Экзистенциализм и японская литература тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.06, кандидат филологических наук Луцкий, Александр Леонидович

  • Луцкий, Александр Леонидович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1986, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.06
  • Количество страниц 168
Луцкий, Александр Леонидович. Экзистенциализм и японская литература: дис. кандидат филологических наук: 10.01.06 - Литература народов Азии и Африки. Москва. 1986. 168 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Луцкий, Александр Леонидович

Введение.

Глава I. Японская духовная традиция и экзистенциализм.

§1.0 своеобразии японской духовной культуры.

§ 2. Некоторые мировоззренческие проблемы современной буддийской литературы Японии.

§ 3, К вопросу о восприятии экзистенциализма в Японии. Буддийско-экзистенциалистские параллели.

Глава П. Экзистенциализм в японской художественной литературе.

§ I. 1{цеи экзистенциализма в творчестве Сиины

Риндзо.

§ 2. Экзистенциалистские мотивы Дадзая Осаму. Повесть "Утрата человека".

Глава Ш. Попытка типологического сопоставления экзистенциалистских тенденций в художественной литературе Запада и Японии. Абэ Кобо и Альбер Камю.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Азии и Африки», 10.01.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экзистенциализм и японская литература»

Экзистенциализм в художественной литературе явление чрезвычайно широкое и яркое. Широкое, потому что экзистенциалистские мотивы присутствуют у многих литераторов, зачастую не осознающих этого и не причисляющих себя к числу сторонников экзистенциалистского учения. Яркое, ибо ему отдали дань крупнейшие писатели мира, такие как Кафка, Мориак, Сартр, Камю, де Вовуар, Ануй, Мейлер, Мердок, Болдуин и др. "Экзистенциализм больная совесть определенной прослойки западной интеллигенции. Он тянется к реализму в пору подъёма и смыкается в своих слат бостях с модернизмом",- справедливо отмечает И.Великовский. Факт такой двойственности литературного экзистенциализма следует учитывать и при анализе творчества японских писателей эк2 зистенциалистской ориентации. Экзистенциалистские мотивы можно найти в сочинениях ряда V И.Великовский. Экзистенциализм.-В кн.: Краткая литературная энциклопедия, т.8. М.,1975, с.854. [IoBopH об экзистенциалистских тенденциях в творчестве какого-либо писателя мы отнюдь не обязательно предполагаем, что он модернист, хотя, разумеется, эти тенденции в рамках модернистской литературы обнаруживаются ощутимее. "В поисках эффективного творческого метода изображения крайне усложненной действительности японские писатели стремились порой к синтезу реализма с модернизмом. Так, Хирата 1гисабуро заявляет в "Манифесте послевоенной литературы" /1949/ о необходимости "литературной революции" путём "синтеза социального реализма и экзистенциалистского реализма" К Современный японский роман.-М.,1977,с,7-8./. Шхо, писателей Японии, например, Сиины Риндзо /19191973/, Дадзая Осаму /I909-I948/, Абэ Кобо /род. в Г924г./, Оэ Кэндзабуро /род, в 1935г,/. Ниже мы проанализируем особенности экзистенциализма в японской литературе, а пока заметим, что на его характер, как и вообще на усвоение экзистенциалистских идей в Японии, наложила отпечаток японскгш духовная традиция.По наблюдению К.Рехо, "некоторые японские литераторы усматривали в учении экзистенциализма нечто родственное традиционному мышлению и эстетическим взглядам японцев. Экзистенциалистское положение о беспомощности разума, отказ от объективного познания и преобразования реальности, отношение к существованию как к **бытию для смерти" легко согласовывались с мистикой эзотерического буддизма, пустившего гд]бокие корни в сознании японцев" и значительно повлиявшево на развитие японской литературы. Во многом характерная для японской литературной традиции метафорическая онтологизация человече- К.Рехо.Современный японский роман.-М.,1977, с.87-88. На "буддийскую окраску" традиционной японской литературы указывают большинство японоведов /см. напр.: Воронина И.А. Классический японский роман.-М.,1981,0.49-58; Т.П.Григорьева.Японская художественная традиция.-М.,1979; А.Е.Глускина.Заметки о японской литературе и театре.-М,,1979,с.147-168; В.Н.Горегляд.Дневники и эссе в японской литературе Х-ХШвв.-М,,1975, с.144-234; Н.И. Конрад. Очерки японской литературы.-М.,1973; 4, M.Jane Ira Japanese- ак\с1 Vi/+ern Literature./ (Comparative Siudy, Ruf/аис (Vermont)nd TO[L-O liZo Ъ, Keene. Ja/эаnese З-Тэ. Otem+uie, NY -Текуо П, ,9,8,5-40, ских переживаний, отражающая буддийские мировоззренческие установки, является одним из краеугольных камней и экзистенциалист* ского миросозерцания. "С помощью такой метафорической онтологизации экзистенциализм в литературе как бы "обживает" бытие, делает его если не познанным, то опознаваемым. Действительное овладение им подменяется попытками как-то свыкнуться с угрожащей неподатливостью мира, назвав её на языке человеческом, придающим ей ощутимость чего-то знакомого, хотя и устрашающего". Проблеме взаимодействия японской духовной традиции и экзистенциализма будет посвящена первая

