Элементы бессознательного в правовой реальности России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Чайка, Виктория Николаевна

  • Чайка, Виктория Николаевна
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2006, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 183
Чайка, Виктория Николаевна. Элементы бессознательного в правовой реальности России: дис. кандидат юридических наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Санкт-Петербург. 2006. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Чайка, Виктория Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ПРАВОВОЙ ПСИХОЛОГИН.

1.1. Правосознание и его роль в правовой реальности.

1.2. Структура правосознания.

1.3. Область бессознательного в правовой психике.

Глава 2. СТРУКТУРА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ПРАВОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ.

2.1. Архетипы в праве.

2.2. Понятие правовой установки.

2.3. Роль бессознательного в правовой реальности.

Глава 3. ОСОБЕННОСТИ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ.

3.1. Специфика российской правовой культуры.

3.2. Особенности архетипов коллективного бессознательного в российской правовой культуре.

3.3. Особенности правовых установок российских граждан.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Элементы бессознательного в правовой реальности России»

Актуальность темы исследования. Среди множества подходов к правопониманию, сложившихся в современной юридической науке, наиболее перспективным представляется культурологический. Проблемы исследования механизма развития правовой культуры, существования права, формирования правового сознания становятся одними из наиболее актуальных для всего комплекса социально-гуманитарных наук, а также представляют существенное значение для общественной практики, для социально-правовой жизни государства и для каждого гражданина. Юридическая наука при исследовании различных сторон общественного бытия призвана рассматривать не только внешние, формально-юридические характеристики статусного положения различных субъектов права, но и проникать в глубинные, социально-волевые начала формирования и реализации поведенческих актов индивидуальных и коллективных субъектов общественных отношений. Этому способствует, в частности, и исследование сферы бессознательного, его роли в правовой реальности как сложного социального явления, состоящего из различных социально-психологических элементов.

Современное положение государственно-правовых институтов в нашей стране характеризуется существованием экономических и духовно-нравственных проблем в обществе. Прежние идеалы - сначала царской, затем советской России разрушены, а новые, западнические идеи не оказывают желаемого духовного влияния на нравственный климат в обществе и эффективность действия права. Попытки утверждения либеральной идеологии испытывают немалые трудности в приобщении общества к новым ценностям. Внешнее заимствование западных ценностей и институтов не может привести к формированию общества, построенного на либеральных идеалах. В качестве яркого примера представляется возможным привести фундаментальное различие базовых интуиций, вкладываемых русской и западно-европейской культурой в понятия, соответственно, "справедливость" и justice. Это различие проявляется уже на уровне "внутренней формы" слов - justice ассоциируется с весами, с равными возможностями и беспристрастностью, в то время как справедливость всегда пристрастна, она опирается на «соответствие правде» - стремлении «к истинности человеческих отношений, к добру и совершенству.»1.

Современное представление о праве и государстве опирается на анализ исторической логики развития: «.изменение ценностных приоритетов от эпохи к эпохе оборачивалось конкретными изменениями в теоретической правовой мысли и практической нормативной жизни»2. Выявление социальной природы поможет лучше осознать право, его сущность, причины силы и слабости правовых систем. Именно на иррациональном уровне, в том числе через правовое чувство, происходит легитимация права. Р. Иеринг, предлагая отказаться от понятия «правосознание», писал: «.сила права, совершенно как и сила любви, основывается на чувстве»3. Как любое социальное явление, оно «контекстуально обусловлено обществом, воздействующим на право посредством культуры»4. Это связано с тем несомненным фактом, что человек суть существо культурное, определяемое культурой.

Сегодня гуманитарные науки, и правовая наука в том числе, могут развиваться, лишь опираясь на духовный опыт народа, сконцентрированный в его нравственных ценностях, особенностях правосознания. Правовая культура есть «правовая среда обитания людей»5, включающая в себя правовые ценности и особенности их восприятия. При этом психика человека есть целостность, единство сознательных и бессознательных процессов. Она является саморегулирующейся системой, в которой происходит постоянный обмен

1 Корольков А.А. Духовная антропология. СПб., 2005. С. 194.

2 Ячменев Ю.В. Этико-политические ценности русского средневековья // Правоведение. 2001. №3. С. 207.

3 Иеринг Р. Борьба за право. М., 1907. С. 51.

4 Социальная антропология права современного общества: Монография / Под ред. И.Л. Честнова. СПб., 2006. С. 78.

5 Поляков А.В. Общая теория права. Курс лекций. СПб., 2001. С. 311. энергией между сознанием и его противоположным полюсом -бессознательным.

Новые подходы к праву, правопониманию, формирование правового сознания являются результатом развития духовной жизни общества, в которой весьма значительно влияние бессознательных (неосознаваемых) состояний и процессов. Поэтому для принятия правовых решений необходимо выявлять и учитывать глубинные основы осознаваемой правовой ситуации, коренящиеся в структурах бессознательного уровня человеческой психики.

Степень разработанности темы. Вопросы роли бессознательного стали предметом исследования представителей различных направлений отечественного обществознания: социологов, политологов, философов, юристов, социальных психологов, что говорит о многогранности рассматриваемого явления.

Вопросам механизма формирования правосознания, влиянию бессознательного посвящены исследования отечественных и зарубежных ученых, начиная, прежде всего, с классиков теории и философии права - Н.Н. Алексеева, С.И. Гессена, И.А. Ильина, B.C. Соловьева, Б.А. Кистяковского, П.И. Новгородцева, Л.И. Петражицкого, Е.Н. Трубецкого, C.J1. Франка. В отечественной правовой теории советского периода указанные вопросы отражены в трудах С.С. Алексеева, С.Н. Братусь, Д.А. Керимова, Н.И. Матузова, В.В. Оксамытного, И.Ф. Покровского, М.А. Рейснера, И.Ф. Рябко, И.Л. Спиридонова, И.Е. Фарбера, В.А. Щегорцова, Н.В. Щербаковой и др.

