Этнокультурная вариативность семейной социализации на примере русских и удмуртов: Междисциплинарный подход тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Шишкина, Евгения Владимировна
- Специальность ВАК РФ22.00.06
- Количество страниц 209
Оглавление диссертации кандидат социологических наук Шишкина, Евгения Владимировна
В к сл с 1111 е.
Глава I. Семенная социализации как объект социологического исследования.
1.1 Проблема социализации в зарубежной психологии, антропологии и социологии.
1.2 Социализация в концепциях отечественных исследователей.
1.3 Структурно-функциональное содержание семейной социализации.
1.4 Основные виды социализации.
Глава II. Этнокультурная вариативность семенной социализацип.
2.1 Этническая культура как фактор семейной социализации. ф 2.2 Актуализация роли традиционной этнической культуры в современном российском обществе.
2.3 Удмурты в контексте проблемы семенной социализации.
2.4 Этнопедагогнка и традиции удмуртов.
Глава III. Опыт социологического исследования современных процессов семейной социализации удмуртов.
3.1 Программа эмпирического исследования.
3.1.1 Описание методик изучения семейной социализации.
3.1.2 Эмпирические индикаторы основных теоретических положений на уровне методического обеспечения.
3.1.3 Организация исследования.ИЗ
3.2 Основные результаты исследования.
3.2.1 Социализациопная среда дошкольников.
3.2.2 Социализациопная среда подростков.
3.2.3 Результативность процесса семейной социализации.
За кл юч ei I и—.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК
Этнический фактор в контексте политической социализации студенческой молодежи: на примере Удмуртской Республики2011 год, кандидат исторических наук Бобков, Александр Анатольевич
Этническое самосознание учащейся молодежи Удмуртии: По данным этносоциологических опросов2003 год, кандидат исторических наук Воронцов, Владимир Степанович
Проблемы этнической социализации: На примере удмуртского этноса2005 год, кандидат исторических наук Поздеев, Игорь Леонидович
Этническая социализация молодежи в условиях современного российского общества2005 год, доктор социологических наук Зинурова, Раушания Ильшатовна
Социокультурная деятельность учреждений культуры по сохранению и возрождению национальных традиций народов Удмуртии1998 год, кандидат педагогических наук Овчинникова, Оксана Юрьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнокультурная вариативность семейной социализации на примере русских и удмуртов: Междисциплинарный подход»
В общем процессе социализации, который детерминирован изменениями, происходящими в стране, особое место занимает семейная социализация. Сегодня Россия и ее регионы переживают сложный исторический период (экономические, социальные, информационные, ценностные основы общества подверглись сильным трансформациям). Противоречивую ситуацию создает то, что развитие системы социализации (семейной в том числе) значительно отстает от динамических процессов изменения, происходящих в обществе. Кроме того, старшее поколение все еще недостаточно мобильно, не способно предложить готовых моделей деятельности, адекватных новым условиям. Это, в свою очередь, усложняет процессы самоопределения, самоидентификации личности (стержень социализации). Без специального регулирования на уровне идеологии и институтов социализации, обеспечения постепенной смены базовых ценностей, можно получить или, более того, спровоцировать различные кризисные ситуации. Не только ученые, но и родители уже осознали необходимость изменения всей системы социализации. Как это сделать -вопрос, па который до сих пор нет однозначного ответа, что, в общем-то, неудивительно. Поэтому переосмысление проблем, связанных с процессами социализации личности, в настоящее время особо актуально.
Заявленная проблематика обладает также теоретической актуальностью. Нерешенным остается множество задач. Безусловно, проблемы социализации личности, которые носят междисциплинарный характер, не остались без должного внимания всей мировой научной мысли. Так уже к середине XX века были разработаны рабочие модели социализации, в том числе модель социализации как инкультурации, социализации как развития личностного контроля, социализации как результата межличностных отношений, социализации как процесса ролевой тренировки, как модели социального научения, когнитивная модель социализации и другие.
Однако недостаточно четко разработан категориальный аппарат теории социализации, i\ невозможно соотнести базовые понятия данной теории у разных авторов (структура, факторы, критерии, показатели, индикаторы). А сложное воздействие па человека множества разнохарактерных и разнонаправленных факторов формирует, в свою очередь, ситуацию неопределенности критериев диагностики успешной социализации.
Как показал анализ имеющихся исследований, современная социологическая наука до сих пор не располагает средствами непосредственного инструментального исследования семейной социализации.
С конца 80-х гг. XX века, после распада СССР, многие пароды России стали осознавать собственные этнические корни, обращаться к традиционному опыту своего народа, что требует соответствующего построения всей системы социализации, учитывающей специфику этнической культуры. Она является ресурсом выживания и действенным средством решения нынешних экономических и социальных проблем, однако чаще всего мы сталкиваемся с непониманием не только со стороны молодежи, но и взрослых. Примером этой тенденции в диссертационном исследовании стало соотношение особенностей семейной социализации удмуртов и русских, проживающих в Увинском районе Удмуртской республики.
Обращение к процессам семейной социализации на материале удмуртов вызвано несколькими причинами:
Во-первых, удмурты, проживающие на территории Российской Федерации и имеющие ф свою политическую субъектность (Удмуртская Республика), составляют меньшинство (менее
30%) в Удмуртской Республике.
Во-вторых, длительность исторического проживания совместно с русскими и глубокие социально-исторические этнические контакты создали особую ситуацию межэтнических отношений и взаимовлияний, а соответственно и факторов семейной социализации. I
В-третьих, имеет место имеет место частичная русификаци удмуртской этнической группы.
В-четвертых, существующие на данный момент исследования, посвященные удмуртам, носят преимущественно этнографический и историко-культурологический характер. Нет целостного социологического анализа или даже описания отдельных социальных процессов относительно удмуртов. Социологические исследования по проблемам удмуртов имеют Ф определенные недостатки, а семейной социализации удмуртов не уделено должного внимания, не считая описаний воспитательных процессов в традиционной культуры удмуртов:
- статистико-этнографические исследования под руководством В.В.Пименова (1968 и 1979/80 гг.);
- исследование при поддержке Центра финно-угроведения (1994) с использованием в несколько измененном виде инструментария В.В.Пименова. В источниках результаты представлены Г.К.Шкляевым;
- в рамках общероссийского проекта «Этнополитические представления молодежи: ч формирование и функционирование» (1997 г.) (результаты проанализированы историком и этнографом Л.С.Христолюбовой). Недостаток инструментария - все вопросы сформулированы как закрытые, предполагающие от трех до пяти вариантов ответа (включая затрудняюсь ответить»), из которых следует выбрать один. Не была учтена специфика возраста (молодежь), формулировки вопросов и ответов слишком абстрактны;1
- исследование по программе «Межнациональные отношения в среде учащейся молодежи Удмуртии» (1997). Недостатки те же;
- этносоциологическое исследование по изучению межнациональных отношений в Удмуртской Республике (2000 г.), проведенное сотрудниками УдГУ; 2 вопросы сформулированы как закрытые, что не исключает эффекта социальной желательности.
