Этнопедагогика чувашского народа в системе формирования нравственной культуры будущих социальных работников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Максимова, Наталия Леонидовна

  • Максимова, Наталия Леонидовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Чебоксары
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 236
Максимова, Наталия Леонидовна. Этнопедагогика чувашского народа в системе формирования нравственной культуры будущих социальных работников: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Чебоксары. 2006. 236 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Максимова, Наталия Леонидовна

Введение.

Глава I. Теоретические основы формирования нравственной культуры будущих социальных работников посредством этнопедагогпкп чувашского парода.

1.1. Сущность н содержание нравственной культуры будущих социальных работников.

1.2. Возможности этпопедагогнкн чувашского народа в формировании нравственной культуры подрастающего поколения.

1.3. Моделирование процесса формирования нравственной культуры студентов посредством этиопедагошки чувашского народа.

Выводы I главы.

Глава II. Опытно-эксперпмептальиая работа но формированию нравственной культуры будущих социальных работников на основе этнопедагогпкп чувашского парода.

2.1. Программа процесса формирования нравственной культуры будущих социальных работников посредством этнопедагогпкп чувашского народа.

2.2. Сочетание организованного опыта с естественным педагогическим экспериментом но формированию нравственной культуры студентов па основе этиопедагошки чувашского парода. Результаты и итоги эксперимента.

Выводы II главы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнопедагогика чувашского народа в системе формирования нравственной культуры будущих социальных работников»

Актуальность исследования. В настоящее время, когда глубокие преобразования происходят во всех сферах жизни общества, особенно актуальным становится вопрос о формировании нравственной культуры подрастающего поколения.

Нравственная проблематика встает всякий раз и звучит с новой силой в переломные эпохи, в кризисные периоды общественного развития, в условиях, когда происходят изменения в иерархии ценностей: их пересмотр, переоценка, переосмысление.

Кроме того, в современной России наблюдается тенденция утраты собственных культурных корней, происходит массовая обезличенность культуры, что негативно отражается на культуре межнационального общения. Противостоять этим процессам можно совместными усилиями, возрождая и используя в воспитании подрастающих поколений прогрессивные традиции народов России, сопоставляя различные педагогические системы. Изучение традиционного педагогического опыта формирования нравственной культуры народов России может служить средством модернизации воспитательных систем в нашем отечестве. Именно поэтому на современном этапе развития общества перед российским образованием стоит задача обеспечения дальнейшего развития родной культуры, формирования нравственной культуры молодого поколения, являющегося носителем национального идеала.

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания, способные обогатить мировую цивилизацию и педагогическую мысль. За многовековую историю сформировалась духовная культура, самобытный нравственный уклад, сохранились до наших дней обычаи и традиции, которые мы встречаем в устном народном творчестве, в отношении к природе, в народных промыслах, традициях гостеприимства, на которых воспитывалось и продолжает воспитываться молодое поколение. Переосмысление педагогического народного опыта позволяет выявить наиболее эффективные средства, методы и приемы, способствующие формированию нравственной культуры молодежи. Особенно эта задача важна при подготовке будущих социальных работников.

Социальный работник действует во имя людей и для их блага. В связи с этим решение любой актуальной проблемы должно рассматриваться с учетом потребностей и интересов клиентов. Нет дела более нравственного, чем то, которое делает сегодня социальный работник - содействие в преодолении бедности и обустройстве жизни и быта людей, защита человека.

Нравственность социального работника - это прежде всего его стремление делать добро и пресекать зло, сохранять в себе и укреплять чувство долга и ответственности перед людьми, чьи интересы он должен удовлетворять. Люди ждут от него облегчения своих житейских трудностей. Совесть как бескомпромиссный нравственный контролер не должна давать ему покоя ни днем, ни ночью, если что-то недоделано, не сделано или сделано не так, как люди требуют. Критерием правильности принимаемых управленческих решений в социальной работе является уровень их нравственного содержания.

Сейчас российская социальная работа находится в первых рядах структур российского гражданского общества, призывает к консолидации созидательных сил на определенной духовной основе, обращается к ценностям мировой цивилизации, к национальной идее, к прогрессивной идеологии. Современная российская социальная работа вобрала в себя все основные черты гуманизма, соответствует системе нравственных ценностей народа.

Проблемы формирования нравственной культуры подрастающего поколения нашли свое отражение в трудах классиков отечественной и зарубежной педагогики и психологии, общественных деятелей: В.Г. Белинского, К.Н. Вентцеля, J1.C. Выготского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, J1. Кольберга, Я.А. Коменского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Г. Пес-талоцци, Н.И. Пирогова, Ж. Пиаже, В.А. Сухомлинского, J1.H. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского, И.Я. Яковлева и других.

На необходимость проведения специальной воспитательной работы в области формирования нравственных ценностей указывают в своих трудах педагоги и психологи Ш.А. Амонашвили, М.Н. Аплетаев, О.С. Богданова, Е.В. Бондаревская, Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, А.А. Гусейнов, Е.Н. Ильин, Г.Е. Залесский, А.В. Зосимовский, Н.Д. Зотов, В.А. Крутецкий, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, Н.И. Монаков, Э.И. Моносзон, Л.И. Рувинский, М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова и другие исследователи.

Отдельные положения народной педагогики были предметом исследования ряда ученых, каждый из которых внес свой вклад в педагогическую науку. Русский ученый Г.С. Виноградов раскрыл сущность народной педагогики как составной части педагогической культуры народа, при этом он рассмотрел некоторые вопросы нравственного воспитания. Характеристика нравственного воспитания как основы морали народного воспитания пашла отражение в исследованиях Г.Н. Волкова. Содержание, средства и методы формирования нравственной культуры в русской народной педагогике рассмотрены С.М. Шакарян. Вопросы нравственного воспитания в карачаевской народной педагогике рассмотрены в трудах Х.Х-М. Батчаевой. Приведены духовно-нравственные основы воспитания в системе непрерывного образования как аспект комплексного прогнозирования в исследованиях Н.И. Калакова.

Педагогические традиции разных народов исследовались в работах ученых Б.А. Александровой, З.П. Васильцовой, Г.С. Виноградова, О.П. Фетисовой (традиции русского народа), Т.И. Мацейкива, М.И. Стельмаховича (украинцев), А.П. Орловой (белорусов); Ш. Арсалиева (чеченцев); Г.Н. Волкова, Т.Н. Петровой (чувашей); Н.С. Гончаровой (туркменов); А.Э. Измайлова (казахов); А. Умарова (таджиков); Т.Г. Тимошиной (мордвы); Э.Ш. Ан-гановой (бурят); Р.С. Исрафилова (народов Дагестана); С.П. Беловоловой (алтайцев); В.П. Анискова, В.Т. Афанасьева, А.П. Беликовой, Н.А. Миненко, А.В. Мордовской, А.Н. Яковлевой и др. (культуру и быт народов Сибири). Г.У. Убайдуллаев рассматривает народную педагогику как элемент общественного сознания. Дает социально-философский анализ этнопедагогики русской нации В.А. Бакаев.

Большое значение имеют исследования по использованию традиций народной педагогики в воспитании школьников и студентов (В. Апышев, Х.Х. Батчаева, Т.И. Березина, А.Г. Глазырин, О.И. Давыдова, З.К. Дахужева, А.Е. Земляков, Д.Е. Иванов, И.В. Крюкова, J1.M. Лейко, В.А. Николаев, Т.Н. Петрова, М.Г. Харитонов, Е.Ф. Широкова, М.Н. Шувалова и др.).

В теории и практике вузовского образования разрабатываются различные аспекты подготовки будущего социального работника, направленной на совершенствование системы профессиональной подготовки работников социальной сферы (Д.Е. Иванов, Г.Д. Кузнецова, В.А. Сластенин, Е.Н Соро-чинская, М.Г. Харитонов, Е.И. Холостова, Н.Б. Шмелева и др.).

Вместе с тем вопросы формирования нравственной культуры будущих социальных работников на основе этнопедагогики чувашского народа исследованы недостаточно, а педагогический опыт народа, средства, формы и методы еще не стали предметом серьезного изучения в рамках вузовской программы.

