Экслибрис как учебный предмет в графической подготовке художника-педагога тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Вольгушев, Антон Евгеньевич

  • Вольгушев, Антон Евгеньевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 199
Вольгушев, Антон Евгеньевич. Экслибрис как учебный предмет в графической подготовке художника-педагога: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2003. 199 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Вольгушев, Антон Евгеньевич

Введение-----------------------------------------------------------------------.

Глава 1. Экслибрис: его происхождение и эволюция 1. 1. Краткая история развития экслибриса

1.2. Природа книжного знака

1. 3. Основные тенденции развития экслибриса 49 Выводы

Глава 2. Экслибрис как графическая композиция

2. 1. Значение, место и роль экслибриса среди графических искусств

2. 2. Роль шрифта в создании экслибриса

Выводы

Глава 3. Методические основы специальной подготовки художника - педагога средствами экслибриса

3.1. Экслибрис в системе преподавания курса «Художественная графика» на ХГФ педагогического вуза

3. 2. Научное обоснование критериев оценки экслибриса

3. 3. Психолого-педагогические особенности изучения экслибриса на ХГФ

Выводы

Глава 4. Исследование возможностей совершенствования профессиональной подготовки студентов ХГФ на занятиях экслибрисом

• 4.1. Организации и методика проведения занятий по экслибрису на ХГФ.

Констатирующий эксперимент.

4.2. Пути совершенствования специальной подготовки студентов в процессе работы над экслибрисом. Поисковый эксперимент.

4.3. Методы организации и проведения занятий экслибрисом на ХГФ. Формирующий эксперимент.

Выводы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экслибрис как учебный предмет в графической подготовке художника-педагога»

В наши дни подготовка художника-педагога требует пристального внимания к себе со стороны государства и художественной общественности. Современная ситуация складывается так, что формирование массового сознания вступает в противоречие с главной целью высшей школы - воспитанием личности будущего специалиста. В связи с этим особое значение приобретают такие области культуры, такие направления, виды и жанры искусства, где личностное (авторское) начало проявляется наиболее отчетливо. Еще в начале прошлого века была высказана озабоченность в связи наступающей «промышленной революцией» и ее антигуманным влиянием: «.пока наука в гармонии с современными целями желает давать лучшие методы и больше средств в преследовании этих целей, вам (учителям графических искусств. - А. В.) приходится постоянно бороться с современными целями » (88, С. 44).

Основной целью образования в новом столетии по-прежнему остается идеал личности, способной в ситуации морального выбора нести ответственность за собственные решения перед собой и другими людьми, и в этом большая роль отводится художнику-педагогу.

Главное в воспитании - это создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности. Личность, как результат постоянного развития и саморазвития индивида, формируется в процессе духовного выбора им собственного будущего. Особое значение процесс развития личности молодого человека приобретает тогда, когда он начинает идентифицировать себя в качестве специалиста, способного жить и работать в новых меняющихся условиях.

Поскольку в плане будущего несомненно лежит не только переустройство всего человечества на новых началах, не только овладение социальными и хозяйственными процессами, но и «переплавка человека», постольку несомненно переменится и роль искусства», - писал JL С. Выготский в 20-х годах XX века (18, С. 331). Справедливость этого предвидения подтверждается и сегодня, когда эпоха, о которой говорил психолог, завершилась.

Мы вошли в век Информации. Ее колоссальное количество и темпы роста требуют, прежде всего, высочайших технологий ее обработки и трансляции и, что не менее важно, кодирования и сохранения. Возникновение новых способов, систем и языков - обязательное условие для решения подобных задач.

Все это - лишь закономерное продолжение эволюции Знака, универсального способа сохранения Знания, пришедшего из древности, когда человечество, не зная письменности, выработало способность «думать картинками». Петроглифы, символы магии и науки, t пиктограммы, атрибуты, шрифты и другие знаки повседневности - весь спектр визуальных форм в нашем распоряжении. Художника занимает проблема создания художественного образа-знака - и он изучает древние иератические искусства: искусство Древнего Египта, византийскую и русскую икону, магические искусства древней Америки, Африки, Океании. Он строит художественный образ на основе свободных ассоциаций, субъективных сравнений чего-то однажды увиденного и пережитого. Такой ассоциативный образ не несет прямой информации, он будит в зрителе воображение, воспоминание, чувство, побуждая его к наполнению предложенной художником образной формы собственным смыслом и значением, т. е. побуждая его к сотворчеству. Вот почему и от современного зрителя тоже требуется известный культурный уровень, знание законов художественного творчества, которое сопровождает нас всю жизнь.

Значительная роль в этом деле принадлежит книге, ведь всякое знание, само существование культуры базируется на книге - этом универсальном источнике передачи человеческого опыта. Не секрет, что будущие педагоги-художники лишь периодически общаются с книгой, будь то учебная или художественная литература. Данное положение не может не беспокоить.

В современном мире дальнейшая жизнь книги будет, как и прежде, зависеть от духовного восприятия ее содержания человеком и, следовательно, от особенностей характера его эстетического чувства и художественного вкуса (равно как и культурности). И сегодня мы любим книгу, быть может, потому, что, «превратившись большей частью в зрителей и слушателей, книга для нас становится самостоятельным предметом искусства» (45, С. 47).

Экслибрис (от лат. EX LIBRIS - «из книг») является неким связующим звеном между изобразительным искусством (графическим) и искусством словесности (литературой), кроме того, он обладает редкой особенностью принадлежать отдельной личности и выражать ее суть средствами искусства.

ПРОБЛЕМА исследования заключается во всестороннем рассмотрении экслибриса (книжного знака) как учебной дисциплины на художественно-графическом факультете педагогического университета, в теоретическом и экспериментальном обосновании специфики его преподавания.