В отраслевых юридических дисциплинах бессознательному уделяли внимание в криминологии Б.С. Волков, С.Н. Ениколопов, А.Ф. Зелинский, A.M. Яковлев; в конституционном праве - К.В. Арановский.

Среди ученых конца XX - начала XXI века, разрабатывавших проблематику ментальности и бессознательного, следует назвать: A.M. Величко, А.А. Квашу, А.А. Королькова, Е.А. Лукашеву, А.В. Полякова, Т.М. Полякову, И.В. Понкина, А.Р. Ратинова, В.П. Сальникова, В.Е. Семенова, А.П.

Семитко, В.Н. Синюкова, В.В. Семикина, В.Ю. Сморгунову, В.М. Сырых, А.Б. Хабибулина, А.Э. Чернокова, И.Л. Честнова.

Работы философов, психологов и социологов: А. Адлера, А.Г. Асмолова, И.Т. Бжалавы, А.В. Брушлинского, JI.C. Выготского, А.В. Запорожца, И.С. Кона, А.Р. Лурия, Р.С. Немова, Д.Н. Узнадзе, Ш.Н. Чхартишвили, А.Е. Шерозия, А.Н. Шогама, П.Б. Шошина, Г.Г. Шпета, 3. Фрейда, К.Г. Юнга, К. Ясперса, Ф. Знанецкого, К. Левина, С. Московичи, Г. Оллпорта, У. Томаса выступают в качестве теоретического фундамента рассмотрения проблем бессознательного в юриспруденции.

Несмотря на достаточное внимание к проблемам бессознательного, в отечественной юридической литературе отсутствует системная разработка его элементов применительно к правовой реальности, не показана взаимосвязь архетипов и установок как важнейших его составляющих.

Объект исследования - роль бессознательного в правовой реальности Предмет исследования - закономерности формирования архетипов права в коллективном бессознательном и правовых установок, и их влияние на правовую реальность.

Цель исследования. Цель диссертационной работы заключается в исследовании влияния архетипов коллективного бессознательного на правовую реальность, а также на формирование правовых установок.

Для достижения заданной цели предполагается решение комплекса задач: рассмотреть различные подходы к пониманию структуры правового сознания для выявления связи элементов бессознательного с ним;

- проанализировать особенности и закономерности формирования архетипов права в коллективном бессознательном; подвергнуть систематическому анализу правовые установки;

- показать значение архетипов права коллективного бессознательного при формировании правовых установок;

- охарактеризовать сущность, содержание и значение теории бессознательного для современного понимания правовой реальности России;

- раскрыть особенности правосознания российских граждан;

- выделить господствующие архетипы права и правовые установки в России.

Методологические основы исследования: комплекс общетеоретических и общеметодологических принципов, логических приемов и методов научного исследования, специальных методов и средств познания правосознания. Основным методом исследования является диалектический метод. Его требования всесторонности, объективности и полноты позволили охарактеризовать правосознание в единстве и взаимосвязи с различными элементами психической деятельности, с окружающими человека социальными, в том числе государственно-правовыми явлениями.

В работе использовались также частно-научные методы исследования: анкетирование, интервьюирование, опрос общественного мнения.

Теоретическую основу исследования составили труды ученых, посвященные правосознанию: И.А. Ильина, A.M. Величко, Л.И. Петражицкого, А.В. Полякова, А.П. Семитко, В.Н. Синюкова, Л.И. Спиридонова, В.М. Сырых, И.Л. Честнова, Н.В. Щербаковой.

Исследование феномена бессознательного основывалось также на анализе трудов Д.Н. Узнадзе, 3. Фрейда, К.Г. Юнга, К. Ясперса. При этом особое внимание было уделено концепции коллективного бессознательного, разработанной К.Г. Юнгом.

Положения, выносимые на защиту: 1. Правосознание является необходимой органической стороной правовой реальности. Она включает в себя как объективированное внешнее выражение права, правоотношения (правопорядок), так и их отражение в правосознании. При этом правосознание, проявляющееся как осознанное и бессознательное явление, выступает «обратной стороной» как форм права, так и правоотношений (правопорядка).

2. В структуре отражения правовой реальности выделяется как осознаваемая сторона правосознания (теоретический, профессиональный, обыденный уровень), так и бессознательная область, выражающаяся в правовых архетипах коллективного бессознательного и правовых установках.

3. Архетипы являются элементом коллективного бессознательного, вырабатывающего определенные первообразы права, которые носят схематический характер и составляют основу представлений человека о правовой реальности.

4. Архетипы права оказывают определяющее влияние на формирование правовых установок, а через них на типичные элементарные поведенческие реакции. На их основе оформляются конкретные, исторически и культурно обусловленные содержательные образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам деятельности человека в правовой реальности.

5. Правовая установка есть сложившаяся готовность индивида к определенной форме реагирования на правовые воздействия, предрасположенность, побуждающая действовать в отношении правовых установлений определенным образом, выражающаяся в отношении индивида к условиям правовой реальности.

6. На формирование правовых установок оказывают влияние такие факторы как: политическое устройство общества, уровень развития общественного правосознания, система духовно-нравственных ценностей общества, существующая правовая система, а также архетипы права, которые содержатся в коллективном бессознательном.

7. Образы государства, закона (права), власти, существующие в архетипах права российского общества, в основе своей имеют традиционные ценности, трансформация которых приводит к искажению традиционных представлений о государственно-правовых явлениях.

Научная новизна заключается в том, что впервые предпринимается попытка теоретического исследования элементов бессознательного в праве как формы психической деятельности.

Автором выделяются архетипы права, свойственные российской правовой среде, раскрываются особенности правовых установок российских граждан. В настоящем исследовании выявляются факторы, оказывающие влияние на формирование правовых установок. Анализируются такие основополагающие образы государственно-правовой материи как «государство», «закон», «власть».