Кроме того, согласно ответам (на констатирующем этапе) будущих социальных работников на вопрос об отношении к культуре своего народа, ее нравственному компоненту 34,7% студентов считают, что знают ее хорошо; 52,6% - знают частично; 11,2% - плохо и 1,5% - не знают совсем. При этом 73,8% опрошенных студентов отметили, что хотели бы больше узнать о культуре своего народа, его традициях нравственного воспитания. В то же время 10,5% из них отметили, что этнокультурные различия их раздражают.

Этот факт мы расцениваем как очень тревожный симптом, ибо нетерпимость в дальнейшем может привести к гораздо более серьезным социальным последствиям. В связи с этим очевидно противоречие между потребностью общества в специалистах, способных и готовых использовать опыт и достижения этнопедагогики в области формирования нравственной культуры, и низким уровнем практической готовности преподавателей вуза к выполнению данного вида деятельности.

Педагогическая наука и практика на современном этапе нуждаются в конкретизации педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования нравственной культуры подрастающего поколения. Острота проблемы обусловливается накопившимися в последние десятилетия противоречиями

- между потребностью общества в повышении эффективности формирования нравственной культуры и недостаточным уровнем развития необходимых личностных морально-нравственных качеств молодого поколения;

- между осознанием необходимости исследования идей и опыта этнопедагогики в процессе формирования нравственной культуры студентов и недостаточной теоретической и методической разработанностью этого педагогического феномена;

- между необходимостью целенаправленного использования этнокультурного материала в процессе формирования нравственной культуры студентов и недостаточной разработанностью научно обоснованных педагогических подходов к его введению в учебно-воспитательный процесс высшего учебного заведения.

Социально-педагогические противоречия и недостатки современной теории и практики формирования нравственной культуры студентов с использованием этнопедагогики чувашского народа свидетельствуют о необходимости исследования рассматриваемой проблемы в прогностическом плане. Теоретическая и практическая значимость рассматриваемого вопроса для современной науки, отсутствие специальных работ, посвященных изучению вопроса формирования нравственной культуры студентов вуза, а также необходимость использования народных традиций и фольклора в целях повышения эффективности национальной ориентации современного воспитания и образования обусловили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, обеспечивающие наибольшую эффективность формирования нравственной культуры будущих социальных работников на основе этнопедагоги-ки чувашского народа?

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является система формирования нравственной культуры будущих социальных работников в условиях высшего профессионального образования.

Предмет исследования - процесс формирования нравственной культуры будущих социальных работников на основе этнопедагогики чувашского народа.

Гипотеза исследования: формирование нравственной культуры будущих социальных работников на основе этнопедагогики чувашского народа будет проходить более эффективно, если

- идеи народной педагогики включаются в содержание, формы и методы формирования нравственной культуры студентов;

- обеспечивается этнопедагогическая направленность формирования нравственной культуры будущих социальных работников с учетом эписте-мического аспекта и аксиологически-ценностного подхода;

- учебно-воспитательная работа строится на основе модели процесса формирования нравственной культуры студентов с использованием идей и опыта этнопедагогики чувашского народа.

В соответствии с целью исследования и предложенной гипотезой сформулированы следующие задачи:

1) выявить возможности этнопедагогики чувашского народа в формировании нравственной культуры подрастающего поколения;

2) разработать и апробировать модель процесса формирования нравственной культуры будущих социальных работников на основе этнопедагогики чувашского народа;

3) выявить и обосновать педагогические условия эффективности формирования нравственной культуры студентов посредством этнопедагогики чувашского народа;

4) определить основные показатели и уровни сформированности у будущих социальных работников нравственной культуры.

Методологическую основу исследования составляют важнейшие философские положения о взаимосвязи теории и практики, объективных и субъективных факторах творческого развития личности; концептуально-теоретические изыскания отечественных и зарубежных педагогов, психологов и философов по вопросам народной духовной культуры, сопряженные с темой диссертационного исследования. В работе автор руководствовался такими важными общенаучными принципами, как достоверность и объективность фактов; связь истории с современностью; диалектика общего, особенного и частного; системный подход к анализу явлений воспитания и образования.

Теоретической основой исследования явились идеи, концепции, раскрывающие

- сущность педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, Г.Н. Волков, Н.И. Калаков, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, В.Г. Максимов, О.Г. Максимова, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушипский, В.К. Шаповалов, Е.П. Шиянов и др.);

- историко-педагогический процесс как составную часть культурно-исторического процесса (Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, Н.К. Гончаров, В.И. Додонов, А.Н. Джуринский, П.Ф. Каптерев, Г.Б. Корнетов, В.В. Макаев, Л.Н. Модзалевский, Т.Н. Петрова, А.И. Пискунов, З.И. Равкин, t

Л.Л. Супрунова, Ф.А. Фрадкин, М.Ф. Шабаева и др.);

- психологические основы воспитания и образования (Б.Г. Ананьев, В.В. Белоус, П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,

A.В. Петровский, К.К. Платонов, П.М. Якобсон и др.);

- результаты исследований по теории гуманистического воспитания (Р.А. Валеева, Я. Корчак, П. Летерсон, А.С. Макаренко, З.Г. Нигматов,

B.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С. Френе, Р. Штайнер, и др.);

- проблемы формирования нравственной культуры (Г.Н. Волков, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Н.В. Махо-ва, И.В. Павлов, Н.И. Пирогов, В.А. Сухомлинский, М.И. Скоморохова, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Н.Е. Щуркова и др.);

- результаты исследований, посвященных ценностным ориентациям современной молодежи (Б.С. Алишев, Е.А. Гришина, С.П. Дырин,

C.Н. Иконникова, И.М. Ильинский, А.В. Кирьякова, А.О. Кошелева, Г.Г. Силласте, М.И. Суртаев, И.С. Чальцева, Ч.А. Шакеева, Р.Х. Шакуров и др);

- проблемы народной педагогики (Г.С. Виноградов, В.И. Водовозов, А. Духнович, Л.В. Кузнецова, Г.В. Палаткина, Т.Н. Петрова, И. Сенигов, А.Ф. Хиндбидзе, Е.Л. Христова и др.);

- нравственные ценности народов России (Ж. Бешимов, П.И. Егорова, Л.В. Котенко, О.В. Леонова, Ш.А. Мирзоев, Т.М. Мунзук, И.А. Снежкова, С.С. Тапхасаева, М.А. Терентия, Г. Теучёж, С.М. Шакарян, Л. Энеева и др.);

- роль народной педагогики в воспитании нравственных ценностей (А.Ю. Аксенова, П.А. Апакаев, В.Ф. Афанасьев, Г.Н. Волков, А.Е. Земляков, Г.В. Лисовенко, Д.С. Лихачев, Ш. Марджани, З.Г. Нигматов, Р.А. Низамов, К.Д. Ушинский, Я.И. Ханбиков, М.Г. Харитонов, В.К. Шаповалов и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовались следующие методы:

- теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;

- социологический опрос, анкетирование, беседы, дискуссии, тестирование;

- изучение результатов развития нравственной культуры и мировоззренческой позиции студентов (сочинения, дневники, опорные конспекты, доклады, рефлексивные тексты);

- изучение источников формирования нравственной культуры студентов путем составления и анализа монографических характеристик и проведения гуманитарной экспертизы;

- констатирующий и формирующий этапы эксперимента.

Обработка полученных в ходе исследования результатов проводилась с использованием методов социометрии, анализа и синтеза данных и их последующей педагогической интерпретацией.

Экспериментальная база исследования

Исследование проводилось в филиале Российского государственного социального университета г. Чебоксары. В эксперименте приняли участие 258 студентов и 15 преподавателей. Экспериментальная группа включала в себя 125 студентов, контрольная -133 студента.

Этапы исследования:

На первом этапе (1998 - 2000 гг.) проводилось изучение и теоретический анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической, этнопедагогической и методической литературы по проблеме исследования, в процессе которого были определены объект, предмет, цель, задачи исследования, формулировалась рабочая гипотеза, велись наблюдения за учебной деятельностью студентов. На данном этапе была разработана методика диагностики уровня развития нравственной культуры студентов и проведен констатирующий этап эксперимента.

