Экономика в контексте культуры: Запад и Россия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, доктор философских наук Королев, Владимир Константинович

  • Королев, Владимир Константинович
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2000, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 247
Королев, Владимир Константинович. Экономика в контексте культуры: Запад и Россия: дис. доктор философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Ростов-на-Дону. 2000. 247 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Королев, Владимир Константинович

Введение.

Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования.

1.1. Понятие "культура"; традиции понимания и концептуальный выбор.

1.2. /[ Экономика как деятельность и наука.

1.3. Культура и экономика: подходы к проблеме.

Глава 2. Историческая культурно-экономическая типология.

2.1. Экономический этос античной культуры

2.2. Феодальная экономика.сакральной культуры средневековья.:.

2.3. Становление капитализма в культуре Нового времени.

2.4. Культурологический дискурс современной западной экономики.

2.5. Экономика в неевропейской культуре.

Глава 3. Структура формирования экономики культурой.,.

3.1. Экономическая релевантность социогуманитарных факторов.

3.2. Общекультурные формы осмысления и ориентации экономической деятельности.

3.3. Экономическая культура

Глава 4. Культурные основы Российской экономической жизни

4.1. Особенности культурно-исторического развития и их экономическое значение

4. 2. Культурные традиции осмысления экономической хозяйственной) дёятельности.

4. 3. Особенности отечественной экономической культуры.;.

Глава 5. Культура современной России и актуальные проблемы ее экономического развития.

5. 1. Постсоветская культурно-экономическая ситуация.

5.2. Идейные поиски ориентиров экономической деятельности: культурный смысл.

5.3. Экономическая модернизация как культурологическая проблема.

5.4. Рационализация - основа становления социальной рыночной экономики и культуры.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экономика в контексте культуры: Запад и Россия»

Актуальность темы исследования. Трудности социально-экономического реформирования российского общества побуждают к поиску причин провалов рыночной трансформации. Поэтому анализ факторов, условий функционирования и развития экономики имеет несомненную практическую актуальность; тем более, что представления о необходимости прочной опоры в проведении реформ на культурно-исторические традиции российского общества, менталитет народа, человека получают все большее распространение среди научной общественности. Они высказываются политологами, социологами, культурологами, историками, философами, а также экономистами.

О теоретической актуальности темы свидетельствуют как растущее внимание к проблематике фундирования экономики культурой, так и крайне малое число исследований, прямо посвященных этой теме. Такая недостаточность не может быть компенсирована большим массивом публицистических работ, который представлен газетными и журнальными статьями, рассчитанными на широкую публику. Тем не менее, при всей пестроте выделяемых сторон проблемы культурной "укорененности" собственно экономической деятельности в жизни человека и общества, различии позиций, эмоциональности, эти работы ценны тем, что выявляют, ставят, заостряют вопросы, требующие более серьезного, научного анализа роли культурного фактора в экономических преобразованиях, проводимых в нашей стране, формируют запрос на культурологические исследования рассматриваемой темы.

Научная разработанность проблемы культурного контекста экономики представляется далеко не адекватной ее актуальности. Это обусловлено трудностями междисциплинарного подхода, силами традиций в исследовании проблемы, переходностью, кризисностью как российской экономики, так и культуры в целом, разнохарактерностью репрезентативной базы для анализа и сравнения, а также отсутствием представлений о всем механизме фундирования экономики культурой. Собственно культурологические теоретические представления по этим вопросам находятся пока в стадии становления.

Тем не менее, в отечественной научной литературе можно выделить несколько массивов публикаций, так или иначе касающихся рассматриваемой проблемы:

Прежде всего, следует отметить статьи в обществоведческих журналах: Ануфриева Е., Козловой Н., Рылеева С., Степанова Е., Федотовой В., Олещук Ю., Рябова А., Лапина Н., Лесной Л., Беляевой Л., Кпямкина И., Шаповалова В., Иосифова П., Цымбаева Н., Русакова-Березняка А., Лепехина В., Шерковик Ю., Бороноева А., Смирнова П., Оболонского А., Савицкого П. и др. Авторы не ставят своей задачей раскрыть механизм обусловленности экономической деятельности особенностями культурной жизни человека и общества, однако своим обращением к специфике- России, (ее социокультурным ценностям, характеру народа, ментальности россиян и др.) в ее сравнении с Западом выводят поиск решения проблем экономических преобразований из собственно экономической сферы, пытаются дать более полный, системный анализ происходящих в нашем обществе процессов, указывают на роль гуманитарных, исторических, социальных факторов в формировании рыночной экономики.

Наиболее активны в интересующем нас плане экономисты. Именно они во весь рост подняли вопрос о социогуманитар-ной обусловленности экономической деятельности1. В этом массиве литературы можно выделить ряд направлений.

Во-первых, рассматриваются нравственные аспекты экономической деятельности (работы Антонова М., Щукина В., Сила-ди А. Шампуриной Н., Сутырина С.).

Во-вторых, анализируются особенности хозяйственной жизни России (публикации Васиной Т., Шеряшевой М., Громыко Г., Ковалева А., Марьямовского В., Горина Н., Кулькова В., Никольского С., Платонова О., Бессоновой О., Платонова Д., Шевелева А., Юдиной Т., Пуляева В., Румянцева Н.).

В-третьих, изучаются особенности российского предпринимательства (Емельянов О., Тихонова Н., Алейникова Ю., Черников Г., Русинов Р., Агишев А.).

В-четвертых, идет поиск и формирование основ деловой культуры (Урузгалиев В., «Круглый стол» журнала ОНС).

Особо следует выделить постановку проблемы экономической (хозяйственной) культуры как своего рода связующего звена между экономикой и остальными сферами культуры (работы Пономарева А., Попова В., Чичкалова В., Леоновой О., Рыбкиной

1 Примечательны выпуск специальных номеров журнала "Вопросы экономики" (1993, №8; 1994, № 7), выделение разделов (1995, № 7; 1996, № 2), посвященных этой проблематике.

Р., Заславской Т.). Идет разработка проблемы экономического сознания, мышления (Абалкин Л., Архипов А., Бойков В., Ушанков В., Ольсевич Ю.).

Появилось мнение, что новым объектом экономической теории становится т.н. "квантовая экономика", важнейшей характеристикой которой является приоритетное значение человека как уникального творца и носителя главного ресурса экономического прогресса. Тем самым, личность оказывается в центре экономики постиндустриального общества, что свидетельствует о гуманитарной направленности экономики (Нуреев Р.). Рассматриваются различные аспекты природы человека как субъекта экономической деятельности (Автономов В., Гребнев Л., Малахов С., Улих К., Шаститко А.).

Все более утверждается подход, согласно которому существование конкретного типа хозяйства в значительной степени определяется духовным строем нации (Юдина Т.Н.), появляются размышления о "национальном экономическом организме", формируемом историческими, социокультурными особенностями страны (Лившиц А., Горичева Л., Бункина М., Шмелев Н.)

В философской литературе теоретический запрос на обоснование культурно-мировоззренческих основ экономических реформ представлен идеями о связи рынка с культурной реформацией (Степин В., Панарин А., Задорожнюк И.), рассуждениями о философии рынка, предпринимательства, философии хозяйства (Осипов Ю., Костенко Н., Долуханян В., Ракитов А.), трудовой этике (Коваль Т., Кравченко А., Апресян Р., Лапин Н., Магун В.) философским анализом труда (Золотухин В., Товмасян С.), а также активным вовлечением в научный оборот идей М. Вебера (Кравченко А., Давыдов Ю., Кульпин Н., Макаренко В.) и С. Булгакова (Н. Макашева), а также рассуждений Н. Бердяева о роли духовно-религиозного фактора в экономической жизни человека и общества. Вместе с тем, достаточно жестко фиксируется пагубность отказа от учета культурной обусловленности экономической деятельности. Так, по мнению директора Института философии "Реформаторы практически проигнорировали особенности российской культурной традиции, стереотипы и архетипы российского сознания"1.

