Эмоциональная драматургия урока искусства как основа педагогической технологии учителя музыки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Смирнова, Ольга Владимировна

  • Смирнова, Ольга Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 159
Смирнова, Ольга Владимировна. Эмоциональная драматургия урока искусства как основа педагогической технологии учителя музыки: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2006. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Смирнова, Ольга Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.С.З

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДРАМАТУРГИИ УРОКА МУЗЫКИ КАК УРОКА ИСКУССТВА

1.1. Философские и психолого-педагогические основы развития эмоциональной сферы личности.С.

1.2. Проблема эмоциональной драматургии урока музыки в современной педагогике искусства.С.

1.3. Концепция построения эмоциональной драматургии урока музыкального искусства.С.

ГЛАВА 2. ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДРАМАТУРГИИ КАК ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ УРОКА ИСКУССТВА

2.1. Эмоционально-драматургическая организация урока музыки как художественно-педагогический процесс.С.

2.2. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы.С.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эмоциональная драматургия урока искусства как основа педагогической технологии учителя музыки»

Актуальность исследования. Реалии культурно-кризисной ситуации требуют переосмысления накопленного в эстетическом образовании опыта, сравнения запросов общества с теми результатами, которые дает современная школа. В массовой литературе, в интервью ученых, педагогов, политических и общественных деятелей доминирует мысль, что падение духовности достигло того опасного предела, когда человек начинает использовать свои гражданские права и обязанности в антигуманных целях.

Искусство, в частности музыкальное искусство, призвано утверждать высокое предназначение человека, в музыкальной педагогике приоритет организации эмоциональной деятельности учащихся несомненен. Помочь ученику через собственные переживания раскрыть богатство и многообразие эмоциональной сферы человека - первоочередная задача педагога. Но для этого надо, чтобы эмоция, как отмечал Н.Н. Ланге, перестала находиться в отечественной науке в положении Золушки. Действительно: сфера человеческих эмоций в психологии остается во многом Tabula rasa, и художественная педагогика не является исключением.

Главная причина - доминирование в образовании односторонней технологичности деятельности учителя, в силу чего в сознании современного учащегося преобладает рационально-логическое мышление, что буквально «автоматически» ведет личность к утере непосредственного восприятия мира. В музыкальном образования это проявляется в том, что:

- заметно принижается эмоциональная сущность музыкального искусства; его эмоционально-воспитательные возможности сводятся «на нет», так как анализ музыкальных произведений на уроках носит сугубо технологический характер;

- несмотря на общепринятое положение, что урок музыки - это урок искусства, сохраняется стереотип его построения на принципах общей дидактики, против чего серьезно возражал автор концепции музыкального воспитания Д.Б. Кабалевский;

- вопреки современным установкам на воспитание чувственно-эмоционального мира учащихся на практике доминирует формально-организационная сторона этого процесса.

В итоге наблюдается разрыв между провозглашаемым воспитательным воздействием искусства и достигаемыми в практике результатами. Учитель не умеет организовать эмоциональный тон урока музыки в сфере возвышенных интонаций самой музыки как модели духовности человека. Ему необходимы особые знания и умения, связанные с выстраиванием эмоциональной драматургии урока музыки. Сама ситуация выдвигает проблему пересмотра методологической базы подготовки учителя музыки и создания педагогической технологии, органически вытекающей из философско-эстетического содержания и предназначения музыкального искусства. Этим обусловлена актуальность темы исследования - «Эмоциональная драматургия урока искусства как основа педагогической технологии учителя музыки».

Масштабность темы определила многоаспектность ее исследования.

Философский аспект (от Платона и Аристотеля к Декарту, Спинозе, Канту, Гегелю, классикам материализма и далее к Э.В. Ильенкову) позволил понять диалектические законы построения мира, в свете их проследить становление человеческого мышления как процесса, осуществляющегося в единстве рационального и эмоционального познания.

Эстетический аспект (М.М. Бахтин, М.С. Каган, С.Х. Раппопорт, А.Н. Сохор, Л.Н. Столович и др.) помог рассмотреть эмоционально-духовный мир человека в свете идеалов и общечеловеческих ценностей, выявить специфику художественного мышления как эмоционально-образного в единстве с научным, понять механизм возвышения эмоции на уровень нравственно-эстетической оценки мира и человека.