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Азии и Африки», 10.01.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Азии и Африки», Луцкий, Александр Леонидович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе мы не ставили себе цель дать обзор всей художественной литературы Японии, в которой проявились экзистенциалистские тенденции. Нашей задачей было показать наиболее характерные черты японского литературного экзистенциализма, его своеобразие, обусловленное японской духовной традицией.

Всё же в заключение следует упомянуть несколько писательских имен, имеющих отношение к теме диссертации, и прежде всего имя видного прозаика и критика Ито Сэй /1905-1969/, "японского Джойса". "Приобщив своих героев к экзистенциалистским взглядам,-пишет К.Рехо,- Ито Сэй оставляет их одинокими перед лицом чуждого, враждебного им мира".-*- Идеи обреченности, безысходности, абсурдности существования индивидов, эгоистических по своей сути, пронизывают большинство произведений этого писателя модернистского склада.

Экзистенциалистские мотивы абсурдности бытия, бессмысленности жизни человека в бессмысленном мире, звучат и в сочинениях писателей-"интровертов", появившихся на литературном горизонте Японии в конце 60-х начале 70-х годов: Фуруи Эсикити, Курой Сэндзи, Kara Отохико и др.

Крупным прозаиком, прошедшим путь от модернизма к реализму, является Нома Хироси, знакомый советскому читателю. В 1970 году он завершил начатый в 1947 году роман-эпопею "Круг молодёжи"/Сэй-нэн-но ва/, состоящий из пяти произведений. "Японские критики усматривают в "Круге молодёжи" влияние Сартра., а исследователь Ватанабэ Хироси - некий синтез экзистенциализма с марксиз К. Рехо. Современный японский роман, с.100. мом".* Авторитетный советский литературовед К.Рехо также признаёт заимствование некоторых приемов художественного изображения действительности Нома-реалиста у Сартра.

Экзистенциалистское влияние ощутимо и в творчестве одного из популярных сегоднящних японских писателей, Оэ Кэндзабуро /называющего, заметим, в числе своих литературных учителей Достоевского и Сиину Риндзо/. В 1959 году Оэ окончил французское отделение филологического факультета Токийского университета, написав дипломную работу о Расине. Однако наибольшее впечатление на него произвела не классическая французская литература, а, по признанию самого Оэ, сочинения Сартра и Камю, прочитанные будущим писателем на языке оригинала.

Произведения Сартра получили большой резонанс в кругах японской интеллигенции. В 1950 году было издано многотомное собрание его сочинений. Попал под обаяние высокого литературного мастерства французского экзистенциалиста и Оэ. В ранних рассказах писателя, таких как "Странная работа"/Кимёна сигото/, "Чужая нога"/Танин-но аси/, "Высокомерие мертвецов"/Сися-но ого-ри/, "Содержание скотины"/Сиику/, "Гипсовая маска"/Сэкко-но ма-суку/, "Люди-бараны"/Нингэн-но хицудзи/, написанных в конце 50-х годов, можно обнаружить перекличку с основными положениями мировоззренческих концепций экзистенциализма сартровского толка.

