Этническое и художественное как точка сопряжения духовно-нравственных скрепов в литературах Северного Кавказа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат филологических наук Лобова, Галина Викторовна

  • Лобова, Галина Викторовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Майкоп
  • Специальность ВАК РФ10.01.09
  • Количество страниц 142
Лобова, Галина Викторовна. Этническое и художественное как точка сопряжения духовно-нравственных скрепов в литературах Северного Кавказа: дис. кандидат филологических наук: 10.01.09 - Фольклористика. Майкоп. 2006. 142 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Лобова, Галина Викторовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. СЕВЕРОКАВКАЗСКИЙ МИР КАК КУЛЬТУРОПОРОЖДАЮЩИЙ ФЕНОМЕН В ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОМ КОНТЕКСТЕ

1.1. К вопросу о литературогенезе как интеллектуальио-духовном синтезе «Кавказского Дома».

1.2.Нартский эпос и контуры национальной самоидентификации.

ГЛАВА II. ДИАЛЕКТИКА САМОПОЗНАНИЯ: ЭТНИЧЕСКОЕ-НАЦИОНАЛЬНОЕ-ИНОНАЦИОНАЛЬНОЕ В ФОКУСЕ ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫХ ИСКАНИЙ

2.1. Субстанция национального бытия и авторская личность.

2.2. Балкарская словесность: от этюдов и очерков к художественному повествованию.;.

2.3. Чеченский фольклор и литературно-художественный «зачин»: к вопросу об истоках «конфликта с прецедентом.

ГЛАВА III ПРОБЛЕМА «КОНЦЫ-ПЕРЕХОДЫ-НАЧАЛА» В ПОЭТИЧЕСКОЙ СИМВОЛИКЕ «КАВКАЗСКОГО ДОМА»

3.1. Поэтика «своего» и «чужого» в процессе деформаций: Балкарский опыт.

3.2. Адыгское поэтическое двоемирие: Али Шогенцуков в русле современности.

3.3. Русский «конспект» будущего и абазинская поэтическая модель.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этническое и художественное как точка сопряжения духовно-нравственных скрепов в литературах Северного Кавказа»

Исследование северокавказской литературы в кснтексте русской и мировой художественной культуры является важнейшей проблемой современного литературоведения и включает в себя множество аспектов, линий взаимодействия и точек пересечения. Литература Северного Кавказа при всей ее самобытности и неповторимости является неотъемлемой и органической частью мирового литературно-художественного процесса.

По мнению Н.А.Бердяева, вне национальности, понимаемой как индивидуальное бытие, невозможно существование человечества. Ученый считает, что национальный человек больше, а не меньше, чем просто человек, в нем есть родовые черты человека вообще и. черты индивидуально-национальные.

Создать нечто прекрасное для всех народов, - может только тот, кто утвердился в творческом акте своего народа. Истинное величие почвенно, истинный гений национален» - это высказывание русского философа Ивана Ильина наиболее удачно формулирует мысль о динамическом равновесии национального и общечеловеческого в каждом выдающемся произведении литературы (И.Ильин 1991, с.89).

Современная история любой национальной литературы все более испытывает тенденцию не к хронологически-описательной форме (от эпохи к эпохе, от страны к стране, от писателя к писателю), а к последовательному структурированию литературно-художественного опыта на основе понятий теоретической поэтики.

История литературы народов Северного Кавказа представляет собой синтез этнического, национального и духовно-нравственного. Именно эти составляющие являются определяющими в исследэвании вопросов исторической поэтики. Не вызывает сомнения, что социополитические и идеологические истоки северокавказской литературы имеют немало общего с другими литературами. Это позволяет говорить о поливариантности исторических, этнокультурных, идейно-психологических условий, которые определили неповторимый облик национальных литератур.

Следует сказать, что в последнее время активно исследуются отдельные проблемы северокавказской литературы, связанные с из-'чением специфики творчества отдельных писателей и их произведений. Однако теоретические аспекты взаимодействия и взаимовлияния литератур на основе этнического, художественного и нравственного недостаточно исследованы на сегодняшний день в литературоведении. Все это позволяет говорить об актуальности данного научного исследования на современном этапе развития литературоведческой науки.

Научная новизна диссертации заключается в теоретической разработке проблемы взаимодействия этнического, художественного и духовно-нравственного потенциала в литературах пародов Северного Кавказа.

Объектом анализа является концепция синтеза этнического и художественного в фокусе духовно-нравственных исканий в северокавказской литературе.