1 Степин В. Культура и становление цивилизованного рынка в России // Вопросы экономики. 1995, № 7, с. 75

В последнее время появились специальные культурологические исследования, рассматривающие различные аспекты проблемы культурного контекста экономики. Отмечаются роль религии (православия) в формировании и развитии экономической жизни (российского) общества (Бородай Ю., Ионова А., Ипатов Н., Смирнов В.), особенности России как культурного организма в ее сравнении с Западом (Ахиезер А., Докторов Б., Ерыгин А., Зайцева Л., Кантор В., Панарин А.). Становятся предметом рассмотрения проблемы модернизации российского общества, его экономики (Данилов А., Ионин Л., Красильщиков В., Лепехин В., Рябов А.), культурно-исторические особенности отечественного предпринимательства (Кричевский Р., Толмачев М.), роль культурных традиций для хозяйственной деятельности (Лычагина Н., Чамкин А., Ксенофонтова М.), рационального начала в культурной деятельности и сознании (Гайденко П., Золотухина-Аболина Е., Карсавин И., Сокулер 3., Мамонова М., Кутырев А., Любченко В.). Рассматриваются особенности отдельных исторических этапов развития культуры Запада (Аверинцев С., Гальцева Р., Гуревич А., Драч Г., Лосев А., Оссовская Л., Сунягин Г., Яковлев В.), форм, универсалий культуры как конституивных условий жизни, развития капитализма (Режабек Е.), роль науки в общественном (экономическом) развитии (Аникин А., Волков Г., Горшков В., Карпов М., Гиргинов Г., Поликарпов В., Петров М.).

Сложилась солидная школа исследования связи духовной культуры, ее традиций, с особенностями экономики на материале, главным образом, стран Востока (Ерасов Б., Гамшин Г., Жигулева В., Илларионов А., Ионова А., Корнилов М., Портяков В., Вилен-ский А.).

Следует особо отметить большой вклад в рассматриваемую проблематику Н. Зарубиной (диссертации, серия статей, две монографии). При несомненных достоинства ее работ, - фундаментальности, целостности теоретически и методически систематизированном рассмотрении проблемы - автор остается в рамках классического (М. Вебер) подхода, ограничивается трактовкой культуры как духовного явления, анализом роли нравственных и религиозных, а также философских факторов хозяйствования, не ставит вопрос о выявлении и роли других факторов, влияющих на экономику, о механизме такого влияния. Кроме того, конкретизация выдвинутых Н. Зарубиной теоретических положений для России, при всей их ценности, носит фрагментарный характер, внимание этому уделяется меньше, чем, например, Востоку, (что обусловлено научными интересами автора).

Полностью разделяя ее озабоченность узким, вне социально-культурного контекста, подходом к нынешним проблемам экономических преобразований в стране, следует, однако, заметить, что главной причиной этого являются не только "пережитки" догматически-материалистического понимания общественного развития, но и агрессивная мода на западную либеральную, классическую модель экономики.

Представляют интерес идеи С. Наумовой, изложенные в программе "Культура и экономика"1, где автор предлагает рассматривать хозяйство как сферу культуры и предмет культуроведения, а также ставит вопрос о социокультурной специфике хозяйствования в России, на Западе и Востоке. Достоинством этой работы является выделение комплекса проблем культурно-аналитического подхода к экономике, попытка типологии хозяйственных культур. Однако, эти идеи, при всей их перспективности, не имеют пока развернутого изложения.

Следует отметить, что названная проблематика не является принципиально новой, имеет определенные традиции. В отечественной науке они могут быть представлены творчеством И. Посошкова ("Книга о скудости и богатстве"), идеями В. Татищева о связи этики и экономики, соображениями о вписанности экономики в культуру таких обществоведов, как Данилевский Н., Милюков П., Ключевский В; о связи особенностей экономики с религиозными представлениями человека российского общества (Бердяев Н;, Булгаков С., Федотов Г).

О необходимости анализа социокультурных основ хозяйственной жизни России в связи с реформированием ее экономики в начале века говорили российские представители т.н. исторической школы политической экономии (И. Кауфман, А. Савин, И. Гранат, М. Туган-Барановский, И. Кулишер).

Достаточно четко прослеживаются и западные традиции исследования связи экономики, человека и общества, культуры. Они заложены в конце XIX в. работами Кольба Г., Брентано Л., Мерсье Л., Энгеля Э., Шмоллера Г., сторонниками исторической политэкономии А. Мюллером, Ф. Листом. В XX веке эту проблема

1 Авторские учебные программы по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам (философия, культурология) -М., Логос, 1998. тику, так или иначе, затрагивали О. Шпенглер, Э. Фромм, Ф. Хай-ек, Д. Гелбрейт, Й. Шумпетер, П. Хоффстед, П. Козловски и другие видные ученые. "Культурно-аналитический" подход к экономике прослеживается и в исторической школе "Анналов" (Ф. Бродель, Ж ле. Гофф). Исследованиями этического аспекта современного хозяйствования активно занимались А. Рих, А. Сен, А. Этциони, М. Бюшер., Корацциаре Г.

В последнее время, по сути дела именно фундирование экономики культурой рассматривается институциализмом (Т. Веб-лен, У. Митчелл, Д. Коммонс, О. Кларк). Различные аспекты интересующей нас проблемы анализируют известные экономисты -Хайлброннер Р., Бекер Г., Олсон М., Парсонс Т., Саймон Г., Уиль-ямсон О., Эльстер Ю и другие.

Можно с уверенностью полагать, во-первых, что «эконо-мизаторство», понимание экономики, не учитывающее ее "вписанности" в систему культуры, окончательно преодолено западной социально-экономической и . философско-культурологической мыслью; во-вторых, наработан определенный теоретический материал, описывающий влияние на экономику других компонентов культуры, что делает (нео) классическую парадигму экономики теоретическим анахронизмом.

Тем не менее, сложность проблемы, фрагментарность и междисциплинарность ее исследования, недостаточная проработка механизма продуцирования экономики культурой обусловливают необходимость ее углубленного системного изучения на концептуальном уровне. Это предполагает не исследование сущности экономики самой по себе, а ее целостное восприятие в контексте культуры, освобожденное от объективистских установок, рефлексирующее свои культурные основы. В этом контексте культурологический анализ выступает как своего, рода "археология", ищущая достаточно скрытый культурный смысл экономики. •

Объектом исследования в работе является контексту-альность культуры как способа социально-исторической деятельности людей для экономической жизни человека и общества.

Предметом исследования выступает структура механизма формирования экономики культурой, а также специфика культурного контекста отечественной экономики.

Целью диссертационной работы является теоретическое и методологическое обоснование рассмотрения экономики в контексте культуры как направления культурологических исследований (теории культуры).

Достижение этой цели осуществляется через решение следующих задач:

1. Показать адекватность феномена экономики-культуре как социо-гуманитарной преобразовательной деятельности, их онтологическое единство;

2. На основе анализа истории западно-европейской экономической жизни дать типологию фундирования экономики контекстом культуры.

3. Раскрыть структуру механизма влияния культуры на экономику, для чего выявить экономически релевантные социальные и гуманитарные факторы экономической жизни, а также общекультурные формы осмысления и ориентации экономической деятельности, дать их классификацию;

4. Уточнить содержание понятия "экономическая' культура", определить ее структуру и функции, место в культурном контексте;

5. Обобщить и систематизировать особенности культурно-исторического развития России, выявить их экономическое значение;

6.Определить культурные традиции хозяйствования и специфику отечественной экономической культуры;

7. Охарактеризовать постсоветскую культурно-экономическую ситуацию и обосновать актуальные культурологические проблемы экономического развития России.

