"Экология культуры" в отечественной культурологической мысли XX - XXI вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Ставицкая, Екатерина Александровна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 160
Оглавление диссертации кандидат наук Ставицкая, Екатерина Александровна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ «ЭКОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ»
1.1 Сущность «экологии культуры»
1.2 Генезис понятия «экология культуры»
1.3 Аксиологические составляющие экологии культуры
1.4 Междисциплинарные связи и тенденции развития экологии культуры
ГЛАВА 2. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ О ПУТЯХ ВЫХОДА ИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА
2.1 Динамика связей человека с его природным окружением в оценке экологов и культурных антропологов
2.2 Концепция «устойчивого развития» в оценке современных российских мыслителей
2.3 Перспективы решения экологических проблем в российской культурологии ХХ-ХХ1 вв
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Экология культуры: культурно-антропологические аспекты2007 год, кандидат философских наук Кулабухов, Дмитрий Анатольевич
Экология культуры в контексте современной социокультурной ситуации: проблема "дома" и "бездомности"2006 год, кандидат культурологии Холодилова, Елена Валериевна
Экологическое сознание в системе культурных отношений2005 год, кандидат культурологии Симакина, Альбина Владимировна
Экологический императив в обеспечении национальной безопасности современного российского общества2023 год, кандидат наук Попов Евгений Сергеевич
Традиционная экологическая культура как фактор гармонизации взаимодействия природы и общества: социокультурный анализ2009 год, кандидат социологических наук Шаповаленко, Александр Николаевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Экология культуры" в отечественной культурологической мысли XX - XXI вв.»
ВВЕДЕНИЕ
Диссертационная работа посвящена исследованию проблем экологии культуры на рубеже ХХ-ХХ1 вв. в отечественной культурологической мысли.
Актуальность темы исследования. Данная тема представляется весьма актуальной, поскольку духовные первопричины проблем экологии, являясь основанием практической деятельности человека, в настоящее время уже практически не вызывают сомнений. Экология культуры несет в себе тот обширный объём материала, который необходим для обеспечения равновесия во взаимоотношениях человека и природы. Однако для практического применения накопленных в этой области данных предстоит провести большую работу по их систематизации. В культурологической мысли приблизительно с 60-х годов XX века идёт накопление и формирование различных теорий, посвящённых разработкам новых ценностно-нормативных парадигм культуры, форм, способов, условий их реализации, «устойчивому развитию», «коэволюции человека и биосферы» (Н. Н. Моисеев).
Возникшая в конце XIX столетия, экология первоначально выступала как учение о живых организмах, их взаимосвязи и влиянии на природу в целом, однако постепенно, если мы говорим об экологии в широком смысле, она становится «комплексом наук о принципах взаимодействия человека и природы, о принципах взаимодействия социальных общностей друг с другом, о принципах отношения человека к самому себе, основанных на экологической культуре»1. Определение «экологический» распространяется на многие области знания -экологическая культура, «совокупность материальных и духовных ценностей общества, а также способов деятельности, направленных на обеспечение сохранения природной среды»2 также находит широкое употребление.
1 Ерасов Б. С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. Издание третье, доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 е., С. 199
2 Гирусов Э. В. Система «общество — природа» (проблемы социальной экологии). М.: Изд-во МГУ, 1976. - 167 е., С. 160
Интересен постулат М. С. Кагана, указавшего на то, что «трехчленная структурная декомпозиция бытия «природа - общество - человек» при необходимости приводит нас к выявлению культуры как преображения человеком природы по законам общества. Это значит, что «культура» близка к содержанию понятий «человек» и «общество», вместе с ними противостоя «природе», - и потому, что триединая система «общество - человек - культура» образует миниатюрную нишу в бескрайнем пространстве природы, и потому, что три подсистемы данной системы не «слагаемые», каждое из которых занимает в ее пространстве четко локализованное место рядом с двумя другими, а такие подсистемы, которые как бы наслаиваются друг на друга, пронизывают друг друга, переходят друг в друга и могут быть вычленены каждая лишь в результате ее абстрагирования от двух других»3.
Итак, особую значимость экология культуры приобретает сейчас, когда человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. При этом концепт «экология культуры» следует понимать не только как экологическую культуру, науку об отношении культуры общества с окружающей средой, и экологическую эстетику, науку об эстетическом восприятии окружающей среды, но и как культурную экологию, науку, изучающую связь между природными условиями и культурой определенного региона, народа, государства.
Термин «экология культуры» был введён в научный и общекультурный обиход Д. С. Лихачёвым, в данной работе мы придерживаемся исходного определения, он писал, что «изучению экологии культуры подлежат взаимоотношения между отдельными областями культуры, например, между искусством и наукой - зависимости их друг от друга, равномерности их развития в обществе. В пределах науки изучению подлежат взаимоотношения гуманитарных наук и «естественных», «точных» (к которым принадлежат и некоторые гуманитарные - например, лингвистика) и «неточных» (к которым
3 Кулабухов Д. А. Экология культуры: культурно-антропологические аспекты. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ecologistic.ru/ecol_kult/ - Загл. с экрана.
частично принадлежат и «естественные», вроде географии)»'1. Он делал особое ударение на том, что экология природы и экология культуры тесно связаны между собой и с человеком, можно сказать, что экология культуры — это своеобразная наука о нравственности современного человека, она также тесно связана с экологией личности. Д. С. Лихачёв также замечает: «разработка проблемы нравственного отношения к живой и «мертвой» природе даже не начиналась. Здесь необходима ясная и всеми признаваемая философия экологии, исходя из которой будет строиться и этика экологии»5. К настоящему времени в философии и культурологии создано значительное количество концепций и теорий, касающихся экологии культуры, личности и общества, и требующих обобщения и систематизации.
Д. С. Лихачев выделял в истории три этапа подхода к проблеме природы и культуры. Первый - этап насильственного изъятия у природы всего насущно необходимого, этот этап человечество уже миновало. Второй этап, к которому переходит мировое сообщество, - разумного изъятия, изъятия с «оглядкой», но также насильственного, третьим же этапом мыслитель считал период полного прекращения насилия над природой и культурой и сосуществования общего, союзного. Эти и многие другие вопросы исследуются в области экологии культуры, предпринимаются попытки прогнозировать дальнейшее развитие отношений социума и биосферы.
Степень научной разработанности.