На втором этапе (2001 - 2004 гг.) было продолжено теоретическое исследование проблемы, осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы; проводился формирующий эксперимент, направленный на мотивацию принятия и освоения нравственных ценностей студентами; определены специфические условия формирования нравственной культуры студентов в вузе и выявлены основные качества личности как показатели нравственных ценностей; выявлен воспитательный потенциал этнопедагогики чувашского народа в формировании нравственной культуры будущих социальных работников.

На третьем этапе (2005 - 2006 гг.) обобщены результаты полученных данных в опытно-экспериментальной работе, формулировались отдельные выводы и общие результаты исследования, разрабатывались рекомендации по внедрению результатов исследования в практику обучения и воспитания студентов в вузе.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- методологически обоснована система формирования у будущих социальных работников нравственной культуры, структурообразующими элементами которой являются традиционные педагогические идеи, взгляды народа, отраженные в его этикете, устном поэтическом творчестве, обычаях, традициях, обрядах, праздниках;

- разработана и апробирована модель процесса формирования нравственной культуры будущих социальных работников на основе этнопедагогики чувашского народа;

- выявлены и обоснованы педагогические условия совершенствования процесса формировании нравственной культуры студентов на основе народной педагогики;

- определены основные показатели и уровни сформированности у будущих социальных работников нравственной культуры.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его положения и выводы существенно дополняют имеющиеся в педагогике представления о возможностях использования народного опыта воспитания в решении задач развития нравственной культуры и этнотолерантности у бу-& дущих социальных работников в условиях поликультурного образовательного пространства; определен педагогический потенциал этнопедагогики чувашского народа, обладающий глубоким и разнообразным содержанием, системой эффективных форм, методов и средств формирования нравственной культуры молодежи. Материалы диссертации могут послужить основой для дальнейших исследований данной проблемы.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем материалы могут быть использованы преподавателями высших учебных заведений как на аудиторных занятиях, так и во внеаудиторной работе со студентами по формированию у них нравственной & культуры. Разработанные соискателем программы спецкурсов «Этнопедаго-гика» и «Система нравственных знаний в контексте этнопедагогики чувашского народа» позволяют значительно повысить эффективность формирования нравственной культуры у будущих социальных работников в современных вузах.

Достоверность результатов обеспечена широкой источниковой базой исследования, апробацией его результатов, методологической обоснованностью исходных позиций, связанных с антропологическим, акмеологичес-ким, культурологическим, междисциплинарным, системным и личностно-деятельностным подходами; применением комплекса методов исследования, адекватных его цели и задачам; репрезентативностью выборок, непротиво-щ речивостью выводов и опытных данных, их сравниваемостью с массовой практикой, возможностью повторения экспериментальной программы; опытом работы автора в качестве преподавателя кафедры психологии и педагогики филиала Российского государственного социального университета в г. Чебоксары, а также в качестве научного сотрудника в коллективе, выигравшем грант Российского гуманитарного научного фонда по проекту «Исследование методов этнопедагогической подготовки социальных работников».

На защиту выносятся следующие положения: \ 1. Воспитательный потенциал этнопедагогики чувашского народа в процессе формирования нравственной культуры будущих социальных работников позволяет развивать и стимулировать у них саморазвитие таких приоритетных для данной профессии качеств личности, как любовь к Родине, справедливость, доброта, честность, толерантность, вежливость, гуманность, тактичность, корректность, уважительность, скромность, обязательность; воспитывать уважение к существующим национальным традициям, обрядам, культуре; формировать потребность в активном, творческом отношении к окружающей действительности, в овладении культурой поведения, этическими нормами общения.

2. Значимым средством в системе формирования нравственной культуры будущих социальных работников является внедрение в учебно-воспитательный процесс высшего учебного заведения научно обоснованной модели, включающей в себя следующие взаимосвязанные компоненты: цель, задачи, принципы, закономерности, задачи, функции, этапы, практи-ко-ориентированные формы и методы. Критерием ее эффективности является результат.

3. Для наибольшей эффективности формирования нравственной культуры будущих социальных работников на основе этнопедагогики чувашского народа необходима реализация следующего комплекса педагогических условий; а именно: насыщение гуманистическим содержанием жизнедеятельность студентов; ориентированность всех субъектов воспитания на ин-териоризацию студентами ценностей общества, общечеловеческой культуры и этнической общности; использование в образовательной деятельности воспитательного потенциала этнопедагогической среды; осуществление в учебном процессе межпредметных связей; поощрение и стимулирование процесса нравственного самосовершенствования студентов; вовлечение их в активную общественную деятельность; высокий уровень нравственной и профессиональной культуры педагога; учет специфики личностного развития студента; гуманный стиль общения и поведения; сотрудничество и сотворчество преподавателя и студента; разнообразная внеаудиторная работа со студентами.

4. Критериями оценки уровня нравственной культуры будущих социальных работников являются: а) стремление к непрерывному самосовершенствованию норм поведения и правил общежития; б) наличие и развитие нравственных качеств (гуманность, доброта, честность, толерантность, справедливость и т.д.); в) соблюдение моральных норм (придерживание общепринятых норм, правил внешней культуры, соблюдение этикета общения, проведение анализа, самоанализа, рефлексиии и т.п.); г) значимость нравственных ценностей в системе ценностных предпочтений студентов, их осознанность и связь с нравственным идеалом.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения, результаты, выводы и рекомендации обсуждались на заседаниях кафедр общей и профессиональной психологии, педагогики начально/j образования Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, психологии и педагогики филиала Российского государственного социального университета в г. Чебоксары, докладывались на межрегиональных научно-практических конференциях: «Этнопедагогиче-ские знания в процессе социализации» (Чебоксары, 2003), «Этнические аспекты нравственного воспитания студентов гуманитарных вузов» (Чебоксары, 2004), «Нравственное воспитание студентов гуманитарного вуза с использованием народных традиций» (Чебоксары, 2004), «Этнопедагогиче-ский подход в работе с неблагополучными семьями» (Москва, 2005). Основное содержание исследования отражено в 9 публикациях, из них 4 работы поддержаны Российским гуманитарным научным фондом (проект №03-06-00059а).

Результаты исследования апробированы в учебно-воспитательном процессе филиала Российского государственного социального университета г. Чебоксары.

По материалам исследования внедрены спецкурсы «Этнопедагогика» и «Система нравственных знаний в контексте этнопедагогики чувашского народа» в филиале Российского государственного социального университета г. Чебоксары.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. В работе содержатся 5 таблиц, 2 рисунка, 2 схемы, 12 диаграмм. Список использованной литературы включает 260 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Максимова, Наталия Леонидовна

7. Результаты исследования позволяют констатировать, что развитие интереса к традиционной культуре воспитания у будущих социальных работников может быть успешным при соблюдении ряда условий: обеспечение нравственной направленности преподавания всех учебных дисциплин; систематическое вовлечение студентов в различные формы профессиональной деятельности и ситуации нравственного выбора; формирование у студентов интереса к обычаям и традициям народа, потребности к формированию нравственной культуры в ходе изучения спецкурсов «Этнопедагогика» и «Система нравственных знаний в контексте этнопедагогики чувашского народа».

8. Предложены научно-методические рекомендации по совершенствованию процесса формирования нравственной культуры студентов на основе этнопедагогики чувашского народа: использование в образовательной деятельности воспитательного потенциала этнопедагогической среды;

• этнопедагогизация воспитательных задач, защита и развитие этнических культур и традиций чувашского народа;

• ориентированность всех субъектов воспитания на интериориза-цию студентами ценностей общества, общечеловеческой культуры и этнической общности; решение проблемы развития этнотолерантности на занятия по всем предметам;

• последовательность и преемственность в содержании воспитательного процесса, форм, методов и средств, предполагающих поэтапное формирование конкретных нравственных качеств личности и уровня этнопедагогической культуры.

9. Исходя из проделанного анализа современного состояния и наметившейся тенденции в становлении новой нравственной культуры будущих социальных работников, которая начала формироваться в общедемократическом русле, и из нашего опыта, можно сделать вывод, что она в будущем станет в основном целостным образованием, в котором общечеловеческое будет гармонически сочетаться с индивидуальным.

