Этико-эстетический идеал в системе современного философского знания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат наук Полякова, Лариса Валентиновна
- Специальность ВАК РФ09.00.05
- Количество страниц 177
Оглавление диссертации кандидат наук Полякова, Лариса Валентиновна
Оглавление
Введение
ГЛАВА I. Природа идеала в философско-культурной перспективе
1.1. Поиск и обоснование идеала как сущность философии
1.2. Абсолютизация идеала в науке и религии
ГЛАВА II. Социокультурная значимость этико-эстетического идеала
2.1. Этико-эстетическое единство как проблема нравственной философии
2.1.1. Синтетический и антиномический характер
этико-эстетического идеала
2.1.2. Деформации этико-эстетического единства
2.2. Востребованность идеала в современной философии,
образовании и культуре
Заключение
Библиография
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК
Архитектоника культуры: проблемы этико-эстетического синтеза2008 год, доктор философских наук Симонова, Светлана Анатольевна
Природа общественного идеала: Смыслообразующий синтез2006 год, кандидат философских наук Лушкина, Татьяна Алексеевна
Феномен эсхатологической этики К.Н. Леонтьева2017 год, кандидат наук Журавлева Алена Владимировна
Эстетические воззрения в Учении Живой Этики2005 год, кандидат философских наук Шлемова, Наталья Анатольевна
Взаимодействие этического и эстетического в русской философской мысли второй половины XIX - начала XX вв.: культурологический анализ2008 год, кандидат философских наук Фролова, Наталия Алексеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этико-эстетический идеал в системе современного философского знания»
Введение
Актуальность темы исследования. Наблюдая за философским процессом из-за рубежа, Н.О. Лосский в 1924 году мог сказать: «В современной философии заметен возрастающий интерес к идеальному в точном, платоновском смысле слова» 1 . В советский период проблеме идеального было также посвящено значительное место. Однако, про современный философский процесс этого сказать нельзя. Наше общество, с одной стороны, напуганное новой идеологией, а с другой, уже воспитанное постмодернистской установкой на эклектику и иронию, вообще стремится устранить ценностный план бытия.
Хотелось бы привести в этой связи показательное мнение известного ученого, специалиста по восточной культуре Т.П. Григорьевой. В своей недавней работе «Путь России» она пишет: «Но почему же в наше злополучное время только и говорят о коррупции? Нет, кажется, той сферы, где ложь не стала бы нормой, даже в таких исконно святых, как медицина и образование. И нет понимания того, что не с коррупцией нужно бороться в первую очередь, а с бескультурьем, с утратой чувства человеческого достоинства. Ни одна страна не подвергалась такому геноциду, как Россия. Что же удивляться, что обида за отчизну принимает неформальные формы, подрывающие и без того уязвленное национальное чувство. Где уничтожаются духовные люди, там властвуют инстинкты. Но фанатизм несовместим с любовью к отчизне. Вернется духовность, все станет на свои места. Другого не дано»2.
Снижение ценностного статуса образования и медицины, этих «исконно святых сфер», произошло в результате современного «бескультурья», которое является следствием забвения духовных ценностей и, прежде всего, своих этико-эстетических идеалов. П.А. Сорокин утверждал, что «любое
1 Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. - М. : ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 1999. С. 120.
2 Григорьева Т.П. Путь России // Вопросы философии. №2,2009. С. 42.
интегрированное общество имеет этические идеалы и ценности как
•2
наивысшее воплощение его этического сознания» . Это аксиоматичное утверждение ценностей, структурирующих личное и общественное бытие. Вне ценностей нет бытия; однако, этот принцип, попадая в ситуацию «духовной деилогизации», теряет свою силу. В реальности наблюдается не конфликт ценностей и идеологии, а конфликт жизни и духовных идеалов, то есть верховных смысложизненных принципов. Сегодня этот конфликт приобретает остродраматический характер, поскольку неприятие духовных ценностей достигает значительных и угрожающих размеров.
Почему все же так произошло? Потому что философия, согласно А. Швейцеру, перестала некогда заниматься поиском и обоснованием идеала. Постепенно под давлением критического мышления «наивный догматизм» рационализма пошел на убыль, что привело, согласно воззрению великого гуманиста, к «самоуничтожению культуры». Вина философии в том, что она, полагает А. Швейцер, перестала бороться за идеалы, перестала их обосновывать, и, что самое главное, не смогла привлечь внимание людей к «проблеме идеалов культуры» 4.
Эта ситуация, увы, свойственна нашему времени не в меньшей степени, чем во времена Швейцера. Сегодня появились еще дополнительные негативные явления, затрудняющие создание полноценного духовного идеала культуры. Дело в том, что современная философия и культура характеризуется сменой «этоса на эстезис» (В.Н. Назаров, Л.А. Закс), что приводит к расщеплению целостности идеала на этическую и эстетическую составляющие. «Постмодерн второй половины XX века развел (трудно сказать, навсегда ли) этическое и эстетическое и узаконил, возвел в норму то, что во времена Ницше, одним из первых возвестившего такое разведение, казалось декадентской аномалией. Сегодня «каждому - свое»: этике - этос, эстетике - эстезис... Разведение, взаимоавтономизация этоса и эстезиса -
3 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. - М.: Политиздат, 1992. С. 488.
4 Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М.: Прогресс, 1992. - С. 48.
свершившийся факт, причем не теоретический, а практический. Факт, между прочим, имеющий последствия, как для этического, так и для эстетического. Мне, например, кажется, что именно освобождение эстетического измерения жизни от нравственной нагрузки, укоренение эстетических значений преимущественно в сфере предметно-вещных форм привело к серьезному сокращению места, занимаемого в общественном эстетическом сознании, такой эстетической ценностью, как возвышенное, и почти полному исчезновению в нем трагического (при том, что онтологических «поводов» для трагического осмысления современного мира вроде бы предостаточно)»5.
Это обуславливает актуальность философского обоснования возможности этико-эстетического идеала как метафизической и практической целостности. В этом контексте важно обращение именно к русской философии, которую A.A. Корольков в интересующем нас смысле характеризует так: «Духовно-нравственные искания высшего назначения человека, постижение абсолютных координат человеческого бытия, эти задачи и задания русской философии, определившиеся историческими особенностями ее культуры, становятся все более востребованными в мире, ибо разрастающийся утилитаризм, кризис идеальных оснований национальных культур побуждает искать пути сохранения духовности»6.
При этом необходимо иметь в виду реальные возможности философии в обосновании и строительстве идеалов, на которые указал Дж. Дьюи. Американский философ, основатель философской школы прагматизма, в частности, в книге «Реконструкция в философии», написанной в 1920 году, высказывал такие важные и актуальные идеи: «Неправда, что бедственность нашего положения происходит от отсутствия идеалов; она вытекает из неправильных идеалов». Он полагает, что философия не может «решить» проблему отношения идеального и реального, поскольку это
5 Закс J1.A. Несколько неюбилейных ощущений об этическом и эстетическом в конце тысячелетия // Этическое и эстетическое: 40 лет спустя. Материалы научной конференции. Тезисы докладов и выступлений. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С. 61.
6 Корольков A.A. Духовное просвещение // Органика культуры. - Бийск: Издательский дом «Бия», 2011. - С. 210-211.
основополагающая проблема самой жизни. Но философия может, по крайней мере, ослабить бремя человечества, перед которым данная проблема стоит. Философия, в конечном итоге может «строить такие идеалы, то есть цели, которые не являются ни иллюзиями, ни простыми чувственными компенсациями»7.
