Этика творческой элиты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат философских наук Шелонаев, Сергей Игоревич

  • Шелонаев, Сергей Игоревич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.05
  • Количество страниц 160
Шелонаев, Сергей Игоревич. Этика творческой элиты: дис. кандидат философских наук: 09.00.05 - Этика. Санкт-Петербург. 2005. 160 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Шелонаев, Сергей Игоревич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Творческая элита: самосознание и философское осмысление.

1.1. Проблематика творческой элиты в истории философской мысли.

1.2. Феноменология творческой элиты.

ГЛАВА И. Этическая характеристика творческой элиты.

2.1. Этика самореализации.

2.2. Амбивалентность морального сознания творческой элиты.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этика творческой элиты»

Мировая культура демонстрирует развитие в направлении утверждения ценности каждой личности, осознания значения неотъемлемых неотчуждаемых прав человека, предполагающее отношение к человеку как к высшей ценности. Рождающееся в современном мире глобальное гуманистическое сознание актуализирует потребность в новом типе нравственных отношений людей. Это стимулирует мировоззренческий интерес к представителям творческой элиты как к типу людей, демонстрирующих высокие личные качества и достоинства, выдающиеся достижения в области культуротворчества, - как в поисках новых высоких духовных образцов и ориентиров для современного социума, так и в попытке осмыслить механизмы негативно-нравственных проявлений.

Ситуация нравственной свободы оказалась тесно сопряженной с риском, теперь остро стоит вопрос: в направлении каких нравственных ценностей будет развиваться общественное сознание? Парадигмальные изменения в России коррелируются с глобальным процессом смены нравственно-этических доминант. В условиях кризиса и радикальной переоценки социокультурных идеалов закономерным является обращение к поиску подлинных нравственно-эстетических ориентиров человеческого бытия.

Актуальность именно этического рассмотрения феномена творческой элиты связана с тем, что в советской и российской этической науке данная тема практически не рассматривалась. Отчасти это обусловлено тем, что статус элитологии как науки об элите не был определен. Вышедшие в последнее время работы в области изучения элиты рассматривают данную проблематику в основном в плоскости социально-политической науки.

Важными факторами, усиливающими интерес к феномену этики творческой элиты, представляются процессы глобализации человеческих коммуникаций, внедрение новых технологий в сфере массовой информации, приводящие к возрастанию роли личного примера представителей творческой элиты в современной нравственной практике. Этический анализ феномена творческой элиты может помочь в стимулировании поиска творческих и нравственных ресурсов современной личности.

Без творческой элиты невозможен ни расцвет культуры, ни образование, с позицией и качественным потенциалом творческой элиты связаны и вопросы самосознания нации, качество общения, сама нравственно-духовная атмосфера в обществе. Остро стоит проблема взаимодействия ее с властью и другими слоями общественного целого.

Научная актуальность темы исследования определена потребностью выработать адекватное понимание духовного мира творческой элиты, одной из важнейших составляющих которой является сфера этического.

Научно-теоретическая актуальность темы обусловлена междисциплинарным характером проблемы, которая локально разрабатывалась в культурологии, искусствоведении, политологии, психологии, социологии. Назрела потребность в целостном этико-философском осмыслении феномена, обобщающем исследования в других областях знания.

Начало двадцать первого столетия демонстрирует тенденцию потребности в этико-философском ценностном осмыслении социокультурной практики в рамках которой происходит смещение внимания от этики должного к этике сущего, призванной понимать и осмыслять конкретику существования.

Объектом диссертационного исследования является творческая элита. Предмет исследования - этика творческой элиты.

Целью настоящего исследования является анализ этики творческой элиты.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- рассмотрение понятия и основных категорий, с помощью которых описан объект исследования;

- этико-философский анализ феномена творческой элиты в контексте исторического развития философской мысли;

- анализ существующих и поиск оптимального методологического подхода к исследованию понятия «творческая элита»;

- рассмотрение и анализ феномена творческой элиты, его онтологической и метафизической сущности;

- этический анализ нравственно-значимых регуляторов поведения личности - представителя творческой элиты;

- выяснение иерархии нравственных ценностей и основных этических характеристик морального сознания творческой элиты.

Методологическим основанием исследования является метод сравнительного анализа, аксиологический подход, автор диссертации опирался на принцип целостного подхода к изучаемому материалу. Предложенная методология адекватна сложной природе исследуемого явления. Она позволяет сочетать философско-этический анализ с достижениями таких научных дисциплин как культурология, социология, психология, политология.

В диссертационном исследовании предлагается следующее определение творческой элиты: творческая элита - во-первых, составная часть элиты; во-вторых, - это слой людей, внесших признанный (общественно-значимый) вклад в создание ценностей культуры, воспринимающих свою творческую самореализацию как нравственное долженствование. Под элитой нами понимается, - вслед за Ю.А.Левадой [149, с. 12], такая социальная группа, которая обладает некоторым уникальным социально-значимым ресурсом, способна реализовать этот потенциал для поддержания нормативных образцов и символических структур данной общественной системы, и может обеспечивать хранение, воспроизводство и умножение своего ресурса из поколения в поколение.

Теоретической базой исследования служат труды отечественных и зарубежных философов, рассматривавших исследуемую проблематику.

Феномен творческой элиты следует рассматривать в тесной связи с анализом понятия творчества, а так же с осмыслением особенностей личности представителя творческой элиты.

Под творчеством в диссертационном исследовании понимается деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не бывшее. [254, с. 185].

В качестве эмпирического иллюстративного материала представляется плодотворным и целесообразным обратиться к высказываниям представителей петербургской творческой элиты, отраженным в интервью в прессе и прозвучавшим в эфире радио- и телевизионных передач. Формат «прямой речи» позволяет представителю творческой элиты раскрыться, выразить свои переживания, высказаться на волнующие его темы, а это, в свою очередь, дает возможность сосредоточить внимание автора диссертационного исследования на выявлении метафизических и этических оснований деятельности современной петербургской творческой элиты. Вербальные образы и построения представителей творческой элиты, вместе с раскрытием субъективных сторон духовного содержания личности, выступают проводником в мир умопостигаемый, ноуменальный, являясь опорой для этико-философского анализа феномена творческой элиты. В словах представителей творческой элиты выражены результаты их моральной рефлексии, уходящие своими корнями в мир личностного опыта и индивидуальных смыслов. «Когда человек судит о чем-либо, то в этом суждении неизбежно как бы сходятся своими вершинами два бесконечно расширяющихся конуса, - пишет В.С.Библер. - С одной стороны, в моем суждении неизбежно и только для меня фокусируется все мое мировоззрение, миросозерцание, все бесконечные влияния окружающей среды и собственного жизненного опыта, все незаметно для меня самого воспитавшие меня философские системы и логические движения мысли, а с другой стороны, самый предмет, который я сужу, всегда оказывается фокусом расходящегося в бесконечность предметного мира, в его бесконечных связях, переходах и опосредованиях »[45, с. 16].

В отличие от других, типов элит, например, властной, творческая элита не поддается строгому социологическому анализу в силу специфически-ценностного характера критериев принадлежности к этому типу элиты, и отсутствия четкой структурированности. Тем не менее, исследователи отмечают, что творческая элита уверенно идентифицируется в обществе [78].

Идея человеческой избранности и уникальности отдельно взятой личности является одной из центральных тем всей мировой философии и религии.

