Епископ Гермоген (Долганов) в церковной и общественно-политической жизни России конца XIX - начала XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Мраморнов, Александр Игоревич

  • Мраморнов, Александр Игоревич
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 266
Мраморнов, Александр Игоревич. Епископ Гермоген (Долганов) в церковной и общественно-политической жизни России конца XIX - начала XX вв.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Москва. 2008. 266 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Мраморнов, Александр Игоревич

Введение.

Глава I. Историография и источники.

§ 1. История изучения деятельности епископа Гермогена (Долганова) .

§ 2. Источники архиерейской биографии.

Глава II. Личность будущего архиерея на фоне меняющейся России

§ 1. Образовательные перипетии Георгия Долганова (к вопросу о «поповичах» в секулярном пространстве пореформенной эпохи).

§ 2. Студент-«академик» Георгий Долганов (иеромонах Гермоген).

§ 3. Служение в Грузинском экзархате на рубеже веков.

Глава III. Епископ в начале XX в. (внутрицерковные аспекты).

§ 1. Викарный епископ и его роль в епархиальном управлении.

§ 2. Епархиальный архиерей - администратор,

глава священства и монашества, миссионер.

§ 3. Епископ Гермоген и кризис системы духовного образования.

§ 4. Архипастырь и паства.

Глава IV. Общественно-политическое служение архиерея начала XX в.

§ 1. Архиерей и революция 1905 — 1907 гг.

§ 2. Епископ как партийный деятель.

§ 3. Илиодоровщина и епископ Гермоген.

§ 4. Общественно-идеологические кампании саратовского епископа.

Глава V. Церковь и государство в предреволюционной и революционной России: выбор епископа Гермогена.

§ 1. «Дело» епископа Гермогена 1912 г.

§ 2. Опальный архиерей конца синодального периода.

§ 3. Владыка в условиях революции.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Епископ Гермоген (Долганов) в церковной и общественно-политической жизни России конца XIX - начала XX вв.»

Актуальность темы исследования. Исследование истории Русской Церкви является неотъемлемой частью процесса познания прошлого России. В течение нескольких веков в средневековой Руси, начиная с ее Крещения, Церковь осуществляла свои задачи в тесном взаимодействии с государством, хотя не обI ходилось и без столкновений двух властей (светской и духовной), становившихся систематическими с усилением власти московского государя. На исходе русского средневековья государство обращает свой прагматический взор на Церковь, предпринимаются первые секуляризационные попытки, видны стремления включить церковную власть в структуру государственной. Отпор таким тенденциям, данный церковными первоиерархами XVII в., как в резкой (патриарх Никон), так и в дипломатичной (патриарх Иоаким) форме, не привел к слому «генеральной линии» политики государства по отношению к Церкви. Итогом стала петровская церковная реформа, в результате которой Православная Церковь превратилась в одну из государственных коллегий (после первого же своего заседания духовная коллегия стала именоваться «Святейшим Правительствующим Синодом»), в «ведомство православного исповедания», и была лишена канонического соборного управления. Синодальный период окончательно завершился с восстановлением Поместным собором 1917 - 1918 гг. патриаршества, совпавшим с установлением советской власти. Модель церковно-государственных взаимоотношений после этого стала совсем иной: от сотрудничества с Церковью в средние века и подчинения ее в синодальный период (сразу следует отметить небезусловность таких характеристик - достаточно вспомнить имена пострадавших от царской власти святителей: Филиппа [Колычева] в первый из выделенных периодов и Арсения [Мацеевича] - во второй) власть перешла к постоянным масштабным гонениям на нее в период советский. Все сказанное, с одной стороны, подтверждает тезис о необходимости рассматривать церковную историю как составляющую отечественной истории, но не исключает и того, что церковная история имеет свою специфику.

В современной историографии история Русской Церкви чаще всего действительно рассматривается в рамках истории Отечества. Наблюдается постоянный количественный рост исследований в этой области. Электронный каталог диссертаций Российской государственной библиотеки по ключевому слову «церковь» позволяет выявить около 60 диссертационных работ по истории Русской Православной Церкви, защищенных только в 2005 — 2006 гг. Можно гово рить, что в последние годы произошел своеобразный бум защит по этой тематике. Этот процесс идет параллельно росту и влиянию Церкви в общественном сознании и в обществе в целом.

Эти явления: и очевидные поиски со стороны государства модели взаимоотношений с одной из влиятельнейших конфессий в стране, и общественный интерес к церковным проблемам — побуждают включаться в процесс постижения прошлого истории Русской Церкви все новых исследователей.

Проиллюстрировав актуальность общей тематики, с которой связана настоящая работа, необходимо коснуться и жизненности более конкретных затрагиваемых в диссертации проблем и подходов к проблемам.

В центре работы стоит фигура православного епископа, который в любые времена, согласно церковному учению, является, при его каноническом рукоположении, преемником апостолов — учеников Иисуса Христа, чьи полномочия были сформулированы Спасителем в обращении к апостолу Петру следующим образом: «Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16, 19). Из этих строк ясны огромные полномочия, возлагаемые на духовного владыку. В раннем христианстве «вязать» и «разрешать» епископы должны были по евангельским законам, но постепенно Церковью были сформулированы канонические правила, а со времен императора Константина Великого в дела Церкви регулярно вторгалась государственная власть. Несмотря на различия во внешних и внутренних обстоятельствах, главным в архиерейском служении все же оставалось следование сформулированным в Евангелии христианским заповедям и утверждение в них всех, кто подвластен преемникам апостолов.

Широта епископских полномочий, хотя и ограничиваемых (в разные эпохи по-разному) канонически и исторически, должна быть вполне осознаваема историками-исследователями. Поэтому очевидна актуальность и прикладное значение церковно-исторических работ, в особенности тех, в центре которых стоит фигура церковного иерарха.

Наконец, необходимо коснуться актуальности изучения собственно епископа Гермогена, его деятельности. С одной стороны, изучаться может биография любого архиерея синодального периода, а через нее - постигаться проблемы, связанные с системой высшего церковного управления, существовавшей в России два столетия. С другой стороны, среди архиереев этой двухвековой эпохи могут выделяться наиболее выдающиеся проповедники, миссионеры, реформаторы, наиболее влиятельные политики. Среди них были и те, кто открыто, предельно публично и резонансно de facto выступил против синодальной системы, против вмешательства государства в дела Церкви. Таких иерархов всего двое. Это ростовский митрополит Арсений (Мацеевич) (XVIII в.) и саратовский епископ Гермоген (начало XX в.). Факт говорит об исключительном значении фигуры последнего в истории.

Кроме указанного, есть и другое измерение актуальности изучения деятельности епископа Гермогена. Он принадлежит к числу тех людей, которых в 2000 г. РПЦ канонизировала как новомучеников российских. Канонизация состоялась и продолжается (в собор постоянно включаются новые имена), но время общественного осознания подвига новомучеников, глубокого изучения конкретных судеб отдельных исповедников веры, не говоря уже о понимании истоков самого феномена нового мученичества, видимо, еще не настало. Задача исторической науки - приблизить это время.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является жизненный путь епископа Гермогена (Долганова) - от рождения до трагической кончины, а также социальная среда, в которой он жил и служил в соответствующие временные отрезки — университетская, академическая, семинарская, епархиальная, высшего церковного управления, духовного сословия, народная, городская и т.д. Предметом исследования является церковная и общественно-политическая деятельность Гермогена, а также проблемы, связанные с его служением — главным образом вопросы внутрицерковной жизни и взаимоотношений Церкви с государством и обществом.

Хронологические рамки работы в целом соответствуют датам жизни Гермогена, 1858 - 1918. При этом о начальном периоде его жизни и духовного служения известно меньше, и, естественно, соответствующие эпохи изучаются в меньшей степени, чем эпоха начала XX в. (1901 - 1917/18 гг.), которой посвящена значительная часть диссертации.