Тем не менее в своем последующем творчестве Оэ всё увереннее идет по пути критического реализма и, по словам Т.П.Григорьевой, "чутко реагирует на всякого рода социальные аномалии", пытается "сказать правду об окружающей действительности, сколь р неприглядной она бы ни была". К.Рехо. Современный японский роман, с,165. р

Т.П.Григорьева. Японская литература XX века, с.224. л 3f

Проведенные исследования материалов, касающихся экзистенциалистских тенденций в японской художественной литературе и факторов, определивших специфику этих тенденций, позволяют сделать следующие выводи:

I/ Социальное бытие капитализма неизбежно должно было поставить и поставило перед японцами те же вопросы, что и перед жителями стран буржуазного Запада. Кризисные явления капиталистической действительности, которые вызвали к жизни экзистенциалистские настроения на Западе, благоприятствовали распространению этих настроений и в среде японской интеллигенции. Эти настроения живы до сих пор, в силу чего проблема экзистенциализма, нашедшая отражение в литературе Японии, имеет не только академическое, литературоведческое, но и актуальное идеологическое значение.

2/ Продолжающийся кризис буржуазной идеологии /и экзистенциализма в том числе/ заставляет её адептов искать способы создания в рамках капиталистического общества эффективных мировоззренческих систем, приемлемых для его членов, и в то же время не противоречащих его основным социальным установкам и ценностям. Этим, в частности, объясняется бум "национальной

I ' ' интроспекции" в Японии, активизация буддийских движений, идеологи которых, апеллируя к традиции с одной стороны, стремятся к ассимиляции достижений мировой общественной мысли - с другой.

3/ Японская духовная традиция сформировалась в рамках "синтоистски окрашенных" буддийско-конфуцианских мировоззренческих представлений. На протяжении веков такие представления выступали не просто в виде отвлеченных, декларативных норм и рассуждений. Они глубоко укоренились в общественном сознании и играли роль практических регуляторов повседневного поведения каждого японца. Этот момент, а также факт длительной искусственной консервации социальных отношений в феодальной Японии, практически прервавшей сношения с внешним миром, определили относительную самостоятельность духовной жизни в Японии, её кажущуюся независимость от качественных сдвигов, происходивших в системе общественного производства»

4/ Буддийский взгляд на мир, буддийские мировоззренческие установки продолжают зачастую определять духовные искания и современных японцев. В то же время необходимо учитывать влияние западной культуры на духовную жизнь Японии. "Синтез традиционных элементов с элементами, пришедшими с Запада, - одно из непременных условий развития искусства сегоднящней Японии".^ Сильное воздействие западной цивилизации страна стала испытывать лишь после революции Еэйдзи /1868 г./, открывшей путь капиталистическому развитию, В дальнейшем это проявилось в распространении различных течений западной мысли - и экзистенциализма в том числе - в японской идеологии XX века.

5/ Экзистенциализм получил распространение на японских островах по двум причинам. Во-первых, "буддийская" Япония пошла по капиталистическому пути и в её социальной жизни начали происходить процессы, подобные процессам, породившим экзистенциалистские течения на Западе. Во-вторых, в экзистенциализме содержались идеи, определённым образом созвучные японской духовной традиции. Как отмечает Ю.Б.Козловский, "экзистенциализм пустил корни в сознании значительной части интеллигенции и оказался в определённой степени совместимым с сохраняющейся. традиционной идеологией. Эта совместимость проявлялась тем боль К.Рехо. Современный японский роман, с.10. ше, чем чаще обнаруживалась ориентированность экзистенциализма на этическую проблематику, индивидуалистическо-психологические установки, созвучные, в частности, буддийскому миропониманию".^"

6/ "Буддийский характер" японской духовной традиции во многом обусловил специфику экзистенциалистских переживаний японской интеллигенции, их отличие от западных. У японцев, традиционно ощущавших "причастность? миру, смерть не вызывала столь сильного страха, какой был свойственен европейцам с их "антропоцентрической" культурой, ориентированной на автономного - и при этом конечного, смертного - индивида.