Философский анализ феномена творческой элиты, понимаемой не только как составная часть элиты в иерархической структуре человеческого социума, но и как идея духовного совершенствования человека, берет свое начало в трудах Пифагора и Платона, рассматривавших данную иерархию как производную от духовных (и, в том числе, нравственных) качеств личности. Концепция Платона развита философами последующих эпох: античной — такими как Аристотель, Сенека, Плотин, Прокл, средневековых - Августин, Фома Аквинский, Роджэр Бэкон, Возрождения и Нового времени -Н.Макиавелли, Дж. Бруно, Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Пико дела Мирандола, Эразм Роттердамский, Дж. Локк, Леонардо да Винчи, Дж.Вазари, Скалигер; Новейшего времени - И.Г.Фихте, А.Шопенгауэр, Л.Фейербах, Ф.М.Достоевский, В.С.Соловьев, П.Тейер де Шарден, Дж.Дьюи, КЛсперс, М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр, М.Янг.

Наибольшее теоретико-методологическое воздействие на разработку данной темы оказали работы И.Канта, Ж.Руссо, Ф.Шеллинга, Т.Карлейля, Ф.Ницше. Анализ феномена элиты как творческого активного меньшинства в контексте развития культуры и цивилизации сделан в работах О.Шпенглера и А.Тойнби. Важная роль в развитии понимания именно творческой элиты принадлежит таким авторам как Н.А.Бердяев, Х.Ортега-и-Гассет.

XX век характеризуется вкладом мыслителей, работавших на стыке социологии, психологии и философии. Анализу дихотомии элита - массы посвящены классические работы Г.Лебона, В.Парето, Г.Моски. В рамках рассмотрения взаимоотношения элиты и общества следует упомянуть работы s

Р.Михельса (концепция «массового общества»), Р.Миллса, Т.Веблена,

A.Винера, Д.Элена, А.Фриша. В русле указанного рассмотрения можно выделить с одной стороны исследования, связанные с рассмотрением идеологических и политических установок элит - Дж.Шумпетер, К.Мангейм, Г.Лассуэлл («демократический элитизм»), Д.Белл (интеллектуалистская теория), Дж.Бернхэм, Дж.Гэлбрейт (технократическая концепция); с другой стороны - исследования направленные на изучение свойств личностей представителей элиты - психоанализ - З.Фрейд, Э.Фромм, Г.Джильберт, Б.Скиннер (психологическая теория), Р.Уильямс, Э.Богардус (биологическая теория). Из отечественных работ в этой области необходимо упомянуть труды П.Сорокина, рассматривавшего феномен элиты в рамках стратификационного подхода, работы Г.К.Апшна, А.В.Понеделкова, В.Бакштановского,

B.Б.Голофаста, Ю.А.Левады. Следует отметить, что практически все указанные авторы, затрагивали вопросы, касающиеся нравственной характеристики представителей творческой элиты, однако главным образом социологическое рассмотрение исследуемого феномена не позволило дать всесторонний этический анализ проблематики творческой элиты.

В отечественной философской мысли проблематика этики творческой элиты затронута в русской нравственной философии в контексте рассмотрения духовного преобразования личности в работах Н.А.Бердяева,

C.Н.Булгакова, И.А.Ильина, В.С.Соловьева, П.А.Флоренского, С.Л.Франка. Существенное значение для осмысления феномена творческой элиты в контексте созидательной роли культуры в формировании личности посвящены этико-философские и культурологические работы как российских (М.М.Бахтин, В.С.Библер, А.Ф.Лосев, В.В.Розанов, М.С.Каган, Д.С.Лихачев, Г.С.Батищев), так и зарубежных (М.Вебер, КХХабермас) авторов.

В группу работ по проблемам природы морали и специфики этического знания, генезиса морали и ее структурных элементов (морального сознания, нравственных отношений) следует выделить труды Р.Г.Апресяна,

О.М.Бакурадзе, В.И.Бакштановского, А.А.Гусейнова, О.Г.Дробницкого, В.Г.Иванова, А.И.Титаренко.

Психологический подход к проблеме творческой элиты включает научные идеи, разработанные собственно психологией, психиатрией, психоанализом, и представлен, во-первых, работами по изучению креативности в области искусства и литературы. Здесь необходимо отметить исследования в рамках культурно-исторической традиции - В.Вунд, развитые в рамках «искусствоведческой» психологии искусства и эмпирической эстетики - Л.С.Выгодский, В.М.Петров и др., рассматривающие продукты творчества безотносительно к анализу черт личности автора. Во-вторых, другое традиционное направление исследует креативные личности и ценностные и психологические закономерности состояния художника - Ф.Бэррон, Р.Кеттелл, А.Адлер, К.Роджерс, А.Маслоу, К.Мартиндейл, Дж.Гилфорд, Р.Ассаджиоли, отечественные ученые А.В.Петровский, С.М.Эйзенштейн, С.Л.Рубинштейн, В.С.Мухина, Т.А.Флоренская. Еще одна группа работ посвящена связи креативности и психопатологии - Ф.Пост, А.Людвиг, Г.Айзенк, А.К.Осницкий, А.Б.Смулевич.

Другая группа работ, затрагивающая проблематику творческой элиты, связана с противопоставлением «массового» и «элитарного» искусства -Ф.Шлегель, Новалис, Л.Н.Толстой, С.Н.Булгаков, Т.Адорно, Г.Маркузе, М.Хоркхаймер.

Новизна диссертационного исследования обусловлена применением междисциплинарного комплексного подхода к проблеме этики творческой элиты, проанализированной как с позиции этико-философского осмысления данного феномена, так и с учетом современных исследований в области других наук, в том числе психологии и психиатрии. Предложен целостный анализ концепций элиты и сформулированы критерии принадлежности индивидуума к творческой элите, зафиксирован этический аспект идентификации, который является одним из основных и интегрирующих другие аспекты. Сформулированы основные положения этической системы творческой элиты, указаны основные механизмы негативно-нравственных проявлений творческой самореализации представителей творческой элиты. Основные положения, выносимые на защиту:

- Этическая составляющая (нравственное долженствование) является личностной и социально-групповой константой, определяющей творческую элиту;

- Собственная творческая самореализация представителем творческой элиты воспринимается как нравственное долженствование. Этика творческой элиты может быть обозначена как этика самореализации, в которой творческая самореализация выступает в качестве «идеи добра»;

- Этике творческой элиты имманентно присуща амбивалентность, которая выражается в противоречии между гедонистическим эгоизмом творческой самореализации и альтруизмом служения творчеству, духовным совершенствованием и издержками морального творчества;

- Этическими характеристиками творческой элиты являются достоинство и ответственность;

- Творческая самореализация представителя творческой элиты, воспринимаемая как нравственное долженствование, не исключает нравственно-негативных проявлений. Причинами, приводящими к негативно-нравственным проявлениям творческой самореализации творческой элиты, являются «самозамкнутость» вектора направленности нравственного долженствования, обуславливающего его творческую самореализацию (ориентированность на «служение самому себе»); «расщепленность творческой личности, проявлениями которой могут выступать множественность «Я», обладающих различными личностными характеристиками, и кризисы «Я-идентичностей»; состояние «атомизации» представителя творческой элиты, выражающееся в выключении творческой личности из сопричастности с другими, приводящее к самоизоляции и ценностному одиночеству; распространение своезакония представителя творческой элиты на область, выходящую за пределы сферы творческой субъектности; состояние «поиска», которое является этапом, определенной стадией духовного пути творца, возвращающейся к нему в разные пути его личностного существования.

Научное и практическое значение работы состоит в том, что содержащиеся в диссертации основные положения и выводы позволяют приблизиться к более адекватному пониманию феномена этики творческой элиты. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы для проведения лекционных и семинарских занятий по курсу этики, философии культуры, культурологи, аксиологии личности, журналистики, теории и практики связей с общественностью, а также могут быть положены в основу спецкурса по этике и философии творчества.