Именно в таких идеалах и нуждается современное российское общество, что актуализирует роль философии в этом процессе.
Степень изученности проблемы. Существующую литературу по проблеме этико-эстетического идеала можно классифицировать следующим образом. Во-первых, это классические тексты философии, в которых ставится вопрос о природе идеала вообще в широком диапазоне смыслов и значений. Во-вторых, это аксиологические исследования, связанные с выявлением взаимодействия этического и эстетического начал в структуре человеческой духовности. В-третьих, это современные работы, в которых проблематизировано кризисное состояние современной философии, культуры и образования, и соответственно, тематизирован вопрос о востребованности этико-эстетического идеала.
К первой группе следует отнести классические работы по философии, начиная с Платона. Определяющими здесь являются слова М. Хайдеггера, сказавшего, что «вся философия после Платона есть «идеализм»», поскольку метафизика начинается с истолкования бытия как «идеи», то есть бытие отыскивается в идее, в идейном и идеальном. Рефлексия над сущностью идеи (бытия) является, таким образом, внутренней сущностью философской работы как таковой, создающей метафизическое пространство ее уникальности, отличающей ее от других видов духовной действительности в лице искусства, религии и науки.
Телеологический и аксиологический акцент тематизирует проблему идеала как высшей цели и ценности человека, бытия и культуры. Поиск
7Дьюи Д. Реконструкция в философии. Проблемы человека / Д. Дьюи. - М. : Республика, 2003. -С. 89.
идеала оказывается поиском высшего совершенства, что совпадает с глубинными устремлениями человека. Данная проблема, поставленная еще в античности, находит наиболее глубокую степень проработанности в эпохе Возрождения (обоснование эстетического идеала) и в Новое время преимущественно в трудах немецких философов-идеалистов (Фихте, Шеллинг, Кант, Гегель).
Русская философия, уделившая значительное место рефлексии над утопичностью идеалов, расширила пространство философствования на эту тему, явленную в полемике H.A. Сетницкого с идеями П.И. Новгородцева по поводу воплотимости идеала в действительность8. Советское время отмечено значительным вниманием к проблеме идеала не только в контексте идеологического обоснования ценностей коммунистического общества, но и в связи с философско-теоретическим обоснованием идеала и научно-психологическим исследованием сознания, его идеальных форм и состояний (Э.В. Ильенков, В.Е. Давидович Д.И. Дубровский, М.К. Мамардашвили и ДР-)-
Вторая группа исследований касается работ также преимущественно классического характера, в которых рассматриваются вопросы «этико-эстетического синтеза». В центре данного философского дискурса рассматриваются различные типы взаимоотношений высших духовных ценностей - истины, добра и красоты. Здесь выделяются две группы; к первой относятся те философы (напр. Н. Гартман, Ф. Ницше, К.Н. Леонтьев, постмодернистские авторы), которые считают, что синтез не возможен и не нужен; другие философы (Платон, Лессинг, Шеллинг, Кант, Кроче, Швейцер, Достоевский, Соловьев, а среди современных - A.B. Гулыга, Л.Н. Столович, Ю.Н. Давыдов, В.Н. Шердаков, В.П. Фетисов) полагают, что только единство истины, добра и красоты и составляют истинный идеал - искомое философии и цель человеческих стремлений.
8 См. Сетницкий H.A. О конечном идеале / H.A. Сетницкий // Из истории философско-эстетической мысли 1920-1930-х годов. Вып. 1. H.A. Сетницкий. - М. : ИМЛИ РАН, 2003. - С. 127-195.
Третья группа исследований касается современного состояния вопроса. Среди авторов, чьи работы посвящены раскрытию смысла духовных ценностей культуры, в том числе, проблеме взаимоотношения этико-эстетических начал, необходимо отметить работы Т.А. Акиндинова, М.Н. Бойко, А.П. Валицкой, А.Г. Гачевой, Н.В. Голик, М.Н. Громова, А.Е. Зимбули, В.Г. Иванова, К.Г. Исупова, М.С. Кагана, A.JI. Казина,
A.A. Королькова, Н.В. Мотрошиловой, В.Н. Назарова, О.С. Пугачева, С.Г. Семеновой, С.А. Симоновой, JT.H. Столовича, Б.Н. Тарасова,
B.П. Фетисова, Э.П. Юровской и др.
Необходимо выделить несколько работ вышеперечисленных авторов, которые наиболее полно соответствуют целям нашего исследования. Это работы А.П. Валицкой, посвященные вопросам взаимоотношения этики и эстетики, а также философско-педагогические исследования, развивающие «культуротворческую модель», в которой перспективная тенденция современной школы формулируется как «воспроизводство нравственной
9
гуманитарной культуры» .
В своих работах по философии образования, а также о духовно-национальных особенностях отечественной философии и культуры A.A. Корольков ставит много важных и насущных вопросов о подлинных ценностях бытия. Современное состояние автор оценивает в терминах «идеализации свободы»: «свобода превращается в идола»10, что приводит к духовному ослаблению.
В книге Н.В. Голик «Этическое в культуре» также поднимаются важные вопросы для нашей темы, в том числе, и вопрос о «невосприимчивости сознания современного человека к такому нравственному свойству, как абсолютность»11.
9Валицкая А.П. Новая школа России: культуротворческая модель / А.П. Валицкая. - СПб. : изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - С. 143.
'"Корольков A.A. Спасительная миссия культуры // Органика культуры. Бийск: Издательский дом «Бия», 2011.-С. 30.
11 Голик Н.В. Этическое в культуре / Н.В. Голик. - СПб. Санкт-Петербургское общество, 2002. -
C.13.
В монографии С.А. Симоновой «Архитектоника культуры: проблемы этико-эстетического синтеза» на материале философских культур России и Запада выявляется триединство истины, добра и красоты как основы подлинных духовных ценностей культуры. Автор акцентирует внимание на проблеме релятивизма, «лежащего в основе современного мышления», который отрицает «возможность и нужность построения целостных и синтетических систем, а также целостность философского мировосприятия»12.
Работы В.П. Фетисова по философии морали очень серьезно затрагивают проблемы этических и эстетических ценностей. У автора встречается классическая формулировка единства идеала: «Наука может еще оставаться наукой, если ее истины не добры и не прекрасны. Искусство тоже существует без обращения к истине, да и добро может быть в нем вторично и опосредовано. Нравственность же всегда претендует на совпадение Истины, Добра и Красоты в одном поступке, намерении. Нравственность как раз и
13
обеспечивает единство истины, добра и красоты .
Диссертационные исследования последнего времени весьма активно обращаются к вопросам идеала в различных аспектах14. При этом в данных работах, если речь и идет об этико-эстетическом идеале, то он берется в качестве готовой единицы, как некая несомненная' целостность. Необходимо анализировать внутреннюю противоречивость этого идеала в контексте
12 Симонова СЛ. Архитектоника культуры: Проблемы этико-эстетического синтеза / С.А. Симонова. - Воронеж : Издательство ВГУ, 2008. - С. 4.
13 Фетисов В.П. Солнце не заходит. Труды по нравственной философии / В.П. Фетисов. - Воронеж : ВГЛТА, 2011.-С. 15.
