Этнический состав и малые этнические группы города: На материалах г. Улан-Удэ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат исторических наук Раднаев, Эдуард Владимирович
- Специальность ВАК РФ07.00.07
- Количество страниц 160
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Раднаев, Эдуард Владимирович
Оглавление.
Введение.
Глава 1. Этнический состав г.Улан - Удэ.
1.1. Становление и развитие этнического состава г. Верхнеудинска.
1.2. Этническая мозаичность советского города.
1.3. Современная этническая ситуация города.
Глава 2. Современное социокультурное развитие малых этнических групп.
1.1. Специфика социокультурного развития малых этнических групп г.Улан -Удэ.
1.2. Социокультурная адаптация и сохранение этнокультурной самобытности малых этнических групп г.Улан - Удэ.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК
Современные этнические процессы в среде групп этнических меньшинств: на примере г. Казань и г. Набережные Челны Республики Татарстан2006 год, кандидат исторических наук Фролова, Елена Валерьевна
Этнические меньшинства в социокультурном пространстве Республики Адыгея2009 год, кандидат социологических наук Муляр, Алла Юрьевна
Национальная диаспора как объект этносоциологического исследования1997 год, кандидат социологических наук Чаптыкова, Татьяна Ивановна
Полиэтничный город как объект историко-этнологического исследования: Владикавказ в 1784 - 1917 гг.2001 год, доктор исторических наук Канукова, Залина Владимировна
Дербент в XIX - начале XX в. Этносоциальные и этнокультурные процессы2003 год, кандидат исторических наук Махмудова, Зоя Увайсовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнический состав и малые этнические группы города: На материалах г. Улан-Удэ»
Актуальность темы исследования: Глубокие перемены российского общества да последние десятилетия в политике и экономике повлекли за собой коренные изменения в культуре и мировоззрении людей. Распад СССР, с одной стороны, привел к образованию многих государств, а с другой, вынудил некоторых их граждан из - за экономических и других соображений проживать в иноэтничном окружении в границах чужого государства. Конец XX - начало XXI вв. характеризуется смещением акцентов в межэтнических отношениях. Толерантность, братство и равенство всех рас и народов ставшие основой многонационального советского государства, склонны перерасти в полиэтничном российском государстве к нетерпимости и неприятию людей другой расы, национальности и вероисповедания. Однако современный мир представляет собой мозаичную картину сосуществующих друг с другом разных народов. Особенно многолики города. Верно замечено: «Города являются сосредоточениями гораздо пестрого в национальном отношении населения, чем сельская местность.» (98, с.8). Поэтому они действительно являются ". катализаторами социальных и этнических процессов." (78, с. 6). Всестороннее детальное исследование этнической структуры города и социокультурного развития городского населения в современных условиях, в том числе его малых этнических групп, весьма актуально.
Представляется весьма актуальным изучение этнического состава и социокультурного развития малых этнических групп г. Улан - Удэ. Он является административным, экономическим, культурным центром одной из национальных республик полиэтничного Российского государства, сосредотачивает в своих границах наибольшее число представителей различных этнических групп и является точкой концентрации и взаимодействия нескольких этнокультурных типов. И, что немаловажно, этническая ситуация, имеющая место в нем, типична для многих сибирских городов России.
Одной из важнейших проблем современности, по мнению ряда ученых, является изучение малых этнических групп. Исследование их социокультурного развития в значительной мере актуализируется недостаточной разработанностью проблемы.
Адекватное представление реалий социокультурного развития этнических общностей, проживающих в черте одного города, позволяет решать достаточно широкий круг вопросов, тесно связанных с этническим контек-ф. стом: от выявления условий и факторов развития отдельно взятого этноса, особенно малых этнических групп до прогнозирования и предупреждения причин межэтнической напряженности.
Объект темы исследования: Объектом исследования являются этнический состав, а также малые этнические группы г. Улан-Удэ.
Предмет темы исследования: Предметом исследования определены динамика формирования этнического состава и социокультурное развитие малых этнических образований г. Улан-Удэ.
Хронологические рамки исследования: Охватывают довольно длительный промежуток времени от XVII в. до настоящего. Первая глава диссертации в целях отражения динамики формирования этнического состава г. Улан - Удэ охватывает период с момента основания Удинского зимовья в ^ 1666 г. до 2002 г., времени проведения последней Всероссийской переписи населения. Вторая глава рассматривает современное социокультурное развитие малых этнических образований г. Улан - Удэ, происходившее с момента распада СССР 1992 г. по январь 2004 г. (окончание проведения этно-социологического опроса). В качестве исходных точек исследования использованы данные Всесоюзной переписи населения 1989 г. и Всероссийской переписи населения 2002 г.
Цели и задачи исследования: Цели работы - выявить этнический состав и провести анализ социокультурного развития малых этнических групп г. Улан-Удэ.
В соответствии с определенными целями исследования необходимо решение следующих задач:
Определение динамики формирования этнического состава г. Улан
Удэ.
- Анализ современного этнического состава г. Улан - Удэ.
- Установление особенностей и приоритетов социокультурного развития малых этнических групп, населяющих г. Улан - Удэ.
- Определение способов сохранения культурной самобытности малых этнических групп.
- Выявление механизмов культурной адаптации малых этнических групп в условиях полиэтничного окружения и их взаимодействия с представителями других этнических общностей.
Методологической основой исследования явились достижения совет* ской и российской этнографической науки, в т.ч. работы Ю.В. Бромлея (17, 19, 20), Ю.В. Арутюняна (9), Г.В.Старовойтовой (98), Н.В. Юхневой (115). Диссертационное исследование основано на совокупности социокультурного, комплексно - системного подходов к осмыслению этнической истории г. Улан-Удэ и развития малых этнических групп. Это позволило проследить динамику этносоциальных, этнокультурных процессов в полиэтничной сре-^ де, выявить закономерности и особенности формирования социокультурного облика и образа жизни малых этнических групп г. Улан-Удэ. Ведущую роль в диссертационном исследовании занимает принцип историзма, который позволяет рассмотреть этническую историю малых этнических групп в их конкретно - исторической обусловленности и развитии.
Методика исследования: Современной наукой выработаны различные методы изучения этнического состава и малых этнических групп. Поэтому методика проведения диссертационного исследования опирается как на общие методы научного познания: 1) методы эмпирического исследования наблюдение, сравнение); 2) методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (анализ, синтез, индукция и дедукция); 3) методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному, от частного к общему), так и методы, разработанные для специального изучения отдельных научных направлений (метод изучения этнической смешанности городов В.В. Покшишевского, метод исчисления индекса этнической мозаичности городов Л.Ф. Моногаровой).