Психолого-педагогический аспект потребовал изучения фундаментальных работ П.К. Анохина, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, C.JT. Рубинштейна, П.В. Симонова, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина и др. Это позволило выявить богатство эмоций и раскрыть их процессуальность в категориях теории познания; обосновать необходимость организации подготовки учителя музыки для общеобразовательной школы на позициях теории развивающего обучения.

Музыковедческий аспект, благодаря работам Б.В. Асафьева, JI.A. Мазе-ля, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, А.Н. Сохора, В.А. Цуккермана и др., дал возможность раскрыть содержание музыки как содержание высокого нравственно-эстетического уровня, понять механизм художественного моделирования эмоций в музыке, определиться с понятием эмоциональной драматургии и связать законы собственно музыкальной драматургии с законами художественной композиции вообще.

Музыкально-педагогический аспект позволил осмыслить путь вызревания проблемы целостности урока музыки как урока искусства (от Н.Я. Брюсовой, Н.Л. Гродзенской, В.Н. Каратыгина, В.Н. Шацкой, А.А. Шеншина, Б.Л. Яворского и др. до концепции Д.Б. Кабалевского), а также разобраться в сложившейся к настоящему моменту в музыкальной педагогике картине по исследуемой проблеме (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Л.Г Дмитриева, Л.М. ГТредтеченская, Т.В. Челыше-ва, Н.М. Черноиваненко, Л.В. Школяр и др.).

Объект исследования: художественно-педагогическая деятельность учителя музыки по воспитанию эмоциональной сферы личности школьников.

Предмет исследования: процесс построения урока искусства по законам эмоциональной драматургии.

Цель исследования: теоретически обосновать суть и значение эмоциональной драматургии в профессиональной подготовке учителя музыки и разработать технологию его художественно-педагогической деятельности.

Объект, предмет и цель исследования обусловили следующие задачи:

1. Разработать концептуальные положения организации урока музыки как урока искусства по законам эмоциональной драматургии.

2. Разработать систему принципов организации совместной художественно-творческой деятельности учителя и деятельности учащихся в постижении искусства.

3. Создать педагогическую технологию построения эмоциональной драматургии урока искусства и экспериментально проверить ее эффективность.

Гипотеза исследования. Педагогическая технология учителя музыки на основе эмоциональной драматургии будет эффективна, если:

- сущность эмоциональной драматургии урока искусства раскрывается на философском уровне в виде системы теоретических положений, и смыслооб-разующим стержнем урока искусства выступает художественная эмоция;

- процессуальность чувственно-эмоциональной жизни человека и ее преломление в музыкальном искусстве выводится из диалектической природы самих эмоций;

- художественное мышление формируется как специфический вид теоретического мышления, и принципы управления чувственно-эмоциональным развитием школьников направлены на заострение противоречия между их наличным эмоциональным опытом и опытом переживаний возвышенных идеалов, вызываемых музыкой.

Методологической основой исследования являются: классическая теория познания (Гегель, классики материализма, В.В. Давыдов, Э.В. Ильенков и др.); философско-эстетическая проблематика, раскрытая в работах М.С. Кагана, С.Х. Раппопорта и др.; труды основоположников отечественной психологии (J1.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн); интонационная теория музыки Б.В. Асафьева; теория двойственности музыкальной формы и художественного моделирования эмоций в музыке (В.В. Медушевский); концепции художественного воспитания школьников (Д.Б. Кабалевский, Б.М. Йеменский, JI.M. Предтеченская).

Методы исследования: анализ философской, музыковедческой и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; целенаправленное педагогическое наблюдение; сравнительный анализ; беседы; анкетирование; статистическая обработка данных; методы визуализации полученных результатов (диаграммы, графики и др.).

Научная новизна исследования.

Обоснован и реализован с позиций классической теории познания концептуальный подход к эмоциональному воспитанию школьников, в котором эмоциональная драматургия урока музыки рассматривается как «ядро» методологической культуры будущего учителя музыки, как интегрированная сущность ряда художественно-педагогических процессов и как единство содержания, формы и метода познания музыкального искусства.

Исходя из ведущей роли эмоций в художественной педагогике, теоретически разработана эмоциональная драматургия урока музыки как движение от эмоционального содержания искусства к художественно-драматургической идее урока, как генеральный принцип организации художественной деятельности учителей и учащихся на уроках музыки, направленный на эмоционально-проективное осмысление школьниками своего духовного мира.

Теоретическая значимость исследования.