Исследование возможностей применения новых методик в учебно-творческом процессе всегда АКТУАЛЬНО, поскольку направлено на решение задач образовательного и развивающего характера. В случаях, когда речь идет о закладке основ специальной подготовки художника-педагога, формирование системы преподавания графической композиции в рамках дисциплины «Художественная графика») невозможно без учета специфики всех видов графического искусства - станкового, печатного (эстамп), книжного, в том числе экслибриса. И в этом смысле проблема исследования является весьма актуальной как с точки зрения систематизации методических приемов обучения экслибрису, так и с точки зрения апробации методов его преподавания в ходе педагогического эксперимента.

Специфика экслибриса такова, что напрямую затрагивает проблему конкретной личности, проблему ее эстетической оценки и художественного вкуса. Поэтому овладение искусством и ремеслом книжного знака для выпускника художественно-графического факультета должно стать обязательным условием определения его профессионального статуса.

В современной художественной педагогике аспектам проблемы воспитания личности будущего специалиста средствами различных видов изобразительного искусства посвящены труды Н. Н. Ростовцева, В. С. Кузина, Е. В. Шорохова, В. К. Лебедко, С. Е. Игнатьева, Б. М. Неменского, Р. Ч. Барцица и многих других.

Своим исследованием, смыслом которого является рассмотрение возможности активного внедрения экслибриса в учебный процесс на ХГФ, автор преследует ЦЕЛЬ научно обосновать и экспериментально проверить методы, обеспечивающие эффективную графическую подготовку художника-педагога средствами экслибриса.

ОБЪЕКТОМ настоящего исследования является учебно-творческая работа студентов ХГФ по изучению и овладению искусством экслибриса (книжного знака), их деятельность в области графической композиции, а также теория художественно-творческого процесса создания графического произведения.

ПРЕДМЕТОМ исследования является теория, история, методика и практика преподавания экслибриса не только в рамках программы

Художественная графика. Эстамп», но и как часть системы преподавания других дисциплин на ХГФ педагогического университета.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования видится автору не только в неизученности педагогического аспекта проблемы экслибриса как учебной дисциплины на художественно-графических факультетах педвузов. В работе предлагается теоретически обоснованная и методически апробированная система принципов и приемов обучения студентов, обеспечивающая их эффективное развитие и как художников-графиков, и как педагогов изобразительного искусства.

Учитывая полифункциональность феномена экслибриса, можно предположить реальность воздействия на изучающую его личность. Таким образом, формулируем ГИПОТЕЗУ исследования: если строить графическую подготовку студента ХГФ, опираясь на усовершенствованную программу, которая будет включать использование знаний по психологии, эстетике, философии, искусствоведению в разумном сочетании со специальными знаниями, умениями и навыками, то это позволит вывести учебно-творческий процесс на качественно новый уровень, поскольку многие специфические положения художественной графики в этом случае получат наиболее полное теоретическое обоснование и творческое развитие.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой нами определены следующие ЗАДАЧИ:

• изучить и проанализировать искусствоведческую, педагогическую, методическую литературу, труды художников по проблеме исследования;

• рассмотреть содержание деятельности по созданию экслибриса как средство графической и профессиональной подготовки художника-педагога;

• выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс специальных и педагогических условий, при которых графическая подготовка средствами экслибриса будет наиболее эффективной;

• определить критерии оценки качества нового предмета «Экслибрис» в художественной практике вуза;

• теоретически обобщить разработанные автором приемы обучения экслибрису в виде соответствующей методики;

• осуществить экспериментальную проверку разработанной методики и определить ее влияние на развитие художественного мышления, композиционных умений и графических навыков студентов ХГФ;

• дать уточненное определение понятия «экслибрис» в соответствии с его новым статусом.

Общественный интерес к экслибрису в последнее время вызывает обилие выставок и литературы о нем. На смену недавней простой популяризации экслибриса приходят серьезные научные и профессиональные изыскания ученых и художников. Если для художника экслибрис - своеобразная школа мастерства, где можно продемонстрировать свой вкус и умения, то эта его ипостась, как правило, отражается наиболее зримо в альбомах-каталогах. Ученые же (С. Ивенский, Е. Минаев, А. Бейлинсон, В. Худолей, В. Федоров и др.) в своих трудах об экслибрисе преследуют цель соединить достоинства научного издания и хрестоматии. Необходимо отметить, что если в изданиях двадцатилетней давности преобладало библиофильское понимание экслибриса, то в настоящее время экслибрис признается в качестве неотъемлемой части художественного процесса. И, что особенно важно, в работах отмеченных авторов экслибрис приобрел новую социальную функцию - функцию метафорического портрета человека, что однозначно связано с возрастанием личностной культуры.

Анализ литературы по данной теме позволяет заключить, что в подавляющем большинстве источников уделяется внимание I исключительно истории книжного знака и вопросам его коллекционирования. Каталоги создателей-художников и владельцев экслибриса, искусство мастеров отдельных стран и направлений, вопросы периодизации, а также проблемы хранения и экспонирования особо ценных экземпляров - на протяжении всего двадцатого века остаются основными проблемами российских и зарубежных экслибрисистов. Научные исследования по экслибрису до сих пор носили либо искусствоведческий характер (С. Ивенский, Е. Кашутина, Н. Сапрыкина, Н.Стурова-Тимофеева, М. Жаксыгарина), либо книговедческий (У. Иваск, Э. Голлербах, Г. Голубенский, В. Королюк, А. Сазонов, В. Петрицкий, С. Фортинский, В. Адарюков, А. Янушкевич, Е. Фридлянд и др.)

Однако надо признать и тот факт, что «мысли о роли школы экслибриса (например, у С. Ивенского. - А. В.) в творчестве ряда советских графиков не нашли своего окончательного развития» (30, С. 224 -225).