Цель и задачи. Целью диссертации является всестороннее исследование деятельности епископа Гермогена и ее значения в церковной и общественно-политической жизни России конца XIX — начала XX вв. Для осуществления этой цели выполняются следующие задачи: 1) рассмотреть период становления личности Гермогена в контексте проблем общественной жизни пореформенной России; 2) изучить, собрав все доступные источники, начальный период церковного служения Гермогена, отметив особенности, связанные с тем, что это служение проходило на одной из национальных окраин Российской империи, в Грузии; 3) особое внимание уделить рассмотрению саратовского период жизни Гермогена, в течение которого он сформировался как самостоятельный церковный и общественный деятель и как политик, выявить основные события, в которых он проявил себя как выдающийся церковный деятель, но в то же время — как противоречивая личность; 4) исследовать события, связанные с громким удалением епископа с саратовской кафедры, состоявшимся в начале 1912 г. и сформулировать значение этих событий в истории России и Русской Церкви; 5) обратиться к источникам, связанным с тем периодом жизни епископа Гермогена, когда он был отстранен от управления епархией, попытаться понять изменения в его взглядах в этот период, в его оценках событий, происходивших в стране и в церковной жизни; 6) разобрать последний этап служения владыки в контексте революционного времени.

Методы исследования. Основным методом в работе является биографический метод, который диктует подбор материала и его распределение. Кроме того, используются достаточно традиционные методы исторического исследования: метод аналогии, сравнительный метод, историко-системный метод (в качестве систем рассматриваются, например, высшее церковное и епархиальное управления, духовная семинария, круг корреспондентов Гермогена и т.п.).

Научная новизна. В работе впервые обстоятельно исследована биография видной исторической личности России начала XX в. Восстановлены многие ранее неизвестные в литературе факты деятельности епископа Гермогена. Введен в научный оборот значительный пласт новых источников, в том числе архивных. Впервые в историографии комлексно изучена газета епископа Гермогена «Братский листок» (1904 — 1912). Новаторским является и осуществляемое в работе применение для исследования по церковной истории светской региональной периодики. Единичны прецеденты создания диссертационных исследований, написанных в виде биографий церковных деятелей синодального периода на фоне их времени. Настоящая диссертация относится к такого рода работам и призвана утвердить подобный подход в исторической науке как оправданный и действенный. В работе также пересмотрены на новом материале ранее утвердившиеся в литературе оценки отдельных событий, в частности погромов, прошедших в г. Саратове в октябре 1905 г. Затрагивается почти не исследованный вопрос о статусе викарного архиерея в епархиальном управлении конца синодального периода. Целый комплекс вопросов, связанный с историей епархиального управления начала XX в., формулируется впервые. Впервые в литературе обстоятельно, в контексте истории Русской Церкви начала XX в., рассматриваются события, составившие «дело 1912 г.»

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при написании общих работ по истории России и истории Церкви, в том числе учебников, а также при чтении лекционных курсов. Проанализированные в работе события января 1912 г. заслуживают, как представляется, включения в учебники по истории Отечества.

Апробация работы. По теме исследования опубликованы: 2 монографии*, 1 брошюра, 2 сборника документов и целый ряд статей (общий объем авторского текста 57,4 печатных листа). Вопрос об отношении епископа Гермогена к проблемам духовного образования рассмотрен в статье, вышедшей в рецензируемом ВАК «Вестнике Московского университета. История». Отдельные результаты изысканий автора по изучаемой проблематике докладывались на всероссийских и региональных научных форумах: на конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» в МГУ (2003, 2004, 2005, 2006); на симпозиуме «Проблемы изучения истории Русской Православной Церкви и современная деятельность музеев», проходившем в ГИМ (2004); дважды на конференции «Провинциальное духовенство дореволюционной России», организованной Тверским государственным университетом (2005, 2006); на XVI богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (2006); на XII Всероссийских Платоновских чтениях в г. Самаре (2006); на краеведческой конференции в г. Саратове, посвященной 120-летию со времени учреждения Саратовской ученой архивной комиссии (2006); на научных чтениях в Саратовском государственном университете, посвященных 75-летию профессора Н.А. Троицкого (2006); в авторской лекции, прочитанной в Тобольской духовной семинарии (2007).

Текст монографии «Церковная и общественно-политическая деятельность епископа Гермогена (Долганова, 1858 - 1918)» использован в тексте данной диссертации.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Мраморнов, Александр Игоревич

Заключение

Биография выдающегося церковного деятеля - епископа Гермогена (Долганова) — позволила коснуться многих вопросов церковной и общественно-политической жизни России конца XIX - начала XX вв., некоторые из них подробно рассмотреть, на некоторые — по-новому взглянуть. Среди изученных и затронутых проблем нужно назвать следующие: 1) проблему, связанную с категорией сословности (альтернативы в выборе жизненного пути для детей духовенства, с одной стороны, и поиски кадров для священства вне сословных рамок, с другой); 2) комплекс вопросов, решение которых раскрывает некоторые особенности формирования архиерейского корпуса (представлен один из вариантов — самоотверженное служение Церкви, сочетающееся с наличием покровителей в «высших сферах»); 3) проблемы, касающиеся статуса викарных епископов и их роли в епархиальном управлении; 4) связанные с механизмом епархиального управления, роли в нем духовной консистории; 5) позволяющие делать заключение о роли архиерея в общественной жизни; 6) проблему «Церковь и государство в предреволюционные и революционные годы».

Но, конечно, в центре работы стояла проблема личностного выбора ее главного героя — епископа Гермогена - на разных этапах его служения Церкви, в разных жизненных ситуациях. Изучение его биографии, от рождения до мученической кончины, проведенное в работе, позволило понять масштаб фигуры, основные черты владыки как церковного и общественно-политического деятеля. Человека со сложным характером и непростой судьбой невозможно оценивать с помощью штампов. Краткой формулы, позволяющей оценить роль Гермогена в истории России, как представляется, не существует. «Черносотенец», «мученик», «радикал» и другие штампы можно приводить сколь угодно много, однако решению вопроса о его значении в церковной и общественно-политической жизни страны это не способствует. Здесь помогает проведенный выше анализ источников, позволяющий сделать важные заключения относительно основных этапов деятельности епископа.

Так, материал, представленный в первой главе работы, позволил проследить процесс становления будущего архиерея, прежде всего, как церковного и отчасти как общественного деятеля. Выходец из духовной семьи, Георгий Дол-ганов первоначально стремился расстаться со своим наследственным званием, для чего поступил в Новороссийский университет. Обучение в нем он начинал несколько раз и окончил лишь через много лет после первого поступления, под влиянием своего духовного наставника, архиепископа Никанора.

В этот период окончательного духовного и интеллектуального становления личности, в действиях Георгия ярко проявились два качества. Первое можно назвать «неусидчивостью»: он несколько раз он покидал университет, потом возвращался в него, неожиданно отправлялся в путешествия по дальним странам. В итоге он и окончил начатое обучение, и вновь выбрал духовную стезю. И в этом прослеживается второе качество Георгия: его упорство, его способность следовать высшим идеалам, добиваться даже неимоверными усилиями поставленных задач. Отмечается также следующее: если для университетской среды, попав в нее из семинарии, будущий Гермоген был вполне ординарным по своей социальному статусу студентом, то его возвращение на духовное поприще таким отнюдь не назовешь. Необычность этого возвращения трудно связать с чем-то иным, кроме как с убеждением.