Выполненное нами исследование проблемы формирования нравственной культуры будущих социальных работников на основе этнопедагогики чувашского народа вносит определенный вклад в дело совершенствования воспитательного процесса вуза. Мы осознаем, что не все поставленные нами задачи решены в равной мере глубоко и основательно. Вместе с тем, исследование выявляет ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено. В частности, это изучение того, как преподаватель вуза формирует способность студентов к использованию нравственных ценностей в содержании научного знания.

Заключение

Несмотря на то, что каждый человек - неповторимая, яркая индивидуальность, у всех представителей профессии «социальный работник» также есть общие, специфические черты. Профессионально важными для всех работников социальной сферы качествами являются общительность, ориентация на взаимодействие с людьми, доброта, оптимизм, старательность, гума-нистичность, тактичность, эмоциональная теплота, чуткость. Вследствие этого обучение в вузе должно стать стартовой площадкой для дальнейшей гуманистической деятельности, для развития потребностей личности будущего социального работника в милосердии, добролюбии, миротворчестве, для ориентации на сложный мир человеческих взаимоотношений.

Как свидетельствует анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, проблема становления личностных качеств является комплексной и многоаспектной, поскольку затрагивает различные стороны жизнедеятельности человека. Кроме того, сегодняшняя ситуация показывает, что интересы многих студентов несут явно материальную направленность. Такая ситуация обуславливает серьезность задач, стоящих перед социальными институтами. Именно нравственность больше, чем любая другая сфера внутреннего мира человека, обеспечивает социальную устойчивость системы отношений будущего специалиста в обществе, эффективно влияет на формирование сознания и социально-профессионально значимых качеств личности. Высокая нравственная культура увеличивает эффективность труда, развивает самого человека. Потребность в творческой личности, имеющей свою гражданскую позицию, в перспективе вызовет глубокую внутреннюю потребность в культуре, нравственном самосовершенствовании, в приобретении тех навыков, которые обеспечат зрелость и активность личности.

Сегодняшние студенты, став специалистами, призваны помочь восстановлению нравственной культуры как основы, утверждающей ценность человеческой жизни, способствовать духовному возрождению общества.

Нравственное развитие личности студента, будущего социального работника - сложный и противоречивый процесс. Это и усвоение исторических завоеваний человечества в области нравственной культуры, и принятие нравственных требований современного общества, и овладение различными формами общения в системе моральных отношений, и достижение высокого уровня самоконтроля.

Изучение своеобразия нравственной культуры студентов показывает, что существенное влияние на процесс ее формирования оказывает этнокультурный фактор. Вследствие этого в работе обоснована целесообразность выбора этнопедагогического подхода к рассмотрению проблемы совершенствования процесса формирования нравственной культуры будущих социальных работников, который учитывает своеобразие различных этнокультур, в том числе и чувашской, национальных систем воспитания, особенности народной педагогики, исходя из традиционных взглядов этноса на воспитание в соответствии с имеющимися народными традициями, обычаями, менталитетом, национальной психологией, сформировавшейся на определенной географической территории с особенными природно-климатическими, социально-экономическими условиями, демографической ситуацией развития.

В ходе исследования разработана модель процесса формирования нравственной культуры будущих социальных работников на основе этнопедагогики чувашского народа, показаны педагогические условия ее реализации. При выборе совокупности способов и средств, влияющих на формирование нравственной культуры студентов, предпочтение было отдано педагогической технологии, ориентированной на использование национальных традиций; открытость этносоциальной среды в формировании ценностных ориентации будущего профессионала; включение студентов в национальные виды труда как социальной поддержки выпускников в рыночных условиях; раскрытие возможностей этнопедагогики в формировании личности будущего социального работника.

Проведенное исследование подтвердило возможность реализации идеи совершенствования процесса формирования нравственной культуры студентов на основе этнопедагогики чувашского народа. Результаты данного исследования свидетельствуют о позитивной динамике нравственного воспитания будущих социальных работников с учетом выявленных эффективных условий и позволяют сделать следующие выводы:

1. Сегодня, когда нравственные нормы и ценности предшествующих поколений не всегда соответствуют изменениям общественной реальности, социальный работник выступает не только как представитель определенной профессии, но зачастую и как специалист способный лечить социальные болезни как отдельной личности, так и общества в целом.

2. Анализ проведенных исследований, касающихся современного состояния и проблем нравственной культуры студентов, свидетельствует о том, что уровень нравственной культуры основной массы низок. Действие факторов, призванных формировать нравственную культуру студентов, еще малоэффективно. Современное массовое сознание руководствуется идеалом преуспевающей в основном на материальном поприще личности. Патриотизм, чувство долга, гражданственность, борьба за счастье наибольшего количества людей отодвинулись чуть ли не на последнее место в системе нравственных ценностей. Как в обществе в целом, так и в студенческой среде углубляется разрыв жизненных ценностей и нравственного идеала. Узко индивидуальный, эгоистический дух ведет к обеднению человеческих потребностей, подавляет чувства сострадания, соучастия, сопереживания, уважения к другим и к самому себе. Поэтому сегодня, как никогда, остро стоит проблема воспитания у студентов чувства нравственного долга и ответственности за будущее страны и своего народа.

3. На современном этапе необходима всемерная гуманизация образования, которая является не только фактором формирования общей культуры личности студента, но и в значительной степени - средством формирования его нравственной культуры, максимальное раскрытие его возможностей. Жизнь требует также создания в вузах новых форм организации культурно-образовательных центров, которые обоснованно применяют этнопедагогиче-ский подход, предусматривающий использование культурно-исторических традиций народа, выработанных народной педагогикой этнопедагогических ценностей в воспитании молодежи, учет этнопсихологических и личностных особенностей человека как представителя определенного этноса.

4. Выявлен воспитательный и нравственный потенциал этнопедагогики чувашского народа в процессе формирования нравственной культуры студентов, будущих социальных работников. Воспитательный потенциал этнопедагогики чувашского народа в процессе нравственного воспитания позволяет у них формировать и стимулировать саморазвитие:

• активизация становления таких качеств, как любовь к Родине, толерантность, справедливость, доброта, честность, любовь;

• анализ умений и навыков при сопоставлении подлинных связей реального мира, умение думать и сопоставлять реальные события между собой;

• побуждение к самовоспитанию, самореализации;

• развитие эстетических потребностей и эстетической культуры, формирование культуры поведения, усвоение этических норм общения;

• уважение к существующим традициям, обрядам, культуре чувашского народа;

• формирование активного, творческого отношения к окружающей действительности.

Нравственный потенциал этнопедагогики чувашского народа содержит компоненты, которые

• определяют нормы поведения;

• объединяют людей;

• отражают внутреннее духовное состояние человека, создают условия для сопереживания;

• отражают ценностное отношение человека к миру и к самому себе, приобщают к человеческой Красоте, Любви, Мудрости, Природе, Родине;

• содержат идеи трудовой этики, разграничение положительного и отрицательного, представления об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости и т.д.;

• формируют национальное самосознание личности, основанное на ощущении духовной связи с народом, пробуждают и развивают чувство национального достоинства и гордости за свой народ;

• формируют чувство гуманности в сфере межнациональных, общечеловеческих отношений.

5. Разработана модель процесса формирования нравственной культуры будущих социальных работников на основе изучения идей и опыта этнопедагогики чувашского народа, состоящая из следующих компонентов и совокупности элементов: целевого (цели, принципы, закономерности, задачи), содержательного (функции, основные направления деятельности), операционно-действенного (этапы, формы, методы, условия), оценочно-результативного (критерии и показатели). Установлены системообразующие связи выделенных компонентов (целеполагание, рефлексивные, функциональные).

6. Обоснованы педагогическая технология процесса формирования нравственной культуры студентов на основе этнопедагогики чувашского народа, ориентированная на подготовку их к жизни и профессиональной деятельности с применением этнических традиций, ценностей, а также условия ее реализации: насыщение гуманистическим содержанием жизнедеятельности студентов; обеспечение взаимодействия вуза и окружающего социума; ориентированность всех субъектов воспитания на интериоризацию студентами ценностей общества, общечеловеческой культуры и этнической общности; использование в учебно-воспитательном процессе воспитательного потенциала этнопедагогической среды; практико-ориентированная направленность содержания деятельности студентов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Максимова, Наталия Леонидовна, 2006 год

1. Абсалямова А.Г. Формирование нравственной культуры студентов средствами башкирского народного творчества: Дисс.к.п.н. / А.Г. Абсалямова. -М., 1993.-201 с.