Многоаспектность предмета диссертационного исследования потребовала обращения к смежным областям экологии, социальной философии и культурной антропологии. Источниковая база исследования состоит из следующих групп источников:
- труды по общей экологии (Н. А. Алексеев, М. С. Гиляров, В. И. Данилов-Данильян, А. Г. Исаченко, Н. Н. Киселев, К. С. Лосев, Д. П. Никитин,
4 Лихачев Д. С. Экология культуры. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://likhachev.lfond.snb.ni/articl 100/11и55{а/еко1ор.рс1Г- Загл. с экрана.
5 ТАМ ЖЕ
Н. Ф. Реймерс, Г. В. Стадницкий, А. С. Степановских, Л. К. Шапошников, А. В. Яблоков, О. Н. Яницкий) и истории экологического мышления и прикладным экологическим проблемам современной цивилизации (В. П. Алексеев, Б. Г. Ананьев, Г. Г. Аракелов, М. И. Бубыко, Ф. И. Гиренок, Н. Ю. Киселева, Ф. Клике, И. Д. Лаптев, О. Леопольд, А. Ф. Лосев, Н. Н. Моисеев, Б. Б. Прохоров, С. Л. Рубинштейн, В. П. Тугаринов, А. Д. Урсул, О. Н. Яницкий);
- труды, отражающие философский аспект экологического знания (С. С. Аверинцев, М. М. Бахтин, Ю. А. Веденин, Ф. И. Гиренок, А. А. Горелов, Л. Н. Гумилев, П. М. Гуревич, Н. С. Злобин, М. С. Каган, А. В. Каменец, А. Я. Касюк, И. К. Кучмаева, А. С. Лосев, В. А. Лось, ТО. М. Лотман, С. П. Мамонтов, Д. Ж. Маркович, А. Маслоу, В. М. Мижуев, Н. Н. Моисеев, А. Печчеи, В. Н. Расторгуев, Е. Н. Селезнева, В. А. Ситаров, Ю. А. Сухарев, П. Тейяр де Шарлей, А. Тойнби, А. Д. Урсул, Н. Ф. Федоров, О. Шпенглер), работы представителей «русского космизма» (В. И. Вернадский, Л. А. Чижевский, К. Э. Циолковский) и в целом русских философов начала XX в. (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин, С. Л. Франк);
- доклады, сборники трудов конференций соответствующей тематики, монографии с конкретно-эмпирическим материалом, статистические справочники: доклады Римского клуба, доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее», программа действий конференции в Рио-де-Жанейро «Повестка дня на XXI век», концепция перехода РФ на путь устойчивого развития (проект), концепция экологической безопасности РФ, закон РФ «Об охране окружающей природной среды», конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия.
Важно отметить, что «предыстория» экологии культуры тоже существует, если рассматривать её как некие концепции, в основном, философские, которые главной темой изучения имеют «экологическое» сознание древнего мира (Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, А. Ф. Лосев, Н. Н. Моисеев, Э. Тайлор, Дж. Фрезер).
Исследование потребовало краткого изложения и анализа взглядов самых различных течений и школ антропо- и экоцентрических направлений, таких, как географический детерминизм, русский космизм, учение о ноосфере, коэволюционный подход (Н. Н. Моисеев), инвайронментализм
(консервационисты: У. Пауэлл, Дж. Пиншо, Б. Фернау; экологисты: Э. Ист, А. Леопольд, Дж. Марш, Э. Росс; экоцентристы: М. Ганди, А. Швейцер), биоцентризм, концепция устойчивого развития и схожие концепции (В. И. Вернадского, В. Л. Гинзбурга, В. И. Данилова-Данильяна В. А. Зубакова, Ю. В. Косова, Н. Н. Моисеева, А. П. Назаретяна, А. М. Прохорова, Э. К. Циолковского, Т. Де Шардена).
Исходной точкой формирования глобальных экологических дискурсов являются 1960-е годы.
По мысли О. Н. Яницкого, в экологическом дискурсе начала XX века преобладали две ведущие идеи. Центральная идея — создание эталонов нетронутой природы (заповедание) в научных и эстетических целях. Носители идеи, «сайентисты» (экологисты), - представители естественнонаучной и гуманитарной интеллигенции (Д. Н. Анучин, И. П. Бородин, В. В. Докучаев)6. Вторая ведущая идея, которой придерживаются Н. П. Анциферов, Д. И. Шаховской, С. Ф. Ольденбург, это сохранение российского культурно-
п
исторического ландшафта, памятников природы и культуры .
В развитии национального экологического дискурса советского периода выделяют несколько этапов8:
6 Например: АнучгшД. Н. Охрана памятников природы. М., 1914; Бородин И. П. Охрана памятников природы. СПб., 1914; Докучаев В. В. Наши степи прежде и теперь. М.: 1892; Докучаев В. В. Сочинения. M.-JL, 1951
7 Япицкий О. II. Экологическая культура России XX в. /О.Н. Яницкий //История и современность. 2005. №1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://\v\vw.socionauki.ru/journal/articles/145689/-3ani. с экрана.
8 Деление на данные этапы предложено и подробно рассмотрено в работе Созгшова А. В. Экологический дискурс: глобальный, национальный и региональный уровни (историко-культурный анализ). Дис. ... канд. культурологии. Краснодар, 2011. - 193 с.
1) 1920-е гг., «золотое десятилетие» краеведения, природоохранная деятельность рассматривалась как составляющая сохранения и популяризации в широких массах культурного наследия;
2) 1930-е-1950-е гг., охрана природа разрешена лишь в тех пределах, в которых она не противоречит доминанте экстенсивного развития советской экономики;
3) середина 1950-х-середина 1980-х гг., формируется устойчивый интерес к изучению экологических проблем, возрастает количество публикаций научного и научно-популярного характера, образуются специальные научные структуры для решения фундаментальных и прикладных экологических задач;
4) с середины 1980-х гг. по настоящее время, так называемый постсоветский период, когда экологическая ситуация ухудшается из-за неконтролируемой хозяйственной деятельности. В настоящее время экологические проблемы широко обсуждаются в политических кругах, СМИ, в интернете. Отметим клуб «Энергия 2050», который был основан академиком Н. Н. Моисеевым, профессором Э. В. Гирусовым, профессором Г. С. Хозиным, кандидатом медицинских наук Г. С. Шаталовой и другими, который объединяет ученых, исследующих экологический кризис и возможные пути выхода из него. В МГУПе (Московский государственный университет природопользования) под руководством профессора А. Ю. Евдокимова проходят ежегодные конференции, посвященные вопросам экологии и духовности, что вносит большой вклад в экологическое образование в средней и высшей школе, так как в этих конференциях принимают участие ученики школ, студенты вузов, аспиранты, преподаватели и ведущие ученые.