- исследование специфики этнической идентичности удмуртов (пилотаж), проведен под руководством С.В.Кардинской в 2003-2004 гг;
Таким образом, проблема семейной социализации, ее результатов, требует специальных междисциплинарных исследований. Актуальность и недостаточность разработанности проблемы исследования и определили выбор темы данной диссертационной работы -«Этнокультурная вариативность семейной социализации па примере русских и удмуртов (мс'/кдпсцнплннарпып подход)».
Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблематике диссертационного исследования позволяет нам определить социализацию как базовый двусторонний процесс активного взаимодействия личности и среды, в ходе которого посредством усвоения базовых ценностей и установок общества, а также общепринятых социальных ролей и образцов I поведения социальной, и в частности этнической группы, происходит становление индивидуальной структуры личности, а также - воспроизводство и развитие самой социальной системы.
Семенная социализация «представляет одно из направлений социализации, обеспечивающее включение молодежи в сферу брачно-семейных отношений, и li осуществляется различными агентами, в первую очередь родительской семьей».3 Семенная социализация понимается нами, с одной стороны, как подготовка к будущим семейным ролям, с другой стороны, как влияние, оказываемое семьей на формирование социально компетентной, зрелой личности.
Под этнокультурной вариативностью семейной социализации мы понимаем процесс семейной социализации в рамках семьи, присущий определенной этнической группе (удмурты).
1 с.104-116, Христолюбова JI.C. О политических ориентациях учащейся молодежи Ижевска / Об этнической психологии удмуртов: Сб.статей.-Ижевск, 1998.-143 с.
2 с.261-264, Удмуртия в годы реформ: 1990-2001: Учеб.пособие.- Екатеринбург: ИД «Сократ», 2002,- 288 с.
3 с. 240, Поспелова Т.Г. Молодежь и проблемы семьи // Молодежь: тенденции социальных изменений. Сборник статей / Под ред. В.ТЛисовского.-СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.- 420 с.
• Предполагается, что в ходе общей социализации индивид усваивает не только универсальные компоненты социального опыта, но и приобщается к культуре определенной этнической группы, членом которой он является.
Объект настоящего исследования - удмурты и русские, проживающие в Увинском районе Удмуртской республики.
В качестве предмета исследования выделена этнокультурная обусловленность структурного и функционального содержания семейной социализации удмуртов и русских в современных условиях.
Цель исследования — изучение факторной обусловленности процессов семейной социализации удмуртов в сопоставлении с русскими.
В соответствии с поставленной целью в ходе исследования решались следующие задачи:
Тсорстико-методологическис:
1. Опсрационализация понятий «социализация» и «семейная социализация»;
2. Выделение базовых факторов семейной социализации;
3. Разработка показателей результативности семейной социализации и эмпирических индикаторов для изучения семейной социализации;
4. Выявление особенностей формирования этноконтактной среды русских и удмуртов;
5. Реконструкция традиционных для удмуртов форм семейной социализации; Методические:
1. Разработка программы эмпирического исследования;
2. Составление специальных методик исследования, соответствующих его предмету и модификация существующих методик других авторов;
Прикладные:
1. Проведение сравнительного анализа:
• систем ценностей русских и удмуртов
• сформированности компонентов этнической идентичности родителей и подростков;
• ценностей подростков и родителей, проявляющихся в процессе семейной социализации, а также представлений родителей и подростков о семейных ролях;
• социализационных сред дошкольников и подростков;
2. Реконструкция существующих в общественном сознании образов этнических групп (удмуртов и русских).
Основные гипотезы исследования:
1. Дети (дошкольники и подростки) в значительной степени ориентируются п своей жизни на ценности и установки своих родителей.
2. Удмурты более консервативны, чем русские, и сохраняют в большей степени традиционный уклад, традиционные способы семейной социализации.
Основные гипотезы конкретизируются в следующих рабочих гипотезах:
1. Этническая культура влияет на весь процесс семейной социализации.
2. Степень этнической самоидентификации как взрослого населения, так и детей обусловлена этническим самоопределением, а также происхождением (родился в однородном или этнически смешанном браке);
3. Знание удмуртского языка как родного менее значимо для самоопределения удмуртов, чем принадлежность родителей к определенной этнической группе;
4. Становление этнической самоидентификации подростков удмуртов носит противоречивый характер, что, вероятно, обусловлено противоречиями в этническом самоопределении их родителей;
5. Трансформация некоторых этнокультурных традиций оказывает влияние на процессы семейной социализации;
6. Чем однороднее системы ценностных ориентаций разных поколений, тем результативнее (успешнее) процесс семейной социализации;
7. Подростки более терпимы по отношению к старшим, чем взрослые - по отношению к детям.
Теорстико-метолологнческие основания работы.
В познании и понимании сущности семейной социализации целесообразным является интегральный, или междисциплинарный подход, поскольку семейная социализация - это феномен, который располагается на пересечении социологии, антропологии и социальной психологии. Социология рассматривает социализацию с точки зрения среды, т.е. тех условий и факторов, которые обусловливают формирование социально компетентной личности. Антропологи подчеркивают влияние культуры (в широком смысле) на процесс социализации личности. Согласно антропологическому подходу важным результатом социализации является адаптация человека к культуре, в которой он живет. Социализация выполняет при этом такие функции как передача социокультурных элементов с целыо адаптации индивида к среде, а также воспроизводство культурного сообщества (культурная трансмиссия). С точки зрения социальной психологии, социализация - это процесс взаимодействия ребенка и членов семьи, родственников, соседей и т.д. в ходе которого происходит естественное развитие ребенка и обретение им новых навыков.
Феномен семейной социализации рассматривается, таким образом, в рамках междисциплинарного подхода. Структурно-функциональный анализ позволяет с социологической точки зрения рассмотреть сущность, структуру и функции семейной социализации.
В качестве теоретического основания был использован также подход, рассматривающий этничность как один из факторов, оказывающих влияние на процесс семейной социализации.
Теоретическую базу исследования составляют положения и концепции социализации представителей западной и отечественной социологической и психологической мысли. С учетом междисциплинарного подхода:
• психологическое направление: психоаналитические (адаптивная концепция З.Фрейда и развивающая Э.Эриксона), когнитивная (Ж.Пиаже, Л.Колберг), ролевая (Ч.Кули, Дж.Мид) концепции, гуманистическое направление в психологии (А.Маслоу, К.Роджерс, А.Олпорт);
• социально-психологическое направление: междисциплинарный подход (Г.М.Андреева, И.С.Кон, Е.С.Кузьмин, Б.Д.Парыгин);
• социологическое направление: в рамках структурного функционализма (Т.Парсонс, Н.Смелзер, Т.Лукман, П.Бергер), системный подход (днспознционная концепция В.А.Ядова), современные концепции социализации (интегральный, многофакторный, системный подход И.Л.Первовой, концепция социализационной нормы А.И.Ковалевой), деятельностный подход (Ю.Г.Волков, Д.Н.Давыдов, А.П.Кравченко, Г.В.Осипов, Ж.Т.Тощенко);
• социология семьи (А.И.Антонов, И.С.Голод, И.С.Кон, М.С.Мацковский, В.А.Сысенко, А.Г.Харчев);
• этносоциология (А.О.Бороноев, В.Е.Владыкин, М.Н.Губогло, Л.А.Дробижева, З.В.Снкевич, Н.Г.Скворцов, Г.К.Шкляев);
• этнопсихология (Е.П.Белинская, В.П.Левкович, Г.У.Солдатова, Т.Г.Стефанепко);
• социология молодежи (А.А.Козлов, И.С.Кон, В.Т.Лисовскнн, Л.С.Шишкипа-Ярмоленко).