Материалом исследования послужил нартский эпос, публицистические и художественные произведения писателей и поэтов Северного Кавказа - М.Абаева. Ф.-Х.Абаевой, Р.Гамзатова, Т.Зумакулова, А.Евтыха, К.Кулиева, М.Мокаева, А.Мутушева, К.Мхце, К.Отарова, Б.Пачева, И.-Б.Сараева, Ц.Теучежа, Б.Тхайцухова, К.Хетг гурова, Г.Цаголова, М.Чикатуева, Б.Шаханова, Д.Шерипова, Т.Эльдархонова и др.

Цель диссертационного исследования - многоаспектное изучение сопряжения этнического и художественного в литературном процессе Северного Кавказа. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить историю формирования и развития северокавказских литератур сквозь призму исторического, социального, национального, этнического, духовного.

2. Создать масштабное представление о северокавказском интеллектуальном самоопределении.

3. Выявить и рассмотреть основные формы онтологизации литератур Северного Кавказа.

4. Исследовать основные особенности перехода от публицистики к художественной прозе Северного Кавказа.

Методологической и теоретической основой послужили работы известных философов и исследователей литературы И.Ильина, Н.Бердяева, Г. Гачева, Д.Лихачева, а также работы Л.Бекизовой, В.Ворожбитовой, Г.Гогиберидзе, Л.Дёминой, Л.Егоровой, Р.Мамий, Л.Надьярных, У.Панеша, К.Султанова, А.Схаляхо, ТЛанкаевой, П.Чекалова и др., в которых исследовались общие и частные вопросы взаимодействия мировой, русской и северо-кавказских литератур.

Методы исследования. В работе используются принципы историко-литературного и сравнительно-типологического изучение литератур народов Северного Кавказа, а также системный подход и ист )рико-генетический анализ.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Литература Северного Кавказа сегодня - это зрелая, идейно-эстетическая система, восходящая к национальным духовно-нравственным основам и выросшая на русском литературном и национальном художественном опытах. Она решает духовно-нравственные, художественные задачи и требует нового качественного изучения как вполне сформировавшаяся и целостная система.

2. До начала XX века абсолютное большинство северокавказских литератур существовало в фольклорной форме, которая, несомненно, во многом определила развитие идейно-стилистической и художественной специфики. Нельзя не учитывать тот факт, что в творчестве преобладало коллективное начало над индивидуальным (непременным признаком этого является ряда документально-художественных форм), фантастического вымысла над документальной конкретикой. Весьма существенно и то, что в процессах познания мира народами Северного Кавказа преобладало обыденное и чувственно-художественное, а не научно-интеллектуальное начало.

3. Важным фактором развития национальных литератур являлось наличие духовной культуры, для которой абсолютно всеобъемлющими считались священные тексты Корана.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что заявленный подход в исследовании духовно-нравственных, этнических и художественных составляющих литератур народов Северного Кавказа может использоваться в ходе изучения отдельных проблем национальных литератур, а также при разработке программ и лекционных курсов по истории литературы Северного Кавказа, спецкурсов, спецсеминаров.

Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены в тезисах и докладах на конференциях и семинарах различного уровня, в том числе на Всероссийской научной конференции «Литература народов Северного Кавказа в контексте отечественной и мировой культуры» (Майкоп, 2006), также обсуждались на заседании кафедры аналитической журналистики Кубанского государственного университета, кафедры литературы и журналистики Адыгейского государственного университета.

Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Фольклористика», Лобова, Галина Викторовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особенности феодализации в северокавказском регионе позволяют выделить три основных типа синтеза мистико-религиозного мировоззрения и духовной культуры эпохи Средневековья; 1) абхазско-осетинский очаг синтеза христианской философии единого Бога на базе грузинской письменности; 2) северо-западный Кавказ или адыго-балкаро-карачаевский район бытования эпоса "Наргы"; арабская письменность возникла в XVII-ХУЛ1 в., в сношениях с русскими использовали русскую письменность; 3) северо-восточный Кавказ (западный и равнинный Дагестан), где албанскую (христианскую), пехлевийскую, еврейско-хазарскую, а затем и грузинскую письменности, словом, христианскую, иранскую и ветхозаветную философию сменила исламская модель самостояния человека; письменность на арабском языке в ХУ1-ХУЦ вв. стала проникать к адыгам, балкарцам, карачаевцам, равнинным и предгорным чеченцам в связи с процессом их исламизации.

Исследование северокавказской интеллектуальной драмы на переломе от древности к Средним векам свидетельствует, что большинство народов, приняв ислам, возвратилось на пути мистико-религиозного самосозидания. Этому способствовал ряд внешних и внутренних причин. Многократные вторжения кочевников нарушили социокультурное развитие северокавказских земледельческих обществ: многие народы Северного Кавказа утратили государственность и пути самостоятельного развития.