Применение в исследовании сравнительно - исторического метода позволило выявить общее и особенное в развитии малых этнических групп, а также определение причин этих сходств и различий. В работе применен метод компонентного анализа, определивший демографические, социальные, лингвистические, религиозные, психологические составляющие изучаемого явления.
В диссертационном исследовании освещение проблематики социокультурного развития малых этнических групп г. Улан-Удэ представляется возможным посредством рассмотрения этнокультурных характеристик их представителей, позволяющих представить реальную этнокультурную ситуацию в среде малых этнических групп города, а также механизм их социокультурной адаптации и способов сохранения этнокультурной самобытности. Поэтому решение поставленных задач в рамках изучения социокультурного развития малых этнических групп г. Улан-Удэ происходило посредством сбора полевого материала в среде малых этнических групп методами наблюдения, беседы, интервьюирования, а также проведенного прикладного этносоциологического исследования по теме «Социокультурное развитие малых этнических групп г. Улан-Удэ» в период с 20 августа 2003 г. по 20 января 2004 г.
Степень изученности темы: Проблемы изучения этнической структуры города, а также исследования социокультурного развития этнических общностей, находящихся, в полиэтничном, инокультурном окружении, в отрыве от этнического ядра, свое активное развитие в отечественной науке получили в последние десятилетия прошлого века.
Однако впервые город и городское население, как объект этнографического описания, привлекли внимание отдельных ученых еще в XIX в. (86).
Вплоть до появления «Программы по изучению быта рабочих», разработанной Костромским краеведческим обществом, этнографическому содержанию данной проблемы особого внимания со стороны ученых не придавалось (22). Во многом начало проведения научных изысканий в период 1920 - 1930 годов с этнографических позиций были вызвано потребностью государственных, партийных органов в изучении культуры и быта социальной группы рабочих с целью выявления территориальных, социальных, национальных корней рабочего класса.
Заметное оживление этнографического изучения «городской» проблематики произошло в 1950 - е гг. и оно связывается учеными с «.полной перестройкой, этнографической работы, ориентацией ее на изучение современности» (22).
Работы, в которых были подняты проблемы изучения города и используются городские материалы, разнообразны по тематике и методам исследования.
На сегодняшний день, в плане этнографического изучения этнической смешанности города, а также исследования этнических групп, находящихся в отрыве от основного этнического ядра в условиях полиэтничного окружения, этнографической, а также смежными научными дисциплинами накоплен обширнейший фактологический и теоретический материал.
В целом научные труды, приближенные к теме нашего диссертационного исследования, отражающие степень изученности проблемы, как в общероссийском, так и в региональном масштабе, можно дифференцировать на три взаимосвязанные группы:
1) Научные разработки общетеоретического плана.
2) Работы, освещающие социокультурное развитие отдельных этнических общностей, проживающих в отрыве от основного этнического ядра в целом по России.
3) Труды, отражающие региональную специфику этнических общностей, проживающих в отрыве от основного этнического ядра.
Работы общетеоретической направленности имеют важнейшее значение при постановке исследовательских задач, определения путей научного поиска, обоснования методологических и методических основ изучения, формирования категориально - понятийного аппарата и пр.
В процессе становления и развития отечественной общетеоретической базы этнографической, этнологической наук огромную роль сыграли концептуальные положения, выработанные ведущими исследователями этнических процессов Ю.В. Бромлеем (17, 19, 20), Ю.В. Арутюняном (9), М.Н. Губогло (30, 31), Л.В. Дробижевой (35, 37), В.И. Козловым (54, 55, 57), В.А. Тишковым (101, 103) и др.
К числу важнейших общетеоретических разработок в области формирования категориально - понятийного аппарата этнографии относятся работы по типологизации этнических общностей.
Так, в рамках разработки теории этноса Ю.В. Бромлеем совместно с В.И. Козловым были введены в научный оборот термины «этнодисперсная группа» и «этно - ареальная группа», подчеркивающие, прежде всего, оторванность определенной части этноса от основного этнического ядра (94).
Существенное значение в определении содержания терминов «национальная группа», «этническая группа», «малая этническая группа» имеют работы Р.Г. Кузеева и В.Я. Бабенко. Общетеоретическую ценность научных работ, выполненных этими учеными дополняют исследования, детерминирующие и выделяющие основные этапы этнических процессов, протекающих в среде этнических групп (61, 62).
Развитию категориально - понятийного аппарата этнографии в значительной мере способствовали дискуссии по определению и применению термина «диаспора», развернутые на страницах научных изданий учеными С.А. Арутюновым (5), В.И. Дятловым (40), А.Ю. Милитаревым (68), Ю.И. Семеновым (92), В.А. Тишковым (102), В.А. Шнирельманом (109).
Вопросам методологии и методов изучения этнической смешанности уделено особое внимание в трудах В.В. Покшишевского, в своих научных работах он выделил основные аспекты научного изучения этнического состава городского населения. В частности, им впервые было предложено комплексное изучение населения города с трех позиций: этнодемографических, этномикрогеографических и этнопроцессуальных (78, 79).
Применимость комплексных методов к изучению этнических процессов на примере этноареальных групп пришлого населения Сибири обосновывали в своих работах С.В. Соколовский, Т.В. Тырышкина (95).
Важность для этнографии имеют труды B.C. Сметанича (96). В своей работе он посредством рассмотрения этнического состава предложил типо-логизацию городов на «многонациональные» и «малонациональные», а также выделил и обосновал правомерность дифференциации городского населения на «градообразующие» и «градоопределяющие» этнические общности.
Необходимость и значимость этнографического изучения городов обосновывали в ряде своих работ исследователи М.Г. Рабинович (83, 84, 85), О.Р. Будина, М.Н. Шмелева (22, 23), Н.В. Юхнева (115, 116).
Сложность и разнообразие проблем, находящихся в поле зрения современных этнографов и этнологов, предопределили возникновение и развитие смежных научных дисциплин, таких, как этносоциология, этнопсихология, этно демография, этнолингвистика и др. Благодаря появлению этих новых междисциплинарных направлений был внесен существенный вклад в расширение методологических и методических границ этнографического и этнологического знаний.
Так, становление и развитие этносоциологии, как междисциплинарного научного направления, привели к появлению большого числа научных исследований, применяющих этносоциологические приемы и методы проведения исследований. Учеными были разработаны и внедрены этносоциологические учебно - методические пособия, дающие базовые представления о целях, задачах, предмете и объекте этносоциологии (113, 114).