На Западе экзистенциалистские переживания имели, так сказать, два уровня страха: "космический", вызванный болезненным осознанием смертности уникального "Я" индивидуума, и "социальный", порожденный отчуждением личности при капитализме, обострившем у интеллигенции чувство безысходности и трагичности человеческого существования. В Японии экзистенциалистские настроения приобрели иную, чем на Западе, окрашенность. Центральной, в этом смысле явилась не проблема смерти, тяготящая индивида, а проблема социального отчуждения личности, причем личности, занятой поисками сущности своего "Я" и стремящейся утвердить его.

Главным источником экзистенциалистских переживаний у японцев оказались, во-первых, трудности, связанные с обретением такого "Я", а во-вторых, неизбежность отчуждения, духовной изоляции индивидуального "Я" в условиях буржуазных отношений. Ю.Б.Козловский. Идеализм и религия в современной Японии /формы взаимодействия/. - В кн.: Философия и религия на зарубежном Востоке. М., 1985, с.97.

Японец-экзистенциалист страдает не столько от "движения к смерти", сколько от того, что его "овеществленное" в рамках капиталистического общества "Я" утрачивает свою подлинную человеческую значимость в глазах окружающих, не нуждающихся в нём как личности, а следовательно, и не видящих в нём личности. В традиционно деиндивидуализированном японском обществе с присущей ему "групповой психологией" эта проблема обрела особую остроту.

7/ Идеи экзистенциализма нашли отклик как в модернистской, так и в реалистической японск@й художественной литературе.

8/ К писателям, в творчестве которых намечен подход к проблематике, обозначившейся впоследствии в экзистенциалистских тенденциях японской литературы, можно отнести Куникида Доппо, Нацумэ Сосэки, Акутагаву Рюноскэ, неосенсуалистов во главе с Ёкомицу Риити, эгобеллетристов и некоторых представителей груп* пы "Сэнго-ха".

9/ Наиболее отчетливо экзистенциалистские мотивы звучат в творчестве писателя-модерниста, представителя "Сэнгоха" Сиины Риндзо. В своём романе "Вечный пролог", экзистенциалистском по духу, Сиина Риндзо выступает отчасти и как продолжатель восточной духовной традиции, как сторонник буддийского отношения к миру. В "Вечном прологе" нашли отражение этические искания писателя, приведшие к утверждению в его мировоззрении идей, сходных с идеями виднейшего представителя религиозного экзистенциализма Г.Марселя. Однако попытки Сиины ойреться на религиозно ориентированную субъективность, духовную активность, игнорирующую реальную социальную действительность, не увенчались успехом и продемонстрировали тупиковость пути, предлагаемого экзистенциалистским учением.

10/ Экзистенциалистские тенденции обнаруживаются и у писателя Дадзая Осаму. Главным фактором, определившим пафос всей жизни и творчества Дадзая, явилась трагичность его мировосприятия, Идеями отчуждения человека в обществе, его несовершенства и его неизбежного конца пронизаны все произведения Дадзая Осаму. Экзистенциалистские персонажи у Дадзая, как и у других японских писателей, сформировавшихся в русле японской духовной традиции /в рамках которой личность была "растворена" в обществе, ориентирована всегда в первую очередь на социальную группу, "причас-тна" миру и людям, "деиндивидуализирована"/, "живее", челове чнее персонажей западных писателей,разделяющих экзистенциалистские настроения, появившиеся как закономерный итог развития "индивидуалистической", "антропоцентристской" западной культуры. Та лантливый художник Дадзай Осаму сумел разглядеть и описать процесс распада традиционного самосознания японца в условиях капиталистического бытия. Традиционно ощущавший свою значимость в качестве принадлежащей группе и а с т и японец, лишившись в"атомистическом" буржуазном обществе этого ощущения, но не обретя взамен осознания значимости нового "Я" капиталистического индивида, пытается получить хоть какое-то удовлетворение с помощью эрзаца "Я". Такими эрзацами "Я" служат маски героя повести Дадзая "Утрата человека".