Следствием событий в западном и центральном Кавказе было смещение литературного синтеза в хронологические границы Нового Времени. Адыги, абазины, балкарцы, ногайцы, карачаевцы, использовали в сношениях с Россией с XVII в. русскую письменность. Отсюда две главные формы становления северокавказских литератур: 1) на русско-язычной основе с ориентацией на эстетику российского Просвещения; 2) на исламской основе с опорой на народную поэзию и традиции арабской литературы. Эстетика попятных движений истории с характерной для нее реставрацией пережиточных форм язычества, - эта ситуация деформации идеологического фундамента истории, де-факто признана наукой, но совершенно не изучена литературоведением.

Анализ северокавказской истории говорит о том, что мы наблюдаем здесь засиживание социумов на ранних стадиях духовного самоопределения, сохранение и возобновление философско-языческого двоеверия.

Все изложенное позволяет сказать, что если процесс становления письменности и литературы неотделим от полито- и этногенеза, то духовной формой выражения этих процессов являются демифологизация мышления, космологизация и этизация человека, формирование индивидуализма, словом, культурогенез, и, наконец, переход от язычества к религиозно-философскому мироосознанию1.

Результатом такого развития событий было то, что словесные культуры Северного Кавказа еще в середине XIX в. представляли собой специфические образования, переживающие различные стадии литературогенеза, т.е. перехода от фольклора к литературе. Представляли своего рода фольклор-литературу, вернее, полусрольклор-полулитературу, иными словами, народно-эпическую литературу, которая представляет собой некий аналог культурного двоеверия. Словом, были художественной культурой переходного типа. Систематизация типов народно-эпической литературы дает новый материал для освещения проблемы происхождения литературы.

Существенная черта североказказского книжного илорического эпоса функционирование в жанрах научного осмысления истории, т.е. историографии. Фольклористические публикации решали противоположную задачу - воспроизведение памятника. Но и здесь дело оСсгоит сложнее, чем кажется на первый взгляд. Самим актом публикации памятника устной поэзии совершалась некая интеллектуальная операция перепонимания фольклора.

1 Соловьев 13.С. Исторические дела филосооии//Вопр. ф-пософпи. 1988, № 8. С. 1.-:0

Наконец, новое видение мира формировали историко-архивные публикации. Таковы, например, издаваемые и Тбилиси: и других городах Северного Кавказа ''Акты кавказской археографической комиссии" (12 томов), "Кавказский календарь" (1849—1917), "Кавказский сборник" (18761911), "Сборник сведений о кавказских горцах" (1868- .881) и др. Обилие документальных изданий - отнюдь не случайность, а закономерность становления нового философского сознания. Объединение мыслительных схем платонизма с конкретным историко-документальнь м материалом - это формирование натуралистического историзма. Мир Платоновых идей обретал телесность аристотелевых форм.

Итак, чем пристальнее мы вглядываемся в литературный портрет Северного Кавказа, тем больше мы опознаем в нем знакомые черты единой фольклорно-литературной художественности, или народно-эпической литературы, сквозь массу разрозненных фактов проступает облик словесности, переживающей переходную стадию от религиозного тезиса к реалистическому мышлению. Ныотонианская метафизика переосмысливает мировоззренческие образы платонизма в поэтику конкретного изображения природы, общества и человека.

Подводя итоги исследования, можно сказать:

- народы Северного Кавказа имеют все возможности для раскрытия и развития своего художественного сознания. Они прошли трудный и сложный путь к своему национальному возрождению. Одним из важнейших показателей его нравственного и духовного раскрепощения является создание им высокоразвитой художествен!.ой литературы;

- литература Северного Кавказа сумела показать и показывает драматическую судьбу народа, его постоянное стремление к свободе, его богатый нравственный и духовный мир;

- в литературе Северного Кавказа сложился творческий метод со всеми его позитивными моментами и существенными эстетическими издержками, метод, прошедший все характерные для бывшей общесоюзной и нынешней общероссийской литератур этапы и вместе с тем обнаруживший и свои национальные особенности; в литературе Северного Кавказа сформировались все роды и жанры литературы. В ней имеются не просто какие-то единичные образцы эпоса, лирики, драмы. Они сложились как самостоятельные родовые образования со всеми присущими им классическими особенностями и своеобразием национальных форм их проявления. В ней имеются десятки образцов эпических жанров - очерка, новеллы, рассказа повести, романа, эпопеи; блистательные произведения лирики, сложилась и стала одним из ведущих жанров поэма; существенные успехи достигнуты и в жанре драмы;