Существенный вклад в исследование проблем, связанных с этнопсихоvM логиеЙ, внесен J1.B. Дробижевой (35, 36). ^
Этнолингвистическое научное направление в отечественной науке представлено общетеоретическими разработками М.Н. Губогло (31, 32), отдельные работы в сфере изучения проблем билингвизма принадлежат С.А. Арутюнову (8).
Этнодемографом В.И. Козловым проведены важные исследования, позволившие систематизировать теоретические разработки в области этноде-мографии (54, 56, 58).
Применение в этнографии математических методик по определению «индекса мозаичности» этнического состава, предложенных Л.Ф. Монога-ровой (67) и Б.М. Эккелем (110), также явились существенным нововведением, позволившим значительно конкретизировать результаты изучения этнического состава населения.
Создание в отечественной науке обширнейших теоретических основ этнографического, этнологического изучения в сочетании с новыми этносо-циологическими, этнолингвистическими, этнодемографическими др. подходами предопределили и стимулировали интенсивность реализации широкого круга прикладных исследовательских программ в сфере изучения этнических процессов у целого ряда этносов и их частей в бывшем СССР и за его рубежами.
Из числа научных работ, выполненных в этой области этнографического знания, особого внимания заслуживают научные работы омских этнографов и этнологов, успешно работающих под руководством Н.А. Томилова над изучением вопросов и проблем современного этнического развития этнических общностей Западной Сибири. Так, в 2001 г. ими была завершена и издана обобщающая монография, посвященная формированию этнических массивов и этнокультурной адаптации неславянских переселенческих групп Западной Сибири (59). Выходу монографии предшествовали широкомасштабные научные исследования чувашского, немецкого, эстонского населения Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской, Тюменской областей (21, 60).
Комплексному изучению татарского, армянского, эстонского населения Ленинграда посвятила свои отдельные исследования Г.В. Старовойтова, в которых были подробно рассмотрены составляющие материальной среды традиционной бытовой культуры, особенности духовного развития, этнопсихологические аспекты развития.
Специальные исследования по изучению этнокультурных характеристик евреев, армяцой, ассирийцев и др. этнических групп г. Москвы и г. Ленинграда проведены исследователями С.А. Арутюновым (6), Ю.В. Арутюняном (10), М.Э. Коганом (53), Ю.А Сноповым (93).
К числу научных трудов, затрагивающих и отражающих отдельные аспекты развития этнического состава г.Улан - Удэ, можно отнести некоторые работы Д.Д. Мангатаевой (65), Б.Р. Буянтуева, В.В. Воробьева (27), Д.Д. Нимаева (71, 72, 73), И.Ц. Доржиевой (34). Необходимо отметить, что труды перечисленных авторов отличаются друг от друга по целям, задачам, методологии и методам изучения и имеют ценность для настоящего диссертационного исследования как работы, всесторонне освещающие тенденции формирования и развития населения республики в целом и предоставляющие некоторый фактический материал по этническому составу г. Улан - Удэ
Общая методологическая установка работ Д.Д. Мангатаевой, направленная на детальное рассмотрение характера, динамики демографического воспроизводства, социального состава, образовательного потенциала населения республики, позволяет получить лишь отрывочные сведения об этническом составе г. Улан — Удэ.
В работе Б.Р. Буянтуева и В.В. Воробьева, определяющей основные этапы развития городской структуры республики на основе социально -экономических показателей, мы также можем обнаружить отдельные выкладки о процессе формирования этнической смешанности республики в целом и г. Улан - Удэ в частности.
Более поздняя работа, отчасти дополняющая труд Б.Р. Буянтуева и В.В. Воробьева, принадлежит И.Ц. Доржиевой. В статье автор анализирует и указывает основные источники формирования городского населения республики в период 1970 - 1990 гг.
Обстоятельному анализу с приведением различного фактического материала подвергается динамика формирования населения Бурятии в работах Д.Д. Нимаева.
Получение отдельных сведений об этнической составляющей г.Улан -Удэ возможно из работ исторического плана, выполненных в разное время Н.В. Кимом (51), и И.Ю. Замулой (42, 43).
Так, в процессе освещения истории г.Улан - Удэ Н.В. Кимом на основе архивного, статистического материала приводятся данные о состоянии этнической структуры города в период XVIII - начала XX веков.
Исследователь И.Ю. Замула, изучая городскую культуру конца XIX -начала XX веков, также наряду с приведением численных и социальных характеристик жителей города представляет подробные данные о национальном составе того времени.
Проблема этнографического изучения этнических групп, проживающих в условиях полиэтничности Республики Бурятия в отрыве от материнского этноса, находится в стадии первоначальной разработки и еще не стала предметом активного изучения со стороны представителей научного знания. Поэтому все научные изыскания, проведенные в этой области и выполненные в культурологическом, философском, историческом и этнографическом аспектах, ограничиваются несколькими диссертационными исследованиями, отдельными публикациями статей в научных изданиях и выпуском пяти историко — краеведческих сборников. Отдельную группу источников, освещающих вопросы жизнедеятельности малых этнических групп республики и г. Улан - Удэ, составляют материалы периодической печати.
Диссертационные исследования, также научные статьи А.В. Гапеевой (29) и Н.Н. Хабибулиной (106), выполненные в целях освещения деятельности национально - культурных объединений, предоставляют некоторые этнографически значимые сведения о социокультурном развитии представителей малых этнических групп республики.
В этой связи следует отметить, что каких - либо специальных исследований в отношении малых этнических образований республики и города, не обладающих национально - культурными объединениями, исследователями не проводилось.
С точки зрения этнографического изучения малых этнических групп республики Бурятия особый интерес представляет работа Л.Г. Ирильдее-вой (47). Автором в контексте освещения деятельности национально -культурных объединений республики достаточно подробно, с приведением данных этносоциологического опроса, рассматриваются отдельные аспекты социокультурного развития эвенков, сойотов, немцев, поляков, корейцев и евреев, проживающих в Бурятии.
Большую ценность для этнографов и этнологов представляют историко - краеведческие сборники «Немцы в Бурятии» (70) и «Поляки в Бурятии» (80), выпущенные по инициативе Немецкого и Польского национально - культурных объединений Республики Бурятия.
Сборник «Немцы в Бурятии», изданный в 1995 г., составлен Е.А. Голубевым и Э.П. Нархиновой. Он является первым печатным изданием, подробно освещающим историю заселения Бурятии представителями немецкой диаспоры в России, а также их участие в общереспубликанской жизнедеятельности. В сборник включен богатый фактологический материал, основанный на архивных, краеведческих данных.