Практически во всех подходах к социализации, так или иначе, содержатся указания на активную роль самого индивида в данном процессе. Большое значение при изучении этнокультурной детерминации становления и развития личности придается сравнительному исследованию процесса социализации у разных народов.
Информационной базой явилось собственное эмпирическое исследование. Кроме этого были использованы также данные некоторых исследований, проведенных другими научными коллективами, опубликованных в научной литературе. Работа опирается па сведения, полученные из государственных статистических сборников, а также материалы переписей населения.
Эмпирические данные обработаны с применением статистической программы COBRA (НИИКСИ).
С учетом объекта, предмета исследования, а также организационных возможностей в качестве метода сбора информации использовался анкетный опрос на основе случайной выборки объемом 378 человек, в числе которых 149 родителей, 159 подростков и 70 дошкольников.
В ходе эмпирического исследования нами использовано 10 методик, а именно: «Рисунок семьи», «Лесенка Щур», «Цветовой Тест Отношений», «Методика для изучения сам о идентификации дошкольника», «Шкала привязанности к членам семьи», «Методика выявления неосознаваемых аспектов социального дистанцирования», «Этнопсихолннгвистическая методика», неоконченные предложения, проективные ситуации, методика изучения этнических стереотипов, авторские анкеты (2).
Все методики исследования содержатся в Программе исследования (см. Глава III), а также в Приложениях №№ 2-10.
Новизна исследования состоит в следующем:
1. Из целостного непрерывного процесса социализации в данной работе выделена семейная социализация, которая, с нашей точки зрения, не совпадает с понятием «первичная социализация». В первичную социализацию мы включаем влияние других институтов социализации (помимо семьи это - ближайшее социальное окружение, т.е. соседи, родственники, институты образования и воспитания). Семейная социализация имеет свою специфику и содержательное наполнение, конкретизация которой и является одной из задач предпринятого диссертационного исследования.
2. Осуществлена типология механизмов семейной социализации:
- стихийные или психологические (имитация, идентификация);
- специально организованные или социальные (социальный контроль, побуждение, семейное воспитание).
3. Выделена и описана этнокультурная вариативность семейной социализации.
4. Разработаны показатели семейной социализации.
5. Разработан специальный инструментарий для изучения семейной социализации, сочетающий социологические, социально-психологические и психологические методики.
6. Впервые проведено междисциплинарное сравнительное исследование семейной социализации удмуртов.
7. Впервые использована социологическая интерпретация данных, полученных посредством психологической методики «Рисунок семьи».
Положения, выносимые на защиту:
S изучение процесса семейной социализации целесообразно в рамках междисциплинарного подхода, предполагающего интеграцию различных областей знания (социология, антропология, психология). В ситуации, когда семья зачастую довольно закрыта для стороннего наблюдения, это даст возможность комплексного анализа особенностей ее внутренней организации; S семейная социализация представляет собой часть (не этап, а составную часть, структурный элемент) процесса первичной социализации. С одной стороны, семейная социализация - это процесс, в ходе которого осуществляется подготовка к будущим семейным ролям, с другой стороны, это влияние, которое оказывает семья на формирование социально компетентной, зрелой личности. Возникновение проблематики семейной социализации вызвано противоречиями в функционировании института семьи, а также необходимостью в большей степени контролировать данный процесс. Содержание ее в различные исторические периоды своего существования находило выражение в различных внешних формах (семейное воспитание, семейные традиции и обычаи). В настоящее время стремление возобновить прежние образцы оказывается несостоятельным по следующим причинам: фактическая прерванность традиций, которые помимо того, пе единообразны; изменение социальных условий и, в связи с этим, высокая интенсивность воздействия каналов социализации, противодействующих усвоению норм традиционных семейных ценностей, в результате чего по мере взросления перед подростком все более остро встает проблема самоопределения; изменение внутреннего опыта современных подростков. Поэтому имеет место поиск нового пути, опирающегося не на внешние формы исторического наследия, а на его внутреннее содержание; ■S семейная социализация обусловлена различными факторами, в том числе этнокультурными. Одновременно с процессом семейной социализации происходит и этнокультурная социализация. В настоящее время, в период возрождения этнических традиций в современной России, пет единого представления о способах и формах организации семейной социализации на их основе; S наиболее результативны данные процессы на этапе первичной социализации; показателями семейной социализации являются «социализацнопная среда» дошкольников и подростков, механизмы семенной социализации и ее результативность; этнопедагогика и семейные традиции удмуртов интерпретированы как этапы и формы семейной социализации.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассмотрены основные подходы к изучению социализации, определено содержание и структура семейной социализации, обосновано наличие этнокультурного элемента в общем процессе социализации.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК
Этнопедагогические основы социализации школьников и студентов: На материале Республики Саха (Якутия)2002 год, доктор педагогических наук Яковлева, Анастасия Николаевна
Своеобразие региональной художественной культуры конца XX - начала XXI века: на примере Удмуртии2007 год, кандидат культурологии Караваева, Ольга Николаевна
Исторические аспекты взаимодействия ислама, христианства (православия) и язычества в Волго-Камье: На примере удмуртского этноса2004 год, кандидат исторических наук Чикурова, Ольга Вячеславовна
Удмуртская свадьба как текст2012 год, кандидат филологических наук Окунева, Татьяна Васильевна
Мир детства у татар: обряды и практики социализации2011 год, кандидат исторических наук Сайфутдинова, Гузель Борисовна
Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Шишкина, Евгения Владимировна
Результаты исследования не могут быть экстраполированы на другие группы русских и удмуртов, не исключено, например, что русские, проживающие на территории крупных городов России или на территории Татарстана (регион, соседствующий с Удмуртией), имеют свою специфику в организации повседневной жизни, а значит и семейной социализации. Однако результаты диссертационного исследования могут использоваться в качестве материала для сравнения и выдвижения рабочих гипотез при изучении сходных объектов. Прикладное значение работы определяется также возможностями ее использования для разработки учебных курсов, связанных с проблемами образования и воспитания. Предложенный методологический подход к исследованию семейной социализации может быть применен для изучения других форм социализации.
Результаты проведенного исследования обладают теоретической и прикладной новизной и могут быть использованы в организации социализационной деятельности в Удмуртии с целью повышения результативности семейной социализации, а также формирования положительной этнической и социоприродной идентичности.
В заключении хочется выразить благодарность научному руководителю - доктору социологических наук Зинаиде Васильевне Сикевич, научным консультантам - кандидату философских наук Людмиле Сергеевне Шишкиной-Ярмоленко, магистру психологических наук Наталье Николаевне Калугиной и кандидату социологических наук Галине Сергеевне Тарасенко, а также Валентину Ивановичу Конаховскому.
Заключение.
1. В работе выполнен анализ отечественных и зарубежных работ по теме диссертационного исследования, в ходе которого обнаружено, что изучением процессов социализации представителями отечественной науки велось в рамках педагогики. Зарубежные исследования социализации выросли на психологическом основании. Под социализацией чаще всего понимали адаптацию индивида к условиям внешней среды, в результате которой происходит усвоение исторического опыта и подчинение личности нормам и установкам, господствующим в данной социальной среде.