- усилиями и тех, кто закладывал ее основы и вывел на уровень высоких идейно-художественных завоеваний развитых литератур, и тех, более молодых сил, которые активно и плодотворно обогащают коллективный художественный опыт, литература Северного Кавказа ныне вступает в новый этап своего творческого развития;

- литература Северного Кавказа широко переводите?, на русский язык и на языки других народов, что значительно усиливает ее участие в формировании нравственного и духовного мира россиян, а так же приобщение к ней других народов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Лобова, Галина Викторовна, 2006 год

1. Абаев, М. Балкария / М.Абаев // Мусульманин. - Париж. - №14 - 17. -С.586-627.

2. Абаев, М. Кабарда проснулась/ М.Абаев // Мусульманин. Париж. -1911.-№ 3.- С.114.

3. Абаев, М. О калыме (из пережитков старины) / М.Абагв // Мусульманин.-Париж. -1911.- № 18-21.- С.870.

4. Абаева, Ф.Х. Как Ференки покинули Кавказ / Ф.Х.Абаива // Мусульманин. Париж.-1911.-№ 6-7.-С.278.

5. АйдаевДО.А. Жизнь и слово / Ю.А.Аидаев.- Грозный, 1992 72 с.

6. Аутлев, П.У. О народной метрологии адыгов (черкесов) / П.У.Аутлев, Т.Д.Алибердов //Ученые записки Адыгейского научно-лсследовательского института языка, литературы и истории. Майкоп, 1968, т.VIII,- 98 с.

7. Агержанокова, С.Р. Художественное осмысление жизни адыгов в творчестве адыгских просветителей конца 19 начало 20 вв.- Майкоп, -Майкоп, 2003. - 142 с.

8. Афасижев,!. Мой аул: вехи истории /Т. Афасижев. Майкоп: ГУРИПП «Адыгея»,2002.-382с.

9. Ачмиз-Кумук, Р. Помните меня. Люди, судьбы, время / Р. Ачмиз-Кумук. МайкошГУРИПП «Адыгея»,- 2000. - 483с.

10. Ю.Барабанов,А. Введение к «Хронике Мухаммеда Ал-Карахи» / А.Барабанов.- М.-Л.,1941- 250 с.

11. Белинский, В.Г. Собр. соч. в 3-х томах. Т.1 / В.Г.Белннский.- М.,-561 с.

12. Берковский, Н.Я. Мир, создаваемый литературой / Н.Я.Берковский,-М.,1989.- 162 с.

13. И.Блиев, М.М. Русско-осетинские отношения / М.М.Блиев.-Орджоникидзе, 1970.-373 с.

14. Блиев, М.М. Кавказкая война / М.М.Блиев, В.В.Дегоев.- М., 1994. -416с.

15. Брегадзе, H.A. Очерки по агроэтнографии Грузии / Н.А.Брегадзе.1. Тбилиси, 1982.- 120 с.

16. Бекизова, Л.А. Эпическое время в контексте художественного мышления адыгов /' Л.А.Бекизова. Всероссийская научная конференция «Актуальные проблемы общей и адыгейской филологии»: Материалы конференции. Майкоп, 2001.-С. 25-26.

17. Беретарь Х.Я. Роль печати в развитии адыгейской литературы, история адыгейской литературы в 2-х томах. Т. 1. / Х.Я.Беретарь. Майкоп: АРИГИ, 1999. -523 с.

18. Беретарь, Х.Я. Роль печати в развитии адыгейской литературы. История адыгейской литературы в 2-х томах. Т. 1 / Х.Я.Беретарь. Майкоп: АРИГИ, 1999. -523 с.

19. Берков, П.Н. Проблемы исторического развития литератур. Статьи. П: Художественная литература, 1981. - 496 с.

20. Бешукова, Ф.Б. К вопросу о диалектике типологического и национального в адыгейской литературе / Ф.Б. Бешукова.// Филологический вестник. Научный образовательный журнал. Майкоп: изд-во АГУ. - 2003. -№5. - С. 74 - 79.

21. Богданов, В.У. У времени в строю. Художественная публицистика сегодня/В.У.Богданов. М.: Советский писатель, 1977. - 238 с.

22. Бочаров, А.Г. Бесконечность поиска. Художественные поиски современной советской прозы/А.Г.Бочаров. М.: Советский писатель, 1982. -424 с.