Отдельные положения и выводы настоящей диссертации были использованы в сообщениях и докладах автора на научно-практических конференциях по проблемам философии и этики, а также изложены в четырех публикациях.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка основной использованной литературы, насчитывающего 326 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этика», Шелонаев, Сергей Игоревич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование этики творческой элиты в диссертационной работе осуществлено в тесной связи с рассмотрением феномена творческой элиты, анализом понятия творчество, осмыслением особенностей личности представителя творческой элиты, и конкретизировано решением следующих задач:

- дана дефиниция творческой элиты и определены основные понятия, с помощью которых описан объект исследования;

- проведен этико-философский анализ феномена творческой элиты в контексте исторического развития философской мысли;

- дан анализ существовавших методологических подходов к исследованию понятия творческая элита, сформулирован подход Парето-Ортега-Ашина к идентификации творческой элиты;

- сформулированы основные положения этики самореализации;

- проведен этический анализ нравственно-значимых составляющих феномена личности представителя творческой элиты, таких как достоинство, чувство ответственности;

Диссертационное исследование резюмируется следующими положениями.

Историко-философский анализ феномена творческой элиты демонстрирует связь этого феномена с идеей духовного совершенствования; феномен творческой элиты следует рассматривать в тесной связи с анализом понятия творчества, а также с осмыслением особенностей личности представителя творческой элиты. В этом контексте, проведенный анализ современных исследований психологических аспектов феномена творческой элиты позволяет констатировать, что, во-первых, креативность является скорее генеральной чертой личности, чем когнитивным навыком, при этом креативность есть общая черта личности, а не множество связанных между собой личностных черт; во-вторых, параметры креативности не могут быть сведены к особенностям креативного мышления («особого сознания»), безотносительно к личным качествам, и изучение особенностей личности творца следует рассматривать как самостоятельную область научных исследований. Иными словами, продуктивным является перенос исследовательского интереса на содержательные качества творческой личности, что позволяет яснее осознать важную роль этих качеств, - в том числе этических, в существовании феномена творческой элиты.

Философскими истоками идеи нравственного содержания феномена творческой элиты стали концепция Платона о душе, акцентированные на понятиях гения и «сверхчеловека» работы Шопенгауэра и Ницше, нашедшие логическое независимое завершение в учениях Н.Бердяева о культуротворчест-ве и Ортега-и-Гассета о «творческом меньшинстве».

Важным понятием, отражающим смысложизненный опыт и ценности представителя творческой элиты, является духовность. В этическом аспекте духовность для представителя творческой элиты обнаруживается в обращении его личности к высшим ценностям, в ее сознательной устремленности к совершенству. Для представителя творческой элиты одной из высших ценностей выступает творчество (собственная творческая самореализация), воспринимаемая как нравственное долженствование.

В понимании «творческой элиты», которое мы определили как подход Парето-Ортега-Ашина, представитель творческой элиты не тождественен «творцу элитарной культуры». При таком подходе критерием принадлежности к творческой элите является не только наличие выдающихся достижений в культуротворчестве (и, соответственно, не только в области элитарной культуры), но и, - прежде всего, - внутренняя этическая установка, отношение к реализации своего творческого дарования как к нравственному долженствованию. Особое «богемное» душевное устройство и «богемный» образ жизни «творцов элитарной культуры» не являются ни необходимыми, ни достаточными критериями для причисления их к творческой элите.

Этика творческой элиты может быть обозначена как этика самореализации, в которой творческая самореализация выступает в качестве «идеи добра» для самого представителя творческой элиты и претендует на такую роль для окружающего мира. Моральным императивом личности становится: «Хорошее есть то, что помогает тебе в творческой самореализации. Делай все, чтобы реализовать себя в пространстве культуры. Это есть твой личный вклад в созидание добра в мире. Будь тем, кем обязан быть».

Важной характеристикой представителя творческой элиты является достоинство, которое, с одной стороны, есть осознание своей значимости и исключительности и проявление его духовной энергии, с другой стороны проявляется в вовлеченности в служение высшим ценностям, к которым относится творчество. Представитель творческой элиты строит межличностные отношения, прежде всего, основываясь на достоинстве, воспринимаемом им как чувство самоуважения, соответствии собственному предназначению, основанному на признании важности, исключительности и безусловной ценности своего творческого «Я», которое, в том числе, выступает, как один из источников нравственного долженствования.

Вследствие этого, этика самореализации в сфере межъсубъектных отношений имеет, в конечном счете, в качестве фундамента, уважение представителя творческой элиты к другой суверенной личности, к ее «инаковости», признание за ней права на собственное достоинство. Логика взаимоотношений между субъективными мирами представителей творческой элиты -это логика полифонирования, логика сосуществования многих парадигм, сущностной характеристикой такой логики является строгое соответствие условию конструктивности своего участия внутри целого - как участие ради служения.

Важным качеством представителя творческой элиты выступает ответственность. Ответственность представителя творческой элиты является результатом осознания им ценности собственной творческой самореализации, воспринимаемой как нравственное долженствование. Способность к уважению другого выступает, в том числе, как одна из характеристик ответственности представителя творческой элиты.

Этике творческой элиты имманентно присуща амбивалентность, которая выражается в противоречии между гедонистическим эгоизмом творческой самореализации и альтруизмом служения творчеству, духовным совершенствованием и издержками морального творчества.

Творческая самореализация представителя творческой элиты, воспринимаемая как нравственное долженствование, не исключает нравственно-негативных проявлений. Причинами негативно-нравственных проявлений творческой самореализации представителя творческой элиты могут выступать, во-первых, «самозамкнутость» вектора направленности нравственного долженствования, обуславливающего его творческую самореализацию, иными словами, ориентированность на «служение самому себе». Во-вторых, «расщепленность» творческой личности, проявлениями которой могут выступать множественность «Я», обладающих различными личностными характеристиками, и кризисы «Я-идентичностей». В третьих, состояние «ато-мизации» представителя творческой элиты, выражающееся в выключении творческой личности из сопричастности с другими, приводящее к самоизоляции и ценностному одиночеству. В четвертых, распространение своезако-ния представителя творческой элиты на область, выходящую за пределы сферы творческой субъектности. В пятых - состояние «поиска», которое является этапом, определенной стадией духовного пути творца, возвращающейся к нему в разные периоды его личностного существования.

Таким образом, творческая элита, как составная часть элиты, выступает как самостоятельный объективно существующий феномен общественного бытия, играющий важную роль в жизни социума, оказывающий многообразное воздействие, как на духовную, так и на другие составляющие жизнедеятельности элиты и общества в целом. Сила и содержание этого воздействия определяются сущностными характеристиками членов творческой элиты, а также определенной формой ее институционализированности в том смысле, что ее социальная и духовная значимость, авторитет, функции, формируются не единовременно, а передаются и воспроизводятся из поколения в поколение. В этом контексте творческую элиту можно рассматривать как носительницу совокупности определенных социальных, этических, психологических, духовных связей и отношений. В случае с творческой элитой ее воздействие на разные стороны жизни социума происходит в идеальной сфере на более сложном уровне, и сущность этого воздействия определяется сущностными «ценностными» характеристиками представителей творческой элиты.

В качестве перспективы дальнейших исследований этики творческой элиты в рамках общей теоретической направленности осмысления творческой элиты, можно назвать анализ содержания и механизмов воздействия творческой элиты как на саму элиту в более широком понимании, так и на общество в целом в рамках дихотомии элита - массы, с учетом особенностей постиндустриального и информационного общества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Шелонаев, Сергей Игоревич, 2005 год

1. Аберт Г. В.А.Моцарт. 4.1, кн.1. - М.: Музыка, 1987. - 544с.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -299с.

3. Агафонов В. Об индивидуальности и индивидуализме. // Мир божий.- № 2.- С.282-297. № 3.- С. 246-274.