Дело в том, что и в наши дни преждевременно говорить о существовании какой бы то ни было школы экслибриса как о свершившемся факте. Ведь в искусстве, как известно, всякая школа предполагает наличие минимум трех составляющих: педагогическая традиция, творческий опыт художников-педагогов и апробированная методика преподавания конкретного искусства (учебная дисциплина).

В этом видится основная проблема, поскольку, выбрав экслибрис в качестве учебного предмета в подготовке художника-педагога, мы отдаем себе отчет в том, что предпринимаемое исследование является первым в практике художественно-педагогической школы.

Опыт собственной художественной и педагогической деятельности в данной области убеждает автора в необходимости

• исследования социальной роли Знака (и экслибриса в частности) в истории и современном мире;

• широкой популяризации знаний об экслибрисе;

• распространения этого вида графики среди студентов и художественной молодежи;

• изучения психолого-педагогического влияния экслибриса на личность будущего художника-педагога.

В ходе рассмотрения нашей темы понятие «экслибрис» часто заменяется термином «книжный знак», что обусловлено определенным контекстом. Потребность в уточнении понятий возникает всякий раз, когда исследователь обращается к проблеме, длительное время не привлекавшей специалистов. В нашем случае, т. е. предпринимая попытку рассмотрения проблемы изучения экслибриса на художественно-графическом факультете, терминологическая точность является делом первым и весьма важным. Поэтому предварительно все же необходимо обратиться к существующим определениям с тем, чтобы, базируясь на исторически сложившихся терминах, предлагать свои.

Дореволюционная Большая энциклопедия (1896 г.) предлагает следующую формулировку: «Книжные знаки - листочки различной величины, на которых посредством гравюры на дереве, меди или посредством хромолитографии изображена монограмма, надпись или герб того, кому принадлежит книга (здесь и далее во всех использованных в тексте диссертации цитатах курсив наш. - А. В.)» (106, С. 105).

Некоторое время спустя появляется другое определение:

Экслибрис - художественно оформленный печатный, клишированный или гравированный ярлык с фамилией, монограммой или гербом владельца книги. Как одна из малых форм прикладной графики, в композицию которой могут входить эмблемы, аллегории, символы и изречения разного рода, Э. привлекает множество выдающихся рисовальщиков и граверов всех эпох возможностью свободно в нем развертывать фантазию и декоративную изобретательность, чутко отражать движение и эволюцию стилей» (108, С. 460.).

Язык Большой Советской Энциклопедии более лаконичен: «Книжный знак (экслибрис) — ярлык, наклеиваемый на внутренней стороне книжного переплета или обложки, указывающий владельца книги (библиотеку или частное лицо). Художественно оформленный книжный знак гравируют обычно на меди или дереве (иногда литографируют)» (105, С. 477).

Наконец, обратим внимание на один из последних российских словарей: «Экслибрис - 1. Помета, обыкновенно на внутренней стороне передней крышки переплета или обложки книги, обозначающая ее владельца. 2. Маленькая гравюрка с именем владельца книги и иногда его девиза; служит предметом коллекционирования» (104, С. 490).

Вызывает справедливые замечания разночтение в самой формулировке этого термина. Так что же мы изучаем: книжный знак или экслибрис? Является ли второе понятие модернизированным переводом первого вследствие изменения роли книги в нашей жизни? Ответы на эти вопросы подробно рассматриваются в нашем исследовании, однако мы остановимся на собственной трактовке.

Понятие «экслибрис» как книжный знак с конца XX - начала XXI века весьма видоизменилось и потому потеряло право именоваться «книжным» знаком в традиционном смысле этого слова. В связи с этим предлагаем свой вариант толкования:

ЭКСЛИБРИС (книжный знак) - графическая миниатюра, в символической форме отражающая характерные (личные, профессиональные и др.) качества владельца книжного или иного собрания (коллекции) см. табл. 1)

Таблица

Как видно из таблицы, экслибрис имеет несколько (шесть) аспектов, составляющих суть этого социально-культурного явления. Каждый из секторов круга соответствует той или области науки или искусства, рассматривающей предмет нашего исследования под своим углом зрения.

Философия (эстетика) - объектом рассмотрения является ЗНАК (СИМВОЛ) - наиболее важное определяющее свойство экслибриса, его специфическое качество (подробнее см. п. 1.2).

Социология (МИНИАТЮРА как предмет коллекционирования) -свойство экслибриса, интересующее нас как объект изучения человека в целом, его функций в обществе (см. Введение).

Психология (ЛИЧНЫЙ знак владения) - важное свойство экслибриса, как объект изучения личности, ее индивидуальных характеристик и качеств (см. п. 3.2).

История (геральдика) - свойство экслибриса, позволяющее устанавливать исторические параллели. Будучи производным от герба, книжный знак имеет ту же природу. Хотя назначение экслибриса заметно отличается от назначения герба, специалисты правомерно отводят последнему роль протоэкслибриса (см. п. 1.1).

Изобразительное искусство (графика) - главное свойство экслибриса, позволившее нам определить ему место среди графических искусств по причине их значительного сходства в размерах, способах получения изображения, построении композиции и т. д. (см. п. 2.1).

Дизайн (шрифт) - неотъемлемое свойство экслибриса (книжного знака), обнаруживающее сходство с дизайном книги, книгой, литературой, иероглификой (см. п. 2.2).

Без психолого-педагогического анализа трудно представить себе практику существования произведения искусства, тем более практику его изучения и создания. Потребность в этом ощущается, особенно если произведение искусства прежде не удостаивалось внимания художественной школы. Потому присутствие в таблице сектора «Методика» было бы уместным только в том случае, если бы методика преподавания экслибриса была достаточно разработана. Это -задача нашего исследования и в перспективе других специалистов.