Значительно больший этнографически полезный объем информации о жизнедеятельности и истории поляков в Бурятии содержится в ряде сборников «Поляки в Бурятии», написанных Е.А. Голубевым и В.В. Соколовским.
Отдельные работы по истории переселения в Бурятию жителей Прибалтики в советское время выполнены В.Ю. Башкуевым.
О.Д. Базаровым, JI.B. Курасом (11) и Л.П. Сагановой (90) впервые затронуты и рассмотрены проблемы истории немецких спецпереселенцев в Бурятии.
Серьезное внимание изучению отдельных моментов истории этнотер-риториальных групп евреев в Бурятии уделяется в работах исследователей Л.В. Кальминой и Л.В. Кураса (50).
Значительная информация о жизнедеятельности представителей малых этнических образований в рамках работы национально - культурных центров и объединений содержится в республиканских периодических изданиях (117 - 130).
Следует отметить, что все вышеуказанные научные труды, освещающие региональную степень изученности темы, составляют также источни-ковую базу диссертационного исследования.
Источники исследования составляют полевые материалы, полученные в ходе бесед, интервьюирования с представителями малых этнических групп города, а также данные этносоциологического исследования. Важным источником, позволяющим определить динамику формирования этнического состава г. Улан - Удэ, являются архивные материалы. Архивные материалы, непосредственно отражающие национальный состав г. Улан - Удэ (г. Верхнеудинска) в досоветский период сравнительно немногочисленны и представлены в основном отчетами городской думы разного времени, сосредоточенных в фондах 11 Национального архива Республики Бурятии (НАРБ). Определенные выводы о национальном составе г. Улан - Удэ (г. Верхнеудинска) можно сделать на основе архивного материала, содержащих сведения о социальном, конфессиональном составе в отчетах Верхнеудинской управы, размещенных в фонде 10. Некоторые материалы о нахождении в г. Улан - Удэ (г. Верхнеудинске) отдельных представителей различных национальностей отмечены в рапортах, списках, отчетах Верхнеудинского полицейского управления, находящихся в фонде 337.
Сведения архивных источников по национальному составу г. Улан -Удэ советского периода достаточно обширны. Однако в целом отражая механическое и естественное движения населения города, они затрагивают лишь наиболее многочисленные этнические общности, не предоставляя более подробных сведений о представителях других национальностей, проживающих в г. Улан - Удэ. Находятся эти материалы в фонде ФР -196.
Научная новизна исследования: В диссертации на основе архивных, статистических источников, материалов этносоциологического опроса впервые проведен анализ этнической истории г. Улан - Удэ, тесно соприкасающейся с историей региона. В работе впервые предпринята попытка воссоздания процесса формирования этнического состава г. Улан-Удэ во всем его многообразии и динамичном развитии с момента основания города до современного времени. Впервые уделено особое внимание проблеме современного социокультурного развития малых этнических групп, населяющих город. В диссертации впервые введен в научный оборот ранее не опубликованные архивные, статистические материалы по этнической истории г. Улан - Удэ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащийся в ней материал может быть использован исследователями для дальнейших разработок актуальных вопросов истории, этнографии этнических групп, проживающих на территории Российской Федерации. Материалы диссертационного исследования могут быть применены в учебных курсах по истории Бурятии, использованы для разработки учебных пособий в гуманитарных ВУЗах. Важное практическое значение они могут иметь для органов государственной власти, работающих с этническими и конфессиональными группами, а также для самих представителей малых этнических групп, заинтересованных в воссоздании собственной истории.
Апробаиия работы: Диссертация обсуждались на заседании отдела истории, этнологии и социологии ИМБиТ СО РАН, основные положения работы были изложены на отчетном совещании Управления культуры Администрации г. Улан - Удэ (март, 2004 г.), «Егуновские чтения - 4» (июнь, 2004). По теме диссертации опубликовано 1 брошюра и 3 статьи.
Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК
Национальный состав населения Кубани в XX веке: Историко-демографический аспект2003 год, кандидат исторических наук Ракачев, Вадим Николаевич
Этнодемографическое развитие Урала во второй половине XX века2004 год, кандидат исторических наук Сурина, Марина Владимировна
Этнокультурная маргинальность в условиях модернизации: На примере бурят Усть-Ордынского Бурятского автономного округа2003 год, кандидат социологических наук Бухаева, Раджана Владимировна
Бурятские этнокультурные процессы в условиях трансформации российского общества: 1990-е - 2000-е гг.2009 год, доктор исторических наук Амоголонова, Дарима Дашиевна
Этнические меньшинства в городах Республики Татарстан2008 год, доктор исторических наук Титова, Татьяна Алексеевна
Заключение диссертации по теме «Этнография, этнология и антропология», Раднаев, Эдуард Владимирович
Заключение
Развитие этнического состава г. Улан - Удэ происходило в неразрывной связи с общими политическими, социально - экономическими и культурными процессами, происходившими в стране с момента образования города.
Досоветский период этнической истории города характеризуется абсолютным численным доминированием русской этнической общности, мо-ноэтничностью города и наличием незначительного количества представителей различных национальностей. Он условно разделен на два периода: До проникновения в регион капиталистических отношений и период становления капиталистических отношений важную роль в этом процессе, сыграло строительство Транссибирской железной дороги. В досоветский период социокультурное развитие города, определяющее влияние оказывали традиции русской культуры.
Советский период формирования этнической мозаичности города отмечен скачкообразным увеличением общей численности населения города, существенным повышением национальной разнородности города. В советский период этническая разнородность города была дополнена представителями разных этнических общностей, в целом к его окончанию в городе проживали представители 109 национальностей. Сложность и неоднозначность этнического развития города в советский период предопределило выделение в нем четырех подпериодов отражающих поэтапную динамику формирования этнического состава г. Улан - Удэ этого периода. Определяющую позитивную роль в этом процессе сыграли социально -экономические, культурные преобразования, произошедшие в стране в это время, обусловившие повышенную интенсивность естественного и механического движения. За советский период произошло формирование в городе значительной группы бурят - горожан, ставшей второй по численности после русских. С этого времени наблюдается постоянный рост численности бурятского населения города, и в соответствии с этим начинают отчетливо проявляться сегменты бурятской традиционной культуры.
Для современного этнического состава города в связи утратой прежней значимости внешнего механического и естественного движений, главным источником увеличения численности населения города стало внутреннее механическое движение. Интенсивность и направленность этнических процессов детерминирована русскими и бурятами этническими общностями города.