23. Брантова, М.Н. К вопросу формирования жанра рассказа в адыгейской литературе / М.Н.Брантова // Филологический весгник. Научный и образовательный журнал.- Майкоп: изд-воАГУ.-2002.-№4.-С.77-79.

24. Брантова, М.Н. Эволюция малых жанров и особенности военного рассказа в адыгейской прозе /М.Н.Брантова // Филолотческий вестник. Научный и образовательный журнал. Майкоп: изд-во ЛГУ. - 2003. - №5. -С.87 - 90.

25. Вавилов, Н.И. Проблемы происхождения мирового земледелия в свете современных исследований/Н.И.Вавилов.- МЛ 932.- 511 с.

26. Виноградов, И.А. Борьба :за стиль / И.А.Виногррадов. JL, 1937. - 240 с.

27. Гаджиев, К.С. Геополитика Кавказа / К.С.Гаджиев. М.,2001.-279 с.

28. Гадиев, С. Произведения. Дзауджикау / С.Гадиев. Майкоп, 1991.- 517 с.

29. Гакаев, Ж. Он достоин памяти народной / Ж.Гакаев.-Грозный, 1991.-270 с.

30. Горец. (Абаев,М.) Белореченский атаман и иногородняя школа / М.Абаев. Майкоп: // Майкопский листок, -1912. № 9.

31. Гриценко, Н.Г1. Горский аул и казачья станица Терека накануне Великой Октябрьской социалистической революции / Н.П.Гриценко. Грозный, 1972.157 с.

32. Гумилев, JI.M. Этногенез и биосфера Земли / Л.М.Гумилев.- JI.,1990. 490 с.

33. Гадагатль, A.M. Увиденное в соседней стране: Публицистический очерк / A.M. Гадагатль // Дружба. 1975. - №3. - С. 59.

34. Гинзбург, Л.О. О документальной литературе и принципах ' построения характера / Л.О. Гинзбург // Вопросы литературы. 1970.-№7

35. Глушков, Н.И. Очерковая проза / Н.И.Глушков. Рс;тов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1979. - 216 с.

36. Гусейнов, И.Г. Формы общности советской многонациональной литературы / И.Г.Гусейнов. М.: Мысль, 1978. - 181 с.

37. Джусойты, Н. Все начинается с размышления /Н. Джусойты// Вопросы литературы. -1976. №5.

38. Демина, Л. И. Формирования эстетического содержания конфликта в послеоктябрьской литературе i Л. И. Демина// Филологический вестник. Научный и образовательный журнал. Майкоп: изд-во АГУ. - 2002. -№4.-С. 24-34.

39. Ефремова, О. В. Типологические особенности жанра рассказа в отечественной литературе послевоенного десятилетия (1945-1955гг.).

40. Автореф. дисс. канд. филолог, наук. Майкоп, 2003.- 23 с.

41. Жига, И.Ф. Очерки, статьи, воспоминания / И.Ф.Жига. М.:

42. Гослитиздат, 1958. -237 с.41.3олотусский,И. Время синтеза: пути современного очерка / И. Золотусский // Вопросы литературы. 1964. - №12.

43. Калоев,Б.А. Земледелие народов Северного Кавказа / Б.А.Калоев,-М.,1981.-257 с.

44. Кубов, Б. Лошади Исхака: Очерк / Б. Кубов.// Джернэджэжь (Эхо). -1994.-июнь. -№14.-С. 3

45. Куек, А. Дубовые ветви, защищенные чинарой. Путевые заметки// Литературная Адыгея. 2004. - №1.

46. Кунижев, М. Истоки нашей литературы: Лигер,нтурно-критические статьи. Майкоп: Адыг. отд. Краснодар, кн. изд-ва, 1978. - 184 с.

47. Калоев, Б.А.Скотоводство народов Северного Кавказа/ Б.А.Калоев,-М.,1993.-263 с.

48. Кузнецов, И.В. Одежда армян Понта. Семиотика материальной культуры /И.В.Кузнецов. М., 1995.-169 с.

49. Канторович,В.Я. Глазами литератора / В.Я.Конторович // Социологические очерки. М.: Советский писатель, 1962. - 372 с.

50. Керашев, Т.М. Избранные произведения в 2-х томах / Т.М Керашев. -Майкоп: Адыг.респ. кн. изд., 2002. 412 с.

51. Кошев,М.А. Люди, события, факты истории народов Северного Кавказа в очерках, иллюстрациях, документах (конец XIX XX вв.)/М.А. Кошев. - Майкоп: Качество, 1999. - 195 с.