14 См.: Булгакова И.Я. Нравственный идеал И. Канта и русская религиозная философия конца XIX- начала XX века : Автореф. дис. канд. филос.наук. Курск, гос. ун-т. - М., 2001; Меликов И.М. Свобода как идеал духовной жизни в системе религиозно-философского мировоззрения : автореферат дис. ...д-ра филос. наук. - М., 2005; Рузанкина Е.А. Неклассический идеал научности в исторической науке : автореферат дис. канд. филос. наук. - Новосибирск, 2005; Коптелов А.О. Феномен идеального (субстанциально-деятельностный подход) : автореферат дис. . канд. филос. наук. - Н. Новгород, 2005; Шарановская Ю.В. Идеал целомудрия в нравственно-религиозном учении Л.Н. Толстого : автореферат дис. канд. филос. - Тула, 2011; Муравьев С.А. Идеал воспитания в философско-антропологической мысли русского зарубежья : автореферат дис. канд. филос. наук. - Курск, 2011.
современных философско-культурных реалий. Этим определяется актуальность нашего исследования.
Объект исследования: этико-эстетический идеал.
Предмет исследованиях идеалообразующая сущность философии.
Цель: дать целостную реконструкцию этико-эстетического идеала и определить меру его востребованности в современной философии, образовании и культуре.
Задачи:
1. Выявить идеалообразующую сущность философии;
2. Рассмотреть проявления абсолютизации научного и религиозного идеала;
3. Раскрыть синтетическую и антиномическую сущность этико-эстетического идеала;
4. Показать деформации этико-эстетического идеала;
5. Раскрыть антиутопический характер идеала в контексте русской философии;
6. Проанализировать деятельность «культурных гнезд» современной отечественной философии.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в целостной реконструкции этико-эстетического идеала в контексте европейской философской традиции, раскрывающей его синтетическую, антиномическую и антиутопическую сущность и в выявлении меры востребованности этого идеала в современной отечественной философии, культуре и образовании.
Положения, выносимые на защиту:
1. В диссертации выявлено, что одна из главных традиционных функций философии заключается в поиске и обоснованйи идеала. Эта функция происходит из внутренней сущности философии, которая выявляет бытийный статус идеалов и определяет их роль и место в аксиологической картине мира человека. Если философия перестает выполнять данную, по
сути, социальную миссию, то происходит забвение абсолютов, в результате чего духовная культура общества приходит в упадок.
2. Специфика философского понимания идеала заключается в раскрытии единства его телеологического и аксиологического смыслов. Равновесное сохранение двух этих начал обеспечивает «нормальную» структуру идеала. В работе обосновано, что исторически зафиксированная абсолютизация научных и религиозных идеалов связана с искажением нравственного начала идеала, которое сохраняется при наличии философии. Сама абсолютизация является нарушением идеальных принципов науки и религии. Абсолютизация научного идеала происходит в форме сциентизма, когда научные принципы полагаются конечной инстанцией истинности. Абсолютизация религиозного идеала имеет более разнообразные формы воплощения - от теократии до фанатичного сектантства. В работе показано, что механизм абсолютизация научного или религиозного идеала связан с утратой наукой или религией философского начала. Философия обладает исконной критической функцией, которая не позволяет абсолютизировать никакой идеал. В этом смысле наличие философии в науке или религии является гарантией ценности их идеала.
3. В диссертации установлено, что наличие телеологического и аксиологического начала в структуре идеала является его формальным признаком, в то время как этико-эстетический пласт является содержательным. Это создает прецедент рассмотрения этико-эстетического идеала как идеала вообще, задающего «идеальную» норму любому идеалу. Это обусловлено также тем, что современная, философия и культура приобретают характер радикальной дезинтеграции своих основополагающих этико-эстетических принципов («смена этоса на эстезис»). Этико-эстетический идеал как более точное выражение метафизической сущности идеала как такового проявляется и в его синтетичности («триединстве истины, добра и красоты»), и в том, что в истории философской мысли идеал всегда имеет определенный сдвиг в этическую или эстетическую строну.
4. В работе выявлена антиномическая сущность этико-эстетического начала, проявляющаяся в реальном нарушении триединого принципа. Главная антиномия идеала формулируется так: жить бесконечным приближением к нравственному идеалу, понимая его абсолютную недостижимость. Утрата этого антиномического напряжения, которое может сохранить философия, при восприятии нравственного идеала приводит к его искажениям в виде морализма или эстетизма. Сохранение антиномической напряженности идеала раскрывает его антиутопический потенциал, необходимый для полноценного конструирования социальной реальности.
5. Утопический идеал возникает в случае абсолютизации дуализма «идеального» и «реального», между которыми возникает онтологический разрыв. Решение этого дуализма часто приобретает односторонний радикальный характер. Это либо сведение «идеального» к «материальному», что, в сущности, означает устранение духовного, либо сведение «реального» к «идеальному», что означает растворение конкретно-практических проблем жизни в абстрактных схемах и теоретических конструктах. Нравственный идеал, выработанный в недрах отечественной философской традиции, обладает теми характеристиками и свойствами, которые не позволяют абсолютизировать какую-либо сторону идеала в ущерб другой. Это может быть использовано в современной философии и культуре, в том числе, и в образовании, которое страдает как раз из-за нехватки идеальных принципов своего бытия.
Методология исследования. Реализация основной идеи диссертации при определяющем этико-философском анализе предполагает синтетическую методологию, сочетающую исследования в области различных гуманитарных наук, таких как этика, философия, социальная философия, история философии, литературоведение, религиоведение, философия культуры, а также различные методы исследования, включающие системный метод, давший возможность выявить целостный характер идеала; компаративный
анализ, позволивший выявить сходства и отличия в построениях различных философов; метод историко-философской реконструкции, который способствовал выявлению разнопланового корпуса философской, религиозной и научной мысли, составляющего основу для исследования многообразия мира идеалов; диалектический метод использовался в анализе базовых категорий, их взаимодействия («идея», «идеал», «идеальное», «идол»).
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретическая значимость работы заключается в новой постановке вопроса об идеале, а также в привлечении внимания философского сообщества к одной из главных задач философии - поиску и обоснованию идеала. Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе в преподавании курсов и спецкурсов, прежде всего, по этике, истории западной и отечественной философии, а также по другим философским дисциплинам.
Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях автора и его докладах на научных конференциях: регулярных конференциях в ВГУ «Культурология: пересечение научных сфер» (Воронеж, 2008-2011), «Актуальные проблемы современного образования» (Воронеж, 2008), в работе городского «Этико-философского семинара им. Андрея Платонова» (Воронеж, 2008-2011), на научных сессиях факультета философии психологии ВГУ (2008-2011), «Веневитиновских чтениях» (Воронеж, 2010) и др.
По теме диссертации опубликовано 18 научных работ (в том числе 2 статьи в журналах из списка ВАК) общим объемом 4,41 п. л.
Диссертация была обсуждена на кафедре философии и социально-гуманитарных дисциплин Воронежской государственной лесотехнической академии.
Структура диссертации. Данная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографии.
ГЛАВА I. ПРИРОДА ИДЕАЛА В ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРНОЙ
ПЕРСПЕКТИВЕ
1.1. Поиск и обоснование идеала как сущность философии
Цель: Выявить соотношение идеала и философии в структуре философского дискурса
Задачи:
1. Рассмотреть этико-философские воззрения А.Швейцера относительно взаимосвязи философии и идеала.
2. Определить категориальный аппарат исследования.
3. Раскрыть специфику философского понимания идеала.