Диссертация, определив и показав динамику формирования этнического состава г. Улан - Удэ во всем его многообразии с момента возникновения города по настоящее время. Установило диалектически обусловленную связь между этническим составом и социокультурным развитием малых этнических групп г. Улан - Удэ, при которой определяющую роль на ее развитие оказывают межэтнические и межкультурные контакты с численно доминирующим населением, представленным как русским, так бурятским большинством - носителями русских и бурятских культурных традиций. Это в целом сказывается на социокультурном поведении представителей малых этнических групп города.
Проведенное этносоциологическое исследование и полевые материалы показали, что подавляющее число представителей малых этнических групп продолжают сохранять этническое самосознание и идентифицируют себя с представителями материнского этноса. Вместе с тем, на основе эмпирического материала представляется возможным говорить о существовании в среде малых этнических групп определенного числа маргиналов (в разных малых этнических группах существует различные пропорции). Исследование подтвердило существующее в этнологической науке мнение о постепенном утрачивании этноопределяющих признаков членами малых этнических групп при длительном проживании в условиях полиэтничного окружения.
На основании материалов этносоциологического исследования и данных бесед, интервьюирования в социокультурном развитии малых этнических групп г. Улан - Удэ выявлена следующая ситуация. Первое - существуют малые этнические группы, слабо подверженные воздействию эт-нотрансформационных процессов и практически не утратившие свою этнокультурную самобытность. К ним следует относить малые этнические группы армян, азербайджанцев, узбеков, тувинцев. Второе - существуют малые этнические группы, испытывающие определенное влияние полиэт-ничной среды города, но не прекращающие активной внутригрупповой работы по сохранению, возрождению этнокультурных традиций своего народа. Это татары, евреи, немцы, поляки, корейцы, якуты, эвенки, казахи. Третью группу составляют малые этнические группы, члены которых подверглись серьезному инокультурному воздействию со стороны, прежде всего, русской этнокультурной традиции, в данном случае уместно отметить, что это отразилось главным образом на материально - вещной, обрядовой среде традиционной национальной культуры, а также лингвистической сфере. Но, тем не менее, представители первого поколения не утратили свою этническую самоидентификацию. К ним можно причислить, белорусскую, мордовскую и чувашскую малые этнические группы.
В этой связи, думается, что сложившееся современное социокультурное положение в среде малых этнических групп г. Улан - Удэ является следствием ряда объективных причин. Главной из них, по нашему мнению, является то, что если немцы, корейцы, евреи на протяжении всего времени проживания в России находились в условиях иноэтничного окружения численно доминирующего русского этноса, что прямым образом оказало влияние на их социокультурные ориентиры и установки, то в отношении армян, азербайджанцев, казахов, узбеков, тувинцев, якутов, и др. такое воздействие было значительно слабее. Так как, даже находясь в условиях полиэтничного окружения, представители данных малых этнических групп имеют постоянные устойчивые связи с основным этническим ядром, способствующие сохранению, устойчивости этнокультурных ценностей.
Значительный процент этнокультурных маргиналов, а также лиц, подверженных этнической девиации, наблюдается среди представителей малых этнических групп белорусов, мордвы, чувашей. Данные тенденции усиливаются и хорошо прослеживаются в последующих поколениях проживающих в городе, - втором и третьем. Данная ситуация возникла вследствие влияния широкого круга объективных факторов обусловленных длительным проживанием в условиях полиэтничного окружения. Можно выделить основные: межнациональные браки преимущественно с представителями русского этнического большинства, внутригрупповая дезинтегрирован-ность, слабые вертикальные связи с этническим ядром.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Раднаев, Эдуард Владимирович, 2004 год
1. Азербайджанская кулинария. - Баку, 1981.-182с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994. - 238 с.
3. Анохина J1.A., Шмелева М.Н. Быт городского населения средней полосы РСФСР в прошлом и настоящем. М., 1977. - 357 с.
4. Армянская кулинария. М., 1971. - 214 с.
5. Арутюнов С.А. Диаспора это процесс. // ЭО. - № 2. - С. 74 - 78.
6. Арутюнов С.А. Этнокультурная характеристика московских ассирийцев (опыт этносоциологического опроса). // СЭ. 1992. - № 5. -С. 47 - 54.
7. Арутюнов С.А., Мкртумян Ю.И. Проблемы типологического исследования механизмов жизнеобеспечения в этнической культуре. // Типология основных элементов традиционной культуры. М., 1984. -С. 19-34.
8. Арутюнов С.А. Билингвизм и бикультурализм. // СЭ. 1972. - № 2. -С. 8 - 21.
9. Арутюнян Ю.В. Социально культурные аспекты развития и сближения наций в СССР (программа, методика и перспективы исследования). //СЭ. - 1972. -№3. -С. 3 - 18.
10. Арутюнян Ю.В. Армяне москвичи. Социальный портрет по материалам этносоциологического исследования. // СЭ. - 1991. - № 2. — С. 3- 14.
11. Базаров О.Д., Курас JI.B. Немцы трудоармейцы в Джидалаге. // Сибирь в истории и культуре зарубежных стран. - Иркутск, 1998. - С. 51-68
12. Басаева К.Д. Брак и семья у бурят. Улан - Удэ, 1991. - 192 с.
13. Башкуев Б.Ю. Депортация и транспортировка в Бурят Монголию контингента спецпереселенцев из литовской ССР (май - июнь 1948 г.). // Мир Центральной Азии. - Улан - Удэ, 2002. - С. 45 - 52.
14. Белорусская кухня. Минск, 1984, - 96 с.
15. Бойко Ю.В. Этническое самосознание россиян и проблемы их социокультурной адаптации за рубежом. // Русский вопрос история и современность. Омск, 1994, - 4.1. - С.97 - 101.
16. Борисов М.Н., Мигалкин А.В. Социокультурное развитие коренных народов Республики Саха. // Проблемы малочисленных народов Севера. Рыбинск, 1997. - С. 54 - 69.
17. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973, — 283 с.
18. Бромлей Ю.В. Новая обрядность важнейший компонент советского образа жизни. // Традиционные и новые обряды в быту народов СССР.-М., 1981.- 183 с.
19. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. С. 412.
20. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987. - 334 с.
21. Бруль В.И. Немцы в Западной Сибири. Топчиха, 1995. - ч.2. - 223 с.
22. Будина О.Р., Шмелева М.Н. Этнографическое изучение города в СССР. // СЭ. 1977. - № 6 - С. 21 - 29.
