Этнокультурные особенности субъективной картины жизненного пути тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Шарипова, Мадина Ёдгоровна

  • Шарипова, Мадина Ёдгоровна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2013, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 290
Шарипова, Мадина Ёдгоровна. Этнокультурные особенности субъективной картины жизненного пути: дис. кандидат психологических наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Санкт-Петербург. 2013. 290 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Шарипова, Мадина Ёдгоровна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ.

1.1. Жизненный путь как основа для построения субъективной картины жизненного пути личности.

1.2. Субъективная картина жизненного пути личности - эффект отражения и активной переработки содержания ее жизни.

1.3. Структурные элементы и характеристики субъективной картины жизненного пути личности.

1.3.1. Событийная структура субъективной картины жизненного пути личности.

1.3.2. Временные характеристики субъективной картины жизненного пути личности.

1.3.3. Осмысленность жизни как характеристика субъективной картины жизненного пути личности.

1.3.4. Ответственность и локус контроля личности как характеристики субъективной картины жизненного пути личности.

1.4. Детерминанты субъективной картины жизненного пути личности.

1.4.1. Этнокультурные факторы субъективной картины жизненного пути личности.

1.4.2. Этнокультурная идентичность как фактор формирования субъективной картины жизненного пути личности.

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1. Общая организация исследования.

2.1.1. Цель, объект, предмет, задачи и гипотезы исследования.

2.2. Характеристика выборки.

2.3. Методы исследования.

Глава 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ.

3.1. Уровневые и структурные показатели субъективной картины жизненного пути в общей выборке.

3.2. Национальные и тендерные особенности субъективной картины жизненного пути личности.

3.3. Уровневые показатели субъективной картины жизненного пути в группах с разным уровнем этнокультурной идентичности в общей выборке и национальных подгруппах.

3.4. Структурные взаимосвязи показателей субъективной картины жизненного пути в группах с разным уровнем этнокультурной идентичности.

ВЫВОДЫ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнокультурные особенности субъективной картины жизненного пути»

Данная работа посвящена изучению самосознания личности как субъекта жизненного пути. Субъективные представления о себе, своей жизни, мире, в котором человек живет, в значительной степени определяют его поступки, понимание им причин действий других людей. В самосознании личности в процессе ее жизненного пути выстраивается особое образование, более или менее упорядоченная образно-логическая конструкция, которую Б.Г. Ананьев впервые определил как субъективную картину жизненного пути (1968). «Субъективная картина жизненного пути в самосознании человека, - писал Б.Г. Ананьев, - всегда строится соответственно индивидуальному и социальному развитию, соизмеряемому в биографо-исторических датах» [16, с. 113-114].

В контексте жизнедеятельности личность рассматривается как субъект, способный изменять свое пространство и время жизни в соответствии с собственной системой смыслов, ценностей и убеждений. Динамику развития личности можно раскрыть через анализ ее жизненного пути, который складывается из значимых событий жизни. Разносторонне исследуя личность в процессе ее жизнедеятельности, можно получить объективные характеристики ее бытия и, тем самым, раскрыть представления личности о ее жизненном пути и о себе как субъекте жизни.

Анализ закономерностей и механизмов построения индивидуальной истории жизни человека имеет большое значение для понимания структурной и содержательной организации внутреннего мира личности, ее самосознания.

В современной психологии заметен повышенный интерес к проблеме жизненного пути и его осознания личностью. Жизненный путь и его образ в сознании личности - субъективная картина ее жизненного пути - изучаются как пространственно-временная, событийная структура (К.А. Абульханова, Е.И. Головаха, E.IO. Коржова, A.A. Кроник, H.A. Логинова, P.A. Ахмеров и др.), психотемпоральная организация личности, ее отношение к разным модусам времени (К.А. Абульханова, Т.Н. Березина, Л.И. Вассерман, М.Р. Гинзбург, Е.И. Головаха, A.A. Кроник, В.И. Ковалев, Л.Ю. Кублицкене, H.H. Толстых и др.), как ценностно-смысловая структура (жизненные смыслы, ценности и ценностные ориентации, жизненные стратегии, планы, программы) (К.А. Абульханова, Е.И. Головаха, A.A. Кроник, Д.А. Леонтьев, P.A. Ахмеров, Н.В. Гришина и др.). В психологии изучаются факторы, влияющие на представления о собственной жизни, такие, как принадлежность к определенным социальным и этническим группам (P.A. Ахмеров, В.М. Вызова, В.В. Нуркова, Л.В. Сохань, H.H. Толстых и др.), возрастные и половые особенности СКЖП (К.В. Костенко, Е.В. Кулеш, А.Н. Герасименко, И.П. Шкуратова, Н.Д. Султанова), включая биографические кризисы как моменты развития (P.A. Ахмеров, В.Р. Манукян) и др.

Субъективная картина жизненного пути (далее СКЖП) является совокупностью взаимосвязанных жизненных событий, и по существу эти события можно считать историей развития личности. Опираясь на идеи Б.Г. Ананьева, мы полагаем, что СКЖП есть форма самосознания личности, существующая в представлениях о ее жизни в прошлом, настоящем и будущем. Она детерминирована многими факторами, в том числе этнокультурными, включая этнокультурную идентичность личности. Самосознание личности, в частности, СКЖП, формируется на основе обобщения жизненного опыта, накопленного в процессах жизнедеятельности в той или иной этнокультурной среде. Принадлежность человека к определенной культуре влияет на его образ жизни, мировоззрение и мировосприятие, отношение ко времени, отношение к себе как субъекту жизни, в той или иной мере ответственному за ее ход и результаты.

В разных культурах существуют разные представления о должной жизни, ее как бы обязательных событиях, приуроченных к определенным временным фазам жизненного пути. Причем эти представления различаются у мужчин и женщин. Таким образом, история жизни и развитие личности формируются на основе этнокультурных условий ее развития в социальной среде. Культурная обусловленность сознания и внутреннего мира личности влияет на формирование и выраженность содержательных и взаимосвязи структурных компонентов СКЖП личности. Которые, в свою очередь, во многом определяют проектирование и осуществление жизнедеятельности личности в определенных социально-исторических, экономических, политических, семейных и прочих обстоятельствах и ситуациях развития.

Различия в субъективной картине жизненного пути, как и в картине мира в целом, имеют большое значение при взаимодействии людей разных национальностей. Они могут приводить к непониманию и даже конфликтам между представителями разных этнокультур. Тогда как жизненной задачей каждой личности в полиэтнической среде является налаживание взаимопонимания с людьми разных национальностей с разной этнокультурной идентичностью.

Проблема взаимообусловленности культуры и ментальности народов, адаптивность и интегративностъ как базовые свойства культуры, обуславливающие функциональную специфику этнокультурной идентичности, составляла объект изучения многих специалистов в различных областях научного знания (Ф. Боас, Ю.М. Бромлей, В. Вундт, Г. Гардинер, Ф. Зимбардо, Д.С. Лихачев, Д. Мацумото, Р. Мишра, М. Мид, Ш. Монтескье, Д. Сыо, О. Шпенглер, Г.Г. Шпет и др.).

Необходимо всестороннее изучение культурного воздействия, начиная с культуры как определяющего фактора в формировании поведения и до культуры как результата поведения.

В науке сформировалось представление о контрастных этнокультурах в континууме Запад-Восток. Поэтому для нашего исследования были выбраны русские и таджики как представители Западной и Восточной культуры по критериям религии (ислам и христианство) и приверженности этих народов традициям Европы и Азии.

В науке и публицистике идет спор о русской ментальности и ее евразийской двойственности. Культура России сложилась в условиях многонациональное™ и служила культурным мостом между народами. Культура России принадлежит десяткам народов Запада и Востока, но характер русской культуры, прежде всего, является европейским. Ибо европейская культура отличается именно тем, что она открыта к восприятию других культур, к их объединению, изучению и сохранению и отчасти усвоению. Если смотреть на Россию с Запада, она, конечно, лежит между Западом и Востоком, но это географическое расположение. Россия - несомненная Европа по религии и культуре (Д.С. Лихачев, 1999).

Таджики же относятся к Восточной культуре. По мнению историков, этнографов, культурологов, в Азии индивидуализм и рационализм рассматривались как неустойчивые явления. Для таджиков важнее взаимоотношения и эмоции, личность же и чувства личного характера, как и рациональное мышление, отодвигаются на второй план.