Теоретико-методологической основой диссертации является содержание работ, рассматривающих те или иные аспекты исследуемой темы. Автор считает несостоятельным рассмотрение экономики - вне остальной культуры, (а культуры - без экономической сферы), попытки анализа экономических проблем, игнорируя их культурных контекст. В период глубоких культурных трансформации актуализируется роль культурологии как генерализирующей научной дисциплины, имеющей не только теоретическое, но и методологическое значение. Автор использует методологический потенциал деятельностной концепции сущности культуры, представленной в трудах Давидовича В.Е., Жданова Ю.А., Кагана М.С., Маркаряна Э.С.

Междисциплинарный характер данного культурологического исследования позволяет опираться на единство философских и культурологических методов; в качестве основных использованы методы рефлексии и детерминации, исторического и логического, а также аналитический и компаративный методы.

Научная новизна исследования обусловлена недостаточным концептуальным и теоретико-методологическим уровнем рассмотрения влияние культуры на экономику, необходимостью выхода за классические (М. Вебер, В. Зомбарт) рамки исследования этой проблемы, а также потребностями ее теоретического изучения в условиях общекультурных и экономических преобразований современного российского общества.

Эта научная новизна работы определяется тем, что в ней:

1. Обоснована необходимость введения в оборот теоретических культурологических исследований рассмотрения экономики как феномена культуры, в котором органически представлена ее сущность как преобразовательной деятельности.

2. Разработано понятие "культурно-экономический тип", на методологической основе которого дана типология культурно-исторического развития экономической жизни Западной Европы, спроецированная на культурные традиции экономики России.

3. Раскрыта структура формирования экономики культурой на основе выделения социо-гуманитарных факторов культуры, имеющих экономическую релевантность; а также общекультурных форм осмысления и ориентации экономической деятельности;

4. В качестве «медиатора» этого влияния представлена экономическая культура как смысловая, мировоззренческая составляющая ориентации и характера экономической деятельности, задающая ее особенности и формирующая субъекта этой деятельности; определены структура и функции экономической культуры;

5. Систематизированы и обобщены особенности культурно-исторического развития России, показано их экономическое значение, а также выделены культурные традиции экономической жизни страны:

6. Определены основные характеристики отечественной экономической культуры, дана ее типизация (традиционная, социалистическая, мутационная);

7. На основе рассмотрения современной культурно-экономической ситуации как постмодернистской, высказаны соображения относительно направлений "культурного обеспечения" решения актуальных экономических проблем России

XXI века. (идейные поиски ориентиров социально-экономического развития, рассмотрение модернизации как культурогической проблемы, рационализация образа жизни).

Тезисы, выносимые на защиту:

1. Экономика как специализированная форма взаимодействия общества и природы в целях жизнеобеспечения человека наиболее адекватна сущности культуры как способа преобразовательной деятельности человека, что обеспечивает концептуальность рассмотрения экономики как феномена культуры в ее контексте.

2. Анализ характера "включенности" экономики в систему культуры, преодолевающий проблемы формационно-го и цивилизационного подходов, строится на основе разработанного автором понятия "культурно-экономический тип", выделяющего целевую ориентацию экономической деятельности, ее смысловую заданность культурным контекстом, соотношение с культурной доминантой данной эпохи. На этой основе для европейской культуры выделены следующие типы: традиционный, выступающий в двух формах - каллокагативной (античность) и сакральной (средние века); прибыльный (новое время); и социально-прибыльный (современное индустриальное общество Запада). В России можно выделить: традиционно-сакральный (средние века); прибыльный (XIX - нач. XX в.); традиционно-коммунитарный (советское общество). Современный тип находится в стадии становления (мутации).

3. Структура механизма формирования экономики культурой может быть представлена следующим образом: на собственно экономическую деятельность влияют (проявляют свою экономическую релевантность) социально-политические и социально-экономические факторы, а также факторы гуманитарные. На их основе происходит наполнение экономическим содержанием общекультурных форм осмысления и ориентации экономической деятельности. Эти, также имеющие экономическую релевантность, формы можно разделить на четыре группы: формы социально-психологические (потребности, интересы, стимулы, мотивы, цели, стереотипы); культурологические (символы, ценности, нормы, традиции, ритуалы), интеллектуальные (принципы, идеи, понятия, представления); интеллектуально-ценностные (идеалы, убеждения, предрассудки). Эти факторы и формы в единстве традиций и реалий выражают культурную контекстуальность экономики, формируют-человека как субъекта экономической деятельности.

4. Центральным элементом структуры механизма формирования экономики культурой является "экономическая культура", понимаемая как доминирующий в обществе характер осмысления экономической деятельности, представленный ее целями и системой координат, обусловленными экономической релевантностью названных факторов и экономическим содержанием данных форм. В структуре экономической культуры можно выделить адекватные указанным формам четыре группы элементов. Вместе с тем, ее содержание обусловлено также собственно экономическими предпосылками - конкретными особенностями экономического устройства общества (формы собственности, характер разделения труда, роль денег и др.). Функциями экономической культуры являются: адаптивная, преобразовательная, организационно-регулятивная, аксиологическая, коммуникативно-интегративная, трансляционная. Говоря философским языком, экономическая культура выступает как "особенное", связывающее "общее" (культура) и "отдельное" (экономика), является основой "культурно-экономического типа".

5. Экономическая жизнь России имеет принципиально отличающее ее от Запада своеобразие, обусловленное систематизированными автором природными, геополитическими, этническими, духовными, религиозными особенностями, позволяющими говорить о "стране -континенте". Они формируют уникальность культурно-исторического развития России, места экономики в ее жизни, (русскую модель экономики).

Отечественные культурные традиции, во-первых, принципиально «погружают» экономику в нравственный, гуманистический контекст культуры, побуждают характеризовать ее скорее как "хозяйствование", как изначально .духовно осмысленную деятельность, а не как простое обеспечение материальных потребностей или получение прибыли. Об этом убедительно свидетельствуют представления о труде (лени), богатстве (бедности), собственности, потреблении, капитале в русском фольклоре, трудах русских экономистов, писателей XIX - нач. XX веков; Во-вторых, эти традиции выражают противоречивость, двойственность русского образа жизни, слабость в нем "срединного" начала, присущего западной культуре, (сочетание «правых» ценностей в политике и «левых» - в экономике, например).

6. Экономическая культура России также отличается сложностью и "разновекторностью". Для нее характерны высокая роль идейного начала, государства в хозяйственно жизни, аритмия труда, традиции служения и коллективизма, связь собственности с производительным трудом, потребность в его "одухотворении", своя трудовая этика, недостаточность либерального экономического рационализма и др. В отечественной экономической культуре России можно выделить следующие исторические типы: а) традиционная (феодальная); б) переходная (ранне-буржуазная); в) социалистическая; г) мутационная (современная), в которой представлены все предшествующие типы. Достаточно описанной является традиционная экономическая культура (в частности, характер "русского труда", "философии хозяйства", "русской модели" экономики и т.п.), что позволяет выделить ее элементы по предложенной типологии. Второй и третий типы не достигли достаточной зрелости в силу насильственного прерывания их развития. Современный характерен неукорененностью, "непроявленностью", недостаточной качественной определенностью смеси старого и нового, своего и западного. С началом реформ в стране сформировалась система экономических "субкультур" при отсутствии объективно доминирующей экономической культуры и восприятии официальной (рыночной) как «контркультуры» значительной частью населения.

7. Постсоветская культурно-экономическая ситуация является постмодернистской. Но если на Западе постмодернизм выступает формой перехода к постиндустриальному обществу, то в России отмечается разрушение всех отечественных форм культурной и экономической жизни как расчистка места для создания "правильной", «нормальной» (западной) экономики и культуры, а на практике - деиндустриализация страны. Мощным эндогенным резонатором постмодернизма является политическое пробуждение традиционного русского архетипа воли как "коллективного бессознательного", не цивилизованного идеологией свободы и разума. Результатом всего этого являются культурно-экономическая аномия, энтропия.