Что касается становления понятия «экология культуры», то здесь можно выделить четыре основных этапа:
1. В 80-х - начале 90-х годов XX века экология культуры воспринимается как наука, стоящая на трех столпах: природное (биологическое) - культурное (самостоятельные культурные среды) - их взаимодействие («этика Земли», коэволюция, инваЙронментализм).
2. В первой половине 90-х годов XX столетия экология культуры предстает формой обретения стержня как в системе наук, так и в мировоззрении человека. Природное постепенно из объекта превращается в сущность культурного. Рефлексирующее «Я» вбирает в себя природное и культурное, оно творит новый «ландшафтный миф».
3. Ко второй половине 90-х годов полностью снимается оппозиция культуры и природы. Экология культуры воспринимается как изучение механизмов функционирования культурных сред. Понятие ландшафта остается ключевым, но если в начале 90-х годов ландшафт рассматривается как культурный текст, то со второй половины десятилетия любой культурный текст рассматривается как ландшафт.
4. Экология культуры становится «пост-постмодернизмом», выступает в роли экологии человека, задача которой — помочь человеку найти себя, собрать по осколкам разрушенный постмодернистическими идеями цельный мир.
Таким образом, экология культуры проходит в своем становлении:
1) через классическую парадигму, где еще есть субъект (человек), вынесенный за рамки природного мира, и объект (природа). В границах этой парадигмы любая новая теория остается только информацией и не более того;
2) неклассическую парадигму, где делается попытка рассмотрения Земли как единого большого организма, центром этой системы становится рефлексирующее «Я», проживающее и переживающее в ландшафте;
3) постнеклассическую, основанную на средовом подходе; средой существования становятся социокультурные среды; человек не выносится за рамки природного, а органически входит в него, сливаясь с ним в едином смысловом поле;
4) постнеклассическую, выступющую за защиту культуры от техномашинной цивилизации и человека, как носителя культуры9.
9 Холодшюва Е. В. Экология культуры в контексте современной социокультурной ситуации: проблема «дома» и бездомность. Дне. канд. культурологии, Хабаровск, 2006. - 169 с.
Сравнительно недавно - в конце XX в. - самом начале XXI в. появились исследования О. И. Генисаретского, В. Л. Каганского, В. А. Кутырева, М. Макклюэна, В. А. Подорога, обусловившие необходимость выявления содержания экологии культуры как новой культурологической дисциплины. Непосредственным толчком к определению экологии культуры стали все же работы 80-90-х гг. XX в. Название области знания, введенное Д. С. Лихачевым, теперь может пониматься как культурная экология, экологическая культура и экологическая эстетика. Часто в структуру этого знания включают труды по социальной и экологической философии (Л. И. Василенко, В. И. Курашов,
B. Хёсле,), по экологической педагогике и психологии (Д. С. Дерябо, Б. Т. Лихачев, Н. Е. Щурков, В. А. Ясвин и другие), биологии (М. В. Гусев,
C. И. Пегов, В. С. Сухомлинова и другие), экологической эстетике - «этике Земли», «этике экологической ответственности», своими корнями уходящей в учение А. Швейцера (Р. Атфилд, Н. К. Гаврюшин, В. П. Гайденко). Необходимо отметить труды по социологии и философии культуры (В. С. Библер, Е. Д. Бляхер, Л. М. Волынская, Б. Л. Губман, П. С. Гуревич, Л. Г. Ионин) и работы, связанные с экстраполяцией синергетической методологии на область культуры (Е. И. Князева, С. П. Курдюмов, С. С. Шевелева), которые являются важным смысловым блоком в данной области знания.
Объектом исследования выступает понятие «экология культуры» в философском и культурологическом контексте, различные подходы к его интерпретации.
Предметом исследования являются направления отечественной философской и культурологической мысли ХХ-ХХ1 вв., осмысливающие проблематику экологии культуры.
Теоретической и методологической основой диссертации явились фундаментальные идеи, положения и принципы, изложенные в трудах отечественных и зарубежных ученых в области философии и теории культуры, культурной антропологии, социальной и экологической философии, экологической педагогики и психологии, экологической этики, межкультурной и
социальной коммуникации. Методология исследования также базируется на интеграции гуманитарных и естественнонаучных знаний, позволяющей, на наш взгляд, более объективно рассмотреть проблемы экологии культуры. В русле постнеклассической науки, методологической основой диссертации явились принципы синергетики, применённые к анализу понятия «экология культуры», а именно: нелинейность, открытость, коэволюция сложных систем и конвергенция разнородных элементов от хаоса к структурности.
Ввиду специфики объекта исследования, его цели и задач, базовыми подходами, применяемыми в работе, являются междисциплинарный и системный подходы; предмет исследования также рассматривался в тесной связи с аксиологическим, деятельностно-герменевтическим, информационным, креативным, культурологическим, социально-феноменологическим, структурно-функциональным подходами. В качестве основных методов исследования выступили: компаративный, структурно-семиотический, сравнительно-исторический, сравнительно-культурный, типологический, системный анализ, категориальный синтез, теоретическое обобщение, метод теоретического моделирования - которые привлекались в зависимости от решения конкретных задач.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что направления, существующие в научном дискурсе проблематики экологии культуры в философской и культурологической мысли, многоплановы. Представляется возможным предпринять попытку создать различные типологии экологии культуры: сущностную и футурологическую. Ученых, изучающих собственно взаимодействие человека со средой и отражение этого взаимодействия на культуру, можно разделить на основании тех характеристик индивида и общества, которые они принимают за определяющие для отношений социума и биосферы. Таким образом, в сущностной типологии представлены: биологи (В. П. Алексеев, В. Р. Дольник), социо-экологи (С. Д. Дерябо, Н. Ф. Реймерс, А. И. Субетто, А. Н. Ямсков, В. А. Левин) и социо-биологи (В. П. Алексеев, И. И. Брехман, В. П. Казначеев, Л. П. Татаринов, А. Г. Юсуфов,
A. В. Яблоков). Основанием дифференциации в футурологической типологии являются различные прогнозы динамики отношений социума и биосферы. Среди ученых, исследующих эти вопросы, можно выделить: оптимистов, утверждающих, что глобального экологического кризиса не существует (В. П. Каганский, С. Б. Лавров, Ю. П. Селиверстов), умеренных оптимистов, постулирующих, что развитием отношений социума и биосферы можно успешно управлять (Н. Н. Воронцов, Н. В. Лазарев, А. В. Яблоков), умеренных пессимистов, прогнозирующих, что разрушение биосферы произойдет через 200300 лет (В. Г. Горшков, И. Г. Катюхин) и пессимистов, полагающих, что до разрушения биосферы на настоящий момент остается 20-30 лет (Н. Н. Моисеев,
B. Л. Кургузов, В. А. Кутырев). В целом большинство отечественных ученых полагают, что в условиях духовного кризиса поиски путей выхода из экологического кризиса могут иметь успех, если они направлены в первую очередь на пересмотр ценностной системы цивилизации.
