи отметить книгу перуанского журналиста Х.Деприча/^.

Для исследования этнической политики правительств независимой Гайаны, в том числе политики "гайанизации", используются программы экономического и социального развития, школьные учебники, туристические проспекты*

Б отдельных случаях источники непосредственно по Британской Гвиане отсутствуют, как например, по некоторым аспектам жизни рабов в колонии, и мы опираемся на данные по другим бри-* танским владениям в субрегионе*8.

Б советской науке проблема взаимосвязи и взаимовлияния этнического и социального факторов в общественной жизни и быту населения Гайаны на современном этапе и в разные периоды истории страны почти не исследовалась, в то время как на материале островных государств Карибского моря подобные исследования уже проделаны а.Д.Дридзо19. его главные работы посвящены прежде всего выходцам из Индостана и их потомкам. В своих последних статьях А.Д.Дридзо специально исследует соотношение экономической и социальной структуры и этнического состава населения Ямайки, а талже Тринидада и Тобаго, хотя небольшой объем работ не позволяет ему подробно осветить это соотношение на разных этапах исторического развития англоязычных государст! Вест-Ийдии20.

Гвианской этнической ситуации посвящены в основном статьи обзорного характера удачная попытка рассмотрения процесса формирования современного этнического состава населения страны сделана В.И.Кочневым2^, хотя он в основном рассматривает процесс изменений, происходивших в культуре индогайанской группы, не останавливаясь отдельно на проблеме соотношения этнического и социального компонентов на разных этапах колониальной истории Рассматривая развитие межэтнических отношений в Британской Гвиане, В.И.Кочнев справедливо указывает на заинтересованность колониальных властей в разобщенности эксплуатируемых, не отмечая, однако, существовавших объективных причин межэтничеоо ских разногласий . Ограниченный объем статьи не позволяет ему и подробно исследовать причины, определившие разное социальное положение и /до последнего времени/ разную социальную ориентацию основной массы членов двух крупнейших этнических групп населения страны. Ему же принадлежит исследование, посвященное истории и современному положению индогайанской группы 24, в котором рассматриваются в первую очередь кастовые и семейно-брачные отношения. Работы В.И.Кочнева, несмотря на свой небо* льшой объем, имеют важное значение, так как являются серьезным марксистским исследованием этнических и, в меньшей степени, социальных проблем Британской Гвианы и независимой Гайаны.

Б советской историографии следует также упомянуть статьи Л.А.Файнберга и э.В.Зиберт 25, посвященные рассмотрению измене ниив жизни коренного населения страны - индейцев после начала европейской колонизации.

Необходимо указать на работы, посвященные становлению политических партий и национально-освободительного движения в стране, в первую очередь на исследование А.С.Ковальской Вопросы социальных отношений рассматривались Е.Б.Аникиной, процессу становления гайанской к^ьтуры уделял внимание А.Д. Дридзо27.

Однако в целом, на наш взгляд, проблема совпадения этнических и социальных компонентов гайанского общества, а также причины, ее обусловившие, пока еще не явилась предметом исследования в работах советских авторов, и нуждается в таком исследовании. Кроме того, отсутствие монографических исследований этносоциальной истории других англоязычных стран Карибского бассейна делают анализ этнических и социальных проблем Британской Гвианы ценным в методическом плане, так как он может облегчить исследование аналогичных проблем и в других странах субрегиона.

В работах зарубежных авторов, опубликованных до начала 60-х гг. XX века, интересующие нас проблемы специально не рассматривались, хотя каждый исследователе истории страны неизбежно давал хотя бы краткую характеристику социального положения основных этнических групп.

Первым достаточно полным научным исследованием истории и этнографии страны явилась работа английского ученого Р.Смита "Британская Гвиана"^, в ней дается характеристика этнической, социальной и культурной ситуации в стране на конец 50-х гг. XX в. указывая, что вскоре после прибытия в страну различные "расовые" группы обособились социально и про«рессионально, р. Смит объясняет это в первую очередь этнокультурными особенностями каждой из групп. Влияние английской культуры и, особенно, влияние церкви на креолов порой преувеличивается. Миссионеры в Британской Гвиане у автора выступают как сила, активно противодействовавшая жестокости со стороны плантаторов-рабовладельцев, сила, вокруг которой после отмены рабства сплачивалось ядро формирующейся креольской общности. Большее восприятие креолами, нежели выходцами из Индии, английской культуры автор,на наш взгляд, объясняет не большей интенсивностью и продолжительностью контактов выходцев из Африки и их потомков в стране с англичанами, а более отсталой культурой африканцев /по сравнению с индийцами/ вместе с тем несомненной заслугой Р.Смита, профессионального этнографа, является обобщение и анализ большого количества источников, а также собственных материалов, полученныз в результате полевых исследований, проведенных им в начале 50-х гг. Работа Р.Смита содержит большой фактический материал и, в целом, сохраняет свою ценность. В более поздних статьях автор по-прежнему использует материалы своих полевых исследований, проведенных в 50-е гг.3^ В статье "Этнические различия и крестьянское хозяйство в Британской Гвиане" он заменяет термин "расовая" термином "этническая" группа и обосновывает эту замену. Используемый Р.Смитом термин креолизация". подразумевает интеграцию в социальную систему страны и, по мнению исследователя, эквивалентен терминам "вес-тернизация" и "англизацш" именно степень усвоения культурных норм правящего меньшинства определяет в большинстве случаев статус представителей той или иной этнической группы в социальной структуре, утверждает автор, составной частью "ан-глизации было обращение в христианство. Б другой статье Р.Смит специально подчеркивает значение христианской религии для формирования креольской группы, усматривая обращение креолов в христианство одной из причин их доминирования в политической я? жизни и после провозглашения независимости страны ° .