Экслибрис предоставляет широкие возможности для изучения истории книги, и, стало быть, истории художественной графики как таковой. Неслучайно первыми его собирателями были люди, преданные книжному знанию, обладавшие значительными книжными собраниями. Они и стали его первыми исследователями. У. Г. Иваск, А. фон Мекк, Р. Фрейман, В. Верещагин, П. Эттингер, В. Адарюков, Вс. Воинов - эти имена известны сегодня каждому коллекционеру экслибриса в нашей стране.

Природа всякого интеллектуального (марки, монеты, медали, миниатюрные книги и т. п.) собирательства такова, что под эгидой какого-либо сообщества людей объединяются те, кто имеет задатки исследователя, обширный кругозор и заметную социальную активность. «Любознательность заложена в человеческой натуре как решающее условие приобретения опыта. Одним из ее проявлений является потребность собирать и сравнивать, чтобы устанавливать сходство и различие в свойствах образцов», - пишет В. Федоров (93, С. 20). Есть и нечто другое, что притягивает к экслибрису людей. «Я понимаю коллекционеров экслибриса, их японскую страсть к бумаге особого сорта и крошечным картинкам, - вторит ему С. Азархи. - Сам он (художник Ю. Боровицкий.-А.В.) объясняет сей феномен европейским, имеющим католическую традицию уважением к печатному знаку, символу смысла, . малые формы обязывают зрителя к напряжению ума и воли» (3, С. 25).

В наши дни, когда тенденция отхода экслибриса от книги стала очевидной и необратимой, он по-прежнему притягивает любителей и серьезных коллекционеров, но теперь уже в новом качестве. Эта графическая миниатюра не только удобна для перемещения и общения, но и, в отличие, скажем, от марок и монет, зачастую содержит более значительный объем художественной и общечеловеческой информации, заключенной в знаке. Этим экслибрис интересен не только для своего владельца, которому изначально предназначен. Образы, заключенные в нем, имеют всеобщую эстетическую ценность.

Бесспорно, период вузовского становления личности является оптимальным для формирования будущего педагога-художника, ведь процессы познания и самопознания, оценки и самооценки, труда и самосозидания при изучении и создании художественных работ происходят почти синхронно. «Творческий процесс, - пишет В. Лебедко, . является целостным процессом, охватывающим всю личность, в которой одно взаимосвязано с другим. Сюда относятся и использование имеющегося опыта, и техническая подготовка, и овладение мастерством, и взгляд на жизнь как на материал для творческих достижений, и подбор художественного материала для осуществления намеченного плана, и интерес к замыслу, и кропотливый ежедневный труд» (55, С. 12).

Можно написать хорошую картину, сделать отличное оформление книги, но осмыслить и потом описать ход творческого процесса от замысла до его воплощения - задача более трудная. А объяснить-растолковать ход работы своим ученикам - тут таланта и психологических знаний не хватает даже признанным мастерам, не говоря уже о молодых специалистах.

Научная и практическая ЗНАЧИМОСТЬ диссертации состоит в том, что разработанные автором методические рекомендации по проведению занятий экслибрисом позволяют с большей эффективностью организовать учебно-воспитательный процесс на художественно-графическом факультете, способствуют развитию художественного восприятия и творческих способностей. Выводы и материалы исследования могут быть использованы в обобщающих трудах по истории развития экслибриса; при разработке учебных пособий по графике; при чтении спецкурсов по композиции, а также в качестве практического руководства и наглядного пособия по выполнению экслибриса как произведения малой графики (в особенности благодаря приложениям диссертации). Разработанная методика проведения педагогического эксперимента может использоваться в дальнейших исследованиях, связанных с профессиональной подготовкой студентов ХГФ, а также смежными проблемами, в частности: по определению общекультурного уровня учащейся личности, ее способности к самооценке, способности интерпретировать литературный текст и другими. Результаты исследования также могут использоваться при совершенствовании программ специальных художественных дисциплин (рисунок, композиция, художественная графика) и при написании учебных пособий. Для этого автором было подготовлено пособие «Экслибрис» (изд-во ХГПУ, 2003), где отражено основное содержание диссертации, адаптированное для студентов ХГФ и всех заинтересованных лиц. Наконец, было уточнено содержание понятия «экслибрис».

Принадлежащий изобразительному искусству и истории, реализующийся в каждом конкретном случае благодаря союзу библиофила - коллекционера и художника, экслибрис необходимо изучать с равновеликим вниманием как с одной, так и с другой стороны. Это будет возможно лишь тогда, когда исследователь будет обладать суммой знаний о художественной, знаковой, библиофильской природе экслибриса. Творческое взаимопонимание художников, философов, психологов, библиофилов, коллекционеров, художественных критиков способно оказать живительное воздействие на процесс развития экслибриса и стать стимулом максимального внимания к нему со стороны молодых творческих сил. А это уже напрямую относится к нам - художникам-педагогам. Подобную задачу и призвано решить настоящее исследование.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Вольгушев, Антон Евгеньевич

ВЫВОДЫ

Занятия экслибрисом на художественно-графических факультетах педвузов ведутся давно, но до сих пор имели спонтанный и теоретически необоснованный характер. Несмотря на это, значительное количество студенческих экслибрисов обладают качествами произведения искусства в этом виде графики. Давнее стремление автора упорядочить этот процесс привело его к осознанию необходимости разработать определенные правила и способы

Ш рациональной работы над экслибрисом, которые в дальнейшем были апробированы им в своей творческой деятельности. Впоследствии практика преподавания художественной графики на художественно-графическом факультете потребовала более детальной проработки, привлечения научно обоснованных методов и приемов педагогического взаимодействия с учащимися. Накопленных автором теоретических знаний оказалось недостаточно - потребовался эксперимент.