Рассмотрение деятельности иеромонаха/архимандрита Гермогена в период t служения в Тифлисской духовной семинарии позволило сформулировать еще одно качество героя диссертации, сказавшееся и на всей его дальнейшей деятельности: он был противником формализма и старался в каждом деле, в каждом возложенном на него «попечении» «дойти до самой сути». Будучи сначала инспектором, а потом ректором семинарии, он не ограничивался только заботами о функционировании учебного заведения. Он активно участвовал в деятельности духовных братств, в облагораживании запущенных как в хозяйственном, так и в духовно-нравственном отношении районов грузинской столицы, занимался проблемами церковных школ. Разноплановая деятельность в Грузинском экзархате подготовила его к посвящению в сан епископа. Есть основания говорить, что Гермоген не был случайной кандидатурой для замещения Вольской викарной кафедры. Правда, нельзя не учитывать, что Гермоген имел влиятельных знакомых, связанных с «высшими сферами» и был лично знаком с К.П. Победоносцевым и В.К. Саблером, которые и решили положительно вопрос о его архиерействе.

Факты биографии Гермогена, относящиеся к периоду его служения в качестве викария Саратовской епархии, убеждают в том, что он сумел свойственные ему упорство, активность, «ревностность» употребить во благо Церкви. На этом непродолжительном этапе своего служения Гермоген проявил себя с лучшей стороны. Это главная причина его избрания синодальными властями в качестве преемника саратовскому епископу Иоанну, который по состоянию здоровья оказался неспособным управлять огромной епархией. При этом, видимо, о здравых карьерных устремлениях Гермогена также не следует забывать.

Вступив на путь самостоятельного архиерейского служения, Гермоген не смог удержаться от искушений, которые были следствием огромных полномочий, возложенных Церковью (а в синодальный период - еще и государством) на епископа. Рассмотрение различных сторон церковной деятельности владыки позволило установить, что как администратор он был склонен к фаворитизму, а в отношениях с подчиненными ему священниками часто совершенно пренебрегал их заслугами. Эти же качества частично повлияли и на отношение епископа к своей пастве. Ранжирование пасомых на различные категории, которое не выяснялось из речей епископа, стало очевидным при рассмотрении фактической стороны его контактов с верующими.

Отрицательные черты характера не помешали, однако, епископу развить активную деятельность. Контакт с паствой был, несмотря на отмеченные особенности, довольно прочным. Духовенство публично восхваляло своего владыку, и не всегда безосновательно. В Саратовской епархии при Гермогене бурно строились храмы, приходские школы и монастыри. Он претворял на практике идею об особом значении монастырей как миссионерских форпостов.

Эта идея могла быть реализована и после организации в Царицыне Свято-Духова архиерейского подворья, настоятелем которого стал почаевский иеромонах Илиодор, но вылилась здесь в особый феномен, который перестал быть церковным, вобрав в себя политико-демагогические черты. Илиодоровщину, основные особенности которой рассмотрены в диссертации, следует считать негативным явлением в церковной жизни России начала XX в. В значительной степени ответственность за то, что в Саратовской епархии стала возможной грубая, демагогическая, циничная деятельность Илиодора лежала на Гермогене. Владыка покровительствовал Илиодору вплоть до своего удаления с саратовской кафедры. После того Илиодор отказался от сана и отрекся от Церкви, епископ изменил свое отношение к нему на прямо противоположное, а в последний год своей жизни уже раскаивался в поддержке скандального инока.

Следует упомянуть также об отношении епископа к проблемам духовной школы. Являясь свидетелем выступлений воспитанников саратовской семинарии, он говорил о необходимости усиления воспитательной части в духовно-учебных заведениях. Это показывало лишь частичное понимание им проблем духовных школ. О том, что семинариям нужны комплексные реформы, изменившие бы систему набор, учебные планы, воспитательный надзор и т.п., епископ не говорил. Интересно и то, что он предпочитал заниматься делами семинарии в основном на бумаге и лишь изредка посещал ее, при этом его присутствие на уроках и экзаменах почти не отмечалось, хотя устав предписывал архиерею посещать семинарию «во всякое время».

Всю деятельность епископа Гермогена можно считать церковной, поэтому выделение особой главы для рассмотрения ее общественно-политических аспектов было во многом условным. Но такое выделение оправдало себя.

Начало XX в. в истории России было временем революций и политических баталий. Оставаться в стороне от политики почти никому не удавалось. Тем более не мог быть совершенно аполитичным епископ, возглавлявший церковно-административную область, в которой размах аграрного и забастовочного движения был одним из наиболее грандиозных в России.

Так получилось, что в октябре 1905 г. Гермоген оказался единственным представителем власти, который сопротивлялся в Саратове митинговому и забастовочному движению и призывал народ к успокоению. События первой русской революции сильно повлияли на владыку и его последующую деятельность. С 1905 г. и до конца своей жизни он был активным и последовательным противником революционных, насильственных преобразований в России.

Как общественный деятель епископ сосредоточился на обличении писателей и мыслителей начала XX в. Подробное описание отдельных обличительных «кампаний», представленное в диссертации, позволяет сделать вывод об определенной односторонности общественной проповеди владыки. Так, источники донесли до нас лишь отрывочные свидетельства о том, что с его стороны подвергалась критике социалистическая и коммунистическая идеология. Имена К. Маркса, других теоретиков социализма и коммунизма почти не упоминались в речах владыки, а их сочинения, волновавшие умы представителей российской интеллигенции, выпавших из «ограды церковной», не разбирались им с такой же подробностью, как, например, малозначительная пьеса JI. Андреева «Анатэ-ма». В то же время очевидно, что марксизм представлял для России куда более значительную угрозу, чем толстовство. Идеология насильственного уничтожения всякой религии, полного отрицания Бога была опаснее для православия, чем любое сектантство, следствием которого было лишь отпадение от Церкви, а не уничтожение ее земных институтов.

Время в распорядке архиерейского дня, которое могло быть использовано для более активного разоблачения марксизма, было отведено епископом Гермогеном делу партийного строительства. Идея создания собственного «союза» (а фактически - политической партии) завладела им еще в период революции 1905 — 1907 гг. Создаваемую партию владыка планировал поставить под полный контроль и покровительство Церкви. «Всероссийская» партия саратовского масштаба была им создана в 1907 г. Произошел раскол в стане саратовских правых на «союзников» (членов местного отделения Союза русского народа) и «братчиков» (членов гермогеновской партии). Изучение деятельности этой организации, проведенное в работе, позволило сделать вывод о совершенной ненужности и чуждости партийных организационных форм церковному служению. Никакого результата партийная деятельность епископа не принесла, кроме обратного задуманному: дискредитации собственной фигуры в глазах местного и отчасти российского общества (многие, и отнюдь не из числа открытых противников Церкви, вместо того, чтобы прислушиваться к владыке и почитать его, смеялись над ним). Настоящим политиком, который умеет ловко интриговать и лавировать между общественными силами, Гермоген стать не сумел на протяжении всей своей архипастырской деятельности, хотя и пытался. Он был в своих действиях прямолинеен и, говоря современным языком, «неполиткорректен».

Эти же его качества проявились в его взаимоотношениях со светской властью. Если оценить систему этих взаимоотношений с точки зрения церковного учения, то-достаточно легко увидеть, что, выстраивая их, владыка не надеялся «на князи, на сыны человеческия» (Пс. 145, 3), а уповал «на Господа Бога своего» (Пс. 145, 5). Он не заискивал перед губернаторами и даже готов был обличать их на проповедях в кафедральном соборе. Другое дело, что в силу своего характера и все той же «неусидчивости» и резкости, о которых говорилось выше (еще применительно к юности Георгия Долганова), он делал это в довольно грубой и нетактичной форме.

Деятельность епископа Гермогена в Саратове была антибюрократической по своему характеру. Для нее были характерны: игнорирование указов и предписаний вышестоящих духовных властей (Св. Синода), плохое ведение собственного епархиального делопроизводства, распорядительного и финансового, предпочтение личного участия в вопросах местной церковной жизни рассылке указов и распоряжений из своей канцелярии «под № таким-то». Единственная область, где Гермоген почему-то оставался бюрократом, было духовное образование.