II/ Таковад маска и героя романа Абэ Кобо "Чужое лицо". Срав нив этого героя с героем повести Альбера Камю "Посторонний", мы увидели различие смысложизненных переживаний "экзистенциального индивида" на Западе и в Японии. Персонаж Абэ тоскует по идеализированному прошлому с его человеческими отношениями, зиждившимися на буддийско-конфуцианскойтра-д и ц и и и якобы более подлинными, чем современные, буржуазные. В романе Абэ чувствуется эта ностальния, имеющая, так сказать, буддийскую окраску. В отличие от Абэ, показывающего, как индивид приобретает черты "ЭГО"-личности в буржуазном обществе, в образной форме анализирующего процесс становления индивидуалистического сознания японцев, Камю изображает уже сформировавшегося эгоиста. Более того, герой Камю достигает последнего рубежа, к которому приводит развитие эгоизма. Распад личности опустошенного героя Камю - и есть тупик„ венчающий последовательное развитие эгоистических настроений западного индивида. Если герой Абэ только время от времени надевает "ЭГ0"-маску, то герой Камю сам превратился в маску. Его не мучает проблема "что есть моя индивидуальность?". Данная проблема возникает и возможна там, где человек вез-таки ощущает себя частицей природного и социального мира, как например в Японии."ЭГО" же западного индивида не только не нуждается в доказательствах собственного существования, но само является точкой отсчёта и единственным критерием истинности для всех своих проявлений в мире. Внешняя форма исповеди-рассказа о себе роднит произведения Абэ и Камю. Однако Камю отличается от Абэ позицией героя по отношению к друтпим персонажам повести. "Посторонний" не только не ищет себя в других, но наоборот - отталкивает их от себя. Он -типичный эгоцентрик, живущий лишь в границах своих субъективных переживаний, в которых воплотился для него весь мир. Но переживания, лишенные обьектности, оказываются сами лишёнными плоти, эмоциональной насыщенности. Поэтому герою Камю всё безразлично, мир его чрезвычайно тускл.Спе«» цифика героя "Чужого лица" в том, что он ощущает, переживает про несс своего превращения в эгоиста, что придаёт этому процессу ярко выраженную эмоциональную о к-р а:е к у . Японский "ЭГО"-индивид представляется человечнее своего западного собрата - героя Камю.

12/ Утверждение в Японии буржуазной цивилизации, сопровождающееся становлением индивидуалистического сознания у японцев, повлекло за собой ломку традиционных буддийско-конфуцианских "неиндивидуалистических" отношений. Трагизм этой ломки нашёл отражение и в японской художественной литературе, её экзистенциалистских мотивах.

13/ И произведения японских литераторов экзистенциалистского толка, и произведения западных писателей-экзистенциалистов наполнены общим пафосом, пафосом трагической обреченности индивида, то тального отчуждения личности в условиях буржуазных общественных отношений. х *

Важность влияния западной духовной традиции на возникновение и распространение экзистенциалистских тенденций в японской литературе - не вызывает сомнений. Равно как и не вызывает сомнений и важная роль японской духовной традиции, определившей спе цифику этих тенденций. "Увлекшись современной литературой Запада,» писал Кавабата Ясунари,- я порой пытался подражать её образцам, но, будучи восточным человеком, никогда не терял из виду собственного пути"£ Этим высказыванием нобелевского лауреата мы и завершим наше исследование. т

Цит. по: К.Рехо. Современный японский роман, с.30

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Луцкий, Александр Леонидович, 1986 год

1. К.Маркс и Ф,Энгельс. Сочинения. 2-е издание,т.I,2. Книгина русском языке:

2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.,Советская Россия, 1979, 318с.

3. Воронина И.А. Классический японский роман. М., Наука, 1981, 294с.

4. Великовский С.И.Грани "несчастного сознания", М.,Искусство, 1973, 240с.2*6. Воробьев М.В. Япония в Ш-УП вв. Этнос, общество, культура. М.,1980,

5. Гегель Г.В.Ф. Сочинения, т.У. М.,1937.

6. Глускина А.Е. Заметки о японской литературе и театре. М., Наука, Т979, 296с.

7. Горегляд В.Н, Дневники и эссе в японской литературе Х-ХШ вв. М,, Наука, 1975, 380с.