4. Аврамова Е., Дискин И. Социальные трансформации и элиты // Общественные науки и современность.- 1994, №3.

5. Адамович Ю. Представляет ли интеллигенция общественный класс // Правда. 1904. - №5. - С.207-220.

6. Адлер А. Понять природу человека / Пер. Е.А.Цыпина. СПб.: Академический проект, 1997. - 256с.

7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. - 380с.

8. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980. - 255с.

9. Антонова Н.В. Проблемы личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996г. - №1.-С. 131-143.

10. Ю.Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М.: ИФРАН, 1997.- 348с.

11. П.Аргайл М. Психология счастья./ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. -332с.

12. Аристотель. Сочинения. Т.З / Вступление и примеч. И.Д.Рожанского.- М.: Мысль, 1981.- 613с.

13. З.Аристотель. Сочинения: в четырех т. Т.1. М.: Мысль, 1975. - 550с.14Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие./ Сокр. пер. с англ. -М.:1974. 392с.

14. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. / Пер. с англ. -М.: Прометей, 1994. 352с.

15. Арон Р. Этапы развития социологической мысли.- М.: Прогресс, 1993.- 606с.

16. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды.- М.: Мысль, 1984. -318с.

17. Ассаджиоли Р. Самореализация и психологические потрясения // С.Гроф. Духовный кризис. Статьи и исследования. Пер. с англ. М.: «Класс», 2002. - С.49-73.

18. Афанасьев М.Н. Правящие элиты и государственность посттоталитарной России: Курс лекций.- М.- Воронеж, 1996. -224с.

19. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России).- Новосибирск.: Сиб. хронограф, 1997. -С.162-163.

20. Ашин Г.К.,Охотский Е.В. Курс элитологии. М.: Спортакадемпресс, 1999.- 368с.

21. Ашин Г.К. Понеделков А.В. Игнатов В.Г. Старостин A.M. Основы политической элитологии. М.: Изд-во ПРИОР, 1999. - 304с.

22. Ашин Г.К. Политическая элита // Политика: проблемы теории и практики / Под ред. С.В.Братчикова.- М., 1990.- Вып 7.-Ч.1.-С.22-37.

23. Ашин Г.К.Современные теории элиты: критический очерк. — М.: Международные отношения, 1985.- 256с.

24. Ашин Г.К. Смена элит // Общественные науки и современность. -1995.-№1.

25. Ашин Г.К.Элиты как субъекты модернизации // Модернизация и национальная культура: Материалы теоретического семинара.- М., 1995. -С.77-87.

26. Бабаева JI.B., Таршис Е.Я., Резниченко JI.A. Методологические проблемы изучения российской элиты // Общество и экономика. 1994. -№11-12.

27. Бабаева JI.B., Чирикова А.Е. Бизнес-элита России: образ мышления и типы поведения // Социологические исследования. 1995.- №4.

28. Бакурадзе О.М. Природа морального суждения. Тбилиси: Изд-во Тбил. Ун-та, 1982. - 84с.

29. Бакштановский В.,Согомонов Ю. «Этос среднего класса»: нормативная модель и отечественные реалии. Тюмень: ТюмГНГУ, 2000.-271с.

30. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества.- СПб.: Изд. РХГИ, 1997.- 464с.

31. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского.- М.: «Худож. Лит.», 1972.- 470с.

32. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984-1985.- М.: Наука, 1986.

33. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.- 423с.

34. Бежар М. Мгновения в жизни другого. М.: В/О Союзтеатр,1989. -240с.

35. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество.- M.:Academia, 1999.- 785с.

36. Бергер П., Лукман Т Социальное конструирование реальности.- М.: Медиум, 1995.- 322с.

37. Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии.-Л.: Лениздат, 1991. 398с.

38. Бердяев Н.А. Смысл творчества // Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества.- М.: Правда, 1989.- 607с.

39. Бердяев Н.А. Судьба России.- М.: Мысль, 1990.- 205с.

40. Бердяев Н.А. Философия свободного духа.- М.: Республика, 1994.-479с.

41. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995.- 382с.

42. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление?- М.: РАН Ин-т философии, 1993.- 196с.

43. Бибихин В.В. Язык философии.- М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.- 403с.

44. Библер B.C. Что есть философия? // Вопросы философии. — 1995.-№1.-С.167.

45. Бобарыкин П.Д. Подгнившие «Вехи» // В защиту интеллигенции. -Сб.ст. М., 1909.- С.134.

46. Боровский А. Русское искусство прошедшего века. СПб.: Эрви, 2001.-208с.

47. Бруно Дж. О героическом энтузиазме. Киев: Новый Акрополь.-1996.- 282с.

48. Будон Р. Место беспорядка / Пер. с фр., М.: Аспект Пресс, 1998.-284с.- 268с.

49. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности.- М.: Изд. МГУ, 1968.

50. Булгаков С.Н. Свет Невечерний: Созерцания и умозрения.- М.: Издательство ACT, Харьков: «Фолио», 2001. 672с.

51. Бурдье П. Социальное пространство и генезис классов // Вопросы социологии.- 1992.- Т.1.- №1.- С. 17-36.

52. Бурдье П. Социальное пространство и генезис «классов» // Бурдье П. Социология политики. С.55-97.

53. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением.- М.: Медицина, 1989.-302с.

54. Вайда М. Проблема «новой элиты» // Путь. 1992. - №1. - С.254-258.

55. Васильев В.К.,Кузин О.С., Угрюмов В.Б. Кто есть кто с Санкт-Петербурге.- СПб.: Лениздат, 2001.-368с

56. Васильева Л.Н. Модернизация и элита // Социально-гуманитарные знания. -2001, №4.

57. Вебер М. Избран, произв.- М.: Прогресс, 1990.- 804с.

58. Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юристъ, 1994.-702с.

59. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994.- №5. - С. 147-156.

60. Веблен Т. Теория праздного класса. Пер с англ.- М.: Прогресс, 1984.-367с

61. Вехи. Сб. статей о русской интеллигенции. — М.: Типография Саб-лина, 1909. -209с.

62. В защиту интеллигенции. Сб. статей. -М.: «Заря». 1909.- 167с.

63. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: Изд-во МГУ, 1990.- 283с.

64. Виппер Р. Две интеллигенции и другие очерки. Сб. статей и публ. лекций. 1900-1912.-М., 1912.-321с.

65. Вичев В. Мораль и социальная психика. М.: Прогресс, 1978.-357с.

66. Власкин А.Г. Мораль и традиции. JL: Знание, 1981.- 36с.

67. Власов В.Г. Стили в искусстве.- СПб.: Лита.- 1998.-672с.

68. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М.Г.Ярошевского. -М.:Педагогика, 1987.-341с.

69. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1996.- 150с.

70. Гаевский В.М. Петербургская школа балета.// Фен. Петербурга./ Труды Международной конференции. СПб.: Блиц, 2000. - С.258.

71. Гайденко П.П. Коллизия возрожденческого титанизма // Вопросы литературы. 1980. №3.

72. Гаман-Голутвина О. Политические элиты России. М.: Изд-во РАГС, 1998.- 36с.

73. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Т. XII. М., 1938.- 472с.

74. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.З. Философия духа. М.: Мысль, 1977.- 471с.

75. Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии / Сб., пер. с англ., нем., фр. М.: Прогресс, 1988.- С. 152-201.

76. Гельман В. Шахматные партии российской элиты // Pro et Contra. 1996. Т.1.- №1.

77. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Социальная структура и стратификация // Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М.: Институт социологии РАН, 1998.- С.104-129.

78. Головачев Б.В., Косова Л.Б., Хахулина Л.А. Формирование правящей элиты в России / Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. М.: ВЦИОМ, 1995. - №6. - С.18-24, 1996. - №1. С.32-38.

