Эстетические основы исламского орнамента тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Асифа аль-Халлаб

  • Асифа аль-Халлаб
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 179
Асифа аль-Халлаб. Эстетические основы исламского орнамента: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 1999. 179 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Асифа аль-Халлаб

Введение.2

Глава первая: Искусство в контексте ислама.21

Раздел первый: Место и значение искусства в религиозной жизни мусульман.21

Раздел второй: Проблема изобразительности в исламском искусстве.40

1. Отношение к изображению в доисламской арабской художественной традиции.40

2. Отношение к изображению в исламской религиозной традиции.■.48

Глава вторая: Исламский орнамент как тип художественной культуры.61

Раздел первый: Общие характеристики исламского искусства.61

Раздел второй: Эстетические особенности исламского орнамента.63

Раздел третий: Проблема профессиональности и творческой . индивидуальности. .68

Раздел четвёртый: Типология исламского орнамента. .78

1. Геометрический орнамент (ар-ракш алъ-хандаси).79

2. Растительный орнамент (ар-ракш ан-набати).91

3. Эпиграфический орнамент.96

Глава третья: Эволюция исламского орнамента.126

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстетические основы исламского орнамента»

Тема данной работы предполагает изучение орнамента в контексте исламского искусства как системы, связующей все элементы и факты в единое целое.

Исламский орнамент исследуется мною не в традиционном историческом аспекте, исходящем из определения орнамента в качестве одного из видов искусства, но как специфическая форма художественного мышления, понять которую невозможно без обращения к исламской эстетике, философии и религии.

Цель этого исследования отнюдь не в том, чтобы показать религиозную сторону исламского искусства, и если приходится обращаться к религиозным установкам, то лишь для доказательства неразрывности единства искусства и религии как основы художественной деятельности мусульманских народов. Большое внимание, уделяемое здесь эстетико-философским аспектам мусульманского мировосприятия, в действительности имеет целью углублённо исследовать и постичь религиозную сущность исламского искусства."

В связи с этим я не ставила перед собой задачу изучения всех этапов развития исламского орнамента, но выбрала для исследования те исторические периоды, в которые он возник и сформировался как специфическое в истории мирового искусства художественное явление.

В процессе работы удалось выявить, что исламский орнамент разных эпох и стилей обладает общими характеристиками, определяющими его единую духовную сущность.

Как бы ни изменялись внешне орнаментальные формы тех или иных художественных школ мусульманского мира, они доказывают, что на всех этапах развития эти формы исходят из одних и тех же принципов и подчиняются одной и той же системе. Это означает, что орнамент в контексте ислама представляет собой искусство, которое на всём пути своего развития не изменяло своих религиозных и философских основ.

Систематическое изучение исламского искусства началось ещё в 19 веке, в связи с возросшим в период колонизации интересом к мусульманскому миру и бурным развитием археологии арабских стран.

Парижское издательство Prisse d'Avennes в 1877 выпустило книгу "Арабское искусство по памятникам Каира 7 - конца 17 веков" [L'art arabe d'après les monumants de Kaire depuis le VI1 siècle jusqu'au la fin du XVII]. Само название книги свидетельствует о стремлении охватить тысячелетний путь развития художественной культуры мусульманского Египта. Экземпляр этого издания был обнаружен мною в библиотеке Американского университета ' в Бейруте. Введение в книгу содержит исторический обзор Египта во власти арабов. Главы книги посвящены наиболее значительным с точки зрения изучения исламского искусства отдельным памятникам архитектуры. В 1885 тем же издательством был выпущен альбом [La decoration arabe] рисунков и фотографий, представляющих различные варианты орнаментов.

Одним из первых исследователей, систематически изучавших исламское искусство, был французский учёный Жюль Буржуан. В 1873 увидела свет его работа, представляющая панораму арабского искусства разных эпох [45].

В 1879 он издал объёмный труд аналитического характера "Элементы арабского искусства. Свойства переплетений" [46]. Эта книга содержит анализы чертежей сводчатых и арочных конструкций и их декора. Чертежи были выполнены самим автором, который проделал огромную работу, тщательно прорисовывая мельчайшие детали орнаментов. В результате изучения разного вида геометрических узоров Буржуан открыл механизм их создания методом сложного из простого и создал свод основных элементов исламского орнамента. Его труд по сей день остаётся важным источником информации для многих исследователей.

Огромный вклад в изучение исламского искусства внёс немецкий профессор Фридрих Зарре, участник археологических раскопок в Самарре (Ирак) и основатель немецкой школы специалистов в области мусульманской художественной культуры. Работы Ф. Зарре[94] характеризуются широким охватом тем, изучением как архитектуры, так изобразительного и декоративного искусства Арабского халифата, мусульманской Персии, сельджукской Анатолии. Осо.бое внимание он уделял архитектуре и керамике, однако, исследованием собственно орнамента не занимался так же, как и многие другие историки исламского искусства. Даже те из них, кто изучал декоративное мусульманское искусство, как, например, М. Даймонд [55], рассматривали орнамент либо как один из видов архитектурного декора, либо в приложении к какому-либо виду прикладного искусства — керамики, стеклу, металлу, коврам, тканям, оформлению рукописной книги, ювелирным изделиям. Каллиграфия обычно рассматривалась как особая, художественная форма арабской письменности, а не как вид искусства [154, с. 4].

Интерес к изучению мусульманского орнамента усилился во второй половине 20 века, когда был накоплен большой фактический материал, описаны и опубликованы многие музейные и частные коллекции, изданы альбомы и специализированные, хорошо иллюстрированные журналы с памятниками и образцами декоративного искусства различных периодов, созданных в разных областях мусульманского мира.

Известный историк исламского искусства Эрнст Грубе в своей книге "Мир ислама" [The World of Islam, London, 1967] проводит связь между архитектурой и прикладным искусством и рассматривает их стилистическое развитие как единый процесс. Он исследует влияние религии на культуру ислама, выявляет изобразительную и эпиграфическую природу исламского орнамента в аспекте его трансформации в процессе перехода от одного периода к другому. Главной особенностью исламского искусства Грубе считает его сложный, много составной характер, проистекающий из смешения традиций разного происхождения. Арабское влияние в исламском искусстве, по его мнению, проявляется в особом чувстве ритма, который издревле отличал поэзию и музыку арабов. Это врождённое чувство ритма было причиной сложных повторов, характеризующих все виды исламского орнамента.

Американский искусствовед Ричард Эттингхаузен в статье "Характер исламского искусства" [61] пишет, что исламское художественное наследие составляет единое целое, все части которого взаимосвязаны. По его мнению, различия стилей исламского искусства подобны различиям арабских диалектов. Невозможно отличить друг от друга изделия из глины, стекла или ткани, выполненные в Иране, Сирии или на Волге, или изделия из Египта и Ирака. Усилия мусульманина, предпринятые с тем, чтобы удалить всё связанное с прежней религией, мусульманский художник направил на то, чтобы отделить унаследованную форму от прежнего значения и использовать её, наделив исламским содержанием. В итоге, эти унаследованные формы выглядят как чисто абстрактные рисунки, имеют чисто декоративный вид, не более того.