Цель диссертационного исследования - выработка системного взгляда на проблемы осмысления экологии в отечественной гуманитаристике, включающего в первую очередь философскую и культурологическую составляющие, и выражающие межпредметность изучаемого явления.
Реализация данной цели достигается посредством решения следующих
задач:
1. Выявить и охарактеризовать различные подходы к рассмотрению экологии культуры, мета- и мегаэкологии в философской и культурологической мысли, сопоставив их в аксиологическом ракурсе применительно к науке в современной России.
2. Рассмотреть «экологию языка» как область знания, изучающую влияние внешних культурных изменений на языковую ситуацию.
3. Дать сравнительный анализ теорий и концепций западной философии и культурологии, изучающих «экологию культуры» и «экологию языка».
4. Исследовать важнейшие направления отечественной философской и культурологической мысли в преломлении к экологическим проблемам; изучить
содержание понятия «экология культуры» с учётом комплекса вышеуказанных направлений культурологической мысли, показать социокультурную сущность экологической проблемы.
5. Оценить историю и современную динамику отношений социума и биосферы в трудах отечественных философов и культурологов.
6. Проанализировать основные прогнозы, созданные в области экологии культуры, в частности, вопрос о возможности выхода из экологического кризиса и перспективах взаимодействия человека и окружающей его природной среды, а также роль и значение экологии культуры в глобализирующемся мире (по трудам отечественных философов и культурологов).
Научная новизна исследования выражена в следующих положениях:
1. Систематизированы подходы к определению понятий, значимых для теоретической культурологии и культурной антропологии: «метаэкология», «мегаэкология», «экология культуры», «экологическая культура», «экологическая эстетика» и «экология слова»', конкретизированы данные концепты и охарактеризовано значение экологии культуры в развитии современной философии.
2. На основе рассмотрения такой области знания как экология языка, в которой обобщены исследования внешних культурных изменений и их влияние на язык, сделан вывод о существующем нарастании хаоса в структуре современного языка.
3. Проведен сравнительный анализ концепций отечественных и западных ученых, занимающихся проблемами «экологии культуры». Выделены отличительные черты, характерные для западных исследователей и общая направленность их научно-исследовательской работы.
4. На основе анализа направлений отечественной философской и культурологической мысли в парадигмах антропо-, био- и экоцентризма, рассматривающих «экологию культуры» и основные проблемы, исследуемые в этой области знания, отмечен широкий диапазон мнений в данной сфере, который
позволяет предложить некоторые типологии экологии культуры. В данной работе впервые предложена так называемая «сущностная» типология.
5. Анализ подходов к рассмотрению динамики связей человека с его природным окружением, который служит основой для прогнозирования развития отношений социума и биосферы, выявлены основные этапы данного взаимодействия.
6. На основе проведенного исследования основных проблем экологии культуры, как одной из них - вопроса о возможности выхода из экологического кризиса, и подходов к исследованию этой проблемы, дана оценка современной динамике и перспективам отношений социума и биосферы, впервые типологизированы подходы к прогнозированию их, опираясь на исследования в данной области. В целом, анализ современных проблем экологии говорит о весьма вероятном нахождении биосферы вблизи точки бифуркации.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Экология культуры как научный дискурс определяется как область знания, изучающая историю взаимоотношений биосферы и антропогенной материально-духовной сферы, и дающая возможность прогнозирования этих отношений с учетом примата ценностных систем различных цивилизаций. Как базисная система культурных ценностей, экология культуры способствует формированию этических, национальных и личностных концептов, необходимых для гармоничного дополнения естественнонаучной картины мира, деструктурированной в ситуации постмодернизма, аксиологическими смыслами. Таким образом, экология культуры является важной частью мегаэкологии и метаэкологии и может рассматриваться как экологическая культура, культурная экология и экологическая эстетика.
2. Экология языка как раздел экологического знания, содержащий данные об отражении кризиса культуры в языке, позволяет более основательно рассмотреть процессы, происходящие во взаимоотношениях культуры, природы и социума. В языке можно наблюдать определенные тенденции к упрощению
структуры, что, с одной стороны, является естественным процессом, но, с другой стороны, отражает нестабильность системы современной культуры.
3. В трудах западных мыслителей можно отметить больший акцент на экологизм как таковой, на практическую экологическую этику. Именно в западной культурологической науке сложились такие направления, как: инвайронментальный консервационизм (Дж. Пауэлл, Дж. Пиншо, Б. Фернау), экологизм (Дж. Марш, А. Леопольд, Э. Ист, Э. Росс), экоцентризм (М. Ганди, А. Швейцер), экософия (или глубинная экология, А. Нэсс), экология языка (В. Трампе, А. Филл, И. Шторк, П. Финке) и языковая экология (М. Халлидей). В трудах отечественных мыслителей преобладает теоретическое рассмотрение проблем экологии культуры, формируются концепции, связанные, в основном, с ее аксиологической и философско-этической составляющей.
4. Отечественная философская и культурологическая мысль в вопросах экологии характеризуется в настоящее время широким диапазоном направленности, это касается и исходных парадигм, в рамках которых проводятся исследования, и понимания центрального вопроса экологии культуры, и выводов относительно одной из основных проблем экологии культуры - выхода из экологического кризиса. Представляется возможным выделить следующие группы ученых в соответствии с их пониманием ключевого звена в отношениях социума и биосферы: биологи (В. П. Алексеев, В. Р. Дольник), социо-экологи (С. Д. Дерябо, Н. Ф. Реймерс, А. И. Субетто, А. Н. Ямсков, В. А. Ясвин) и социо-биологи (В. П. Алексеев, И. И. Брехман, В. П. Казначеев, Л. П. Татаринов, А. Г. Юсуфов, А. В. Яблоков).