79. Голик Н.В. Этическое в культуре. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - 256с.

80. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. — М.: Изд-во МГУ, 1987.- 174с

81. Голофаст В.Б., Протасенко Т.З., Божков ОБ. Элита Петербурга глазами населения. // Мир России. 1995.- №2.83 .Грановская P.M. Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов.-СПб., 1994.- 174с.

82. Гредескул Н.А. Перелом русской интеллигенции и его действительный смысл // Вехи; Интеллигенция в России./ Сб. ст., 1909-1910.-М.,1991.- С.233.

83. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.: Рольф, 2001.-416с.

84. Гулыга А.В. Философия в поисках смысла жизни // Диалог.- 1990.-№12.- С.96-98.

85. Гуревич П.С. Элитарная культура // Философские науки.- 1997.-№1.- С.111-114.

86. Гусейнов А.А. Обоснование морали как проблема // Мораль и рациональность. М,,1996.

87. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика.- М.: Гардарики, 1999.-472с.

88. Гредескул Н.А. Перелом русской интеллигенции и его действительный смысл // Вехи; Интеллигенция в России./ Сб. ст. 1909-1910,- М., 1991.- С.233.

89. Давыдов Ю.Н. Искусство и элита. -М.: Искусство, 1966.- 344с.

90. Дискин И.Е. Россия: социальная трансформация элиты и мотивация. // Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития / Под общ. Ред. Т.И.Заславской и Л.А.Арутюнян. М.: Интерпракс, 1994.

91. Добрынина В.И., Кухтевич Т.Н. Формирование интеллектуальной элиты в высшей школе.- М.: Изд-во МГУ, 1996,-92с.

92. Дорфман Л .Я. Ковалева Г.В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве // Вопросы психологии,- 1999.-№2.- С.101-106.

93. Дробницкий О.Г. Понятие морали: Историко-критический очерк.-М.: Наука, 1974. 388с.

94. Дьюи Дж. Обладание опытом // Современная книга по эстетике. /Антология. Пер с англ.- М.: Изд. «Ин. Лит-ра.», 1957.- С.134-159.

95. Дэвис К. Концептуальный анализ стратификации // Социальная стратификация / Отв. Ред. С.А. Белановский. М., 1992. - Вып.1. -С.139-159.

96. Дэвис К., Мур У. Некоторые принципы стратификации // Социальная стратификация / Отв. Ред. С.А. Белановский. М., 1992. - Вып. 1. — С. 160-177.

97. Дюмон Л. Homo hierarchicus: опыт описания системы каст / Перев. С фр. Под ред. Н.Г. Краснодембской; Вс. Ст. Н.Г. Краснодембской. -СПб.: Издательск. Группа «Евразия», 2001. 480с.

98. Жизнь как творчество: Социально-психологический анализ / Отв.ред. Л.В.Сохань, В.А.Тихонович.- Киев: Наукова думка, 1985.-302с.

99. Желобов А.П. Этика и гуманизм: опыт гуманитарной экспертизы русской этической мысли.- СПб.: Лен. гос. обл. ун.-т, 1998.- 125с.

100. Жуков Ю. М. Ценности как детерминанты принятия решений. Социально-психологический подход к проблеме // Психологические проблемы социальной регуляции поведения.- М., 1976.

101. Зеленкова И.Л. Этика: тексты, комментарии, иллюстрации.- Мн.: ТетраСистемс, 2001.- 480с.

102. Зимбули А.Е. Измененные состояния сознания как предмет этического осмысления: к постановке проблемы // Школа мысли: Альманах гуманитарного знания (сборник научных трудов). Выпуск №5.-Новосибирск: НИПКиПРО, 2005.- 150с.

103. Зимбули А.Е. Лекции по этике: Учебное пособие. СПб., 2003.-176с.

104. Зиммель Г. Социальная дифференциация // Западно-европейская социология XIX начала XX веков / Под ред. В.И. Добренькова. -М., 1996.

105. Золотухина-Аболина Е.В. О специфике высших духовных ценностей // Философские науки. 1987, №4.- 62с.

106. Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. Пер. с нем.- М.: Наука, 1994.-442с.

107. Иванов А.В. Сознание и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1994.-129с.

108. Иванов В.Г. Мораль коллективистская, гуманистическая, деятельная. -М.: Знание, 1987.- 62с.

109. Иванов В.П. Человеческая деятельность, познание, искусство.-Киев, 1977.

110. Каган М.С. Философская теория ценности.- СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. 205с.

111. Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений./ Умеем размышлять.- М.:Политиздат, 1988.- 315с.

112. Каган М.С. Морфология искусства.- Л.: Искусство, Лен. отд., 1972,- 440с.

113. Кандинский В.В. О духовном в искусстве.- Л.: Архимед, Фонд «Ленингр. Галарея», 1989.- 68с.

114. Канетги Э. Масса и власть. М.: Ad Marginem?, 1997. - 527 с.

115. Кант И. Сочинения. В 6-ти т., т.4. Ч. 1. М.: Мысль, 1965.-544с.

116. Кант И. Сочинения. В 6-ти т., т.4. 4.2. М.: Мысль,1966.- 478с.

117. Кант И. Сочинения. В 6-ти т., т.5.- М.: Мысль, 1966,- 564с.

118. Кант И. Сочинения. В 6-ти т., т.6.- М.: Мысль, 1966.- 743с.

119. Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. СПб.: Наука, 1995. - 528с.

120. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. Сочинения в 6 т.- М.:Мысль,1964.- 541с.

121. Камю А. Записные книжки. М.: Вагриус, 2000. - 208с.

122. Карабущенко П.Л. Антропологическая элитология,- Астрахань: Изд-во Астрахан. филиала МОСУД999.- 231с.

123. Карсавин Л.П.О добре и зле // Карсавин Л.П. Малые соч.- СПб.: Алетейя, 1994.- 531с.

124. Качанов Ю.Л. Практическая топология социальных групп // Socio-Logos. — М., 1996.

125. Качанов Ю.Л., Шматко Н.А. Базовая метафора в структуре социальной идентичности // Социологические исследования. 1996. -№1.

126. Качанов Ю.Л., Шматко Н.А. Базовая метафора рефлексивного жизнеописания интеллигентов, предпринимателей и политиков // Опсихологии ученого и педагога современной России. — М.:МГПУ, 1996.

127. Качанов Ю.Л., Шматко Н.А. Проблема реальности в социологии: как возможна социальная группа? // Социологические исследования. -1996. -№12.

128. Качество населения Санкт-Петербурга. СПб., 1993.

129. Квакин А.В. Интеллектуальная элита интеллектуалы/интеллигенция: еще раз о соотнесении понятий.// Интеллигенция и мир. Ивановский гос. Университет.- 2000.- № 2-3.

130. Квакин А.В. Современные проблемы изучения истории интеллигенции // Проблемы методологии истории интеллигенции; поиск новых подходов.- Иваново, 1995.

131. Ковалевский М.М. Современные социологи. Соч. в двух томах, Т. И.- М.: Алетейя, 1997.- 415с.

132. Коган Л.Н., Чернявская Г.К. Интеллигенция.- Екатеринбург: УГ-ТУ, 1996.- 67с.

133. Колеров М.А. Индустрия идей. Русские общественно-политические и религиозно-философские сборники 1887-1947. М.: ОГИ, 2000.- 130с.

134. Комиссаржевская В.Ф. Письма актрисы. Воспоминания о ней. -Л. М.: Искусство, 1964.- 424с.

135. Корнилов С.В. Философия самосознания и творчества : портреты русских мыслителей.- СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1998.- 224с.