Определенное внимание проблеме соотношения социального и этнического факторов в истории Британской Гвианы уделяется в работах американского исследователя Л.Депре. Его монография "Культурный плюрализм и национальная политика в Британской Гвиане" посвящена характеристике основных этнических компонентов населения страны00, пользуясь синхронным методом, автор анализирует черты культуры афро- и индогаианской групп и сопоставляет их. Он отмечает, что креолы составили основу существующего в стране плюралистического общества, занимая в нем господствующее положение по отношению к иммигрантам из Азии и их потомкам, в отличие от других стран субрегиона, в Британской Гвиане противоречие между массой населения африканского происхождения и мулатской элитой, по мнению исследователя, отошло на второй план по сравнению с индо-креольскими противоречиями. Также как и Р.Смит, Л.Депре подчеркивает значительное влияние церкви на креольскую группу^4, отмечая почти полное исчезновения африканской традиционной культуры, Депре указывает и на отличие креольской культуры от европейской. В целом в его работе дана довольно полная характеристика этнических групп, включая и такую область, как их политическая активность. Слабой стороной работы является недостаточный показ динамики этнокультурных и социальных изменений, в известной степени обусловленный методом исследования. Не освещается и специфика культурного облика классов и социальных групп внутри этнических общностей, стремясь выделить особое, специфическое в культурах афро- и индогайанцев, автор почти не говорит о тех общих чертах, которые возникли в культурах разных этнических групп населения Британской Гвианы, мало уделяет внимания традициям совместной борьбы и труда, которые выработались у представителей разных этнических групп на протяжении колониальной истории. Это в значительной мере объясняется той "плюралистической моделью" общества, которую Депре пытается применить к конкретной ситуации в стране. Термин "плюралистическое общество" был впервые предложен английским экономистом Дж.Фарнивелом в конце 30-х гг.35 согласно его определению, в "плюралистическом обществе каждая группа придерживается своей религии, культуры и языка, своих обычаев и образа жизни. Представители групп встречаются только в процессе купли и продажи. Это общество, в котором различные общности живут бок о бок, но раздельно, и составляют политическое единство" црИ менительно к карибским странам термин впервые использовала американская исследовательница М.Смит, в своей работе "Плюралистические общества Британской Вест-Индии" она определяет плюралистическое общество как чисто политическое единство, в котором "различные этнические компоненты образуют свои институционные субсистемы., культурные институты народов образуют основу их социальной структуры"^. Как и Фарнивел, М.Смит считает, что плюралистическое общество объединяется политической силой Л.Депре, исходя из концепции М.Г.Смит, рассматривает этносоциальную структуру Британской Гвианы как в известной степени искусственное образование. Межэтнические противоречия, таким образом, являются непременной характеристикой этого общества, и их обострение в период провозглашения независимости вполне закономерно, так как связано с уходом колонизаторов, поддерживавших единство общества посредством "политической силы". В статье "Этничность и борьба за возможности в гайанском общее гве" Л.Депре, кратко прослеживая историю страны, делает вывод о том, что "в течение всей колониальном истории Гайаны ее население различно эксплуатировалось и различно приспособилось к условиям эксплуатации"^. Поэтому межэтническая разобщенность сохранялась и остается в гайанском обществе. Но вместе с тем автор отмечает, что "ао многих ситуациях, при контактах не-гаианцев с гайанцами различного этнического происхождения, гай-анщ практически всех категорий стремятся преуменьшить или скрыть свою этническую принадлежность в пользу утверждения общегосударственной принадлежности"4®. Однако это важное замечание остается не развитым. Л.Депре не склонен на основе приводимого материала делать вывод о возможности достижения "национального" единства в ходе независимого развития страны и счита -ет, что межэтнические отношения в дальнейшем будут ухудшаться. В целом работы Л.Депре ценны прежде всего обобщенным в них большим тактическим материалом. Написанные с использованием данных полевых исследований, проведенных автором в 60-е гг., они сохраняют свою фактологическую ценность.

Следует остановиться на статьях канадского исследователя Д.Бартелса, посвященных в основном роли этнических стереотипов и автостереотипов в гайанском обществе4*1-. Д.Бартелс убедительно полемизирует с Л.Депре по вопросу о характере межэтнических отношений и причинах межэтнических разногласий. Он указывает, что межэтнические конфликты в стране в значительной степени возникали в результате целенаправленной политики колониальных властей и плантаторов, заинтересованных в разобщенности эксплуатируемых42. Весьма продуктивна и его критика позиции Л.Депре в вопросе о характере экономической политики правительств НПП. В своей последней статье Д.Бартелс рассматривает изменение этносоциальной ситуации в стране в период после провозглашения независимости43. Написанные в целом с марксистских позиций, работы этого исследователя являются серьезным вкладом в научный анализ интересующей нас проблемы.

Необходимо отметить работы, посвященные месту различных этнических групп в структуре гайанского общества и изменениям в их этнокультурном облике. Наиболее фундаментальным исследованием афрогвианской этнической группы остается монография Р. Смита об афрогвианской /у автора - негритянской/ семье 44. Значительное число монографических работ, в том числе и написанных по материалам полевых исследований, посвящено индогвиан-45 скои группе . особенно важно в свете решенияинтересующей нас проблемы исследование М.Рауфа, получившего образование в США пакистанского ученого, посвященное сельским ивдогвианиам /на материале селения Крэбвуд Крик/, в котором рассматриваются не только этнокультурные, но и социальные вопросы4®. М.Рауф отмечает постепенное изменение социальной и культурной ориентации разных поколений индогвианцев. Весьма интересны его выводы о формировании новой этнической общности, отличной от индийских и пакистанских.

Интересный фактический материал содержится в работах, посвященных коренному населению страны - индейцам. В этой связи сле

47 дует упомянуть монографию К.Хэмфи, а также статьи А.Сандерса „

Иссследуемые нами проблемы не получили достаточно полного и всестороннего рассмотрения и в зарубежной научной литературе. Работы Р.Смита и Л.Депре, являющиеся наиболее фундаментальными исследованиями этнических и социальных отношений в Британской Гвиане, не содержат подробного анализа соотношения этнического состава населения и социальной структуры на разных этапах истории страны и причин этого соотношения. Работы других историков и этнографов освещают преимущественно этнокультурные и политические аспекты истории Британской Гвианы и Гайаны. Кроме того, "плюралистическая" модель общества, используемая большинством исследователей, определяет их больший интерес к (¿акторам, разобщающим различные этнические группы населения страны, неже-• ли к (¿акторам, обусловливающим экономическое и политическое единство этих групп, поэтому одна из важных задач диссертации - критика взглядов ряда зарубежных ученых на гайанское общество как на "культурно плюралистическое", существующее в результате политического принуждения. Большую помощь в этой связи при написании диссертации оказали посвященные общетеоретическим вопросам этнографии труды академика Ю.В.Бромлея48, а также статьи С.И.Брука, В.И.Козлова49.