2. Акопов Г.В. Российское сознание: Историко-психологические очерки / Г.В. Акопов. Самара: СамГПУ, 1999. - 74 с.

3. Аксенова А.Ю. Роль этнокультурных традиций в нравственном воспитании современных школьников: Дисс. .к.п.н. / А.Ю. Аксенова. СПб, 2004. -202 с.

4. Алимбеков А. Формирование у будущих учителей готовности к эстетическому воспитанию младших школьников на прогрессивных традициях народной педагогики (на материале педвузов Киргизии): Дисс.к.п.н. / А. Алимбеков. М., 1990. - 255 с.

5. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. М.: Университетское изд-во, 1990. - 560 с.

6. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. -М.: Наука, 1977. 379 с.

7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. JL: Изд-во ЛГУ, 1968.-338 с.

8. Анганова Э.Ш. Нравственное воспитание учащихся на основе бурятских народных традиций: Дисс.к.п.н. / Э.Ш. Анганова. Улан-Удэ, 1995. - 160 с.

9. Андреев С.А. Вопросы национальной психологии / С.А. Андреев. Новосибирск, 1996. - 64 с.

10. Ю.Андреев С.А. Этнопсихология / С.А. Андреев. Новосибирск, 1998. - 84 с.

11. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV- XVII вв. / Сост. С.Д. Бабикин, Б.Н. Митюров. М., 1985. - 363 с.

12. Апакаев П.А. Образование и просветительское движение в марийском крае: историко-педагогические очерки / П.А. Апакаев. Йошкар-Ола, 2002. - 351 с.

13. Аристотель. Собрание соч.: В 4 т. Т. 1. -М: Мысль, 1976. 550 с.

14. Арсалиев Ш. М-Х. Использование произведений национальной культуры в подготовке учителя начальных классов: Дисс. к.п.н./ Ш. М-Х. Арсалиев. -М., 1993.-200 с.

15. Архангельский JI.M. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности / JI.M. Архангельский. М., 1978. - 280 с.

16. Асмолов А.Г. Личность: Психологическая стратегия воспитания / А.Г. Ас-молов // Политическое самообразование 1988. № 16. С.84.

17. Ахияров К.Ш. Формирование ценностных ориентаций будущих учителей / К.Ш. Ахияров // Педагогика. 2002. № 3. С. 50 - 54.

18. Ашмарин Н.И. Этнография, фольклор. 1883-1900 гг. // Исследования по чувашскому фольклору. Чебоксары: Чув. книж. изд-во, 1984.

19. Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка. В 17-ти томах / Н.И. Ашмарин. -Казань Чебоксары, 1928-1950 гг.

20. Баженова Н.Г. Этнопедагогические ценности Амурского казачества: Дисс. .к.п.н./Н.Г. Баженова.-Биробиджан, 2000. 196 с.

21. Байченко А.А. Формирование этнической идентичности городских подростков: Автореферат дисс. . д.п.н./ А.А. Байченко. М., 1999. - 18 с.

22. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология / Н.В. Басова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 416 с.

23. Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ф. Нравственное воспитание школьников на народных традициях / Г.И. Батурина, К.Л. Лисова, Г.Ф. Суворова. М.: Народное образование, 2002. - 112 с.

24. Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. Автореф. дисс.дп.н./ В.П. Бедерханова. Краснодар, 2001. - 47 с.

25. Беловолова С.П. Этнопедагогическая культура алтайцев: Дисс. .д.п.н./ С.П. Беловолова. Новосибирск, 2001. - 462 с.

26. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности / Н.А. Бердяев. М.: Мысль, 1990. - 207 с.

27. Бердяев Н.А. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма / Н.А. Бердяев. М.: Сварог и К, 1997. - 414 с.

28. Библер B.C. Культура. Диалог культур / B.C. Библер // Вопросы философии. -1989. N6. С. 28-32.

29. Библер B.C. Мышление как творчество / B.C. Библер. М., 1975. - 280 с.

30. Бим-Бад Б.М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. Очерк проблем и методов их решения / Б.М. Бим-Бад.- М.: Российский открытый ун-т, 1994. 35 с.

31. Блонский П.П. Курс педагогики (Введение в воспитание ребенка): Пособие для высших учебных заведений, учительск. ин-тов и курсов / П.П. Блон-ский.- изд. 2-е, испр М.: Задруга, 1918. - 202 с.

32. Блюмкин В.А. Нравственное воспитание: философско-этические основы / В.А. Блюмкин. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1990. - 142 с.

33. Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников: Книга для учителя / О.С. Богданова, С.В. Черенкова. М.: Просвещение, 1988.-206 с.

34. Богуславский М. В., Корнетов Г. Б. О педагогических проблемах / М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов // Магистр. 1992. № 5. С. 16-17.

35. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, политэкономия / Главн. науч. ред. и сост. С.Ю. Солодовников. М.: МФЦП, 2002. - 564 с.

36. Бондаревская Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий: Учебное пособие / Е.В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2000. - 44 с.

37. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности (основные положения Концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях) / Е.В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1995. - 32 с.

38. Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старшихшкольников / Е.В. Бондаревская.- Ростов-на-Дону: Красное знамя, 1976. 192 с.

39. Бруно Дж. О героическом энтузиазме / Дж. Бруно. М.: ГИХЛ, 1953. - 211 с.

40. Быт великорусских крестьян землепашцев (На примере Владимирской губернии)/ Авт. сост. Б.М. Фирсов, И.Г. Киселева. - СПб.: Изд. Европейского Дома, 1993.-472 с.

41. Бакаев В.А. Этнопедагогика русской нации: социально-философский анализ: Дисс. .к.философ.н./ В.А. Бакаев. Барнаул, 2002. - 182 с.

42. Валеев И.И. Этнопедагогические основы патриотического воспитания школьников (на материале Республики Башкортостан): Дисс. .д.п.н. / И.И. Валеев. Москва, 1998. - 352 с.

43. Вентцель К.Н. Как создать свободную школу (Дом свободного ребенка) / К.Н. Вентцель,- изд. 2-е исп. и дополн.- М.: Тип. лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К, 1908,- 62 с.

44. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.

45. Виноградов Г.С. Народная педагогика / Г.С. Виноградов. Иркутск, 1992.- 166 с.

46. Вишневский Ю.Р., Ковалева А.И., Луков В.А., Ручкин Б.А., Шапко В.Т. Практикум по социологии молодежи / Ю. Р. Вишневский, А.И. Ковалева, В.А. Луков, Б.А. Ручкин, В.Т. Шапко. М.: Социум, 2000.-296 с.

47. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь: ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. М.: НПЦ СПО, 1999.- 538 с.

48. Внеучебная деятельность в педагогическом вузе: Концепция, нормативные и методические материалы Уральского государственного университета.- Екатеринбург: УГУ, 2000 55 с.

49. Водовозов В.И. Русская народная педагогика / В.И. Водовозов // Избр.пед.соч. М., 1986. С. 379-406.

50. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа (в связи с проблемой общности народных педагогических культур) / Г.Н. Волков. Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1966. - 341 с.

51. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. М., 1997. - 54 с.

52. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. М.: Изд. цент «Академия», 2000.- 176 с.

53. Волков И.П. Учим творчеству // Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. М.: Педагогика, 1988. - С. 101-140.

54. Вольтер Ф. Философские сочинения / Ф. Вольтер. -. М.: Наука, 1989. 750 с.

55. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах: Конспект-пособие / В.В. Воронов. М.: Пед. общество России, 2001. - 192 с.

56. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособие / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. М.: Изд-во УРАО, 1997.-288 с.

57. Выготский JT.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина.- М: Педагогика, 1984. 432 с.