Особое внимание уделяется роли бессознательного в социальном пространстве, значению архетипов права и правовых установок, обосновывается их влияние на формирование правовой реальности. Выявляется, что на их основе формируются конкретные, исторически и культурно обусловленные содержательные образы, соответствующие в реальной жизни поведенческим стереотипам как отдельных представителей, так и сплоченных социальных групп различного масштаба.

Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что идеи и выводы диссертационного исследования способствуют развитию теоретических знаний о роли бессознательного в правовой реальности. Полученные в процессе исследования результаты и основанные на них теоретические выводы исследования могут способствовать более четкому определению структуры правового сознания, проявляющегося как осознанное, так и бессознательное явление, которое выступает «обратной стороной» как форм права, так и правоотношений (правопорядка). Проведенное исследование дополняет такие разделы теории права, как правосознание, правовая культура.

Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования результатов исследования при дальнейшей разработке социально-философских проблем правового сознания и правовой культуры. Полученные результаты могут быть использованы при изучении курсов теории права, философии права, на семинарских занятиях.

Представляется необходимым учитывать роль бессознательного в правовой реальности при формировании государственно-правовой политики.

Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертация выполнена и обсуждалась на кафедре теории права и гражданско-правового образования юридического факультета Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, каждая из которых имеет по три параграфа, заключения и списка использованной литературы в количестве 273 наименований. Объем диссертации составляет 183 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Чайка, Виктория Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Долгое время приоритет в области изучения бессознательного принадлежал философии - разносторонние воззрения представителей древнеиндийской, древнегреческой политической мысли, Декарта, Спинозы, Локка, Юма, Лейбница, Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Шопенгауэра, Ницше, И. Гербарта, Э. Фон Гартмана, Т. Липе позволяют сделать вывод о том, что многочисленные идеи о душевной жизни (Платон, Аристотель), ее динамике (И. Гербарт), о ясных и смутных идеях (Спиноза, Локк, Кант), о неосознанных восприятиях (Лейбниц), о бессознательных проявлениях душевной психической жизни как основе человеческого бытия (Фихте, Шеллинг), бессознательной воле как начале и основе сущего (Шопенгауэр, Ницше), о сознательных и бессознательных проявлениях духа (Гегель), о взаимодействии бессознательных, иррациональных и сознательных форм занимали умы многочисленных философов.

В психологии бессознательное подверглось изучению со стороны психоаналитической теории 3. Фрейда, теории коллективного бессознательного К.Г. Юнга, нашла свое отражение в трудах К. Ясперса. Ученые делали акцент на выявлении взаимодействия сознательной и бессознательной сторон человеческой психики. 3. Фрейд раскрывал функционировании прежде всего «личного бессознательного», его последователь К.Г. Юнг обратился к групповой форме этого явления. Подобные взгляды породили фундаментальные расхождения ученых - 3. Фрейд настаивал на физиологических истоках природы бессознательного, К.Г. Юнга обращался к его социальным истокам. «Коллективная память предков» - именно так обозначалось К.Г. Юнгом содержание бессознательного в противовес «вытесненной нереализованной сексуальной энергии» с позиции 3. Фрейда.

С конца XIX - начала XX в. бессознательное занимает постепенно все более значительное место в социально-философском, социально-психологическом, социокультурном анализе видов познания. Сегодня все большее число специалистов в разных областях гуманитарного знания -социологов, политологов, историков рассматривая различные явления социума, прибегают к этой категории. Представляется необходимым рассмотрение бессознательного, его роли и в правовой реальности.

Целостность мира в сознании представляет тонкий слой рациональных человеческих знаний, бессознательное восполняет частичность сознательного обеспечения жизни человека - культурными традициями, в том числе правовыми, поведенческими реакциями, контекстными восприятиями, образными стереотипами представления информации.

Бессознательное наряду с сознанием обрабатывает информацию, только своими средствами. Если для сознания характерны логика, анализ, сравнение, поиск различий, проверка информации, то бессознательное использует аналогия, образ, синтез. Отсутствие рефлексии дает возможность бесконтрольного существования данной области человеческой психики.

Наиболее распространенными элементами бессознательного, берущими из него свое начало, являются чувства, эмоции, установки, архетипы, привычки, стереотипы. В своей работе мы остановились на рассмотрении наиболее значимых, на наш взгляд, из них - архетипах и установках, присутствующих в праве и показали их особенности в правовой реальности России.

Исследование таких значимых элементов бессознательного, как архетипы, имеющие выражение в правовой реальности, и правовые установки является необходимой основой для анализа особенностей правового сознания.

В ходе проведенного исследования мы пришли к выводу, что правосознание является необходимой органической стороной правовой реальности. Она включает в себя как объективированное внешнее выражение права, правоотношения (правопорядок), так и их отражение в правосознании. При этом правосознание, проявляющееся как осознанное и бессознательное явление, выступает «обратной стороной» как форм права, так и правоотношений (правопорядка).

Юридическая наука при исследовании различных сторон общественного бытия призвана рассматривать не только внешние, формально-юридические характеристики статусного положения различных субъектов права, но и проникать в глубинные, социально-волевые начала формирования и реализации поведенческих актов индивидуальных и коллективных субъектов правовых отношений. Этому способствует разносторонне исследование сферы бессознательного. В современной научной литературе отсутствует четкое определение сознания. Этот факт отражается и на недостаточной четкости определения правосознания - в современной юридической литературе одни и те же составляющие правосознания могут определяться разными терминами. Систематизирует структуру правосознания представление о нем как о совокупности правовой онтологии, правовой аксиологии и правовой праксиологии и рассмотрение его соотносительно с определением бессознательного. При этом важным является ценностное отношение к праву, проявляющееся на иррациональном (эмоциональном) уровне.

В структуре отражения правовой реальности выделяется осознаваемая сторона правосознания, представленная теоретическим, профессиональным, обыденным уровнем, а также бессознательная область, которая выражается в правовых архетипах коллективного бессознательного и правовых установках.