Большое внимание уделялось исследованию этапов (стадий) и механизмов социализации (психологи), затем стали анализаировать субъекты (агентов) и условия социализации (социологическая проблематика).
Психологические и социально-психологические концепции зарубежных исследователей ограничивались в основном рассмотрением первичной социализации. Понятия «семейная социализация» первоначально как такового не существовало, его содержание раскрывалось через понятие «первичная социализация», т.е. семья и, главным образом, родители рассматривались как участники взаимодействия, общения, в ходе которого осуществляется научение ребенка чему-то новому,; как фактор, оказывающий влияние на процесс социализации.
Значительно позднее, в 60-е гг., семья стала рассматриваться как важнейший социальный институт первичной социализации. Появились также понятия «первичная семейная социализация» (Л.В.Котенко), «семейная социализация как приобщение к опыту семейно-родственных поколений» (И.И.Антонов). Таким образом, актуальность проблемы семейной социализации и ее теоретическая неразработанность обусловливают необходимость проведения междисциплинарных исследований. Под семейной социализацией мы понимам процесс, в ходе которого осуществляется подготовка к будущим семейным ролям, с другой стороны, это влияние, которое оказывает семья на формирование социально компетентной, зрелой личности.
На этапе раннего детства огромную роль играют как психологические механизмы, так и специально организованные действия, однако доминирующими все же остаются первые из них. В период подросткового возраста большую значимость приобретают вторые.
Структурное содержание семейной социализации выражается в механизмах, этапах, а функциональное, главным образом, - в приоритетности основных процессов, характеризующих развитие и становление личности, на каждом этапе социализации.
2. Выявлено, что семейная социализация как часть общего процесса социализации имеет этнокультурную специфику. Она обусловлена той этнической средой, в которой происходит становление личности. Актуальность традиционной этнической культуры обосновывается тем, что какой бы значительной ни была трансформация, неизменными остаются принятые в коллективной этнической картине мира за аксиому блоки, которые внешне могут выражаться в самой разнообразной форме. На их основе отдельные представители этноса выстраивают новые картины мира, которые обладают наиболее адаптивными свойствами в тот или иной период.
3. Процессы семейной социализации в диссертационной работе рассмотрены на примере русских и удмуртов, где русские - контрольная группа. В научной литературе исследования, посвященные проблемам социализации русских, представлены широко. Изучение аналогичных процессов среди удмуртов велось, главным образом, в рамках этнографии, истории и культурологии. Нет целостного социологического анализа или даже описания отдельных составляющих процесса семейной социализации удмуртов.
Семейная социализация удмуртов до сер.ХХ века рассмотрена на материале этнопедагогики. Обряды и обычаи, которые касаются только узкого семейного круга, продолжают сохранять этническую специфику, но если они выходят за рамки семьи, то в зависимости от форм и длительности общения в каждой конкретной зоне, испытывают влияние со стороны соседнего народа. К таким обрядам в первую очередь относятся свадебные обряды. На сегодняшний день у удмуртов сохранились элементы трех основных обрядов жизненного цикла (семейных обрядов): родильные, свадебные и похоронные. В контексте рассмотрения проблемы семейной социализации особенно важны родильные и свадебные.
В ходе работы над диссертационным исследованием были изучены также исторические материалы, касающиеся вопроса формирования этноконтактной среды удмуртов, межэтнических отношений русских и удмуртов в исторической ретроспективе, процессов заселения современной территории Удмуртии, Увинского района в частности. Выявлено, что большинство ученых придерживается той позиции, что начало формирования этноконтактной среды удмуртов и русских на основе тесных культурных, хозяйственно-бытовых и земельных отношений следует относить к XIII-XIV векам.
Основное заселение территории современного Увинского района началось 350-400 лет назад, хотя отдельные поселения появились еще раньше. Первые русские поселенцы появились здесь в первой половине XVIII века. Способствовало этому, главным образом, начало массового приобщения удмуртов к православию.
В литературе отмечается, что межнациональные отношения в Удмуртии всегда отличались стабильностью, неконфликтностью, так как удмурты стремились и стремятся к взаимопониманию с другими народами.
4. Разработка теоретических положений и создание на их основе методик исследования стало возможным благодаря комплексному использованию социологических, психологических и антропологических методов исследования. Решение ряда новых задач социологии, поставленных в работе, стало возможным благодаря известным достижениям указанных научных дисциплин. Из психологических методик были применены, главным образом, различные проективные ситуации, предложения, а также «Рисунок семьи». Методики проведения анкетного опроса - классический пример социологического инструментария.
Для решения задач исследования автором выработаны и представлены показатели семейной социализации, позволяющие наглядно и обозримо провести анализ эмпирических данных. Основными показателями семейной социализации являются «социализационная среда дошкольников», «социализационная среда подростов», «механизмы семейной социализации» и «результативность семейной социализации».
Исследование проведено в четырех населенных пунктах Увинского района Удмуртской Республики. Выбор его обусловлен отсутствием аналогичных исследований по удмуртам данного района. В основном все исследования проводились на материале северных или южных районов Удмуртии. Увинский район является при этом одним из центральных в данном регионе, однако все исследования, проводившиеся на его основе, носят историческо-этнографическую направленность (формирование района, этнический состав, передвижения этнических групп). Возрождать этническую культуру, формировать положительное отношение к родному языку можно разными способами: во-первых, используя внешнюю сторону этнической культуры, проводить национальные праздники, организовывать уроки по ознакомлению детей с обрядами, обычаями своего народа и т.д. Такие формы наиболее представлены в настоящее время. Возникает вопрос, насколько эффективен этот путь, может ли этнокультурная социализация стать делом только школы. Как показывают результаты исследования, однозначно - нет, т.к. школа передает этническую культуру как знание (в то время, как семья, в первую очередь, передает не знания, а опыт). Пока ребенок учится в школе, он знает, а когда перестает учиться, это знание уходит в разряд этнической истории. Во-вторых, можно разобраться во внутренней составляющей этнической культуры народа, картине мира, заложенной в ее основу. Это именно то, что помогает каждому народу существовать в настоящее время, когда процессы глобализации настолько интенсивны. На наш взгляд, необходима работа с общественным мнением в отношениии удмуртской культуры, ее ценности, древности. Необходимо понять, в чем ее ценность. Ценность традиционной культуры не во внешней стороне, а во внутренней составляющей.
В ходе исследования обнаружено, что совместное проживание в удмуртских семьях трех поколений, оказывается важным фактором этноязыковой социализации. Именно бабушки и дедушки чаще всего стимулируют общение на родном языке внутри семьи. Причем отметим, что со стороны подростков это не вызывает чувства протеста (с родителями подростки менее охотно общаются на родном языке, чем с бабушками). Подростки готовы общаться с ними на родном языке, особенно это действенно, если «случайными» свидетелями беседы оказываются друзья подростка (референтная группа).