Раскрыто понятие эмоциональной драматургии урока искусства как целостного художественно-педагогического процесса, в котором эмоции выступают одновременно содержанием, формой и методом познания художественного смысла произведения. Обоснован центральный педагогический принцип эмоционально-драматургической организации урока - принцип рассогласования между собой нынешним и собой будущим, который реализуется в системе «частных» принципов: принцип эмоциональной оценки, направляющий поисково-творческую деятельность учащихся; принцип неожиданности, организующий одновременно и завязку урока и мыслительный эксперимент учащихся; принципы концентрации художественной идеи и последовательного накопления напряжения, определяющие логику раскрытия нравственно-эстетического смысла произведения и подготавливающие слушателя к генеральной кульминации; принципы «эстетического инсайта» и заострения возвышенных смыслов музыки, раскрывающие добавочные приемы искусства и подводящие учащихся к осознанию художественно-драматургической идеи урока.

Разработаны уровни эмоционального мышления: обыденный, парадоксальный, процессуальный и высший, которые характеризуют особенности восприятия художественных эмоций как движение от однополюсных эмоций к разнополюсным, к ощущению диалектичности чувства, процессу перехода эмоции в свою противоположность и далее - к осознанной целостной оценке.

Практическая значимость. Разработан учебный спецкурс «Проблема эмоциональной драматургии урока искусства в современной художественной педагогике» для студентов музыкально-педагогических факультетов высших и средних учебных заведений. Его идеей выступает раскрытие процесса превращения методологического знания в конкретную практическую технологию управления художественной деятельностью школьников, которая реализуется в различных формах урока: моно-музыкальный урок, интегрированный урок искусства и др.

Материалы исследования могут быть использованы в методологической и методической подготовке будущего учителя музыки, а также в системе повышения квалификации педагогов-музыкантов.

Достоверность результатов исследования обеспечена опорой на фундаментальные научные разработки (отечественные и зарубежные) в области философии, психологии, эстетики, общей и музыкальной педагогики и искусствоведения; рассмотрением объекта исследования в его всесторонних, наиболее существенных внутренних связях и отношениях; применением в ходе работы методов теоретического и эмпирического уровня; личным участием автора в опытно-экспериментальной работе.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в Московском городском педагогическом университете; в Костромском областном Институте повышении квалификации; в ГОУ СОШ №199 Департамента образования города Москвы; в гимназии №3 с углубленным изучением предметов эстетического цикла г.Волгограда.

Этапы исследования. На первом этапе (2001-2003 гг.) осуществлялась работа по выработке методологических основ исследуемой проблемы. Теоретически осмыслен эмпирический материал, связанный с преподаванием уроков музыки на основе метода эмоциональной драматургии.

На втором этапе (2003-2005 гг.) разрабатывалась теоретическая концепция построения эмоциональной драматургии урока музыки как урока искусства, выявлялись наиболее рациональные пути ее внедрения в практику подготовки будущего учителя музыки. Одновременно был создан спецкурс «Проблема эмоциональной драматургии урока искусства в современной художественной педагогике».

На третьем этапе (2005-2006 гг.) анализировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, осуществлялась их интерпретация, велась литературная обработка результатов исследования.

Апробация и внедрение осуществлялись в практической деятельности учителя музыки в ГОУ СОШ №199 Департамента образования города Москвы, в гимназии №3 с углубленным изучением предметов эстетического цикла г.Волгограда; в Московском городском педагогическом университете; в выступлениях на семинарах по проблемам эстетического воспитания учащихся (Зеленоград, 2004 г.), на городском Круглом столе, проводимом Департаментом образования города Москвы, Советом старейшин при Мэре города Москвы и ГОУ СОШ №199 Департамента образования города Москвы: «Интеграции основного и дополнительного образования - необходимые условия формирования нравственной культуры школьников» (Москва, 2006 г.); на курсах повышения квалификации учителей музыки «Современные технологии преподавания музыкального искусства» (Кострома, 2006 г.); в лаборатории музыкального искусства ИХО РАО; в публикациях автора.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Методологическая культура педагога искусства должна быть понята в своей интегративной сущности как художественно-педагогическое мышление, в котором «ядром» выступает художественная эмоция как продукт эмоционально-оценочной деятельности, направленной в итоге на высшую цель педагогики - развитие личности.

2. Проблема эмоциональной драматургии в художественной педагогике требует концептуального обоснования системы теоретических положений, выстроенных в русле всеобщего метода познания и отражающих особенности художественно-образного мышления.

3. Эмоциональная драматургия урока есть целостный художественно-педагогический процесс, в котором эмоции выступают одновременно содержанием, формой и методом познания художественного смысла произведения. Этим обусловлены ее фундаментальная значимость и роль в организации урока музыки как урока искусства.