Педагогический эксперимент был осуществлен автором в 1999-2002 гг. на базе Хабаровского государственного педагогического университета.

1. Главным результатом первого этапа эксперимента явилось то обстоятельство, что гипотеза о привлекательности для студентов экслибриса как вида учебной деятельности, была подтверждена. И, что не менее важно, они продемонстрировали определенный уровень специальных способностей, свидетельствующих об их готовности больше работать в мастерской эстампа.

2. В ходе второго этапа удалось:

- уточнить показатели профессионализма, развитие которых станет возможным благодаря изучению экслибриса; определить уровень развития профессиональных качеств, определяемых этими показателями;

- подтвердить целесообразность введения в курс «Художественная ш графика» 40 учебных часов по экслибрису (за счет других заданий, которые, на наш взгляд, дублируют многие учебные задачи программы).

Анализ данных тестирования позволил установить прямую взаимосвязь между основными образовательными блоками - ТЕОРИЯ -ПРАКТИКА - ТВОРЧЕСТВО.

3. Другим важным выводом можно считать решение в пользу увеличения заданий на рисование по представлению и воображению, до т сих пор не нашедшее свое место на ХГФ (занятия по рисунку, композиции).

4. Итогом третьего этапа исследования стало экспериментальное подтверждение основных положений разработанной автором методики, а именно:

- использование выразительных средств экслибриса и определение их роли в совершенствовании графической подготовки художникапедагога на ХГФ;

- развитие творческого мышления студентов при помощи специальных заданий на интерпретацию литературного текста; как будущим педагогам, студентам ХГФ необходимо уметь формулировать свой замысел и обосновывать его.

5. Подводя итоги своего эксперимента, автор счел необходимым отметить следующее: при внедрении методических рекомендаций в практическую деятельность кафедр изобразительного искусства (прежде всего, рисунка) важно, чтобы педагоги учитывали особенности своих студенческих коллективов. Образовательные блоки, исследуемые на втором этапе эксперимента (теория - практика - творчество), несмотря на прямую их взаимосвязь, все же имеют различные темпы роста качества показателей. Разные факультеты нашего профиля имеют несхожие приоритеты в подготовке студентов (что, в первую очередь, обусловлено качеством и уровнем педагогических кадров).

То же можно сказать по поводу исследования образовательных блоков, рассмотренных в третьем этапе эксперимента. Акцент, сделанный нами на всестороннем изучении способностей к художественной графике, оправдан высокой готовностью факультета и кафедры развивать эту дисциплину. Кроме того, решающим фактором здесь можно считать наличие оборудованной и действующей мастерской эстампа, которая обладает громадным потенциалом для формирования профессиональной личности.

Главным итогом педагогического эксперимента стало подтверждение нашей гипотезы о целесообразности использования обновленной методики обучения графической композиции, направленной на совершенствование специальной подготовки художника-педагога. Его материалы дают основание полагать, что активная работа по обучению студентов средствами экслибриса, начиная с 3-го курса

ХГФ, может оказать заметное содействие развитию их профессиональных, педагогических и личностных качеств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблемы, которые я обсуждал, усиленно навязывали мне себя, когда я обозревал современное состояние искусств в нашей цивилизации», - так в заключении к своей книге «Принципы искусства» писал английский эстетик Дж. Коллингвуд. - И решить эти проблемы я попытался именно потому, что не видел, как это состояние. может быть улучшено, если решения не найти» (49, С. 295).

Автор настоящего исследования вправе утверждать то же самое применительно к обозначенной в названии проблеме. Ведь иначе, чем через всесторонний анализ проблемы невозможно выработать оптимальные рекомендации к ее разрешению. Именно это предположение и заставило нас избрать четырехчастную структуру построения диссертации. По этой причине значительное место в ней уделено философско-эстетическому и психолого-педагогическому рассмотрению феномена экслибриса. Наконец, автор счел важным остановиться на проблеме «переходного периода» от традиционного книжного знака к современному экслибрису. Ведь сегодня, если и выпадает нам счастье видеть оригинальные экслибрисы на выставках или в каталогах (тем более, обращать на них внимание студентов), педагог зачастую не находит нужных слов для ответа на наивный, но вполне резонный вопрос «А зачем в этой миниатюре надпись?»

Новые научные достижения подтвердили творческое предвидение художников прошлого о знаковой природе всякого художественного произведения - от иконы до инсталляции. В свете этого проблема знака и значения должна представлять особый интерес для всех специалистов, занимающихся теорией и практикой изобразительной деятельности.

Исследование, предпринятое нами, напрямую связано с вышеозначенной проблемой, хотя главная его цель, как уже отмечалось во Введении, все-таки в другом:

- проследить обозначенную проблему экслибриса как вида изобразительного искусства с точки зрения достигнутых результатов в сфере обучения художественной графике;

- проследить проблему с точки зрения возможности широкого внедрения ее в практику художественно-графического факультета и высшей художественной школы в целом;

- проследить проблему с точки зрения ценностных ориентиров-нравственного освоения мира средствами искусства.

И, как нам кажется, нам это удалось.

Говоря о теоретических итогах исследования, у автора создается впечатление, что он коснулся лишь вершины айсберга. Еще ждут внимания такие проблемы экслибриса, как:

• механизм возникновения художественного образа в этом виде искусства;

• специфика воздействия на личность искусства графических малых форм;

• проблема воспитательного воздействия символов современности, где экслибрису, на наш взгляд, принадлежит важная роль и другие.

