Эмпирический опыт и его место в познавательной деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Харунжева, Мария Александровна

  • Харунжева, Мария Александровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2012, Киров
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 166
Харунжева, Мария Александровна. Эмпирический опыт и его место в познавательной деятельности: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Киров. 2012. 166 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Харунжева, Мария Александровна

Введение.

Глава 1. Эмпирический опыт и его основные виды.

1.1. Концепции опыта в классической философии.

1.2 Структура эмпирического опыта.

Глава 2. Рефлексия основных форм эмпирического опыта человека.

2.1. Специфика воображения в опыте.

2.2. Значение интуиция в контексте опыта.

2.3. Телесный опыт.

2.4. Восприятие пространства в художественном опыте.

2.5. Эпистемологический анализ основных психологических подходов к восприятию.

2.6. Анализ проблематики видения и визуализации.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эмпирический опыт и его место в познавательной деятельности»

Актуальность диссертационного исследования. В конце XX века в гносеологии начало складываться неклассическое направление, которое, в отличие от классического выделяет ряд новых аспектов познания. Если философы-классики в понимании познания руководствовались критическими принципами, отсекающими недостоверные (или предположительно ошибочные) представления и теории, то представители неклассической теории обращают внимание на то, что рассмотрение познающего субъекта в рамках определенной традиции, концепции, системы взаимоотношений не излишнее допущение, а способ осознать и обосновать познавательные принципы. В аспекте этого подхода познавательный субъект трактуется широко: все живое познает, и в этом познании исходным уровнем является опыт. У каждого типа познания (познание животных, практическое, мировоззренческое, научное) есть своя специфика опыта.

Если на протяжении всего XX века в рамках теории познания рассматривались проблемы сознания, мышления, языка, то в последнее время происходит так называемый «исследовательский поворот к опыту». Оказалось, что эмпирический опыт уже не является исключительно материалом для последующего интеллектуального осмысления и апробации его результатов, а выступает исходным и необходимым этапом познавательной деятельности животных и человека. Опыт всегда является начальным уровнем познания, предшествующим любому виду мышления, а у животных, как показала эволюционная эпистемология, все познание сводится к опыту и интеллектуальной деятельности в его рамках. Анализируя опыт с точки зрения гносеологии, следует отметить многогранность его проявлений. Если взять познавательный опыт в его самом широком плане, то в нем можно выделить два основных вида: эмпирический опыт и опыт мыслительной деятельности. Современные исследователи (Ф. Р. Анкерсмит и др.) указывают на возможность расширения зоны действия опыта на мыслительные формы. Они могут проявляться в способах работы с текстами, формировании собственного, личного стиля мыследеятельности, и все это не является содержанием теоретического мышления. Опыт мыслительной деятельности не характерен для всех типов познания, его сфера - мировоззрение, наука и некоторые сложные виды практики (прикладные разработки и практика их воплощения в производство). Для того чтобы выделить в познавательном опыте тот слой, который присущ всем типам познания и является для них сквозным, был выбран термин «эмпирический опыт», хотя в нем и есть некоторая тавтология.

Рассматривая ряд гносеологических исследований, можно отметить, что многие элементы опыта характеризуются с точки зрения мышления, при этом значение самого опыта недооценивается, его границы радикально сужаются. Понятия «визуальное мышление» (Р. Арнхейм), «элементарное мышление животных» (3. А. Зорина, И. И. Полетаева) в этом отношении показательны как проявления чрезмерной экспансии парадигмы мышления. Вот почему следует уточнить границы действия опыта и его роль как важного исходного этапа познания наряду с мышлением, с которым он вступает в циклические взаимосвязи, но не отождествляется с ним.

Рефлексия места эмпирического опыта в разных типах познания способна дать широкий набор необходимых представлений. Актуальность разноаспектного рассмотрения опыта можно сравнить с эффективностью квантового принципа дополнительности, который часто применяется не только в естественных, но и в гуманитарных дисциплинах. Оценка эмпирического опыта в многообразии типов познания способна дать более полную и глубокую картину того, что он собой представляет. Познание человека складывается при совместной работе опыта и мышления, без эмпирического опыта невозможно функционирование интеллекта, да и мышление в своих начальных формах исходит из когнитивных единиц опыта.

Степень разработанности проблемы. Адекватное понимание опыта предполагает историко-философское осмысление основных концепций опыта от представлений античных мыслителей до современных философов. Были проанализированы работы: Платона, Аристотеля, Д. Локка, Д. Юма, Ф. Бэкона, Р. Декарта, И. Канта, Ф. Ницше, В. Дильтея, Ч. Пирса, Дж. Дьюи, Э. Гуссерля и др.

Рассмотрением структуры опыта, его типами и ролью в познавательной деятельности занимались Ф. Р. Анкерсмит, О. Е. Баксанский, П. Бергер, И. А. Бескова, Н. Бор, Дж. Брунер, М. Голдстейн, В. Г. Зангиров, Дж. Кальоти, В. А. Лекторский, Л. А. Микешина, В. И. Молчанов, М. Полани, Г. Райл, В. М. Розин, М. А. Розов, В. Ф. Юлов и др.

Ряд ученых анализирует познавательные способности животных, которые полностью сводятся к эмпирическому опыту, проводят экспериментальные исследования данного феномена. Среди них: Ф. Варела, 3. А. Зорина, И. И. Полетаева, В. Келер, У. Крейг, П. Лейхаузен, К. Лоренц, Д. Мак-Фарленд, У. Матурана, Н. Тинберген, К. фон Фриш, Г. Фоллмер, Д. Хейлман, М. Р. А. Чане и др. Человеческое познание представлено практическим, мировоззренческим и научным, и в каждом из них эмпирический опыт демонстрирует особую специфику, рефлексию которой проводили О. Е. Баксанский, И. А. Бескова, М. Вартофский, О. В. Васюков, А. Н. Волкова, Р. Л. Грегори, У. Джемс, А. М. Дорожкин, А. А. Касьян, С. А. Лебедева, В. А. Лекторский, А. Минделл, В. И. Моисеев, Б. Рассел, Е. А. Сергиенко, В. С. Степин, С. С. Худяков и др.