В развивающемся урбанизированном мире различные страны и многонациональные государства на международном и межнациональном уровне взаимодействуют между собой во всех сферах жизни, что, несомненно, требует знаний национальных особенностей представителей этих государств. Знание же типологических характеристик разных этносов выступает как фактор, способствующий облегчению как внутригосударственных, так и межгосударственных взаимоотношений.

Исследование существующих различий в СКЖП в зависимости от этнокультурной идентичности у различных национальностей позволяет понять механизмы и закономерности вариативности СКЖП. Так как культурные традиции являются одной из главных детерминант поведения, особенности СКЖП различных этнических групп нельзя изучать без учета влияния на них культуры и национальной принадлежности.

Теоретический анализ литературы показал, что на сегодняшний день исследования жизни человека и его внутреннего мира в этническом и историческом аспектах рассматривались в работах А.Г. Асмолова, Д.А.Леонтьева, P.A. Ахмерова, В.Ф. Петренко, H.A. Шульги и др. Однако, исследование, направленное на изучение этнокультурных особенностей СЮКП у представителей разных национальностей и культур, насколько нам известно, не проводилось. В то время как психологическая теория и практика в настоящее время нуждается не только в изучении закономерностей изменения субъективного представления о собственной жизни в различные возрастные периоды, но и в комплексном изучении факторов, влияющих на него. Одним из таких факторов является уровень ее этнокультурной идентичности. Однако нам не удалось найти в научной литературе прототипа общепсихологического исследования СКЖП в связи с этнической принадлежностью и этнокультурной идентичностью личности. Таким образом, нам представляется актуальным и перспективным исследование и выявление обусловленности структуры СЮКП этнокультурной детерминацией. Мы рассчитываем (надеемся), что его результаты дадут новые точки опоры для проведения национальной и миграционной политики, а также воспитательной работы с молодежью.

Цель исследования - выявить и изучить этнокультурные особенности субъективной картины жизненного пути у людей разных национальностей и с разным уровнем этнокультурной идентичности.

Объектом исследования является субъективная картина жизненного пути личности.

Предметом исследования являются этнокультурные и половые (тендерные) особенности субъективной картины жизненного пути личности в связи с уровнем этнокультурной идентичности (на примере русских и таджиков).

Задачи исследования. Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ теоретических подходов к пониманию природы субъективной картины жизненного пути и этнокультурной ее детерминации. На основании этого определить структурные элементы субъективной картины жизненного пути и этнокультурной идентичности личности, показать их этнокультурную обусловленность, охарактеризовать этнокультурные особенности изучаемых нами этносов.

2. Выявить особенности субъективной картины жизненного пути у русских и таджиков как представителей культур Запада и Востока.

3. Выявить половую (гендерную) дифференциацию субъективной картины жизненного пути у русских и таджиков.

4. Выявить особенности субъективной картины жизненного пути в связи с разными уровнями этнокультурной идентичности.

5. Провести сравнительный анализ особенностей субъективной картины жизненного пути отдельно у русских и таджиков в связи с уровнем их этнокультурной идентичности.

В качестве гипотез исследования выдвигаются следующие предположения.

Общая гипотеза: существуют особенности субъективной картины жизненного пути у представителей разных этносов, которые детерминированы характером их базовых этнокультур и уровнем этнокультурной идентичности личности. Данное положение было конкретизировано частными гипотезами:

1. Субъективная картина жизненного пути (далее СКЖП) личности детерминирована этнокультурными особенностями среды, в которой личность формируется и развивается. Среда влияет на событийно-временные и смысложизненные характеристики, на представления о контролируемости жизненного пути и ответственности субъекта жизненного пути.

2. При общей этнокультурной обусловленности в СКЖП наблюдаются гендерные различия, связанные с разным пониманием в этнокультурах роли мужчин и женщин в построении жизненного пути.

3. Этнокультурная идентичность (ее уровень) является фактором СКЖП наряду с этнической принадлежностью личности.

Теоретико-методологическую основу работы составили: принцип историзма, культурно-исторической обусловленности сознания (JT.C. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), принцип развития (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов, Л.И. Анцыферова, Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Головей и др.), антропологический (субъектный) принцип (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев), психобиографический подход к изучению личности (ULI. Бюлер, Г. Томе, H.A. Рыбников, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн,

A.A. Кроник, Е.И. Головаха, Е.Ю. Коржова, H.A. Логинова, Л.В. Сохань, и др.). Мы опирались также на исследования психологического времени личности (К. Левин, Дж. Нюттен, Л. Франк, М.Р. Гинзбург, К.А. Абульханова,

B.C. Мухина, H.H. Толстых, В.И. Ковалев и др.).

Научная новнзна исследования заключается в обогащении научных представлений о субъективной картине жизненного пути личности и ее детерминации этнокультурой, уровнем этнокультурной идентичности. Впервые выявлены и проанализированы этнокультурные различия в тендерном аспекте.

Впервые изучены структурные и содержательные особенности субъективной картины жизненного пути у представителей двух этносов, представителей культур Запада и Востока - русских и таджиков с разным уровнем этнокультурной идентичности.

Теоретическая значимость исследования. Субъективная картина жизненного пути представлена в единстве событийных, временных и субъектно-личностных характеристик как форма самосознания личности -субъекта жизненного пути.

Теоретическая значимость также состоит в изучении, расширении и уточнении этнокультурной специфики субъективной картины жизненного пути и дополнении представлений о ее детерминации со стороны этнокультурных факторов, включая этническую принадлежность личности, тендер и уровень этнокультурной идентичности. Подробно изучены характеристики СКЖП у русских и таджиков.

Практическая значимость исследования. Полученные результаты можно использовать:

- в работе общественных и государственных институтов по улучшению межличностного общения и взаимодействия представителей различных национальностей;

- в организации психологической службы в многонациональных общностях, в условиях современного мультикультурного общества;

- полученные результаты следует учитывать при адаптации практической биографической психологии и соответствующих методов в работе с разными этнокультурными группами в целях оптимизации биографической картины и самого жизненного пути личности;

- новые материалы исследований могут быть использованы в преподавании психологии личности, социальной психологии и спецкурсов по психобиографической психологии.

Методы: Основным способом организации исследования является сравнительный метод. Из эмпирических методов применялись опросный, психосемантический, биографический и психодиагностический методы. Для изучения особенностей СКЖП были выбраны методики, которые характеризуют различные ее аспекты: ее событийно-временной аспект (хронотоп) и позицию Я как субъекта жизнедеятельности (представления о контролируемости жизни, локус контроля, смысложизненные ориентации). Это методики: «Оценивание пятилетних интервалов» A.A. Кроника и Е.И. Головахи, «Психологическая автобиография» Е.Ю. Коржовой,

Семантический дифференциал времени» Л.И. Вассермапа, тест смысложизненных ориентации Дж. Крамбо и Л. Махолика в адаптации Д.А. Леонтьева и опросник «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера в адаптации Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной и A.M. Эткинда. Для диагностики этнокультурной идентичности личности использовался опросник «Этнокультурная идентичность» в нашей модификации (составлен на основе теста О.Л. Романовой «Этническая идентичность» и Этнопсихологических опросников Л.М. Дробижевой, Г.В. Старовойтовой и В.В. Пименова).

Для статистической обработки применялись критерии t-Стыодента, U-Манна-Уитни, двухфакторный дисперсионный анализ MANOVA. Корреляционный анализ осуществлялся методом вычисления коэффициента корреляции r-Пирсона. Статистическая обработка материала выполнялась на ПК с использованием стандартного пакета программ прикладного статистического анализа (IBM SPSS Statistics 19).

В исследовании приняли участие 150 человек, студенты ВУЗов России (г. Санкт-Петербург) и Таджикистана (г. Душанбе), по 75 представителей русской и таджикской национальностей в возрасте от 17 до 24 лет, из них 70 мужчин и 80 женщин.

Достоверность и надежность результатов и выводов исследования обеспечивалась системностью теоретического и эмпирического анализа предмета исследования, использованием адекватных и надежных методологических подходов, применением методов и методик, адекватных задачам исследования, корректным применением методов математико-статистического анализа полученных данных, репрезентативностью выборки.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Субъективная картина жизненного пути личности детерминирована особенностями этнокультуры, в которой эта личность формировалась. Она различается по событийным и временным характеристикам, представлениям личности о себе как субъекте жизнедеятельности, а также общей структурой связей между разными ее элементами.