Выход из социо-культурного кризиса возможен как решение следующих задач: выработки национальной идеи, наполняющей смыслом любую деятельность людей; социальной парадигмы развития; адекватной им идеологии экономического реформирования, целенаправленного использования указанных социо-гуманитарных факторов, заполнение общекультурных форм адекватным экономическим содержанием;

Особо следует отметить необходимость формирования новой экономической культуры, преодолевающей нынешнее переходное "субкультурное" существование. Для решения этой задачи необходимы: мониторинг наличного состояния экономической культуры, как в целом, так и по различным социальным группам; четкая типологическая классификация ее элементов; ясное понимание содержания требуемой для экономического и социального прогресса экономической культуры; трезвый учет возможностей использования наличных конструктивных (опорных) элементов, борьбы с деструктивными, отсеивания неработоспособных, формирования отсутствующих.

8. Основой осмысления содержания этйх проблем является понимание происходящих в социально-экономической сфере перемен не просто как экономических реформ по построению рыночной экономики, а как культурной модернизации в форме «вестернизации», что, в частности, предполагает использование арсенала культурологического анализа данного феномена. С этих позиций адекватной ему является теория аккультурации. В условиях культурно-экономического давления Запада нам не выжить без понимания особенностей отечественного культурного контекста для проведения этих, безусловно, нужных реформ. Необходимо отказаться от убеждения' в универсальности идеологии "модернити", использовать идеологию «опережающего развития» на основе отечественной культуры, переходить от аккультурации к диалогу культур.

9. Главным средством решения этих задач является рационализация общественного сознания и бытия. Это обусловлено тем, что она имеет необходимые культурные традиции как на Западе (возникновение капитализма), так и для России (социализм), особенно важна для нейтрализации отечественного архетипа воли; отвечает потребностям решения глобальных (экономических) проблем XXI века, перспективам концепции Ноосферы. Такая рационализация должна выступать в новой, не тоталитарной форме, как государственная политика во всех сферах жизни человека и общества, от управляемости экономики - до новой информационной политики, от создания правового государства - до научных поисков эффективных моделей социально-экономического развития. Рационализация призвана восстановить .разрушенное управляемым взрывом постмодернизма единство рационального и ценностного в культуре России. Главным объектом рационализации должна быть экономическая культура, что предполагает ее изучение и разработку соответствующей государственной целевой программы преодоления ее нынешнего субкультурного существования, формирования социальной рыночной экономики и культуры.

Научно-практическая значимость исследования: Результаты, выводы диссертационной работы позволяют расширить и углубить сферу теоретических культурологических исследований ("феноменологии" культуры), а также выработать практические рекомендации для разработки программ социально-экономических преобразований в нашей стране.

Апробация работы. Идеи, фрагменты и результаты диссертационного исследования были представлены в качестве выступлений на научных конференциях: Проблемы и перспективы развития культурологии в вузах России (Всероссийская). Ростов-Дон, 1993. Донские Лосевские чтения. (Региональная). Ростов-Дон, 1993. Социально-гуманитарные проблемы экономического знания (Всероссийская). Ростов-Дон, 1994. Рациональность и государственное управление (Межрегиональная). Ростов-Дон, 1994. ,Н. Бердяев как философ и историк (Межрегиональная) Ростов-Дон, 1995. Хозяйственный менталитет народов (Межрегиональная) Ростов-Дон, 1996. Культура - мощный фактор развития (Международная) Ростов-Дон, 1997. Человек в пространстве культуры (Всероссийская) Ростов-Дон, 1998. Предпринимательство и право (Региональная) Ростов-Дон, 1998. Научный и образовательный потенциал вузов как ресурс регионального развития (Региональная) Ростов-Дон, 1999, Демократия и право (Региональная) Ростов-Дон, 1999.

Результаты исследования используются в учебном процессе на факультете философии и культурологии Ростовского государственного университета при чтении базового курса "История мировой культуры", а также спецкурса "Экономика как феномен культуры".

Отдельные положения были использованы в чтении курса "Культура предпринимательства" в экономическом лицее № 14 г. Ростова-на-Дону.

Основное содержание работы раскрыто в монографии "Экономика как феномен культуры" и 27 опубликованных брошюрах, статьях, тезисах, программах общим объемом 25,3 пл.

Структура диссертации определяется характером и последовательностью решения поставленных задач. Работа состоит из введения, 5 глав (18 параграфов), заключения и списка литературы, включающего 325 источников. Общий объем диссертации - 247 страниц (через 1,5 интервала)

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Королев, Владимир Константинович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Автор понимает широту и сложность поставленных проблем, их обилие для отдельной работы. Она не претендует на решение этих вопросов, нацелена, прежде всего, на определение, формирование проблемного поля, а также на обоснование подходов к рассмотрению выделенных аспектов темы в рамках теории культуры.

Тем не менее, на основе проведенного исследования можно сделать некоторые выводы общего характера.

1. Культурология как научная дисциплина, как теория культуры должна включать рассмотрение экономической жизни человека и общества как важнейшего вида деятельности, видеть ее связь с другими сферами культуры - социальной, политической, духовной. Разумеется, речь должна идти не о примитивном "экономическом детерминизме", а, в частности, о культурологической рефлексии экономической деятельности, выявлении ее связи с проблемами культуры в целом, ее формирования в том или ином культурном пространстве.

2. Реализованная в работе деятельностная трактовка сущности культуры позволяет развить известную мысль о том, что экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится (Маркс): не менее важным представляется и то, зачем человек занимается производством, каковы цели и смысл его экономической деятельности. Практическое решение этих вопросов, характеризующих "ноумен" культуры, и составляет экономическую сферу ее воплощения в феномене создания "второй природы" -искусственной среды, обеспечивающей не только выживание человека, но и реализацию всего- многообразия его творческих начал как субъекта культуры.

3. Предложенное направление культурологического анализа открывает возможности через понятия ''культурно-экономический тип", "экономическая культура" подключить к рассмотрению экономических вопросов все многообразие их культурной обусловленности, видеть их неразрывную связь со всем богатством человеческих отношений.

Проведенное рассмотрение позволяет считать понятие «контекст культуры» достаточно адекватно и корректно выражающим характер этой связи. Во-первых, использование такого понятия соответствует этимологии слова «контекст» (со^ехШв - тесная связь соединение). Во-вторых, в культурологическом смысле речь идет о влиянии целого (культура) на определение смысла входящей в него «части» (экономика). Это влияние осуществляется через экономически релевантные элементы, в определенных формах. Оно действует, главным образом, спонтанно, но может быть и предметом управления. Результатом культурной контекстуальности является формирование человека как субъекта культуры в сфере экономической деятельности, именно человек воспринимает культурное влияние и формирует себя как экономический субъект. Вместе с тем, данный контекст может воплощаться и в социальных институтах.

4. Нынешнее состояние культурного контекста российской экономики показывает, что экономическая культура России пока явно не сводима к Западной, и не является их комбинацией по своим исторически корням и содержанию. Сейчас она имеет переходный характер и находится в стадии трансформации, когда различные ее элементы ведут себя по-разному для разных социальных групп. Идет борьба различных тенденций и даже типов культуры. Очевидно, в целом российская культура, ее культурно-экономический тип и субкультуры обнаруживает весьма противоречивую способность к аккультурации с западной экономической культурой, кризисный характер ее восприятия.

Это обусловливает мутационный характер нарождающейся экономической культуры, трудности ее идентификации, что значительно усложняет задачу ее формирования, если такая задача ставится государством.