Важные аспекты интуиции и воображения как нелогических форм познавательной деятельности и их связь с эмпирическим опытом анализируют Ф. Р. Анкерсмит, В. Ф. Асмус, И. А. Бескова, Н. А. Бернштейн, 5

М. Бунге, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. Л. Литвинова, X. Ортега-и-Гассет, А. Пуанкаре, Г. Райл, Г. Селье, Н. Тесла, Е. Л. Фейнберг, А. Эйнштейн и др.

Проблематика телесности, ее роль в познании, а также ее эмпирические основания рассматриваются И. А. Бесковой, П. Валери, И. А. Герасимовой, X. У. Гумбрехтом, И. П. Меркуловым, М. Мерло-Понти, В. А. Подорогой, Д. Г. Труновым, О. А. Штайн, П. М. Якобсоном и др. Психологические аспекты функционирования ощущения, восприятия, представления разработаны Р. Арнхеймом, М. Вертгеймером, Т. Визелом, Л. С. Выготским, Г. Гельмгольцем, Дж. Гибсоном, Р. Л. Грегори, А. В. Запорожцем, В. Келлером, И. Колером, К. Коффкой, А. Н. Леонтьевым, И. Мюллером, М. Стреттоном, Э. Титченером, Д. Хьюбелом, Р. Хелдом, М. А. Холодной и др.

Феномен видения актуализировался в современных исследованиях, посвященных опыту, здесь можно указать на И. А. Бескову, В. П. Бранского, И. А. Герасимову, М. Имдаля, Л. Ю. Лиманскую, В. М. Розина, А. В. Шуталеву, М. Ямпольского и др.

Несмотря на значительный объем научной и философской литературы по данной проблематике, тема эмпирического опыта далека от должного понимания. Все это делает исследование опыта актуальным и необходимым.

Объектом исследования является эмпирический опыт как специфический вид познавательной деятельности.

Предметом исследования сущность эмпирического опыта, его внутренняя структура, место и роль в контексте всех типов познания.

Целью исследования выступает гносеологическая рефлексия эмпирического опыта.

Достижение данной цели связано с решением следующих задач:

1. Раскрыть сущностные признаки эмпирического опыта в познании.

2. Провести сравнительный анализ места и роли опыта в основных типах познания.

3. Выявить особенности воображения и интуиции в опытном познании.

4. Рассмотреть место телесности в структуре эмпирического опыта.

5. Осмыслить феномен видения в контексте творческой функции познавательного опыта.

Методологическая и теоретическая база исследования

В качестве теоретического основания были взяты идеи и принципы неклассической эпистемологии, широкое рассмотрение познающего субъекта основано на концепции, предложенной современной эволюционной эпистемологией (У. Матурана, Ф. Варела). Для разработки структуры эмпирического опыта в качестве основы была использована типология познания, предложенная В. Ф. Юловым (познание животных, практическое познание, мировоззрение, наука). Были также использованы методы эпистемологической рефлексии, компаративного анализа историко-философского материала, типологизации материала, т. е. его разбивка на узкоаспектные содержательные группы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Осмыслены основные гносеологические измерения эмпирического опыта: личностный характер, симультанность, союз телесности, чувств и интеллекта, доминирование познавательных образов, приоритет «знания-как».

2. Проведен эпистемологический анализ места и роли эмпирического опыта как исходного и базисного этапа познания любого живого существа (животные, человек).

3. Выявлена специфика воображения как рационально-нелогической формы игровой активности ментальной психики и интеллекта в творческих актах опыта.

4. Проанализированы сущностные аспекты телесности как одной из жизненных основ эмпирического познания мира.

5. Осуществлена гносеологическая рефлексия феномена видения как специфической формы конструирования эмпирических образов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Для эмпирического опыта характерны следующие сущностные признаки: а) опыт концентрирует в себе те знания, которые прожиты и пережиты определенной личностью; б) акты опыта осуществляются в виде однократных процессов, протекающих в относительно небольшие промежутки времени (симультанность); в) опытные знания являются продуктом, возникающим в ходе взаимосвязанного применения индивидуальных способностей тела, чувств и интеллекта; г) основной единицей эмпирического опыта является познавательный образ как единство чувственного знака и рационального значения; д) главное содержание опыта сводится к схемам и правилам деятельности в некоторых обобщенных ситуациях («знание-как»).

2. Эмпирический опыт является исходным этапом познания всех субъектов жизни: познание животных сводится исключительно к эмпирическому опыту приспособления к природной среде; необходимым содержанием практического познания человека является трудовой опыт, который фиксирует правила преобразования природной и социальной среды; базисный уровень мировоззренческого познания составляет духовный опыт (мироощущение, мировосприятие); специализированный опыт является сущностным элементом научной эмпирии, которая функционирует в циклических взаимосвязях с теоретическим мышлением.

3. Деятельностными формами эмпирического опыта выступают воображение и интуиция, которые организуют познавательные образы в структуры представления, позволяющие реализовывать допонятийное познание без логических выводов. Если воображение способно сконструировать проект последующей практики, то интуиция может подсказать новую модель решения проблемы.