2. Тендерные различия в субъективной картине жизненного пути представителей культур Запада и Востока, связанные с разным пониманием в этих этнокультурах роли мужчин и женщин в построении жизненного пути, состоят в большей схожести СКЖП мужчин и меньшей - женщин изучаемых национальностей.

3. Этнокультурная идентичность личности детерминирует структуру и выраженность характеристик субъективной картины жизненного пути. При высоком уровне этнокультурной идентичности уменьшается интегрированность биографической картины, но увеличивается ее насыщенность значимыми событиями, проявляется более позитивное восприятие будущего, растет осмысленность жизни.

Апробация результатов исследования. Основные положения и полученные результаты были представлены на Международной научной конференции «Ананьевские чтения - 2012» «Психология образования в современном мире» (СПб, 2012); на 4-ой Всероссийской научной конференции с иностранным участием «Психология Индивидуальности» (Москва, 2012), на заседании кафедры психологии ТНУ (Душанбе, 2011) и на аспирантских семинарах кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ (СПб, 2011-2012). По теме исследования опубликовано 6 работ.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы и 6 приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Шарипова, Мадина Ёдгоровна

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Анализ теоретических подходов к пониманию природы субъективной картины жизненного пути позволил выявить ее структуру и основные характеристики. Это событийно-временные характеристики СКЖП, включающие восприятие и переживание продуктивности времени жизни и отношение ко времени и событиям жизни. Также в СКЖП содержится представление личности о себе как субъекте жизни, включая характеристики осмысленности жизни, локуса контроля, представлений личности о контролируемости жизни.

2. В детерминации субъективной картины жизненного пути действует, помимо прочего, этнокультурный фактор. Этнокультурные особенности СКЖП у представителей русского (европейского, западного) и таджикского (азиатского, восточного) народов проявляются в различии ее содержательных характеристик, включая представления личности о себе как субъекте жизни.

СКЖП русских отличается большей насыщенностью событиями, акцентированием грустных событий, их психологический возраст почти соответствует хронологическому.

У таджиков психологический возраст ниже хронологического. Их СКЖП отличается меньшей событийной насыщенностью. Таджикам более свойственно брать на себя ответственность за жизнь в целом и в конкретных сферах.

3. Национальность, этнокультурная принадлежность личности влияет также на структуру показателей субъективной картины жизненного пути:

Структура СКЖП русских в целом более интегрирована, чем у таджиков. В ней преобладают связи показателей общей осмысленности жизни с оценкой временных модусов жизни. В СКЖП русских наблюдается два системообразующих фактора - это восприятие будущего и антиципация грустных событий. У русских осмысление жизни захватывает преимущественно прошлое и будущее и связано с антиципацией грустных событий. Это соответствует культурологическим и философским представлениям о характере русского народа - его устремленности в будущее и выносливости по отношению к негативным моментам на жизненном пути.

Структура СКЖП таджиков имеет меньшую интегрированность, более конкретный характер. Об этом свидетельствует большая интегрированность событийного аспекта и показателей локуса контроля в различных жизненных сферах в СКЖП таджиков, которая, в свою очередь, свидетельствует о вовлеченности таджиков в текущие события настоящего времени. Системообразующим фактором их биографической картины выступает показатель целей. Процесс осмысления у таджиков связан с отношением к прошлому и с конкретным событийным содержанием жизни.

4. Совместное влияние факторов национальности и пола (гендера) проявляется в различной выраженности таких характеристик субъективной картины жизненного пути, как психологический возраст и коэффициент взрослости, восприятие настоящего, количественные параметры событий жизни, представление о реализованности своих потенциалов и жизненных замыслов и удовлетворенности жизнью. Эти характеристики по-разному проявляются у русских и таджикских женщин и у русских и таджикских мужчин, что связано с разным пониманием роли мужчины и женщины в организации собственной жизни в культурах Востока и Запада.

Особенно выражены различия в СКЖП у русских и таджикских женщин (в сравнении с различиями в СКЖП русских и таджикских мужчин), что объясняется более существенными различиями в отношении к женщине в соответствующих этнокультурах. Русские женщины отличаются от таджикских более адекватным психологическим возрастом, большей событийной насыщенностью жизни, большей удовлетворенностью ее результатом и более выраженным ощущением контролируемости жизни. Таджикские женщины дают более высокие оценки настоящему, они более интернальны в целом и в конкретных сферах жизни.

СКЖП русских мужчин отличается от СКЖП таджикских мужчин меньшей интернальностыо, они менее склонны брать на себя ответственность в разных сферах жизни, особенно в сфере неудач. При этом они отличаются большими психологическим возрастом и ощущением взрослости. Их картина жизни более событийно насыщена.

5, Фактор этнокультурной идентичности (ее уровень) также детерминирует выраженность событийно-временных и смысложизненных характеристик, представлений личности о контролируемости жизненного пути.

У людей с низким уровнем этнокультурной идентичности слабое чувство сопричастности собственному народу, принадлежности к его культуре, традициям сопровождается более низкими общими показателями событийной насыщенности жизни, менее позитивиым восприятием будущего и меньшим ощущением осмысленности жизни.

Напротив, более выраженная сопричастность своему этносу (высокий уровень этнокультурной идентичности) способствует ощущению насыщенности и осмысленности жизни, а также более позитивному восприятию будущего.

6. Этнокультурная идентичность влияет также на структуру субъективной картины жизненного пути личности. Чем выше уровень этнокультурной идентичности, тем меньше интегрированность субъективной картины жизненного пути.

Выраженное чувство сопричастности собственному народу, принадлежности к его культуре, традициям у людей с высоким уровнем этнокультурной идентичности не способствует формированию целостной СКЖП, их структура СКЖП характеризуется меньшей интегрированностью. Системообразующим фактором при этом является общий показатель осмысленности жизни. Временные параметры слабо включены в биографическую картину, особенно настоящее и будущее. Причем показатели локуса контроля связаны более всего с восприятием прошлого.

Слабая степень такой сопричастности у людей с низким уровнем этнокультурной идентичности способствует большей целостности СКЖП, обусловливая взаимозависимость различных характеристик, определяющих собственную роль человека в жизнедеятельности. В структуре взаимосвязей показателей СКЖП у респондентов с низким уровнем этнокультурной идентичности в большей степени представлено будущее время, субъективная оценка которого повышается с возрастанием показателей осмысленности жизни.

7. Анализ эффекта совместного влияния факторов национальности и этнокультурной идентичности личности на ее субъективную картину жизненного пути выявил национальную специфику влияния фактора идентичности:

У русских с возрастанием уровня этнокультурной идентичности увеличивается целеустремленность. СКЖП русских с разными уровнями идентичности по показателям событийной структуры и локуса контроля не различается.

У таджиков с возрастанием уровня этнокультурной идентичности увеличивается насыщенность жизни в настоящем и уменьшается локус контроля в сфере здоровья. У таджиков с высоким уровнем этнокультурной идентичности обнаружено большее количество и «вес» событийных показателей.

8. Интегрированность, целостность структуры субъективной картины жизненного пути детерминирована как национальным фактором (у русских она выше, чем у таджиков, при уровне р<0,01), так и уровнем этнокультурной идентичности (при низком уровне ЭИ она выше). При этом ведущую роль в интегрированности оказывает фактор этнокультурной идентичности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наше исследование посвящено изучению субъективной картины жизненного пути личности в этнокультурном плане. При этом мы рассматривали эту картину как форму самосознания личности, совокупность ее представлений о собственной роли в организации и осуществлении жизненного пути. Целью нашего эмпирического исследования являлось выявление и изучение этнокультурных особенностей субъективной картины жизненного пути (СКЖП) личности. Мы предположили, что существуют особенности субъективной картины жизненного пути у представителей разных этносов, которые зависят от характера их базовых этнокультур и уровня этнокультурной идентичности личности. Также мы предположили, что этнокультурный фактор дифференцированно влияет на СКЖП мужчин и женщин, поскольку и в современном обществе есть различия в представлениях о роли мужчин и женщин в социальной жизнедеятельности.

В качестве предмета исследования выступали этнокультурные и половые (тендерные) особенности субъективной картины жизненного пути личности в связи с уровнем этнокультурной идентичности.