136. Костина А.В. Соотношение массового и элитарного в культуре. Автореф. диссерт. на соиск. уч. ст. канд. философ, наук. М.,1997.

137. Кривцун О.А. Художественная богема как феномен русской культуры начала XX века // Элитарное и массовое в русской художественной культуре. М., 1996.

138. Крыштановская О. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту.// Общественные науки и современность.-1995.-№1.- C.5L

139. Кугель С.А. Общие проблемы изучения интеллектуальной элиты. // Интеллектуальная элита Санкт-Петербурга. Ч.2.- Кн. 1.- СПб., 1994.

140. Куколев И., Штыков П. Становление элитоведения. // Социальные исследования в России. Немецко-российский мониторинг.- Берлин, Москва.: Полис.

141. Кули Ч. Социальная самость. // Американская социологическая мысль. Тексты.- М., 1994.- С.316-329.

142. Кутырев В. Человек в мире: типы смысложизненных ориентаций // Общественные науки. 1990. - №2.- С.119-133.

143. Кууси П. Этот человеческий мир.- М.: Прогресс, 1988.- 362с.

144. ЛазаревВ.Н. Предисловие к кн. Леонардо да Винчи. Трактат о живописи.- М.,1934.-С.3.

145. Лапина Н.Ю., Чирикова А. Региональные элиты в РФ: модели поведения и политические ориентации. М.: ИНИОН, 1999.-191 с.

146. Лебон Г. Психология народов и масс.- СПб.: Макет, 1995. 316с.

147. Левада Ю.А. Возвращаясь к проблеме социальной элиты.// Мониторинг общественного мнения. 1998. - №1.

148. Левада Ю.А. Социальные типы переходного периода: попытка переходного периода: попытка характеристики. Мониторинг общественного мнения // Экономические и социальные перемены. -1997.-№2.

149. Левада Ю.А. «Человек советский» десять лет спустя: 1989-1999. // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень.- 1999. №3.

150. Лелина В.И. Петербургский стиль как повседневная реальность // Феномен Петербурга. / Труды международной конференции.- СПб., 2000.

151. Либман Г.И., Варбузов А.В., Сухарев Э.О. Теории элит // Социально-политический журнал.-1997. №4, 5.

152. Ломовицкая В.М., Петрова Т.А., Фомин А.С. Механизмы использования и сохранения интеллектуальной элиты. // Интеллектуальная элита Санкт-Петербурга. Ч.2.- Кн.1.- СПб., 1994.

153. Лосев А.Ф. Дерзание духа.- М.: Политиздат, 1989.- 364с.

154. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978.- 623с.

155. Лосский Н.О. Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма, СПб, 1903

156. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция.- М.: Республика, 1995.- 400с.

157. Лук А.Н. Психология творчества.- М.: Наука, 1978.- 127с.

158. Макиавелли Н. Государь.- СПб.: Азбука, 1997,-191с.

159. Малютин М. «Новая» элита России// Общественные науки и современность." 1992.-№2.

160. Малькова EJL^Фролова М.А. Массы. Элита. Лидер.- М., 1992.

161. Мамардашвили М. Кантианские вариации. М.: «Аграф», 1997.-311с.

162. Мамедов Р.Д. Интеллигенция как социальная общность, ее жизнедеятельность и роль в современном мире. Автореф. на соиск. уч.ст. доктора философ, наук,- М., 1993.- 44с.

163. Мандел Э. Власть и деньги. Общая теория бюрократии.- М.: Экон. демократия, 1992.- 277с.

164. Манхейм К. Диагноз нашего времени.- М.: Юрист, 1994.-700с.

165. Манхейм К. Проблемы интеллигенции. Демократизация культуры. Ч.1.-М.:ИНИОН, 1993.-104с.

166. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы.- М.: Смысл, 1999.- 424с.

167. Маслоу А. Психология бытия. Пер. с англ.- М.: Рефл-бук , Киев: Ваклер, 1997.-304с.

168. Мейлах Б.С. О стратегии комплексного изучения художественного творчества // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения.- Л.: Наука. Лен. отд., 1982.- С. 12-26.

169. Мелик-Пашаев А.А. А.С.Пушкин и психология художественного творчества // Вопросы психологии. 1999. - №5.

170. Мелихов А. Если соль земли перестанет быть соленой / Журнал «Октябрь». 1999. - №4.

171. Мерлин B.C. Взаимоотношение иерархических уровней в системе взаимосвязей «человек-общество» // Вопросы психологии. -1975.- №5.- С. 3-12.

172. Микульский К.Н., Бабаева Л.В., Таршис Е.Я. и др. Российская элита: опыт социологического анализа. 4.1. Концепция и методы исследования.- М.: Наука, 1995.-39с.

173. Миллс Р. Властвующая элита. М.: Изд-во Иностранной литературы, 1959.-543с.

174. Милль Дж. Размышления о представительном правлении. СПб.,1993.- 263с.

175. Милюков П.Н. Интеллигенция и исторические традиции. // Интеллигенция в России. Сб. статей. СПб.: «Земля», 1910. - С.89-191.

176. Михайловский Н.К. Герои и толпа // Михайловский Н.К. Избранные труды по социологии: В 2 т. СПб.: Алетейя, 1998. - Т.2. -406с.

177. Михалевич А.В. Смеюсь над элитой. М.: Советский писатель, 1973.-248с.

178. Михеева И.Н. Амбивалентность личности: морально-психологический аспект. М.: Наука, 1991. -127с.

179. Михельс Р. Социология политической партии в условиях демократии. // Диалог.- 1990.- №3.- С.58-59.

180. Моска Г. Правящий класс.// Социологические исследования.1994.-№10.- С.189.

181. Московичи С. Век толпы. Исторический трактат по психологии масс. М.: Центр психологии и психотерапии, 1996.- 478с

182. Мостовая И.В. Социальное расслоение: Символический мир ме-таигры.- М.: Механик, 1996. — 208с.

183. Мохов В.П. Элитизм и история. Проблемы изучения советских региональных элит.- Пермь: ПГТУ, 2000.-204с.

184. Мухина B.C. Проблемы генезиса личности.М. 1985

185. Нарта М. Теория элит и политика: к критике элитаризма. М.: Наука, 1978.-237с.

186. Ницше Ф. Соч. в двух томах. Т.2. М.: «Мысль», 1990.-829с.

187. Ницше Ф. Злая мудрость. Избр. пр.- М., 1993.

188. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Соч. Т.2. М.: «Мысль», 1990.

189. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ.- М., 1994.-352с.

190. Новый гуманитарий в поисках идентичности ( круглый стол с участием А.Т.Бикбова) // Новое литературное обозрение. — 2002. -№55.

191. Овчинников В.Ф. Творческая личность в контексте русской культуры. Калининград: Изд. КГУ, 1994.- 87с.

192. Образ жизни: Теоретические и методологические проблемы социально-психологического исследования / Отв ред Л.В.Сохань, В.А. Тихонович.- Киев: Наукова думка, 1980.- 299с.

193. Образованный класс: история, структура, современные особенности / Отв.ред. Голофаст В.Б.; СПб. Филиал Института Социологии РАН.-СПб, 1997.

194. Овсянноко-Куликовский Д.Н. История русской интеллигенции .// Собр. соч. Т.9.Ч.З. СПб.: «Прометей», 1911.

195. Ожегов С.И., Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. -М.: Азъ, 1992.-960с.

196. Олпорт Г. Становление личности. М.: Смысл, 2002.- 462с.

197. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М.: Изд-во «Весь мир», 2000.-704с.

198. Ортега-и Гассет X. Веласкес. Гойя. М.: Изд-во «Республика», 1997.-351с.

199. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии,-1996.-№1. С.5.

200. Охотский Е.В. Политическая элита и российская действительность.- М.: Изд. РАГС, 1996.- 137с.