Сказанное позволяет считать, что события, составившие «дело» епископа Гермогена 1912 г., произошли не случайно. Искренний монархист и служитель

Церкви, владыка, получивший кафедру во многом благодаря расположению к нему влиятельных К.П. Победоносцева и В.К. Саблера, был, однако, в душе противником синодальной системы церковного управления, которая была порождением российского самодержавия. К такому выводу позволило придти осуществленное в работе комплексное рассмотрение событий, связанных с увольнением епископа Гермогена с саратовской кафедры. Очевидно противоречие в такой позиции владыки: апологию самодержавия нельзя было совместить со стремлением к церковной соборности и деконструкции синодальной системы контроля над Церковью и управлению ею. В этом убеждал тот факт, что Гермоген, начав в начале 1912 г. взывать к соборному суду, вынужден был пойти на неоднократное неподчинение монаршей воле, доведенной до его сведения. «Дело» 1912 г. также лишний раз показало, что во главе российского государства находится царь-бюрократ, для которого «аппаратно»-формальные соображения всеобщего подчинения его воле гораздо важнее понятий справедливости и христианской любви. При Николае II собор не мог быть созван, какие бы обстоятельства ни свидетельствовали о его необходимости.

Отгремел январский конфликт 1912 г., и епископ Гермоген был отправлен в ссылку в Жировицкий монастырь. Он пострадал от монархического строя, апологетом которого он был всю жизнь, и от резкости своего характера, от пресловутой «неусидчивости», приносившей ему огорчения еще в юности.

Ему было сложно оставаться «на покое»: он хотел защищать Церковь, которой он искренне служил всю свою жизнь. Реальная возможность для этого появилась с падением монархии, когда владыка был назначен на тобольскую епархиальную кафедру. С конца 1917 г. Гермогену пришлось своим архиерейским словом защищать вверенную ему епархию и паству от большевиков. Именно от их рук он принял мученическую кончину, ставшей свидетельством того, что он был искренним служителем Церкви.

В диссертации говорилось о том, что Гермоген считал себя деятелем общероссийского масштаба. Следует признать: эта самооценка оказалась не такой уж завышенной. Саратов в начале XX в. был третьим по численности населения городом Российской империи в той ее части, которая ныне входит в состав Российской Федерации. Современники называли его «столицей Поволжья». Тобольск был древней столицей Сибири. Неоднократно епископ Гермоген бывал в Петербурге и Москве. Во всех этих городах в разное время звучало его слово. Все это позволяет считать его историческим персонажем, принадлежащим всей России, а не только саратовской или тобольской земле.

Проделанная работа показала важность научно-исторического изучения биографий деятелей Православной Церкви конца XIX - начала XX в. Они отражают основные тенденции развития церковной и общественно-политической жизни страны. Многие архиереи той эпохи окончили свою жизнь как мученики и исповедники своей веры. Многим пришлось заниматься политикой и выступать с общественной проповедью. Рассмотрение различных сторон и аспектов их деятельности позволяет создать представление о позициях Церкви по насущным вопросам жизни России в начале XX в. Позиций было много, какие-то были слышны громче, какие-то тише. Подлинно соборного обсуждения всех этих вопросов не было до 1917 г. Поэтому говоря о точке зрения Церкви применительно к эпохе начала XX в., следует, прежде всего, приводить мнения разных архиереев и наиболее видных священнослужителей. Среди них — и епископ Гермоген, голос которого, при всех особенностях излагавшихся им идей, был достаточно хорошо слышен (хотя и не всегда корректно понимался) и многими поддерживался даже за пределами тех церковных областей, где он служил. Проведенное изучение его деятельности помогает складыванию объективного представления о роли Церкви в России начала XX в. Исследование его наследия, в частности его многочисленных выступлений в годы служения в Саратове, уже предпринятое при подготовке диссертации и продолжаемое ее автором, лишь помогает повышению уровня этой объективности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Мраморнов, Александр Игоревич, 2008 год

1. Источникиа) Архивные материалы

2. Государственный архив Саратовской области (ГАСО).

3. Ф. 1. Канцелярия саратовского 1убернатора. On. 1. Д. 6831, 7250, 7412, 7415, 7417, 7792,7913, 7991, 8297, 8601, 8604, 8768-8771,10296.

4. Ф. 9. Прокурор Саратовской судебной палаты. On. 1. Д. 3606.

5. Ф. 12. Саратовская духовная семинария. On. 1. Д. 7065, 7068, 7094, 7111, 7239, 7283, 7291, 7365, 7367, 7391, 7480, 7506, 7530, 7536, 7553, 7554, 7558, 7578, 7594, 7644, 7674, 7759, 7761, 7763, 7765, 7771, 7775,7782.

6. Ф. 59. Саратовское городское полицейское управление. On. 1. Д. 1125 1 132. 1145,3825.

7. Ф. 135. Саратовская духовная консистория. On. 1. Д. 5357, 5571, 5573 — 5575, 5738, 5769, 5801, 5814, 5845 5849, 5938, 5963, 5967, 5972, 5974 - 5976, 6101, 6107, 6154, 6155, 6251, 6538-6540, 6820,7064,7075,7091, 7092, 7167.

8. Ф. 136. Саратовский епархиальный училищный совет. On. 1. Д. 559, 617, 730, 827, 890, 892,929, 948,1010,1077.

9. Ф. 407. Саратовская ученая архивная комиссия. Оп. 2. Д. 680, 864.

10. Ф. 605. Саратовское православное Братство св. Креста. Оп. 2. Д. 13,14,15,18,19.

11. Ф. 1132. Епископы Саратовские и Царицынские. Коллекция. On. 1. Д. 16, 18-21,33-48, 55-59,62,82,83,98- 109, 117-148, 152, 155, 157-167, 174-179, 182,189 -193,196,201 -210,215-235,238,239,254,257-260.

12. Российский государственный исторический архив (РГИА).

13. Ф. 776. Главное управление по делам печати. Оп. 17. Д. 3; Оп. 21. Ч. II. Д. 144.

14. Ф. 796. Канцелярия Св. Синода. Оп. 184. Д. 611; Оп. 189. Д. 515, 749; Оп. 190. Д. 67; Оп. 194. Д. 1102, 1119,1120.

15. Ф. 797. Канцелярия обер-прокурора Св. Синода. Оп. 86. Д. 49.

16. Ф. 802. Учебный Комитет Св. Синода. Оп. 10. Д. 13.

17. Ф. 1088. Шереметьевы. Оп. 2. Д. 992.

18. Ф. 1101. Коллекция документов личного происхождения. On. 1. Д. ГШ.

19. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ).

20. Ф. 102. Департамент полиции Министерства внутренних дел. Оп. 117. Ч. 25. Д. 119, Ч. 27. Д. 119; Оп. 233. Ч. 100. Д. 10, Ч. 999. Д. 103.

21. Ф. Р-140. Главное управление по делам вероисповеданий Российского правительства. On. 1. Д. 18, 19.

22. Ф. Р-148. Департамент общих дел Министерства внутренних дел Российского правительства. On. 1. Д. 179.

23. Ф. 3431. Поместный собор 1917-1918 гг. On. 1. Д. 198.

24. Государственный архив новейшей истории Саратовской области (ТАНИСО). Ф. 199. Саратовский истпарт. On. 1. Д. 15, 30; Оп. 2. Д. 91, 94, 115, 119, 132,328, 334,353,391,394, 5473.645, 685, 692, 693, 704.

25. Тобольский филиал Государственного архива Тюменской области Ф. 694. Тобольский епархиальный совет. On. 1. Д. 4,42,127,158. Ф. 722. Тобольский губернский комиссар. Оп. 2. Д. 5.б) Периодическая печать1. Газеты

26. Братский листок, 1904-1907,1908 1912.