Психоаналитическая теория 3. Фрейда, теория бессознательного К.Г. Юнга, теория установки Д.Н. Узнадзе подтверждают существование области бессознательного. При этом значимость каждого структурного элемента психической жизни - сознания, бессознательного и их разновидностей, являющихся объектом изучения психоаналитической теории, их подчиненность общим психическим законам и соответствующая взаимосвязь делает психоаналитическую теорию целостной, органической теорией, очень значимой для юридической науки, имеющей дело с человеком, выступающим в юридической сфере в качестве субъекта права, в изучении его правового сознания и определяемого им правового поведения.

Архетипы, являющиеся элементом коллективного бессознательного, вырабатывают определенные первообразы права, которые носят шаблонный характер и составляют основу представлений человека о правовой реальности. Важным представляется формирование связей между процессами сознания и бессознательным. В основе архетипов содержатся социальные истоки. Необходимо акцентировать внимание на ноосфере - состоянии, в которое переходит биосфера в результате научной мысли и человеческого труда.

Архетипы права оказывают определяющее влияние на формирование правовых установок, а через них на типичные элементарные поведенческие реакции. На их основе оформляются конкретные, исторически и культурно обусловленные содержательные образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам деятельности человека в правовой реальности, существуют ценности, нравственные ориентиры, государственно-правовые идеалы.

Правовая установка есть сложившаяся готовность индивида к определенной форме реагирования на правовые воздействия, предрасположенность, побуждающая действовать в отношении правовых установлений определенным образом, выражающаяся в отношении индивида к условиям правовой реальности. Для того, чтобы ее действие осуществилось, необходимо наличие двух факторов: юридически значимой ситуации и потребности. Деятельность и работу сознания определяет целостное психическое состояние человека, включающее в себя как сознание так и область бессознательного.

На формирование правовых установок оказывают влияние такие факторы как: политическое устройство общества, уровень развития общественного правосознания, система духовно-нравственных ценностей общества, существующая правовая система, а также архетипы права, которые содержатся в коллективном бессознательном.

Существование правового архетипа подтверждается его проявлением, прежде всего, в мифах и религиях, в которых выявляются правовые мотивы покровительства социальным общностям и группам со стороны божеств

Фемида, Эринния, Рок), символах гармонии и правового совершенства в образах справедливости, правосудия.

Образы государства, закона (права), власти, существующие в архетипах права российского общества, в основе своей имеют традиционные ценности, трансформация которых приводит к искажению традиционных представлений о государственно-правовых явлениях.

Необходимо правовое воспитание цельной личности, в основе такого воспитания должна быть идея национального духовного характера с такими его качественными характеристиками как вера, любовь, свобода, совесть, патриотизм, национализм.

Бессознательное обладает социальным качеством. С позиции теории бессознательного К.Г. Юнга оно приближает к пониманию социально-типичных особенностей поведения. Социальное бессознательное обеспечивается деятельностью содержательно-смысловых элементов историко-культурной ситуации, которые распространяются через коммуникацию. Архетипы в праве - это основа образцов типичного поведения, они являются носителями духовной истории, в том числе истории права человечества. Они влияют на формирование этнических стереотипов, традиций.

Полагая социальную организацию рациональной и только рациональной, понять многие социальные явления представляется весьма затруднительным. Иррациональные, бессознательные (неосознаваемые) явления, т.е. явления, выходящие за рамки контролируемых сознанием, также должны найти свое место в научном представлении об обществе. В связи с этим представляется необходимость уточнить и выделить особенность перевода самого термина «бессознательное» применительно к обществу в целом.

В отечественной психологии принято употреблять термин «коллективное бессознательное». Однако, чтобы «этот термин Юнга стал связываться с его идеями в широком языке, по-русски следовало бы сказать: коллективное подсознание». Дело в том, что в немецком, как и в английском языках «подсознательное» (sub-conscious) носит значение чего-то более низменного, рождающего в душе ассоциации с некими темными и мрачными силами. Сам Юнг желал придать введенному им термину нейтральный смысл, и предпочел термин «un-conscious» - «неосознанное». В русском языке происходит обратное - слово «бессознательное» ассоциируется с неосознаваемыми проявлениями психики скорее негативной окраски - например, состояние аффекта, в котором совершается преступление и которое характеризуется, к примеру, наступлением глубокого помрачения сознания. Поэтому, во избежание сведения бессознательного, его роли только лишь к действию уголовного права, более точно было бы именовать его как «подсознательное», «коллективное подсознательное», предопределяющими элементами которого, оказывающими влияние на типовое общественное поведение, являются архетипы и установки, применительно к правовой реальности - соответственно архетипы права и правовые установки.

Бессознательное в социальном пространстве проявляется в качестве самоопределения группы как целого, сплоченных социальных групп различного масштаба. Такими группами могут быть: семья, молодежная группа, профессиональное сообщество, социальный класс, этнос, нация. Сплоченность группы поддерживается ощущением «мы» (молодежное политическое движение «Наши»), коллективными представлениями, основанными на общих ценностях - идеологическими, религиозными, которые рождают общую для представителей группы символику. Представители сплоченной группы комфортно чувствуют себя в ней, жизнь ее поддерживается обычаями, традициями, в основе которых - постоянное подтверждение групповой идентичности.

Другое проявление бессознательного - в таких феноменах массового поведения как митинги, демонстрации, панические состояния, погромы, протесты (реакция представителей социальных слоев населения Санкт-Петербурга, интересы которых были затронуты выходом в свет ФЗ № 122, именуемом в народе «Законом о монетизации льгот». Правда, для объективности оценки нельзя не указать на некоторую степень изначальной спланированности указанной акции).

Роль бессознательного в правовой реальности как сложного социального явления, состоящего из различных социально-психологических элементов необходимо учитывать при формировании государственно-правовой политики.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Чайка, Виктория Николаевна, 2006 год

1. Нормативно-правовые акты1 Семейный Кодекс РФ2 Уголовный Кодекс РФ3 Закон РФ "Об образовании"

2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Изд.З-е, изм. и доп. Под общ. Ред. Ген. Прокурора РФ, проф. Ю.И. Скуратова.-М., 1999.