5. В экономическом реформировании России представляется не целесообразной ориентация на принципиально ограниченные принадлежностью к разным культурным типам ее возможности "отождествления" с Западом. Это делает деструктивным реализуемый сейчас вариант модернизации как простого принятия западных рыночных ценностей - жизнь показывает, что "вскочить на подножку уходящего поезда" не удается. Это возможно сделать только в случае принадлежности стран к одному. • культурно-историческому типу.

Второй вариант - культурная изоляция в условиях роста экономических и информационных связей также выглядит весьма сомнительным.

Очевидно, предпочтительным является третий путь - развитие экономики в рыночном направлении, но с опорой на собственные культурно-исторические особенности, ценности, т.е. не вес-тернизация, а, собственно говоря, модернизация «опережающего» характера, формирующая новый культурно-экономический тип в результате диалога культур.

6. Для определения своего экономического пути стране необходимо иметь (обрести) культурную идентичность, преодолеть нынешнее "разобранное", субкультурное состояние. Для этого нужна рациональная рефлексия этой идентичности, ее идейное конституирование.1 Кроме того, искомая идентичность возможна, как минимум, при соответствующей установке политической, экономической, культурной элит; при поддержке перехода к новой культурной идентичности если не всем народом, но обязательно его активной частью, прежде всего - предпринимателями; при готовности Запада принять Россию в лоно своей цивилизации как полноценный культурный организм. Пока все три условия являются проблематичными, особенно третье (о враждебности Запада по отношению к России определенно говорили еще Н.Я. Данилевский, Ф.И. Тютчев, Ф.М. Достоевский и другие яркие умы), не-смотря на декларации политиков.

Не следует забывать и о том обстоятельстве, что активно перенимаемая сейчас рыночная культура Запада, по мнению такого известного ученого, как Д. Белл, уже не имеет классического (протестантского) характера, описанного, например, Ф. Хайеком. Ставится даже вопрос о рождении новой культуры (Р. Старк, М. Фер-гюсон, М. Гарднер и др.).

7. Из всего сказанного следует необходимость целенаправленного исследования экономики как феномена культуры, прежде всего, философами и культурологами, для которых данная работа может иметь характер теоретического и методологического обоснования новой сферы актуальных научных проблем теории культуры. Только такой подход может спасти не просто курс рыночных реформ, но и страну в целом, сохранить ее экономическую самостоятельность и культурную самобытность.

1 Интересные подходы к этой работе изложены в статье Камиллери К. Идентичность и управление культурными несоответствиями: попытки типологии. //Вопросы социологии, 1993, № 1-2.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Королев, Владимир Константинович, 2000 год

1. Абалкин Л.И. Новый тип экономического мышления. - М., 1987

2. Автономов B.C. Человек в зеркале экономической теории. М., 1993

3. Автономов B.C. Модели человека в экономической науке. СПб, 1998

4. Акимов A.B. Мирохозяйственный аспект проблемы. (Дискуссия: Россия в глобальной системе координат). Восток, 1994,№ 5

5. Алле М. Экономика как наука. -М., 1995

6. Американский характер. Очерки культуры США. М., 1991 .

7. Аникин A.B. Путь исканий. Социально-экономические идеи в России до марксизма. М., 1990

8. Аникин A.B. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до К. Маркса. М., 1985

9. Антонов М.Ф. Нравственные устои экономики. М, 1989

10. Ануфриев Е., Лесная Л. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен //Социально-политический журнал, 1997, № 5

11. Апресян Р.Г. Добро и польза. Этическая мысль. М., 1992

12. Аристотель. Политика. Соч. в 4 т. М., 1983, Т. 4

13. Архипов А.Ю. Становление современного экономического мышления в России. Ростов-на-Дону, 1999

14. Ахиезер А. Социально-культурные проблемы развития России. -М., 1992

15. Ахиезер А. Россия: критика исторического опыта. Новосибирск, 1997

16. Бадалян Л. Рыночный вызов и человек социализма. //Знание -сила, 1992, № 8

17. Басина Т.Н., Шеряшева М.Ю. Истоки и особенности развития хозяйственных традиций в России. //Вестник МГУ, сер. 6. Экономика, 1993, № 4

18. Баталов Э. "Народный капитализм" как новая утопия. //Свободная мысль. 1998, № 1 •

19. Бауман 3. Философия и постмодернистская социология. //Вопросы философии, 1993, № 3

20. Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987

21. Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение. //Тезис, 1993, № 3

22. Белл Д. Грядущее пост индустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. -М., Академия, 1999

23. Белл Д. Культурные противоречия капитализма. //Этическая мысль. М., 1990

24. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990

25. Бердяев H.A. Судьба России. М., 1990

26. Бердяев H.A. Философия неравенства. М., 1990

27. Бердяев H.A. Воля к жизни и воля к культуре // Смысл истории -М., 1990

28. Бессонова О. Раздаточная экономика как российская традиция. /ЮНС, 1994, № 3

29. Бойков В.З. Экономическое сознание на перепутье: социологический анализ. Социально-политические науки. 1990, № 7

30. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992

31. Бородай Ю. Почему православным не годится протестантский капитализм. //Наш современник. 1990, № 10

32. Брентано Л. Этика и народное хозяйство в истории. СПб., 1906

33. Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск 1993

34. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVII вв. Т. 1-3. -М., 1986-92

35. Булгаков С.П. Философия хозяйства. -М., 1912

36. Бункина М.К. Национальная экономика. -М., 1997.

37. Бунин H.A. Жизнь Арсеньева. Соч. в 4 т. М., 1988, Т.З

38. Бюхер К. Работа и ритм. Рабочие песни, их происхождение, эстетическое и экономическое значение. М., 1923

39. Бюшер М. Трудовая этика и трудовой этос. //Вопросы философии. 1992, №1

40. Бюшер М. Этика и методология экономической науки. //ОНС, 1996, №2

41. Васильчук Ю. Постиндустриальная экономика и развитие человека. // МЭ и НО, 1997, № 9

42. Вебер А. Принципиальные замечания к социологии культуры // Вебер А; Избранное: кризис современной культуры. СПб 1995

43. Вебер М. История хозяйства. Очерки всеобщей социальной и экономической истории. СПб., 1923

44. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма: //М. Вебер. Избранные произведения. М., 1990

45. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. //М. Вебер. Избранное. Образ общества. М., 1994

46. Вебер М. Предрассветное. Картины трудовой жизни в XIX в. -Л., 1924

47. Верховин В.И. Экономическое поведение как предмет социологического анализа. СОЦИС, 1994, № 10

48. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек как космопланетарное существо. Ростов-на-Дону, РГУ, 1993

49. Восток-Запад-Россия. Тезисы Всероссийской конференции. Вып. 1,2 Ростов-Дон, 1993

50. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. М., 1991

51. Гайденко П.П. Проблемы рациональности на исходе XX в. //Вопросы философии. 1991, № 6

52. Гамшин Т., Жигулева В. Китай устремляется в XXI век. //Свободная мысль. 1995,№ 5

53. Гелбрейт Д. Новое индустриальное общество. М., 1969

54. Гегель Г.Вф. Философия истории. М., 1987

55. Горичева JI. Экономические проблемы и национальное самосознание // Вопросы экономики 1993 № 8.

56. Горичева JI. К вопросу о целостности национального хозяйства. //Вопросы экономики, 1996, № 9

57. Горшков В.А. Специфика современного научного процесса. // Философские раздумья: проблемы настоящего и будущего. Ставрополь, 1997

58. Гребнев JI.C. Философия экономики. М., 1991

59. Гребнев JI. Предметный мир экономистов: между чувственным и сверхчувственным. Вопросы экономики, 1993, № 4

60. Гребнев JI.C. Человек в экономике: теоретико-методологический анализ. Автореф. дисс. доктора экономических наук.-М., 1993

61. Гердер И. Идеи к философии истории человечества. -М., 1997

62. Горин Н. Особенности психологического склада жителей России. //Вопросы экономики, 1996, № 9

63. Громыко Г.Г. Мир русской деревни. М., 1991

64. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990 .