Полученные в результате исследования данные, подтвердившие нашу гипотезу, позволили заключить, что существуют определенные этнокультурные особенности СКЖП у представителей этих этносов. Экспериментально доказана этнокультурная детерминация этой формы самосознания в связи с национальной принадлежностью личности, ее полом и уровнем этнокультурной идентичности. Как оказалось, этнокультурные особенности личности, включая представления о собственной жизни и своей роли в жизнедеятельности, сохраняются и в современных условиях широких межнациональных коммуникаций, в том числе с помощью новых информационных технологий. Этнические константы отражают характерные базовые этнокультурные особенности личности, принадлежащие к европейской, западной (русские) и азиатской, восточной (таджики) цивилизациям.

Обнаружено, что этнокультурные особенности более выражены в субъективной картине жизненного пути женщин. Между русскими и таджикскими женщинами существуют значительные различия в представлении о своей жизни и собственной роли в ней. Тендерная диверсификация более выражена в таджикской, восточной, культуре. По показателям субъективной картины жизненного пути русские женщины не столь отличаются от русских мужчин, как таджикские женщины от таджикских мужчин. Все это свидетельствует о женской и мужской моделях жизненного пути и его субъекта жизни, свойственных разным культурам.

Существенное влияние на субъективную картину жизненного пути оказывает фактор этнокультурной идентичности личности. Люди с низким уровнем этнокультурной идентичности, мало осознающие себя представителями своего народа, отличаются более низкими общими показателями включенности в жизнь, ориентации на будущее, осмысленности жизни. Они менее целенаправленны и удовлетворены настоящим, чем люди с высоким уровнем этнокультурной идентичности. Вместе с тем, субъективная картина жизненного пути людей с низким уровнем этнокультурной идентичности отличается большей интегрированностью, взаимозависимостью различных характеристик, определяющих собственную роль человека в жизнедеятельности.

Высокая этнокультурная идентичность позволяет личности не чувствовать себя одиноким, а следование традиционным, проверенным временем моделям жизнедеятельности делает ее более уверенной. Силы субъекта жизнедеятельности как бы умножаются благодаря сопричастности своему народу, что способствует ощущению насыщенности жизни, ее осмысленности, а также ориентации на будущее. Вместе с тем, выраженное чувство сопричастности собственному народу, принадлежности к его культуре не способствует формированию целостной картины жизненного пути, в которой объединяются событийно-временные характеристики с характеристиками личности как субъекта жизни. У лиц с высоким уровнем этнокультурной идентичности структура субъективной картины жизненного пути отличается меньшей интегрированностью.

Полученные результаты позволяют, на наш взгляд, глубже понять сходство и различия представителей разных народов (восточных и западных) и способствовать взаимодействию и взаимопониманию людей разной национальности, в том числе в процессах трудовой миграции, а также предвидеть тенденции развития межэтнических взаимоотношений и наметить пути их оптимизации.

Данное исследование выявило ряд нерешенных вопросов для более детального изучения этнокультурных особенностей субъективной картины жизненного пути в дальнейшем, в том числе в возрастном плане, в связи с другими этнокультурными характеристиками личности. Важно углубить понимание этнокультурного фактора в зависимости от местожительства: во-первых, в инокультурной среде, во-вторых, в городской и сельской местности.

Надеемся, что данные, полученные в нашем исследовании, приобретут практическое значение в связи с увеличением потока миграции в Россию. Они могут быть полезны в воспитании толерантности у молодежи, организации психологической службы для приезжих на работу, учебу или проживание граждан других государств.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Шарипова, Мадина Ёдгоровна, 2013 год

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. - 224 с.

2. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с.

3. Абульханова К.А., Рубинштейн C.JT. Ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке. М.: Академический проект, 2000. -С. 13-27.

4. Абульханова К.А. Сознание как жизненная способность личности // Психол. журн. 2009. Т. 30. № 1. С. 32-43.

5. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. (Соотношение философского, методологического и конкретно-научного подходов к проблеме индивида). М.: Мысль, 1977. - 224 с.

6. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.

7. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1987.-С. 137-145.

8. Абульханова-Славская К.А. Личностная регуляция времени // Психология личности в социалистическом обществе: Личность и её жизненный путь. М.: Наука. 1990.-С. 114-129.

9. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М., 1999. 224 с.

10. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.-С. 19-45.

11. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. - 299 с.

12. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский A.B. Философско-психологическая концепция С. J1. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения / АН СССР, Ин-т психологии; Отв. ред. Е. А. Будилова. М.: Наука, 1989. - 243 с.

13. Аллахвердов В.М. Сознание и познавательные процессы // Психология. Учебник. Крылов A.A. (ред.) М., «Проспект», 1998. С. 102-133.

14. Аль-Маудуди, Абу Аля. Образ жизни в Исламе / Абу Аля АльМаудуди.-М.: Сантлада, 1993. 96 с.

15. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1 / Под. ред. А. А. Бодалева Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980. - 230 с.

16. Ананьев Б.Г. К проблеме возраста в современной психологии // Ананьев

17. Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева H.A. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение. 1968. С. 40-57.

18. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001.-272 с.

19. Ананьев Б.Г. О системе возрастной психологии // Вопросы психологии. 1957. 5.-С. 156-170.

20. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JL: ЛГУ. 1968. 339 с.

21. Ананьев, Б.Г. Очерки психологии / Б.Г. Ананьев // Избранные труды по психологии. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. - Т. 1. - С. 42-179.

22. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита. // Психол. журн. 1994. Т. 15.№1. С. 3-18.

23. Анцыферова Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности. Вопр. психол. 1978. № 1.-С. 37-50.

24. Анцыферова Л.И. Психологическая концепция Пьера Жане // Вопросы психологии. 1969, №5. - с. 178.

25. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. С. 207213.

26. Анцыферова Л.И. Человек перед лицом жизни и смерти // Российский менталитет, Вопросы психологической теории и практики, М., 1997. С. 44-55.

27. Анцыферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона // Принцип развития в психологии. М.: Наука 1978. С. 212-242.

28. Анцыферова, Л. И. Личность с позиций динамического подхода / Л. И. Анцыферова // Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь / отв. ред. Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1990.-С. 7-17.

29. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. -М: Наука, 1989.-247 с.

30. Арутюнян Ю.В. Дробижева Л.М. Многообразие культурной жизни народов СССР. М.: Мысль, 1987. - 303 с.

31. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов A.A. Этносоциология. М.: Аспект-Пресс, 1999.-271 с.

32. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — С. 258-272.

33. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.; Воронеж, 1996. 356 с.

34. Афганова З.А. Национальный характер как объект социально -философского анализа. Дис. к. философ, н., Душанбе, 2008.

35. Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта: в 3 т. М.: Философское общество СССР, 1991. Т. 1. 318 е.; Т.2. - 378 е.; Т.З. - 470 с.

36. Ахмеров P.A. Биографические кризисы личности. Дисс. канд. психол. наук. Москва: Институт психологии РАН, 1994. -210 с.

37. Ахмеров P.A. Жизненные программы личности // Наука и практика. Диалоги нового века: Материалы международной научно-практической конференции. Часть 1. Наб. Челны: Изд-во Камского гос. политехнич. Ин-та, 2003.-С. 3-4.

38. Ахмеров P.A. Субъективная картина жизненного пути у представителей религиозной секты Иеговы // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных наук». № 1, 2005. С. 126-137.

39. Ахмеров P.A., Прыгин Г.С. Психобиографические характеристики субъекта с автономным типом саморегуляции деятельности // Психологический журнал. 2005. № 6. С. 25-34.

40. Бажин Е.Ф. Голынкина Е.А., Эткинд A.M. Опросник уровня субъективного контроля (УCK). -М.: «СМЫСЛ», 1993. 16 с.

41. Барт Ф. Введение // Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий. М., 2006. С. 9-48.

42. Бахарева Н.В. Социально-психологическое изучение национальных особенностей // Социальная психология. Д., 1979. - 222 с.

43. Бекасов О.Б. Анализ событийной структуры жизненного пути личности // Гуманистические проблемы психологической теории. М.: Наука, 1995. - 214 с.

44. Бердяев H.A. Душа России // Русская идея. М., 1992. - С. 295-304.

45. Бердяев H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993. - 383 с.

46. Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века // О России и русской философской культуре: философы послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. - с. 44.