3. Монографии, учебники, учебные пособия, периодические издания

4. Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права / Учебник. СПб., 2003.

5. Авербух Е. С. О трактовке понятия «сознание» в психиатрии // Проблемы сознания. Материалы симпозиума. М. 1966.

6. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 1988.

7. Алексеев Н.Н. Философия права. СПб., 1998.

8. Апинян Т. А. Мифология: теория и событие. СПб., 2005.

9. Арановский К.В. Конституционная традиция в российской среде. СПб., 2003.

10. Арутюнова Н.Д. О стыде и совести // Логический анализ языка: Языки этики. М., 2000.

11. Асмолов А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М., 2002

12. Асмолов А. Г., Иванченко В. Н., Ениколопов С. Н. Установки личности и противоправное поведение // Вопросы психологии. 1991. №3.

13. Атрибуты и символы власти: генезис, семантика, функции / Отв. ред. В. А. Попов. СПб., 2001.

14. Байниязов Р.С. Правосознание и правовой менталитет в России: Введение в общую теорию. Саратов, 2001.

15. Байниязов Р.С. Правосознание: психологические аспекты // Правоведение, 1998. №3.

16. Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопопимание на грани двух веков). Саратов, 2001.

17. Баранов П.П. Проблемы теории правосознания и правового воспитания. Ростов-на-Дону, 2005.

18. Бассин Ф.В., Рожнов В.Е. О современном подходе к проблеме неосознаваемой психической деятельности (бессознательного) // Вопросы философии. 1975. № 10.

19. Бачинин В.А., Сальников В.П. Правовая реальность в контексте цивилизаций культуры. Методология причинного анализа. Монография / Под ред. В.П. Сальникова. СПб., 2005.

20. Бегинин В.И. Общественное правосознание и государственность / Под ред. В.А. Шабалина. Саратов, 1993.

21. Бегинин В.И. Общественное правосознание и государственность. Саратов, 1994.

22. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов: Пер. с фр. / Общ. ред. 10. С. Степанова. М., 1995.

23. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. М., 1990.

24. Бержель Ж.-JI. Общая теория права. М., 2000.

25. Берлин И. Две концепции свободы // Современный либерализм. М., 1998.

26. Берман Г. Дж. Вера и закон: примирения права и религии. М., 1999.

27. Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994.

28. Берсенева Т. А. Духовно-нравственные ценности и ориентации в мировоззрении старшеклассников и учителей: Монография. СПб., 2004.

29. Брушлинский А.В, Проблема развития и психология мышления / Принцип развития в психологии. М., 1978.

30. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996.

31. Вадим Коржевский, свящ. Пропедевтика аскетики: компендиум по православной святоотеческой психологии. М., 2004.

32. Вежбицкая А. Семантика грамматики. М., 1992.

33. Величко A.M. Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур. СПб., 1999.

34. Величко A.M. Философия русской государственности. СПб., 2001.

35. Величко A.M. Философия русской государственности. СПб., 2001.

36. Величко A.M. Христианство и социальный идеал (философия, право, социология индустриальной культуры). СПб., М., 2000.

37. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Уч-к для юр. ВУЗов. М., 1998.

38. Вернадский В. И. Размышления натуралиста. М., 1977.

39. Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. С приложением «Библиографии Вех» / Ред. А.В. Данилова. Свердловск, 1991.

40. Войтыла К. Основания этики // Вопросы философии. 1991. №1.

41. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М., 1994.

42. Гамбаров Ю.С. Право в его основных моментах // Правоведение. 1995. №4.

43. Гачев Г.Д. Ментальности народов мира: Сходства и отличия. М., 2003.

44. Генон Р. Избранные произведения. Кризис современного мира. М., 2004.

45. Герцен А. И. Prolegomena // Русская идея. М., 1992.

46. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1951.

47. Горбатенко А. С. Системная концепция психики и общей психологии. Ростов-на-Дону, 1994.

48. Горский А.А. Древнерусская дружина. М., 1989.

49. Гринева С.В. Менталитет и ментальность современной России. Ставрополь, 2003.

50. Грищук А.И. На пути постижения ментальности. СПб., 2003.

51. Гркулов Е.Ф. Церковь. Самодержавие. Народ. М., 1969.

52. Гудзенко А.И. Русский менталитет. М., 2003.

53. Дворецкая М.Я. Интегративная антропология. СПб., 2003.

54. Дорская А.А. Государственное и церковное право российской империи: проблемы взаимодействия и взаимовлияния: Монография. СПб., 2004.

55. Дьяченко Г.М. Тайная жизнь души. Бессознательное / Свящ. Григорий (Дьяченко). М., 2001.

56. Зайцев В.А. Национальное своеобразие русской культуры, менталитета, личности : монография. Кострома, 2005.

57. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М., 1960.

58. Зелинский А. Ф. Рецидив преступлений. Структура, связи, прогнозирование. Харьков, 1980.

59. Зелинский А.Ф. Осознаваемое и неосознаваемое в преступном поведении. Харьков, 1986.

60. Иванников И.А. Концепция правовой культуры // Правоведение. 1998. №3.

61. Иванов В.В., Топоров В.Н. Древнеславянское право: архаичные мифопоэтические основы и источники в свете языка // Формирование раннефеодальных древнеславянских народностей. М., 1981.

62. Иеринг Р. Борьба за право. М., 1907.

63. Ильин И. А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности. М., 1993.

64. Ильин И.А. О сущности правосознания / Сост. и авт. вступ. ст. И.Смирнов. М., 1993.

65. Ильин И.А. Поющее сердце // Собр. Соч. в 10-ти т., Т.З. М., 1994.

66. Ильин И.А. Теория права и государства / Под ред. В.А. Томсинова. М., 2003.

67. Исмаилова С.Т. История России и её ближайших соседей. М., 1995.

68. История философии права / Под ред. Керимова Д. А. СПб., 1998.

69. Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1995.

70. Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986.

71. Карпушкин С.И. Формирование гражданской и правовой культуры российской молодежи. М., 2001.

72. Кистяковский Б.А. Реальность объективного права // Философия и социология права. СПб., 1998.

73. Ковлер А.И. Антропология права: Уч-к д/ВУЗов. М., 2002.

74. Кокотов А.Н. Доверие. Недоверие. Право. М., 2004.

75. Конфликты: политико-правовые аспекты / Под ред. Щербаковой Н.В. Ярославль, 2001.

76. Коржова Е.Ю. Психология личности: Типология теоретических моделей. СПб., 2004.

77. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1914.

78. Корольков А.А. Духовная антропология. СПб., 2005.

79. Крысько В.Г. Этническая психология: Учеб. Пос. для студентов высш. уч. завед. М., 2002.

80. Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. №3.

81. Курильски-Ожвэн Ш., Арутюнян М. Ю., Здравомыслова О. М. Образы права в России и Франции. М., 1996.

82. Курпатов А.В., Алехин А.Н. Психософия: методология, развитие личности и психотерапия. СПб., 2002.

83. Левада Ю. А. Десять лет перемен в сознании человека // Общественные науки и современность. 1999. №5.

84. Левченко Я., Гиппиус Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб., 2002.

85. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

86. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения: В 2-х т. T.IIM., 1983

87. Леонтьев К.Н. О всемирной любви. Речь Ф.М. Достоевского на Пушкинском празднике // Русская идея. М., 1992.

88. Лившиц Р. 3. Теория права. М., 1994.

89. Лосский Н.О. Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей // Бог и мировое зло. М., 1994.

90. Лука Войно-Ясенецкий, архиеп. Дух, душа, тело. Изд. "Жизнь с Богом". 1988.

91. Лукашева Е.А. Права человека накануне XXI века. М., 1994.

92. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986.

93. Лукашева Е.А. Правосознание и законность в социалистическом обществе (Идеологические и социально-психологические факторы) М., 1973.

94. Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1979.

95. Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1998.

96. Малахов В. П. История политических и правовых учений. М., 2003.

97. Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 1999.

98. Мальцев Г.В. Понимание права: подходы и проблемы. М., 1999.

99. Мамут Л. С. Государство в ценностном измерении. М., 1998.

100. Мартышин О.В. Нравственные основы теории государства и права // Государство и право. 2005. №7.

101. Мартышин О.В. Совместимы ли типы правопонимания? // Государство и право. 2003. №6.

102. Марченко М.Н. Проблемы правопонимания в связи с исследованием источников права // Вестник Московского Университета. Серия 11. Право. 2002. №3.

103. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.

104. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны "одной медали" //Правоведение. 1994. №2.

105. Матц У. Идеология как детерминанта политики в эпоху модерна // Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений / Сост. Р.Т. Мухаев. М., 2000.

106. Медведев И.П. Правовая культура Византии. СПб., 2001.

107. Мельникова Т.В. Основные типы общества и правосознания. Красноярск, 2001.

108. Митрополит Филарет. Пространный христианский катехизис Православной кафолической церкви. М., 2005.

109. ПОМосейко А.Н. Мифы России: Мифологические доминанты в современной российской ментальности. М., 2003.

110. Мусинов П.А. Формирование нравственно-правовой культуры будущего педагога в процессе вузовской подготовки: монография. Томск, 2005.

111. Немезий Эмесский. О природе человека. М.: Канон. 1998.

112. Немов Р. С. Психология. Кн.1. М., 1997.

113. Неновски Н. Право и ценности. М., 1987.

114. Нерсесянц B.C. Философия права: Уч-к д/ВУЗов. 2-е изд. М., 2006.

115. Новгородцев П.И. Введение в философию права: Кризис современного правосознания. М., 1996.

116. Новгородцев П.И. Право и нравственность // Правоведение. 1995. №6.118 о. Вениамин Новик "Православие. Христианство. Демократия". Сборник статей. СПб., 1999.

117. Общественные науки за рубежом. Реферат, ж-л. Сер.4. Государство и право №1. М., 1988.

118. Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб., 2002.

119. Осипов А.И. Путь разума в поисках смысла. М., 2003.

120. Осипов И.Д. Философия русского либерализма. XIX начало XX в. СПб., 1996.

121. Парыгин Б.Д. Социальная психология: Уч. пос. СПб., 2003.

122. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000.

123. Петровский А. В. Психология в России: XX век. М., 2000.

124. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. основы теоретической психологии. М., 1998.

125. Платонов С.Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII в. как исторический источник. СПб., 1913.

126. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М., 1993.

127. Подгурецкий А. Очерк социологии права. М., 1974.

128. Полосин В. С. Мир. Религия. Государство: Исследование политической мифологии. М., 1999.

129. Поляков А. В. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода. СПб., 2004.

130. Поляков А.В, Может ли право быть неправым? / Некоторые аспекты дореволюционного российского правопонимания // Правоведение. 19997. №4.

131. Поляков А.В. Естественно-правовая концепция B.C. Соловьева. Правоведение. 1987. №4.

132. Поляков А.В. Общая теория права. Курс лекций. СПб., 2001.

133. Поляков А.В. Петербургская школа философии прав и задачи современного правоведения // Правоведение. 2000. №2.

134. Поляков А.В. Философия права Льва Петражицкого // Кодекс. Правовой научно-практический журнал. 2000. №1.

135. Поляков А.В.особенности политической мысли в России // Козлихин И.Ю. Современная политическая наука. СПб., 1994.

136. Полякова Т.М. Менталитет полиэтнического общества (Опыт России) / Под ред. М.Г. Губогло. М., 1998.139Почебут Л.Г. Социальные общности. Психология толпы, социума, этноса. СПб., 2005.

137. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 2002.

138. Права человека: учебник для вузов под ред. Е.А. Лукашевой. М., 2002.

139. Прангишвили А.С. Проблема установки на современном уровне разработки грузинской психологической школы // Психологические исследования. Тбилиси,1973.