Что касается организации трудовой деятельности в семье, то, на наш взгляд, наиболее эффективно, особенно на первых этапах, приобщение детей к дисциплине, порядку, ответственности, если все члены семьи имеют какие-то постоянные обязанности, а не выполняются текущие работы по дому лишь по просьбе родителей. При этом наличие постоянных домашних обязанностей не ограничивает свободу деятельности внутри семьи, но напротив, стимулирует творчески решать проблему рутинности многих домашних дел. Если в семье несколько детей, то они могут совершать «обмен» делами посезонно, поквартально и т.д. Главное, чтобы у детей формировалось представление о том, что есть такие виды деятельности, которые необходимо выполнять, поскольку никто ее не сделает за тебя.
Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Шишкина, Евгения Владимировна, 2005 год
1. Абульхапова-Славская Х.А.Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.-300 с.
2. Актуальные проблемы исследования и профилактики экстремизма. Материалы международной научно-практической конференции. Факультет социологии СПбГУ, 11-13 октября 2004г. / Под ред. А.А.Козлова.- СПб., 2004.-253 с.
3. Алишев Б.С. К вопросу о единстве ценностных оснований различных культур. // Этические аспекты образования XXI века. Материалы международной научно-практической конференции. Казань: ТИСБИ, 2001.
4. Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. М., 1972.
5. Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности. Социальные исследования. М., 1970.-303 с.
6. Ананьев Б.Г. Человека как предмет познания.- JL: ЛГУ, 1969.- 339 с.
7. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2002. - 363 с.
8. Арнольдов А.И. Путь к храму культуры (образование как социокультурный феномен). М.:Грааль, 2000.- 108 с.
9. Артемов В.А., Артемова Д.В. Желаемые качества детей: мнение сельских жителей / Социс.-1996.- № 4.- С.114
10. Артюхов А.В., Ракитных М.Б. Семья северян: традиционность и новации (по материалам социологических исследований семей в городах и поселениях Российского Севера).- Екатеринбург-Салехард: Ипст-т эк-ки УрОРАН, 1999.- 208 с.
11. Арутюпян Ю.В., Дробижева J1.M. Многообразие культурной жизни народов СССР.-М.: Мысль, 1987.-303 с.
12. Архандеева Г.А. Формирование жизненных стратегий подростков: Моиография.-Кемерово, 2000.- 121 с.
13. Атаманов М.Г. История Удмуртии в географических названиях, Ижевск: «Удмуртия», 1997.- 248 с.
14. Атаманов М.Г. Обряды и поверья удмуртов, связанные с именами // Семейный и общественный быт удмуртов в XVIII-XX вв.: Сб. Статей.- Устинов, 1985.- 131 с.
15. Ахутин А.В. Что значит «учить культуре»? // От философии жизни к философии культуры: Сб.статей.- СПб.: Алетейя, 2001.- 395 с.
16. Белик А.А. Психологическая антропология: История и теория.- М.: ИЭИА, 1993.- 190 с.
17. Белик А.А. Культура и личность: психологическая антропология.- М.: РГГУ, 2001.-377с.
18. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка.- М.: Московский социально-психологический институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.- 208 с.
19. Белинская Е.П., Тихомандрнцкая О.А. Социальная психология личности: Учеб. пособие для вузов.- М.: Аспект-пресс, 2001.- 301 с.
20. Белицер В.Н. и др. Удмурты (проспект трудов этнографической экспедиции центрального музея народоведения и Вотского областного музея) / В.Н.Белицер, М.Т.Маркелов, Г.Ф.Сидоров.- Ижевск: Удкнига; М.: Центриздат, 1931.- 60 с.
21. Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике.- Архангельск: Архангельское северозападное издательство, 1985.- 302 с.
22. Бепьямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избранные эссе.- М.: Меднум, 1996.- 240 с.
23. Бергер П, Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. - 323с.
24. Бергер П. и др. Личностно-ориентированная социология / П.Бергер, Б.Бергер, Р.Коллинз.- М.: Академический Проект, 2004.- 608 с.
25. Березина Т.Н.Многомерная психика. Внутренний мир личности.- М.: ПЭРСЭ, 2001.-319с.
26. Бестужев-Лада И.В. Социальный прогноз и социальное новвоведение // СОЦИС.1990.-8.
27. Богданова О.А. Процесс секуляризации и кризис личности в Западной культуре XX века. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет, 2001.- 160с.
28. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1968.-464 с.
29. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские. Характер народа и судьбы страны. -СПб: Издательство «Санкт-Петербургская панорама», 2001. 192с.
30. Бранскнй В.П. Социальная синергетика и теория наций. Основы этнологической аксиологии.- СПб.: СПб.акмеологич. акад., 2000.- 106 с.
31. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. — М.: Наука, 1983. -413с.
32. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность.- М., 1987.33. Будущее России в молодежном сознании: Опыт социолого-философского анализа /
33. Под ред. Р.А.Зобова и А.А.Козлова.- СПб.: ХИМИЗДАТ, 2003.- 160 с.
34. Валиева С.Ф. Роль семьи в процессе социализации ребенка / Вестник МГУ.-сер.18, 1997.-№3
35. Введение в этническую психологию: Учеб.пособие / Бороноев А.О., Платонов Ю.П., Почебут Л.Г.- СПб.: изд-во СПбГУ, 1995.- 200 с.
36. Введенский Н.Е., Ухтомский А.А. Учение о координации деятельности нервной системы.- Л., 1950.- 67 с.
37. Вельм И.М. Этнический менталитет: истоки и сущность (на примере удмуртского этноса: Автореф. доктора культурологии.- М., 2004.
38. Вепгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство.-М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003,- 160 с.
39. Верещагина А.В. Этнически смешанные семьи на Северном Кавказе: образование и межэтническая адаптация: Автореф. .канд. соц. наук.- Ростов-на-Дону, 2003.
40. Вернер Фукс-Хайнритц Биографический метод // Биографический метод в социологии: история, методология, практика. М.: Институт социологии РАН, 1994. - 147с.
41. Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов.- Ижевск: Изд. «Удмуртия»,1991.- 160 с.
42. Влияние инноваций па социальную динамику общества: сб. статей / Под ред. Р.А.Зобова.- СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000, 88 с.
43. Возрастно-половой состав и состояние в браке. Итоги всероссийской переписи населения 2002 г.: В 14 т.-М.: НИЦ «Статистика России», 2004 2 т.
44. Волков А.Г. Этнически смешанные семьи и межнациональные браки // Семья и межнациональная политика.- М., 1991.45. Волков Г.Н. Этнопедагогика.- Чебоксары: Чуваш, кн.изд-во, 1974,- 376 с.
45. Волков Ю.Г. и др. Социология молодежи: Учеб. пособие / Ю.Г.Волков, В.И.Добреньков, Ф.Д.Кадария, И.П.Савченко, В.А.Шаповалов.- Ростов-на-Допу: Феникс, 2001.- 576 с.
46. Воловикова М.И. и др. Психология и праздник / М.И.Воловикова, С.В.Тихомирова, A.M. Борисова. М.: ПЕР СЭ, 2003. - 143с.
47. Воспитание исторического и национального самосознания: Сб. статей. Красноярск: КрасГУ, 2001. -205с.
48. Воспитатели и дети: источники роста / Под ред. В.А.Петровского. М.: АО Аспект-Пресс, 1994.- 155с.
49. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1984 - 4 т.: Детская психология / Под ред. Д.Б.Эльконина.- 395 с.