4. Телесность является важным основанием эмпирического опыта животных и человека. Если рассматривать человека, то через ресурсы тела он не только получает первичную и основную информацию об окружающей среде, но и формирует необходимые схемы активности (двигательные стереотипы и процедурные алгоритмы) собственного организма. Чувственные ощущения и восприятия возможны именно на соматической основе, телесно человек всегда присутствует в природном и социальном мире, взаимодействуя с ним.

5. Типичной формой эмпирического опыта признается видение как активный процесс особого восприятия мира, направленный на формирование сложных и специализированных представлений, предполагающих специфическое обособление визуальной информации об объекте, необходимое для конструирования разных видов образов (художественные, практические, научные и т. п.).

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования.

Результаты диссертационного исследования имеют теоретическое и методологическое значение для развития теории познания, философии и методологии науки, так как в исследовании выявлены сущностные признаки эмпирического опыта в познании, его типы и формы. Результаты исследования могут быть использованы в разработке учебных курсов по дисциплинам: «Онтология и теория познания», «Философия и методология науки», «Философские проблемы конкретных дисциплин».

Личный вклад автора состоит в формулировании проблемы эмпирического опыта, которая конкретизирована целью и определенными задачами. Авторская позиция проявилась в выработке методологической стратегии, которая позволила выявить специфику опыта и его место в познавательном процессе, а также провести рефлексию основных форм опыта в типах познания.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Представленная работа соответствует формуле специальности 09.00.01 «Онтология и теория познания». Полученные научные результаты соответствуют п. 1 «Закономерности формирования и развития научной онтологии и теории познания на основе концептуальной интеграции достижений фундаментальных наук в построении научной картины мира, а также критический анализ религиозно-идеалистической, метафизической и натурфилософской онтологии и гносеологии», п. 23 «Современные методы онтологического обоснования научной теории познания и творческой деятельности в сферах искусства с критическим анализом модернизированной идеалистической гносеологии и метафизики», п. 31. «Современное понимание интуиции и ее связи с формализованными типами доказательства, видами интуитивного творчества и продуктивного воображения», п. 34. «Современное понимание соотношения эмпирического и теоретического уровней знания, их взаимовлияния, теоретического обоснования сложных экспериментов и наблюдений, а также объяснения эмпирических факторов».

Апробация результатов исследования. • Основные положения диссертации и полученные результаты изложены в двенадцати публикациях, в том числе две в «Вестнике Вятского государственного гуманитарного университета», входящем в перечень изданий, рекомендованных ВАК; докладывались и обсуждались на межвузовской студенческой

10 научно-теоретической конференции «Гуманитарные проблемы современного информационного общества» (Киров, 2006, 2008, 2010), межрегиональной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Философия - культура - социум: аспекты взаимодействия» (Киров, 2010); всероссийских научных конференциях: «Социально-антропологические проблемы информационного общества» (Киров, 2005, 2008, 2009, 2010); на Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, 2009), а также обсуждались на заседаниях методологического семинара аспирантов и преподавателей (руководитель - доктор философских наук, профессор В. Ф. Юлов).

Диссертационная работа обсуждалась на заседании кафедры философии и социологии Вятского государственного гуманитарного университета (Киров, 2012) и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка из 167 наименований. Объем диссертации составляет 166 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Харунжева, Мария Александровна

Заключение

Современная неклассическая эпистемология расширяет поле изучения познания. Для нее характерны доверие к принимаемой субъектом традиции, тенденция к расширению гносеологического предмета. Благодаря такому подходу, опыт можно рассмотреть во всей его многоаспектности. Опыт, как важнейший элемент познавательной деятельности, имеет свою специфику в каждом типе познания, среди которых мы различаем познание животных, практическое, мировоззренческое и научное.

Образы, на которых базируется эмпирический опыт, создаются в результате обобщения ощущений и восприятий при помощи представления. Если обратиться к типологии познания, то следует отметить, что ощущения и восприятия свойственны всем видам познания, включая мир животных. Представления, связанные с формированием языковой культуры, систематизируют, организуют образы, формируя их целостность. Представления свойственны трем типам человеческого познания, в опыте животных они встречаются в элементарном начальном состоянии.

Исходя из точки зрения, что необходимость познания продиктована условиями жизни, и опираясь на работы представителей эволюционной теории познания, мы признаем концепцию о единстве жизни и познания. Рассматривая опыт животных, можно выделить активную работу ощущения и восприятия, формирование на основании первичного невербального языка самых простейших форм представления. Опыт животных направлен на обслуживание жизненных потребностей, его функционирование во многом обусловлено анатомо-физиологической организацией животных.

С развитием культуры и вербальных форм закрепления опыта, формируется практический опыт. На этом познавательном уровне задействованы не только ощущения и восприятия, но и представления. Развитие познавательных способностей человека начинается с практики. Ее целью является получение различного рода благ.

В мировоззренческом опыте человек реализует возможность освоения духовных ценностей: эстетических, религиозных, этических. Используя выражение П. Бергера, духовный опыт является «конечной областью значений» [15]. Обращая внимание на гносеологическую направленность опыта, следует отметить важную познавательную роль духовного опыта, основными способами получения знания в котором будут внелогические: интуиция, воображение.

В отличие от мировоззренческого опыта роль логического мышления в проблемной ситуации в научном познании возрастает. Однако неклассическая философия не устраняет субъективных особенностей из сферы научного исследования, наоборот, важной особенностью научного опыта являются ощущения и восприятия ученого. Исследователь во многих областях научного знания тренирует возможности своих органов чувств, чтобы отмечать даже незначительные изменения в ходе проведения наблюдения или эксперимента. Научный опыт является высокоразвитой формой эмпирии. Наличие в культуре научного познания говорит о высоком уровне организации общества.