В задачи данного параграфа входит аналитика категориального аппарата исследования, поскольку основная философема исследования «идеал» представляет собой многомерное и многозначное понятие. Но прежде этого нужно сказать о необходимости философского обоснования идеала. Обратимся для этого к идеям А. Швейцера - одного из наиболее глубоких и авторитетных мыслителей XX века, который во всей полноте осмыслил ситуацию духовного кризиса культуры, выявив, в том числе, и проблему взаимосвязи идеала и философии. Реконструкция взглядов мыслителя позволит нам выявить методологическую и этическую основу, которая определит весь ход дальнейшего исследования.
Одним из главных постулатов всех философских воззрений А.Швейцера является утверждение о взаимосвязи этики и культуры. Этическая основа культуры у Швейцера, согласно мнению современного исследователя A.A. Гусейнова, это «та высокая человеческая цель, ради которой она и существует»15. Идеал является важнейшей аксиологической категорией, что и задает исследованию культуры фундаментальный этический характер.
15 Гусейнов А.А. Благоговение перед жизнью: Евангелие от Швейцера. С. 531.
Современное состояние жизни Швейцер характеризует в терминах «упадка культуры». Это состояние не означает локального кризиса тех или иных форм культуры, но имеет характер глубокого духовного кризиса, который стал определяющим в мироощущении человека XX века. Безусловно, симптомы надвигающегося кризиса были прочувствованы и описаны несколько ранее, в том числе Ф. Ницше и Ф.М. Достоевским, однако, именно у Швейцера эти воззрения приобрели характер целостной этико-философской аналитики основополагающих компонентов духовной структуры культуры.
Начало первой части культурфилософской работы А. Швейцера «Упадок и возрождение культуры», опубликованной в 1923 году, носит название «Вина философии в закате культуры». Тем самым мыслитель предметно и определенно указывает на ту область исследования, которая помогает раскрыть главные черты состояния, именуемого как «упадок культуры». Швейцер говорит, что нам не свойственно задумываться над судьбами культуры. Это очень важное наблюдение, поскольку эта черта спроецировалась в современность и приобрела массовый характер.
Большинство людей, включая исследователей, воспринимают культуру механистически, видя в ней совокупность исторических событий, чья логика развития органично привела нас из Ренессанса в XX век. Восторжествовал исторический подход. «Никто, однако, - проницательно замечает Швейцер, -не удосужился установить компоненты нашей духовной жизни. Никто не проверил, насколько благородны идеи, движущие ею, и насколько она способна содействовать подлинному прогрессу»16. В результате этот процесс привел к очевидному итогу, который формулируется мыслителем в достаточно жестких терминах: «самоуничтожение культуры».
А. Швейцер явился одним из первых крупных европейских философов, которые поставили вопрос радикально и конкретно: «как могло случиться, что источники культуротворящей энергии иссякли»?
Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК
Онтологические и методологические основания современной философской этики2011 год, доктор философских наук Надточий, Игорь Олегович
Морализаторство как этическая проблема1996 год, доктор философских наук Соина, Ольга Сергеевна
Педагогический потенциал этики свободы и творчества в философии образования Н.А. Бердяева2013 год, кандидат педагогических наук Пузанов, Александр Павлович
Образ женщины в поэзии Серебряного века: Этико-эстетический анализ2002 год, кандидат философских наук Сивова, Ольга Викторовна
Взаимосвязь духовных ценностей в социально-философском учении Л. Н. Толстого2001 год, кандидат философских наук Волохова, Наталья Владимировна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Полякова, Лариса Валентиновна, 2012 год
Библиография
1. Акиндинова Т.А. Эстетическое и этическое в XXI веке: снова о Канте / Т.А. Акиндинова // Этическое и эстетическое: 40 лет спустя. Матер, науч. конференции. - СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2000. -С. 12-14.
2. Алипий, арх., Исайя, арх. Догматическое богословие / арх. Алипий, арх. Исайя. - Догматическое богословие. - М. : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999.-288 с.
3. Апресян Р.Г. Этика силы - в противостоянии насилию и агрессии / Р.Г. Апресян. - Вопросы философии. 2010. №9. - С. 143-154.
4. Аристотель. Никомахова этика / Аристотель // Гусейнов A.A., Иррлитц Г. Краткая историка этики. - М. : Мысль, 1987. - С. 525.
5. Бабанова O.A. Идеи Н.Ф. Федорова в преподавании мировой художественной культуры / O.A. Бабанова // «Служитель духа вечной памяти». Николай Федорович Федоров (к 180-летию со дня рождения). Сб. науч. ст. : в 2 ч. Ч. 2. - М. Пашков дом, 2010. - С. 221-228.
6. Бахтин М.М. Работы 20-х годов / М.М. Бахтин. - Киев : «Next», 1994. -284с.
7. Бибихин В.В. Новый ренессанс / В.В. Бибихин. - М. : МАИК «Наука», «Прогресс-Традиция», 1998.-493 с.
8. Бойко М.Н. Самосознание искусства - самосознание человека: Очерки русской эстетической мысли второй половины XIX в / М.Н. Бойко. - М. : Наука, 1997. - 189 с.
9. Бочаров С. «Красавица мира». Женская красота у Гоголя / С. Бочаров // Гоголь как явление мировой литературы. Сб. ст. по материалам международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня смерти Н.В. Гоголя / Под ред. Ю.В. Манна. - М. : ИМЛИ РАН, 2003. - С. 15-36.
10. Булгакова И.Я. Нравственный идеал И. Канта и русская религиозная философия конца XIX- начала XX века : Автореф.дис.канд.филос.наук. Курск, гос. ун-т. -М., 2001. - 16 с.
11. Бурлака Д.К. Метафизика культуры / Д.К. Бурлака. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - 200 с.
12. Бэкон Ф. Новая Атлантида / Ф. Бэкон // Сочинения в 2-х томах. Т. 2. -М. : Мысль, 1972. - С. 487-527.
13. Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук / Ф. Бэкон // Сочинения в 2-х томах. Т. I. - М. : Мысль, 1971. - С.85-547.
14. Валицкая А.П. Эстетика и этика: стратегия понимания / А.П. Валицкая // Эстетика и этика в изменяющемся мире : сб. статей. - СПб. : Астерион, 2009. -С. 6-14.
15. Валицкая А.П. К новой методологии / А.П. Валицкая // Этическое и эстетическое: 40 лет спустя. Материалы научной конференции. 26-27 сентября 2000 г. Тезисы докладов и выступлений. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С. 38-42.
16. Валицкая А.П. Образ России в контексте национального самосознания /
A.П. Валицкая // Образ России: Сборник научных статей. - СПб.: Пневма, 2009.-С. 6-23.
17. Валицкая А.П. Новая школа России: культуротворческая модель / А.П. Валицкая. - СПб. : изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 146 с.
18. Варава В.В., Фетисов В.П. Этика и русская философия / В.В. Варава,
B.П. Фетисов // Вопр. философии. - 2007, № 8. - С. 167-171.
19. Варава В.В. Единство и многообразие русской философии / В.В. Варава // Вопр. философии. - 2009, № 2. - С. 167-171.
20. Васильев А. Государственно-правовой идеал славянофилов / А. Васильев. - М. : Ин-т рус. цивилизации, 2010. - 218 с.
21. Вернадский В.И. Научное мировоззрение / В.И. Вернадский // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. -М.: Политиздат, 1990. - С. 180-203.
22. Виндельбанд В. Платон / В. Виндельбанд. - К. : Зовшшторгвидав Украши, 1993.-176 с.
23. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса / Б.П. Вышеславцев. -М. : Республика, 1994. - 368 с.