65. Гуревич П.С. Культурология. М., 1996

66. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия. //Культурология XX в. М., 1994

67. Давидович В.Е. Грани свободы. Ростов-на-Дону, 1969

68. Давидович.В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону, 1979

69. Давидович В.Е. Теория идеала. Ростов-Дон, 1983

70. Давыдов Ю.Н. Вебер и Булгаков (христианская аскеза и трудовая этика). //Вопросы философии. 1994, № 2

71. Давыдов Ю.Н. Кто ты, гомо экономикус? //Наука и жизнь, 1990, №11

72. Давыдов Ю. М. Вебер и современная теоретическая социология. -М., 1998

73. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1982

74. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. -М., 1989

75. Данилов А. Переходное общество. Проблемы системной трансформации. Минск 1997 .

76. Деловая культура российского общества. ОНС, 1994, № 3

77. Демократия 1990-х. -М., 1993

78. Докторов Б. Россия в современном социо-культурном пространстве // Социологический журнал 1994 № 3.

79. Долуханян В.М. Философия рынка и предпринимательства. //Вестник. МГУ. Сер. 7. Философия , 1992, №480. Домострой. М., 1994

80. Достоевский Ф.М. Собр. Соч.

81. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. М., 1989

82. Драч Г.В. Античная культура и европейская цивилизация. -Ростов-на-Дону, 1991

83. Драч Г.В. У истоков европейской культуры. Ростов-Дон, 1991

84. Диалектика деятельности и культуры. Киев, 1983

85. Емельянов О. К социальному портрету отечественного предпринимателя. //Российский экономический журнал! 1992, № 8

86. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1997

87. Ерасов Б.С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1982

88. Ерасов Б.С. Одномерная логика российских модернизаторов. //ОНС, 1995, №2

89. Ерыгин А.Н. Восток-Запад-Россия. Ростов-на-Дону, 1993

90. Зайцева Л. Умом Россию не понять. //Вопросы философии, 1994, №2

91. Задорожнюк П., Малахов С. Экономическая психология: ориентиры и возможности. Свободная мысль, 1992, № 16

92. Задорожнюк И.Е. Является ли общество всего лишь "рыночной площадью"? //Вопросы философии, №10,1995

93. Зарубина Н.Н. одернизация и хозяйственная культура (концепция М. Вебера и современные теории развития). // Социологические исследования, 1997, № 4

94. Зарубина H.H. М. Вебер о влиянии индуизма на социально-экономическое развитие. Диссертация кандидата исторических наук. 1991.

95. Зарубина H.H. Социокультурные факторы хозяйственного развития: М. Вебер и современные теории модернизации. РХГИ, СПб, 1998.

96. Зарубина H.H. Российское предпринимательство: идеи и люди. //Вопросы экономики, 1995, № 7

97. Зарубина H.H. Самобытный вариант модернизации. //Социологические исследования, 1995, № 4

98. Зарубина H.H. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М., Магистр, 1998

99. ЮО.Зорабян С. Экономическая культура Ближнего Востока. Авто-реф. кандидатской дисс. Ростов-Дон, 1999101.3ейпель И, Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви. -М., 1913

100. Золотухина-Аболина Е.В. Золотухин В.Е. Социализм: проблемы деформации. Ростов-Дон, РГУ, 1989

101. Золотухина-Аболина Е.В. Рациональное и ценностное. Проблемы регуляции сознания. Ростов-на-Дону,РГУ, 1988

102. Золотухин В.Е. Противоречия труда. Философско-социологический анализ. Киев, 1989105.3омбарт В. Буржуа. М., 1993

103. Идеология и экономические реформы. //ОНС. 1996, № 1

104. Идеология Реформации и ее роль в становлении буржуазного общественного сознания. //Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983

105. Из истории русской гуманистической мысли. -М., 1993

106. Илларионов А. Секрет китайского экономического чуда. //Вопросы экономики, 1998, № 4

107. ПО.Ионин Л.Г. Культура на переломе: направление и механизм современных культурных изменений в России // СОЦИС, 1995, № 2.

108. П.Ионова А. Исламский взгляд на проблему человека в условиях рыночной экономики. //Вопросы экономики, 1993, № 8

109. Иосифова П., Цымбаев Н. Русская идея как элемент национального сознания. //Вестник МГУ, сер. 8 (история), 1993, № 2

110. Ипатов H.A. Провославие и русская культура. М., 1985

111. Исторические основания взаимодействия культур. Ростов-на-Дону, 1991, вып. 1, 2, 3.

112. КаганМ.С. Человеческая деятельность -М., 1974.

113. Калинин Э., Чиркова ЕЖйНцтщя постклассической экономической рациональности. // Вопросы экономики, 1998, № 5

114. Камиллери К. Идентичность и управление культурными несоответствиями: попытка типологии. //Вопросы социологии. 1993, №1-2

115. Камынин И.Н., Борцов Ю.С. Сквозь призму запросов. Ростов-на-Дону, РГУ, 1990

116. Кантор В.К. Западничество как проблема "русского пути". //Вопросы философии, 1993, № 4

117. Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн. 1-4. М., 1990

118. Карсавин И., Сокулер 3. Рациональность в познании и практике. -М., 1989

119. Кертман Л.И. История культуры стран Европы и Америки. -М., 1987

120. Киселева М.С. Две судьбы одного изобретения (роль культурного контекста) // Вопросы философии 1993, № 9.

121. Клаус В. Игнатова Т., Солодков Г. Социальное рыночное хозяйство. Путь России. Ростов-на-Дону, РГУ, 1997

122. Клейнер Г. Современная экономика России как "экономика физических лиц", //Вопросы экономики, 1996, № 4

123. Клименко В. Энергия, климат и исторические перспективы России. //ОНС, 1995, № 1

124. Ковалев A.M. Азиатский способ производства и особенности развития России.//Вестник МГУ, социально-политические исследования, сер. 12, 1993, № 1

125. Коваль Т.Б. Тяжкое благо. Христианская этика труда. М., 1994

126. Козлова Н., Рылеева С., Степанов Е., Федотова В. Ценностные ориентации предпосылка программ переустройства общества. //ОНС, 1992, № 1

127. Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997

128. Козловский П. Этическая экономия как синтез экономической и этической теории // Вопросы философии 1996, № 8.

129. Коновалов В.Н. Экономика и политика. Ростов-на-Дону, 1996

130. Корнилов М.Н. О типологии японской культуры. Япония: культура и общество в эпоху НТР. - М., 1985

131. Королев В.К. Экономика как феномен культуры. Ростов-на-Дону, РГПУ, 1998

132. Королев В.К. Российская экономическая культура и Запад. //ЭКО, 1995, № 11

133. Королев B.K. Экономическая культура. Учебно-методические материалы. Ростов-на-Дону, 1996

134. Королев В.К., Паршин A.B. Предпринимательство как культурно-историческое явление. Ростов-на-Дону, РГУПС, 1998

135. Королев В. Феномен предпринимательства. //Российский экономический журнал. 1992, № 4

136. Костенко H.A. Философия бизнеса. Новосибирск, 1992

137. Кравченко А.Н. Социология М. Вебера: труд и экономика. -М., 1997

138. Красильщиков В.А. Модернизация и Россия на пороге XXI в.//Вопросы философии, 1993, № 7

139. Красильщиков В.А. Превращение доктора Фауста. М., 1994

140. Краснова В. Второе пришествие Мичурина, или Ветхий и Новый завет российского бизнеса.- Эксперт, 1995, №10

141. Кричевский Р.Л. Российское предпринимательство: взгляд на проблему в контексте национальной и мировой культурной традиций. // ОНС, 1997, № 12

142. Ксенофонтова М. Культурные традиции африканских народов в сфере трудовой деятельности. //Вопросы экономики, 1993,№ 8

143. Кузнецова Т.Ф. Культура: теории и проблемы. -М., 1995

144. Кульков В.М. Российское своеобразие, мировой опыт и экономическая реформа. //Вестник МГУ, сер. 6.,Экономика,1993,№ 4

145. Культурология. Ростов-на-Дону, 1995

146. Культурология. М., Знание, 1993

147. Кульпин Э.С. Теория М. Вебера и опыт реконструкции системы ценностей Европы и Китая (21 научная конференция "Общество и государство в Китае"). М., 1990, ч. 1

148. Кутырев В.А. Разум против человека: философия выживания в эпоху постмодернизма. —М., 1999

149. Ламперт X. Социальная рыночная экономика. М., 1993

150. Лапин H.A. Кризис труда в современной России // Вопросы философии 1992, № 11.