Обращаясь к образной составляющей эмпирического опыта, мы отмечаем особенность нелогических форм формирования представлений, таких как воображение и интуиция. Воображение способно к свободному оперированию образами и может конструировать возможные пути, проекты воплощения образа в деятельности, практике, искусстве. Признавая важность интуитивного освоения мира в союзе с непосредственным опытом и рефлексией, мы отмечаем возможность интуитивного выбора модели решения проблемы, расширение при помощи нее области представления. Нелогические формы работы с эмпирическими образами развивают способность человека к нестандартному решению проблемы, творческому видению мира.

Опыт основывается на образах, источником которого являются ощущения, восприятия и представления. Знаковую сторону этих образов

147 дают нам телесные формы восприятия мира. На уровне телесной организации мы получаем данные о пространственно-временном устройстве окружающих предметов. Мы работаем с образами, как на уровне представлений, так и на уровне их конструирования, воплощаем образ, визуализируем его. На основании анализа изобразительного искусства мы выделили ряд этапов развития пространственных представлений о мире.

Опыт является важнейшим элементом познавательной деятельности субъекта наравне с мышлением и участвует в любом виде познания. В опыте сосредоточена интеграция способностей тела, психики и интеллекта человека, объединены чувственные знаки и рациональные значения. Некоторые элементы опыта человек может закреплять и передавать посредством языка. Опыт, являясь частью всех видов познавательной деятельности, не способен дать решение сложных задач, провести критическую оценку ситуации. Именно поэтому для эффективного познания необходим союз опыта с мышлением, которое позволяет рационально и логично оценить сложную проблему и выбрать необходимые способы ее решения.

Исследование опыта проходит через всю историю философии. В неклассической эпистемологии можно отметить некоторые тенденции. Если позитивисты подчеркивали важность опытного познания мира, то дальнейшее развитие философии уделяло значительное внимание языковой составляющей мышления. Современные философы вновь обращаются к опыту, расширяя круг его возможностей. И. Т. Касавин в статье «Идея опыта: реабилитации или тризна?» [58, с. 17] показывает, что опыт обладает собственным статусом, не редуцируемым к абстрактным определениям.

Если наше исследование посвящается эмпирическому опыту, то при дальнейшем анализе можно рассматривать вопросы ментального, интеллектуального опыта. Опыт мышления не связан с ощущением, восприятием, он оперирует исключительно интеллектуальными конструктами. Также последующее изучение данной проблематики может

148 сосредоточиться на осмыслении опыта в гуманитарных исследованиях. Собственный опыт восприятия, переживания исследователя и их значение в изучении различных отраслей науки еще требуют серьезной эпистемологической рефлексии.

I 1

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Харунжева, Мария Александровна, 2012 год

1. Августин Аврелий. О свободе воли Текст. / Аврелий Августин // Антология средневековой мысли (Теология и философия Европейского средневековья): в 2 т. Т. 1. СПб, 2001. - С. 31-43.

2. Аллахвердян, А. Г., Мошкова, Г. Ю., Юревич, А. В., Ярошевский, М. Г. Психология науки Электронный ресурс. М., 1998. -URL: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Psihol/Allahv/index.php

3. Анкерсмит, Ф. Возвышенный исторический опыт Текст. / Ф. Анкерсмит. — М.: Изд-во «Европа», 2007. 612 с.

4. Анфилатов, В. С. Системный анализ в управлении Текст. / В. С. Анфилатов, А. А. Емельянов, А. А. Кукушкин. М.: Финансы и статистика, 2002.-368 с.

5. Аристотель. Метафизика Текст. / Аристотель // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 1. -М.: Мысль, 1976. С. 63-367.

6. Аристотель. О душе Текст. / Аристотель // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1976. - С.430-440.

7. Арнхейм, Р. Искусство визуального восприятия Текст. / Р. Арнхейм. М.: Прогресс, 1974. - 386 с.

8. Арнхейм, Р. Визуальное мышление Текст. / Рудольф Арнхейм // Хрестоматия по общей психологии. М.: Изд-во МГУ, 1981. — С. 97-107.

9. Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства Текст. / Рудольф Арнхейм. М.: Прометей, 1994. - 352 с.

10. Асмус, В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике Текст. : очерк истории: XVII начало XX в. / В. Ф. Асмус. — Изд. 3-е, стер. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 312 с.

11. Баксанский, О. Е. Когнитивные репрезентации: обыденные, социальные, научные Текст. / О. Е. Баксанский. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 224 с.

12. Батай, Ж. Внутренний опыт Текст. / Ж. Батай. СПб.: Аксиома, Мифрил, 1997.-336 с.

13. Бауэр, Т. Психическое развитие младенца Текст. / Т. Бауэр — М.: Прогресс, 1979. С. 12-26

14. Бейтсон, Г. Экология разума. Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии Текст. / Г. Бейтсон. — М.: Смысл, 2000. 476 с.

15. Бергер, П. Социальное конструирование реальности Текст. / П. Бергер, Т. Лукман. М., 1988. - 323 с.

16. Березина, Е. С. Коммуникативные сигналы собак и кошек Текст. / Е. С. Березина. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2012.-124 с.

17. Бескова, И. А. Феномен сознания Текст. / И. А. Бескова, И. А. Герасимова, И. П. Меркулов. М.: Прогресс-Традиция, 2010.-367 с.

18. Бескова, И. А. Тело как инструмент познания Текст. / И. А. Бескова // Телесность как эпистемологический феномен. М.: ИФРАН, 2009.-С. 14-30.

19. Бор, Н. Атомная физика и человеческое познание Текст. / Н. Бор. М., 1961.-151 с.

20. Бранский, В. П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи Текст. / В. П. Бранский. Калининград: Янтарный сказ, 1999.-704 с.

21. Брунер, Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации Текст. / Дж. Брунер. М., 1977. - С. 13-86.