Что касается неразличимости изделий декоративно-прикладного искусства разных центров, то это спорное суждение. Статья была написана давно, когда изучение истории искусства мусульманских стран находилось ещё на ранней стадии. Позднее были открыты новые материалы и возникли новые точки зрения. Сам автор в своём известном монументальном труде "Арабская живопись" [59], исследуя развитие исламской живописи, устанавливает различия стилей произведений разных школ и периодов. Относительно отношения мусульманского художника к наследию, то профессор Эттингхаузен не развил свою мысль до конца, и это его высказывание осталось на уровне догадки. В своих последующих публикациях Р: Эттингхаузен не раз изменял свою позицию, то признавая, то отрицая роль наследия в формировании исламского искусства [61].

Профессор Сорбонны Александр Пападопуло в своей шести томной диссертации "Эстетика исламского искусства: живопись" [89] всесторонне рассматривает философские и эстетические аспекты исламской живописи, выясняет отношения изобразительного искусства и религии, исследует художественные методы и их соответствие с идеологией ислама, а также способы построения формы, композиции, вопросы перспективы. Эта работа является научно аргументированным возражением широко распространённому мнению о несовместимости изобразительного искусства и ислама. Композицию исламской миниатюры он сравнивает с построением пространства в китайской живописи на том основании, что в миниатюре отсутствие третьего измерения и светотени подменяется свободной трактовкой пространства вертикальными планами, создающими впечатление движения кверху. Его идея скрытого спирального развития композиции исламской миниатюры [89], ■ по-видимому, сформировалась под влиянием известного поэта-мистика 13 века Джалал-ад-дина Руми, основателя братства суфиев Мевлевийа, известных также под названием "танцующие дервиши". Танец по спирали в ритуале дервишей Мевлевийа - это высшая ступень на пути обретения состояния духовной чистоты, особая степень религиозной духовности, однако, не имеющая ничего общего с исламским искусством. Однако все затронутые А. Пападопуло проблемы в той или иной степени касаются проблемы исламского орнамента и его эстетических особенностей. Абстрактность, "боязнь пустоты", двухмерность характерны не только для мусульманской живописи, но и для всей художественной.системы ислама.

Орнаменту Пападопуло уделил внимание в другой своей большой работе "Ислам и мусульманское искусство" (1976), в главе "Абстрактное искусство арабески" [88]. Рассматривая проблемы происхождения отдельных элементов и влияния сасанидской, византийской и коптской культур на формирование мусульманского орнамента, он исходит из той позиции, что подлинная арабеска - это " прямолинейная геометрическая плетёнка"[88, с. 185]. Хотя Пападопуло и опирается в своём исследовании на философские и суфийские суждения, он видит лишь внешнюю сторону исламского орнамента, и поэтому не обнаруживает той системы логичной геометризации художественной формы, которой, как будет показано, подчиняется и растительный орнамент, и эпиграфика, и всё исламское искусство в целом.

К верному выводу о духовном единстве исламского искусства приходит немецкий исследователь исламской эстетики Титус Буркхардт в своей известной книге "Мир ислама. Язык и значение" [49], анализируя все области пластического исламского искусства (архитектуру, художественные ремёсла, каллиграфию, живопись, орнамент) и все сферы их применения. В отличие от классического европейского метода исследования, он изучает не внешние проявления, а внутреннее содержание и духовное значение мусульманских художественных памятников. По его мнению, исламское искусство, как всякое сакральное искусство, не просто структура, откликающаяся на мысли и идеологию своих создателей, но значительно .больше. Оно - плод рационального созерцания и духовных представлений о мире и о сущностях за пределами человеческого бытия. И вследствие этого, исламское искусство находится на переходе от чувственно воспринимаемого мира к миру символов и интуиции. Эта теория Буркхардта соответствует исламскому представлению о пяти чувствах, или измерениях, определяющих .земное существование человека, и шестом, чувстве или шестом измерении, благодаря которому осуществляется способность человека к переходу от материального к духовному (в самом себе)! Вследствие этого основной чертой исламского искусства Буркхардт считает абстрактность, выражающую состояние духовной отрешённости от окружающего мира. Как одну из главных форм этой абстрактности Буркхардт выделяет арабский язык и подчёркивает, что в своей письменной коранической форме (соединении святого звука и святого знака) арабский язык не утратил святости, когда стал использоваться в искусстве как один из его видов (имеется в виду каллиграфия). В отличие от Пападопуло, Буркхардт включает в поняти арабески и растительные и геометрические узоры. Однако он рассматривает их как "два полюса художественного выражения в исламе: чувство ритма /растительная арабеска/ и дух геометрии".[49, с. 56]. Эта идея европейского учёного совпадает с основным принципом построения исламского орнамента на органичном ритмическом соединении прямых и кривых линий - алъ-хайт ва рами. Благодаря профессиональному изучению философии суфизма и исламского эзотеризма, Буркхардту удалось проникнуть в духовные основы исламского искусства и осознать их. В этом, на мой взгляд, главное достоинство его работы.

Изучению всех аспектов исламского искусства, его формированию, развитию, историческому разнообразию посвящены труды профессора Принстонского университета Олега Грабара. Одним из итогов его многолетних исследований явилась книга "Орнамент: формы и функции в исламском искусстве".[69]. Свою работу он начинает с критики популярной, но ошибочной той точки зрения, что исламское искусство получило распространение как искусство чисто декоративное. Это определение, по его мнению, обсуждается с двух позиции. С одной стороны, все идеологические и художественные исследования рассматривают орнамент как вторичное явление. С другой, -утверждают, что орнамент не имеет никаких смысловых значений и его присутствие в исламском искусстве ограничивается лишь украшением какого-либо предмета или памятника. Отвергая эту позицию, О. Грабар выстраивает собственную концепцию.

Орнамент он определяет как посредническую форму в истории искусства, которую традиционный исламский мир по историческим и идеологическим причинам предпочёл другим художественным формам, например, изобразительной. При этом опыт предшествующих культур не был отвергнут. В исламском искусстве просто и ясно выделяются элементы, воспринятые от орнаментов других цивилизаций.

Практическое применение орнамента Грабар связывает с четырьмя сферами деятельности: письмом, геометрией, архитектурой и природой. Письмо, по его мнению, это не только передача смысла или упражнение в каллиграфии, но это особая гибкая форма передачи эстетических представлений. Геометрия -это чистые орнаментальные формы. Архитектура - это то, что сообщает орнаменту силу и великолепие. Природа - сфера, формам которой орнамент, коснувшись их, придаёт отвлечённость. Искусство само диктует формы деятельности и посредничества; согласно логике эстетических представлений ислама, только орнамент может служить основой красоты и доставлять нам наслаждение.