4. Педагогическая технология построения эмоциональной драматургии урока искусства призвана заострить противоречия между обыденными переживаниями и высокими идеалами, заключенными в искусстве. Критерием ее эффективности выступает мастерство учителя в организации эмоционально-проективной деятельности детей по преобразованию своего духовного мира.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Смирнова, Ольга Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, воссоздавая процесс мышления студентов в логике драматургии познания, мы последовательно прошли весь путь движения от абстрактного к конкретному. Мы рассмотрели эмоции в их развитии от низших (биологических) форм к высшим - художественным, в которых, в соответствии с исторически сложившимся предназначением и содержанием искусства, особо отметили их социальную сущность и теоретический уровень художественного мышления. Совместно с будущими учителями музыки разработали концепцию построения эмоциональной драматургии урока музыки как урока искусства (в виде спецкурса «Проблема эмоциональной драматургии урока искусства в современной художественной педагогике»). На базе основных ее положений выделили ряд принципов практического ее воплощения и показали их эмоционально-процессуальное движение на конкретных примерах разработки различных форм уроков. Обобщили и интерпретировали результаты опытно-экспериментальной работы. По итогам исследования можно сделать следующие выводы:

1. В современной музыкальной педагогике эмоциональная драматургия урока искусства должна занять доминирующие позиции и стать центральной в профессиональной подготовке учителя музыки по целому ряду причин. Как эпицентр эмоционально-оценочной деятельности, выстроенной по законам диалектической логики, она адекватна природе искусства и его предназначению; организует деятельность учителя и учащегося в логике движения от нравственно-эстетической идеи художественного произведения к переосмыслению эстетического опыта личности.

2. Концептуальный подход к построению урока искусства по законам эмоциональной драматургии способствует развитию методологической культуры учителя музыки в русле универсального метода познания жизни и искусства и целенаправленно ориентирует его на решение «сверхзадачи» всей педагогики - развитие духовного потенциала личности школьника.

3. Педагогическая технология построения эмоциональной драматургии урока музыки обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса. Опыт работы в русле центрального педагогического принципа - принципа рассогласования между собой нынешним и собой будущим — не только доказывает эффективность системы «частных» принципов, раскрывающих сущность эмоциональной драматургии (принцип эмоциональной оценки, принцип неожиданности, принцип концентрации художественной идеи, принцип последовательного накопления напряжения, принцип «эстетического инсай-та», принцип заострения возвышенных смыслов музыки), но и обеспечивает постижение музыки в единстве содержания, форм и метода познания музыкального искусства.

4. Проведенная опытно-экспериментальная работа доказала обоснованность и правомерность построения урока музыки по законам эмоциональной драматургии. Результаты опытно-экспериментальной работы выявили положительную динамику уровня эмоционально-интеллектуального развития личности в самом главном компоненте, а именно: значительное возрастание умения школьников и студентов «считывать» драматургию смыслового раскрытия художественной идеи произведения искусства, проникать в его нравственную сущность. Выход студентов и учащихся на теоретический уровень мышления является несомненным свидетельством эффективности заявленного в исследовании концептуального подхода к эмоциональному воспитанию и реализации материалов спецкурса «Проблема эмоциональной драматургии урока искусства в современной художественной педагогике».

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Смирнова, Ольга Владимировна, 2006 год

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 112 с.

2. Аболин Л.Н. Психологические механизма эмоциональной устойчивости человека. Казань. Изд. Казан, унив., 1987. 261 с.

3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 336 с.

4. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Наука, 2001. -277 с.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд. ЛГУ, 1968. -338 с.

6. Анохин П.К. Предисловие к книге: Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. Пер.с англ. М.: Мир, 1966. - С.5-20.

7. Анохин П.К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия. 2-е изд. -М., 1964.-Т.35,-С. 339-367.

8. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. - 222 с.

9. Аристотель. Метафизика/ Пер. и прим. А.В. Кубицкого. М.-Л.: Гос. соц.-экон. изд., 1934. - 348 с.

10. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 111с.

11. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: Кн.1-2. 2-е изд. - Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1971,- 376 с.

12. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т. 8.- Спб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1907. 535 с.

13. Бергсон А. Восприятие изменчивости. Спб.: Тип. М.И. Семенова, -1913.-44 с.

14. Бердяев Н.Царство свободы и царство кесаря. Париж: Ymca press, 1951.- 165 с.