В.И.Ленин указывал, что "безусловным требованием марксистской теории при разборе какого бы то ни было социального вопроса является постановка его в определенные исторические рамки"^. Этническая и социальная история страны делится на ряд периодов, каждый из которых характеризуется значительными изменениями в этдическом составе и социальной структуре населения, и нуждается в специальном рассмотрении.

Основными периодами в истории страны являются доколониальный /до появления в стране европейцев в начала колонизации в ХУЛ в./; колониальный /с ХУ11 в. по середину XX в./ и, наконец, период после провозглашения независимости /с 1966 г. по настоящее время/. Вместе с тем отнюдь не каждый из этих периодов нуждается, на наш взгляж, в подробном анализе. Основные этнические группы современного населения Гайаны сложились в период колониальной зависимости, тогда же в основном завершилось формирование существующей сегодня социальной структуры. Поэтому именно колониальный период, по нашему мнению, требует наиболее подробного исследования.

Колониальный период делится на три этапа. В течение первого

- с начала колонизации и создания плантационного хозяйства в середине ХУЛ в. и до отмены рабства в 1834 г. - в стране появились выходцы из Европы и Африки, второй этап - со времени отмены рабства по 1917 г., когда была отменена система контрактов,

- характеризуется появлением в результате иммиграции по контракту новых этнических групп: индийской, португальской и китайской. Третий этап, охватывающий время с 1918 г. до провозглашения независимости в 1966 г., является временем консолидации двух основных этнических общностей - афро- и индогвианской. Именно на этом этапе колониальной истории страны создаются основные политические организации, начинается активная борьба за освобождение от колониальной зависимости. В диссертации мы отдельно остановимся на каждом из этапов колониальной истории, с целью исследовать, как складывались и развивались межэтнические отношения, как менялась социальная ориентация представителей разных этнических групп, какие причины обусловили то или иное их место в социальной структуре.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Другие cпециальности», Грибанов, П.В.

Заключение.

Рассмотрев основные моменты истории формирования социальной структуры и этнического состава населения Гайаны,мы можем сделать следующие выводы.

Проблема совпадения этнического фактора с социальным характерна и для других англоязычных стран Карибского бассейна^ частности,для Белиза,Тринидада и Тобаго,а также для Суринама.Например,в Белизе две основные этнические группы,примерно равные по численности,составляют около

80# всего населения,и границы этнических групп в основном

ЯЧ7 совпадают с границами классов и социальных групп. Вместе с тем только в Гайане совпадение этнического и социального компонентов населения дополняется резкой поляризацией политических сил по этническому признаку.Соответственно именно здесь межэтнические противоречия приняли наиболее острый в субрегионе харайер.

Современная этносоциальная структура страны сложилась в основном в колониальный период,как закономерное следствие хозяйственной и политической системы колониального типа. В ХУЛ - XIX вв.в стране было создано плантационное,ориентированное на экспорт хозяйство,ставшее основой социальной структуры,в которой основные классы и социальные группы состояли главным образом из представителей какой-либо одной из местных этнорасовых групп.В частности,основными компонентами населения в период рабства были негры-рабы и белые-рабовладельцы,промежуточное социальное положение между ними занимали свободные мулаты;Ещё в период рабства начался процесс адаптации выходцев из Африки и их потомков к экологическим,социально-экономическим и этнокультурным условиям колонии,имевший результатом формирование в стране на основе африканских и евроафриканских расовых и европейских и африканских культурных компонентов новой этнической общности - креольской.Формирование новой общности в общих чертах завершилось к концу XIX века,после отмены рабства и создания креольских посёлков.Частью креолизации была англизация - адаптация потомков африканцев в стране к культуре белого меньшинства,в этнокультурном плане начиная с конца ХУШ века преимущественно английского.

Иммиграция "второй волны",в период с 30-40-х гг.XIX по начало ХХв;, усложнила этнический состав населения,но сама по себе не могла изменить сложившейся к тому времени структуры колониального общества.Социальное положение человека в этой структуре в определённой степени соответствовало его расовой и этнокультурной принадлежности.Разные этнические группы иммигрантов "второй волны" заняли неодинаковое положение в социальной структуре колонии,что в значительной степени было обусловлено политикой колониальных властей¿Выходцы из Индии и их потомки в Британской Гвиане,в первую очередь вследствие своей большой численности,оформились в новую этническую общность - индогайанскую /индогвианскую/. Формирование её в основном завершилось к 1917 г.,времени отмены системы контрактов и прекращения массового притока выходцев из Индии в страну, а консолидация продолжается и в настоящее время;<Цругие этнические группы иммигрантов

If o If второй волны' постепенно утрачивали этническую специфику. Португальцы,в XIX веке в большинстве своём обособленные от других европейцев,к концу колониального периода в этнокультурном и социальном плане значительно приблизились к правящему английскому меньшинству.Выходцы из Африки и стран Вест-Индии влились в расово близкую им креольскую общность.Выходцы же из Китая и их потомки,несмотря на небольшую численность, сохранились в качестве самостоятельной этнической группы, хотя и смешались частично с креолами.