Концепция Грабара подводит к верному выводу о том, что именно орнамент является тем ключом, который открывает путь к пониманию исламского искусства. Однако его рассуждения не всегда согласуются с исламскими представлениями. Так, например, Грабар сравнивает роль орнамента в исламском искусстве с ролью иконописи в христианском искусстве, считая, что орнамент в исламе принял на себя те же функции пропагандиста, которые в христианстве исполняла икона. Такое суждение разрушает построенную им же самим концепцию, согласно которой исламский орнамент базируется на законах геометрии, что отвечает логике исламского образа мысли. Однако в отличие от искусства в христианстве искусство в исламе никогда не служило средством пропаганды, хотя и было выразителем религиозных идей. Но главное, система образов в исламском искусстве и система образов в христианском искусстве не в чём не совпадают. Одни и те же формы, даже простейшие круг и квадрат, имеют разный смысл и восходят к разным религиозным основам.

Узнаваемые формы исламского орнамента (виноградная лоза, пальма, звездчатые рисунки) по смыслу не адекватны представлениям европейца об этих формах.

Огромный материал по изучению искусства арабских стран и мусульманских народов Среднего Востока накоплен и разработан в научной литературе на русском языке. Российское искусствознание отличают иные, чем в европейской науке подходы к исследованию исламского искусства. Западные учёные в своих оценках исходят из европейской системы ценностей, в их работах всегда чувствуется противопоставление исламу христианства. Русской школе исламоведения, напротив, всегда было присуще стремление к глубокому изучению различных явлений исламской культуры, широкое обращение к источникам. Для российских учёных Восток был не добычей или экзотикой, как для многих европейских авторов эпохи колониальных режимов, а объектом исследований различных областей древней и средневековой культуры. Начатое ещё в 19 веке движение по переводу Корана, трудов мусульманских философов, историков, географов и путешественников, произведений арабской и персидской литературы и поэзии создало базу для изучения исламского искусства. Несмотря на материалистические позиции, советские ученые в оценке памятников исламского искусства всегда учитывали религиозный фактор. Особое внимание уделялось проблеме отношения ислама и изобразительного искусства (О. Г. Большаков и другие) [4]. Однако при этом многие из них (Б. П. Денике, Б. В. Веймарн) [11; 7] ошибочно разделяли светское и религиозное искусство. Долгое время, например исследователи миниатюры, придерживались той точки зрения, что это искусство было бегством художника от реальной жизни с её строгими религиозными догмами в мир мечты.[7, с. 10, 151]. Работы 198090-х годов характеризуются стремлением к проникновению в образ мышления средневекового мусульманского художника, к пониманию его окружения, того, что давало творческий импульс архитекторам, каллиграфам, живописцам. Исследуются проблемы соответствия термина и его пластического выражения [25], стиля произведения духовным и эстетическим взглядам своей эпохи [26], проблемы "своего" и "чужого" в формировании языка мусульманского искусства [27], вопросы соотношения литературного и пластического образа[32; 2], метафоричности и ассоциативности языка Корана [29] и исламского искусства [97]. Однако тема орнамента не является темой специального исследования ни в одной из этих работ.

Для раскрытия истинного содержания исламского орнамента, понимания его роли, значения и эстетической ценности необходимо обратиться к трудам средневековых арабских философов и теологов. Письменные источники, к которым я обратилась, позволили мне проникнуть в атмосферу духовной жизни средневекового арабского общества, понять среду, в которой формировалось , и развивалось классическое мусульманское искусство. Изучение работ аль-Газали, Ибн Сины, Ибн Араби, Бируни, Фараби и других философов-рационалистов и теологов, а также представителей эзотерических учений, таких, например, как "Братья чистоты и друзья верности" (Ихван ас-Сафа) показало, что несмотря на разные философские школы и течения, которые они представляют, их эстетические взгляды основаны прежде всего на Коране. В этом их сходство.

Понимание исламского искусства невозможно без обращения к арабскому языку как носителю религиозных истин. Мусульманские философы и богословы уделяли особое внимание толкованию терминов эстетического содержания, которые поэтому специально рассматриваются в диссертации.

Труды арабских средневековых социологов и историков, -Ибн Хальдуна, аль-Калькашанди, аль-Масуди, ат-Табари, -помогли мне установить, что в средневековом арабском языке для понятия "искусство" широко использовался термин синаат (буквально, ремесло), который применялся ко всем видам творческой деятельности. Сани' (буквально, ремесленник) это искусный мастер, который не только достиг совершенства в технике исполнения работы, но является талантливым художником, умеющим наделить свои произведения духовным содержанием. Термин синаат в средние века был синонимом термина фанн (буквально, искусство, мастерство). У аль-Калькашанди [119] синаат алъ-китабе обозначает искусство письма, то есть каллиграфию, а Ибн Хальдуна [174] синаат алъ-мусыка означает музыкальное искусство, которое приравнивается им по значению к синаат аль-бинаа - искусству строительства, или архитектуре.

Работы средневековых путешественников, их описания памятников городов и архитектурных достопримечательностей дали возможность составить представление об уровне художественной жизни и культурной деятельности того времени.

Например, аль-Макдиси [122] достаточно подробно характеризует мечети, дворцы, крепости, бани, базары разных городов Арабского халифата. Ибн Батута [166] Детально описывает Купол Скалы в Иерусалиме и даже указывает, из каких материалов какие детали сделаны. Аль-Макризи в своей книге о планировке городов -Хуттат [123] профессионально исследует топографию и архитектуру средневекового Каира.

Все эти работы позволяют лишь предполагать, какое место в жизни арабского доисламского и мусульманского средневекового общества занимало искусство, и в какой степени государственная власть способствовала его развитию. Сведений, непосредственно касающихся орнамента, в этих работах нет, но есть ценная информация по развитию арабской письменности, каллиграфических почерков и искусства книги.

Что касается исследований исламского орнамента в арабских странах, то длительное время они строились на позициях западного искусствознания. Их авторами большей частью были выученики европейских школ, которые также были переводчиками западной искусствоведческой литературы. Изучение истории мирового художественного наследия по этой литературе оказало большое влияние на методику изучения искусства мусульманских стран. Сарват У каша (Египет), Афиф Бахнасси (Сирия), Абдуль Азиз Марзук (Египет), Абдуль Кадер ар-Рихави (Сирия) и другие применяли методы, выработанные европейскими учёными. Арабская школа искусствознания по сей день создаётся не профессиональными искусствоведами, которых пока насчитываются единицы, а в основном архитекторами, художниками, историками. Тем не менее, вклад этих авторов в развитие арабского искусствознания значителен. Со временем они приобретали опыт и знания, вырабатывали собственную методику исследований, исправляли свои ошибки.