52. Куваева,Г.Ш. Характеры и обстоятельства (Роман А.Евтнха «Улица во всю ее длину») / Г.Ш.Куваева.// Проблемы адыгейской литературы и фольклора. АНИИ. Вып. 5.-Майкоп, 1985. 148 с.

53. Кузнецов,Ф.Ф. Избранное в 2-х томах. Т. 1 /Ф.Ф.Кузнецсв.- М.: Современник, 1981.-558 с.

54. Кузьменко,Ю.Б.Советская литература:Закономерности становления иразвития / Ю.Б.Кузьменко.- М.: Просвещение, 1986. 288 с.

55. Кунижев, М.Ш Истоки нашей литературы: Литературно-критические статьи/М.Ш.Кунижев. -М. Майкоп: Адыг. отд. Краснодар, кн. изд-ва, 1978. -184 с.

56. Кушхова, С.Х. Жанровое своеобразие очерка в адыгейской литературе 60-х годов/С.X.Кушхова.// Филологический вестник. Научный и образовательный журнал. Майкоп: изд-во АГУ. - 2002. - №4. - С. 73 - 77.

57. Кушхова, С.Х. О некоторых тенденциях развития очеркового жанра в адыгейской литературе 60-х годов/С.X. Кушхова.// Наука-2002,- 374 с.

58. Лавров,В. Человек. Время. Литература. Концепция личности в многонациональной советской литературе / В.Лавров.- Л.: Художественная литература, 1981.-224 с.

59. Лихачев,Д.С. Письма о добром и прекрасном // Д.С.Лихачев.-М.: Детская литература, 1989.-238 с.

60. Ловпаче, Н. Художник и время /Н.Ловпаче // Литературная Адыгея.-2000.-№ 4.-С.140-143.

61. Ломидзе,Г.И. Единство имногообразие: вопросы национальной специфики советской литературы / Г.И.Ломидзе.- М.: Советский писатель, 1957. -291с.

62. Малышева, Е.М. Испытание (Социум и гласть: проблемы взаимодействия в годы Великой Отечественной воины. 1941 1945 гг.)/Е.М.Малышева. - Майкоп, 2000. - 432с.

63. Мамий, Р.Г. Вровень с веком. Идейно-нравственные ориентиры и художественные искания адыгейской прозы второй половины 20 века / Р.Г.Мамий. Майкоп: Качество, 2001. - 340 с.

64. Мамий, Р.Г. Современная адыгейская художественна 1 культура (идейно-эстетические ориентиры) / Р.Г.Мамий''/ Всероссийская научная конференция «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии»: Материалы конференции. Майкоп: АГУ, 2001. - С. 1С6.

65. Маслова, Н.М. Путевой очерк: проблемы жанра/Н.М.Мас.юва.- М., 1980. 64с.

66. Мусукаева, А.Х. Ответственность перед временем/А.Х.Мусукаева.-Нальчик, 1978.

67. Наурзов, Б.Б. Годы испытаний / Б.Б.Наурзов.-Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1991. 80 с.

68. Немченко, Г. Солдат войны Аскер Евтых и его печальные записки: (К творческой судьбе адыгейского писателя) / Г.Немченко. Российская Федерация. 1998.-№7.-С. 46-47.

69. Немченко, Г. Сон Пегаса в богатом стойле / Г.Немченко.// Космос «Железного Волка», или Панцирь кузнечика. Майкоп: Газетно-издательский комплекс, 2001.-184 с.

70. Новиченко, Л. Стиль метод - жизнь / Л.Новиченко // Литература и современность. Сб. № 9. Статьи о литературе. - М.: Советский писатель, 1968.-487с.

71. Панеш, У.М. XX век как литературная эпоха и особенности современной новописьменной литературы / У.М.Паниш.// Филологический вестник. Майкоп: Из-во АГУ. - 2002. - №4. - С. 15 - 24.

72. Панеш, У.М. О системном подходе при изучегии литературного наследия/У.М.Панеш // Филологический вестник. Майкоп: Из-во АГУ. —2000.-№2.-С. 43-46.

73. Панеш ,У.М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур / У.М.Панеи- Майкоп: РИПО «Адыгея», 1990.-275 с.

74. Паранук, К.Н. Добро и зло в творческой концепции Н.Куека (По повести «Черная гора») / К.Н.Паранук.// Филологический вестник. Майкоп: Из-во АГУ.2001. -№3. -С. 35-40.

75. Паранук, К.Н. Мифологические элементы в рассказе Н.Куека «Тлепш»-/ К.Н.Паранук // Всероссийская научная конференция «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии»: Материалы конференции. Майкоп: АГУ, 2001 .С. 135-137.