23. Будина О.Р., Шмелева М.Н. Традиция в культурно бытовом развитии русского современного города. // СЭ. - 1982. - № 6. - С. 27 - 36.
24. Будина О.Р., Шмелева М.Н. Город и народные традиции русских. -М., 1989, -255 с.
25. Бураев И.Д. Обсуждение вопросов языкового строительства в республике. Улан - Удэ, 1958 г. - С. 277 - 179.
26. Бураева О.В. Хозяйственные и этнокультурные связи русских, бурят и эвенков в XVII середине XIX в. - Улан-Удэ, 2000. - 206 с.
27. Буянтуев Б.Р., Воробьев В.В. Городские поселения Бурятии. // Краеведческий сборник. Улан-Удэ, 1859. - 181с.
28. Галузо В.В. Белорусы Сибири: история и современность. // Этносоциальные процессы в Сибири.- Новосибирск, 1997, Вып.1. - С. 169- 173.
29. Гапеева А.В. Национально-культурные центры как фактор стабильности межкультурных отношений в полиэтническом обществе: Авто-реф. Дис. на соиск. учен. степ. канд. культурологии Улан - Удэ, 2002. - 23 с.
30. О.Гинзбург А.И. О влиянии некоторых национальных традиций на миграцию из села в город. // СЭ. 1980. - № 4, - С. 105 - 114.
31. Губогло М.Н. Социально этнические последствия двуязычия. // СЭ. - 1972.-№2.-С. 26-37.
32. Губогло М.Н. Современные этноязыковые процессы. М., 1984, -287с.
33. Долгорсурэн Ж. Устное творчество первичная форма культуры кочевой цивилизации. // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии - Улан - Удэ, 2000. - С. 191 - 196.
34. Доржиева И.Ц. Источники формирования городского населения Бурятии. // Гуманитарные исследования молодых ученых Бурятии. -Улан-Удэ, 1999. С. 38-42.
35. Дробижева JI.M. Национальное самосознание: база формирования и социально культурные стимулы развития. // СЭ. - 1985. - № 5. - С. 3-15.
36. Дробижева J1.M. Социально культурные особенности личности и национальные установки (по материалам исследований в Татарской АССР). // СЭ. - 1971 - № 3 - С. 8 - 21.
37. Дробижева J1.M. О проблемах межнациональных отношений и задачах социологии в современных условиях. // С Э. 1989. - № 1. - С. 41 -54.
38. Дырхеева Т.А. Особенности функционирования бурятского и русского языков в Бурятии. // Русский язык в условиях двуязычия и многоязычия: Проблемы функционирования и исследования. Минск, 1990.-С. 17-19.
39. Дырхеева Т.А. Современное состояние бурятско — русского двуязычия в Бурятии. // Социолингвистические исследования в Бурятии. -Улан Удэ, 1992. - С. 16 - 24.
40. Дятлов В.И. Диаспора: (Попытка определится в понятиях). // Диаспоры, 1999.-№ 1.-С. 8-23.
41. Еврейские праздники и угощения. М., 1990. - 64 с.
42. Елаева И.Э. Религиозная идентичность бурят. // Буддизм в контексте истории, идеологии и культуры Центральной и Восточной Азии. -Улан Удэ, 2003. - 166 - 170с.
43. История, культура, экономика Бурятии. // Юбилейный статистический сборник. Улан - Удэ: Госкомстат РБ, 1995. - 99 с.
44. Ирильдеева Л.Г. Национально-культурные объединения Республики Бурятия и этнополитическая ситуация в регионе: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук М., 2000. - 23 с.
45. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л., 1974. - 160 с.
46. Казахская кухня. М., 1979, - 142 с.
47. Кальмина Л.В., Курас Л.В. Еврейские общины в Бурятии в конце XIX начале XX вв. // Историческое и культурное и природное наследие
48. Состояние, проблемы, трансляция). Улан - Удэ, 1996. - Вып. 1. -С. 21 -25.51 .Ким Н.В. Очерки истории Улан-Удэ. Улан - Удэ, 1966. - 114 с.
49. Клементьев Е.И. Национально культурные ориентации карельского городского населения. // С Э. - 1976. - № 3. - С. 57 - 64.
50. Коган М.Э. Социально этнические детерминанты национальной ориентации этнодисперсной группы в большом городе (на примере Ленинграда). // С Э. - 1990. - № 4. - С. 32-41.
51. Козлов В.И. Этническая демография. М., 1977. - 240 с.
52. Козлов В.И. О типологии этнических процессов. // СЭ. 1968, - № 3 -С. 91-102
53. Козлов В.И. Динамика численности народов. Методология исследования и основные факторы. М., 1969. - 407 с.
54. Козлов В.И. Современные этнические процессы в СССР: К методологии исследования. // С Э. 1969. - № 2. - С. 60 - 72
55. Козлов В.И. Национальности СССР: Этнодемографический обзор. -М., 1982.-303 с.
56. Коровушкин Д.Г., Лоткин И.В., Смирнова Т.Б. Неславянские этно-дисперсные группы в Западной Сибири (формирование и этнокультурная адаптация). Новосибирск, 2001. -261 с.
57. Коровушкин Д.Г. Чуваши Западной Сибири: Этнодисперсная группа на современном этапе. Новосибирск, 1997. - 257 с.
58. Кузеев Р.Г., Бабенко В.Я. Малые этнические группы: основные этапы этнокультурного развития (по материалам СССР). // СЭ. 1985. - № 4.-С. 13-22.
59. Кузеев Р.Г., Бабенко В.Я. Этнографические и этнические группы (к проблеме гетерогенности этноса). // Этнос и его подразделения. — М., 1992. 4.1. - С. 13-37.
60. Кузнецов А.И. О соотношении понятий «общество» и «этническая общность». // С Э. 1989. - № 4. - С. 19-31.
61. Махарова Г.С. Смешаннная брачность в Республике Бурятия на современном этапе. Улан - Удэ, 2003, - 33 с.
62. Мангатаева Д.Д. Население Бурятии: Тенденции формирования и развития. Улан-Удэ, 1995. - 131 с.
63. Машанова JI.B. Роль служилых людей в освоении Забайкалья. // Социально экономическое развитие Бурятии XIX — начало XX вв. -Улан - Удэ, 1987. - С. 16 - 26
64. Моногарова Л.Ф. Комплексная типология городов Таджикской ССР в свете этнической мозаичности их населения. С Э. - 1972. - № 6. -С. 23-30.