47. Бердяев H.A. Судьба России. Самосознание. Ростов-на-Дону, 1997.

48. Березина Т.Н. Жизненный путь личности: осознаваемые и неосознаваемые аспекты // Российский менталитет. М.: ИП РАН. 1996. 132 с.

49. Биллинггон Дж.Х. Икона и топор. Опыт истолкования истории русской культуры. М., 2001. 880 с.

50. Богатырева Т.Г. Российские идентичности: образы и государство // Теория и практика культуры: Альманах. Вып.2. М.: Изд-во РАГС, 2004. - С. 188-205.

51. Бодалев A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта-Наука, 1998. 168 с.

52. Большев А.О. Исповедально-автобиографическое начало в русской прозе второй половины XX века / А. О. Большев. СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2002. -170 с.

53. Большой психологический словарь. Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб. : Прайм-Еврознак ; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 666 с.

54. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские; Характер народа и судьбы страны. СПб.: Лениздат, 1992. 144 с.

55. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983 412 с.

56. Булгаков С.Н. Из размышлений о национальности. В 2 т., М., Наука, 1993.

57. Бурлачук Л.Ф., Коржова ЕЛО. Психология жизненных ситуаций. М.: «Российское педагогическое агентство», 1998. -263 с.

58. Вызова В.М. Психология этнических различий: Проблемы менталитета, отношений, понимания. Дис.д. психол. наук. Санкт-Петербург, 1998. 332 с.

59. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентом в гуманистической психотерапии / Дж. Быодженталь. М.: Независимая фирма «Класс», 1998. -336 с.

60. Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека / П. Вайль, А. Генис, Собр. Соч.: в 2 т. Том 1. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. С. 507-948.

61. Васильева О.С. Психологическое здоровье личности // Социальная психология личности / Под ред. В.А. Лабунской. М.: Гардарики, 1999. С. 359372.

62. Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Вопросы психологии. 2001. №2. С. 74-85.

63. Василюк, Ф. Е. Методологический анализ в психологии / Ф. Е. Василюк. -М.: Смысл; Изд-во МГППУ, 2003. 240 с.

64. Василюк, Ф. Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк. М.: Изд-во МГУ, 1984.- 186 с.

65. Вассерман Л.И. Семантический дифференциал времени: экспертная психодиагностическая система в медицинской психологии/Пособие для врачей и медицинских психологов. Санкт-Петербург, 2009. 43 с.

66. Введение в этническую психологию: Учеб. Пособие / Платонов Ю.П., Бороноев А,О., Почебут Л.Г. и др. // Под ред. Ю.П. Платонова. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1995. - 200 с.

67. Винокур, Г. Биография и культура / Г. Винокур. М.: Русские словари, 1997.- 174 с.

68. Власова, О. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ: История, мыслители, проблемы / О. Власова. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2010. - 640 с.

69. Волевые действия // Петровский, А. В.; Ярошевский, М. Г. Психология. Учебник для вузов по пед. специальностям. М.: Академия, 1998. - 500 с.

70. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. -М.: Педагогика, 1984. С. 244-268.

71. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-С. 13-223.

72. Вяткин Б.А., Хостинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 5. С. 69-75.

73. Галой НЛО. Особенности СКЖП женщин-предпринимательниц. Дисс. канд. психол. н., М, 2000.

74. Герасименко А.Н., Шкуратова И.П. Восприятие мужчинами и женщинами событий своей жизни. Опубликовано в сборнике: Индивидуальные различия в познании и общении. Ростов-на-Дону: Антей, 2007. С. 249-265.

75. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема. Вопросы психологии, 1988, № 2. С. 19-26.

76. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. №3. С. 43-52.

77. Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д. психол. н. / Психол. ин-т. М., 1996 - 60 с.

78. Голова Е.И. Ахмеров P.A. Жизненные программы личности // Наука и практика. Диалоги нового века: Материалы международной научно-практической конференции. Часть 1. Наб. Челны: Изд-во Камского гос. политехнич. Ин-та, 2003. 112 с.

79. Головаха Е.И., Кроник A.A. Психологическое время личности 2 изд. Издательство: Смысл, 2008. -272 с.

80. Головаха Е.И., Кроник A.A. Психологическое время личности. Киев: «Наукова думка», 1984. - 209 с.

81. Головей Л.А., Манукян В.Р. Психобиографическое изучение кризисов взрослого периода развития. Вестник Санкт-Петербургского университета. Выпуск 4. Серия 6. 2003.

82. Горностай П.П. Творчество как форма освоения и переживания времени личности // Психология личности и время жизни человека. Черновцы: ЧТУ. 1991.-С. 24-32.

83. Григорьева Т.П. Образы мира в культуре: встреча Запада с Востоком // Культура человека и картина мира. М.: Наука 1987. - 297 с.

84. Гришина Н.В. Индивидуальность: человек как субъект жизни // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. JI. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2002. Вып. 6. С. 15-23.

85. Гришина Н.В. Онтопсихология: психология человека как субъекта жизни // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. JI. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2005. Вып. 9. С. 58-69.

86. Гришина Н.В. Психология жизненного пути // Психологический журнал, Т. 28, № 5, Москва 2007. С. 81-88.

87. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера земли. СПб.: Кристалл, 2001. 642 с.

88. Гуриева С.Д. Психология межнациональных отношений. Автореф. дис. д. псих. наук. СПб., 2010.-46 с.

89. Дадашев A.A. Социальная субъектность нации. Автореферат дис.док. философ, н. Нальчик- 2005. 39 с.

90. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. 275 с.

91. Дементий, Л.И. Ответственность личности как свойство субъекта жизнедеятельности. Автореф. дис. д-ра психол. наук / Л.И. Дементий. М., 2005.

92. Дерманова И.Б. Индивидуальные стили жизни и деятельности: общий контур // Психологические проблемы самореализации личности/Под ред. Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2000. Вып. 4. С. 62-74.

93. Джидарьян И.А. Счастье в представлениях обыденного сознания // Счастье в представлениях обыденного сознания / И.А. Джидарьян // Психологический журнал. 2000. Т.21, № 2. - С. 40-48.

94. Донцов А.И. Язык как фактор этнической идентичности / А.И. Донцов, Т.Г. Стефаненко, Ж.Т. Уталиева // Вопросы психологии: Научный журнал. 1997. №4.-С. 75-86.

95. Дробижева JIM. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. / А.Р. Аклаев, Л.М. Дробижева, В.В. Коротеева, Г.У. Солдатова. М.: Мысль, 1996. - 382 с.

96. Дробижева Л.М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития // Советская этнография. 1985. №5. -С. 5-23.

97. Дробижева Л.М. О проблемах межнациональных отношений и задачах этносоциологии в современных условиях // Советская этнография. 1989. №1. -С. 41-46.

98. Егоров В.К. К вопросу о компонентах российского и русского культурно-исторического мира // Теория и практика культуры. Альманах. Вып.2. М.: Изд-ва РАГС, 2004.-С. 6-18.

99. Ежов О.Н. / Онтология социального времени; М-во образования Рос. Федерации. Сарат. государственный техн. Университет. 2000. 477 с.

100. Жане П. Психический автоматизм. Экспериментальное исследование низших форм психической деятельности человека / Пер. с франц. А. Вольцгефер. М.: Начало, 1913, - 456 с.

101. Жизненный путь личности (вопросы теории и методологии социально-психологического исследования) / Сохань Л.В., Злобина Е.Г., Тихонович В.А. и др.-Киев, 1987.-281 с.

102. Запорожец A.B. Избранные психологические труды: В 2-х т М., 1986.

103. Зинченко, В.П. Время действующее лицо / В.П. Зинченко // Вопросы психологии. - 2001. - № 6. - С. 36-54.

104. Зинченко, В.П. Хронотоп / В. П. Зинченко // Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - С. 591-592.

105. Зинченко, В.П. Хронотопия сознательной жизни / В.П. Зинченко // Сознание и творчество. М.: Языки славянских культур, 2010. - С. 182-223.

106. Зинченко, В.П. Человек в пространстве времен / В.П. Зинченко // Развитие личности. 2002. - № 3. - С. 23-50.

107. Знаков В.В. Правда и ложь в российском самосознании / Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. Под ред. К.А. Абульхановой, A.B. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М., Издательство «Институт психологии РАН», 1997. - 336 с.

108. Зунг Тхай Чи. Самооценка психологического возраста. Автореф. дис. канд. психол. наук., СПб., 1991. 22 с.