Основную массу населения страны составили к концу колониального периода две основные этнические группы - афро- и индогайанцы;Рассмотреаде основных моментов процесса изменения их этнокультурного облика и социального состава позволяют нам сделать вывод,что эти изменения были обусловлены не только "изначальным культурным разрывом" и поэтому различным приспособлением к этнокультурным и социально-экономическим условиям колоши,как утверждают некоторые зарубежные исследователи,но и,в значительной степени,политикой колониальных властей,которые стремились сохранить прямую связь этнической принадлежности людей с их социальным статусом,намеренно делая уступки индогвианцам за счёт креолов /например,в наделении землёй/ и креолам за счёт индогвианцев /в привлечении на службу в аппарат управления/.' Нельзя ортицать,что колониальные власти руководствовались в первую очередь интересами сохранения колониального режима и,вне зависимости от этнической принадлежности человека, стремились использовать его в интересах правящих классов метрополии и белого меньшинства колонии.В целях закрепления на плантациях сельскохозяйственных рабочих индийского происхождения было выгодно предоставить им небольшие участки для ведения собственных хозяйств,а для пополнения административных кадров требовались грамотные люди, индогвианцы же в большинстве своём не имели необходимого для этого образования.Однако существовала и прямая заинтересованность колониальных властей и плантаторов в разообщённости эксплуатируемых.Этническая разнородность населения имела важное значение для функционирования системы колониального принуждения и эксплуатации.Несхожесть разных компонентов населения,взаимное непонимание,обособленность использовались эксплуататорами и искусственно раздувались ими.Классическим приёмом был срыв стачки рабочих одной этнической принадлежности с помощью штрейкбрехеров,принадлежащих к другой этнической группе.Составной частью политики,направленной на разообщение эксплуатируемых трудящихся по этническому признаку,было и навязывание им господствующей в колонии расистской идеологии и созданных колонизаторами сРреотипов афро- и индогвианцев.

Некоторые исследователи,в том числе и В.Н.Кочнев, не считали возможным отметить наличие в стране интеграцион-338 ных процессов. Материалы исследования показывают,что взаимовлияние группового этноцентризма и,хотя и в меньшей степени,межэтнической интеграции,проходит сквозь всю колониальную историю и характерно для современной ситуации. Оно обусловило и своеобразную иерархичность этнического самосознания членов разных этнических групп.Гайанец африканского происхождения называет себя "креолом","африканцем", "гайанцем" в зависимости от конкретной ситуации. Гайанец индийского происхождения - "индийцем",однако в иной ситуации - например,приехав в Индию или Великобританию,-"райанцем".Как видим,этническое самосознание проявляет себя по-разному в разном этническом окружении.Сознавая себя гайанцами,представители разных этнических групп также ощущают свою принадлежность к отдельным этническим общностям.Это отражает объективный ход этнических процессов.

В этой связи объяснима и поляризация политических сил по этническому признаку именно на завершающем этапе борьбы за независимость.Как и в странах Тропической Африки, национально-освободительное движение в Британской Гвиане формировалось не как движение за создание собственной государственности проживавших на определённой территории народностей,этнических групп,племён.Напротив,это движение служило выражением антиколониального протеста всех этнических групп населения,хотя и в разной степени участвовавших в освободительной борьбе.После же ухода колонизаторов объективно Ослабевает антиколониальная база сплочения

339 различных этнических общностей".

Поляризация политических сил по этническому признаку продолжает сохраняться и сегодня.В настоящее время,как и в начале 60-х гг.»большинство членов ННК - афро-,а НПП -индогайанцы^В Гайане широкой известностью пользуется термин "апанджат" /слово из языка хинди/,означающий голосовать за человека той же этнической принадлежности, что и голосующий".Хотя в ходе предвыборной компании ни одна партия не заявляет о своей приверженности к интересам той или иной этнической группы,весьма характерны взаимные обвинения НПП и ННК в расизме,точнее,в этноцентризме.

Провозглашение независимости явилось началом нового этапа в этнической и социальной истории страны.Политика правительств независимой Гайаны была направлена на достижение "национального единства",однако на разных этапах была довольно непоследовательна;Р.Н;Исмагилова,анализируя современную ситуацию в странах Тропической Африки,отмечает, что создание национального единства,под которым подразумевается в данном случае не формирование единой нации в пределах государственно-политических границ,а воспитание чувства I принадлежности к единому государству,отождествление себя с другими народами данного государства - процесс длительный?4^ В современной Гайане проблема достижения "национального единства" усложняется,как отмечалось,и поляризацией политических сил по этническому признаку.

Несмотря на проведённые правительствами независимой Гайаны мероприятия по деколонизации политической,экономической и культурной жизни страны,о подлинной экономической и культурной независимости говорить пока ещё рано.Экономика Гайаны и сегодня сохраняет в сущности зависимый характер. Сохраняется и унаследованное от колониального периода совпадение границ социальных и этнокультурных групп,хотя англичане и заменены в аппарате управления государством и экономикой уроженцами страны^Соответственно,межэтническая интеграция объективно тормозится вследствие различного социального и профессионального положения основной массы представителей двух разных этнических групп населения страны -афрогайанцев и индогайанцев. Единство прогрессивных сил страны, их совместная борьба за ликвидацию наследия колониализма могут явиться средством сплочения трудящихся Гайаны и, в дальнейшем,послужить объективной основой для ликвидации межэтнических противоречий.

Список литературы диссертационного исследования Грибанов, П.В., 1984 год

1. Произведения классиков марксизма-ленинизма, документы и труды руководителей КПСС.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч., т.2.

3. Маркс К. Британское владычество в Индии. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.9.

4. Маркс К. Восстание в индийской армии. К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч., т.12.

5. Маркс К. Капитал, т.III, К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч., т.25.

6. Энгельс Ф. О разложении феодализма и возникновении национальных государств. К.Маркс,и Ф.Энгельс, Соч., т.21.

7. Ленин В.И.Империализм, как высшая стадия капитализма. ПСС, т.22.

8. Ленин В.И. Либералы и демократы в вопросе о языках« ПСС, т.23.

9. Ленин В.И. Тезисы по национальному вопросу. ПСС, т.23.

10. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. ПСС, т.24.

11. Ленин В.И. К вопросу о национальной политике. ПСС, т.25.

12. Ленин В.И. О праве наций на самоопределение. ПСС, т.25»

13. Ленин В.И. Тетради по империализму (тетрадь "вси"). ПСС, т. 28.

14. Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР. М., Политиздат, 1982.

15. Брежнев Л.И. О пятидесятилетии СССР. М., Политиздат, 1972.

16. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., Политиздат, 1980.

17. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., Политиздат, 1962.1.,Источники.

18. Официальные государственные, статистические и другие документы.

19. Allgemeine Statistic des Auslandes. Stuttgart-Mainz, 1973*

20. Blue book. Demerara, The Argosy, comp.0930.

21. British Guiana. Annual report on British Guiana for the year 1948, 19^9. L., 1949.

22. British Guiana. Combined court. Memorandum prepared by the elected members of the Combined court of British Guiana in reply to the report of the British Guiana Comission. L., 1928.

23. British Guiana. Constitutional comission. L., 1954.

24. British Guiana. Constitutional conference. L., 1960.

25. British uuiana, independence conference. L., 1965»

26. British ^uiana suspesion on the constitution. L., 1953.9» Calendar of state papers. Gblonial series. America and West Indies. 9 volumes. L., 19Ю-1939.

27. The Caribbean year book. L., 1978.

28. Conference on movement of persons within a British Caribbean federation. Trinidad, 1955«

29. Emigrant. Indian Emigration. L., 1924.

30. Emigration from India to the Crown Colonies and Protectorates. Report on the Committee on Emigration from India to the Crown Colonies and Protectorates. Presented to Both Houses at Parlament. June, 1910. L., 1910.

31. Expeditions (Colonising) to the Westlndies and Guiana. 1623-1667. L., 1925.15» Great Britain. Comission of inquire into the sugar industry of British Guiana. L., I949.

32. Great Britain. Laws. Guyana independence act 1966, L., 1966.

33. Statistic des Auslandess Lander hurgber. Wiesbaden-Stuttgart, 1983.

34. West India colonies and Mauritices. L., 1848.

35. The West Indies and Caribbean year book. L., 1937-1952.2. Публикации документов.

36. Clementi С. A constitutional history of British Guiana. L., 1937.

37. Kondapi C. Indians Overseas, 1838-194-9. Oxford, 1951.

38. Menezes M.N. The Amerindians in Guyana. 1803-1873. A documentary history. L., 1979.

39. Nath Dw. A history of Indians in British Guiana. L., 1950.

40. Мемуарные, публицистические, художественные произведения.

41. Аппун К.Ф. Под тропиками. Странствование по Венецуэле, на Ориноко, в Британской Гвиане и на Амазонке с 1815 по 1868 г.1. СПб., 1873. н

42. Аппу К.Ф. Путешествие по Британской Гвиане. СПб., 1871. Гэппи Н. В стране Ваи-Ваи. М., 1961. Даррел Дж. Путешествие в Эдвенчер. М., 1979. 5» Рэли Уолтер. Открытие обширной, богатой и прекрасной Гвианской империи. М., 1963.

43. Bacon М. Jorney to Guyana. L., 1970.

44. Campbell John. Obeah yes or no? A study of obeah and spiritualism in Guyana. Georgetown, 1977»

45. Deprich J.A. Guyana. Otra via al socialismo. Caracas, 1973.

46. Edwards Br. History, civil and commercial of the West Indies. 2 v-s. L., 1798, 1801.

47. Ю. Jenkins Е. The coolie, his rights and wrongs. L., 1871.

48. Kirke, Henry. Twenty-five years in British Guiana. Westport, 1970.

49. Mittelholzer Ed. With a Carib eye. L., 1958.

50. Naipaul V. The middle passage. L., 1962.

51. Pinckard. Dr.G. Letters from Guiana, 1797-1797. Georgetown, 1942.

52. Sromburgk R.H. A description of British Guiana. L., 1840.

53. Swan M. The British Guiana: the land of six peoples. L., 1959»

54. Swan M. The marches of El Dorado. British Guiana, Brasil, Venezuela. L., 1958.

55. Документы, материалы, работы лидеров Народной прогрессивной партии.

56. Джаган Джанет. В защиту прав коренного населения. Проблемы мира и социализма, (Прага), 1983, № 5,(297)2. 2. Джаган Дж. За дело рабочего класса, за интересы трудящихся.- Проблемы мира и социализма, 1982, № II.

57. Джаган Чедди. Позитивные перемены в Гайане возможны. Проблемы мира и социализма, 1980, № I.

58. Джаган Ч. Политическая гибкость, идеологическая непримиримость. Коммунистическое движение. Проблемы теории и практики. Прага, 1978.

59. Джаган Ч. Запад на скамье подсудимых. М., 1969.

60. Джаган Ч. Свобода под запретом. М., 1955.

61. Рохи К. Источник нашей силы в народе. - Проблемы мира и социализма, 1981, № 12.

62. Benn B.H. History of the People's Progressive Party. Georgetown, 1963.

63. Guyana's road to socialism. Political programm at the People's Progressive Party. Georgetown, 1979»

64. Jagan Ch. The Caribbean revolution. Prague, 1979.

65. The Communist martyr mates. Georgetown, 1964.

66. Документы, материалы, раооты лидеров Народного национального конгресса.

67. Burnham L.F. Towards the peoples victory. Georgetown,1979*

68. Burnham L.F. Towards the socialist revolution. Georgetown, 1975.

69. Burnham. L.F. The small man a real man in the co-operative Republic Guyana. Georgetown, 1970.

70. A Distiny to Mould: Selected speeches by the prime minister of Guyana. Forces burnham. N.Y., 1970.

71. People's national congress. Biennial congress. 2 v. Georgetown, 1977.

72. Peoples' national congress. Special congress. Georgetown, 1974.

73. Tributes to good government. Georgetown,1977«

74. Программы экономического и социального развития, рекламные и учебные издания.

75. A Decade of agriculture: 1966-1976. Georgetown /1976/.

76. Adams lyaluna. A primer for young patriots. Georgetown,1974.

77. A New Guyana. Guyana, Ministry of information, culture and youth,

78. British Guiana (Guyana) development programme (1966-1972). Georgetown, 1966.

79. Guyanai A decade of progress. 10th anniversary of the Peoples national congress in government. Georgetown, 1974.

80. New world. Guyana independence issue, Georgetown, 1964.

81. Пресса и другие периодические издания.