58. Газман О.С. Обоснование новых целей и задач воспитания в условиях перестройки общеобразовательной школы / О.С. Газман // Опыт разработки концепций воспитания. Ростов-на-Дону: ИПК и ПРО, 1993. - С.42-63.

59. Газман О.С. Педагогика свободы: Путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. Выпуск 6.- М., 1996.-С. 6-38.

60. Гарман Н. Строение реального мира. Очерк высшего учения о категориях// Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Учеб. хрестоматия. 2-е изд. М., 1996. - С. 146 - 172.

61. Гегель Г.В. Народная религия и христианство // Работы разных лет. В 2-х т. М.: Мысль, 1972. Т. 1. - 668 с.

62. Герцен А.И., Огарев Н.П. О воспитании и образовании. М., 1990. - 363 с.

63. Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры: (Прогностическая гипотеза образовательного триумфа) / Б.С. Гершун-ский.- М: Моск. психол.-соц. ин-т, 1997,- 117 с.

64. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. М.: Школа - Пресс, 1995. - 78 с.

65. Гмырин А.Г. Воспитательный потенциал народных традиций Поморского Севера в подготовке учителя физической культуры: Дисс. . к.п.н./ А.Г. Гмырин. СПб., 1995. - 243 с.

66. Гольбах П.А. Избранные произведения. Т. 1-2 / П.А. Гольбах. М.: Соцэкгиз, 1963.

67. Гончарова Н.С. Нравственное воспитание студентов на прогрессивных традициях народной педагогики туркмен: Дисс.к.п.н. / Н.С. Гончарова. -Ашхабад, 1989. 187 с.

68. Гуманистическая парадигма образования и воспитания: теоретические основы и исторический опыт реализации (конец XIX 90-е гг. XX вв.) / Под ред. М.В.Богуславского, З.И.Равкина. - М: ИТОиП РАО,1998. -290 с.

69. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Очерк теоретического и экспериментального психологического исследования / АПН СССР.- М: Педагогика, 1986.-239 с.

70. Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. М.: Книга, 1991. - 574 с.

71. Даниличев А.С. История культуры стран Европы / А.С. Даниличев. М., 1997. - 80 с.

72. Дахужева З.К. Этнокультурное ориентирование образовательной системы региона: научно-педагогические основы и опыт реального функционирования в республике Адыгея. Автореф. дисс. .к.п.н./ З.К. Дахужева. Майкоп, 2003.-29 с.

73. Декарт Р. Разыскание истины. СПб.: Азбука, 2000. - 286 с.

74. Дидро Д. Сочинения Т. 1-2. М., 1986-1991.

75. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения.-М:Учпедгиз,1956.-374с.

76. Долматов П.Р. Русский язык / П.Р. Долматов. Иркутск, 1993. - 80 с.

77. Древнегреческая философия: от Платона до Аристотеля: Сочинения / Сост. В. Шкода. М.: ACT: Фолио, 1999. - 631 с.

78. Духнович А. Народная педагогика в пользу ученых и учителей / А. Дух-нович. М., 1856. - 112 с.

79. Дюркгейм Э. Социология образования / Э. Дюркгейм. М.: ИНТОР, 1996. -85 с.82.3анков J1.B. Избранные педагогические труды / АПН СССР. М: Педагогика, 1990. -418 с.

80. Земляков А.Е. Иван Яковлевич Яковлев и современность / А.Е. Земляков. -Чебоксары: ЧГПИ, 1997. 252 с.

81. Земляков А.Е. Проблема связи воспитания с жизнью в истории чувашской школы и педагогики / А.Е. Земляков. Чебоксары: ЧГПУ, 2004. - 292 с.

82. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В.В. Зеньковский. М., 1993. - 142 с.86.3инченко В.П. Человеческий интеллект и технократическое мышление / В.П. Зинченко // Коммунист. М., 1988. № 3. С. 96-104.

83. Иванов В.Г. Развитие и воспитание интересов учащихся старших классов средней школы / В.Г. Иванов,- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1959.- 82 с.

84. Иванов Д.Е. Этнопедагогическая подготовка социальных работников. Историография. Теория. Опыт. Монография / Д.Е. Иванов. М.: Изд-во «Союз», 2000. - 440 с.

85. Идрисова Р.Н. Педагогические основы подготовки будущих учителей к использованию идей народной педагогики в формировании трудового образа жизни сельских школьников: Автореферат дисс. . к.п.н./ Р.Н. Идрисова -М., 1995. 18 с.

86. Иконникова С.Н. Диалог о культуре / С.Н. Иконникова. JL: Лениздат, 1987. -203 с.

87. Иконникова С.Н. Методологические проблемы исследования нравственной культуры развитого социализма / С.Н. Иконникова // Методологические проблемы изучения культуры. Л., 1978. - 220 с.

88. Ильин Е.Н. Искусство общения // Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. М: Педагогика, 1988. - С. 205-270.

89. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов // Собрание сочин. в 10 т. М., 1993. Т. 2 кн.- 478 с.

90. Ильин И.А. Основы христианской культуры / И.А. Ильин. Женева: Изд. бюро Конфедерации рус. трудящихся христиан, 1937. - 47 с.

91. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Собрание сочинений в 10 т. -М.: Русская книга, 1993. Т. 1. 398 с.

92. Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. институтов / Т.А. Ильина. М.: Просвещение, 1984. - 496 с.

93. Ильинский И.М. О молодежной политике российского политического центризма / И.М. Ильинский. М., 1999. - 103 с.

94. Исрафилов Р.С. Духовно-нравственное воспитание учащихся на традициях народов Дагестана: Дисс. .к.п.н./ Р.С. Исрафилов Махачкала, 2001. -162 с.

95. История педагогики в России: Хрестоматия: Для студ. гуманитарных факультетов высших учебных заведений / Сост. С.Ф. Егоров. М: Академия, 1999.- 400 с.

96. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) / М.С. Каган.-М., 1974.-328 с.

97. Корнетов Г.Б. Педагогика: теория и история / Г.Б. Корнетов. М.: УРАО, 2003.-256 с.

98. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность / И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1997. -144 с.

99. ПЗ.Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие / И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов. Ростов-на-Дону, 1997. - 110 с.

100. Кошелева А.О. Становление социально-нравственной зрелости личности в условиях высшего профессионального образования: Дисс.к.п.н./ А.О. Ко-шелева Орел, 2001. - 193 с.

101. Краевский В.В. Моделирование в педагогическом исследовании / Под ред. В.И. Журавлева // Введение в научное исследование: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.-М: Просвещение, 1988. С. 107-122.

102. Пб.Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. уч. заведений / В.В. Краевский. М.: Академия, 2003. - 256 с.

103. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.ИЛапина. Сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. М.: Политиздат, 1988. - 479 с.

104. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста / Н.Б. Крылова. М., 1994. - 230 с.

105. Крысько В.Г., Дергач А.А. Этнопсихология / В.Г. Крысько, А.А. Дергач. -М., 1992.- 132 с.

106. Крюкова И.В. Педагогические аспекты формирования нравственно-эстетической культуры студентов в условиях межнациональных отношений. Дисс. .к.п.н. / И.В. Крюкова. Владикавказ, 2004. - 168 с.

107. Кузнецова J1.B. Национально-культурная среда в общеобразовательной школе: теория и практика формирования / J1.B. Кузнецова. Чебоксары: Клио, 2000. - 276 с.

108. Кукушин B.C., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология / B.C. Кукушин, Л.Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 168 с.

109. Культура Чувашского края. Часть 1: Учебное пособие / В.П. Иванов, Г.Б. Матвеев, Н.И. Егоров и др. / Сост. М.И. Скворцов. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1995.-350 с.

110. Леви-Строс К. Структурная антропология / К. Леви-Строс. М., 1983. -254 с.

111. Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы / Д.Г. Левчук, О.М. Потаповская. М.: Планета, 2000. - 52 с.

112. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

113. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. М., 1981. -486 с.

114. Лисовский В.Т. Советское студенчество: Социологические очерки / В.Т. Лисовский. М.: Высшая школа, 1990. - 304 с.

115. Лисовский В.Т. Социальный и нравственный портрет современного студента / Ред. кол.: Э.К. Васильева, В.Т.Лисовский // Социально-демографический портрет студента. М.: Мысль, 1986.- 158 с.

116. ШЛихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. М.: Прометей, 1992.-528 с.

117. Ш.Лукичев П.Н., Скорик А.П. Поведенческая типология студенческой группы / П.Н. Лукичев, А.П. Скорик // Социология. 1995. N 7. С. 109-115.

118. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться // Педагогический поиск / Сост. П.Н. Баженова М.: Педагогика, 1988. - С. 57-100.

119. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пособие для студентов высших пед. учебных заведений / В.Г. Максимов. М.: Академия, 2002.-272 с.

120. Максимов В.Г., Савчук Н.Ю. Системно-ролевой анализ профессиональной деятельности учителя / В.Г. Максимов, Н.Ю. Савчук. Чебоксары: ЧГПУ, 2003. -188 с.

121. Максимова О.Г. Учебно-воспитательный комплекс как педагогическая система: Учебное пособие / О.Г. Максимова. Чебоксары: ЧГПИ, 1997. - 102 с.

122. Максимова О.Г., Чернова О.В. Социально-профессиональная деятельность учителя / О.Г. Максимова, О.В. Чернова. Чебоксары: ЧГПУ, 2003. - 108 с.

123. Малькова З.А., Новикова Л.И. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе / З.А. Малькова, Л.И. Новикова. М., 1997. - 21 с.

124. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии // 0 человеческом в человеке / Под ред. И.Г. Фролова. М., 1991. - 280 с.14Шамонтов С. П. Основы культурологии / С.П. Мамонтов. М., 1994. -156 с.

125. Манонов А. Подготовка студентов педагогического вуза к использованию идей таджикской народной педагогики: Дисс. . к.п.н. / А. Манонов -М., 1992.-204 с.

126. Мареев В.И., Петрова Н.П., Сорочинская Е.Н. Концепция социально-воспитательной работы со студентами педагогического университета / В.И. Ма-реев, Н.П. Петрова, Е.Н. Сорочинская. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1999. - 57 с.

127. Мб.Махова Н.В. Формирование нравственной культуры студентов средствами массовой информации: Дисс. .к.п.н./ Н.В. Махова. -М., 2004. 155 с.

128. Меньшиков В.М. Принципы педагогического учения К.Д. Ушинского // К.Д. Ушинский и русская школа. М.: Роман газета. 1994. - С. 49-71.

129. Мордовская А.В. Этнопедагогические основы формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (на примере Респ. Саха): Дисс. .д.п.н./ А.В. Мордовская М., 2000. - 357 с.

130. Николаев В.А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя: Дисс. .д.п.н./В.А. Николаев. -М., 1998. -404 с.

131. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое // Соч. в 2-х т. М.: РИ-ПОЛ КЛАССИК, 1998. Т. 1. - 832 с.

132. Основы культурологии. 11 класс / Сост.: Г.М. Пономарева, Л.З. Неми-ровская, Т.Н. Тюляева. М., 1998. - 319 с.

133. Павлов И.В. Воспитание на традициях / И.В. Павлов. Чебоксары: Чуваш. книжное изд-во, 1988. - 96 с.

134. Павлов И.В. Нравственное воспитание подростков / И.В. Павлов. Чебоксары: ЧГПУ, 1998.-297 с.

135. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить / В.Ф. Паламарчук. М.: Просвещение, 1987.- 206 с.

136. Палаткина Г.В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях / Г.В. Палаткина // Педагогика. 2001. №5. С.41-47.

137. Палаткина Г.В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования: Дисс. . д.п.н. / Г.В. Палаткина М., 2003.- 390 с.

138. Парадигма будущего. Интервью с Н.Н. Мошевым. Раздумья о будущем: диалоги в преддверии третьего тысячелетия. М., 1987. - 143 с.

139. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории / Б.Д. Парыгин. -М. Мысль, 1971.-351 с.

140. Педагогика школы. Учеб. пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. Г.И. Щукиной. М.: Просвещение, 1977. - 384 с.

141. Педагогическая энциклопедия / Под ред. И.А. Каирова.- М., 1966. Т. 3. -879 с.

142. Перчун Н.В. Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях русского народа: Автореферат дисс. . к.п.н./ Н.В. Пер-чун Ростов-на-Дону, 2003. - 18 с.

143. Петрова Т.Н. История воспитания и педагогической мысли чувашского народа в XV XVIII вв. / Т.Н. Петрова. - М., 1996. - 207 с.

144. Петрова Т.Н. Чувашская педагогика как факт мировой культуры / Т.Н. Петрова. Чебоксары, 1996. - 84 с.

145. Пилипов В.М. Так ли плох был Домострой? / В.М. Пилипов. М.: Панорама, 1991.-48 с.

146. Пилиповский В. Я. Традиционалистско-консервативная парадигма в теории обучения на Западе / В.Я. Пилиповский // Педагогика. 1992. № 9-10. С. 106-113.170Ллатон. Сочинения. Т. 1-4. М., 1990-1994.

147. Платонов К.К., Адаскин Б.И. Об изучении и формировании личности учащихся / К.К. Платонов, Б.И. Адаскин. М.: Высшая школа, 1966. - 224 с.

148. Покровский Е.А. Значение детских игр в отношении воспитания и здоровья / Е.А. Покровский. М., 1884. - 24 с.

149. Покровский Е.А. Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно в России / Е.А. Покровский. М., 1884. - 128 с.

150. Политова Ю.М. Этническая толерантность как мировоззренческий нравственный принцип // Реальность этноса. Образование и проблемы Межэтнической коммуникации: Материалы IV научно-практическая конференции / Под научн. ред. И.Л. Набока. СПб., 2002. - 282 с.

151. Попова И.О. Формирование этнопедагогической культуры будущих педагогов: Дисс. .к.п.н./И.О. Попова. Астрахань, 2001. -247 с.

152. Резниченко А.В. Профессионально-нравственное самовоспитание студентов как условие развития педагогической культуры будущего учителя: Дисс. .к.п.н./ А.В. Резниченко. Ростов-на-Дону, 1999. - 196 с.

153. Рерих Н. К. О вечном /Н.К. Рерих. -М., 1951. 102 с.

154. Рожков М.И., Бойбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие / М.И. Рожков, Л.В. Бойбородова. М.: ВЛАДОС, 2001.-256 с.

155. Розанов В.В. Сумерки просвещения / В.В. Розанов. М.: Педагогика, 1990.-620 с.

156. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 603 с.187Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. СПб. и др.: Питер, 2000. - 712 с.

157. Рубинштейн C.JI. Принципы и пути развития психологии / СЛ. Рубинштейн.-М., 1959.- 138 с.189Руденко С.И. Добывание огня трением у чувашей / С.И. Руденко. СПб., 1911.-74 с.

158. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании // Пед. сочинение в 2-х т. М.: Педагогика, 1981. Т. 1. - 656 с.191Руткевич A.M. От Фрейда к Хайдеггеру. Критический очерк экзистенциального психоанализа/ A.M. Руткевич. -М., 1985. 186 с.

159. Савельев Н.Г. Человек, цивилизация, общество / Н.Г. Савельев. М., 1985.-214 с.

160. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: Уч. пособие / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2002. - 336 с.

161. Салмин А.К. Народная обрядность чувашей / А.К. Салмин. Чебоксары, 1994.-339 с.

162. Сенигов И. Народное воззрение на учение и воспитание / И. Сенигов. -СПб., 1896,- 15 с.

163. Ситько P.M. Университетское педагогическое образование на юге России: история и современность / P.M. Ситько. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2000.- 332 с.

164. Сластенин В.А. Педагогика: Уч. пособие / В.А. Сластенин. М.: Школа-Пресс, 2000.-512 с.

165. Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. 6-е изд. - М.: Политиздат, 1989. - 447 с.

166. Смелзер Н.Д. Социология / Н.Д. Смелзер. М.: Феникс, 1994. - 687 с.

167. Смирнова В.А., Сопиков А.А. Рассуждение о рассуждениях / В.А. Смир нова, А.А. Сопиков. JI.: Знание, 1974. - 147 с.

168. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х томах /B.C. Соловьев М., 1989. - 688 с, 735 с.