8. ТО. Гривнин B.C. Акутагава Рюноскэ. М.,МГУ, 1980, 295с.

9. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. М., Наука, 1979, 368с.

10. Григорьева Т.П. Одинокий странник. О японском писателе Куникида Доппо. М., Наука, 1967, 255с.

11. Григорьева Т.П. Японская литература XX века. М.,Художественная литература, 1983, 302с.

12. Державин И.К. Сока-гаккай Комэйто. М.,Наука, 1972, 168с.

13. Долин А.А. Очерки современной японской поэзии.М.,Наука, 1984, 310с.

14. Долин А. А. Японский романтизм и становление новой поэзии. М.,Наука, 1978, 282с.

15. Достоевский Ф.М. Собр.соч. в 12 тт. М.,Правда, 1982.

16. Ермаков Й.Д. Этюды по психологии творчества А.С.Пушкина. М.-Пр, 1923, 69с.

17. Завадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире. М., Наука, 1977, 167с.

18. И была любовь, и была ненависть. М.,Наука, 1975, 294с.

19. История современной японской литературы. М., Иностранная литература, 1961, 430с.

20. Иофан Н.А. Культура древней Японии. М., Наука, 1974,262с.

21. Иэнага Сабуро. История японской культуры. М, Прогресс, 1972, 231с.

22. Кант И. Сочинения в 6 тт. М., Мысль.

23. Кант И. Трактаты и письма. М., Мысль, 1980.

24. Камю А. Избранное. М., Прогресс, 1969, 543с.

25. Киркегор С. Наслаждение и долг. С.-Пб., 1894.

26. Кобо Абэ. Чужое лицо. Сожжённая карта. Человек-ящик. М., Радуга, 1982, 430 с.

27. Козловский Ю.Б. Современная буржуазная философия в Японии. М., Наука, 1977, 214с.

28. Козловский Ю.Б. Философия экзистенциализма в современной Японии. М., Наука, 1975,184с.

29. Конрад Н.И. Очерки японской литературы. М., Художественная литература, 1973, 463с.

30. Курахара К. Статьи о современной японской литературе. М., Изд-во восточной литературы, 1959, 212с.

31. Кушкин Е.П. Альбер Камю.Ранние годы. Л.,изд-во ЛГУ, Г982, 182с.

32. Кэндзабуро Оэ. Футбол I860 года. М.,Наука, 1983,432с.

33. Ларошфуко Ф. Максимы. ПаскальБ, Мысли. Лабрюйер Ж. Характеры. М., Художественная литература, 1974.

34. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.,Мысль, 1978, 624с.

35. Поспелов В.В. Очерки философии и социологии современной .Японии., М., Наука, 1974, 302с.

36. Психология личности. Тексты. М,,МГУ, 1982.

37. Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М.-Л., Т947, 449с.

38. Рехо К. Современный японский роман.М.,Наука,"^977,304с.

39. Светлов Г.Е. Путь богов. М., Наука, 7986.

40. Современный экзистенциализм, М.,Мысль,т966.

41. Тосака Дзюн. Японская идеология. М.,Прогресс,1982,250с.

42. Федоренко Н.Т. Кавабата Ясунари. М., 1978, 268с . 2.44» Философский энциклопедический словарь. М.,СЭ,1983,840с,

43. Чегодарь Н.И.Человек и общество в послевоенной литературе Японии. М.,Наука, Т985, 190с.

44. Швейцер А. Культура и этика. М.,Прогресс,1973,344с.

45. Эйдлин Л.З. Тао Юань-мин и его стихотворения. М.,Наука, 1967, 494с.

46. Янагида Кэндзюро. Философия свободы^ М.,1958,208с.

47. Япония: культура и общество в эпоху НТР. М.,Наука, 1985, 317с.на западноевропейских языках:

48. ITtesaha^u History of felig'ion,-Ru-tlaHd О/етоп^й^ТокуоТцШ, WZ , 3p,251./4ston Shinto (He, Way of Gods),- LoЫою, Longmans , 1905, 336 f>.