27. Волга (издавалась в Саратове), 1911-1912.1. Новое время, 1911 -1912.1. Приволжский край, 1905.1. Россиянин, 1907-1908.1. Русское слово, 1911 1912.

28. Саратовский вестник, 1908 —1912. t

29. Саратовская копеечка, 1910—1912. Саратовский листок, 1905-1912.1. Саратовское вече, 1914.

30. Журналы и периодические сборники

31. Годичный акт в С.-Петербургской Духовной Академии в 1893 году (17 февраля). СПб., 1893.

32. Духовный вестник Грузинского экзархата, 1897 1900.

33. Журналы епархиальных съездов о.о. уполномоченных духовенства Саратовской епархии 1907 и 1908 годов. Саратов, 1909.

34. Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии за 1890 -91 учебный год. СПб., 1896.

35. Известия Саратовской городской думы, 1908 1910.

36. Миссионерское обозрение. 1907. Кн. 8.

37. Памятная книжка Саратовской губернии на 1907 год. Саратов, 1907.1. Русский паломник, 1912.

38. Саратовские епархиальные ведомости, 1901 1905,1912-1917

39. Саратовский духовный вестник, 1905 1912.

40. Список студентов и посторонних слушателей императорского Новороссийского университета за 1883 84 академический год. Одесса, 1884.

41. Тобольские епархиальные ведомости, 1917-1918.

42. Церковные ведомости, 1912.в) Опубликованные источники

43. Айвазов ИГ. Православная церковь и высшие государственные управления в России. М., 1912.

44. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917 — 1943. М., 1994.

45. Бадмаев П.А. За кулисами царизма. Архив тибетского врача Бадмаева. JL, 1925.

46. Богданович А.В. Три последних самодержца. М., 1990.

47. Борьба за власть Советов в Тобольской (Тюменской) губернии. (1917— 1920 гг.): Сб. документов и материалов. Свердловск, 1967.

48. Быков П.М. Последние дни последнего царя // Архив русской революции. М, 1993. Т. 17. С. 305-316.

49. Быков П.М. Последние дни Романовых. М., 1991.

50. Былые годы. Воспоминания старых рабочих табачных фабрик г. Саратова, собранные Платовым А.Д. и оформленные Матвеенко А. Саратов, 1937.

51. Введенский А.И. Церковь и государство. М., 1923.

52. Ведекинд Ф. Весенние побеги. СПб., 1907.

53. Восторгов И.И., прот. Полное собрание сочинений. М., 1914. Т. 1.

54. Герасимов А.В. На лезвии с террористами. М., 1991.

55. Гермоген, еп. Нынешние последователи анатэмы и его крамолы. Саратов, 1909.

56. Гермоген, еп. От «света истинного» во тьму «кромешную» (Открытое письмо к 1 русским людям). Пг., 1916.

57. Григорий~Распутин: Сб. исторических материалов в 4-х тт. М., 1997.

58. Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917— 1918. М., 1918. Кн. 2.

59. Дружинин Н.М. В Саратове в 1905 году. Воспоминания // Поволжский край. Саратов, 1977. Вып. 5.

60. Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. Воспоминания. М., 1994.

61. Жевахов Н.Д. Воспоминания. М., 1993. Т. 1 2.

62. Жизнеописание Преосвященнейшего Гермогена, Епископа Тобольского и Сибирского. 1858 1918 г. Тобольск, 1918.

63. Из воспоминаний русского учителя Православной Грузинской Духовной Семинарии. М., 1908.

64. Из дневника Льва Тихомирова 1912 г. // Красный архив. 1936. № 2 (75).

65. Из истории российской иерархии. Статьи и документы. М., 2002.

66. Илиодор (Труфанов). Святой черт. Пермь, 1991.

67. Илиодор (Труфанов), иеромонах. Видение монаха. М., 1907.

68. Источник живой воды. Описание жизни и деятельности отца Иоанна Кронштадтского / Сост. Н.И. Большаков. СПб, 1997 (репринт).

69. К Царицынским событиям: Сб. материалов. Одесса, 1911.

70. Книга Правил святых Апостолов, Святых Соборов, Вселенских и Поместных, и Святых Отцов. М., 1893.

71. Коганицкий И .Я. 1917 1918 гг. в Тобольске: Николай Романов. Гермогеновщи-на//Пролетарская революция. 1922. № 4. С. 3 - 15.

72. Коганицкий И.Я. Становится ясней // Пролетарская революция. 1922. № 8.

73. Коковцев В.Н. Из моего прошлого: 1903 1919. М., 1992. Кн. 2.

74. Красный террор в годы Гражданской войны: По материалам Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков / Под ред. Фелыптинского Ю.Г., Чернявского Г.И. М., 2004.

75. Кузнецов Н.Д. Забытая сторона дела епископа Гермогена и вопроса о патриаршестве. СПб., 1912.

76. Курлов П.Г. Гибель императорской России. М.: Современник, 1992.

77. Кусмарцев П. Описание паломничества саратовцев на саровские торжества 1903 г.. Саратов, 1903.

78. КушеваЕ.Н. Воспоминания // Отечественная история. 1993. № 4.

79. Листовки саратовских большевиков. 1902 — 1917 гг. Саратов, 1979.

80. Львов А.А. Некролог. Со святыми упокой в Бозе почившего приснопамятного о. протоиерея Льва Иоанновича Владыкина. Саратов, 1908.

81. Марков С.М. Покинутая царская семья. М., 2002.

82. Материалы к житию преподобномученицы великой княгини Елизаветы: Письма, дневники, воспоминания, документы. М., 1995.

83. Материалы, связанные с вопросом о канонизации священномученика епископа Тобольского и Сибирского Гермогена (Долганева; 1858 1918). М., 1999.

84. Мраморнов А.П., свящ. Сочинения. Т. 2: Проповеди и поучения, духовная проза, разное / Ред.-издатель А.И. Мраморнов. Саратов, 2005.

85. Мраморнов А.П., свящ. Сочинения: Записки, епархиальные хроники, публицистика. / Ред.-издатель А.И. Мраморнов. Саратов, 2005.

86. Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. М., 2004.

87. Падение царского режима. Стенографические отчеты допросов и показаний, данных в 1917 году в Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. М.-Л., 1924-1927. Т. 1,4,7.

88. Палеолог М. Царская Россия во время мировой войны. М., 1923.

89. Петров З.С. Картинки прошлого. Воспоминания ученика бывшего Саратовского городского Александровского ремесленного училища, ныне профтехшколы имени А.В. Луначарского. М. Саратов, 1930.

90. По поводу нового официозного сообщения о деле епископа Гермогена. М., 1912.

91. Полвека назад. Воспоминания участников революционных событий 1905 г. в Саратовской губернии. Саратов, 1955.

92. Поливанов А.А. Из дневников и воспоминаний 1907 1916. М., 1924.

93. Правда о еврейском погроме в г. Саратове в октябрьские дни 1905 года. Саратов, 1908.

94. Протопопов В.В. Черные вороны. СПб., 1907.

95. Расследование цареубийства. Секретные документы. М., 1993.

96. Родзянко М.Б. Крушение империи. М., 2002.

97. Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. (Материалы и архивные документы по истории Русской православной церкви) / Сост., автор предисловия и комментариев М.А. Бабкин. М., 2006.

98. Саввинский В., диакон. Отец Илиодор, его личность, жизнь, труды и экономическое значение для Царицына, и нечто о пещерах. Царицын, 1911.

99. Святой черт: Тайна Григория Распутина. Воспоминания, документы, материалы следственной комиссии. М., 1990.

100. Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. Обзор Деяний. М., 2002. Т. 1-3.

101. Славин И.Я. Минувшее пережитое // Волга. 1999. № 12.

102. Следственное дело патриарха Тихона. М., 2000.