169. Социология молодежи. Учебник / Под ред. Лисовского В. Т. СПб, 1996. -455 с.

170. Спиноза Б. Избранные произведения. Т. 1 -2 / Б. Спиноза. М., 1957. - 315 с.

171. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов / Т.А. Стефа-новская. М.: Совершенство, 1998.-358 с.

172. Сухомлинский В.А. Избранные пед. сочинения. В 3-х т. Т.1 / Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. М.: Педагогика, 1979. - 560 с.

173. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. Кишинев: Лумина, 1978.-239 с.

174. Талызина Л.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Л.Ф. Талызина. -М., 1975.- 53 с.

175. Терещенко А. Быт русского народа. Сочинения в 7 частях / А. Терещенко. -М., 1848.

176. Толстой Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы / Л.Н. Толстой // Пед. сочинения. М.: Педагогика, 1989. С. 134-200.

177. Трофимова Е.Д. Формирование нравственных представлений младших школьников на этнокультурном музыкальном материале: Дисс. . к.п.н./ Е.Д. Трофимова. Екатеринбург, 2004. - 200 с.

178. Трубецкой Н.С. К проблеме русского самопознания / Н.С. Трубецкой // История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995. - 798 с.

179. Тхуго М.М. Реализация идей адыгейской народной педагогики при подготовке студентов к работе в национальной школе: Автореферат диссертации к.п.н./ М.М. Тхуго. М., 1995. - 16 с.

180. Тюменцева З.П. Содержание формы этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в национальной школе (на материале Ханты-мансийского автономного округа): Дисс. к.п.н./З.П. Тюменцева. М., 1993. - 171 с.

181. Тюнников Ю.С., Хасанова Г.Ф., Харисов Ф.Ф. Национальное самосознание: Сущность и принципы формирования / Ю.С. Тюнников, Г.Ф. Хасанова, Ф.Ф. Харисов. Казань, 1994. - 89 с.

182. Уледов А.К. Духовное обновление общества / А.К. Уледов. М.: Политиздат, 1990.-125 с.

183. Умаров А. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников во внеурочной деятельности на традициях таджикской народной педагогики: Дисс. . к.п.н./ А. Умаров. Москва, 1998. - 152 с.

184. Урумов З.Т. Этнопедагогические основы экологического образования студентов педагогических специальностей в условиях университета: Дисс. .к.п.н./ З.Т. Урумов. Владикавказ, 2002. - 156 с.

185. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании /К.Д. Ушинский П Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. -557 с.

186. Ушинский К.Д. Соб. соч.: В 11 т. / К.Д. Ушинский. М., 19481952.

187. Фазылзянова Г.И. Педагогические условия ориентации студентов на духовно-нравственные ценности средствами народного искусства: Дисс. . к.п.н./ Г.И. Фазылзянова. Казань, 2004. - 225 с.

188. Фетисова О.П. Использование идей и опыта русской народной педагогики в нравственном воспитании подростков: Дисс. .к.п.н./ О.П. Фетисова. -Карачаевск, 2004. 167 с.

189. Философский энциклопедический словарь / Ред. кол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989.815 с.

190. Фихте И.Г. Основные черты современной эпохи / И.Г. Фихте // Соч. в 2-х т. СПб.: Мифрил, 1993. Т. 2. - 798 с.

191. Франк С.Л. Смысл жизни / С.Л. Франк // Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. - 510 с.

192. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с анг. и нем. / Общ. ред. Л .Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

193. Фромм Э. Душа человека / Э. Фромм. М., 1992. - 253 с.

194. Фромм Э. Иметь или быть?: Пер. с анг. / Общ. ред. и поел. В.И. Добренькова. 2-е изд., доп. - М.: Прогресс, 1990. - 336 с.

195. Харитонов М.Г. Этнопедагогическая подготовка учителя начальных классов национальной школы (историография, теория, опыт). Монография / М.Г. Харитонов. М.: Прометей, 1999. - 227 с.

196. Харитонов М.Г. Этнопедагогическое образование учителя национальной школы / М.Г. Харитонов. Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2004. - 330с.

197. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник / И.Ф. Харламов. М.: Университетское, 1998. - 560 с.

198. Хиндбидзе А.Ф. Некоторые моменты взаимоотношений народной педагогики и истории педагогики (к вопросу создания единой истории педагогической мысли) / А.Ф. Хиндбидзе // Из истории народного образования Адыгеи. Ростов-на-Дону, 1975. С. 3-5.

199. Хомяков А.С. О сельской общине / А.С. Хомяков // Русская цивилизация и соборность. Сборник статей. М.: Типография Мосметростроя, 1994. -250 с.

200. Хомяков А.С. Семирамида / А.С. Хомяков // Соч. в 2-х т. М.: Изд-во «Медиум», 1994. Т. 1.-590 с.

201. Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Сост.: П.В. Алексеев,

202. A.В.Панин. М., 1996.-356 с.

203. Христова E.J1. Народная педагогика: Историко-графические и теоретические методологические проблемы / E.J1. Христова. М., 1988. - 181 с.

204. Цаллагова З.Б. Этнопедагогическая афористика / З.Б. Цаллагова. М., 1997.- 143 с.

205. Царькова М.В. Развитие нравственно-правовой культуры студентов гуманитарного вуза: Дисс. .к.п.н./ М.В. Царькова. Киров, 2003. - 234 с.

206. Мальцева И.С. Воспитание нравственных ценностей студентов в процессе общественно-педагогической деятельности: Дисс. .к.п.н./ И.С. Мальцева -Ростов-на-Дону, 2004. 253 с.

207. Чернышевский Н.Г. Собрание сочинения: В 5 т. / Н.Г. Чернышевский М., 1974.

208. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека /

209. B.Д. Шадриков. М.: Изд. Корпорация Логос, 1996. - 318 с.

210. Шамаев Н.К. Теория и практика нравственного развития личности подростка в процессе физического воспитания с этнокультурной направленностью: Дисс. . д.п.н./Н.К. Шамаев. Якутск, 2000. - 373 с.

211. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования: Дисс. .д.п.н./ В.К. Шаповалов. Ставрополь, 1997. - 311 с.

212. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого // Педагогический поиск / Сост. И.Н Баженова. -М: Педагогика, 1988. С. 141-204.

213. Шацкий С.Т. Деревенские дети и работа с ними / С.Т. Шацкий // Избранные пед. сочинения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. Т. 2. С. 89-121.

214. Ши Лонвей Становление нравственной позиции студентов в образовательном процессе педвуза: Дисс.к.п.н./ Ши Лонвей. Воронеж, 2001. -158 с.

215. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию / Г.Г. Шпет // Сочинения. -М.: Правда, 1989.-604 с.

216. Штайнер Р. Педагогика, основанная на познании человека / Р. Штайнер.- М.: Парсифаль, 1996. 123 с.

217. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиций культуры / Н.Е. Щур-кова. -М.: 1997.- 76 с.

218. Щуркова Н.Е. Ценностные отношения / Н.Е. Щуркова // Высшая школа, 1999. №11. С. 17-22.

219. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989,- 560 с.

220. Энеева Л.А. Формирование нравственности у подростков национальной культуроведческой школы (на материалереспубликанской школы-интерната Кабардино-Балкарской Республики): Дисс. . к.п.н./ Л.А. Энеева- Пятигорск, 2000. 238 с.

221. Юлов В.Ф. Научная картина мира как фактор теоретической активности / В.Ф. Юлов // Формирование и функционирование научной картины мира. -Уфа, 1985.- 125 с.

222. Юнг К.Г. Современность и будущее / К.Г. Юнг. М.: Университетское, 1992.-60 с.

223. Яковлев И.Я. Моя жизнь / И.Я. Яковлев. М.: Республика, 1998. - 599 с.

224. Яковлева А.Н. Этнопедагогические основы социализации школьников и студентов (на материале Респ. Саха (Якутия)): Дисс. .д.п.н./ А.Н. Яковлева. -Якутск, 2002. 417 с.

225. Atkinson J.W., Birch D. Introduction to Motivation / J.W. Atkinson, D. Birch.- New York, Cincinnati, Toronto, London, Melbourne. 1978. 115 c.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.