24. Второй Ватиканский Собор. Конституции, Декреты, Декларации. -Брюссель : Изд-во «Жизнь с Богом». - 1992. - 573 с.
25. Вундт В. Введение в философию / В.Вундт. - М. : «Добросвет», 1998. -354 с.
26. Гадамер Г.-Г. Философия и поэзия // Г.-Г. Гадамер / Актуальность прекрасного. -М. : Искусство, 1991. - С. 116-126.
27. Гачева А.Г., Казина O.A., Семенова С.Г.Философский контекст русской литературы 1920-1930-х годов / А.Г. Гачева, O.A. Казина, С.Г. Семенова. - М. : ИМЛИ РАН, 2003. - 400 с.
28. Гачева А.Г. Русский космизм и вопрос об искусстве / А.Г. Гачева // Философия бессмертия и воскрешения: По материалам VII Федоровских чтений. Вып. 2. - М. : Наследие, 1996. - С. 5-64.
29. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. В дух томах / Г.В.Ф. Гегель. - Т. 1. М. : Мысль, 1972. - 668 с.
30. Говорунов A.B. Основания идеала (веры). http://anthropology.ru/ru/texts/govorun/ideal.html.
31. Голик Н.В. Этическое в культуре / Н.В. Голик. - СПб.: 2002. - 250 с.
32. Голик Н.В. Совершенный образ этического / Н.В. Голик // Этическое и эстетическое: 40 лет спустя. Материалы научной конференции. 26-27 сентября 2000 г. Тезисы докладов и выступлений. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С. 49-52.
33. Голик Н.В. Этическое как язык культуры: перекличка эпох / Н.В. Голик // Эстетика и этика в изменяющемся мире : сб. статей. - СПб.: Астерион, 2009. -С. 45-54.
34. Горынь В.И. Общественно-эстетический идеал : (Специфика формирования и функционирования идеала в структуре эстет, сознания) / В.И. Горынь. - Киев : Наук, думка, 1983. - 139 с.
35. Григорьева Т.П. Путь России / Т.П. Григорьева // Вопросы философии. -№2, 2009.-С. 39-50.
36. Громова JI.A. Метаморфозы современной этики: от теоретической науки к прикладному знанию и гуманитарным технологиям / JI.A. Громова // Эстетика этика в изменяющемся мире: сб. статей. - СПб. : Астерион, 2009. -С. 15-21.
37. Грякалов A.A. Событие: эстезис и логос / A.A. Грякалов // GRATIAS AGIMUS: Философско-эстетические штудии: Сб. науч. трудов в честь 70-летия профессора А.П. Валицкой. Т. 1 / Отв. ред. К.Г. Исупов, JI.H. Летягин. -СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - С. 46-62.
38. Гуманистический идеал и социальная практика : Межвуз. сб. науч. тр. / Новосибирск : НГУ, 1989. - 168 с.
39. Гулыга A.B. Эстетика в свете аксиологии / A.B. Гулыга. - СПб. : Алетейя, 2000. -445 с.
40. Гусейнов A.A. Благоговение перед жизнью: Евангелие от Швейцера // Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М. : Прогресс, 1992. - С. 522-549.
41. Гусейнов A.A. С. Моральная демагогия как форма апологии насилия / A.A. Гусейнов // Вопр. философии. - №5, 1995. - С. 5-12.
42. Гусейнов A.A., Апресян Р.Г. Этика: Учебник / A.A. Гусейнов, Р.Г. Апресян. - М. : Гардарики, 2002. - 472 с.
43. Давидович В.Е. Теория идеала / В.Е. Давидович. - Ростов : Изд-во Ростовского университета, 1983. - 184 с.
44. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В четырех томах. Т. II / В.И. Даль. - М. :Цитадель, 1998. - 1024 с.
45. Даренский В.Ю. Этика как philosophia prima / В.Ю. Даренский // Эстетика и этика в изменяющемся мире : сб. статей / отв. ред. О.В. Демидова. - СПб. : Астерион, 2009. - С. 37-45.
46. Дьюи Д. Реконструкция в философии. Проблемы человека / Д. Дьюи. -М. : Республика, 2003. - 494 с.
47. Долгов К.М. Реконструкция эстетического в западноевропейской и русской культуре / К.М. Долгов. - М. : Прогресс-Традиция, 2004. - 1033 с.
48. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 9. В 2 кн. Кн. 1. Дневник писателя / Ф.М. Достоевский. - М. : Астрель, АСТ, 2007. - 844 с.
49. Дробницкий О.Г. Научно-техническая революция и проблема нравственно развития человека // Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. -М., 1977.-С. 317-322.
50. Дубко E.JT. Идеал, справедливость, счастье / Е.Л. Дубко, В.А. Титов. -М. : Изд-во МГУ, 1989. - 188 с.
51. Дубровский Д.И. Проблема идеального / Д.И. Дубровский. - М. : Мысль, 1983.-228 с.
52. Дудник С.И. К проблеме единства научного знания / С.И. Дудник // Miscellanea humanitaria philosophiae. Очерки по философии и культуре. К 60-летию профессора Юрия Никифоровича Солонина. Серия «Мыслители», выпуск 5. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - С. 4856.
53. Ермолина Г.К. Идеал справедливости и действительность / Г.К. Ермолина. - Иваново : Верх.-Волж. кн. изд-во, Иван, отд-ние, 1991. - 160 с.
54. Закс Л.А. Несколько неюбилейных ощущений об этическом и эстетическом в конце тысячелетия / Л.А. Закс // Этическое и эстетическое: 40 лет спустя. Материалы научной конференции. 26-27 сентября 2000 г. Тезисы докладов и выступлений. Санкт-Петербургское философское общество, 2000. -С. 60-63.
55. Зобова М.Р. Звучит ли сегодня философия? / М.Р. Зобова // Звучащая философия. Сборник материалов конференции. - СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - 233 с.
56. Иванов В.Г. ...Еще раз об идеале / В.Г. Иванов // Этическое и эстетическое: 40 лет спустя. Материалы научной конференции. 26-27 сентября
2000 г. Тезисы докладов и выступлений. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С. 66-68.
57. Идеал, утопия и критическая рефлексия / РАН. Ин-т философии; Отв. ред. В.А. Лекторский. - М. : РОССПЭН, 1996. - 302 с.
58. Идеалы и нормы научного исследования /B.C. Степин, А.П. Огурцов, Н.В. Мотрошилова и др. - Минск : Изд-во БГУ, 1981. - 431 с.
59. Идеальное как продукт исторического развития человечества : сб. науч. тр. / Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. - Свердловск : УрГУ, 1989. - 139 с.
60. Ильенков Э.В. Идеал / Э.В. Ильенков // Философия и культура. - М. : Политиздат, 1991. - 464 с.
61. Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал: Избр. статьи по философии и эстетике / Э.В. Ильенков. - М. : Искусство, 1984. - 349 с.
62. Исупов К.Г. Образ России в словарном освящении / К.Г. Исупов // Образ России: Сборник научных статей. - СПб. : Пневма, 2009. - С. 23-70.
63. Каган М.С. Эстетика как философская наука / М.С. Каган. - СПб. : ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 390 с.
64. Каган М.С. Философия как мировоззрение / М.С. Каган. // Вопр. философии. - №9, 1999. - С. 36-46.
65. Каландия И.Д. Научно-технический прогресс и некоторые аспекты развития культуры / И.Д. Каландия // Перспективы человека в глобализирующемся мире / Под ред. В.В. Парцвания. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С. 41-61.