109. Игошин P.A. Субъективная картина жизненного пути в связи с уровнем самоактуализации у взрослых, СПб., 2008.

110. ПЗ.Ионин Л.Г. Идентификация и инсценировка / Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003 - 672 с.

111. Калонов А.Г. Роль семьи в формировании жизненных ориентаций молодежи: Автореф. дис. канд. философских, наук. Душанбе, 2000.

112. Кантор В.К. Русский-европеец как явление, культуры (философско-исторический анализ). М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2001.-704 с.

113. Кара-Мурза A.A. Между «империей» и «смутой». Избранная социально-философская публицистика. -М., 1996. 173 с.

114. Карпинский К.В. Психология жизненного пути личности: Учебное пособие. Гродно: Изд-во Гродн. Ун-та, 2002. 167 с.

115. Карпинский К.В, Человек как субъект жизни / К. В. Карпинский. Гродно: ГрГУ, 2002. - 280 с.

116. Касымова С. Трансформация тендерного порядка в таджикском обществе. Душанбе: Ирфон. 2007. 145 с.

117. Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Институт национальной модели экономики, 1994 - 267 с.

118. Ковалев В.И. Время деятельности личности как психологическая проблема // Время деятельности личности: Психологические исследования. Черновцы: ЧГУ. 1991.-С. 5-16,

119. Ковалев В.И. Категория времени в психологии (личный аспект) // Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Наука, 1988. С. 216-230.

120. Ковалев В.И. Личностное время как предмет психологического исследования // Психология личности и время. Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научно-теоретической конференции. Т. 1. Черновцы: ЧГУ. 1991. -С. 4-8.

121. Ковалев В.И. Особенности личностной организации времени жизни // Гуманистические проблемы психологической теории. М.: Наука, 1995. - 214 с.

122. Колпаков Е.М. Этнос и этничность // Этнографическое обозрение. 1995. - №5. - С. 13-23.

123. Кон И.С. «К проблеме национального характера» и проблеме его исследования // Советская этнография. 1973, №2. - С. 75-81.

124. Кон И.С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры // Социальная психология личности / Под ред. М. И. Бобневой, Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1979. С. 85-113.

125. Кон И.С. Психология половых различий // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. 30 с.

126. Кон И.С. Психология самостоятельности. Знание-сила, 1985, № 7. С. 1924.

127. Кондаков И.В. Культура России. Часть 1. Русская культура: Краткий очерк истории и теории,- М.: Книжный дом «Университет», 2000. 360 с.

128. Кондаков И.М., Нилопец М.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля // Психологический журнал, № 1, 1995.-С. 43-51.

129. Конопкин O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности / АН СССР. Ин-т психологии. М.: Наука, 1980. - 256 с.

130. Конрад Н.И. Запад и Восток : статьи / Н. И. Конрад. 2-е изд., исправ. и доп. - М. : Глав. ред. вост. лит-ры, 1972. - 494 с.

131. Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой,- 10-е изд., доп. М.: РИПОЛ классик, 2010. - 800 с.

132. Коржова Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека. СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, изд. Союз. 2002. 334 с.

133. Корнилова А.А Особенности субъективной картины профессиональной жизни человека в период взрослости. Дисс. канд. психол. наук., СПб., 2007. -249 с.

134. Костенко К.В. Субъективная картина жизненного пути и удовлетворенность жизнью в позднем возрасте (на материале проживающих в домах интернатах) Дисс. канд. психол. наук., Краснодар 2005. 153 с.

135. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М., 1997. -432 с.

136. Кроник A.A. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования // Психология личности и образ жизни.-М., 1987.-С. 149-152.

137. Кроник A.A., Ахмеров P.A. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. 2-е издание, исправленное и дополненное. -М.: Смысл, 2008. 294 с.

138. Кроник A.A., Головаха Е.И. Психологический возраст личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. -387 с.

139. Кросс-культурная психология: актуальные проблемы: сборник/Санкт-Петербургский государственный университет. (СПб). Под ред. Л.Г. Почебут, ред. И.А. Шмелева.-СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. 252 с.

140. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь.- М., 1999. 343 с.

141. Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. Учебно -методическое пособие для студентов. М., Институт практической психологии, 1996.-344 с.

142. Кублицкене JT.IO. Личностные особенности организации времени. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1989. 17 с.

143. Кублицкене Л.Ю. Организация времени личностью как показатель ее активности // Гуманистические проблемы психологической теории. М.: Наука, 1995.-214 с.

144. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2. М., 1977.

145. Леонтьев А.Н. Образ мира. Избр. психолог, произведения, М.: Педагогика, 1983.-С. 251-261.

146. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999. -487 с.

147. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО): Методическое руководство. М., Смысл, 1993. 16 с.

148. Лихачев Д.С. Мифы о России старые и новые. Глава из книги «Раздумья о России» / Журнал «Наука и Жизнь» / Архив / №1, 2007.

149. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. -1990.-С. 3-11.

150. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011.- 680 с.

151. Логинова H.A. Биографический метод в комплексном изучении человека/ Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л.: ЛГУ. 1974. Вып.2. С. 126-130.

152. Логинова H.A. Жизненный путь и социальное мышление личности в контексте исторического времени // Мир психологии. 2002. №3. С. 191-196.

153. Логинова H.A. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 103-109.

154. Логинова H.A. Психобиографический метод исследования и коррекции личности. Алматы, 2001. 170 с.

155. Логинова H.A. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. М.: Наука 1978. С. 156-172.

156. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии. Вопр. психологии, 1975, №2.-С. 31-45.

157. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида. В кн.: Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976. -С. 64-93.

158. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. СПб., 1994. 758 с.

159. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Феномен культуры // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2006. С. 7-72.

160. Лурия А.Р. Язык и сознание- М.: МГУ, 1979.-218 с.

161. Лурье C.B. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала. СПб.: Тип.им. Котлякова, 1994. - 288 с.

162. Льюис Ричард Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: Пер. с англ. -М.: Дело, 1999. -439 с.

163. Мавродин В.В. Формирование русской нации. Л., 1947. -25 с.

164. Малыгина И.В. Этнокультурная идентичность (Онтология, морфология, динамика): Дис. . д-ра филос. паук. Москва, 2005. 305 с.

165. Манукян В.Р. К вопросу о кризисе середины жизни. Вестник Санкт-Петербургского университета. Выпуск 3. Серия 12. 2008. С. 94-97.

166. Манукян В.Р. Субъективная картина жизненного пути и кризисы взрослого периода. Дисс. канд. психол. наук., СПб., 2003. -217 с.

167. Маслоу А. По направлению к психологии бытия/Пер. с англ. Е. Рачковой. -М.: Изд-во ЭКСМО Пресс, 2002. - 272 с.

168. Маслоу А. Психология бытия / А. Маслоу. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997. -304 с.

169. Методы этнопсихологического исследования: Спецпрактикум по социальной психологии: учебное пособие / Т.Г. Стефаненко, Е.И. Шлягина, С.Н. Ениколопов; Московский государственный университет. Факультет психологии. М.: Изд-во МГУ, 1993. - 79 с.

170. Мухина B.C. Возрастная психология. М, 1998.

171. Мухина B.C. Возрастная психология: Феноменология развития. Детство. Отрочество: Учебник. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999.-456 с.

172. Мухина B.C. Возрастная психология: Феноменология развития. Учебник., М., 2012. -656 с.

173. Мухина B.C. Феноменология развития и бытия личности. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. - 640 с.

174. Набиев М.М. Национально-психологические особенности таджиков и специфика их проявления в этническом общении. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Москва, 1995.

175. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. 2-изд., испр. И доп. СПб.: Речь, 2006.-392 с.

176. Насурова Б.А. Социальные проблемы формирования молодежи в трансформирующемся таджикистанском обществе (социально-философский анализ): Дисс.канд. философ, н., Душанбе, 2012. 179 с.

177. Наумова Н.Ф. Психологические механизмы свободного выбора // Системные исследования: Методологические проблемы. Ежегодник. М.: Наука. 1983.- 197 с.

178. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. ЛГУ, 1989. 191 с.

179. Нуркова В.В. Автобиографическая память как проблема психологического исследования / В.В. Нуркова // Психологический журнал. -1996-Т. 17. №2. С. 16-29.