76. Поспелов, Г.Н. Проблемы исторического развития литературы /

77. Г.Н.Поспелов.-М.: Просвещение, 1972.-271с.

78. Сиджах, X. Адыгейский полк в боях за Соьетскую Родину / Х.Сиджах. Майкоп: РИПО «Адыгея», 2000. - 566 с.

79. Сиджах, X.Подвиг комбата / Х.Сиджах // Литературная Адыгея. -2002.-№2.-С.10-15.

80. Схаляхо, A.A. О некоторых вопроса*: современной адыгейской литературы/ А. А. Схаляхо // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Вып. 2. АНИН. Майкоп: Адыгоблполиграфобъединение, 1979. - С. 5 - 29.

81. Сидоров, ЕЛО. О стилевом многообразии современной советской прозы / Е.Ю.Сидоров.- М.: Знание, 1977. 64 с.

82. Суровцев, Ю.И. Необходимость диалектики. (К методологии изучения интернационального единства советской литературы) / Ю.И.Суровцев.- М.: Худож. лит., 1982.-535 с.

83. Степанова,ТМ. Публицистический текст сквозь призму теоретической поэтики / Т.М.Степанова // На старте тысячелетия. Материалы научно-практической конференции докторантов, аспирантов и соискателей. АГУ. Майкоп, 2002. - С. 276 - 283.

84. Схаляхо,A.A. Идейно-художественное становление адыгейской литературы / А.А.Схатяхо. Майкоп: Адыг. отд. Краснодар, кн. изд-ва, 1988. -288 с.

85. Схаляхо, А. А. На пути творческого поиска. Сборник статей, очерков, эссе и выступлений/А.А.Схаляхо.- Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002. -400 с.

86. Тлюстен, Ю. Так рождалась: воспоминание об адыгейжой литературе/ Ю. Тлюстен // Майкоп: Адыг отд. Краснодар, кн. изд., 179. - 20Э с.

87. Туркаев, Х.В. Исторические судьбы литератур чеченцев и ингушей/ХВ.Туркаев.- Грозный, 1978 .- 104 с.

88. Турчанинов, Г.Ф. Памятники письма и языка народов Кавказа и Восточной Европы / Г.Ф.Турчанинов.-Майкоп.- 420 с.

89. Тхагазитов, Ю. Духовно-культурные основы кабардинской литературы / Ю.Тхагазитов.- Нальчик, 1994.-160 с.

90. Теунов, X. Национальное и интернациональное в литературе // Дон. 1959.-№8

91. Теунов, X. Литература и писатели Кабарды / X.Теунов,- Нальчик: Кабард. кн. изд., 1955.- 186 с.

92. Тлепцерше, Х.Г. На пути к зрелости. Адыгейская повесть: традиции и новаторство / Х.Г. Тлепцерше. Краснодар: Краснодар, кн. изд., 1991. - 176 с.

93. Туркаев, Р. Люди земли Теучежской: Очерки, зарисовки / Р.Туркаев,-Майкоп: Адыгея, 2000. 149 с.

94. Тхагазитов, 10.М. Эволюция художественного сознания адыгов/Ю.М.Тхагазитов.- Нальчик, 1996 .-214 с.

95. Хуако, Ф. Н. Лирические повести Пшимафа Кошубаела и влияние на его творчество Аскера Евтыха / Ф. Н. Хуако // Сборник статей по литературе. -Майкоп, 1998.-С. 82- 100.

96. Хут, Ш. X. Художественный метод и герой народной прозы адыгов// Проблемы адыгейской литературы и фольклора / АНИИ/- Майкоп: Адыг. кн. изд., 1988.-С. 147-171.-254 с.

97. Халидов,А.Б. Арабские рукописи в СССР и их изучение/А.Б.Халидов.//Археологический ежегодник за 1977 г. М.,1978.- 175 с.

98. Хан-Гирей. Записки о Черкессии/ Хан-Гирей.-Нальчик, 1978.-243 с.

99. Хапсироков, Х.Х. О национальном своеобразии адыгских литератур/Х.Х. Хапсироков. Черкесск, 1968. - 240с.

100. Хачемизова, М.Н. Художественный мир Тембога Керашева (Художественно-эстетический аспект)'М.Н. Хачемизовз.- Майкоп, 2005; -275 с.

101. Храпчепко, М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы/М.Б.Храпченко.- М.: Сов. писатель, 1975. 408 с.