15. Беседы К.С. Станиславского студии Большого театра 1918-1922 гг./ Записаны засл. арт. РСФСР Н.Е. Антаровой. 3-е изд. - М.: Искусство, 1952. -80 с.

16. Блок В.Б. Диалектика театра: Очерки по теории драмы и ее сценического воплощения. М.: Искусство, 1983. - 294 с.

17. Большой психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко, СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с.

18. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М: Смысл; издательский центр «Академия», 2004. - 544 с.

19. Видгоф В.М. Целостная модель человеческой эмоциональности. Опыт философской реконструкции. Томск: ТГУ, 2001. - 90 с.

20. Волошина JI.K. Профессиональная деятельность учителя по воспитанию духовного мира школьников на уроках музыкального искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / ИХО РАО. М., 2005. - 22 с.

21. Волькенштейн В.М. Драматургия. 5-е изд., доп. - М.: Сов. писатель, 1969.-335 с.

22. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1967. - 93 с.

23. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991.-480 с.

24. Выготский Л. С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. -1008 с.

25. Выготский Л.С. Психология искусства. 2-е изд. - М.: Искусство, 1968.- 576 с.

26. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Академия пед. наук, 1960. - 500 с.

27. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. Материалы к курсу лекций. М.: Изд-во МГУ, 1978.- 118 с.

28. Ганслик Э. О музыкально-прекрасном. Опыт поверки музыкальной эстетики. 2-е изд. - М.: Юргенсон, 1910. - 162 с.

29. Горюнова JT.B. Развитие ребенка как его жизнетворчество//Музыка в школе». 1992. - №4.

30. Горюнова J1.B., Маслова Л.П. Урок музыки урок искусства. Книга для учителя. - М.: Педагогика, 1972. - 424 с.

31. Грот Н. Психология чувствований в ее истории и главных основах. Спб, 1879-1880.- 569 с.

32. Давыдкина В.В. Художественные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности педагога искусства: Дисс. . канд. пед. наук: 13.00.08 /ИХО РАО. М., 2004. - 109 с.

33. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогика, 1972. - 424 с.

34. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-240 с.

35. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. 542 с.

36. Дарвин Ч. О выражении ощущений у человека и животных. Спб.: тип. А.Пороховщикова, 1896. 184 с.

37. Декарт Р. Страсти души. В кн.: Изб. произ. - М.: Госполитиздат, 1950. -712 с.

38. Диалектика материального и духовного в культуре. В сб.: Диалектика культуры: Межвуз.сб.Куйбышев.гос.ун-т./отв.ред.проф. В.Конев и др. Куйбышев: 1982,- 133 с.

39. Дидактика средней школы/Под ред. М.Н. Скаткина. М., Просвещение, 1982,-319 с.

40. Диденко В.Д. Искусство и философия. М: Знание, 1986, - 63 с.

41. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. Пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений. 2-е изд. -М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 240 с.

42. Духовное обновление общества: Тез.докл.научн.-практ.конф. 9-11 апреля 1991. ч.2. Филос. О-ВО России. Поволж. Отд: Волгогр. ин-т управления. Волгоград: Изд. ВСШ. МВД РФ, 1992. - 112 с.

43. Зись А .Я. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1975. - 324 с.

44. Зись А.Я. Философское мышление и художественное творчество. М.: Искусство, 1987. - 255с.

45. Зись А.Я. Художник и время. М.: Всерос.театр-е о-во, 1962. - 144 с.

46. Иванько Л.И., Коган Л.Н. О принципах классификации потребностей. В кн. Проблема потребностей в этике и в эстетике/Под ред. проф. Кагана М.С. и проф. Иванова В.Г. Ленинград: Изд-во Ленингр.ун-та, 1976. - 26 с.

47. Изард К.Е. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999. - 460 с.

48. Ильенков Э.В. Философия и культура: мыслители XX века. М.: Политиздат, 1991. - 464 с.

49. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 112 с.

50. К 90-летию О.А. Апраксиной: Сборник научно-методических статей. -М.: Прометей, 2002.- 160 с.

51. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя/ Сост. В.И. Викторов. М.: Просвещение, 1981. - 120 с.

52. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке? 3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1989. - 191 с.

53. Кабалевский Д.Б. Прекрасное побуждает доброе. М.: Молодая гвардия, 1977. - 192 с.

54. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Ч.Ш: Диалектика художественного развития. Изд.Ленин.унив-та, 1966. 216 с.