Например, сирийский живописец Афиф Бахнасси окончил Сорбонну по специальности философия и посвятил себя изучению исламской эстетики. Его последние работы свидетельствуют о значительных изменениях во взглядах, о стремлении освободиться от влияния европейской искусствоведческой традиции. Но при этом он впадает в другую крайность - национализм, разделяя искусство исламского мира на арабское и неарабское. Более того, в книгах "Исламское искусство" (1986), "Национальность и искусство"(1965), "Эстетика арабского искусства"(1979) прослеживается мысль о том, что исламское искусство это арабское искусство [145; 146; 147], в то время как в исламе не существует национальных различий.

Новейшие работы арабских авторов представляют собой попытки изучения исламского искусства исходя из религиозной концепции. Наиболее удачными с точки зрения методологии представляются публикации ливанцев каллиграфа Самира ас-Саига [139] и историка Гази Багдаши [144]. Изучая эстетические особенности отдельных областей исламского искусства, они объединяют их на общей основе - религии. Гази Багдаши, например, проводит сравнение между линейным ритмом в архитектуре мечети и ритмом в религиозной надписи, средневековой арабской музыке, рецитации Корана. Однако орнамент как таковой ими не рассматривается, а лишь включается в цепочку видов исламского искусства наряду с каллиграфией, архитектурой, миниатюрой и другими. Отсюда - актуальность работы, посвящённой изучению эстетических особенностей исламского орнамента.

Научная новизна данной работы заключается в том, что орнамент рассматривается здесь не в узком религиозном аспекте и не как отдельный вид искусства, а в контексте художественной культуры исламской цивилизации. В основу диссертации положен принципиально новый тезис о ключевом значении орнамента для понимания сущности исламского искусства. Орнамент одновременно маскирует и выражает, скрывает и обнаруживает эстетическую концепцию ислама как системы духовных ценностей.

Диссертация построена по классической схеме, включает Введение, три главы и Заключение. Научный аппарат диссертации содержит примечания, список использованной литературы и альбом иллюстраций.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Асифа аль-Халлаб

Заключение

Эстетические особенности исламского искусства определяются той духовной атмосферой, которая воздействовала на создание функциональных материальных объектов в уникально специфической для исламской цивилизации форме. Эту форму условно мы можем назвать орнаментальной; её невозможно спутать ни с какой другой художественной формой, далее в случае присутствия в ней чуждых черт, узнаваемо присущих чужим художественным культурам. Специфика этой особой формы заключается в том, что ' орнамент проникает все виды художественного творчества мусульман и цементирует целостность исламского искусства как единой художественной системы.

Целостность мусульманской художественной культуры изначально зиждется на тех ценностях, которые определяют её единство в соответствии с главным принципом ислама — таухид. Прежде всего, это основы исламской цивилизации - Коран, идеология ислама и арабский язык. Затем, - возникшие на этих основах мусульманская философия, наука, литература и искусство, хотя нельзя упустить также из виду и вклады других цивилизаций, которые были включены в исламский мир, взаимодействовали с ним и повлияли на его развитие.

На целостность мусульманского искусства огромное влияние оказал лингвистический фактор - арабский язык и арабское письмо. С первого века хиджры (7-начало 8 в.) каллиграфия включалась в образный строй всех художественных произведений и поэтому стала первым камнем в основание общности художественной системы ислама, единая сущность которой получила максимально разнообразное выражение в орнаменте.

Одним из проявлений этой сущности является некая прочная нерушимая внутренняя связь, согласованность между орнаментом как способом украшения и украшаемым предметом, что соответствует исламскому принципу двуединства явного (захир) и скрытого (батин). Тем самым, орнамент оказывается своего рода понятийным мостом, через который только и возможно достижение понимания эстетической сущности произведения исламского искусства.

Орнамент с самого начала играл большую роль во всех видах исламского искусства, включая архитектуру, и сохранял своё значение на всех этапах его развития. Именно характер узоров, которые украшают любой памятник, будь то стена здания или страница книги, является тем, что определяет данный памятник как творение мусульманского художника. В конечном счёте, орнамент занял главенствующее положение в системе искусств ислама и стал тем творческим пространством, в котором художник мог осуществлять свои замыслы.

Эволюция исламского орнамента протекала на разных уровнях, в зависимости : от художественных традиций и материальных ресурсов того или иного региона и вкусов данной эпохи. Например, геометрический звездчатый орнамент, широко применявшийся в фатимидском Египте в 12 в., получил распространение также в Северной Африке и Андалусии, в то время как на востоке исламского мира, в Ираке, Иране, Средней

Азии, в искусстве всегда доминировали пышные растительные формы.

Однако стилистические особенности орнаментального искусства различных региональных школ, определяемые местными вкусами и традициями, никогда не затрагивали основных принципов исламского орнамента, который в своей сущности на всех этапах развития сохранял целостность как тип художественной культуры. Изучая историю искусства различных мусульманских стран, мы наблюдаем явные отличия того или иного стиля орнамента, принадлежащего данной эпохе, региону или династии, но при этом мы не можем полностью исключить его из общей исламской художественной системы. В итоге мы приходим к выводу, что региональные искусства, которые мы изучали, не являются полностью самостоятельными и независимыми от предшествующей и последующей эволюционной цепи исламского искусства в целом. Более того, в конечном счёте, оказывается, что это не омейядское, не аббасидское, не фатимидское, не мамлюкское и не мавританское или арабское, иранское или турецкое, а именно исламское искусство, потому что оно сложилось на основе эстетических, философских, религиозных и этических взглядах и норм ислама.

Это обстоятельство возвращает нас к тезису о соответствующей главному принципу ислама общности эстетических взглядов, на которых базируется вся система исламского искусства. В конкретных формах эта общность наиболее наглядно и устойчиво выражается в орнаменте.

Эволюция исламского Орнамента начинается и завершается в эпоху средневековья, и протекает параллельно или непосредственно следуя . формированию мусульманской богословской традиции и развитию философских взглядов. В этом смысле средневековый исламский орнамент является своего рода свидетелем эстетических воззрений эпохи. Ограничение эволюции орнамента эпохой средневековья отнюдь не означает прекращения эволюционного процесса. Имеется в виду, что в эту эпоху были разработаны главные принципы формообразования, структурная и образная система исламского орнамента, эволюция которой в действительности не имеет ни начала, ни конца, в соответствие с исламским принципом бесконечности любого развития. Исходя из этих принципов и из этой системы, но, сохраняя их, художники последующих эпох, могли и создавали бесконечно разнообразные формы и композиции. Принципиальная устойчивость исламской художественной системы, постоянно питаемой изнутри религиозной идеей, определила устойчивость эстетических особенностей исламского орнамента.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Асифа аль-Халлаб, 1999 год

1. Афанасьева В. К. и др. Искусство Древнего Востока. М.: "Искусство", 1976.