82. Азия и Африка сегодня. М., 1970-1983.

83. Латинская Америка, М., 1970-1983.

84. Новое время, М., 1970-1983.

85. Canadian Tribune, Toronto, 1970-19335. Caribbean quaterly, Kingston, 1970-1982.

86. Caribbean review, San Jose, 1976-1980.

87. Guyana today. Georgetown, 1974-1976.

88. Guynews. Georgetown, I97O-I977.9. Economist, L., 1970-1980.

89. The Financial Times. L., 1970-1974.

90. Morning Star. L., 1975-1982.

91. The Nation. N.Y., 1970-197313. News from Guyana. Georgetown, 1965-197714. Thunder, Georgetown, 1976-1980.15. Tribune. I/., 1975-1980.

92. Литература. (Монографии, статьи).

93. Абрамова С.Ю. Африка. Четыре века работорговли. М.: Наука,1978.

94. Абрамова С.Ю. История работорговли на Верхне-Гвинейском побережье (вторая половина ХУ начало XIX в.). М.: Наука, 1966.

95. Адамсон А. Последствие иммиграции завербованных рабочих для экономической и политической структуры Британской Гвианы. М., 1970.

96. Богословский В.А. Гайана. М.: Мысль, 1969,

97. Бороздина Р.И. Экономика Гайаны: 15 лет независимого развития. Латинская Америка (далее "Л.А."), 1981, № 10.

98. Бромлей Ю.В. К вопросу об особенностях этнографического изучения современности. Советская этнография (далее "С.Э."), № I, 1977.

99. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. Очерки теории и истории. М.: Наука, 1981.

100. Бромлей Ю.В. Некоторые аспекты соотношения интернационального и национального в современном мире. "Новая и новейшая история" 1980, № 2.

101. Бромлей Ю.В. О предмете культурносоциальной антропологии и этнографии в трактовке американских и советских ученых (опытсравнительного анализа). "Этнография за рубежом". М.: Наука,1979.

102. Бромлей Ю.В. Опыт типологизации этнических общностей. "С.Э.", 1972, № 5.

103. Бромлей Ю.В. Основные виды историко-культурных общностей и тенденции их динамики. "С.Э.", 1981, № I.

104. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973.

105. Брук С.И., Чебоксаров Н.Н. Метаэтнические общности. "Расы и

106. Губарев B.K. Первая английская колония в Вест=Индии. "Вопросы истории", 1980, № 5.

107. Дридзо А.Д. Тринидад и Тобаго. Этнические цроцессы в странах Карибского моря. М.: Наука, 1982.

108. Дридзо А.Д. Ямайка. Этнические процессы в странах Карибско*-го моря. М.: Науке, 1982.

109. Дридзо А.Д. Этнические аспекты колониальной политики Англии. Этнические процессы в странах Карибского моря. М.: Наука, 1982.

110. Дридзо А.Д. Из истории индейцев Тринидада. Проблемы истории и этнографии Африки. М.: Наука, 1979.

111. Дридзо А.Д. Этнокультурные процессы в Вест-Индии. Л.: Наука, 1978.

112. Дридзо А.Д. Положение индийцев Тринидада (вторая половина XIX начало XX вв.) "Страны и народы Востока". Вып. ХУШ, М., 1976.

113. Дридзо А.Д, Индейцы Ямайки (к проблеме малых этнических групп в Карибском регионе). "Расы и народы", 1975, № 5.

114. Дридзо А.Д. Начало иммиграции индийцев в Вест-Индию. "Страны и народы Востока". М., 1972.

115. Дридзо А.Д. Ямайские маруны. Л.: Наука, 1971.

116. Дридзо А.Д. Восстания негров Бербиса в 30-60-е годы ХУШ в. -Гвиана, М., 1969.

117. Дридзо А.Д., Кочне в В.И., Семашко М.М. Индийцы и пакистанцы за рубежом. М.: Наука, 1978.

118. Ерофеев H.A. Английский колониализм в середине XIX века. М.: Наука, 1977.

119. Нитобург Э.Л. Негры в США (ХУЛ нач. XX вв.). М.: Наука, 1979.

120. Нитобург Э.Л. Конфликты по наследству (к истории гайано-вен несуэльского и гайано-суринамского пограничных споров).

121. Ольдерогге Д.А. Колональное общество этап в этническом развитии Тропической Африки (постановка проблемы). - Проблемы населения и хозяйства стран Африки. Л.: Наука, 1973.

122. Ольдерогге Д.А. Проблемы этнической истории Африки. Этническая история Африки. М.: Наука, 1977.

123. Ольдерогге Д.А. Западный Судан в ХУ-Х1Х вв. Очерки по истории и истории культуры. - М.-Л.: Наука, 1960.

124. Покшишевский В.В. Население и география: теоретические очерки. М.: Наука, 1978.

125. Пояркова Н.Т. Возникновение и распад Вест-Индской федерации "Расы и народы", М., 1981, № II.

126. Скрипникова Л.В. Английский колониализм в Вест-Индии. Критика буржуазных концепций исторического развития молодых государств Карибского региона. Киев: Вища Школа, 1981.

127. Скрипникова Л.В. Освободительная борьба народ :ов Британской Вест-Индии в XIX в. "Вопросы истории", 1981, № I.

128. Скрипникова Л.В. История англоязычных стран Карибского бассейна в работах Вест-Индских исследователей. "Л.А.", 1978, № I.

129. Софинский В.Н. Страна шести народов на пути прогресса (к 10-летию независимости Гайаны). "Расы и народы", М., 1978, вып. 8.

130. Софинский В.Н. Британская Гвиана. Гвиана, 1969.

131. Софинский В.Н. Национальный вопрос в Гайане. "Расы и народы", № I, М., 1971.

132. Софинский В.Н. Население Британской Гвианы. Нации Латинской Америки, М.: Наука, 1964,

133. Файнберг Л.А. Из истории индейцев Британской Гвианы. Гвиана., М., 1969.