49. Eliot Ch. Japa he.se buddhism , Lord on t1. Arnold , №5, mW, 449f>,

50. FiL-a.&iy+h Zen and Zen С/assies v/. И, History of Een , -Tokyo,ihe Hpfcu'do press , ■253. iKeda Daisaku. Buddhism , a Living Philosophy. Tokyo,

51. Jkec/a "Da^aku. Dialogue e>n Li-fe vi-1, "ToIcy© Nichireh $ho$hu ,

52. Iked a "DaiSa ku. The Global of Шапк.Ы. Osaka , Soka^aktet , W-q,

53. ХкЫэТЫзакс/. Life, an Enigwa , a Pacta's Tokyo, ^raY\c.i<ico, kotensha , /922.

54. XzufSuT. The "Theory tff 8eat<-fy ihffe Classical fktfheficc, of Japan .-TV Hague -Шои~ London, 1991

55. Janeiro AM. Japanese and Western Uhrtfuve, Study, -Rutland С Vernon*) -Ток/о, /№>.

56. Tabanese-Emrhsb Mdhrf Dictionary . ~Tok/<?, "Daito ShLiWansha, Ш, ЛУу 3*3/?,

57. Kawstra J,H, Ehcountee ov Syncretism tTheIn'iftil Growth of Japanese &vddhisn) .-L&'iden, drill, Мб?, 5o5p>.261. кеепеЪ, Jabanese Literature . An Mrodt/ct,'on for

58. Wv&m defers -Tokyo, IVY ТШг , /977, /13 p,

59. McClelIan E. Two Japanese Nov/efists ^o&eki and ToSon . Tokyo Turtle ,163р.263. iVakawiura H. Н'Ф^у of tklki/elo^mni of Jimanese Thought,

60. AD.592-/W8. vI-»rTok/o;KoKusai bwnkd,^ И9;/59|а/>.264. iVakawu/a H. WaysofThmVLi^ of EhSterm p&cpies-Нопо\ци СИъ\А/а\\)/ P«ess, 1964 , jpt265. 0k*kqra Какиго. The Ideals of £ast . ,19о4.

61. Oka kura kalcqzo(T?ie /)и/акеи1У1§- of Jajbatt .-IV,^, Th€ Century Co., MS > 225"jb,

62. Piovesana Gino k, Recent Japanese. Philosophical

63. Thought №2 -I46Z . Scrwe/. To kyo # /963,

64. P/i«losc^Jiy East and И/est. -Нои«?Ыи;

65. Powell. J, liters an^/ Zociefy MafetV Jaban 8дФ<рШ :ЩП i.?aл, . ' Xi/y

66. Suzuki Т>Т. Japanese Culture,,

67. Рппсс-\оп, Princeton uni^b^s, Mi, МШ

68. Имамити Томонобу. Тоё-но бигаку /Эстетика Востока/. Токио, 1980,382с.

69. Миякава Хидэки. Нихон сэйсин си-но кадай /Проблема истории японского духа/, Токио, 1980.

70. Мори Вити. Дзэн то сэйё сисо /Дзэн и западная мысль/. Токио, 1968.

71. Нисида Китаро. Дзэнсю /Полн.собр.соч./,Токио,T946-I953.

72. Ниситани Кэйдзи. Нихиридзуму /Нигилизм/. Токио,1970 .

73. Ниситани Кэйдзи. Сюкё то ва наника /Религия, что это такое?/ Токио, 1961.

74. Нихон бунгаку дзэнси /Общая история японской литературы/ т.6, Токио, Гакутося, 1979, 512с.

75. Нихон-ни окэру ринри сисо-но тэнкай /Развитие этической мысли в .Японии/, Токио, 1965 , 363с.

76. Одагири Хидэо. Гэндай бунгаку си /История литературы эпохи Мэйдзи/, Токио, Сюэйся, 1975,684с.

77. Одагири Хидэо. Мэйдзи бунгаку си /История литературы эпохи Мэйдзи/, Токио, 1973.

78. Сайгуса Хирото. Нихон-ни окэру тэцугакутэки каннэнрон-но хаттэн /Развитие философского идеализма в Японии/, Токио Киёмидзу кобундо, 1969, 393с.

79. Сайтё. Гаммон. Кукай.Санго Сиики /Трактаты Сайтё и Кукая/, Токио, 1977, 495с.