151. Лапин Н.В. Проблема социокультурной реформации в России: тенденции и препятствия. //Вопросы философии, 1996, № 5

152. Левашов В. Социальное государство устойчивого развития. //Духовное наследие. 1996, № 6

153. Левяш И .Я. Культурология. Минск, 1998

154. Ли Р. Как разбогатеть в России. Ростов-Дон 1998

155. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. Поли. собр. соч. Т. 3

156. Леонова О. Феномен хозяйственной культуры //Российский экономический журнал. 1993. .№ 9

157. Лепехин В.А. Об истоках модернизации и мотивах "модернизаторов".//Социально-политические науки. 1992, №4-5

158. Лиотар Ж. Постсовременное состояние // Культурология Ростов-Дон, 1998

159. Лившиц А. Рыночная экономика: путь России. //Вопросы экономики. 1993, № 2

160. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988

161. Лукин В.М. Модели индустриальной и постиндустриальной цивилизации в западной футурологии. //Вестник СПБУ, вып.1., сер. 6 (Философия, политология, социология, психология, право). 1993

162. Льюис Р. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. -М., 1999

163. Лычагина Н.И., Чамкин A.C. Влияние культурных традиций Востока на хозяйственную деятельность. //Социологические исследования. 1989, № 4

164. Магун В. Трудовые ценности российского населения. //Вопросы экономики, 1996, № 1

165. Майминас Е. Российский социально-экономический генотип. //Вопросы экономики, 1996, №'9

166. Макашева Н. Сергей Булгаков: к христианской политэкономии. //ОНС, 1994, № 3

167. Макаренко В.П. Вера, власть и бюрократия. Ростов-на-Дону, 1988

168. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. М., 1992, Т. 1

169. Малахов C.B. Экономический человек и рациональность экономической деятельности // Психологический журнал 1990, т.1., №6

170. Мамонова М.А. Запад и Восток: традиции и новации рационального мышления. М., 1991

171. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван, 1973

172. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М., 1983

173. Марков Б. Храм и рынок. Человек в производстве культуры. СПб, 1999

174. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. //Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956

175. Марьямовский В. Российский экономический менталитет: истоки и противоречия. //Вопросы экономики, 1996, № 9

176. Межуев В.Н. Культура и история. М., 1977

177. Ментальность россиян (Специфика сознания больших групп населения России).- М., 1997

178. Милов JI. Природно-климатический фактор и менталитет русского крестьянства. //ОНС, 1995, № 1

179. Мильдон В.И. Русская идея в конце XIX в. //Вопросы философии. 1996, №3

180. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 1. М., 1992

181. Модернизация: зарубежный опыт и Россия. М., 1994

182. Модернизация России и конфликт ценностей. -М., 1999

183. Народные русские сказки. М., 1976

184. Настольная книга священнослужителя. Т.8, М., 1988

185. Никольский С. Сознание крестьянства и аграрные модернизации России. //Свободная мысль, 1993, № 9

186. Нуреев Р. Предпосылки новой экономической парадигмы: онтология и гносеология. //Вопросы экономики, 1993, № 4

187. Осипов Ю.М. Опыт философии хозяйства. М., 1990195.0ссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М., 1987

188. Панарин А. Парадоксы предпринимательства, парадоксы истории. //Вопросы экономики, 1995, № 7

189. Панарин A.C. Россия в циклах мировой истории. -М., 1999

190. Параллели (Россия Восток - Запад). //Альманах философской компаративности. - М., 1991

191. Петров М.К, Самосознание и научное творчество. Ростов-на-Дону, 1992

192. Платонов Д.Н. Морфология хозяйства и особенности рыночных отношений в дореволюционной России. //Вестник МГУ, Экономика, Сер. 6. 1993, № 4

193. Платонов Д.Н. Русский труд. М., 1991

194. Платонов Д.Н. Завещание Ивана Посошкова (к 150-летию издания в России "Книги о скудости и богатстве") //Вестник МГУ, сер. 6. Экономика, 1992, № 6

195. Платонов Д.Н., Татищев В. Этика и экономика. //Вестник МГУ, Сер. 6. Экономика, 1996, № 2

196. Подберезкин А. Национальная идея как стратегия выхода из кризиса. //Духовное наследие. 1996. № 4

197. Поликарпов B.C. Лекции по культурологии. М., 1997

198. Померанец Г. Долгая дорога истории. //Знамя, 1991, № 11

199. Пономарев А.Н., Попов В.Д.,. Чичкалов В.И. Экономическая культура (сущность, направления развития).- М., 1987

200. Портяков В.Я. Традиции и рыночная экономика в современном Китае. Проблемы Дальнего Востока. 1996, № 3

201. Проблема отчуждения в современной теории культуры, этике и эстетике. Свердловск, 1990

202. Протестантизм. Словарь. ^ М., 1991211 .Пословицы русского народа. В 2 т. М., 1989

203. Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. М., 1937

204. Постмодернизм и культура. //Вопросы философии. 1993, № 5

205. Пуляев В.Т. Против некритического заимствования западного опыта. //Социально-политический журнал, 1998, № 1

206. Пуляев В.Т. Российская экономика в контексте современных реформ.//Социально-политический журнал, 1998, №1

207. Пэнэжко Л. Предприниматели.-Попытка группового портрета в посткоммунистическом интерьере. //Новый мир, 1993, № 12

208. Радаев В.В. Экономическая социология. М., 1998

209. Ракитов А.И. Философская азбука бизнеса. //Вопросы философии, 1991, №2

210. Ракитов А.И. Цивилизация, культура, технология, рынок. //Вопросы философии, 1992, № 5

211. Рассадин С. Пушкин на пути к рынку. //Диалог, 1993, № 3

212. Редлих Р. "Хозяйственная этика" Артура Риха Посев, 1997, № 2

213. Режабек Е.Я. Капитализм: проблема самоорганизации. Ростов-на-Дону, РГУ, 1993

214. Режабек Е.Я. Проблемы культуры в марксовой концепции общественно-исторического развития. //Известия СКНУ ВШ. Общественные науки. 1976, № 3

215. Рих А. Хозяйственная этика.-М., Посев, 1996

216. Ромашов О.В. Социология труда. М., 1999

217. Российская ментальность (Круглый стол). //Вопросы Философии., 1994, № 1

218. Россия и Запад: взаимодействие культур //Вопросы философии. 1992, №3

219. Российская модернизация: проблемы и перспективы. //Вопросы философии, 1993, № 7

220. Румянцев H.A. Этика предпринимательства и национальные традиции в.экономике России. СПб 1995

221. Русаков-Березняк А. Наш опыт и мировая цивилизация. //Свободная мысль. 1991, № 2231.Русская идея. М., 1992