22. Бунге, M. Интуиция и наука Текст. / М. Бунге. М., 1967. -188 с.

23. Вазари, Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих Текст.: в 5 т. / Д. Вазари. М., 1956-1971.

24. Валери, П. Об искусстве Текст. / П. Валери. М.: Изд-во «Искусство», 1976. - 624 с.

25. Вартофский, М. Модели. Репрезентация научного понимания Текст. / Маркс Вартофский; пер. с англ.; общ. ред. и послесл. И. Б. Новика и В. Н. Садовского. М.: Прогресс, 1988. - 507 с.

26. Васюков, О. В. Практическое познание в классической и неклассической эпистемологии Текст. : автореф. дис. . канд. филос. наук / О. В. Васюков. Киров, 2009. - 20 с.

27. Васюков, О. В. Практическое познание в классической и неклассической эпистемологии Текст. : дис. . канд. филос. наук / О. В. Васюков. Киров, 2009. - 188 с.

28. Вернадский, В. И. О науке. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль Текст. Т. 1 / В. И. Вернадский. Дубна, 1997. -С. 414-415.

29. Волкова, А. Н. Мистический опыт как культурно-антропологический феномен Текст. : дис. . д-ра филос. наук / А. Н. Волкова. СПб., 2002. - С. 286.

30. Выготский, JI. С. Психология искусства Текст. / J1. С. Выготский. М., 1986. - 573 с.

31. Гельвеций, К. А. Об уме Текст. / К. А. Гельвеций // Гельвеций К. А. Соч. : в 2 т. T. 1.-М., 1974.-400 с.

32. Голдстейн, М. Как мы познаем: исследование процесса научного познания Текст. / М. Голдстейн, И. Ф. Голдстейн; сокр. пер. с англ. М.: Знание, 1984.-256 е.: ил.

33. Грегори, Р. Л. Разумный глаз Текст. / Ричард Ленгтон Грегори; пер. с. англ. Изд. 2-е. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 240 е.: цв. вкл.

34. Грицанов, А. А. Новейший философский словарь Текст. / А. А. Грицанов и др. 3-е изд., испр. - Минск: Книжный Дом, 2003. - 1280 с.

35. Гроф, С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии Текст. / Станислав Гроф -М.: Изд-во ACT, 2005. 504 с.

36. Гумбрехт, X. У. Производство присутствия Текст. / X. У. Гумбрехт. М.: Новое литературное обозрение, 2004. — 183 с.

37. Гуссерль, Э. Логические исследования Текст. Т. 1 / Э. Гуссерль // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. — Новочеркасск: Сагуна, 1994. -258 с.

38. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1. Общее введение в чистую феноменологию Текст. / Э. Гуссерль. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.-322 с.

39. Да Винчи, Л. Суждения Текст. / Леонардо да Винчи. М.: Эксмо, 2007.-416 с.

40. Да Винчи, Л. Избранные произведения Текст. / Леонардо Да Винчи Минск: Харвест; М.: ACT, 2000. - 704 с.

41. Де Боно, Э. Шесть шляп мышления Текст. / Э. Де Боно. СПб., 1997.-244 с.

42. Декарт, Р. Избранные произведения Текст. / Р. Декарт. М., 1950.-712 с.

43. Делокаров, К. X. Эволюция философских воззрений А. Эйнштейна: от эмпирических устремлений к рационалистическим Текст. / К. X. Делокаров // Эмпирическое и теоретическое в физико-математических науках. Ульяновск, 1981. - С. 63-73.

44. Джемс, У. Многообразие религиозного опыта Текст. / У. Джемс; пер. с англ. М.: Наука, 1993. - 432 с.

45. Дильтей, В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах Текст. / В. Дильтей // Культурология. XX век: Антология. М.: Юристъ, 1995. - С. 213-255.

46. Дорожкин, А. М. Научный поиск как постановка и решение проблем Текст. / А. М. Дорожкин. Н. Новгород, 1995. - 108 с.

47. Дробницкий, О. Г. Мир оживших предметов Текст. / О. Г. Дробницкий. М.: Политиздат, 1967. - 351 с.

48. Дэвис, У. Последний из племени Текст. / У. Дэвис // В мире науки. 2010. № 3. С. 80-87.

49. Залевская, А. А. Проблема «тело-разум» в трактовке А. Дамазио Текст. / А. А. Залевская // Язык и познание: методологические проблемы и перспективы. -М.: Гнозис, 2006. С. 82-104.

50. Зангиров, В. Г. Структура человеческого опыта Текст. / В. Г. Зангиров: монография. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2000. - 147 с.

51. Запорожец, А. В. Развитие восприятия и деятельность Текст. / А. В. Запорожец // Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и др. М.: ЧеРо, 2002. - С. 448 -455.

52. Зинченко, В. П. Образ и деятельность Текст. / В. П. Зинченко. -М.; Воронеж: Канон, 1997. 608 с.

53. Зорина, 3. А. Элементарное мышление животных Текст. / 3. А. Зорина, И. И. Полетаева. М.: Аспект Пресс, 2001. - 320 с.

54. Кальоти, Дж. От восприятия к мысли. О динамике неоднозначного и нарушениях симметрии в науке и искусстве Текст. / Джузеппе Кальоти; пер. с нем. М.: Мир, 1998. — 221 е.: ил.

55. Кандинский, В. О духовном в искусстве Текст. / В. Кандинский. М., 1996. - 107 с.

56. Келер, В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян Текст. / В. Келер. М., 1998. - 268 с.

57. Короткое, Н. В. Воображение как познавательная способность в контексте принципа доверия к субъекту познания Текст. / Н. В. Короткое // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. № 1(4).-С. 22-28.