У автора нет сомнения в том, что с возникновением учебного предмета «Экслибрис» на художественно-графическом факультете ускоренными темпами станет нарастать практический опыт его преподавания. Каждый регион нашей страны способен внести свою лепту в методику преподавания экслибриса. Поскольку не только национальное и культурное разнообразие отличает Восток от Запада, Север от Юга. Здесь, как и везде, определяющим фактором является творчество педагога, ведь только он может разглядеть и вырастить новую Личность. Потому в цепи поколений учитель искусства останется главным связующим звеном.

Автор отдает себе отчет в том, что проблема изучения экслибриса в художественной школе может получить свое положительное разрешение только тогда, когда сам экслибрис приобретет подобающий ему статус вида искусства (графика малых форм). Ведь, несмотря на усилия национальных обществ любителей и художников экслибриса, искусство графической миниатюры развивается только благодаря немногочисленным энтузиастам. Условно их можно разделить на три группы:

- художники - графики, «вкусившие от европейского пирога», т. е. имеющие возможность участвовать в международных конкурсах-конгрессах экслибриса и работающие по заказам солидных коллекционеров;

- вторую группу составляют художники, для кого экслибрис остается «лабораторией творческого поиска», «полигоном» для апробации новых форм, шлифовки стиля и т. п. Они живут в крупных городах и активно общаются с художниками из первой группы;

- третью представляют энтузиасты, благодаря которым экслибрис когда-то стал самостоятельным жанром. Здесь речь идет о книголюбах, людях, в наше «некнижное» время остающихся верными «бумажному» знанию и неспешному чтению. Для них понятия «книга» и «культура» неразделимы.

К сожалению, экслибрисы уже не украшают форзацы современных книг. Однако хранящиеся в альбомах или на выставочных планшетах книжные знаки, посвященные библиофилам - «рыцарям книги», делают свое дело - приобщают к великому и прекрасному миру искусств, дают возможность учиться у лучших мастеров художественной миниатюры.

По мнению некоторых искусствоведов, сегодня не время открытий, а скорее, время осмысления культурного ландшафта прошлого. И если это так, и творческие поиски молодых авторов в области формы приводят исключительно к ее разрушению, может быть экслибрис, пока неоткрытый и неосмысленный, станет началом сознательного вхождения в мир искусства для будущих художников-педагогов. Ведь, по большому счету, на их плечах лежит ответственность и за будущее наше искусство и за творческие судьбы художников нового века.

В конечном итоге, знакомство с экслибрисом в период вузовского обучения не гарантирует, что в дальнейшем вышедший из его стен художник-педагог останется верным экслибрису долгие годы. Главное - в другом. Во-первых, он обогатит свой кругозор и опыт общением с редкостным культурно-художественным феноменом. Во-вторых, умения и навыки, приобретенные молодым человеком при изучении экслибриса, останутся с ним надолго. Это и способность к анализу и синтезу, необходимая художнику при обдумывании замысла будущего произведения и, что еще важнее, позволяющая воплотить замысел наиболее рациональным (оптимальным) путем. Это и способность рисовать по представлению (воображению), незаменимая в современных условиях (дизайнерская деятельность во всех сферах - от книги до ландшафта). Наконец, это редкая в наши дни способность быть внимательным к окружающим тебя людям.

Еще в 1922 году видный исследователь экслибриса В. Адарюков писал: «За последние годы как число владельцев, так и число коллекционеров книжных знаков в России значительно возросло и надо думать, что и у нас эти любители-коллекционеры сыграют ту же роль, какую они сыграли на западе» (2, С. 42). Так, «.в Англии с 1890 года существует два общества, одно из них занимается исследованием старинных книжных знаков, второе же стремится к художественному усовершенствованию и развитию современных знаков и к возбуждению интереса к ним в широких массах» (там же, С. 36).

Остается добавить, что за век в нашей стране искусство экслибриса прошло достойный путь развития, чего не скажешь об эволюции его восприятия «широкими массами». Автор выражает надежду на положительные перемены в этом вопросе, напрямую связывая их с появлением методики изучения экслибриса как предмета графической подготовки художника-педагога, которая в умелых руках станет важным инструментом эстетического воспитания молодежи.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Вольгушев, Антон Евгеньевич, 2003 год

1. Авсиян О. А. Натура и рисование по представлению. М.: Изобразительное искусство, 1985. - 152 с.

2. Адарюков В. Я. Русский книжный знак. М., 1921. 39 е., 20 л. ил.

3. Азархи С. Наш маленький Гойя (о художнике Ю. Боровицком). // Новый мир искусства. №1 (6).- 1999.

4. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Просвещение, 1988.-192 с.

5. Басин Е. Я. Семантическая философия искусства. М.: Мысль, 1973.-216 с.

6. Басин Е.Я. Эстетический анализ композиции в изобразительном искусстве. Проблемы композиции (учебное пособие). М.: Изобразительное искусство, 2000.- 292 с.

7. Барциц Р. Ч. Художественная графика. Введение в методику преподавания. М.: Прометей, 1999. - 103 с.

8. Барциц Р.Ч. Художественная графика как специальная дисциплина в педагогических вузах (теория и практика). Автореф. дис. докт. пед. наук. М.: Прометей, 2001.- 210 с.

9. Бейлинсон Я.Л. 60 лет Страны Советов в экслибрисе. // Панорама-9.- М.: Молодая гвардия, 1977.- 276 с.

10. Ю.Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. Учебное пособие для вузов.- М.: Владос, 2002.- 272 с.

11. Н.Бирич И.А., Ломоносова Т.М. Основы художественной культуры. Изобразительное искусство и архитектура (тестовые задания для оценки развития художественных и профессиональных способностей педагогов): В 2-х книгах. М.: Владос, 1999.

12. Бубнова Л.С. Май Митурич. М.: Советский художник, 1980.-128 с.

13. Бурганов А. X. Философия и социология собственности: российские реалии. Курс лекций. М., 2000.

14. Н.Верещагин В. А. Русский книжный знак. СПб.,1902.- 92 с.

15. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М., 1972. - 334 с.

16. Воинов Вс. Книжные знаки Д. И. Митрохина.- Пг.,1921.

17. Волков Н.Н. О понятии композиции. Проблемы композиции (учебное пособие). М.: Изобразительное искусство, 2000.- 292 с.

18. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968.- 572 с.

19. Герчук Ю. История графики и искусства книги. Учебное пособие.- М.: Аспент пресс, 2000. - 320 с.

20. Герчук Ю. Шрифт в гравюрах Н.Н. Купреянова.// Иллюстрация, М.: Советский художник, 1988.- 265 с.

21. Герчук Ю. Шрифт, знак, орнамент в художественной структуре книги.// Советская графика.- М.: Советский художник, 1984.

22. Гессе Г. Письмо и письмена. Магия книги.-М.: Книга, 1990.-240 с.

23. Гидони Г.И. Портретно-иконографические книжные знаки.- Л.,1934.

24. Гончарова Т.В. Педагогические условия интереса к декоративно-композиционной деятельности у студентов художественно-графического факультета. Автореф. дис. канд. пед. наук.-Магнитогорск, 2003.

25. Горленко Н.А. П.Я. Павлинов. Страницы из жизни художника. -М.: Советский художник, 1967.

26. Грицай А. М. Опираясь на традиции, идти дальше. /Сб. Проблемы композиции (учебное пособие). М.: Изобразительное искусство, 2000.- 292 с.

27. Данилушкина С.Н. Развитие творческих способностей студентов художественноых факультетов педвузов на занятиях по композиции. Автореф. дис. канд. пед. наук. Омск, 1999.

28. Добкин Я.А. Магия экслибриса.// Невский библиофил. Альман. Вып.7.- СПб.: Сударыня, 2002, с. 60-70.

29. Дун Ци-чан. Око живописи.// Мастера искусства об искусстве. -М.: Искусство, 1966.- Т.1.

30. Дьяконицын Л. С. Ивенский. Мастера русского экслибриса. Рецензия на выход книги. // Советская графика- 74, М.: Советский художник, 1976.

31. Елыпевская Г. В. Новый альбом графики. М.:Советский художник, 1991,- 144 е., ил.

32. Еремин В.А. Работа над эстампом в графической мастерской. Методические рекомендации. -М.: Прометей, 1989.- 36 с.

33. Ермаш Г. Л. Искусство как мышление. -М.: Искусство, 1982.-277 с.

34. Жаксыгарина М. Экслибрис в культуре Казахстана. Автореф. дис. канд. культурологии. СПб., 2002.

35. Закариадзе А. Т. Специфика художественного символа. Тбилиси, 1986.

36. Звонцов В. М., Шистко В. И. Офорт. М.: Искусство, 1971.- 187 с.

37. Иваск У. Г. О библиотечных знаках, так называемых exlibris ах, по поводу 200-летия их применения в России, 1702 1902. - М., 1902.-24с.

38. Ивенский С. Г. Искусство книжного знака. Л., 1966.- 111 с.

39. Ивенский С. Г. Русский книжный знак. История, теория, практика художественного развития. -М.: Книга, 1980.- 271 с.

40. Иконников А. И. Системный подход в теории и практике обучения академическому рисунку на художественно-графических факультетах педвузов. Монография. Хабаровск: изд-во ХГПУ, 1998.- 160 с.

41. Ильин И. А. О частной собственности. (Кн.: Русская философия собственности (XVIII-XX вв.) СПб., 1993.

42. Ильюшенко В. J1. Активизация композиционного мышления студентов художественно-графического факультета на занятиях по рисунку портрета. Автореф. дис. канд. пед. наук. М.,2000.

43. Каган М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л., 1971.- 377 с.

44. Кардовский об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. -М.: изд. АХ СССР, 1960.-340 с.

45. Катеринич В. Н. Экслибрисы Николая Холодка. // Словесница искусств, №3, Хабаровск, 1999.- 60 с.

46. Кашутина Е. С., Сапрыкина Н. Г. Экслибрис в собрании научной библиотеки Московского Государственного Университета. М.: Изд-во МГУ, 1985,- 222 е., ил.

47. Ключевский В. И. О взгляде художника на обстановку и убор изображенного им лица. -М., Собр. соч. в 8 тт., 1991. Т. 4.

48. Коваль Б. И. Личность и собственность. Предисл. к филос.-публ. альманаху «Личность и мир», Вып. 7. М., 2000.

49. Коллингвуд Р. Дж. Принципы искусства. М.: Языки русской культуры, 1999.- 328 с.

50. Королюк В. Доклад на Всесоюзн. конф. по проблемам книговедения. М.: АН СССР, 1974.

51. Кравцова М. История культуры Китая. СПб.: «Лань», 1999.

52. Кузин В. С. Психология. М.: Агар, 1999. - 307 с.

53. Лаврский Н. Рисунки П. А. Харыбина. М., 1918.

54. Ласунский О.Г. Книжный знак. Некоторые проблемы изучения и использования. Воронеж, 1967.-167 с.

55. Лебедко В. К. Несколько слов будущему художнику-педагогу о художественном восприятии. //Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Вып. Ill, М.: Прометей, 1999.- 402 с.

56. Ленин В. И. О литературе и искусстве. М.: Художественная литература, 1979.

57. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М: Искусство, 1976. - 336 с.5 8. Лосев А.Ф.Проблема художественного стиля (теория художественного стиля). Киев, 1994.

58. Лукомский В. К. Фальсификат в экслибрисе: (К 50-му заседанию Секции изучения книжного знака русского общества друзей книги).- Л., 1929.

59. Лукомский В. К. Книжные знаки, гравированные Уткиным. // Среди коллекционеров, 1924, Вып. 3-4, с.23-28.