66. Кант И. Критика чистого разума / И. Кант // Сочинения в шести томах. - М. : Мысль, 1964. Т. 3. - 799 с.
67. Кант И. Критика способности суждения / И. Кант // Сочинения в шести томах. - М. : Мысль, 1966. Т. 5. - 564 с.
68. Каган М.С. Философия как мировоззрение / М.С. Каган // Вопр. философии. - №9, 1999. - С. 40-52.
69. Каган М.С. К истории изучения отношений этического и эстетического / М.С. Каган // Этическое и эстетическое: 40 лет спустя. Материалы научной
конференции. 26-27 сентября 2000 г. Тезисы докладов и выступлений. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С. 70-72.
70. Казин A.JI. Культ, культура и небытие / A.JI. Казин // Этическое и эстетическое: 40 лет спустя. Материалы научной конференции. 26-27 сентября 2000 г. Тезисы докладов и выступлений. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С. 72-75.
71.Калинкин А.Т. Эстетический идеал, искусство, познание / А.Т. Калинкин. - М. : Изд-во МГУ, 1983. - 119 с.
72. Каулен М.Е. Современное музееведение: уроки Николая Федорова / М.Е. Каулен // «Служитель духа вечной памяти». Николай Федорович Федоров (к 180-летию со дня рождения). Сб. науч. ст. : в 2 ч. Ч. 1. - М. Пашков дом, 2010. - С. 205-221.
73. Киященко Н.И. Эстетическое образование как способ формирования личности (синергетический контекст) / Н.И. Киященко. - Вопросы философии. 2010. №. 3. - С. 172-176.
74. Коптелов А.О. Феномен идеального (субстанциально-деятельностный подход): автореферат дис. . канд. филос. наук / А.О. Коптелов. - Н. Новгород, 2005.-27 с.
75. Корольков A.A. Духовное просвещение / A.A. Корольков // Органика культуры. - Бийск : Издательский дом «Бия», 2011. - 332 с.
76. Кравец A.C. Идеалы и идолы науки / A.C. Кравец // Идеалы и идолы науки. - Воронеж : Изд-во Воронежск. Ун-та, 1992. - 220 с.
77. Краснухина Е.К. Религиозная мораль и секулярная нравственность / Е.К. Краснухина // Религия и нравственность в секулярном мире. Материалы науч.конф. - СПб. Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - С.46-50.
78. Куракина О.Д. Русский космизм как социокультурный феномен / О.Д. Куракина. - М. : МФТИ, 1993.-167 с.
79. Кутырев В.А. Философия постмодернизма / В.А. Кутырев. - Нижний Новгород, 2006. - 96 с.
80. Кьеркегор С. Равновесие между эстетическим и этическим в развитии личности // Или - или. Фрагмент из жизни: в 2 ч. - СПб. : Амфора, 2011. - С. 475-632.
81. Леонтьев К.Н. О всемирной любви / К.Н. Леонтьев // Записки отшельника. - М . : ACT, 2004. - С. 195-237.
82. Летягин Л.Н. Русский мир: феномены сопредельности / Л.Н. Летягин // Образ России: Сборник научных статей. - СПб.: Пневма, 2009. - С. 77-94.
83. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А.Ф. Лосев. -М. : Мысль, 1993.-959 с.
84. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. - М. : Мысль, 1978623 с.
85. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий / А.Ф. Лосев, В.П. Шестаков. - М. : Искусство, 1965. - 374 с.
86. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция / И.О. Лосский. - М. : ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 1999. - 408 с.
87. Лосский И.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа / И.О. Лосский. - М. : Политиздат, 1999. - 368 с.
88. Любак А. Мысли о Церкви / А. Любак. - Милан - Москва : Христианская Россия», 1994. - 304 с.
89. Любутин К. Синтетическая теория идеального / К.Любутин, Д. Пивоваров. - Екатеринбург; Псков, 2000. - 205 с.
90. Майданский А.Д. История и общественные идеалы / А.Д. Майданский. -Вопр. философии. 2010. №2. - С. 127-133.
91. Малиновский Б. Магия, наука и религия / Б. Малиновский // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. - М. : Канон+, 1988.
92. Манн Ю.В. Русская философская эстетика (1820-1830-е гг.) / Ю.В. Манн. - М. : Искусство, 1969. - 304 с.
93. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма / Н.Б. Маньковская. - Спб. : Алетейя, 2000. - 347 с.
94. Мареева E.B. О расколе среди ильенковцев / Е.В. Мареева. - Вопр. философии. 2010. № 2. - С. 134-140.
95. Маритен Ж. Философ в мире / Ж. Маритен. - М. : Высш. шк., 1994. -192 с.
96. Маритен Ж. Искусство и схоластика // Маритен Ж. Избранное: Величие и нищета метафизики. - М. : РОССПЭН, 2004. - С.445.
97. Маслин М.А., Андреев A.JI. О русской идее. Мыслители русского зарубежья о России и ее философской культуре / М.А. Маслин, A.JI. Андреев // О России и русской философской культуре. - М. : Наука, 1990. - С. 5-43.
98. Мелешко Е.Д. Христианская этика JI.H. Толстого / Е.Д. Мелешко. - М. : Наука, 2006. - 309 с.
99. Мережковский Д.С. JI. Толстой и Достоевский. Вечные спутники / Д.С. Мережковский. - М. : Республика, 1995. - 624 с.
100. Мириманов В.Б. Изображение и стиль: Специфика постмодерна. Стилистика 1950-1990-х. / В.Б. Мириманов. -М. : Российск. гос. гуманит. унт, 1998.-80 с.
101. Михаленко Ю.П. Политический идеал Платона в контексте реальной истории / Ю.П. Михаленко. - М. : ИФРАН, 2003. - 205 с.
102. Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада (В. Соловьев. Н. Бердяев. С. Франк. JI. Шестов) / Н.В. Мотрошилова. - М. : Республика; Культурная революция, 2007. - 477 с.
103. Мотрошилова Н.В. Бытие / Н.В. Мотрошилова // Вопросы философии. - 1989. № 4. - С. 3-28.
104. Мотрошилова Н.В. Наука//Общественное сознание и его формы / общ. ред. В.И. Толстых. - М.: Политиздат, 1986 . - С. 277-326.
105. Мур Дж.Э. Природа моральной философии / Дж.Э. Мур. - М. : Республика, 1999. - 351 с.
106. Муравьев С. А. Идеал воспитания в философско-антропологической мысли русского зарубежья : автореферат дис. канд. филос. наук / С.А. Муравьев. - Курск, 2011. - 22 с.
107. Муриан В.М. Эстетический идеал / В.М. Муриан. - М. : Искусство, 1966. -245 с.
108. М.Ю. Лермонтов. Проблемы идеала : Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. И.П. Щеблыкина. - Куйбышев : КГПИ, 1989. - 170 с.
109. Назаров В.Н. История русской этики / В.Н. Назаров. - М. : Гардарики, 2006. - 365 с.
110. Наука и нравственность. - М. : Политиздат, 1971. - 440 с.
111. Надточий И.О. Современная философская этика: основания и критерии / И.О. Надточий. - Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2010. - 282 с.
112. Некрасова E.H. Живая истина: Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX века / E.H. Некрасова. - М. : Мартис, 1997.-160 с.
113. Никифорова A.A. Новая концепция пространства: виртуальная Россия / A.A. Никифорова // Образ России: Сборник научных статей. - СПб. : Пневма, 2009.-С. 94-106.