103. Соколов И.С. 1905-й год на РУЖД (По воспоминаниям участников и материалам Саратовского губернского архива). Саратов, 1925.

104. Соколов К. Попытка освобождения Царской семьи (декабрь 1917 г. — февраль 1918 г.) // Архив русской революции. М., 1993. Т. 17.

105. Столыпин П.А. Переписка. М.: РОССПЭН, 2004.

106. Стремоухов П.П. Моя борьба с епископом Гермогеном и Илиодором // Архив русской революции. М., 1993. Т. 16.

107. Суворин А.С. Дневник. М., 1999.

108. Тобольский дневник одной из приближенных к Царской Семье // Архив русской революции. Т. 17. С. 301 304.

109. Устав духовных консисторий с дополнениями и изъяснениями Св. Синода и Правительствующего Сената / Сост. М.И. Палибин. СПб., 1912.

110. Устав православных духовных семинарий // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3. СПб., 1887. Т. 4. С. 437 448.

111. Черные дни русского православия: Документы и материалы о притеснении служителей культа и религиозных объединений Тюменского края в годы' Советской власти. 1917— 1965 гг. Тюмень, 1992.

112. Шавельский Г., протопресвитер. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Нью-Йорк, 1996.1. П. Литература

113. Абдульмянов И.А. Роль традиционных конфессий в общественно-политической жизни провинциальной России в конце XIX начале XX вв. (по материалам Саратовской и Пензенской губерний). Дисс. канд. ист. наук. Пенза, 2004.

114. Абросенко К.П. Религия на службе контрреволюции в Сибири. Иркутск, 1938.

115. Азеф В. Как «еретикам» в Саратове не повезло // Годы и люди. Сборник. Саратов, 1989. Вьпт. 4. С. 168-174.

116. Андреев Г.Л. Христианская периодическая печать на русском языке. 1801-1817 гг. / Отв. ред. А.Н. Троицкий. М. Нью-Йорк, 1998.

117. Архипенко В. Заговор Илиодора // Наука и религия. 1968. № 9.

118. Бабкин М. Иерархи Русской Православной Церкви и свержение монархии в России (весна 1917г.)// Отечественная история. 2005. № 3.

119. Белявский Ф.Н. О реформе духовной школы. СПб., 1907.

120. Белякова Е.В. Церковный суд и проблемы церковной жизни М., 2004.

121. Беляковы Е.В. и Н.А. Диакониссы в Русской православной Церкви // История (газета издательского дома «Первое сентября»). 2002. № 9.

122. Бетгс Р. Пшеница и плевелы. Беспристрастно о Г.Е. Распутине. М., 1997.

123. Болотова Е.Ю., Савицкая О.Н. Деятельность Илиодора (Труфанова) в Царицыне // Вопросы краеведения. Волгоград, 1998. Вып. 4-5.

124. Бондарь С.А. Саратовская епархия в начале 20 века. Дипломная работа, выполненная на историческом факультете Саратовского государственного университета. (Машинопись). Саратов, 1999.

125. Боханов А.Н. Распутин. Анатомия мифа. М., 2000.

126. Брегова Д. Дело о Казанской чудотворной // Наука и религия. 1968. № 10 12.

127. Бреусов А. Монастыри Саратовской епархии // Волга. 1998. № 11 — 12.

128. Бубулашвили Э. Грузинский экзархат РПЦ. Духовное образование во 2-й пол. XIX в. Грузинское национально-просветительское движение 2-й пол. XIX в. и движение за сохранение церковных древностей // ПЭ. М., 2006. Т. 13.

129. Булычев М.В., Воронежцев А.В., Максимов Е.К., Тотфалушин В.П. История Саратовского края: С древнейших времен до 1917 года.: Учебное пособие для,средних и старших классов школ всех типов / Под общ. ред. В.П. Тотфалушина. Саратов, 2000.

130. Валеев В.Х. Из истории саратовских церквей. Саратов, 1990.

131. Васильева Н.Ю., Серафим (Питерский), игумен. Василий (Беляев Павел Ильич) // Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 7. С. 74 75.

132. Венедиктов Д.Г. Палачи в рясах: прошлое духовенства. JL, 1933.

133. Воробьев М., свящ. Православное краеведение: Очерки церковной истории Вольска и Саратовского края. М., 2002.

134. Газизова О. Святитель Гермоген, епископ Тобольский // Православная беседа. 1992. № 8-9.

135. Галкин А.К., Дамаскин (Орловский), игумен. Владимир (Богоявленский Василий Никифорович) // Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 8. С. 629 — 634.

136. Гегешидзе Д.В. Грузинская Православная Церковь // Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 года. Энциклопедия. М., 1994. Т. 1. С. 642 643.

137. Герпггейн Э.Э. Октябрьская политическая стачка 1905 года в Саратове // Ученые записки Саратовского государственного университета. Саратов, 1956. Том LV.

138. Голостенов М.Е. Гермоген (Долганов Георгий Ефремович) // Политические деятели России. 1917. Биографический словарь. М., 1993. С. 79.

139. Гражданов Ю.Д. Илиодоровщина и православный монархизм в России // Великий Октябрь и крах непролетарских партий в России. Калинин, 1989.

140. Гроян Т.И. Мученик за Христа и за Царя Григорий Новый. Молитвенник за Святую Русь и Ее Пресветлаго Отрока. М., 2000.

141. Грюнберг П.Н. О положении епископата Русской Православной Церкви при Временном правительстве (по новооткрытым источникам) // Из истории российской иерархии. Статьи и документы. М., 2002.

142. Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Кн. 2. Тверь, 1996.

143. Дамиан (Говоров), еп. История Спасо-Преображенского мужского монастыря в г. Саратове. Саратов, 1918.

144. Дворжанский А.И. Собор Михаила Архангела г. Сердобска: 1905-2005. Пенза, 2005.

145. Дворкин A.JI. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Курс лекций. Изд. 2-е. Нижний Новгород, 2005.

146. Дубровский М. Монах Илиодор // Воинствующий атеизм. 1931. № 8 9. С. 123 -159.

147. Дурасов С. До времени скрытый лик (История чудотворной Казанской иконы Пресвятой Богородицы) // Родина. 1990. № 9.

148. Емелях Л.И. Антиклерикальное движение крестьян в годы первой русской революции. М. Л., 1965.

149. Зырянов П.Н. Православная церковь в борьбе с революцией 1905-1907 годов. М., 1984.

150. Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. М., 2002.

151. Зырянов П.Н. Церковь в период трех российских революций // Русское православие: вехи истории. М., 1989.

152. Иванов С.М., Супрун В.И. Православие на волгоградской земле: епархии и епископы. Волгоград, 2002. Ч. 1 -2.

153. Иванов С.М., Супрун В.И. Православие на волгоградской земле: храмы Царицына— Сталинграда-Волгограда. Волгоград, 2003.

154. Ильин Б. Саратов. Исторический очерк. Саратов, 1952.

155. Иоанн (Снычев), митрополит. Епископ. Духовно-нравственный облик русского архиерея. СПб., 2003.

156. История Жировицкого Свято-Успенского монастыря по письменным источникам, преданиям и свидетельствам современников. / Сост. Игумения Гавриила (Глу-хова) М., 2004.

157. Кабытов П.С. П.А. Столыпин: последний реформатор Российской империи. Самара, 2006.

158. Каннингем Дж. С надеждой на собор. Русское религиозное пробуждение начала века. М., 1990.

159. Касович А. Горячее перо // Годы и люди. Саратов, 1989. Вып. 4.

160. Кашеваров А.Н. Православная Российская Церковь и советское государство (1917-1922). М, 2005.

161. Кирьянов Ю.И. Правые партии в России. 1911-1917 гг. М., 2001.

162. Кирьянов Ю.И. Русское собрание 1900 1917. М., 2003.