55. Каган М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). -М.: Политиздат, 1974. 328 с.

56. Кант И. Сочинения. Т.6. М.: Мысль, 1966. - 743 с.

57. Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1999. - 180 с.

58. Копылова А.В. Современная технология преподавания искусства как целостная система совершенствования педагогического мастерства учителя: Дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 /ИХО РАО. М., 2002. - 124 с.

59. Костандов Э.А. Восприятие и эмоции. М.: Медицина, 1977. - 248 с.

60. Кулинкович Е. Интонационная атмосфера урока//Музыка в школе». -1998.-№3.-С.11-15.

61. Курбонова Г.Н. Интеграция музыкально-исполнительских дисциплин в профессиональной подготовке будущих учителей музыки: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 / ИХО РАО. М., 2005. - 22 с.

62. Ладыгина А.Б., Гринин В.В. Искусство в системе духовных ценностей общества. М.: Знание, 1986. - 60 с.

63. Ланге Н.Н. Психический мир/ Под редакцией М.Г. Ярошевского. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996.-368 с.

64. Леви В. Я и МЫ. М.: Молодая гвардия. 1973. - 288 с.

65. Ленин В.И. Полн.собр. соч. 5-е изд.-Т.25. - М.: Политиздат, 1969. -646 с.

66. Ленин В.И. Философские тетради. М.: Госполитиздат, 1969. - 314 с.

67. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. 4-е изд. - М.: Изд.Москов. ун-та, 1981.- 584 с.

68. Лермонтов М.Ю. Поэма «Демон». М.: Фортуна Лимитед, 2003. - 128 с.

69. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: Изд. Политической литературы, 1988.366 с.

70. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. - 363 с.

71. Лурия А.Р. Теория развития высших психических функций в советской психологии/ЛЗопросы философии. 1966, №7.

72. Мазель Л.А. О мелодии. М.: Музгиз, 1952. - 300 с.

73. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. М.: Музгиз, 1960. - 466 с.

74. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 253 с.

75. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981.- 96 с.

76. Мелик-Пашаев А.А. , Новлянская З.Н., Адаскина А.А., Чубук Н.Ф. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие/ Метод.пос. -Дубна.: Феникс+, 2006. 112 с.

77. Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений/ Э.Б. Абдуллин, О.В. Ванилихина, П.В. Морозова и др./Под ред. Э.Б. Абдуллииа. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.

78. Музыкальная энциклопедия// Гл. ред. Ю.В. Келдыш. Т.2 М.: Советская энциклопедия, 1974. - 958 с.

79. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка. -1982.- 319 с.

80. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. - 383 с.

81. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. М.: Музгиз, 1958.- 319 с.

82. Неменский Б.М. Мудрость красоты/О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. 2-е изд., перер. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 255 с.

83. Никифоров А.С. Эмоции в нашей жизни. 2-е изд. - М.: Советская Россия, 1978. - 272 с.

84. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ-Пресс, 2004. - 67 с.

85. Новое педагогическое мышление/Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1989.-280 с.

86. Очеретовская Н.Л. Об отражении действительности в музыке. К вопросу о содержании и форме музыки. Л: Музыка, 1979. - 72 с.

87. Перминова Л.М. Самоидентификация учителя: опыт дидактической рефлексии. СПб.: СПб АППО, 2004. - 388 с.

88. Петрици И. Рассмотрение платоновской филос. и Прокла Диадоха/ Ред. М.Б. Митин и др.- М.: Мысль, 1984. 286 с.

89. Предтеченская Л.М., Щербаков Н.Ю. Методика преподавания мировой художественной культуры в 8 классе: Пособие для учителя. М.: Изд. НИИ школ, 1984.- 108 с.

90. Программы для общеобразовательных учебных заведений: Музыка. 1 класс четырехлетней начальной школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. Музыка. 5-8 классы. Министерство образования РФ. -М.: Просвещение, 1994. 224 с.

91. Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа/Сост. Е.О.Яременко. М.: Дрофа, 2001. - 288 с.

92. Психология музыкальной деятельности: теория и практика: Учеб. пособие для студ.муз.фак.высш.пед.учеб.заведений/Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; Под ред. Г.М. Цыпина.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. 368 с.

93. Раппорт С.Х. Искусство и эмоции. 2-е изд., доп. - М.: Музыка, 1972. -168 с.

94. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю: Как построено и как функционирует произведение искусства. М.: Сов. художник, 1978. - 237 с.