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Экологический дискурс: глобальный, национальный и региональный уровни: историко-культурологический анализ2011 год, кандидат культурологии Созинов, Александр Витальевич
Экология в культурологическом контексте: теоретико-методологический анализ2012 год, кандидат философских наук Цвиренко, Станислав Валерьевич
Экологическое сознание российского общества в период трансформации: Социологический анализ2005 год, доктор социологических наук Яо, Любовь Маркеловна
Становление и развитие экологической культуры в контексте современного культурологического знания2004 год, кандидат культурологии Хадиева, Вера Иосифовна
Социальные экологические практики: состояние и система взаимодействия2010 год, доктор социологических наук Рыбакова, Марина Владимировна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ставицкая, Екатерина Александровна, 2014 год
Список литературы
1. Аврамов А. В. Смена научных парадигм в концептуализации феномена «массовая культура». Автореф. ... дис. канд. филос. наук. - Великий Новгород, 2007.-21 с.
2. Акимова Т. А., Кузьмин А. П., Хаскин В. В. Экология. Природа -Человек - Техника. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 343 с.
3. Алексеев В. П. Очерки экологии человека: Учебное пособие. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998.- 191 с.
4. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000.-384 с.
5. Бердяев Н. А. Русская идея. М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 286, [2] с.
6. Бердяев Н. А. Смысл истории. Новое Средневековье. - М.: «Канон+», 2002.-380 с.
7. Бердяев Н. А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 668, [4] с.
8. Бердяев Н. А. Философия свободы. - М.: ACT: ACT МОСКВА, 2007. -699, [5] с.
9. Библер В. С. Философско-психологические предположения Школы диалога культур. - М.: РОССПЭН, 1998. - 214 с.
10. Большаков A.A. Древняя Русь IX-XIII вв. Очерки истории и антропоэкологии. М.: МНЭПУ, 1997. - 102 с.
11. Борейко В. Е. Прорыв в экологическую этику. Киев. Эколого-культ. центр. - К.: Логос, 2013, ил. - 168 с.
12. Вайнер (Уинер) Д. Р. Экология в Советской России: пер.с англ./Послесл. и ред. Ф. Р. Штильмарка. — М.: Прогресс, 1991. -400 с.
13. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский, предисловие Р. К. Баландина. - М.: Айрис-пресс, 2009. - 576 с.
14. Вопросы социоэкологии // Материалы Первой Всесоюзной конференции «Проблемы социальной экологии» (Львов, 1—3 октября 1986 г.). Львов: 1987.-353 с.
15. Гирусов Э. В. Основы социальной экологии. - М.: РУДН, 1998. -
172 с.
16. Гирусов Э. В. Система «общество — природа» (проблемы социальной экологии). М.: Изд-во МГУ, 1976. - 167 с.
17. Гиясова К. М. Праформы потребительской культуры в эпоху средневековья. Вопросы культурологии. Научно-практический и методический журнал, №11, 2010. - С. 32-37
18. Гнатюк В. С. Экологическое общество как один из путей достижения социокультурной устойчивости. Вестник МГТУ, том 13, №2, 2010. — С. 416-424
19. Горелов А. А. Эволюция культуры и экология. М.: ИФ РАН, 2002. -
245 с.
20. Григорьев Э. 77. Кузнецова Г. Н. Визуальная экология: взгляд на структурное формообразование в соединении позиций «глубокой экологии» и эстетики. Вестник МГОУ. Серия «Лингвистика». № 1 / 2011. - С. 184-191
21. Гусев М. В. К обсуждению вопроса об антропоцентризме и биоцентризме // Вестик Московского университета. Серия 16 (Биология). - № 1, 1991.-С. 3-6
22. Данилов-Данилъян В. К, Лосев К. С. Экологический кризис и устойчивое развитие. М.: «Прогресс-Традиция», 2000. - 416 с.
23. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996. - 365 с.
24. Докучаев В. В. Наши степи прежде и теперь. М.: Государственное издательство сельскохозяйственной литературы, 1954. - 83 с.
25. Дольник В. Р. Демографический взрыв глазами биолога. Знание -сила. №3, 1990.-С. 16-23
26. Дубова Н. А. Биологические аспекты этнической экологии. Этническая экология: теория и практика/ Ред. В. И. Козлов (отв. ред.), Н. А. Дубова, А. Н. Ямсков. М.: Наука, 1991 - С. 77-100
27. Евдокгшов А. Ю. Биосфера и кризис цивилизации. М.: Институт русской цивилизации, 2008 - 480 с.
28. Евдокимов А. Ю. Введение к сборнику «Духовность и экология». Материалы 14-й научно-практической конференции учащихся школ, студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава. «Выход из экологического кризиса: гуманизм, экоцентризм или российские духовные ценности» (22 апреля 2011 г.). - М.: ФГБОУ ВПО МГУП, 2011 - С.3-5
29. Евдокимов А. Ю. Русская цивилизация: экологический аспект. М.: Институт русской цивилизации, 2012. - 672 с.
30. Ерасов Б. С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. Издание третье, доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000.-591 с.
31. Ерофеев Б. Ф. Экологическое право России. Профессиональное образование. М.: Юриспруденция, 2003. - 727 с.
32. Ефимова Е. И. Методологические основы становления экологической культуры. Монография. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2000. - 260 с.
33. Ефимова Е.И. Экологическая культура: проблемы становления / Е.И.Ефимова. - М.: Науч.-техн. центр по безопасности в пром-ти Госгортехнадзора России, 2001. - 150 с.
34. Ефремеико Д. В. Эколого-политические дискурсы. Возникновение и эволюция. М.: ИНИОН РАН, 2006. - 285 с.
35. Жимбеева С. И. Культурные парадигмы в контексте понимания природы. Дис. канд. филос. наук, Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств, Улан-Удэ, 2006. - 185 с.
36. Забегашо О. Н. Духовное понимание истории, М.: «Русский центр», 2006. - 790 с.
37. Забегайло О. Н. Основные концепции истории мироздания. Серия: «История мироздания в свете православного вероучения и научных фактов». Книга 3. М.: Серебряные нити, 2008. - 632 с.