50. Гаспарян Ю.А. Семья и церковь как единая система регуляции народных традиций и обычаев (социологические проблемы).- СПб.: Изд-во «Петрополис», 2002.- 204 с.
51. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 704с.
52. Гшшнский Я.И. Стадии социализации индивида / Человек и общество.- Л., 1971.- Вып. 6
53. Голод С.И., Клецин АЛ. Состояние и перспективы развития семьи. Теоретико-типологический анализ, эмпирическое обоснование.- СПб., 1994.- 43 с.
54. Голод С.И. Семья и брак. Историко-социологическое исследование.- СПб.: Петрополис, 1998.- 271 с.
55. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты.- Л.: Наука, 1984.- 136 с.
56. Госкомстат Удмуртской Республики. Увинский районный отдел госстатистики. Итоги народного хозяйства Увинского района за 1991-2001 гг. (население, строительство, промышленность, социальная сфера, численность работающих, заработная плата, услуги
57. Гришкина М.В. Крестянство Удмуртии в XVIII веке.- Ижевск: Удмуртия, 1977.- 187 с.
58. Губогло М.Н., Смирнова С.К. Феномен Удмуртии: В 6 т.- М.-Ижевск, 2002. Т.2: Постижение суверенности: становление государственности Удмуртской Республики.-464 с.
59. Губогло М.Н., Смирнова С.К. Феномен Удмуртии: В 6 т.- М.-Ижевск, 2003. Т.З: Иделогия и технологии этнической мобилизации.- 780 с.
60. Губогло М.Н., Смирнова С.К. Феномен Удмуртии: В 6 т.- М.-Ижевск, 2003. Т.5: Нациестроительство и межэтнические отношения: Материалы научно-практических конференций и «круглых столов».- 664 с.
61. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли.- М.: ТОО «Мишель и К», 1993.- 498 с.
62. Гурко Т.А. Понятие семьи в контексте «семейной политики» / Демографические процессы и семейная политика: региональные проблемы.- Липецк, 1999, М.: МГУ, 1999.
63. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях / СОЦИС,- 1997.
64. Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов.- Р. н/Дону: Изд-во Рост. Пед. Ун-та, 1996.- 224 с.
65. Дробижева Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях: ндебология и практика/Советская этнография, 1991.-№ 1.
66. Дружинин В.Н. Психология семьи.- Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- 208 с.
67. Дубов А.И. Антропологическая характеристика северных и центральных удмуртов // Новые исследования по этногенезу удмуртов: Сборник научных трудов.- Ижевск:Удм. институт истории языка и литературы УрО АН СССР, 1989.- 148 с.
68. Духовная культуа и формирование личности (материалы научной конференции).-Краснодар, 1989.- 139 с.
69. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение.- М., 1995.- 265 с.
70. Ельмеев В.Я., Овсянников В.Г. Прикладная социология. СПб: Издательство СПбГУ, 1999.-296с.
71. Енпкеев М.И., Кочетков О.Л. Общая, социальная и юридическая психология: краткий энциклопедический словарь.- М.: изд-во юрид. лит-ры, 1997.- 448 с.
72. Жимбаева Ц.И. Подростковая субкультура: специфика идентичности (на примере культуры агинских бурят): Автореф. канд. культурологии.- Чита, 2004.
73. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание,- М.: Academia, 2000.- 160 с.
74. Здравомыслов А.Г. Социология российского кризиса: статьи и доклады 90-х гг.- М.: наука, 1999.-352 с.
75. Здравомыслов А.Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян/СОЦИС, 1996.-№ 12.
76. Зязева Л.К. Традиционная русская культура как основа формирования национального самосознания: Автореф. канд. культурологии, СПб., 2004.
77. Зинурова Р.И. Этническая социализация молодежи в условиях современного российского общества: Автореф. доктора соц. паук, Москва, 2005.
78. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи.- Оренбург: Печатный Дом «Димур», 1999.- 290 с.
79. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах: Сб.статей / Под ред. М.Б.Олкотт, В.Тишкова, А.Малашенко.- М.: Моск.центр Карнеги, 1997.- 490 с.
80. Из жизни людей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся мире / М.С.Егорова, Н.М.Зырянова, С.Д.Пьянкова, Ю.Д.Черткова.- СПб.: Ллетейя, 2001.- 239 с.
81. Иконникова С.Н. Молодежь и культура.- М.: Знание, 1989.- 64 с.
82. Иконникова С.Н. Методологические проблемы изучения культуры.- JI., 1978.- 140 с.
83. Иконникова С.Н. Социология молодежи.- JI.: «Знание» РСФСР, 1985.- 32 с.
84. Интегративный подход в психологии: Сб. науч.статей.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003.- 363 с.
85. Иенсен Р. Общество мечты как грядущий сдвиг от информации к воображению.- СПб.: Стокгольмская школа экономики в СПб., 2002.
86. Каверина В.И. Социокультурная адаптация детей-сирот: Автореф. . канд. философ, паук, М., 1997.
87. Казаринова Н.В. и др. Социология: Учебник для вузов / Н.В.Казаринова, О.Г.Филатова,
88. A.Е. Хренов.- М.: Nota BENE, 270 с.
89. Каиров В.М. Традиции и исторический процесс.- М.: Луч, 1994.- 188 с.
90. Калинин И.К. Восточно-финские народы в процессе модернизации.- М.: Наука, 2000,178 с.
91. Касавин И.Т. Теория познания в плену анархии.- М.Политиздат, 1987.- 189 с.
92. Касавин И.Т. Познание в мире традиций.- М.: Наука, 1990.- 202 с.
93. Кельмаков В.К. Удмуртский язык // Языки мира:Уральские языки.- М.: Наука, 1993,398 с.
94. Клецина И.С. Психология тендерных отношений: теория и практика,- СПб.: Алетейя, 2004.- 408 с.
95. Князева Е.Н. Нелинейность времени в эволюции сложных систем // Пространство и время: физическое, психологическое, мифологическое.- М.: Культурный центр «Новый Акрополь», 2004.- 188 с.
96. Кобыляиский В.А. Национальная идея как фактор образования и воспитания // Национальная идея: образование и воспитание. Философско-методологические и региональные аспекты,- Чита: ЧитГТУ, 1998.- Вып. 1.- 224с.
97. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М.: Институт молодежи, 1996.-224с.
98. Козлов А.А. Молодежь России: тенденции социального развития в условиях кризиса // Молодежь: тенденции социальных изменений. Сборник статей / Под ред.
99. B.Т.Лисовского.- СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.- 420 с.
100. Колесов В.В. Язык и ментапьность.- СПб., 2004.- 240 с.
101. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи.- М.: Знание, 1988.- 64 с.
102. Кон И.С. Социология личности.- М.: Политиздат, 1967.- 383 с.
103. Кон И.С. Ребенок и общество.' Историко-этнографическая перспектива- М.: Наука, 1988.- 270с.
104. Кончанин Т.Л. и др. Социология / Т.Л.Кончанин, С.Я.Подопригора,
105. C.Н.Яремеико Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.- 480 с.
106. Копылов И.Я. Онтология межнациональных отношений в Российской Федерации: учеб.пособие.- Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999.-31 с.