60. Луппов С.П. Книга в России в первой четверти XVIII века. Л., 1973.- 374 с.

61. Мазереель Ф. Сборник статей о творчестве. М.: Иностранная литература, 1959.

62. Малые формы графики 90. Вступ. статья. (Сост. М. Карасик, В. Худолей) -JL: Советский фонд культуры, 1990.-48с.

63. Мельвиль Ю. К. Пути буржуазной философии XX века. М.: Мысль, 1983.

64. Мельвиль Ю.К.Чарльз Пирс и прагматизм. М., 1968.

65. Мастера искусства об искусстве. -М.: Искусство, 1966.

66. Митрохин Д. И. Заметки об офорте. JL: Художник РСФСР, 1986.

67. Мурзаев В. К вопросу об объективной оценке методов обучения рисованию.// Известия общества преподавателей графических искусств. № 3-4. М., 1915.

68. Неменский Б. М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания -М.: Просвещение, 1987.- 121 с.

69. Николаева Н. С. Декоративные росписи Японии. М.: Изобразительное искусство, 1989.71.0хочинский В. К. Книжные знаки Владимира Шенберга. Пг., 1923.

70. Павлов И.П. Павловские среды. Протоколы и стенограммы физиологических бесед. М., 1949. - Т.2.

71. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс,1999.

72. Принцева Г.А. Николай Иванович Уткин. Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1983.

73. Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 030800 изобразительное искусство и черчение. Для педагогических университетов и институтов. - М.: Флинта, Наука,2000.- 280 с.

74. Разумовская С. А. Алексей Кравченко. М.: Изобразительное искусство, 1986.- 212 е., ил.

75. Резников И. О. Гносеологические вопросы семиотики. М.: Наука, 1964.

76. Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия: Уч. пособие для студ. худож.- граф. факульт. пединститутов. Составители: Н. Н. Ростовцев, С. Е. Игнатьев, Е. В. Шорохов. - М.: Просвещение, 1989. - 207 с.

77. Розов Н.Н. Соловецкая библиотека и ее основатель игумен Досифей. // Труды отдела древнерусской литературы института рус. лит. АН СССР, 1962. Т. 18, с.294-304.

78. Сидоров А. А. Рисунки старых мастеров. М.-Л., 1940.

79. Сильванский С. А. Книжные знаки А. В. Скворцова. Херсон -Саратов, 1929.

80. Синицкий В. Шрифту нужна информация. // Творчество, №7, -М.,1974.

81. Смирнов С. Гербы книжного дворянства. Этюд об экслибрисе. Меценаты и коллекционеры.// Альм. Всеросс. общ-ва охраны памятников истории и культуры. М., 1994.

82. Соколов В.Н. Педагогическое взаимодействие в эвристическом обучении. Автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1997.

83. Толоконников А. Как мы должны понимать красоту. //Известия общества преподавателей графических искусств. №5. М., 1915.

84. Толстых Е.А. Развитие педагогических и изобразительных умений студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов при выполнении рисунка портрета. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2002.

85. Третьяков Н. Н. Мысли о композиции в живописи. / Сб. Проблемы композиции (учебное пособие). М.: Изобразительное искусство, 2000.

86. Тэйлор Э. О постановке профессионального художественного образования.// Известия общества преподавателей графических искусств. №3-4. М., 1915.

87. Успенский Б. А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000.

88. Успенский Б. А. Семиотика истории. Семиотика культуры. Избранные труды. М.: Языки русской культуры, 1996. - Т. 1.

89. Худолей В. В. Стиль модерн в русском экслибрисе. //Невский библиофил. - СПб.: Сударыня.- Альм., Вып. 3, 1996.

90. Худолей В. В. Экслибрис в России XX века.// Невский библиофил, СПб.: Сударыня.- Альм., Вып. 5, 2000.- с.29-59.

91. Худолей В., Юрьева Т. Серебряный век русского экслибриса. XXVII Международный конгресс экслибриса (вступит, статья к каталогу) СПб., 1998.- 72 е., ил.

92. Цзин Хао. Заметки о правилах работы кистью. / Мастера искусства об искусстве. М.: Искусство, 1966.

93. ЮО.Чернов А. Техники исполнения экслибриса //Полиграфия, №10, 1987.

94. Шабанов Н. К. Основные функции профессионально -педагогической направленности в преподавании художественных дисциплин. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Вып. 3. —М.: Прометей, 1999.- 402 с.

95. Шорохов Е. В. Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия J Сост.: Н.Н. Ростовцев, Е.В.Шорохов, С. Е. Игнатьев. — М.: Просвещение, 1989. — 207 с.

96. ЮЗ.Эттингер П. JI. Книжные знаки В. А. Фаворского. М., 1933.

97. Бабкин А.М., Шендецов В.В. Словарь иноязычных выражений и слов. СПб.: Квотам, 1994. - Т.2.

98. БСЭ ( п / р Б. А. Введенского ). М., 1953,. - Т. 21.

99. Большая энциклопедия. СПб.: книж. изд-во товарищества «Просвещение», 1896, т. 11.

100. Краткая философская энциклопедия./ Сост.: Е.Ф. Губский и др.— М.: А/О Изд. Группа «Прогресс», 1994.- 574 с.

101. Энциклопедический словарь русского библиографического института Гранат, изд. 7. — М.: 1910, Т. 51.

102. Franck Н. Jugendstil Exlibris. Edition Leipzig, 1984.1 lO.Kalashnikov A.I. 500 exlibris. M.: Эврика, 1993.- 421 с.

103. Mirabella G. Breve storia dell exlibrismo italiano contemporaneo. -Varese, maggio 2002, p. 16-19.

104. Jung C. G. Man and his Symbols. London, 1964.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.