201. Платон. Сочинения. В 3-х т. Пер. с древнегр. Под общ. ред. А.Ф.Лосева и В.Ф.Асмуса.Т.1.- М.:Мысль, 1968.-622с.

202. Платон. Сочинения. В 3-х т. Пер. с древнегр. Под общ. ред. А.Ф.Лосева и В.Ф.Асмуса.Т.2.- М.:Мысль, 1970.-611с.

203. Парсонс Т. Аналитический подход к теории социальной стратификации // Социальная стратификация / Отв. Ред. С.А. Белановский. -М., 1992.-Вып. 1.-С. 114-137.

204. Петров И.И. Эволюция элитарной парадигмы. // Новая элита в России. Сб. статей. Вып. 1. М., 1995. - С.4-10.

205. Петровский А.В. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990.- 110с.

206. Пойзнер Б. Элита в сознании университетского культуролога. // Alma mater. 1994. - №1.

207. Понеделков А.В. Политическая элита: генезис и проблемы ее становления в России.- Ростов-на-Дону: Изд. СКНЦ ВШ, 1995.- 206с.

208. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги T.l.-М.: «Культ, инициатива», 1992.-446с.

209. Попов Л.А. Этика: курс лекций. М.:Центр, 1998.- 159с.

210. Проскурин А. Процессы элитообразования: исторический и прогностический аспекты. // Alma mater. — 1993.- №2.

211. Пугачев В.П. Субъекты политики: личность, элита, лидерство.-М.: Знание, 1991.-56с.

212. Пунин Н.Н. Мир светел любовью. Дневники. Письма. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2000. - 527с.

213. Пушкин А.С. Собр. Соч. в 6 т. т.1.- М.: Правда, 1969.- 526с.

214. Радаев В.В. Властная стратификация в системе советского типа // Рубеж: Альманах социальных исследований.- 1991. № 1.

215. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. 2-е изд. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 318с.

216. Радаев В.В. Социальная стратификация, или как подходить к проблемам социального расслоения // Российский экономический журнал. 1994. - №11. - С.85-86.

217. Рассел Б. История западной философии. Т. 2.- М.: Миф, 1993.-446с.

218. Региональные элиты Северо-Запада России: политические и экономические ориентации. Отв. ред. Дука А.В.- СПб.: Алетейя, 2001.-352с.

219. Ривера Ш.В. Тенденции формирования состава посткоммунистической элиты России: репутационный анализ // Полис. 1995. - №6, 1996.-№3.

220. Ролз Дж. Теория справедливости.- Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1995.- 535с.

221. Российская элита. Концепция и методы исследования. Под ред. Микульского.- К.И.М., 1995.

222. Российская элита психологический портрет. (Сост. О.В.Давыдов). - М.: Ладомир, 2000.

223. Росс.Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Пер. с англ. М.: Аспент Пресс, 1999.-429с.

224. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб: Питер Ком,1998.-705с.

225. Руденский Е.В. Социальная психология.- М.: Инфра-М, 1997.-221с.

226. Рыбакова Н.В. Моральные отношения и их структуры.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. 120с.

227. Рэнд Э. Концепция эгоизма.- СПб.: Макет, 1995.- 125с.

228. Сагова Д.Д. Интеллигенция и ее трансформация в конце 20 века. Автореф. на соиск. уч.ст. канд. философ, наук. Ростов на Дону,1999.- 24с.

229. Санистебан Л. Основы политической науки. М.: Владан, 1992.-122с.

230. Сартори Дж. Вертикальная демократия // Полис. 1993. - №2. -С.80-82.

231. Сверчкова Л.П. Субъект духовного производства: методологический анализ.- Л.: Изд-во ЛГУ,1988.- 127с.

232. Севастьянов А.Н. Национал-капитализм.- М.: А. Севастьянов, 1995.- 208с.

233. Сидоров В.М. Предисловие к книге Рерих Н.К. Избранное М., 1979, С. 3.

234. Синие страницы Петербурга. Петербургский ежегодник.-.СПб.,1997-1998.

235. Синюков В.А. Нравы как объект этического анализа.- Пенза: ПВАИУ, 1994.-39с.

236. Смирнов П. И. Служебная деятельность как фактор формирования русского национального характера // Поиски исторической психологии / Тезисы докладов Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 1997 г.- СПб.: Третья Россия, 1997.- С. 16-19.

237. Смоленцев Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия.-М.: Изд-во МГУ, 1989.-199с.

238. Смулевич А.Б., Дубницкая Э.Б., Ильина Н.А. Расстройства личности: актуальные аспекты систематики, динамики, терапии // Психиатрия.- М. 2003г. №5.-С7-16

239. Соколов В.М. Политическая элита: моральный аспект. // Политическая элита: состояние и перспективы становления. — М.:, 1993.-С.42.

240. Соколов Н.М. Об идеях и идеалах русской интеллигенции. -СПб.: Типография Н.М. Стасюлевича.- 527с.

241. Соловьев А.И. Культура власти российской элиты: искушение конституционализмом // Политические исследования. 1999. - № 2. — С.65-80.

242. Сорокин П.А.Социальная стратификация и мобильность // Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992. - С.302-373.

243. Социальные и политические ориентиры С.-Петербургской элиты // Материалы международного симпозиума / Под. ред. С.А.Кугеля. -СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 1998.

244. Стрелер Джоржо. Театр для людей. М.: Радуга, 1984. - 314с.

245. Сычева М.А. Элитарность художественной деятельности и стиля жизни творцов «серебряного века». Автореф. на соиск. уч.ст. канд. философ, наук.- Ростов на Дону, 2002.

246. Сычева М.А. Художественная и интеллектуальная элита // Гуманитарные и социально-экономические науки // Известия Тульского университета.- 2000. №2-3.- С.107-108.

247. Тард Г. Социальная логика. СПб.: Социально-психологический центр, 1996.- 556с.

248. Титаренко А.И. Антиидеи. М.: Издательство полит, литературы, 1976. - 399с.

249. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания: опыт этико-философского исследования М.: Мысль, 1974.-278с.

250. Тойнби А. Постижение истории: пер. с англ.- М.: Прогресс, 1991.-736с.

251. Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22 т. Т. XV. -М., 1985.

252. Толстой J1.H. Собр. соч.: В 22 т. Т. XXI. М., 1985.

253. Туган-Барановский М. Интеллигенция и социализм. // Интеллигенция в России. СПб.: «Земля», 1910. - С.235-258.

254. Федотов Г.П. Создание элиты (Письма о русской культуре)/ Судьба и грехи России, т.2. СПб., 1992.

255. Фейербах Л. История философии. Т. 1.- М.: Мысль, 1974.- 544с.

256. Флоренская Т.А. Проблема психологии катарсиса как преобразования личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения.- М., 1979.- С. 164.

257. Философская энциклопедия.- М.: Изд-во энциклопедия, 1970.

258. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произв. М.: Просвещение, 1989.- 447с.

259. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. - 415с.

260. Фуко М. Интеллектуалы и власть.- М.: Праксис, 2002.- 381с.

261. Чернышов А.Г. Психология региональной элиты: мировоззренческие и идеологические стереотипы // Трансформация региональных элит в сравнительной перспективе. М.: МОНФ, 1999.

262. Чешков М.А. Социальный профиль верхов (исследования постколониальных элит и опыт России).- М.: ООД ИМЭМО РАН, 1997.-51с.

263. Чирикова А.Е. Лидеры российского предпринимательства: менталитет, смыслы, ценности.- М.: ИС РАН, 1997.

264. Хайек Ф. Дорога к рабству // Вопросы философии.- 1990.- №1012.