58. Касавин, И. Т. Идея опыта: реабилитация или тризна? Текст. / И. Т. Касавин // Эпистемология и философия науки. 2012. № 3. С. 5-18.

59. Кузнецов, Б. Г. Эйнштейн. Жизнь. Смерть. Бессмертие. Текст. / Б. Г. Кузнецов. М.: Наука, 1980. 675 с.

60. Кун, Д. Основы психологии: Все тайны повеления человека Текст. / Д. Кун. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 864 с.

61. Леви-Брюль, Л. Первобытное мышление Текст. / Л. Леви-Брюль // Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1980. - С. 130-140.

62. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении Текст. / Л. Леви-Брюль. М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 608 с.

63. Леви-Строс, К. Структурная антропология Текст. / К. Леви-Строс; пер. с фр. М.: Наука, 1983. - 536 с.

64. Лекторский, В. А. Субъект, объект, познание Текст. / В. А. Лекторский. М.: Наука, 1980. - С. 189.

65. Лекторский, В. А. Научное и вненаучное мышление: скользящая граница Текст. / В. А. Лекторский // Разум и экзистенция: Анализ научных и вненаучных форм мышления. СПб.: РХГИ, 1999. - С. 46-62.

66. Лекторский, В. А. Эпистемология классическая и неклассическая Текст. / В. А. Лекторский. М.: Эдиториал УРСС, 2001. -256 с.

67. Леонтьев, А. Н. О путях исследования восприятия: Вступительная статья Текст. / А. Н. Леонтьев // Восприятие и деятельность / под ред. А. Н. Леонтьева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - С. 3-27.

68. Лиманская, Л. Ю. Оптические миры: эстетика зрения и язык искусства Текст. / Л. Ю. Лиманская. — М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 2008.-351 с.

69. Литвинова, А. Л. Роль интуиции в научном познании Текст. / А. Л. Литвинова // Философия о предмете и субъекте научного познания / под ред. Э. Ф. Караваева, Д. Н. Разеева. СПб.: Санкт-Петерб. философское общество, 2002. - С. 135-150.

70. Лоренц, К. Оборотная сторона зеркала: Опыт естественной истории человеческого познания Электронный ресурс. URL: http://www.rulit.net/books/oborotnaya-storona-zerkala-read-85151 -7.html

71. Лосев, А. Ф. Диалектика мифа. Электронный ресурс. URL: http://philosophy.ru/library/losef/dialmyth.html

72. Лосев, А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство Текст. / А. Ф. Лосев. 2-е изд., испр. -М.: Искусство, 1995. - 320 с.

73. Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура Текст. / А. Ф. Лосев. М.: Политиздат, 1991. - 525 с.

74. Лукач, Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены Текст. / Д. Лукач; пер. с нем.; под ред. И. С. Нарского и М. А. Хевеши. -М.: Прогресс, 1991. 412 с.

75. Мак-Фарленд, Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция Текст. / Д. Мак-Фарленд. -М.: Мир, 1988. 520 с.

76. Маслоу, А. Г. Дальние пределы человеческой психики Текст. / А. Г. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999. - 432 с.

77. Матурана У. Древо познания Текст. / У. Матурана, Фр. Варела. М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 224 с.

78. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия Текст. / М. Мерло-Понти. СПб.: Ювента-Наука, 1999. - 607 с.

79. Микешина, Л. А. Философия науки. Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования Текст. / Л. А. Микешина. М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. - 464 с.

80. Милнер, Д. Зрительный мозг в действии Текст. / Д. Милнер, М. Гудейл // Горизонты когнитивной психологии. — М.: Языки славянских культур; М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2012. -С. 109-123.

81. Минделл, А. Вскачь, задом наперед: процессуальная работа в теории и практике Текст. / А. Миндел, Э. Минделл. М.: Прогресс-Традиция, 2005. - 312 с.

82. Миронов, Г. Ф. Теоретическое и эмпирическое в научном факте Текст. / Г. Ф. Миронов // Эмпирическое и теоретическое в физико-математических науках. Ульяновск, 1981.-С. 17-29.

83. Моисеев, В. И. Философия и методология науки Электронный ресурс. / В. И. Моисеев. URL: http://polbu.ru/moiseevsciencephilo/

84. Молчанов, В. И. Различение и опыт: феноменология неагрессивного состояния Текст. / В. И. Молчанов. М.: Модест Колеров и «Три квадрата», 2004. - 328 с.

85. Московичи, С. Машина, творящая богов Текст. / С. Московичи; пер. с фр. М.: «Центр психологии и психотерапии», 1998. - 560 с.

86. Негус, К. Креативность. Коммуникация и культурные ценности Текст. / К. Негус, М, Пикеринг. ~ Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2011.-300 с.

87. Ницше, Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей Текст. / Ф. Ницше. М.: ИЧП «ЖАННА», 1994. - 363 с.

88. Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры Текст. / X. Ортега-и-Гассет. М.: Искусство, 1991. - 588 с.

89. Ортега-и-Гассет, X. Что такое философия? Текст. / X. Ортега-и-Гассет-М., 1991.-С. 116-118.

90. Панофский, Э. Перспектива как «символическая форма». Готическая архитектура и схоластика Текст. / Эрвин Панофский; пер. с нем. И. Хмелевских, Е. Ковязиной; пер. с англ. JI. Житковой. СПб.: Азбука-классика, 2004. - 336 е.: ил.

91. Пасто, Т. А. Заметки о пространственном опыте в искусстве // Искусствометрия: Методы точных наук и семиотики Текст. / Т. А. Пасто. -М.: Изд-во ЖИ, 2007. С. 164-172.

92. Пирс, Ч. С. Избранные философские произведения Текст. / Ч. С. Пирс. М.: Логос, 2000. - 448 с.