163. Коваленко В. Святитель Гермоген противник революционного беззакония// Малиновый родник (Приложение к еженедельнику «Саратовская панорама»), 2002. № 8.

164. Кожинов В.В. Загадочные страницы истории XX века. «Черносотенцы» и революция. М., 1998.

165. Конюченко А.И. Архиерейский корпус Русской православной церкви во второй половине XIX — начале XX века: Исследования и материалы. Челябинск, 2005.

166. Корбут В. Жировичский след антипода Распутина // Советская Белоруссия. 2004. № 137 (22 июля).

167. Корзун М.С. Русская православная церковь. 1917 1945 гг. Минск, 1987.

168. Коцюбинский А.П., Коцюбинский Д.А. Распутин: тайный и явный. СПб., 2003.

169. Коцюбинский Д.А. Русский национализм в начале XX столетия: Рождение и гибель идеологии Всероссийского национального союза. М., 2001.

170. Красносельцев Н.Ф. Никанор, архиепископ Херсонский и Одесский и его учебно-литературная деятельность. Одесса, 1893.

171. Ксенофонтов И.Н. Георгий Гапон: вымысел и правда. М., 1996.

172. Куренышев А.А. Судьба историка (П.Г. Любомиров. 1885 1935) // Историографический сборник. Саратов, 2001. Вып. 19.

173. Лавров В.М., Лобанов В.В., Лобанова И.В., Мазырин А.В. Иерархия Русской Православной церкви, патриаршество и государство в революционную эпоху. М., 2008.

174. Леонтьева Т.Г. Вера и прогресс: православное сельское духовенство России во второй половине XIX начале XX вв. М., 2002.

175. Малиновский Н., прот. Памяти преосвященнейшего епископа Иоанна (Кратиро-ва) // Богословский вестник. 1909. № 3. Т. 1.

176. Материкин А.В. Царицынский Александро-Невский собор: его прошлое, настоящее и будущее // Мир православия. Сб. научных статей. Волгоград, 2002. Вып. 4., С. 255-276.

177. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII начало XX вв.). 3-е изд. СПб., 2003. Т. 1.

178. Михайлова Е.М. Примечания к уставу Православного всероссийского братского союза русского народа. // Правые партии и организации в Поволжье: идеологические концепции и организационное устройство (1905 1917) / Сост. Е.М. Михайлова. М., 2002. С. 108-111.

179. Мишин Г. Записки саратовского обывателя. Саратовский след Распутина. Саратов, 2001.

180. Национальная правая: прежде и теперь. Исторшсо-социологические очерки. СПб., 1992. Вып. 1.

181. Наумов А.В. Земли Хвалынской храмы. Саратов, 2004.

182. Новиков А.П. Балашовский Покровский монастырь // Балашовский край. Краеведческий альманах. 2001. № 1 (2).

183. Новиков А.П. Преосвященный Павел: балашовский период жизни и деятельности // Балашовский край. Краеведческий альманах. 2002. № 1 (3).

184. Новиков В.В. Борьба группировок в придворном окружении Николая П. Дисс. . канд. ист. наук. М., 2005.

185. Новые мученики Российские / Сост. протопресвитер М. Польский. Джорданвилл, 1949. С. 66-68.

186. Обретение мощей священномученика Гермогена (Долганова), епископа Тобольского и Сибирского // Сибирская православная газета. 2005. № 9.

187. Осипов В. Саратовская организация РСДРП в 1905 1907 гг. Саратов, 1947.

188. Острецов В.А. Черная сотня и красная сотня. М., 1991.

189. Очерки истории Саратовского Поволжья. 1894 -1917 гг. Саратов, 1999. Т. 2. Ч. 2.

190. Очерки по истории Волгоградской епархии Русской Православной Церкви. Волгоград, 2003.

191. Первая революция в России: взгляд через столетие. М., 2005.

192. Петров Г.И. Отлучение Льва Толстого. М., 1964.

193. Петров Г.И. Отлучение Льва Толстого от Церкви. М., 1978.

194. Петров С.Г. Большевистские совдепы Тобольска и Екатеринбурга и епископ Гермоген (Г.Е.Долганов): история взаимоотношений // Гуманитарные науки в Сибири. Серия Отечественная история. 1997. № 2.

195. Петров С.Г. Обзор источников о гибели епископа Тобольского и Сибирского Гермогена (Г.Е.Долганова) // История русской духовной культуры в рукописном наследии XVI XX вв. Новосибирск, 1997.

196. Петровская И.Ф. Биографика: Введение в науку и обозрение источников биографических сведений о деятелях России 1801 — 1917 годов. СПб., 2003.

197. Петрушин А. Тайны епископа Гермогена // Мир Севера: Этнополитический и литературно-художественный журнал. 2004. № 1.

198. Петрушин А. Сокровища епископа Гермогена // Родина. 2003. № 4.

199. Плаксин Р.Ю. Тихоновщина и ее крах. Л., 1987.

200. Плаксин Р.Ю. Крах церковной контрреволюции. 1917—1923 гг. М., 1968.

201. Платонов Г.М.«. .Исключен из семинарии за революционную деятельность.» // Церковь и ее деятели в истории России. Воронеж, 1993.

202. Платонов Г.М. Православная Церковь и общественно-политическая жизнь провинциальной России 1900 1914 гг. (На материалах Саратовской губернии). Автореферат дисс. канд. ист. наук. Саратов, 2003.

203. Платонов Г.М. Православная Церковь и общественно-политическая жизнь провинциальной России 1900 1914 гг. (На материалах Саратовской губернии). Дисс. канд. ист. наук. Саратов, 2003.

204. Платонов О.А. История русского народа в XX веке. М., 1997. Т. 1.

205. Платонов О.А. Николай Второй. Жизнь и царствование. СПб., 1999.

206. Плотников И.Ф. Гермоген (Долганов Георгий Ефремович) // Екатеринбург. Энциклопедия. Екатеринбург, 2001.

207. Плотников И.Ф. Гермоген (Долганов Георгий Ефремович) // Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург, 2000. Электронная версия статьи: www.ural.ru:8100/spec/ency/encyclopaedia-r-483.html.

208. Плотников И.Ф. Правда истории. Гибель Царской семьи. Екатеринбург, 2003.

209. Плотников И.Ф. Пребывание и трагический конец одного из виднейших церковных иерархов России епископа Гермогена на Урале // Вторые Татищевские чтения. Тезисы докладов. Екатеринбург, 1999.

210. Плякин М.Е., диакон, Теплов В. Огонь веры отца Михаила Платонова // Православная вера (Издание Саратовской епархии). 2006. № 5. С. 8 — 9.

211. Полунов А.Ю., Соловьев И.В. Историческое введение // Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. М.: Издательство Крутицкого подворья, 2004. Т. 1. С. 14-16.

212. Поршнева О.С. Крестьяне, рабочие и солдаты России накануне и в годы Первой мировой войны. М., 2004.

213. Похождения Илиодора // Былое. 1924. № 24.

214. Пряникова Н.В. Илиодор в Царицыне: страницы политической биографии// Проблемы отечественной истории. Волгоград, 1994.

215. Пряникова Н.В. Кульминация царицынской илиодорады: О политической деятельности монаха Илиодора в начале XX в. // Вопросы краеведения: материалы краеведческих чтений. Волгоград, 1993. Вып. 2.

216. Пудовочкина O.K. Братство Святого Креста (50 лет деятельности. 1866 1917)// Саратовские епархиальные ведомости. 1993. № 1.

217. Путинцев Ф. Церковь и 1905 год. М., 1926.

218. Радзинский Э.С. Распутин: Жизнь и смерть. М., 2000.

219. Регельсон JI. Трагедия Русской Церкви. 1917 1945. М., 1996.

220. Рейли Д. Политические судьбы российской губернии: 1917 год в Саратове. Саратов, 1995.

221. Репников А.В. Консервативные концепции переустройства России. М., 2007.