80. Синдо Дзгонко. Сакухин тэмбо сёва бунгаку /Обзор произведений литературы эпохи Сёва/, Токио, Тайхэй инсацуся, 1977, 264 с.

81. Синмэйкай кого дзитэн /Новый толковый словарь архаичной терминологии/. Токио, Сансэйдо, 1977.

82. Судзуки Дайсэцу. Нингэн ва дою фу-ни икиру ка /Как живёт человек?/ Токио, 1967.

83. Такада Коин. "Кокоро" ика ни икинара ий ка /"Кокоро" -как следует жить?/. Токио, 1969.

84. Такано Тосими. Абэ Кобо рон /Взгляд на Абэ Кобо/. Токио, 1971, 192с.

85. Т05. Яманоути Сёси. Дадзай Осаму бунгаку то си /Дадзай Осаму - литература и смерть/, Токио,Ёёся,1985,316с.3. Статьи

86. Великовский С.И.Проза Камю.- В кн.:Альбер Камю. Избранное М., 1969, с.5-48.

87. Великовский С.И. Экзистенциализм. В кн.: Краткая литературная энциклопедия, т.8, М., Советская энциклопедия.,1975, с.851-854.

88. ПаЦценко П.П. Искусство и бытие. В кн.: Философия.

89. Религия. Культура. М., Наука, 1982, с.188*212.

90. Гривнин B.C. Творческий путь Акутагавы Рюноскэ. В кн.: Акутагава Рюноскэ. Избранное. М., Художественная литература, 1979, с.3-13.

91. ГЪрегляд В.Н. Буддизм и японская культура УШ-ХП вв. -В кн.: Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века. М., Наука, 1982.

92. Ермакова Л.М. Мифопоэтический строй как модус ранней японской культуры. В кн.: Человек и мир в японской культуре. М., Наука, 1985, с.7-25.

93. Дейл Сондерс Э. Японская мифология. В. кн.: Мифологии древнего мира. М., Наука, 1977, с.405-431.

94. ЗЛО. Игнатович А.Н. "Среда обитания" в системе буддийс-ского мироздания. В кн.: Человек и мир в японской культуре. М., 1985, с.48-71.

95. Козловский Ю.Б. Идеализм и религия в современной Японии /формы взаимодействия/. В. кн.: Философия и религия на зарубежном Востоке. М., Наука, 1985, с. 96-119.

96. Литература и литературно-художественная критика в контексте философии и обществоведения.- В журн."Вопросы Философии", 1984, № 2.

97. Мантатов В.В. К вопросу об изучении филосоФии буддизма. В кн.: Философские вопросы буддизма. Новосибирск, 1984, с.4-9.

98. З.Т4. Мори Коити. Предисловие составителя. В кн.: Японские материалисты. М., Наука, 1985, с. 3-8.

99. Пинус Е.М. Древние миФы японского народа. В кн.: Китай-Япония. История и Филология. М., Изд-во восточной литературы, 1961, с.220-228.

100. Рехо К. Предисловие. В кн.: Современная японская повесть. М., Прогресс, 1980, с.3-18.

101. Рехо К. Трагедия Жиросимы и современная литература.- в кн.: Япония. Ежегодник. М., Наука, 1985,с.287-302.

102. Светлов Г.Е. Синто в жизни японского общества. В кн.: Япония: культура и общество в эпоху НТР. М., 1985, с.128-148.

103. Свиридов Г.Г. Некоторые популярные буддийские культы в Японии /Генезис идеологии/. В кн.: Япония. Ежегодник. М., Наука, 1979, с.222-236.

104. Соловьев Э.Ю. Экзистенциализм. В кн.: Буржуазная философия XX века. М., Изц-во политической литературы. 1974, с.216-258.

105. Федоренко Н.Т. Кобо Абэ. Впечатления и мысли. В кн.: Кобо Абэ. Чужое лицо. Сожженная карта. Человек-ящик. М., Радуга, 1982, с.5-18.

106. Федоренко Н.Т. Поэтическая антология "Маньёсю".- В журнале "Иностранная литература", 1972, $ 9, с.260-263.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.