114. Никольский С.А. Смыслы и ценности русского мировоззрения в творчестве Л. Н. Толстого / С.А. Никольский. - Вопросы философии. 2010. №9.-С. 117-135.
115. Новгородцев П.И. Об общественном идеале / П.И. Новгородцев. -М. : Правда, 1991.-С. 13-525.
116. Новгородцев П.И. Новгородцев П.И. Кант, как моралист / П.И. Новгородцев // Сочинения. - М.: Раритет, 1995. - С. 307-321.
117. Нравственный идеал русской философии : Материалы III С.-Петерб. симпозиума историков рус. философии / С.-Петерб. гос. ун-т. Каф. истории рус. философии; Ред. сов.: А.Ф. Замалеев (отв. ред.). Ч. 1 : Проблемы методологии исследования нравственного идеала русской философии. - 1995. 156 с.
118. Оболевич Тереза. К вопросу об особенностях русской философии / Т. Оболевич // Собор. Альманах религиоведения. - Вып.8. - Елец : ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. - С. 54-60.
119. Общественное сознание и его формы / общ. ред. В.И. Толстых. -М. : Политиздат, 1986. - 367 с.
120. Овчинникова Е.А. Русская этика в поисках целостности личности / Е.А. Овчинникова // Miscellanea humanitaria philosophiae. Очерки по философии и культуре. К 60-летию профессора Юрия Никифоровича Солонина. Серия «Мыслители», выпуск 5. СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - С. 145-149.
121. О вере и нравственности по учению православной церкви. - М. : Московская Патриархия, 1991. - 368. С.
122. Осипов Г.В. Социология и социальное мифотворчество / Г.В. Осипов. - М. : Норма, 2002 .-615с.
123. Паскаль Б. Мысли / Б. Паскаль. - М. : Астрель, 2011. - 332 с.
124. Пигров К.С. Призвание философа, или Что должен делать философ в образовании? / К.С. Пигров // Эстетика и этика в изменяющемся мире : сб. статей. - СПб.: Астерион, 2009. - С. 22-30.
125. Пигров К.С. Пространственный образ России: дом, остров, океан / К.С. Пигров // Образ России: Сборник научных статей. - СПб. : Пневма, 2009.-С. 70-77.
126. Платон. Государство / Платон // Сочинения. В 3-х т. Т. 3. Ч. 1. -М. : Мысль, 1971. - С. 89-455.
127. Плеханов Е.А. Философско-педагогическая антропология «общего дела» / Е.А. Плеханов // На пороге грядущего. Памяти Николая Федоровича Федорова (1829-1903). - М.: Пашков дом, 2004. - С. 29-43.
128. Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура / В.Н. Порус. - М. : 2002. - 202 с.
129. Потякин A.A. Правовой нигилизм как вариант современного российского правосознания / A.A. Потякин // Современные исследования, поиск концепций. - СПб. : СПб. ун-та, 2000. - С. 125-160.
130. Проблемы философии права: Сборник статей. - Луганск: РИО ЛГУВД, 2006.-384 с.
131. Пугачев О.С. Место чувств-универсалий в философии Н.Ф. Федорова / О.С. Пугачев // «Служитель духа вечной памяти». Николай Федорович Федоров (к 180-летию со дня рождения). Сб. науч. ст. : в 2 ч. Ч. 2. - М. Пашков дом, 2010. - 330-337.
132. Рассел Б. История западной философии / Б. Рассел: В 2. Т. 2. -Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1994. - 400 с.
133. Режабек Б.Г. Николай Федоров - родоначальник ноосферного мировоззрения / Б.Г. Режабек // На пороге грядущего. Памяти Николая Федоровича Федорова (1829-1903). - М. : Пашков дом, 2004. - С. 282- 298.
134. Рикер П. История и истина / П. Рикер. - СПб. : Алетейя, 2002. -400 с.
135. Розанов В.В. Л.Н. Толстой и Русская Церковь / В.В. Розанов // Религия и культура. Т. 1. - М. : Правда, 1990. - С. 327-355.
136. Рузанкина Е.А. Неклассический идеал научности в исторической науке : автореферат дис. канд. филос. наук / Е.А. Рузанкина. - Новосибирск, 2005.-27 с.
137. Русская философия сегодня (идеи и направления) / под ред. В.П. Фетисова, Ю.А. Бубнова, В.В. Варавы. - Воронеж : ИППЦ, 2009. - 265 с.
138. Савчук В.В. Судьба нигилизма в России / В.В. Савчук // Бюллетень научной программы Фонда модернизации и развития «Общество», Вып. №2, 2007. - С. 444-461.
139. Садовничий В.А. Знание и мудрость в глобализирующемся мире / В.А. Садовничий // Вопр. философии. - № 2, 2006. - С. 3-16.
140. Свасьян К.А. Prooemium / К.А. Свасьян // Вопросы философии. -2011.№2.-С. 3-13.
141. Семенова С.Г. Метафизика русской литературы. Т. 1. - М. : Издательский дом «ПоРог», 2004. - 512 с.
142. Семенова С.Г. Этика «общего дела» Н. Ф. Федорова / С.Г. Семенова. -М. : Знание, 1989. - С. 64.
143. Сетницкий H.A. О конечном идеале / H.A. Сетницкий // Из истории философско-эстетической мысли 1920-1930-х годов. Вып. 1. H.A. Сетницкий. - М. : ИМЛИ РАН, 2003. - С. 127-195.
144. Сиземская И.Н. Л. Н. Толстой об исторической необходимости как "равнодействующей множества воль" / И.Н. Сиземская. - Вопр. философии. 2010. №9. - С. 135-143.
145. Симонова С.А. Архитектоника культуры: Проблемы этико-эстетического синтеза / С.А. Симонова. - Воронеж : Издательство ВГУ, 2008. - 224 с.
146. Скворцов A.A. Родина и мир / A.A. Скворцов. - М. МАКС Пресс, 2006. - 228 с.
147. Смазнова О.Ф. Право и время / О.Ф. Смазнова. - Великий Новгород : НовГУ, 2004. - 167 с.
148. Советское прошлое и культура настоящего / отв. ред. H.A. Купина, O.A. Михайлова. - Екатеринбург : Изд-во Урал. Ун-та, 2009. - 244 с.
149. Современная Россия: забвение Абсолютов: материалы межвуз. науч. конф. / Под ред. В.П. Фетисова. - Воронеж: ВГЛТА, 2006. - 172 с.
150. Соина О.С. Феномен русского морализаторства: Этические очерки / О.С. Соина. - Новосибирск : Наука, 1995. - 200 с.
151. Соколов Е.Г. Фигуральность маргинально-магистрального телоса/праксиса Е.Г. Соколов // Этическое и эстетическое: 40 лет спустя. Материалы научной конференции. 26-27 сентября 2000 г. Тезисы докладов и выступлений. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С. 144- 148.
152. Сокулер З.А. Знание и власть: наука в обществе модерна / З.А. Сокулер. - СПб.: РХГИ, 2001. - 238 с.
153. Соловьев B.C. Философские начала цельного знания / B.C. Соловьев // Соч. в 2 т. - М. : Мысль, 1988. - Т.2. - С. 139-289.
154. Соловьев B.C. Оправдание добра / B.C. Соловьев // Соч. в 2 т. -М. : Мысль, 1998. Т. 1. - 892 с.