93. По дорога, В. А. Феноменология тела: введение в философскую антропологию Текст. / В. А. По дорога. М.: Изд-во «Ad Marginem», 1995. -344 с.

94. Полани, М. Личностное знание. На пути к посткритической философии Текст. / М. Полани. М.: Прогресс, 1985. - 344 с.

95. Попова, М. И. Перцептуальное пространство наблюдателя Текст. / М. И. Попова // Studia Lingüistica Cognitiva. Вып. 1. Язык и познание: Методологические проблемы и перспективы. М.: Гнозис. 2006. -С. 294-308.

96. Поппер, К. Эволюционная эпистемология Текст. / К. Поппер // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. — М.: Аспект-Пресс, 2000. С. 57-74.

97. Психология ощущений и восприятия Текст. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, и др. М.: ЧеРо, 2002. - 610 с.

98. Психология эмоций. Тексты Текст. / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 288 с.

99. Райл, Г. Понятие сознания Текст. / Г. Райл. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. - 408 с.

100. Ракитов, А. И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход Текст. / А. И. Ракитов. М.: Политиздат, 1982. -303 с.

101. Рансьер, Ж. Разделяя чувственное Текст. / Ж. Рансьер. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007. - 264 с.

102. Рассел, Б. Человеческое познание: его сфера и границы Текст. / Б. Рассел. М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 2000. - 464 с.

103. Раушенбах, Б. В. Пространственные построения в живописи Текст. / Б. В. Раушенбах. М.: Наука, 1980. - 290 с.

104. Раушенбах, Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие Текст. / Б. В. Раушенбах. — СПб.: Азбука-классика, 2001. 320 с.

105. Розин, В. M. Визуальная культура и восприятие: как человек видит и понимает мир Текст. / В. М. Розин. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 272 с.

106. Розин, В. М. Философия техники. От египетских пирамид до виртуальных реальностей Текст.: учебное пособие для вузов / В. М. Розин. M.: NOTA BENE, 2001. - 456 с.

107. Розов, М. А. Проблемы эмпирического анализа научного знания Текст. / М. А. Розов. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1986. - 222 с.

108. Русскш народъ, ого обычаи, предашя, суевер1я и поэз1я Текст. / собр. М. Забелиным. М.: Издаше книгопродавца М. Березина, 1880. — С. 268.

109. Селье, Г. От мечты к открытию: Как стать ученым Текст. / М. Селье. -М.: Прогресс, 1987. 358 с.

110. Сергиенко, Е. А. Когнитивная репрезентация в раннем онтогенезе человека Текст. / Е. А. Сергиенко // Ментальная репрезентация: динамика и структура. М., 1998. - С. 135-153.

111. Сергиенко, Е. А. Проблема восприятия и действия: новая перспектива Текст. / Е. А. Сергиенко // Когнитивные исследования: сб. науч. трудов. Вып. 2. М., 2008. - С. 75-87.

112. Сноу, Ч. П. Две культуры Текст. / Ч. П. Сноу; под ред. А. И. Арнольдова. М.: Прогресс, 1973. - 143 с.

113. Солсо, Р. Л. Когнитивная психология Текст. / Р. Л. Солсо; пер. с англ. М.: Тривола, 1996. - 600 с.

114. Степин, В. С. Теоретическое знание Текст. / В. С. Степин. — М.: Прогресс-Традиция, 2000. 744 с.

115. Степин, В. С. Философия науки и техники Электронный ресурс. / В. С. Степин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. URL: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Science/Step/index.php

116. Тесла, Н. Мои изобретения Текст. / Никола Тесла // Тесла Н. Статьи. 2-е изд. - Самара: Изд. дом «Агни», 2008. - 584 е.: ил.

117. Титченер, Э. Б. Лекции по экспериментальной психологии мышления. Цит по: Арнхейм, Р. Визуальное мышление Текст. / Рудольф Арнхейм // Хрестоматия по общей психологии. М.: Изд-во МГУ, 1981. — с. 97-107.

118. Топоров, В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического Текст.: избранное / В. Н. Топоров. М.: Изд. группа «Прогресс», «Культура», 1995. — 624 с.

119. Трунов, Д. Г. Феноменальные модусы телесного бытия Текст. /Д. Г. Трунов // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2010. № 1(1). С. 20-24.

120. Трунов, Д. Г. Феноменология самопознания: вопросы самобытия Текст. / Д. Г. Трунов. Пермь, 2011. - 256 с.

121. Уайтхед, А. Н. Избранные работы по философии Текст. / А. Н. Уайтхед: пер. с англ.; под ред. М. А. Кисселя. М.: Прогресс, 1990. - 717 с.

122. Фейнберг, Е. Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке Текст. / Е. Л. Фейнберг. Фрязино: «Век 2», 2004. - 288 с.

123. Флоренский, П. А. Обратная перспектива Текст. / П. А. Флоренский // Флоренский П. А. Соч.: в 4 т. Т. 3(1). М.: Мысль, 1999. - С. 46-98.

124. Фрейд, 3. Психология бессознательного Текст.: сб. произведений /3. Фрейд; под ред. М. Г. Ярошевского. — М.: Просвещение, 1990.-448 с.

125. Харунжева, М. А. Концепция красоты в беспредметном искусстве Текст. / М. А. Харунжева // Гуманитарные проблемы современного информационного общества: материалы межвуз. студ. конф. Вып. 3. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. - С. 63-65.

126. Харунжева, М. А. О ценностях, или Как оживают предметы Текст. / М. А. Харунжева // Гуманитарные проблемы современного информационного общества: материалы межвуз. студ. конф. Вып. 5. -Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008. С. 56-58.