2. Бертельс А. Е. Художественный образ в искусстве Ирана IX-XV вв. М.: "Восточная литература", 1997.

3. Бесчастнов Н.П. Основы изображения растительных мотивов. М., 1989.

4. Большаков О. Г. Ислам и изобразительное искусство. // Труды Государственного Эрмитажа, т. 10: Культура и искусство народов Востока, Л.: "Советский художник", 1969, с. 142-156.

5. Булатов М. С. Геометрическая гармонизация архитектуры Средней Азии IX-XV вв. М.: "Наука", 1978.

6. Веймарн Б., Каптерева Т., Подольский А. Искусство арабских народов (Средневековый период). М.: "Искусство", 1960.

7. Веймарн Б. В. Искусство арабских стран и Ирана VII-XVII веков. М.: "Искусство", 1974.

8. Виноградова H.A., Каптерева Т.П., Стародуб Т.Х.

9. Традиционное искусство Востока. Терминологический словарь. М.: "Эллис Лак", 1997.

10. Гаганов Г.И. Геометрический орнамент Средней Азии (Публикация статьи 1940 года). // Архитектурное наследство, И, 1958.

11. Даркевич В. П. Художественный металл Востока УШ-ХШ вв. М.: "Наука", 1976. /

12. Денике Б. П. Искусство Востока. Очерки истории мусульманского искусства. Казань, 1923.

13. Ислам. Энциклопедический словарь. М., "Наука", 1991.

14. Каптерева Т. П. Искусство стран Магриба. Древний мир. М.: "Искусство", 1980.

15. Каптерева Т. П. Искусство стран Магриба. Средние века и Новое время. М.: "Искусство", 1988.

16. Каптерева Т.П., Стародуб Т.Х. Города Марокко. М., 1996.

17. Кильчевская Э.В. Художественный образ и декоративность искусства Азии и Африки. М., 1969.

18. Коран. Перевод и комментарии Крачковского И. Ю. М.: "Восточная литература", 1963.

19. Коран. Перевод с арабского и комментарии Оеманова М.-И. О. М.: "Ладомир. Восточная литература", 1995.

20. Назарли М. Бытие "царственного духа" в сефевидской живописи. // Эстетика бытия и эстетика текста в культурах средневекового Востока. Сборник статей. М.: "Восточная литература", 1995, с. 146-185.

21. Назарли М. Блаженство невидения. // Невербальное поле культуры. Сборник статей. М., 1995, с. 48-55.

22. Назарли М. "Непогрешимость" Сефевидов в гебризской миниатюре XVI века. // Тело. Вещь. Ритуал. Сборник статей. М., 1996, с. 15-18.

23. Полосин В.В. "Фихрист" ибн-ан-Надима как историко-культурный памятник X века. М.: "Наука", 1989.

24. Роузенталь Ф. Функциональное значение арабской графики. Перевод с англ. Н. Ю. Чалисовой. // Арабская средневековая культура и литература. Сборник статей. М.: "Наука", 1978, с. 150-162.

25. Симаков Н.Е. Искусство Средней Азии. Сборник статей. СПб., Общество поощрения художеств, 1883.

26. Стародуб Т. X. Средневековая архитектура, связанная с суфизмом: ханака, завия, такия. // Суфизм в контексте мусульманской культуры. Сборник статей. М.: "Наука", 1989, с.268-278.

27. Стародуб Т. X. Монументальная живопись эпохи Омейядов к вопросу о стиле. // Стиль - Образ - Время. Сборник статей. М., 1991, с. 17-33.

28. Стародуб Т. X. Специфика заимствования и инокультурных связей в искусстве Арабского халифата. // Ислам и проблемы межцивилизационных взаимодействий. Сборник статей, М., 1994, с. 279-285.

29. Стародуб Т. X. Идея города в средневековом изобразительном искусстве мусульманского Востока. // Город и искусство. Субъекты социокультурного диалога. Сборник статей. М.: "Наука", 1996, с. 217-222.

30. Фролов Д. В. Эстетические мотивы в Коране. // Эстетика бытия и эстетика текста в культурах средневекового Востока. Сборник статей. М.: "Наука", 1995, с. 105-133.

31. Фильштинский И.М. Концепция единства религиозного опыта у арабских суфиев. М.: "Наука", 1989.

32. Шифман И.Ш. Набатейекое государство и его культура. М.: "Наука", 1976.

33. Шукуров Ш. М. "Шах-наме" Фирдоуси и ранняя иллюстративная традиция. М.: "Наука", 1983.

34. Шукуров Ш. М. Искусство средневекового Ирана (Формирование принципов изобразительности). М.: "Наука", 1989.

35. Литература на европейских языках

36. Arnold, Th. Painting and Islam. Oxf., 1928.

37. Aziza, M. La calligraphie arabe. Tunis, 1973.

38. Berchem, Marguerte van. The Mosaics of the Dome of the Rock of Jerusalem and of the Great Mosque of Damascus. // Creswell К. A. C. Early Muslim Architecture. Oxf., 1969, v. 1.