95. Российская педагогическая энциклопедия: 2 Т./Гл.ред. В.В. Давыдов. -М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1999.672 с.

96. Российский энциклопедический словарь: В 1 кн./Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - 1023 с.

97. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Изд. АН СССР, 1957. -328 с.

98. Рубинштейн C.JT. Основы общей психологии. СПб.: Питер, ком., 1998г. - 688 с.

99. Рубинштейн C.JL Проблемы общей психологии. 2-е изд./Отв. ред. Е.В. Шорохова. - М.: Педагогика, 1976. - 416 с.

100. Рубцов Н.Н. Символ в искусстве и жизни: Философские размышления. М.: Наука, 1991,- 176 с.

101. Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М.: Педагогика, 1981. - 128 с.

102. Савин Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для пед. училищ. 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1978. - 351 с.

103. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

104. Симонов П.В. Избранные труды: В 2 т./ П.В. Симонов; Отв. ред. И.А. Шевелев; Ин-т высшей нервной деятельности и нейрофизиологии. М.: Наука, 2004. Т.1: Мозг: эмоции, потребности, поведение, 2004.- 437 с.

105. Симонов П.В. Избранные труды: В 2 т./ П.В. Симонов; Отв. ред. И.А. Шевелев; Ин-т высшей нервной деятельности и нейрофизиологии. М.: Наука, 2004. Т.2: Природа поступка. - 2004. - 308 с.

106. Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга: Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности.- М.: Наука, 2001.95 с.

107. Симонов П.В. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоция. М.: Изд. Акад. наук СССР, 1962. 139 с.

108. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки: Исследование. М.: Музыка, 1990.-320 с.

109. Соколова-Набойченко О.Н. Музыкально-театральная деятельность в дополнительном педагогическом образовании учителя: Дисс. . канд. пед. наук: 13.00.08 /ИХО РАО. М., 2003. - 186 с.

110. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Ч.П; Статьи и исследования. Л.: Советский композитор, 1981. 295 с.

111. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства //Вопросы социологии и эстетики музыки. Л.: Сов. композитор, 1981. - Вып. 2. - С. 111-230.

112. Сохор А. Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия //Проблемы музыкального мышления: Сб. статей. М.: 1974, -С.59-74.

113. Сохор А.Н. Статьи о современной музыке. Л.: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1974.-213 с.

114. Спиноза Б. Этика. Избр. произ. Т.1- М.: Политическая литература, 1957,- 631 с.

115. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1962. -576 с.116/ Столович Л.Н. Жизнь-творчество-человек: Функции художественной деятельности. М.: Политиздат, 1985. - 415 с.

116. Столович Л.Н. Эстетическое в действительности и в искусстве. М.: Госполитиздат, 1959. - 256 с.

117. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.: Народная асвета, 1982.- 288с.

118. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие/Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д.Критская, В.О. Усачева, В.В. Медушевский, В.А. Школяр. 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 1999.-336 с.

119. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного восприятия// Известия АПН РСФСР. М., 1947. - Вып. 11. - С. 7-26.

120. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: АПН РСФСР, 1947.-335 с.

121. Тихомиров O.K. Психология мышления: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М: Издательский центр «Академия», 2002. - 288 с.

122. Толстой А. Н. О драматургии. Доклад на 1 Всесоюзном съезде советских писателей. М.: Гос-ное изд. Худож. литература, 1934. - 32 с.

123. Толстой Л. Н. Сб-к статей. Пособие для учителя/Под общ. ред. Д.Д. Благого. М.: Учпедгиз, 1955. - 472 с.

124. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. М.: Едиториал УРСС, 2003.- 264 с.

125. Уледов А.К. Нравственность как форма общественного сознания. Лекции для студентов-заочников гос. ун-тов. М.: Изд. Моск. ун-та. 1958.32 с.

126. Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. Музыкальное искусство. Методическое пособие для учителя: 1 класс четырехлетней начальной школы. М.: Вентана-Графф, 2003. - 176 с.

127. Усачева В.О., Школяр JI.B., Школяр В.А. Музыкальное искусство. Методическое пособие для учителя: 2 класс четырехлетней начальной школы. М.: Вентана-Графф, 2003. - 216 с.

128. Учителю о современном учебном процессе. Ученые-учителям. Методические рекомендации/Отв. ред. Г.А. Ключникова. Новгород: Гос.пед.ин-т, 1984. - 116 с.

129. Философский энциклопедический словарь//Редакторы-составители Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. М.: ИНФРА-М, 1999. -576 с.