38. Зотов А., Чичнева Е., Василенко И., Моисеев Н. и др. Культура и экология. Поиск путей становления новой этики. М.: Интеллект, 1996. - 240 с.
39. Ильин А. Н. Фиктивность, знаковость и символизм культуры потребления. Вопросы культурологии. Научно-практический и методический журнал. 2010, №10, С.41-47
40. Ильин И. А. Грядущая Россия / И.А. Ильин. - Минск: Белорусская Православная Церковь, 2009. - 608 с.
41. Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры. М.: Русская книга - XXI век, 2007. 464 с.
42. Ильиных И. А. Экологическая этика: учебное пособие. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009. - 434 с.
43. ИонинЛ. Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996. - 280 с.
44. История культурологии: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под ред. д-ра филос. наук, проф. А.П. Огурцова. - М.: Гардарики, 2006. - 383 с.
45. Казначеев В. 77. Экология человека. Основные проблемы. М.: Наука, 1988-32 с.
46. Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем / Пер. с англ. Под ред. В.Г. Трилиса. - Киев: София, М.: ИД «София», 2003 - 366 с.
47. Кармаев И. А. Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. Сб. статей. Выпуск I / Под ред. Маркова Б. В., Солонина Ю. Н., Парцвания В. В. Издательство "Петрополис", Санкт-Петербург, 2001. - С. 87-89
48. Карсавин Л. П. Философия истории. М.: ACT МОСКВА, ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 510, [2] с.
49. Карташкин Б. А. Шесть лекций-бесед о современных концепциях естествознания (для студентов гуманитарных специальностей и направлений подготовки) М.: МИПП; ТОО «Люкс-арт», 1997. - 120 с.
50. Когай Е.А. Аксиологические ориентиры экологического образования. Философия экологического образования: сб. ст. — М.: Прогресс-Традиция, 2001. -С.238-252.
51. Когай Е.А. Экологическая парадигма культуры и образования. Социально-гуманитарные знания. N 4, 2000. - С. 114-129.
52. Колосова О. Ю. Особенности экологической науки в современном постнеклассическом знании. Гуманитарные и социальные науки. №2, 2008 - С. 47-54
53. Колосова О. Ю. Экологический императив в культуре информационного общества. - Ставрополь: СГАУ, 2003. - 125 с.
54. Косое Ю. В. Генезис концепции устойчивого развития. Экология и образование. № 1, 2002. - С. 19-24
55. Костин А. И. Экополитология и глобалистика. М.: Аспект-Пресс, 2005.-418 с.
56. Красилов В. А. Метаэкология. Закономерности эволюции природных и духовных систем. Палеонтологический институт РАН. — М., 1997. - 208 с.
57. Крепша Н. В. Экология. Общая, социальная, прикладная: учебное пособие. - Томск: Изд-во ТПУ, 2006. - 149 с.
58. Кропотова Н. В. Экологизация мировоззрения - центральная проблема СЕИ / Материалы 6-й научной конференции «Человек и природа -проблемы социоестественной истории» под ред. Кульпина Э. С. - Институт востоковедения РАН, Сектор теоретических проблем истории, Социоестественная история, вып.Х-М.: 1997. - СЛ 5-16
59. Кульпин Э. С. Путь России: Генезис кризисов природы и общества в России. Изд. 2-е. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 232 с.
60. Кульпин Э. С. Социоестественная история: понятие и проблемы: автореф. дис. д-ра философских наук: М., 1992. -45 с.
61. Кульпин Э. С., Пантин В. И. Генезис кризисов природы и общества в России. Вып.1. Решающий опыт. М.: Наука. 1993. - 256 с.
62. Кургузое В. Л. Гуманитарная культура (теоретическое обоснование феномена и проблемы функционирования в техническом вузе). - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2000. - 552 с.
63. Ларин В., Мнацаканян Р., Честин И., Шварц Е. Охрана природы России: от Горбачева до Путина. М.: КМК, 2003. - 416 с.
64. Левит С. Я. Экология культуры. Научно-аналитический обзор. Академия наук СССР Институт научной информации по общественным наукам -М., 1990.-53с.
65. Левяш И. Я. Культурология: Учеб. пособие для студентов вузов. - 3-е изд., стереотип. - Мн.: ТетраСистемс, 2000. - 496 с.
66. Леопольд О. Календарь песчаного графства. М.: Мир, 1980. - 216 с.
67. Леру Р. Экология человека. Наука о жилищном строительстве. М.: Стройиздат, 1970. - 264 с.
68. Лось В. А., Касюк А. Я. Политика устойчивого развития цивилизации: механизмы управления глобальными процессами: учебное пособие. - М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2012. - 226 с.
69. Лотман Ю. М. Семиосфера. - СПб: Искусство - СПб, 2000. - 704 с.
70. Мазур И. И., Козлова О. Н., Глазычев С. Н. Путь к экологической культуре. М.: Горизонт, 2001. - 194 с.
71. Малаиюсия Г. От человека экономического к человечному: критический взгляд на современную экономическую систему // Перспективы человека в глобализирующемся мире / Под ред. В. В. Парцвания. СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С. 278-318
72. Марков Ю. Г. Социальная экология. Новосибирск: Наука. 1986. -
174 с.
73. Маркович Д. Социальная экология: кн. для учителя / Д. Маркович; пер. с серб.-хорв. О.И. Долгой. -М.: Просвещение, 1991. - 173 с.
74. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: Ермак, 2003. - 342 с.
75. Меграбян Б. В., Каджанян М. Г. Социологические аспекты изучения проблем адаптации человека // Проблемы социальной экологии. Тезисы докладов Первой Всесоюзной конференции, 1-3 октября 1986. Ч. 2, Львов. 1986. - С. 76-77
76. Мечковская Н. Б. Язык и религия. Пособие для студентов гуманитарных вузов. М.: Агентство ФАИР, 1998. -352 с.
77. Миркин Б. М, Хазиахметов Р. М. Устойчивое развитие -продовольственная безопасность - агроэкология. Экология, №3, 2000. - С. 180-184
78. Моисеев Н. Н. Агония России. Есть ли у нее будущее? Попытка системного анализа проблемы выбора. Открытый экологический университет «ЗМ». М.: Экспресс «ЗМ», 1996. - 82 с.