180. Нуркова B.B. Автобиографическая память: «Сгущения» в субъективной картине прошлого/В.В. Нуркова, О.В. Митина, Е.В. Янченко) // Психологический журнал. -2005.- Т.26. №2. С. 22-32.

181. Нуркова В.В. Анализ феноменов автобиографической памяти с позиций культурно-исторического подхода/В.В. Нуркова // Культурно-историческая психология. 2008,-№1.-С. 17-25.

182. Нуркова В.В. Культурно-исторический подход к автобиографической памяти. Автореферат док. психол. наук. Москва 2009. - 84 с.

183. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл. -2004.-607 с.

184. Обуховский К. Психологическая теория строения и развития личности. Наука, 1981.- 126 с.

185. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности: Учеб.пособие. -М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО Модэк, 2006. 280 с.

186. Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности. Автореферат док. психол. наук. Москва, 1993.

187. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994. - 528 с.

188. Платонов Ю.П. Этническая психология. СПб.: «Речь», 2001. - 320 с.

189. Попова H.H. Этнокультурная самоидентификация старшеклассников в образовательном процессе. Дис. канд. пед. Наук. Архангельск, 2006. 166 с.

190. Психологические проблемы самореализации личности: сборник научных трудов, Вып.З/СПбГУ; Под ред. Л.А. Головей и Л.А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. - 248 с.

191. Психология жизненного пути личности: методологические, теоретические, методические и прикладные проблемы: сб. научн. ст. / ГрГу им. Я. Купалы; науч. Ред.: H.A. Логинова, К.В. Карпинский. Гродно: ГрГу, 2012. - 423 с.

192. Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото.- СПб.: Питер, 2003. 718 с.

193. Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М.: Изд-во Независимого института гражданского общества, 2002. -260 с.

194. Резников E.H. Условия, сформировавшие национально-психологические особенности русского народа // Российское сознание: Материалы II международной конференции по исторической психологии российского сознания. Самара: СамГПУ, 1997.

195. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986. С. 200-230.

196. Розин В.М. Что такое событие? (Анализ условий событийного дискурса) // Мир психологии. 2000 № 4. С. 11 -13.

197. Романова О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков. Дис. .канд. психол. наук. М.: 1994- 170 с.

198. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / Пер. с англ. В. В. Румынского под ред. Е. Н. Емельянова, В. С. Магуна - М.: Аспект Пресс, 1999. - 429 с.

199. Российская ментальность // Вопросы философии. 1994. -№1.

200. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии СПб: Издательство «Питер», 2000-712 с.

201. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии М.: Учпедгиз, 1946. - 777 с.

202. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. -424 с.

203. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. // Проблемы общей психологии. М., 1997. -С. 255-386.

204. Рубинштейн С.Л./ Бытие и сознание. Человек и мир СПб.: Питер, 2003. -512 с.

205. Рыбников H.A. Автобиография // Вопросы психологии. 1994. № 1. С. 1116.

206. Самородницкий П.Х. Опровержение БУДУЩЕГО: Введение в теологию человека. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 398 с.

207. Сапарова И.А. Психология в диалоге культур: Восток-Запад. Алматы: 2006.-290 с.

208. Саракуев Э.А., Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию. М.: Институт РАН., 1998.-344 с.

209. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2003.-350 с.

210. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). М.: Механик, 1996.-208 с.

211. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. 203 с.

212. Снегирева, Т. В. Структура Я: время и пространство / Т. В. Снегирева // Формирование личности старшеклассника / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1989.-С. 98-127.

213. Собкин, B.C. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование / В. С. Собкин.-М.: ЦСО РАО, 1997.-318 с.

214. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. Издательство: Смысл, 1998.-386 с.

215. Солдатова Г.У. Этническая идентичность / Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003 - 672 с.

216. Солдатова Г.У. Этнические идентичности народов России и границы межкультурного понимания // Психологическое образование. 1997. № 2. С. 17-21.

217. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности // Этническая психология и общество. М., 1997. - С. 296-367.

218. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. -М., 1998.

219. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учеб.для вузов. М.: Академический проект, 2000.-320 с.

220. Стиль жизни личности: теоретические и методологические проблемы. Киев, 1982.-372 с.

221. Сурикова Я.А. Влияние кризисной ситуации на особенности построения субъективной картины жизненного пути личности Текст. / Я. А. Сурикова // Молодой ученый. 2012. - №4. - С. 372-379.

222. Сухарев В.О., Сухарев М.В. Психология народов и наций.- Д.: Сталкер, 1997.-400 с.

223. Тишков В.А. О феномене этничности // Этнографическое обозрение. -1997. -№3,- С. 3-20.

224. Толстых H.H. Развитие временной перспективы личности: культурно-исторический подход. Автореферат дисс. док. психол.н., Москва -2010.-54 с.

225. Толстых H.H. Хронотоп: культура и онтогенез. Смоленск-Москва: Универсум, 2010. 292 с.

226. Толстых, H.H. Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологии. 1984. - № 3. - С. 79-86.

227. Томэ Г. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни // Принцип развития в психологии. М.: Наука 1978. С. 173-196.

228. Трегубенко И.А. Историческая память в контексте субъективной картины жизненного пути личности. Автореф. дисс. канд. психол. наук., СПб, 2013. 22 с.

229. Тульчинский Г.Л. Возможное как сущее / Г.Л. Тульчинский // Философия возможного. / М.Н. Эпштейн. СПб.: Алетейя, 2001. - С. 7-21.

230. Федунина Н.Ю. Поведение секрета в концепции личности П. Жане // Современная психология: состояние и перспективы. М.: ИП РАН, 2002. -Т. 2. -С. 68-70.

231. Франкл В. Человек в поисках смысла. Москва, Прогресс, 1990.

232. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого Я. М.: ACT, 2005. -188 с.

233. Хок P.P. Один, много. // P.P. Хок. 40 исследований, которые потрясли психологию. Секреты выдающихся экспериментов. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.-416 с.

234. Хостинец В.Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека // Вопросы психологии. 2001. №5. С. 60-73.

235. Хостинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000. 240 с.

236. Хюбнер К. Нация: от забвения к возрождению. М.: Канон +, 2001. - 400 с.

237. Чиксентмихайи, М. В поисках потока. Психология включенности в повседневность / М. Чиксентмихайи. -М.: Альпина нон-фикшн, 2011. 194 с.

238. Чиксентмихайи, М. Поток: Психология оптимального переживания / М. Чиксентмихайи. -М.: Альпина нон-фикшн, 2012.-461 с.

239. Шарипова М.Ё. Отношение личности к психологическому времени жизни // Вестник таджикского национального университета (научный журнал) 2 (58), серия гуманитарных наук. Душанбе: «Сино» 2010. С. 212-214.

240. Шарипова М.Ё. Этнокультурные особенности субъективной картины жизненного пути личности // Вестник таджикского национального университета (научный журнал) 9(73). Душанбе: «Сино» 2011. С. 370-373.

241. Шлыкова Ю.Б. Переживание личностью смысла бытия и тип автобиографического текста. Дисс. канд. психол. н., Краснодар, 2006. 168 с.

242. Шляхтенко И.И. Тенденции и перспективы развития современный семьи в республике Таджикистан // Извести. АНРТ. Серия философия и правоведение. Душанбе, 1996. №3-4. С. 33.

243. Шозимов П.Д. Историзм культуры и историческое самосознание: Логико-методологический аспект. Дис. канд. филос. наук. Душанбе, 1993. 151 с.

244. Шоисматуллоев Ш. Таджикистан в зеркале преемственности и смены поколений. Душанбе «Ирфон», 2008.

245. Шпет Т.Г. Введение в этническую психологию М., Изд.2, доп. 2010. 160 с.

246. Эриксон Э. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. -СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996 - 592 с.

247. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 344 с.

248. Якоби И. Психологическое учение К. Г. Юнга / И. Якоби // Карл Густав Юнг: дух и жизнь. М.: Практика, 1996. - С. 385-534.

249. Ялом И. Дар психотерапии / И, Ялом. М., Изд-во Эксмо, 2005. - 352 с.

250. Ярская В.Н. Время в эволюции культуры. Философские очерки / Под ред. А. Г. Спиркина. Саратов. Изд-во Сарат. ун-та 1989. 152 с.

251. Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов: Изд-во Сарат. гос. техн. ун-та, 1997. 272 с.