130. Философское сознание: драматизм обновления/Отв. ред. Н.И. Лапин; сост. Е.Н. Шульга. М.: Политиздат, 1991. - 413 с.

131. Фрейд 3. Психология бессознательного. Сб. произведений/Сост., науч.ред., авт.вступ.ст. М.Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1989.447 с.

132. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции: нейропсих. исслед. М.: Изд. МГУ, 1992. - 179 с.

133. Цуккерман В.А. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования. М.: Музыка, 1972. - 208 с.

134. Цуккерман В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М.: Изд. Советский композитор, 1970. - 559 с.

135. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М.: Интерпракс, 1994. - 166 с.

136. Чернова Т.Ю. Теоретические проблемы музыкальной драматургии: Автореф. дис. . кан. искус. М., 1979. - 28 с.

137. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975, - 200 с.

138. Шекспир У. Ромео и Джульетта: Трагедии/Пер. с англ. Б. Пастернака. М.: Изд. Эксмо, 2005. - 496 с.

139. Школяр В.А. Культура, образование, развитие человека. Методологические размышления в форме тезисов/ Известия РАО, 2001.- № 4.

140. Школяр В.А. Музыкальное образование в школе. М.: Академия, 2001, Гл. 2: Сущность методики музыкального образования,- С.42-74.

141. Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций: Опыт исследования проблемы.- М.: Флинта, 1999.- 88 с.

142. Школяр JI.B. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе (в системе развивающего обучения): Автореферат на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 1999. - 42 с.

143. Шмит Ф.И. Искусство как предмет обучения. Харьков: ЦК КСМУ и журн. «Путь просвещения», 1923. - 64 с.

144. Эйзенштейн С.М. Психологические вопросы искусства/Под ред. Е.Я. Басина. М.: Смысл, 2002. - 335 с.

145. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.

146. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. - 301 с.

147. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. М.: Политиздат, 1983. - XII, 483 с.

148. Эстетика. Словарь/Под. общ. ред. А.А.Беляева. М.: Политиздат, 1989. - 447 с.

149. Яворский Б.Л. Основные элементы музыки. М., 1923. - 12 с. Рос.Акад.худ.наук//Искусство. - 1923. -№1.

150. Яворский Б.Л. Строение музыкальной речи. Материалы и заметки. 4.1.-3. М.: Тип. Г.Арапова 1908. 87 с.

151. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. - 86 с.

152. Якобсон П.М. Психология чувств. 2-е доп. изд. 4.1 - М.: Изд. Акад.пед.наук РСФСР, 1958. - 216 с.

153. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: Просвещение, 1966.-291 с.

154. Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. АНУССР, Ин-т фил. Киев: Наук, думка», 1977. - 275 с.

155. Santayana G. Sceptizism and Animal Faith. Introduction to a system of Philosophy. N.Y., 1995.

156. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПО ОПРОСУ

157. В опросе принимало участие 68 педагогов-предметников. Учителям был задан вопрос: «Что есть эмоциональная драматургия в вашем понимании?.» Форма ответа произвольная. В итоге ответы были обобщены и распределены по пяти категориям.

158. Содержание ответов Кол-во % Общееп/п ответов соотношение кол-во учителей

159. Красочность, яркость урока 16 23,5 68

160. Наличие кульминации «зерна» урока 19 28 68

161. Процесс урока, выстроенный с помощью средств и приемов 11 16,2 68

162. Наличие театрального действа 9 13,2 68

163. Интегрированные ответы: (1; 3) 8 11,8 680; 2) 5 7,31. Анализ ответов

164. Содержание ответов Анализ ответов Кол-во Общееп/ ответов, кол-воп % учи гелейсоотношение

165. Красочность, яркость урока Внешняя эмоциональность урока создает его настроение 16/23,5% 68

166. Наличие кульминации («зерна» урока) Важный, но не единственный момент в драматургии 19/28% 68

167. Процесс урока, выстроенный с помощью средств и приемов Механические средства, приемы, дидактические принципы лишают ее живой эмоциональности 11 / 16,2% 68

168. Наличие театрального действа Очень близко к «живому» содержанию, к искусству. А что ему предшествует и после него? 9/13,2% 68

169. Интегрированные ответы: (i;3) Тогда сразу же вопрос «Какая красочность будет достигнута средствами и приемами?» 8/11,8% 68i;2) Яркость и кульминация урока весьма тождественные понятия. 5/7,3%

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.