265. Хальбквас М. Социальные классы и морфология / Перев. с фр. А.Т. Бикбова, Н.А.Шматко; Под ред. А.Т.Бикбова. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2000.- 509с.

266. Хейзинга Й. Homo Ludens: Опыт определения игрового элемента культуры. М.: Прогресс, 1992.- 458с.

267. Хрустов В.Ф. Творческое меньшинство на перепутье российской истории. / Российский химический журнал.-1999.- №6.

268. Шагал М. Моя жизнь. М.: Эллис Лак, 1994. - 208с.

269. Шел ер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии. Сб., пер с англ., нем, фр.- М.: Прогресс, 1988.-С.31-95.

270. Шеллинг Ф.В.Й. Система трансцендентального идеализма // Соч.: В 2 т. Т. 1.-М., 1987.

271. Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1999.-535с.

272. Шопен А. Письма. Т.2: Переводы / Сост. Г.С.Кухарский. М.: Музыка, 1980.-468с.

273. Шопенгауэр А. Избранные произведения.- М.: Просвещение, 1992.-479с.

274. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.287с.

275. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Сочинения. Т1.-М.: Наука, 1993.-с311

276. Шпенглер О. Закат Европы. Р. н/Д.: Феникс, 1998. - 640с.

277. Элитарное и массовое в русской художественной культуре: Сб.ст.-М., 1996.

278. Эйзенштейн С.М. Психологические вопросы искусства. — М.: Смысл, 2002. 335с.

279. Элитологические исследования. Научно-теоретический журнал /Учредитель: Межрегиональный исслед. Центр проблем элитарного образования.- Астрахань: МИЦПЭО, 1998.

280. Элдерсфельд С. Политические элиты в современных обществах. Эмпирические исследования и демократия. М.: ИНИОН, 1992.-20с.

281. Эко У. Пять эссе на темы этики.- СПб.: Симпозиум, 2000.- 157с.

282. Энкельман Н.Б. Власть мотивации. Харизма, личность, успех. -М.: Интерэксперт, 1999.- 272с.

283. Эрн В.Ф. Сочинения. -М.: Правда, 1991.- 575с.

284. Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г.Апресяна и А.А.Гусейнова.- М.: Гардарики, 2001.- 671с.

285. Юнг К.Г. Психологические типы. СПб.: Ювента М.: Прогресс-Универс, 1995.- 715с.

286. Янг. М. Возвышение меритократии // Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы. М., 1991.

287. Ярмоленко JI.B. Социальные метаморфозы российской элиты № 2-3.- С. 221-222.

288. Adorno Th. Negative dialectics. N.Y.: Seabury Press, 1973.-416p.

289. Allais M. Classes sociales et civilisations.// Economies et socieles. T.8. Paris, 1974.-377p.

290. Barkly R. The theory of elite and mythology of power.// Science and Society. 1955. Spring, vol. XIX. No 2.-P.97.

291. Bell D. The Coming of post-industrial society. A venture in social forecasting. N.Y.:Penguin books, 1976.-507p.

292. Bell D. The cultural contradictions of capitalism. N.Y.:Basic books, 1976.-301p.

293. Von Beume K. Die Politischen Theorien der Gegenwart. Opladen, 1992.- 227p.

294. Burnham J. Managerial revolution. N.Y.:Penguin books, 1945.-238p.

295. Burton M.G., Higley J. Elite settlements // American Sociological Review. 1987. Vol.52. No 3.

296. Cronbach L.J. Essentials of psychological testing. N.Y.: Harper & br., 1960.-650p.

297. Devline J. The rise of the russian democrats: the causes and consequences of the elite revolution.- Aldershot: Edward Elgar Publ., 1995.

298. Eisenstadt S.N. Introduction historical traditions, modernization and development.// «Patterns of Modernity». Vol. 11. Beyong the West. N.Y.1987.- P.4.

299. Field G.L., Higley J. Elitism.- L.: Routledge & Kegan Paul, 1980.-135p.

300. Hunter F. Community power structure.- Chapel Hill: Univ. of North Carolina press, 1963.- 297p.

301. Galbraith J. Economics and the public purpose.- L.: 1974.-324p.

302. Gittler J. Social dinamics.- N.Y.: Wiley, 1952.

303. Gouldner A.W. The future of intellectuals and the rise of new class. N.Y., 1979.

304. Kelsall R.K. Recruitment to the higher civil service: how has the pattern changed? // Elites and Power in British Society / Ed. By Stanworth P., Giddens A. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1974.

305. Kim Ch. L., Woo B.-K. The role of legislative elites in democratic change // Comparative Political Studies. 1973. Vol. 6. No.3.

306. Kuczynski J. Homo creator.// Dialectics and Humanism. 1978. No 3.-P.30.

307. Lasswell H. The comparative study of elites.- Stanford: Stanford univ. press, 1952.-79p

308. Lipset S. M. Political man.- Baltimor: John Hopkins univ. press,1988.- 586p.

309. Macdonald D. A theory of popular culture. «Politics». 1944.

310. Malia M. What is intelligentsia? //ed. R. Pipes. The Russian intelligentsia. N.Y. 1961.-P.3.

311. Marcuse H. One-dimension man.- N.Y.,1970.

312. Marcuse H. Reasons and revolution.- L.: Routledge & Kegan Paul, 1986.- 440p.

313. Michels R. Political parties. A sociological study of the oligarchical tendencies of modern democracy.- N.Y.: Collier books, 1962.- 379p.

314. Mills Ch. The causes of the world war Three.- L.:Secker & Warburg, 1959.-176p.

315. Sorokin P., Lundon W. Power and morality.- Boston, 1959.

316. Szczepanski J. Intellectuals in contemporary societies.- Stanford, 1961.

317. Schrittenreihe der Bundeszentrale fur Heimatdienst, 1955, Heft 12, S.6,9.

318. Pareto V. Elites and their circulation.//ed. C.S. Heller. Structured social inequality: a reader in comparative social stratification. N.Y. 1969.-P.35.

319. Prewitt K., Stone A. The ruling elites: elite theory, power, and American democracy.- N.Y., L.: Harper & Row Publishers, 1973.

320. Wittgenstein L. Lectures on Ethics. // Philosophical Review. 1965. Vol.74. No 1.- P. 7.

321. Гусейнов А.А. Без моральных претензий. / Российские вести. 2001. №43(1614).-С.10.

322. Лица. // Прилож. к журн. «Совершенно секретно». М. дек. 1999 -янв. 2000.

323. Степанова И. Олег Каравайчук. / Петербург на Невском.-№12/71.-С.13.

324. Вартазаров Л.С. Российская элита. Ее группы, цели и задачи. Тезисы доклада научно-практической конф., М., 20 сентября 2001г., http://www.whoiswho.ru.

325. Басилашвили О. Интервью на радиостанции «Эхо Москвы», 06.11.2004г.

326. Вельяминов П. Интервью в программе «Наобум», ТРК «Петербург», 26.01.2002г.

327. Володин А. Интервью в программе «Диалоги», «НТВ-Петербург», 01.02.1999г.

328. Крючкова С. Интервью в программе «Наобум», ТРК «Петербург, 17.11.1995г.

329. Лопаткина У. Интервью в программе «Наобум», ТРК «Петербург», 09.03.2003г.

330. Погудин О. Интервью в программе «Наобум», ТРК «Петербург», 01.02.2003г.

331. Рузиматов Ф. Интервью в программе «Наобум», ТРК «Петербург», 29.09.2001г.

332. Сокуров А. Интервью журн. «Красный». 2002г.- №6.

333. Фрейндлих А. Интервью в программе «Наобум», ТРК «Петербург», 04.11.2002г.

334. Эйфман Б. Интервью в программе «Наобум», ТРК «Петербург», 14.06.1996г.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.