39. Beylie, L. De Prome et Samare. Voyage archeologie en Birmanie et Mesopotamie. Paris, 1907.

40. Blochet, E. Arabesque. // Encyclopedia of Isalm, I. Berlin, 1910.

41. Blochet, E. Brécis de l'art arabe. Paris, 1892.

42. Blochet, E. La décoration arabe. Paris, 1887.

43. Blochet, E. Les Enluminures des Manuscrits orientaux de la Bibliothèque Nationale de Paris. P., 1926.

44. Blochet, E. Manuel d'art musulman, P., 1926/27, v. 1-2.

45. Blochet, E. Les Peintures des manuscrits orientaux de la Bibliothèque Nationale de Paris. P., 1925.

46. Blochet, E. Peintures de manuscrits arabes, Persans et Turcs de la Bibliothèque Nationale. P., б/г.

47. Bourgoin, J. Les Arts arabe. P., 1873.

48. Bourgoin, J. Les éléments de l'art Arabe. Le Trait des entrelacs. P., 1879.

49. Bourgoin, J. Grammaire élémentaire de l'ornament. P., 1883.

50. Brion,M. Art abstrait. Paris, 1956.

51. Burkhardt T. Art of Islam: Language and Meaning. L., 1976.

52. Chevalier, J. Dictionnaire de symboles. Ed. Rolert Laffont. P., 1969.

53. Combazard-Amhan, C. Le décor sur bois dans l'architecture de Fès. P., 1989.

54. Creswill, K.A.C. Early Muslim Architecture. Oxf., 1969, v. 1-2.

55. Creswill, K.A.C. Muslim Archtiecture of Egypt. Oxf., 1952 -59, v. 1-2.

56. Diez, E. Die Kunst der islamischen Völker. Berlin, 1917.

57. Dimand M. S. A Handbook of Muhammaden Art. N.-Y., 1939.

58. Dussaud, R. Les arabes en Syrie avant l'Islam. Paris, 1907.

59. Dussaud, R. Inscription sémitique. P., 1877.

60. Edhem, F. Les manuscrits orientaux. P., 1933.

61. Ettinghausen, R. La peinture arabe. Genève: "Skira", 1962.

62. Ettinghausen, R. The Character of Islamic Art. // Arab Heritage. Princeton, 1944.

63. Ettinghausen, R., Grabar, O. The Art and Architecture of Islam. 650-1250. L., N.-Y.: "Penguin books", 1992.

64. Fattal, A. La Mosque d'Ibn Touloun au Caire. Impremerie Catholique, Beirouth, 1960.

65. Flury, S. Le Décor épigraphique des monuments Fatimides du Caire. // Syria, 17, 1936.

66. Gandio, A. Fès. Joyau de la civilisation islamique. P., 1982.

67. Garaudy, R. Mosquée Miroire de L'islam. Les éditions du Jaquar, 1985.

68. Godard, A. L'art de L'Iran. P., 1962.

69. Golvin, L. La céramique musulmane d'après les collections de Musée Stéphane. Alger, 1957.

70. Grabar, O. Islamic Architecture and it's Decoration. 800 1500 A.D. L., 1964.

71. Grabar, O. L'ornament: forms et fonctions dans l'art islamique. Traduit de l'anglais par Jean-François Allain. P., 1996.

72. Grabar, O. The Formation of Islamic Art. New Haven, 1973.

73. Hainaut, J. Les arts décoratifs au Maroc. P., 1925.

74. Herzfeld, E. Die Malereien von Samarra. Berlin, 1927.

75. Herzfeld, E. Arabesque. Encyclopédie de l'Islam. Vol. 1, 1910.

76. Huart, CI. Les caligraphes et les miniatures de l'Orient musulman. P.: le Roux, 1908.

77. Jallut, M. Histoire de styles décoratifs. P.: Librairie Larousse, 1966.

78. Kammerer, A. Petra et la Nabatène. P., 1929.

79. Kuhnel, E. Die Arabeske, Sinn und Wandlung eines Ornaments. Wiesbaden, 1949.

80. Lammens, H. L'arabe occidentale avant l'Hegire. // Journal Asiatique. Institute Français de Caire. № 9/10, 1919.

81. Le Bon, G. La Civilisation des Arabes. P.: "Le Sycombre", 1880.

82. Marçais, G. L'architecture musulman d'Occident, Tunisie, Algerie, Maroc er Sicile.-P., 1955.

83. Marçais, G. L'art musulman. P., 1962.

84. Marçais, G. Les Faïences à reflets métalique de la Grande Mosquée de Kairouan. P., 1928.

85. Massignonon, L. Les methodes de realisation artistique des peuples de l'Islam.//Syria 2, 1921.

86. Migcon, G. Manuel d'Art mususlman. P., 1927, v. 1-2.

87. Migeon, G. Les arts musulman. Paris, 1926.

88. Musil, M., Kropf, M. Kusejr Amra. Wien, 1907.

89. Paccard, A. Le Maroc et l'Artisant traditionnel islamique dans l'architecture. P.: Editions Atelier 74, 1980.

90. Papadopoulo, A. L'Islam et l'Art musulman. P.: Editions d'Art Lucien Mazendo, 1976.

91. Papadopoulo, A. Esthetique de l'art musulman: la peinture. P., 1972, v. 6.

92. Pascal, C. Architecture arabe au monuments du Kaïre. P., 1839.

93. Rice, D.T. Islamic Art. L.: Thames & Hudson, 1965.

94. Rousseau, G. L Art décoratif musulman. P.: 1934.

95. Saladin, H. Manuel d'Art mususlman: L'architecture. P., 1907.

96. Sarre, F. Denkmäler persistier Baukunst. Berlin, 1901, v. 12.

97. Sauvaget, J. La Mosque Ommeyyade de Medine. P., 1947.

98. Shung-Ville, Ch. L'art de Byzance et de l'Islam. P., 1979.

99. Starodoub, T.Kli. Idea of the Holy City in Medieval Muslim Panting. // The Real and Ideal Jerusalem in Jewish, Christian and Islamic Art. Ed. Bianca Kühne! / Jewish Art. Jerusalem, 1997/98, v. 23/24, p. 378-383.

100. Terrasse, H. et Rainant, j. Les arts décoratifs au Maroc. Paris, 1925.

101. Terrasse, H. Islam d'Espagne. Une rencontre de l'occident. P., 1958.

102. Terrasse, H. L'art Hispano-Mauresque. P., 1932. Литература на арабском языке

103. Абд-аль-Ваххаб, Хассан. Джами' ас-Сультан Хасан ва ма Хаулаху. (Мечеть султана Хасана и ее окрестности). Каир, 1962.

104. Абд-уль-Бади', Лутфи.'аль-Ислам фи Испания. (Ислам в Испании). Каир, 1958.

105. Абд-уль-Бади', Лутфи. Фихрас аль-Махтутат аль-Мусавварра (Энциклопедия рукописей). Каир, 1956, т. 1-2.

106. Абу Райян, Мухаммад Али. Фальсафат аль-джамаль. (Философия прекрасного). Бейрут, 1985.

107. Али Джавад. Тарих аль-араб кабля-ль-ислам (История арабов до ислама). Бейрут, 1971, т. 1.

108. Аль-Азраки. Ахбар Макка. (История Мекки). Бейрут, 1969.

109. Аль-Амид, Тахир Музафар. Багдад Мадинат аль-Мансур. (Багдад - город аль-Мансура). Багдад, 1967.

110. Аль-Амид, Тахир Музаффар. аль-'Имара аль Аббасийя. (Архитектура Аббасидов). Багдад, 1976.

111. Аль-Ансари, Абд-ар-Рахмаи. Тухфат аль-Мухиббина ва-ль-асхаб. (Шедевры поклонников и друзей: историография арабских стран). Тунис, 1970.

112. Аль-Ансари, Абд-ар-Рахмаи. Карийат аль-Фау (Раскопки близ деревни аль-Фау в Саудовской Аравии). Бейрут, 1989.

113. Аль-Аскари, Абу Хиляль. Аль-Фурук фи-ль Луга. (Различия в языке: толковый словарь арабского языка). Каир, б/г.

114. Аль-Баба, Камиль. Рух аль-хатт аль-'араби. (Дух арабского письма). Бейрут, 1983.

115. Аль-Балазури, Ахмед ибн Яхья. Китаб футух аль-Бульдан. (Арабские завоевания в VII веке). Лейден, 1866.

116. Аль-Баша, Хасан. Тарих аль-Фанн фи-ль-Ирак аль-Кадим. (История искусства древнего Ирака). Каир, 1956.

117. Аль-Баша, Хассан. ат-Тасвир аль-ислами ф-иль-Ус.ур' аль-вуста. (Исламское. изобразительное искусство средневековья). Каир, 1958.