222. Русская философия собственности (XVIII-XX).- М., 1993

223. Русский народ. Собр. М. Забылина. М., 1992

224. Рывкина Р.В. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры в России. М., 1994

225. Рывкина Р.В. Экономическая культура как регулятор функционирования и развития. В кн.: Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Новосибирск, 1991

226. Рывкина Р.В. Экономическая социология переходной России. -М., Дело, 1998

227. Рынок как элемент современной цивилизации: реформы в СССР и опыт Запада.// Вестник МГУ, сер. 12, социально-политические исследования, 1991, № 6

228. Рютген гер Р. Культура предпринимательства. М., 1992

229. Рябов А. Интегративная идеология и модернизация современной России. //Свободная мысль, 1993, № 15

230. Савицкий П.Н. Хозяин и хозяйство. // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. -М., Наука, 1993

231. Сильвестров В. Культура, деятельность, общение. -М., 1998

232. Сакайя Т. Что такое Япония. М., 1992

233. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991

234. Сен А. Об этике и экономике. -М., Наука 1996

235. Силади А. Тоталитарные культуры XX века: религия и рынок. //ОНС, 1994, № 3

236. Сказки зарубежных писателей. М., 1986

237. Смирнов В. Экономические проблемы в Новом заве-те.//Вопросы экономики, 1993, № 8

238. Смирнова Е.Е. Проблемы реформации в России. //Вестник МГУ, сер. 5. Экономика, 1994, '№ 5

239. Смирнова Н. Грядет ли дух капитализма? //Знание сила, 1992, №9

240. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства наро-" дов. -М., 1962

241. Сознание в социокультурном измерении. М., 1990

242. Соловьев Вл. Оправдание добра. Соч. М., 1988, т. 1

243. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992

244. Степин В. Культура и становление цивилизованного рынка в России. //Вопросы экономики, 1995, № 7

245. Сунягин Г.Ф. Промышленный труд и культура Возрождения. -М., 1987

246. Сутырин С.Ф, Нравственный идеал и рыночная экономика. //Вестник С-Пб университета, сер. 5, Экономика, 1996, № 3

247. Тальберг Н.Д. Святая Русь. Сцб., 1992

248. Тань Е. Китайская традиционная культура и- модернизация. //Вопросы экономики, 1994, № 7

249. Тернборн Г. Культурная принадлежность, структурная локализация и социальные действия. //Тезис, 1993, № 4

250. Тихонова Н.Е., Алейникова Ю.Л. Россия: социальный портрет на фоне экономических реформ. //Общество и экономика. 1993, № 3-4

251. Толмачев М.И. Культурный менталитет предпринимателя. Дисс. к.ф.н., Ростов-Дон, 1998

252. Тоффлер Э. Третья волна. Американская модель: с будущим в конфликте. М., 1984

253. Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Африки. -Новосибирск, 1992

254. Трансформация мировой экономики и Россия. //Свободная мысль, 1996, № 4

255. Трудовая этика как проблема отечественной культуры. //Вопросы философии. 1992, № 1

256. Тутов Л. Субъект и объект управления в философии хозяйства. // Вестник МГУ, сер. 7, философия, 1998, № 3

257. Тютчев Ф.И. О, вещая душа моя. М., 1995

258. Улих К. "Экономический человек" глазами С. Булгакова. //ОНС, 1996, № 2

259. УразГалиев В.Ш. Культура и стратегический менеджмент. //Вестник Спб. университета, Экономика, сер. 6, вып. 2, 1993

260. Фадеева Н. Традиционализм и модернизация. Азия и Африка сегодня. 1994, № 2

261. Философско-методологические проблемы экономических наук. Ростов-на-Дону, РГЭА, 1999

262. Флиер А.Я. Культура как фактор национальной безопасности. //ОНС, 1998, № 3

263. Фредерик Р., Петри Э. Деловая этика и философский прагматизм. //Вопросы философии. № 3, 1996

264. Фридман М. Могучая рука рынка. Фридман и Хайек о свободе. -Минск, 1990

265. Фролова М.А. Западная цивилизация: доминанты становления и развития. //Социально-политический журнал, 1993, № 11-12

266. Фромм Э. Бегстсво от свободы. Минск, 1998

267. Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1998

268. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990

269. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии 1990, № 3.

270. Фурсов А.И. Европейская цивилизация и капитализм: культура и экономика в развитии общества (обзор). М., 1991

271. ХаЪ; Ф. Дорога к рабству. М.,1992

272. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. //Полис, 1994, № 1

273. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992

274. Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1991

275. Хохлова Т.А. Старообрядчество и развитие рыночного уклада в России. //Вестник МГУ,сер. 6, Экономика, 1998, № 3

276. Человек, культура, общество. Ростов-Дон, 1993

277. Черников Г.П. Предприниматель кто он? - М., 1992

278. Черненко A.A. Культура производства: предпосылки и направления формирования современной концепции. Ростов-на-Дону, 1996

279. Шамшурина Н.Г. Идеология труда в России. //СОЦИС, 1994, №8-9

280. Шанин Т. Россия как "развивающееся общество". В кн.: Политическая культура в России. - М., 1990

281. Шаповалов В. О категориях культурно-исторического процесса в России. //Свободная мысль, 1993, № 6

282. Шаститко А. Модели рационального экономического поведения человека. //Вопросы экономики, 1998, № 5

283. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. М., 1993

284. Шевелев A.A. "Особый путь" России: некоторые аспекты проблемы. //Вестник Спб. университета, сер. 6. Экономика, 1994, №3

285. Шерковин Ю. Быстрая модернизация и социальный конфликт. //Свободная мысль, 1991, № 2

286. Шик О. Экономика, интересы, политика. М., 1964

287. Шмелев Н. Экономика и общество. //Вопросы экономики, 1996, №1

288. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993

289. Штомпель О.М. Социокультурный кризис. Ростов-на-Дону, 1999

290. Щукин В.Г. Культурный мир русского западника. //Вопросы философии. 1992, № 5

291. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995

292. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1983 305.Эйзенштадт Ш, Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. - М., 1999

293. Экономика культуры. Спб, 1992 307.Экономика русской цивилизации.-М., 1995 308.Экономические учения и великие экономисты. - М., 1993 309.Энкельман Н. Преуспевать с радостью. Молитвенник для шефа. - М., 1993

294. Этика и экономика. //Вопросы экономики, 1994, № 7 311. Этическая экономия. (Исследования по этике, культуре и философии хозяйства). Вып. 1, Спб, 1996 312.Этциони А. Политические процессы и моральные побуждения.

295. Вопросы философии, 1995, № 10 31 З.Юдина Т.Н. Экономическая теория для России. //Высшее образование в России, 1993, № 2

296. Юнг К. Символ и архетип. М., 1991

297. Яковец Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы. //Вопросы философии, 1997-, № 1

298. Яковлев В.П. Европейская культура (XVII-XVIII в.) Ростов-Дон, Логосу 1995

299. Яковлев В.П. Русская и европейская философия: различия и пути сближения. // Инновационные подходы в науке. Ростов-Дон, 1995.

300. Яхшиян О.Ю. Собственность в менталитете русских крестьян. //Менталитет и аграрное развитие России. М., 1996

301. Herskovits J.M. Acculturation: the Study of Culture contact. New-York, 1958247

302. Lyotard J-F. The Postmodern Condition. A report on knowledge.-Manchester, 1989

303. White Leslie. The concept of Cultural Systems: a key to understanding tribles and nations. New-York, 1975

304. White L. The evolution of culture. New-York, 1959 .

305. Baumol W. Is enterpreneurship always productive //Enterpreneurship and economic development; NY, 1998

306. Gellner E. Reason and Cultura. Oxford. Blackwell, 1992

307. Becker G. The Human Capital. Chicago, 1964

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.