155. Соловьев B.C. Три речи в память Достоевского / B.C. Соловьев // Соч. в 2 т. - М. : Мысль, 1988. - Т.2. - С. 289-324.
156. Соловьев B.C. Первый шаг к положительной эстетике / B.C. Соловьев // Соч. в 2 т. - М. : Мысль, 1988. - Т.2. - С. 548-555.
157. Соловьев B.C. Лекции о Богочеловечестве / B.C. Соловьев // Чтения о Богочеловечестве; Статьи; Стихотворения и поэма. - СПб. : Художественная литература, 1994. - 420 с.
158. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. -М. : Политиздат, 1992. - 543 с.
159. Социальный идеал и массовое сознание : Историко-культурное исследование / РАН. Ин-т науч.информации по обществ.наукам. - М. : ИНИОН РАН, 1992. - 102 с .
160. Степин B.C. Философская антропология и философия науки / B.C. Степин. -М. : Высшая школа, 1992. - 191 с.
161. Степун Ф.А. Дух, лицо и стиль русской культуры / Ф.А. Степун // Соч. - М. : РОССПЭН, 2000. - 610 с.
162. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии / Л.Н. Столович - М. : Республика, 1994. - 464 с.
163. Столович Л.Н. Категория прекрасного и общественный идеал : Историко-проблемные очерки / Л. Н. Столович. - М. : Искусство, 1969. - 352 с.
164. Тарасов Б.Н. «Мыслящий тростник»: Жизнь и творчество Паскаля в восприятии русский философов и писателей / Б.Н. Тарасов. - М. : Языки славянских культур, 2009. - 896 с.
165. Тарасов А.Б. Что есть истина? : Праведники Льва Толстого / А. Тарасов. -М. : Языки славян, культуры, 2001. - 172 с .
166. Тертуллиан. Апология / Тертуллиан. - М. : ACT, 2004. - 423 с.
167. Титаренко Е.М. Религиозная эстетика Н. Ф. Федорова / Е.М. Титаренко // Н. Ф. Федоров: pro et contra: в 2 кн. Книга вторая. - СПб.: РХГА, 2008.-С. 863-886.
168. Толстой JI.H. Что такое искусство / JI.H. Толстой // Что такое искусство? М. : Современник, 1985. - 592 с.
169. Толстой JI.H. Исповедь / JI.H. Толстой // Не могу молчать. - М. : Советская Россия, 1985. - С. 29-130.
170. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии / А.Н. Уайтхед. -М. : Прогресс, 1990. -718 с.
171. Уваров М.С. Богословие и современное образование: возможен ли «инновационный союз»? / М.С. Уваров // Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия "Symposium", вып. 29. - СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С.203-218.
172. Федоров Н.Ф. Статьи философского и эстетического содержания / Н.Ф. Федоров // Собрание соч. в 4-х т. - T. II. - М. : Прогресс, 1995. - С. 75237.
173. Фейерабенд П. Против метода. Очерк анархистской теории познания / П. Фейерабенд - М. : Аст, 2007. - 413 с.
174. Фетисов В.П. Солнце не заходит. Труды по нравственной философии / В.П. Фетисов. - Воронеж : ВГЛТА, 2011. - 518 с.
175. Философия науки / под ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. - М. : Академический проект, 2005. - 736 с.
176. Философско-религиозные истоки науки / отв. ред. П.П. Гайденко. - М. : Мартис, 1997.-319 с.
177. Флоровский Г. Пути русского богословия / Г. Флоровский. -Париж, 1937.-601 с.
178. Франк С.Л. Этика нигилизма / С.Л. Франк // С.Л.Франк. -Сочинения. - М. : Правда, 1990. - С. 77-113.
179. Франк С.JI. Реальность и человек / С.Л. Франк. - Спб. : РХГИ, 1997.-441 с.
180. Хайдеггер М. Европейский нигилизм / М. Хайдеггер // Время и бытие: Статьи и выступления. - М. : Республика, 1993. - С. 63-177.
181. Хайдеггер М. Учение Платона об истине / М. Хайдеггер // Время и бытие: Статьи и выступления. - М. : Республика, 1993. - С. 345-361.
182. Хайдеггер М. Время картины мира / М. Хайдеггер // Время и бытие: Статьи и выступления. - М. : Республика, 1993. - С. 41-63.
183. Хмара В.Н. Эстетический идеал и творчество / В.Н. Хмара. - М. : Сов. писатель, 1983. - 271 с.
184. Хрусталева М.А. Ансамбль Кремля: архитектурный символ всеобщей соборности // М.А. Хрусталева / «Служитель духа вечной памяти». Николай Федорович Федоров (к 180-летию со дня рождения). Сб. науч. ст. : в 2 ч. Ч. 1. - М. : Пашков дом, 2010. - С. 403-406.
185. Худушин Ф.С. Эстетический идеал / Ф.С. Худушин. - М. : Знание, 1985. - 63 с.
186. Шарановская Ю.В. Идеал целомудрия в нравственно-религиозном учении Л.Н. Толстого : автореферат дис. канд. филос. наук / Ю.В. Шарановская. - Тула, 2011. - 23 с.
187. Швейцер А. Благоговение перед жизнью / А.Швейцер. - М. : Прогресс, 1992.-576 с.
188. Шердаков В.Н. Добро - Истина - Красота / В.Н. Шердаков. - М. Знание, 1983.-62 с.
189. Эрн В.Ф. Идея катастрофического прогресса / В.Ф. Эрн // Эрн В.Ф. Сочинения. - М. : Правда, 1991. - С. 198-220.
190. Эстетика и этика в изменяющемся мире : сб. статей / отв. ред. О.В. Демидова. - СПб. : Астерион, 2009. - 320 с.
191. Этическое и эстетическое / Под ред. М.С. Кагана, В.Г. Иванова. -Л. : Изд-во ЛГУ, 1971. - 119 с.
192. Этическое и эстетическое: 40 лет спустя. Материалы научной конференции. 26-27 сентября 2000 г. - СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - 171 с.
193. Этос религиозного опыта / [под ред. И.Н. Михеевой]. - М. : ИФРАН, 1998.-130 с.
194. Юровская Э.П. Возвышенное как характеристика современного искусства? / Э.П. Юровская // Этическое и эстетическое: 40 лет спустя. Материалы научной конференции. 26-27 сентября 2000 г. Тезисы докладов и выступлений. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С. 169-171.
195. Янг Дж. Христианство / Дж. Янг. - М. : Агентство «ФАИР», 1998.-380 с.
196. Ясперс К. Философская вера / К. Ясперс // Смысл и назначение истории. - М. : Республика, 1994. - С. 420-509.
197. Яценко А.И. Целеполагание и идеалы / А.И. Яценко. - Киев : Наук, думка, 1977. - 275 с.
198. GRATIAS AGIMUS: Философско-эстетические штудии: Сб. науч. трудов в честь 70-летия профессора А.П. Валицкой. Т.1 / Отв. ред. К.Г. Исупов, Л.Н. Летягин. - СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 253 с.
199. A Dictionary of Philosophy / by Antony Flew. - N.Y. : St. Martin's Press, New York, 1984. - 380 p.
200. Russell Bertrand. Political ideals / Bertrand Russell. - Amherst, New York : Prometheus Books, 2005. - 90 p.
201. Stern A. The search for meaning / A. Stern. - Memphis state univ. press. 1971.-460 p.
202. Tonne H.A. The human dilema: finding meaning in life / H.A. Tonne. - Buffalo.: N.Y. Prometheus books, 1980. - 260 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.