118. Аль-Бухари. аль-Джами' ас-Сахих. (Толкование и объяснение хадисов). Лейден, 1862, т. 2, 3, 8.

119. Аль-Газали, Абду-ль-Хамид. Ихйя 'улум ад-дин (Научное обновление религии), Каир, 1933, т. 1-4.

120. Аль-Казвини, Закария ибн-Мухаммед. Китаб 'Аджаиб аль-Махлукат. (Чудеса творений: космография). Гёттинген, 1849, т. 1,2.

121. Аль-Калысашаиди, Ахмед. Субх аль-А'ша. (Объянение неясного). Каир, 1972/85, т. 2, .3, 11, 12.

122. Аль-Куртуби. Аль-Джами' ли Ахкям аль-Кур'ан (Сборник коранических законов). Каир, б/г , т. 4,.

123. Аль-Маварди. Адаб ад-дунья ва д-дин. (Благопристойность мира светского и духовного: трактат по вопросам религиозного этикета). Бейрут, 1978.

124. Аль-Макдиси. Ахсан ат-такасим фи маарифат аль-акалим (Лучшие разделения в знании регионов). Лейден, 1877.

125. Аль-Макризи. Хуттат (История и планировка городов). Бейрут, Дар "Садер", Каир, т. 1-2, 1270 хиджры/1853.

126. Аль-Масуди, Абу-ль-Хасан Али ибн Хусейн. Ахбар аз-заман. (Вести времени: историко-географический очерк). Египет, 1938.

127. Аль-Масуди, Абу-ль-Хасан Али ибн Хусейн. Китаб аль-Танбих ва-ль-Ишраф. (Книга объяснений и предупреждений). Лейден, Брилль, 1894.

128. Аль-Масуди, Абу-ль-Хасан Али ибн Хусейн. Мурудж аз-захаб. (Золотые ландшафты). Каир, 1958, т. 1-4.

129. Аль-Мунджид. Энциклопедический словарь. Бейрут. 1986. 33-е издание.

130. Аль-Ульфи, Абу Салих. аль-Фанн аль-ислам. (Исламское искусство). Египет, 1969.

131. Аль-Фихрист. /автор Ибн ан-Надим/. Каир. 1348 хиджры / 1929.

132. Аль-Хадим, Сайд. Тасвирина аш-Ша'аби хиляль аль-'Усур. (Народное изобразительное искусство на протяжении веков), Каир, 1963.

133. Аль-Хамадани. аль-Иклиль (Венок). Багдад, 1931, т. 2, 3, 8.

134. Аль-Хамадани. Сифа'т Джазират аль-араб (Особенности Аравийского полуострова). Каир, 1953.

135. Аль-Язджи, Ибрахим. Аль-Эрф ат-тайиб фи шарх диван Аби-т-Тыб (Лучшее распознание в толковании дивана Аби-т-Тыба: трактат о поэзии,Мутанабби). Каир, 1894, т. 1-2.

136. Анвар ар-Рифа'и. Тарих аль-фанн ынд-аль-араб ва-ль Муслимин. (история арабского искусства у мусульман). Каир, "Дар аль-Фикр", 1982.

137. Ан-Навави, Яхья бен Шараф. аль-Минхадж фи шарх Муслим бен аль-Хаджжадж (Метод толкования /хадисов/ Муслима бен аль-Хаджжаджа). Каир, 1304 хиджры (1886), т. 1-8.

138. Ар-Рази, Фахр-ид-дин. аль-Арба'ин фи Усул ад-дин. (Сорок основ религии).Хайдарабад, 1353 хиджры (1934).

139. Ар-Рихави, Абд аль-Кадир. Аль-Амара аль-арабийя аль-исламийя. (Исламская архитектура в Сирии). Дамаск, 1979.

140. Асланапа, О. Фунун ат-турк ва 'амаирихум (Искусство и архитектура турков). Стамбул, 1987.

141. Ас-Сайиг, Самир. аль-Фанн аль-ислами. (Исламское искусство). Бейрут, 1988.

142. Ат-Табари. Тарих ар-русуль (История посланников). Каир, б/г.

143. Аш-Шами, Салех Ахмад. аз-Захира аль-джамалийа фи-ль-ислам (Эстетические явления в исламе). Бейрут, 1986.

144. Аш-Шами, Салех Ахмад. аль-Фанн аль-Ислами. (Искусство ислама). Дамаск, 1990.

145. A m III ах ри ста ни, Мухаммед Абд аль-Карнм. Китаб аль-Миляль. (Книга об истоках). Лондон, 1842-1846, т. 1, 2.

146. Багдаши, Гази. Вихдат аль-фупуп аль-исламийя. (Пдинство исламского искусства). Бейрут, 1985.

147. Бахнаси, Афиф. аль-Фанн аль-ислами. (Исламское искусство). Дамаск, 1987.

148. Бахнаси, Афиф. аль-Фанн ва-ль-каумийя. (Искусство и нация). Дамаск, 1965.

149. Бахнаси, Афиф. Джамалийят аль-фанн аль-араби. (Эстетика арабского искусства). Кувейт, 1979.

150. Вьет, Гастон. Ислам ва-ль-фанн аль-ислами (Ислам и исламское искусство; перевод с англ.). Каир, 1993.

151. Галиб, Абд-ар-Рахман. Маусуат аль-амара аль-исламийя. (Энциклопедия исламской архитектуры). Бейрут, 1988.

152. Галиб, Мустафа. Джалал ад-дин ар-Руми. Бейрут, 1982.

153. Гомес-Морено, Мануэль. аль-Фанн аль-ислами фи Испанья, (Исламское искусство в Испании). Перевод с испанского. Каир, 1968.

154. Даират аль-Ма'ариф (Энциклопедия). Бейрут, 1956 1986, т. 1-15.

155. Даират аль-Ма'ариф аль-исламийя. (Энциклопедия ислама; перевод с нем.). Лейден, 1960.

156. Даймонд, М. С. Аль-Фунун аль-исламийа (Исламское искусство). Перевод с англ. Каир, 1958.

157. Делу, Бурхан-ад-дин. Джазират аль-араб кабла ль-ислам (Аравийский полуостров до ислама). Бейрут, 1989, т. 1-2.

158. Заки, Абд ар-Рахман. Аль-Азхар ва ма хаулязу мин Асар. (Мечеть аль-Азхар и ее окрестности). Каир, 1970.

159. Зейн ад-Дин, Наджи. Татаввур аль-хатг аль-'араби. (Развитие арабской каллиграфии). Багдад, 1968.

160. Зейдан, Джурджи. Аль-араб кабла-ль-ислам. (Арабы в доисламский период). Каир, 1908, т. 2.

161. Зейдан, Джурджи. Тарих аль-хадара аль-исламийа. (история исламской культуры). Каир, 1906, т. 1-5.