102. Хуако, Ф.Х. Лебединая песня Аскера Евтька / Ф.Х.Хуако //

103. Литературная Адыгея. 2003. - №3 - С. 127 - 130. 101. Цаголов, В. Послы гор / В.Цаголов - Орджоникидзе, 1965.-140 с. Ю2.Цивъян, Т.В. Лингвистические основы балкарской модели мира /Т.В.Цивьян.-М., 1990.-350 с.

104. ЮЗ.Чалмаев,В.А. Обновление перспективы. (Реализм современной русской литературы) / ВАЧалмаев- М.: Современник, 1978. 335 с. 104. Чамоков, Т.Н. В созвездии сияющего братства / Т.Н.Чамоков.— М.: Современник, 1976. - 253 с.

105. Чамоков, Т.Н. О национальной специфике реализма в адыгейской новописьменной прозе/ Т. Н. Чамоков // Веер. науч. конф. «Актуальные проблемы общей и адыгейской филологии»: Материалы кокф. Майкоп, 2001. -С. 196-197.

106. Чекалов, П. К. Мотив возвращения в лирике М. Тлябичевой и К. Мцхе // П. К. Чекалов // Всерос. науч. конф. «Актуальные проблеммы общей и адыгейской филологии»: Материалы конференции. Майкоп, 2001. - С. 198 — 199.

107. Чучвага, Л. М. О некоторых особенностях современной адыгейской прозы о Великой Отечественной войне / Л. М. Чучвага// АНИИ. Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Вып. 5. Майкоп: Адыгоблполиграфобъединение, 1985.-С. 43-59.

108. Чучвага, Л. ti. Факты, документы и художественный вымысел в современной адыгейской литературе / Л. Н. Чучвага // Проблеммы адыгейской литературы и фольклора. АНИИ Майкоп, 1988. - С. 91 -107

109. Чемсо, Г. Возвращение: Исторический очерк / Г.Чемсо.- Майкоп: Адыгея, 2000.-370 с.

110. Шаззо, К. Г., Тхакушинов, А. К. Зарождение и становление новописьменной адыгейской литературы(20-е годы) // История адыгейской литературы. Вып. 2. Адыг. рес. ин-т. гуманитар, исслед. Майкоп, 1999.-С. 183-235.

111. ПО.Шаззо, К.Г. Адыгейская советская литература на современном этапе (1957-1978) / К.Г.Шаззо // Вопросы истории адыгейской советской литературы. Кн.1. АНИИ. Майкоп:

112. Адыгоблполиграфобъединение, 1985.-С. 138-173.

113. Шаззо, К.Г. Новые рубежи. (О некоторых тенденциях развития современной северокавказской прозы) / К.Г.Шаззо // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. АНИИ.-Мамкоп: Адыгоблполиграфобъединение, 1988. С. 3 - 24.

114. Шаззо, К.Г. Современная адыгейская новелла (Т.Керашев, Х.Ашинов) / К.Г.Шаззо // АНИИ. Сборник статей по адыгейской литературе и фольклору. Майкоп, 1975. - С. 53 - 88.

115. Шаззо, К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах / К.Г.Шаззо Тбилиси: Мецниереба, 1978. - 238 с.

116. Шайтанов, И. О. Как было и как вспомнилось./ И. О. Шайтанов М.: Знание, 1981.

117. Шаханов, В.Д. Что ждет тебя, моя Россия? / В.Д.Шаханов // Литературная Адыгея. 2003. - №4 - С. 110 -125.

118. Шебзухов, М.Х. Сыны и дочери Адыгеи в Великой Отечественной войне / М.Х.Шебзухов,- Майкоп: Меоты, 1995. 406 с.

119. Шибинская, Е.П. Традиция Т.Керашева и современный адыгейский роман / Е.П.Шибинская. // История адыгейской литературы. Майкоп, 2002. — Т. 2. — С. 76

120. Шибинская, Е. П. Становление жанров в младописьменной литературе. (Адыгейский роман) Автореф. диссерт. канд. филол. наук. - Тбилиси: Ин-т истории груз, лит., 1968. - 23 с.

121. Шибинская, Е. П. Новаторство формы и высокая традиция/ Е. П. Шибинская // Майкоп: Газ. изд. комплекс, 20Э1. -184 с.

122. Шишхова, Н. М. О характере романтизма в художественном творчестве А. Г. Кешева / Н. М. Шишхова // Проблемы адыг. литературы и фольклора. АНИИ -Майкоп, 1988.-254 с.

123. Шошин, В. А. Проблемы взаимодействия советских национальных литератур / В. А. Шошин. // Л.: Наука, 1989. - 248 с.

124. Шубин, Э. А. Современный русский рассказ / Э. А. Шубин// Л.: Сов.писатель, 1974. -182 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.