140. Преп. Иоанн Дамскин. Точное изложение православной веры. М., 1992.

141. Прот. Александр Шмеман. Исторический путь Православия. Изд-во им. Чехова. Нью-Йорк, 1954.

142. Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии. 1994. №4.

143. Ратинов А. Р. Психология личности преступника: Ценностно-нормативный подход // Личность преступника как объект психологического исследования / Под ред. А.В. Ратинова. М., 1979.

144. Ратинов А.Р. Структура правосознания и некоторые методы ее исследования // Методология и методы социальной психологии. М., 1981.

145. Рейснер М.А. Государство и верующая личность. Сборник статей. СПб, 1905.

146. Рейснер М.А. Наше право. Чужое право. Право. Спб., 1907.

147. Розанов В.В. Мимолетное. 1915. // Русская идея. М., 1992.

148. Розин В. М. Природа сознания и проблема его изучения // Мир психологии. Научно-методический журнал. №1(17), январь-март 1999. М. Воронеж.

149. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1957.

150. Рубинштейн С.Л Принципы и пути развития психологии. М., 1959.

151. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.

152. Рулан Н. Юридическая антропология. Уч-к д/ ВУЗов. М., 1999.

153. Русская философия права: философия веры и нравственности / А.П. Альбов, Д.В. Масленников, В.П. Сальников, А.И. Числов, С.В. Филиппова. СПб., 1997.

154. Русское слово в русском мире-2005: Государство и государственность в языковом сознании россиян: Сб. научн. ст. / Под ред. Ю.Н. Караулова и др. М., 2006.

155. Сальников В.П. Социалистическая правовая культура. Методологические проблемы. Саратов, 1989.

156. Санчес Пуиг М. О государе, «государьстве» и государственности // Русское слово в русском мире-2005. М., 2005.

157. Сапельников А. Б., Честнов И. JI. Теория государства и права: Учебник для юр. высших уч. заведений. СПб., 2006.

158. Св. Андрей Лоргус. Антропологический кризис российского общества // Значение христианской антропологии перед лицом современных общественных задач и проблем / сост. Лоргус А., священник. М., 2003.

159. Св. Григорий Нисский. Об устроении человека. Перев. В.М. Лурье. СПб., 1995.

160. Св. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. СПб., 1996.

161. Св. Игнатий Брянчининов. Слово о человеке. СПб., 1995.

162. Св. Феофан Затворник. Письма о духовной жизни. М., 1996.

163. Семенов В.Е. Актуальные проблемы теории правосознания, его ценностных ориентиров. Ставрополь, 2000.

164. Семитко А.П. Правовая культура социалистического общества. Свердловск, 1990.

165. Семитко А.П. Правовое воспитание в условиях демократизации советского общества. Свердловск, 1991.

166. Семитко А.П. Юридическая наука в свете новых задач. Свердловск, 1990.

167. Сергеева А.В. Русские : Стереотипы поведения. Традиции. Ментальность. М„ 2004

168. Сидоров С.А., Честнов И.Л. Гражданское общество, государство и право: онтологические основания юридической науки: Монография. СПб., 2002.

169. Сикевич З.В, Национальное самосознание русских: Социологический очерк. М., 1996.

170. Сикевич З.В., Крокинская O.K., Поссель Ю.А. Социальное бессознательное. СПб., 2005.

171. Симонов П. В. Мотивированный мозг. М., 1987.

172. Синха С.П. Юриспруденция. Философия права. Краткий курс. М., 1996.

173. Синюков В.Н. Россия в XXI в.: Пути правового развития // Ежегодник Российского права. М., 2001.

174. Синюков В.Н., Григорьев Ф.А. Правовая система: вопросы реализации. Саратов, 1995.

175. Смирнов М.Ю. Российское общество между мифом и религией: Историко-социологический очерк. СПб., 2006.

176. Смоленский М.Б. Правовая культура и личность в контексте российской государственности. Ростов на Дону, 2002.

177. Сморгунова В. Ю. Гражданско-правовое образование в американских школах и университетах // Информ. бюл. 2004. № 1-2.

178. Сморгунова ВЛО. Гносеологические проблемы политической философии. СПб., 1997.

179. Сморгунова В.Ю. Феномен политического знания. СПб. 1996.

180. Соколов Н. Я. Профессиональное сознание юристов. М., 1988.

181. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000.

182. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

183. Социальная антропология права современного общества: Монография / Под ред. И.Л. Честнова. СПб., 2006.

184. Спекторский Е.В. Христианство и культура. Прага, 1925.

185. Спиридонов Л. И. Избранные произведения: Философия и теория права. Социология уголовного права. Криминология. СПб., 2002.

186. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 2001.

187. Спиридонов Л.И., Честнов И.Л. Л.И. Петражицкий: жизнь и творческое наследие // Петражицкий Л. И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности. СПб., 2000.

188. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

189. Степанов Ю.С. Протей: Очекри хаотической эволюции. М., 2004.

190. Сухарев В. А. Психология интеллекта. Донецк, 1997.

191. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. М., 2004.

192. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2003.

193. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2005.

194. Теория права и государства: Учебник / Под ред. проф. В. В. Лазарева. М., 1996.

195. Тимошина Е.В. Политико-правовая идеология русского пореформенного консерватизма: К.П. Победоносцев. СПб., 2000.

196. Тищенко JI.A. Развитие семейного права в России: теоретический и историко-сравнительный анализ. М., 2000.

197. Трофимов В.К. Менталитет русской нации : Учеб. пособие. Ижевск, 2004.

198. Трофимов В.К. Русский менталитет: истоки, сущность, социально-культурные проявления. Ижевск, 2002.

199. Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993. №8.

200. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М., 1966.

201. Узнадзе Д. Н. Психология ребенка. М., 1946.

202. Узнадзе Д. Н. Теория установки. Под ред. Ш. А. Надирашвили и В. К. Цаава. М., 1997.

203. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961.