134. Adomson Alan Н. Shugar without slaves. The political economy of British Guiana, 1838-1904. L., 1972.

135. Adamson Al. The Reconstruction of Plantation labor After

136. Emancipation. The Case of British Guiana. Race and Slavery in Western Hemisphere. N.Y., 1975*59« An introduction to the Akawaio and Arekuna peoples of Guyana. Georgetown, 1977«

137. Aspinall Algernon. The handbook of the British West Indies, British Guiana and British Honduras. 1926-27., L., 1926.

138. Bartels Dennis. Catastrophe Theory and Dialectical Change in Guyanese Race and Class Relations. "Current Anthropology", 1981, vol.22, N 4.

139. Bartels, Dennis. Class conflict and racist ideology in the formation of modern Guyanese society. Canadian Reviewof Sociology and Anthropology. 1977, 14 (4).

140. Bastide, Roger. Les Ameriques noires. Las civilisations africaines dans le nouveau mon <le. Paris, Payot, 1967.

141. Benedict, Burton. Stratification in Plural Societies. American anthropologist, 1962, v.64, N 6.

142. Blanshard, P. Democracy and Empire in the Caribbean. N.Y., 1947.

143. Brathwaite, Edward Kiimau. La criollizacion en las antillas de lengue inflesa. Casa de las Americas. La Habana, 1976, N 96.

144. Brathwaite, E. The development of Creole society in Jamaica. 1770-1820. Oxford, 1978.

145. Brathwaite, P.A. Musical traditions: Aspects of natural elements with influence on a Guyanese community. Georgetown,1975.

146. Brett, W.H. The Indian Tribes of Guiana. L., 1868.

147. Cumpston, I.M. Indians Overseas in British territories. L., 1953.

148. Cumpston, I.M. A survey of Indian immigration to British tropical colonies to 1910. Population Studies. Vol.10, N 2, 1956.

149. Consequences of class and color.West Indian perspectives. JST.Y., 1973.

150. Chase A. A history of Trade Unionism in Guiana. I9OO-I96I. Ruimveldt, Guyana. 1964.

151. Dalton H.G. The history of British Guiana. L., 1855» vol.1-2.

152. David, Wilfred L. The economic development of Guyana. 1953-1964. Oxford, 1969.

153. Daly, V.T. A short history of the Guyanese people. L., 1975.

154. Daly, V.T. The making of Guyana. L., 1974.

155. Davis, H.B. Trade union movement in Guyana. A study of how imperial labour aids reaction. Calcutta, 1971.

156. Deerr, N. History of Sugar, v.1-2, L., 1949-50.

157. The Democratic revolution in the West Indies. Cambridge,1967.87* Despres, Leo A. Ethnity and Resource Competition in Guyanese

158. Society. Ethnicity and resource competition in plural societies. The Hague-Paris, 1975«

159. Despres, L. Differential adaptation and micro-cultural evolution in Guyana. Southwestern Journal of Anthropology. 1969, N 25.

160. Despres, L. Cultural pluralism and nationalist politics in British Guyana. N.Y., 1967.

161. Dictionary of Guyanese folklore. Georgetown, 1975«

162. Drummond, L. The cultural continuum. The theory of intersystem. Man, (London), 1980, vol.15, N 2.

163. Evans, C. and Meggers, B.J. Archeological investigations in British Guiana. 7/ashington, 1960.

164. Eurlich, A. History, Ecology and Demography in the British Caribbean: an analysis of East Indian Ethnicity. South Western ¿journal of Anthropology. 1971, vol.27, N 2.

165. Eock Neils. Waiwai. Religion and society of an amazonian tribe. Copnehagen, 1963.

166. Franco J.L. La diaspora Africana en el Nuevo mundo. La Habana, 1975.96.99.100101102103104105106107108109110

167. Franco, J. L. La presencia negra en el Nuevo mundo. La Habana, 1968.

168. Fried, M. The Chinese in the British Caribbean. Tried M. Colloquium on overseas Chinese. N.Y., 1956. Glasgow, R.A. Guyana: race and politics among Africans and East Indians. The Hague, 1970.

169. Hurault, J.M. Francais et Indiens en Guyana, 1604-1972. Paris, 1972.

170. Farabee, W.C. The Central Caribs. The Netherlands, 1967. Furnival, J.S. Netherlands India. A Study of Political Economy. L., 1939.

171. Jayawardena, Ch. Conflict and Solidarity in a Guianese plantation. London School of Economics. Monographs in Social Anthropology. L., 1963» N 25«

172. Jayawardena, Ch. Culture and ethnicity in Guyana and Fiji. -Man, L., 1980, v.15, N 3.

173. Jens, Y. British Guiana and North Para. Akten des 34 intern. Americanisten Kongress. Wien, 1962.

174. Knight, F.W., Crahan M.E. The African migration and the origins of an Afro-American society and culture. Africa and the Caribbean. L., 1979.115* Knight, F.W. The Caribbean: the genesis of fragmented nationalism. N.Y., 1978.

175. Laurence, K.O. The establishment of the Portuguese community in British Guiana. Jamaica Historical Review, 1965, N 5 (2).

176. Lightbourne R.E., Susheela Singh. Fertility, Union Status and Partners in the WFS Guyana and Jamaica, 1975-1976. Population studies, L., 1982, v.XXXVI, N 2.

177. Lowenthal, D. West Indian societies. N.Y., L., 1972.119« Lowenthal, D. Race and color in the West Indies. Color and race. Boston, 1968.

178. Lowenthal, D. Population contrasts in the Guyanas. Geographical review. 1960, v.50 (L), N 1/1.

179. Mandle, Y.R. The plantation economy. Population and economic change in Guyana 1838-1960. Philadelphia, 1973.

180. Mandle, J.R. Population and Economic Change: The Emergence of the Rice Industry in Guyana, 1895-1915. Journal of Economic History. 1970., v.30, N 4.

181. Mandle, J.R. The Decline in Mortality in British Guiana, 1911124.125.126,127128,129130131132133134135136137138-1960. Demography, vol.7, N 3, 1970.