162. Ибн Аббуд, Мухаммад Абд ас-Самам. 'Ильм аль-джамаль. (Эстетика). Тетуан, 1982.

163. Ибн аль-Анбари. Пузхат аль-албаб. (11угсшссгиие разума: философско-релтгиозный тракта). Багдад, 1970.

164. Ибн Араби, Мухи-ад-дин. Аль-Футухат: аль-маккийа. (Мекканские откровения). Каир, 1859, т^ 1-4.

165. Ибн аль-Асир, Изз-ад-дин Абу-ль-Хасаи. Аль-Камил фи-т-тарих (Всеобщая история). Бейрут, 1965.

166. Ибн аль-Калби. Китаб аль-Аснам.(Книга идолов). Каир, 1914.

167. Ибн Асакир. Тарих мадина. (История одного города: историко-географические описания городов Азии). Дамаск, 1951, т. 1,2, 3.

168. Ибн Батута. Рихлат (Описание путешествий). Бейрут, 1985.

169. Ибн Джубейр. Рихлат ибн Джубейр фи Миср ва бил ад аль-араб. (Путешествие ибн Джубейра в Египет и в арабские страны). Каир, 1955.

170. Ибн Касир. Аль-бидайа ва нихайа. (Начало и конец: религиозный трактат). Египет, 1966.

171. Ибн Ким аль-Джузийя. Раудат аль-мухиббин. (Сад влюбленных: религиозный трактат). Бейрут, 1 985.

172. Ибн Манзур. Лисан аль-Араб. (Язык арабов: толковый словарь). Каир, 1979.

173. Иби-Сина, Абу-ль-Хусейн Али. Аль-йшраф ва-т-танбихат. (Объяснение и предупреждение: философский трактат). Каир, 1960.

174. Ибн-Сина, Абу-ль-Хусейн Али. 'Илм ан-нафс ва адаб аль-михна. (Наука о душе и этика мастерства: философский трактат). Рабат, 1979.

175. Ибн Хазм. Джавами' ас-Сира (Сборник хадисов). Каир, 1314 хиджры (1896).

176. Ибн Хальдун. Аль-Мукаддима. (Введение: историко-социологический трактат). Каир, 1984, т.1, 2.

177. Ибн Хальдун, Абу Зенн Абд-ар-Рахман. Китаб аль-'Ибар. (Книга советов: философский трактат). Булак, 1867.

178. Ибн Хаибаль. Аль-Муснад (Сборник хадисов). Каир, 1331 хиджры (1912).

179. Икаб, Мухаммед ат-Тейб. Аль-авани аль-фахарийя аль-исламийа. (Исламские керамические изделия). Алжир, 1984.

180. Кюнель, Э. Аль-фанн аль-ислами (Искусство ислама). Перевод с нем. Бейрут, 1966.

181. Марзук, Мухаммед Абд-уль-Азиз. Аль-фанн аль-ислами. (Исламское искусство). Египет, 1965.

182. Марзук, Мухаммед Абд-уль-Азиз. Аль-фанн аль-масри аль-ислами. (Исламское искусство Египта). Египет, 1952.

183. Марзук, Мухаммед Абд-уль-Азиз. Аль-фунун аз-зухруфийя аль-исламийя фи Миср кабла-ль-Фатимийин. (Исламское орнаментальное искусство Египта до Фатимидов). Египет, 1974.

184. Марзук, Мухаммед Абд-уль-Азиз. Аль-фунун аз-зухруфийя аль-исламийя фи аль-Аср аль-У смани. (Исламское орнаментальное искусство в османский период). Египет, 1974.

185. Мухаммед Суад Махир. Аль-фанн аль-кобти. (Коптское искусство). Каир, 1977.

186. Мухаммед, М. аль-Хатиб. Рава'и аль-амара. (Шедевры архитектуры). Дамаск, 1982.

187. Мухаммед Хусейн Хайкаль Баша. Хайат Мухаммад (Жизнь Мухаммада). Каир, 1340 хиджры (1921).

188. Мухарраз, Джамал Мухаммад. Ат-тасвир аль-ислами ва мадарисуху. (Исламское изобразительное искусство и его школы). Каир, 1962.

189. Райе, Дэвид Тальбот. Ислам ва-ль-фуннун аль-исламийа (Ислам и исламское искусство; перевод с англ.). Дамаск, 1977.

190. Рассаиль Ихван ас-сафа. (Послание Братьев чистоты: суфийский трактат). Египет, 1928, т. 1, 2, 3.

191. Сабри, Махмуд. Аль-фанн ва-ль-инсан. (Искусство и человек). Прага, 1980.

192. Салех, Заки. Аль-хатт аль-'араби. (Арабское письмо). Каир, 1983.

193. Салех, Касим-Хуссейн. Аль-ибда' фи-ль-фанн. (Творчество в искусстве). Багдад, 1986.

194. Тауфик, Ахмед Абд-уль-Джавад. Тарих аль-амара ва-ль-фунун аль-исламийа (История исламской архитектуры и искусства). Каир, 1970.

195. Таухиди (ат-Таухиди), Аби Хайян. 'Илм аль-китаба (Наука письма). Ars Islamica, v. 13.

196. Теймур, Ахмед. Ат-тасвир ынд-аль-араб кабла-ль-ислам (Изображение у арабов до ислама), Каир, 1943.

197. Фарук, Омар. аль-Фарабийя. (Философия аль-Фараби). Бейрут, 1944.

198. Фикри, Ахмед. Масаджид аль-Кахира ва мадарисуха. (Мечети и медресе Каира). Египет, 1965, т. 1.

199. Хаджи, Халифа. Кашф аз-зунун. (Разъяснение сомнений: историческая энциклопедия). Стамбул, 1892, т. 1-2.

200. Хайен, Антония Гарсия. Аль-фанн ва-ль-фананун аль-муслимун. (Искусство и мусульманский художник). Перевод с испанского. Мадрид, 1951.

201. Хасан, Заки Мухаммад. Аль-фанн аль-ислами фи Миср. (Исламское искусство в Египте). Каир, 1994.

202. Хасан, Заки Мухаммад. Аль-фунун аль-исламийя. (Исламские искусства). Бейрут, 1981, т. 1-6.

203. Хумуду, Хасаи Али. Фанн аз-захрафа (Искусство орнамента). Египет, 1972.

204. Шафии, Фарид. Аль-амара аль-арабийя. (Арабская архитектура). Багдад, 1994, т. 1.

205. Шейха, Мустафа Абдалла. Аль-асар аль-исламийя фи Миср. (Исламская культура и архитектура Египта). Каир, 1992.

206. Якуб (Йакуб), Эмиль. Татавур аль-хатт аль-араби. (Развитие арабской каллиграфии). Триполи, 1986.

207. Якут (Йакут) аль-Хамви. Му'джам аль-бульдан (Энциклопедия путешествий). Бейрут, 1957.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.