204. Улуханов И.С. История слова «государство» // Русское слово в русском мире-2005: Государство и государственность в языковом сознании россиян: Сб. научн. ст. / Под ред. Ю.Н. Караулова и др. М., 2006.

205. Улыбина Е.В. Психология обыденного сознания. М., 2001.

206. Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963.

207. Франк СЛ. Русское мировоззрение. СПб., 1996.

208. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

209. Фрейд 3. "Я" и "Оно". Труды разных лет. В 2-х кн. Тбилиси, 2001.

210. Фрейд 3. Избранное. Т.1. Лондон, 1969.

211. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб., 2002.

212. Хабибулин Н.И. Государственная идеология и язык закона. СПб., 2003.

213. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

214. Христианский социализм (С.Н. Булгаков): Споры о судьбах России / ред.-сост.В.Н. Акулинин. Новосибирск, 1991.

215. Хрючкина И.В. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание: Учеб. пособие. Красноярск, 2002.

216. Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма. М., 1991.

217. Черненко А.К. Теоретико-методологические проблемы формирования правовой системы общества. Новосибирск, 2004.

218. Черноков А.Э. Введение в сравнительное правоведение: Учебное пособие. СПб., 2004.

219. Честнов И.JI. Методология и методика юридического исследования. Учебное пособие. СПб., 2004.

220. Честнов И.Л. Общество и юриспруденция на исходе второго тысячелетия: Монография. СПб., 1999.

221. Честнов И.Л. Право как диалог: к формированию новой онтологии правовой реальности. СПб., 2000.

222. Шереги Ф.Э. Социология права: прикладные исследования. СПб., 2002.

223. Шиллз Э. Общество и общества: макросоциологический подход // Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. М., 1972.

224. Шогам А. Н. Проблема сознания и психологическая модель личности // Проблемы сознания. Материалы симпозиума. М., 1996.

225. Шошин П. Б. Пути концептуализации бессознательного // Бессознательное. Сб. статей. Т.1, Новочеркасск, 1994.

226. Щегорцов В.А. Социология правосознания. М., 1981.

227. Щербакова Н. В. Правовая установка и социальная активность личности. М., 1986.

228. Щербакова Н.В. Социально-психологические основы поведения личности в СССр. Ярославль, 1984.

229. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1999.

230. Юнг К. Г. Аналитическая психология. СПб., 1994.

231. Юнг К. Г. Психологические типы / Под общ. ред. В. Зеленского. М., 1996.

232. Юнг К. Г. Психологический комментарий к «Тибетской книге мертвых» / Тибетская книга мертвых. Пер. с англ. СПб., 1992.

233. Юнг К. Г. Символы трансформации. М., 2006.

234. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души / Пер. с нем. М., 1994.

235. Юнг К. Густав. Алхимия снов / Пер. с англ. СЕМРЫ СПб., 1997.

236. Юнг К.Г. Бог и бессознательное. М., 1998.

237. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. Ульяновск, 1994.

238. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души / Пер. с нем. М., 1994.

239. Юнг К.Г. Собрание сочинений: В 19 т. Т.15. Феномен духа в искусстве и науке. / Пер. с нем. М., 1992.

240. Юрашевич Н.М. Правосознание и право: общность и различия // Государство и право. 2005. №7.

241. Юркевич П. Д. Философские произведения // Мир с ближними как условие христианского общежития. М., 1990.

242. Якоби М. Стыд и истоки самоуважения. М., 2001.

243. Яковлев А. М. Теория криминологии и национальная практика. М., 1985.

244. Яковлев A.M. Преступность и социальная психология: социально-психологические закономерности противоправного поведения. М., 1971.

245. Ясперс К. Общая психопатология. Пер. с нем. М., 1997.

246. Ячменев Ю.В. Этико-политические ценности русского средневековья // Правоведение. 2001. № 3.

247. Диссертации, авторефераты диссертаций

248. Гладких М. В. Понятие индивидуального правосознания в свете психоаналитической теории: Автореф. дис. . канд. юр. наук. Ставрополь, 2004.

249. Зима М.В. Идеи национально-патриотического воспитания в философско-педагогическом наследии И. А. Ильина. Автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб, 2004

250. Кваша А. А. Правовые установки граждан. : Автореф. дис. . канд. юр. наук. Волгоград, 2002.

251. Мухина Т. А. Проблема соотношения естественного и позитивного права. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Челябинск, 2005.

252. Поляков А.В. Коммуникативная концепция права (генезис и теоретико-правовые обоснования) // Дис. . д-ра юрид. наук в виде научного доклада. СПб, 2002.

253. Синюков В.Н. Российская правовая система, (вопросы теории): Автореф. дис. д-ра юрид. наук. Саратов, 1995.1. Справочные издания

254. Англо-русский словарь / Под ред. О. П. Бенюха и Г. В. Чернова. М, 1974.

255. Большой юридический энциклопедический словарь. М, 2005.

256. Власть в жизни и наука о власти. Словарь-справочник / Под общ. Ред. З.д.н. РФ, проф. В. Ф. Халипова. М, 2004.

257. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. Минск, 1998.

258. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М, 1992.

259. Православная энциклопедия. Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Том IX. М, 2005.

260. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Ак. РАН Г.В. Осипова. М., 1998.

261. Российская юридическая энциклопедия. М., 1999.

262. Словарь древнерусского языка (XI-XIVbb.): В 10 т. / Гл. ред. Р. И. Аванесов. М., 1988. Т.VII

263. Словарь древнерусского языка. / Под ред. Р. И. Аванесова. М., 1989.

264. Срезневский И. И. Словарь древнерусского языка. М., 1989.

265. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М., 1997.

266. Философский словарь: основан Г.Шмидтом / Под ред. Г.Шишкоффа. М., 2003.

267. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев. М., 1989.

268. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А. А, Беляева и др. М., 1989.

269. Этимологический словарь русского языка. 1963. Т.1. Вып. 4: 150; Фасмер 1964. Т. 1.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.