182. Martin, J.B. U.S. policy in Caribbean. Bolder, Colorado,1978. Mene^es, M.W. British policy towards the Amerindians in British Guiana. 1803-73.

183. Mintz, S.W. Caribbean Transformation. Chicago, 1974. Nath Dw. A History of Guyana. L., 1975. Nath Dw. A History of Indians in Guyana. L., 1970. Nectario Maria. Guayana. Caracas, 1979«

184. Newman, Peter. Malaria Eradication and Population Growth. Ann Arbor. University of Michigan, 1965»

185. Parry, J.H. Sherlock, P.M. A Short history of the West Indies. L., 1960.

186. Pierre-Charles, Gerard. El Caribe a la hora de Cuba: Estudio socio—polit. (1929-1979) del Caribe. La Habana, 1981. Population and economic change in development countries. Chicago, 1980.

187. Posern-Zielinski A. Religious Ferment among the Indians of British Guiana at the Turn of the 19th Century. Estudios Latinoamericanos. Wroclaw, 1978.

188. Postma J. The Origin of African Slaves: The Dutch Activities on the Guinea Coast, 1675-1795. Race and Slavery in Western Hemisphere, N.Y., 1975.

189. Premdas, R. Party politics and racial division in Guyana. Denver, 1973.139» Race and power. Studies of leadership in 5 British dependencies. L., 1956.

190. Ragatz-, L.J. The fall of the planter class in the British

191. Caribbean. 1763-1833- N.T., 1929141. Rauf, M.A. Indian village in Guyana. Leiden, 1974.

192. Reno, Ph. The ordeal of British Guiana, L., 1964.

193. Richmond, A. The Colour problem. L., 1955'

194. Roberts, G.W. Some Observations of the Population of British Guiana. Population studies, 1948, II, N 2.

195. Rodney, W. A history of the Guyanese working people, 1881-1905. Baltimore, 1981.

196. Rodway, J. Guiana: British, Dutch and French. L., 1912.

197. Rodway, J. History of British Guiana, v.1-3, Georgetown,1891.

198. Roth, W.E. An introductory study of the Arts, Crafts and Customs in the Guiana Indians. Washington, 1924.

199. Roth, W.E. The Animism and Folklore of the Guiana Indians. Washington, 1913.

200. Rouse, Iw. Guianas. Mexico, 1953»

201. Ruhomon, p. Centenary history of the East Indians in the British Guiana. 1838-1938. Georgetown, 1947.

202. Saha, P. Emigration of Indian labour (1834-1900). Delhi,1970.

203. Saha, P. Emigration of India to British Colonies. Mainstream. New Delhi, 1968, vol.6, N 46.

204. Sanders, A. American Indian or West Indian: The case of the coastal Amerindians of Guyana. Caribbean studies. 1976, vol.16, N 2.

205. Sanders, A. Amerindians in Guyana: a Minority Group in a

206. Multi Ethnic Society. Caribbean Studies, 1972, vol.12, N2.

207. Seymour, A.J. Cultural policy in Guyans. Paris, 1977157.158.159160,161,162165164165166167168169170

208. Simms, P. Trouble in Guyana. L., 1966.

209. Simpson, G.E. Black religions in the New World, N.Y., 1978. Singh, S. Demographic variable and the recent trend in fertility in Guyana. 1960-1971. Population Studies, 1979, v. 33, N 2.

210. Singer, Ph. Caste and Identity in Guyana. Caste in Overseas1.dian Communities. San Francisco, 1967.

211. Slaves, fre men, citizens: West Indian perspectives. N.Y.,1973.

212. Smith, M.G. The Plural Society in the British West Indies. Berkelley and Los Angeles, 1965«

213. Smith, R. Religion in the Formation of West Indian Society. The African Diaspora: Interpretative Essays. Cambridge, 1976.

214. Smith, R. Ethnic Difference and peasant economy in British Guiana. Capital, saving and credit in peasant societies. Chicago, 1964.

215. Smith, R. The British Guyana. L., 1962.

216. Smith, R. The Negro family in British Guyana. Family structure and social status in the villages. L., 1956. Smith, R. , Jayawardena Ch. Caste and social status among the Indians of Guayana. Caste in Overseas Indian Communities. San Francisco, 1967.

217. Sukdeo, F. The working class struggle for freedom and socialism. Georgetown, 197 • Tinker, J. The Banyan Tree. Oxford, 1977.

218. Wendell, B., Oxaal, I. Decisions of nationahood: political and social development in the British Caribbean. Dewer (Colorado) 1964.

219. Wilbert, J. Warao cosmology and Yekuana round-house symbolism. Journal of Latin American (Los Angeles), 1981, vol. 7, N 1.

220. Williams, E. British historians and the West Indies. L., 1966. 173« Wolfe, E.E. Specific Aspects of Plantation Systems in the

221. Брук С.И. Население мира, Этнодемографический сцравочник. М,, Наука, 1981.

222. Латинская Америка. Энциклопедический справочник, т.1, М., Советская энциклопедия, 1981.

223. Латинская Америка в цифрах, М., Наука, 1979.

224. Латинская Америка. Справочник, М. Политиздат, 1976.

225. Политические партии. Справочник. М,, Политиздат, 1981. ■

226. Demographic yearbook. 1977. N.Y., 1978.

227. Dictionary of Guyanese folklore, Georgetown. 1975.

228. Dictionary of Latin American and Caribbean biography. L.,1971.

229. Handbook of South American Indians. Smithsonian institute, Bulletin 143, v.5, Washington, 1949.

230. Библиографические издания.

231. Bayitoh, S.A. Latin America and the Caribbean. A bibliographical Guide to work in English. Coral Cables, 1967.

232. Bibliographia corriente del Caribe. Hato Eey, 1968.

233. Comitas Lambros. The Complete Caribbeana. 1900-1975, v.1-4, L., 1976.

234. Hiss, Philip Hanson. A selective guide to the English literature on the Netherland West Indies (v/ith Guyana). N.Y., 1973.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.