222. Римский С.В. Российская Церковь в эпоху великих реформ: Церковные реформы в России 1860-1870-х гг. М., 1999.

223. Рожков B.C., прот. Церковные вопросы в Государственной Думе. М., 2004.

224. Ростов Н.М. Духовенство и русская контрреволюция конца династии Романовых. Рязань, 1930.

225. Рууд Ч.А., Степанов С.А. Фонтанка, 16: Политический сыск при царях. М., 1993.

226. Рылов В.Ю. Правое движение в Воронежской губернии. 1903 -1917. Воронеж, 2002.

227. Савицкая О.Н. Православное духовенство в правомонархическом движении 1905-1914 гг. По материалам Саратовской губернии. Дисс. . канд. ист. наук. Волгоград, 2001.

228. Саратовские подвижники. Саратов, 2000.

229. Священномученик Гермоген, епископ Тобольский и Сибирский // Сибирская православная газета. 2005. № 9.

230. Семенов В.Н. Начальные люди Саратова: от первого воеводы до последнего первого секретаря. Саратов, 1998.

231. Семенов В.Н., Семенов Н.Н. Саратов мещанский. Саратов, 2004.

232. Смирнова Т.В. Монастыри: служение миру // Проблемы изучения истории Русской Православной Церкви и современная деятельность музеев. Труды ГИМ. М., 2005. Вып. 152. С. 92-94.

233. Соколов В.Б. Саратовские епархиальные ведомости за 50 лет их существования (1865 1915). Исторический очерк. Саратов, 1915.

234. Степанов С.А. Гермоген // Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 года. Энциклопедия. М., 1994. Т. 1. С. 544.

235. Степанов С.А. Илиодор // Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 года. Энциклопедия. М., 1996. Т. 2. С. 338.

236. Степанов С.А. «Черная сотня» в России (1905 1914 гг.). М., 1992.

237. Столыпин. Жизнь и смерть. Саратов, 1992.

238. Сухова Н.Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века). М., 2006.

239. Сушицкий В. Революционное прошлое Саратова. Краткий очерк. Саратов, 1930.

240. Тарасова В.А. Высшая духовная школа в России в конце XIX начале XX века. История императорских православных духовных академий. М., 2005.

241. Тимошина О., Маркин С. По страницам истории Сердобского края. Пенза, 2005.

242. Титлинов Б.В. Молодежь и революция. Из истории революционного движения среди учащейся молодежи духовных и средних учебных заведений. 1860 1905 гг. Л., 1924.

243. Титлинов Б.В. Церковь во время революции. Пг., 1924.

244. Федоров Б.Г. Петр Аркадьевич Столыпин. Биография П.А. Столыпина. М., 2003.

245. Федоров В.А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период. 1700-1917. М., 2003.

246. Фирсов С.Л. Время в судьбе: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). О генезисе «сергианства» в русской церковной традиции XX века. СПб., 2005.

247. Фирсов C.JI. Жизнь во Христе. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях современников // Святой Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях современников. СПб., 2003.

248. Фирсов С.Л. Православная Церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России. СПб., 1996.

249. Фирсов С.Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х-1918 гг.). М., 2002.

250. Флоровский Г.В., прот. Пути русского богословия. Электронная версия.

251. Фомин С.В. Последний царский святой святитель Иоанн (Максимович) митрополит Тобольский, Сибирский чудотворец. Житие. Чудеса. Прославление. Служба. Акафист. СПб., 2003.

252. Фриз Г.Л. Церковь, религия и политическая культура на закате старой России // История СССР. 1991. № 2.

253. Цыпин В.А., прот. Викарий // ПЭ. М., 2004. Т. 8.

254. Цыпин В.А., прот. Русская Православная Церковь. 1917 1922. М., 1996.

255. Чернышов А.В. Оглянись в раздумье // Сибирская православная газета. 2005. № 8.

256. Чертков А.Б. Крах. М., 1968.

257. Чудновцев М.И. Церковь и театр. Конец XIX начало XX вв. М., 1970.

258. Шавельский Г., протопресв. Русская Церковь пред революцией. М., 2005.

259. Щетинина Г.И. Алфавитные списки студентов как исторический источник. Состав университетского студенчества в конце XIX — начале XX века // История СССР. 1979. №5.

260. Щетинина Г.И. Студенчество и революционное движение в России. Последняя четверть XIX в. М., 1987

261. Эйнгорн И.Д. Очерки истории религии и атеизма в Сибири. 1917 —1937. Томск, 1982.

262. Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). Саратов, 2002.

263. Hausmann G. Universitat und stadtische Gesellschaft in Odessa, 1865 1917: soziale und nationale Selbstorganisation an der Peripherie des Zarenreiches. Stuttgart, 1998.

264. Die Russischen orthodoxen Bischofe von 1893 bis 1965: Biobibliographie von Metropolit Manuil (Lemesevskiy). Erlangen, 1981. Bd. II.

265. По теме диссертации опубликованы следующие работы автора:1. Монографические труды

266. Жизненный путь священника Александра Петровича Мраморнова (1874 — 1941). К 130-летию со дня рождения. Саратов: «Приволжское книжное издательство», 2004. 3,75 п.л.

267. Церковная и общественно-политическая деятельность епископа Гермогена (Долганова, 1858 1918). Саратов: «Научная книга», 2006. 17,5 пл.

268. Духовная семинария России начала XX века: кризис и возможности его преодоления (на саратовских материалах). Саратов: «Научная книга», 2007.24,3 п.л.

269. Публикация в издании из списка ВАК

270. Саратовский епископ Гермоген и кризис среднего духовного образования (1903 1912) // Вестник Московского университета. 2007. № 3. С. 32 - 52. 1 п.л.1. Прочие работы

271. Три поколения Мраморновых — священнослужителей саратовской епархии в XIX начале XX вв.: опыт историко-генеалогического исследования // Труды научной конференции студентов и аспирантов «Ломоносов-2003». История. М., 2003. С. 69-73. 0,2 п.л.

272. Труды священника А.П. Мраморнова и их историческое значение // Мраморнов А.П., свящ. Сочинения: Записки, епархиальные хроники, публицистика. Саратов: «Научная книга», 2005. С. 6 -15. 0,6 п.л.

273. Комментарии к первому тому трудов священника А.П. Мраморнова. // Там же. С. 343-368. 1,8 п.л.

274. К вопросу о гомилетическом наследии священника А.П. Мраморнова // Мраморнов А.П., свящ. Сочинения. Т. 2: Проповеди и поучения, духовная проза, разное. Саратов: «Научная книга», 2005. С. 3 8. 0,35 п.л.

275. Комментарии ко второму тому трудов священника А.П. Мраморнова. // Там же. С. 293-305. 1 п.л.

276. Наследие С. А. Щеглова в контексте исследования истории Саратовской епархии (источниковедческий и историографический аспекты) // Саратовский краеведческий сборник: Научные труды и публикации. Саратов, 2005. Вып. 2. С. 213 220.0,4 п.л.

277. Церковно-школьный музей Саратовской епархии в начале XX в.: задачи его работы и их практическое воплощение // Проблемы изучения истории Русской Православной Церкви и современная деятельность музеев. Труды ГИМ. М., 2005. Вып. 152. С. 113-118.03 п.л.

278. Епископ Гермоген (Долганов) и семинарское образование в Саратове в начале XX в. // XVI ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Материалы. М., 2006. Т. 2. С. 220-227.1 п.л.

279. Корреспонденты официальных изданий Саратовской епархии в начале XX в. // Краеведение и архивное дело в провинции: исторический опыт и перспективы развития. Труды Саратовского областного музея краеведения. Саратов, 2006. Вып. 9. С. 237-240. 0,25 п.л.

280. Ермоген (Долганов), свмч. // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 18 (в печати). 0,8 п.л.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.