107. Крысько В.Г. Этническая психология: учеб. пособие, 2-е изд.стереотип,- М.: Изд.центр «Академия», 2004.- 320 с.
108. Кузнецова А.Я. Личность как результат процесса социализации // Биологическое и социальное в формировании целостной личности.- Рига, 1997.- 192 с.
109. Куликов К.И. Удмуртия субъект России (1990-е годы). Проблемы экономики, политики, национальных отношений: Учеб. пособие.- Ижевск, 1999.- 279 с.
110. Культура. Власть. Идентичность: новые подходы в социальных науках / Под ред. Е.Ярской-Смнрновой.- Саратов: Издательско-коммерческое предприятие «Волжский сад», 1999.- 322 с.
111. Культура и молодежь: состояние, проблемы, перспективы: сборник.- М.: АТиСО, 2004,- 200с.
112. Куропятиик А.И. Мультикультурализм: проблемы социальной стабильности полиэтнических обществ. СПб: СПбГУ, 2000. - 208с.
113. Левин К. Теория поля в социальных науках.- СПб.: Сенсор, 2000,- 368 с.
114. Леви-Стросс К. Первобытное мышление.- М., Республика, 1994.- 382 с.
115. Левкович В.П. Социально-психологический аспект этнического сознания // Советская этнография.- 1983.- №4.
116. Леонидова Б. «К моему не пристанет!» Несколько прописных истин о воспитании // Дошкольное воспитание.- 1997.- № 3.
117. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности: Учеб.посибие.- М.: Смысл, 1997.64 с.
118. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // А.Н.Леонтьев А.Н.
119. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983.- 1 т.
120. Лисовский В.Т. Молодежь на рубеже веков // Молодежь: тенденции социальных изменений: Сб. статей / Под ред. В.Т.Лисовского.- СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.- 420 с.
121. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети.- М.: ТОО «Интел Тех», 1994.-, 216 с.
122. Мамбаева А.С. Изучение русской самоидентичности: Автореф. . канд.психол. наук.-М., 1995.- 16 с.
123. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука.- М.: Мысль, 1983.- 284 с.
124. Материалы по истории Удмуртии (с древнейших времен до cep.XIX в.) / Отв. ред. Л.А.Наговицын.- Ижевск, 1995.- 176 с.
125. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы, тенденции, методологии и методики.- М.: Наука, 1989.- 112 с.
126. Ментальность этнических культур. Материалы международной научной конференции.- СПб., 2005.- 267 с.
127. Методологические проблемы исследования этнических культур: материалы симпозиума.- Ереван: Изд-во АН АрмСССР, 1978.- 124 с.
128. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения.- М.: Наука, 1988.429 с.
129. Михайлова Л.И. Социология культуры: учеб. Пособие.- М.:ФАИР-ПРЕСС, 1999.- 232 с.
130. Модернизация и глобализация: образы России в XXI веке.- М., 2002.- 208с.
131. Молодежь: тенденции социальных изменений: Сб.статей / Под ред. В.Т.Лисовского.- СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.- 420 с.
132. Москаленко В.А. Социализация личности.- Киев: В.школа, 1986.- 200 с.
133. Мудрик А.В.Социализация и воспитание. М., 1997. - 96с.
134. Напольских В.В.Введение в историческую уралистику. Монография.- Ижевск: Удм. ипст-т истории, языка и литературы УрО РАН, 1997.- 268 с.
135. Народы России. Энциклопедия / Гл.ред. В.А.Тишков.- М.: Науч.изд-во «Большая Российская Энциклопедия», 1994.- 479 с.
136. Никапдров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий.-М., 2000.-303 с.
137. Николаева Е.В. Неотрадиционализм в культуре повседневности: российская версия конца XX века: Автореф. канд. культурологии.- М., 2004.
138. Об этнической психологии удмуртов. Сборник статей / Составитель и отв.ред.
139. Г.К.Шкляев.- Ижевск, 1998.- 143 с.
140. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства.- М.: Изд-во инст-та психотерапии, 2003.- 319с.п
141. Осипов Г.В. Социология и социальное мифотворчество.- М.: Изд-во НОРМА, 2002,- 656 с.
142. Осипова О.А. Буржуазная паука о проблеме традиций в развивающихся странах Востока: Дисс. канд.ист.наук. М., 1983.
143. Парсопс Т. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы / Сокр. пер. В.В.Воронина, Е.В.Зеньковского.- М.: Прогресс, 1972.
144. Парсопс Т. О социальных системах / Под общ. ред. В.Ф.Чесноковой, С.А.Белановского.- М.: Академический Проект, 2002.- 832 с.
145. Первова И.Л. Асоциальное поведение детей и подростков.- СПб; Изд-во СПбГУ, 1999.-316 с.
146. Петрова Р. Н. Бабушкины заповеди.- Шупашкар, 1993.- 55 с.
147. Пименов В.В. Удмурты. Опыт компонентного анализа этноса.- М.: Наука, 1977.262 с.
148. Подшивалов А.А. Страницы дореволюционной истории Увинского района УАССР.- Ижевск, 1990.- 95 с.
149. Почебут Л.Г., Платонов Ю.П. Этническая социальная психология. Учеб.пособие. СПб.: СПбГУ, 1993.- 109 с.
150. Проблемы социализации детей и подростков: материалы международной конференции / Отв. ред. Г.А.Бутырин.- Минск, 1994.- 182 с.
151. Пространство и время: физическое, психологическое, мифологическое.- М.: Культурный центр «Новый Акрополь», 2004.- 188 с.
152. Психологическая диагностика / Г/од ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича.- СПб.: Питер, 2003.- 652 с.
153. Психологические тесты: В 2 т. / Под ред. А.А.Карелина. М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. Т.2.- 248 с.
154. Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / Под ред.А.А.Реана.- СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.- 224 с.
155. Пудов А.И. История увинских деревень.- Ува, 2000,- 394 с.
156. Путилов С.В. Проблемы русского национального самосознания и задачи современного образования и воспитания // Национальная идея: образование и воспитание. Чита: ЧитГТУ, 1998.- 200 с.
157. Рашимас А.В. Место школьного этапа в процессе социализации молодежи: Автореф. канд. соц. Наук.- М., 2003.
158. Ребенок в мире культуры. Ставрополь, 1998. - 558с.
159. Резник Ю.М. Введение в социальную теорию: Социальная системология.- М.: Наука, 2003.- 525 с.
160. Релятивистская теория нации: новый подход к исследованию этнополитической динамики России. К 70-летию профессора А.Г.Здравомыслова.- М.: РНИСиНП, 1998.-200с.
161. Российская социологическая энциклопедия / Под общ.ред. Г.В.Осипова.- М.: Изд.группа НОРМА-ИНФРА'М, 1998.- 672 с.
162. Семейный и общественный быт удмуртов в XVIII — XX вв.: Сб. Статей.-Устинов, 1985.- 131 с.
163. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии.- М., 1993.- 261 с.
164. Сикевич 3. В. Русские: образ народа. СПб: СПбГУ, 1996. - 152с.
165. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений: Учеб. пособие.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.- 203 с.
166. Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии.- СПбГУ: Изд-во СПбГУ, 1996.- 183 с.
167. Слуцкий Е.Г. Качество жизни молодежи и молодежная политика.- СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997.- 336с.
168. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1998. - 688с.
169. Смит Э.Д. Национализм и модернизм: критический обзор современных теорий наций и национализма / Пер. с англ. Л.В.Смирнова, Ю.М.Филиппова, Э.С.Загашвили и др.- М.: Праксис, 2004.- 464 с.
170. Современная и этническая культура финпо-угров Поволжья и Приуралья / Отв.ред. Н.Ф.Мокшин.- Йошкар-Ола, МарНИИ, 2002.- 140 с.
171. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности.- М.: МГУ, 1976.174 с.
172. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности.- М.: Смысл, 1998.389 с.
173. Социализация личности: исторический опыт советского периода и современные тенденции. М.: изд. ИТП и МИО РАО, 1993. - 146с.
174. Социализация ребенка. Психологические и педагогические проблемы: VI международная конференция.- СПб., 1999.- 226 с.
175. Социальная идентификация личности 2. - М., 1994. - 298с.
176. Социальное мышление и деятельность: влияние новых интеллектуальных технологий.- М.: Едиториал УРСС, 2004.- 464 с.
177. Социально-психологические проблемы нравственного воспитания личности / Под. Ред. В.Е. Семенова. -J1.: Издательство ЛГУ, 1984.
178. Социальное познание: проблемы теории, методологии, практики /Ред. А. О. Бороноев, Н. А. Андреев. СПб: Изд. СПб-И-ПБ МВД России, 1998. - 166с.
179. Социология на пороге XXI века. Новые направления исследований.- М., 1998.176. Стапчинский Г.А. Этническая педагогика. Монография.- СПб.: СПб академия1. МВД России, 1997,- 174 с.
180. Староверов В.И. и др. Удмуртская деревня. Социальный облик / В.И.Староверов, А.А.Разин, М.И.Шишкин Ижевск: Удмуртия, 1983.- 184 с.
181. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И. Методы этнопсихологического исследования.-М.: Изд-во МГУ, 1993.- 80 с.
182. Сторожева С.П. Теоретпко-метбдологические проблемы информационного анализа этнических культур: Автореф. . канд. культурологии.- Кемерово, 2004.
183. Страус А., Корбин Д. Основы качественного исследования. М., 2001.
184. Суханов И.В. Обычаи, традиции, преемственность поколений.- М., 1976.- 216 с.
185. Титова Т.А. Этническое самосознание в национально-смешанных семьях.-Казань: Форт-Диалог, 1999.- 164 с.
186. Тишков В. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе // Вопросы социологии.- 1993.- № 1-2
187. Толстых А.В. Взрослые и дети: парадоксы общения. М.: Педагогика, 1988. -128с. 1
188. Топылнн А.П. Межнациональные семьи и миграция: вопросы взаимовлияния // СОЦИС.- 1995.-№7
189. Традиционное поведение и общение удмуртов / Отв. ред. Г.К.Шкляев.- Ижевск, 1992,- 192 с.
190. Удмурты в XV-XVII веках / Сост. П.Н.Луппов.- Ижевск: Удмуртское книжное издательство, 1958.-418 с.
191. Удмурты. Историко-этнографические очерки.- Ижевск, 1993.- 392 с.
192. Федоров В. Межконфессиональный диалог и проблемы толерантности // Религия и гражданское общество: проблема толерантности.- СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.
193. Федяпович Т.П. Семейные обычаи и обряды финно-угорских народов Урало-Поволжья (koii.XIX в., 1980-е гг.).- М., 1997.- 183 с.
194. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве времени Детства.-Вернер Фукс-Хайнритц Биографический метод // Биографический метод в социологии: история, методология, практика. - М.: Институт социологии РАН, 1994. - 147с.
195. Феномен этнического и глобализация современной культуры народов Поволжья и Приуралья, Ижевск, 2004.
196. Феномен экстремизма / Под ред. Л.Л.Козлова.- СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.- 88с.
197. Филимоненко Ю.И. Отношение к пространству как функция подсознания // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия.- СПб., 2001.
198. Финно-угры Поволжья и Приуралья в средние века.- Ижевск, 1999.- 390 с.
199. Фрейд А., Фрейд 3. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов.-СПб., 1997.-387 с.
200. Харчев А.Г. Социология воспитания: о некоторых актуальных проблемах воспитания личности.- М.: Политиздат, 1990.- 222 с.
201. Хендерсон Дж. Психологический анализ культурных установок / Пер. с англ.-М.: Добросвет, 1997.-219 с.
202. Хотипенц В.Ю. Этническое самосознание в структуре интегральной индивидуальности (на материале исследования студентов удмуртов): Автореф. . канд. пспхол. наук.- Пермь, 1995.
203. Христолюбова Л.С.Обряды, связанные с рождением ребенка // Этнокультурные процессы в Удмуртии.- Ижевск, 1978.- 158 с.
204. Ценности социальных групп и кризис общества / Отв.ред. И.И.Лапин.- М.: ИФАН, 1991.- 153 с.
205. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения В 2 т.- М.: Педагогика, 1980.- 1 т.: 380 с.
206. Шилов И.Ю. Фамилистика (психология и педагогика семьи).- СПб.: ООО Изд-во «Петрополис», 2000, 416 с.
207. Шишкина-Ярмоленко Л.С. Язык и познание. Опыт лингвистической антропологии.- СПб.: Астерион, 2004.- 264 с.
208. Шкляев Г.К. Межэтнические 'отношения в Удмуртии. Опыт историко-психологического анализа.- Ижевск, 1998.- 213 с.
209. Штомпка П. Социология социальных изменений.- М.: Аспект-Пресс, 1996.-416с.
210. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии.- 1971.- № 4.
211. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.- М.: Прогресс, 1996.- 340 с.
212. Этническая мобилизация во внутренней периферии: Волго-Камский регион начала XX века. Сб.докладов / Под ред: С.Лаллуки, Т.Молотовой.- Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2000.- 178 с.
213. Этнические стереотипы поведения / Под ред. А.К.Байбурина.- Л.: Паука, 1985.325 с.
214. Этничность и национализм в современном мире. Сб.работ участников первого конкурса молодых ученых и студентов.- СПб.: ООО Изд-во «Петрополис», 2000.- 276 с.
215. Этнопсихолингвистика / Отв. Ред. Ю.А.Сорокин.- М.: Наука, 1988,- 192 с.
216. Этнос и политика: Хрестоматия / Авт-сост. А.А.Празаускас.- М.: Изд-во УРАО, 2000.- 400 с. s
217. Юнг К.Г. Человек и его символы.- СПб., 1996.- 454 с.
218. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Добросвет, 2000. -596с.
219. Языки мира: уральские языки.- М.: Наука, 1993.- 398 с.
220. Bach Rein «Verlororene Generation» Zur Lage Jugend und zum Kampf der kommunistischen und kapitalistischen Jugendverbande fur die Rechte der jungen Generation in den kapitalistischen Landern Europas.- В., 1979
221. Kruetz H. Sozioligie der Jugend, Juventa Verlag.- Munchen, 1974
222. Menhert H. Jugend im Zeitbruch.- Stuttgart, 1976
223. Steigervvald R. Protestbevvegung Gemeinsamkeiten und Streitfragen.- Fr. a/M, 1982
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.