79. Моисеев Н. Н. Быть или не быть ... человечеству? М., 1999. - 288 с.
80. Моисеев Н. Н. Восхождение к Разуму: Лекции по универс. эволюционизму и его прил. М.: Фирма коммерч. рекламы и науч.-техн. пропаганды «ИздАТ», 1993. - 174 с.
81. Моисеев Н. Н. Естественнонаучное знание и гуманитарное мышление // Общественные науки и современность. №2. 1993. - С. 63-75
82. Моисеев Н. Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы (эколого-политологический анализ). М.: МНЭПУ, 1994. -46 с.
83. Моисеев Н. Н. Судьба цивилизации. Путь разума. Языки русской культуры. М., 2000. - 224 с.
84. Моисеев Н. Н. Универсум. Информация. Общество. - М.: Устойчивый мир, 2001.-200 с.
85. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990. -
351 с.
86. Моисеев Н. Н. Экология и образование. М.: Юнисам, 1996. — 190 с.
87. Мустафин Д. И. Проблемы устойчивого развития. История появления и становления «Концепции устойчивого развития»: учебное пособие/Д.И. Мустафин, С. Янг. - М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2010. - 96 с.
88. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1997. - 944 с.
89. Орлова Э. А. Культурная (социальная) антропология. Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2004. -480 с.
90. Павлов А. Н. Основы экологической культуры: Учебное пособие. -СПб.: Политехника, 2004. - 334 с.
91. Павлова Т.Н. Биоэтика в высшей школе. - М.: МГАВМиБ, 1997. -
148 с.
92. Панарин А. С. Российская культура как фактор планетарной реформации // Культура и экология. Поиск путей становления новой этики. / А. Зотов, Е. Чичнева, И. Василенко, Н. Моисеев и др.; Ред-сост. Е. Р. Мелкумова. -М.: Интеллект, 1996. - 240 с.
93. Панов В. Ф. Ученые и религия // Экоэтика - XXI век: по материалам межд. науч. конгресса (23-27 декабря 2002 г.) - М., 2004. - С. 209-215
94. Петров К. М. Общая экология: взаимодействие общества и природы, СПб.: Химия, 1998.-351 с.
95. Платонов О. А. Экономика русской цивилизации. М.: Институт русской цивилизации. 2008. - 800 с.
96. Прохоров Б. Б. Экология человека: эволюционный аспект / Эволюционная и историческая антропоэкология. М., 1994. - С. 47-65
97. Резник Ю. М. Пути системной реорганизации и интеграции социального знания (очерки о судьбе отечественного обществознания) / Личность. Культура. Общество. Научно-практич. Журнал. Т. II / Вып.3(4). - М., 2000.-С. 54-55.
98. Реймерс Н. Ф. Экология (теории, законы, правила принципы и гипотезы). М.: Журнал «Россия Молодая», 1994 - 367 с.
99. Ремизов В. А. Социальная экология культуры личности. М.: МГУКИ, 2004.- 164 с.
100. Рожков М. А. Рефлексия античного наследия: культурологический аспект. Дис. канд. культурологи, Харабовск, 2006, 169 с.
101. Розанов В. В. Собрание сочинения. Старая и молодая Россия (Статьи и очерки 1909 г.) / Под общ. ред. А.Н. Николюкина. - М.: Республика, 2004. - 469 с.
102. Россия в окружающем мире: (Аналитический ежегодник). Отв. ред. Н. Н. Марфенин / Под общ. ред.: В. И. Даншова-Даннльяна, С. А. Степанова. М.: Изд-во МНЭПУ, 2002. - 336 с.
103. Руднева О. С. «Крушение кумиров». Семён Франк о причинах кризиса культуры. Вопросы культурологии. Научно-практический и методический журнал, №5, 2010 С. 51-55
104 .Сергеев В. К., Сергеев В. В. Проблема века: экология сознания, духовности, культуры. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2004 - 96 с.
105. Сгшбаннна А. В. Экологическое сознание в системе культурных отношений. Дис. ... канд. культурологии, Саранск, 2005. - 154 с.
106. Высокопреосвященный Иоанн митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (Снычев). Русская симфония. С-Пб.: «Царское дело», 2002. - 566 с.
107. Созынов А. В. Экологический дискурс: глобальный, национальный и региональный уровни (историко-культурный анализ). Дис. ... канд. культурологии. Краснодар, 2011. - 193 с.
108. Столярова Т. Ф. Социоестественная история как одно из оснований мировоззренческой парадигмы XXI века. // ГЕНЕТИЧЕСКИЕ КОДЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ. - Социоестественная история. Генезис кризисов природы и общества в России (под ред. Кульпина Э.С.) / Вып.4. М.: Московский лицей. 1995. - С. 90-95
109. Сухарев Ю. А. Глобализация и культура. Монография. - М.: «Высшая школа», 1999.- 158 с.
110 .Сухарев Ю. А. Философские аспекты межкультурного диалога и глобальных трансформаций в социальной структуре современного общества // Философские проблемы межкультурного диалога: теория, история и практика.
Вып.11 (617). Серия Философия и культурология. - М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2011. - С.9-16
111. Тойнби А. Постижение истории, Библиотека истории и культуры. -М.: Айрис-Пресс, 2010. - 640 с.
112. Токарев С. А. История зарубежной этнографии. М.: Наука, 1978. -
352 с.
113. Урсул А. Д. Путь в ноосферу: Концепция выживания и устойчивого развития человечества. М.: Луч. 1993. - 275 с.
114. Фадеев Е. Т. Проблемы экологического производства // Философские проблемы глобальной экологии. М., 1983. - 380 с.
115. Федоров Н. Ф. Философия общего дела. - М: ЭКСМО, 2008. - 752 с.
116. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2003. -
576 с.
117. Флиер А. Я. Культурогенез: монография. -М.: РИК, 1995. - 128 с.
118. Флиер А. Я., Полетаева М. А. Генезис и развитие культуры. - М.: МГУКИ, 2009. - С.69-131
119. Фромм Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1990. - 336 с.
120. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / Пер. с англ. Т. Велимеева. - М.: ACT Астрель, 2011. - 571 с.
121. Ходжаева Ю. М. Экология культуросферы: к проблеме сохранения наследия. Дис. ... канд. культурологии, Саранск, 2009. — 267 с.
122. Холодилова Е. В. Экология культуры в контексте современной социокультурной ситуации: проблема «дома» и бездомность. Дис. канд. культурологии, Хабаровск, 2006. - 169 с.
123. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992. - 572 с.
124. Ширяев А. Е. Концепция устойчивого развития: социально-философский аспект. Дис. канд. филос. наук, Омск, 2007. - 135 с.
125. Шпенглер О. Закат Европы / Пер.с нем. - М.: Искусство, 1993. - 293 с.
126. Экологические проблемы современности: научные и педагогические аспекты. / отв. ред. Касьян Л. А. М.: Онега, 1995. - 208 с.
127. Экология. Культура. Образование. Сб. материалов международного научного семинара / Отв. ред. Т. Я. Ашихмина. - Киров, 1998 - 236 с.
128. Энциклопедический словарь по культурологии / Под общей ред. А.А. Радугина. - М.: изд-во «Центр», 1997. - 477 с.
129. Этноэкологические аспекты духовной культуры / Ред.: В.И. Козлов, А.Н. Ямсков, Н. И. Григулевич, М., ИЭАРАН. 2005. - 324 с.
130. Ямское А.Н. Экологически значимые культурные архетипы поведения человека / Этноэкологические аспекты духовной культуры / Ред.: В.И. Козлов, А. Н. Ямсков, Н. И. Григулевич, М., ИЭАРАН. 2005. - 324 с.
131. Ясвин В. А. Психология отношения к природе. — М.: Смысл, 2000. —
456 с.
132. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Смысл и назначение истории: Пер. с нем. - М.: Политиздат, 1991. - С.288-420
На аиглийсколг языке:
133. Bews J. W. Human Ecology. N.-Y.: Russel and Russel, 1935. - 312 p.
134. Dickie, G. The Art Circle. A Theory of Art/G. Dickie. - N.Y., 1984. -
386 p.
135. Norgaard R. B. Sustainable Development: a Co-Evolutionary // Futures. -1988. December. - Vol. 20. - № 6. - P. 23 - 52.
136. Sepanmaa, Y. The Beauty of Environment. A General Model for Environmental Aesthetics / Y. Sepanmaa. - Helsinki, 1986. - 298 p.
Электронные ресурсы
137. Аврелий Марк Размышления. Библиотека «Полка Букиниста» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://polbu.ru/avrelii reflections/chlO all.html 27-12-10 - Загл. с экрана.
138. Алексеев В. А. Христианство и экологический кризис. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://\v\v\v.oai.ru/alekseevIb.html - Загл. с экрана.
139. Ананьева Г. В. Экогуманизм как способ социального бытия в мире. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bazaluk.com/conference/127/comments.html - Загл. с экрана.
140. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kara-murza.ru/books/Veber/ - Загл. с экрана.
141. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://vernadsky. 1 ib .ru/e-texts/archive/thought.html - Загл. с экрана.
142. Волченко В. Н. Принятие творца современной наукой. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fund-intent.ru/Article/Show/613 - Загл. с экрана.
143. Декларация прав культуры. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://inductor 1 .ucoz.ru/publ/22-1 -0-91 - Загл. с экрана.
144. Зверев В. JT. Профанация экологии в умах и образовании. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.promved.ru/mar2_2003 03.shtml - Загл. с экрана.
145. Звяггищев В. А. История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях. Часть I. - М., 1960. - с.85-105. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://destructioen.narod.ru/gumboldt ctrojenye iasykov.html - Загл. с экрана.
146. Кокин А. В. Изнанка антропоцентризма. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.avkokin.ru/documents/224 - Загл. с экрана.
147. Колосова О. Ю. Экологическая культура в глобализирующемся обществе. Культура и религия. 2011 №3 (3) - с.12-13 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://culture-and-religion.org/Files/3('03)2011/Kolosova.pdf - Загл. с экрана.
148. Кудиишна А. А. Гуманизм - феномен современной культуры. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.humanism.ru/ph4.htm - Загл. с экрана.
149. Кулабухов Д. А. Экология культуры: культурно-антропологические аспекты. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ecologistic.ru/ecol_kult/ - Загл. с экрана.
150. Кулъпин-Губайдуллаи Э. С. Генетические коды цивилизации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://homo.fizteh.ru/courses/history/kulpin.html - Загл. с экрана.
151. Кутырев В. А. Философский образ нашего времени (безжизненное пространство постчеловечества). Смоленск, 2006. - 301 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://philosophy.ru/library/kutyrev/timeimage.html - Загл. с экрана.
152. Лега В. П. «Что такое вера? Учение апостола Павла и Отцов Церкви о сущности веры и отношении её к знанию» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/380139.html - Загл. с экрана.
153. Лихачев Д. С. Экология культуры. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://likhachev.lfond.spb.ru/articl 100/11из51а/еко^.рс^- Загл. с экрана.
154. Манъковская Н. Б. Хронотипологические этапы развития неклассического эстетического сознания. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iph.ras.ru/page51913038.htm - Загл. с экрана.
155. Мухамедишиа Л М. О сущности и содержании понятия «Экологическая культура». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 11йр:/Ал^т.5сЬоо121 OQ.rU/upload/iblock/l 51/1516с11 d394a06d 15bddbe6e86cefl 709^ £ - Загл. с экрана.
156. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html - Загл. с экрана.
157. Повестка дня на XXI век. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21.shtml - Загл. с экрана.
158. Соловьев В. С. Смысл любви. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://az.lib.ru/s/solowxew wladimir sergeewich/text 0230.shtml - Загл. с экрана.
159. Франк Л. С. Смысл жизни. «Экологическая культура». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.eparhia-saratov.rU/books/20f/frank/smysl/5.html -Загл. с экрана.
160.Холодный Н. Г. Мысли натуралиста о природе и человеке. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nffedorov.ru/mbnff/biblio/knigi/antrukos/hol 1 .html - Загл. с экрана.
161. Чернявская Ю.В. Народная культура и национальные традиции. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/cherniavskaia_narodnaia/03.aspx - Загл. с экрана.
162. Эпиктет. В чём наше благо? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000379/st000.shtml (дата обращения 27.12.2010) - Загл. с экрана.
163. Яницкий О. Н. Экологическая социология. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/998/698/1219/023Glava20.pdf - Загл. с экрана.
164. Яницкий О. Н. Экологическая культура России XX в. /О.Н. Яницкий //История и современность. 2005. №1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.socionauki.ru/journal/articles/145689/-Загл. с экрана.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.