65. Милитарев А.Ю. О содержании термина «диаспора»: К разработке дефиниции. // Диаспоры. 1999. - № 1. - С. 23 - 24.
66. Михайлов Т.М. Современные этнокультурные процессы в Бурятии. // Культурно бытовые традиции бурят и монголов. - Улан - Удэ, 1988.-С. 162.
67. Немцы в Бурятии. Улан-Удэ, 1995. - С. 176
68. Нимаев Д.Д. Население Бурятии и формирование его национального состава. // Республике Бурятии 70 лет. Улан-Удэ, - 1993. - С. 47 -56.
69. Нимаев Д.Д. Этносоциальные общности в регионе Восточной Сибири и их социально культурная динамика. - Улан - Удэ, 1993. - 122 с.
70. Нимаев Д.Д. Этнодемографическая ситуация в Бурятии: некоторые особенности и тенденции развития // Проблема традиционной культуры народов Байкальского региона. Улан - Удэ, 1999. - С.39 - 41.
71. Остроух И.Г., Шервуд Е.А., Немцы в России: Исторический очерк. // С Э. 1993. - № 3. - С. 40 - 50;
72. Павлинская Jl.Р. Коренные народы Байкальского региона и русские. Начало этнокультурного взаимодействия. // Народы Сибири в составе государства Российского (очерки этнической истории). Новосибирск, 1999 г.-С. 165-271.
73. Петрова Е.В. Социокультурная адаптация семейских Забайкалья. -Улан-Удэ, 1999. 129 с.
74. Питирим С. Человек, цивилизация, общество. М., 1992. - 318 с.
75. Покшишевский В.В. Методы изучения этнической смешанности городского населения. С Э. - 1983. -№ 1. - С. 16-23.
76. Покшишевский В.В. Этнические процессы в городах СССР и некоторые проблемы их изучения. // С Э. 1969. - № 5. - С. 5 - 19.
77. Поляки в Бурятии. Улан - Удэ, 1996 - 2002, Вып. 1 - 4.
78. Польская кухня. Харьков, 1993. - 226 с.
79. Рандалов Ю.Б. Проблемы социального слоя бурятского народа как фактора культуры. // Проблемы традиционной культуры народов Байкальского региона: Материалы международной науч. практ. конф. (2-3 июля 1999 г.) - Улан - Удэ, 1999. - С. 10 - 11.
80. Рабинович М.Г., Шмелева М.Н. К этнографическому изучению города.//С Э. 1981.-№ 3. - С. 23 -35.
81. Рабинович М.Г. К определению понятия «город» (в целях этнографического изучения). // С Э. 1983. - № 3. - С. 19-25.
82. Рабинович М.Г. Город и традиционная народная культура. // С Э. 1980. -№ 4. С. 12-25.
83. Рабинович М.Г. Очерки материальной культуры русского феодального города. М., 1988. - 309 с.
84. Резун Д.Я. Новации и традиции в городской культуре Сибири XIX -нач. XX вв. // Духовная культура народов Сибири: традиции и новации. Новосибирск, 2001. - С. 3 - 14.
85. Республика Бурятия 80 лет: Статистический сборник, юбилейный выпуск. // Улан - Удэ, 2003. - 305с.
86. Рукавишников В.О. Население города. -М., 1980. 245 с.
87. Саганова Л.П. Использование труда немцев спецпереселенцев в Бурятии в годы Великой Отечественной войны. // Гуманитарные исследования молодых ученых Бурятии. - Улан - Удэ, 1999. - С.12 - 17.
88. Семенов Ю.И. Этнос, нация, диаспора. // Э О. 2000. - № 2. - С. 64 -75.
89. Снопов Ю.А. Евреи в Москве. Динамика численности и расселение. (XIX середина XX вв.). // Э О. - 2002. - № 6. - С. 68-85.
90. Современные этнические процессы в СССР. М., 1977. - 562 с.
91. Соколовский С.В., Тырышкина Т.В. Комплексные методы изучения ассимиляционных процессов в этноареальных группах пришлого населения Сибири // Этнография, антропология, и смежные дисциплины: соотношение предметов и методов. М., 1989. - С.201 - 210.
92. Сметанич В. С. Национальный состав населения важный вопрос типологии городов. // С Э. - 1983. - № 1. - С. 16 - 29.
93. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992. - 523.
94. Старовойтова Г.В. Этническая группа в современном Советском городе (социологические очерки). Л., 1987 - 274 с.
95. Татарская кухня. Казань, 1985. - 319с.
96. Татары. М., 2001. - 583 с.
97. Тишков В.А. О новых подходах в теории и практике межнациональных отношений. // С Э. 1989. -№ 5 -С. 3-13.
98. Тишков В.А. Исторический феномен диаспоры. // Э О. 2000. -№2.-С. 43-63.
99. Тишков В.А. Антропология российских трансформаций // Э О. -2000. -№ 1.-С. 3- 19.
100. Токарев С.А. О религии как социальном явлении (мысли этнографа). // С Э. 1979. - № 3. - с. 87 - 106.
101. Узбекская кухня. Ташкент, 1990. - 300 с.
102. Хабибулина Н.Н. Диаспора сущность, социально философские аспекты развития (на материалах Бурятии): Автореф. дисс. канд. фи-лософск. наук, Улан Удэ, 2003. - 17 с.
103. Чистов К.В. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры. // С Э. 1972. - № 3. - С. 73 -85.
104. Чистов К.В. Традиция и вариативность. // С Э. 1983. - № 2. -С. 14-22.
105. Шнирельман В.А. Мифы диаспоры. // Диаспоры. 1999. - № 2. -С. 6-33.
106. Эккель Б.М. Определение индекса мозаичности национального состава краев, областей СССР. // С Э. 1976. - № 2. - С. 15-18.
107. Этнографические аспекты изучения современности. JL, 1980. - 176 с.
108. Этносоциальные проблемы города. М., 1986. - 285 с.
109. Этносоциология: Цели, методы и некоторые результаты исследования М., 1984. - 255 с.
110. Этносоциология. М, 1998. - 272 с.
111. Юхнева Н.В. Этнический состав и этносоциальная структура населения Петербурга. Д., 1974. - 255 с.
112. Юхнева Н.В. Изучение города как этнографическая проблема. // Этнографические исследования Северо Запада СССР. - JL, 1977 -С. 141 - 159.1. Периодическая печать
113. Алисова Н. Армяне в Бурятии. // Правда Бурятии, 2001, 20 апреля, С. 6.
114. Ананикян С. Через диалог к пониманию: Об армянском культурном центре. // Правда Бурятии, 2003, 14 августа, с.5.