127. Харунжева, М. А. Символика выдвинутых ящиков и ее значение в живописи С. Дали Текст. / М. А. Харунжева // Гуманитарные проблемы современного информационного общества: материалы межвуз. студ. конф. Вып. 2. Киров: Изд-во ВятГТУ, 2005. - С. 98-103.

128. Харунжева, М. А. Феномен видения в теории познания Текст. / М. А. Харунжева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2011. - № 4(4). - С. 29-33.

129. Харунжева, М. А. Феномен визуального мышления Текст. / М. А. Харунжева // Социально-антропологические проблемы информационного общества: материалы III всерос. науч.-практ. конф. (18-19 декабря 2009 г.). Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. - С. 55-58.

130. Харунжева, М. А. Эпистемологический аспект телесности в творческом опыте Текст. / М. А. Харунжева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. — № 3(1). - С. 27-31.

131. Хейзинга, Й. Осень Средневековья Текст. / Й. Хейзинга. М., 1988.-520 с.

132. Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования Текст. / М. А. Холодная. СПб.: Питер, 2002. - 272 с.

133. Худяков, С. С. Диалектика эмпирического и теоретического в научном познании Текст. / С. С. Худяков // Эмпирическое и теоретическое в физико-математических науках. — Ульяновск, 1981. С. 3-17.

134. Чижевский, А. Л. Космический пульс жизни: Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия Текст. / А. Л. Чижевский. М.: Мысль, 1995. - 768 с.

135. Шелер, М. Избранные произведения Текст. / под ред. А. В. Денежкина; пер. с нем. М.: Изд-во «Гнозис», 1994. - 490 с.

136. Штелер, Т. Обратная перспектива: Павел Флоренский и Морис Мерло-Понти о пространстве и линейной перспективе в искусстве Ренессанса Текст. / Т. Штелер // Историко-философский ежегодник / Ин-т философии РАН. М.: Наука, 2006. - С. 320-329.

137. Шуталева, А. В. Поблема видения в контексте конститутивной онтологии сознания Текст.: дис. . канд. филос. наук / А. В. Шуталева. -Екатеринбург, 2006. С. 18.

138. Эйнштейн, А. Письма к Морису Соловину Текст.// А. Эйнштейн Соч.: в 4 т. Т. 4. М.: Наука, 1967. С. 545-576.

139. Эмбри, Л. Рефлексивный анализ. Первоначальное введение в феноменологию Текст. / Л. Эмбри. М.: Три квадрата, 2005. - 224 с.

140. Юлов, В. Ф. Познание как единство опыта и мышления Текст. / В. Ф. Юлов.-Киров, 2011.-250 с.

141. Юлов, В. Ф. Активность теоретического сознания в физическом исследовании Текст. / В. Ф. Юлов // Эмпирическое и теоретическое в физико-математических науках. — Ульяновск, 1981. С. 29—38.

142. Юлов, В. Ф. История и философия науки Текст.: учебное пособие / В. Ф. Юлов. Киров, 2007. - 579 с.

143. Юлов, В. Ф. Мышление в контексте сознания Текст. / В. Ф. Юлов. — М., 2004.-412 с.

144. Юлов, В. Ф. Научное мышление Текст.: монография / В. Ф. Юлов. Киров, 2007. - 252 с.

145. Юм, Д. Трактат о человеческой природе Текст. Кн. вторая. Об аффектах. Кн. третья. О морали / Д. Юм; пер. с англ. М.: Канон, 1995. — 416 с.

146. Юм, Д. Трактат о человеческой природе Текст. Кн. первая. О познании / Д. Юм; пер. с англ. -М.: Канон, 1995. С. 65-70.

147. Юнг, К. Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного Текст. /К. Г. Юнг; пер. с нем. М.: Канон, 1994. - 320 с.

148. Якобсон, Р. К вопросу о зрительных и слуховых знаках Текст. /Р. Якобсон // Искусствометрия: методы точных наук и семиотики. — М.: Изд-во ЛКИ, 2007. С. 62-88.

149. Ямпольский, М. Ткач и визионер: очерки истории репрезентации, или О материальном и идеальном в культуре Текст. / М. Ямпольский. М.: Новое литературное обозрение, 2007. - 616 с.

150. Chance, M. R. A. Kôler's chimpanzees how did they perform? Text. / M. R. A. Chance. // Man. - 1960. P. 130-135.

151. Davis, J. M. Socially induced flight reactions in pigeons Text. / J. M. Davis. // Animal behaviour. 1975 -№ 23, 597-601.

152. Frisch, K. von. The Dance Language and Orientation of Bees Text. / K. von Frisch. Cambridge.: Harvard University Press, 1967. - 158 p.

153. Gardner, B. T. Evidence for sentence constituents in the early utterances of child and chimpanzee Text. / B. T Gardner, R. A Gardner // Journal of Experimental Psychology. 1975 -№ 104. - P. 244-267.

154. Köhler, W. The Mentality of Apes Text. / Kohler W. NY., 1956. - 264 p.

155. Premack, D. Intelligence in Ape and Man, Text. / D. Premack. -New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 1976. 393 p.

156. Searle, J. R. Mind. A brief introduction Text. / J. R. Searle. New York: Oxford University Press, 2004. - 324 p.

157. Shapiro, M. On Some Problems in the Semiotics of Visual Art Field and Vehicle in Image-Signs Text. / M. Schapiro. // Semiótica 1. 1969 - № 3. -P. 223-242.

158. Valery, P. Oeuvres Text. / P. Valery. P., 1960. - P. 215.

159. Wyer, R. S. Handbook of social cognition Text. / R. S Wyer, T. K. Srull. Hillsdale, New Jersey: Erlbaum, 1994. - 158 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.