252. Alea N. Young and Older Adults' Expression of Emotional Expérience: Do Autobiographical Narratives Tell a Différent Story? / N. Alea, S. Bluck, A. Semegonl // Journal of Adult Development, October 2004, Vol. 11. - №. 4. - P. 235-250.

253. Allport G.W. The use of personal documents in psychological science // Soc.Sci.Res.Coun.Bull. 1942. N49.

254. Alma H.A. Self-Development as a Spiritual Process: The Role of Empathy and Imagination in Finding Spiritual Orientation / H. A. Alma // Pastoral Psychology. -2008.-№57.-P. 59-63.

255. Atkinson D.R., Morten G., Sue D.W. Counseling american minorities: A cross-cultural perspective. Dubugue, Lowa: Wm. C. Brown Publ., 1979.

256. Barnes-Farrell, J. How Do Concepts of Age Relate to Work and Offthe-Job Stresses and Strains? A Field Study of Health Care Workers in Five Nations / J. Barnes-Farrell, S. Rumery, C. Swody // Experimental Aging Research. 2002. - № 28.-P. 87-98.

257. Berghe P.L. Race and Ethnicity: A Sociobiological Perspective // Ethnic and Racial Studies. 1978.-V. 1.-P. 401-411.

258. Buhler Ch. Genetic aspect of the self/ Ann. N.Y. Acad., 1962. 123 p.

259. Buhler Ch. The course of human life as a psychological problem // Human Development. 1968. - V. 11. - P. 184-200.

260. Cantor N. Life tasks and daily life experience / N. Cantor, J. K. Norem, C. A. Langston, S. Zirkel, W. Flesson, C. Cook-Flannagan / / Journal of Personality. -1991.-№59.-P. 425-451.

261. Doob L.W. Patterning of time. New Haven, Yale university press, 1971. 472 P

262. Emmons R.A. Personal strivings: an approach to personality and subjective well-being / R. A. Emmons // Journal of Personality and Social Psychology. 1986. -№51.-P. 1058-1068.

263. Emmons R.A. Striving for the sacred: Personal goals, life meaning, and religion / R. A. Emmons / / Journal of Social Issues. 2005. -№ 61. - P. 731-745.

264. Feldman D. B. Hope and the Meaningful Life: Theoretical and Empirical Associations between Goal-Directed Thinking and Life Meaning / D. B. Feldman, C. R. Snyder // Journal of Social and Clinical Psychology. 2005. - Vol. 24. - № 3. - P. 401-421.

265. Fletcher S.K. Religion and life meaning: Differentiating between religious beliefs and religious community in constructing life meaning / S. K. Fletcher // Journal of Aging Studies.-2004.-№ 18. P. 171-185.

266. Frank L.K. Time perspective // J. of philosophy. 1939. V.4. P. 293-312.

267. Harry C. Triandis. The Self and Social Behavior in Differing Cultural Contexts, Psychological Review, Vol 96(3), Jul 1989. P. 506-520.

268. Hicks J.A. Meaning in life and seeing the big picture: Positive affect and global focus / J. A. Flicks, L. A. King // Cognition and Emotion. 2007. - Vol. 21 (7). - P. 1577-1584.

269. Hicks J.A. Positive mood and social relatedness as information about meaning in life / J. A. Hicks, L. A. King // Journal of Positive Psychology. 2009. - № 4. - P. 471-482.

270. Hicks J.A. Religious commitment and positive mood as information about meaning in life / J. A. Hicks, L. A. King // Journal of Research in Personality. 2008. -№42.-P. 43-57.

271. Kashdan T.B. Curiosity and pathways to well-being and meaning in life: Traits, states, and everyday behaviors / T. B. Kashdan, M. F. Steger // Motivation and Emotion. 2007. - № 31. - P. 159-173.

272. Kastenbaum R. The dimensions of future time perspective: An experimental analysis // Journal of Genetic Psychology. 1961.-Vol. 65.-P. 203-218.

273. Kenyon G.M. Restorying our lives: personal growth through autobiographical reflection / G. M. Kenyon, W. L. Randall. Greenwood Publishing Group, 1997. -191 p.

274. Kernis M.H. A multi-component conceptualization of authenticity: Theory and research / M. H. Kernis, B. M. Goldman // Advances in experimental social psychology / M. P. Zanna (Ed.). - New York: Academic Press, 2006. - P. 283-357.

275. King L.A. Positive affect and the experience of meaning in life / L. A. King, J. A. Hicks, J. Krull, A. Del Gaiso // Journal of Personality and Social Psychology. -2006.-№90.-P. 179-196.

276. King L.A. What makes a life good? / L. A. King, C. K. Napa // Journal of Personality and Social Psychology. 1998.-№ 75. - P. 156-165.

277. Klaassen D.W. Quest and Identity Development: Re-Examining Pathways for Existential Search / D. W. Klaassen, M. J. McDonald // The International Journal for the Psychology of Religion. -2002. Vol. 12 (3). - P. 189-200.

278. Lewin K. Resolving social conflicts. London, Souvenir press, 1973. 230 p.

279. Lightsey O.R. Do Positive Thinking and Meaning Mediate the Positive Affect -Life Satisfaction Relationship? / O. R. Lightsey, G. Boyraz // Canadian Journal of Behavioral Science. -2011. Vol. 43. -№ 3. - P. 203-213.

280. Little B.R. Personal projects and the distributed self: Aspects of a conative psychology / B. R. Little // Suls J. (Ed.) Psychological Perspectives on the Self (IV). -Hillsdale: Erlbaum, 1993.-P. 157-185.

281. Littman-Ovadia H. Character strengths and well-being among volunteers and employees: Toward an integrative model / H. Littman-Ovadia, M. Steger // The Journal of Positive Psychology. 2010. - Vol. 5 (6). - P. 419-430.

282. Markus H. Possible selves / H. Markus, P. Nurius / / American Psychologist. -1986.-№41.-P. 954-969.

283. Markus H. Possible selves: the interface between motivation and the self-concept / H. Markus, P. Nurius / / Yardley K., Horness T. (Eds) Self & Identity: psychosocial perspectives. Chichester, John Wiley, 1986. - P. 157-172.

284. Mead D.G. Mind, Self and Society. Chicago, 1936.

285. Mead M. Socialization and enculturation Current Anthropology. 1963, vol. 4. -P. 184-188.

286. Park C.L. Religion as a Meaning-Making Framework in Coping with Life Stress / C. L. Park // Journal of Social Issues. 2005. - Vol. 61 (4). - P. 707-729.

287. Peterson C. Orientations to happiness and life satisfaction: The full life versus the empty life / C. Peterson, N. Park, M. E. P. Seligman // Journal of Happiness Studies. - 2005. - № 6. - P. 25-41.

288. Rotter J. B. Social learning and clinical psychology. NewYork: Prentice-Hall, 1954.

289. Rotter J. B., (1990). Internal versus external control of reinforcement: A case history of a variable. American Psychologist. P. 489-493.

290. Ryff C.D. The contours of positive human health / C. D. Ryff, B. Singer // Psychological Inquiry. 1998. - № 9. - P. 1-28.

291. Schlegel R.J. Thine Own Self: True Self-Concept Accessibility and Meaning in Life / R. J. Schlegel, J. A. Hicks, J. Arndt, L. A. King // Journal of Personality and Social Psychology. 2009. - Vol. 96. - № 2. - P. 473-490.

292. Schnell T. Individual differences in meaning-making: Considering the variety of sources of meaning, their density and diversity / T. Schnell // Personality and Individual Differences. 2011. - № 51. - P. 667-673.

293. Thomae H. Future time perspective and the problem of cognition /motivation interaction. // Cognition in human motivation and learning. D'Ydewalle G., Lens W. (Eds). NJ: Leuven University Press &Erlbaum, 1981. - P. 261-274.

294. Triandis H.C. Culture and social behavior. New York: McGraw-Hill, 1995.

295. Williams J.E. & Best, D.L. (1990b). Sex and psyche: Gender and self-viewed cross-culturally.

296. Williams K.D. Social ostracism / K. D. Williams // Aversive interpersonal behaviors/R. M. Kowalski (Ed.).-New York: Plenum, 1997.-P. 133-170.

297. Исследования и данные Всемирного банка Электронный ресурс.: Режим доступа: http: // www.worldbank.org/eca/russian/data/

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.