115. Анготкин А. Азербайджанцы в Бурятии: (Беседа с президентом азербайджанского землячества М.Ахадовым). // Информ полис, 2000, 10 мая, С. 4.
116. Гончикова Н. Равные среди равных: О еврейском национально -культурном центре. // Бурятия, 1995, 31 мая.
117. Жалцанова Р. Не угасай огонь дружбы! О национально культурных центрах Республики Бурятия. // Бурятия, 2003, 4 июля, С. 14.
118. Жалцанова Р. Жизнь национальных центров. // Репертуарный листок, 1997, № 2, С. 1 2.
119. Кучинская И. И Будут гордится знанием родного языка. Об открытии воскресной школы при Азербайджанском культурном центре РБ. // Бурятия, 2003, 6 декабря, С. 4.
120. Ли Р. Корейский национальный культурный центр. // Репертуарный листок, 1997, № 2, С. 5.
121. Ли Р. Корейский национальный культурный центр. // Репертуарный листок, 1997, № 2, С. 5.
122. Тугутов А. Чтобы понять других начни с себя: О национально культурных центрах. // Бурятия, 1995, 10 июня, С. 4.
123. Шенонова А. Гудадзе Е. Новрус Байрам и Бахар - Байрам: О праздновании мусульманского Нового года азербайджанским землячеством «Ватан» в республике.. // Правда Бурятии, 1999, 9 апреля, С. 4.
124. Файбушевич Б. Соелнал это Сагалган: О корейской диаспоре в Бурятии. // Правда Бурятии, 1999, 20 февраля, С. 4.Файбушевич Б. Чей родом? Откуда ты?: живут с нами корейцы. // Правда Бурятии, 28 декабря, С. 4.
125. Ярневская Э.Н. Еврейский национальный культурный центр // Репертуарный листок, 1997, № 2, С. 3.
126. Ярневская Э. Возрождение: В центрах национальной культуры. // Правда Бурятии, 1993, 10 ноября, С. 4.1. Архивные материалы
127. Документы (указы, рапорты, ведомости) о числе жителей в г. Верхнеудинске. // НАРБ Ф. 11, оп. 10, д.8, 19 л.
128. Документы (указы, рапорты, ведомости) о числе жителей в г. Верхнеудинске и в г.Иркутске. // НАРБ Ф.11, оп.10, д.6, 21 л.
129. Документы об инородцах проживающих в г. Верхнеудинске в 1822 1823 гг. // НАРБ Ф. 11, on. 10, д.9, 20 л.
130. Ведомости о числе жителей по сословиям, вероисповеданиям, родившихся и умерших в 1857 г. в г. Верхнеудинске. // НАРБ Ф.11, оп.10, д.80, 39 л.
131. Ведомости о народонаселении, городских доходах, земельных угодьях г. Верхнеудинска 1899 г. // НАРБ Ф.11, оп.1, д. 1514, 28 л.
132. Дело о выдаче кормовых денег грузинским князьям находящихся под надзором в г. Верхнеудинске в 1818 г.// НАРБ Ф.11, оп.5, д.88, 31 л.
133. Дело о выдаче ссыльным поселенцам кормовых денег в 1833 г. // НАРБ Ф.11, оп.5, д.270, 20 л.
134. Ведомости о народонаселении, городских доходах, земельных угодьях за 1843 г. // НАРБ Ф. 11, он.10, д.101, 67 л.
135. Сведения о поимке персидского подданного Мамеда Али Оглы, проживавшего в г. Верхнеудинске без письменного вида. // НАРБ Ф.337, оп.1, д.428, 21 л.
136. Сведения о числе китайцев проживающих в г. Верхнеудинске в 1890 г. // НАРБ Ф.10, оп.1/5 , д. 1514, 56 л.
137. Дело о высылке в административном порядке китайских подданных в Манчжурию( 1915 г.) // НАРБ Ф.337, оп.2, д.2 710, 8 л.
138. Дело о задержании китайских подданных и передаче их китайским властям (1914 г.) //НАРБ Ф.337, оп.2, д.2 641, 53 л.
139. Статистические сведения о населении БМ АССР за 1923 г. // НАРБ Ф. Р-196, оп.1, д.228, 69 л. в
140. Отчет о состоянии Верхнеудинского уезда за 1908 г. // НАРБ Ф.337,оп.2, д. 1108, 79 л.
141. Годовые отчеты по механическому движению населения за 1940 г. г.Улан Удэ. // НАРБ Ф. Р-196, оп.4, д.116, 23 л.
142. Распределение населения по национальностям и родному языку по Бур. АССР (по районам). Всесоюзная перепись населения 1959 г. // НАРБ Ф. Р-196, оп.1/8, д.4, 92 л.
143. Итоги Всесоюзной переписи населения (распределение населения по национальностям и родному языку) // НАРБ Ф. Р-196, оп.1/8, д.87, 179 л.1. Информаторы.
144. Балсантян Самвэл Грачикович, армян, 1958 г., г. Ереван, проживает в г. Улан-Удэ с 1998 г.
145. Гафиев Альберт Минханович, татар, 1965 г.р., г. Гусиноозерск, проживает в г. Улан Удэ с 1997 г.
146. Джафаров Юсиф Гасан оглы, азербайджанец, 1954г.р., родился в Баку, проживает в г. Улан - Удэ с 1995 г.
147. Ро Марина Бернардовна, немка, 1966 г.р., Улан Удэ.
148. Ли Роза Владимировна, кореянка, 1963 г.р., п. Новоникольск, Усу-рийского района, Приморского края, проживает в г.Улан Удэ с 1981 г.
149. Соколовский Вацлав Владимирович, поляк, 1925, родился в г. Иркутск, проживает в г. Улан Удэ с 1960 г.
150. Уваровская Елена Матвеевна, еврейка, 1949 г.р., родилась в г. Улан -Удэ.
151. Якимова Ольга Николаевна, мордвинка, 1941 г.р., родилась г. Тула, проживает в г.Улан Удэ с 1966 г.
152. Умаров Равшан Юнусович, узбек, 1953, родился в г. Ташкенте, проживает в г. Улан Удэ с 1991 г.
153. Ю.Николаева Мария Федоровна, чувашка, 1956 г.р., родилась в г.Иркутске, проживает в г. Улан Удэ с 1973 г.
154. Балтахинова (Тимофеева) Анна Иннокентьевна, якутка (саха), 1954,родилась в с. Сунтар, Сунтарского р на, Якутской АССР, проживает вг. Улан Удэ с 1998 г.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.